Реферат по предмету "Финансовые науки"


Разработка бизнес-плана финансового оздоровления предприятия ООО "СельхозПрод"

Содержание
Введение
Глава 1. Разработкабизнес-плана финансового оздоровления организации
1.1Финансовое оздоровление предприятия
1.2 Методикаразработки бизнес-плана
Глава 2.Разработка бизнес-плана финансового оздоровления на примере предприятия«СельхозПрод»
2.1 Краткаяэкономическая характеристика ООО «СельхозПрод»
2.2 Анализфинансового состояния предприятия
Заключение
Расчетнаячасть
Списокиспользованной литературы
Приложение

Введение
Предпринимательская деятельность (предпринимательство)представляет собой инициативную самостоятельную деятельность граждан и ихобъединений, направленную на получение прибыли, осуществляется она гражданамина свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемыхорганизационно-правовой формой предприятия. Благодаря предпринимательскойдеятельности производится основная часть богатства многих стран мира.Разрушение традиционных представлений, сложившихся в социалистической экономике,новые взгляды на бизнес и использование денежных ресурсов потребовали новой системыпонятий, определений, методических рекомендаций. Оценка бизнеса — это оценкаего составляющих: и поддающихся буквальному математическому расчету (например,точка безубыточности), и остающихся вне атрибутов математики (например, оценкаидеи заняться бизнесом). С точки зрения бизнеса анализу и оценке подлежат такиеего компоненты, как издержки производства, прибыль, рынок как объектмаркетинга, финансы предприятия, кредит и т.п.
Бизнес-план — это динамичная оценка проекта (программы), что иотличает его от других методов, например от статичной технико-экономическойоценки. Если в системе технико-экономических показателей оценку проекта можнопредставить в виде фотографии, то в системе блоков бизнес-плана — в виде киноленты,причем как стереокино — с массой многих эффектов, приближающих оцениваемыйпроект к максимально реалистичному виду. Бизнес-план относится не к«одноразовым» документам, а к постоянным, требующим систематическойкорректировки, адаптации к меняющимся условиям внешней и внутренней среды.Именно он может дать наиболее объективную оценку бизнеса.
Бизнес-план имеет два принципиальных направления:
— внутреннее — подготовить заказчику информационное досье,программу реализации проектного предложения с оценкой результатов на каждомэтапе;
— внешнее — информировать о технических,организационно-экономических, финансовых, юридических и прочих преимуществах(рисках и проблемах) внешнего инвестора и другие заинтересованные организации,муниципальные органы, принимающие решения (отвод участка, получение права назастройку), а также коммерческие банки, предоставляющие кредит.
Назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы решить по крайнеймере четыре принципиальные задачи: изучить перспективы развития будущего рынкасбыта продукции, чтобы производить только то, что можно продать; оценитьзатраты, которые будут необходимы для изготовления и сбыта нужной этому рынкупродукции, и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет продавать,чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела; обнаружитьвсевозможные «подводные камни», подстерегающие новое дело в первые годы егореализации, и предложить различные мероприятия по минимизации проектных рисковв случае нежелательного развития событий; определить критерии и показатели, покоторым можно будет регулярно определять, идет ли дело на подъем или катится кразвалу. Несмотря на отсутствие законодательства, прямо обязывающего инормативно регулирующего разработку бизнес-планов, сегодня в России принятозначительное количество указов и других законодательных актов, которыеформируют деловую среду предпринимательства. Функционирование в нейпредполагает необходимость разработки бизнес-плана для получения финансированияпроекта. В кризисных же условиях переходного периода бизнес-план предприятия должен,прежде всего, решать задачи улучшения его финансового состояния или финансовогооздоровления (санации).
Поэтому цель данной работы – изучить процесс разработкибизнес-плана финансового оздоровления предприятия с проведением диагностикивероятности банкротства и разработка мер финансового оздоровления на примерепредприятия ООО «СельхозПрод».

Глава 1. Разработка бизнес-плана финансового оздоровленияорганизации
 
1.1 Финансовое оздоровление предприятия
Банкротство (финансовый крах, разорение) — это подтвержденнаядокументально неспособность субъекта хозяйствования платить по своим долговымобязательствам и финансировать текущую основную деятельность из-за отсутствиясредств.
Основным признаком банкротства является неспособность предприятияобеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со днянаступления сроков платежей. По истечении этого срока кредиторы получают правона обращение в арбитражный суд о признании предприятия-должника банкротом.
Несостоятельность субъекта хозяйствования может быть:
— «несчастной», не по собственной вине, а вследствие непредвиденныхобстоятельств (стихийные бедствия, военные Часть II. Методика АХД действия,политическая нестабильность общества, кризис в стране, общий спад производства,банкротство должников и другие внешние факторы);
— «ложной» (корыстной) в результате умышленного сокрытия собственногоимущества с целью избежания уплаты долгов кредиторам;
— «неосторожной» вследствие неэффективной работы, осуществления рискованныхопераций [1. с. 147-153].
В первом случае государство должно оказывать помощь предприятиямпо выходу из кризисной ситуации. Злоумышленное банкротство уголовно наказуемо.Наиболее распространенным является третий вид банкротства.
«Неосторожное» банкротство наступает, как правило, постепенно. Длятого чтобы вовремя распознать и предотвратить его, необходимо систематическипроводить анализ финансового состояния, который позволит обнаружить его «болевые»точки и принять конкретные меры по оздоровлению экономики предприятия.
Предпосылки банкротства многообразны — это результатвзаимодействия многочисленных факторов как внешнего, так и внутреннегохарактера. Их можно классифицировать следующим образом.
Внешние факторы.
1. Экономические: кризисное состояние экономики страны, общий спадпроизводства, инфляция, нестабильность финансовой системы, рост цен на ресурсы,изменение конъюнктуры рынка, неплатежеспособность и банкротство партнеров.Одной из причин несостоятельности субъектов хозяйствования может бытьнеправильная фискальная политика государства. Высокий уровень налогообложенияможет оказаться непосильным для предприятия [3. с. 612-630].
2. Политические: политическая нестабильность общества,внешнеэкономическая политика государства, разрыв экономических связей, потерярынков сбыта, изменение условий экспорта и импорта, несовершенствозаконодательства в области хозяйственного права, антимонопольной политики,предпринимательской деятельности и прочих проявлений регулирующей функциигосударства.
3. Усиление международной конкуренции в связи с развитиемнаучно-технического прогресса.
4. Демографические: численность, состав народонаселения, уровеньблагосостояния народа, культурный уклад общества, определяющие размер и структурупотребностей и платежеспособный спрос населения на те или другие виды товаров иуслуг.
