ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОУ ВПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ»
ФИНАНСОВЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА «ФИНАНСЫ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу: «Финансы»
на тему:
«Принципы организации бюджетной системы и бюджетногоустройства в Российской Федерации»
Выполнена студентом 3 курса
Финансового факультета 536группы
Левченко И.В.
зачетная книжка №06106
Научный руководитель:
к. э. н., доцент Терентьева В.В.
Ростов-на-Дону
2009
Содержание
1. Понятие бюджетной системы и бюджетного устройстваРоссийской Федерации
2. Федеральный бюджет — важнейшеезвено бюджетной системы
3. Направления развития современной бюджетной системы
Список литературы
1. Понятие бюджетной системы и бюджетногоустройства Российской Федерации
Бюджетная система Российской Федерации — это, согласнороссийскому законодательству, основанная на экономических отношениях игосударственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательствомРоссийской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектовРоссийской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетныхфондов.
Бюджетное устройство — организация и принципы построениябюджетной системы, функционирующей в соответствии с бюджетным законодательством.
Законодательный акт, согласно которому функционирует бюджети который упоминается в предыдущих двух абзацах — Бюджетный кодекс РоссийскойФедерации, принятый в июле 1998 года. Перед тем, как начать говорить обюджетной системе и бюджетном устройстве, я считаю необходимым выяснить, чтопредставляет собой государственный бюджет.
Прежде всего, бюджет государства — это самый важныйфинансовый документ страны. В нем определяются потребности, которыеудовлетворяются за счет государственной казны, и в то же время в немуказываются источники и объемы поступлений в нее. Именно с помощью бюджетагосударство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающихучастках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходитперераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферамиобщественной деятельности. Ни одно из звеньев финансов не осуществляет такогомноговидового и многоуровневого перераспределения средств, как бюджет. Вместе стем, отображая экономические процессы, протекающие в структурных звеньяхэкономики, бюджет дает четкую картину того, как поступают в распоряжениегосударства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, показывает,соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему егопотребностей.
Таким образом, бюджет — не просто план доходов и расходов,он является экономической категорией. Государственный бюджет как экономическаякатегория выражает систему экономических отношений между государством, с однойстороны, предприятиями, организациями и населением — с другой, по поводураспределения и перераспределения совокупного общественного продукта инационального дохода и формирования централизованного общегосударственногофонда денежных средств. [1]При правильном подходе бюджет объективно может быть не просто средствомгосударственного экономического регулирования, он может реально влиять на ростэкономики и социальной сферы, ускорение темпов научно-технического прогресса,обновление и совершенствование материально-технической базы общественногопроизводства.
Организационные принципы построения бюджетной системы, ееструктура, взаимосвязь объединяемых в ней бюджетов определяет бюджетноеустройство государства. Что же представляет собой бюджетное устройствоРоссийской Федерации, как происходит взаимодействие бюджетов всех уровней? Ответна этот вопрос во многом определит причины некоторых проблем современногобюджета, наметит пути к его совершенствованию.
Статья 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Федеральныйзакон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ) закрепляет в России трехуровневую бюджетнуюсистему:
♦ первый уровень — федеральный бюджет и бюджетыгосударственных внебюджетных фондов;
♦ второй уровень — бюджеты субъектов РоссийскойФедерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
♦ третий уровень — местные бюджеты.
Каждый из бюджетов на каждом уровне служит финансовой базойдля деятельности соответствующих государственных или местных органов.
Схема построения бюджетной системы Российской Федерацииприведена на рис.1./> />
Рис.1. Схема бюджетной системы Российской Федерации
Таким образом, бюджетная система Российской Федерациивключает:
♦ федеральный бюджет РФ;
♦ 21 республиканский бюджет республик в составе РФ;
♦ 55 краевых и областных бюджетов; бюджеты 2 городов: Москвыи Санкт-Петербурга;
♦ 1 бюджет автономной области;
♦ 4 бюджета 4 автономных округов;
♦ 29 тысяч местных бюджетов (районные, городские,поселковые и сельские бюджеты).
Бюджетное законодательство РФ содержит понятие «консолидированныйбюджет» — свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующейтерритории (ст.6 БК РФ). Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджетсамого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальныхобразований. Консолидированный бюджет РФ — это федеральный бюджет иконсолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированные бюджеты позволяютполучить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерациив целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:[2]
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации.
Этот принцип означает единство правовой базы, единстводенежной системы, применение единых форм бюджетной документации.
Принцип разграничения доходов, расходов и источниковфинансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РоссийскойФедерации.
