БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ ИРАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
на тему:
«Применение интернет-технологий исовершенствование финансово-кредитной политики для поддержки малогопредпринимательства»
Минск, 2008
Применение Интернет-технологий для снижения затрат в деятельностималых предприятий
В настоящее время всё большее число малых предприятий продают свои товарыи услуги через Интернет. Я считаю, что в настоящее время для повышения объемовпродаж нашего предприятия и снижения издержек — это наиболее оптимальный новыйканал организации торговли. Это очень эффективный и гибкий инструмент продаж.Интернет магазин можно использовать в качестве огромной витрины, где покупателимогут не торопясь выбрать товар, сравнить цены, характеристики, определиться спокупкой и спокойно купить уже выбранный товар. Данный подход особенно хорошпри продаже компьютерной техники и комплектующих. Там, где цена сильно зависитот характеристик товара, а переплачивать деньги за дополнительные, но не нужныефункции ни к чему, такая витрина поможет сделать лучший выбор и сэкономитьденьги для покупателей.
Неоспоримые преимущества Интернет-магазина по сравнению с обычнымимагазинами:
— Возможность вести торговлю по всему миру 24 часа в сутки — 7 дней внеделю.
— Никаких затрат на аренду торговой площади и зарплату персоналу
— Экономия времени: нет необходимости рассказывать покупателю о товаре,это уже сделано на страницах Интернет-магазина
— Предложение гораздо большего числа товаров
— Возможность расширения ассортимента предлагаемых товаров и услуг без арендыдополнительных помещений
— Интернет-магазин открыт круглосуточно без дополнительных затрат
- Статистика посещений покупателями магазина
- Возможность переписки с покупателями
- Максимальная нацеленность на целевую аудиторию
Рынок торговли компьютерами в г.Минске и в областях перенасыщен товарными предложениями и конкуренция, оченьвелика. В тоже время, платежеспособных пользователей интернета с каждым днемстановится все больше и спрос на товары в интернет-магазинах с их стороныдовольно значителен.
Создание магазина включает разработку электронного каталога продаваемойпродукции, а, кроме того, систему заказов и корзину заказываемых товаров,необходимо предусмотреть множество деталей – ведь описание каждого товара,система поиска, приема и обработки заказа, размещение новостей или рассылка –все должно быть выполнено быстро и безошибочно.
При заказе на создание интернет-магазина можно найти специалистов,предлагающих уже готовые версии (так называемые «скелеты»), споследующей их доработкой (изменение дизайна, внедрение дополнительных функцийуправления и прочее) под конкретного заказчика.Такие магазины, как правило,построены на шаблонах, которые являются оптимальными для большинства заказчиков(проверено временем). Цена на такие магазины на порядок ниже чем на теинтернет-магазины, которые нужно создавать с нуля.
Когда уже магазин будет готов кработе, нужно организовать доставку товара. Здесь мы организуем собственнуюслужбу доставки. Экономия на доставку будет существенной если прибегнуть куслугам курьеров из числа студентов – для доставки по г. Минску и Минскойобласти и специальные курьерские службы для доставки по другим областям.
Стоимость создания интернет-магазинаскладывается из следующих составляющих:
1. Затраты наон-лайн. 2. Организационные расходы. 3. Постоянные ежемесячные затраты.
По моему мнению, для «быстрогостарта» интернет-магазина в наиболее простом варианте, не нужны отдельныеофисные помещения, склады, выделенные интернет-сервера. Можно вполне обойтисьдополнительным столом в офисной комнате, арендой виртуального хостинга, а товарзабирать со склада или офисного помещения, которое предприятие арендует дляоптовой торговли.
При анализе затрат на создание иподдержку виртуального магазина я руководствовалась ценами на стоимостьподобных услуг фирмы УП «Передовые технологии».
1.Затраты на он-лайн:
1.1. Покупка домена и хостинга: — Регистрация домена в зоне BY – 42 800 р.,
- Хостинг на надеждном, быстром сервере, неограниченный трафик, PHP,MySQL, на год – 214 000 р.
1.2. Разработка «движка» интернет-магазина – 800 000 р. В стоимость входитдизайн, проектирование, программирование, наполнение товарами, размещение винтернете.
Итого, затраты на он-лайн: 842 800 р.
2.Организационные расходы:
2.1. Монтаж локальной сети и настройка оборудования — 156 000 р.
2.2. Настройка программного обеспечения – 96 000 р.
2.3. Расходы на получение лицензии нарозничную торговлю – 400 000 р.
2.4. Покупка кассового аппарата 260 000 р.
Затрат на покупку дополнительногокомпьютерного оборудования и оргтехники не требуется.
