Иркутскийгуманитарно-технический колледж
Контрольнаяработа
НА ТЕМУ:
Понятие ифункции налога.
НА ТЕМУ:
Действующаяналоговая система и принципы ее построения
Предмет:Налоговое право
Выполнил:
Проверила:______________
Нижнеудинск2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение… 5
1.Понятиеи функции налога… 7
2.Действующаяналоговая система и принципы ее построения… 25
Списокиспользованных источников… 55
Введение.
Налоги известны сглубокой древности. Во времена натурального хозяйства уже существовало изъятиечасти имущества в виде оброка у крестьян, ремесленников в пользу тех, ктовладел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть,ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческихресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполненияспецифических, только ей присущих функций:
- защитатерритории;
- выполнениеуправляющих и распределительных функций;
- поддержаниевнутреннего порядка;
- сбор налогов иподатей с населения.
По мере развитияэкономических отношений, появились и совершенствовались новые видыналогообложения. Показательным примером может служить то, что в XVII веке в Голландии порция рыбы вхарчевне облагалась 34 налогами (акцизами).
Неизбежность налоговнастолько очевидна, что еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторовДекларации независимости США, писал: “В этом мире ни в чем нельзя быть твердоуверенным, за исключение смерти и налогов”.
Налоги – основнойисточник формирования доходов государства, важнейший элемент экономическойполитики государства. Поэтому оно уделяет особое внимание правовым основамналогообложения. Они представляют собой обязательный, индивидуально безвозмездныйплатеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчужденияпринадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения илиоперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечениядеятельности государства и (или) муниципальных образований.
В Конституции РоссийскойФедерации определено, что каждый обязан законно платить установленные налоги исборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положениеналогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В совместном веденииРоссийской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установлениеобщих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Основным законодательнымдокументом по налогам и сборам в Российской Федерации является Налоговый кодексРоссийской Федерации (НК РФ).
Выполнение его требованийобязательно для налогоплательщиков, нарушение каких-либо положений указанных вНалоговом кодексе Российской Федерации есть серьезное противозаконное действиенаказуемое в административном или уголовном порядке. Существует также целыйперечень документов по налогам и сборам, дополняющих и расширяющих Налоговыйкодекс Российской Федерации. К таким документам можно отнести ПостановлениеПравительства Российской Федерации касающееся вопросов налогообложения,Инструкции, Методические рекомендации Министерства Российской Федерации по налогами сборам и другие документы.
1. Понятие и функции налога.
Решающее значениев доходах бюджета имеют налоги.
Налоги — это обязательные платежи, взимаемые государством сорганизаций и физических лиц. Исторически их возникновение относится к периоду разделенияобщества на социальные группы и появления государства.
Государство без налогов существоватьне может, поскольку они – главный метод мобилизации доходов в условиях частной собственностии рыночных отношений.
Согласно Налоговому кодексуРФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемыйс организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансовогообеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Абзац3 п.5 ст.3 НК РФ устанавливает: ни на кого не может быть возложена обязанностьуплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающиеустановленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФлибо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. В этой связиособое значение приобретают признаки налогов, к которым относятся:
(1)императивно-обязательный характер;
(2)индивидуальная безвозмездность;
(3)денежная форма;
(4)публичный и нецелевой характер налогов.
Рассмотримуказанные признаки подробнее.
Императивно-обязательныйхарактер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а неблаготворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполненияналоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого видабюджетных доходов, как безвозмездные перечисления.1
Налогине предполагают каких-либо форм кредитования государства, то есть налогообложение,всегда носит безвозвратный характер. Лишь в случае установления налоговых льгот(например, по НДС), переплаты налога или неправомерного взыскания недоимкиналоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующихденежных средств.
Возникновениеи исполнение налоговой обязанности не основано на соглашениях государства сналогоплательщиком и тем более не зависит от индивидуального усмотренияпоследнего. Налоговая обязанность вытекает непосредственно из закона,диспозитивные элементы здесь сведены к минимуму. В сфере налогообложениягосподствует императивный метод правового регулирования, предполагающийдетальную юридическую регламентацию поведения и минимизацию свободы субъектовсамостоятельно определять свое поведение. При этом отступить от предусмотреннойнормой модели поведения не представляется возможным. Указанный метод иногданазывается методом субординации или властных предписаний. Требования налоговыхорганов и налоговые обязательства налогоплательщика следуют не из договора, аиз закона.«О налогах не договариваются» — известная аксиоманалогового законодательства. Налоговое правоотношение носит одностороннийхарактер, где стержневым юридическим элементом выступает, с одной стороны,обязанность налогоплательщика уплатить законно установленные налоги и сборы и,соответственно, с другой — право государства в лице налоговых органов требоватьсвоевременной и полной уплаты налоговых платежей.
