Министерствообразования и науки Республики Казахстан
Северо-Казахстанскийгосударственный университет
Экономическийфакультет
Кафедра«Финансы и кредит»
Курсоваяработа
Тема:«Развитие казначейской системы Республики Казахстан»
г.Петропавловск 2003г.
Содержание
Введение
Глава I Возникновение и становление бюджетнойи казначейской системы
Глава II Анализ состава и сменяемости кадровтерриториальных органов Комитета казначейства по состоянию на 1 января 2003года
Глава III Реформы казначейства Казахстана
3.1. Поддержкаказначейских реформ на высоком уровне
3.2. Четкиезадачи реформ и последовательная стратегия их реализации
3.3. Графиквнедрения Системы информационного управления государственными финансами
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
За 11 лет независимостиКазахстана бюджетная система страны прошла огромный путь становления иразвития.
Важным этапомформирования системы государственных финансов республики стал выход в светпервого Закона «О бюджетной системе», который был принят 17 декабря 1991 года,на следующий день после принятия Конституционного Закона «О государственной независимостиРеспублики Казахстан».Этот Закон определил основные принципыформирования бюджетов страны, взаимоотношения между республиканским бюджетом и местнымибюджетами, взаимоотношения бюджетов с юридическими и физическими лицами поуплате налогов, другим платежам и бюджетным ассигнованиям.
Основным принципом этого законаявлялась самостоятельность частей бюджетной системы государства:республиканского и местных бюджетов. К местным относились: областные, городские,районные, районные в городах, поселковые и сельские бюджеты. Принцип единствабюджетов разных уровней этим Законом еще не был установлен. Структура бюджетасостояла из доходной и расходной части бюджетов, кроме того, этот закондопускал составление дополнительного бюджета, который рассматривается иутверждается аналогично бюджету на очередной год.
Принятие в 1995 годуновой редакции Конституции Республики Казахстан и изменения экономической иполитической ситуации, переход к рыночнойэкономике, принятие НалоговогоКодекса, создание органов Казначейства, обусловили подготовку и принятиевторого Закона от 24 декабря 1996 года «О бюджетной системе».
Период 1993-1997 годовбыл основным этапом становления новых экономических отношений. Проведениеэкономических реформ в республике требовало реформирования и бюджетной системы.Это было начато с разработки и внедрения новой бюджетной классификации.Методологические основы старой бюджетной классификации были разработанынесколько десятилетий назад. С начала проведения экономических реформ вреспублике произошли существенные изменения в налоговом законодательстве, вструктуре органов исполнительной власти, которые необходимо было учесть впроцессе разработки и исполнения республиканского и местных бюджетов.
В 1997 году быларазработана и внедрена новая бюджетная классификация доходов и расходовРеспублики Казахстан, обеспечивающая прозрачность исполнения бюджета на основетребований международных стандартов, позволяющая взаимоувязать расходы бюджетоввсех уровней с выполнением программных задач государства. Для ее разработкибыла использована методика Международного валютного фонда.
В 1998 году в результатепроведенного Министерством финансов Республики Казахстан функциональногоанализа государственного сектора, произошла оптимизация организаций,финансируемых из бюджета.
Произведено основное разграничениенаправлений расходования бюджетных средств между республиканским и местнымбюджетами.
Глава IВозникновение и становление бюджетнойи казначейской системы
Впервые слово «казначей»можно встретить в 15 веке в «штатном расписании Казенного приказа, учреждения,которое в период от Иоанна 3-го до царствования Петра Великого, заведовалоЦарским Казначейством. Там хранилось: золото, серебро, посуда, бархат, шелк идругие драгоценности.
Высшимфинансово-контрольным учреждением тогда был Счетный приказ, образованный, повсей вероятности, во времена царствования Алексея Михайловича. Обязанностьюприказа было ведать «всего Московского государства ведать приходом, расходом иостатком по книгам за многие годы». Этот счетный приказ служил некоторымпрообразом современного казначейства.
Царствование Петравеликого произвело полный переворот в системе местного управления. Указом от 18декабря 1708 года все государство было разделено на восемь губерний. Во главекаждой из них были поставлены губернаторы, которым, в числе прочего, вверенобыло и финансовое управление. В 1775 году была учреждена должность уездногоказначея. К обязанностям последнего относились прием и хранение всех казенныхдоходов своего уезда.
С учреждением в 1821 годуДепартамента государственного казначейства все казначеи с их функциями былипереданы в ведение этого Департамента. В 1822 году в Санкт-Петербурге былоучреждено Главное казначейство. В 1864 году в порядке эксперимента было введеноединство кассы сначала в 12 губерниях, а в 1866 году повсеместно. В 1872 годубыла издана единая для всех казначейств Империи инструкция, содержащая правила:о порядке приема казначействами разного рода монет и кредитных бумаг и пересылкисумм казначействами, о выплате пенсий и пособий и т.д. В губернскихказначействах сосредотачивались получаемые из уездных казначейств доходы дляпередачи их государственный банк на текущий счет Департамента государственногоказначейства.
В 1890 году произошлозначительное возрастание штатов и изменение структуры казначейства. В 1899 годуказначейства начали распределять между казной и земством в известном процентномотношении суммы, поступающие в уплату поземельных сборов.
В дополнение ко всему, наказначейства с 1897 года были возложены некоторые банковские операции.
К 1900 году насчитывалось728 казначейств. Казначейство России исполняло бюджет до 28 октября 1917 года,пока не был упразднен Департамент Государственного Казначейства.
Комитет казначейства,являясь органом обеспечивающим исполнение республиканского бюджета ирасчетно-кассовых обслуживании местногобюджета, обслуживает 2477организаций республиканского подчинения, 9000- местного, и 1200 государственныхпредприятий, для которых в системе открыто около 20 тыс. счетов, в том числебюджетные, текущие, депозитные, текущие счета спонсорской и благотворительнойпомощи, а так же валютные счета.
Деятельность Казначействаориентированна на обеспечение качественного исполнения бюджета, формированиедостоверной отчетности о доходах и расходах бюджета в рамках действующегозаконодательства.
За 2002 год через системуКазначейства было проведено около 8 млн. платежных документов, из них 4 млн.200 тыс. по доходным операциям и 3 млн. 900 тыс. по расходным.
Государственноеучреждение — это организация, по обязательствам которой несет ответственностьгосударство. Вместе с тем возникла ситуация, когда сотни руководителейбюджетных организаций без общей координации подписывали финансовые документы, врезультате чего обязательства государства неимоверно и бесконтрольнорасширялись. Значит, надо было ввести систему, когда каждый договор, подписываемыйгосударственным учреждением, должен был быть зарегистрирован в Казначействе.
Принятие нереальногобюджета было основной проблемой тех лет. По сути, нереальный бюджет — этооснова порождения кредиторской задолженности, которая провоцирует, в своюочередь, цепь неплатежей, а их объемы были огромными.
