Реферат по предмету "Финансовые науки"


Понятие, предмет и метод регулирования финансового права

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.  Понятие«финансы». Финансовая деятельность государства, принципы, формы и методы ееосуществления
2.  Финансоваясистема Российской Федерации
3.  Понятие,предмет, метод и система финансового права. Основные принципы финансового права
4.  Источникифинансового права
5.  Финансовыеправоотношения
Заключение
Практические задания
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Список литературы
 

ВВЕДЕНИЕ
Финансовое право – это совокупность юридических норм, регулирующихобщественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределенияи использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органовместного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
Финансовоеправо охватывает своим воздействием определенный, специфический кругобщественных отношений. Эти отношения обусловлены тем, что государство длявыполнения своих задач применяет такой экономический рычаг, как финансы иосуществляет в связи с этим финансовую деятельность.
Предмет финансового права – это общественные отношения, возникающие впроцессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению ииспользованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целяхреализации его задач.
Финансы по своей сути представляют одну из экономических категорий,используемых в современных государствах с различными общественно-политическимстроем. К таким категориям относятся также – деньги, прибыль, себестоимость.
Существование финансов связано с товарно-денежными отношениями.

1. ПОНЯТИЕ «ФИНАНСЫ». ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА, ПРИНЦИПЫ,ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
Термин «финансы» происходит от латинского глагола finare – окончить,урегулировать спор (как правило, денежный). С XVIII в. понятие «финансы»получает международное признание и применяется для обозначения всех отношений,связанных с доходами и расходами.
Финансы/> – совокупность экономических отношений впроцессе создания и использования централизованных и децентрализованных фондовденежных средств. Сущность финансов проявляется в их функциях, их обычновыделяют четыре.[1]
- Распределительная функция – в ходе ее реализации разрабатываются иутверждаются бюджеты (федеральный, субъектов федерации и местные).
- Функция контроля – регламентированная нормами права деятельностьгосударственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов попроверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности иполноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств,правильности и эффективности их использования.
- Регулирующая функция заключается в воздействии государства на процессвоспроизводства через финансирование отдельных предприятий и отраслей,социальных мероприятий и проведение налоговой политики.
- Стабилизационная функция финансов заключается в обеспечении всехсубъектов финансовых правоотношений стабильными экономическими и социальнымиусловиями.
Таким образом, финансовая деятельность/> государствапредставляет собой осуществление им функций по образованию, распределению,аккумуляции и использованию денежных средств в целях реализации задачсоциально-экономического развития, обеспечения обороноспособности ибезопасности страны.
Финансовая деятельность государства основана на основополагающих правилахи требованиях – принципах, присущих всей деятельности Российского государства изакрепленных Конституцией Российской Федерации.[2]
- Принцип законности является основополагающим общеправовым принципомроссийского права и необходимым условием нормального функционирования любойправовой системы. Он заключается в том, что вся финансовая деятельностьдетально урегулирована нормами финансового права, соблюдение которыхобеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственногопринуждения.
- Принцип федерализма заключается в установлении Конституцией РФразграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерациив области финансового, валютного, кредитного регулирования (ст. 71Конституции РФ/>).
- Принцип единства финансовой политики является необходимым условиемгарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в странеи свободного перемещения финансовых средств и единства денежной системы(ст. 8 Конституции РФ).
- Принцип гласности гарантируется ст. 15 Конституции РФ,устанавливающей, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы иобязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они неопубликованы официально для всеобщего сведения.
- Принцип участия граждан РФ в финансовой деятельности государства иорганов местного самоуправления обеспечивается ст. 32 Конституции РФ,утверждающей право граждан РФ участвовать в управлении делами государства какнепосредственно, так и через своих представителей.
- Принцип плановости означает, что деятельность государства пообразованию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуществляетсяна основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственнымии местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций иучреждений.
