КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансоваястратегия»
на тему:
«Разработка схемыфинансирования инвестиционного проекта на примере сети салонов сотовой связи«Мобильный век»
Ижевск, 2006
Содержание
Введение
1. Исследованиефинансовой стратегии предприятия
1.1 Анализ стратегическихвозможностей предприятия
1.2 Анализ результатовфинансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.3Выбор направлений инвестиционной деятельности
2.Описание мероприятий к внедрению, разработка экономического прогноза
2.1 Общее описаниемероприятия
2.2Техническое описание мероприятия
2.3Описание основных факторов эффективности
2.4Установка прогнозного периода
3. Разработка проектнойсхемы финансирования
4. Оценка экономическойэффективности проекта с учетом возможной схемы финансирования
5. Организационныеаспекты по внедрению проекта
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Слово «стратегия» греческого происхождения и означает «искусстворазвертывания войск в бою» или «искусство генерала». Этот военный термин широковошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента. В менеджментестратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направлениеразвития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности,системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации кокружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Стратегия представляетсобой набор правил, которыми руководствуется организация при принятииуправленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижениехозяйственных целей организации.
Значение стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентнойборьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия.Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменениепозиции потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, развитиеинформационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменениероли человеческих ресурсов, и другие причины привели к возрастанию значениявыработки стратегии развития организации.
Ни однопредприятие не может достичь превосходства над конкурентами по всемкоммерческим характеристикам товара и средствам его продвижения на рынке.Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степенисоответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способомиспользующей сильные стороны деятельности предприятия. В отличие от тактическихдействий на рынке стратегия конкуренции должна быть направлена на обеспечениепреимуществ над конкурентами в долгосрочной перспективе, оцениваемой в 3–5 лет.
Единойстратегии для всех организаций не существует. Каждая организация уникальна всвоем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой организации свой,так как зависит от позиции организации на рынке, динамики ее развития, еепотенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара илиоказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и так далее.
Целью даннойкурсовой работы является исследование финансовой стратегии, реализуемой в сетисалонов сотовой связи «Мобильный век», и ее соответствия общей стратегииорганизации, а также условиям внешнего окружения; выбор направленийинвестиционной деятельности предприятия в рамках существующих фактороввнутренней и внешней среды; идентификация и количественное прогнозированиефакторов доходности, затрат и риска по проекту; проведение расчетовэффективности проектов; оценка объемов внешнего финансирования и разработкаприемлемой схемы финансирования проекта.
1. Исследованиефинансовой стратегии предприятия
1.1 Анализстратегических возможностей предприятия
В качестве объекта исследования я выбрала сетьсалонов сотовой связи «Мобильный век» ИП Галяев А.В. Главный офис организациинаходится по адресу: г. Ижевск, ул. Лихвинцева, 46. На сегодняшнийдень «Мобильный век» стремительно развивается и салоны очень популярны нетолько среди жителей города Ижевска, но и среди населения Удмуртскойреспублики, о чем свидетельствует открытие отделов в городе Ижевске, но и вомногих районах Удмуртии.
ИП Галяев А.В. образовалось в 1999 начале2000 года и стремительно развивается по сей день.
Главный офис удобно расположен – находится нацентральной улице г. Ижевска в 100 метрах от Центральной площади города и в 50 м от Президентского Дворца. К нему легко подъехать на общественном и наличном транспорте. Площадь торгового отдела 45 кв. метров, в начале 2005 года проведен стильный евроремонт торгового зала, установлены новыесовременные витрины, где представлены сотни моделей сотовых телефонов иаксессуаров к ним, стойка для обслуживания покупателей, столы для подключения коператорам сотовой связи, закуплено и установлено самое современноекомпьютерное оборудование, жидкокристаллические мониторы, лазерные принтеры.Протянута выделенная линия для подключению к Интернет. Установлена система кондиционированияторгового зала.
В функции данной организации входит продажасотовых телефонов и аксессуаров к ним, оформление кредита на всю продукциюимеющуюся в продаже, подключение к мобильным телефонным сетям стандарта GSM, а именно к МТС,«Мегафон», «TELE2», «Билайн», «Skylink». Салоны «Мобильный век» призваны обеспечиватьвысокую культуру обслуживания покупателей, добиваться наибольшей экономическойэффективности в своей работе. Одной из важнейших задач является изучение спросанаселения на сотовые телефоны, формирование ассортимента с целью наиболееполного удовлетворения покупателей.
Несколько лет ИП Галяев А.В. работает изанимает одно из ведущих положений на рынке сотовых телефонов Удмуртскойреспублики. Основными видами деятельности предприятия является розничная иоптовая торговля мобильными телефонами марок Nokia, Samsung, Siemens, LG, Fly, Motorola, Maxon, Alcatel, SonyEricsson и Ericsson, а также торговля сопутствующимитоварами (устройствами беспроводной связи, зарядными устройствами,аккумуляторами, чехлами, съемными панелями на телефон и прочее).
На сегодняшний день в торговле мобильнымителефонами очень большая конкуренция. Основными конкурентами сети салоновсотовой связи «Мобильный век» являются сети магазинов «Цифроград», «Связной»,«Телефон.ru», «Евросеть», «МобилХит», «Профком» и другие.
К партнераммагазина относятся различные компании и фирмы, городов Москвы,Санкт-Петербурга, а также ряда городов Российской Федерации (Екатеринбурга,Перми, Кирова, Ростова-на-Дону).
Штат главногоофиса сети салонов сотовой связи «Мобильный век» состоит из 13 человек. Административно-управленческийаппарат «Мобильного века» состоит из директора магазина, заместителя директора,главного бухгалтера и бухгалтера-товароведа. К основным производственнымподразделениям в сети салонов мобильной связи «Мобильный век» относитсяобслуживающий персонал, который состоит из старшего кассира, кредитныхэкспертов и менеджеров по продажам. Обслуживающие и вспомогательные подразделения вданном случае представлены хозяйственной частью, которая состоит из уборщикапомещений.
Миссияорганизации заключается в удовлетворении потребности людей в получениикачественного продукта для развлечения, обучения и развития с целью созданиянового качества жизни.
Главныезадачи компании – активное распространение сотовых телефонов и сопутствующихтоваров максимально полного ассортимента, выпущенных российскими и зарубежнымипроизводителями. Магазины призван обеспечивать высокую культуру обслуживанияпокупателей, добиваться наибольшей экономической эффективности в своей работе,а так же поддерживать высокое качество обслуживания клиентов.
Одной изважнейших задач является изучение спроса населения на продаваемую продукцию,формирование ассортимента с целью наиболее полного удовлетворения покупателей.Над успешными решениями этих задач ежедневно работают сотрудники компании.
Дляотображения цели, подцелей используется так называемое «Дерево целей». Цели –это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижениекоторых является для нее желательным и на достижение которых направлена еедеятельность. Значимость целей для организации невозможно переоценить. Целиявляются исходной точкой планирования деятельности, цели лежат в основепостроения организационных отношений, на целях базируется системамотивирования, используемая в организации, наконец, цели являются точкойотсчета в процессе контроля и оценки результатов труда отдельных работников,подразделений и организации в целом.
В любойорганизации, имеющей несколько структурных подразделений и несколько уровнейуправления, складывается иерархия целей, представляющая собой декомпозициюцелей более высокого и более низкого уровня. Например, «Дерево целей» сетисалонов сотовой связи «Мобильный век» представлено на рисунке 1.1.
/>
Рис. 1.1Структура «дерева целей» сети салонов сотовой связи «Мобильный век»
Гдепредставлены:
Целипервого уровня иерархии
Ц –сохранение предприятия в долгосрочной перспективе, то есть цель роста;
Целивторого уровня иерархии
Ц1 – конкурентоспособное,лидирующее положение на мобильном рынке;
Ц2 –улучшение работы с клиентами;
Ц3 –удовлетворение потребностей и улучшение благосостояния сотрудникованализируемого предприятия;
Целитретьего уровня иерархии
Ц1.1 –увеличение доли рынка и доли рынка относительно конкурента на 15%;
Ц2.1 –улучшения качества и увеличение скорости обслуживания;
Ц2.2 –сокращение жалоб со стороны покупателей;
Ц2.3 –повышение квалификации работников предприятия;
Целичетвертого уровня иерархии
Ц1.1.1 –увеличение объема продаж на 35%;
Ц1.1.2 –увеличение прибыли на 35%;
Ц1.1.3 –привлечение финансовых ресурсов;
Ц1.1.4 –автоматизация торгового процесса за 18 месяцев.
