КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: «Налоговое право»
На тему:
«Проведение камеральных проверок и оформление их результатов»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ.КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА
1. Формы и методы налогового контроля
1.2 Камеральная налоговая проверка
1.3 Общие положения о камеральной проверке
1.4 Цели, задачи и методы камеральныхналоговых проверок
1.5 Порядок оформления результатовкамеральных проверок и принятие решений по ним
1.6 Ответственность за налоговыеправонарушения в рамках камеральных проверок
1.7 Роль камеральных проверок всистеме налогового контроля
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАБОТЫ ИФНС. ПУТИСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАМЕРАЛЬНЫХ ПРОВЕРОК
2.1 Анализ работы ИФНС
2.2 Пути совершенствования процессапроведения камеральных проверок и налогового контроля в целом
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
камеральнаяналоговая проверка контроль
Одной, и, пожалуй, самой важной функцией, из возложенных на налоговыеорганы, является осуществление контроля за процессами, протекающими в сференалогообложения. Понятию «налоговый контроль» отведена глава 14 Налогового КодексаРоссийской Федерации. Там же говорится о формах его проведения, одной изкоторых является камеральная налоговая проверка.
Внастоящее время происходит усиление аналитической основы контроля, внедрениекомплексного системного экономико-правового анализа финансово-хозяйственнойдеятельности проверяемых объектов. И поэтому более значимым становится повышение эффективности проведения камеральных проверок и контроля за налоговойотчетностью.
Естественно, равно как ив любой другой области осуществления деятельности налоговых органов, здесьсуществует ряд вопросов, которые необходимо разрешить.
Учитывая вышеизложенное,мы можем определить задачи данной курсовой работы:
- изучение основконтрольной работы налоговых органов;
- исследованиепонятия камеральной налоговой проверки, ее целей, задач и методов;
- рассмотрениепроблем, возникающих в процессе проведения камеральной проверки;
- указание наиболееперспективных путей совершенствования форм и методов налогового контроля, вчастности, камеральных проверок.
- определение роликамеральной проверки в системе налогового контроля.
- анализ работыИНФС на примере какого-либо региона
Теоретической основой длянаписания данной работы послужили, прежде всего, Налоговый кодекс РФ и другиенормативно- правовые акты, регламентирующие порядок осуществления контроля засоблюдением налогового законодательства, а также учебно-методические материалы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕНАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ. КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА
1.1 Формы и методыналогового контроля
Налоговая инспекция, входе контроля за полнотой и правильностью исчисления налогов, пользуетсяразличными методами и формами налогового контроля.
В зависимости от временисовершения контроля выделяют три основные формы налогового контроля — предварительный, текущий и последующий. Все они находятся в тесной взаимосвязи,отражая непрерывный характер контроля.
Предварительный контрольпредшествует совершению проверяемых операций. Это позволяет выявить, еще настадии планирования, нарушения налогового законодательства. Основным методом,реализующим предварительный контроль, являются камеральные проверки. Они осуществляютсянепосредственно в инспекции, в день поступления или в последующие периоды,посредством проверки всех поступающих бухгалтерских отчетов и налоговыхрасчетов. Понятие камеральной проверки мы подробно разберем далее.[1]
Одной из основных формналогового контроля, применяемой в работе налоговыми органами, является текущийконтроль. Текущий контроль называют иначе оперативным. Он ежедневноосуществляется отделами налоговой инспекции для предотвращения нарушенийналоговой дисциплины в процессе осуществления финансово-хозяйственнойдеятельности предприятий и физических лиц, выполнения ими обязательств передбюджетом. Основным методом, применяемым при этой форме контроля, являетсяэкспресс-проверка с использованием методов наблюдения, обследования и анализа.