Государство осуществляет финансовую деятельность при помощи различных методов(способов), зависящих от многих факторов, в частности, от субъектаправоотношений, условий аккумуляции и использования денежных средств. Методыосуществления финансовой деятельности делят на две группы.[3]
1. Методы собирания денежных средств, которые, в свою очередь,подразделяют на:
- налоги, с помощью которых государство изымает в той или иной форме вобязательном порядке, в установленные сроки и в установленном размере денежныесредства для зачисления их в бюджеты определенного уровня;
- добровольные взносы (вклады граждан в банки, покупка ценных бумаг,пожертвования и пр.);
- страхование, что позволяет привлеченные таким образом средстваиспользовать в денежном обороте;
- иные.
2. Методы распределения и использования:
- финансирование – заключается в безвозмездном и безвозвратномпредоставлении денежных средств различным субъектам;
- кредитование – целевая, возвратная и возмездная передача денежныхсредств.
Формы финансовой деятельности государства/> – этодействия государственных органов по образованию, распределению и использованиюфинансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формымогут быть правовыми/>, которые выражаются в установлении илиприменении норм права, и неправовыми/>, опосредующимиорганизационные отношения (например, проведение совещаний в аппарате налоговыхорганов, разъяснение финансового законодательства населению и др.).
/>/> 
2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
Финансовая система Российской Федерации/> как совокупностьфинансовых институтов включает:[4]
- государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета,бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;
- внебюджетные специальные фонды;
- государственный и банковский кредит;
- фонды страхования (имущественного и личного);
- финансы хозяйствующих субъектов и отраслей.
Рассмотрим финансовую систему России как совокупность государственныхорганов и учреждений.
1. Государственная Дума/>, которая, являясьпредставительным органом, обсуждает и принимает федеральные законы по вопросам:
- федерального бюджета;
- федеральных налогов и сборов;
- финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежнойэмиссии.
Кроме того, в соответствии со ст. 106 Конституции РФ/>,федеральные представительные органы и представительные органы субъектовфедерации рассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджетреспублик, входящих в состав РФ.
2. Правительство РФ/>, которое, реализовываяисполнительную власть, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ:
- разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет иобеспечивает его исполнение;
- представляет Государственной Думе отчет об исполнении федеральногобюджета;
- обеспечивает проведение единой финансовой кредитной и денежной политикив пределах соответствующей территории.
В компетенцию представительных и исполнительных органов власти, наряду сдругими функциями, входят общие финансовые вопросы, решение которыхобеспечивает в целом жизнедеятельность Российской Федерации или ее субъектов, атакже административно-территориальных единиц местного уровня.
3. Президент РФ/> как глава государства обеспечивает вобласти финансов согласованное функционирование и взаимодействие органовгосударственной власти, исходя из положений Конституции РФ и федеральныхзаконов, определяет основные направления внутренней и внешней политикигосударства, в соответствии с которой строится и финансовая политика.
4. Министерство финансов РФ/>, которое, являясьфедеральным органом исполнительной власти, обеспечивает проведение единойгосударственной финансовой политики и осуществляет общее руководствоорганизацией финансов в стране.
Функции финансовой деятельности выполняют также органы государственногоуправления РФ и субъектов Федерации (министерства, государственные комитеты,департаменты и т.д.) в рамках отнесенных к их компетенции отраслей или сферуправления.
5. Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ (БанкРоссии)/>, одновременно осуществляя функции органагосударственного управления, наделенного властными полномочиями. Вместе сПравительством РФ Банк России определяет политику государства в области денег иденежного обращения, контролирует и направляет деятельность коммерческихбанков, проводит денежную эмиссию. По вопросам, отнесенным к его компетенции,Банк России имеет право издавать нормативные акты, обязательные для федеральныхорганов государственной власти, органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических ифизических лиц.