Цели,совершено, необходимы для успешного функционирования «Мобильного века» ивыживания организации в долгосрочной перспективе. Однако если цели неверноопределены, это может привести к негативным последствия для организации.
Естественно,что при установлении целей в данной организации очень трудно свести воединоразносторонние интересы субъектов влияния. Собственники ожидают, чтоорганизация обеспечит высокую прибыль, сотрудники желают, чтобы магазинывыплачивал высокую заработную плату, предоставлял интересную и безопаснуюработу, обеспечивая условия для роста и развития, осуществлял хорошеесоциальное обеспечение и тому подобное. Для покупателей магазины долженпредоставлять товар по подходяще цене, соответствующего качества, с хорошимобслуживанием и так далее.
Сеть салоновсотовой связи «Мобильный век» является узкоспециализированной организацией, таккак в основном, занимается только розничной торговлей продукцией. Такимобразом, для выбора стратегии необходимо применить методику SPACE.
В основеметодики SPACE (Strategic Position and Action Evaluation – стратегическая оценкаположений и действий) лежит анализ положений фирмы и условий функционированияпо четырем координатам:
· конкурентноепреимущество фирмы;
· финансовоеположение;
· привлекательностьотрасли;
· стабильностьэкономической среды.
Таблица 1.1 –Факторы, определяющие конкурентное преимущество фирмыДоля рынка Малая
0 12 3 4 5 6 Большая Качество продукта Низкое
0 1 2 3 4 5 6 Превосходное Стадия жизненного цикла продукта Поздняя
0 1 2 3 4 5 6 Ранняя Цикл замены продукта Переменный
0 1 2 3 4 5 6 Фиксированный Приверженность потребителей Низкая
0 1 2 3 4 5 6 Высокая Использование производственных мощностей у конкурентов Минимальное
0 1 2 3 4 5 6 Максимальное Технологические know-how Малое
0 1 2 3 4 5 6 Большое Степень вертикальной интеграции Низкая
0 1 2 3 4 5 6 Высокая
Среднеезначение = -2,5
Таблица 1.2 –Факторы, определяющие финансовое положение фирмыОтдача на вложение Низкая
0 1 2 3 4 5 6 Высокая Финансовый рычаг Несбалансированный
0 1 2 3 4 5 6 Сбалансированный Ликвидность Несбалансированная
0 1 2 3 4 5 6 Сбалансированная Степень удовлетворения потребностей в капитале Низкая
0 1 2 3 4 5 6 Высокая Поток платежей в пользу фирмы Малый
0 1 2 3 4 5 6 Большой Простота выхода с рынка Трудно
0 1 2 3 4 5 6 Легко Рискованность бизнеса Высокая
0 1 2 3 4 5 6 Низкая Оборачиваемость запасов Медленная
0 1 2 3 4 5 6 Быстрая
Среднее значение = 3,75
Таблица 1.3 –Факторы, определяющие привлекательность (силу) отраслиПотенциал роста Низкий
0 1 2 3 4 5 6 Высокий Потенциальная привлекательность Низкая
0 1 2 3 4 5 6 Высокая Финансовая стабильность Низкая
0 1 2 3 4 5 6 Высокая Технологическое know-how Простое
0 1 2 3 4 5 6 Сложное Использование ресурсов Неэффективное
0 1 2 3 4 5 6 Эффективное Капиталоемкость Высокая
0 1 2 3 4 5 6 Низкая Легкость вхождения на рынок Легко
0 1 2 3 4 5 6 Сложно Производительность, использование ресурсов Низкая
0 1 2 3 4 5 6 Высокая
Среднее значение= 3,75
Таблица 1.4 –Факторы, определяющие стабильность средыТехнологические изменения Много
0 1 2 3 4 5 6 Мало Темп инфляции Высокий
0 1 2 3 4 5 6 Низкий Вариация спроса Большая
0 1 2 3 4 5 6 Малая Разброс цен конкурирующих продуктов Большой
0 1 2 3 4 5 6 Малый Барьеры (ограничения) для вхождения на рынок Мало
0 1 2 3 4 5 6 Много Давление конкурентов Высокое
0 1 2 3 4 5 6 Малое Эластичность спроса Эластичный
0 1 2 3 4 5 6 Неэластичный Среднее значение = -3,5
После тогокак все факторы оценены, а показатели по четырем координатам рассчитаны, ихнеобходимо нанести на график.
Агрессивнаяпозиция – эта позиция характерна для привлекательных отраслей в стабильномокружении.
Критическийфактор – способность противостоять появлению новых конкурентов.
Рекомендуемыестратегии:
1. Поисккандидатов на поглощение в собственной и смежной отраслях;
2. Увеличениедоли рынка;
3.Концентрация ресурсов на продуктах, обеспечивающих наибольшее преимущество надконкурентами. Поведение фирмы: поведение разведчика, стремление исследовать какможно больше альтернатив, нежесткий, децентрализованный контроль, не всегдаполное использование ресурсов.
Рекомендуемойстратегией для сети салонов сотовой связи «Мобильный век» является увеличениедоли рынка на 15%.
/>
Рисунок 1.2 –Система координат методики SPACE
1.2 Анализрезультатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия
Для эффективной деятельности предприятия необходимо сочетать оперативноеуправление с генеральной финансовой стратегией. И здесь существует два главныхнаправления:
1.Инвестиции– постоянные и переменные затраты – текущие финансовые потребности – структуракапитала.
2.Финансоваяустойчивость предприятия – платежеспособность, ликвидность баланса,кредитоспособность, рентабельность – финансовые коэффициенты.
В рамках этой проблемы конкретно-практическим воплощением комплексногоуправления активами и пассивами предприятия являются матрицы финансовойстратегии. Рассматривая их, можно в самой общей форме составить прогнозфинансово-хозяйственного состояния предприятия, выявить неблагоприятные факторыи явления. Для этого используются следующие показатели:
1. Результат хозяйственной деятельности (РХД) = брутто-результатэксплуатации инвестиций – изменение текущих финансовых потребностей – производственныеинвестиции + обычные продажи имущества.
Текущие финансовые потребности = запасы сырья и готовой продукции+ долговые права к клиентам (дебиторская задолженность) – долговые обязательствапоставщикам (кредиторская задолженность).
2. Результат финансовой деятельности (РФД) = изменение заемныхсредств – проценты – налог на прибыль – выплаченные дивиденды + доходы отэмиссии акций – вложения в уставные фонды других предприятий и другиедолгосрочные финансовые вложения + полученные отчисления от прибыли учрежденныхпредприятий и доходы от других долгосрочных финансовых вложений.
В показателе РФД отражается финансовая политика предприятия: припривлечении заемных средств РФД может иметь положительное значение, безпривлечения заемных средств – отрицательное. Резко отрицательное значение РФДможет быть компенсировано лишь положительным значением РХД.
3. Результат финансово-хозяйственной деятельности предприятия(РФХД) есть сумма результатов его хозяйственной и финансовой деятельности:
РФХД = РХД + РФД.
Анализ РХД, РФД и суммарного РФХД нужен для выявления величины идинамики денежных средств предприятия в результате егохозяйственно-инвестиционной и финансовой деятельности, для оценки егоспособности отвечать по обязательствам, совершать инвестиции в основныесредства, покрывать текущие финансово-эксплуатационные потребности, т.е. иметьположительные денежные потоки – превышение расходов над доходами в обозримойперспективе. Один из самых распространенных способов добиться положенияравновесия – методом последовательных итераций всячески комбинировать РХД иРФД, добиваясь приближения их суммы к нулю. Обычно равновесное положениедостигается при РХД и РФД, находящихся в интервале между 0% и ±10% добавленнойстоимости и имеющих разные знаки.
Достичь идеального значения РФХД трудно, да и не всегданеобходимо, но надо по возможности стараться удерживаться в границах безопаснойзоны. В связи с этим обычно ставят перед собой задачу найти наиболее приемлемоесочетание РХД и РФД в пределах допустимого риска.
Большую помощь в решении этой задачи могут оказать матрицы финансовойстратегии. Матрицы помогают спрогнозировать «критический путь» предприятия наближайшие годы, наметить допустимые пределы риска и выявить порог возможностейпредприятия. Из большого разнообразия матриц выбирается такая, в которойзначение результата финансово-хозяйственной деятельности комбинируется сразличными значениями результата хозяйственной деятельности и результатафинансовой деятельности – и все это в корреляции с темпами роста оборота предприятия(рис. 1.3).