Принцип этот состоит в закреплении (полностью или частично) соответствующихвидов налоговых доходов за определенным уровнем бюджета.
Принцип самостоятельности бюджетов.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
а) право законодательных (представительных) органовгосударственной власти и органов местного самоуправления самостоятельноосуществлять бюджетный процесс;
б) наличие собственных источников доходов оборотов каждогоуровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательствомРоссии;
в) законодательное закрепление регулирующих доходов,полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии сбюджетным и налоговым законодательством;
г) право органов государственной власти и органов местногосамоуправления самостоятельно определять направления расходования средствбюджетов, определять источники покрытия дефицитов бюджетов.
Принцип равенства бюджетных прав субъектов РоссийскойФедерации, муниципальных образований.
Означает определение бюджетных полномочий органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формированиеналоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации иместных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставлениямежбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями.
Принцип полноты отражения доходов, расходов и источниковфинансирования дефицитов бюджетов.
Означает, что все доходы, расходы и источники финансированиядефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются всоответствующих бюджетах.
Принцип сбалансированности бюджета.
Сбалансированность бюджетов означает, что объемпредусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходовбюджета и источников финансирования его дефицита. При составлении бюджетаорганы власти должны исходить из необходимости минимизации размера дефицитабюджета.
Принцип результативности и эффективности использованиябюджетных средств.
Означает, что при составлении и исполнении бюджетовучастники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочийдолжны исходить из необходимости достижения заданных результатов сиспользованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результатас использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов.
Означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны сопределенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета,если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:
субвенций и субсидий, полученных из других бюджетовбюджетной системы Российской Федерации;
средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
добровольных взносов, пожертвований, средств самообложенияграждан;
расходов бюджета, осуществляемых в соответствии смеждународными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;
расходов бюджета, осуществляемых за пределами территорииРоссийской Федерации;
отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению(отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.
Принцип прозрачности (открытости).
Означает опубликование в открытой печати утвержденныхбюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходеисполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органовгосударственной власти и органов местного самоуправления, открытость дляобщества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретныестатьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.
Принцип достоверности бюджета.
Принцип достоверности бюджета означает надежностьпоказателей прогнозов социально-экономического развития соответствующейтерритории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетныхобязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указаниемцели их использования.
Принцип подведомственности расходов бюджетов.
Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, чтополучатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимитыбюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетныхсредств, в ведении которого они находятся.
Принцип единства кассы.
Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовыхпоступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, заисключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии снормативными правовыми актами органов государственной власти РоссийскойФедерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределамитерритории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации,муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии свалютным законодательством Российской Федерации.
2. Федеральный бюджет — важнейшее звено бюджетнойсистемы
Бюджетное построение определяется формой государственногоустройства страны, действующими в ней законодательными актами и ролью бюджета вобщественном производстве.
В унитарном государстве бюджетное устройство состоит из двухуровней бюджетов — государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся введении органов местного самоуправления.
Бюджет конфедеративного государства формируется из взносов,входящих в конфедерацию государств. У государств, входящих в конфедерацию,действуют свои бюджетные и налоговые системы.
Наконец, в федеративном государствеадминистративно-территориальные образования, входящие в состав государства,имеют собственную государственность, обладают определенной самостоятельностью врамках распределенных между центром и административно-территориальнымиобразованиями полномочий. Для федеративного государства характерно бюджетноеустройство, состоящее из трех уровней — государственный федеральный бюджет,бюджеты административно-территориальных образований, местные бюджеты.
Очевидно, что в трехуровневой бюджетной системе центральным,стратегическим звеном является федеральный бюджет. Рассмотрим функции, задачи,направления использования федерального бюджета РФ.
Федеральный бюджет как экономическая категория характеризуетсовокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании,расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средствгосударства. Для их прогнозирования разрабатывается основной финансовый план,который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, егоперераспределения на общегосударственные нужды.
Федеральный бюджет — ведущее звено бюджетной системы РоссийскойФедерации, в котором объединены основные финансовые категории (налоги,государственный кредит, государственные расходы).
Федеральный бюджет является основным финансовым документомгосударства на финансовый год, имеющий силу закона после его утвержденияФедеральным Собранием Российской Федерации.
По экономическому содержанию федеральный бюджет представляетсобой форму образования и использования централизованного фонда денежныхсредств Российской Федерации.
Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределениисовокупного общественного продукта и национального дохода, концентрацииденежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособностигосударства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительногопроцесса, которая заключается в распределении денежных средств между отрасляминародного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионамистраны.
