Челябинский юридический колледж
Кафедра «Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Финансы, денежное обращение и кредит»
Правовая и нормативная база функционирования фондовогорынка в России
Выполнила:
студенткагр. БД-2-06
БеверС. В.
Проверил:
преподаватель
УфимцеваС. С.
2008
Оглавление
Введение
Глава1 Государственное регулирование рынка ценных бумаг
1.1 Основные направления и формыгосударственного
регулирования
1.2 Федеральная комиссия по рынкуценных бумаг, ее задачи
ифункции
1.3 Нормативно-правовая база,регулирующая функционирование фондового рынка
Глава2 Роль и задачи государственных институтов и нормативно-правовых актов впроцессе регулирования рынка ценных бумаг
2.1 Государственные институты,регулирующие рынок
ценныхбумаг
2.2 Гражданский кодекс РФ, законы,указы президента, нормативные акты федерального уровня2.3 Федеральные законы,регулирующие фондовый рынок
2.4 Нормативно-инструктивные документыБанка России о ценных бумагах, их содержание
2.5 Допуск нерезидентов на российскийрынок ценных бумаг
Глава3 Стратегия развития финансового рынка РФ на 2006 – 2008 гг. (Распоряжение от 1июня 2006 г. №793-р)
3.1 Цели и задачи развития финансовогорынка в 2006 – 2008 годах
3.2 Ожидаемые результаты развитияфинансового рынка в 2006 – 2008 годах
3.3 Создание правовых основформирования новых инструментов финансового рынка
Заключение
Списоклитературы
Введение
Тема данной курсовой работы«Правовая и нормативная база функционирования фондового рынка в России».Рассмотрение этой темы достаточно актуально, т. к. осуществление деятельностина рынке ценных бумаг регулируются нормативно-правовыми актами, которыеопределяют основные направления деятельности, правила ее осуществления.
Данная работа рассматривает какнормативное и правовое регулирование рынка ценных бумаг, а также регулирование государственныхинститутов, влияют на осуществление деятельности на рынке ценных бумаг; каковыцели и задачи государственных институтов в процессе регулирования; развитиефинансового рынка; принятие новых законодательных актов.
Объектом исследования являетсярынок ценных бумаг, инструменты рынка, взаимодействие участников, основныеопределения. Предмет – государственные институты, нормативно-правовые акты.
Цели исследования:
· определить задачи и функциигосударственного регулирования;
· определить роль государственныхинститутов и нормативно-правовых актов в процессе регулирования рынка ценныхбумаг;
· рассмотреть перспективы развитияфинансового рынка и его инструментов.
Для достижения поставленныхцелей рассмотрены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность на рынкеценных бумаг.
В Главе 1 рассмотреногосударственное регулирование фондового рынка в России: определены общие цели ифункции государственного регулирования, а также нормативно-правовая база,регулирующая функционирование рынка ценных бумаг.
В Главе 2 более подробнорассмотрено влияние государственных институтов на осуществление деятельности нарынке ценных бумаг, таких как Правительство РФ, Федеральная служба пофинансовым рынкам РФ, Министерство финансов РФ, Центральный банк Российской Федерации,Российский фонд федерального имущества, Федеральная антимонопольнаяслужба РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ. Так жепредставлено подробное описание основных положений наиболее важных законов идругих нормативных актов, регулирующих функционирование фондового рынка, такихкак Гражданский кодекс РФ, указы президента, Федеральные законы: «О защитеправ и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», «О рынкеценных бумаг», «Об акционерных обществах», «О Центральномбанке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковскойдеятельности».
В Главе 3 определены цели изадачи, ожидаемые результаты развития финансового рынка, создание правовыхоснов формирования новых инструментов финансового рынка.
1 Государственноерегулирование рынка ценных бумаг
1.1 Основные направления иформы государственного регулирования
На сегодняшний день известныдве модели государственного регулирования рынка ценных бумаг, перваяподразумевает, что государство максимально активно контролирует и вмешивается врегуляционный процесс на рынке и лишь небольшая часть передаетсясаморегулирующимся организациям. Вторая модель прямо противоположна первой — роль государства в регулировании минимальна и основная доля регулированияпринадлежит участникам рынка. В большинстве стран мира государство идет по путисреднего между этими двумя крайними моделями.
Рынок ценных бумаг каксоставная часть финансово-кредитной системы является объектом государственногорегулирования, основная цель которого – защитить интересы инвесторов отпротивоправных действий со стороны эмитентов или посредников.
В этой области государствоосуществляет такие функции как выработка определенных правил, регулирующихэмиссию и обращение ценных бумаг и деятельность профессиональных участниковрынка ценных бумаг, а также контроль за соблюдением действующих в странесоответствующих нормативных актов; органы государственной власти также выдаютлицензии на право заниматься каким-либо видом деятельности на рынке ценныхбумаг. Согласно Федеральному закону лицензированию подлежит деятельность всехназванных выше профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также фондовыхбирж.
Кроме лицензирования,государственный контроль за деятельностью профессиональных участников рынкаценных бумаг осуществляется также путем аттестации специалистов, работающих сценными бумагами. В России согласно действующему в настоящее время положениюруководители и специалисты профессиональных организаций – участников рынкаценных бумаг – должны иметь квалификационный аттестат, установленный актамисоответствующего органа государственной власти.
Государство выполняет рядважнейших функций на рынке ценных бумаг, среди них можно выделить следующиеосновные:
¨ разработка программы и стратегииразвития рынка ценных бумаг, наблюдение и регулирование исполнения этойпрограммы, выработка законодательных актов для реализации стратегии;
¨ установление требований кучастникам рыночного процесса, установка различных стандартов;
¨ контролирование финансовойбезопасности и устойчивости рынка, надзор за выполнением распоряжений побезопасности;
¨ обеспечение информированности всехбез исключения инвесторов о состоянии рынка;
¨ формирование государственныхсистем страхования на рынке ценных бумаг;
¨ контроль и предупреждениечрезмерного вложения инвестиций в государственные ценные бумаги;
¨ создание, функционирование исовершенствование развитой инфраструктуры рынка ценных бумаг;
¨ обеспечение устойчивого применениярыночных механизмов на рынке ценных бумаг;
¨ обеспечение развитияпрофессиональной деятельности;
¨ защита прав и законных интересовинвесторов и иных участников рынка ценных бумаг, предотвращение нарушенийстороны профессиональных участников рынка.
1.2. Федеральнаякомиссия по рынку ценных бумаг, ее задачи и функции
Федеральная комиссия по рынкуценных бумаг — федеральный орган исполнительной власти по проведениюгосударственной политики в области рынка ценных бумаг, по контролю задеятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов,акционеров и вкладчиков.
ФКЦБ России создана всоответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (1996) по УказуПрезидента «О Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг» от 1 июля 1996 №10097 и является правопреемником Федеральной комиссии по ценным бумагам ифондовому рынку при Правительстве РФ, осуществлявшей свою деятельность всоответствии с Указом Президента РФ «О мерах по государственному регулированиюрынка ценных бумаг в Российской Федерации» от 4 ноября 1994 № 2063. ПолномочияФКЦБ не распространяются на процедуру эмиссии долговых обязательствПравительства РФ и ценных бумаг субъектов Федерации.