РФД
/>РФД ®
РФД >>
РХД >>
/>
4
1 РФХД ®
6 РФХД >
РФХД >>
/>РХД ®
2
7 РФХД
РФХД ®
5 РФХД >
РХД
8
9 РФХД
3 РФХД
РФХД ®
Рис. 1.3Матрица финансовой стратегии
По диагоналипроходит граница между двумя основными зонами:
· над диагональю – зона успехов – зонаположительных значений аналитических показателей;
· под диагональю – зона дефицитов – зонаотрицательных значений аналитических показателей.
Рассчитаемрезультат хозяйственной деятельности (РХД) для сети салонов сотовой связи«Мобильный век», он представлен в таблице 1.5.
Таблица 1.5 –Расчет показателя РХД (тыс. руб.) Показатели Годы 2003 2004 2005 1. Выручка от реализации 1613 2198 2758 2. Затраты на производство 1379 1622 2064 2.1. в т.ч. затраты на оплату труда 390 430 561 2.2. материальные затраты 796 992 1279 2.3. суммы начисленной амортизации 4 2 2 2.4. прочие затраты 189 198 222 3. Валовая прибыль 234 576 694 4. Изменение суммы запасов 635 1030 1184 5. Изменение суммы кредиторской задолженности 562 618 699 6. Сумма капитальных вложений - - - 7. Доходы от реализации имущества - - - 8. РХД (с. 3 + с. 2.3-с. 4 + с. 5 – с. 6 + с. 7) 165 166 211
Рассчитаем показатель «результат финансовой деятельности» (РФД)организации.
Таблица 1.6 –Расчет показателя РФД (тыс. руб.)Показатели Годы 2003 2004 2005 1. Изменение суммы краткосрочных заемных средств - - - 2. Изменение суммы долгосрочных заемных средств - - - 3. Расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида - - - 4. Расходы связанные с организацией и обслуживанием собственных ценных бумаг любого вида - - - 5. Сумма налога по УСН 97 132 165 6. Сумма дивидендов к выплате - - - 7. Поступления от дополнительной эмиссии акций - - - 8. Сумма долгосрочных финансовых вложений - - - 9. Доходы от долгосрочных финансовых вложений - - - 10. РФД (с. 1 + с. 2 – с. 3 – с. 4 – с. 5 – с. 6 + с. 7 – с. 8 + с. 9) -97 -132 -165
Таблица 1.7 –Расчет показателя РФХДПоказатели 2003 2004 2005 1. Результат хозяйственной деятельности (РХД) 165 166 211 2. Результат финансовой деятельности (РФД) -97 -132 -165 3. Результат финансово-хозяйственной деятельности (РФХД) 68 34 46
Результат хозяйственной деятельности сети салонов сотовой связи«Мобильный век» за все три года получился положительный, а результат финансовойотрицательный. РФХД для 2003–2005 гг. попадает в квадрат №1, чтохарактеризует устойчивое положение организации, но «Мобильный век» используетдалеко не все возможности. При сохранении данных позиций возможна потеряконкурентных преимуществ (перемещение в квадрат №7). Чтобы этого не произошлоорганизации необходимо использовать дополнительные внешние источникифинансирования, что позволит увеличить оборот предприятия и / илинарастить масштабы деятельности.
1.3 Выбор направлений инвестиционной деятельности
Проанализировав результаты финансово-хозяйственной деятельностисети салонов сотовой связи «Мобильный век», можно сделать вывод о приоритетныхнаправлениях финансово-инвестиционной деятельности.
Для организации наиболее предпочтительна инвестиционнаядеятельность по следующим направлениям, которые представлены в таблице 1.8.
Таблица 1.8 – Направления инвестиционной деятельностиТипы инвестиций Форма эффекта Типы инвестиционных затрат 1. Инвестиции в расширение масштабов деятельности (расширенное воспроизводство основных фондов) Расширение производственной мощности, дополнительные объемы продаж, повышение устойчивости предприятия
- Основная доля инвестиционных затрат (ИЗ) – капитальные вложения (КВ) в оборудование и кап. строительство;
- Сопряженные с КВ затраты, относимые на затраты по текущей деятельности – пуско-наладочные работы, затраты на обучение и т.п.
- Дополнительная потребность в оборотных средствах. 2. Инвестиции, направленные на повышение качества услуги Дополнительные поступления от продаж, повышение рентабельности продаж и (или) объемов продаж
Возможны два варианта реализации данного типа ИП:
1) инвестиции в форме КВ (типы затрат – аналогично п. 1)
2) вложения в совершенствование текущей деятельности (совершенствование технологии, ремонт оборудования, обучение персонала и т.п.) – списываются на издержки текущего периода или расходы будущих периодов.
2. Описание мероприятий к внедрению, разработка экономическогопрогноза
2.1 Общее описание мероприятия
Сеть салоновсотовой связи «Мобильный век» за свою историю переживала разные времена. Нодаже в самую тяжелую пору не останавливалась работа над перспективнымипроектами. В организации проводится инновационная политика, направленная напоиск, создание и запуск в работу уникальных технологий и услуг. Следуетотметить, что результаты поиска могут находиться вне рамок основного бизнеса.Правильная инновационная политика позволяет резко увеличить потенциалпредприятий. Работники организации давно осознали очень простую мысль: кактолько перестаешь думать о завтрашнем дне, тут же останавливаешься в развитии.А остановка в развитии – это первый шаг к кризису.
На данныймомент предприятие разрабатывает проект о введении самообслуживания савтоматизацией торгового процесса.
Самообслуживание– основной метод прогрессивной формы продажи, его преимущества заключаются втом, что покупатели имеют свободный доступ к товарам, открыто выложенных вторговом зале на пристенном или на островном оборудовании (шкафы, горки,столы). При этом покупатели могут самостоятельно отобрать нужную продукцию иливоспользоваться советом менеджера по продажам. Оплата покупки производится вузле расчета при выходе из магазина (отдела).
Такимобразом, на 20% увеличивается пропускная способность торгового зала, повышаетсяэкономическая эффективность труда продавцов, а значит, и рентабельностьмагазина.
При методесамообслуживание продавцу предъявляются некоторые специфические требования: емубольше внимания приходиться уделять контролю за строго определенной системойразмещения изданий, за порядком в расстановке товара; продавец выступает восновном в роли консультанта, помогающего покупателю ориентироваться в торговомзале среди большого количества продукции.
Особоезначение при методе самообслуживания имеют реклама и информирование покупателейо размещенных товарах и правилах отбора и оформления покупок. Значениенадписей, разделителей, указателей здесь особенно велико, так как они служаткак бы путеводителями и дополняют справочную службу магазина.
Самостоятельноотобранные товары покупатель предъявляет при выходе из торгового зала в узлерасчета контролеру – кассиру, который производит расчет за покупку.
В зависимостиот обстановки или указания директора (заместителя директора), менеджер можетнаходиться или при входе в секцию самообслуживания, или в узле расчета, наконтроле, где производиться упаковка и выдача покупки. Продавец может ивыполнять и функцию кассира-контролера, поэтому он должен хорошо и быстросчитать и работать на кассовом аппарате.
Такимобразом, самообслуживание – технология, обеспечивающая самое быстрое икачественное обслуживание покупателей. Для обеспечения наибольшей эффективностирекомендуется соблюдение следующих условий: использование POS терминалов,дающих большие преимущества в скорости обслуживания перед другими типами контрольно-кассовыхмашин (ККМ), штрих-кодовая маркировка всего товара в магазине, или, в крайнемслучае, маркировка товара внутренними (PLU) кодами.
Дляорганизации проекта самообслуживания сети салонов сотовой связи «Мобильный век»на предварительном этапе необходимо учитывать следующие затраты, которыеопределяются по минимуму. Затраты по инвестированию на этапе внедрениясамообслуживания представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 –Перечень затрат по инвестированию на этапе внедрения самообслуживанияПеречень необходимых материалов и оборудования
Количество,
шт. Цена, руб. Сумма затрат в тыс. руб. 1. Переустройство и ремонт помещения 190 2. Мебель, в т.ч.: 2.1 Стеллаж «Премиум» 8 6,9 52,5 2.2 Стеллаж «Тематический» 4 4,9 19,6 2.3 Стеллаж «Трансформер» 1 7,0 7,0 2.4 Стеллаж «Гондола» 3 4,7 14,1 2.5 Стеллаж «Гондола для открыток» 2 3,9 7,8 2.6 Модуль для кассового аппарата 1 7,0 7,0 3. Прочие расходы 17,4 ИТОГО 315,4
Что касаетсязатрат на автоматизацию торгового процесса, то они приведены ниже.