Индивидуальнобезвозмездный характер. Уплата налога не порождает встречной обязанностигосударства совершить в пользу данного, персонально определенногоналогоплательщика конкретные действия. Какая-либо прямая материальная выгодадля налогоплательщика здесь отсутствует. Уплатив налог, он не приобретаеткаких-либо дополнительных субъективных прав. «Налог обязывает вноситьопределенную денежную сумму, но взамен налогоплательщик не получает правапретендовать на выполнение каких-либо государственных мероприятий или оказыватьвлияние на действия государства в будущем».[2]Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной дляобменных, рыночных отношений.
Данныйпризнак отличает налоги от сборов, носящих частично возмездный характер. Уплатасбора предполагает встречные действия государства в интересахналогоплательщика. Это может быть выдача лицензии, предоставление праваторговли или парковки автотранспорта, обеспечение правосудием, совершениерегистрационных или иных юридически значимых действий. Частное лицо связывает суплатой сбора достижение определенных благ. Уплатив сбор, налогоплательщиквправе требовать от государства совершения соответствующих действий, в томчисле и через суд.
Денежныйхарактер. НК РФ определяет налог как исключительно денежный платеж, взимаемый сорганизаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной илибезналичной форме. Средство платежа — валюта Российской Федерации. В качествеисключения иностранными организациями, физическими лицами, не являющимисяналоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях,предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога можетисполняться в иностранной валюте.[3]
Действующеезаконодательство не предусматривает какие-либо натуральные формы уплаты налога.
Налогдолжен быть уплачен за счет средств, принадлежащих налогоплательщику на правесобственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, то естьналоговый платеж носит личный характер.
Публично-нецелевойхарактер. Налоговые платежи — безусловный атрибут государства, без которого ононе может существовать. Именно налоги и сборы составляют подавляющую частьдоходных источников государства и муниципальных образований (иногда до 90%). Ихфункциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемойгосударством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальнойжизнедеятельности общества. Как указал Конституционный Суд РоссийскойФедерации, уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичнойвласти[4].
Впостановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-Потмечается, что в налоговой обязанности налогоплательщиков «воплощенпубличный интерес всех членов общества». Разумеется, некоторая частьналоговых поступлений идет на содержание государственного аппарата. Однакоподавляющее большинство налоговых платежей в виде бюджетного финансированиявозвращается обратно в общество. Поэтому неуплата налога нарушает интересы нетолько государства, но прежде всего третьих лиц — бюджетополучателей.Государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговыхправоотношений в целях защиты прав и законных интересов не тольконалогоплательщиков, но и всех остальных членов общества.
Нецелевойхарактер налогов вытекает из закрепленного ст.35 БК РФ принципа общего (совокупного)покрытия бюджетных расходов: все расходы бюджета должны покрываться общейсуммой доходов бюджета. Доходы бюджета, включая прежде всего налоговые доходы,не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходовцелевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также вслучае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системыРоссийской Федерации.
Социально-экономическаясущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налогивыполняют четыре важнейшие функции:
1. Обеспечение финансированиягосударственных расходов (фискальная функция).
2. Государственное регулированиеэкономики (регулирующая функция).
3. Поддержание социального равновесияпутем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с цельюсглаживания неравенства между ними (социальная функция).
4. Стимулирующая функция.
Налогам принадлежитрешающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Во всехгосударствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполнялифискальную функцию — изъятие части доходов предприятий и граждан для содержаниягосударственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы,которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры,библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должногоуровня развития — фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебныезаведения и т. п.
Важную роль играетфункция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях,нельзя обойтись — регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах — эторегулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночнуюэкономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело — как онарегулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, нокаковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системерегулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируетсяфинансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системыналогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками,выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место вэтом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговымиставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни иотменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развитияопределенных отраслей и производств, способствует решению актуальных дляобщества проблем.
