ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Сибирский институт право экономики и управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ: НАЛОГОЕ ПРАВО
НА ТЕМУ: ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Выполнила.студентка
специальности
«Документационное обеспечение
управления и архивоведение»
11ДОУ- 06
Амбросова Е. А
Проверил: руководитель к.э.н.
доцент; Маркова.Г.В.
Иркутск 2008г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. ПРИНЦИПЫНАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Формирование и эволюция принциповналогообложения
1.2 Принцип справедливости налогообложения
1.3 Принцип законности налогообложения
1.4 Принцип всеобщности налогообложения
1.5 Принцип налоговой платежеспособности
1.6 Принцип равного налогового бремени
1.7 Принцип юридического равенстваналогоплательщиков
1.8 Принцип определенности налогообложения
1.9 Принцип удобства плательщика при уплате налога
1.10 Принцип стабильности налоговогозаконодательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Налогообложениенаходится на стыке всех социально-политических и экономических интересовобщества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено междуплательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративногобизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политикиможно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и обустремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы.Налоги – это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяетсоциально-политических и экономические ценности в государстве.
Дляэкономики важны содержания и конечные цели действия налогового механизма.Поэтому, как бы ни называлась форма принудительного, неэквивалентного,безвозвратного изъятия доли дохода гражданина или предприятия, она всегда будетвыражать одностороннее движение денежной формы стоимости от ее создателей кгосударству. исторический аспект развития налогообложения поможет читателямпонять экономическую сущность нынешних налогов. Платить налоги обязан каждыйгражданин, тем самым он вносит посильный вклад в обеспечение цивилизованногообраза жизни всей нации. Однако в реальной действительности мы имеем дело сконкретными формами, в которых общественно необходимо категория «налог»используется государственной властью. Согласие на тот или иной налоговыйрегламент дает нация в целом. Следовательно, степень развитие демократическогорежима – вот тот постулат, на котором основаны тяжесть налогового бремени иполнота реализации фундаментальных принципов налогообложения: справедливость,равноправность, ясность и экономичность налогов. От выбора форм реализации этихпринципов зависит, во что будет обращен далее налог – во благо или во зло. Этотвыбор мы определяем сами – через нашу волю к экономической свободе и наше желаниежить в цивилизованном обществе.
I. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1Формирование и эволюция принципов налогообложения
Понятиепринципов налогообложения. Латинское слово princepium переводится как«основа», «первоначало».
Принципыналогообложения — это базовые идеи и положения, определяющие главныенаправления государственной политики в сфере налоговой (финансовой)деятельности и закрепленные нормами права. Впервые принципы налогообложениябыли сформулированы А. Смитом. Английский политэконом выделил, в частности,принципы справедливости, определенности, удобства плательщика при уплате налогаи др. Эти принципы сохранили свою актуальность до настоящего времени.
Формированиеи эволюция принципов налогообложенияпрошли ряд этапов. В процессеразвития практики налогообложения, исчисляемой многими столетиями, появляютсяпрактические знания об этом процессе, мысли и соображения, которые затемобрабатываются учеными-экономистами, философами, правоведами, приобретая формунаучных положений и правил. Данные положения и правила закрепляютсязаконодателем в виде правовых норм, которые, пройдя апробацию временем,превращаются в «руководящие идеи», в экономические иполитико-правовые аксиомы, призванные, в свою очередь, направлять деятельностьзаконодателей, налоговых органов и действия налогоплательщиков в сференалогообложения.
КонституцияРФ (ч. 3 ст. 75) предусматривает установление общих принципов налогообложения исоздает для этого достаточно широкую основу из положений об обязанности каждогоуплачивать законно установленные налоги, о равенстве прав и свобод гражданина ичеловека, единстве экономического пространства, признании и защите государствомвсех форм собственности и т.д. Например, принцип всеобщности налогообложениявытекает из конституционного положения, нашедшего отражение в ст. 57
КонституцииРФ, которая обязывает каждого уплачивать законно установленные налоги. Поэтомупринципы налогообложения содержат наиболее общие конституционные начала и в тоже время развивают эти начала, наделяя их конкретным смыслом и содержанием.
Принципыналогообложения не просто отражают правильное понимание практикиналогообложения, но, что особенно существенно, фиксируют представление одолженствующем. Принципы налогообложения существенны для налоговой системы,определяя ее конфигурацию и содержание. При формировании налогового правазаконодатель обязан учитывать принципы налогообложения. Они должны быть, содной стороны, сформулированы как нормы — принципы, а с другой — «растворены» в налоговом праве как под отрасли финансового права.Принципы налогообложения придают качественную определенность налоговому праву,составляют, по Монтескье, его «дух». Представляется, что с учетомопыта налогообложения большинства стран мира, а также достижений зарубежной иотечественной финансовой и финансово-правовой науки практика налогообложенияможет базироваться на следующих принципах: справедливости, законности,всеобщности, налоговой платежеспособности, юридического равенстваналогоплательщиков, определенности, удобства налогоплательщика при уплатеналога, стабильности законодательства и др.
1.2Принцип справедливости налогообложения
Всамом общем смысле справедливость применительно к налогообложению есть формаповедения государства, определяемая равным отношением к налоговым обязанностями правам всех граждан и организаций, причем эти обязанности (права) одинаково возлагаютсякак на своих граждан, так и на других людей. Будучи по своей сутиморально-правовым, принцип справедливости налогообложения в отдельных странахполучил закрепление на конституционном уровне. В ст. 31 Конституции Испанииговорится: «Каждый
участвуетв финансировании общественных расходов в соответствии со своими экономическимивозможностями посредством справедливой налоговой системы, основанной напринципах равенства и прогрессивного налогообложения, которая ни в коем случаене должна предусматривать конфискацию.