Кроме того, существовалапроблема, так называемых, специальных счетов. Государственные организации вэтом случае выступали одновременно как коммерческие структуры, конкурируя счастным сектором, при огромных базовых преимуществах. При наличии спецсчетовразмывался вопрос эффективного планирования: при утверждении одной суммы, напрактике, за счет специальных счетов, государственные органы получалидополнительные доходы и, таким образом, были ориентированы на коммерческуюдеятельность, а не на выполнение своих основных функций.
Опорными моментамипроводимых реформ были определение статуса государственных учреждений, четкоеразделение бюджетной сферы и конкурентного сектора, ликвидация специальныхсчетов, обязательная регистрация всех договоров в Казначействе — в противномслучае кредиторская задолженность учреждения не должна была признаватьсяобязательством государства.
Также были ликвидированы всесуществовавшие внебюджетные фонды.
В этот период всталвопрос о значительной дифференциации административных расходов в министерствах,ведомствах и регионах.
Считалось, что административныерасходы на каждый государственный орган не должны зависеть от «пробивной» силытого или иного руководителя, а должна быть разработана четкая методика:численность, умноженная на норматив. В противном случае, из года в год растетдоля административных расходов в составе государственного бюджета.
В наследство от бывшегоСССР Казахстану достались многочисленные льготы, огромная категорияльготополучателей. Все это было регламентировано более чем в 30 законодательныхактах, которые очень трудно понять рядовому человеку, в них разбирались толькоотдельные специалисты.
Кроме того, льготы небыли адресными, и все это создавало трудности при бюджетном планировании.Поскольку социальный блок занимал в расходах государственного бюджетазначительную часть, предстояло упорядочить бюджетный процесс.
Все эти проблемы решалисьпутем проведения глубокого анализа бюджетного процесса, разработкиметодологической базы планирования, изменения нормативных актов.
Так, в 1999 году началасьработа по совершенствованию нормативной правовой базы в области целевого иэффективного расходования бюджетных денег, предотвращению роста кредиторской задолженностибюджета путем создания надежных механизмов предварительного контроля за ееобразованием.
Введена нормаобязательности регистрации в органах казначейства гражданско-правовых сделок засчет бюджетных денег. Некоторые государственные функции были переданы вконкурентную среду и выполнялись в форме оказания услуг государству. Быливведены новые принципы межбюджетных отношений. Упразднены все внебюджетныефонды, а их доходы и расходы были консолидированы в государственный бюджет.
Законодательно былозакреплено, что все государственные учреждения не вправе брать на себяфинансовые обязательства сверх сумм бюджетных назначений, установленныхбюджетным законодательством на соответствующий финансовый год.
Значительное внимание впоследние годы уделялось контролю за целевым использованием бюджетных средствгосударственными учреждениями, средств, выделяемых из бюджета на выполнение государственногозаказа, целевым использованием и возвратом заемщиками государственных внешнихзаймов, негосударственных займов, привлеченных под гарантии ПравительстваРеспублики Казахстан, и бюджетных кредитов.
Приняты меры по обеспечениюполноты и своевременности отчислений доли прибыли государственнымипредприятиями в соответствующие бюджеты, начисления дохода на государственные долив хозяйственных товариществах и дивидендов на государственные пакеты акцийакционерных обществ.
Одной из важных мер поповышению бюджетной дисциплины государственных организаций стали разработка ивнедрение в 1996-1998 годах законодательства о государственных закупках, основанногона принципах прозрачности этих процессов, эффективности в выборе поставщиковтоваров, работ и услуг, а также обеспечения равных прав.
Тем не менее, в бюджетнойсистеме не были отрегулированы отдельные вопросы. К примеру, это:
первое, механизмы увязкипланирования бюджетных средств с их расходованием;
второе,целенаправленность бюджетных расходов;
третье, установлениеконтроля эффективной реализации бюджетных программ;
четвертое, повышениеответственности администраторов за реализацию бюджетных программ;
пятое, механизмы отслеживания возникновениякредиторской задолженности государственных учреждений.
В этой связи, настоящеевремя Министерством финансов продолжается работа по совершенствованию бюджетнойсистемы, которая на сегодняшний день имеем следующие результаты:
1. Достигнутоформирование программного, целенаправленного бюджета, отражающего приоритетысоциально-экономического развития страны путем разделения бюджетных программ натекущие бюджетные программы и бюджетные программы развития.
Бюджет разделен на текущийбюджет, за счет которого будут осуществляться программы, направленные навыполнение текущих нужд государства, и бюджет развития, включающийрасходы на инвестиции в экономику, в том числе на инфраструктуру, градостроительство,информатизацию государственных учреждений, науку, подготовку кадров.
Такое разделение бюджетапозволит также реально оценивать стоимость выполнения государством своихфункций, определенных законодательством и направленных на содержание имеющейсясети государственных учреждений, и объем инвестиционного вклада государства наего социально-экономическое развитие, а также систематизировать бюджетныепрограммы.
2. В целях взаимоувязкиинвестиционной политики государства и бюджетной политики установленытребования, которым должны соответствовать инвестиционные проекты, и порядок ихвключения в бюджет.
Инвестиционные проекты, предлагаемыек финансированию из республиканского или местного бюджета, должны соответствоватьприоритетам социально-экономического развития страны, отраженным в индикативномплане развития республики или отдельного региона, при этом необходимо наличие технико-экономическогообоснования, проектно-сметной документации, положительного заключенияотраслевого уполномоченного органа, исполнительного органа по экономическомупланированию.
Инвестиционные проекты, предлагаемыек финансированию из республиканского или местного бюджета, будут рассматриватьсясоответствующей бюджетной комиссией.
3. С 2002 года введенпаспорт бюджетной программы как основной документ оценки деятельностиадминистратора по выполнению возложенных на него функций. Паспорта утверждаютсяПравительством и местными исполнительными органами и определяют стоимостьбюджетной программы, нормативно-правовую основу, источник финансирования, цель,задачи, мероприятия по реализации программ, ожидаемые результаты реализацииданной программы, ответственных исполнителей, сроки реализации программы.
Основной особенностью Паспортаявляется увязка процессов планирования и исполнения бюджетных программ. Онформируется на основе бюджетной заявки администратора, которая представляетсяна стадии разработки бюджета и, по сути, является своеобразным планом работыкаждого ведомства по реализации поставленных перед ним стратегических задач сиспользованием бюджетных средств. Наличие такого документа дисциплинируетгосударственные органы обеспечивает контроль за ходом реализации бюджетныхпрограмм.
Кроме того, Паспортобеспечит гласность расходования бюджетных средств, теперь каждый гражданинРеспублики Казахстан может открыть правовую базу и посмотреть чем занимаетсятот или иной орган, и на что уходят бюджетные средства.
4. Усовершенствованмеханизм сметного планирования государственных учреждений.
Теперь они составляютПланы финансирования бюджетных программ по обязательствам и по платежам, чтодолжно обеспечить регулирование принимаемых обязательств с целью недопущениявозникновения задолженности и своевременного исполнения государственными учреждениямисвоих обязательств перед юридическими и физическими лицами. В целях,опять-таки, увязки процесса исполнения бюджетных программ с планированиембюджета планы финансирования составляются в соответствии с мероприятиями,утвержденными в паспорте.