Торговыесистемы – достаточно сложные средства автоматизации, поэтому, как правило,стадия адаптации системы в конкретной торговой точке является обязательной, иот того, как эта работа организована, во многом зависят сроки и качествовнедрения системы в промышленную эксплуатацию.
Спрос наавтоматизированные системы управления приобретает устойчивый и осознанныйхарактер, они становятся непременным атрибутом торговли, превращаясь изпрестижной игрушки в настоящий рабочий инструмент. Для того чтобы этот инструментзаработал, его необходимо подготовить, наладить, обучить людей им пользоваться,а затем поддерживать его в рабочем состоянии.
Для внедренияавтоматизированного торгового процесса в сети салонов сотовой связи «Мобильныйвек» необходимы квалифицированные работники, то есть персонал, которыйполностью обучен работе с новым торговым оборудованием. Затраты на обучение, атакже на аппаратные средства и комплектующие, которые необходимы дляосуществления автоматизации представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2 –Автоматизация торгового процесса в сети салонов сотовой связи «Мобильный век»Параметры Автоматизация торгового процесса Затраты в тыс. руб. Предназначение Автоматизация торговли и учета на предприятии Пользователи
Администрация,
старший кассир,
менеджер по продажам
Программное
обеспечение АРМ «Касса Торговля» – базовая версия (технология продаж по штрих-кодам, скидки, отчетность, технология фиксированного дисконта – магнитные и штрихкарты) + документация. Производитель ООО «Синт-Сервис» 7,0 Оборудование
Система видионаблюдения
Кассовый аппарат Меркурий 153Ф,
Лазерный сканер штрих-кода Metrologic MS9520 Vogager,
Компьютер
Специальный принтер для печати этикеток штрих-кодов Термопринтер Godex EZ – 02,
Термоэтикетки для штрих-кодов размером 30х20 мм. Рулон 1500 шт.
55,0
45,0
6,0
35,0
9,5
0,1 Обучение Работа с программой АРМ «Касса Торговля» 10,0 ИТОГО 167,6
Кромепрактически полного технического переоснащения торгового зала, организациянамерена уделить значительное внимание расширению ассортимента реализуемыхтоваров. Поскольку только расширение номенклатуры товаров повлечет за собойповышение товарооборота до запланированного уровня, и как следствие – появлениявозможности снижения цен.
Важно, чтосалоны «Мобильный век» – точки розничной торговли, прелагающая свои услугипрактически всем социальным слоям населения, именно поэтому расширениеассортимента, кроме всего прочего, элемент привлечения покупателей с различнымуровнем дохода и различными потребностями, это позволит удержать существующихпотребителей и привлечь новых, в которых организация особо заинтересована.
Потенциалпредприятия позволяет с уверенностью планировать минимальные цены практическина все товары, в том числе, и на те позиции, реализация которых планируется вновом магазине.
В процессереализации проекта планирует уделить особое внимание системе оплаты трудасотрудников магазина, поскольку ее эффективность и гибкость является основойвысокого качества обслуживания потребителей. Разрабатываемая системавознаграждения будет реализовываться до начала технического переоснащения, этопозволит избежать различных ошибок в период реализации проекта. Однакополностью данная система будет использована компанией только после открытиямагазина и после реконструкции.
Особенностьюсистемы вознаграждения является наличие у каждого работника фиксированной ипеременной части заработной платы. Переменная часть представляет собойпериодически, не реже чем 3 раза в год пересматриваемую, процентную ставку отфактически полученной выручки (товарооборота) соответствующей секции илитоварной группы и (или) фактически полученной прибыли магазина. Такой подходпозволяет каждому сотруднику получать вознаграждение в зависимости отэффективности выполнения возложенных на него обязанностей. Такая система позволитнаиболее эффективно контролировать распределение прибыли с учетом заслуг каждогоработника магазина и выполнять один из важнейших принципов организации работысети салонов сотовой связи «Мобильный век» – жесткое определение функцийкаждого работника. Именно это необходимо для оптимального использованиятрудовых ресурсов.
Нижеприводится перечень должностей с предполагаемой заработной платой.
Таблица 2.3 –Предполагаемая заработная плата в сети салонов сотовой связи «Мобильный век»Должность Количество человек
Оклад,
тыс. руб.
Сумма
в тыс. руб. Директор 1 15,0 15,0 Главный бухгалтер 1 11,0 11,0 Заместитель директора 1 9,0 9,0 Старший кассир 1 7,0 7,0 Менеджер по продажам 8 5,0 40,0 Уборщик помещений 1 2,0 2,0 ИТОГО 13 84,00
Что касается способов реализации рекламныхкомпаний, то сюда можно отнести организацию и проведение презентаций,пресс-конференций, можно использовать для формы работы со СМИ, которыеприобрели в последнее время в России особое значение в связи с развитиемрыночных отношений в экономике и демократизацией общества. На таких встречах вполной мере проявляется умение менеджеров и специалистов по связям с общественностьюпреподнести достижения своего предприятия, продемонстрировать продаваемоюпродукцию, представить новые, оригинальные проекты и наладить связи с прессой,спонсорами, банковскими структурами, торговыми посредниками.
Расходы на рекламу – это расходы предприятия поцеленаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукциина рынках сбыта.
Таблица 2.4 – Смета затрат на рекламу№ Наименование рекламного мероприятия Сумма, руб.
1
2
3
4
Размещение в средствах массовой информации
Изготовление пакетов с фирменными знаками
Рекламные щиты
Изготовление рекламных сувениров
40000
9000
8000
10000 ИТОГО: 67000
Большое влияние на популярность «Мобильного века»оказывает участие в выставках, ярмарках, церемониях награждения и врученияпремий и т.д. Наибольший эффект приносит участие в специализированных выставкахи ярмарках.
Что касается разнообразных стимулирующих средств,способствующих совершению покупки то сюда можно отнести: лотереи, купоны для покупкисо скидкой, приз за определённое количество покупок и так далее.
В данном предприятии планируется выпускать 1 разв месяц купоны для покупки со скидкой, также при покупки товаров более 12000рублей будет выдаваться купон, который даёт право на скидку при следующейпокупке.
Рассмотрев основные затраты необходимые для реализации проектасети салонов сотовой связи «Мобильный век» потребуется денежная сумма в размере550 тысяч рублей.
2.2 Техническое описание мероприятия
На практикеавтоматическая идентификация товаров может осуществляться по-разному. Вторговых залах целесообразно использовать считывающие карандаши. Это наиболеепростые и доступные устройства, являющиеся, по сути, переноснымимини-компьютерами со встроенным контактным считывателем штриховых кодов. Памятьтакого карандаша обеспечивает временное запоминание считанной информации,которая затем передается в обычный компьютер через специальный интерфейс.
Для особыхтоваров с увеличенной шириной кода эффективны ручные лазерные сканеры с широкойапертурой. В кассе наиболее удобен сканер, производящий быстрое считывание кодана расстоянии при произвольной ориентации этикетки со штриховым кодом. Наскладе, целесообразно использовать автономный портативный компьютер совстроенным лазерным сканером. Такое устройство поможет не толькоидентифицировать товары, но и осуществить инвентаризацию, комплектацию или подборзаказа.
Существует идругое торговое оборудование, например, портативный терминал сбора данных –штрих-сканер плюс память. Такое устройство способно запоминать считываемыештрих-коды, также вдали от своего места присоединения к компьютеру ивпоследствии передавать их в компьютер в виде файла (понятно, что склад с егопогрузочно-разгрузочными работами – не лучшее для компьютера место). Программаторгового учета может, получив такой файл, сформировать по нему товарный составдокумента на прием или отпуск просканированного товара или составинвентаризационной ведомости. Некоторые из таких терминалов сбора данныхспособны запомнить предварительно достаточно длинные списки товарнойноменклатуры и, считывая штрих-код товара, сигнализировать о наличии его всписке. Они могут также формировать товарные составы одновременно несколькихприходных, расходных и инвентаризационных документов, подчиняясь командам – какойдокумент в данный момент формировать, и, впоследствии, какой файл выгружать.Некоторые терминалы сбора данных также печатают штрих-коды (имеют встроенныйпринтер этикеток).
Технологияавтоматической идентификации штриховых кодов позволяет достичь очень высокой надежностисчитывания символов.