Данныйпринцип — базовый в системе принципов налогообложения. Вместе с тем отдельныеученые, признавая его первичность и важность, относили и относят принципсправедливости налогообложения к условным моментам, исторически изменяющимся ине имеющим прочного стержня.
Такоесуждение только отчасти является правильным. Гораздо правильнее утверждать, чтов этом принципе присутствуют достаточно устойчивые (если не вечные) элементы,которые могут служить твердыми критериями для налоговой политики и которыеподтверждают правильность положения французского философа А. Камю: „Всетечет, но ничего не изменяется“. Анализ принципа справедливостиналогообложения позволяет выделить в нем три таких элемента.
Первыйэлемент может быть сформулирован так: каждый гражданин обязан оплачивать работусвоего государства, так как он и его собственность находятся под его защитой.Понимание налога в этом смысле возникло в древности и лежало в основанииэкономической деятельности любого государства. Но научно принцип справедливостиналогообложения был впервые обоснован А. Смитом, который полагал, что подданные(граждане) обязаны участвовать в поддержке своего государства сообразно сосвоими материальными средствами, т.е. соответственно тем доходам, которыекаждый получает под охраной государства. По существу, аналогичное определениеданного принципа было сформулировано в начале ХХ в. российскимученым-финансистом М.И. Фридманом: раз все члены общества находятся под защитойгосударства и пользуются личной и политической свободой, то каждый из нихдолжен уплачивать налоги в равной мере с другими.
Сутьвторого элемента: в случае уклонения от уплаты налога отдельными лицамигосударство принуждает их к этому, изымая из имущества этих лиц необходимую позакону часть. Обязанность платить налоги выступает в качестве безусловноготребования государства к каждому лицу (физическому и юридическому), имеющемуопределенный доход и имущество. Уклоняясь от уплаты налога, гражданин не тольконарушает экономические права государства, но также интересы других граждан,поскольку подобное уклонение приводит к необходимости повышения налоговыхставок и возложению на добросовестных плательщиков дополнительных обязанностей.
Третийэлемент выражается следующим образом: государственные налоги, распространяясьна граждан и организации, возлагают бремя на одних и предоставляют налоговыельготы другим. Статья 56 НК РФ под налоговыми льготами признает преимущества,предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и заключающиеся ввозможности не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Так,граждане освобождаются от уплаты налогов, получая государственные пособия побезработице, беременности и родам. Без этого элемента принцип справедливостиналогообложения не обладает полнотой содержания.
Вместес тем государство, используя механизмы налоговых льгот, может справедливо имудро решать сложные политические проблемы, в том числе актуальную для нашейстраны демографическую. Например, двое рабочих, работающие на заводе по однойспециальности, получают одинаковую зарплату, причем у одного из них — одинребенок, а другой имеет на иждивении пятерых детей. Можно ли считать, чтогосударство подходит к ним справедливо, взимая одинаковый по размерамподоходный налог?
Принципсправедливости наиболее фундаментальный в системе принципов налогообложения. Нанего можно смотреть с двух сторон. Во-первых, этот принцип не толькосамостоятелен и имеет реальное содержание, но и повседневно доминирует наддругими принципами, а вечно недовольный налогоплательщик апеллирует преждевсего к нему. Не только в России, но и в странах благополучной Европы и в СШАрядовой налогоплательщик если он недоволен налоговой системой, то в качествеосновного ее недостатка указывает чаще всего на несправедливость. Значение этогопринципа велико и непререкаемо. Известный ученый-финансист начала ХХ в. В.Н.Твердохлебов резонно писал: „Не науке решать какие принципы“важнее»; но «справедливость» налогов находится внепределов ее компетенции, тогда как другие принципы могут служить предметом ееобъективного анализа"
Во-вторых,принцип справедливости налогообложения, будучи базовым, является исходным длябольшинства других принципов, так что при его анализе невольно приходит напамять старинная русская поговорка: «Ржаной хлебушко всем хлебамдедушко». Большинство принципов налогообложения логически и юридическивытекают из принципа справедливости, являются в известной мере егосоставляющими.
Вроссийской юридической науке данный принцип нередко именуют принципом равногоналогового бремени.
Налоговоеправо тесно связано с идеей правового государства. Понятие и содержаниеналогового права не мыслятся в отрыве от двух основных идей: идеинеприкосновенности личности и идеи неприкосновенности частной собственности.
Например,Адам Смит считал, что принципу справедливости соответствует пропорциональноеналогообложение, когда лица с разными доходами вносят в бюджет одинаковую долюсвоих доходов.
Помнению экономиста Н.И. Тургенева: «Налоги должны быть распределяемы междувсеми гражданами в одинаковой соразмерности; пожертвования каждого на пользуобщую должны соответствовать силам его, т.е. его доходу»Далее он пишет:"… правительство обязано стараться отклонять, сколько возможно, тяжестьналога от простого народа". Он считает крайне несправедливым, когда целыеклассы — например, духовенство и дворянство, особенно во Франции — былиосвобождены от уплаты налога. «Налоги должны быть распределяемы междувсеми гражданами в одинаковой соразмерности, пожертвования каждого на общуюпользу должны соответствовать его доходу»
Внастоящее время принцип справедливости значительно трансформировался подвлиянием изменившихся экономических, политических и социальных условий. Он приобрелдва аспекта: «справедливость по горизонтали» и «справедливостьпо вертикали».
