Реферат по предмету "Финансовые науки"


Понятие об управлении финансами

Вопрос № 1. Понятие об управлении финансами. Органыуправления финансами
 
Управлениефинансамив Российской Федерации, прежде всего,осуществляют высшие законодательные органы власти. Это Федеральное Собраниеиего две палаты — государственная Думаи Совет Федераций.Такоеуправление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджетаРоссии и утверждении отчета о его исполнении. Федеральное Собраниерассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Крометого, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего ивнешнего долга.
Важнейшиморганом, осуществляющим управление финансами РФ, выступает Министерствофинансов Россиии его органы на местах.
Основнымизадачами Министерства финансов РФ являются: разработка и реализациястратегических направлений единой государственной финансовой политики; составлениепроекта и исполнение федерального бюджета; обеспечение устойчивостигосударственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическоеразвитие страны, на осуществление мер по развитию финансового рынка;концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направленияхсоциально-экономического развития РФ; разработка предложений по привлечению вэкономику страны иностранных кредитов; совершенствование методов бюджетногопланирования, финансирования и отчетности; осуществление финансового контроляза рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средствгосударственных (федеральных) внебюджетных фондов.
Министерствофинансов РФ выполняет следующие функции: участвует в работе по составлению долговременныхи краткосрочныхпрогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органамиисполнительной власти определяет потребность в государственных централизованныхресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетоми государственными федеральными внебюджетными фондами; организуетработу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированногобюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов,сборов, размеров и дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджетысубъектов Федерации; обеспечивает исполнение федерального бюджета, а такжегосударственных федеральных внебюджетных фондов; разрабатывает с участиемГосударственной налоговой службы, Федеральной службы налоговой полиции РФпредложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;принимает участие в определении ценовой политики; принимает участие в работе посовершенствованию страховой деятельности в стране; разрабатывает предложения повыпуску и размещению, а также осуществляет выпуск государственных внутреннихзаймов РФ; разрабатывает предложения по формированию и развитию финансовогорынка; осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудничество смеждународными финансовыми организациями; разрабатывает проекты программвнешних заимствований РФ. Важнейшими департаментами Министерства финансовРоссии являются: бюджетный департамент, который составляет проект федеральногобюджета; отраслевые департаменты финансирования промышленности; строительства истроительной индустрии; транспортных систем и связи; сельского хозяйствапищевой промышленности и охраны природы; оборонного комплекса и др.; — иностранных кредитов и внешнего долга; налоговых реформ; государственных ценныхбумаг и финансового рынка и др. важным подразделением Министерства финансоввыступает Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовоеисполнение бюджета.

Вопрос № 2 Ресурсы коммерческого банка
Ресурсыкоммерческих банков формируется за счет собственных, привлеченных иэмитированных средств.
Ксобственным средствам относятся акционерный, резервный капитал инераспределенная прибыль.
Акционерныйкапитал(или уставный фондбанка) создается путем выпуска и размещения акций. Как правило, банки по мереразвития своей деятельности и расширения операций последовательно осуществляютновые выпуски акций. Как только один из выпусков акций завершен и оплаченновыми владельцами банка, крупные банки начинают готовить новые комплектыдокументов с тем, чтобы, когда деятельность банка развернется в достаточноймере, не терять времени на проработку документации и ее утверждение всоответствующем территориальном подразделении ЦБ России, либо если банкявляется достаточно крупным, то в ЦБ России в Управлении ценных бумаг.
Резервныйкапитал или резервный фондбанковобразуется за счет отчислений от прибыли и предназначен для покрытиянепредвиденных убытков и потерь от падения курсов ценных бумаг.
Нераспределеннаяприбыль — часть прибыли,остающаяся после выплаты дивидендов и отчислений в резервный фонд.
Собственныесредства имеют важное значение для деятельности коммерческих банков.
