Оглавление
Введение
1.Бюджетныйпроцесс в Российской Федерации
1.1Понятие бюджетного процесса, принципы его организации и стадии
1.2 Полномочияучастников бюджетного процесса федерального уровня
1.3Перспективный финансовый план — его цель и содержание
1.4Порядок составления проекта федерального бюджета и внесения его вГосударственную Думу
1.5Рассмотрение и утверждение законодательства о бюджете на очередной финансовыйгод в Государственной Думе
1.6Исполнение федерального бюджета
2. Сравнительный анализ федеральногобюджета за 2006 и 2007гг.
Заключение
Списоклитературы
Введение
Федеральный бюджет — ведущее звенобюджетной системы Российской Федерации, в котором объединены основныефинансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы).
Федеральный бюджет является основнымфинансовым планом государства на финансовый год, имеющий силу закона после егоутверждения Федеральным Собранием (Парламентом) Российской Федерации.
По экономическому содержанию федеральныйбюджет представляет собой форму образования и использования Централизованногофонда денежных средств Российской Федерации.
Федеральный бюджет играет важнуюэкономическую роль в перераспределении совокупного общественного продукта инационального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслейэкономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федеральногобюджета приходится значительная часть распределительного процесса, котораязаключается в распределении денежных средств между отраслями народногохозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны.
Федеральный бюджет активно используетсягосударством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслейпроизводственной и непроизводственной сфер.
Средства федерального бюджета выступаютважным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотацийжизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливаетсяэкономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства,ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируяобразование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводстваквалифицированных и научных кадров.
Российская Федерация имеет право насамостоятельный федеральный бюджет. Это право закреплено в КонституцииРоссийской Федерации, в которой особо записано, что в ведении РоссийскойФедерации находится федеральный бюджет (ст. 71). Бюджетный кодекс РоссийскойФедерации детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.
Для финансового обеспеченияобщегосударственных мероприятий в Российской Федерации формируетсяцентрализованный финансовый (денежный) фонд — федеральный бюджет РФ, чтозакреплено в Конституции Российской Федерации.
В ст. 71 Конституции РоссийскойФедерации записано: «В ведении Российской Федерации находятся: федеральныйбюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды региональногоразвития».
Через федеральный бюджет осуществляетсяраспределение и перераспределение внутреннего валового продукта и созданногонационального дохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляетсяфинансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования,обороноспособности и т. д.
Доходы бюджета, расходы бюджета,допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размеркредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, размерызаимствований устанавливаются Федеральным законом об утверждении федеральногобюджета на финансовый год.
Целью данной работы является рассмотретьпорядок формирования и исполнения федерального бюджета.
Задачами данной работы являются:
1. датьопределение понятию «бюджетный процесс», определить принципы егоорганизации и стадии;
2. узнатькакими полномочиями наделены участники бюджетного процесса федерального уровня;
3. раскрытьсущность финансового плана, его цель и содержание;
4. определитьпорядок составления проекта федерального бюджета, его рассмотрения иутверждения;
5. составитьсравнительную характеристику федерального бюджета за 2006 – 2007 гг.
1. Бюджетный процесс в РоссийскойФедерации
1.1 Понятие бюджетного процесса,принципы его организации и стадии
Бюджетный процесс-это регламентируемаянормами права деятельность органов государственной власти, органов местногосамоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрениюпроектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за ихисполнением.
В основе организации бюджетного процессалежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность правильно и всроки, установленные законодательством, составить, утвердить и исполнитьбюджет. Основными принципами организации бюджетного процесса являются:
♦ единствои полнота охвата всех доходов и расходов бюджета;
♦ реальностьпланируемых бюджетных доходов, которая достигается как обоснованием размероввсех источников доходов, так и социально-экономическим обоснование расходовбюджетов;
♦ гласностьи публичность разработки проектов и утверждения бюджетов;
♦ соблюдениебюджетной классификации выражаете в том, что при организации бюджетного процессаследует руководствоваться единой бюджетной классификацией на всех уровняхбюджетной системы;
♦ периодичностьбюджетов, которая заключается в ежегодном составлении бюджета на календарный финансовыйгод;
♦ отражениев бюджете на очередной финансовый год социально-экономической политики,изложенной в Бюджетном послании Президента РФ.