Итого, затраты на организацию: до912 000 р.
3. Постоянныеежемесячные затраты:
3.1. Расходы на дополнительное бухгалтерское сопровождение — 47000 р. в месяц.
3.2. Ежемесячная плата за телефонные линии, доступ в Интернет, продлениеаренды домена и хостинга — около 214 700р. в месяц
3.3. Реклама в tut.by- 110 000 р. в месяц
Другая он-лайновая реклама –77400 р. в месяц
3.4. Поддержка и развитие сайта интернет-магазина – 114 000 р. в месяц
3.5. Офисные расходы – 46 000 р.в месяц
Итого, постоянные ежемесячныезатраты: 609 100 р. в месяц
Менеджеры-консультанты, работающие напредприятии «Роунгбук» могут совмещать функции контент-менеджера (менеджера,отвечающего за наполнение интернет-магазина товарами, новостями, полезнойинформацией и пр.), менеджера по заказам, программист — администратораинтернет-магазина. В целом, минимальные затраты на открытие магазина могутсоставить 1 754 800 р.,ежемесячные постоянные затраты — до 609 100р.
Чтобы выйти на уровень окупаемости,интернет-магазин должен обеспечить уровень чистой прибыли не менее, чем суммаежемесячных затрат плюс необходимо покрыть первоначальные затраты на открытиемагазина. Также нужно учитывать налоги и непредвиденные расходы.
Для выхода на окупаемость необходимополучение ежемесячной прибыли в 1,5-2 раза большей, чем затраты. Таким образом,нам необходимо получать ежемесячную прибыль около 1 500 000 р., чтобы магазинокупался.
Допустим, что средняя стоимостьодного компьютера в магазине – 643 500р., а прибыльность — 10%.Тогда для выхода на окупаемость, необходимо продавать около 20 компьютеров в месяц или 1 компьютер каждый рабочий день.Учитывая, что наш Интернет магазин будет предлагать не только компьютеры, но икомплектующие к ним, офисную технику, цифровое оборудование я считаю, чторентабельность этого проекта будет составлять порядка 40%.
Чтобы в магазине продавалось 5-7достаточно дорогих товаров в день, необходима посещаемость на уровне 100-200уникальных посетителей в день. Этого можно добиться, оптимизируя магазин подпоисковики, применяя методы раскрутки и оплачивая контекстную рекламу. Такимобразом, быстрый выход интернет-магазина на уровень окупаемости — задача вполнереальная.
Организация такого магазина, особеннов городе Минске с дорогой коммерческой недвижимостью, безусловно, гораздо менеезатратное предприятие, чем организация обычного магазина.
Проведя подробный анализ спроса ипредложения, используя для этого, например результаты поиска shop.by и статистику shop.by Директ, можно «нащупать»выгодные товарные ниши, где спрос превышает предложение или предложение вообщеотсутствует. Удачно выбранное направление может сделать магазин весьмаприбыльным.
Что бы рассчитать экономическийэффект от работы Интернет — магазина можно сравнить постоянные затраты обычногомагазина и электронного.
В обычном магазине очень великизатраты на аренду помещения и коммунальные платежи. За аренду магазина площадьюдо 20 м2, который будет находится в удобном для покупателей месте(район, транспортное сообщение, 1 этаж и т.д.) предприятие «Роунгбук» будетплатить ежемесячно около 1 640 000 р. Коммунальные платежи составляютпорядка 350 000 (вода, электроэнергия) р. в месяц. В магазине должныработать как минимум 2 продавца-консультанта и администратор. Их заработнаяплата составит порядка 1 716 000 р. Налог на заработную плату (35% вФонд социальной защиты населения) — 600 600 р. Постоянные затраты наработу такого магазина составят порядка 430 600 р. в месяц — и это минимальновозможный уровень.
По формуле.1 можем рассчитать годовой экономический эффект от снижениязатрат на содержание простого магазина и электронного:
Э= n. (С1 – С2), (1)
где n – количество месяцев;
С1 –постоянные затраты обычного магазина;
С1 – постоянныезатраты электронного магазина.
Э = 12*(4 306 600 – 609100) = 44,371 млн. р.
Таким образом, организацияинтернет-магазина, по сравнению с организацией обычного магазина, имеет годовой экономический эффект вразмере 44,371 млн. р. инесомненные преимущества — быстрый старт, меньше первоначальных и постоянныхзатрат, быстрая окупаемость, более широкий круг покупателей. Работая 24 часа всутки и 7 дней в неделю, экономя деньги на аренде помещения, на оплате трудапродавцов, охранников и прочего персонала, он снижает издержки, обеспечиваетрост объёмов продаж и повышает уровень конкурентоспособности фирмы в целом.