/>Социальнаяили перераспределительная функция налогов. Посредством налогов вгосударственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решениенароднохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных,финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ —наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государствоперераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан,направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, наинвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными срокамиокупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли,электростанции и др.). Перераспределительная функция налоговой системы носитярко выраженный социальный характер. Это достигается путем установленияпрогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетасредств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения отналогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
Последняя функция налогов— стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулируеттехнический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения врасширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговаясистема предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление.А средства, вкладываемые юридическим или физическим лицом в развитие освобождаютсяот налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется.Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего,в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение,реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления,оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается отналогообложения. Эта льгота, конечно, очень существенная. Во многих развитыхстранах освобождаются от налогообложения затраты на наyчно-исследовательские иопытно-констрyкторские работы. Делается это по-разному. Так, в Германииуказанные затраты включаются в себестоимость продукции и тем самымавтоматически освобождаются от налогов[5].В других странах эти затраты полностью или частично исключаются из облагаемойналогом прибыли. Было бы целесообразно установить, что в состав затрат,освобождаемых от налога, полностью или частично, входят расходы на НИОКР.Другой путь — включать эти расходы в затраты на производство.
Указанное разграничениефункций налоговой системы носит условный характер, так как все онипереплетаются и осуществляются одновременно.
В соответствии с налоговымзаконодательством РФ налог считается установленными, если определены налогоплательщикии элементы налогообложения, а именно:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисленияналога;
- порядок и сроки уплатыналога.
В необходимых случаях приустановлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут такжепредусматривается налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налогоплательщикамипризнаются организации (предприятия) и физические лица, на которых в соответствиив соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность уплачивать соответственноналоги и (или) сборы. В законодательных актах об отдельных налогах и сборах вобязательном порядке определяются налогоплательщики и плательщики сборов.
Объектами налогообложенияв соответствии с Налоговым кодексом РФ могут являться операции по реализациитоваров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров(выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественнуюили физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательствоо налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельныйобъект налогообложения, устанавливаемый налоговым законодательством.
Налоговая база представляетсобой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Налоговая ставка представляетвеличину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая базаи порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаютсяналоговым законодательством.
Налоговым периодом считаетсякалендарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончаниикоторого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплатев бюджет. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов,по итогам которых уплачивается авансовые платежи.
Сроки уплаты налогов и сборовустанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты налогов исборов определяются календарной датой или истечением периода времени,исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями, и днями, а также указаниемна событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должнобыть совершено.
Порядок уплаты налогов и сборовуплата налогов производится разовой уплатой всей суммы налога либо в порядке, предусмотренномНалоговым кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Подлежащая уплатесумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком в установленные сроки.
В необходимых случаях приустановлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут такжепредусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Льготами по налогам исборам признаются предоставляемые отдельным налогоплательщикам и плательщикамсборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества посравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможностьне уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства оналогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот поналогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
Налогоплательщик в праве отказатьсяот использования налоговых льгот либо приостановить ее использование на одинили несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексомРФ.
На сегодняшний деньналоги весьма разнообразны и образуют довольно разветвленную совокупность. Попыткиклассифицировать, уменьшить их количество видов пока не имели успеха. Возможно,это происходит потому, что правительствам удобно вместо единого налога взиматьмножество не столь больших, в этом случае налоговые сборы становятся менее заметнымии менее чувствительными для налогоплательщика. Используемые в законодательномпорядке такие налоги мобильны, функциональны и эффективны.
Разделение всех видов нагруппы осуществляется в соответствии с объективными классификационными признаками.Эти признаки учитывают различия налогов в зависимости особенностей их исчисления,уплаты, отнесения на затраты или результаты производственной деятельности,возмещения за счет внешнего контрагента (переложение налогов).
Классификационныепризнаки являются объективными критериями разграничения налогов, предопределеннымисамой экономической природой налога как такового. Они не зависят отодностороннего волеизъявления государства и, как правило, формируются на протяжениивсе истории развития податных систем стран мира[6].Более ста лет известно разграничение налогов на две подсистемы:
1. Прямые налоги –те, которые непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовойдеятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентнойсоставляющей.
2. Косвенные налоги — те, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размерадобавленной стоимости, оборота или объема продаж товаров, работ, услуг.
Классификация налогов не только по способу их изъятия, но и подругим признакам имеет важное значение для организации рационального управленияналогообложением. В целом классификационные признаки универсальны.