Снижениедоли собственного капитала иногда приводит к банкротству банков. Так, одной изпричин банкротства двадцатого по величине банка США «Франклин нешнлбэнк» (1974г.) явилось резкое сокращение доли собственного капитала вбалансе банка. Эта же причина лежала в основе банкротства в 1979 т. в США банка«Друверз нешнл бзнк оф Чикаго» с активами в 250 млн. долл. и 44 тыс.вкладчиками. Одной из главных причин было падение доли собственного капиталабанка с 7 до 3% пассивов.
Привлеченныесредства составляют основную часть ресурсов коммерческих банков. Это депозиты(вклады), а также контокоррентные и корреспондентские счета.
Основныеиз них — депозиты, которые подразделяются на вклады довостребования, срочные и сберегательные вклады.
Вкладыдо востребования, атакже на текущие счетамогутбыть изъятывкладчиками по первому требованию. Владелец текущего счета получает от банкачековую книжку, по которой он может не только сам получать деньги, но ирасплачиваться с агентами экономических отношений. В связи с возросшейконкуренцией по привлечению средств по вкладам до востребования и на текущиесчета в России коммерческие банки стали платить проценты.
Срочныевклады — это вклады, вносимыеклиентами банка на определенный срок, по ним уплачиваются повышенные проценты.При этом процентные ставки зависят от размера и срока вклада.
Однимиз видов срочных вкладов являются депозитные сертификаты, рассчитанные на точнозафиксированное время привлечения средств. Впервые их ввел в оборот в 1961 г. вСША «Ферст нешнл сити бэнк» (в настоящее время «Ситибэнк»).Владельцам счетов выдаются специальные именные свидетельства (сертификаты), вкоторых указываются срок их погашения и уровень процента. Депозитныесертификаты это свидетельство о депонировании в банке определенной достаточнокрупной суммы денег (в практике работы западных банков не менее 50 тыс долл.США), В котором указываются срок его обязательного обратного выкупа банком иразмер выплачиваемой при этом определенной надбавки.
ВРоссийской Федерации депозитные сертификаты коммерческие банки стали применятьс 1991 г. По истечении срока вклада, указанного в сертификате, его владельцыполучают сумму вкладов и обусловленные в нем проценты.
Важную роль в ресурсах банков играют сберегательныевкладынаселения, в частности вклады целевого назначения. Они вносятся иизымаются в полной сумме или частично и удостоверяются выдачей сберегательнойкнижки. Банки принимают целевые вклады, выплата которых приурочена к периодуотпусков, дням рождений, практикуются также «новогодние вклады» — в течениегода банк принимает небольшие вклады на празднование Нового года, а в концегода банк выдает деньги вкладчикам, желающие же могут продолжать накоплениеденег до следующего нового года. Эти вклады пользуются большой популярностью урядовых граждан в экономически развитых странах.
Для банков наиболее привлекательнымиявляются срочные вклады, которые усиливают ликвидные позиции банков.
Важным источником банковских ресурсоввыступают межбанковские кредиты, Т.е. ссуды, получаемые удругих банков.
В России они получили значительноеразвитие. На кредитном рынке преобладают краткосрочные межбанковскиекредиты, в том числе так называемые «короткие деньги»(кредиты, выдаваемые от одного дня до двух недель).
Контокоррент — единый счет, посредством которого производятся всерасчетные и кредитные операции между клиентом и банком. В отдельные периодыэтот счет является пассивным, в другие активным: при наличии у клиента средствэтот счет является пассивным, при их отсутствие, когда клиент все же выставляетна банк платежное поручение или выписывает чеки, этот счет является, активнымкак по дебету, так и по кредиту контокоррентного счета начисляются проценты,причем по дебету, то есть по дебетовому сальдо счета корпорации, больше, чем покредитовому.
Эмитированные средства банков. Банки проявляют особую заинтересованность в изысканиитаких средств клиентуры, которыми они могли бы пользоваться достаточнодлительный период. К таким средствам относятся облигационные займы, банковскиевекселя и др.