Исходяиз более широкого принципа равенства одинаковые факты должны получать единуюоценку. Поэтому лица, находящиеся в равном положении и получившие одинаковыйналогооблагаемый доход, должны уплачивать налог по единым ставкам. В этом суть «справедливостипо горизонтали»
Теже, кто располагает разными материальными возможностями, должны отчуждать ввиде налогов разные доли своих доходов. Поэтому к более высоким доходам должныприменяться повышенные ставки налога. Это направлено на перераспределениедоходов. Так понимается «справедливость по вертикали»
Известныеамериканские политологи Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон отмечают:«Налоговая политика направлена на достижение множества разнообразныхцелей, которые иногда могут входить друг с другом в противоречие. С однойстороны, государство для финансирования различных нужд стремится собрать сосвоих граждан максимальное количество налогов. С другой стороны, оно не хочетрезать курицу, несущую золотые яйца. Чем выше налогообложение, тем меньше уграждан стимулов к работе, а если налоговое бремя становится невыносимым, у нихможет возникнуть стремление покинуть страну. В налоговой политике следует такжесоблюдать равновесие между эффективностью и справедливостью. Эффективностьозначает извлечение максимально возможной налоговой прибыли при минимальнойстоимости продукции.
Справедливостьпредполагает такой порядок налогообложения, при котором никто не несетчрезмерное налоговое бремя. В большинстве стран налоговая система призванаперераспределять богатство в пользу менее имущих. Поэтому подоходный налогвысчитывается, как правило, по прогрессивной шкале, т.е. процентналогообложения зависит от величины дохода. Здесь, однако, возникает опасностьтого, что чрезмерно высокие ставки подоходного налога отобьют у людей желаниеработать и зарабатывать и, пагубно сказавшись на формировании капитала, окажутсянеэффективными»
Принципсправедливости никогда не утратит своей актуальности и не будет полностьюисследован, поскольку он имеет чрезвычайно подвижное содержание, изменяющеесявслед за условиями жизни общества. «Трудно найти другое такое понятие, ккоторому законодатели столь часто прибегали на словах и которое так частооказывалось ущемленным на практике, как справедливость. Пожалуй, справедливостьможно назвать „синей птицей“ юриспруденции: она так же желанна и также неуловима. Справедливость давно уже признана основным принципомзаконодательства, но вряд ли сейчас можно найти страну, где могут, не кривядушой, признать, что у них этот принцип нигде не остается затушеванным. Вполной мере это относится и к налоговому праву. Не только в России, но даже встранах благополучной Европы граждане очень редко бывают довольны своейналоговой системой, причем в качестве основного ее недостатка чаще всегоуказывается именно ее несправедливость»
Рассматриваяпроблему политико-правовой справедливости, необходимо отметить, что современноеналоговое законодательство не дает ответа на вопрос о соразмерности налогов. Всвязи с этим представляется неслучайным, что в условиях подобного правовоговакуума свое первое налоговое дело Конституционный Суд России посвятил именновопросу справедливого налогообложения.
Впервыеданный принцип был сформулирован в п. 5 Постановления Конституционного Суда РФот 4 апреля 1996 г. N 9-П, и звучит он так: «В целях обеспечениярегулирования налогообложения в соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налогаисходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенствав социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленныеналоги и сборы (ч. 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает,что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределениядоходов и дифференциации налогов и сборов»
Впоследствииданный принцип нашел свое закрепление и в п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколькопреломленном виде (без упоминания о справедливом распределении собранныхналогов), а именно: "… при установлении налогов учитывается фактическиспособность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципасправедливости". При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложенияпонимается сквозь призму догмы «с каждого налогоплательщика по еговозможностям».
Вдоктрине налогового права США принцип справедливого налогообложения понимаетсянесколько иначе — через фактический принцип единообразия налогообложения илипринцип единства налогового пространства. Он закреплен в ст. 1 раздела 8Конституции США: "… все сборы, пошлины и акцизы должны быть единообразныповсеместно в Соединенных Штатах". При этом указанный принцип означаетединые правовые условия взимания налога с учетом реальных возможностейналогоплательщика (одинаково по всей стране) и единые требования к налоговомузакону
Рассмотренныйпринцип, естественно, закреплен и в законодательстве большинства стран мира.Например, в ст. 53 Конституции Италии сказано: «Все обязаны участвовать вгосударственных расходах сообразно своей платежеспособности».
Принципсправедливости налогообложения обозначен, например, в Конституции РеспубликиМолдова, в ст. 58 которой указано: «Налоговая система, предусмотреннаязаконом, должна обеспечивать справедливое распределение налоговогобремени»
Наиболеепримечательной с точки зрения утверждения важнейших устоев налогообложенияследует признать Конституцию Бразилии, в которой закреплен целый рядсоответствующих принципов, причем как общего, так и специального характера. Вней определено, что налоги должны иметь, насколько это возможно, личныйхарактер и распределяться в соответствии с экономической способностьюналогоплательщика; в частности, для того чтобы обеспечить осуществление этихпринципов, налоговая администрация при соблюдении личных прав и в соответствиис предписаниями закона может выяснять состояние, доходы и экономическуюдеятельность налогоплательщика (ст. 145).