Совершенствование финансово-кредитной политики для поддержкималого предпринимательства
Любой развивающийся бизнес нуждается в определенныхфинансовых активах. На начальном этапе своего существования предприятия малогобизнеса сталкиваются с проблемой отсутствия или недостаточности оборотных иосновных средств. Анализ результатов проведенных исследований деловойактивности малого предпринимательства в Республике Беларусь показывает, чтобольшинство опрошенных предпринимателей считают одним из основных факторов,ограничивающих рост производства на малых предприятиях, недостаток денежныхсредств. Дефицит средств для инвестиций — одна из ключевых проблем развитиямалого бизнеса.
Таблица 1. Источники пополнения финансовых ресурсовСобственные средства, % Заемные средства, % Процент предприятий, % 100 0 61,3 80 20 13,8 60 40 7,3 50 50 3,5 40 60 2,3 90 80 2,0 100 1,3
Структура финансовых источников на малых предприятиях Беларусихарактеризуется высокой долей собственного капитала. По данным опросов, 83процента предпринимателей начинали свое дело, используя только собственныесредства, дополняя их займами, взятыми у друзей и родственников. Основнымиисточниками собственных инвестиций в настоящее время на малых предприятияхявляются прибыль и амортизационные отчисления. Так, проведенные исследованияпоказывают, что 89,5 процента субъектов малого бизнеса основным источникомновых финансовых ресурсов для развития своего предприятия видят прибыль отреализации продукции, а для 61,3 % респондентов прибыль является единственнымисточником развития (табл. 1).
В то же время на развитие предприятия в среднем направляется не более 40процентов полученной прибыли. Этот факт объясняется тем, что активностьпредпринимателей в вопросах развития и расширения своей деятельности снижаетнеобходимость крупных вложений при ограниченности собственных накоплений (объемыреализации у субъектов малого бизнеса недостаточные чтобы получать необходимуюдля осуществления инвестиционных проектов прибыль). Вследствие этого маломупредпринимательству нужна финансово-кредитная поддержка.
В отличие от отечественных, малые предприятияразвитых стран (обычно семейных и передающихся по наследству) имеют многолетнююисторию, и их активы материализовались в различных объектах собственности(домах, квартирах, офисных и производственных помещениях,оборудовании, а также в виде банковских накоплений и ценных бумаг и т. п.). Этиактивы, ликвидные на финансовом рынке западных стран, и являются гарантийной(залоговой) базой для финансовой, и прежде всего кредитной, поддержки малогобизнеса.
Непродолжительная история существования белорусскогопредпринимательства и скромные результаты развития малого бизнеса пока непозволили создать базу, соответствующую требованиям инвестиционной деятельностималого предпринимательства. Вследствие этого в условиях нашей страны в развитиималого бизнеса значительную роль должны играть внешние источникифинансирования.
Данные опросов, проведенных Институтом приватизации именеджмента Республики Беларусь, показывают, что 52,6 % респондентовиспользовали заемные средства для обеспечения деятельности их предприятий.Источники кредитования субъектов, использовавших в своей деятельности заемныесредства, распределились следующим образом (табл. 2)
Таблица 2 Уровень кредитования субъектов малого бизнеса Субъекты % Белорусский коммерческий банк 23,5 Иностранный коммерческий банк 3,4 Лизинговая компания 2,4 Фонд поддержки предпринимателей 1,6 Государство 3,7 Юридическое лицо 12,4 Физическое лицо 22,8 Другое 2,1
Как видно из табл. 2, банковское кредитование, хотя иявляется основным видом внешнего финансирования малого предпринимательства вРеспублике Беларусь, обеспечивает кредитами лишь около 14 процентов субъектовмалого бизнеса. При этом в источниках внешнего кредитования отмечается высокаядоля (практически равная банковскому кредитованию) средств физических лиц, что,прежде всего, свидетельствует не о кредитной активности, а о самом доступномдля малого предприятия способе покрытия дефицита оборотных средств
В Республике Беларусь на сегодняшний день процедуракредитования достаточно детально регулируется государством через Национальныйбанк. Порядок выдачи кредитов определяется нормативными документами, которые непроводят разделения между предприятиями малого бизнеса и крупными промышленнымипредприятиями, то есть предъявляют к потенциальным заемщикам одни и те жетребования, независимо от их масштаба. Кредитование в современном банкепредполагает прохождение определенной цепочки: рассмотрение заявки, анализфинансовых документов заемщика, оценка залога (поручительства), экспертизабизнес-плана, подготовка юридического и экономического заключений, одобрениекредита специальной группой должностных лиц. В целом процедура кредитованиядостаточно громоздкая, но банки обязаны ее применять при кредитовании всехзаемщиков. Помимо временных затрат, эта процедура требует и существенныхоперационных издержек. И если для кредитов на большую сумму она оправдана, тодля мелких кредитов не всегда обоснована, так как удельные операционные расходыбанков на единицу кредитных вложений при кредитовании малого бизнеса выше, чеманалогичные затраты при кредитовании крупного бизнеса. Действительно, небольшиеобъемы каждой сделки, экономическая нестабильность предприятий малого бизнеса,необходимость содержать специальные службы по проверке кредитоспособности такихпредприятий по причине того, что такие проверки чрезвычайно сложноосуществлять, делают кредитование малого бизнеса невыгодным.