Облигационные займыэмитируются в виде облигаций. Выпуск этих ценных бумагявляется объектом жесткой регламентации со стороны государственных органов — территориальных подразделений ЦБРи самого ЦБР: без утвержденияпроспекта эмиссии облигационного займа его выпуск является незаконным.
В современной зарубежной практикевстречаются двухвалютные облигации, то есть облигации, выплата купонного доходапо которым предусмотрена по выбору держателя облигации: в национальной валютеили в долларах США.
Одна из разновидностей ценных бумаг,эмитируемых банками, — ценные бумаги с «плавающей процентнойставкой».
В банковских пассивах в течение 90-хгг., продолжалось дальнейшее сокращение собственных средств и повышалась доляпривлеченных ресурсов как в развитых зарубежных странах, так и в России. Впривлечении новых ресурсов возросли диспропорции между крупнейшими банками имелкими в пользу крупнейших банков (поскольку они являются наиболее надежными).
Вопрос № 3 Виды кредитов, классификация. Общие условиякредитования предприятий
 
Банковский кредит. Одна из наиболее распространенныхформ кредитных отношений в экономике, объектом которых выступает процесспередачи в ссуду непосредственно денежных средств. Предоставляетсяисключительно специализированными кредитно-финансовыми организациями, имеющимилицензию на осуществление подобных операций от центрального банка. В ролизаемщика могут выступать только юридические лица, инструментом кредитныхотношений является кредитный договор или кредитное соглашение. Доход по этойформе кредита поступает в виде судного процентаили банковского процента,ставка которого определяется по соглашению сторон с учетом ее средней нормына данный период и конкретных условий кредитования. Классифицируется по рядубазовых признаков.
Сроки погашения
Онкольные ссуды, подлежащие возврату в фиксированный срок послепоступления официального уведомления от кредитора
Краткосрочные ссуды, предоставляемые, как правило, на восполнениевременного недостатка собственных оборотных средств у заемщика. Совокупностьподобных операций образует автономный сегмент рынка судных: капиталов — денежный рынок. Средний срок погашения по этому виду кредита обычно не превышаетшести месяцев. Наиболее активно применяются краткосрочные ссуды на фондовомрынке, в торговле и сфере услуг, в режиме межбанковского кредитования.
Среднесрочные ссуды, предоставляемые на срок до одного года (вотечественных условиях — до трех-шести месяцев) на цели как производственною,так  и чисто коммерческою характера. Наибольшее распространение получили ваграрном секторе, а также при кредитовании инновационных процессов со среднимиобъемами требуемых инвестиций.
Долгосрочные ссуды, используемые, как правило, в инвестиционных целях каки среднесрочные ссуды, они обслуживают движение основных средств, отличаясьбольшими объемами передаваемых кредитных ресурсов. Особое развитие получили вкапитальном строительстве, топливно-энергeтическом комплексе, сырьевых отрасляхэкономики. Средний срок их погашения обычно от трех до пяти лет, но можетдостигать 25 и более лет, особенно при получении соответствующих финансовыхгарантий со стороны государства.
Коммерческийкредит. Одна из первыхформ кредитных отношений в экономике, породившая вексельное обращение и темсамым активно способствовавшая развитию безналичного денежного оборота, находитпрактическое выражение в финансово-хозяйственных отношениях между юридическимилицами в форме реализации продукции или услуг с отсрочкой платежа. Основнаяцель этой формы кредита — ускорение процесса реализации товаров, а,следовательно, извлечения заложенной в них прибыли.
Коммерческийкредит принципиально отличается от банковского.
Вроли кредитора выступают не специализированные кредитно-финансовые организации,а любые юридические лица, связанные с производством либо реализацией товаровили услуг; предоставляется исключительно в товарной форме; ссудный капиталинтегрирован с промышленным или торговым, что в современных условиях нашлопрактическое выражение в создании финансовых компаний, холдингов и дрyгиxаналогичных структур, включающий в себя предприятия различной специализации и направленийдеятельности;
Средняястоимость коммерческого кредита всегда ниже средней ставки банковского процентана данный период времени; при юридическом оформлении сделки между кредитором изаемщиком плата за этот кредит включается в цену товара, а не определяетсяспециально, например, через фиксированный процент от базовой суммы.