Состав налогов отечественной налоговой системы можно классифицировать,объединив группы налогов по следующим признакам: объект обложения, особенности ставки,полноты прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумми другие признаки классификации:
— по субъекту уплаты:
1. физические лица;
2. юридические лица.
В налоговом законодательстве термин «физическое лицо» объединяетследующие категории налогоплательщиков: граждан РФ, иностранных граждан и лиц безгражданства. В гражданском праве – термин, употребляемый для обозначения человека(гражданина) как участника правоотношений.
Физические лица — налоговые резиденты РФ — физические лица, фактическинаходящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году.
Юридическое лицо — предприятие (организация), которое имеет всобственности, хозяйственном или оперативном управлении обособленное имуществои отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может приобретать от своегоимени и осуществлять имущественные и личные не имущественные права, нести обязанности,быть истцом и ответчиком а суде [7].Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
— по объектам налогообложения:
1) имущество (движимое,недвижимое);
2) доход (прибыль)от экономической деятельности;
3) операции пореализации товаров, работ, услуг;
4) ввоз (вывоз) товаровна таможенную территорию России (или с неё);
5) отдельные виды экономическойдеятельности;
6) отдельные объекты.
Под имуществом в Налоговом кодексе РФ понимаются виды объектовгражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу всоответствии с ГК РФ. Доходом признается экономическая выгода в денежной или инойнатуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, вкоторой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами«Подоходный налог с физических лиц», «Налог на прибыль (доход) организаций»,«Налог на доходы от капитала» Налогового кодекса РФ или к доходам от источниковза пределами РФ в соответствии с вышеназванными главами Налогового кодекса РФ.
Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальнымипредпринимателями признается соответственно передача на возмездной основе (втом числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товар, результатоввышеназванных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг, а вслучаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, передача права собственности натовары, результатов выполненных работ (оказанных услуг) одним лицом другому лицу- на безвозмездной основе.
— по полноте налоговых прав пользования налоговыми поступлениями:
1) собственные (закрепленныеналоги);
2) регулирующие налоги.
Собственные (закрепленные) налоги, те налоги, которые непосредственнои целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд.
Регулирующие налоги – разноуровневые, т.е. налоговые платежипоступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетномузаконодательству.
— по принадлежности к уровню власти и управления:
1) федеральные;
2) региональные;
3) местные.
Федеральные (общегосударственные) налоги — элементы данных налоговопределяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории.Они устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территорииРФ. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты разных уровней.
Отличительной чертой региональных налогов является то, что налогиустанавливаются, изменяются или отменяются законами субъектов РФ в соответствиис Налоговым кодексом РФ.
Местные налоги вводятся нормативными актами представительных органовместного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Они вступают вдействие только на основании решения, приятого на местном уровне.
— по методу исчисления (от налоговой техники):
1) регрессивные;
2) прогрессивные;
3) пропорциональные;
4) линейные;
5) ступенчатые;
6) твердые (вабсолютной сумме).
В зависимости от метода исчисления налоговые ставки могут бытьтвердыми в абсолютной сумме с объекта обложения, т.е. на каждую единицуналогообложения устанавливается зафиксированный размер налога (например, 50коп. за квадратный метр площади) или процентными, как доля его стоимости(например, с каждого рубля прибыли было предусмотрено 30% налога). В свою очередьпроцентные ставки могут быть пропорциональными и прогрессивными. Пропорциональныеставки построены по принципу единого процента, взимаемого с предмета обложения.Она не измена и не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения.В этом случае иногда говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта. Названиеналога подчеркивает, что его общая величина прямо пропорционально объемуналогооблагаемого объекта (дохода, прибыли, имущества). При прогрессивном налогеналоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложенияи сохраняет неравенство в экономическом положении.
Целесообразно выделять два типа прогрессивных шкал налогообложения:построение по принципу простой и сложной прогрессии. При простой прогрессии повышеннаяставка налога применяется ко всей более высокой сумме дохода. Сложная прогрессияпредполагает ступенчатое налогообложение, т.е. по более высокой ставке взимаетсяналог с разницы между всей суммой облагаемого дохода и пределом суммы дохода, облагаемогопо более низкой ставке. Таким образом, общая (средняя) ставка получаетсясредневзвешенная по суммам дохода, к которым применялись различные ставки.
