Реферат по предмету "Финансовые науки"


Понятие антикризисного управления

Реферат
Натему
Понятиеантикризисного управления

Введение
«Антикризисноеуправление — такая система управления предприятием, которая имеет комплексный,системный характер и направлена на предотвращение или устранениенеблагоприятных для бизнеса явлений посредством использования всего потенциаласовременного менеджмента, разработки и реализации на предприятии специальнойпрограммы, имеющей стратегический характер, позволяющей устранить временныезатруднения, сохранить и преумножить рыночные позиции при любыхобстоятельствах, при опоре в основном на собственные ресурсы».
Рассмотрим на какихпринципах базируется система антикризисного управления. К числу основныхпринципов относятся:
Ранняя диагностикакризисных явлений в финансовой деятельности предприятия. Учитывая, чтовозникновение кризиса на предприятии несет угрозу самому существованиюпредприятия и связано с ощутимыми потерями капитала его собственников,возможность возникновения кризиса должна диагностироваться на самых раннихстадиях с целью своевременного использования возможностей ее нейтрализации.
Срочность реагированияна кризисные явления. Каждое появившееся кризисное явление не только имееттенденцию к расширению с каждым новым хозяйственным циклом, но и порождаетновые сопутствующие ему явления. Поэтому чем раньше будут примененыантикризисные механизмы, тем большими возможностями к восстановлению будет располагатьпредприятие.
Адекватностьреагирования предприятия на степень реальной угрозы его финансовому равновесию.Используемая система механизмов по нейтрализации угрозы банкротства вподавляющей своей части связана с финансовыми затратами или потерями. При этомуровень этих затрат и потерь должен быть адекватен уровню угрозы банкротствапредприятия. В противном случае или не будет достигнут ожидаемый эффект (еслидействие механизмов недостаточно), или предприятие будет нести неоправданновысокие расходы (если действие механизма избыточно).
Полная реализациявнутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния. В борьбе сугрозой банкротства предприятие должно рассчитывать исключительно на внутренниефинансовые возможности.
Вышеперечисленные принципыявляются основой организации антикризисного управления предприятием.
Теперь коснемся вопросакакую роль играет финансовый менеджмент в антикризисном управлении. Практическивсе вышеперечисленные авторы сходятся во мнении, что финансовый менеджмент являетсяосновным элементом антикризисного управления. Ведь финансовый менеджментпредставляет сочетание стратегических и тактических элементов финансовогообеспечения предпринимательства, позволяющих управлять денежными потоками инаходить оптимальные решения. Усиление контроля за денежными средствами крайненеобходимо любому предприятию, тем более находящемуся в стадии кризиса. Огромнароль финансового менеджмента и в диагностике кризисных ситуаций, т.к. одной иззадач финансового менеджмента является анализ финансового состоянияпредприятия. Анализируя финансовое состояние предприятия возможно установитзачатки кризиса на самых ранних этапах развития. Рыночная экономика выработалаобширную систему финансовых методов предварительной диагностики и возможной защитыпредприятия от банкротства.
Итак, можно сделатьследующие выводы, что антикризисное управление — это целый комплексвзаимосвязанных мероприятий от ранней диагностики кризиса до мер по егопреодолению. Антикризисное управление базируется на некоторых принципах,которые и отличают антикризисное управление от обычного. Большую роль вантикризисном управлении играет финансовый менеджмент

Правовыеосновы антикризисного управления
Как мы выяснили вышеантикризисное управление имеет своей целью устранение возможности банкротствапредприятия. В нашей стране процедуры банкротства регламентируются Федеральнымзаконом Российской Федерации от 8 января 1998 года №6-ФЗ «Онесостоятельности (банкротстве)»
В самом законенесостоятельность (банкротство) трактуется как признанная арбитражным судом илиобъявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворитьтребования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанностьпо уплате обязательных платежей. Заявление о признании должника банкротомпринимается арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу всовокупности составляют не менее пятисот минимальных размеров оплаты труда иуказанные требования не погашены в течение трех месяцев. Правом на обращение варбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи снеисполнением денежных обязательств и обязательных платежей обладают должник,кредиторы, налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным закономорганы.