ФКЦБ России выполняетследующие функции:
· разрабатывает основные направленияразвития рынка ценных бумаг и координирует деятельность федеральных органовисполнительной власти по вопросам регулирования рынка;
· утверждает стандарты эмиссииценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов, в т. ч. иностранныхэмитентов, осуществляющих эмиссию ценных бумаг на территории РФ, и порядокрегистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;
· разрабатывает и утверждает единыетребования к правилам осуществления профессиональной деятельности с ценнымибумагами;
· устанавливает обязательныетребования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к ихпубличному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарнойдеятельности (правила ведения учета и составления отчетности эмитентами ипрофессиональными участниками рынка ценных бумаг устанавливаются ФКЦБ Россиисовместно с Минфином РФ);
· устанавливает порядок иосуществляет лицензирование различных видов профессиональной деятельности нарынке ценных бумаг;
· выдает генеральные лицензии наосуществление лицензирования деятельности профессиональных участников рынкаценных бумаг;
· устанавливает порядок, лицензируети ведет реестр саморегулируемых организаций профессиональных участников рынкаценных бумаг;
· определяет стандарты деятельностиинвестиций, негосударственных пенсионных, страховых фондов и их управляющихкомпаний, а также страховых компаний на рынке ценных бумаг;
· контролирует соблюдениеэмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг саморегулируемымиорганизациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательстваРФ о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных Федеральнойкомиссией;
· обеспечивает раскрытие информациио зарегистрированных выпусках ценных бумаг, профессиональных участниках рынкаценных бумаг и регулировании рынка;
· обеспечивает созданиеобщедоступной системы раскрытия информации на рынке ценных бумаг;
· утверждает квалификационныетребования, предъявляемые к лицам и организациям, осуществляющимпрофессиональную деятельность с ценными бумагами, к персоналу этих организаций,организует исследования по вопросам развития рынка;
· разрабатывает проектызаконодательных и иных нормативных актов, связанных с вопросами регулированиярынка ценных бумаг;
· разрабатывает соответствующиеметодические рекомендации по практике применения законодательства РФ о ценныхбумагах;
· осуществляет руководстворегиональными отделениями ФКЦБ России;
· ведет реестр выданных,приостановленных и аннулированных лицензий;
· устанавливает и определяет порядокдопуска к первичному размещению и обращению вне территории РФ ценных бумаг,выпущенных эмитентами, зарегистрированными в РФ;
· осуществляет надзор засоответствием объема выпуска эмиссионных ценных бумаг их количеству вобращении;
· устанавливает соотношения междуразмерами объявленной эмиссии акций на предъявителя и оплаченного уставногокапитала.
ФКЦБ России вправе:
· выдавать генеральные лицензии наосуществление лицензирования профессиональных участников рынка ценных бумаг;
· квалифицировать ценные бумаги иопределять их виды в соответствии с законодательством РФ;
· устанавливать обязательные дляпрофессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением кредитныхорганизаций) нормативы достаточности собственных средств и иные показатели,ограничивающие риски по операциям с ценными бумагами;
· организовывать и проводитьпроверки деятельности, назначать и отзывать инспекторов для контроля задеятельностью эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, ихсаморегулируемых организаций;
· направлять эмитентам ипрофессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемыхорганизациям предписания, обязательные для исполнения;
· требовать от них представлениядокументов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции ФКЦБРоссии;
· направлять материалы вправоохранительные органы и обращаться с исками в арбитражный суд по вопросам,отнесенным к компетенции ФКЦБ России (включая недействительность сделок сценными бумагами);
· принимать решения о создании иликвидации региональных отделений ФКЦБ России.
1.3. Нормативно-правовая база, регулирующаяфункционирование фондового рынка
Основные законодательныеакты, которыми регулируется российский рынок ценных бумаг:
Гражданский кодекс РФ, части1 и 2 (1995 – 1996 гг.);
Закон «О банках и банковскойдеятельности» (2003 г.);
Закон «О Центральном банкеРоссийской Федерации» (2002 г.);
Закон «О приватизациигосударственных и муниципальных предприятий в РСФСР» (1991 г.);
Закон «О товарных биржах ибиржевой торговле» (1992 г.);
Закон «О валютномрегулировании и валютном контроле» (2003 г.);
Закон «Об акционерныхобществах» (1996 г.);
Закон «О рынке ценных бумаг»(1996 г.);
указы Президента по развитиюрынка ценных бумаг;
постановления ПравительстваРФ (в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценныхбумаг во всех их разновидностях).
Главный документ, призванныйрегулировать отношения государства с инвесторами, — Закон «О государственномвнутреннем долге РФ», определяет понятие государственного долга, а такжевыделяет среди прочих его форм государственные займы, осуществляемые с помощьюэмиссии ценных бумаг. Контроль за состоянием государственного долга былвозложен на Верховный Совет РФ, затем – на Государственную Думу; управлениедолгом – на Правительство РФ. Обслуживание государственного долга осуществляетЦентральный банк Российской Федерации.
Закон закрепил в ролиэмитента ценных бумаг Правительство РФ, которое уполномочено определять условияи порядок эмиссии государственных долговых обязательств и нести ответственностьпо ним. Эта ответственность не распространяется на ценные бумаги, эмитированныесубъектами Федерации и местными органами власти.
Нормативным документом,регулирующим рынок ценных бумаг, является Положение о выпуске и обращенииценных бумаг на фондовых биржах в России. В документе формулируется определениегосударственных долговых обязательств, а также устанавливается, что средипрочих эмитентами ценных бумаг могут выступать государство, государственныеорганы и органы местной власти.
Важнейшим документом,регулирующим российский фондовый рынок в целом, стал Федеральный закон «О рынкеценных бумаг», от 22 апреля 1996 г., согласно которому эмитентами ценных бумаг,помимо других юридических лиц, выступают органы исполнительной власти и органыместного самоуправления. В законе систематизируется терминология фондовогорынка, классифицируются виды ценных бумаг, виды профессиональной деятельности иучастники рынка, регламентируются вопросы организации фондовой биржи,рассматриваются вопросы информационного обеспечения рынка ценных бумаг, вчастности вопросы раскрытия информации эмитентами, ответственности заиспользование служебной информации, рекламы на фондовом рынке.
2 Роль и задачи государственныхинститутов и нормативно-правовых актов в процессе регулирования рынка ценныхбумаг
2.1 Государственные институты,регулирующие рынок ценных бумаг
Правительство РФ.ПравительствоРФ осуществляет общее руководство развитием рынка ценных бумаг черезфедеральные органы исполнительной власти, ведет законопроектную деятельность,осуществляя подготовку проектов указов и распоряжений Президента РФ, а такжефедеральных законов в области ценных бумаг, назначает и контролирует работуголовных исполнителей по подготовке нормативных актов (Минфин, МинэкономикиРоссии и т. д.). Порядок указанной работы утвержден ПостановлениемПравительства РФ «Об утверждении временного Положения о законопроектнойдеятельности правительства Российской Федерации» от 19 июня 1994г. №773.
Федеральная служба пофинансовым рынкам (ФСФР) РФявляется Федеральным органом исполнительной власти попроведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю задеятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению правинвесторов, акционеров и вкладчиков.
ФСФР России издаетраспоряжения по вопросам выдачи, приостановления и аннулирования генеральныхлицензий на осуществление лицензирования профессиональных участников рынкаценных бумаг, лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынкеценных бумаг и иных лицензий, а также по вопросам, имеющим распорядительный илииндивидуальный характер, не требующим принятия постановлений в соответствии сфедеральным законом.
Министерство финансов РФ(Минфин России).Министерство финансов выступает на рынке ценных бумагв качестве представителя эмитента государства, выполняющего все функции повыпуску государственных ценных бумаг на федеральном уровне; государственногооргана регулирования рынка.
В качестве эмитентагосударства Министерство финансов России разрабатывает цели и условия выпускаценных бумаг, заключает договоры на первичное их размещение, оказываеторганизационно-техническое содействие в создании первичного и ликвидноговторичного рынков государственных долговых обязательств, создает систему льгот,обеспечивающих спрос на них, определяет цены первичного размещения и т. п.