Внутренние факторы.
1. Дефицит собственного оборотного капитала как следствиенеэффективной производственно-коммерческой деятельности или неэффективнойинвестиционной политики [9 с. 133-142].
2. Низкий уровень техники, технологии и организации производства.
3. Снижение эффективности использования производственных ресурсовпредприятия, его производственной мощности и как следствие высокий уровеньсебестоимости, убытки, «проедание» собственного капитала [11].
4. Создание сверхнормативных остатков незавершенногостроительства, незавершенного производства, производственных запасов, готовойпродукции, в связи с чем происходит затоваривание, замедляется оборачиваемостькапитала и образуется его дефицит. Это заставляет предприятие залезать в долгии может быть причиной его банкротства.
5. Плохая клиентура предприятия, которая платит с опозданием илине платит вовсе по причине банкротства, что вынуждает предприятие самомузалезать в долги. Так зарождается цепное банкротство.
6. Отсутствие сбыта из-за низкого уровня организации маркетинговойдеятельности по изучению рынков сбыта продукции, формированию портфеля заказов,повышению качества и конкурентоспособности продукции, выработке ценовойполитики [1. с. 147-153].
7. Привлечение заемных средств в оборот предприятия на невыгодныхусловиях, что ведет к увеличению финансовых расходов, снижению рентабельностихозяйственной деятельности и способности к самофинансированию.
8. Быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственнойдеятельности, в результате чего запасы, затраты и дебиторская задолженностьрастут быстрее объема продаж. Отсюда появляется потребность в привлечениикраткосрочных заемных средств, которые могут превысить чистые текущие активы(собственный оборотный капитал). В результате предприятие попадает под контрольбанков и других кредиторов и может подвергнуться угрозе банкротства.
Признаки банкротства можно разделить на две группы. К первойгруппе относятсяпоказатели, свидетельствующие о возможных финансовых затруднениях и вероятностибанкротства в недалеком будущем: повторяющиеся существенные потери в основнойдеятельности, выражающиеся в хроническом спаде производства, сокращении объемовпродаж и хронической убыточности; наличие хронически просроченной кредиторскойи дебиторской задолженности; низкие значения коэффициентов ликвидности итенденция их к снижению; увеличение до опасных пределов доли заемного капиталав общей его сумме; дефицит собственного оборотного капитала; систематическоеувеличение продолжительности оборота капитала; наличие сверхнормативных запасовсырья и готовой продукции; использование новых источников финансовых ресурсовна невыгодных условиях; неблагоприятные изменения в портфеле заказов; падениерыночной стоимости акций предприятия; снижение производственного потенциала [3.с. 612-630].
Во вторую группу входят показатели, неблагоприятные значения которых не даютоснования рассматривать текущее финансовое состояние как критическое, носигнализируют о возможности резкого его ухудшения в будущем при непринятиидейственных мер. К ним относятся: чрезмерная зависимость предприятия откакого-либо одного конкретного проекта, типа оборудования, вида актива, рынкасырья или рынка сбыта; потеря ключевых контрагентов; недооценка обновлениятехники и технологии; потеря опытных сотрудников аппарата управления; вынужденныепростои, неритмичная работа; неэффективные долгосрочные соглашения; недостаточностькапитальных вложений и т.д.
Пути финансового оздоровления субъектов хозяйствования
К предприятию, которое признано банкротом, применяется ряд санкций:реорганизация производственно-финансовой деятельности; ликвидация с распродажейимущества; мировое соглашение между кредиторами и собственниками предприятия.
Конкретные пути выхода предприятия из кризисной финансовойситуации зависят от причин его несостоятельности. Поскольку большинствопредприятий разоряется по вине неэффективной государственной политики, то однимиз путей финансового оздоровления предприятий должна быть государственнаяподдержка несостоятельных субъектов хозяйствования. Но ввиду дефицита государственногобюджета рассчитывать на эту помощь могут не все предприятия [1. с. 147-153].
С целью сокращения дефицита собственного оборотного капиталаакционерное предприятие может попытаться пополнить его за счет выпуска и размещенияновых акций и облигаций. Однако при этом надо иметь в виду, что выпуск новыхакций может привести к падению их курса и это тоже может стать причинойбанкротства. Поэтому в западных странах чаще всего прибегают к выпуску конвертируемыхоблигаций с фиксированным процентом дохода и возможностью их обмена на акциипредприятия.
Один из путей предотвращения банкротства акционерных предприятий — уменьшение или полный отказ от выплаты дивидендов по акциям при условии, чтоудастся убедить акционеров в реальности программы финансового оздоровления иповышения дивидендных выплат в будущем.
Важным источником финансового оздоровления предприятия является факторинг, т.е.уступка банку или факторинговой компании права на востребование дебиторскойзадолженности, или договор-цессия, по которому предприятие уступает своетребование к дебиторам банку в качестве обеспечения возврата кредита.
Одним из эффективных методов обновления материально-техническойбазы предприятия является лизинг, который не требует полной единовременной оплатыарендуемого имущества и служит одним из видов инвестирования. Использованиеускоренной амортизации по лизинговым операциям позволяет оперативно обновлятьоборудование и вести техническое перевооружение производства. Привлечениекредитов под прибыльные проекты, способные принести предприятию высокий доход,также является одним из резервов финансового оздоровления предприятия. Этому жеспособствует и диверсификация производства по основным направлениям хозяйственнойдеятельности, когда вынужденные потери по одним направлениям покрываютсяприбылью от других [4 с. 58-67].
Уменьшить дефицит собственного капитала можно за счет ускоренияего оборачиваемости путем сокращения сроков строительства,производственно-коммерческого цикла, сверхнормативных остатков запасов,незавершенного производства и т.д.
Сокращение расходов на содержание объектов жилсоц-культбыта путем передачи их вмуниципальную собственность также способствует приливу капитала в основную деятельность.
С целью сокращения расходов и повышения эффективности основногопроизводства в отдельных случаях целесообразно отказаться от некоторых видовдеятельности, обслуживающих основное производство (строительство, ремонт, транспорти т.п.) и перейти к услугам специализированных организаций [6 с. 315-324].
Если предприятие получает прибыль и является при этомнеплатежеспособным, нужно проанализировать использование прибыли. При наличиизначительных отчислений в фонд потребления эту часть прибыли в условияхнеплатежеспособности предприятия можно рассматривать как потенциальный резервпополнения собственных оборотных средств предприятия.
Большую помощь в выявлении резервов улучшения финансовогосостояния предприятия может оказать маркетинговый анализ по изучению спроса ипредложения, рынков сбыта и формирования на этой основе оптимальногоассортимента и структуры производства продукции.