5. Созданы Бюджетныекомиссии на всех уровнях, которым придана главная роль в разработке и уточнениибюджета, а также в обеспечении соответствия основных прогнозных показателей государственногобюджета на предстоящий трехлетний период, проекта бюджета на соответствующий финансовыйгод, государственных и отраслевых (секторальных) программ, индикативного планасоциально-экономического развития Республики.
Бюджетные комиссии будутдействовать на постоянной основе. Таким образом, статус бюджетных комиссийстановится выше.
6. В бюджетный процессвнедрен механизм оценки реализации бюджетных программ. На первоначальном этапе,при планировании бюджета, Министерство финансов для включения в бюджет программбудет анализировать бюджетные заявки на предмет соответствия программным истратегическим документам.
На стадии же исполненияМинистерство финансов будет вести оценку реализации программ, администраторытак же будут проводить свою оценку и представлять ежеквартальные отчеты и вконце года — годовой отчет о реализации своих бюджетных программ.
Реализация бюджетныхпрограмм будет оцениваться по паспортам бюджетных программ. Годовые отчетыбудут рассматриваться бюджетной комиссией, которая на основе данных отчетовпринимает решение по дальнейшей реализации бюджетных программ или ихзавершению.
7. В процесс бюджетногопланирования внедряется метод бюджетного программирования, целью которогоявляется достижение эффективного и результативного расходования бюджетныхсредств.
Бюджетноепрограммирование предполагает планировать бюджетные расходы по следующей схеме:
• определение программнойстратегии развития;
• определение ресурсовбюджета;
• планирование бюджетныхпрограмм.
Определение программной стратегииразвития: реализуется в Послании Президента, Стратегических планах,Индикативных планах и государственных, отраслевых и региональных программах идолжна представлять собой иерархическую последовательность долгосрочных,среднесрочных планов.
Стратегический планопределяет основные направления государственного социально — экономическогоразвития на долгосрочный период.
Индикативный планопределяет показатели (индикаторы) социально-экономического развития страны, переченьгосударственных экономических регуляторов, и определяет социально-экономическуюполитику на среднесрочную перспективу, поэтапное достижение стратегическихцелей, определенных Стратегическим планом и Программой действий Правительства.В государственных, отраслевых и региональных программах определяется болееподробное и содержательное изложение существующих проблем экономики, отраслей,секторов и регионов и мер поих решению.
Государственные,отраслевые и региональные программы должны содержать цели и задачиПравительства местных исполнительных органов по решению этих проблем насреднесрочный период, необходимых мероприятий и ресурсов для достижения целей изадач, предполагаемых результатов.
При этом должны бытьустановлены приоритеты внутри каждого сектора и между секторами.
Для достижения гармонизациистратегического, индикативного и бюджетного планирования совершенствуетсяпроцесс рассмотрения и утверждения государственных и отраслевых программ,которые будут рассматриваться на бюджетной комиссии во взаимосвязи с бюджетнымипоказателями на соответствующий год и на трехлетний период.
Расходы бюджетныхпрограмм будут соответствовать расходам, предусмотренным государственнымипрограммами и реализовываться в рамках выполнения данных государственныхпрограмм.
В свою очередь, всесуществующие программы, которые не обеспечены финансовыми ресурсами будутотменены.
Планирование ресурсовбюджета осуществляется на основе макроэкономического сценария развития странына среднесрочный период и включает в себя определение основных прогнозныхпоказателей государственного бюджета (объем поступлений, объем расходов,размеры дефицита (профицита) государственного бюджета и его финансирования),лимит правительственного долга на конец соответствующего финансового года,лимит предоставления государственных гарантий).
Планирование бюджетныхпрограмм осуществляется на основе первых двух элементов — программной стратегииразвития и ресурсов бюджета, а также на основе мониторинга исполнения бюджетныхпрограмм.
8. Постепенно внедряетсянормативный метод планирования государственных расходов. Текущие расходыгосударственных органов, носящие постоянный характер, должны рассчитываться понормативам. В связи с чем, в настоящее время проводится ревизия существующихнорм и нормативов.
9. Принят Закон «Оконтролеза исполнением республиканского и местных бюджетов», которыйпредусматривает новые виды контроля за эффективным использованием бюджетныхрасходов.
10. Внедряется новаяказначейская система, которая обеспечивает учет обязательств государственныхучреждений, учет платежей, учет цен по государственным закупкам, контрольсчетов и других казначейских операций и функций.
В 1994 году правительствореспублики поставило задачу усилить роль Министерства финансов в процессеуправления государственными финансами, чтобы оно само управляло бюджетнымисредствами, само определяло, где, когда, кому, сколько нужно денег, когонеобходимо финансировать, а где можно попридержать и обойтись минимальнымиресурсами, с тем чтобы меньше заимствовать и как можно меньше, естественно,потом за эти заимствования платить, чтобы в конечном итоге суммарный эффект былмаксимальный. Результатом стал Указ Президента Республики Казахстан о созданиив январе1994 года казначейства при Министерстве финансов.
Глава IIАнализ состава и сменяемости кадровтерриториальных органов Комитета казначейства по состоянию на 1 января 2003года
В состав Комитетаказначейства Министерства финансов Республики Казахстан входят 16 областных,г.г.Астана и Алматы управлений казначейства, 186 районных и городских отделовказначейства.
Штатная численностьобластных управлений, городских и районных отделов казначейства в настоящеевремя составляет 3872 единицы. На 1 января 2003 года фактическая численностьсоставила 3629 человек (94%), в том числе женщин 2626 (72%), из них занимаютдолжности начальников областных управлений казначейства — 5 человек, 20 —заместители начальников областных управлений казначейства.
Диаграммазаполнения штата областных управлений казначейства, (в %)
/>
В связи с повышениемтребований к подбору и расстановке кадров за 2002 год значительно улучшилсякачественный состав сотрудников системы казначейства по уровню и профилюобразования. Всего с высшим образованием работает 2558 человек (70,5%). Сосредним специальным — 1043 (28,8%), а со средним — 28 (0,7%). НачальникАлматинского областного управления казначейства имеет ученую степень.
Все начальники областныхуправлений казначейства и их заместители имеют высшее профильное образование.
Из 181 начальниковрайонных и городских отделов имеют высшее образование 167 человек, среднееспециальное 14.
Диаграммаобразовательного уровня сотрудников ОУК, (в %)
/>
В целом по системе казначействасотрудники, имеющие высшее образование, разделяются следующим образом: сэкономическим образованием — 2212 (86,5%) специалистов, с юридическим — 82(3,2%), с техническим — 117 (4.6%), по другим -147 (5.7%).
Диаграммапрофильного образования, (в %)
/>
Следует отметить, чтообразовательный уровень сотрудников в различных областных управленияхказначейства неодинаков. Так, если средний республиканский показательсотрудников областных управлений казначейства с высшим образованием составляет70,5%, то в Восточно-Казахстанском, Костанайском и Актюбинском областных управленияхказначейства он составляет соответственно 62%, 60% и 61%, а в Кызылординскомобластном, г.г. Алматы и Астаны управлениях казначейства — 91%, 90% и 89%. Припереводе работников Бюджетного банка во вновь образованный Комитетказначейства, образовалась группа людей со средним образованием — 28 человек(0,7%), занимающие должности ведущих специалистов, 20 из них обучаются в ВУЗах,7 в средне специальных учебных заведениях и 1 работник (ВКО) не обучается, таккак достиг предпенсионного возраста.