6. Органы, осуществляющие контроль в области финансовой деятельности:
- Федеральное казначейство Российской Федерации/>взаимодействует с органами государственного управления субъектов Федерации впроцессе зачисления доходов и взаиморасчетов между бюджетами, координируетработу по созданию информационной базы о состоянии бюджетной системы РоссийскойФедерации, следит за государственной казной;
- Счетная палата РФ/>, подотчетная Федеральному СобраниюРФ, осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходныхстатей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- Министерство РФ по налогам и сборам/> входит в системуцентральных органов государственного управления Российской Федерации,подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ.
/>/> 

3. ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА. ОСНОВНЫЕПРИНЦИПЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
 
Финансовое право/> – самостоятельная отрасль права,представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественныеотношения, возникающие в процессе создания, распределения и использованиягосударством определенных фондов денежных средств. Однако финансовое праводостаточно широко взаимодействует с другими отраслями права, в том числе сгражданским. Связь финансового права с гражданским правом определена тем, чточасть отношений в области кредита, расчетов, страхования регулируется нормамигражданского права. Отличие заключается в том, что гражданско-правовыеотношения предусматривают равенство сторон, в то время как финансово-правовыеотношения подразумевают наличие властных полномочий, присущих государственным ифинансово-кредитным органам.
При отграничении финансового права от смежных отраслей права необходимоучитывать природу его предмета, особенности метода правового регулирования иналичие системы финансового права.
Предметом финансового права/> являются общественныеотношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовойдеятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованиюфондов денежных средств. Особенностью данных общественных отношений являетсято, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства ипредставляют собой разновидность имущественных отношений, так как возникают поповоду финансовых ресурсов. Это финансовые отношения, одной из сторон в которыхвсегда выступает государство или его орган.[5]
Метод финансового права/> – способ воздействия наобщественные отношения с целью выполнения норм права. В действующей системеправа закреплены два способа:
- административно-правовой способ исходит из неравного положения сторон – отношениявласти и подчинения (например, властные предписания финансово-кредитныхорганов);
- гражданско-правовой способ основан на равенстве сторон, на экономическихинструментах регулирования.
Система финансового права/> обусловлена системойфинансовых правоотношений и подразделяется на две составляющие.
Общая часть/>. Нормы этой части имеют значение для всехфинансовых отношений и закрепляют основные начала финансовой деятельностигосударства, ее задачи, формы и методы осуществления, устанавливают правовыеосновы финансового контроля, круг и компетенцию органов, участвующих вфинансовой деятельности.
Особенная часть/> объединяет нормы, регулирующиеотдельные виды финансовых отношений в рамках соответствующих финансово-правовыхинститутов. Так, в особенную часть входят группы норм, регулирующихправоотношения в области бюджетной системы, внебюджетных государственныхфондов, государственных доходов и расходов, государственного и банковскогокредита, денежного обращения и валютного регулирования.
4. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
 
Источниками финансового права/> являются различныенормативно-правовые акты представительных и исполнительных органовгосударственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормыфинансового права.
Главный источник финансового права – Конституция Российской Федерации/>. В ней закрепляются основы правовой организации финансовойдеятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям, соответственноиспользуемым звеньям финансовой системы. Наибольшее внимание конституционноезаконодательство уделило бюджетной деятельности, что объясняется рольюгосударственного бюджета как центрального звена финансовой системы.[6]
Какого-либо источника по данной отрасли права в целом не имеется. Однакосреди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы другихотраслей права – государственного, административного, гражданского и т.д. К нимотносятся законы о местном самоуправлении, о банках, о предприятиях ипредпринимательской деятельности и др.
Нормы финансового права содержатся также в указах Президента РФ,постановлениях Правительства РФ, в актах органов исполнительной властисубъектов Федерации и актах местной администрации.
Большую группу источников финансового права составляют актыфинансово-кредитных органов – Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ,Министерства РФ по налогам и сборам (приказы, инструкции и др.).
Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органовгосударственного управления (министерств, ведомств и др.), регулирующих вопросыфинансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, влокальных актах, принимаемых трудовыми коллективами, администрациейпредприятий, организаций.
Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права,принято определять как финансовое законодательство.