Понятно, что кредиторыи налоговые органы обращаются в арбитражный суд, когда перед ними не исполненыобязательства по оплате задолженности. Руководитель же должника обязанобратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, когдаудовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит кневозможности исполнения денежных обязательств должника в полном объеме переддругими кредиторами (т.е. как раз случай, когда собственный капитал должникаистрачен и стоимость обязательств превышает обоснованную рыночную стоимостьактивов);
Отметим, что еслиобращение кредиторов добровольное, то тут идет речь об обязанности, причем еслитакое заявление вовремя непредъявлено, то это влечет субсидиарнуюответственность руководителя должника по обязательствам должника перед кредиторами,возникшим через месяц после того как это заявление должно быть подано, т.е.фактически по всем новым обязательствам взятым на себя должником.
При рассмотрении дела обанкротстве должника — юридического лица применяются следующие процедурыбанкротства:
наблюдение;
внешнее управление;
конкурсноепроизводство;
мировое соглашение.
Процедура внешнегоуправления вводимая в рамках судебного разбирательства дела о банкротствепредприятия как нельзя ближе соответствует духу антикризисного управления.
Так, согласноФедеральному закону №6-ФЗ от 08.01.98г. «О несостоятельности(банкротстве)» статья 2 главы I «внешнее управление (судебнаясанация) — процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановленияего платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнемууправляющему». В результате внешнего управления должно произойтиудовлетворение всех обязательств должника, возникших на момент введениявнешнего управления, а предприятие вернуться в разряд нормально функционирующих.Хотя закон о банкротстве и направлен в первую очередь на удовлетворениеинтересов кредиторов, а не собственников предприятия успех внешнего управлениядолжен определятся не только и не столько удовлетворением требованийкредиторов, сколько восстановлением производства.
 

Рассмотримостальные судебные процедуры банкротства
Так, «наблюдение — процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия арбитражнымсудом заявления о признании должника банкротом до момента, определяемого всоответствии с настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранностиимущества должника и проведения анализа финансового состояния должника»,т.е. это фактически вспомогательная процедура, введенная для того, чтобысохранить имущество должника от растаскивания и подготовки решения арбитражногосуда о возможности санации предприятия.
«Конкурсноепроизводство — процедура банкротства, применяемая к должнику, признанномубанкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов» Наэтой стадии понятно уже не может идти речи о восстановлениифинансово-хозяйственных параметров предприятия на докризисном уровне, вследствии этой процедуры предприятие как правило ликвидируется.
Отмечу, что конечно жеантикризисное управление может происходить и вне рамок процедур банкротствапредприятия. Тем более, что и закон о банкротстве допускает возможностьпроведения, так называемой, досудебной санации. По своему смыслу и методамданная процедура (досудебная санация) совпадает с, так называемой, судебнойсанацией. Различие состоит лишь в том, что досудебную санацию инициируютсобственники предприятия, которые своей целью ставят собственно избежаниепроцедур банкротства, т.к. в этом случае они зачастую теряют контроль задеятельностью предприятия, а процедуру внешнего управления инициируюткредиторы, которые своей основной целью считают возврат долгов.
И, наконец, мировоесоглашение — это договоренность о прекращении дела о банкротстве междукредиторами и должником. Оно должно содержать положения о размерах, порядке исроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательствдолжника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долгалибо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством РоссийскойФедерации. Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии процесса обанкротстве и фактически является результатом реструктуризации долговпредприятия.
Мировое соглашениеможет содержать условия:
об отсрочке или орассрочке исполнения обязательств должника;
об уступке правтребования должника;
об исполненииобязательств должника третьими лицами;
о скидке с долга;
об обмене требований наакции;
об удовлетворениитребований кредиторов иными способами, не противоречащими федеральным законам ииным правовым актам Российской Федерации.
Можно сказать, чтозаключение мирового соглашения это одно из направлений работы с кредиторскойзадолженностью в рамках антикризисного управления.
