Реферат по предмету "Финансовые науки"


Проблемы налогообложения малого предпринимательства

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГООБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра финансы и кредит
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине налоги иналогообложение
На тему «Проблемы налогообложениямалого предпринимательства»

Выполнила                                                                              Янченко А. Ю.
Группа                                                                                      Б-392
Проверил                                                                         д., э., н., Сомоев Р. Г.
Ростов-на-Дону
2005
СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Эволюция системыналогообложения малого предпринимательства…5
2. Упрощённаясистема налогообложения, учета и отчетности для субъектов малогопредпринимательства …………………………...….10
3. Единый налог навменённый доход для определенных видов деятельности……………………………………………………………...18
4. Анализ иперспективы развития режимов налогообложения………...22
Заключение……………………………………………………………………...27
Список использованных источников………………………………………….28ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время Россиястоит на пути создания и развития рыночной экономики. Это невозможно безразвития малого бизнеса в стране.
Малый бизнес — этопредпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономикипри определенных, установленных законом, государственными органами и другимипредставительными организациями критериях (показателях), конституциирующихсущность данного понятия.
Следовательно, какпоказывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, малый бизнес — это базоваясоставляющая рыночного хозяйства.
Особенностями малогобизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли,экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг нарынке, гибкость.
Малый бизнес состоит изсовокупности малых предприятий. Формы их организации весьма разнообразны. Ониразличаются по форме собственности, по организационно-правовой форме, поразмерам, по территориальной принадлежности, по отношению к закону, поиспользуемым технологиям, по отраслям. Основным критерием выделения малогопредприятия в нашей стране является численность работников в отраслевомразрезе, т.е. от 30 до 100 человек.
Важная роль малогобизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новыхрабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяетмногочисленные нужды крупных предприятий, выпускает специальные товары иуслуги.
В России сегоднянасчитывается около 1 млн. малых предприятий. Но основное их количествососредоточено в Москве и Санкт-Петербурге — соответственно 22 и 11%. 40% малыхпредприятий работает в сфере общественного питания и розничной торговли, 16% — в строительстве, 15% — в промышленности. Создана правовая основа малогобизнеса — ряд законов, указов, статей кодексов, документов министерств. С 1996г. существует Фонд поддержки малого предпринимательства.
Целью моей курсовойработы является рассмотрение особенностей налогообложения субъектов малогопредпринимательства в России по упрощенной системе налогообложения и единомуналогу на вмененный доход. В своей работе я постаралась осветить вседостоинства и недостатки данных режимов налогообложения.
1. ЭВОЛЮЦИЯСИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ
Если обратиться к историиналогообложения в РФ, можно оценить степень его влияния на  становление иразвитие предпринимательства. Основными этапами развития законодательства поналогообложению предпринимательской деятельности в дореволюционной Россииявляются периоды, связанные с развитием торговой и иной промысловойдеятельности. Первый период- с 1721 по 1775 года, когда была установленасистема налогообложения в виде частных промысловых сборов и купеческой подушнойподати. Второй- с 1775 по 1824 года, когда была введена система гильдейскихсборов с объявленных капиталов. Третий- с 1824 по 1865 года – закрепляетсясословная патентная система обложения торговли и промыслов. Четвертый- с 1865по 1898 года, когда устанавливается патентно-подоходная системаналогообложения.
Преимущественное правозаниматься предпринимательской деятельностью в России принадлежало купцам. Иныекатегории населения, независимо от сословной принадлежности, если занималисьтакой деятельностью, то чаще всего обязаны были причисляться к купеческомусословию.
Для устранениянедостатков торгового налогообложения в отношении мелких торговцев и лиц,начинающих торговлю, была проведена реформа системы гильдейского обложениякупеческих капиталов, что явилось новым этапом в развитии русскогозаконодательства о налогообложении предпринимательской деятельности, принявшегоформу патентной системы, заимствованной из Франции.
Важным этапом в развитиизаконодательства по налогообложению мелкой торговли и промышленности явилосьпринятое в 1898 году «Положение о государственном промысловом налоге».Положением закреплялось, что принадлежность к купеческому состояниюопределялась наличием как купеческого, так и промыслового свидетельства, суммавыкупа которого формировала промысловой налог.
Завершающим этапомсистемы налогообложения предпринимательской деятельности в дореволюционнойРоссии можно считать период начала первой мировой войны. В 1916 году былопринято «Положение о государственном подоходном налоге». На основании данногоположения обложению подвергались все формы прибыли, денежные капиталы,торговые, промышленные и иные предприятия. За основу брался принцип личногообложения. В сумму нового подоходного налога засчитывался новый промысловойналог. Особенностью данного налога явилось введение элементов регрессивнойсистемы налогообложения. Сумма налога уменьшалась при увеличении прибыли, вследствиечего малые предприятия находились в невыгодных условиях.