Какимже образом реализуются политические установки через важнейший налоговый принцип- справедливости налогообложения? Как показывает практика государственногостроительства, различными способами, основной из которых законотворческаядеятельность государства. Например, Президент Российской Федерации в своемПослании на 1998 г. пишет: «Налоговая реформа должна включать: расширениебазы налогообложения при обеспечении справедливого распределения налоговогобремени между различными категориями налогоплательщиков; упрощение налоговогозаконодательства, придание налоговым законам большей прозрачности; сокращениечисла налогов и т.д.» Позже указанные политические установки Президента РФбыли реализованы в конкретных законах, к примеру в ст. 3 НК РФ, в которойуказано: "… законодательство о налогах и сборах основывается напризнании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налоговучитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Налогии сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходяиз социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Неразрешается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговыельготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц илиместа происхождения капитала"
Справедливаясистема налогообложения — идеальная мечта любого государства и общества,которую пока не достигла ни одна страна мира. К этой цели человеческая цивилизацияидет уже столетия, и впереди, как представляется, еще очень долгий путь.Несовершенство системы налогообложения неизбежно вызывает и будет вызыватькритику любых фискальных институтов общества. Однако независимо от этого поискипутей рационального, эффективного и справедливого налогообложения должныпродолжаться.
Основнойпризнак справедливой налоговой системы — наличие льгот. Льготы, представляющиесобой определенные преимущества (освобождения, скидки, изъятия, отсрочки ит.д.) при исчислении и уплате налоговых платежей, являются необходимымэлементом любой налоговой системы. Кроме того, посредством налоговых льготосуществляется государственное регулирование экономикой страны.
Какуказал в своем Постановлении от 4 апреля 1996 г. N 9-П Конституционный Суд Российской Федерации, налоговые законы должны предусматривать определенные льготы,причем без прямой увязки с доходами. Кроме того, при выборе формыналогообложения любой законодатель обязан исходить из принципа добра и справедливости.
Поэтомузакрепление в налоговом законодательстве принципа справедливого налогообложенияв конечном итоге не только позволит сделать отечественную налоговую системуболее эффективной, но и будет способствовать повышению авторитета власти, политическойстабильности и воспитанию цивилизованного налогоплательщика.
1.3Принцип законности налогообложения
Законностьв сфере налогообложения можно определить как точное и неуклонное выполнениевсеми субъектами права нормативных предписаний действующего налоговогозаконодательства. Принцип законности — один из наиболее древних принциповналогообложения, логически и юридически вытекающий из принципа справедливости изафиксированный еще Великой хартией вольностей в 1215 г. Хартия установила, что для взимания налогов королевской властью требуется согласиепредставительного органа, принимающего решение на основании закона. Этоположение затем было заимствовано у Англии всеми европейскими государствами, ав начале ХХ в. также Россией.
Статья57 Конституции РФ устанавливает, что каждое лицо должно уплачивать законноустановленные налоги и сборы. Данная статья усиливается категоричностью п. 5ст. 3 НК РФ, в котором говорится: ни на кого не может быть возложенаобязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, непредусмотренные настоящим Кодексом.
Впринципе законности налогообложения выделяются две составляющие. Перваязаключается в соблюдении законодателем при разработке и принятии налоговогозакона базовых идей, положений, принципов налогообложения, требований введенияв действие законодательных актов. При этом, закрепляя налог как обязательныйплатеж для гражданина или организации, законодатель обращает особое внимание натакой существенный элемент налога, как объект налогообложения. Только законможет определить то имущество и тот доход, которые являются объектом налога.
Втораясоставляющая принципа законности налогообложения заключается в применении нормналогового права, в неукоснительном выполнении (соблюдении, исполнении,использовании) всеми участниками налоговых правоотношений, включая государство,действующего законодательства.
Такимобразом, принцип законности проявляется в налоговой сфере в первую очередьприменительно к налоговым обязанностям. Так, ни на кого не может быть возложенаобязанность уплачивать незаконные налоги и сборы, т.е. налоги и сборы, а такжеиные взносы и платежи, предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке,чем это определено Кодексом.
КонституционныйСуд Российской Федерации отметил: «Общие принципы налогообложения и сборовотносятся к основным гарантиям, установление которых федеральным закономобеспечивает реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основныхправ и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в РоссийскойФедерации».
Рассматриваемыйпринцип достаточно четко закреплен в действующем российском законодательстве.Статья 71 п. «з» Конституции РФ относит федеральные налоги и сборы кведению Российской Федерации. По предметам ведения РФ принимаются федеральныеконституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всейтерритории РФ (ч. 1 ст. 76 Конституции РФ). Федеральным законом, как следует изч. 3 ст. 75 Конституции РФ, устанавливается система налогов, взимаемых вфедеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ. При этомКонституция РФ предусматривает и определенную законодательную процедуру дляпринятия федеральных законов по вопросам налогов и сборов: такие законы послепринятия их Государственной Думой подлежат обязательному рассмотрению в СоветеФедерации (ст. 106).
Статья57 Конституции РФ устанавливает, что каждое лицо должно уплачивать законноустановленные налоги и сборы. Исходя из приведенных выше конституционныхположений необходимым условием признания федеральных налогов и сборов«законно установленными» является установление их федеральнымзаконодательным органом путем принятия федерального закона с соблюдением установленнойКонституцией РФ законодательной процедуры.