Такженеобходимо в процессе автоматизации торгового процесса модернизировать рабочиеместо кассира отдела магазина. Программа автоматизированного рабочего места(АРМ) кассира АРМ «Касса Торговля» сертифицирована для работы сконтрольно-кассовыми машинами ABS POS Terminal SYSTEM IIRF и Меркурий 153Ф дляприменения в торговле.
Это параметрическинастраиваемая программа, управляющая работой кассовой машины. Программаобеспечивает расчеты по проданным товарам в наличной и безналичной форме. АРМ«Касса Торговля» интегрирована в ряд учетных систем. Среди них – «1С», «БЭСТ»,«SWS+» и ряд других.
Программный пакет«АРМ Касса Торговля» состоит из четырёх программ и утилиты ExpTool:
1). АРМкассира (kassir.exe) – программа для проведения кассовых операций (продажатовара, снятие отчетов и так далее).
2). АРМтовароведа (sklad.exe) – программа для регистрации поступления товара на склад.
3). АРМАдминистратора (admin.exe) – программа для настройки ПО и аппаратной частикомплекса.
4). Программаанализа продаж (analitik.exe) – это часть пакета позволяет в виде списков играфиков наглядно представить процесс торговли. Установив нужные критериивыбора можно узнать требуемую информацию за считанные секунды, не поднимая кучуархивов.
5). УтилитаExpTool предназначена для гибкого экспорта данных из АРМа кассира компании спомощью SQL-запросов. Программа работает в консольном режиме под Win32. Спомощью ExpTool вы можете получить любую информацию из АРМа в виде текстовогофайла для своих аналитических нужд практически в любой системе товароучёта.
Файлы:SQL.txt выводит список проданных товаров за смену;
sql1.txt получает количество чеков и общую сумму за смену.
Отдельныепараметры настройки кассовой программы позволяют разрешить, запретить или закрытьпаролем администратора оформление чеков сторно и возврата, приходных ирасходных кассовых ордеров, любых видов скидок из числа возможных. Как правило,ряд операций по обеспечению функционирования кассы, таких как ведениесправочников кассиров, скидок возможно получение некоторых видов отчетов,выносятся в отдельное меню, вход в которое закрывается паролем администрации.
Кассовый аппарат,включенный в систему автоматизированного учета, работает в псевдоонлайновомрежиме: формирование справочникатоваров производится в этой системе на складском компьютере вформате, принятом в данной системе. По специальной команде происходит преобразованиесправочника в формат, принятый в кассовой программе (формат dBase), и передачасправочника на кассу в т.н. почтовый ящик, опрашиваемый кассовой программой вопределенные моменты времени. Данные о реализации передаются кассой наскладской компьютер в файле особой структуры (формат ASCII) после закрытияочередного чека, где специальной программой преобразуются в формат баз данныхучетной системы.
Такимобразом, проблема интеграции влюбую систему учета разрешается разработкой программ-конвертеров длясправочника товаров и файла реализации (регистрационного файла).
Вход в системуосуществляется наборомпароля кассира на POS клавиатуре. Работа кассира заключается в оформлениикассовых чеков:
1. Указаниетипа чека требуетсяпри оформлении чеков сторнои возврата иосуществляется простым нажатием соответствующей кнопки на клавиатуре.
2. Приформировании товарной части чекакассир вводит только код товара и его количество, при этом в чеке и на мониторекассира указываются наименованиетовара, цена за единицутовара, количествопроданноготовара и (при необходимости) размерскидки либо наценки.
Учет продажи по артикулам товаров осуществляется при их реализации по «быстрому»локальному коду (код ПЛУ) путем набора кода на клавиатуре, либо путемсканирования этикеток со штриховым товарным кодом (ЕАН, УПС). На кассереализована также возможность «быстрого» поиска товара по его наименованию всправочнике товаров. Существует режим повторения последней покупки.
3. Вконце чека формируется его расчетнаячасть. В расчетной части обеспечивается выбор способа платежа,валюты платежа (при оплате валютой), производится расчет суммы оплаты покаждому виду платежа. При оплате наличными автоматически выполняется расчетсдачи в любой валюте. В случае безналичной формы оплаты в чеке фиксируетсяназвание коммерческого банка и номер дебетовой или кредитной карты. Переход отодного вида платежа к другому осуществляется нажатием специальных клавиш наклавиатуре.
Кассоваяпрограмма ориентирована на разнообразныевиды скидок как внутри чека, так и на всю сумму покупки.Возможно использование как абсолютных (в суммовом выражении), так и процентныхскидок.
Соответственно,в работу старшего кассира входит получение отчетности. Система обеспечиваетформирование отчетности, которая дает полное представление о наличии и движенииденежных средств в кассе, работе кассиров, по расчетам с помощью дебетовых икредитных карт, о реализации товаров за день. Все отчеты могут быть получены простым выборомсоответствующей позиции в меню кассира. В момент получения основного кассового отчета – отчета с гашением – происходит сбросдневных кассовых счетчиков и запись результатов работы за смену в фискальнуюпамять.
2.3 Описание основных факторов эффективности
Преимуществаметода самообслуживания перед традиционным прилавочным методом состоит в том,что покупатели затрачивают намного меньше времени на приобретение товара, таккак процесс выбора и отбора при этом совмещается. Немаловажным факторомявляется и то, что при методе самообслуживания значительно увеличивается показ,выкладка ассортимента (для этого отводится больше торговой площади за счетотсутствия прилавков), предоставляется возможность показать покупателю большепродукции.
Такимобразом, на 20% увеличивается пропускная способность торгового зала, повышаетсяэкономическая эффективность труда продавцов, а значит, и рентабельностьмагазина.
Какиепреимущества дают торговле штриховое кодирование и автоматическая идентификациятоваров? Во-первых, повышается надежность вводимой информации. Допустим, торговаяточка обладает системой автоматизации, в которой предусмотрен ввод данных склавиатуры. По статистике такая технология дает в среднем одну ошибку на тысячувводимых символов. Технология автоматической идентификации штриховых кодовпозволяет достичь надежности уровня одной ошибки на 32 миллиона считываемыхсимволов.
Во-вторых, технологии на базе штриховых кодов в полной мере удовлетворяюттребованиям об обязательной маркировке товаров. При этом повышаются скорость икачество учета товаров и на складе, и в торговых залах. Предприятия,стремящиеся работать цивилизованно, могут планировать и своевременно платитьналоги, а местный и федеральный бюджеты – вовремя получать причитающиеся имсредства. Кроме того, с помощью рассматриваемых технологий полностью контролируютсянедобросовестные продавцы и кассиры.
Действительно, если штриховых кодов на товарах нет, то можно легкопереклеить ярлыки с ценой и заставить покупателя платить за товар больше. Вслучае автоматической идентификации штриховых кодов подобное уже не проходит:интеллектуальный кассовый аппарат сам считывает информацию и выдает чеки суказанием стоимости каждой покупки, определенной руководством торговой точки.Можно такое устройство подсоединить и к компьютеру, на котором установленапрограмма учета товаров – тогда, если она на это рассчитана, программа сможетавтоматически в соответствии со сканируемыми товарами заполнять товарный составдокументов (акт приема при поступлении товара, накладная при отпуске,инвентаризационная ведомость).
Благодаряпрограмме АРМ «Касса Торговля» в магазине обеспечивается:
· получениеподробного кассового чека,в котором отражены все проданные товары и все операции по расчету спокупателем;
· разнообразныевиды скидок;
· получениестатистических отчетов по кассирам, секциям, видам товаров;
· оформлениеприходного и расходногокассовых ордеров;
· составлениепочасового и сменного отчетов;
· получениесменного с гашением и фискального отчетов;
· ведениебазы данных по товарамв стоимостном и натуральном выражении;
· идентификацию товара по внутреннему (PLU) и / илипо штриховому промышленному коду, а также по штриховому коду, включающему вес ивнутренний код товара;
· учет наличных и безналичных платежей;
· возможностьустановки на кассу программы учета товародвижения или подключения кассы к стандартнойкомпьютерной сети для обмена данными свнешними системами (например, с программой учета товарногодвижения);
· возможностьмультивалютных (до 26видов валют) расчетов;
· осуществление безналичных форм расчетов с использованиемдебетовых и / или кредитных карт.