Одним из основных и наиболее радикальных направлений финансовогооздоровления предприятия является поиск внутренних резервов по увеличениюприбыльности производства и достижению безубыточной работы за счет болееполного использования производственной мощности предприятия, повышения качестваи конкурентоспособности продукции, снижения себестоимости, рациональногоиспользования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сокращения непроизводительныхрасходов и потерь [4 с. 58-67].
Основное внимание при этом необходимо уделить вопросамресурсосбережения: внедрения прогрессивных норм, нормативов иресурсосберегающих технологий, использования вторичного сырья, организации действенногоучета и контроля за использованием ресурсов, изучения и внедрения передовогоопыта в осуществлении режима экономии, материального и моральногостимулирования работников за экономию ресурсов и сокращение непроизводительныхрасходов и потерь[11. с. 410].
Для систематизированного выявления и обобщения всех видов потерьна каждом предприятии целесообразно вести специальный реестр потерь склассификацией их по определенным группам: от брака; по производствам, недавшим продукции; от снижения качества продукции; от невостребованнойпродукции; от утраты выгодных заказчиков, выгодных рынков сбыта; от неполногоиспользования производственной мощности предприятия; от простоев рабочей силы,средств труда, предметов труда и денежных ресурсов; от перерасхода ресурсов наединицу продукции по сравнению с установленными нормами; от порчи и недостачиматериалов и готовой продукции; от списания не полностью амортизированныхосновных средств; от уплаты штрафных санкций за нарушение договорной дисциплины;от списания невостребованной дебиторской задолженности; от просроченнойдебиторской задолженности; от привлечения невыгодных источников финансирования;от несвоевременного ввода в действие объектов капитального строительства; отстихийных бедствий и т.д.
В особо тяжелых случаях необходимо провести реинжинирингбизнес-процесса, т.е. коренным образом пересмотреть производственную программу,материально-техническое снабжение, организацию труда и начисление заработнойплаты, подбора и расстановки персонала, систему управления качеством продукции,рынки сырья и рынки сбыта продукции, инвестиционную и ценовую политику и др [1.с. 147-153].

1.2Методика разработки бизнес-плана
Цели и задачи бизнес-плана
Целью бизнес-плана может быть получение кредита, или привлечениеинвестиций в рамках уже существующего предприятия, или определениестратегических и тактических направлений и ориентиров самой фирмы в миребизнеса. При этом предусматривается постановка следующих стратегических итактических задач: 1) организационно-управленческая и финансово-экономическаяоценка сегодняшнего состояния предприятия; 2) выявление потенциальныхвозможностей предпринимательской деятельности предприятия с акцентированиемвнимания, как на сильных, так и на слабых сторонах; 3) формирование инвестиционно-проектныхцелей этой деятельности на планируемый период.
Бизнес-план при решении этих многофакторных задач позволяетдостичь следующих результатов: обоснования экономической целесообразностинаправлений развития фирмы (стратегий, концепций, проектов); расчета ожидаемыхфинансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли,доходов на вложенные средства; определения намечаемого источника финансированияреализации выбранной стратегии; подбора персонала, который способен реализоватьданный план.
Процесс бизнес-планирования — это последовательное изложение системыреализации проекта, т.е. тех ключевых моментов бизнеса, которые, во-первых,могут быть проверены, причем не только экономистами-профессионалами, но иинвесторами, решающими, в какой бизнес вложить определенную сумму собственныхденег, во-вторых, аргументирование убедить инвестора или партнера в выгодностиданного бизнеса и необходимости участия в нем или, напротив, предостеречь отвложения денег из-за слишком большого и неоправданного риска [3. с. 612-630].
По объему, полноте изложения фактов, документально подтвержденныхи научно обоснованных аргументов бизнес-план может быть трех видов.
1. Полный, содержащий все расчеты, справки, свидетельства и другиематериалы, всю «кухню» получения тех или иных результатов. Такой бизнес-план (свариантами и поисковыми рассуждениями) должен храниться у руководителя фирмы ипредъявляться ограниченному числу заинтересованных лиц — самым серьезнымучастникам бизнеса, например инвестору, банкиру.
2. Достаточный, т.е. содержащий все разделы бизнес-плана(компьютерные версии) по предлагаемому варианту и не обязательно включающийподробные расчеты по альтернативным вариантам. Он носит доказательный характеротносительно перспектив реализации проекта и развития предприятия [4 с. 58-67].
3. В виде резюме, т.е. представляющий собой краткие выводы покаждому разделу бизнес-плана, без обоснования и расчетов (может бытьприложением к деловому предложению). Такой бизнес-план, содержащий от одной дочетырех страниц текста «с ответами без решений», имеет значение некоей«визитной карточки» или даже рекламы самой фирмы либо разрабатываемой продукции(проекта, программы, услуги).
Процесс бизнес-планирования выявляет необходимые звенья (элементы)правовой и финансовой обеспеченности для превращения экономического замысла вматериальное воплощение.
Ключевыми моментами бизнес-планирования (содержанием бизнес-плана)являются: обоснование необходимости выпуска продукции (услуг); обоснованиевозможности выпуска продукции (услуг); выявление потенциальные потребителей;определение конкурентоспособности продукта на внутренних или внешних рынках;определение своего сегмента рынка; достижение показателей различных видовэффективности; обоснование достаточности капитала у инвестора бизнес-идеи;выявление возможных источников финансирования.
Таким образом, бизнес-план в общем виде предполагает изложениесистемы доказательств, убеждающих инвестора в выгодности проекта, определениестепени жизнеспособности и будущей устойчивости предприятий, предвидение рисковпредпринимательской деятельности, конкретизацию перспективы бизнеса в видесистемы количественных и качественных показателей, развитие перспективноговзгляда на организацию и ее рабочую среду путем получения ценного опыта планирования.
Подавляющее большинство новых предприятий создаются дляпроизводства продукции или оказания услуг, которые уже существуют и которыепроизводятся другими предприятиями. Но если продукция или услуги уникальны,основаны на каком-либо изобретении, новшестве, ноу-хау или замечательны покаким-то другим причинам, безусловно, имеет смысл воспользоваться этойуникальностью. Такая уникальность — чрезвычайно ценное качество, которое,однако, мимолетно и привлекает массу последователей и подражателей, если приноситприбыль. Поэтому предпринимателю или фирме следует держать свое новшество исвой бизнес-план в тайне, иначе они могут столкнуться с конкуренцией там, гдесовсем не ожидали этого [3. с. 612-630].