/>/> 

5. ФИНАНСОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ
 
Финансовые правоотношения/> – урегулированные нормамифинансового права общественные отношения, субъекты которых выступают какносители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этихнормах предписания по образованию, распределению и использованиюгосударственных и муниципальных денежных фондов и доходов.
Субъектами финансовых правоотношений/> могут бытьфизические лица (граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства),юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица),государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные(местные) образования.
Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами(гражданами), между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами,имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности,а также между данными юридическими лицами.
Особенности финансовых правоотношений:[7]
- они возникают в процессе планового образования, распределения ииспользования государственных (а также муниципальных) денежных фондов идоходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местногосамоуправления;
- они являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичныйхарактер, так как возникают по поводу денежных средств;
- одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченныйорган, муниципальное образование и соответствующий орган местногосамоуправления.
Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношенийпроисходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, илиюридических фактов. К юридическим фактам/> в финансовом праве/> относятся:
- действия/> – юридические факты, которые являютсярезультатом волеизъявления лиц, они могут быть правомерными/>,т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными/> – несоответствующими им;
- события/> – это обстоятельства, не зависящие отволи людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие).
В зависимости от структуры финансовой системы Российской Федерации/>, можно применить следующую классификацию финансовыхправоотношений:
- бюджетные;
- налоговые;
- организация финансов государственного предприятия;
- организация государственного страхования;
- иные.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, предмет финансового права – общественные отношения по образованию ирасходованию публичных финансов, предназначенных для осуществления публичныхфункций. В предмет финансового права входят, в основном, налоговые отношения идеятельность по расходованию публичных денежных средств.
В условиях государственной монополии на финансовое дело в России всоветский период частями предмета финансового права считались так называемыекредитно-расчётные отношения и подобные им (страховые, валютныеи т. п.).
Соответственно, после разгосударствления финансового дела соответствующиеобласти обычно продолжали рассматриваться как части финансового права.
В то же время, классический подход к финансовому праву предполагает, чтооно является относительно самостоятельной (с точки зрения предмета) подотрасльюпубличного права, а последнее характеризуется так называемым «методом власти – подчинения»(более правильно – общественно-служебным методом). Отношения, выходящие зарамки публичного права и регулируемые «методом равенства», должнырассматриваться как часть гражданского (частного), а не финансового права.Например, таковы отношения граждан и организаций с частными банками истраховщиками (под частными здесь понимаются любые негосударственные инемуниципальные, а не только принадлежащие одной группе лиц).
Наконец, и из публичного права в финансовое право как относительносамостоятельную подотрасль с точки зрения предмета выделяются лишь те области,которые прямо регулируют образование и расходование публичных финансов.
Концепция финансового права как подотрасли публичного права обобразовании и расходовании публичных финансов основана на том, что именно этиобласти публичных функций имеют особое экономическое наполнение, которого нет в«общеадминистративном» праве, регулирующем публичное управление. Вместе с тем,полной самостоятельности финансового права не может быть: характерэкономического наполнения норм финансового права зиждется наобщеадминистративных началах, таких, как служебная, функциональная заданность,ограниченность публично-правовых имущественных обременений (в отличие отклассической, в советской доктрине, речь шла исключительно о властномхарактере), в том числе налоговых обязательств, а также прямая связьрасходования публичных финансов с административно-правовым раскрытием публичныхфункций.

ПРАКТИЧЕСКИЕЗАДАНИЯ
 
Вариант 3
ЗАДАНИЕ 1
 
По результатамвыездной налоговой проверки ООО «Карандаш» сотрудниками ИФНС России поЖелезнодорожному району г. Красноярска был составлен акт выездной налоговойпроверки.
Генеральный директорООО «Карандаш» В. В. Гущин отказался подписывать акт, ссылаясь на то,что не согласен с изложенными в акте проверки фактами, а также с выводами ипредложениями проверяющих.
Главный бухгалтер ООО «Карандаш» О. Ф. Морозова такжеотказалась подписывать акт, ссылаясь на то, что она во всём поддерживает генерального директора, поэтому раз онне подписывает — значит и она подписывать ничего не будет.