Будучи государственныморганом регулирования рынка, Минфин РФ:
— устанавливает правила совершенияопераций на рынке, учета и отчетности по сделкам с фондовыми инструментами (напрактике для всех участников, за исключением банков, депозитариев,регистраторов, из сферы регулирования Минфина выведен также оборот валютныхценностей);
— аттестует специалистов на правоведения операций с ценными бумагами (за исключением персонала банков),контролирует использование квалификационных аттестатов, применяет санкции;
— регистрирует выпуски ценных бумаг(за исключением ценных бумаг и акций чековых инвестиционных фондов);
— регулирует совместно с БанкомРоссии выпуск и обращение государственных ценных бумаг;
— ведет Единый государственныйреестр зарегистрированных в РФ ценных бумаг (за исключением акций банков ичековых инвестиционных фондов) и обеспечивает его публикацию;
— контролирует приобретение крупныхпакетов акций;
— лицензирует производство и ввоз натерриторию РФ бланков ценных бумаг;
— ведет государственный реестракционерных обществ;
— ведет реестр инвестиционныхинститутов;
— осуществляет подготовкуспециалистов по ценным бумагам через подведомственную систему финансовыхколледжей.
Центральный банкРоссийской Федерации (Банк России).Центральный банк являетсяпрофессиональным участником рынка ценных бумаг, активно ведущим операции сценными бумагами, а также государственным органом регулирования рынка. Будучиагентом Правительства РФ по размещению государственных ценных бумаг, БанкРоссии по сути выполняет функции инвестиционной компании по обслуживаниюпервичного размещения ценных бумаг. Вкладывая в государственные фондовыеценности собственные ресурсы, Банк России выступает в качестве дилера. Крометого, Банк России создает вторичный рынок государственных ценных бумаг,выступая на нем в качестве финансового брокера, работающего по поручениюПравительства. Он также осуществляет функции депозитария, клирингового ирасчетного центра по операциям с отдельными выпусками государственных ценныхбумаг, являясь в этом смысле специализированной организацией по учету,хранению, расчетам по операциям с фондовыми ценностями.
Банк России используетоперации с государственными ценными бумагами в качестве инструментаденежно-кредитной политики. Он также выступает органом государственногорегулирования для коммерческих банков – профессиональных участников рынкаценных бумаг, а зачастую – консультантом Правительства и парламентских органов,координатором в объединении ресурсов для разработки новых систем торговлиценными бумагами, например по торговле государственными краткосрочнымиоблигациями, участвует в разработке законодательных актов о финансовом рынке,трасте, векселях.
Согласно Законам РФ «ОЦентральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковскойдеятельности в Российской Федерации», Банк России на рынке ценных бумагосуществляет:
— установление для банков правилсовершения операций на рынке, учета и отчетности по сделкам с фондовымиинструментами;
— регулирование и контроль операцийс ценными бумагами;
— аттестацию специалистов банков направо ведения операций с ценными бумагами;
— регистрацию выпусков ценных бумагбанков;
— регулирование выпуска и обращениягосударственных ценных бумаг (совместно с Минфином России);
— ведение реестра ценных бумагбанков;
— регистрацию и ведение реестраакционерных обществ – банков;
— подготовку специалистов по ценнымбумагам через систему банковских колледжей.
Кроме того, в соответствии сЗаконом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г.Банк России регулирует обращение ценных бумаг – валютных ценностей в частибанковских и небанковских операций.
Особая сфера ответственностиБанка России – операции на открытом рынке, инструментом которых являются ценныебумаги, а целью – регулирование объемов денежной массы в обращении.
Российский фондфедерального имуществавыполняет на рынке ценных бумаг следующие функции:
— продажи акций в процессеприватизации;
— управление портфелем акций,находящихся в собственности государства, включая осуществление полномочийсобственника на собрании акционеров;
— приобретение от имени государстваучастия в акционерных капиталах.
Федеральнаяантимонопольная служба РФ (ФАС).В соответствии с Законом РФ «О конкуренции иограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и рядомнормативных актов в области ценных бумаг ФАС осуществляет:
— согласование крупнейших выпусковценных бумаг;
— определение порядка признанияюридических лиц контролирующими друг друга, согласование приобретения 35% илиболее акций одного эмитента, или акций, обеспечивающих более 50% голосовакционеров;
— согласование создания холдинговыхкомпаний при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества,определение пакета акций как контрольного;
— согласование создания акционерныхобществ путем добровольных объединений государственных предприятий;
— согласование созданияфинансово-промышленных групп;
— контроль рекламной деятельности вобласти ценных бумаг, обеспечивая добросовестную конкуренцию и защиту правпотребителей на получение достоверной информации, приостановление лицензий направо операций с ценными бумагами по результатам контроля;
— регулирование обращения товарных,фьючерсных и опционных контрактов через Комиссию по товарным биржам.
Министерствоэкономического развития и торговли РФ– Минэкономики Россиитрадиционно отвечало за общеэкономическую политику и распределениецентрализованных инвестиций. В настоящее время происходит последовательноеусиление деятельности Минэкономики России на рынке ценных бумаг:
— в разработке политики формированиярынка в рамках общеэкономической политики;
— в законотворческой области;
— в стремлении создать и впоследующем регулировать схему инвестирования централизованных государственныхсредств на капитальные цели через портфельные вложения в ценные бумаги;
— в экспертизе и согласованиисоздания финансово-промышленных групп.
2.2 Гражданский кодекс РФ,законы, указы президента, нормативные акты федерального уровня
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>
Гражданский кодекс дает характеристику ценным бумагам и устанавливаетвиды ценных бумаг:
ценнойбумагой является документ,удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитовимущественные права, осуществление или передача которых возможны только при егопредъявлении.
Спередачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности.
В случаях,предусмотренных законом или в установленном им порядке, для осуществления ипередачи прав, удостоверенных ценной бумагой, достаточно доказательств ихзакрепления в специальном реестре (обычном или компьютеризованном).
К ценным бумагам относятся:государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательныйсертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент,акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами оценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг.
Права,удостоверенные ценной бумагой, могут принадлежать:
· предъявителю ценной бумаги (ценнаябумага на предъявителя);
· названному в ценной бумаге лицу(именная ценная бумага);
· названному в ценной бумаге лицу,которое может само осуществить эти права или назначить своим распоряжением(приказом) другое управомоченное лицо (ордерная ценная бумага).
Закономможет быть исключена возможность выпуска ценных бумаг определенного вида вкачестве именных, либо в качестве ордерных, либо в качестве бумаг напредъявителя.
Исполнение по ценной бумаге:
1. Лицо,выдавшее ценную бумагу, и все лица, индоссировавшие ее, отвечают перед еезаконным владельцем солидарно.
2. Отказот исполнения обязательства, удостоверенного ценной бумагой, со ссылкой наотсутствие основания обязательства либо на его недействительность недопускается.
Владелецценной бумаги, обнаруживший подлог или подделку ценной бумаги, вправепредъявить к лицу, передавшему ему бумагу, требование о надлежащем исполненииобязательства, удостоверенного ценной бумагой, и о возмещении убытков.
В целяхсоздания общероссийской телекоммуникационной системы для обслуживанияфедеральных органов государственной власти, органов государственной властисубъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и субъектовпредпринимательской деятельности всех форм собственности, создания условийфункционирования электронной системы финансовых расчетов, формированияинфраструктуры фондового рынка Российской Федерации, обеспечивающей защиту правсобственников ценных бумаг Указ Президента РФ от 3 июля 1995 г. N 662
«О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы иобеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовомрынке Российской Федерации» постановил:
1.Установить, что первоочередными задачами государственной политики в областиформирования современной рыночной инфраструктуры являются:
· созданиеорганизационно-технических условий и технологической системытелекоммуникационного обслуживания федеральных органов государственной власти,органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местногосамоуправления и субъектов предпринимательской деятельности всех формсобственности при осуществлении финансовых расчетов и операций на рынке ценныхбумаг;
· формирование единых стандартовосуществления и регистрации операций на финансовом рынке Российской Федерации;
· привлечение к созданию и развитиюобщероссийской телекоммуникационной системы российских и иностранныхинвесторов;
· обеспечение государственногоконтроля деятельности общероссийской телекоммуникационной системы.