Федеральный бюджет активно используется государством длявоздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной инепроизводственной сфер.
Средства федерального бюджета выступают важным финансовымисточником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важнымотраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействиефедерального бюджета на эффективность производства, ускорениенаучно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование инауку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных инаучных кадров.
Российская Федерация имеет право на самостоятельныйфедеральный бюджет. Это право закреплено в Конституции Российской Федерации, вкоторой особо записано, что в ведении Российской Федерации находитсяфедеральный бюджет (ст.71). Бюджетный кодекс Российской Федерации детальнорегламентирует порядок его формирования и исполнения.
Законодательно дано право устанавливать налоги, сборы,зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общихпринципов налогообложения, согласно ст.72 Конституции Российской Федерации,относится совместному ведению РФ и субъектов Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в странеизбирается Федеральное Собрание России, Президент РФ, Правительство, наделенныерядом государственных функций, в том числе бюджетными правами. Для управлениянародным хозяйством, выполнения законодательства, организационно-воспитательныхи иных функций образуются органы исполнительной власти (министерства,государственные комитеты, ведомства и др.).
Для финансового обеспечения общегосударственных мероприятийв Российской Федерации формируется централизованный финансовый (денежный) фонд- федеральный бюджет РФ, что закреплено в Конституции Российской Федерации.
Через федеральный бюджет осуществляется распределение иперераспределение внутреннего валового продукта и созданного национальногодохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляетсяфинансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства,образования, обороноспособности и т.д.
Доходы бюджета, расходы бюджета, допустимый уровеньинфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов,предоставляемых Россией иностранным государствам, размеры заимствованийустанавливаются Федеральным законом об утверждении федерального бюджета нафинансовый год.
Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализациисоциально-экономической политики, которая проводится Правительством РФ. Черезпараметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономическогоразвития, а также взаимоотношения с территориями.
Доходы бюджета отражают экономические отношения, возникающиеу государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессеформирования бюджетного фонда.
Расходы бюджета представляют экономические отношения,которые возникают между государством с одной стороны и предприятиями,организациями и гражданами — с другой в процессе распределения и использованияпо различным направлениям средств бюджетного фонда[3].
За последние годы наибольшим темпом возрастали бюджетныедоходы, связанные с добычей и экспортом полезных ископаемых (налог на добычуполезных ископаемых, экспортные пошлины на нефть и др.). В частности, в 2008году федеральный бюджет России был на 50% сформирован нефтегазовыми доходами (в2006 году доля нефтегазовых доходов составила свыше половины, в 2003 году — лишьчетверть в общей массе поступлений).
В расходах за последние 5 лет наибольшим темпом возрасталимежбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных имуниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральныйцентр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия егодефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частичноэто объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата,количество госслужащих увеличилось на 11% или на 143 тыс. чел) Относительноснижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а такжепроцентные расходы (обслуживание внешнего долга).
Названные экономические категории оказывают воздействие наформирование стоимостных пропорций в целях удовлетворения общегосударственныхпотребностей, но различны по своим функциональным характеристикам. Изъятиечасти стоимости в бюджет ведет к уменьшению материальных возможностей субъектовхозяйствования и населения для удовлетворения своих потребностей. Бюджетныерасходы, напротив, на базе общегосударственных ресурсов увеличивают этивозможности, а в отдельных случаях даже полностью удовлетворяют некоторые изних.
Обе рассматриваемые формы механизма бюджетного воздействиясвязаны как между собой, так и с экономикой в целом, что проявляется в ихтесном взаимовлиянии друг на друга. Объем расходов бюджета в конечном счетеограничен рамками поступающих бюджетных доходов, зависящих, в свою очередь, отколичественных показателей развития экономики. С другой стороны, черезбюджетные расходы оказывается обратное воздействие на экономические возможностипроизводства на базе содействия росту его эффективности и ускорениюнаучно-технического прогресса, что, конечно же, влияет и на объемы доходовсамого основного централизованного фонда денежных средств.