Следуетподчеркнуть, что принцип регулирования налоговых отношений законом являетсябазовым. Его содержание не стоит сводить лишь к проблеме установления налогов исборов актами представительных органов власти, к вопросам ограниченияделегирования ими своих полномочий и т.п. Как вытекает из упоминавшейся вышест. 4 НК РФ, рассматриваемый принцип в целом означает ограничениенормотворческих полномочий исполнительных органов власти в сференалогообложения, они, по общему правилу, не вправе изменять или дополнятьзаконодательство о налогах и сборах. Обращает на себя внимание также тот факт,что принцип регулирования налоговых отношений законом толкуется в практикеКонституционного Суда РФ чрезвычайно широко. При этом он, по существу, подаетсякак воплощение режима законности в налоговой сфере, в таком широком пониманиион включает в свое содержание все иные налогово-правовые принципы (основныеначала законодательства о налогах и сборах). Так, в п. 5 постановления от 23декабря 1999 г. N 18-П, в п. 2 определения от 14 декабря 2000 г. N 258-О Конституционный Суд РФ, раскрывая нормативное содержание конституционного принципазаконного установления обязательных платежей, подчеркивает, что данный принципне ограничивается требованиями к правовой форме акта, устанавливающего тот илииной обязательный платеж, и к процедуре его принятия; содержание этого актатакже должно отвечать определенным требованиям, поэтому не может считатьсязаконно установленным обязательный платеж, не соответствующий конституционнымпринципам и отражающим их основным началам законодательства о налогах и сборах.
Такимобразом, реализация принципа законности осуществляется в нормативно-правовыхактах, которые ограничивают неправомерные действия и решения государства вналоговой сфере. Этот принцип на конституционном уровне ставит препоныналоговому произволу, создает основы определенного и законного налогообложения.
1.4Принцип всеобщности налогообложения
Всеобщностьналогообложения может быть сведена к следующей максиме: все классы и сословия,все граждане обязаны уплачивать законно установленные налоги. Известно, чтопочти до середины ХIХ в. принцип всеобщности налогообложения не соблюдался вбольшинстве стран Западной Европы и России. Общество делилось на податные(крестьяне, ремесленники, купцы) и неподатные (духовенство, дворяне) сословия.Но постепенно эта несправедливость преодолевалась. Так, в Габсбургской монархииимператором Иосифом II в 70-80-х годах ХVIII в. налоги были распространены навсе классы общества. Аналогичная реформа была осуществлена в России императоромАлександром II в 60-70-х годах ХIХ в.
Принципвсеобщности налогообложения был научно обоснован английским философом иполитэкономом Дж.Ст. Миллем в работе «Основания политическойэкономии» в главе «Общие принципы системы налогов». По Миллю,этот принцип проявляется в том, что государство при обложении налогамиисключает всякие привилегии для каких-либо групп и сословий, как имущественные,так и личные. Освобождение малоимущих от отдельных прямых налогов не являетсянарушением этого принципа, поскольку такой подход будет способствоватьулучшению жизни этих граждан и приближению их доходов к средним.
Принципвсеобщности налогообложения закреплен в ст. 57 Конституции РФ, согласно которойкаждый обязан платить законно установленные налоги, и в ст. 8 Конституции РФ,устанавливающей, что каждый гражданин России несет равные обязанности передобществом. При этом следует указать на весьма важную деталь: в то время какстатья 57 Конституции РФ закрепляет налоговую обязанность лишь в отношениифизических лиц, НК РФ распространяет требование всеобщности налогообложения ина организации. Разумеется, НК РФ делает исключения для отдельных граждан.
Например,в соответствии с п. 7 ст. 395 НК РФ освобождаются от уплаты налога на земельныйучасток физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера,Сибири и Дальнего Востока. Подобные исключения, связанные с налоговыми льготами,вполне вписываются в принцип всеобщности обложения и только подтверждают«доброе правило социальной справедливости».
1.5Принцип налоговой платежеспособности
Данныйпринцип предполагает учет фактической способности к уплате налога исходя изэкономических возможностей налогоплательщика. Принцип налоговойплатежеспособности имеет в финансовой и финансово-правовой литературе и другиеназвания: «принцип равного налогового бремени», «принциправномерности налогообложения», «принцип достаточности». Наиболеекратко и понятно сформулировал этот принцип Дж.Ст. Милль: с крупных доходовследует взимать большую долю налога, с небольших — меньшую долю налога. Иначеговоря, принцип налоговой платежеспособности требует, чтобы каждыйналогоплательщик платил налог сообразно со своим имущественным положением.Коснулся этого принципа и Н.И. Тургенев, который писал: «Налоги должныбыть распределены между всеми гражданами в одинаковой соразмерности,пожертвования каждого на общую пользу должны соответствовать его доходу».
Принципналоговой платежеспособности ориентирует государство в сфере налогообложения насопоставление экономических возможностей различных налогоплательщиков и учетатой доли свободных средств, которая изымается у них посредством налогов.Месячный доход в 25 тыс. руб., который получен в результате собственного труданалогоплательщика, работающего инженером, врачом, преподавателем, имеющим семьюиз нескольких человек, должен оцениваться государством в плане взимания с негодоли налога иначе, чем доход той же величины, но приносимый процентами наденежные средства, находящиеся на банковском счете.