На 1 января 2003 года вобластных управлениях казначейства работает 531 работник с непрофильнымобразованием, из них 143 — в районах. Большинство работников, не имеющих профильногообразования, охвачены заочной формой обучения в ВУЗах и колледжах. Всего поРеспублике заочно обучаются 567 человек, из них в ВУЗах 545 человек, в среднеспециальных учебных заведениях 9 человек.
По сравнению ссоответствующим периодом прошлого года прослеживается заметное омоложениесотрудников системы казначейства. Так, средний возраст начальников областныхуправлений казначейства составляет 48,1 лет, заместителей начальников областныхуправлений казначейства – 42,5, а средний возраст всех работников составляет34,7 лет. При этом специалистов до 30 лет — 42% (от числа работающих), до 40лет — 28%, до 50 лет — 21%, свыше 50 лет — 9%.
В областных управленияхказначейства работают представители 25 национальностей, большинство составляютказахи и русские, удельный вес которых 79,7 и 14,3 процентов соответственно.
Диаграммавозрастного состояния работников, (в %)
/>
Диаграмманационального состава сотрудников, (в%)
/>
По состоянию на 1 января2003 года средний стаж государственной службы сотрудников в областныхуправлениях казначейства составил 8,9 лет, при этом:
Начальники областныхуправлений казначейства -19,8 лет,
Заместители начальниковобластных управлений казначейства -15,5лет,
Сотрудники остальныхкатегорий — 9,6 лет.
В среднем стаж работы взанимаемой должности по системе составляет 3,6 лет, а у начальников областныхуправлений казначейства -5,6 лет (казначейская служба в республике создана 27января 1994 года).
В 2002 году проводиласьопределенная работа по повышению квалификации специалистов казначейства. Так,155 работников областных управлений казначейства обучались на курсах по проекту«Функциональность новой информационной системы Казначейства».
Продолжена работа поаттестации работников системы казначейства, по результатам которой вЮжно-Казахстанской области по категории С-10 был уволен 1 человек.
По территориальным органамказначейства, количество государственных служащих, входящих в номенклатуруМинистра финансов Республики Казахстан и Комитета казначейства — 233 человека,из них подлежат аттестации — 176 человек. В 2002 году прошли аттестацию. 38человек, из них по категории С-2 — начальники областных управлений казначейства— 13 человек, с результатами: соответствует занимаемой должности — 11 человек,подлежат повторной аттестации — 2 человека. По категории С-3 — заместителиначальников областных управлений казначейства — 25 человек (все соответствуютзанимаемой должности). Аттестация остальных работников номенклатуры Комитетаказначейства намечена на 2003 год.
В течение 2002 года изсистемы уволилось всего 425 человек. Из них в связи с:
— направлением на учебу — 2,
— уходом на пенсию — 4,
— переходом на другуюработу -169,
— уходом внегосударственную структуру — 41,
— по итогам аттестации —1,
— по другим причинам — 208.
Обращая внимание натекучесть кадров можно увидеть, что по республике за 2002 год с занимаемойдолжности уволился каждый 8 сотрудник.
За безупречную работу всистеме казначейства, добросовестное отношение к порученным заданиям, задостойный вклад в развитие экономики и общественно политической жизни и другиедостижения в работе объявлена благодарность 54 работникам и 60 работниковпоощрены ценными подарками за добросовестное исполнение должностныхобязанностей.
Наряду с этим, имеютсяслучаи наложения взысканий за ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Так,неполное служебное соответствие должности вынесено 10 работникам, получилипредупреждение 12 работников, 61 — объявлен выговор, 27 – объявлен строгийвыговор и 65 работников получили замечания.
В течение 2002 годаобъявлено 767 вакансий, в конкурсе приняло участие 1709 человек, из них 1155 — прошли пороговое значение. По итогам конкурсов на работу принято 558, из них:
— из местныхгосударственных органов – 229;
— выпускников ВУЗов – 65;
— негосударственногосектора — 41;
— не работающих —157.
250 человек рекомендованов кадровый резерв из них – 75 — не работающих.
Кроме работников,прошедших конкурсный отбор в течение 2002 года, принято на работу 135 человекиз кадрового резерва АГС, 60 — по другим причинам. Всего за год принято 753человека.
Работа по привлечениюмолодых специалистов из числа выпускников ВУЗов проводится в соответствии сПрограммой, утвержденной Министром финансов Республики Казахстан в 2002 году.Всего принято в течение года 203 выпускника ВУЗов и колледжей, из них 17отличники.
Глава IIIРеформы казначейства Казахстана
Казахстан стоит передисторической необходимостью перехода на уровень принципиально новогообщественного и экономического развития, определяемыми жесткими требованиямисовременной научно-технической революции. Речь идет о формированииинформационного общества, информационной экономики. В этом смысле считаюсвоевременным принятие государственной программы формирования и развитиянациональной информационной инфраструктуры Республики Казахстан.
Программа направлена насоздание национальной информационной инфраструктуры (НИИ) на принципах открытыхсистем, на стандартизацию, унификацию и сертификацию средств и системинформатизации и обеспечение регламентируемого универсального доступа кресурсам НИИ, на самоорганизацию НИИ, расширение сферы применениягосударственного языка в информационных технологиях (ИТ), использованиесозданных ранее информационных систем (ИС), оптимизацию затрат бюджетныхсредств на формирование, использование и защиту государственных информационныхресурсов. Одна из целей и задач программы – формирование в государственномуправлении новых технологических укладов, базирующихся на использованииперспективных ИТ, средств компьютерной техники и телекоммуникаций.
Органы государственногоуправления в большей степени, чем другие организационные структуры, нуждаются винформационном обслуживании. Связано это с тем, чтоадминистративно-управленческая деятельность государственных органов власти,особенно обоснованность управленческих решений, во многом зависит отуниверсальности, полноты и качества информационных ресурсов, которыми онаобладает. Информатизация органов государственного управления должнарассматриваться руководством и должностными лицами органов власти кактехнологическое средство, обеспечивающее своевременную обработку информационныхзапросов и способствующее выработке и принятию оптимальных решений. Следуетосознать, что внедрение информатизационных технологий в сферу управлениятребует системного подхода, предполагающего глубокий анализ проблем, выявление«узких мест» в решении основных и вспомогательных задач соответствующим органомвласти, осмысленное изучение результатов внедрения компьютерных систем еще доначала процесса внедрения.