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерациигруппами и подгруппами доходов бюджетов являются:
1) налоговые и неналоговые доходы: налоги на прибыль, доходы;налоги и взносы на социальные нужды; налоги на товары (работы, услуги),реализуемые на территории Российской Федерации; налоги на товары, ввозимые натерриторию Российской Федерации; налоги на совокупный доход; налоги наимущество; налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природнымиресурсами; государственная пошлина; задолженность и перерасчеты по отмененнымналогам, сборам и иным обязательным платежам; доходы от внешнеэкономическойдеятельности; доходы от использования имущества, находящегося в государственнойи муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходыот оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажиматериальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы,санкции, возмещение ущерба; доходы бюджетов бюджетной системы РоссийскойФедерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетныхтрансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет; возврат остатковсубсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевоеназначение, прошлых лет; прочие неналоговые доходы;
2) безвозмездные поступления: безвозмездные поступления отнерезидентов; безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системыРоссийской Федерации; безвозмездные поступления от государственных (муниципальных)организаций; безвозмездные поступления от негосударственных организаций; безвозмездныепоступления от наднациональных организаций; прочие безвозмездные поступления.
Состав и структура доходов федерального бюджета 2007-2008годов приведена в табл. 1.
Таблица 1. Доходы федерального бюджета
/>
Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерацииразделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:
1) общегосударственные вопросы: функционирование ПрезидентаРоссийской Федерации; функционирование высшего должностного лица субъектаРоссийской Федерации и муниципального образования; функционированиезаконодательных (представительных) органов государственной власти ипредставительных органов муниципальных образований; функционированиеПравительства Российской Федерации, высших исполнительных органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций; судебнаясистема; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов иорганов финансового (финансово-бюджетного) надзора; обеспечение проведениявыборов и референдумов; международные отношения и международное сотрудничество;государственный материальный резерв; фундаментальные исследования; обслуживаниегосударственного и муниципального долга; резервные фонды; прикладные научныеисследования в области общегосударственных вопросов; другие общегосударственныевопросы;
2) национальная оборона: Вооруженные Силы РоссийскойФедерации; модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинскихформирований; мобилизационная и вневойсковая подготовка; мобилизационнаяподготовка экономики; подготовка и участие в обеспечении коллективнойбезопасности и миротворческой деятельности; ядерно-оружейный комплекс; реализациямеждународных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества; прикладныенаучные исследования в области национальной обороны; другие вопросы в областинациональной обороны;
3) национальная безопасность и правоохранительнаядеятельность: органы прокуратуры; органы внутренних дел; внутренние войска; органыюстиции; система исполнения наказаний; органы безопасности; органы пограничнойслужбы; органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропныхвеществ; защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера, гражданская оборона; обеспечение пожарной безопасности;миграционная политика; модернизация внутренних войск, войск гражданскойобороны, а также правоохранительных и иных органов; прикладные научныеисследования в области национальной безопасности и правоохранительнойдеятельности; другие вопросы в области национальной безопасности иправоохранительной деятельности;
4) национальная экономика: общеэкономические вопросы; топливно-энергетическийкомплекс; исследование и использование космического пространства; воспроизводствоминерально-сырьевой базы; сельское хозяйство и рыболовство; водное хозяйство; лесноехозяйство; транспорт; дорожное хозяйство; связь и информатика; прикладныенаучные исследования в области национальной экономики; другие вопросы в областинациональной экономики;
5) жилищно-коммунальное хозяйство: жилищное хозяйство; коммунальноехозяйство; благоустройство; прикладные научные исследования в областижилищно-коммунального хозяйства; другие вопросы в области жилищно-коммунальногохозяйства;
6) охрана окружающей среды: экологический контроль; сбор,удаление отходов и очистка сточных вод; охрана объектов растительного иживотного мира и среды их обитания; прикладные научные исследования в областиохраны окружающей среды; другие вопросы в области охраны окружающей среды;
7) образование: дошкольное образование; общее образование; начальноепрофессиональное образование; среднее профессиональное образование; профессиональнаяподготовка, переподготовка и повышение квалификации;
высшее и послевузовское профессиональное образование; молодежнаяполитика и оздоровление детей; прикладные научные исследования в областиобразования; другие вопросы в области образования;
8) культура, кинематография, средства массовой информации: культура;кинематография; телевидение и радиовещание; периодическая печать и издательства;прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, средствмассовой информации; другие вопросы в области культуры, кинематографии, средствмассовой информации;
9) здравоохранение, физическая культура и спорт: стационарнаямедицинская помощь; амбулаторная помощь; медицинская помощь в дневныхстационарах всех типов; скорая медицинская помощь; санаторно-оздоровительнаяпомощь; заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорскойкрови и ее компонентов; санитарно-эпидемиологическое благополучие; физическаякультура и спорт; прикладные научные исследования в области здравоохранения,физической культуры и спорта; другие вопросы в области здравоохранения,физической культуры и спорта;
10) социальная политика: пенсионное обеспечение; социальноеобслуживание населения; социальное обеспечение населения; охрана семьи идетства; прикладные научные исследования в области социальной политики; другиевопросы в области социальной политики;
11) межбюджетные трансферты: дотации бюджетам субъектовРоссийской Федерации и муниципальных образований; субсидии бюджетам субъектовРоссийской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии); субвенциибюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; иныемежбюджетные трансферты; межбюджетные трансферты бюджетам государственныхвнебюджетных фондов.