2. В целяхзащиты прав инвесторов, в том числе акционеров, признать, что в соответствии сзаконодательством Российской Федерации:
· при налогообложении операций сценными бумагами специализированные депозитарные и депозитарно-клиринговыеорганизации, а также номинальные держатели ценных бумаг не могутрассматриваться как собственники ценных бумаг клиентов или доходов, получаемыхот этих ценных бумаг, и, соответственно, не могут облагаться налогом наоперации с ценными бумагами клиентов и налогом на прибыль в части прибыли,образующейся в результате прироста капитала по ценным бумагам клиентов;
· специализированные депозитарные идепозитарно-клиринговые организации, в том числе являющиеся номинальнымидержателями ценных бумаг своих клиентов, не вправе совершать с ценными бумагамиклиентов сделки, связанные с отчуждением и обременением обязательствами этихценных бумаг;
3. Одобрить деятельностьФедеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при ПравительствеРоссийской Федерации по созданию единой общероссийской системы расчетов,клиринга и хранения ценных бумаг и привлечению к участию в ней российских ииностранных банковских и небанковских организаций, в том числе Сберегательного банкаРоссийской Федерации.
В целяхобеспечения государственного регулирования на финансовом рынке и рынке ценныхбумаг в Российской Федерации, а также отношений, складывающихся в процессеобращения ценных бумаг, пресечения злоупотреблений и нарушений прав граждан ина основании пунктов 1 и 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации УказПрезидента РФ от 4 ноября 1994 г. N 2063 «О мерах по государственномурегулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации»постановил:
1.Установить, что:
· предпринимательская деятельностьна рынке ценных бумаг в Российской Федерации, в том числе предоставление услугпо размещению, купле и продаже ценных бумаг, осуществляется исключительнопрофессиональными участниками на основании лицензий, выдаваемых в порядке,определяемом действующим законодательством Российской Федерации;
· предпринимательская деятельностьна финансовом рынке в Российской Федерации, не связанная с эмиссией иобращением ценных бумаг, осуществляется банками, иными кредитно-финансовымиучреждениями на основании лицензий, выдаваемых Центральным банком РоссийскойФедерации, а также страховыми организациями на основании лицензий, выдаваемыхФедеральной службой России по надзору за страховой деятельностью;
· эмиссия ценных бумаг осуществляетсяисключительно на основе регистрации в уполномоченных государственных органах,если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.
Ограничения деятельностиграждан и юридических лиц, выступающих на рынке ценных бумаг или финансовомрынке в качестве инвесторов, в том числе по приобретению акций и иных ценныхбумаг, могут устанавливаться федеральными законами и указами ПрезидентаРоссийской Федерации.
2. Установить, чтогосударственное регулирование деятельности на рынке ценных бумаг и финансовомрынке осуществляется путем:
· лицензирования деятельностибанков, страховых и иных кредитно-финансовых учреждений, профессиональныхучастников рынка ценных бумаг и фондовых бирж;
· обеспечение контроля задеятельностью банков, страховых и иных кредитно-финансовых учреждений,профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж;
· запрещения и пресечениядеятельности граждан и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскуюдеятельность на рынке ценных бумаг и финансовом рынке без получениясоответствующих лицензий;
· контроля за соблюдением эмитентамипорядка регистрации эмиссии ценных бумаг и условий размещения, предусмотренныхпроспектами эмиссии;
· обеспечения системы контроля задостоверностью информации о результатах экономической деятельности,предоставляемой эмитентами владельцам ценных бумаг;
· создания системы обеспечения правинвесторов и контроля за соблюдением их прав эмитентами ценных бумаг, банками,страховыми и иными кредитно-финансовыми учреждениями, профессиональнымиучастниками рынка ценных бумаг и фондовыми биржами;
· контроля за достоверностьюпредоставляемой эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумагинформации.
В целях обеспечения интересовинвесторов и хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскуюдеятельность на рынке ценных бумаг в Российской Федерации Указ Президента РФот 20 декабря 1994 г. N 2203 «О некоторых мерах упорядочения деятельностина рынке ценных бумаг в Российской Федерации» постановил:
1. Установить, что Федеральнаякомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РоссийскойФедерации вправе выдавать временные (до 1 марта 1995 г.) разрешения на занятиепредпринимательской деятельностью на рынке ценных бумаг в Российской Федерацииюридическим лицам, осуществляющим на дату издания настоящего Указа такуюдеятельность без лицензии и обратившимся за ее получением в соответствующиеорганы.
2. Установить, что временныеразрешения на занятие предпринимательской деятельностью на рынке ценных бумаг вРоссийской Федерации выдаются юридическим лицам, представившим в Федеральнуюкомиссию по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РоссийскойФедерации данные бухгалтерского баланса и документы, подтверждающие возможностьполучения соответствующей лицензии.
Федеральная комиссия поценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации вправедосрочно отозвать временное разрешение в случае нарушения соответствующимюридическим лицом законодательства Российской Федерации.2.3 Федеральные законы, регулирующиефондовый рынок
НастоящимФедеральным законом от 5 марта 1999 г. N 46-ФЗ «О защите прав изаконных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»устанавливаются:
· условия предоставленияпрофессиональными участниками услуг инвесторам, не являющимся профессиональнымиучастниками;
· дополнительные требования кпрофессиональным участникам, предоставляющим услуги инвесторам на рынке ценныхбумаг;
· дополнительные условия размещенияэмиссионных ценных бумаг среди неограниченного круга инвесторов на рынке ценныхбумаг;
· дополнительные меры по защите прави законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг и ответственностьэмитентов и иных лиц за нарушение этих прав и интересов.
Согласностатье 5 «Ограничения, связанные с эмиссией и обращением ценных бумаг»Федерального закона:
1. На рынке ценных бумагзапрещаются публичное размещение, реклама и предложение в любой иной форменеограниченному кругу лиц ценных бумаг, выпуск которых не прошел государственнуюрегистрацию (за исключением ценных бумаг, размещение которых в случаях,предусмотренных федеральными законами, осуществляется без государственнойрегистрации их выпуска), ценных бумаг, публичное размещение которых запрещеноили не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовымиактами Российской Федерации, а также документов, удостоверяющих денежные и иныеобязательства, но при этом не являющихся ценными бумагами в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
2.Совершение владельцем ценных бумаг любых сделок с принадлежащими ему ценнымибумагами до их полной оплаты и регистрации отчета об итогах их выпусказапрещается, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
3. Эмиссия облигаций и иныхэмиссионных ценных бумаг некоммерческими организациями допускается только вслучаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовымиактами Российской Федерации, при наличии обеспечения, определенного указанныминормативными актами.
/>/>/>Настоящим Федеральнымзаконом от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценныхбумаг» регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращенииэмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценныхбумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенностисоздания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Основные термины,используемые в настоящем Федеральном законе
Эмиссионнаяценная бумага — любая ценнаябумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременноследующими признаками:
закрепляет совокупностьимущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке ибезусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральнымзаконом формы и порядка;
размещается выпусками;
имеет равные объем и срокиосуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времениприобретения ценной бумаги.
Акция — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права еевладельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в видедивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества,остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой.