«Созданные на базеразнообразных, большей частью устаревших, программно-аппаратных средств инеунифицированных решений, информационные системы функционируют в основном винтересах отдельных структур и решают сугубо ведомственные задачи. Каждоеведомство разрабатывает и поддерживает свои информационные системы, которыеникак не взаимодействуют с системами других ведомств и уж тем более непредоставляют доступа к информации всем заинтересованным пользователям. Это,как правило, приводит к дублированию данных, удорожанию работ по разработке иэксплуатации систем, затрудняет сбор первичной информации и поддержание ее вдолжном состоянии» — таковы результаты мониторинга современного состоянияинформационно — телекоммуникационных систем государственных органов.
В связи с принятием иходом реализации государственной программы формирования и развития национальнойинформационной инфраструктуры Республики Казахстан процессы внедренияинформационных технологий в государственных органах начинают приобретатьсистемный характер. Определен государственный орган, осуществляющиймежотраслевую координацию в сфере информации, — Комитет по связи иинформатизации Министерства транспорта и коммуникации. Утвержден планмероприятий по реализации программы, определены ответственные исполнители исроки исполнения мероприятий.
В настоящее время многиегосударственные органы имеют бюджетные программы, связанные с разработкой,внедрением, сопровождением и дальнейшим развитием информатизационных систем,что является свидетельством использования достижений информационных технологийв процессе государственного управления. Информатизационные системы некоторыхгосударственных органов с широкой разветвленной сетью филиалов взаимосвязанымежду уровнями с помощью корпоративной сети.
Одним из лидеровэффективного внедрения и использования ИТ в государственном управлении следуетсчитать органы бывшего Министерства государственных доходов, ныне Министерствафинансов. Названным министерством реализуется несколько крупных проектов, связанныхс налоговым администрированием. Следует особо отметить, что главными идеологамиданного ведомства преследуется цель создания единых стандартов в области обменаинформацией, необходимости построения единых межведомственных информационныхсистем и связи.
Одним из пионеровэффективного использования ИТ являются органы казначейства РеспубликиКазахстан. Казначейство – новый орган государственного управления,возникновение которого связано с необходимостью усиления роли Министерствафинансов в процессе управления государственными финансами, объединение функцииисполнения государственного бюджета в одном органе. Успешная реализациявозложенных функций была бы невозможна без использования информационныхтехнологий для оперативной обработки больших массивов финансовой информации.Первоначально в основу информационной системы казначейства была заложенаавтоматизированная банковская система (АБС). Здесь следует отдать должноеНациональному и Бюджетному банкам. В дальнейшем развитии информационная системадополнялась функциями, свойственными казначейству, в результате чегопревратилась в сложную банковскую и казначейскую систему с преобладаниемэлементов казначейства.
Информационная системареализована в трехуровневой архитектуре «клиент — сервер»: клиентская часть –промежуточный компонент – сервер СУБД. В качестве сервера СУБД используется Informix Dynamic Server, промежуточного компонента – Informix Direct Driver, клиентская часть реализована на языке CA-Clipper. Дальнейшее развитие системы предполагается на использованиипакета Oracle Applications. Информационная система будеттрехуровневой: центральное казначейство, областное, районное. Это соответствуеткак административному делению РК, так и организационной структуре органовказначейства. Предполагаются централизация потоков платежных документов в целомпо Системе и централизация финансовых потоков для республиканского бюджета.Платежные документы в Системе будут формироваться на втором и третьем уровняхказначейства, и передаваться в платежную систему из Комитета казначейства.Прием платежных документов из платежных систем также будет осуществляться вКомитете казначейства. Детализированные финансовые данные предполагаетсяхранить в местах ввода информации (Комитет казначейства, областные управления,районные отделы). В областных управлениях, районных отделах будутосуществляться ввод данных, хранение и первичная обработка платежных документоввсех уровней бюджета и финансовые документы местных бюджетов. В областныхуправлениях, районных бюджетах по определенным правилам должна осуществлятьсяконсолидация данных для дальнейшей передачи в Комитет казначейства. Передачаданных будет осуществляться с управляемой периодичностью в режиме off-line. Консолидация информации на нижнем уровне ииспользование режима off-line позволят значительно снизитьнагрузку на задействованные каналы связи. Консолидированные данные будутпоступать в Комитет казначейства. При необходимости будет обеспеченавозможность получения детализированной информации из областного управления, районногоотдела по запросу. Запросы данных будут осуществляться в режиме off-line с использованием имеющихся каналов связи. Предполагаетсяв рамках новой системы обеспечить повсеместный переход на электронные методы истандарты обмена информацией, со всеми учреждениями, взаимодействующими сорганами казначейства в режиме «Клиент — казначейство» (составление плановфинансирования, учет обязательств, принятие заявок, электронные документы пофинансированию, регистрация договоров и т.д.) Переход на цифровой режим обменаинформации и электронный документооборот позволяет исключить нерациональнуюработу органов казначейства по обслуживанию клиентов и большую ручнуюоператорскую работу по вводу и проверке первичной информации. Сократятсяизлишний документооборот и расход бумаги. Прекратится отвлечение специалистовказначейства на исполнение рутинных отчетов и справок. Для обеспечениягарантированности доставки, защищенности, юридической значимости, авторизациипередаваемой информации предлагается использование системы гарантированнойдоставки сообщений (СГДС), с электронно-цифровой подписью и шифрацией данных.
Предлагаемая системадолжна охватить все уровни казначейства и обеспечить функциональноевзаимодействие с правительственными организациями, Национальным банком,платежными системами, министерствами, акиматами, администраторами бюджетныхпрограмм и государственными учреждениями. Предоставляя принимающим решениягосударственным органам управления достоверную, своевременную и достаточнуюфинансовую информацию, информационная система казначейства должна стать основойдля эффективного управления государственными финансами на всех уровнях, дляместных бюджетов и исполнительных органов, с жестким контролем исполнениябюджетных процедур на всех уровнях и этапах. Успешной реализации намеченныхпланов будет сопутствовать достаточная техническая оснащенность компьютернойтехникой государственных учреждений.
3.1 Поддержкаказначейских реформ на высоком уровне
Казначейские реформы вКазахстане получили сильную поддержку со стороны самых высоких уровнейправительства. Уже в 1993 г. Кабинет Министров и Президент страны решилиподдержать концепцию казначейства и отвести Казначейству ведущую роль впроцессе исполнения бюджета, управления наличностью и долгом и в другихсоответствующих сферах в рамках Министерства финансов. Вслед за принятием этогорешения последовало создание основной организационной структуры Казначейства,шаг за шагом, для того чтобы обеспечить сотрудничество с Национальным банком ипризнание важности роли Казначейства другими управлениями Министерства финансови исполняющими министерствами. Реализация Проекта модернизации Казначейства иСистемы информационного управления государственными финансами проходила оченьуспешно благодаря тесному контролю над этим процессом и личному интересу,проявленному к нему со стороны всех Министров финансов, работавших в тотпериод. Заместителей министра финансов и руководителей Комитета Казначейства.
В самом началеосуществления данного проекта ощущалось сопротивление со стороны некоторыхсиловых министерств, например. Министерства обороны. Они проявляли нежеланиепринять требования казначейской системы, особенно это, касалось того, чтобыотказаться от своих отдельных банковских счетов, но неослабевающая поддержка состороны Кабинета министров дало Министерству финансов возможность занятьтвердую позицию и успешно осуществить переход к новой системе.
