СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. Налоговая как инструментгосударственной социальной и экономической политики
Основные понятияи сущность налогообложения
Классификацияналогов
Налоговоеадминистрирование в РБ
II. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ВРЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1. Налоги, уплачиваемые из выручки
2.2. Налоги, относимые насебестоимость
2.3. Налоги, уплачиваемые из прибыли
III. ПУТИУСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ
3.1. Изменения налоговой нагрузки в1993-2006 г.г
3.2. Пути реформирования налоговойсистемы РБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являютсянеобходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновениягосударства. Развитие и изменения форм которого неизменно сопровождаетсяпреобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги — основнойисточник доходов государства. Кроме этой чисто финансовой функции налогииспользуются для экономического воздействия государства на общественноепроизводство, его динамику и структуру, на развитие научно-техническогопрогресса, поэтому данная тема курсовой работы является актуальной в настоящеевремя.
Проблемы налогообложенияпостоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самыхразных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 — 1274) определял налоги какдозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто нетребует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданныхзабирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теорииналогообложения А. Смит (1723 — 1790) говорил о том, что налоги для тех, ктоих выплачивает, — признак не рабства, а свободы.
Система налогообложениярегламентируется Налоговым кодексом Республики Беларусь, указами и декретамиПрезидентами РБ, постановлениями Министерства Финансов РБ и Совета МинистровРБ. Вопросы налогообложения рассматриваются на страницах НациональнойЭкономической Газеты, «Финансы, анализ, аудит», в журнале «Вестник Министерствапо налогам и сборам Республики Беларусь» и в других периодических изданиях.
Целью написания даннойработы является изучение понятия, сущности и структуры налоговой системы исовременного налогообложения в Республике Беларусь. Также целью является наосновании изученной темы определить пути совершенствования налоговой системы РБ.
Для достижения этих целейопределены следующие задачи:
ü изучение сущности, классификации иосновных понятий налогообложения,
ü изучение налогов, как экономическойкатегории государства,
ü изучение структуры налоговогоадминистрирования,
ü изучение налогов по способу ихначисления и объекту обложения,
ü анализ изменений налоговой системыРеспублики Беларусь за последнее десятилетие,
ü формирование моделей и рекомендацийпо совершенствованию налогообложения в РБ.
Объектом изучения вданной работе выступают налоги, налогообложение, налоговая система государства,налоговое администрирование, налоговые ставки и понятие налоговой нагрузки.
Предметом изучениявыступает современная система налогообложения в Республике Беларусь.
При проведении исследования применялись аналитические,экономико-статистические методы и приемы.
Для написания даннойкурсовой работы основными источниками информации выступали: учебник «Налоги»доктора экономических наук Н.Е.Заяц, учебник Василевской Т.И. «НалогиБеларуси», периодические издания «Директор», «Налоговый вестник МНС РБ»,«Финансы, учет, аудит», Налоговый кодекс РБ и другие.
Данная работа состоит извведения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе «Понятие исущность налогообложения» рассматриваются: понятие, сущность и основныеэлементы налогообложения, классификация налогов, а также структура и задачиналогового администрирования.
Во второй главе«Налогообложение в РБ» освещаются все основные налоги, уплачиваемые субъектаминалогообложения в РБ в разрезе налогооблагаемой суммы, ставок налога иклассифицируются на: налоги, уплачиваемые из выручки; налоги, уплачиваемые изприбыли, а так же налоги, относимые на себестоимость.
В третьей главе «Путиусовершенствования налогообложения в РБ» анализируется состояние налоговойсистемы в Республике Беларусь с момента ее зарождения и до настоящего момента,а также предоставляются заключения и рекомендации по улучшению налоговойсистемы и снижению налоговой нагрузки.
В заключении обобщенанакопленная информация и сделаны выводы о важности развития и улучшениясовременной системы налогообложения в Республике Беларусь в настоящее время.
I. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ.
Основныепонятия и сущность налогообложения.
Обширные функциисовременного государства в экономической сфере и высокий уровень социальныхобязательств, наряду с традиционными задачами государственной власти поподдержанию внешней обороноспособности и внутреннего правопорядка, требуютпрочной финансовой базы, основным средство обеспечения которой являютсяналоги.[7,c.28]
Основными элементаминалогообложения являются:
Налоги – это обязательные платежиюридических и физических лиц в бюджет, установленные и принудительноизымаемые государством в форме перераспределения части общественногопродукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей.[15,c.116]
Налогообложение – это процесс установления ивзимания налогов в стране, определение величин налогов, их ставок, а такжепорядок уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемыхналогами.
Субъект налога(плательщик) - этоюридическое или физическое лицо, которое обязано платить налог.
Объект налога – это предмет, действие или явление(доход, имущество, товар, добавленная стоимость и так далее), которые всоответствии с законом подлежат обложению налогом.
Источник налога – это доход субъекта (прибыль,заработная плата, проценты, дивиденды и так далее), из которого уплачиваетсяналог.
Налоговая база – это часть объекта обложения,которая образуется в результате учета всех льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки.
Налоговая ставка — это величина налога в расчете наединицу налогообложения. Она устанавливается в процентах, либо в твердыхсуммах.
Налоговая нагрузка - это общая величина налоговойсуммы.
Налоговая льгота – это предоставление отдельнымкатегориям налогоплательщиков при наличии возможностей не уплачивать налог илиуплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщиками размере,установленных законодательно.
Уплата налога – это совокупность действийналогоплательщика по фактическому внесению суммы налога в бюджет или вовнебюджетный фонд.
Налоговая система государства — это совокупностьдействующих в данном государстве существенных условий налогообложения.
Сущность налоговвыражается в отношениях между государственной властью, хозяйствующимисубъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национальногодохода на общегосударственные нужды. Специфичность этих отношений состоит втом, что они не являются равноправными. В них государство выступает главнымдействующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия всвое распоряжение части доходов населения на условиях безвозвратности. Посвоей сути налог – это одностороннее движение средств в бюджет, а приводныммеханизмом к его осуществлению служит принудительный и бесспорный характервзимания.[22,c.66]
Налогообложение вструктуре общественных отношений выполняет ряд чрезвычайно важных и сложныхзадач. Принципиально их можно свести к трем основным функциям:
1. фискальная – обеспечивает формирование доходовгосударства, создает материальную основу государственной политики. Мобилизуячерез налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальныевозможности влиять на развитие экономики в нужном направлении,
2. регулирующая - состоит в способности налоговвоздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняявозникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом.Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования,который включает совокупность мер косвенного воздействия государства на развитиепроизводства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет,повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставленияналоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферахпредпринимательства или регионах страны[9,c.51],
3. стимулирующая - ориентирует налоговый механизм настимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижениянеобходимого ему эффекта государство может предоставлять льготы, отсрочкиплатежей, налоговых каникул. Задача стимулирующей функции состоит в том, чтобына ряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы дляразвития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический прогресс общества[3,c.215].