Согласно Статьи 69Закона «О несостоятельности (банкротстве)» говорится, что:
«С моментавведения внешнего управления: руководитель должника отстраняется от должности,управление делами должника возлагается на внешнего управляющего; прекращаютсяполномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органовуправления должника переходят к внешнему управляющему, за исключениемполномочий, переходящих в соответствии с настоящим Федеральным законом к другимлицам (органам). Органы управления должника в течение трех дней с момента назначениявнешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и инойдокументации юридического лица, печатей и штампов, материальных и иныхценностей внешнему управляющему; снимаются ранее принятые меры по обеспечениютребований кредиторов; аресты имущества должника и иные ограничения должника пораспоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно врамках процесса о банкротстве; вводится мораторий на удовлетворение требованийкредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника, заисключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
По окончании внешнегоуправления неустойки (штрафы, пеня), а также суммы причиненных убытков, которыедолжник обязан уплатить кредиторам по денежным обязательствам и обязательнымплатежам, могут быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на моментвведения внешнего управления.»
Особенно это верно вРоссии, где часто встречаются следующие нарушения законодательства — преднамеренное создание или увеличение руководителем или собственникомпредприятия его неплатежеспособности, нанесение им ущерба предприятию в личныхинтересах или в интересах иных лиц, заведомо некомпетентное ведение дел.Администрация предприятия создает на своей базе несколько юридически самостоятельныхЗАО, ООО и т.п., выделив их из состава предприятия и поставив во главе этихпредприятий доверенных лиц. Каждая из этих новых фирм по существу превращаетсяв частное предприятие своего руководителя и по договору с«прародителем» начинает обеспечивать его каким-либо видом сырья илиреализовывать готовую продукцию. С точки зрения здравого смысла, предприятиеосуществляет странные действия: приобретает необходимые ему материалы ненапрямую у изготовителей, а через эти фирмы — посредники и по более высокимценам. Посреднические деньги уходят с предприятия. Прибавка к доходуруководителей обеспечена, сам же «прародитель» влезает в долги ксвоим дочерним фирмам, и его совладельцы — акционеры (часто — трудовойколлектив или государство) остаются без дохода и зарплаты. Планы администрациисостоят в том, чтобы довести предприятия до критического финансового состояния,превратить в банкрота и купить его через одну из своих коммерческих фирм.
Во-вторых, снимаютсяаресты наложенные на имущество предприятия кредиторами в целях удовлетворениясвоих требований. Это также необходимо, т.к. зачастую именно эти аресты иусугубляют положение предприятия. Так стоит только предприятию просрочить своиплатежи, как тут же кредиторы начинают арестовывать счета и имущество предприятия,чтобы хоть как-то вернуть свои деньги. При этом вся работа на предприятии можетбыть парализована, а пени и штрафы за просроченные обязательства начисляются иситуация становится безвыходной.
В-третьих, вводитсямораторий на удовлетворение требований кредиторов. Это обстоятельство такжеоблегчает положение внешнего управляющего, предоставляя ему«передышку» для финансового оздоровления предприятия.
Статья 70 Закона«О несостоятельности (банкротстве) раскрывает условия моратория:
Во-первых, мораторий наудовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательстваи обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнегоуправления.
Во-вторых, в течениесрока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежнымобязательствам и обязательным платежам: не допускается взыскание поисполнительным и иным документам, взыскание по которым производится вбесспорном (безакцептном) порядке; приостанавливается исполнение исполнительныхдокументов по имущественным взысканиям, за исключением исполненияисполнительных документов, выданных на основании решений о взысканиизадолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторскимдоговорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни издоровью, и морального вреда, вступивших в законную силу до момента принятияарбитражным судом заявления о признании должника банкротом; не начисляютсянеустойки (штрафы, пеня) и иные финансовые (экономические) санкции занеисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательныхплатежей, а также подлежащие уплате проценты.
На сумму требованийкредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам начисляютсяпроценты в порядке и размере, которые предусмотрены статьей 395 Гражданскогокодекса Российской Федерации.
В-третьих, мораторий наудовлетворение требований кредиторов распространяется также на требованиякредиторов о возмещении убытков, вызванных отказом внешнего управляющего отисполнения договоров должника.