Бюджетный процесс в Российской Федерациисостоит из следующих стадий бюджетной деятельности: составление проектабюджета; рассмотрение проекта бюджета; утверждение бюджета; исполнение бюджета;составлений и утверждение отчета об исполнении бюджета.
1.2Полномочия участников бюджетного процесса федерального уровня
Всистему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы,органы финансово-кредитного регулирования, органы государственного(муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет определенные задачи идействует в пределах закрепленных за ним полномочий.
В соответствии со ст. 164 Бюджетногокодекса РФ участниками бюджетного процесса, обладающими бюджетными полномочиямина федеральном уровне, являются:
Законодательные (представительные)федеральные органы РФ и представительные органы местного самоуправлениярассматривают и утверждают законы о бюджетах и отчеты об их исполнении,осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов.
Органы исполнительной власти РФ и органыместного самоуправления составляют проекты бюджета и вносят их на утверждениезаконодательных органов.
Бюджетные полномочия Банка Россиисостоят в том, что Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает ипредставляет на рассмотрение Государственной Думы основные направленияденежно-кредитной политики. Банк России обслуживает счета бюджетов,осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам РФ.
Кредитные организации выполняют функцииБанка России по обслуживанию счетов бюджетов в случае отсутствия учрежденийБанка России на соответствующей территории или невозможности выполнения имиэтих функций.
Органы государственного и муниципальногофинансового контроля проводят экспертизы проектов бюджетов, целевых программ,осуществляют контроль за исполнением бюджетов.
Законодательные (представительные)органы не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выполнятьотдельные функции по исполнению бюджетов (за исключением органов местногосамоуправления, совмещающих функции законодательных и исполнительных органов).
Министерство финансов РоссийскойФедерации обладает следующими бюджетными полномочиями (в соответствии со ст.165 БК РФ):
♦ составляетпроект федерального бюджета и представляет его в Правительство РоссийскойФедерации, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственныхвнебюджетных фондов;
♦ разрабатываетпрогноз консолидированного бюджета Российской Федерации;
♦ разрабатываетпо поручению Правительства Российской Федерации Программу государственныхвнутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и размещениягосударственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценныхбумаг, проводит регистрацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектовРоссийской Федерации и муниципальных ценных бумаг;
♦ разрабатываетпо поручению Правительства Российской Федерации Программу государственныхвнешних заимствований Российской Федерации, организует работу по привлечениюиностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантийПравительства Российской Федерации на привлечение иностранных кредитов третьимисторонами и определяет порядок предоставления таких гарантий;
♦ принимаетв пределах своей компетенции нормативные акты;
♦ проводитпроверки финансового состояния получателей бюджетных средств;
♦ проводитпроверки получателей бюджетных инвестиций по соблюдению ими условий получения иэффективности использования указанных средств;
♦ регистрируетэмиссии займов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований,государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий;
♦ ведетгосударственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга РоссийскойФедерации;
♦ исполняетфедеральный бюджет в порядке, установленном Бюджетным кодексом;
♦ осуществляетпредварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета, а такжебюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в случае заключениясоответствующих бюджетных соглашений;
♦ составляетотчет об исполнении федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РоссийскойФедерации и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетныхсоглашений;
♦ составляетотчет об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
♦ представляетотчет об исполнении федерального бюджета в Правительство Российской Федерации;
♦ осуществляетиные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом и другими актами бюджетногозаконодательства Российской Федерации.
♦ РуководительМинистерства финансов Российской Федерации (министр финансов) имеетисключительное право дать разрешение (разрешительная надпись) на совершениеследующих действий:
♦ утверждениесводной бюджетной росписи федерального бюджета;
♦ утверждениелимитов бюджетных обязательств для главных распорядителей средств федеральногобюджета;
♦ предоставлениебюджетных ссуд из средств федерального бюджета;
♦ введениережима сокращения расходов федерального бюджета при условии недостаткапоступлений не более 5% утвержденных поступлений в федеральный бюджет;
♦ перемещениеассигнований между главными распорядителями средств федерального бюджета,разделами, подразделами функциональной и экономической классификации расходовбюджетов Российской Федерации в пределах 10% утвержденных расходов.