Потребительскийкредит. Главныйотличительный его признак — целевая форма кредитования физических лиц. В роликредитора могут выступать как специализированные кредитные организации, так илюбые юридические лица, осуществляющие реализацию товаров или услуг. В денежнойформе предоставляется: как банковская ссуда физическому лицу для приобретениянедвижимости, оплаты дорогостоящего лечения и т. п., в товарной — в процессерозничной продажи товаров с отсрочкой платежа. В России только получаетраспространение, ограниченно используется при кредитовании под залогнедвижимости. В зарубежной же практике потребительский кредит охватывает всеслои трудоспособного населения, в основном через различные системы кредитныхкарточек.
Государственныйкредит. Основной признакэтой формы кредита — непременное участие государства в лице органовисполнительной власти различных уровней. Осуществляя функции кредитора, государствочерез центральный банк производит кредитование: конкретных отраслей илирегионов, испытывающих особую потребность в финансовых ресурсах, есливозможности бюджетного финансирования уже исчерпаны, а ссуды коммерческихбанков не могут быть привлечены в силу действия факторов конъюнктурногохарактера; коммерческих банков в процессе аукционной или прямой продажи кредитныхресурсов на рынке межбанковских кредитов.
Вроли заемщика государство выступает в процессе размещениягосударственных займов или при осуществлении операций на рынке государственныхкраткосрочных ценных бумаг; Основной формой кредитных отношений пригосударственном кредите являются такие отношения, при которых государствовыступает заемщиком средств.
Международныйкредит. Рассматривается как совокупность кредитныхотношений, функционирующих на международном уровне, непосредственнымиучастниками которых могут выступать межнациональные финансово — кредитныеучастие (МВФ, МБрр и др.), правительство соответствующих государств и отдельныеюридические лица, включая кредитные организации:
Ростовщическийкредит. Специфическая форма кредита. В зарубежных источникахрассматривается лишь в историческом плане, но в современных российских условияхполучил определенное распространение как совокупность кредитных отношений длябольшинства стран в настоящее время имеет однозначно нелегальный  характер,т.е. прямо запрещенных действующим законодательством.
Вопрос № 4. Бюджетная система, ее сущность исоставляющие
 
Бюджетнаясистема — это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.
Бюджетноеустройство определяется государственным устройством. В унитарных (единых)государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет имногочисленные местные бюджеты.
Вфедеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:государственный бюджет, или федеральный бюджет, или бюджет центральногоправительства; бюджеты членов федерации (штатов — в США, земель (ландов) — вФРГ, провинций — в Канаде, субъектов Федерации — в России; местные бюджеты.
Вунитарных государствах местные бюджеты своими доходами и расходами не входят вгосударственный бюджет, а в федеративных государствах — не включаются в бюджетычленов федерации, доходы и расходы которые не входят в федеральный бюджет.
Государственнаябюджетная система Российской Федерации, какотмечалось ранее, состоит из трех звеньев и включает: республиканский(федеральный) бюджет;
21республиканский бюджет в составе Российской Федерации, 55 краевых и областныхбюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербургa, 10 окружных бюджетовавтономных округов, бюджет автономной Еврейской области; около 29 тысяч местныхбюджетов (городских, районных, поселковых, сельских).
Бюджетынижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами вбюджеты вышестоящих уровней.
Бюджетноеустройство в Российской Федерации основывается на принципах единства, полноты,реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих вгосударственную бюджетную систему.
Единствобюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единойбюджетной классификации и форм бюджетной документации, согласованнымипринципами бюджетного процесса, единой социально экономической и налоговойполитикой.
Принципполноты означает, что в каждом звене бюджетной системы доходыирасходы должны отражаться в их полном объеме.
Реальностьозначает правдивость бюджетных показателей.