Эволюция развитияотечественного законодательства в части налогообложения предпринимательскойдеятельности показывает стремление законодателя к переходу к западно-европейскойсистеме подоходного обложения, при которой основным критерием являлась чистаядоходность хозяйствующих субъектов, а не только формальные внешние признакитаких предприятий.
Всоветский период российской истории структура мелкого предпринимательствапретерпевала серьезные изменения, оно было развито в тех отраслях, которыеобеспечивали конечное потребление населением продуктов их деятельности.Постепенно происходило уменьшение количества предприятий, использующих наемнуюрабочую силу, с одновременным ростом количества  государственных икооперативных предприятий. Политика в отношении мелкого производства послереволюции 1917 года характеризуется постепенным «наступлением» на него ипрактически вытеснением этой формы предпринимательства. К началу 1930 года долячастного сектора в торговом обороте СССР не превышала 6%1.
1 Л. А. Давыдова, Л. В. Будовская.Эволюция системы налогообложения в России // Финансы и кредит-2005-№9 стр.31
В Конституции СССР 1936года малое предпринимательство, кустарное и ремесленное производство ставилосьв противовес социалистическому хозяйствованию. Подобное отношение к мелкомупроизводству было характерно и в 1960-е, и в 1970-е годы. Политика по отношениюк мелкому производству постепенно изменялась с принятием Конституции 1977года.
В самом начале переходаРоссии на путь рыночных реформ в 1988 году, было принято решение о поддержкемалого предпринимательства, и как результат в начале 1990-х годов появилисьмногочисленные кооперативы, объекты торговли, общественного питания, оказанияуслуг населению и т. д.
Развитие малого бизнесабыло тесно связано с реализацией политики его налогообложения. В 1992 году былавведена принципиально новая система налогообложения.
За последние 15 лет можновыделить несколько заметных событий, произошедших в сфере налогообложениямалого предпринимательства. С 1991 года в соответствии со ст. 8 Закона РФ от27.12.91 № 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» малыепредприятия, занимающиеся приоритетными видами деятельности, были освобожденына первые 2 года своей деятельности от уплаты налога на прибыль, а в третий ичетвертый год уплачивали его не в полном размере. С 1994 года малые предприятиябыли освобождены от ежемесячных авансовых выплат налога на прибыль и НДС.Учитывая характерный для того времени уровень инфляции, это была весьмасущественная преференция. С 1995 года малый бизнес получает ряд льгот всоответствии с Федеральным законом от 29.12.95 №222-ФЗ «Об упрощенной системеналогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».В 1998 году был принят Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ «О едином налогена вмененный доход для определенных видов деятельности».
Результатом проведенногоза последние 5 лет совершенствования налоговой системы стало значительноеснижение налоговой нагрузки в целом на экономику страны при одновременномувеличении налоговых поступлений. Уровень налоговой нагрузки считается основнымпоказателем качества проводимой налоговой политики. Динамика уровня налоговойнагрузки свидетельствует о прогрессе в проведении налоговой реформы, с егоснижением связывают надежды на ускорение экономического роста. Однако, неменьшее значение имеет структура налоговой системы: набор используемыхналоговых инструментов, соотношение ставок и формы налоговогоадминистрирования. Реализуемая налоговая политика играет ключевую роль вформировании структуры экономики как за счет распределения между секторамиприбыли, остающейся после налогообложения, так и за счет формирования системыстимулов.
Основнымнормативно-правовым актом, регулирующим на современном этапе сферуналогообложения является Налоговый кодекс РФ. В соответствии с действующимзаконодательством РФ существуют три подхода  к налогообложению субъектов малогобизнеса:
1.  обычная система налогообложения. Вэтом случае предприятия ведут бухгалтерский и налоговый учет и платят всеналоги (в зависимости от сферы деятельности), в том числе: НДС, налог наприбыль, налог на имущество, ЕСН;
2.  упрощенная система налогообложенияучета и отчетности;
3.  система налогообложения вмененногодохода.
     Говоря об общей системеналогообложения, нужно выделить ряд моментов.