Система налогообложениягосударства базируется на определенных принципах, основными из которыхявляются:
1. Каждое лицообязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которымэто лицо признается плательщиком.
2. ни на кого неможет быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) и иныевзносы и платежи.
3. налогообложение вРБ основывается на признании всеобщности и равенства.
4. не допускаетсяустановление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности РБ, ее территориальной целостности, политической иэкономической стабильности.
5. допускаетсяустановление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставоктаможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров всоответствии с налоговым кодексом и таможенным законодательством.[13,c.24]
Принципы и задачиналогообложения базируются на налоговом законодательстве, которое включает всебя: Налоговый Кодекс РБ; Декреты, указы и распоряжения Президента РБ,Постановления Правительства РБ, Нормативные правовые акты республиканскихорганов государственного управления, органов местного управления исамоуправления, регулирующие и содержащие вопросы налогообложения.
Налоговая система государства складывается в результате его исторического развития под влияниеммножества факторов. Характеристика налоговой системы прежде всего основываетсяна таких экономических показателях, как налоговое бремя (налоговый гнет),соотношение и структура прямых и косвенных налогов. В то же время определяющеезначение имеют политико-правовые факторы, определяющие распределениехозяйственно-экономических функций и степень контроля центральных и местныхорганов государственной власти.[8,c.46]
Налоговая системаРеспублики Беларусь представляет собой совокупность предусмотренных налоговымзаконодательством налогов РБ, сборов (пошлин); порядка их установления,введения и отмены; установления прав и обязанностей плательщиков, налоговыхорганов и других участников отношений, регулируемых актами налоговогозаконодательства; а так же форм и методов налогового контроля. [18,c.25]
Классификацияналогов.
Множество объектовналогообложения требует классификации налогов по различным признакам. Основнымиклассификационными признаками являются:
1. в зависимостиот каналов поступления различают:
республиканские или общегосударственные налоги(взимаются центральным правительством на основании государственногозаконодательства РБ и направляются в государственный бюджет), к которымотносятся:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на прибыль;
налоги на доходы;
подоходный налог с физических лиц;
экологический налог;
налоги с пользователей природныхресурсов;
налоги на имущество;
земельный налог;
дорожные налоги и сборы;
таможенная пошлина и таможенные сборы;
гербовый сбор;
оффшорный сбор;
консульский сбор;
экологический сбор за проездавтотранспортных средств по территориям национальных парков и заповедников;
государственная пошлина;
регистрационные и лицензионные сборы;
патентные пошлины.[13,c.38]
местные или региональныеналоги (взимаются местными органами управления на соответствующей территории ипоступают в местный бюджет), к которым относятся:
налог с розничных продаж;
налог за услуги;
налог на рекламу;
сборы с пользователей.
2. по видам плательщиков:
взимаемыес юридических лиц,
взимаемыес физических лиц.
3. по способу изъятия:
прямые – направлены наимущественные объекты или доходы юридических и физических лиц, к которымотносятся:
реальные – взимаются сотдельных видов имущества налогоплательщиков на основе перечня, учитывающегосреднюю, а не действительную доходность налогоплательщика. К ним относятся:
· земельныйналог,
· налогс объектов строений,
· налогс владельцев транспортных средств,
· сельскохозяйственныйналог.
личные – это налоги на доходили имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источников дохода илипо декларации, при исчислении которых принимается во внимание финансовоеположение налогоплательщика. К ним относятся:
· подоходныйналог с населения,
· налогна прибыль предприятий,
· налогна прибыль иностранных юридических лиц от деятельности на территории РБ,
· налогна доходы.
косвенные– это платежи, включаемые в цену товара. К ним относятся:
акциз – налог с оборота,взимаемый со стоимости товаров массового производства,
налогна добавленную стоимость, который является частью вновь созданной стоимости,
таможенная пошлина – косвенныйналоги на импортные или экспортные товары, поступающие в доход бюджетагосударства.
4. по объекту обложения:
платежи,уплачиваемые из выручки от реализации:
· НДС,
· Акцизы,
· Платежипо общему нормативу 3,9% (сельскохозяйственный сбор, отчисление вжилищно-инвестиционный фонд),
· Налогна продажу в розничной торговле,
· Налогс продаж автомобильного топлива,
· Таможенныесборы.
платежи,включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг:
· единыйплатеж от фонда оплаты труда,
· отчисленияв Фонд социальной защиты населения,
· платежиза землю,
· экологическийналог,
· отчисленияв центральные инновационные фонды,
· сборна содержание и размещение отходов,
· государственнаяпошлина.
платежи, уплачиваемые из прибыли:
· налогна недвижимость,
· налогна доходы,
· налогна прибыль,
· транспортныйсбор,
· сборна содержание и развитие инфраструктуры города.
сборы, относимые юридическими лицами на финансовыйрезультат:
· оффшорныйсбор – объектом налогообложения является перечисление денежных средстврезидентом РБ нерезиденту, зарегистрированному в оффшорной зоне.[17, с.12]
Налоговоеадминистрирование в РБ.
Одно из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства – это обеспечениеустойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Уплатаналогов оказывает мощное регулирующее воздействие на жизнь общества.
В начале рыночныхпреобразований в Республике Беларусь отсутствовали традиции рыночногохозяйствования, в том числе и в области налогообложения. Большинствогосударственных контролирующих органов и налогоплательщиков оказалось неготовым к принципиально новой экономической ситуации. Прежде платежи в бюджетосуществлялись автоматически и граждане считали, что перечисление налогов вбюджет – обязанность, скорее, самого государства. [8,c.49]
Возникла необходимость всоздании самостоятельной государственной структуры, обеспечивающей не толькосбор налогов в бюджет и контроль за соблюдением законодательства о налогах ипредпринимательстве, но и осуществляющей разработку методологической базы поналогообложению и доведение ее до сведения налогоплательщиков. Весной 1990 годатакая структура появилась: в составе Министерства финансов на базе инспекциигосударственных доходов была образована Главная государственная налоговаяинспекция при Министерстве финансов БССР. В течение последующих 10 лет налоговая служба республики неоднократно преобразовывалась: это была и Главнаягосударственная налоговая инспекция при Кабинете Министров РеспубликиБеларусь, и Государственных налоговый комитет Республики Беларусь. И, наконец,Указом Президента РБ от 24.09.2001г. №516 «О совершенствовании системыреспубликанских органов государственного управления и иных государственныхорганизаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» Государственныйналоговый комитет РБ был преобразован в Министерство по налогам и сборамРеспублики Беларусь.
В РБ к числугосударственных органов, осуществляющих налоговое администрирование, относятсятакже таможенные и иные государственные органы, обладающие полномочияминалоговых органов (например, органы Комитета государственного контроля РБ).
Специфика вопросов,решаемых органами налогового администрирования, предопределяет содержание ихдеятельности и функции.
Функции налоговыхорганов, их права и обязанности, права и обязанности должностных лиц налоговыхорганов изложены в Законе РБ «О государственной налоговой инспекции РеспубликиБеларусь».
Основные задачи налоговыхорганов – это:
1. контроль засоблюдением законодательства о налогах и предпринимательстве,
2. обеспечениеправильного исчисления, полного и своевременного внесения налогов в бюджет,
3. обеспечение учетаналогов,
4. разработка предложенийпо совершенствованию налогового законодательства и организации работыгосударственных налоговых органов,
5. осуществлениевалютного контроля в пределах своей компетенции,
6. предупреждение,пресечение правонарушений в сфере своей компетенции,
7. привлечение кответственности лиц, виновных в правонарушениях, предусмотренныхзаконодательством о налогах и предпринимательстве,
8. подготовканалоговых соглашений с другими государственными, осуществление связей с ихналоговыми службами, изучение опыта их работы,
9. изданиеметодических указаний и разъяснений о порядке исчисления и взиманияналогов.[14,c.29-30]
Налоговые органыиспользуют правовые и не правовые формы управления.
Правовой считаетсядеятельность, которая непосредственно влечет правовые последствия иосуществляется на основе нормативного оформления (например, издание инструкций,методических указаний и разъяснений). Не правовыми формами управления принятосчитать организационные действия.
Одним из важнейшихинститутов налогового законодательства является налоговый контроль, которыйопределяется как контроль за исчислением, полнотой и своевременностью внесенияв бюджет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. Повременному критерию различаются предварительный, текущий и последующийконтроль. Выбор конкретного вида контроля в каждом государстве зависит отмногих причин, в том числе от уровня развития налоговой системы и общейорганизации контроля. В настоящее время в республике преобладает последующийконтроль, применение которого обусловлено, с одной стороны, недостаточнымуровнем информатизации субъектов налогообложения, налоговых органов игосударства в целом, с другой – по-прежнему недостаточной правовой культурой. Однако, как показывает опыт государств с давними налоговыми традициями, по мереразвития компьютеризации и налоговой культуры в обществе приоритет последующего контроля утрачивает свою главенствующую роль. Предварительный итекущий контроль, непосредственно связанные с уровнем правовой культуры,возможностями обработки и анализа сведений о налогоплательщиках, должны вравной мере сочетаться с последующим контролем.
Основными условиямиосуществления налогового контроля являются учет налогоплательщиков и учетпоступления налогов. В настоящее время налоговый контроль проводитьсяпосредством проверок. По кругу исследуемых в ходе проверки вопросовналоговые проверки подразделяются на камеральные, выездные (плановые и внеплановые; комплексные, тематические, встречные) и рейдовые. Правовой режими правовая регламентация проверки зависят от ее вида и регулируютсясоответствующими нормативными правовыми актами.
Следует иметь в виду, чтовыполнение главной задачи налогового администрирования – обеспечение«собираемости» налогов – зависит не только и не сколько от эффективностиработы налоговых администраций, сколько определяется прежде всего возможностями самой экономики. [5,c.23]
II. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕБЕЛАРУСЬ.
2.1. Налоги,уплачиваемые из выручки.
Налоги, уплачиваемые извыручки, подразделяются на:
1. Налог надобавленную стоимость.
Плательщиками налогаявляются организации и физические лица, признаваемые плательщиками в связи сперемещением товаров через таможенную границу РБ в соответствии с таможеннымзаконодательством РБ, филиалы, представительства и иные обособленныеподразделения белорусских организаций, имеющих отдельный баланс и текущий либоиной другой банковский счет. Объектами налогообложения являются: обороты пореализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объектыинтеллектуальной собственности на территории РБ; обороты по реализации товаров(работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности запределы РБ; товары, ввозимые на таможенную территорию РБ.[21,c.26]
Зачетный метод исчисленияналога на добавленную стоимость заключается в том, что налогоплательщик вместес выручкой за реализованные товары (работы, услуги) получает от своих покупателей не только стоимость своих товаров (работ, услуг), но идополнительно налог, причитающийся к уплате в бюджет. В свою очередь каждыйналогоплательщик сам производит различные платежи за товары (работы, услуги) впользу других субъектов хозяйствования и при этом также, кроме стоимоститовара (работы, услуги) уплачивает поставщику и НДС. Разница между полученными уплаченным налогом уплачивается в бюджет, если она положительная, иливозвращается (зачитывается) государством налогоплательщику, если онаотрицательная.[16, с.10]
С 01.01.2005г. вступило всилу Соглашение между Правительством РБ и Правительством Российской Федерации опринципах взимания косвенных налогов при экспорте или импорте товаров,выполнения работ, оказании услуг, следовательно, с 2005 года при экспортетоваров применяется принцип взимания налога на добавленную стоимость по страненазначения – освобождение от налога экспортируемых (ввозимых) товаров ивзимание налога по импортируемым (ввозимым) товарам.
Ставки налога надобавленную стоимость:
0%: при реализации экспортируемыхтоваров; работ (услуг) по сопровождению, погрузке, перегрузке и иных подобныхработ (услуг), непосредственно связанных с реализацией экспортируемых товаров; экспортируемых транспортных услуг, включая транзитные перевозки, атакже экспортируемых услуг по производству товаров из давальческого сырья(материалов).
10%: при реализации производимой натерритории РБ продукции растениеводства, животноводства, рыбоводства ипчеловодства; при реализации предприятиями продовольственных товаров и товаровдля детей по перечням, определяемым Советом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ; при ввозе на таможенную территорию РБ продовольственныхтоваров и товаров для детей по перечням, определяемым Советом Министров РБ посогласованию с Президентом РБ.
18%: во всех других случаях реализациитоваров (работ, услуг),
9.09%: при реализации товаров (работ,услуг) по регулируемым розничным ценам с учетом НДС,
15.25%: при реализации товаров (работ,услуг) по регулируемым розничным ценам с учетом НДС.
Освобождаются отналогообложения НДС обороты от реализации на территории РБ:
ü лекарственные средства, а такжемедицинская техника,
ü услуги по уходу за больными,
ü услуги по содержанию детей вдошкольных учреждениях,
ü услуги в сфере образования, связанныес учебным процессом,
ü жилищно-коммунальные услуги, оказываемыенаселению,
ü услуги по перевозке пассажировгосударственным транспортом,
ü услуги связи населению,
ü услуги адвокатов населению.
2. Акцизы.
Плательщиками акцизовявляются: организации и индивидуальные предприниматели производящие подакцизныетовары, ввозящие их на таможенную территорию РБ и (или) реализующие ввезенныена таможенную территорию РБ подакцизные товары; филиалы, представительства ииные обособленные подразделения белорусских организаций, имеющие отдельныйбаланс и текущий либо иной банковский счет.
Объект обложения акцизамив зависимости от установленных в отношении подакцизных товаров ставок акцизовопределяется:
а) по произведеннымподакцизным товарам:
— как объем произведенныхподакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установленытвердые (специфические) ставки акцизов,
— как стоимостьподакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов, накоторые установлены адвалорные ставки акцизов,
б) по подакцизнымтоварам, ввозимых на таможенную территорию РБ:
— как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установленытвердые (специфические) ставки акцизов,
- как таможеннаястоимость, увеличенная на подлежащие уплате суммы таможенной пошлины ми сборовза таможенное оформление, — по подакцизным товарам, в отношении которыхустановлены адвалорные ставки акцизов,
в) при реализацииввезенных на таможенную территорию РБ подакцизных товаров, в отношении которыхустановлены адвалорные ставки акцизов, — как стоимость (без учета акцизов)реализованных товаров,
г) при реализацииввезенных на таможенную территорию РБ без уплаты акцизов подакцизных товаров, вотношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, — какобъем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.
При исчислении акцизов(кроме акцизов, взимаемых при ввозе подакцизных товаров) в облагаемый оборотвключается фактически отгруженные (переданные, использованные на собственныенужды) в отчетном периоде подакцизные товары.
При натуральной оплатетруда подакцизными товарами собственного производства, обмене с участиемподакцизных товаров, их передаче безвозмездно или по ценам ниже рыночныхобъектом налогообложения являются:
— по товарам, на которыеустановлены твердые ставки акцизов, — объем таких товаров,
— по товарам, на которыеустановлены адвалорные ставки акцизов,- стоимость подакцизных товаров,определяемая исходя из максимальных отпускных цен без учета акцизов нааналогичные товары собственного производства на момент передачи готовыхтоваров, а при их отсутствии – исходя из рыночных цен, сложившихся в данномрегионе на аналогичны товары в предыдущем отчетном периоде.
Акцизы не уплачиваются поподакцизным товарам, вывозимых за пределы РБ. Указанное положении нераспространяется на подакцизные товары, экспортируемые из РБ в государства –участники Содружества Независимых Государств (кроме государств, в торговыхотношениях с которыми осуществляется взимание акцизов по принципу страныназначения). Подакцизные товары, вывозимые в порядке товарообмена подлежатобложению акцизами.
Сумма акцизов, подлежащаяуплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территорий государств– участников Содружества Независимых Государств, уменьшатся на сумму акцизов,фактически уплаченную в стране их происхождения. Настоящее положениеприменяется на условиях взаимности в порядке, определяемом Советом МинистровРБ.
Акцизами облагаютсяследующие товары:
· спирт технический,
· алкогольная продукция,
· табачная продукция,
· нефть и нефтепродукты,
· ювелирные изделия,
· легковые автомобили и микроавтобусы.
На всей территории РБдействуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщикамиакцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможеннуютерриторию РБ и (или) реализуемых на таможенной территории РБ. Ставки акцизовна товары могут устанавливаться в абсолютной сумме на физическую единицуизмерения подакцизных товаров (твердые (специфические) ставки) или в процентахот стоимости товаров (адвалорные ставки). Ставки акцизов устанавливаютсяСоветом Министров РБ по согласованию с Президентом РБ. В 2004 году ставкиакцизов установлены постановлением Совета Министров РБ от 21.01.2003г. №63 (сучетом изменений и дополнений).
Сумма акцизарассчитывается следующими способами:
1. сумма акцизов потоварам, на которые установлены адвалорные ставки:
А=Н*С/100, где А – суммаакциза, Н – стоимость товара без акциза, С- ставка акциза в %.
2. сумма акцизов потоварам, на которые установлены твердые ставки
А=V*С, где А – сумма акциза, V – объем продукции в натуральномвыражении, С – ставка акциза.
Расчеты предоставляютсяне позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Окончательный расчет долженбыть произведен не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.
3. Единый платеж (сбор на формирование местных целевыхбюджетных жилищно-инвестиционных фондов, сбор в республиканский фонд поддержкипроизводителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки,налог с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды и сбор нафинансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда).
Плательщиками являютсяорганизации, филиалы, представительства и иные обособленные подразделениябелорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий либо иной банковский счет. В 2005 году отчисления уплачиваются единым платежом вразмере 3,9%.
Освобождаются от уплатыналога:
1. организации,осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству продукциирастениеводства, животноводства, рыбоводства, пчеловодства и продуктов детскогопитания,
2. организации бытовогообслуживания, располагающиеся в сельской местности,
3. организации,осуществляющие научную деятельность,
4. организации,финансируемые из бюджета,
5. организации,осуществляющие лотерейную деятельность,
6. организацииприменяемые упрощенную систему налогообложения,
7. Национальный Банк РБ.
Сумма налогарассчитывается как:
Н=НБ*С/100, где Н – сумманалога, НБ – налогооблагаемая база, С- савка налога.
Плательщик целевыхплатежей не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляютналоговым органам декларацию о сумме начисленных сборов. Уплата целевых сборовпроизводиться не позднее 22 числа месяца, следующего за отчетным.