По результатам анализа платежеспособности и ликвидности предприятия ОАО«Роунгбук» был выявлен недостаток оборотных средств, который можно направить наразвитие нового производства. Предприятие планирует выпускать новые компьютерыпод собственным именем, а не только заниматься оптовой торговлейкомплектующими. Решить проблему можно с привлечением кредитов.
Низкие возможности получения ссудного капитала малымипредприятиями республики обусловлены тем, что кредит слабо обеспечен, посколькусобственной недвижимости в первые годы функционирования большинствопредпринимательских структур не имеют, а уставный капитал формируется, как правило,в размере, не превышающем установленный государством минимальный уровень. Ктому же велик риск его не возврата, ведь сроки кредита исчисляются месяцами, аотдача (если речь идет о производстве) значительно отдалена во времени, иреальная доходность продукции из-за инфляции и ограниченной платежеспособностипокупателей зачастую не покрывает даже величину учетной ставки. Деятельностькоммерческих банков направлена на получение максимальной прибыли, и в случаеотсутствия гарантий (обеспечения) возврата кредита банки не спешатфинансировать рисковые предпринимательские проекты.
Вследствие этого крупные банки заинтересованыработать в основном с крупными клиентами, поэтому на долю малого бизнесаостается значительно меньшая часть кредитного рынка: доля заемных средств вформировании капитала малого предпринимательства в среднем в несколько разменьше, чем в целом по всем субъектам хозяйствования.
Анализ возможностей кредитования предпринимательскихпроектов через белорусские банки показывает, что, как правило, подобным путемфинансируются действующие предприятия, имеющие развитый бизнес, устойчивоефинансовое положение, длинную кредитную историю и желающие при помощи банковувеличить оборотный капитал, расширить производство или развить новоенаправление деятельности. Белорусские банки с большой осторожностью принимаютрешения о кредитовании вновь созданных предприятий, не зарекомендовавших себяна рынке и не имеющих кредитной истории.
В настоящее время под инвестиционные проекты малого исреднего бизнеса по программе Европейского банка реконструкции и развитиякредиты предоставляют следующие банки: «Приорбанк», «Белинвестбанк»,«Белгазпромбанк», «Белвнешэкономбанк», «банк Москва—Минск». Однако рассчитыватьна получение кредитов по данной программе субъекты могут либо способенпредоставить обеспечение в размере 120 % (в соответствии с нормативнымидокументами Национального банка в качестве обеспечения и возврата кредитовмогут рассматриваться: залог, гарантия и банковская гарантия, задаток,поручительство, удержание имущества должника). Получить краткосрочный кредитпод высокие процентные ставки предприятия могут в основном лишь под залогимущества или под гарантию.
Таким образом, основными причинами, затрудняющимиполучение кредитов в банках субъектами малого предпринимательства, можновыделить следующие:
- высокие процентные ставки всравнении с рентабельностью большинства предприятий;
- отсутствие (недостаток) залоговогообеспечения;
- сложность в оформлении документови длительность принятия решения о предоставлении средств;
- неясность критериев предоставлениякредитов.
В данной ситуации велика роль государства вобеспечении кредитными ресурсами малого бизнеса, если его развитие определеногосударством приоритетным направлением. Государство с целью увеличенияколичества предприятий на рынке через систему государственных и коммерческихкредитных учреждений должно создать максимально упрощенную систему получениякредитов субъектами малого бизнеса. В существующих условиях целесообразнаперестановка акцентов в реализации государственной политики в сферефинансово-кредитной поддержки малого предпринимательства: поддержка субъектаммалого бизнеса должна оказываться не напрямую, а преимущественно черезкредитно-финансовые организации, обеспечивающие их обслуживание.