Облигация — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право еевладельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ееноминальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация можеттакже предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в нейпроцента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.Доходом по облигации являются процент и/или дисконт.
Опцион эмитента — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право еевладельца на покупку в предусмотренный в ней срок и/или при наступленииуказанных в ней обстоятельств определенного количества акций эмитента такогоопциона по цене, определенной в опционе эмитента. Опцион эмитента являетсяименной ценной бумагой.
Выпускэмиссионных ценных бумаг — совокупность всех ценных бумаг одного эмитента, предоставляющих одинаковыйобъем прав их владельцам и имеющих одинаковую номинальную стоимость в случаях,если наличие номинальной стоимости предусмотрено законодательством Российской Федерации.Выпуску эмиссионных ценных бумаг присваивается единый государственныйрегистрационный номер, который распространяется на все ценные бумаги данноговыпуска, а в случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом выпускэмиссионных ценных бумаг не подлежит государственной регистрации, — идентификационный номер.
Эмитент — юридическое лицо или органы исполнительной властилибо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательстваперед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.
Владелец — лицо, которому ценные бумаги принадлежат на правесобственности или ином вещном праве.
Обращениеценных бумаг — заключениегражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценныебумаги.
Размещениеэмиссионных ценных бумаг — отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путемзаключения гражданско-правовых сделок.
Эмиссияценных бумаг — установленнаянастоящим федеральным законом последовательность действий эмитента поразмещению эмиссионных ценных бумаг.
Профессиональныеучастники рынка ценных бумаг — юридические лица, которые осуществляют виды деятельности, указанные в главе 2настоящего Федерального закона.
Финансовыйконсультант на рынке ценных бумаг — юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление брокерской и/илидилерской деятельности на рынке ценных бумаг, оказывающее эмитенту услуги поподготовке проспекта ценных бумаг.
Добросовестныйприобретатель — лицо, котороеприобрело ценные бумаги, произвело их оплату и в момент приобретения не знало ине могло знать о правах третьих лиц на эти ценные бумаги, если не доказаноиное.
Публичноеразмещение ценных бумаг — размещение ценных бумаг путем открытой подписки, в том числе размещение ценныхбумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторов торговли на рынке ценныхбумаг.
Публичноеобращение ценных бумаг — обращение ценных бумаг на торгах фондовых бирж и/или иных организаторовторговли на рынке ценных бумаг, обращение ценных бумаг путем предложения ценныхбумаг неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы.
Листингценных бумаг — включение фондовойбиржей ценных бумаг в котировальный список.
Делистингценных бумаг — исключениефондовой биржей ценных бумаг из котировального списка и др.
Виды профессиональнойдеятельности на рынке ценных бумаг:
1. Брокерская деятельность
Брокерской деятельностьюпризнается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценнымибумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценныхбумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основаниивозмездных договоров с клиентом.
Профессиональныйучастник рынка ценных бумаг, осуществляющий брокерскую деятельность, именуетсяброкером.
В случае оказания брокеромуслуг по размещению эмиссионных ценных бумаг брокер вправе приобрести за свойсчет не размещенные в срок, предусмотренный договором, ценные бумаги.
2. Дилерская деятельность
Дилерской деятельностьюпризнается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и засвой счет путем публичного объявления цен покупки и/или продажи определенныхценных бумаг с обязательством покупки и/или продажи этих ценных бумаг пообъявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.
Профессиональныйучастник рынка ценных бумаг, осуществляющий дилерскую деятельность, именуетсядилером. Дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческойорганизацией, а также государственная корпорация, если для такой корпорациивозможность осуществления дилерской деятельности установлена федеральнымзаконом, на основании которого она создана.
3. Деятельность по управлению ценнымибумагами
Для целей настоящегофедерального закона под деятельностью по управлению ценными бумагами признаетсяосуществление юридическим лицом от своего имени за вознаграждение в течениеопределенного срока доверительного управления переданными ему во владение ипринадлежащими другому лицу в интересах этого лица или указанных этим лицомтретьих лиц:
ценными бумагами;
денежными средствами,предназначенными для инвестирования в ценные бумаги;
денежными средствами иценными бумагами, получаемыми в процессе управления ценными бумагами.
Профессиональный участникрынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами,именуется управляющим.
Наличиелицензии на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами нетребуется в случае, если доверительное управление связано только сосуществлением управляющим прав по ценным бумагам.
4. Деятельность по определениювзаимных обязательств (клиринг)
Клиринговая деятельность — деятельность по определению взаимных обязательств (сбор, сверка, корректировкаинформации по сделкам с ценными бумагами и подготовка бухгалтерских документовпо ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.
5. Депозитарная деятельность
Депозитарной деятельностьюпризнается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и/или учету ипереходу прав на ценные бумаги.
Профессиональныйучастник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность,именуется депозитарием. Депозитарием может быть только юридическое лицо.
Лицо,пользующееся услугами депозитария по хранению ценных бумаг и/или учету прав наценные бумаги, именуется депонентом.
Договормежду депозитарием и депонентом, регулирующий их отношения в процесседепозитарной деятельности, именуется депозитарным договором (договором о счетедепо). Депозитарный договор должен быть заключен в письменной форме.Депозитарий обязан утвердить условия осуществления им депозитарнойдеятельности, являющиеся неотъемлемой составной частью заключенногодепозитарного договора.
6. Деятельность по ведению реестравладельцев ценных бумаг
Деятельностью по ведениюреестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранениеи предоставление данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценныхбумаг.
Деятельностьюпо ведению реестра владельцев ценных бумаг имеют право заниматься толькоюридические лица.
Лица,осуществляющие деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг,именуются держателями реестра (регистраторами).
7. Деятельность по организацииторговли на рынке ценных бумаг
Деятельностью по организацииторговли на рынке ценных бумаг признается предоставление услуг, непосредственноспособствующих заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами междуучастниками рынка ценных бумаг.
Профессиональныйучастник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по организацииторговли на рынке ценных бумаг, называется организатором торговли на рынкеценных бумаг.
Осуществление деятельности поведению реестра не допускает ее совмещения с другими видами профессиональнойдеятельности на рынке ценных бумаг.
Ограничения на совмещениевидов деятельности и операций с ценными бумагами устанавливаются федеральныморганом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.Основные положения Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ«Об акционерных обществах»:
1. Акционерным обществом(далее — общество) признается коммерческая организация, уставный капиталкоторой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственныеправа участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Акционерыне отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с егодеятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционеры, не полностьюоплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества впределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.
Акционерывправе отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров иобщества.
2.Положения настоящего Федерального закона распространяются на общества с однимакционером постольку, поскольку настоящим Федеральным законом не предусмотреноиное и поскольку это не противоречит существу соответствующих отношений.
3. Общество являетсяюридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемоена его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать иосуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности,быть истцом и ответчиком в суде.
До оплаты50 процентов акций общества, распределенных среди его учредителей, общество невправе совершать сделки, не связанные с учреждением общества.
/>/>/>Уставныйкапитал и акции общества
1. Уставный капитал обществасоставляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами.
Номинальнаястоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой.
Уставныйкапитал общества определяет минимальный размер имущества общества,гарантирующего интересы его кредиторов.
2. Обществоразмещает обыкновенные акции и вправе размещать один или несколько типовпривилегированных акций. Номинальная стоимость размещенных привилегированныхакций не должна превышать 25 процентов от уставного капитала общества.
Приучреждении общества все его акции должны быть размещены среди учредителей.
Все акцииобщества являются именными.