1. Вправе ли проверяемое лицо отказаться подписывать актвыездной налоговой проверки?
2. Как в данном случае должны поступить сотрудники ИФНСРоссии по Железнодорожному району города Красноярска?
Ответ:
 Согласно статье 100 НК РФ «Оформление результатовналоговой проверки» (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ):
 «1. По результатам выездной налоговой проверки втечение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выезднойналоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов долженбыть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
2. Акт налоговой проверки подписывается лицами,проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которогопроводилась эта проверка (его представителем).
Об отказе лица, в отношении которого проводиласьналоговая проверка, или его представителя подписать акт делаетсясоответствующая запись в акте налоговой проверки.
…5. Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу,в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под распискуили передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указаннымлицом (его представителем).
В случае, если лицо, в отношении которогопроводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения актаналоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и актналоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации(обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случаенаправления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой врученияэтого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
6. Лицо, в отношении которого проводилась налоговаяпроверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в актеналоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить всоответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту вцелом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправеприложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать вналоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованностьсвоих возражений.»
А также статье 101.4. Производство по делу опредусмотренных настоящим Кодексом налоговых правонарушениях (введенаФедеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ):
 «…4. Акт вручается лицу, совершившему налоговоеправонарушение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим одате его получения. Если указанное лицо уклоняется от получения указанногоакта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка вакте и акт направляется этому лицу по почте заказным письмом. В случаенаправления указанного акта по почте заказным письмом датой вручения этого актасчитается шестой день, считая с даты его отправки.
5. Лицо, совершившее налоговое правонарушение,вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами ипредложениями должностного лица, обнаружившего факт налогового правонарушения,в течение 10 дней со дня получения акта представить в соответствующий налоговыйорган письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.При этом указанное лицо вправе приложить к письменным возражениям или всогласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии),подтверждающие обоснованность возражений.
6. По истечении срока, указанного в пункте 5настоящей статьи, в течение 10 дней руководитель (заместитель руководителя)налогового органа рассматривает акт, в котором зафиксированы факты нарушениязаконодательства о налогах и сборах, а также документы и материалы, представленныелицом, совершившим налоговое правонарушение.
7. Акт рассматривается в присутствии привлекаемого кответственности лица или его представителя. О времени и месте рассмотрения актаналоговый орган извещает лицо, совершившее нарушение законодательства о налогахи сборах, заблаговременно. Неявка извещенного надлежащим образом лица,привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения, илиего представителя не лишает возможности руководителя (заместителя руководителя)налогового органа рассмотреть акт в отсутствие этого лица.
При рассмотрении акта могут оглашаться составленныйакт, иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменныевозражения лица, привлекаемого к ответственности за совершение налоговогоправонарушения. Отсутствие письменных возражений не лишает этого лица правадавать свои объяснения на стадии рассмотрения акта.
При рассмотрении акта заслушиваются объяснения лица,привлекаемого к ответственности, исследуются иные доказательства.
В ходе рассмотрения акта и других материаловмероприятий налогового контроля может быть принято решение о привлечении вслучае необходимости к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта,специалиста.
В ходе рассмотрения акта и других материаловруководитель (заместитель руководителя) налогового органа:
1) устанавливает, допускало ли лицо, в отношениикоторого был составлен акт, нарушения законодательства о налогах и сборах;
2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушениясостав налоговых правонарушений, содержащихся в настоящем Кодексе;
3) устанавливает, имеются ли основания дляпривлечения лица, в отношении которого был составлен акт, к ответственности засовершение налогового правонарушения;
4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица всовершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие илиотягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
8. По результатам рассмотрения акта и приложенных кнему документов и материалов руководитель (заместитель руководителя) налоговогооргана выносит решение:
1) о привлечении лица к ответственности за налоговоеправонарушение;
2) об отказе в привлечении лица к ответственности заналоговое правонарушение…»
Выводы:
1. Генеральный директор ООО «Карандаш» В. В. Гущин в правебыл отказатьсяподписывать акт выездной налоговой проверки. Главный Бухгалтер О. Ф. Морозоватакже в праве была отказаться подписывать акт, только мотив отказа должен былбыть иным.