Итак, самообслуживание –технология, обеспечивающая самое быстрое и качественное обслуживаниепокупателей. Для обеспечения наибольшей эффективности рекомендуется соблюдениеследующих условий: использование POS терминалов, дающих большие преимущества вскорости обслуживания перед другими типами контрольно кассовых машин (ККМ),штрих-кодовая маркировка всего товара в магазине, или, в крайнем случае,маркировка товара внутренними (PLU) кодами.
2.4 Установка прогнозного периода
Любыеинвестиции происходят не мгновенно, а в течение определенного времени. Смомента начала инвестиционного проекта до получения ожидаемого эффекта могутпройти годы. При этом на первых этапах расходы будут опережать доходы. Другимисловами, сначала придется затратить определенные (иногда значительные)средства, а эффект от этих вложений последует только через некоторое время.
Проектсамообслуживания и автоматизация торгового процесса находиться на стадииразработки он будет внедрен на весь жизненный цикл работы магазина. В даннойкурсовой работе рассмотрим прогнозный период равный сроку использованияоборудования, который составляет 5 лет.
Прогноз объемов реализации призван датьпредставление о той доле рынка, которую вы предполагаете завоевать вашейпродукцией. Принято составлять такой прогноз на 1–2 года вперед, оценки должныбыть реалистичными, так как под эти цифры необходимо будет закупатьоборудование, вкладывать финансовые ресурсы. Данные сведем в таблицу 2.5.
Таблица 2.5 – Объем продаж на планируемый периодГод Мобильные телефоны Аксессуары Периодические издания ИТОГО тыс. руб. Количество Цена, руб. Сумма, тыс. руб. Количество Цена, руб. Сумма, тыс. руб. Количество Цена, руб. Сумма, тыс. руб. 1 458 6000 2750 1800 150 270 10000 29 290 3310 2 535 5500 2940 3286 140 460 17143 28 480 3880 3 694 5000 3467 3541 130 478 19423 26 505 4450 4 820 4800 3937 4250 120 510 22038 26 573 5020 5 956 4500 4300 6300 110 693 23412 25 597 5590
С учетом проектировок, изложенных в данномпункте, установление прогнозного периода, по проекту средневзвешенная плановаяноминальная ежегодная выручка составит сумму 4.450.000 рублей, включаяаксессуары и периодические издания.
Рассчитаем срок полезного использованияоборудования:
Таблица 2.6 –Амортизационные отчисленияОборудование
Стоимость,
тыс. руб. Срок службы Сумма годовых амортизационных отчислений, тыс. руб. Система видеонаблюдения 55 5 11 Кассовый аппарат Меркурий 153Ф 45 5 9 Компьютер 35 5 7 ИТОГО 27
3.Разработка проектной схемы финансирования
В рамкахпроекта планируется значительное техническое и технологическое перевооружениеторгового зала главного офиса. В результате появится крупный магазин,осуществляющий торговлю на принципах самообслуживания, способный занятьлидирующие позиции на рынке розничных продаж данной продукции. Для реализациипроекта самообслуживания и автоматизации рабочего места кассира, необходимопросчитать потребность в дополнительном финансировании.
Таблица 3.1 –Определение потребности в финансировании
Инвестиционная деятельность 1 2 3 4 5 15 Притоки 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 16 Капиталовложения -550 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 17 Сальдо -550 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 18 Сальдо двух потоков -550 117 291 465 638 812
Кумулятивное сальдо двух потоков -550 -433 -142 323 961 1173
Дляобеспечения финансовой реализации проекта, существует потребность вфинансировании равная пятьсот пятьдесят тысяч рублей. Это, вполне, приемлемаясумма, учитывая общий доход от проекта, который составит более двух миллионоврублей.
Для оценкиинвестиционных возможностей «Мобильного века» рассмотрим показатели,приведенные в таблице 3.2.
Итак,рассмотрим динамику показателя объема реализованной продукции. Товарооборот –это важнейший показатель торгового предприятия. Его можно рассматривать какрезультат деятельности предприятия торговли и от него зависит объем валовогодохода и прибыли, характеризующей эффективность торговой деятельности. Динамикароста товарооборота в текущих ценах (Д) рассчитывается по формуле:
Д = />
Следовательно,рассчитав динамику объема реализованной продукции в 2005 году, можно сказать,что он вырос по сравнению с прошлым на 25% и стал составлять 2758 тысяч рублей,что на 1145 тысяч рублей больше чем в анализируемый период 2003 года. Это можнообуславливать тем, что с каждым годом организация расширяет свой ассортимент икачество обслуживания покупателей. На изменение товарооборота, так же можетвлиять и изменение режима работы магазинов.
Таблица 3.2 – Основные финансовые показателиПоказатели Годы 2003 2004 2005 в стоимостном выражении в % к предыдущему году в стоимостном выражении в % к предыдущему году в стоимостном выражении в % к предыдущему году Объем реализации продукции (млн. руб.). 1613 133,5 2198 136,3 2758 125,5 Численность персонала. Всего. 13 100 13 100 13 100 Среднемесячная заработная плата. 390 185,6 430 110 561 151 Производительность труда. 124 133,3 169 136,3 212 125,4 Издержки обращения. 988 147,3 1192 120,7 1503 126,1 Балансовая прибыль. 234 89 576 246 694 112,6 Чистая прибыль. 137 68,4 444 324 529 119
Что жекасается численности персонала магазина, то она остается не изменой, то есть втечение рассматриваемого мною периода с 2003 по 2005 год, состав работниковглавного офиса оставался неизменным и составляет тринадцать человек.Стабильность и неизменность состава коллектива можно охарактеризоватьследующим, данный коллектив состоит в основном из женщин, среднего возраста, тоесть с двадцати лет до сорока лет, так как именно они проявляют наибольшийинтерес к работе с данным видам продукции. Говоря о социальном положенииперсонала, то здесь можно выделить людей преимущественно среднего достатка, тоесть представителей среднего класса нашего общества. Многие члены коллективаработают с момента образования сети салонов сотовой связи «Мобильный век», чтохарактеризует дружные и сплоченные взаимоотношения, результатом чего является стабильноеразвитие предприятия.
Средняязаработная плата стала составлять 3596 рубля на человека, то есть увеличиласьна 51% по сравнению с периодом 2004 года, это связанно с увеличением объематоварооборота, а так же для стимулирования работоспособности коллектива.
Показатель«производительности труда» применяется на торговых предприятиях для оценкирационального использования трудовых ресурсов. Производительность трудаизмеряется разными методами, которые выбирает торговое предприятие взависимости от особенностей ведения учета. Производительность труда характеризуетвыработку на одного работника в единицу времени. В сети салонов сотовой связи«Мобильный век» показатель производительности труда рассчитывается стоимостнымметодом, в основу расчетов ложится объем розничного товарооборота ипроизводительность труда. Исчисляется по следующей формуле:
Пр/>= />,
гдеПр/> — производительностьтруда на одного работника;
Т – объем товарооборота(руб.);
Ч – среднесписочнаячисленность за анализируемый период (чел.).
Определивпоказатель производительности труда в динамике видно, что он вырос в 2005 годуна 25,4% по сравнению с прошлым годом. К факторам, повлиявшим на рост данногопоказателя, можно отнести: объем товарооборота и его ассортиментный состав,организацию труда и уровень механизации торговых процессов, степениквалификации и профессиональной подготовленности кадров и так далее.
Показательиздержек обращения – одним из основных оценочных показателей результатов хозяйственнойдеятельности предприятия. Они позволяют определить качество и эффективностьработы коллектива торгового предприятия. Режим экономии издержек обращенияспособствует росту производительности труда и повышению уровня рентабельности.К показателям издержек обращения относят их абсолютную сумму и уровень. Абсолютнаясумма издержек обращения определяется путем суммирования расходов по всемстатьям. Этот показатель характеризует, во что обходится сети салонов сотовойсвязи «Мобильный век» товародвижение. Абсолютная сумма издержек обращения тесносвязана и зависит от абсолютной суммы товарооборота.
Итак,проанализировав динамику издержек обращения в «Мобильном веке», можно наблюдатьне утешающие результаты, то есть издержки обращения растут быстрыми темпами ина период 2005 года составляли 1503 тыс. руб., что на 26,1% больше чем запериод 2004 года.
Для оценкиэффективности использования средств организации рассчитаем следующиепоказатели:
Балансовая(валовая) прибыль является конечным результатом хозяйственно-финансовойдеятельности предприятия и рассчитывается как сумма прибыли (убытка) отреализации товаров, основных фондов, иного имущества и доходов отвнереализованных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.Балансовая прибыль подлежит распределению между предприятием и государством. Рассматриваябалансовую прибыль, видно, что с каждым годом она увеличивается и в 2005 году составит694 тыс. руб., что на 12,6 больше чем за аналогичный период 2004 года.
