Содержание
Введение
1. Понятие и виды налоговых льгот
1.1 Понятие и цель налоговых льгот
1.2 Виды налоговых льгот
2. Основные категорииграждан пользующихся налоговыми льготами и положение налоговыхльгот в Ростовской области
2.1 Категории граждан пользующихсяналоговыми льготами
2.2 Налоговые льготы субъектов РФ
2.3 Налоговые льготы в Ростовскойобласти
Заключение
Библиографический список
Введение
Льготыпо налогам занимают важное место в налоговом планировании. Теоретически этоодин из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферыэкономики которые необходимы государству в меру их социальной значимости илииз-за невозможности государственного финансирования. Как правило, на практикебольшинство льгот (их общее количество в российском законодательстве превышает150) достаточно жестко очерчивает круг тех, кто может ими воспользоваться. Этоопределено тем, что именно эти структуры сами и предлагают и лоббируют введениетаких льгот, что вполне закономерно. Льготы в значительной степени разнятся отвида налога, по которому они действуют и от местного законодательства. Каждомусубъекту Федерации в этой области предоставлены значительные права и, какправило, значительную часть льгот предоставляют местные законы. Актуальностьисследования понятия льготы в налоговом праве и видов налоговых льготобусловлена отсутствием сколько-нибудь законченного современногофинансово-юридического учения о налоговых льготах, которое бы могло послужитьправильному пониманию такого многосложного юридического явления как налоговаяльгота. Неразработанность подобного учения, в свою очередь, является следствиемнеразработанности учения о льготах в праве вообще, так и несогласованность вподходах к классификации налоговых льгот в российской правовой литературе.
Налоги– основной источник формирования доходов государства, важнейший элементэкономической политики государства. Поэтому оно уделяет особое внимание правовымосновам налогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуальнобезвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчужденияпринадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения илиоперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельностигосударства и (или) муниципальных образований. В Конституции Российской Федерацииопределено, что каждый обязан законно платить установленные налоги и сборы. Законы,устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратнойсилы не имеют.
Всовместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находитсяустановление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации. Основнымзаконодательным документом по налогам и сборам в Российской Федерации являетсяНалоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ). Выполнение его требований обязательнодля налогоплательщиков, нарушение каких-либо положений указанных в Налоговом кодексеРоссийской Федерации есть серьезное противозаконное действие наказуемое вадминистративном или уголовном порядке. Цель работы – изучение понятия и видовналоговых льгот.
Задачи:
— определить понятие льготы в системе налогового права;
— определить виды налоговых льгот в системе налогового права.
Сущность, функции ироль налоговых льгот относятся к числу недостаточно изученных и дискуссионныхвопросов в налоговой теории.
1. Понятие и видыналоговых льгот
1.1 Понятие и цельналоговых льгот
Уход от налогов чащевсего совершается путем сокрытия дохода, грубого нарушения правилбухгалтерского или налогового учета, фальсификации учетных данных,непредставления или несвоевременного представления документов, необходимых дляисчисления и уплаты налогов или их уничтожения, а также посредствомнеправомерного использования налоговых льгот. С другой стороны, налоговыельготы представляют собой один из основных инструментов налоговой политики,способствующий реализации регулирующей функции налогов и сборов. Обычноналоговое регулирование определяется как целенаправленное воздействиегосударства на все стадии процесса расширенного воспроизводства с цельюстимулирования (в отдельных случаях – сдерживания) предпринимательской,инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала внаиболее приоритетных отраслях экономики, развития прикладной науки, техники исоциальной сферы. Весьма действенным инструментом такого воздействия являетсяналоговое льготирование. Как и любой другой элемент налогообложения, налоговыельготы должны быть четко определены. Другими словами, устанавливающие ихнормативные положения должны быть ясными и понятными для налогоплательщиков ине допускающими неоднозначного истолкования. По общему правилу, закрепленному впункте 7 статьи 3 НК РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясностиактов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользуналогоплательщиков. Вместе с тем, налоговые органы могут истолковать отдельныене совсем ясные положения закона в свою пользу, а не в пользуналогоплательщиков, что, соответственно, не исключает ухудшения финансовогоположения последних.
Согласно пункту 2статьи 56 НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либоприостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, еслииное не предусмотрено НК РФ.