В мировой практикесуществуют несколько концепций моратория. По одной из них к концу срокавнешнего управления штрафы, пени и иные санкции предъявляются в полном объеме.В нашей стране это было бы неприемлемо из-за огромного долгового бремени,которое весит на предприятиях, значительную часть которого составляют именнофинансовые санкции (пени, штрафы и т.д.). По другой концепции выплата долговприостанавливается, они фиксируются на момент введения внешнего управления, и сэтого момента никакие штрафные санкции и проценты не начисляются. Этоестественно наносит довольно сильный удар по интересам кредиторов, особенно вусловиях высокой инфляции. Наш же закон о банкротстве занимает промежуточнуюпозицию: финансовые санкции не применяются, однако по окончании внешнегоуправления кредиторы могут требовать выплаты процентов по ставкамрефинансирования Центрального банка.
Рассмотрим какрегламентируется деятельность арбитражного управляющего в рамках процедурывнешнего управления:
Права:
Согласно п.1 ст.74главы V с момента своего назначения внешний управляющий вправе:
»самостоятельнораспоряжаться имуществом должника с ограничениями, предусмотренными Федеральнымзаконом о несостоятельности (банкротстве); заключать от имени должника мировоесоглашение; заявлять отказ от исполнения договоров должника."
Право самостоятельнораспоряжаться имуществом должника закрепляет переход управления имуществомдолжника к внешнему управляющему, т.е. внешнему управляющему дано право«нормального» управления предприятием. Права же заключать мировоесоглашение и заявлять отказ от исполнения договоров должника фактически говорято передаче прав на чрезвычайные действия, т.е. внешнему управляющему даютсяправа на осуществления антикризисного управления.
Отказ от исполнениядоговоров должника регламентируется ст.77 главы V Закона о банкротстве:
«Внешнийуправляющий в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления вправеотказаться от исполнения договоров должника.
Отказ от исполнениядоговоров должника может быть заявлен только в отношении договоров, неисполненных сторонами полностью или частично, при наличии одного из следующихобстоятельств: если исполнение договора должника повлечет убытки для должникапо сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимыхобстоятельствах; если договор является долгосрочным (заключен на срок болееодного года) либо рассчитан на получение положительных результатов для должникалишь в долгосрочной перспективе; если имеются иные обстоятельства,препятствующие восстановлению платежеспособности должника.
Контрагент должникавправе потребовать от должника возмещения реального ущерба, вызванного отказомот исполнения договора должника.
Положения,предусмотренные настоящей статьей, не применяются в отношении договоровдолжника, заключенных в ходе наблюдения с согласия арбитражногоуправляющего.»
Эта мера являетсявынужденной, так как, как уже упоминалось выше, часто руководство должниказаключает крайне невыгодные для предприятия контракты преследуя личные цели.Однако, часто эти сделки оформлены в соответствии с существующимзаконодательством и поэтому невозможно признать их недействительными иистребовать все полученное контрагентом по такой сделке13.
Однако, некоторые видысделок внешний управляющий все же вправе признать недействительными, что регламентируетсяст.78 главы V Закона о банкротстве:
Сделки совершенныедолжником с заинтересованным лицом в случае, если в результате исполненияуказанной сделки кредиторам были или могут быть причинены убытки;
Сделки должника,влекущие предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов переддругими, заключенные или совершенные должником после принятия арбитражным судомзаявления о признании должника банкротом и (или) в течение шести месяцев,предшествовавших подаче заявления о признании должника банкротом;
Сделки должника,связанные с выкупом акций (паев) у собственников предприятия, совершенные послевозбуждения дела о банкротстве или в течение шести месяцев, предшествовавшихподаче заявления о признании должника банкротом."
Мировое соглашение можетбыть заключено в том случае, если кредиторы согласятся на реструктуризациюсвоих долгов (прекращения долга выплатой его части, переоформление долга надругих условиях (новация), прощение долга).