Успех в бизнесе приходит к тому, кто идет на поводу рыночныхпотребностей, умеет их угадывать и удовлетворять. Только в небольшой частибизнеса преимущество (зачастую ошеломляющее) достигается благодаряпревосходству принципиально нового продукта или новой технологии, в результатечего возникает новая потребность или даже новый рынок. Такие достижения наслуху вокруг них много рекламной шумихи. Большинство же предпринимательскихдействий — в производстве, торговле, обслуживании — весьма обыденны, и успех вних не носит такого взрывного характера. Поэтому не полагайтесь на превосходныекачества своего продукта или услуги. Ориентируйтесь на удовлетворениеимеющегося рынка и сложившихся потребностей [1. с. 147-153].
Блок-схемы назначения и применения бизнес-плана за рубежом и внашей практике могут быть различными в деталях, но в принципе они одинаковы(табл. 1.).
Таблица 1. Состав разделов бизнес-плана и их целиНаименование раздела Состав раздела Цель 1 2 3 Резюме Результаты и выводы бизнес-плана — предполагаемого проекта. Новизна производства. Новизна предполагаемой продукции. Сведения об объеме продаж, выручке, затратах, прибыли. Срок возврата кредитов Объективная оценка продукции, деятельности фирмы. Анализ объема продаж и затрат. Оценка риска, прибыли Исходные данные и характеристика Функциональные особенности, местоположение, условия использования территории Основание для анализа и расчетов Прогноз конъюнктуры рынка Современное состояние и тенденции макроэкономических процессов в инвестиционной сфере Прогноз коммерческой деятельности привлекаемых фирм Стратегия маркетинга Маркетинговая ситуация, программа осуществления стратегии. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура. Цены. Каналы сбыта. Реклама. Прогноз новой продукции. Ценообразование. Ценовые показатели Анализ состояния рынка, изменения цен, внешних и внутренних факторов, эффективности рекламы. Оценка сильных и слабых сторон фирмы, производственных возможностей Конкуренция Потенциальные конкуренты: оценка объема их продаж, доходов, перспектив внедрения моделей, основных социально-экономических характеристик, уровня качества и дизайна их продукции, политики цен конкурентов Сравнительный анализ (отдельных групп показателей деятельности конкурентов). Анализ цели, стратегии конкурентов, их сильных и слабых сторон Товар (услуга) Описание продукта (услуги): потребительские свойства товара, отличие от товаров конкурентов, степень защищенности патентами, прогноз цен и затрат на производство, организацию сервиса Оценка потребительских свойств товара. Анализ товаров конкурентов. Анализ цен и затрат на производство продукции Определение затрат Единовременные и текущие затраты, дисконтирование, прогнозирование инфляции с определением по источникам финансирования Объемы и структура затрат по видам, источникам и направлениям План производства Производственный процесс (его описание). Перечень базовых операций по обработке и сборке. Поставка сырья, материалов, комплектующих изделий с полным перечнем условий (по цене, количеству, качеству). Оборудование, здания, сооружения. Трудовые ресурсы. Затраты на производство продукции Оценка состояния дел по всем пунктам плана производства Организация работ и финансирования Блоки и этапы программ. Организация работы. Установление форм собственности. Виды и источники финансирования. Определение величины и источников получения средств. Обоснование полного возврата средств и получения доходов Блок-схема организации работ (последовательность) и финансирование по периодам организации проекта (программа). Анализ средств по источникам. Анализ платежеспособности предприятия. Анализ сроков окупаемости вложений Рынок сбыта Положение дел в отрасли. Потенциальные потребители. Рыночная конъюнктура Оценка положения дел в отрасли. Анализ темпов прироста по отрасли, потенциальных потребителей, рыночной конъюнктуры Определение доходов Виды производства, себестоимость работ (услуг), условия ценообразования, налогообложения, получение валового и чистого дохода с учетом дисконтирования и индекса инфляции Оценка объема производства, себестоимости работ (услуг) и т.п. Финансовый план Прогноз объемов реализации. Баланс денежных расходов поступлений. Таблица доходов и расходов. Сводный баланс активов и пассивов предприятия. График движения безубыточности Финансовый анализ деятельности предприятий. Анализ баланса денежных расходов и поступлений. Анализ безубыточности, доходов и затрат. Выявление внутрихозяйственных резервов для укрепления финансового положения Формирование потока чистых средств План и структура управления (например, недвижимостью на данной территории), источники водоснабжения, электроэнергии и т.п. Баланс финансовых расходов и поступлений с учетом всех видов необходимых налогов Оценка экономической, коммерческой и социальной эффективности Расчетные показатели и их интерпретация: сроки окупаемости затрат, рентабельность инвестиций, точка безубыточности проекта и др. Оценка экономической, коммерческой, бюджетной, социальной эффективности инвестиций Страхование коммерческого риска Типы риска, условия их возникновения, возможный ущерб. Вероятность появления новых технологий. Альтернативные стратегии. Меры профилактики рисков. Программа страхования и внешнего страхования от рисков Анализ рисков по источникам и причинам. Анализ риска статистическим, экспертным и комбинированным методами. Анализ выбора инвестиционных решений. Поиск механизма предотвращения риска, форм и условий страхования
В бизнес-плане решаются следующие конкретные задачи:
— уточняются правовые аспекты, нормативы ограничений, требованиямуниципальных органов;
— проводится анализ исходных материалов — ситуационного плана,показателей технического состояния зданий, проектного предложения строительстваили реконструкции, социальных условий и демографического состава населения идр. [6 с. 315-324];
— рассматриваются размеры потерь, связанных со сносом фондов,компенсационными выплатами, предоставлением жилищного фонда переселяемымжителям, а также упущенной выгодой при досрочном прекращении арендымуниципальных объектов коммерческими структурами;
— формируется инвестиционная программа проектного предложенияразвития территории (или отдельных зданий) с анализом возможных альтернатив;
— определяются формы и условия реализации проектного предложения;
— прогнозируются условия производства продукции (услуг)предприятиями, формируемыми на данной территории, получение ими прибыли, атакже финансовые поступления в бюджет (налоги, сборы, выплаты и др.);
— определяются показатели экономической, коммерческой и бюджетнойэффективности проектного предложения, а также его социальной и экологическойрезультативности;
— разрабатывается стратегия маркетинга;
— формируется план финансирования и организации функционированияобъекта;
— определяются условия, формы, сроки проектирования истроительства объекта;
— уточняются типы коммерческих рисков и условия страхования;
— подготавливается резюме, где в концентрированном виде излагаютсяосновные характеристики, параметры и показатели проектного предложения, егопреимущества, получаемые доходы, инвестиционные и эксплуатационные затраты, ихструктура по источникам финансирования, размеры и сроки поступления в городскойбюджет и внебюджетный фонд.