Ставки регрессивного налога, наоборот, понижаются по мереувеличения объекта налогообложения, и неравенство в доходах после налогообложениявозрастает. Данный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли,имущества, облагаемых налогом. Регрессивный характер могут носить в основном косвенныеналоги, которые непосредственно по отношению к доходу не устанавливаются[8].
— по способу изъятия:
1) прямые: а)реальные и б) личные;
2) косвенные: а)индивидуальные, б) универсальные, в) фискальные монополии, г) таможенныепошлины;
Прямые налоги взимаются непосредственно по ставке или вфиксированной сумме с дохода или имущества. Окончательными плательщиками прямыхналогов является владелец имущества (дохода). Они подразделяются на реальные иличные. Реальные прямые налоги уплачиваются с учетом не действительного, апредполагаемого среднего дохода плательщика. Им облагаются отдельные виды имуществаналогоплательщика (земля, дом, ценные бумаги).
Прямой налог личный – важнейшая форма прямого обложения, при которомналогом облагается доход налогоплательщика, с учетом представляемых льгот, т.е.они уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособностьналогоплательщика.
Косвенные налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредствомвведения государственных надбавок к ценам на товары и услуги. Окончательным плательщикомкосвенных налогов является потребитель товара (услуги). Косвенные налоги подразделяютсяв зависимости от объектов взимания. Так косвенными индивидуальными налогами облагаютсястрого определенные группы товаров.
Косвенными универсальными налогами облагаются в основном всетовары и услуги.
Фискальные монополии – ими облагаются все товары, производствои реализация которых сосредоточены в государственных структурах.
Таможенными пошлинами облагается товар и услуги при совершенииэкспортно-импортных операций. Пошлина является обязательным взносом, взимаемымтаможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозетовара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого вывоза иливвоза.
— по срокам уплаты:
1) срочные;
2) периодично-календарные.
Плательщики срочного налога уплачивают его в течение определенногосрока установленного налоговым законодательством, после совершения какого-либо действия.
Периодично-календарные подразделяются на декадные, ежемесячные,ежеквартальные, полугодовые и годовые.
— по порядку введения:
1) общеобязательные;
2) факультативные.
Общеобязательные налоги, те, которые взимаются на всей территориистраны не зависимо от бюджета, в который они поступают
Факультативные налоги предусмотрены налоговым законодательством,но их введение и взимание является компетенцией представительных органов местногосамоуправления. Эти налоги обязательны к уплате только на территориях соответствующихмуниципальных образований, где они введены.
— по целевой направленности:
1) абстрактные;
2) целевые.
Абстрактные (общие) налоги, предназначены для формирования доходнойчасти бюджета в целом.
Целевые (специальные) налоги – налоги или сбор, которые вводятсядля финансирования конкретного направления государственных расходов. Поступленияот них обычно зачисляются не в государственный бюджет, а в специальныевнебюджетные фонды. Это форма мобилизации государством средств на проведение определенныхмероприятий
— по порядку и способу исчисления налога:
1) налогоплательщика;
2) налогового агента;
налоговый орган
-исчисление налога может осуществляться по:
1) некумулятивной системе
2) кумулятивной системе.
При первой системе обложение налогооблагаемой базы предусматриваетсяпо частям, при кумулятивной системе исчисления налога производится нарастающимитогом с начала года.
Российским законодательством предусмотрено применение обоих способов,также их сочетание.
Данная классификация необходима не только для составления налоговыхрасчетов и отчетности с использованием электронной системы обработки данных. Пользуясьтакой классификацией, можно определить роль каждого налога и налоговой группы, всоставе доходного источника консолидированного бюджета РФ, бюджетов субъектовРФ, местных бюджетов.
Эту роль можно выявить, соотносясуммарные величины налогов и налоговых групп с показателями, характеризующими финансовоесостояние как налогоплательщиков, так и государства в целом. Это может выявить фактпереложения налогов и величину налогового гнета. Значительным шагом в систематизацииучета налогов и налоговых групп, классифицированных по определенным признакам, являетсявведение для налогоплательщиков идентификационных номеров.
2. Действующаяналоговая система и принципы ее построения.