Обязанности:
Согласно п.2. ст.20главы I и п.2 ст.74 главы V с момента своего назначения внешний управляющийобязан:
принять в ведениеимущество должника и провести его инвентаризацию;
анализироватьфинансовое состояние должника;
анализироватьфинансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положениена товарных рынках;
разработать ипредставить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления;
вести бухгалтерский,финансовый, статистический учет и отчетность;
принимать меры повзысканию задолженности перед должником.
Описывая обязанностивнешнего управляющего законодатели, как бы лишний раз подталкивают его ксовершению действий в рамках антикризисного управления предприятием. Этообязанности анализа состояния должника и планирования действий по выходу изкризиса (план внешнего управления).
Арбитражный управляющийв рамках процедуры внешнего управления обладает всеми необходимыми полномочиямидля восстановления платежеспособности предприятия, причем законодателимаксимально постарались облегчить его задачу предусмотрев такие меры какмораторий на выплату по денежным обязательствам, возможность отказа отневыгодных договоров и т.д.
 
Основныецели банкротства
Какие цели прибанкротстве общества-должника могут преследовать кредиторы? Чем банкротствоможет быть выгодно для кредиторов? Цели могут быть различны, выделим основные:
а) вернуть долг(истребовать свою дебиторскую задолженность у общества-должника);
б) приобрести имуществообщества-должника;
в) устранить конкурентав лице общества-должника.
Цели собственников прибанкротстве общества-должника могут быть следующими:
а) сохранение бизнеса;
б) ликвидация бизнеса,но сохранение части имущества под своим контролем.
 
Внешниепризнаки банкротства
За всю историюбанкротства (с момента его появления в XI-XII вв. в итальянских вольных городах)было выработано два критерия банкротства:
1)Принцип неоплатности.В соответствии с этим принципом должник может быть признан банкротом, еслисумма общей кредиторской задолженности должника превышает сумму принадлежащегоему имущества. Критерий неоплатности применялся в старом законе о банкротстве1992 года. В то же время в западных странах отказались от использования этогопринципа еще в конце XIX века;
2) Принципнеплатежеспособности. В конце XIX века практически все законодательства обанкротстве перешли на использование принципа неплатежеспособности. Вроссийском законодательстве этот принцип стал применяться с 1998 года. Согласноэтому принципу, нужно выявить конкретные признаки презумпции, что должник не всостоянии отвечать по своим обязательствам перед кредиторами.
В Российской Федерациииспользуются два признака банкротства:
1. Сумма долга. Поновому закону о несостоятельности для юридического лица она не должна бытьменее 100 тысяч рублей (вместо 500 МРОТ по закону о банкротстве 1998 года);
2. Просрочка в уплатедолга более чем на 3 месяца.
Указанных признаковдостаточно для общего случая банкротства.
Для отдельных категорийдолжников эти критерии могут быть более жесткими или, наоборот, более мягкими.Например, для кредитных организаций достаточно просрочить уплату долга более 1месяца. При этом стоит отметить, что в Государственную Думу внесен проект новойредакции закона о банкротстве кредитных организаций. В соответствии с этимзаконопроектом кредитная организация может быть признана банкротом, если неисполняет свои обязательства в течение 14 дней. Еще одним критерием банкротствакредитной организации является обстоятельство, когда после отзыва у кредитнойорганизации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ееимущества (активов) недостаточна для исполнения ее обязательств передкредиторами.
При банкротстве граждан(так называемое «потребительское банкротство») используется критерийнеоплатности. В действительности критерий неоплатности не применяется,поскольку и потребительское банкротство не применяется. В законе 1998 годаговорилось, что процедура банкротства граждан заработает после внесенияизменений в ГК РФ. Но законодатель так и не решился ввести эту процедуру вдействие. Что касается нового закона, то в нем указывается, что нормы обанкротстве граждан будут введены в действие после внесения изменений вфедеральные законы. Какие именно законы? Не понятно.
В главе 10 установленыособенности банкротства индивидуальных предпринимателей и крестьянских(фермерских) хозяйств. Для этих категорий должников принцип неоплатностиприменяется субсидиарно, то есть — если нет других правил. На сегодняшний денькрестьянские (фермерские) хозяйства банкротятся по принципунеплатежеспособности. Для индивидуальных предпринимателей норма неоплатностипока не работает.