Глава 2. Разработка бизнес-плана финансового оздоровления напримере предприятия «СельхозПрод»
 
2.1Экономико-социальная характеристика хозяйствующего субъекта
Сельскохозяйственное производственное предприятиеООО СПП «СельхозПрод» было зарегистрировано постановлением администрацииБрянского района на основании Устава от 02.11.99 г. № 35 и являетсяправопреемником СПК «Столбовское». Общество является юридическим лицом поРоссийскому Законодательству и действует в соответствии с федеральным законом«Об обществах с ограниченной ответственностью» и иными правовыми актами РФ.Целью деятельности Общества является получение прибыли его участниками наоснове удовлетворения потребностей граждан, хозяйственных обществ и любыхдругих законных образований в товарах работах, услугах, предлагаемых обществом.Общество самостоятельно планирует свою хозяйственную деятельность, определяетперспективыразвития, исходя из спроса предоставляемых услуг и необходимости обеспеченияпроизводственного и социального развития общества. Общество осуществляет своюпроизводственную и коммерческую деятельность силами трудового коллектива подоговорам, заключенным с гражданами и юридическими лицами. Общество выполняетработы, оказывает услуги и реализует отходы производства по ценам и тарифам,устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе и в соответствии сдействующим законодательством РФ [3. с. 612-630].
Расчетыобщества по своим обязательствам производятся в наличном и безналичном порядкечерез учреждения банков в соответствии с правилами выполнения расчетных икассовых операций, утверждаемыми ЦБ РФ. Для контроля финансово-хозяйственнойдеятельности общества Общее собрание может выбрать ревизионную комиссию(ревизию). Члены ревизионной комиссии (ревизор) не могут занимать должность ворганах управления общества. Для проверки и подтверждения правильности годовыхотчетов, бухгалтерских балансов и контроля финансово–хозяйственной деятельностиобщество по решению общественного собрания или по требованию любого Участникаможет привлечь профессионального аудитора. Проверка (ревизия)финансово–хозяйственной деятельности общества может осуществляться по окончаниифинансового года, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссииили по требованию любого Участника. Должностные лица общества обязаны потребованию ревизионной комиссии или аудитора давать объяснения и представитьфинансово–хозяйственные документы. По итогам проверки финансово–хозяйственнойдеятельности, ревизионная комиссия или аудитор составляют заключение,содержащие данные о достаточности отчетности, а также информацию, выявленныхфактов нарушений и злоупотреблений лицами общества [6 с. 315-324].
Основные видыдеятельности организации:- производство высококачественной продукции с/х и еепереработка; — реализация с/х продукции по договорам и через собственнуюторговую сеть; — торгово-закупочные операции, как на территории РФ, так и за еепределами; — иная деятельность, предусмотренная законодательством РФ.
Предприятиеосуществляет свою деятельность на территории Брянской области. Центральнаяусадьба хозяйства расположена в районном центре п. Локоть. В его состав входятдва отделения, которые расположены в д. Городище и д. Столбово. Центральноеотделение находится в г. Брянске. Здесь также находятся пункты сдачи основнойпродукции и основные базы снабжения.Это позволяетреализовыватькрупный рогатый скот ОАО «Брянскому мясокомбинату». Кроме того, КРС реализуется ЗАО«Клинский мясокомбинат». Зерно реализуется по генеральному договору поставокОАО «Мелькрукк» и в небольшом количестве хлебоприемному предприятию«Брасово-КПП». Общая земельная площадь хозяйства составляет 3667 га, в том числе сельскохозяйственные угодья – 2458 га, из них пашня – 1613 га. Землепользование располагается на четырех участках: улучшенные сенокосы на осушенных землях;пашня, используемая для выращивания зерновых кормов для откорма скота; пашня,занятая посевами сельскохозяйственных культур; хозяйственные постройки иоткрытые площадки для содержания скота на откорме. Природно-климатическиеусловия способствуют развитию сельскохозяйственного предприятия. Наличие вхозяйстве довольно значительных сенокосов (810 га) и пастбищ (30 га) создает благоприятные условия для развития животноводства. В СПП «СельхозПрод»несмотря на отсутствие целевого финансирования природно-охранных мероприятийежегодно проводят работы по рекультивации и улучшению землепользования.Руководители и специалисты предприятия принимают меры по внедрению впроизводство ресурсосберегающих и безотходных технологий, следят запроизводственной и технологической дисциплинами, контролируют ответственностькадров на всех уровнях за экологическим состоянием всех производственныхучастков. Рациональные размеры предприятия способствуют росту экономическойэффективности производства. Размеры СПП характеризуют такие показатели, какчисленность работников, стоимость имущества, объем валовой продукции, площадьсельскохозяйственных угодий и др. (табл. 2).См. приложение. На основе данных,внесенных в таблицу 2, можно сделать заключение, что основные экономическиепоказатели предприятия из года в год изменяются в лучшую сторону. Размерстоимости имущества в 2006 г. составил 47403 тыс. руб. и по сравнению 2004 г. возрос на 16%, по сравнению с 2005 г. на 4,3%. Выручка от реализации продукции соответственноувеличилась на 65% и 19,9%, валовой доход на 56,4%, 68,7%. Чистая прибыльсоставила 2488 тыс. руб. в 2006 г. по сравнению с 2005 г. она увеличилась в 2,37 раза. Следует отметить, что на предприятии растет уровеньпроизводительности труда по сравнению с 2004 г. на 62,2%, а по сравнению с 2005 г. на 23%. Производственный потенциал используется интенсивно, фондоотдачасоставила 1,12 руб., по сравнению с 2004 г. она возросла на 60%, с 2004 г. на 19,1%, а материалоемкость соответственно снизилась на 29,5% и 12,7%.
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
Рассчитаем интегральную бальную оценку финансовой устойчивости.
Сущность этой методики заключается в классификации предприятий, постепени риска исходя из фактического уровня показателей финансовой устойчивостии рейтинга каждого показателя, выраженного в баллах.
Если производить расчет общего коэффициента ликвидности по такойсхеме, то почти каждое предприятие, накопившее большие материальные запасы,часть которых трудно реализовать, оказывается платежеспособным. Поэтому банки ипрочие инвесторы отдают предпочтение коэффициенту быстрой (промежуточной)ликвидности [1. с. 147-153].