Пункт3 ст. 3 НК РФ устанавливает, что «налоги и сборы должны иметьэкономическое обоснование и не могут быть произвольными». Еще раньше напринцип налоговой платежеспособности обратил внимание Конституционный Суд РФ,который в Постановлении от 4 апреля 1996 г. указал, что данный «принцип требует учета фактической способности к уплате налога, исходя из правовыхпринципов справедливости и соразмерности».1.6 Принциправного налогового бремениВнаучной литературе этот принцип часто называют принципом равенства вналогообложении, что не меняет его сущности. Данный принцип являетсяконституционным и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласноновелле этой статьи: «Каждый обязан платить законно установленные налоги исборы». Кроме того, частью 2 ст. 8 Конституции РФ устанавливается, чтокаждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Всоответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать вфинансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими.
Конституционныеположения рассматриваемого принципа развиваются в ч. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налогиили сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматьсяразлично исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому илииному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либоне принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе),религиозных и иных различий между налогоплательщиками.
Поэтомув развитие этих положений в ч. 2 п. 2 ст. 3 НК РФ запрещено установлениедифференцированных ставок налогов и сборов, а также налоговых льгот в зависимостиот формы собственности (государственная — федеральная и субъектов Федерации,муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, гражданеиностранных государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) илиместа происхождения капитала.
Исключенияиз этого принципа направлены на защиту публичных и экономических интересовобщества (и государства) и содержатся в ч. 3 п. 2 ст. 3 НК РФ: например, приввозе товара в Российскую Федерацию из-за рубежа допустимо установление особыхвидов пошлин либо дифференцированных ставок пошлин в зависимости от страныпроисхождения товара.
КонституционныйСуд Российской Федерации в своем Постановлении от 4 апреля 1996 г. N 9-П указал: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии сКонституцией Российской Федерации принцип равенства требует учета фактическойспособности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости исоразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанностиплатить законно установленные налоги и сборы (ч. 2 ст. 6 и ст. 57 КонституцииРоссийской Федерации) предполагает, что равенство должно достигатьсяпосредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов исборов» (п. 5 Постановления КС РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П).
Такимобразом, равенство в налогообложении понимается не как уплата налога водинаковом размере, а как экономическое равенство плательщиков и выражается втом, что за основу берется фактическая способность к уплате налога на основесравнения экономических потенциалов налогоплательщиков. Другими словами,равенство в налогообложении понимается как равномерность обложения. Онаоценивается на основе сопоставления экономических возможностей различныхналогоплательщиков и сравнения той доли свободных средств, которая изымается уних посредством налогов. То есть речь идет о сравнении налогового бремени,которое несут различные плательщики.
Внастоящее время одним из наиболее «популярных» видов попрания этогоконституционного принципа, безусловно, придется признать принятую и допускаемуюзаконодательством многих стран практику предоставления индивидуальных налоговыхльгот. В Российской Федерации предоставление налоговых льгот индивидуального характеразапрещено положениями ст. 56 НК РФ.
Следуетзаметить, что в доктрине конституционного права многих зарубежных стран этотпринцип получил наименование «принципа равенства перед законом, судом иналогом», а в некоторых странах — «принципа недискриминации приналогообложении». Например, в ст. 189 Конституции Королевства Нидерландовпрямо говорится, что «никакие привилегии не могут предоставляться вобласти налогов». В конституционном и налоговом праве
СШАрассматриваемый принцип называют «принципом равной защиты отдискриминации». Применительно к налоговому праву этот принцип означаетналичие равного права у всех налогоплательщиков на защиту от несправедливогоналогообложения, основанного по половому, расовому, религиозному или иномупризнаку.
Современныеисследователи налогов считают, что «налоговая система государства — это,пожалуй, наиболее яркое проявление соотношения классовых и групповых интересов,социальных сил, их борьбы и компромиссов. Борьба между имущими и неимущимислоями общества, между земельными собственниками и капиталистами — все этоотражалось на эволюции налоговой системы».
Действительно,учение о равном налоговом жертвоприношении занимает в современной финансовойнауке и в теории о справедливом налогообложении значительное место. При этомпутем сложных выкладок делается попытка найти основу для справедливогораспределения налогового бремени и тем самым решить сложную проблемусоразмерной прогрессии налогообложения. Но основная идея имеет уже библейскийвозраст, и ее можно проиллюстрировать словами Христа. Справедливая жертва, окоторой он говорит, — это скромная лепта несчастной вдовы. Апостол Марксообщает об этом следующими словами: «И сел Иисус против сокровищницы исмотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.Придя же, одна бедная вдова положила две лепты: Подозвав учеников Своих, Иисуссказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех,клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудностисвоей положила все, что имела, все пропитание свое». Таково древнееобоснование современной теории равной и справедливой налоговой жертвы.
Внастоящее время вопрос о принципах налогообложения по-прежнему актуален. Вразличных странах ученые обращаются к исследованию этой проблемы, ключевой впроцессе совершенствования налогового законодательства и налоговогоадминистрирования.
1.7 Принцип юридического равенства налогоплательщиков
Следуетотличать принцип равного налогового бремени (принцип налоговойплатежеспособности) от принципа юридического равенства налогоплательщиков. Еслипервый берет за основу фактическую способность налогоплательщика к уплатеналога, то второй ставит всех налогоплательщиков в юридически равное положение.Пункт 2 ст. 3 НК РФ прямо устанавливает, что «налоги и сборы не могутиметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных,расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускаетсяустанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы взависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или местанахождения капитала».