Политическая поддержка состороны Парламента была еще одним важным фактором. В первый год переходногопроцесса Министерство финансов представляло бюджет в формате как старой, так иновой классификации членам бюджетной комиссии Парламента с тем, чтобы они самимогли убедиться в преимуществах новой системы классификации при обеспечениипрозрачности и подотчетности в процессе бюджетных ассигнований. Когда онипризнали достоинства новой схемы классификации, Бюджетный департамент смоготказаться от старой классификации и двигаться дальше. Это также помоглозаручиться поддержкой членов Парламента при принятии новых законодательныхактов, относящихся к новой бюджетной и казначейской системе.
3.2 Четкиезадачи реформ и последовательная стратегия их реализации
Первая фаза процессареформ включала спецификацию задач, определение последовательности реформ иконкретной стратегии для достижения этих задач. Данные задачи былисосредоточены на функциональных усовершенствованиях. Казахстанскоеправительство избежало часто встречающуюся ошибку, при которой компьютеризациюпонимают как самоцель. С самого начала было ясное понимание того, что основнымидвигателями реформы являются функциональное содержание и изменение процедур, ичто только компьютеризация не даст больших выгод.
Многие страны столкнулисьс проблемами, потому что не были обозначены должным образом задачи реформы,либо потому что упор был сделан на второстепенных вопросах, таких каккомпьютеризация. Эти страны натолкнулись на проблемы также по причиненепоследовательной или неадекватной стратегии реализации реформ.
Долгосрочный подход кразвитию информационной системы. Существует устоявшаяся очень хорошаямеждународная практика того, как разрабатывать и внедрять системуинформационного управления государственными финансами. К сожалению, многиестраны, переживающие переходный период, предпочли уклониться от этой практики,что в результате отрицательно повлияло на ход реформ. Казахстан является яркимпримером страны, которая последовательным образом применила наилучшуюмеждународную практику, и извлекла большие выгодыиз такого подхода.Бюджетные организации в Казахстане уже использовали компьютерные системы(созданные своими силами) для многих финансовых процедур и процедурбухгалтерского учета. С самого начала было ясно, что будет нелегко осуществитьизменение существовавших процедур и обеспечить их устойчивость безиспользования надежной альтернативной системы информационных технологий. В товремя как Казначейство было очень заинтересовано в использовании современногопакета информационных технологий для этой цели, было ясно, что это потребуетсущественных инвестиций и, по крайней мере, четырех -пяти лет на реализацию приусловии хорошо разработанного проекта. Параллельно с разработкой полной системыинформационного управления государственными финансами, казначействоиспользовало промежуточное решение для поддержки информационной системы, сосредоточиввнимание на ключевых функциях внутри новой системы Казначейства. Это решениеосновывалось на умеренном усилении существовавших приложений. Это было внедренов масштабах всей страны за очень короткое время, примерно за девять месяцев.Быстрое развертывание промежуточного решения позволило Казначейству реализоватьполное современное решение системы информационного управления государственнымифинансами без спешки, полностью обеспечив решение ее долгосрочныхфункциональных задач.
Отсутствие должныхориентиров и управления при разработке информационной системы привело к тому,что во многих странах процессы фискальной реформы сошли с рельсов, либо этовызвало их задержку. Кроме тех проблем, которые имеют отношение к ролиинформационных систем в процессе реформ, существуют многочисленные примерыпопыток развертывания новых информационных систем при недостаточныхспецификациях либо в пределах нереалистических сроков, что обычно приводило котрицательным результатам. Другой распространенной ошибкой является то, чтостраны вкладывают значительные ресурсы в разработку амбициозных промежуточныхрешений прикладного обеспечения, часто используя свои собственные ресурсы, чтоприводит к тому, что на это затрачивается столько же времени и усилий, как и назаконченную Систему информационного управления государственными финансами, ноэто дает лишь небольшую долю тех выгод, которые можно получить от законченнойсистемы.
Хотя у Министерствафинансов и Казначейства существовало широкое концептуальное пониманиепотребностей реформы, их первоначальный энтузиазм по поводу реформ несоответствовал должному уровню опыта и профессиональных знаний. Это сделалотрудным определение различных этапов реформы и детальных задач, связанных сэтими этапами. Поскольку существовал замысел очень глубоких реформ, отсутствиетехнических умений и связанная с этим неуверенность относительно направленияреформ представляли собой риск для достижения их результатов.
КогдаМВФ назначилпостоянного Советника в Казахстане, который приступил к работе в ноябре 1994г., Казначейство получило поддержку в своем движении на пути реформ.Казначейство смогло в полной мере воспользоваться международным опытом,предоставленным в рамках программы технической помощи МВФ. Кроме тесной работывместе с Советником в разработке стратегии реформ, различных мер и установленияих последовательности, Казначейство использовало его услуги также приподготовке детальных инструкций для всех процедур с целью поддержкипоследовательных шагов реформ. Присутствие Советника МВФ, вначале в качествепостоянного Советника, а позже во время его визитов в Казахстан, с самогоначала процесса реформ до стадии реализации полной функциональности Системыинформационного управления государственными финансами, обеспечилопреемственность и последовательность технической поддержки. Проект модернизацииКазначейства, который осуществлялся при помощи Всемирного Банка, такжекритически содействовал процессу реформ, как в плане финансирования, так итехнической помощи. Один и тот же менеджер проекта от Всемирного банка былвовлечен в проект с самого начала и помог руководству преодолеть рядпроцедурных и технических проблем. Он также оказал большую помощь руководству внаблюдении за графиком работ, определении затрат по проекту и обеспечениикачества работ.
Основной персоналКазначейства прошел обучение по системе классификации Системы государственныхфинансов (СГФ) и функциям казначейства в Объединенном Венском Институте. Этопомогло укрепить базовые знания и уровень уверенности участников в процессереформ. Обучение в международных организациях получило высокую оценку состороны Казахстанского руководства. Что очень важно, обученный персонал, какправило, продолжал выполнять свои бюджетные и казначейские функции.
В течение всего процессареформ Министерство финансов пользовалось услугами международных консультантов.Эти консультанты особенно активно участвовали в разработке дизайна, определенииспецификаций и присуждении контрактов в рамках Системы информационногоуправления государственными финансами, и предоставили технические знания,которых в то время не хватало. Консультанты дополняли также работу постоянногоСоветника МВФ и работу Всемирного Банка, обеспечивая внешний контроль надкачеством работы, которая выполнялась Министерством финансов и Казначейством.Министерство финансов тесно и активно следило за выполнением контракта наконсалтинговые услуги. Когда было обнаружено, что у некоторых консультантов,работавших по контракту, отсутствовала достаточная квалификация, компании былопредложено либо заменить их, либо оказаться перед необходимостью расторженияконтракта.