Размещенные и объявленныеакции общества
1.Уставом общества должны быть определены количество, номинальная стоимостьакций, приобретенных акционерами (размещенные акции), и права, предоставляемыеэтими акциями. Приобретенные и выкупленные обществом акции, а также акцииобщества, право собственности на которые перешло к обществу являютсяразмещенными до их погашения.
Уставомобщества могут быть определены количество, номинальная стоимость, категории(типы) акций, которые общество вправе размещать дополнительно к размещеннымакциям (объявленные акции), и права, предоставляемые этими акциями. При отсутствиив уставе общества этих положений общество не вправе размещать дополнительныеакции.
Уставомобщества могут быть определены порядок и условия размещения обществомобъявленных акций.
2. В случае размещения обществом ценных бумаг,конвертируемых в акции определенной категории (типа), количество объявленныхакций этой категории (типа) должно быть не менее количества, необходимого дляконвертации в течение срока обращения этих ценных бумаг.
Общество не вправе приниматьрешения об изменении прав, предоставляемых акциями, в которые могут бытьконвертированы размещенные обществомценные бумаги
Облигации и иныеэмиссионные ценные бумаги общества
1. Общество вправе размещатьоблигации и иные эмиссионные ценные бумаги, предусмотренные правовыми актамиРоссийской Федерации о ценных бумагах.
2. Размещение обществомоблигаций и иных эмиссионных ценных бумаг осуществляется по решению советадиректоров (наблюдательного совета) общества, если иное не предусмотреноуставом общества.
Размещениеобществом облигаций, конвертируемых в акции, и иных эмиссионных ценных бумаг,конвертируемых в акции, должно осуществляться по решению общего собранияакционеров или по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества,если в соответствии с уставом общества ему принадлежит право принятия решения оразмещении облигаций, конвертируемых в акции, и иных эмиссионных ценных бумаг,конвертируемых в акции.
3. Облигация удостоверяетправо ее владельца требовать погашения облигации (выплату номинальной стоимостиили номинальной стоимости и процентов) в установленные сроки.
В решении о выпуске облигацийдолжны быть определены форма, сроки и иные условия погашения облигаций.
Выпускоблигаций обществом допускается после полной оплаты его уставногокапитала. Облигация должна иметь номинальную стоимость. Номинальнаястоимость всех выпущенных обществом облигаций не должна превышать размеруставного капитала общества и (или) величину обеспечения, предоставленного вэтих целях обществу третьими лицами. При отсутствии обеспечения,предоставленного третьими лицами, выпуск облигаций допускается не ранеетретьего года существования общества и при условии надлежащего утверждениягодовой бухгалтерской отчетности за два завершенных финансовых года.
Обществовправе размещать облигации, обеспеченные залогом определенного имуществаобщества, либо облигации под обеспечение, предоставленное обществу для целейвыпуска облигаций третьими лицами, и облигации без обеспечения.
Облигациимогут быть именными или на предъявителя. При выпуске именных облигаций обществообязано вести реестр их владельцев.
4. Обществоне вправе размещать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемыев акции общества, если количество объявленных акций общества определенныхкатегорий и типов меньше количества акций этих категорий и типов, право наприобретение которых предоставляют такие ценные бумаги.
2.4 Нормативно-инструктивныедокументы Банка России о ценных бумагах, их содержание
/>/>/>/>Согласно статье 4 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ
«О Центральном банкеРоссийской Федерации (Банке России)» Банк России выполняет следующие функции, связанные с деятельностью нарынке ценных бумаг:
1) вовзаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводитединую государственную денежно-кредитную политику;
2)монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежноеобращение;
3) устанавливает правилаосуществления расчетов в Российской Федерации;
4)устанавливает правила проведения банковских операций;
5)регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии сфедеральными законами;
6) определяетпорядок осуществления расчетов с международными организациями, иностраннымигосударствами, а также с юридическими и физическими лицами;
7) проводитанализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и порегионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовыхотношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные.
/>/>/>/>/>Далее представлены банковские операции, осуществляемыеЦентральным Банком:
1) покупать и продаватьгосударственные ценные бумаги на открытом рынке;
2) покупатьи продавать облигации, эмитированные Банком России, и депозитные сертификаты;
3) проводить расчетные,кассовые и депозитные операции, принимать на хранение и в управление ценныебумаги и другие активы;
4)осуществлять операции с финансовыми инструментами, используемыми для управленияфинансовыми рисками;
5)выставлять чеки и векселя в любой валюте.
/>Основные понятия настоящего Федерального закона от2 декабря 1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности»:
Кредитная организация — юридическое лицо, которое для извлечения прибыликак основной цели своей деятельности на основании специального разрешения(лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет правоосуществлять банковские операции, предусмотренные настоящим Федеральнымзаконом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственностикак хозяйственное общество.
Банк — кредитная организация, которая имеет исключительноеправо осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение вовклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средствот своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности,открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Небанковскаякредитная организация — кредитнаяорганизация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции,предусмотренные настоящим Федеральным законом. Допустимые сочетания банковскихопераций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России.
Иностранный банк — банк, признанный таковым по законодательствуиностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.
Кредитнаяорганизация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынкеценных бумаг в соответствии с федеральными законами.
2.5 Допуск нерезидентов на российскийрынок ценных бумаг
На протяжении 1996 годаЦентральным банком осуществлялась политика поэтапного снятия ограничений надопуск нерезидентов на рынки ГКО-ОФЗ. Целесообразно выделить следующие этапы:
1-й этап
До февраля 1996 годадействовали ограничения на репатриацию иностранными участниками полученных нарынке ГКО-ОФЗ доходов, а максимальная доля облигаций, которые могли бытьприобретены иностранными инвесторами, в общем объеме эмиссии каждого выпускаограничивалась, как правило, 10%. В этих условиях нерезиденты прибегали киспользованию так называемых “серых схем” для осуществления операций с ГКО,которые предполагали, как правило, использование посредников-резидентов. Такойспособ участия нерезидентов, в частности, не позволял эффективно контролироватьдолю их реального участия на рынке и своевременно анализировать возможныепоследствия операций нерезидентов на рынке ГКО-ОФЗ не только для самого этогорынка, но также и для рынка валюты.
2-й этап
Приказом Центрального банка 2февраля 1996 г. был введен режим допуска иностранных инвесторов, в соответствиис которым они могли вкладывать средства в ГКО и ОФЗ-ПК с одновременнымпроведением иностранными инвесторами хеджирования операций по конвертациирублевых доходов (валютных свопов). Данный режим действовал до 15 сентября 1996года. Им предусматривалось, что покупка облигаций производится иностраннымиинвесторами через уполномоченных дилеров, заключивших с Банком Россиидополнительное соглашение к договору «О выполнении функций дилера на рынкегосударственных краткосрочных бескупонных облигаций». Представителямииностранных инвесторов в отношениях последних с уполномоченными дилерами присовершении операций с облигациями выступали уполномоченные банки — нерезиденты,список которых устанавливался приказом Банка России. Расчеты по сделкамнерезидентов осуществлялись через специальные рублевые счета в валютеРоссийской Федерации, открытые на имя уполномоченных банков — нерезидентов ииностранных инвесторов в банке-резиденте, выполняющем функции уполномоченногодилера.
Основными характеристикамиэтого механизма участия нерезидентов являлись следующие:
— нерезидент не был допущен коперациям на вторичном рынке и вследствие этого мог осуществлять лишь пассивнуюстратегию на рынке;
— список уполномоченныхбанков — нерезидентов устанавливался ЦБ;
— ЦБ устанавливалмаксимальные лимиты операций каждого банка-нерезидента;
— ЦБ ограничивал доходностьопераций нерезидента, также был ограничен размер открытой позиции каждогоуполномоченного банка по валютным свопам.
3-й этап
С 15 сентября 1996 г.приказом ЦБ был введен новый режим допуска нерезидентов, в соответствии скоторым нерезиденты стали осуществлять операции через специальные рублевыесчета “С” в крупнейших российских банках (уполномоченных банках), с которымиЦентральный банк заключал соответствующие соглашения. Нерезиденты получиливозможность переводить средства в рублях со счета “С” в расчетную системуГКО-ОФЗ для проведения операций с этими ценными бумагами. Объемы репатриациисредств нерезидентов за границу не ограничивались.
Основные характеристикинового механизма:
• сохранение минимальногосрока пребывания средств не резидентов на рынке (3 месяца), устанавливаемогоЦентральным банком в целях предотвращения резкого оттока средств;
• ограничение доходностиопераций посредством контроля за заключением нерезидентами форвардныхконтрактов с уполномоченными банками на конвертацию рублевых доходов в валюту(прямых срочных сделок), а также посредством установления минимальногопроцентного соотношения между объемом прямой срочной сделки и объемом обратнойсрочной сделки, заключаемой Центральным банком с уполномоченным банком;
• сохранение ограниченияМинфином доли нерезидентов в конкретных выпусках;
• существование ограничений,установленных ЦБ, на превышение обязательств российских банков по продаже ипокупке иностранной валюты (открытой валютной позиции) в целях регулированиякредитно-денежной политики.
Новые условия, облегчившиедоступ нерезидентов на вторичный рынок и репатриацию средств нерезидентов заграницу, имели своим результатом увеличение доли нерезидентов на рынке: в мае1996 года их участие оценивалось ЦБ в 3-6%, к концу года их доля сильновозросла.
3 Стратегия развитияфинансового рынка РФ на 2006 – 2008 гг. (Распоряжение от 1 июня 2006 г. №793-р)
3.1 Цели и задачи развития финансового рынка в 2006 – 2008годах
Целью настоящей Стратегииявляется превращение финансового рынка в один из главных механизмов реализацииинвестиционных программ корпоративного сектора с одновременным созданиемусловий для эффективного инвестирования частных накоплений и средствобязательных накопительных систем.
В 2006 — 2008 годахнеобходимо решить следующие задачи развития финансового рынка:
обеспечение снижения уровнянерыночного инвестиционного риска на финансовом рынке путем обеспечения защитыправ и законных интересов инвесторов;
осуществление реформыправового регулирования финансирования, направленной на ликвидацию экономическине обоснованных регулятивных препятствий в сфере развития рынка и созданиеусловий для учета интересов профессиональных участников рынка, инвесторов иэмитентов при формировании политики регулирования финансового рынка.
Важнейшим условием достиженияпоставленной цели является формирование благоприятного инвестиционного климата вРоссийской Федерации, включая установление стабильных правил ведения бизнеса ипредсказуемость нормативного регулирования и правоприменения. Созданиеблагоприятного инвестиционного климата является комплексной задачей, в решениикоторой должны участвовать все органы государственной власти.
3.2. Ожидаемыерезультаты развития финансового рынка в 2006 – 2008 годах
Финансовый рынок в результатереализации мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, претерпиткачественные изменения.
Доступ к рынку капиталаполучат большинство российских компаний, ведущих цивилизованный бизнес.Значительно увеличится количество первичных размещений акций этих компаний нафинансовом рынке.
Существенно расширитсяассортимент инструментов финансового рынка и услуг, предоставляемых финансовымиорганизациями гражданам и нефинансовым предприятиям.
Будут обеспечены конкурентныеусловия для проведения сделок с ценными бумагами и их надежный учет и хранение.Торговля основной долей российских активов будет осуществляться в РоссийскойФедерации.
Предусматривается ускорениеразвития институтов коллективных инвестиций. Среди инвесторов на финансовомрынке существенно вырастет доля консервативных фондов, настроенных надолгосрочные вложения.
Значительно сократятсясовокупные потери инвесторов, возникающие в связи с нарушением их прав изаконных интересов.
Предполагается, чтопредусмотренные настоящей Стратегией мероприятия позволят обеспечить условиядля опережающего развития финансового рынка по сравнению с темпами роставалового внутреннего продукта. Повышение уровня развития финансового рынка в2006 — 2008 годах будет характеризоваться следующими показателями:
отношение стоимостиимущества, составляющего совокупные чистые активы инвестиционных фондов, атакже пенсионных накоплений и пенсионных резервов, к валовому внутреннемупродукту удвоится и по итогам 2008 года составит 6 процентов;
стоимость корпоративныхоблигаций в обращении по отношению к валовому внутреннему продукту такжеудвоится (с 2,2 процента в 2005 году до 4,5 процента в 2008 году);
соотношение страховых премийи валового внутреннего продукта повысится (с 3 процентов в 2005 году до 5процентов в 2008 году);
капитализация рынка акций поотношению к валовому внутреннему продукту достигнет к началу 2009 года 70процентов;
доля операций с российскимиакциями на российских торговых площадках составит в 2008 году не менее 70процентов.
Ожидается, что в 2008 годупривлечение финансовых средств посредством размещения российскими компаниямиакций и облигаций на внутреннем финансовом рынке составит не менее 20 процентовинвестиций в основной капитал крупных и средних предприятий. С учетомпривлечения кредитов и займов у российских банков и на международном рынкекапитала этот показатель достигнет 35 — 40 процентов.
3.3 Создание правовых основформирования новых инструментов финансового рынка
Развитие рынка производныхфинансовых инструментов
Необходимыми условиямиуспешного развития рынка производных финансовых инструментов являются:
обеспечение судебной защитысделок, которые предполагают расчеты в зависимости от изменений цен нафинансовые инструменты;
законодательная защитасредств клирингового центра и обеспечения, внесенного под открытые позиции подеривативам;
уточнение порядка учетаопционов при создании резервов (кредитные организации) и расчета собственногокапитала (профессиональные участники рынка ценных бумаг) для эффективногодолгосрочного хеджирования с помощью опционов.
Кроме того, для обеспеченияконтроля рисков на рынке производных финансовых инструментов регулятору финансовогорынка необходимо разработать и принять нормативные акты, которые:
создадут механизмы защитыинтересов участников рынка;
определят требования кактивам, которые могут служить основой для производных финансовых инструментов;
определят требования кучастникам рынка производных финансовых инструментов, системе управлениярисками операций с производными финансовыми инструментами, к учету такихинструментов и иные требования.
Необходимо обеспечить условиядля рыночного ценообразования в отношении важнейших для российской экономикитоваров (энергоносители, зерно, металлы). Для создания условий развитиясрочного товарного рынка необходимо, прежде всего, принять федеральный закон,регулирующий выпуск и обращение двойных и простых складских свидетельств.
Секьюритизация активов
Секьюритизация — заменанерыночных займов и/или потоков наличности на ценные бумаги, свободнообращающиеся на рынках капиталов.
Секьюритизацияпредусматривает использование денежных поступлений, предусмотренных условиямизайма, в качестве обеспечения при выпуске долговых обязательств.
Первый шаг в установленииправовых механизмов секьюритизации в Российской Федерации был сделан путемпринятия Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах».
К основным направлениямсовершенствования законодательства Российской Федерации в этой сфере следуетотнести:
расширение перечня видовактивов, которые могут быть использованы для целей секьюритизации;
расширение круга правтребования, которые могут использоваться для целей секьюритизации;
введение законодательныхограничений на возможность признания уступки прав требования недействительной;
определение требований кэмитентам ценных бумаг, выпускаемых при секьюритизации;
создание механизмов повышениякредитного качества ценных бумаг;
уточнение законодательстваРоссийской Федерации о ценных бумагах в части специфики ценных бумаг,обеспеченных активами.
