Федеральное агентство по науке и образованию
Московский Государственный Университет им. Ломоносова
Факультет мировой политики
Контрольнаяработа по
Основамтеории международных финансов и налогообложения
на тему
Профицит бюджета. Плюсы и минусы
Москва 2007
Вмешательство государства в процессы экономической жизни в условияхрынка предполагает обязательное наличие некоторых финансовых и материальныхресурсов. Государственные ресурсы могут формироваться двумя способами: за счетпрямого участия государства в рыночных сделках и в процессе перераспределения ввиде налогообложения хозяйствующих субъектов.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планомгосударства, главным средством аккумулирования финансовых средств, даетполитической власти реальную возможность осуществления властных полномочий.Бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственныйкредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системылюбого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль влюбом современном обществе.
Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, тоэто называется бюджетный профицит (или профицит бюджета). Если запланированныерасходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит(или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджетапревышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходитзначительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный органвласти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение овведении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание»запланированных бюджетом расходов называется секвестр.
Наиболее удачный вариант государственного бюджета – это бездефицитныйбюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такойсбалансированности бюджета не всегда удается. В результате возникает такоеявление, как бюджетный дефицит, что в свою очередь приводит к появлениюгосударственного долга.
Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики.Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный,региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется спрофицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется спрофицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательногосальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.
Созданный в начале 2000-х в России профицит федерального бюджетапри дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистовпротиворечивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, аего ошибкой: искусственная «накачка» средств в федеральный бюджет посредствомотъема их из региональных и местных бюджетов практически сводит на нетвозможности эффективного функционирования региональных и местных органоввласти. Защитники позиции правительства считают, что центральное правительствоуже научилось составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самыминфляцию, в то время как дефициты местных бюджетов связаны с низким качествомбюджетного процесса в регионах.
Поскольку централизация финансовых ресурсов в руках органов властивсегда уменьшает финансовые возможности хозяйствующих субъектов, мешая им лучшеоснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться темсамым более эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняямобилизация доходов в бюджет только вредит. Именно из-за этого негативноговлияния профицита бюджета на экономику в законодательстве многих странприсутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет спревышением доходов над расходами.
Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, тои здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно. Профицитбюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использованиябюджетных средств при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджетурасходов, — явление положительное. Однако, если более высокие доходы бюджетабыли получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры,явились следствием экономии, бума или недофинансирования расходов и томуподобное, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований. Но какой быни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры ксохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамкахутвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета,направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговыхобязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очереднойфинансовый год.
Из зарубежной практики показателен профицит бюджета в Румыниивремен Чаушеску. Этот коммунистический лидер очень боялся как бюджетногодефицита, так и закабаления страны посредством роста внешнего дол-га. Такаяполитика оказала угнетающее действие на экономику страны, сдерживала ростинвестиций, что стало одной из причин падения режима Чаушеску. Вообще, созданиепрофицита консолидированного бюджета государства сродни хранению денег в чулке— средства просто обесценятся.
Опыт крупнейших стран мира показывает, что значительнаяпрофицитность бюджета имеет свои недостатки. Дополнительные деньги расходуютсяменее прозрачно.
В период с 2000 по 2006 гг. 15 из 29 развитых стран мира в среднемимели бюджетный дефицит, а 14 — профицит бюджета. Показатели бюджета колеблютсяот дефицита 6,8% к ВВП в Японии до профицита 13% к ВВП в Норвегии.Примечательно, что первая пятерка стран-лидеров, за исключением Швейцарии,имеет бюджетный профицит. В 2005 г. профицит бюджета был в Дании – 4,9%, Швеции– 3%, Финляндии – 2,7%, Эстонии – 2,3%, Испании – 1,1%, Ирландии – 1,1% иБельгии и Латвии – по 0,1%.