Исключениесделано для таможенной сферы, где, согласно НК РФ, допускается установлениеособых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин взависимости от страны происхождения товара. Такие меры принимаются в качествеответной реакции на дискриминацию российских товаропроизводителей, для ценовойподдержки отечественных товаров и т.д.
1.8Принцип определенности налогообложения
Данныйпринцип означает, что налог, который должен уплачивать каждый, должен бытьточно определен, а не произволен. А. Смит, формулируя правила налогообложения,на первое место поставил определенность податей. Он писал: «Точнаяопределенность того, что каждое лицо должно платить, в вопросе налоговогообложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительнаястепень неравномерности составляет гораздо меньшее зло, чем малая степеньнеопределенности»
Всоответствии со ст. 3 НК РФ принцип определенности налогообложения включает всебя следующие требования: при установлении налогов должны быть определены всеего элементы; акты законодательства о налогах и сборах должны бытьсформулированы таким образом, чтобы каждый знал, какие налоги (сборы), когда ив каком порядке он должен платить; акты законодательства о налогах и сборахдолжны быть опубликованы и по возможности стать известными каждомуналогоплательщику; все неустранимые сомнения и неясности актов законодательствадолжны толковаться в пользу налогоплательщика.
Определенностьналога выражается прежде всего через язык нормативного акта. Очень хорошо означении языка нормативных актов, предусматривающих налоги, сказал известныйрусский ученый А.А. Исаев. «Язык законов, устанавливающих подати, ираспоряжений, разъясняющих применение закона, должен быть точен, удобопонятен,дабы не вызывать недоразумений. Законы и распоряжения должны во всей полнотеохватывать сферу данного налога: лицо и предмет налога, оклад, время и местоплатежа, гражданскую и уголовную ответственность за недоимки и обманы и др. — все должно быть точно определено». Иначе говоря, принцип определенностиналогообложения требует, чтобы язык налоговых нормативных актов былобщедоступен для восприятия и понятен каждому, а не только налоговомуинспектору и профессору налогового права.
1.9Принцип удобства плательщика при уплате налога
Именнотак этот важный технико-юридический принцип сформулировал немецкийученый-финансист А. Вагнер. Данный принцип означает, что государство должно припостроении налога устранить формальности и упростить процедуру уплаты налога, атакже приурочить налоговый платеж ко времени получения доходаналогоплательщиком. Принцип удобства налогоплательщика ориентирует какзаконодателя, так и правоприменителя на то, чтобы налог взимался в такое времяи таким способом, которые представляют максимальные удобства дляналогоплательщика.
Самиакты о налогах, как сказано выше, должны быть для налогоплательщика понятны.Бухгалтерский учет и отчетность не должны отнимать много времени, особенно усубъектов малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. Работники налоговыхинспекций обязаны помогать отдельным налогоплательщикам составлять декларации.Точнее: налогоплательщик имеет право на такую процедуру уплаты налога, котораябы не стесняла его хозяйственной деятельности и не отнимала массу времени.
Принципудобства налогоплательщика охватывает не только технико-юридические аспектыналогообложения, способствующие созданию комфортных условий для уплаты налога.Данный принцип имеет прямое отношение к системам налогообложения, которые повозможности должны быть просты и технически менее тягостны для уплаты налога.Эту цель преследует законодатель введением в Налоговый кодекс РФ специальныхналоговых режимов. Так, в частности, принципу удобства налогоплательщика служитвведенная в НК РФ глава 26.3 «Система налогообложения в виде единогоналога на вмененный доход для отдельных видов деятельности». Объектомтакого налогообложения является вмененный доход, т.е. предполагаемый доходналогоплательщика за определенный период. При этом уплата единого налогаосвобождает субъектов малого бизнеса от ряда налогов и отчислений вовнебюджетные фонды, что делает процесс уплаты налога более простым и коротким.Аналогичную цель преследует законодатель введением в НК РФ гл. 26.2«Упрощенная система налогообложения».
1.10Принцип стабильности налогового законодательства
Сохарактеризованными принципами, и в первую очередь с принципом определенностиналогообложения, тесно связан принцип стабильности налогового законодательства.По этому поводу известный специалист по налоговому праву С.Г. Пепеляев заявил:«Налогоплательщик должен точно знать не только условия взимания того илииного налога, но и быть уверенным в том, что эти условия останутся неизменнымив течение определенного периода». Закон, который часто меняется, весьмаотрицательно действует на психологию налогоплательщика, воспитывает недоверие кгосударству и способствует уклонению от налогов.
Несомненно,законы о налогах должны изменяться в соответствии с экономическимиобстоятельствами, но они, как правило, могут затрагивать правовое регулированиетолько отдельных налогов и сборов. Общие, концептуальные положения, имеющиеместо в НК РФ, составляющие его общую часть, должны оставаться неизменными, ивнесение в эту часть коррективов не должно носить «каждодневныйхарактер». В целях стабилизации налоговой системы России статья 5 НК РФустанавливает, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чемпо истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-гочисла очередного налогового периода по соответствующему налогу; федеральныезаконы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов илисборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ и актыпредставительных органов местного самоуправления вступают в силу не ранее 1января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дняих официального опубликования.