1.3 Перспективный финансовый план — егоцепь и содержание
Перспективный финансовыйплансоставляется на основе среднесрочного прогноза социально-экономическогоразвития страны.
Перспективный финансовый план — документ,характеризующий направления деятельности по мобилизации доходов, привлечениюгосударственных или муниципальных заимствований (кредитов) и финансированиюосновных расходов бюджета.
Перспективный финансовый планзаконодательно не утверждается. Перспективный финансовый план разрабатывается вцелях:
♦ информированиязаконодательных (представительных) органов о среднесрочных тенденциях развитияэкономики и социальной сферы;
♦ комплексногопрогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;
♦ выявлениянеобходимости и возможности осуществления в перспективе мер в областифинансовой политики;
Перспективный финансовый планразрабатывается на три года, из которых:
♦ первыйгод — это год, на который составляется бюджет;
♦ следующиедва года — плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальныерезультаты заявленной экономической политики.
Исходной базой для формированияперспективного финансового плана является бюджет на текущий год. Перспективныйфинансовый план может ежегодно корректироваться с учетом показателейуточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развитияРоссийской Федерации, субъекта РФ, при этом плановый период сдвигается на одингод вперед.
Составляется перспективный финансовыйплан по укрупненным показателям бюджетной классификации.
Баланс финансовых ресурсовпредставляетсобой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов РФ,муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории.
1.4 Порядок составления проекта федеральногобюджета и внесения его в Государственную Думу
В соответствии с Бюджетным кодексом РФПроект федерального бюджета составляется Правительством РФ. Его составлениеначинается за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
Составлению проекта бюджета, как былоотмечено выше, предшествует разработка прогнозов социально-экономическогоразвития России, субъектов Федерации, муниципальных образований и отраслейэкономики, а также подготовка сводных финансовых балансов.
Проект бюджета составляется с учетомнеобходимости достижения минимальных государственных социальных стандартов наоснове нормативов финансовых затрат на предоставление государственных илимуниципальных услуг, а также в соответствии с другими нормами, установленнымизаконодательством РФ, субъектов Федерации, правовыми актами органов местногосамоуправления.
Составление проекта федерального бюджетана очередной финансовый год осуществляется в соответствии с бюджетной политикойРоссийской Федерации, изложенной в Бюджетном послании Президента России.
Министерство финансов РФ какуполномоченный орган исполнительной власти организует разработку прогнозасоциально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовыйгод и уточнение параметров среднесрочного прогноза социально-экономическогоразвития России, положенного в основу перспективного финансового плана.
Первый этап формированияфедерального бюджета — разработка федеральными органами исполнительной власти ивыбор Правительством РФ плана-прогноза развития экономики России на очереднойфинансовый год, в котором должны содержаться макроэкономические показателисостояния экономики.
На основании выбранного плана-прогнозасостояния и развития экономики России на очередной финансовый год Министерствофинансов РФ разрабатывает основные характеристики федерального бюджета наочередной финансовый год и распределение расходов федерального бюджета наочередной финансовый год с учетом функциональной классификации расходов бюджетаи проектировок основных доходов и расходов федерального бюджета насреднесрочную перспективу.
Законодательство обязывает Правительствоодновременно рассмотреть предложения об увеличении (или сохранении)минимального размера оплаты труда и минимального размера государственныхпенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы игосударственных пенсий в очередном финансовом году и на среднесрочнуюперспективу.
Принятые Правительством РФ основныехарактеристики федерального бюджета на очередной финансовый год и распределениерасходов федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии сфункциональной классификацией расходов бюджета РФ могут быть представлены ввиде информации палатам Федерального Собрания по их запросам.
После принятия Правительством РФосновных характеристик федерального бюджета и распределения расходов наочередной финансовый год Министерство финансов РФ:
♦ направляетбюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти дляраспределения по конкретным получателям средств федерального бюджета;
♦ уведомляеторганы исполнительной власти субъектов РФ о методике формирования межбюджетныхотношений РФ и субъектов РФ на очередной финансовый год и на среднесрочнуюперспективу.