Конституционный Суд РФв определении от 5 февраля 2004 г. № 43 – отметил, что данная норма закона ненарушает конституционные права и свободы налогоплательщика, поскольку она лишьпредоставляет налогоплательщику право, но не обязывает его отказаться отиспользования налоговой льготы. Иногда НК РФ устанавливает особенностиприменения налоговых льгот в виде некоторых ограничений права налогоплательщикаотказаться от использования налоговой льготы и обязанности совершитьопределенные действия. Например, согласно статье 145 НК РФ налогоплательщик неможет отказаться от освобождения от исполнения обязанностей плательщика налогана добавленную стоимость до истечения срока предоставленного освобождения. Этотакже не ущемляет конституционные права и свободы налогоплательщика. Дело втом, что законодатель, вводя налоговую льготу, вправе предусмотреть и особыйпорядок ее использования.
Освобождение от уплатыналога может быть полным и частичным. В первом случае из под налогообложениявыводится какой то налоговый объект либо категория налогоплательщиков илиприменяется нулевая ставка налога. Второй случай – неуплата налога с частиобъекта, например, с определенной суммы дохода при взимании налога на доходыфизических лиц или при применении пониженной налоговой ставки.
Налоговые льготы такжеразличаются по субъектному составу. По этому критерию они делятся на льготы,предоставляемые организациям, и льготы, которые имеются у физических лиц.Льготы для физических лиц, в свою очередь, подразделяются на налоговыеосвобождения для индивидуальных предпринимателей и для физических лиц, неимеющих этого статуса. Так, индивидуальные предприниматели признаютсяплательщиками НДС, а физические лица, не являющиеся индивидуальнымипредпринимателями, не уплачивают этот налог (если только они не совершаютэкспортно-импортные операции). Теории налогового права известны и другиеклассификации налоговых льгот. Например, к числу налоговых льгот относитсяналоговая амнистия – освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение,от соответствующих штрафных санкций за это нарушение. Налоговая амнистияприменяется, как правило, в отношении плательщиков, допустивших налоговыеправонарушения по небрежности и добровольно заявивших об этом в налоговыеорганы. Кроме того, льготой признается возврат ранее уплаченных налогов,например, авансовых платежей сверх суммы, превышающей фактический платеж, илиизлишне уплаченных налогов в связи с техническими ошибками в расчетах.Обязанность уплатить налог закреплена в законе. И именно в соответствии сзаконом налогоплательщик должен внести в бюджет определенную сумму налога. Еслиже происходит переплата, то есть налогоплательщик по каким либо причинамуплачивает налог в большем размере, чем прописано в норме закона, государство влице налоговых органов обязано вернуть сумму налога, которая была уплаченасверх установленного предела. Налог – это часть денежных средств, принадлежащихфизическому лицу или организации на праве собственности и отчуждаемых в пользугосударства. А право собственности не должно нарушаться. Возврат той частисобственности, которая по закону должна оставаться у налогоплательщика, нельзярассматривать как освобождение от уплаты налога.
Одни исследователипредлагают разделять налоговые льготы на:
1) личные и дляюридических лиц;
2) общие для всехналогоплательщиков льготы и специальные (частные) налоговые льготы дляотдельных категорий плательщиков;
3) безусловные иусловные налоговые льготы;
4) общеэкономические исоциальные налоговые льготы.
Другие авторыклассифицируют льготы на: изъятия, скидки и освобождения, исходя из механизмаих применения и не связывая их с правовым статусом налогоплательщиков. Однако сточки зрения современного российского законодательства о налогах и сборахналоговые освобождения далеко не всегда могут однозначно рассматриваться вкачестве налоговых льгот, так как они по большей части связаны не с субъектом,а с объектом, в отношении которого устанавливаются определенные изъятия с точкизрения налогообложения. А это не вполне соотносится с пониманием льготы какопределенного преимущества, предоставляемого определенной категорииналогоплательщиков, имея в виду наличие у этой категории или группыналогоплательщиков определенных идентифицирующих признаков, позволяющихустановить различия в правовых статусах различных групп налогоплательщиков дляоценки возможности и целесообразности установления по отношению к нимопределенных правовых механизмов и предоставления им возможности использоватьразличные правовые средства при исчислении и уплате налогов и сборов, с цельюоблегчения их налогового бремени и создания более благоприятных по сравнению сдругими группами налогоплательщиков условий. В приведенных примерахиспользуется смешанный подход, который в качестве условия предоставленияналоговой льготы в одних случаях предлагает исходить из индивидуальнообобщенных особенностей различных налогоплательщиков, позволяющих ихидентифицировать в качестве самостоятельной группы (категории), с другойстороны, использовать иные критерии, позволяющие налогоплательщикамминимизировать налоговую нагрузку, исходя не из особенностей правового статуса,а в связи с какими(либо «внешними», не связанными с их правовым статусомобстоятельствами. Наиболее частым критерием здесь выступает характеросуществляемой налогоплательщиком деятельности. Особенно такой способстимулирования распространен на уровне законодательства субъектов РоссийскойФедерации.