Введениеновых законов о налогах должно иметь место в исключительных случаях. Несмотряна установленные в НК РФ механизмы, призванные стабилизировать налоговоезаконодательство и налоговую систему, изменения в НК РФ вносятся достаточночасто, что нарушает стабильность экономической системы и препятствуетнормальному экономическому развитию страны.
Охарактеризованныепринципы являются основными принципами налогообложения, имеющими характерполитико-экономических аксиом. Однако допускается возможность выделения идругих принципов налогообложения: единства налоговой системы, экономическойобоснованности, добровольности уплаты налога налогоплательщиками,ответственности за вину.
Системаналогообложения, основанная на принципе справедливости и других принципахналогообложения, — это идеал, к которому любое государство (и общество)стремится на протяжении многих столетий. Наиболее заметно этот идеал сталосуществляться в ХVIII-ХХ столетиях, когда всеобщность налогообложенияраспространялась во всех государствах на все классы и сословия, был изобретенэластичный подоходный налог, охватывающий любые доходы физических лиц, налог наприбыль организаций и налог на добавленную стоимость, отличающиеся гибкостью иуниверсальностью. Ш. Монтескье заметил: ничто не требует столькогосударственной мудрости и ума, как определение той части, которую у подданного(гражданина) забирают в казну, и той, которую ему оставляют*(37). А таккак эта мера все еще с достаточной обоснованностью не определена, то поискисправедливой и наиболее разумной системы налогообложения будут продолжаться идальше.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изменениесостава и высоты налогов вследствие проведения налоговой реформы может самымпричудливым образом сказывается на экономике страны, предпринимательстве,населения привести к глубоким коллизиям между поставленными целями иполученными конечными результатами. Увеличение вычетов в пользу государства издохода предприятий вызывает у них стремление компенсировать новые фискальныеизъятия урезанием заработной платы своих работников, удлинением рабочего дня иинтенсификацией труда, снижением цен на покупаемое сырьё, материалы,полуфабрикаты, экономией на других частях издержек на выпуск продукции.Изменение состава и уровня налогов вследствие проведения радикальной налоговойреформы можно самым причудливым образом сказываться на экономике страныпредпринимательстве, населении привести к глубоким коллизиям междупоставленными целями и полученными конечными результатами. Чрезмерный налоговыйперекос отрицательно влияет на спрос и предложение, удовлетворениепроизводственных и личных потребностей, вызывает рост производства суррогатов,стесняет рынок, уменьшает поступление в казну. Еще в 1920-е гг профессорП.П.Гензель писал, что всякий новый налог хуже старого. К такому выводу онпришел в результате омасливания стихийной самоочистки налогов в практикехозяйствования применительно к объективным условиям рыночной коньюктуры.Налогообложение – эволюционный процесс, требующий тонкости, деликатности, величайшейосторожности. В результате налоговых подвижек фискальные наслоения полностьюили частично попадают не на лиц, на которые они первоначально возлагались, ачерпаются из совершенно других источников, могут захватить новые участки исферы, вспыхнуть там с удвоенной силой, могут дать самые неожиданные побочныерезультаты.
Следуетотметить, что в механизме взимания региональных и местных налогов имеютсянедостатки. Большинство таких недостатков связаны с нечетким построениемналогового законодательства, множеством неясностей и противоречий, неувязкамиправовых норм с гражданскими, хозяйственными, финансовыми и другими отраслямиправа. Акты налогового законодательства по своему содержанию не отвечаюттребованиям их построения и нуждаются в дальнейшем совершенствовании, в связи сэтим требуются значительные доработки действующих документов для проведенияналоговой и нормативной базы в единую комплексную систему.
Внастоящее время положение коренным образом изменилось. Абсолютное большинствонаселения страны стало платить те или иные налоги, т.е. сталоналогоплательщиками. И поэтому знание налогового законодательства, налоговаяграмотность являются необходимым условием обеспечения успешного продвиженияэкономических реформ.
Налоговыеотношения продолжают регулировать не только принятыми главами Кодекса, но иболее чем 20 федеральными законами, а также десятком постановлений федеральногоправительства, многочисленными инструкциями,
методическимирекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, ФНС.Кроме того, в каждом субъекте федерации продолжает существовать большое числозаконодательных и нормативных актов, регулирующих порядок поставлены следующиезадачи:
— раскрыть сущность налогов, принципы налогообложения;
— рассмотреть основные виды и функции налогов;
— проанализировать современное состояние экономики России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс
2.Налогообложение: Учеб. пособие. Грисимома Е. Н.СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000.
3. Налоги и налогообложение. Сер. «Учебники иучебное пособие». Дуканич Л. В. — Ростов н/Д: Феникс, 2000
4. Черник Д. Г. Налоги и налогообложение: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2001.
5. Крохина Ю. А. Налоговое право: учебник – М.:.Высшее образование, 2006. – 410 с.
6. Налоги и налогообложение / Под ред. М. В.Романовского, О. А. Кашина. — М.: ЮНИТИ, 2000.
7. Худолеев.В. В Налоги и налогообложение: Учебноепособие. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005. – 320 с.
8. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение:Энциклопедический словарь. М.: Юристь,. 2000
9. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение вРоссийской Федерации. Часть первая. 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред.В. И. Слома и А. М. Макарова. — М.: Статут, 2000
10. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2005
11. Сомоев Р.Г. Общая теория налогов иналогообложение: Учеб. пособие. — М.: ПРИОР, 2000.
12. Евстигнеев Е. Н. Основы налогообложения иналогового права: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000