Второй этапформирования федерального бюджета — распределение федеральными органамиисполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очереднойфинансовый год в соответствии с функциональной и экономической классификациямирасходов бюджетов РФ и по получателям бюджетных средств, а также разработкафедеральными органами исполнительной власти предложений о проведенииструктурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальнойсфере. Одновременно формируется перечень федеральных целевых программ,подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в очередномфинансовом году.
В период с 15 июля по 15 августа года,предшествующего очередному финансовому году, Правительство РФ в соответствии сЗаконом обязано рассмотреть прогноз социально-экономического развития России наочередной финансовый год, уточнить параметры прогноза социально-экономическогоразвития России на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета ипроекты бюджетов государственных внебюджетных фондов, проект перспективногофинансового плана, другие документы, характеризующие бюджетно-финансовуюполитику, представленные Министерством финансов и федеральными органамиисполнительной власти. Правительство РФ утверждает проект бюджета и проектфедерального закона о федеральном бюджете для внесения его в ГосударственнуюДуму.
Проект федерального закона о федеральномбюджете на очередной финансовый год считается внесенным в срок, если ондоставлен в Государственную Думу до 24 часов 26 августа текущего года.
Одновременно проект федерального законао федеральном бюджете на очередной финансовый год представляется ПрезидентуРоссийской Федерации.
В течение суток со дня внесения проектафедерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вГосударственную Думу Председатель Государственной Думы направляет его в Комитетпобюджету Государственной Думы для подготовки заключения о соответствиипредставленных документов и материалов требованиям ст. 192 Бюджетного кодексаРФ.
На основе заключения Комитета по бюджетуСовет Государственной Думы или Председатель Государственной Думы принимаетрешение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете наочередной финансовый год принимается к рассмотрению Государственной Думой либоподлежит возвращению в Правительство РФ на доработку. Доработанный законопроектсо всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен вГосударственную Думу Правительством РФ в 10 — дневный срок и вновь рассмотренСоветом Государственной Думы или Председателем Государственной Думы.
1.5 Рассмотрение и утверждение законодательствао бюджете на очередной финансовый год в Государственной Думе
Составленный Правительством РФ проектфедерального бюджета и проект закона о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год представляется в Государственную Думу в установленный срок.
В соответствии со ст. 193 Бюджетногокодекса Банк России представляет в Государственную Думу проект основныхнаправлений единой государственной денежно-кредитной, политики на очереднойфинансовый год. Такой проект направляется также Президенту России и ПравительствуРоссии.
На основании положительного заключенияКомитета по бюджету Совет Государственной Думы или Председатель Думы принимаетрешение о рассмотрении Государственной Думой проекта закона о бюджете наочередной финансовый год.
Проект федерального закона о федеральномбюджете на очередной финансовый год, принятый к рассмотрению, направляетсяСоветом Государственной Думы или Председателем Государственной Думы в СоветФедерации, комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений,а также в Счетную палату Российской Федерации на заключение.
Для обеспечения необходимой степениконфиденциальности рассмотрения отдельных разделов расходов бюджета иисточников финансирования дефицита бюджета Государственная Дума утверждаетперсональный состав рабочих групп, члены которых несут ответственность засохранение государственной тайны в соответствии с законодательством РФ.
Государственная Дума рассматриваетпроект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вчетырех чтениях.
Срок подготовки к первому чтению — 30дней со дня внесения проекта закона о бюджете в Государственную ДумуПравительством РФ.
Предмет первого чтения — обсуждение концепции бюджета и прогноза социально-экономического развитияРоссийской Федерации на очередной финансовый год, основных направленийбюджетной и налоговой политики, основных принципов и расчетов федеральногобюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы внешних заимствований РФ и основныххарактеристик бюджета.
При рассмотрении в первом чтении проектафедерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый годГосударственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклад Комитета побюджету и содоклад второго профильного комитета, доклад Председателя Счетнойпалаты Российской Федерации и принимает решение о принятии или об отклонениизаконопроекта о федеральном бюджете.