В связи с вышесказанным актуальным видится применениеи других форм поддержки, которые позволяют при минимальных расходах со стороныгосударства привлекать ресурсы финансово-кредитной системы и самих малыхпредприятий для реализации инвестиционных проектов. Речь идет о стимулированииинвестиционной активности субъектов малого бизнеса. Например, в условияхнеразвитости рынка страховых услуг целесообразным является применение такойформы государственной поддержки малого бизнеса, как финансирование страхованияне возврата кредитов. Эта форма финансовой поддержки может быть осуществленакак с помощью образования государственных специальных страховых компаний, так ис привлечением существующих коммерческих организаций.
Важным направлением использования гарантийногорезерва для поддержки инвестиционной деятельности в сфере малогопредпринимательства может стать компенсация части процентных ставок по кредитамкоммерческих банков, особенно на начальном этапе реализации проекта, когда ещене начался возврат средств. В основном механизм компенсации разницы впроцентных ставках по коммерческим кредитам, выдаваемым субъектам малогопредпринимательства, действует следующим образом. Если экспертизаинвестиционного социально значимого проекта показывает, что он может бытьреализован только при условии предоставления коммерческого кредита по льготнойставке, то государственный орган поддержки предпринимательства может принятьрешение о предоставлении конкретному заявителю займа на общую сумму компенсациипроцентной ставки. Это позволяет заявителю компенсировать кредитующейфинансовой организации разницу в процентных ставках по предоставляемомукредиту. Условия предоставления займа должны предусматривать начало погашенияпосле планового окончания выплат по полученному кредиту в сроки,удовлетворяющие как заявителя, так и фонд. Механизм частичной компенсации такжеувеличивает количество получателей финансовой поддержки и облегчает доступмалых предприятий к коммерческим кредитам.
Затрудненный доступ к финансовымресурсам, отсутствие государственной системы гарантирования кредитов для малыхпредприятий существенно снижают предпринимательскую активность населения, нестимулируют развитие малых производств. Малый бизнес не в состоянии переключитьна себя основные финансовые потоки.
Белорусским банкам, учитывая специфику малого бизнесав стране, необходимо делать акцент на более детальной подготовке и экспертизекаждого проекта независимо от суммы кредитования, ориентируясь больше на оценкурыночных перспектив реализации проекта, потенциальных возможностей предприятияи команды управления, чем на стоимость их основных фондов и размер залога.
В сложившихся обстоятельствах важнейшей задачейгосударства является создание системы микрокредитования посредством созданияспециальных подразделений в банках или самостоятельных организаций.
Микрокредитование — это предоставление небольшихкраткосрочных кредитов предпринимателям, занятым в сфере малого бизнеса. Этотвид кредитования имеет несколько особенностей:
- микрокредиты выдаются, какправило, на срок до 12 месяцев;
- процентные ставки находятся науровне рыночных значений;
Еще одной особенностью микрокредитования является то,что оно обычно осуществляется не в виде изолированной финансовой операции, а врамках специальных программ, которые предполагают клиентам комплексинформационных, образовательных и разнообразных финансовых услуг.
Следует отметить, что система микрокредитованияполучила широкое распространение в мире. В последние 10 лет микрокредитованиеначало быстро развиваться в странах Восточной Европы и России. Опыт этихгосударств подтвердил, что предоставление небольших краткосрочных кредитов снестандартной формой обеспечения стимулирует развитие предпринимательскойдеятельности населения.
В развитии системы финансирования малого бизнеса вРеспублике Беларусь большая роль принадлежит государству, так как от негозависит создание благоприятных условий, при которых новая деятельность можетперерасти в институт финансирования малого бизнеса. Для этого необходимо:
- законными средствами заставитьбанки работать не только на получение максимальной прибыли, но и на развитиеэкономики страны;
- создать законодательную базу, стимулирующуюразвитие институтов микрокредитования, разрешить использование нетипичных формотчетности и методов контроля, учитывающих специфику деятельности;
- обеспечить долевое участиегосударственного капитала в создании инфраструктуры лизинговой деятельности,финансирование и предоставление государственных гарантий в целях реализациилизинговых проектов для субъектов малого бизнеса, предоставление инвестиционныхкредитов для реализации лизинговых;
- усилить роль общественных игосударственных организаций, учреждений, обществ в поддержке, пропаганде иразвитии частнопредпринимательской инициативы в Республике Беларусь.
ЛИТЕРАТУРА
1. Воловик, Е. М. Налогообложение собственного бизнеса в Великобритании // НЭГ. 2008. №4 (14) с.5
2. Герчикова, И. Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное. Учеб. пособие. – М.: Консалтбанкир, 2008.
3. Лапуста, М. Г. Предпринимательство: Учебное пособие. М.ИНФА-М, 2008.