Многие страны не смоглиэффективно воспользоваться умениями и опытом советников, предоставляемыхмеждународными организациями. Очень часто у стран нет ясной стратегииотносительно роли советника в процессе реформ. Кроме этого, многие странынеохотно нанимают внешние консалтинговые компании по причине высокой стоимостиконсультантов. Опыт Казахстана ясно показывает, что затраты на консультантов слихвой окупаются, учитывая то, что обеспечивается специализированное и активноеуправление всего проекта, включая контракт на консалтинговые услуги.
Во многих программахказначейских реформ, вслед за пересмотром рабочих процессов не следуют усилияпо проведению обучения и объяснению смысла этих реформ. Это часто приводит котсутствию понимания либо поддержки со стороны министерств и ведомств. В такихслучаях попытки пересмотра существующей методологии или процедур наталкиваютсяна большое сопротивление.
Казначейство Казахстанаосознало важность вовлечения всех участников процесса реформ с самого раннегоэтапа. Вслед за всеми основными инструкциями по новым рабочим процедурамКазначейства следовали обширные теоретические и рабочие семинары с цельюраспространения информации о их причинах и новой методологии. Такой подход смогпривлечь на свою сторону исполняющие министерства и сделать их отзывчивымипартнерами. Это также привело к большему пониманию необходимости изменений состороны заинтересованных сторон. Бюджетный департамент в Министерстве финансов,а также Национальный банк Казахстана, были сильными позитивными силами впроцессе реформ. В других странах оппозиция внутри Министерства финансов ицентрального банка привела к тому, что процесс реформ сошел с рельс.
На протяжении всегопроцесса реформ Министерство финансов обеспечивало эффективное осуществлениенеобходимых изменений в законодательстве и ведомственных функциях. Это таобласть, где при реализации казначейских реформ во многих странах наблюдаетсябольшая слабость. Общей для всех ошибкой является попытка избежать конфликтовпутем принятия юридических и институциональных документов, позволяющихдвусмысленное толкование.
Так как Казначействоначало расширять круг своих операций, оно нуждалось в соответствующихфинансовых ресурсах и инфраструктуре. Казначейство, в основном, былоактивизировано благодаря тому, что Национальный банк решил отказаться от своихрозничных банковских операций, и перевел свои районные расчетно-кассовые центрывместе с офисным оборудованием, включая компьютеры и избыточный персонал,имеющий опыт в государственных операциях, в Казначейство. Министерство финансоввыделило также финансовые ресурсы из бюджета для того, чтобы покрытьдополнительные затраты на расширение Казначейства. Было также предоставленосвоевременное финансирование из займа технической помощи МБРР длякраткосрочного усиления существовавшего прикладного программного обеспечения изаполнения пробелов в компьютерном оборудовании. Полная Система информационногоуправления государственными финансами также в основном финансировалась за счетзайма МБРР.
Одной из наиболеераспространенных ошибок в процессе казначейских реформ является предположение,что они могут быть осуществлены персоналом, который не занят в нем полныйрабочий день, а совмещает это с другими функциями или работниками, адекватно необученными выполнению новых функций. В Казахстане за реализацию большинствареформ отвечала рабочая группа, занятая на проекте полный рабочий день.Казначейские реформы включали также обширное обучение и развитие персонала.Этот элемент является абсолютно необходимым для реализации и обеспеченияустойчивости выгод от реформ. Многие страны сильно недооценивают важностьэтого, подрывая, таким образом, весь процесс реформ.
Когда проект достигкритической фазы после подписания контракта с победившим участником тендера,Казначейству повезло с тем, что управление проектом было передано старшемудолжностному лицу, работавшему ранее в Бюджетном департаменте и имевшемунепосредственный практический опыт в бюджетных реформах. Ее опыт в бюджетнойсфере и понимание задач Казначейства оказали огромную помощь в управлениипроектом в течение периода стремительных изменений.
Современная техникауправления проектом.
Как уже было сказано,существует устоявшаяся международная практика относительно разработки и закупкисложных информационных систем и общего управления проектами. Казахстанскоеруководство применило эту практику и извлекло из этого большую выгоду. Хотя этапрактика хорошо известна и широко применяется странами ОЭСР (Организации ноэкономическому сотрудничеству и развитию), страны с переходной экономикой частопредпочитают не следовать международной практике, особенно в плане поддержкиместных компаний или заинтересованных групп. Это заканчивалось в ряде случаевполным провалом проекта.
В Казахстане образованиеКоординационного совета с большими полномочиями и рабочей группы Казначействаобеспечило вовлечение в проект различных органов и должностных лиц и облегчило своевременноереагирование на ключевые вопросы реформ. Использование международнойконсалтинговой фирмы заполнило пробелы знаний и умений в Казначействе приразработке дизайна окончательной системы, подготовке функциональныхспецификаций, формулировании проекта, решении вопросов контроля над качествомработы и администрировании контракта на решение информационных технологий.
С самого начала проектаприсутствовал План реализации проекта, выполненный на самом высоком уровне, спривязанными по времени графиками для различных видов работ по различнымкомпонентам проекта с использованием метода последовательного критическогоанализа. За этим последовали детальные рабочие графики для каждого компонентаплана по мере того, как проект поступательно развивался. Контроль надвыполнением графиков осуществлялся Рабочей группой Казначейства, а Отдел пореализации проекта контролировал затраты по проекту, осуществляладминистрирование контрактов и поддерживал связь с Всемирным Банком. Когдавозникали задержки, вызванные факторами, не подлежавшими компетенции персоналапо проекту, происходила реалистическая переоценка графиков работы и ее сроков ипересмотр Плана реализации проекта.
Сильный упор наустойчивость проекта.
Основным фактором риска,о котором Казначейство постоянно помнило, была устойчивость новой системы,которую необходимо было обеспечить после того как подрядчик закончит выполнениеконтракта. Для достижения этой цели критически важным является повышение уровнязнаний персонала Казначейства. С самого начала проекта существенное вниманиеуделялось учебному компоненту проекта. Кроме этого Казначейство сформировалоГруппу реализации проекта Казначейства с целью взаимодействия с персоналомподрядчика, работающим по проекту при разработке и тестировании прикладногопрограммного обеспечения. Группа реализации проекта является сейчас центромуправления новой Системой информационного управления государственнымифинансами. Вместе с повышением уровня знаний и умений Группы реализациипроекта, Консалтинговая фирма (нанятая в начале осуществления проекта)прекратила свою работу на проекте в ноябре 2000 г. Сейчас имеются планыувеличения числа персонала, работающего на новой системе путем привлеченияперсонала, работающего в других подразделениях Казначейства и переводаработников из других подразделений в Группу реализации проекта с тем, чтобы какможно большее число людей умело обращаться с новой системой. С целью сохранениявысококвалифицированного персонала на проекте им предлагается также датьматериальные стимулы. Процесс казначейских реформ был начат в 1994 г.Министерство финансов планирует закончить внедрение новой Системыинформационного управления государственными финансами к середине 2003 г. Будетреалистическим предположить, что уйдет год или два на то, чтобы Казахстанполностью реализовал весь потенциал новой казначейской системы. Это показывает,что весь процесс реформ займет около 9 лет. Ключевым вопросом является то,разумные ли это сроки для такого процесса реформ или их можно сократить.