Субъекты малого бизнеса,осуществляя предпринимательскую деятельность и получая прибыль, уплачиваютналог на прибыль. Налог на прибыль организаций действует на всей территорииРоссии и взимается с 1 января 2002 года в соответствии с главой 25 НКРФ.Плательщиками налога на прибыль организаций являются предприятия, в том числе ималые, независимо от сфер деятельности и формы собственности. Введение главы 25НКРФ привело к существенному реформированию системы налогообложения прибылиорганизаций, в первую очередь посредством установления открытых перечнейдоходов и расходов, учитываемых при определении налоговой базы.  
С 1 января 2005 года перечисление средств по налогуна прибыль (доход) осуществляется организациями только в федеральный ирегиональные бюджеты в размере 6,5 и 17,5 % соответственно.
Достаточнообременительным с точки зрения веса в совокупном объеме налоговых отчисленийсубъекта малого бизнеса, работающего по общепринятой системе налогообложения,является налог на добавленную стоимость. НДС относится к федеральным налогам,которые устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории России.Кроме того, НДС относится к косвенным налогам, так как конечным плательщиком являетсяпотребитель товаров (работ, услуг). Как косвенный налог НДС влияет на процессценообразования и структуру потребления. При исчислении и уплате НДС каждыйналогоплательщик ведет налоговый учет по этому налогу, который заключается внеобходимости оформления Книги покупок, Книги продаж, журналов учета полученныхи выданных счетов фактур, а также самих счетов фактур. После реформированиясистемы исчисления и взимания НДС, проведенного в конце 2003 года, применяютсятри основные ставки налогообложения им, а именно 0, 10 и 18%.
В форме налогообложениявыплат работникам, с целью социального и медицинского обеспеченияжизнедеятельности этих лиц применяется единый социальный налог (ЕНС). Данныйналог относится к федеральным, устанавливается на всей территории России, аплательщиком ЕСН является работодатель. Объектом налогообложения признаютсявыплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам,предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемыеналогоплательщиками в пользу физических лиц.
В течение отчетногопериода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производятисчисления ежемесячных авансовых выплат по налогу, исходя из величины выплат ииных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончаниясоответствующего календарного месяца, и ставки налога.
С 1 января 2004 годавступила в силу глава 30 НКРФ, в соответствии с которой малые предприятияобязаны исчислять и уплачивать налог на имущество организации. Устанавливаютданный налог законодательные органы субъектов РФ, которые определяют налоговуюставку (не более 2,2%), порядок и сроки уплаты налога, а также форму отчетностипо нему. В настоящее время объектом налогообложения для российских организацийпризнается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качествеобъектов основных средств за исключением земельных участков и иных объектовприродопользования.
Ниже более подробнорассмотрены специальные режимы налогообложения.2. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА.
 
Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности длясубъектов малого предпринимательства — организаций и индивидуальныхпредпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения,учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации.Право выбора системы налогообложения, включая переход к упрощенной системе иливозврат к принятой ранее системе, представляется субъектам малогопредпринимательства на добровольной основе.
В Налоговый кодексРоссийской Федерации глава об упрощенной системе налогообложения, учета иотчетности для субъектов малого предпринимательства введена Федеральным законом№104-ФЗ от 24.07.2002г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета иотчетности для субъектов малого предпринимательства».
Применение упрощеннойсистемы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими поддействие настоящего Федерального закона, предусматривает замену уплатысовокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных,региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого порезультатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период.
Применение упрощеннойсистемы организациями предусматривает замену уплаты налога на прибыльорганизаций, налога на имущество организаций и единого социального налога уплатойединого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организацийза налоговый период. Организации, применяющие упрощенную системуналогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость,за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате всоответствии с НКРФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ.
Применение упрощеннойсистемы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматриваетзамену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученныхот осуществления предпринимательской деятельности), налога на имущество (вотношении имущества, используемого для осуществления предпринимательскойдеятельности) и единого социального налога с доходов, полученных отпредпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений,начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемогопо результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. Индивидуальныепредприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаютсяналогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога надобавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозетоваров на таможенную территорию РФ. Такие индивидуальные предпринимателипроизводят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование всоответствии с законодательством РФ. Иные налоги уплачиваются в соответствии собщим режимом налогообложения.
Для организаций ииндивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную системуналогообложения, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций ипорядок представления статистической отчётности.
Условием перехода наупрощенную систему является соответствие требованиям ФЗ от 07.07.2003г №117-ФЗ,а именно, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подаетзаявление о  переходе на упрощенную систему налогообложения, доход отреализации не превысил 11 млн. рублей.
Не попадают под действиеупрощенной системы организации, производящие подакцизную продукцию;организации, имеющие филиалы или представительства; организации, занимающиесяигорным бизнесом; кредитные организации; страховщики; инвестиционные фонды;профессиональные участники рынка ценных бумаг; хозяйствующие субъекты другихкатегорий, для которых Минфином РФ установлен особый порядок  ведениябухгалтерского учета и отчетности; а также некоммерческие организации.