Основополагающим документамизаконодательства о налогах и сборах устанавливающим перечень действующих налогови сборов является Налоговый кодекс РФ. До введения в действие части первойНалогового кодекса РФ общие принципы построения налоговой системы в РФ, налоги,сборы, пошлины и другие платежи, определялись Законом РФ от 27 декабря 1991 г.№ 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ». Федеральный закон от 31 июля 1998г.№ 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ» с 1 января 1999г.Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» признан утратившим силу за исключениемп.2 ст.18 и ст.19, 20 и 21, в результате в настоящее время (в редакции от 8июля 1999г.) сохранились лишь отдельные нормы, в частности, определяющие виды налогови сборов, подлежащих взиманию на территории РФ.
Налоговая система –совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства всоответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил,определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих вналоговых правоотношениях; это важный элемент экономики служащий стимулирующимили угнетающим фактором деятельности коммерческого предприятия[9].Национальные налоговые системы формируются в соответствии с определеннымипринципами. Одни из них определяют фундамент налоговых отношений внезависимости от пространства и времени. Другие определяют условия построения ифункционирования в конкретной стране и в конкретных исторических условиях. Всвязи с этим комплекс принципиальных установок для системы налогообложения разграничиваютсяна две подсистемы:
1)Классические, илиобщенациональные, принципы. Они как бы идеализируют налогообложение. Если налоговаясистема строится строго на их основе использования, то ее можно считатьоптимальной.
2)Организационно –экономические, или ее внутринациональные, принципы. На основе этих принциповсоздаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизмаприменительно к типу государства, политическому режиму и возможностямэкономики, сложившимся социальным условиям развития[10].
Впервые принципыналогообложения были сформулированы в 1776 году А. Смитом. О них писали в своихтрудах Д. Рикардо и А. Вагнер. Позже эти принципы были охарактеризованы виднымирусскими налоговедами Н. Тургеневым, А. Соколовым, М. Алексеенко, В.Твердохлебовым и др.
А. Смит исходил изследующих принципов налогообложения:
а) равномерность, т.е.равнонапряжонность налоговых изъятий, единство требований государства кналогоплательщикам, всеобщность налоговых правил;
б) определенность,означает четкость, ясность, стабильность основополагающих характеристик налоговойсистемы, их неизменность в течение длительного времени (это касается в первуюочередь перечня взимаемых налогов и уровня налогового изъятия);
в) удобство и простота,т.е. расчет суммы налога должен быть не сложным, не трудным, легко доступнымпониманию, осуществлению;
г) не отягощенность, т.е.умеренность налогов, относительно невысокий уровень налоговых сумм, уплатакоторых не ложится тяжким бременем на налогоплательщика.
Экономические принципы,сформулированные А. Смитом, в настоящее время именуются несколько иначе и могутбыть охарактеризованы следующим образом:
принцип справедливости.Согласно этому принципу каждый должен принимать участие в финансированиирасходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Данный принципподразделяется на две составляющие: справедливость по вертикали и справедливостьпо горизонтали. Справедливость по горизонтали предполагает, что равные подоходам лица должны платить равные налоги. Справедливость по вертикализаключается в том, что если равны по экономическому и социальному положениюналогоплательщики платят равные налог, то и не равные должны платить не равныеналоги. Таким образом, можно выделить две центральные идеи этого принципа:
1) сумма взимаемыхналогов должна определяться в зависимости от величины доходовналогоплательщика;
2) тот, кто получаетбольше благ от государства, должен платить большую сумму налогов;
принцип соразмерностипредусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика игосударственного бюджета. Этот принцип характеризуется кривой Лаффера,показывающей зависимость бюджетных доходов от налогового бремени.
Эффект кривой состоит вросте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка составляет до 50%, ивпадении поступлений, если ставка более 50%. Данная концепция получилапризнание в 70-80-е гг. ХХ века. Данный принцип нашел свое отражение вНалоговом кодексе РФ, что выражается в некотором снижении налоговых платежейбольшинства организаций и появлению дополнительных льгот по налогообложениюорганизации занимающихся производством и реализацией отечественной продукции[11];
принцип учета интересовналогоплательщиков основан на двух принципах А. Смита: принципе определенностии принципе удобства. Первый принцип гласит, что сумма, способ и время платежадолжны быть точно известны налогоплательщику. Второй подразумевает то, чтоналог взимается в такое время и таким способом, которые наиболее удобны дляналогоплательщика. Пунктом 7 статьи 3 НК предусмотрено также, что всенеустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства оналогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика;
принцип экономичностибазируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому необходимосокращать издержки взимания налогов. Налоговая система должна быть свободной отмалоэффективных налоговых форм, т.е. таких видов налогов, сбор которых требуетзатрат, значительно превышающих величину налоговых поступлений. Такие налогитолько запутывают и усложняют налогообложение, затрудняют налоговый контроль,отвлекая работников и электронные системы учета от действительно серьезныхналогов. Причем суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты наего обслуживание в несколько раз.