Экспресс-проверка — этопроверка, проводимая по относительно узкому кругу вопросовфинансово-хозяйственной деятельности организации, за короткий временной период.Основанием для планирования указанной категории проверки могут являться имеющиеместо по результатам предварительного анализа бухгалтерской отчетностиналогоплательщика и его налоговых расчетов, предположения о недостоверностиотражения организацией отдельных показателей, связанных с ее налоговымиобязательствами, запросы других налоговых органов о проведении встречных идругих проверок по узкому кругу вопросов. Высокие результаты может дать иорганизация экспресс-проверок в организациях, отобранных методом случайнойвыборки. Планирование указанной категории проверки позволяет существенноповысить степень охвата налогоплательщиков проверками. В случае если врезультате данной проверки не выявлено каких-либо нарушений, свидетельствующихо недостоверности бухгалтерского учета, отчетности и налоговых расчетоворганизации, ее дальнейшая проверка не проводится.[2]
1.2 Камеральная налоговая проверка
Общие положения о камеральной проверке
Под камеральной проверкой, согласно статье 88 Налогового кодекса РоссийскойФедерации, понимается проводимая по месту нахождения налогового органа проверка представленных налогоплательщиком в налоговый орган налоговыхдеклараций, бухгалтерской отчетности и других документов, необходимых дляисчисления и уплаты налогов.
Поверкапроводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствиис их служебными обязанностями (без специального решения руководителя налоговогооргана) в течение трех месяцев со дня фактической даты представлениясоответствующих документов проверяемым. Указанная дата является началомпроверки.[3]
Проверяетсяполнота и четкость заполнения всех реквизитов, правильность расчетовпредставленной отчетности (декларации), служащих основанием для исчисления иуплаты налогов, а также соблюдение установленных правил составления формотчетности и сопоставимость их показателей. При недостаточности информацииналоговые органы имеют право потребовать у налогоплательщика (плательщикасбора, налогового агента) дополнительные сведения, получить объяснения идокументы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплатыналогов. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов,обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок (статья 93НК РФ). Отказ налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) отпредставления требуемых документов или непредставление их в установленные срокипризнается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотреннуюстатьёй 126 НК РФ[4] (взыскание штрафа вразмере 50 рублей за каждый непредоставленный документ, а отказ организациипредставить требуемые документы влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей).
Входе проверки налоговые органы имеют право вызвать налогоплательщиков(плательщиков сборов или налоговых агентов) письменным уведомлением в налоговыеорганы для дачи необходимых пояснений (статья 31 НК РФ). Кроме того, еслинеобходимо получить информацию о деятельности налогоплательщика (плательщикасбора), связанную с иными лицами, налоговый орган может потребовать у этих лицдокументы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика илиплательщика сбора (встречная проверка).
Вслучае выявления нарушений налогоплательщиком законодательства составляетсяакт. На суммы доплат по налогам, выявленным в ходе камеральной проверки,налоговый орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога ипени. При неисполнении требования в установленный срок в отношенииналогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) может быть приняторешение о принудительном взыскании сумм налога и пени. Решение о взыскании суммналога и пени в бесспорном порядке в соответствии со статьей 46 НК РФпринимается не позднее 60 дней после истечения срока, установленного дляисполнения обязанности по уплате налога. Если решение о взыскании принимаетсяпосле истечения указанного срока, то оно считается недействительным иисполнению не подлежит.
Решениео взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срокне позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежныхсредств.
Такимобразом, налогоплательщикам следует обратить внимание на ряд существенныхмоментов, касающихся камеральных налоговых проверок, которые нашли отражение вНалоговом Кодексе РФ:
· Проверкой может быть охвачено неболее трех лет деятельности налогоплательщика, предшествовавших году проведенияпроверки;
· На проведение камеральной проверкиотводится три месяца. По истечении данного срока налоговый орган не вправетребовать от налогоплательщика представления каких-либо документов;
· Специального решения руководителяналогового органа на проведение камеральной проверки не требуется;
· В ходе проверки налоговые органымогут требовать дополнительные документы и сведения от налогоплательщика, атакже вызывать последнего для получения объяснений по возникающим вопросам;
· Результатом камеральной проверкиможет быть внесение налогоплательщиком изменений в представленные налоговомуоргану документы; вынесение налоговым органом решения о взыскании недоимки поналогам, пени и штрафных санкций.