Чистаяприбыль представляет собой ту часть балансовой прибыли, которая остается враспоряжении предприятия после уплаты налога. Итак, сопоставив динамикупоказателей чистой прибыли, наблюдается та же ситуация, то есть ее показатели скаждым годом увеличиваются, и на период 2005 года чистая прибыль сталасоставлять 529 тысяч рублей, что на 19,1% больше чем в 2004 году. Резкое увеличениеприбыли связано с расширением ассортимента и увеличением товарооборота.
По полученнымрезультатам финансовых показателей можно сделать следующие выводы.
Финансовоесостояние предприятия устойчивое, имеются тенденции к повышению этойустойчивости, что свидетельствует о возможной стабильности организации вдальнейшем.
Не вызываетсомнения потенциальная способность сети салонов сотовой связи «Мобильный век»рассчитываться в перспективе с задолженностью, так как чистая прибыльсоставляет 529 тыс. руб., соответственно, можно сделать выводплатежеспособности организации. Таким образом, сеть салонов сотовой связи«Мобильный век» может взять собственные средства в размере 250 тыс. руб. и привлечьдополнительные средства, то есть взять кредит на сумму 300 тыс. руб. дляреализации инвестиционного проекта по внедрению самообслуживания иавтоматизации торгового процесса.
Возьмемкредит в банке на три года равный сумме в 300 тысяч рублей под 18% годовых.Расчет по кредиту представлен в таблице 3.3.
Таблица 3.3 –Отчет по займуГод Сумма погашения кредита Проценты, ставка – 18% 1 100000 54000 2 100000 36000 3 100000 18000
Проанализировавданные таблицы 3.3 «Отчет по займу», можно сделать следующие выводы.
Переплата закредит на сумму триста тысяч рублей составит сто восемь тысяч рублей за тригода.
4. Оценкаэкономической эффективности проекта с учетом возможной схемы финансирования
Для расчетапоказателей эффективности реализации проекта составляют общий денежный поток.Расчет системы показателей предполагает дисконтирование денежного потока.Рассчитаем коммерческую норму дисконта, определяющую коммерческую эффективностьпроекта, она определяется с учетом альтернативной эффективности использованиякапитала (9%), но при этом необходимо учитывать свойственные данному проектуфакторы риска и неопределенности.
Рассчитаемпремию за риск. Она рассчитывается исходя из среднего класса сложностиинновации.
/> =/>
где:
/> — средний класссложности;
k/> – класс сложностиинновации по i-муклассификационному признаку;
n – количествоклассификационных признаков.
Таблица 4.1 – Премия за рискКлассификация признаков Класс сложности инновации 1. По содержанию Новая услуга (5) 2. По типу новатора Производственные фирмы и отделения (7) 3. Область знаний и функций Оказание услуги (7) 4. По сфере применения Коммерческая (5) 5. Уровень инноватора Фирма (8) 6. Территориальный масштаб наблюдения Район, город (4) 7. Масштаб распространения нововведения Единичная реализация (5) 8. По степени радикальности Модернизация, усовершенствование (2) 9. По глубине преобразований инноватора Комплексная (4) 10. Причина появления нового Потребности рынка (3) 11. Этап жизненного цикла на новую услугу Ускоренный рост (3) 12. Длительность инновационного процесса Краткосрочный (4) 13. Этапы жизненного цикла организации инноватора Перестройка (3)
Итак, премияза риск составляет 5%, следовательно, соотношение среднего класса сложностиинновации и средней премией за риск для этого класса равно пяти. Следовательно,коммерческая норма дисконта при оценке внедрения самообслуживания иавтоматизации рабочего места составит 14%.
Показателиэффективности реализации проекта сведены в таблице 4.2
Таблица 4.2 –Показатели эффективности внедрения самообслуживания и автоматизации рабочегоместа, тыс. руб.
29
Итоговые результаты
1
2
3
4
5 30 суммарное сальдо трех потоков 0,00 217 391 565 638 812 31 Накопленное сальдо трех потоков 0,00 217 608 1173 1241 2053 32 Поток для оценки эффективности участия в проекте -250 217 391 565 638 812 Накопленный поток для оценки эффективности участия в проекте -250 33 424 989 1627 2439 33 Дисконтированный поток для оценки эффективности участия в проекте (14%) -250 190,4 300,9 381,4 377,4 421,7 Накопленный дисконтированный поток для оценки эффективности участия в проекте -250 -60 360,9 742,3 1120 1541,7 ЧД 2439 ЧДД 1541,7 Дисконтированный поток для расчета ВНД (130%) -250 94,4 74 46,4 22,8 12,6
ЧД и ЧДДхарактеризуют превышение суммарных денежных поступлений над суммарнымизатратами для данного проекта соответственно без учета и с учетомнеравноценности эффектов (а также затрат, результатов), относящихся к различныммоментам времени.
Данный проектэффективен, так как чистый доход составляет 2439 млн. руб. Эффективным являетсяи участие в проекте, поскольку чистый дисконтированный доход равен 1541,7 млн.руб.
Дисконтпроекта = ЧД – ЧДД
Дисконтпроекта внедрения самообслуживания и автоматизации рабочего места равен 897,3тыс. руб.
Внутренняянорма доходности (ВНД) представляет собой дисконтированный показатель ценностипроекта – ставку дисконтирования при которой обеспечивается безубыточностьпроекта, то есть сумма денежных притоков равна сумме денежных оттоков. В данномпроекте ВНД составляет 130%, то есть на 1 рубль реализованной продукции создает1 рубль 30 копеек прибыли.
Срокомокупаемости проекта более одного года.
Индексыдоходности характеризуют (относительную) «отдачу проекта» на вложенные в негосредства. Они могут рассчитываться как для дисконтированных, так и для недисконтированных денежных потоков. При оценке эффективности часто используются:индекс доходности затрат (ИДЗ), индекс доходности дисконтированных затрат(ИДДЗ), индекс доходности инвестиций (ИДИ),
ИДЗ = />
ИДЗ = /> (руб.)
ИДДЗ = />
ИДДЗ = /> (руб.)
ИДИ =/>
ИДИ = /> (руб.)
ИДДИ = />
ИДДИ = /> = 2,7 (руб.)
Итак,просчитав индексы доходности, видно, что производимые по проекту затраты имеютдостаточно высокую отдачу: ИДДЗ = 6,7 рублей, а ИДДИ = 2,7 рублей.
Проанализировавпоказатели эффективности по проекту, можно сделать заключение об экономическойпривлекательности целесообразности реализации проекта по внедрениюсамообслуживания и автоматизации рабочего места, то есть проект являетсяэффективным, но допустим риск.
5.Организационные аспекты по внедрению проекта
В рамкахпроекта планируется значительное техническое и технологическое перевооружениеторгового зала главного офиса. В результате появится крупный магазин,осуществляющий торговлю на принципах самообслуживания, способный занятьлидирующие позиции на рынке розничных продаж. Вместе с тем, планируется изначительное расширение ассортимента реализуемых товаров, а также проведение долгосрочноймассированной рекламной кампании, направленной на привлечение и удержание запланированногоколичества потребителей.
Календарныйплан внедрения данного проекта представлен в таблице 5.1.
Таблица5.1. – Календарный план работ по внедрению самообслуживания и программыАРМ «Касса Торговля»Наименование мероприятий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1. Приобретение оборудования 2. Подготовка персонала 3. Монтаж оборудования 4. Автоматизация торгового процесса 5. Проведение рекламных компаний
Первый,второй этап – приобретение оборудования и подготовка персонала. Здесь,руководство магазина уверено, что для успешной реализации проекта и выхода налидирующие позиции на рынке розничной торговли данным видом продукции исопутствующими товарами, необходимо, прежде всего, использовать современноеторговое оборудование, которое может стать основным элементом услуг самоговысокого качества, именно к этому стремится предприятие. Кроме того, покупка новогооборудования определяет и новые подходы к самому процессу оказания услугпотребителям. Работы в этом направлении планируются и ведутся уже сегодня:переподготовка персонала, изменение системы оплаты труда, налаживание контактовс возможными поставщиками товаров и прочее. Срок выполнения этапа – 7–9 недель.