Налоги — это обязательныеплатежи, взимаемые государством с организаций и физических лиц, это сложнаясистема отношений, включающая ряд взаимодействующих составляющих, каждая изкоторых имеет самостоятельное юридическое значение.[1]
В п. 1 ст. 56«Установление и использование льгот по налогам и сборам» Налоговогокодекса РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельнымкатегориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренныезаконодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другиминалогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачиватьналог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, т.е. этопредоставленная налоговым законодательством исключительная возможностьсмягчения налогового бремени для налогоплательщика.[2]
Благодаря применениюданного налогового инструмента государством достигаются две цели. Главная цельсостоит в сокращении размеров налогового обязательства налогоплательщика.Вторая цель, которая на практике преследуется относительно реже, — это отсрочкаили рассрочка платежа. Однако и вторую цель надлежит рассматривать как способкосвенного сокращения налоговых обязательств налогоплательщика, посколькуотсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленнымбесплатно или на льготных условиях.
Льгота, выражается впредоставлении каких-либо преимуществ, или частичном освобождении от выполненияобязанностей, или облегчении условий их выполнения, стимулируя тем самымконкретное поведение лиц.[3]
Освобождение от уплатыналога может быть полным и частичным. В первом случае из-под налогообложениявыводится какой-то налоговый объект либо категория налогоплательщиков илиприменяется нулевая ставка налога. Второй случай – неуплата налога с частиобъекта, например с определенной суммы дохода – при взимании налога на доходыфизических лиц или при применении пониженной налоговой ставки.
Налоговая льгота — эторазновидность правовой, под которой понимается правомерное облегчение положениясубъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы, и выражающая какв предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и восвобождении от обязанностей.
Нормы законодательствао налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот,не могут носить индивидуальный характер (ст.56 НК РФ). Налоговые льготыиспользуют для сокращения размера налогового обязательства юридических ифизических лиц и для отсрочки или рассрочки платежа. В последних двух случаях кредитналогоплательщику предоставляется или бесплатно, или на льготных условиях.Налогоплательщику может отказаться от использования льготы, приостановить еёиспользование на один или несколько налоговых периодов.
Налоговые льготы — важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Всеналоговые льготы имеют одну общую цель — сокращение размера налоговогообязательства налогоплательщика. Реже преследуется другая цель — отсрочка илирассрочка платежа, что в конечном счете (учитывая, что отсрочка или рассрочкаплатежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготныхусловиях) косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательствналогоплательщика.
Налоговые льготы — неотъемлемаячасть налоговой системы любого государства рыночного типа, предусматривающаяопределенные преимущества, предоставляемые отдельным категориямналогоплательщиков по сравнению с другими налогоплательщиками.
1.2 Виды налоговыхльгот
В НК РФ отсутствуетполный перечень видов налоговых льгот, а также, если следовать логике егоразработчиков, не признаются таковыми общие для многих налогоплательщиковналоговые вычеты и скидки, что противоречит общепринятому подходу к понятиюналоговых льгот как инструменту налогового регулирования. Общие налоговыевычеты и скидки, так же как и другие виды налоговых льгот, в том числеспециальные или частные, имеют ту или иную регулирующую направленность(стимулирующую, инвестиционную, социальную и т.д.).
В зависимости от того,на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, ониразделяются на 3 вида[4]:
1) изъятия;
2) скидки;
3) налоговые кредиты.
Изъятия – это налоговыельготы, выводящие из-под налогообложения отдельные предметы (объекты)налогообложения. Изъятия могут представляться:
1) на постоянной основеи на ограниченный срок;
2) как всем плательщикамналога, так и какой-то отдельной их категории.