В случае принятия Государственной Думойзаконопроекта о федеральном бюджете в первом чтении утверждаются основныехарактеристики федерального бюджета: доходы бюджета, распределение доходов,дефицит бюджета, общий объем расходов. В случае отклонения в первом чтениизаконопроекта о федеральном бюджете Государственная Дума может:
а) передатьзаконопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик бюджета,состоящую из представителей Государственной Думы, Совета Федерации,Правительства РФ;
б) вернутьзаконопроект в Правительство РФ на доработку;
Если Государственная Дума не принимаетрешения по основным характеристикам федерального бюджета по итогам работысогласительной комиссии, проект закона считается повторно отклоненным в первомчтении.
При повторном отклонении в первом чтениипроекта закона о федеральном бюджете Государственная Дума согласно закону невправе повторно направить законопроект в согласительную комиссию или вернутьего в Правительство.
В случае отставки Правительства РФ всвязи с отклонением проекта федерального закона о федеральном бюджете вновьсформированное Правительство представляет новый вариант проекта федеральногобюджета на очередной финансовый год не позднее 30 дней после сформирования.
Предмет второго чтения — рассмотрение и утверждение расходов федерального бюджета по разделамфункциональной классификации расходов бюджета в пределах общего объема расходовбюджета, утвержденного в первом чтении, и размера фонда финансовой поддержкисубъектов Федерации.
Если Государственная Дума отклоняет вовтором чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год, она передает его в согласительную комиссию.
Цель третьего чтения проектазакона о федеральном бюджете — рассмотрение и утверждение расходов федеральногобюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджета,распределение средств финансовой поддержки субъектов РФ, утверждение основныхпоказателей государственного оборонного заказа, расходов на финансированиефедеральных целевых программ, утверждение инвестиционной программы,государственной программы вооружения. В третьем чтении рассматриваются поправкипо проекту бюджета, представленные Комитетом по бюджету; утверждение программыгосударственных внешних заимствований, программы внутренних заимствований;программы предоставления Россией государственных кредитов иностраннымгосударствам.
Субъекты права законодательнойинициативы могут направлять свои поправки по проекту третьего чтения в Комитетпо бюджету. Дальнейшему рассмотрению подлежат только поправки, прошедшиеэкспертизу в Комитете по бюджету и Правительстве РФ. Общая сумма ассигнованийпо каждому разделу функциональной классификации расходов бюджетов с учетомпринятых поправок не должна превышать сумму расходов по соответствующемуразделу, утвержденному во втором чтении проекта о федеральном бюджете.
При рассмотрении в третьем чтениипроекта федерального бюджета поправки субъектов права законодательнойинициативы, предусматривающие увеличение расходов на отдельные объекты адреснойинвестиционной программы и федеральных целевых программ, а также поправки,предусматривающие включение расходов на отдельные объекты, не предусмотренныеуказанным законопроектом, не рассматриваются.
В четвертом чтенииГосударственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральномбюджете на очередной финансовый год и голосует в целом. Внесение в негопоправок не допускается. Принятый Государственной Думой федеральный закон офедеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 5 дней со дняпринятия передается на рассмотрение в Совет Федерации.
Совет Федерации в течение 14 днейрассматривает законопроект о федеральном бюджете на предмет одобрения его вцелом. Одобренный Советом Федерации закон о федеральном бюджете направляется втечение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования. В случаеотклонения Советом Федерации федерального закона о федеральном бюджете онпередается в согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий. Согласительнаякомиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение ГосударственнойДумы согласованный закон о бюджете. Государственная Дума повторно рассматриваетфедеральный закон о федеральном бюджете в одном чтении.
В результате повторного рассмотрения ипринятия проекта закона Государственная Дума вновь направляет его в СоветФедерации. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерациизакон о федеральном бюджете на очередной финансовый год считается принятым,если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 общего числадепутатов Государственной Думы. В случае отклонения Президентом России закона офедеральном бюджете на очередной финансовый год закон передается дляпреодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в составсогласительной комиссии включается представитель Президента РФ. Решениесогласительной комиссии с проектом закона передается в Государственную Думу наповторное рассмотрение в одном чтении. Одобренный Советом Федерации закон офедеральном бюджете направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
1.6 Исполнение федерального бюджета
Организация исполнения федеральногобюджета возлагается на Министерство финансов РФ. В России федеральный бюджетпереведен на казначейское исполнение бюджета. При казначейском исполнениифедерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроковпринятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на праворасходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществлениеплатежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются наорганы Федерального казначейства Министерства финансов РФ.
Единый счет федерального бюджета (единыйсчет Федерального казначейства) находится в Центральном банке России.Федеральное казначейство вправе открывать иные счета.
Бюджеты всех уровней бюджетной системыРФ исполняются на основе принципа единства кассы. В соответствии со ст. 245Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджета по доходам предусматривает:
♦ перечислениеи зачисление доходов на единый счет бюджета;
♦ распределениев соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
♦ возвратизлишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
♦ учетдоходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.
Для регулирования процесса расходованиясредств Министерство финансов РФ составляет бюджетную роспись расходовфедерального бюджета и передает ее на исполнение Федеральному казначейству. Санкционированиерасходов федерального бюджета включает:
♦ утверждениеи доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей средствфедерального бюджета и уточнение смет доходов и расходов распорядителямсредств;
♦ утверждениеи доведение до распорядителей и получателей средств федерального бюджеталимитов бюджетных обязательств;
♦ подтверждениеденежных обязательств федерального бюджета.
Порядок и правила санкционированиярасходов федерального бюджета устанавливаются Федеральным казначейством всоответствии с Бюджетным кодексом. На основании сводной бюджетной росписифедерального бюджета орган, исполняющий бюджет, в течение 20 дней со дняутверждения бюджетной росписи доводит объемы бюджетных ассигнований изфедерального бюджета до получателей средств через органы федеральногоказначейства. Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные споступлением в федеральный бюджет доходов, а также и финансированием расходовфедерального бюджета, в Главной книге казначейства.
Министерство финансов РФ представляетежеквартальные отчеты об исполнении федерального бюджета в ФедеральноеСобрание. Один экземпляр квартального и годового отчета об исполнениифедерального бюджета представляется в Счетную палату РФ. Исполнениефедерального бюджета завершается 31 декабря. После завершения операций остатоксредств на едином счете федерального бюджета подлежит учету в качестве остаткасредств на начало очередного финансового года. Отчет об исполнении федеральногобюджета Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думуи Счетную палату РФ (на проверку и заключение) не позднее 1 июня следующего заотчетным года. Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнениифедерального бюджета РФ, используя материалы проверок и ревизий. Послеполучения заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума рассматривает отчетоб исполнении федерального бюджета за финансовый год. При рассмотрении отчетаоб исполнении федерального бюджета Государственная Дума в соответствии со ст.279 БК РФ заслушивает:
♦ докладруководителя Федерального казначейства об исполнении федерального бюджета;
♦ докладминистра финансов об исполнении федерального бюджета;
♦ заключениеПредседателя Счетной палаты России;
♦ докладГенерального прокурора России о соблюдении законности в области бюджетногозаконодательства. По результатам рассмотрения отчета об исполнении федеральногобюджета и заключения Счетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно изследующих решений:
♦ обутверждении отчета об исполнении федерального бюджета;
♦ оботклонении отчета об исполнении федерального бюджета.
2.Сравнительный анализ федерального бюджета за 2006 и 2007гг.
Во второйчасти контрольной работы представлена сравнительная характеристика некоторыхпоказателей федерального бюджета за 2006 год и федерального бюджета за 2007год. В Таблице №1 отражены данные о величине доходов федерального бюджета РФ на2006 и 2007 гг.
Таблица №1 Основныехарактеристики доходной части федерального бюджета РФ в 2006 и 2007гг. 2006 год 2007 год млн. руб. % ВВП млн. руб. % ВВП Доходы, в том числе: 5 046 137, 5 20,7 6 965 317,2 22,3 налоговые доходы 3 167 825, 9 13,0 3 928 669,4 13,6 неналоговые доходы 1 878 311,6 7,7 2 520 698,3 8,7 Отчисления в Стабилизационный фонд 857 477, 4 3,5 1 565 456,1 5,4 ВВП 24 380 000 28 907 407
По даннымТаблицы №1 видно, что произошло увеличение ВВП, изменение объемов импорта иэкспорта, увеличение прибыли прибыльных предприятий, объема производства иреализации подакцизной продукции, объема добычи природных ископаемых и прочихобъемных показателей, а также изменение экспортных цен на природный газ. Вноминальном выражении в 2007 году происходит некоторое снижение неналоговыхдоходов бюджета по сравнению с показателями 2006 года. В относительных (поотношению к ВВП) величинах динамика несколько отличалась. Так, если доляналоговых доходов в бюджете 2007 г. составила около 13,6% ВВП против 13,0% и13,2% ВВП по закону о бюджете на 2006 год соответственно, то доля неналоговыхдоходов бюджета 2007 года заметно превышает показатели в законе о бюджете на2006 год (7,7% ВВП). Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2007году по основным налогам представлена в Таблице № 2 .
Таблица №2Структура налоговых доходов федерального бюджета в 2006 и 2007гг.Наименование налогов 2006г (млн. руб.) 2007 год (млн. руб.) Налог на прибыль организации 344 838,10 537 415,56 ЕСН, зачисляемый в федеральный бюджет 302 090,20 341 457,31 НДС 1 634 342, 60 1 918 326, 20 Акцизы 110 187, 50 117 299,44 Налоги на внешнюю торговлю 1 607 843, 30 2 216 836,76 НДПИ 731 570,30 960 870,00
Исходя изпредставленных в Таблице №2 данных, можно сделать вывод, что по всем основнымналогам, за исключением налога на добычу полезных ископаемых и налогам навнешнюю торговлю, в 2007 году происходит рост поступлений. Наибольший приростпо налогу на добавленную стоимость (рост на 25% по отношению к факту 2006 г.) иналогу на прибыль организаций (рост на 19,1%), тогда как поступления акцизов иединого социального налога вырасли на 9,1% и 10,0% соответственно. Такимобразом, несмотря на ряд налоговых новаций, в 2007 г., в целом поступления поосновным налогам фискальной системы РФ растут.
Сопоставляяобъема расходов федерального бюджета РФ в 2006 и 2007 гг. (Таблица №3), можносказать, что бюджет на 2007 год показывает заметное повышение объема расходовфедерального бюджета в абсолютном выражении по отношению к закону о бюджете на2006 год. По отношению к ВВП расходы бюджета 2007 года оказались на уровнеутвержденных законом 2006 года (17,5% ВВП).
Таблица №3Основные характеристики расходной части федерального бюджета РФ в 2006 и2007гг. 2006год 2007 год млн. руб. % ВВП млн. руб. % ВВП
Расходы
в том числе: 4 270 114,7 17,5 5 058 777,7 17,5 процентные расходы 198 482,2 0,8 145 227,1 0,5 непроцентные расходы 4 071 632,5 16,7 4 913 550,6 17,0
Одной изосновных причин столь заметного роста непроцентных расходов федеральногобюджета в 2007 г. стало Послание президента РФ Федеральному Собранию, в которомбыл выделен ряд приоритетных направлений государственной политики на 2007 год.В частности, к числу приоритетов было отнесено решение целого ряда задач всфере социальной политики, уровня жизни населения, национальной экономики исовершенствования межбюджетных отношений. Также в составе расходов бюджета на2007год были предусмотрены средства на реализацию положений Посланияпрезидента, направленных на улучшение демографической ситуации в России.
Структурарасходов проекта федерального бюджета РФ на 2007 г. сравнивается со структуройрасходов в 2006 году по закону о бюджете на 2006 год и с учетом внесенныхизменений в Таблице №4.
Таблица №4Структура расходов федерального бюджета в 2006 и 2007 гг. 2006 год 2007 год млн. руб. % ВВП млн. руб. % ВВП Общегосударственные вопросы, из них 638885,6 2,62 760508,8 2,63 Обслуживание государственного и муниципального долга 198482,2 0,81 145227,1 0,50 Национальная оборона 666026,6 2,73 760344,4 2,63 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 541634,6 2,22 615566,7 2,13 Национальная экономика 339334,0 1,39 459145,6 1,59 Жилищно-коммунальное хозяйство 38883,2 0,16 46158,4 0,16 Охрана окружающей среды 6334,3 0,03 7265,3 0,03 Образование 201588,7 0,83 257841,1 0,89 Культура, кинематография и СМИ 51248,1 0,21 60286,8 0,21 Здравоохранение и спорт 149098,7 0,61 190881,2 0,66 Социальная политика 205253,3 0,84 195320,0 0,68 Межбюджетные трансферты 1431827,8 5,87 1705459,4 5,90 Итого расходов 4270114,7 17,51 5058777,7 17,50
Анализрасходов по отдельным разделам функциональной классификации показывает, что вцелом структура расходов бюджета на 2007 г. сопоставима как со структурой закона о бюджете на 2006 г. Наиболее заметные изменения в объеме расходовкоснулись таких разделов и подразделов бюджетной классификации как«обслуживание государственного и муниципального долга» (снижение с0,81% до 0,50% ВВП), «национальная экономика» (рост с 1,39% до 1,59%ВВП), «социальная политика» (снижение с 0,84% до 0,68% ВВП). Поостальным разделам и подразделам отличия относительных (по отношению к ВВП)показателей оказались не столь значительными.