 
Основныенедостатки «Закона о несостоятельности»
Прежний ЗаконРоссийской Федерации «О несостоятельности и банкротстве предприятий»был принят Верховным Советом Российской Федерации и введен в действие с 1 марта1993 года.
Остановимся насуществующих недостатках этого закона. Во-первых, российский закон предоставилвозможность применения «прокредиторской» и«продолжниковской» системы и этим ограничился, не утруждая себядетальным регулированием механизма их реализации. В частности, порядокрассмотрения дела по заявлению должника ничем не отличается от порядкарассмотрения такого же дела по заявлению кредитора, впрочем, так же, как и всепроцедуры банкротства, применяемые к должнику.
Во-вторых, само понятиеи признаки банкротства, которыми оперировал прежний закон, не отвечаютсовременным представлениям об имущественном обороте и требованиям,предъявляемым к его участникам. Как известно, согласно указанному закону поднесостоятельностью (банкротством) понималась неспособность должникаудовлетворить требования кредитора по оплате товаров (работ, услуг), включаянеспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, всвязи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи снеудовлетворительной структурой баланса должника (ст. 1 Закона от 19.11.1992).
В-третьих,представляется принципиально неправильным абсолютно одинаковый, одномерныйподход ко всем категориям должников при применении к ним процедур банкротства,как это имело место в ранее действовавшем законодательстве. Закон не делалникаких различий между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем;между крупным (зачастую градообразующим) предприятием и посредническойорганизацией, не обладавшей собственным имуществом; торговым предприятием икрестьянским (фермерским) хозяйством; промышленным предприятием и кредитнойорганизацией. Одинаковыми были признаки банкротства таких должников,применяемые к ним процедуры и т. п., хотя было совершенно ясно, насколькоразличными будут последствия их применения.
В-четвертых, прирегулировании порядка применения процедур банкротства прежний закон совершенноне учитывал многообразие ситуаций, в которых могут оказаться должник и егокредиторы. К примеру, арбитражным судам зачастую приходилось сталкиваться сослучаями, когда руководитель организации должника отсутствует и место егонахождения установить невозможно, когда должник не располагал имуществом,необходимым даже для покрытия судебных издержек и т. п. Во всех подобныхслучаях арбитражный суд должен был, как предписывал закон, объявить должникабанкротом, открыть конкурсное производство и для его осуществления назначитьконкурсного управляющего. Естественно, ни один из кредиторов не соглашалсяперечислить на депозитный счет арбитражного суда денежную сумму, необходимуюдля выплаты конкурсному управляющему вознаграждения (хотя бы в порядке аванса).Решения арбитражного суда о банкротстве таких должников в принципе былоневозможно реализовать, поэтому суды хранили такие дела в сейфах, а должники, признанныебанкротами, продолжали числиться в реестре юридических лиц.
Пробность Закона обанкротстве 1992 года послужила причиной принятия многочисленных подзаконныхактов. Достаточно сказать, что к моменту принятия нового закона в областинесостоятельности (банкротства) действовало уже свыше 30 указов ПрезидентаРоссийской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации иведомственных нормативных актов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Народ – герой поэмы А.Н. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"
Реферат Проблема бесконечно повторяющейся драмы художника в романе Джека Лондона "Мартин Иден"
Реферат Билеты Экономика и социология труда за осенний семестр 2000 года
Реферат Совершенствование административных процедур как фактор развития предпринимательства в Республике Беларусь
Реферат Место творчества в процессах человеческой деятельности
Реферат Абрахамс, Питер Генри
Реферат Зубов, Платон Александрович
Реферат Аудирование на старшем этапе в средней общеобразовательной школе
Реферат История болезни - острый двусторонний средний отит, мастоидит слева
Реферат Evaperon Essay Research Paper Maria Eva Duarte
Реферат Гай Юлий Цезарь
Реферат Воля как характеристика сознания
Реферат Деловая игра как метод активного обучения
Реферат Правление Николая II
Реферат Организационно-производственные структуры технической эксплуатации автообилей и строительно-дорожных машин