Важное место в системепринципов занимают и юридические принципы построения налоговой системы[12].Основные принципы правового регулирования налоговых отношений могут быть какобщими для всех отраслей права, так и специфическими для целей налогообложения.Можно сформулировать пять основных юридических принципов налогообложения:
принцип равногоналогового бремени (нейтральности). Каждое лицо должно уплачивать законноустановленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборов основываетсяна признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налоговучитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Согласноданному принципу не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогови сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданствафизических лиц или места происхождения капитала. Налоги и сборы не могут иметьдискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых,национальных, религиозных и иных критериев;
принцип отрицания обратнойсилы налогового закона. Это общеотраслевой принцип, согласно которому принятый закон,приводящий к изменению размеров налоговых платежей, не распространяется на отношения,возникновение до его принятия. Данный принцип закреплен в п.2 статьи 5Налогового кодекса РФ: Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающиеновые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающиеили отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах,устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиковили плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательствомо налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Кроме того, акты законодательствао налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательствао налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты праву налогоплательщиковимеют обратную силу. Законы, отменяющие налоги, снижающие размеры ставок налогов,устанавливающие обязанности налогоплательщиков, налоговых актов, их представителейили иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямопредусматривают это;
принцип приоритета налоговогозакона над налоговыми законами. Данный принцип является специальным. Он означает,что неналоговые законы содержащие нормы, касающиеся каким-либо образом налоговойсферы, применяются только в том случае, если они подтверждены и соответствуют нормамналогового законодательства. В случае коллизии норм применяются положения налоговогозаконодательства;
принцип наличия всехэлементов налога в налоговом законе предполагает, что отсутствие хотя бы одногоэлемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобнымдля себя образом.
Согласно Налоговому кодексуРФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определеныналогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения,налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога,порядок и сроки уплаты налога;
принцип сочетанияинтересов государства, субъектов РФ, местного самоуправления иналогоплательщика в правовом регулировании налоговых правоотношений и приприменении налогового закона.
Этот принцип присущ любой системе налогового законодательстваи предполагает неравенство сторон (государство, субъекты Федерации, органы местногосамоуправления, налогоплательщик) в правовом регулировании налоговых отношений ипри применении законодательства о налогах и сборах. Это неравенство проявляетсяв неравном положении плательщика налогов (сборов) при взыскании недоимок и штрафови возврате переплаченных налогов.
Одно из ведущих мест в системе принципов налогообложения занимаетсистема организационных принципов, через которые на практике осуществляетсяпостроение и структурное взаимодействие, реальное функционирование национальнойналоговой системы[13].
В настоящий момент основные организационные принципы российскойналоговой системы закреплены в Конституции России и в Налоговом кодексе РФ. В настоящиймомент налоговой системе России соответствуют следующие организационныепринципы:
принцип единства налоговой системы. Единство финансовойполитики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплены в рядестатей Конституции Российской Федерации, и прежде всего, в пп. «б» ст.114,согласно которому Правительство Российской Федерации обеспечивает проведениеединой финансовой, кредитной и денежной политики. Это положение развивает однуиз основ конституционного строя России – принцип единства экономического пространства(ст.8 Конституции), означающий в том числе, что на территории России не допускаетсяустановление таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий длясвободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых средств[14];
принцип подвижности (эластичности). Данный принцип былсформулирован еще в конце XIX в.немецким экономистом В. Вагнером, отмечавшим приоритет публичных интересов вналогообложении, по сравнению с частными. Принцип подвижности гласит, что налоги некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторонууменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективныминуждами и возможностями государства.
Этот принцип характерен не только для российской налоговойсистемы, переживающей свое становление, но и для устоявшихся и сформировавшихсяналоговых систем (в 1992 г. в Германии в законодательство по подоходному налогубыло сделано 125 поправок).