4. Налог с продажтоваров в розничной торговле.
Плательщиками сбораявляются организации и индивидуальные предприниматели в соответствии сзаконодательством; филиалы, представительства и иные обособленныеподразделения организаций, как имеющие, так и не имеющие обособленного балансаи текущего и иного банковского счета, которые уплачивают налог в бюджет поместу получения выручки. Объектом обложения являются операции по реализации врозничной торговой сети товаров.
Ставки налогов:
15% — по товарам, ввезенным натаможенную территорию РБ и выпущенных в сводное обращение в РБ,
5% — других товаров, включая товары,реализуемые в магазинах беспошлинной торговли, а также соки, нектары, консервыовощные и фруктово-ягодные, мед, кофе, стиральные машины, электропылесосы,электроутюги, магнитофоны, видеокамеры, фотоаппараты, ввезенные на таможеннуютерриторию РБ и выпущенные в свободное обращение в РБ.
Освобождаются от уплатыналога:
1. организации розничнойторговли, расположенные в сельской местности, за исключением реализации ликероводочных и табачных изделий,
2. организацииобщественного питания, уплачивающие налог на услуги,
3. организации ииндивидуальные предприниматели, используемые труд инвалидов, численностькоторых составляет более 50% списочной численности работников в среднем заотчетный месяц,
4. религиозныеорганизации.
Налогом на продажу необлагается:
ü ритуальные принадлежности,
ü книжная и печатная продукция,
ü медицинская техника,
ü зоологические товары,
ü обручальные кольца.
ü телефонные карточки,
ü лотерейные билеты.
Налог с продаж рассчитываетсякак:
НП=(НБ*С)/100, где НБ-налогооблагаемая база, С- ставка налога.
Плательщик налога непозднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым органамдекларацию о сумме начисленного налога. Уплата налога производиться не позднее22 числа месяца, следующего за отчетным.
5. налог с продажавтомобильного топлива.
Плательщиками налогаявляются реализующие на территории РБ автомобильное топливо организации ииндивидуальные предприниматели; филиалы, представительства и иные обособленныеподразделения белорусских организаций, имеющие отдельный баланс и текущий либоиной банковский счет. Объектом налогообложения признаются операции пореализации автомобильного топлива на территории РБ. Налог исчисляется по ставке25% от стоимости реализуемого автомобильного топлива, исчисленной исходя из ценбез учета НДС.
Налог с продажавтомобильного топлива уплачивается ежемесячно. За текущий месяц вносятсяавансовые платежи по пятидневкам в размере 1/6 суммы налога, уплаченного впредыдущем месяце с последующим перерасчетом исходя из фактической реализации.Расчеты предоставляются не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным.Разница между суммой авансовых платежей и начисленной суммой налогауплачивается не позднее 22 числа.
Налоги, уплачиваемые изваловой выручки, включают в себя:
1. налог приупрощенной системе налогообложения.
Плательщиками налогаявляются предприятия и предприниматели со среднемесячной численностьюработников до 15 человек имеют право на применение упрощенной системы налогообложения, если в течение двух кварталов, предшествующих кварталу, скоторого они претендуют на применение указанной системы налогообложения, их ежеквартальная выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышаларазмера 5000 базовых величин, установленных в данный период законодательствомРБ. Вновь созданные предприятия с указанной численностью работников или вновьзарегистрированные предприниматели могут применять упрощенную системуналогообложения со дня своего создания. Объектом налогообложения приупрощенной системе налогообложения является валовая выручка, полученная отреализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период. Валоваявыручка определяется как сумма выручки от реализации продукции, товаров(работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций. Ставка налога при упрощенной системе налогообложения устанавливается в размере10% от валовой выручки. [16, с.13]
2. единый налог дляпроизводителей сельскохозяйственной продукции.
Плательщиками налогаявляются производители сельскохозяйственной продукции, у которых выручка отреализации произведенной ими продукции растениеводства (кроме цветов идекоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства),рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 70% от общей выручки запредыдущий финансовый год. Объектом налогообложения является валовая выручка,которая определяется как сумма выручки от реализации продукции, товаров(работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций. Ставка единого налога установлена в размере 2% от валовой выручки.
2.2. Налоги,относимые на себестоимость.
Налоги, относимые насебестоимость продукции, включают:
1. Чрезвычайный налоги обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости.
Плательщиками налогаявляются: юридические лица РБ, иностранные юридические лица и международныеорганизации, простые товарищества, хозяйственные группы; филиалы,представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющиеотдельный баланс и текущий либо иной банковский счет.
Объектом налогообложениявыступает фонд заработной платы, определенный Советом Министров РБ, дляисчисления чрезвычайного налога и обязательных отчислений в государственныйфонд содействия занятости.
В 2005 году чрезвычайныйналог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятостиуплачиваются единым платежом в размере 4% от фонда заработной платы. При этомставка чрезвычайного налога составляет 3%, обязательных отчислений в государственныйфонд содействия занятости — 1%.[16, с.14]
Налог рассчитывается как:
НП=(НБ*С)/100, где НБ-налогооблагаемая база, С- ставка налога.
Плательщик налога непозднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым органамдекларацию о сумме начисленного налога. Уплата налога производиться не позднее22 числа месяца, следующего за отчетным.
2. Налог запользование природными ресурсами (экологический налог).
Плательщиками налогаявляются: юридические лица РБ, иностранные юридические лица и международныеорганизации, простые товарищества, хозяйственные группы; филиалы,представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющиеотдельный баланс и текущий либо иной банковский счет; организации,финансируемые из бюджета.
Налогом облагаются:
ü Объемы используемых (изымаемых,добываемых) природных ресурсов;
ü Объемы выбросов (сбросов)загрязняющих веществ в окружающую среду;
ü Объемы переработанной нефти инефтепродуктов;
ü Объемы перемещаемых по территории РБнефти и нефтепродуктов;
ü Объемы отходов производства,размещенных на объектах размещения отходов;
ü Объемы размещения товаров, помещенныхпод таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, атакже отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных подэтот режим;
ü Объемы полезных ископаемых, добытыхна разведанных за счет средств бюджета месторождениях, в стоимостном выражении.