Принципгласности требует публикации утвержденных бюджетов, а такжеотчетов об их исполнении, сводного отчета консолидированного бюджета РФ,консолидированных бюджетов территорий, а также Бюджетного послания Президента РФ.
Самостоятельностьбюджетовобеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определятьнаправления их использования. К собственным источникам доходов относятсязакрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета, отчисленияпо регулирующим доходам, дополнительные источники, устанавливаемыесамостоятельно представительными органами субъектов Федерации и местнымисамоуправлениями. В соответствии с законодательством РФ доходная частьтерриториальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующихдоходов, дотаций и субвенций, кредитных ресурсов.
Закрепленныедоходы — это доходы, полностьюпоступающие в соответствующие бюджеты.
Регулирующиедоходы — средства,передаваемые из вышестоящего звена бюджетной системы нижестоящему бюджету сверхзакрепленных доходов для покрытия его расходов; зачисляются в соответствующиебюджеты исходя из размеров процентных отчислений, устанавливаемых приутверждении вышестоящего бюджета. Основная часть налоговых доходов субъектовФедерации и местных бюджетов в настоящее время формируется за счет регулируемыхдоходов.
Дотации — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме длясбалансирования нижестоящих бюджетов при их дефиците.
Субвенции — средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам нафинансирование строго целевого мероприятия.
Кредитныересурсы — средства,передаваемые на кредитной основе, т.е. они должны быть возвращены с процентамиили без них.
Целевойфонд финансовой поддержки Регионов. Средстваэтого фонда распределяются для всех регионов по единому принципу. Из Фондафинансовой поддержки субъектовФедерацииоказывается помощь тем субъектам,в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год нижечемв среднем по Российской Федерации (субъекты Федерации, нуждающиеся в поддержке)и у которых собственных доходов и дополнительных средств, полученных изфедерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов(субъекты Федерации, особо нуждающиеся в поддержке)".
Что касается расходов отдельныхзвеньев бюджетной системы, то основная их часть осуществляется из федеральногобюджета. Из этого бюджета полностью финансируются расходы на оборону,значительная часть затрат на финансирование государственных про грамм иинвестиций, предоставляются дотации отдельным отраслям народного хозяйства, атакже крупные средства бюджетам территорий. В бюджетах территорий главнымивыступают расходы на социальные цели. На народное образование ипрофессиональную подготовку кадров из территориальных бюджетов выделяется более60% всех расходов консолидированного бюджета РФ, на здравоохранение — около55%, на социальное обеспечение — более 70%, на жилищно-коммунальное хозяйствосвыше 90%. В целях сбалансированности бюджетов соответствующие представительныеорганы власти могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Если впроцессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицитаили значительное снижение поступлений доходов бюджета, то вводится механизм секвестрарасходов, заключающегося в пропорциональном снижениигосударственных расходов (на 5, 10, 15%) ежемесячно по всем статьям бюджета втечение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенныестатьи.
Покрытиедефицита бюджета развития происходит также за счет выпуска государственныхзаймов или использования кредитных ресурсов.
Вседоходы и расходы располагаются в бюджетах по единой бюджетной классификации,представляющей собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней сприсвоением объектам классификации группировочных кодов. Бюджетнаяклассификация обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.
ВФедеральном законе «О бюджетной классификации», подписанномПрезидентом РФ 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ, отмечается, что бюджетнаяклассификация включает: классификацию доходов бюджетов РФ; функциональнуюклассификацию расходов бюджетов РФ; экономическую классификацию расходовбюджетов РФ; классификацию источников внутреннего финансирования дефицитовбюджетов РФ; классификацию источников внешнего финансирования дефицитафедерального бюджета;
классификациювидов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ. Классификацию видовгосударственного внешнего долга и внешних активов РФ; ведомственнуюклассификацию расходов федерального бюджета.
Бюджетнаяклассификация в части классификации доходов бюджетов РФ, функциональнойклассификации расходов бюджетов РФ, экономической классификации расходовбюджетов РФ, классификации источников внутреннего финансирования.