Коэффициент быстрой ликвидности — отношение ликвидных средств первых двух групп кобщей сумме краткосрочных долгов предприятия. В нашем примере на начало годавеличина этого коэффициента составляет 0,88 (13 780/15 700), а на конец — 0,90(19 700/22 000). Удовлетворяет обычно соотношение 0,7-1,0. Однако оно можетоказаться недостаточным, если большую долю ликвидных средств составляетдебиторская задолженность, часть которой трудно своевременно взыскать. В такихслучаях требуется соотношение большее. Если в составе текущих активовзначительную долю занимают денежные средства и их эквиваленты (ценные бумаги),то это соотношение может быть меньшим [9 с. 133-142].
Коэффициент абсолютной ликвидности (норма денежных резервов) дополняетпредыдущие показатели. Он определяется отношением ликвидных средств первойгруппы ко всей сумме краткосрочных долгов предприятия (III раздел пассивабаланса). Чем выше его величина, тем больше гарантия погашения долгов, так какдля этой группы активов практически нет опасности потери стоимости в случаеликвидации предприятия и не существует никакого временного лага для превращенияих в платежные средства. Значение коэффициента признается достаточным, если онсоставляет 0,20—0,25. Если предприятие в текущий момент может на 20-25 %погасить все свои долги, то его платежеспособность считается нормальной. Наанализируемом предприятии (табл. 2) на начало года абсолютный коэффициентликвидности составлял 0,32 (5040/15 700), а на конец — 0,25 (5505/22 000), чтосоответствует норме.
Таблица 3 Показатели ликвидности предприятияПоказатель На начало года На конец года Абсолютной ликвидности 0,32 0,25 Быстрой ликвидности 0,88 0,90 Текущей ликвидности 1,78 1,73
Отметим, что только по этим показателям нельзя безошибочно оценитьфинансовое состояние предприятия, так как данный процесс очень сложный и датьему полную характеристику двумя-тремя показателями нельзя. Коэффициентыликвидности — показатели относительные и на протяжении некоторого времени неизменяются, если пропорционально возрастают числитель и знаменатель дроби. Саможе финансовое положение за это время может значительно измениться, например,уменьшится прибыль, уровень рентабельности, коэффициент оборачиваемости и др.
Коэффициент финансовой независимости Кфн показывает удельный вессобственного капитала в общей валюте нетто-баланса (ВБ = ВА+ОА = СК+ДО+КО). Онхарактеризует какая часть активов предприятия сформирована за счет собственныхисточников средств, его оптимальное значение 0,5: Кфн = СК/ВБ
Значения Кфн на начало и конецотчетного периода равны 0,55 (25000/45700) и 0,52 (29500/56800) соответственно.Значения этого коэффициента на начало и конец отчетного периода близки кнормативному, т.е. 50% имущества предприятия приобретено за счет собственногокапитала. За отчетный период это состояние практически не изменилось.
Коэффициент обеспеченности оборотных активов собственнымисредствами Ксосрассчитываетсяпо формуле: Ксос = (СК-ВА)/ОА
В случаеисследуемой организации его значения на начало и конец отчетного периода равны0,44 ((25000-17700)/28000) и 0,42 ((29500-18800)/38000) соответственно. Только40% оборотных средств являются собственностью предприятия. В сочетании споказателем финансовой независимости ниже нормативного уровня это должнопривлечь внимание руководства.
Коэффициентобеспеченности запасов собственными средствами рассчитывается по тому жепринципу как и Ксос. Кмз=СК/МПЗ.
На началоотчетного периода этот показатель равен 0,57 (25000/16345), на конец отчетногопериода – 0,52 (29500/22145). Критическое значение Кмз равно 0,6. то естьсобственным оборотным капиталом должно покрываться не менее 60% потребностей взапасах. Остальная часть запасов может покрываться за счет заемных источников.Чем выше рассматриваемый коэффициент, тем выше финансовая устойчивостьпредприятия.Номер показателя На начало года На конец года фактический уровень показателя количество баллов фактический уровень показателя количество баллов
1
2
3
4
5
6
0,32
0,87
1,78
0,55
0,44
0,57
20,0
14,0
13,2
13,0
13,8
3,0
0,25
0,90
1,72
0,52
0,42
0,52
20
15
12,3
10,6
12,6
3,0 Итого 77,0 74,3
Таким образом, по степени финансового риска, исчисленной с помощьюданной методики, анализируемое предприятие относится ко 2 классу — предприятия,демонстрирующее некоторую степень риска по задолженности, но еще нерассматриваются как рискованные [9 с. 133-142].

Заключение
Проработанный бизнес-план представляет собой рабочий инструмент, спомощью которого осуществляется управление предприятием и контроль за егодеятельностью. Он эффективно помогает руководству предприятия (фирмы) вреализации конкретной производственной, маркетинговой, технической, финансовойи кадровой политики, в выявлении и устранении недостатков в управлении и сбоевв работе.
Бизнес-план предусматривает решение таких вопросов, стоящих передпредприятием, как оценка его текущего состояния, выявление сильных и слабыхсторон предпринимательской деятельности, формулирование целей этой деятельностина планируемый период. В нем обосновываются подробности функционированияпредприятия в условиях конкретного рынка, тактика конкурентной борьбы, даетсяоценка ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия. Бизнес-план даетпредставление о развитии производства и организации производственнойдеятельности, о способах продвижения товара на рынок, прогнозирует цены,будущую прибыль, основные финансово-экономические результаты. Словом, этооснова управления предприятием. Бизнес-план начинает «работать» еще до своегопоявления на свет. Сам процесс составления плана, детальный анализ, которыйпредшествует его написанию,- заставляют руководство непредвзято ибеспристрастно рассмотреть планируемую деятельность во всех деталях, тщательнопроанализировать свои идеи, проверить целесообразность и возможность ихреализации. Бизнес-план является не только внутренним документом предприятия,он используется также и при установлении или расширении контактов с партнерами:поставщиками сырья, материалов, топлива, оборудования; посредниками вреализации продукции предприятия; предприятиями или организациями, с которымипредполагается осуществлять кооперирование научно-технической,производственной, инвестиционной и иной деятельности; возможными спонсорами.
Прежде всего бизнес-план может помочь решить проблемуфинансирования. Будучи представленным в банк, инвестиционный фонд либо другомувозможному инвестору, бизнес-план (или заявка, составленная на его основе)должен убедить потенциального заимодавца в том, что учредителями или руководствомпредприятия найдены привлекательные возможности предпринимательскойдеятельности и что есть последовательная и реалистичная программа проведенияпредпринимательской идеи в жизнь.
Партнеры предприятия, прежде чем установить или расширитьвзаимоотношения с ним, смогут с помощью бизнес-плана убедиться в наличии шансовна коммерческий успех и обеспечение высокого уровня прибыльности иплатежеспособности. Содержащаяся в нем информация помогает принять решение оцелесообразности и условиях ведения дел с предприятием, оценить его финансовуюустойчивость и принять в расчет все возможные риски, избежать выдачи кредитовненадежным клиентам.