Обзор различных шаговпроцесса показывает, что обычно все протекало гладко. В любом случае вся работапроходила впечатляюще быстро и часто намного быстрее, чем подобные процессы вомногих других странах. На внедрение Системы информационного управлениягосударственными финансами ушло больше всего времени. Это показано наприведенной ниже таблице.
3.3 Графиквнедрения Системы информационного управления государственными финансами
Фаза
Начало
Окончание Концептуальный дизайн Ноябрь 1994 г. Июнь 1995 г. Спецификация финансовых требований Июль 1995 г. Сентябрь 1996 г. Закупки Октябрь 1996 г. Сентябрь 1999г. Реализация Октябрь 1999 г. Март 2001 г. Тестирование и пилотирование Апрель 2001 г. Декабрь 2001 г. Тиражирование Январь 2002 г. Июль 2003 г.
Единственной частьюСистемы информационного управления государственными финансами, внедрениекоторой протекало медленнее, чем ожидалось, была фаза закупок. Три года ушло смомента объявления тендера до этапа, когда началось внедрение. Основнойпричиной задержки была необходимость проведения переговоров с отобраннымпоставщиком, на которые ушло около двух лет. Это произошло по причине измененийв спецификациях основного проекта, сделанных правительством, включая товлияние, которое оказал перенос столицы Казахстана в Астану, что потребовалобольших дополнительных расходов. Необходимость получения одобренияВсемирногоБанка на различных этапах и изменений первоначальных требований тендерныхдокументов, неизбежных при таких обстоятельствах, также объясняют задержки.
В принципе, фаза закупокмогла бы быть на один-два года короче. Однако влияние этого на общий планреализации проекта был бы возможно намного скромнее. В то время как шлипереговоры по Системе информационного управления государственными финансами,был разработан и довольно быстро внедрен ряд других реформ.
В итоге, представляется,что общий проектный период до 9 лет является реалистическим для такого широкогопроцесса реформ. В то же время важно помнить, что многие положительные стороныпроекта могут быть реализованы в процессе его осуществления намного раньше.Внедрение новой Системы информационного управления государственными финансами,на которое уходит очень много времени, служит в качестве якоря для реформ идает, в конце концов, выгоды для модернизации процесса, но основную ценностьпредставляют усовершенствования процедур, что можно осуществить в самом началепроцесса реформ, до внедрения Системы информационного управлениягосударственными финансами.
КазахстанскоеКазначейство имеет широкий диапазон функций. Это является общепринятым подходомв странах с переходной экономикой и развивающихся странах. Многие страныОрганизации экономического сотрудничества и развития предпочли датьказначейству более ограниченные полномочия, например, передачу функцииуправления долгом и наличностью другим органам.
Казначейство Казахстанахарактеризуется высокой степенью централизованного руководства. Степеньцентрализации здесь выше, чем в большинстве стран, даже чем в других странах спереходной экономикой и развивающихся странах. Казахстанское Казначействозанимает очень сильное положение по отношению к исполняющим министерствам игосударственным учреждениям. Оно охватывает также местные бюджеты. Какпредставляется, такой уровень централизации отражает централизованнуюполитическую традицию, которая сочетается с очень сильным упором на задачиобеспечения агрегированного финансового контроля и финансового соответствия.
Это очень крупноеучреждение с подразделениями, как на областном, так и районном уровнях. Такаямодель широко распространена в развивающихся странах и странах с переходнойэкономикой. В странах Организации экономического сотрудничества и развития инекоторых странах с переходной экономикой эти функции переданы исполняющимминистерствам и другим государственным органам, либо их выполняет намногоменьшее количество подразделений казначейства. Необходимость в областных ирайонных подразделениях является до некоторой степени технологическим вопросом.Развертывание современных телекоммуникаций и компьютерного оборудования, исуществование современной банковской системы, коренным образом сокращает потребностьв территориальных подразделениях казначейства. Казахстанское Казначействодолжно будет решить, будет ли оно нуждаться в местных подразделениях в будущем.
Казначейство вКазахстане осуществляет предварительный контроль над всеми государственнымиплатежами. Обычно большой упор делается на контроль и соответствие. Во многихстранах Организации экономического сотрудничества и развития контроль надплатежами делегирован министерствам или другим государственным органам либозамещен систематическими процедурами аудита, основанными на анализе финансовыхрисков. В этих странах упор в управлении сдвинут с контроля и соответствия накачество расходов.
Единый казначейский счетбудет включать все государственные финансовые потоки, включая средства,относящиеся к местным бюджетам. Большинство современных казначейских системимеют некоторый вариант системы единого счета. Однако лишь немногие страныустановили у себя такую систему, которая является настолько законченной как вКазахстане. Необычным является то, что средства местных бюджетов включены вобъединенный единый счет для всех уровней бюджета.
Счета Казахстанскогоправительства ведутся на кассовой основе. Почти все страны Организацииэкономического сотрудничества и развития предприняли шаги в направлении методаначисления. Лишь несколько стран продвинулись к полному методу начисления, в товремя как большинство все еще находятся на стадии перехода к нему. Ожидается,что страны с переходной экономикой и развивающиеся страны постепенно будутпродвигаться в том же направлении.
Система информационногоуправления государственными финансами сформирована на основе стандартногоприкладного программного обеспечения. Программное обеспечение и базы данныхнаходятся в центральном кластере серверов, а пользователи имеют к ним доступчерез браузеры. Большинство стран все еще имеют более распределенныеказначейские информационные системы, которые часто включают свое программноеобеспечение. Однако рынок ясно продвигается в том направлении, которое принялКазахстан, и Казахстанская система является ярким примером этого, особенно длястран с переходной экономикой.
Заключение
Основными задачамиорганов Казначейства на предстоящий период являются:
1. Совершенствованиеинформационных технологий в казначействе путем создания многоуровневой системы,обеспечивающей качественное исполнение республиканского бюджета ирасчетно-кассовое обслуживание местных бюджетов.
2. Совершенствованиенормативной правовой базы по исполнению бюджетов.
3. Совершенствованиебухгалтерского учета в государственных учреждениях.
4. Укреплениематериально-технической базы территориальных органов Казначейства.
5. Обучение и закреплениеперсонала, привлечение молодых специалистов.
6. Соблюдение всеми работникамисистемы Казначейства установленных правил и процедур исполнения бюджета.
Казначейство должно статьорганом, которое фактом своего существования будет, способствовать перекрытиюканалов не целевого расходования государственных средств.
Списокиспользованной литературы
1. Доклад Первого Вице-Министра финансовК. Келимбетова на Международной Конференции по Бюджетной реформе и Реформеказначейской системы Казахстана
2. Доклад Председателя Комитетаказначейства Саткалиевой В.А «Об итогах работы Комитета казначейства за 2002год, и о задачах на 2003год»
3. Статья «В казначействе сноваперемены» В.И. Клебан «Северный Казахстан» №76 от 20 сентября 2002г.
4. Статья «Информационные технологии вгосударственном управлении» А.Сакипкереев «Северный Казахстан» №29 от 12 марта2003г.