Для перехода наупрощенную систему,  кроме вышеперечисленных условий, необходимо податьзаявление в период с 1 октября по 30 ноября в тот налоговый орган, в котороморганизация или предприниматель зарегистрированы как налогоплательщик. При этоморганизации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложениясообщают о размере доходов за 9 месяцев текущего года. При получении патентаорганизация или предприниматель должны также представить книгу учета доходов ирасходов, в которой указываются наименование организации (ФИО предпринимателя),вид осуществляемой деятельности (только для предпринимателей), местонахождение,номера расчетных и прочих счетов, открытых в банках.
Отказ от применения упрощеннойсистемы и переход к принятой ранее, может осуществляться малыми предприятиями ипредпринимателями, только с начала очередного календарного года. Они должны уведомитьоб этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором  предполагаютперейти на общий режим налогообложения. Можно также перейти на обычную системуучета, если не подать заявление на выдачу патента на очередной  календарный годв установленный законом срок, тогда субъект малого предпринимательстваутрачивает право на применение упрощенной системы автоматически. И еще, еслипредприятие хочет отказаться от упрощенной системы в середине года, тодостаточно в отчете за очередной квартал показать среднесписочную численностьсотрудников в количестве 100 человек и более (организацию лишат патента). Припревышении определенной Федеральным законом предельной численности работающихили суммы валовой выручки налогоплательщики переходят на принятую ранее системуналогообложения, учета и отчетности начиная с квартала, следующего закварталом, в котором должен быть представлен отчет. Таким образом, еслипревышение предельного уровня среднесписочной численности или размера выручкипроизошло в I квартале, то возврат на принятую ранее систему налогообложенияосуществляется, начиная с III квартала. При этом последний отчет по упрощеннойсистеме представляется за I полугодие.
Объектом налогообложения организацийв упрощенной системе признаются доходы, полученный за отчетный период, или доходы,уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляетсясамим налогоплательщиком, который затем не может изменить объект в течениевсего срока применения упрощенной системы налогообложения.
В случае, если объектомналогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6процентов, а если доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговая ставкасоставит 15 процентов.
При определении объектаналогообложения организация учитывает следующие доходы:
1.  доходы от реализации товаров (работ,услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствиисо ст. 249 НК;
2.  внереализационные доходы,определяемые в соответствии со ст.250 НК.
При определении объектаналогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные статьей251 НКРФ.
Индивидуальные предприниматели приопределении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные отпредпринимательской деятельности.
К расходам, принимаемымдля налогообложения, относятся:
1.  расходы на приобретение основныхсредств;
2.  расходы на приобретение нематериальныхактивов;
3.  расходы на ремонт основных средств;
4.  арендные платежи;
5.  материальные расходы;
6.  расходы на оплату труда и выплатупособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством РФ;
7.  расходы на обязательное страхованиеработников и имущества;
8.  суммы налога на добавленную стоимостьпо приобретаемым товарам (работам, услугам);
9.  проценты, уплачиваемые запредоставление в пользование денежных средств;
10.  расходы науслуги охранной деятельности;
11.  суммы таможенныхплатежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и неподлежащие возврату налогоплательщику в соответствии с таможеннымзаконодательством РФ;
12.  расходы насодержание служебного транспорта;
13.  расходы накомандировки;
14.  плату государственномуили частному нотариусу за нотариальное оформление документов;
15.  расходы нааудиторские услуги;
16.  расходы напубликацию бухгалтерской отчетности или иной информации, если законодательствомРФ на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию;
17.  расходы наканцелярские товары;
18.  расходы напочтовые, телеграфные и прочие подобные услуги, оплату услуг связи;
19.  расходы,связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данныхпо лицензионным договорам;
20.  расходы нарекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ,услуг), товарного знака и знака обслуживания;
21.  расходы наподготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;
22.  суммы налогов исборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
23.  расходы пооплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.
Перечисленные вФедеральном законе расходы принимаются при расчете базы налогообложения толькотогда, когда они относятся непосредственно к осуществлению процессапроизводства, включая затраты на аренду, уплату процентов по кредитам (в томчисле связанных с капитальными затратами и просроченных) и стоимость оказанныхуслуг.
Из валовой выручкиисключаются произведенные расходы, установленные законодательством, вфактических суммах затрат. Их не следует распределять между отгруженной иоплаченной продукцией.