Вопрос № 5 Определение инвестиций и инвестиционнаядеятельность предприятий
Инвестиции– это вложения капитала субъекта во что-либо для увеличения впоследствии своихдоходов.
Необходимымзвеном процесса является замена изношенных основных средств новыми. Вместе с темрасширение производства может осуществляться только за счет новых вложений,направленных не только на создание новых производственных мощностей, но и насовершенствование старой техники или технологий. Именно это и составляетэкономический смысл инвестиций.
Инвестициирассматриваются как процесс, отражающий движение стоимости, и как экономическаякатегория – экономические отношения, связанные с движением стоимости, вложеннойв основные фонды.
Совокупностьзатрат – это долгосрочное вложение капитала в различныеобласти экономики, реализуется в форме целенаправленного вложения капитала наопределенный срок в различные отрасли и сферы экономики, а также в объектыпредпринимательской и других видов деятельности для получения дохода. Самопонятие «инвестиции» означает вложения капитала в отрасли экономики не толькона предприятии, но и внутри страны и за границей.
Инвестиции–это откладывание денег на завтрашний день, чтобы иметь возможность большеполучить в будущем. Одна из частей инвестиций – потребительские блага, ониоткладываются в запас (инвестиции на увеличение запасов).
Авот ресурсы, которые направляются на расширение производства (приобретениезданий, машин и сооружений) – это уже другая часть инвестиций.
Всоответствии с Законом РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»от 26 июня 1991 г. в редакции Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 89-ФЗинвестициями являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акциии другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числеи на товарные знаки, кредиты либо другое имущество или имущественные права,интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательской и другихвидов деятельности в целях получения прибыли (дохода) и достиженияположительного социального эффекта.
Объектамиинвестиционной деятельности являются вновь созданные и модернизируемые основныефонды и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады,научно-техническая продукция, другие объекты собственности, а такжеимущественные права и права на интеллектуальную собственность.
Изопределений следует, что одни инвестиции направлены на увеличение собственногокапитала (покупка акций и вложение пая с целью получения дивидендов, вклады насчета банков и покупка акций для получения по ним процентов), а другие — нарасширение производственной базы путем покупки оборудования и земли, а также накапитальное строительство
Вданной теме мы рассматриваем пути решения проблем, связанных с инвестированиемв создание и модернизацию основных фондов. Эта область наиболее сложна спозиции как обоснования необходимости осуществления капиталовложений, так иоценки их эффективности и привлечения необходимых финансовых ресурсов.
Созданиеи воспроизводство основных фондов может финансироваться за счет:
· собственныхфинансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль,амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан июридических лиц средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещенияпотерь от аварий, стихийных бедствий и др.);
· заемныхфинансовых средств инвесторов (банковские и бюджетные кредиты, облигационныезаймы и т.д.);
· привлеченныхфинансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые ииные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);
· денежныхсредств, централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленномпорядке;
инвестиционныхассигнований из государственных бюджетов и внебюджетных фондов;
· иностранныхинвестиций.
Инвестированиев создание и воспроизводство основных фондов осуществляются в формекапиталовложений путем строительства новых, расширения, реконструкции итехнического перевооружения действующих промышленных предприятий и субъектов.
Кновому строительству относится строительство предприятий, зданий, сооружений,осуществляемое на новых площадках и по специально разработанному проекту.
Расширениедействующего предприятия представляет собой либо строительство последующихочередей дополнительных производственных комплексов и производств по новымпроектам, либо строительство или расширение существующих цехов основного,вспомогательного и обслуживающего производств. Оно ведется, как правило, натерритории действующего предприятия или на примыкающих площадях.
Реконструкция- это полное или частичное переоборудование или переустройство действующегопредприятия с заменой морально устаревшего и физически изношенного оборудованияпутем механизации и автоматизации производства, устранения диспропорций втехнологических звеньях и вспомогательных службах. При реконструкциидопускается строительство новых цехов взамен старых.