Налог состоит из:
¨ Платежей заиспользование (изъятие, добычу) природных ресурсов, платежей за выбросызагрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы сточных вод или загрязняющихвеществ в окружающую среду, платежей за размещение отходов производства впределах установленных лимитов, сверх установленных либо без установленныхлимитов в случаях, предусмотренных законодательством;
¨ Платежей запереработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработкунефти;
¨ Платежей заперемещение по территории РБ нефти и нефтепродуктов;
¨ Платежей загеологоразведочные работы, выполненные за счет средств бюджета.
Ставки налога заиспользование природных ресурсов и за выбросы загрязняющих веществ в окружающуюсреду устанавливаются Советом Министров РБ по представлению специально нато уполномоченных государственных органов. Ставки экологического налогаутверждены Постановлением Совета Министров РБ от 5 февраля 2002г. №146 «Оставках экологического налога, лимитах добычи природных ресурсов и допустимыхвыбросов (сбросов) загрязняющих веществ». [16, с.17]
3. Платежи за землю(земельный налог).
Плательщиками налогаявляются юридические и физические лица (включая иностранные), которым земельныеучастки предоставлены во владение, пользование либо в собственность.
Земельным налогомоблагаются земли:
v сельскохозяйственного назначения,
v населенных пунктов,
v промышленности, транспорта, связи,обороны и иного назначения,
v лесного фонда,
v водного фонда.
Размер земельного налогаопределяется в зависимости от качества и местоположения земельного участка и независит от результатов хозяйственной и иной деятельности землевладельца,землепользователя и собственника земель. Размер земельного налога на землисельскохозяйственного назначения определяется по данным кадастровой оценкиземли. Земельный налог устанавливается в виде ежегодных фиксированных платежейза гектар земельной площади. В 2005 году ставки земельного налога индексируютсяна 34%.[16, с.9]
2.3. Налоги,уплачиваемые из прибыли.
Налоги, уплачиваемые изприбыли включают в себя:
1. Налог на прибыль.
Плательщиками налогаявляются: юридически лица РБ, иностранные юридические лица и международныеорганизации, простые товарищества, хозяйственные группы; филиалы,представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющиеотдельный баланс и текущий либо иной банковский счет. Прибыль организацииоблагается налогом по ставке 24%. Облагаемая налогом прибыль исчисляется исходяиз суммы прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей,имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных насумму расходов по этим операциям.
2. налоги надоходыподразделяются на:
налог надоходы по дивидендам и приравненным к ним доходам.
Плательщиками налогаявляются юридически лица (включая иностранные юридические лица). Дивиденды иприравненные к ним доходы, начисленные организациями, облагаются по ставке15%.
налог надоходы, полученные в отдельных сферах деятельности.
Плательщиками налогаявляются банки, небанковские кредитно-финансовые учреждения, страховые иперестраховочные организации, а также иные юридические лица, получившие доходыот операций с ценными бумагами. Налог на доходы кредитно-финансовымиучреждениями и страховыми организациями исчисляется и уплачивается по ставке30%, а иными организациями по доходам от операций с ценными бумагами – поставке 40%.
Налог рассчитывается как:
НП=(НБ*С)/100, где НБ-налогооблагаемая база, С- ставка налога.
Плательщик налога непозднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым органамдекларацию о сумме начисленных сборов. Уплата налога производиться не позднее22 числа месяца, следующего за отчетным.
3. Налог нанедвижимость.
Плательщиками налогаявляются юридические лица РБ, иностранные юридические лица и международныеорганизации, простые товарищества, хозяйственные группы; филиалы,представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц РБ, имеющихотдельный баланс и текущий либо иной банковский счет. Налогом облагаетсястоимость основных средств, являющихся собственностью или находящихся вовладении плательщиков, объектов незавершенного строительства, и также стоимостьпринадлежащих физическим лицам жилых домов, садовых домиков, дач, жилыхпомещений, гаражей и иных зданий и строений. Годовая ставка для организацийустановлена в размере 1%; для физических лиц – в размере 0,1%.
4. Целевой сборна содержание и развитие инфраструктуры городов и районов.
Плательщиками налогаявляются организации и индивидуальные предприниматели. Ставка сбораустановлена в размере 2% от налоговой базы.
Налог рассчитывается как:
НП=(НБ*С)/100, где НБ- налогооблагаемаябаза, С- ставка налога.
Плательщик налога непозднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым органамдекларацию о сумме начисленных сборов. Уплата налога производиться не позднее22 числа месяца, следующего за отчетным.
5. Целевойтранспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородногопассажирского транспорта, автобусов междугородного сообщения и содержаниеведомственного городского электрического транспорта.
Плательщиками сбораявляются организации и индивидуальные предприниматели. Ставка сбораустановлена в размере 2% от налоговой базы.[16, с.11]
Сбор рассчитывается как:
НП=(НБ*С)/100, где НБ-налогооблагаемая база, С- ставка налога.
Плательщик налога непозднее 20 числа месяца, следующего за отчетным предоставляют налоговым органамдекларацию о сумме начисленных сборов. Уплата налога производиться не позднее22 числа месяца, следующего за отчетным.
III. ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯНАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РБ.
3.1.Изменения налоговой нагрузки в 1993-2005 г.г.
Высокая налоговаянагрузка – одна из причин низкой конкурентоспособности отечественной продукции.Ситуацию в реальном секторе усугубляет существование значительного числа косвенных налогов, целевых бюджетных фондов, которые в полной мере не решают задачу формирования доходной части бюджета и финансирования программсоциального развития.
В течение последних лет происходило снижение налоговой нагрузки, хотя она по-прежнему остается самойвысокой на территории ЕврАзЭС, что отражено в таблице 3.1.
Таблица 3.1.
Сравнительный анализэкономического роста и уровня налоговой нагрузки на экономику РБ в1995-2003г.г.Показатели 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 Темпы роста ВВП, % 89,6 102,8 111,4 108,4 103,4 106 104,1 104,7 105,6 Реальная налоговая нагрузка на экономику (без учета ФСЗ), % 32,1 28,5 31,2 30,4 32,0 31,8 30,2 28,2 29,4 Реальная налоговая нагрузка на экономику (с учетом ФСЗ), % 42,6 39,2 41,9 41,1 42,4 42,2 41,5 39,7 40,7 Задолженность по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, в % к ВВП 4,6 7,6 1,3 0,5 0,3 0,5 0,8 0,9 1,5 Номинальная налоговая нагрузка на экономику (с учетом ФСЗ), % 47,2 46,9 43,1 41,6 42,7 42,7 42,3 40,6 42,2
Источник: [11,c.33 ]
Основная доля налоговыхизъятий приходиться на налоги, взимаемые с фонда оплаты труда, что даетдвойной негативный эффект: уменьшает финансовый результат (прибыль) и приводитк сокращению реальных доходов населения. Динамика их изменений запредшествующие годы представлена в Таблице 3.2.