Затраты, не приведенные вэтом перечне, покрываются за счет той части дохода, которая остается враспоряжении организаций.
По итогам хозяйственной деятельностиза отчетный период (квартал) организация представляет в налоговый орган в срокдо 25-го числа месяца (то есть не позже 24-го), следующего за отчетнымпериодом, расчет подлежащего уплате единого налога, а также выписку из книгидоходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) суказанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период.При представлении в налоговый орган указанных документов организация предъявляет для проверки патент, книгуучета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплатеединого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа).
В случае превышенияоплаченной суммы патента над суммой единого налога, подлежащего уплате порасчету за отчетный период, сумма этого превышения может быть зачтена в счетпоследующей уплаты или возвращена плательщику по его заявлению.
Налоговая база зависит от того, какойобъект налогообложения выбрал налогоплательщик. Для налогоплательщиков,принявших в качестве объекта налогообложения доходы, налоговая база будет равнаденежному выражению полученных в отчетном (налоговом) периоде доходов. Еслиобъектом являются доходы, уменьшенные на величину расходов, то налоговая база соответственноравна денежному выражению доходов уменьшенных на величину расходов.
В соответствии с пунктом 5 ст. 346.18НКРФ при определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающимитогом с начала налогового периода, т. е. полученные доходы и осуществленныерасходы в текущем квартале суммируются с доходами и расходами за предыдущиекварталы.
Особенностью налогообложенияорганизаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших на УСНО,  являетсяобязанность уплаты при определенных обстоятельствах минимального налога.
В соответствии с пунктом 6 ст. 346.18,НКРФ налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложениядоходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог. Суммаминимального налога исчисляется в размере 1 процента от налоговой базы, которойявляются доходы.
Минимальный налог уплачивается вслучае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммыисчисленного минимального налога.
При этом оговорено, чтоналогоплательщик имеет право в следующие налоговые (но не отчетные) периодывключить  разницу между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога,исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в томчисле увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее всоответствии с положением пункта 7 ст. 346.18 НКРФ.
Пункт 7 ст. 346.18 НКРФ устанавливаетправила и порядок уменьшения налоговой базы на сумму убытка, полученного поитогам предыдущих налоговых периодов, в которых налогоплательщик применял УСНОи использовал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные навеличину расходов. При этом под убытком понимается превышение расходов над доходами.Доходы и расходы определяются порядком, установленным для организаций ипредпринимателей, перешедшим на УСНО.
Указанный убыток не может   уменьшатьналоговую базу более чем на 30 процентов. При этом оставшаяся часть убыткаможет быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10налоговых периодов.
Налогоплательщик обязан хранить документы,подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшенаналоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока списанияубытка.
Для обеспечения правильного списанияубытков необходимо вести обособленный учет  каждого убытка и динамику егосписания.
Убыток, полученный налогоплательщикомпри приме6нения общего режима налогообложения, не принимается при переходе наУСНО. Аналогично, убыток, полученный при применении УСНО, не принимается припереходе на общий режим налогообложения.
Организациям, применяющимупрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется правооформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учетадоходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способадвойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренныхдействующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.
Упрощенная формапервичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходовустанавливается Министерством финансов Российской Федерации и является единойна всей территории Российской Федерации.
Малые предприятия,перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и неявляющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, счета — фактурыоформлять не должны.
 
3. ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОДДЛЯ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Новая глава НК РФ с 1января 2003 г. заменила Федеральный закон от 301.07.98 № 148- ФЗ «О единомналоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». При этом впорядке исчисления и уплаты ЕНВД произошли значительные изменения.
Платить ЕНВД будут толькоте организации (предприниматели), которые занимаются:
1.  оказанием бытовых услуг (ремонтобуви, одежды, бытовой техники, услуги парикмахерских, прачечных, химчисток ит.д.);
2.  оказанием ветеринарных услуг;
3.  оказанием услуг по ремонту,техобслуживанию и мойке автотранспортных средств;
4.  розничной торговлей через магазиныпавильоны с площадью торгового зала не более 150м2, палатки, лотки,и другие объекты, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;
5.  оказанием услуг по хранениюавтотранспортных средств на платных стоянках;
6.  общественным питанием с использованиемзала площадью не более 150м2;
7.  перевозкой пассажиров и грузов сиспользованием не более 20 автомобилей;
8.  распространением или размещениемнаружной рекламы.
Розничной торговлей вцелях исчисления ЕНВД не будет признаваться реализация следующих подакцизныхтоваров: легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт;автомобильный бензин; дизельное топливо; моторные масла для дизельных и (или)карбюраторных (инжекторных) двигателей; прямогонный бензин. Так же к данномувиду предпринимательской деятельности не относится реализация продуктов питанияи напитков, в том числе алкогольных, в барах, ресторанах, кафе и других точкахобщественного питания. Услуги ломбардов исключены из перечня бытовых услуг
Нужно учесть, что вкаждом регионе ЕНВД вводят местные власти. Они же определяют виды деятельности(в пределах указанного перечня), в отношении которых применяется этот налог.Причем переход на ЕНВД является не добровольным, а обязательным.
Уплата организациямиединого налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций,налога на имущество организации и единого социального налога. Уплатаиндивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает замену уплатыналога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц и единогосоциального налога.
Организации ииндивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога,не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, заисключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствииНКРФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Исчисление и уплата иныхналогов и сборов осуществляются налогоплательщиком в соответствии с общимрежимом налогообложения.
Налоговым периодом поЕНВД признается квартал (ст. 346.30 НК РФ). Ставка ЕНВД устанавливается равной15 % величины вмененного дохода (ст. 346.31 НК РФ).
Вмененный доходрассчитывается по формуле:
Вмененныйдоход = Базовая доходность на единицу физического показателя × Количествофизических показателей × Коэффициенты базовой доходности
Что такое физическийпоказатель и чему равен соответствующий ему размер базовой доходности, написанов статье 346.29 НК РФ. Например:Виды предпринимательской деятельности Физические показатели Базовая доход — ность в месяц (рублей) Оказание бытовых услуг Количество работников, вклю- чая индивидуальных предпри-нимателей 7500 Оказание ветеринарных услуг Количество работников, вклю- чая индивидуальных предпри- нимателей 7500 Розничная торговля через магазины, которые имеют торговые залы
Площадь торгового зала (м2) 1800
Коэффициентов базовойдоходности всего три, и они указанны в Налоговом кодексе:
1.  коэффициент К1 – этокорректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупностьособенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальныхобразованиях, особенностей населенного пункта или места расположения.Определяется как отношение значения кадастровой стоимости земли по местуосуществления деятельности налогоплательщика к максимальной кадастровойстоимости земли, установленной государственным земельным кадастром для данноговида деятельности;
2.  коэффициент К2 учитываетпрочие особенности деятельности (например, сезонность или время работы). Этоткоэффициент устанавливают региональные власти, однако его значение должнонаходится в пределах от 0,005 до 1 (включительно);
3.  коэффициент К3. Этокоэффициент-дефлятор, который учитывает изменение индекса цен. Коэффициент-дефляторпубликуется в порядке, установленном Правительством РФ.
Изменение суммы единого налога,произошедшее вследствие изменения величин корректирующих коэффициентов,возможно только с начала следующего налогового периода.
Размер вмененного доходаза квартал, в течение которого осуществлена соответствующая государственнаярегистрация налогоплательщика, рассчитывается исходя из полных месяцев, начинаяс месяца, следующего за месяцем указанной государственной регистрации.
Уплата единого налогапроизводится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-гочисла первого месяца следующего налогового периода. Налоговые декларации поитогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органыне позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
3.  АНАЛИЗ ИПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Еще 5 лет назад большинство субъектов малогопредпринимательства облагались налогами по общепринятой   системе, то естьуплачивали все виды действующих налогов (с некоторыми льготами, различающимисяот региона к региону). По оценкам на начало 2002 года количество малых предприятий,работающих по этой системе, составляло около 500 тысяч, число индивидуальныхпредпринимателей без образования юридического лица — около 2,5 миллионовчеловек. Согласно данным Министерства финансов РФ, около 90% всех доходовконсолидированного бюджета России сформированы за счет поступления 5 видовналогов. По итогам 2003 года было получено 2664,5 миллиардов рублей в виденалогов и сборов, из них 619 миллиардов (23,2%) за счет поступлений от НДС, 527миллиардов (19,7%) по налогу на прибыль организаций, 455 миллиардов (17,1%) засчет налога на доходы физических лиц, 399  миллиардов рублей (14,9%) – платежейза пользование природными ресурсами и 347 миллиардов (13,0%) за счет акцизов1.
Глава 25 НК РФ с 1 января 2004 года не содержитинформации о возможности получения льгот по налогу на прибыль малыми организациями.Тем не менее на протяжении предшествующих 2 лет была предусмотрена возможностьснижения налоговой ставки по налогу на прибыль в части платежа в субъект РФ. Отподобной практики было решено отказаться по причине злоупотреблений отдельнымирегионами своим правом создавать для некоторых категорий налогоплательщиков«благоприятные» условия деятельности, результатом которых стали значительныепотери средств бюджетной системой страны.
____________________________________________________________________
1 Л. А.Давыдова, Л. В. Будовская. Эволюция системы налогообложения в России // Финансыи кредит-2005-№9 стр.31
 
Практика применения НДС свидетельствует означительном количестве злоупотреблений в связи с его исчислением, уплатой ипредъявлением к возмещению, но это не мешает росту его абсолютных иотносительных показателей. В 2004 году в бюджетную систему РФ поступило НДС насумму 639 миллиардов рублей, что на 16,3% больше, чем в 2003 году.
Упрощенная система налогообложения,без сомнения, стала более удобной после внесения изменений 01.01.2003 г. Но онане стала идеальной. Перечислю ее наиболее яркие достоинства и недостатки:
Достоинства:
1.  Максимально упрощается ведениебухгалтерского учета: отменяются способ двойной записи, обязательностьприменения плана счетов и множество других требований, усложняющих работу. Тоесть весь бухучет сводится к ведению Книги учета доходов и расходов.
2.  Облегчается документооборот за счетзначительного сокращения форм отчетности.
3.  Упрощается порядок отраженияхозяйственных операций в Книге учета доходов и расходов. Они фиксируются помере совершения в хронологической последовательности на основе первичныхдокументов.
4.  Юридические лица платят один налогвместо совокупности федеральных, региональных и местных налогов и сборов.Размер налога определяется по результатам хозяйственной деятельностиорганизации за отчетный период.
5.  Индивидуальные предприниматели неплатят налог на доходы физ. лиц.
6.  Субъектам федерации предоставляетсяправо выбора объекта налогообложения — это могут быть либо доходы, либо доходы,уменьшенные на величину расходов.
7.  Субъекты малого предпринимательстване платят НДС и налог с продаж.
8.  Широкий перечень расходов (расширен с01.01.2003 г), на которые можно уменьшить доходы.
Недостатки:
1.  Курсовые разницы. Этот вопрос неотражен в главе 26.2 НК РФ. Из — за  чего получаются минусовые разницы, которыене принимают в расход.
2. Смена объекта налогообложения. В статье 346.14 сказано,что нельзя менять объект налогообложения по единому налогу в течение всегосрока применения УСН. Т.к. ситуация на рынке нестабильна, возникают ситуации,требующие определенных перемен. А в данном случае это невозможно.
Однако, несмотря на недостатки инедоработки УСН помогает разрешить ряд проблем малого бизнеса, чтоподтверждается количеством добровольно перешедших на УСН налогоплательщиков. До1 января 2003 года по упрощенной системе налогообложения работало около 179тысяч налогоплательщиков, или 2,1% от общего количества субъектов малогобизнеса. К 1 января 2005 года число налогоплательщиков, перешедших наупрощенную систему налогообложения, увеличилось более, чем в 5 раз и составило960 тысяч единиц1.
Интереск упрощенной системе налогообложения, в первую очередь, объясняетсяотносительно невысокой налоговой нагрузкой в сравнении с аналогичнымпоказателем при работе с использованием общего режима налогообложения. Общаявеличина налоговых поступлений в 2002 году составила 7,9 миллиардов рублей, илив среднем 44 тысячи рублей на одного налогоплательщика. Вместе с тем увеличениеколичества применяющих данный режим в 5 раз привело к росту суммы их налоговыхплатежей в 2004 году до 24 миллиардов рублей, или в 3 раза. Это обусловленотем, что ставка единого налога в случае, если объектом налогообложения являютсядоходы, снижена до 6% от налоговой базы,  а в случае, если объектомналогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов,- до 15%.Таким образом средняя величина налоговых поступлений от одногоналогоплательщика составила в 2004 году около 25 тысяч рублей, или 61% от
1www.nalog.ru
 аналога 2002 года. Можнопредположить, что рост количества переходящих на данный режимналогоплательщиков будет продолжаться.
Единый налог на вмененный доход дляотдельных видов деятельности не является альтернативой упрощенной системеналогообложения. Обе главы могут применяться на территории одного субъекта РФодновременно, более того, они могут одновременно применяться в одном конкретномсубъекте малого бизнеса, занимающемся различными видами деятельности.
 Путисовершенствования практики применения единого налога на вмененный доходпринимаются, прежде всего, для того, чтобы привлечь внимание к уплате единогоналога на вмененный доход организации и физические лица, занимающиесяпредпринимательской деятельностью в сфере розничной торговли, общественногопитания, бытового и транспортного обслуживания,  то есть такихналогоплательщиков, которые значительную часть расчетов осуществляют в наличнойформе, где налоговый контроль значительно затруднен.  Изучение практикиприменения Закона «О едином налоге на вмененный доход» по материаламтерриториальных органов МНС России позволяет определить положительные иотрицательные стороны и сделать определенные выводы.
Исходя из региональнойпрактики применения единого налога можно сделать вывод о том, что положительнымрезультатом введения в регионах единого налога является то, что значительноувеличились налоговые поступления от индивидуальных предпринимателей в основномза счет легализации их деятельности, а не за счет увеличения налоговой нагрузкипо сравнению с ранее уплаченными ими налогами. Следует отметить положительнуюособенность единого налога – его уплату авансом, что позволяет проводитьжесткое налоговое администрирование и не допускать недоимки по данному видуналога, но это позиция налоговых и финансовых органов. У плательщиков другиесоображения. Авансовый характер уплаты налога требует от налогоплательщиканаличие определенных  ликвидных активов, из которых он должен уплатить налог,прежде чем начать предпринимательскую деятельность.
Далеко не всегда можнопрогнозировать, достигнет ли реальный доход величины, которая соответствовалабы уплаченному налогу или нет.
Несправедливым поотношению ко многим категориям плательщиков является коэффициент доходности,исчисляемый на основе данных бухгалтерского  учета и статистики: он ставитмелкий, средний и низко-рентабельный бизнес в крайне сложное положение.
Простота исчисленияналога позволяет избежать значительных неосознанных налоговых правонарушений.Стабильность налога позволяет верно рассчитывать свои силы, правильноорганизовать бизнес. Налоговые органы России, его территориальные подразделениямогут теперь лучше исполнить свою главную задачу – осуществить контроль засоблюдением налогового законодательства, за правильностью внесения всоответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленныхзаконодательством.
Закон «О единомналоге на вмененный доход» является очередным шагом для снижения налоговогобремени и его равномерного распределения среди налогоплательщиков, а также дляувеличения поступлений доходов в бюджет и платежей во внебюджетные фонды отналогоплательщиков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исторический опытстановления и развития налоговой системы свидетельствует о том, что последняяформируется и функционирует  в тесной связи с экономической, политической исоциальной ситуацией. Неоднократные попытки государства увеличить доход бюджетаза счет жестких мер приводили к временным положительным эффектам, которыеперерастали в длительные периоды стагнации всей экономики и препятствовалиразвитию предпринимательской деятельности. Лояльная налоговая политикагосударства в силу специфики российского налогоплательщика приносила вотдельные периоды истории не меньший урон бюджетной системе страны. Такимобразом, до настоящего момента процессы реформирования российского налоговогозаконодательства, в том числе и в отношении малого предпринимательства, ещеокончательно не завершены, а их результаты в очередной раз ощутит на себебюджетная система государства.
Отсутствие адекватныхофициальных статистических данных о налоговых поступлениях от разных категорийналогоплательщиков – малых, средних, крупных не позволяет оценить эффективностьобщепринятой налогообложения при ее применении субъектами малогопредпринимательства, равно как и провести ее сравнение со специальныминалоговыми режимами, действующими в отношении малого бизнеса.
Однако из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что специальные режимы налогообложениязначительно способствуют развитию малого предпринимательства в стране,следовательно в этой области можно ожидать дальнейшее реформирование.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.  Налоговый кодекс РоссийскойФедерации: Части первая и вторая (по состоянию на 1.09.2005).-М.: Юрайт-Издат,2005.-601с.
2.  Федеральный закон от 24.07.2004 №95-ФЗ  «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодексаРоссийской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательныхактов российской Федерации о налогах и сборах.
3.  Давыдова Л. А., Будовская Л. В.Эволюция системы налогообложения в России // Финансы и кредит-2005-№9 стр.31
4. Сарбашева С.М. Налогообложениеи малое предпринимательство.// Российский налоговый курьер – 2005-№3 стр.17
5.  Налоги и налогообложение: Учебноепособие./ под ред., И. Г. Русаковой.- М.: Юнити – 2004г.- 502 стр.
6.  Алексеев М. Ю., Болабанова О. Н.Налоги: учебник для студентов вузов.-М.: Финансы и статистика -2005г.- 489 стр.
7.  Перов А. В. Налоги и налогообложение:Учебное пособие, издание 3-е, перераб., и доп.- М.: Юрайт-М,-2005г. – 618 стр.
8.  Черник И. П. Малый бизнес в России.-Ростов-н/Д: Феникс, — 2004г.-129 стр.
9.  www.nalog.ru
10.  www.rnk.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.