2. СотрудникиИФНС России по Железнодорожному району города Красноярска должны поступить всоответствии с НК РФ, статьями 100 и 101.4, приведенными выше, т. е. актотправить заказным письмом, а по истечении срока, указанного в статье 101.4,руководитель (его заместитель) налогового органа, рассмотреть акт спредоставленными В. В. Гущиным письменными возражениями и документами, ихподтверждающими, в его присутствии или без него.
ЗАДАНИЕ 2
Приведите динамику изменений объема бюджета Пенсионногофонда РФ за последние три года.
Ответ:
Пенсионный фонд, каки все другие внебюджетные фонды, является участником бюджетного процесса. Особенности формирования бюджета фонда обусловлены его спецификой и заключаются вследующем.
Бюджет Пенсионногофонда РФ – форма образования ирасходования денежных средств на целиобязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
В составе бюджетаПенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые наинвестирование, выплаты за счетсредств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда, связанные с формированием иинвестированием средств пенсионныхнакоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной частитрудовой пенсии.
Денежные средстваобязательного пенсионного страхования хранятся на счетах фонда,открываемых в учреждениях Центрального банкаРФ, а при отсутствии учреждений последнего – на счетах, открываемых в кредитныхорганизациях, перечень которых на конкурсной основе определяетсяПравительством РФ.
Доходная часть бюджета Фонда на 2006 год сформирована в соответствии сБюджетным кодексом Российской Федерации, действующими нормами Налоговогокодекса Российской Федерации и Федерального закона “Об обязательном пенсионномстраховании в Российской Федерации”.
Расчет поступлений единого социального налога и страховых взносов наобязательное пенсионное страхование осуществлен исходя из прогнозаМинэкономразвития России по фонду заработной платы в сумме 5917,0 млрд.руб. ичисленности наемных работников в количестве 48,7 млн. человек и в соответствиис установленной Методикой расчета поступления сумм единого социального налогадля формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Накопительная составляющая бюджета Фонда сформирована по доходам в сумме103,0 млрд.руб. и по расходам в сумме 6,6 млрд.руб. в соответствии сположениями федеральных законов “Об обязательном пенсионном страховании вРоссийской Федерации”, “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, “Обинвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии вРоссийской Федерации”, бюджетным законодательством Российской Федерации ипринимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, регулирующимиправоотношения в сфере накопительного элемента обязательного пенсионного страхования,действие которых распространяется на 2006 год.
В доходы бюджета Фонда, связанные с формированием средств дляфинансирования накопительной части трудовых пенсий, на 2006 год включены:
- средства пенсионных накоплений 2006 года в объеме 100,7 млрд. руб.,которые сформировались за счет страховых взносов на накопительную частьтрудовой пенсии в сумме 98,5 млрд. руб., и доходов, полученных от временногоразмещения средств пенсионных накоплений 2006 года, в сумме 2,2 млрд. руб.;
- доходы, полученные в 2006 году от временного размещения средствпенсионных накоплений 2005 года, в сумме 2,3 млрд. руб.
Доходы, полученные в 2006 году от временного размещения Фондом средствпенсионных накоплений 2006 года, определены в размере 2,5% от суммы размещаемыхсредств, средств пенсионных накоплений 2005 года – в размере 3,0% от суммыразмещаемых средств.
Кроме того, в составе доходов учтены средства в сумме 39,2 млн. руб.,поступающие от НПФ для последующей передачи в Управляющие компании всоответствии с заявлениями застрахованных лиц, – в размере 2% от общей суммысредств, переданных Фондом в НПФ по состоянию на 1 января 2006 года (пооценке).