Таблица 3.2.
Уровеньналоговых изъятий от фонда оплаты труда в 1998-2002 годах, в %Показатели 1998 1999 2000 2001 2002 Налоги и отчисления с ФОТ 52,1 52,3 50,3 49,1 49,4 Чрезвычайный налог 3,0 2,7 2,8 0,0 0,0 Отчисления в фонд занятости 1,1 1,0 1,0 0,0 0,0 Единый платеж от ФОТ 0,0 0,0 0,0 3,6 3,8 Подоходный налог 11,9 10,2 10,6 9,9 9,7 Отчисления на содержание ДДУ 2,2 2,7 0,0 0,0 0,0 ФСЗН 33,9 35,8 35,9 35,5 35,9
Источник: [1,c.37]
Как свидетельствуютданные таблицы, за счет прямых налогов от ФОТ формируется около 13%доходов консолидированного бюджета и практически весь внебюджетный фонд социальной защиты населения. Наибольший удельный вес в структуре платежей отФОТ они составляют около 75%. Доля подоходного налога занимает 19% в общейсумме налогов на ФОТ. Необходимо отметить, что за анализируемый период наблюдается устойчивое сокращение уровня изъятия по подоходному налогу, что отражает тенденцию снижения общего уровня жизни населения и сокращенияполучаемых ими доходов, а так же провоцирует сокрытие объектаналогообложения.
С самого началастановления и развития налоговой системы Республики Беларусь системаналогообложения постоянно корректируется и изменяется. Динамика этих измененийотражена в Таблице 3.3.
Таблица 3.3.
Динамика удельноговеса налогов в доходах консолидированного бюджета РБ в 1993-2003 г.г., млрд.руб.
показатель 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 Доходы гос.бюджета 3,6 6,5 36,2 51,3 11,3 239,5 1054,9 3179,3 5728,7 8204 12168 Налоговые поступления 3,2 5,7 28,6 39 85,9 205,3 923,7 2898,5 5113,2 7219,1 10544 в % к доходам бюджета 88,5 87,1 78,9 76,0 77,2 85,7 87,6 91,2 89,3 88,0 86,7
В том числе Косвенные налоги 1,5 2,6 13,3 20,8 48,2 119,5 577,9 1862,6 3201,9 4553,4 6658,1 в % к доходам бюджета 42,2 40,2 36,8 40,6 43,3 49,9 54,8 58,6 55,9 55,5 54,7 Прямые налоги 1,4 2,6 12,3 13,6 31,1 66,6 269,5 887,1 1609,2 2150,8 3033,6 в % к доходам бюджета 37,8 40,0 34,0 26,5 28,0 27,8 25,6 27,9 28,1 26,2 24,9 Смешанные налоги 0,3 0,5 3 4,6 6,6 19,2 76,3 148,8 302,1 514,9 852,2 в % к доходам бюджета 8,5 7,7 8,3 8,9 5,9 8,0 7,2 4,7 5,3 6,3 7,0
Источник: [12,c.43]
Такое положениезатрудняет реализацию основных функций налогов – распределительную истимулирующую. В то же время существование таких налоговых поступлений позволяет обеспечить формирование доходной части бюджета в условиях сезонныхколебаний объемов производства, остатков готовой продукции и финансовогоположения реального сектора экономики. Тем не менее на перспективу вреспублике избран курс на сокращение оборотных налогов и платежей из выручки.
3.2. Путиреформирования налогообложения в РБ.
Применяемая в республикеналоговая система имеет общепризнанный набор налоговых платежей, используемыхв европейских странах и в странах СНГ, однако активное участие Беларуси врегиональных экономических группировках и, в частности, в Евразийскомэкономическом сообществе вызывает необходимость реформирования национальнойналоговой системы.
Формирование равной налоговой нагрузки в пределах объединенной экономики является базовым условиемформирования единого налогового пространства, обеспечивающим свободу движениятоваров, труда и капитала и создающим равные условия развития национальныхэкономик.[19,c.36]
Основное направлениесовершенствования налоговой системы республики и приближения ее к уровнюналогообложения на территории единого экономического пространства – снижениеналоговой нагрузки.
Несмотря на то, чтоопределенные подвижки в области отчислений в бюджетные фонды происходят,проблема их существования в налоговой системе республики остается по-прежнемуострой. Введение целевых фондов не должно идти вразрез с общей налоговойполитикой налоговой гармонизации. Для этого необходимо проводить развернутуюоценку влияния на экономические процессы каждого платежа, последствий ихведения и применения как на национальной территории, так и в региональномсоюзе в целом. Появляется объективная необходимость регулирования правовыхотношений, возникающих при установлении, изменении, отмене различных платежей, применении льгот и санкций. Также должна быть определена программа,предусматривающая наряду с налоговой политикой политику поэтапной отменыцелевых платежей.[15,c.24]
Поэтому упорядочениебюджетных отношений в части функционирования государственных целевых фондовявляется первоочередной задачей налогового законодательства, позволяющей снизитобщую нагрузку на налогоплательщика во всех отраслях экономики, выровнятьбазы налогообложения и ускорить процесс унификации налоговой системы в рамкахпроводимой политики налоговой гармонизации.
Один из вариантовналогового реформирования предполагает:
ü Переход на единую ставку изъятияналога на добавленную стоимость в размере 18% по всем видам налогооблагаемыхоборотов с учетом полного возмещения сумм налога по нулевой ставке,
ü Сокращение отдельных видов ставокакцизов (на сырую нефть, автомобильные бензины и дизельное топливо) всоответствии с аналогами в Российской Федерации,
ü Полную отмену отчислений от выручки вцелевые фонды и единого платежа от фонда оплаты труда,
ü Снижение ставки взносов на социальнуюзащиту до 26.[11,c.35]
Предложенные измененияотразятся следующим образом на структуре налоговых платежей и общей величиненалоговой нагрузки:
Таблица 3.4.