Развитие рынка ипотечныхценных бумаг
В настоящее время развитиерынка ипотечных ценных бумаг сдерживается в связи с тем, что окончательно несформирована нормативная правовая база в этой сфере.
Для формирования полноценногорынка ипотечных ценных бумаг необходима реализация следующих первоочередныхмер:
завершение разработкинормативной правовой базы рынка ипотечных ценных бумаг;
обеспечение возможностиинвестирования в ипотечные ценные бумаги средств крупных институциональныхинвесторов;
реализация мергосударственной поддержки рынка ипотечных ценных бумаг;
разработка и внедрениемеханизмов повышения кредитного качества ипотечных ценных бумаг (залог банковскихсчетов, введение счетов «эскроу»);
увеличение инвестиционногоспроса на ипотечные ценные бумаги за счет стандартизации ипотечных кредитов иэффективного формирования пулов;
развитие инфраструктуры рынкаипотечных ценных бумаг, включая формирование новых институтов (ипотечныеагенты, сервисные агенты, доверительные управляющие).
Создание правовых основдля снижения транзакционных издержек выхода российских компаний на российскийрынок капитала
Предлагается пересмотретьограничение для хозяйственных обществ максимально возможного объема эмиссии иотменить требование, при котором номинальная стоимость всех выпущенныхобществом облигаций не должна превышать размер уставного капитала либо величинуобеспечения, предоставленного обществу третьими лицами для выпуска облигаций.Эта норма не оправдана с точки зрения защиты интересов инвесторов иограничивает возможности долгового финансирования хозяйственных обществ. Снятиеограничений позволит регулировать риск заемщика в зависимости от предлагаемыхим объемов эмиссии посредством применения рыночных механизмов, а неадминистративных ограничений.
Снижению транзакционныхиздержек выхода российских компаний на российский рынок капитала будетспособствовать введение упрощенного принципа регулирования эмиссии краткосрочныхкорпоративных облигаций (биржевых облигаций). Биржевые облигации непредоставляют их владельцам (держателям) иных прав, кроме права на получениеноминальной стоимости и фиксированного процента номинальной стоимости в срок непозднее одного года с даты их размещения. При этом предполагается разрешитьэмиссию таких облигаций без государственной регистрации выпуска, регистрациипроспекта эмиссии и отчета об итогах выпуска. Размещение и обращение биржевыхоблигаций должно ограничиваться проведением торгов на фондовой бирже, котораядопустила их к торговле и на которую возлагаются функции по контролю зараскрытием соответствующей информации, а также ответственность за законностьдопуска указанных бумаг к торгам.
Выпускать биржевые облигациина первом этапе смогут только наиболее стабильные и крупные российские открытыеакционерные общества, акции которых прошли процедуру листинга на фондовойбирже.
Заключение
После рассмотрения главныхвопросов в теме по нормативной и прававой базе функционирования фондового рынкав России можно сделать следующие выводы:
· осуществление деятельности нарынке ценных бумаг определено нормативно-правовыми актами, которые играютбольшую роль в регулировании рынка ценных бумаг;
· контроль за деятельностью нафондовом рынке осуществляется государственными институтами;
· разработкой и приведением висполнение правовых документов занимается государство;
· основные направления деятельностина фондовом рынке и установление последовательности осуществляемых операций,защита прав участников рынка определены в Федеральных законах и другихнормативно-правовых актах.
Требуется разработка новыхзаконов в сфере формирования новых инструментов фондового рынка, условийдеятельности участников рынка;
осуществление реформыправового регулирования финансирования, направленной на ликвидацию экономическине обоснованных регулятивных препятствий в сфере развития рынка; развитиеконкурентоспособных институтов инфраструктуры фондового рынка; установлениестабильных правил ведения бизнеса и предсказуемость нормативного регулированияи правоприменения.
Дальнейшее исследованиенормативной базы функционирования фондового рынка выявит наиболее «слабые»стороны законодательных актов и определит пути их решения, усовершенствование.
Стратегия развития фондовогорынка рассматривает усовершенствование рынка: внедрение новых инструментов;принятие законодательных актов в области; расширение ассортимента инструментовфинансового рынка и услуг; доступ к рынку капитала большинства российскихкомпаний, ведущих цивилизованный бизнес; обеспечение конкурентных условий дляпроведения сделок с ценными бумагами и их надежный учет и хранение.
Список литературы
1. Гражданскийкодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, (сизменениями, внесенными Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ) // ГосударственнаяДума от 21 октября 1994 года;
2. Федеральный закон от 2 декабря1990 г. N 395-I «О банках и банковской деятельности» (с изменениями,внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.02.1999 N 4-П,Федеральными законами от 08.07.1999 N 144-ФЗ, от 27.10.2008 N 175-ФЗ);
3. Федеральный закон от5 марта 1999 года N 46-ФЗ «О защите прав и законныхинтересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (с изменениями, внесеннымиФедеральными законами от 26.04.2007 N 63-ФЗ) // Государственная Дума от 12февраля 1999 года;
4. Федеральный закон от 26 декабря1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изменениями, внесеннымиФедеральными законами от 13.10.2008 N 173-ФЗ, от 27.10.2008 N 175-ФЗ) //Государственная Дума от 24 ноября 1995 года;
5. Федеральный закон от 22 апреля1996 г. N 39-ФЗ „О рынке ценных бумаг“ (в редакции Федеральногозакона от 27.10.2008 N 176-ФЗ) // Государственная Дума от 20 марта 1996 года;
6. Федеральный закон от 10июля 2002 г. N 86-ФЗ „О Центральном банке Российской Федерации (БанкеРоссии)“ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.10.2008 N175-ФЗ)// ГосударственнаяДума от 27 июня 2002года;
7. Указ Президента РФ от 3 июля 1995г. N 662 „О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационнойсистемы и обеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетахна фондовом рынке Российской Федерации“ (с изменениями от 29 ноября 2004г.);
8. Указ Президента РФ от 4 ноября1994 г. N 2063 „О мерах по государственному регулированию рынка ценныхбумаг в Российской Федерации“ (с изменениями от 29 ноября 2004 г.);
9. Указ Президента РФ от 20 декабря1994 г. N 2203 „О некоторых мерах упорядочения деятельности на рынкеценных бумаг в Российской Федерации“;
10. Распоряжение от 1 июня 2006 г. N793-р «Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 — 2008годы» // Правительство Российской Федерации от 1 июня 2006 г. N 793-р;
11. Алексеев М.И. Рынок ценных бумаг.- М.: Финансы и статистика. 2000;
12. Базовый курс по рынку ценныхбумаг: Учебное пособие. М.: Фонд «ИФРУ», 2004;
13. Банковское дело: Учебник / Подред. О.И. Лаврушина. 2003;
14. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаги биржевое дело М.: ИНФАР-М. – 2000;
15. Жуков Е. Ф. Ценные бумаги ифондовые рынки: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 1995;
16. Кравченко П.П. Проблемы иперспективы развития рынка ценных бумаг РФ. // Менеджмент в России и зарубежом. – 2000;
17. Карпиков Е.И., Рубин Ю.В.,Солдаткин В.И. Товарные и фондовые биржи М.: СОМИНТЭК, 2006;
18. Развитие рынка ценных бумаг//Банковский вестник.–2006;
19. Рынок ценных бумаг и биржевоедело: Учебник для вузов / Под ред. О.И. Дегтяревой и др. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002;
20. Рынок ценных бумаг: Учебное пособиедля вузов / Под ред. Е.Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002;
21. Рынок ценных бумаг: Учебник / Подред. В.А. Галанова, А.И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2000;
22. Шестаков А.В и Д.А Рынок ценныхбумаг. – М.: 2000;
23. Финансово-аналитический центр. www.mabico.ru//