· изъятияиз налогообложения для отдельных категорий лиц. Например, ст.333.35 НК РФ «Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций».Освобождение от уплаты может быть постоянным или срочным (налоговые каникулы).Налоговый иммунитет в отношении дипломатических представительств и консульствна основе международных соглашений
· необлагаемыйналогом минимум дохода — то есть минимальная частьобъекта, не облагаемая налогом. Обложению подлежат лишь те доходы и объектыплательщика, которые превышают этот минимум. Например, из налогообложенияизымаются доходы, не превышающие 4 000 рублей, полученные по каждому изопределённых законом оснований за налоговый период (стоимость подарков, полученныхналогоплательщиками от организаций или индивидуальных предпринимателейи т. д.) — п. 28 ст. 217 НК РФ
Скидки – это льготы,сокращающие налоговую базу. Они подразделяются на:
1) лимитированныескидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая базаможет быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщикам);
2) общие скидки (имипользуются все плательщик, например, имущественные налоговые вычеты для всехплательщиков НДФЛ) и специальные скидки (действующие для отдельных категорийсубъектов например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении этого женалога).
Налоговые кредиты — этольготы, уменьшающие налоговую ставку или налоговый оклад (сумму налога).Основания, условия и порядок предоставления налогового кредита установлены в ст.65,68 части первой НК РФ.
Инвестиционныйналоговый кредит. Эта льгота состоит в предоставлении организациям,инвестирующим средства на проведение научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ, техническое перевооружение производства, созданиеновых технологий, а также выполняющим особо важные заказы посоциально-экономическому развитию регионов, права уменьшать свои налоговыевыплаты с последующей поэтапной уплатой этих сумм и начисленных процентов.
Еслимаксимальный срок налогового кредита составляет один год, то инвестиционныйналоговый кредит предоставляется на срок от одного года до пяти лет. В договореоб инвестиционном налоговом кредите определяется вид налога, сумма кредита,срок действия договора, размер процентов, порядок погашения, меры пообеспечению выполнения условий договора (залог, поручительство),ответственность сторон.
Целевойналоговый кредит. Целевой налоговый кредит — это замена уплаты налога (частиналога) в денежном выражении натуральным исполнением. Вместо внесения в бюджетденежной суммы налогоплательщик в счет уплаты налога поставляет в пользубюджетных организаций или учреждений свою продукцию, оказывает им услуги,проводит работы.
Существуют следующиеформы предоставления налоговых кредитов:
1) снижение ставкиналога;
2) вычет из налоговогооклада (валового налога);
3) отсрочка илирассрочка уплаты налога;
4) возврат ранееуплаченного налога, части налога (налоговая амнистия);
5) зачёт ранееуплаченного налога;
6) целевой (инвестиционный)налоговый кредит.
Сокращение налоговогооклада (валового налога) может быть как частичным, так и полным, наопределённое время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога наопределённый период называется налоговыми каникулами[5].
Отсрочка уплаты налога– это перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более позднийсрок; рассрочка уплаты налога – распределение суммы налога на определённыечасти с установлением сроков их уплаты.
Согласно ст.52 НК РФ«налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате заналоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговыхльгот». Например, исчисление налога на прибыль организаций проводится налогоплательщиком-организациейсамостоятельно. Обязанность по определению суммы налога также может бытьвозложена на налоговый орган (в случае расчёта налога на землю для физическихлиц) или третье лицо – налогового агента, например, при исчислении НДФЛ.
налоговаяльгота политика сбор
2. Основные категорииграждан пользующихся налоговыми льготами и положение налоговыхльгот в Ростовской области
2.1 Основные категорииграждан пользующихся налоговыми льготами[6]
Следует учитывать, чтооснованием для предоставления льгот могут выступать и нормы национальногоналогового законодательства, и положения международных договоров РФ поналоговым вопросам. Нормы международного права имеют приоритет над нормаминационального законодательства. Поэтому п. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ нераспространяется на те льготы, которые предоставлены иностранным лицам всоответствии с международными соглашениями РФ.
В отдельных случаях вакте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриватьсяналоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (п. 2 ст.17 Налогового кодекса РФ). Таким образом, при установлении отдельных налоговналоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком могут непредусматриваться.