Реализация данного принципа в российской налоговой системеимеет серьезные недостатки. По мнению многих иностранных экспертов, частые и непредсказуемые изменения налогового законодательства являются одной из самыхсерьезных причин, по которым иностранные инвесторы отказываются работать вРоссии;
принцип стабильности. Согласно принципу стабильности налоговаясистема должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы.Налоговая реформа по общему правилу недопустима. Введение налоговой реформы должнопроизводиться только в исключительных случаях в строго определенном порядке. Вомногих зарубежных странах с давних пор сложилась нормотворческая практика, согласнокоторой любые изменения и дополнения, вносимые в налоговые законы, могут вступатьв силу только с начала нового финансового года.
Этот принцип обусловлен не только интересами налогоплательщика.Необходимо помнить, что смена налоговой системы объективно влечет к резкому сокращениюналоговых поступлений в бюджет, а для восстановления равновесия необходим рядлет;
принцип множественности налогов. Данный принцип включает всебя несколько аспектов. Важнейшим является тот, согласно которому налоговая системагосударства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов иобъектов обложения. Комбинация различных налогов и облагаемых объектов должнаобразовывать такую систему, которая бы отвечала требованию перераспределенияналогов по плательщикам.
Другим по значимости аспектом этого принципа выступает недопустимость«бюджета одного налога», поскольку при неожиданном изменении экономической или политическойситуации доходность бюджета может просто не состояться.
Множественность налогов позволяетсоздать предпосылки для проведения гибкой налоговой политики государством, вбольшей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, выровнять и сделатьобщее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразие формдоходов с учетом всех сторон экономической деятельности граждан и фирм,воздействовать на потребление и накопление.
Кроме того, из принципа множественностиследует эффект взаимодополняемости налогов, согласно которому искусственнаяоптимизация по одному налогу неизменно влечет за собой рост платежей подругому.
Однако практически всегданеобходимо учитывать, что любая система только тогда по-настоящему результативна,когда она предусматривает множественность налогов, так как установление единогоналога имеет массу финансовых, политических и этических недостатков;
единое экономическоепространство России предопределяет политику российского государства наунификацию налоговых изъятий. Этой цели служит принцип исчерпывающего перечнярегиональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Данноеположение является проявлением государственно-правовой идеи фискальногофедерализма, как основного способа распределения налоговых полномочий междуфедеральными и региональными властями, а также органами местногосамоуправления. Стержень идеи – распределение налоговых доходов междуразличными уровнями бюджета на научной оптимальной основе.
Налоговые системыразвитых стран складывались под воздействием разных экономических, политическихи социальных условий. Это дало повод экономистам и социологам разработать рядтребований для создания оптимальной системы налогообложения[15].Наиболее важными из них являются следующие:
- распределение налоговогобремени должно быть равным, или, иными словами, каждый должен вносить свою «справедливуюдолю» в государственные доходы;
- налоги должны повозможности не оказывать влияния на принятие различными хозяйственнымисубъектами экономических решений, или такое влияние должно быть минимальным;
- при использованииналоговой политики для достижения социально-экономических целей необходимосвести к минимуму нарушения принципа равенства и справедливости налогообложения;
- налоговаяструктура должна способствовать использованию налоговой политики в целяхстабилизации и экономического роста страны;
- налоговая системадолжна быть справедливой, не допускать произвольного толкования, быть понятнойналогоплательщикам;
- административныеиздержки по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должныбыть минимальными.
Эти требования могут бытьиспользованы в качестве основных критериев для оценки качества налоговой системыстраны. Разные цели, которые преследует налоговая политика, не обязательносогласуют
Списокиспользованных источников
1. Конституция РФ. –СПб.: ИТД Герда, 2000.- 60с.;
2. «Об основахналоговой системы Российской Федерации». Федеральный закон от 27.12.91г. №2118-1;
3. Налоговый кодексРоссийской Федерации. Части I и II. – М.-СПб.: Тускарора, 2002. – 296с.;
4. Бюджетный кодексРоссийской Федерации. — М.: ТД Эскада, 2002.- 160с.;
5. Гражданскийкодекс Российской Федерации. Части I и II. – М.: Проспект, 1998.- 420 с.;
6. Федеральный законот 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании вРоссийской Федерации»;
7. Федеральный законот 28.12.2001 N 180-ФЗ «О внесении изменения в статью 80 части первойНалогового кодекса Российской Федерации»;
8. ФЗ от 12 декабря2001. № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ ив некоторые др. законодательные акты РФ о налогах и сборах;
9. Федеральный законот 31 июля 1998г. № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налоговогокодекса РФ» с 1 января 1999г. Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ»