СодержаниеВведение1. Необходимость привлечения инвестиций в экономику всовременных условиях2. Инвестиционная активность населения РФ3. Мероприятия по привлечению накоплений населения винвестиционных целяхЗаключениеСписок литературы
Введение
Тема данной работы – проблемапривлечения накоплений населения в инвестиционных целях.
Актуальность выбранной темыобусловлена тем, что в отличие от ельцинской эпохи обвального паденияпроизводства и разграбления национальных богатств, в стране сейчас наблюдаетсяустойчивый экономический рост, повышение доходов населения, подъеминвестиционной активности. Но этот рост, начавшийся после трехкратнойдевальвации рубля во второй половине 1998 года, опирается на внешние факторы,главным из которых является исключительно высокий уровень цен на нефть, газ иэнергоемкие сырьевые товары, экспортируемые из России. Внутренних механизмовэкономического роста, опирающихся на расширенное воспроизводство основного капиталана постоянно обновляющейся научно-технологической основе, до сих пор несложилось. Объемы инвестиций в развитие производства и инновационной активностипо-прежнему втрое меньше необходимого для этого уровня.
Так, в 2002-2003 годахпродолжалась положительная динамика показателей, характеризующих инвестиционнуюдеятельность в Российской Федерации. Темп роста инвестиций в основной капитал всопоставимых ценах в среднем по России составил в 2002 г. — 102,6 %, в 2003 г.—112,5 %[1].
К основным общеэкономическимфакторам, позитивно повлиявшим на развитие инвестиционного процесса в стране,можно отнести: продолжающийся рост объемов промышленного производства ирасширение внутреннего инвестиционного спроса за счет концентрации доходов вотдельных отраслях экономики; положительную динамику роста реальных денежныхдоходов населения; стабилизацию инфляции, успешное исполнение бюджета, меры поулучшению инвестиционного климата.
В то же время темпы ростаинвестиций в основной капитал в России по сравнению с 2001 годом замедлились всвязи с некоторым ухудшением финансового положения промышленных предприятий;необходимостью обслуживания госдолга; отсутствием эффективных механизмовтрансформации сбережений населения в инвестиции; повышенной налоговой нагрузкойна реальный сектор экономики; недостаточной правовой защитой инвестора; низкимуровнем капитализации банковской системы.
Как видно, привлечениенакоплений населения в инвестиционных целях является одной из составляющихблагоприятного инвестиционного климата в стране.
Целью данной работы являетсярассмотрение проблемы привлечения накоплений населения в инвестиционных целях.
В работе поставлены следующиезадачи:
— рассмотреть необходимостьпривлечения инвестиций населения в экономику РФ;
— рассмотреть инвестиционнуюактивность населения РФ;
— рассмотреть мероприятия попривлечению инвестиций населения в экономику РФ.
1. Необходимость привлечения инвестиций в экономику всовременных условиях
ВРоссии государство фактически отказывается от использования такого масштабногопотенциального источника кредитных ресурсов для инвестирования в производство,как сбережения населения, хотя основная масса населения больше доверяет именногосударственным кредитным и другим финансовым структурам. В результатегосударственная система финансовых учреждений, работающих со средстваминаселения, практически разрушена, а формирующиеся альтернативные структуры немогут ее заменить в связи с крайне низким уровнем надежности. Между тем вусловиях низкого уровня жизни именно пенсионные и страховые накопления являютсяпрактически единственными привлекательными и в то же время доступными дляшироких групп населения формами долговременных сбережений.
С повышением уровня жизнивозможности привлечения этого источника финансовых ресурсов еще болеевозрастут. Поэтому для расширения масштабов привлечения денежных средствнаселения к кредитованию инвестиций целесообразно не только сохранить, но ирасширить сеть государственных финансовых институтов, работающих со средстваминаселения[2].
Проблема не сводится ксозданию еще одного государственного сберегательного банковского учреждения.Необходимо гарантировать направление привлекаемых ими средств в реальныеинвестиций в экономику. И механизм государственного регулированияинвестиционной деятельности кредитно-финансовых учреждений, работающих сосредствами населения, должен быть более жестким, чем используемый по отношениюк другим финансовым институтам, так как их банкротство приводит к острейшимсоциальным последствиям и подрыву доверия ко всей кредитно-финансовой системестраны. 2. Инвестиционная активность населения РФСбережениянаселения, как известно, могут быть надежным источником для развития инвестиционногопроцесса и экономического роста. Несмотря на падение к концу 2004 годасбережений населения до 1.7% от общей величины доходов, в настоящее времянакопленное количество валюты на руках у населения представляет собой довольнозначительную сумму. Именно эти средства, а также средства предприятий могутстать инвестиционной базой для роста реального сектора экономики. Но этоозначает, что собственность любого человека и предприятия должна быть надежнозащищена, ее сохранение должно быть ключевой задачей государства, включая такжеконтроль за деятельностью банков, именно с целью обеспечить сохранение ивозможность накопления средств населением. Необходимо будет также решить вопросзащиты иностранного собственника, иностранных инвестиций и репатриации прибыли.
По даннымгосударственной статистики вклады физических лиц на рублевых и валютных счетахв российских банках к 1 февраля 2005 г составили 2 трлн. 658,5 млрд. руб.,увеличившись за январь на 0,2%.
ДоляСбербанка России в общем объеме рублевых и валютных банковских сбереженийнаселения за январь сократилась на 0,4 процентного пункта и составила на 1февраля 2005 г 59,2%.
На рублевыхсчетах в российских банках к 1 февраля этого года было сосредоточено 1 трлн.496,2 млрд. руб. (рост по сравнению с аналогичным периодом 2004 г на 31,2%).Вклады в иностранной валюте в пересчете на российские рубли составляли на 1февраля 528,1 млрд. руб. (рост на 19,2%).
По данным на1 февраля 2005 г в структуре вкладов населения в Сбербанке преобладалипенсионные вклады (включая срочные), на долю которых приходилось 59,4% общейсуммы сбережений населения против 59,1% на 1 февраля 2004 г.
Если посмотреть на динамикуденежных доходов населения России, то в течение последних нескольких летнаблюдается их постепенный рост. После увеличения реальных располагаемыхдоходов в 2002 г. (на 9,9%) и повышения в 2003 г. (на 14,9%), в 2004 г. темпыроста сократились и сохранялись на протяжении большей части года на уровненемногим более 8% (8,2% по итогам года). За период 2002-2004 гг. реальныерасполагаемые денежные доходы возросли на 36,6%. В замедлении роста реальныхдоходов граждан в 2004 г. нет ничего удивительного, поскольку уже по итогам2003 г. стало очевидно, что темпы увеличения реальных доходов опережают ростпроизводительности труда.
При этом, несмотря на общийрост доходов населения, с 2002 г. наблюдается некоторое снижение долисбережений в общей структуре их использования (с 12,6% в 2002 г. до 10,2% в2004 г.). Кроме того, несмотря на некоторое сокращение доли наличных денег вструктуре накоплений населения (в среднем на 1% ежегодно), на руках у гражданостается колоссальный объем средств (818,5 млрд. руб. на декабрь 2004 г., 34%от общего объема накоплений), причем здесь не учитываются накопления в валюте.
Очень показательна такжединамика денежных накоплений населения в отношении к изменению совокупнойстоимости чистых активов (СЧА) открытых и интервальных ПИФов, которую в данномслучае принимаем в качестве объема средств частных пайщиков. Безусловно, вструктуре открытых и интервальных фондов есть доля нерыночных пайщиков(институциональных инвесторов), однако кардинальным образом картина от этого неменяется.
Размер средств частныхпайщиков по отношению к объему накоплений населения остается на мизерномуровне, и с 2002 г. существенных изменений в этом направлении не наблюдается.Если на начало 2002 г. отношение составляло порядка 1%, то на конец 2004 г.выросло всего до 1,45%. Это является еще одним доказательством того, чтоостается существенный потенциал привлечения средств физических лиц на рынокпаевых фондов.3. Мероприятия по привлечению накоплений населения винвестиционных целях
Неразвитость существующейсегодня в области финансовой инфраструктуры и недоверие граждан кредитныморганизациям не позволяет вовлечь огромные сбережения населения в экономическийоборот.
Финансовый кризис 1998 годазначительно подорвал доверие населения к банковской системе, однако в 2003 годунаметились следующие благоприятные тенденции. Из-за снижения курса долларанаселению стало невыгодно размещать сбережения в валюте, поэтому за 9 месяцев 2003год рост сбережений населения в банках составил до 30%. В конце ноября 2003года Государственная Дума РФ приняла в третьем чтении законопроект «Остраховании вкладов в коммерческих банках», что, в случае утверждения данногозакона Советом Федерации и Президентом РФ, позволит предоставить гарантии повкладам в коммерческих банках, что приведет к значительному увеличению объемасбережений населения[3].
Государственные имуниципальные инвестиции формируются на основе текущих возможностей бюджета,который определяет их количественные характеристики, целевые ориентиры имеханизмы инвестиционного воздействия.
Развитие контроля засостоянием банковских рисков, механизма разделения и страхования, формированиекредитных бюро, предусмотренные Банком России, укрепят взаимодействие банков спредприятиями нефинансового сектора экономики. Меры по привлечению сбереженийнаселения в виде системы гарантирования вкладов должны благотворно сказаться наформировании устойчивой долгосрочной ресурсной базы кредитных организаций.
Одним из методов привлечениясбережений населения в экономику является также развитие рынка ПИФов, котороестимулирует рост финансовых рынков в стране за счет аккумуляции иинвестирования значительных объемов финансовых ресурсов. Кроме того,расширяются возможности населения сохранять и приумножать свои сбережения, чтосамо по себе способно защитить их интересы и повысить доверие к финансовым институтам.По мере развития рынка коллективных инвестиций конкурентная борьба между егоучастниками будет увеличиваться, соответственно, возрастет качествопредоставляемых услуг и доступность данных финансовых инструментов.
Существуют колоссальныерезервы для увеличения объемов поступлений инвестиций на российский финансовыйрынок, в том числе на рынок ПИФов. В то же время, очевидно, что для этого нужносоздать условия, которые в первую очередь обеспечат сохранность средств, равныеи не меняющиеся для инвесторов правила игры.
Большая часть населенияпо-прежнему не имеет полного представления о возможностях инвестированиясредств на финансовом рынке. В то же время, на наш взгляд, российские гражданеготовы к диверсификации своих вложений, и при соответствующем уровнеинформационной поддержки могут направить существенную часть средств на рынокПИФов, инструменты которого носят более цивилизованный характер, чем метаниямежду двумя валютами. Безусловно, потенциал привлечения здесь для управляющихкомпаний огромен, так как анализ показывает, что на покупку валюты населениетратит гораздо больше средств, чем на вложения в ПИФы.
При этом на руках у гражданостается колоссальный объем наличности, размер которой с 2002 г. в абсолютномвыражении вырос в 2 раза. Также примечательно, что в 2002-2003 гг. гражданеболее активно использовали накопленную наличность в отличие от 2004 г. Этоможет свидетельствовать либо о недостатке инструментов вложения средств, либо онедостаточной информированности граждан о таких инструментах, либо о росте ихопасений относительно вложения средств на фондовом рынке. Все это еще раздоказывает, что в России ощущается серьезная нехватка инструментов дляинвестирования розничного капитала, доступных широким массам, и соответствующейинформационной базы[4].
Последнее представляетсяособенно актуальным, учитывая низкий уровень финансовой грамотности российскихграждан и огромный потенциал привлечения розничного капитала в отрасль. Иименно в этом направлении государству, управляющим компаниям, НПФ и другимзаинтересованным участникам рынка коллективных инвестиций предстоит огромнаяработа, т.к. от этого будут зависеть перспективы всей отрасли[5].
При этом, очевидно, чтоневозможно за короткий срок выстроить идеально функционирующую и отлаженнуюсистему рынка частных капиталов, что показывает и международный опыт. Все этосоздает достаточные риски при значительных вложений в информационную компанию,а, тем более что в настоящее время в России в принципе нет положительного опытасущественного роста прибыльности бизнеса управляющих при проведении данныхмероприятий.
В этой связи, по нашемумнению, значительная работа в информационном направлении должна проводиться состороны государства, например, в рамках пенсионной реформы. Это справедливо и стой точки зрения, что это является, прежде всего, социальной функцией. Ведьосновная цель проведения любой государственной политики — поддержание и повышенияблагосостояния населения.
ЗаключениеСбережениянаселения являются одним из основных источников долгосрочной капитальной базыбанковского сектора при формировании инвестиционных ресурсов.
С повышением уровня жизнивозможности привлечения этого источника финансовых ресурсов еще болеевозрастут. Поэтому для расширения масштабов привлечения денежных средствнаселения к кредитованию инвестиций целесообразно не только сохранить, но ирасширить сеть государственных финансовых институтов, работающих со средстваминаселения.
Проблема не сводится ксозданию еще одного государственного сберегательного банковского учреждения.Необходимо гарантировать направление привлекаемых ими средств в реальныеинвестиций в экономику. Мерыпо привлечению сбережений населения в виде системы гарантирования вкладовдолжны благотворно сказаться на формировании устойчивой долгосрочной ресурснойбазы кредитных организаций. Однимиз методов привлечения сбережений населения в экономику является также развитиерынка ПИФов, которое стимулирует рост финансовых рынков в стране за счетаккумуляции и инвестирования значительных объемов финансовых ресурсов.
Список литературы
1. Марголин А.М., Быстряков А.Я.«Методы государственного регулирования процесса преодоления инвестиционногокризиса в реальном секторе экономики» — Челябинск: Южно – Уральское книжноеиздательство, 1998г.
2. Наумова Р. Развитие российскогофондового рынка // Экономика и жизнь. Сибирь, 2002. — №158
3. Калинов В. Капиталы должныработать // www.milcom.ru/?action=aboutuswrote&num=22
4. Официальный сайт Глазьева С. // www.glazev.ru/position_glazev/1096
5. http://doli.biz/Forum/tradingsystems/forex/111303448804