Вцелях устранения возникших между налоговыми органами и налогоплательщиками(плательщиками сборов, налоговыми агентами) разногласий, а также в целяхполучения более объективной информации о финансово-хозяйственной деятельностипоследних налоговый орган вправе принять решение о проведении выезднойналоговой проверки.
1.3 Цели, задачи и методы камеральных налоговых проверок
Обобщив всевышеизложенное, мы можем определить основные задачи камеральной проверки:[5]
o визуальнаяпроверка правильности оформления бухгалтерской отчетности, т.е. проверказаполнения всех необходимых реквизитов отчета, наличия подписей уполномоченныхдолжностных лиц;
o проверкаправильности составления расчетов по налогам, включающая в себя арифметическийподсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, проверкуобоснованности применения ставок налога и налоговых льгот, правильности отраженияпоказателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы, проверкасвоевременности представления расчетов по налогам;
o логическийконтроль за наличием искажений в отчетной информации — проверка логическойсвязи между отчетными и расчетными показателями, сопоставимости отчетныхпоказателей с показателями предыдущего отчетного периода;
o проверкасогласованности показателей, повторяющихся в бухгалтерской отчетности и вналоговых расчетах;
o предварительнаяоценка бухгалтерской отчетности и налоговых расчетов с точки зрениядостоверности отдельных отчетных показателей, наличия сомнительных моментов илинесоответствий, указывающих на возможные нарушения налоговой дисциплины.
Целямикамеральной проверки являются:
Ø контроль засоблюдением налогоплательщиками налогового законодательства;
Ø выявление ипредотвращение налоговых правонарушений;
Ø взыскание суммнеуплаченных или не полностью уплаченных налогов по выявленным нарушениям;
Ø привлечениевиновных лиц к налоговой и административной ответственности за совершениеправонарушений;
Ø подготовкаинформации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков дляпроведения выездных налоговых проверок.
Камеральная проверкавключает следующие операции:
Ø изучение налоговых деклараций игодовых лицевых счетов — проводится после представления годового иликвартального баланса или через определенное время. В случае необходимостиналогоплательщиком сообщается дополнительная информация.
Ø сравнение годовых балансов занесколько предыдущих лет (2-3) года — позволяет установить отношениесебестоимости к выручке от реализации, коммерческих расходов к себестоимостиреализованной продукции к выручке от реализации, рост прочих активов и т.п.
Ø анализ соотношения и оценок — способствует получению представления о динамике развития организацииналогоплательщика. При этом колебания в динамике развития могут стать поводомдля дальнейшего исследования.
Ø анализ баланса за ряд лет позволяетсобрать необходимый материал для обнаружения возможных ошибок в расчетеналогооблагаемого дохода.
Как одна из формналогового контроля, камеральная проверка имеет свои методы проведения:
При использовании метода,основанного на расчетах, отбираются организации, которые заслуживают особоговнимания со стороны налоговой инспекции.
Второй метод базируетсяна знаниях, опыте и инициативе налоговых инспекторов. Если они знают, что вопределенном виде бизнеса процветает «теневая экономика», то онимогут выбрать все организации этого вида деятельности для дальнейшего анализа сиспользованием расчетов, сравнений и соотношений с целью отбора тех, ктопредставляет наибольший интерес.[6]
Третий методподразумевает проверку каждой организации один раз в течение определенногопериода времени. Основная идея этого метода заключается в том, что плательщикизнают, что их периодическим проверяют, и потому не будут что-либо делатьнеправильно, по крайней мере, умышленно. Такую проверку можно с успехомиспользовать для «теневых» организаций и очень крупных предприятий.[7]
Существуют такжеорганизационно-правовые методы налогового контроля, которые используются припроведении камеральных проверок. Под ними понимается совокупностьвзаимосвязанных процессуальных действий, которые направлены на получениенеобходимых данных и обеспечение доказательств по фактам налоговыхправонарушений.[8]
Итак, при проведениикамеральной проверки проводятся следующие мероприятия:
1. проверка документов (статья 93 НКРФ)
2. получение объясненийналогоплательщиков (статья 31, п.1, пп.1 НК РФ)
3. опрос свидетелей(статья 90 НК РФ)
4. привлечениеспециалистов (статья 96 НК РФ)
5. проведениеэкспертизы (статья 95 НК РФ)
6. проведениевстречной проверки (статья 87 НК РФ)
Конкретные методыкамеральных проверок определяются инспекциями самостоятельно исходя изхарактера наиболее часто встречающихся нарушений налогового законодательства наконтролируемой территории, возможностей обеспечения автоматизированнойобработки информации, знаний и опыта сотрудников.