Третий этап –монтаж оборудования, будет реализовываться без прекращения торговли на площадяхмагазина поскольку его закрытие, на срок более 5–7 дней, как показываютисследования, влечет за собой отток покупателей. Этого можно избежать за счетпоэтапной реконструкции, при которой «Мобильный век» ожидает лишь снижениятоварооборота. Однако именно полное завершение монтажа оборудования даствозможность Компании выйти на запланированный уровень объема продаж. Сроквыполнения этапа – 2–3 недели.
Четвертыйэтап – автоматизация торгового процесса. Внедрение современных системавтоматизации торговли нацелены в первую очередь на увеличение прибыли иоборота. Как известно, процесс внедрения механизированных систем состоит, изнескольких этапов. Календарный план выполнения работ представлен следующимобразом:
1. Предпроектноеисследование;
2. Согласование схемыдокументооборота;
3. Обучение персонала.Экзамен;
4. Установка и настройкасистемы;
5. Ввод первичной информации.Тестирование;
Пятый этап –это проведение рекламных компаний. Целью этого этапа является проведениемероприятий для создания круга постоянных потребителей услуг магазина.Предприятие уверена, что агрессивная маркетинговая политика, основанная намасштабном информационном воздействии, использовании системы стимулированияпродаж позволит в течение не более трех месяцев достичь запланированного объемапродаж. Основой маркетинговой политики организации является Программа Созданияи Сохранения Спроса.
Проект,подготовленный фирмой «Оранжевый лес», включает в себя работы по поставке имонтажу оборудования. Планируется, что весь комплекс работ по переоснащениюторгового зала будет производиться без прекращения торговли. Таким образом,переоснащение будет разделено на два этапа. Длительность каждого из них неболее 14–18 дней, т.е. монтаж оборудования, будет завершен через 30–35 днейпосле его доставки.
Торговыесистемы – достаточно сложные средства автоматизации, поэтому, как правило,стадия адаптации системы в конкретной торговой точке является обязательной, иот того, как эта работа организована, во многом зависят сроки и качествовнедрения системы в промышленную эксплуатацию.
Спрос наавтоматизированные системы управления приобретает устойчивый и осознанныйхарактер, они становятся непременным атрибутом торговли, превращаясь изпрестижной игрушки в настоящий рабочий инструмент. Для того чтобы этотинструмент заработал, его необходимо подготовить, наладить, обучить людей импользоваться, а затем поддерживать его в рабочем состоянии.
Для внедренияавтоматизированного торгового процесса в сети салонов сотовой связи «Мобильныйвек» необходимы квалифицированные работники, то есть персонал, которыйполностью обучен работе с новым торговым оборудованием. К ним относитсязаместитель директора, полностью отвечающий за успешное протекание торговогопроцесса в зале, старший кассир, в чьи обязанности входит работа на новом автоматизированномрабочем месте (АРМ), продавцы которые обязаны следить за наличием штрих-кодов.
Проанализировавданные можно построить информационную модель сети салонов сотовой связи«Мобильный век», то есть какой модуль системы будет выполнять поставленныеперед ним задачи. Разработанная мною схема предложена в приложении 2.
Заключение
Исходя изположений курсовой работы, можно сделать следующие выводы.
Дляпредпринимательства и бизнеса, чтобы выжить в условиях конкуренции, необходимоориентироваться не только в настоящем, но и прогнозировать будущее.
Большие фирмыи предприятия разрабатывают долговременные стратегии, которые бы позволилиоперативно реагировать на меняющиеся условия рынка. Каждая фирма должна найтисвой стиль работы, наилучшим образом учитывающий специфику условий,возможностей и ресурсов. Но даже в малом бизнесе нельзя обойтись без планирования,так как планирование является основой деятельности предприятия.
Инвестиционныйпроект выступает как объективная оценка собственной предпринимательскойдеятельности магазина дает объективные представления о возможностях развитияпредприятия, способов продвижения товара на рынок, ценах, возможностей прибыли,основных финансово-экономических результатах деятельностей магазина, определяетзоны риска.
Итак,самообслуживание – технология, обеспечивающая самое быстрое и качественноеобслуживание покупателей. Для обеспечения наибольшей эффективностирекомендуется соблюдение следующих условий: использование POS терминалов,дающих большие преимущества в скорости обслуживания перед другими типами контрольнокассовых машин (ККМ), штрих-кодовая маркировка всего товара в магазине, или, вкрайнем случае, маркировка товара внутренними (PLU) кодами.
Для сети салонов сотовой связи «Мобильный век» наданный момент более целесообразным будет внедрение автоматизации торговогопроцесса, заключающиеся во внедрении автоматизированного рабочего места (АРМ)кассира и автоматизированной идентификации товаров на базе считывания ираспознавания штрих кодов. Технология автоматической идентификации штриховыхкодов позволяет достичь очень высокой надежности считывания символов. Внедрениесовременных систем автоматизации торговли нацелены в первую очередь наувеличение прибыли и оборота.
Проанализировавосновные затраты необходимые для внедрения самообслуживания и автоматизацииторгового процесса, «Мобильному веку» потребуется денежная сумма в размере 550тысяч рублей, из них 250 тысяч рублей – собственный капитал, а 300 тысяч рублей– заемный.
Проанализировавпоказатели эффективности по проекту, можно сделать заключение об экономическойпривлекательности целесообразности реализации проекта по внедрениюсамообслуживания и автоматизации рабочего места, то есть проект являетсяэффективным, но допустим риск.
После написания этой работы у меня сложилосьчёткое представление о работе предприятия. Я поняла, что инвестиционный проектважен, потому что он даёт точную информацию о работе предприятия, егофинансовом состоянии.
Список литературы
1. Тронин Ю.Н. АнализФинансовой деятельности предприятия – М.: Издательство «Альфа-Пресс». 2005. – 208 с.
2. Мескон М.Х., АльбертМ., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – 704 с.
3. Экономика предприятия./ Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М. Купрякова. – М.: Бизнес и Банки,ЮНИТИ, 1996. – 351 с.
4. Русинов Ф., Минаев Н.Система отбора и оценки инновационных проектов. – Консультант директора, 1996. №23.
Приложение 1
Примерная форма составления денежного потока длярасчета эффективности 1 2 3 4 5
1
Операционная деятельность
3 Выручка от реализации 0,00 3310 3880 4450 5020 5590 4 Производственные затраты (без НДС) 0,00 -3075 -3419 -3763 -4107 -4469 5 в т.ч. материальные затраты 0,00 -1986 -2328 -2670 -3012 -3354 6 заработная плата с отчислениями 0,00 -1008 -1028 -1048 -1068 -1088 7 проценты в составе себестоимости 0,00 -54 -36 -18 0,00 0,00 8 амортизационные отчисления 0,00 27 27 27 27 27 9 Валовая прибыль 0,00 235 461 687 913 1121 10 Сумма отчислений по упрощенной системе налогообложения (УСН) 0,00 -199 -233 -267 -302 -336 13 Чистая прибыль 0,00 36 228 420 611 785 14 Сальдо (3+5+6+10+12) 0,00 117 291 465 638 812
Инвестиционная деятельность 15 Притоки 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 16 Капиталовложения -550 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 17 Сальдо -550 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 18 Сальдо двух потоков -550 117 291 465 638 812
Финансовая деятельность 19 Собственный капитал 250 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 20 Займы 21 взятие займа 300 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 22 возврат долга 0,00 -154 -136 -118 0,00 0,00 23 величина долга на начало шага 300 408 254 118 0,00 0,00 24 величина долга на конец шага 408 254 118 0,00 0,00 0,00 25 Проценты начисленные 108 54 36 18 0,00 0,00 26 капитализированные 108 27 выплаченные 0,00 -54 -36 -18 0,00 0,00 28 сальдо (19+21+22+27) 550 100 100 100 0,00 0,00
29
Итоговые результаты
30 суммарное сальдо трех потоков 0,00 217 391 565 638 812 31 Накопленное сальдо трех потоков 0,00 217 608 1173 1241 2053 32 Поток для оценки эффективности участия в проекте -250 217 391 565 638 812 Накопленный поток для оценки эффективности участия в проекте -250 33 424 989 1627 2439 33 Дисконтированный поток для оценки эффективности участия в проекте (14%) -250 190,4 300,9 381,4 377,4 421,7 Накопленный дисконтированный поток для оценки эффективности участия в проекте -250 -60 360,9 742,3 1120 1541,7 ЧД 2439 ЧДД 1541,7 ВНД 130% -250 94,4 74 46,4 22,8 12,6
Приложение2
Информационнаямодель предприятия
/>