Уровеньизъятия и отчислений в условиях действующей налоговой системы и предлагаемоговарианта реформированияпоказатели в % к ВВП при действующей налоговой системе в % к ВВП при варианте реформирования отклонение НДС 8,5 5,4 -3,1 Акцизы 2,3 2,0 -0,3 Отчисления в целевые фонды 6,5 - -6,5 ФСЗ 11,4 8,3 -3,1 Налог на прибыль 4,0 4,2 +0,2 Подоходный налог 3,4 3,5 +0,1 Прочие 3,6 5,0 +1,4 Общая сумма всех платежей 39,7 28,4 -11,3
Источник: [11,c.35]
Основной цельюкорректировок налоговой системы является достижение баланса интересовгосударства (по сбору налогов) и бизнеса (по возможностям экономическогоразвития). [10, с.6]
Таким образом, в качествеосновных направлений реформирования налоговой системы можно предложитьпоэтапное решение наиболее актуальных для реального сектора экономики задач:
· Сокращение до минимума, а впоследствии и отмена налогов, уплачиваемых из выручки,
· Снижение налогового бремени на фондоплаты труда,
· уменьшение количества платежей засчет объединения сходных или отмены мелких налогов и сборов с высокимииздержками на их администрирование,
· снижение ставок некоторых видовналогов по мере расширения базы налогообложения,
· максимальное упрощениеналогообложения индивидуальных предпринимателей.[4,c.32]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Изучив состояниесовременной системы налогообложения в Республике Беларусь, можно сделатьопределенные выводы.
Налоги - необходимоезвено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментомгосударственного регулировании социально-экономических отношений.[2,c.36]
Хозяйствующие субъекты уплачивают в бюджет и во внебюджетные фонды более двадцати видов налогов исборов, которые в комплексе позволяют наиболее полно учесть платежеспособностьналогоплательщиков, разнообразие форм их доходов, соблюсти принципы равенства исправедливости и эффективно регулировать потребления и накопления.
Для Республики Беларусь всвязи со становлением налоговой системы особое значение приобретает принцип разумного сочетания ее гибкости со стабильностью, обеспечивающий адекватностьналогов меняющейся экономической ситуации и одновременно создающий гарантиюпостоянства налоговой нагрузки в течение длительного времени.
Главные недостаткиналоговой системы РБ можно свести к следующим:
ü практикуется многократное обложениеразными налогами одной и той же базы,
ü налоговая система перегружена большим количеством налогов и платежей,
ü доминирование косвенных налогов посравнению с прямыми,
ü регулирование налогов осуществляетсяс помощью многочисленных нормативных актов, инструктивных и методических материалов, принимаемых органами исполнительной власти,
ü роль налоговой инспекции сужена доналожения штрафных санкций вместо активной профилактики налоговых нарушений.
Вместе с тем серьезнымнедостатком отечественной налоговой системы является рассредоточение элементовее нормативно-правовой регламентации по многочисленным законам и подзаконнымактам, что вызывает вполне справедливые нарекания у налогоплательщиков.Ситуация еще более усугубляется недостаточной конкретизацией отдельных норм налогового законодательства и противоречивостью их интерпретации.
Тем не менее, налоговаясистема Республики Беларусь от начала своего становления достигла сравнимолучших результатов в уровне налоговой нагрузки и организации всего процессаналогообложения.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Аносов В.Снижение налоговой нагрузки как фактор укрепления финансового положенияреального сектора // Финансы, учет, аудит — №11 – 2004, с.37-39.
2. Аронов А.В.,Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие. – М.: Экономистъ, 2004, — 560с.
3. Василевская Т.И.,Стасенко В.А. Налоги Беларуси: теория, методика и практика. – Мн.: Белпринт,1999 – 544с.
4. Винокурова Т.П.Оценка фискального климата в налогообложении в РБ // Бухгалтерский учет ианализ – 2004 — №12, с.31-33.
5. Горский К.В.Некоторые параметры налоговой реформы // Финансы – 2004 –№2, с.22-26.
6. Дуканич Л.В.Налоги и налогообложение: Ростов на Дону: Феникс,2000. – 416с.
7. Заяц Н.,Сидорова А. Налог как экономическая категория // Финансы, учет, аудит, — №1, — 2004, с.28-30.
8. Змачинская Г.Н. Правовые акты в сфере налогообложения. Общие положения и специфика/Г.Н.Змачинская, А.В. Козляков – Мн.: ИЧУП «Бухгалтерская газета», 2002. – 64с.
9. Иванова И.Налогообложение //Консультант – 2005 — №7, с.51-55.
10. Изменения идополнения, внесенные в законодательство РБ по вопросам налогообложения в 2004году — Управление налогообложения организаций ИМНС по Гродненскойобласти, 2004.
11. Киреева Е. Путиреформирования национальной налоговой системы в условиях вхождения врегиональные экономические союзы // Финансы, учет, аудит, — №5 – 2004. с.32-36.
12. Киреева Е.Проблемы реформирования налоговой системы Республики Беларусь //Директор, — №6– 2004, с.42-45.
13. Комментарий кОбщей части Налогового кодекса Республики Беларусь / С.В.Авдеенко, И.С.Андреюк,М.О.Григорчук и др. – Мн.: УП «Светоч», 2003. – 352с.
14. Мишустин М.В.Совершенствование налогового администрирования – фактор повышения эффективностиработы налоговых органов //Финансы, №6 – 2003. с.27-33.
15. Налоги: Учебник/Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко, Т.И.Василеская и др.; Под общ.ред. Н.Е.Заяц,Т.И.Василевской. – Мн.: БГЭУ,2000. – 368с.
16. Налоги и сборы,уплачиваемые в бюджет и в государственные бюджетные фоны Республики Беларусь в2005 году – Управление налогообложения организаций ИМНС по Гродненскойобласти, 2005.
17. О бюджетеРеспублики Беларусь на 2005 год // Рэспублiка Дзелавая, декабрь 2004.
18. О концептуальныхосновах эффективной налоговой системы // Общество и экономика – 2003 — №7-8.
19. Полежаев В.А. Оразвитии модели налогообложения // Финансы – 2004 -№9, с.36-39.
20. Рудый К.В.Финансово-кредитные системы зарубежных стран – М.: Новое издание, 2003,с.41-86.
21. Сушкова Т.Особенности налогообложения в 2005 году // Финансовый директор – 2005 — №1,с.21-30.
22. Табала Д.И.Сущность налога и система налогообложения // Вестник БДЭУ – 2003 — №3, с.65-67.