1.4 Порядок оформлениярезультатов камеральных проверок и принятие решений по ним
В случае выявления нарушений законодательства оналогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностнымилицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составленакт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончаниякамеральной налоговой проверки. Актналоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку,и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем). Оботказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или егопредставителя подписать акт делается соответствующая запись в акте налоговойпроверки. В акте налоговой проверки указываются:
1) дата актаналоговой проверки. Под указанной датой понимается дата подписания акта лицами,проводившими эту проверку;
2) полное исокращенное наименование, либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. Вслучае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленногоподразделения помимо наименования организации указываются полное и сокращенноенаименования проверяемого обособленного подразделения и место его нахождения;
3) ФИО лиц,проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа,который они представляют;
4) дата и номеррешения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведениивыездной налоговой проверки (для выездной налоговой проверки);
5) датапредставления в налоговый орган налоговой декларации и иных документов (длякамеральной налоговой проверки);
6) переченьдокументов, представленных проверяемым лицом в ходе налоговой проверки;
7) период, закоторый проведена проверка;
8) наименованиеналога, в отношении которого проводилась налоговая проверка;
9) даты начала иокончания налоговой проверки;
10) адрес местанахождения организации или места жительства физического лица;
11) сведения омероприятиях налогового контроля, проведенных при осуществлении налоговойпроверки;
12) документальноподтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленныев ходе проверки, или запись об отсутствии таковых;
13) выводы ипредложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьинастоящего Кодекса, в случае если настоящим Кодексом предусмотренаответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах.[9]
Форма итребования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются федеральныморганом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в областиналогов и сборов.
Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которогопроводилась проверка, или его представителю под расписку или передан инымспособом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (егопредставителем). В случае если лицо, в отношении которого проводилась проверка,или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этотфакт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверкинаправляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации(обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случаенаправления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой врученияэтого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.[10]
Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (егопредставитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговойпроверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней содня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующийналоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по егоотдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или всогласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии),подтверждающие обоснованность своих возражений.
Всоответствии со статьей 101 НК РФ, материалы проверки рассматриваютсяруководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случаепредставления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по актуналоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностныхлиц налогоплательщиков или их представителей. О времени и месте рассмотренияматериалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно.По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместительруководителя) налогового органа выносит решение.
Проектрешения о привлечении налогоплательщика к ответственности по результатамрассмотрения материалов камеральной налоговой проверки готовится сотрудникамиотдела камеральных проверок и проверяетсяна соответствие законодательству сотрудниками юридического отдела, и представляется на рассмотрениеруководителю (заместителю руководителя) инспекции. Решение должно бытьвынесено руководителем (заместителем руководителя) инспекции не позднее чемчерез 75 дней со дня представления налогоплательщиком проверенной декларации. В решении о привлеченииналогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения порезультатам камеральной проверки указываются:
— обстоятельства совершенного плательщиком налогового правонарушения,установленные проведенной проверкой;
— документы ииные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства;
— наличие илиотсутствие обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину налогоплательщика засовершение налоговых правонарушений;
— видыналоговых правонарушений;
— размерыприменяемых налоговых санкций со ссылкой на соответствующие статьи НК РФ.[11]
Решение опроведении дополнительных мероприятий налогового контроля может быть приняторуководителем (заместителем руководителя) налоговой инспекции только наосновании письменного разрешения вышестоящего налогового органа. Материалы,полученные в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля,приобщаются к имеющимся материалам камеральной налоговой проверки[12].