Но бюджетный профицит далеко не всегда показатель экономическогоразвития страны. Так, к примеру, профифит консолидированного бюджета последниегоды имеет Белоруссия. За первую половину 2006 г. он составил 764,2 млрд.белорусских рублей (9 млрд. 528 млн. 198,4 тыс. российских рублей), или 2,2% кВВП. За аналогичный период предыдущего года профицит консолидированного бюджетабыл еще больше, 950,3 млрд. белорусских рублей (11 млрд. 848 млн. 530,5рублей), или 3,4% к ВВП.
В целом в доходной части бюджета Белоруссии преобладают поступленияот четырех основных налогов: налога на добавленную стоимость, подоходногоналога, налога на прибыль и акцизов — их удельный вес в общих доходах бюджетабыл на уровне 41%.
Расходы консолидированного бюджета по отношению к ВВП в первомполугодии составили 48,3%. Основная доля в общих расходах консолидированногобюджета приходилась на финансирование социальной сферы и других отраслейэкономики.
Республиканский бюджет за первое полугодие 2006 года исполнен спрофицитом 587,9 млрд. белорусских рублей (7 млрд. 330 мл. 054,8 тыс. рублей).
Пополнению доходной части бюджета способствовали поступления отэкспортных пошлин на нефтепродукты, которые были введены в Беларуси на уровнеставок с Российской Федерацией. За счет этого обеспечен прирост доходов вбюджет.
Есть также ряд других факторов, способствовавших пополнениюбюджета. Министерство финансов республики проводит работу по повышениюэффективности бюджетных расходов. Проводится политика безусловногофинансирования первоочередных защищенных статей бюджета, неотложных расходов.Все эти расходы в первом квартале были профинансированы в полном объеме. Чтокасается непервоочередных расходов, то они были существенно ограничены иотнесены на более поздний срок исполнения того же года.
В 2006 г. большинство лидеров мировой экономики не моглипохвастаться профицитом бюджета. Из стран Большой Восьмерки России смогласоставить компанию единственная страна — Канада. В 2006 г. доходы ееправительства превысили расходы примерно на $10,8 млрд, что составило около 1%ВВП. Причем в отличие от России, где потоки нефтедолларов в казну хлынулисравнительно недавно, северный сосед США вот уже девять лет сводит бюджет сположительным сальдо.
У остальных государств Большой Восьмерки государственные финансынаходятся в гораздо худшем состоянии. По абсолютному значению дефицитгосбюджета достигает самых крупных размеров у США: в 2006 году он поднялся дорекордной отметки в $423 млрд, или более 3,4% ВВП. Это бюджетного дефицита былосвязано с большими правительственными расходами на восстановительные работы вюжных штатах, пострадавших от ударов ураганов летом и осенью 2005 г.
В январе текущего года профицит федерального бюджета в США составил38,24 млрд. долл. В целом предполагается, что по итогам 2007 финансового годадефицит будет зафиксирован на отметке 244 млрд. долл. В то же времяправительство страны ожидает, что профицит бюджета в 2012 финансовом году можетсоставить 61 миллиард долларов. Для экономии средств предполагаетсяреформировать систему государственных социальных программ. В частности,реформирование системы выплат по программе помощи бедным Medicaid можетсохранить за 5 лет около 6,8 млрд. долл. В проекте также предлагается сократить141 государственную программу для экономии 12 млрд. долл.
/>/>Литература
1. ПолякГ.Б. Бюджетная система России. — М., Юнити, 2006. – 532 с.
2. РацанеЮ. Дефицит бюджета стимулирует профицит мысли // Экономика и время, № 5, 2004.С. 12—15.
3. РомановскийМ.В. Бюджетная система Российской Федерации. — М., Юрайт, 2003. – 838 с.
4. ФишерС., Дорнбуш Р. Экономика: Учебник. — М., 1998.
5. Интернет-ресурсы:
www.budgetrf.ru/
Бюджетная система Российской Федерации.
www.vneshmarket.ru/
Сайт «Внешторгмаркет». Портал информационной поддержки внешнеэкономическойдеятельности.