Техническоеперевооружение — комплекс мероприятий по повышению технического уровняотдельных производств в соответствии с современными требованиями путемвнедрения новой техники и технологии, механизации и автоматизациипроизводственных процессов, модернизации и замены устаревшего оборудования,улучшения организации и структуры производства. Оно направлено на повышениеинтенсификации производства, увеличение производственных мощностей, улучшениекачества выпускаемой продукции.
Государственноерегулирование инвестиционной деятельностью, т.е. инвестиционная политика,осуществляется в соответствии с государственными инвестиционными программамиследующими путями:
· прямоеуправление государственными инвестициями;
· введениесистемы налогов с дифференцированными налоговыми ставками и льготами;
· предоставлениефинансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд на развитиеотдельных территорий, отраслей и производств;
· проведениесоответствующей финансовой и кредитной политики, ценообразования (в том числевыпуск в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;
· контрольза применением норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательнойсертификации и т.д.
Государствов соответствии с законодательством, действующим на территории РоссийскойФедерации, гарантирует защиту инвестиций, в том числе и иностранных, независимоот форм собственности. Инвестиции не могут быть безвозмездно национализированыили реквизированы.
Предприятиесамостоятельно определяет объемы, направления, размеры и эффективностьинвестиций. По своему усмотрению оно привлекает на договорной преимущественноконкурентной основе (в том числе через торги подряда) физических и юридическихлиц, необходимых ему для реализации инвестиций. В соответствии с Законом РСФСР«Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г. вредакции Федерального закона от 19 июня 1995 г. № 89-ФЗ правовым документом,регулирующим производственно-хозяйственные и другие взаимоотношения субъектовданной деятельности, является договор (контракт) между ними.
Выбортого или иного направления вложений определяется многими обстоятельствами.Важнейшими среди них являются следующие: инвестиционный климат в стране,состояние производственно-технической базы промышленных предприятий, кредитнаяполитика, уровень развития воспроизводственной рыночной инфраструктуры исистемы привлечения и освоения капиталовложений, система налогообложения,уровень развития законодательной базы в сфере инвестиционной деятельности.
Посколькупредприятия, как правило, не располагают достаточными финансовыми ресурсами дляподдержания производства на уровне требований динамично развивающегося рынка,перед ними всегда возникает двуединая задача: с одной стороны, обосновать передбудущими инвесторами привлекательность и необходимость модернизации или вводановых основных фондов, а с другой — доказать привлекательность осуществленияинвестиционного проекта на основе оценки его эффективности.
Решениеэтой задачи предполагает использование системы показателей, отражающихсоотношение затрат и результатов применительно к интересам участниковинвестиционного проекта:
· показателипредполагаемой доходности от вложения средств в проект, а также показателикоммерческой (финансовой) эффективности, учитывающие финансовые последствия отреализации проекта для его непосредственных участников;
· показателиэкономической эффективности учитывающие затраты и результаты, связанные среализацией проекта;
· показателисоциальных и экологических последствий, а также затрат, связанных с социальнымимероприятиями и охраной окружающей среды.
Вусловиях рыночных отношений важнейшим фактором экономического роста предприятияявляется увеличение объема производства на каждую затрачиваемую единицу материальныхи финансовых ресурсов, т.е. повышение результативности работы предприятия. Этодостигается за счет лучшего использования ресурсов предприятия (см. главы 5-8)и расширения его производственных возможностей на основе радикальных измененийв производственной базе (внедрение новой техники, техническое перевооружение иновое строительство). Последнее связано с капиталовложениями. Непосредственнымрезультатом капиталовложений в экономическом значении является ввод илимодернизация (реконструкция) основных фондов, а конечным — прирост объемовпроизводства. Поэтому экономическую эффективность сделанных капиталовложений(Эф) следует рассматривать как отношение прироста объемов производства (dQ) кобъему капитальных вложений (К), вызвавших данный прирост:
Эф= DQ/K.