На основе бизнес-плана могут разрабатываться проспекты эмиссииценных бумаг, предложения по государственной поддержке предприятия, другиедокументы, в которых требуется отразить состояние и перспективы его развития.Предпринимательская идея имеет существенные особенности, относящиеся кначинающему предпринимателю — без наличия конкретной идеи предпринимательскаядеятельность невозможна, и к функционирующему — нельзя избежать процессанакопления, отбора и сравнительного анализа предпринимательских идей.
Понятно, что у каждого предпринимателя своя собственная линияпрофессионального поведения, как своя голова на плечах. Тем не менее существуюти общие черты процесса накопления, отбора и сравнительного анализа идей, таксказать общая концепция.

Расчетная часть
ВАРИАНТ 2. «Оценка деловой активности компании»
Финансовый менеджер компании ОАО «Восход» обратил внимание на то,что за последние двенадцать месяцев объем денежных средств на счетахзначительно уменьшился. Финансовая информация о деятельности ОАО «Восход»приведена в табл. 1.
Все закупки и продажи производились в кредит, период — 1 месяц.
Требуется:
1) проанализировать приведенную информацию и рассчитатьпродолжительность финансового цикла, в течение которого денежные средстваотвлечены из оборота компании, за 2003 и 2004 гг.;
2) составить аналитическую записку о влиянии изменений заисследуемые периоды (см. п. 7 Указаний к решению задачи).
3) построить прогнозную финансовую отчетность на следующийплановый период, при условии роста выручки от реализации на Х% (задаетсяпреподавателем).
Таблица 1 Финансовая информация о деятельности ОАО «Восход»Показатели 2003 г., руб. 2004 г., руб. Выручка от реализации продукции 477 500 535 800 Закупки сырья и материалов 180 000 220 000 Стоимость потребленных сырья и материалов 150 000 183 100 Себестоимость произведенной продукции 362 500 430 000 Себестоимость реализованной продукции 350 000 370 000 Средние остатки Дебиторская задолженность 80900 101 250 Кредиторская задолженность 19900 27050 Запасы сырья и материалов 18700 25000 Незавершенное производство 24100 28600 Готовая продукция 58300 104 200

Дополнительная информация.
1) Для расчета следует предположить, что год состоит из 360 дней.
2) Все расчеты следует выполнить с точностью до дня.
Для выполнения задания использовать Указания к решению.
Указания к решению задачи «Оценка деловой активности предприятия»
1. Ознакомиться с п. 2—7 данных указаний, выполнить задание.Полученные результаты оформить в рабочей тетради.
2. На основании данных, представленных в задании и Указаниях крешению задачи, сформировать агрегированный баланс ОАО «Восход» за 2004 г. (табл. 3), дополнить баланс недостающими данными (дополняется студентом самостоятельно).Провести балансировку статей актива и пассива баланса (Актив = Пассив).
3. При выполнении п. З задания предусматривается:
— для специальности 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» —выполнить построение прогнозного баланса;
— для специальности 060400 «Финансы и кредит» — выполнитьпостроение прогноза бюджета денежных средств, прогнозного отчета о прибылях иубытках, прогнозного баланса с обязательным использованием ПЭВМ и программы«Финансовое планирование. Прогнозный баланс». Предварительно следуетознакомиться с Контрольным расчетом, представленным в п. 3 данных методическихуказаний. Необходимые дополнительные сведения о функционировании предприятия,представляемые в табл. 3.15., согласовать с выполняемым примером исформированным агрегированным балансом.
4. Проанализировать имеющуюся информацию по возможно большемудиапазону направлений (табл. 4).
5. Рассчитать величину оборотного капитала и коэффициентликвидности без учета наличности и краткосрочных банковских ссуд (табл. 5).
6. Финансовый цикл и продолжительность одного оборота элементовоборотного капитала следует определить по данным табл. 6.
7. Дополнить нижеследующие выводы необходимой информацией.
Решение.
1. Проведем анализ динамики прибыли предприятия ОАО «Восход». Дляэтого составим расчетную таблицу 2.
— рассчитаем валовую прибыль, как разницу между выручкой исебестоимостью, рассчитать абсолютное и относительное изменения валовой прибыли,полученные данные занесем в таблицу 2.стр. 3
— динамика всех показателей положительная, стоит отметить также положительныйфакт роста валовой прибыли.
— расчетный удельный вес себестоимости реальной продукции в 2003 г.-удельный вес = 350000/477000 = 73,29%, в 2004 г. удельный вес = 370000/535800 = 69,05%. Этоговорит о снижении производственной затратоемкости продукции ОАО «Восход» или окачественном росте прибыли, а не количественном, что может говорить о повышенииэффективности управления производством, внедрении нового оборудования итехнологий.
Таблица 2.4 Динамический анализ прибыли№ п/п Показатели 2003 г., руб. 2004 г., руб. Изменения абс., руб. отн., % 11 Выручка от реализации продукции 477 500 535 800 58300 12,21 22 Себестоимость реализованной продукции 350 000 370 000 20000 5,7 33 Валовая прибыль 127500 165800 38300 30,04
2. Построим вспомогательную таблицу 3. и рассчитаем:
— чистый оборотный капитал по формуле: ЧОК=Дз+З+НП+Гп-Кз, данные запишем в стр.6.
— коэффициент покрытия по формуле: Кп, = />,
— рассчитать динамику ЧОК и Кп, он определяет в какой степени ОА показывают краткосрочныеобязательства,
— наблюдается положительная тенденция в динамике коэффициенталиквидности, что говорит об упрочнении финансового состояния предприятия.
Таблица 3. Анализ оборотного капитала№№ п/п Показатели 2003 г., руб. 2004 г., руб. Изменения абс., руб. отн., % 1 Дебиторская задолженность 80900 101250 20350 25,15 2 Запасы сырья и материалов 18700 25000 6300 33,69 3 Незавершенное производство 24100 28600 4500 18,67 4 Готовая продукция 58300 104200 45900 78,73 5 Кредиторская задолженность 19900 27050 7150 35,93 6 Чистый оборотный капитал 162100 232000 69900 43,12 7 Коэффициент покрытия 8,14 8,58 0,44 5,4
3. Рассмотрим условия вспомогательной таблицы 4. В случае ОАО «Восход»наблюдается замедление оборачиваемости капитала предприятия в ОА, что негативноскладывается на увеличение суммы выручки.