Основнымирасходными статьями в бюджете 2007 года, как и прежде, остаются межбюджетныетрансферты, общегосударственные вопросы, национальная оборона, национальнаябезопасность и правоохранительная деятельность, национальная экономика.Суммарная величина расходов по отношению к ВВП по основным разделам иподразделам в 2007 г. практически не изменилась по сравнению с 2006 годом, аперечисленные выше изменения по некоторым из них обусловлены перераспределениемсредств.
Заключение
На основаниипроделанной работы можно сделать выводы, о том что поставленные задачи былидостигнуты.
Проанализировавфедеральный бюджет за 2006 год и федеральный бюджет за 2007 год, можно сказать,что:
Уровеньдоходов бюджета на 2007 г. по абсолютной величине заметно превосходит уровеньдоходов, утвержденных законом о бюджете на 2006 г.
Структурадоходной части бюджета не претерпела заметных изменений. Так, большую долюдоходов гарантируют налоговые поступления в федеральный бюджет. При этом вбюджете на 2007 г. виден некоторый рост их доли по отношению к ВВП. По основнымналогам наблюдается рост объема поступлений, при этом максимальный приростнаблюдается по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций.
Расходыфедерального бюджета на 2007 г. по абсолютной величине значительно превышают показателизакона о бюджете на 2006 год. Однако в долях ВВП уровень доходов на 2007 г.,соответствует показателям закона о бюджете на 2006 год. Также отметим, чтофедеральный бюджет на 2007 г. показывает значительный рост непроцентныхрасходов по сравнению с фактом 2006 года. Рост расходов обусловлен выделениемсредств для реализации ряда приоритетных направлений в социальной политике,отмеченных президентом РФ в Послании Федеральному Собранию.
Относительноболее существенный рост расходов над доходами привел к сокращению какабсолютной величины профицита федерального бюджета в 2007 г., так и его доли вВВП по сравнению с итогами 2006 года. Правительство продолжает поддерживатькурс на расширение внутреннего государственного долга и сокращение внешнегогосударственного долга, находящегося в обращении.
На основеприведенных аргументов федеральный бюджет на 2007 г. можно охарактеризовать какдостаточно консервативный, поскольку каких-либо существенных измененийструктуры его доходной и расходной части не предполагается. Вместе с тем, посравнению с бюджетом 2006 г. наблюдается стабилизация уровня доходов на фоненаращивания непроцентных расходов. Дальнейшая реализации политики наращиваниярасходов непроцентного характера с темпами, опережающими темпы роста ВВП, можетпривести к дополнительному инфляционному давлению, что еще больше осложнитшаги, предпринимаемые Центральным Банком РФ для удержания темпов роста цен взаданных границах.
Списоклитературы
1. Бюджетный кодекс №145-ФЗ от 31.07.1998
2. Федеральный закон РФ«О федеральном бюджете на 2006 год» №189-ФЗ от 26.12.2005
3. Федеральный закон РФ«О федеральном бюджете на 2007 год» №238-ФЗ от 19.12.2006
4. Финансовое право,под ред. Н.И. Химичева. Москва; Юристъ. 2004г. С. 749
5. Вахрин П.И.Бюджетная система Российской Федерации. Москва; Дашков и Ко. 2003г.С. 344
6. Папело В.Н,Мельникова О.Д., Матрынов С.Н. Государственные и муниципальные финансы.