Однакоследует заметить, что между вложениями и получением эффекта от них лежитопределенный промежуток времени. В теории его принято называть лагомзапаздывания отдачи по отношению к капитальным вложениям. Для предприятия,функционирующего в условиях жесткой конкуренции, далеко не безразличнапродолжительность такого запаздывания, и оно заинтересовано в его сокращении,причем это должно решаться еще на стадии обоснования выбора инвестиционногопроекта.
Ив теории, и на практике существует определенная методика разработкиинвестиционного проекта и его реализации по следующим этапам: формированиеинвестиционного замысла (идеи); исследование условий реализации инвестиционногопроекта; технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта; приобретение, арендаили отвод земельного участка; подготовка контрактной документации;осуществление строительно-монтажных работ, включая пуско-наладочные;эксплуатация объекта, мониторинг экономических показателей.
Формированиеинвестиционного замысла (идеи) включает:
· рождениеи предварительное обоснование замысла;
инновационный,патентный и экологический анализ технического решения (объекта техники,ресурса, услуги);
· проверкунеобходимости выполнения сертификационных требований;
· предварительноесогласование при необходимости с муниципальными и отраслевыми органамиуправления;
· подготовкуинформационного обеспечения.
Исследованиеусловий реализации инвестиционного проекта включает:
· установлениевеличины спроса на продукцию, намеченную к выпуску;
· оценкууровня базисных, текущих и прогнозных цен на продукцию (услуги);
· подготовкупредложений по организационно-правовой форме реализации проекта и составуучастников;
· оценкупредполагаемого объема инвестиций;
· подготовкупредварительных оценок по разделам ТЭО проекта, в частности оценку егоэффективности;
· подготовкуконтрактной документации на выполнение проекта;
· подготовкуинвестиционного предложения для потенциального инвестора.
Технико-экономическоеобоснование проекта предусматривает:
· проведениемаркетингового исследования (спроса и предложения, сегментации рынка, цены),выработку маркетинговой стратегии и т.д.;
· подготовкупрограммы выпуска продукции;
· разработкуисходно-разрешительной документации;
· разработкутехнических решений (в том числе генерального плана, состава оборудования итехнологических решений на основе анализа существующей и предлагаемойтехнологии состава оборудования, загрузки действующих производственныхмощностей и площадей, предложений по закупке зарубежных технологий и оборудования,использования сырья и материалов, комплектующих изделий и энергоресурсов);
· инженерноеобеспечение;
· составлениеплана мероприятий по охране окружающей среды и соблюдению безопасности;
· описаниесистемы управления предприятием;
· описаниеорганизации строительства;
· сметно-финансовуюдокументацию (в том числе оценку издержек производства, расчет капитальныхзатрат, годовых поступлений от деятельности предприятия, потребности воборотных средствах, оценку проектируемых и рекомендуемых источников финансированияпроекта, расчет предполагаемых потребностей в иностранной валюте, выборкредитов, оформление соглашений);
· оценкурисков, связанных с осуществлением проекта;
· установлениесроков осуществления проектов;
· анализбюджетной эффективности в случае использования бюджетных инвестиций;
· формулированиеусловий прекращения реализации проекта. Желательно, чтобы ТЭО прошловневедомственную экологическую и другие виды экспертиз.
Формированиеконтрактной документации — это подготовка переговоров с потенциальнымиинвесторами и тендерных торгов по реализации проекта.
Составлениерабочей документации — это подготовка проектно-сметной документации на стадиирабочих чертежей, определение изготовителей и поставщиков нестандартноготехнологического оборудования.
Осуществлениестроительных и монтажных работ включает наладку оборудования, обучениеперсонала, выпуск пробной партии продукции.
Эксплуатацияобъекта и мониторинга экономических показателей предусматривает:
сертификациюпродукции;
созданиесбытовой сети (посредники, дилеры и т.д.);
созданиецентров сервисного обслуживания;
системутекущего мониторинга экономических показателей (объем продаж и производства,издержки производства и реализации, качество продукции, доходностьавансированного капитала, прибыль и т.д.).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.