2003 г.-500 дней
2004 г.-540 дней
Э = />*/>Поб = 535000/360*(540-500) = 59520,
Такая сумма дополнительно приводится в оборот, если бы капитал вОА оборачивался как в 2003 г. за 500 дней, то потребовалось иметь ОА на 59520сумму меньше. Руководству предприятия необходимо уделить самое пристальноевнимание управлению ДЗ предприятия, увеличение оборота продукции в 2004 г. по сравнению с 2003 г., т.е. ее замедлением, а так же несовпадение с оборачиваемостью КЗ, чтоопять-таки негативно сказывается на финансовом состоянии предприятия.
Таблица 4. Анализ оборачиваемости оборотного капитала№ п/п Показатели оборачиваемости 2003 г., дни 2004 г., дни Изменения абс. 1 Запасов сырья и материалов 44,88 49,15 4 2 Незавершенного производства 23,93 23,94 3 Запасов готовой продукции 59,97 101,38 41 4 Дебиторской задолженности 60,99 68,03 7 5 Кредиторской задолженности 40 44,3 4 6 Продолжительность оборота наличности 149,77 198,2 48,43
4. Составим агрегированный баланс за 2004 г. на основании исходных и расчетных данных по предприятию ОАО «Восход».
Таблица 5 Агрегированный балансАктивы 2004 г. Оборотные средства: Денежные средства 14200 Дебиторская задолженность 80900 Материальные запасы 18700 Запасы готовой продукции 58300 Итого оборотных средств 172100 Основные средства: Земля 95300 Здания и оборудование 304100 Накопленный износ 49400 Итого основных средств 350000 Итого активов 522100 Пассивы 2004 г. Краткосрочные и долгосрочные обязательства: Счета к оплате 156850 Налог, подлежащий оплате 49320 Итого краткосрочных и долгосрочных обязательств 206170 Собственный капитал: Обыкновенные акции 290000 Нераспределенная прибыль 25930 Итого собственного капитала 315930 Итого пассивов 522100
Объем реализованной продукции в 2004 г. на 12,21 % выше, чем в 2003 г., а себестоимость реализованной продукции выше на 5,7 %.Вложения в запасы и дебиторскую задолженность за вычетом кредиторскойзадолженности возросли с 99600 тыс. руб. до 126250 тыс. руб., или на 26,75 %,что непропорционально росту объема продаж и свидетельствует онеудовлетворительном контроле периодов оборачиваемости оборотного капитала.
Прирост чистого оборотного капитала на 69900 тыс. руб. означает,что чистые поступления от прибыли 2004 г. на 31600 (69900 — 38300) тыс. руб. меньше той величины, которую можно было бы получить при отсутствии приростазапасов и дебиторской задолженности (за вычетом кредиторской задолженности) втечение 2004 г., поэтому компании, возможно, придется брать ненужную банковскуюссуду. При этом значительное увеличение чистого оборотного капитала означает,что в текущие активы вкладывается слишком много долгосрочных средств.
Коэффициент общей ликвидности без учета наличности и краткосрочныхссуд свыше 9:1, т.е на каждый 1 рубль кредиторской задолженности предприятияприходится 9 руб. вложенных в оборотные активы предприятия можно считатьслишком высоким. Причины роста чистого оборотного капитала:
1) рост объема продаж;
2) увеличение периодов оборачиваемости.
Вторая изперечисленных причин более существенна. Длительность оборота запасов сырья иматериалов увеличилась с 44,88 до 49,15 дней, несмотря на то, что этоувеличение было компенсировано продлением срока кредита, предоставляемогопоставщиками с 40 до 44 дней. Срок кредита для дебиторов увеличился с 60,99 до 68,03дней. Этот срок представляете слишком большим. Однако наиболее серьезнымизменением было увеличение продолжительности оборота готовой продукции с 59,97до 101,38 дня, причем точную причину этого установить не представляетсявозможным. Готовая продукция не востребована, но можно предположить, что продукцияне конкурентоспособна, слишком высокая цена, не эффективно работает отел сбыта.

Список использованной литературы
1. БалабановИ.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?.. — М.: Финансы иСтатистика, 2004 – 223 с.
2. ПрыкинаЛ.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для вузов.- М. ЮНИТИ-ДАНА,2002.-360с.
3. СавицкаяГ.В. Экономический анализ: Учеб. – 10-е изд., — М.: Новое знание, 2004. – 640с.
4. СавицкаяГ.В. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М,2005. – 281 с.
5. СамсоновН.Ф. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М 2002 – 495 с.
6. СтояноваЕ.С. Финансовый менеджмент Учебник для вузов М.: Перспектива 2005 – 425 с.
7. УткинЭ.А. Финансовый менеджмент — М.: Зеркало 2002. — 264с.
8. Финансовыйменеджмент: теория и практика/ Под ред. Стояновой Е.С.- М.: Перспектива, 2003 –463 с.
9. Финансовыйменеджмент: Учебник/ под ред. д.э.н. проф. А.М.Ковалевой. – М.: ИНФРА-М, 2005.– 284 с.
10.  Финансовый менеджмент:Учебник для вузов/под ред. акад. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 527 с.;
11.  Финансовый менеджмент:управление капиталом и инвестициями: Учебник для вузов. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. –504 с.;
12.  Финансовый менеджмент:теория и практика/ Под ред. Стояновой Е.С.- М.: Перспектива, 2003 – 463 с.
13.  Черняк В.З. Бизнеспланирование: Учебник для вузов.- М. ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-470с.
14.  Яшин С.Н.,Совершенствование теоретических и практических основ определения экономическогосостояния промышленных предприятий в целях управления их экономическимиразвитием // Финансы и кредиты 2003 №12.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Инфляционные процессы и ценовое регулирование в Республике Беларусь
Реферат Этапы информационных технологий
Реферат Человек в огне Гражданской войны по произведениям Разгром Фадеева и Сорок первый Б А Лавренева
Реферат Различия в подходе к исследованию экономики мыслителей Древней Греции и Древнего Рима
Реферат Refutation Essay Research Paper Refutation PaperMost Internet
Реферат Організація обліку грошових коштів на підприємстві (на матеріалах СТОВ "Злагода" Полтавського району Полтавської області)
Реферат Князь ЕН Трубецкой и христианский платонизм
Реферат История комуча: опыт несоветской демократии
Реферат Страховой рынок в России и за рубежом
Реферат Пути исследования нарушений личности
Реферат Bulls Essay Research Paper Why Are The
Реферат Королевство Кастилии и Леона в XIII - XV вв.
Реферат Аннотация к патенту РФ из №2 361 388 C1
Реферат Второе начало (закон) термодинамики. Концепция энтропии и закон её возрастания
Реферат Проблемные толкования в словарях русских арго