Состав и структура расходов федерального бюджета за2007-2008 годы представлена в табл. 2.
Таблица 2. Расходы федерального бюджета
/>
Роль федерального бюджета значительна, но ответственность зажизнеобеспечение и развитие возложена не только на федеральный центр, но и нарегионы, и на муниципальные образования, поэтому системообразующей,стабилизирующей основой государства остается многоуровневая бюджетная система.
Взаимоотношения трех уровней бюджетной системы должныобеспечивать вертикальное и горизонтальное выравнивание с целью достижениясоциальной справедливости, экономического роста и целостности государства.
Эти факторы способствуют реализации важнейших принциповбюджетной политики, их совершенствованию и практическому воплощению.
В настоящее время процесс реформирования бюджетной системыРоссии вступил в свою завершающую стадию, в основном отработаны и нормативнозакреплены основные принципы построения и функционирования бюджетной системыстраны на всех ее уровнях.
Вместе с тем, вследствие географических иисторико-экономических предпосылок уровень пространственной неоднородностироссийской экономики является одним из самых высоких в мире. Плотностьнаселения, объемы валового внутреннего продукта на душу населения,климатические условия, природные ресурсы и т.п. — по всем этим и многим другимпоказателям регионы Российской Федерации различаются сильнее, чем в любойдругой стране. Сравнительная оценка социально-экономического положения регионовпозволяет выделить в качестве приоритетной проблемы совершенствования бюджетнойсистемы необходимость уменьшения дифференциации социально-экономическогоразвития субъектов Федерации.3. Направления развития современной бюджетнойсистемы
В настоящий момент, экономическое положение нашей страныбыстро меняется и не в лучшую сторону в связи с мировым экономическим кризисом,который привел в действие механизм существенного снижения доходов федеральногобюджета.
В связи с этим уже пересмотрены основные показатели доходови расходов бюджета в 2009 — 2011 годах.
Доходы федерального бюджета на 2009 г. запланированы в сумме6,3 трлн. руб., расходы — 9,5 трлн. руб. Ожидается, что с учетом снижениядоходов дефицит федерального бюджета составит около 8% ВВП. При этом ожидается,что в номинальном выражении ВВП России в текущем году сократится до 40,42 трлн.руб. (в 2008 г. — более 42 трлн. руб). Из средств Резервного фонда в 2009 г. вэкономику планируется направить 2,7 трлн. руб. Это предельная сумма, котораявозможна при сохранении прогноза инфляции на уровне 13-14%.
Министерством финансов РФ предусмотрен ряд механизмов,которые позволят улучшить администрирование доходов — налогов и сборов,ответственность за администрирование которых возложена на Федеральную налоговуюслужбу, Федеральную таможенную службу (ФТС), Росимущество и другие ведомства. Вчастности, в ближайшее время счета ФТС будут переведены на единый счетФедерального казначейства, что по расчетам сразу мобилизует дополнительные 100млрд. руб. доходов. Сейчас счета ФТС находятся в ведении Центробанка России.
6 мая вступил в силу закон о скорректированном бюджетестраны на 2009 год. Ситуация, сложившаяся в мировой и российской экономиках,заставила серьезно пересмотреть основные параметры этого документа — иколичественные, и качественные.
Теперь каждый седьмой рубль, потраченный из государственнойказны, пойдет на реализацию антикризисной программы. Но при этом новый бюджетсохранил свой главный приоритет — социальную направленность.
Он во многих отношениях принципиально отличается от тех,которые принимались в предыдущие годы. Во-первых, мы отошли от только чтовведенного трехлетнего бюджетного планирования, поскольку сейчас очень великастепень неопределенности экономической ситуации. Во-вторых, в прежние годыпоправки в бюджет были связаны с получением дополнительных доходов. Сейчас они внесеныв связи с тем, что из-за кризиса доходы, наоборот, резко упали. Кстати,правительство нередко критиковали за то, что оно намеренно занижает прогноздоходов. Теперь мы видим: дело не в этом, а в непредсказуемости цен на нефть.
И, наконец, в-третьих, впервые с 2000 года вместо профицитабудет большой бюджетный дефицит (табл.3).