Подпунктом 3 п. 1 ст.21 Налогового кодекса РФ установлено, что налогоплательщики имеют правоиспользовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленномзаконодательством о налогах и сборах.
Освобождение от уплатыналога может быть полным и частичным. В первом случае из-под налогообложениявыводится какой-то налоговый объект либо категория налогоплательщиков илиприменяется нулевая ставка налога. Второй случай – неуплата налога с частиобъекта, например с определенной суммы дохода – при взимании налога на доходыфизических лиц или при применении пониженной налоговой ставки.
Представительные органыместного самоуправления (за исключением органов местного самоуправления городоврайонного подчинения, поселков сельских округов) имеют право устанавливатьдополнительные льготы по налогам на имущество физических лиц для категорийналогоплательщиков и предусматривать основания для их использованияналогоплательщиком.
а) Герои СоветскогоСоюза и Герои Российской Федерации, лица, награжденные орденом Славы всех трехстепеней.
б) инвалиды I и IIгрупп, инвалиды с детства.
в) участникигражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССРиз числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах иучреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан.
г) лица вольнонаемногосостава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел игосударственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях,штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период ВеликойОтечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие вобороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии нальготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии.
д) граждане,подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС иполучающие льготы в соответствии с Законом Российской Федерации «Осоциальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствиекатастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе пострадавшие от катастрофы,и участники ликвидации ее последствий, переселившиеся с территорий Украины,Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации дляпостоянного проживания независимо от того, являются ли они ее гражданами всоответствии с международными договорами Российской Федерации.
е) граждане, подвергшиесявоздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственномобъединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча,имеющие право на эту льготу в соответствии с Федеральным законом «Осоциальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействиюрадиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении»Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
ж) лица, принимавшиенепосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытанияхядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок насредствах вооружения и военных объектах.
з) военнослужащие, атакже граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возрастапребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи сорганизационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военнойслужбы 20 лет и более.
и) члены семейвоеннослужащих, потерявших кормильца.
к) лица, пострадавшиеот радиационных воздействий.
л) пенсионерами,получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионнымзаконодательством Российской Федерации.
м) гражданами,уволенными с военной службы или призывающимися на военные сборы, выполнявшимиинтернациональный долг в Афганистане и других странах, где велись боевыедействия.
н) родителями исупругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнениислужебных обязанностей.
о) со специальнооборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащихдеятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности ииспользуемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, атакже с жилой площади, используемой для организации открытых для посещениянегосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, — на период такого их использования.
п) собственникамижилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строенийи сооружений общей площадью до 50 квадратных метров, расположенных на участкахв садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан.
2.2 Налоговыельготы субъектов РФ
В 2004 г.субъекты РФ устанавливают следующие налоговые льготы:
1. Федеральные налоги
· Снижаютставку налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджет субъекта РФ(с 17 до 13 %). Так, согласно Закону Липецкой области от 25.02.1997 N 59-ОЗ«О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области» прибыль,полученная от реализации инвестиционного проекта, облагается налогом по ставке13 %.
· Устанавливаютльготы по плате за пользование водными объектами в пределах суммы, поступающейв бюджет субъекта РФ. К примеру, Законом г. Москвы от 27.02.2002 N 9 «Оставках и льготах по плате за пользование водными объектами» от платыосвобождены организации, предоставляющие услуги водопровода и канализации.
· Определяютдополнительные льготы по государственной пошлине, за исключением пошлины,взимаемой по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, арбитражнымисудами и Конституционным Судом РФ. Например, Законом Воронежской области от31.12.2003 N 77-ОЗ «О предоставлении льготы при заключении договоровипотеки» отдельные категории плательщиков освобождены от уплаты пошлины занотариальное удостоверение договоров залога недвижимого имущества,предоставляемого в обеспечение кредитов, получаемых для сельскохозяйственногопроизводства, для приобретения транспортных средств и оборудования, а также длявозврата денежных средств, взятых для строительства объектов, предназначенныхдля реабилитации детей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС, иреабилитации профессиональных заболеваний.
2. Региональные налоги
Предоставляют льготы порегиональным налогам. Используются различные виды налоговых льгот, в том числе,освобождение от уплаты налога, снижение налоговых ставок, выведение из-под обложенияотдельных элементов объекта налога. Так, согласно Закону Республики Хакасия от30.06.2004 N 38 «О государственной поддержке инвестиционной деятельностина территории Республики Хакасия» не облагается налогом на имуществоорганизаций имущество, созданное или приобретенное в рамках инвестиционногопроекта и не входившее в состав налогооблагаемого имущества до началареализации проекта; не облагаются транспортным налогом транспортные средства,приобретенные для реализации инвестиционного проекта (кроме легковыхавтомобилей).
3. Местные налоги
Устанавливают льготы поземельному налогу в пределах суммы налога, находящейся в распоряжении субъектаРФ. Например, Законом Амурской области от 28.11.2003 N 262-ОЗ «О ставкахналогов (сборов) и льготах в Амурской области на 2004 год» от уплатыземельного налога освобождены организации потребительской кооперации за земли,расположенные в поселках, а также организации, реализующие инвестиционныепроекты, за земельные участки, используемые для осуществления нового строительства.
2.3 Налоговые льготы вРостовской области[7]
Льготы по региональнымналогам определяются Налоговым кодексом РФ и (или) законами субъектов РФ.
Областным законодательствомустановлены налоговые льготы и основания для их использованияналогоплательщиками.
Статьей 8 Областногозакона от 02.11.2001 № 186-ЗС «О некоторых вопросах налогообложения» (Окончаниедействия редакции — 15.06.2010.)[8]регламентировано льготное налогообложение по налогу на прибыль организаций вформе снижения на 4 процентных пункта ставки налога, подлежащей зачислению вобластной бюджет.
Областной закон от 01.10.2004 №151-ЗС «Об инвестициях в Ростовской области» (Окончание действияредакции — 22.09.2010.)[9] такжеустанавливает налоговые преференции по налогу на прибыль организаций и налогуна имущество организаций в отношении инвесторов, осуществляющих инвестиционнуюдеятельность на территории области.
Предоставлениеналоговых льгот для реализации инвестиционных проектов, субсидий на возмещениечасти процентов по кредитам привлеченным на инвестиционные цели, в настоящеевремя осуществляется в соответствии с постановлением администрации Ростовскойобласти от 16.08.05 № 91 «О порядке оказания государственной поддержкиинвестиционной деятельности организаций из областного бюджета».
Налоговые льготы неносят индивидуального характера и предоставляются инвесторам, осуществляющимреализацию инвестиционных проектов, при условии, что объем инвестицийпревышает:
· 3млн. рублей в городах Ростове-на-Дону, Таганроге;
· 0,5млн. рублей в засушливых восточных районах Ростовской области: Дубовском,Заветинском, Зимовниковском, Орловском, Пролетарском, Ремонтненском;
· 1млн. рублей в сельских районах и городах, не указанных выше.
Также налоговые льготыпредоставляются организациям, производящим подакцизную продукцию, поэтапновкладывающим финансовые средства в реконструкцию отдельных звеньев единоготехнологического процесса, объем инвестиций которых в предыдущем финансовомгоду превысил 10 млн. долларов США.
Льготноеналогообложение не распространяется на организации, находящиеся в процесселиквидации, либо в отношении которых применяются процедуры, предусмотренныефедеральным законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Льготы по налогам предоставляютсяна срок окупаемости инвестиционного проекта, предусмотренный проектнойдокументацией, но не более чем на пять лет.
Льготы предоставляютсяпо следующим налогам:
1. установлениев соответствии с Областным законом «О налоге на имущество организаций»налоговой ставки по налогу на имущество организаций в размере 1,1 процента вотношении вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционногопроекта имущества организации, за исключением имущества, переданного в арендуили иное возмездное пользование;
2. снижениена 4 процентных пункта ставки налога на прибыль организаций в части суммналога, зачисляемых в областной бюджет в отношении прибыли, полученной отреализации продукции (работ, услуг), произведенной на производственныхмощностях, созданных (приобретенных) в рамках реализации инвестиционногопроекта.
Льготы в отношенииместных налогов установлены нормативными правовыми актами представительныхорганов муниципальных образований.
Заключение
Врезультате проведенного исследования понятия и видов налоговых льгот можносделать следующие выводы:
Определено,что налоговыми льготами или льготами по налогам и сборам, принято называть тепреимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков иплательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятиеналоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либоуплачивать их в меньшем размере, что следует из ст. 56 НК РФ.
Выявлено,что благодаря применению данного налогового инструмента государствомдостигаются две цели. Главная цель состоит в сокращении размеров налоговогообязательства налогоплательщика. Вторая цель, которая на практике преследуетсяотносительно реже, — это отсрочка или рассрочка платежа. Однако и вторую цель надлежитрассматривать как способ косвенного сокращения налоговых обязательствналогоплательщика, поскольку отсрочка или рассрочка платежа фактически являютсякредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях.
Такимобразом, несмотря на общность целей, налоговые льготы обладают различиями вмеханизме своего действия, который зависит от того, на изменение какогоэлемента структуры налога (предмета налогообложения, налоговой базы, окладнойсуммы) направлена льгота. По данному признаку льготы разделяются на три группы:
— изъятия;
— скидки;
— освобождения.
Особоследует отметить, что формирование множественности налоговых режимов,высказанных в литературе, порождает многообразные возможности уклонения отуплаты налогов (путем трансферта прибыли из предприятий, не пользующихсяпреференциальным режимом, в предприятия, имеющие льготы).
Библиографическийсписок
Правовые акты:
1. КонституцияРоссийской Федерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках кКонституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25декабря; 2009. 21 января.
2. «Налоговыйкодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ/> (принят ГД ФС РФ 16.07.1998)/> (ред. от 28.12.2010)«Собрание законодательства РФ», N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
3.«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000N 117-ФЗ/> (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.03.2011) (сизм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2011) «Собрание законодательстваРФ», 07.08.2000, N 32, ст. 3340,
4. «Бюджетныйкодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ
/>(принят ГД ФС РФ 17.07.1998)/> (ред. от 06.04.2011)«Российская газета», N 153-154, 12.08.1998.
5. Областнойзакон Ростовской области от 19.11.2009 N 323-ЗС «О признании утратившимисилу отдельных положений Областных законов о некоторых вопросахналогообложения» (принят ЗС РО 11.11.2009) «Наше время», N238-239, 26.11.2009.
6. Областнойзакон Ростовской области от 04.05.2010 N 393-ЗС «О внесении изменений встатьи 5 и 13 Областного закона „Об инвестициях в Ростовской области“(принят ЗС РО 15.04.2010) „Наше время“, N 242-243, 22.05.2010.
Научная литература:
1. 1. Финансы. Учебник для вузов. /Подред. Л.А. Дробозиной/ М., Юнити,- 2006 г. – 528 с.
2. Печенкин Ю.А. Льготы по налоговому правуРоссии. – М.,, 2008.- 123 с.
3. Налоговое право: Учебник / под ред.С.Г. Пепеляева. – М., 2009. — 591с.
4. Малько А.В. Льготы, привилегии ииммунитеты в праве; Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права.Учебник. М.: Юрист, 2006. 484с.
5.Кузнеченкова В.Е. Понятие и классификация налоговых льгот //Финансовое право,2004, № 2. – 126с.
6.Крохина Ю.А. Правовой механизм налога и его элементы. Налоговое право России.Учебник / Под ред. Ю.А. Крохиной. М.: Норма, 2008. 240с.
7.Барулин С.В., Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения иинструмент налоговой политики. Финансы // 2008. N 2. 360с.
8. Артемьева С., Калинина А., НиколаевИ., Шульга И. Экономика льгот. Статья 2. Налоговые льготы // Общество и экономика.– 2006. — №10. – 482с.
9. Финансовое правоРоссии. Учебник. Крохина Ю.А. М.: Экзамен 2008, 3-е изд., 720с.
10. Эриашвили Н.Д.Финансовое право: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. –606 с.
11. Финансовое право: конспект лекций. Шуплецова Ю.И. Издат-во «Юридическаялитература».; М.; 2009, 3-е изд., 182с
12. Парыгина В.А., К.Браун,Дж.Масгрейв, А.А.Тендеев – Налоги и налогообложение в России, Москва 2006,- 640с.
13. Налоговое право., Миляков Н.В.,ИНФРА-М., 2008., 383c.
14. Финансовое право. Вопросы и ответы. АртемовН.М., Ашмарина Е.М. М.: «Право и Экономика» 2006, 160с.
15. Финансовое право., Мальцев В.А.,Академия., 2008., 256с.
Электронные источники:
1. Справочно – правовая система Консультантплюс онлайн: www.consultant.ru/