На 2007 г. в соответствии с федеральным законом от 19декабря 2006 г. № 236-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на2007 год» бюджет ПФР на 2007 г. утвержден по доходам в сумме 1845,1 млрд. руб.
Необходимо проанализировать закон «О внесенииизменений в Федеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерациина 2007 год»
Законопроектомпредусмотрено поступление доходов в бюджет ПФР в сумме 1914133150,2 тыс.рублей, что на 69039131,1 тыс. рублей, или на 3,7% больше, чем установленоФедеральным законом от 19 декабря 2006 года № 236-ФЗ «О бюджетеПенсионного фонда Российской Федерации на 2007 год».
Наибольший процент корректировки имели следующие статьидоходов бюджета ПФР:
- средствафедерального бюджета, передаваемые ПФР на социальную поддержку ГероевСоветского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы,Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы,увеличены на 47649,4 тыс. рублей (более чем в 5,7 раза) и составили57649,4 тыс. рублей;
- средства федерального бюджета,передаваемые ПФР на компенсацию расходов на оплату стоимости проездапенсионерам, являющимся получателями трудовой пенсии по старости и поинвалидности, к месту отдыха и обратно в соответствии с Законом РоссийскойФедерации от 19 февраля 1993 года № 4520-1, увеличены на810003,3 тыс. рублей (более чем в 5,2 раза) и составили1000003,3 тыс. рублей.
Наибольшийобъем увеличения бюджетных назначений имели следующие статьи доходов бюджетаПФР:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые навыплату страховой части трудовой пенсии, увеличены на 95100000,0 тыс.рублей, или на 12,6%, и составили 848960000,0 тыс. рублей. Сумма страховыхвзносов на выплату страховой части трудовой пенсии увеличена с учетомфактического исполнения бюджета ПФР за 8 месяцев 2007 года иожидаемой оценки поступлений в сентябре-декабре 2007 года.
- средства, поступающие из федерального бюджета в бюджет ПФР нафинансирование базовой части трудовой пенсии, увеличены на 30268180,0 тыс.рублей, или на 5,4%, и составили 590038509,4 тыс. рублей. Увеличениефинансирования базовой части трудовой пенсии вызвано реализацией проектафедерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные актыРоссийской Федерации в целях повышения уровня материального обеспеченияотдельных категорий граждан». С 1 декабря 2007 года увеличиваетсяразмер базовой части трудовой пенсии на 300 рублей, а также пропорциональноданному увеличению повышение размеров всех других базовых частей трудовойпенсии (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца), пенсий,назначенных по законодательству о государственном пенсионном обеспечении, идругих выплат, размер которых определяется исходя из размера базовой частитрудовой пенсии по старости;
- средства федерального бюджета, передаваемыеПФР на осуществление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан,увеличены на 9887419,1 тыс. рублей, или на 5%, и составили в сумме206053912,6 тыс. рублей, в том числе средства по статье доходов бюджетаПФР, которая предусматривает поступление средств федерального бюджета наосуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам, увеличены на8572258,1 тыс. рублей, или на 6,2%, и составили 147066844,3 тыс.рублей.
Основным нормативно правовым документом, регулирующим данную сферу, являетсяфедеральный закон «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов», принятый ГосударственнойДумой 6 июля 2007 г и одобренный Советом Федерации 11 июля 2007 г. Об этом сообщает пресс-служба президента РФ.
Закон предусматривает утверждение основных характеристик бюджетаПенсионного фонда РФ на трехлетний период.
Проект бюджета Фонда на 2008 год и на период до 2010 года подоходам сформирован: на 2008 год – в сумме 2330632,7 млн. рублей(126,3% к предыдущему году), в том числе 2107198,3 млн. рублей (122,1%) –в части распределительной составляющей бюджета Фонда; на 2009 год –соответственно, в сумме 2669533,5 млн. рублей (114,5%) и 2397522,3 млн.рублей (113,8%); на 2010 год – в сумме 3179764,2 млн. рублей (119,1%)и 2857588,9 млн. рублей (119,2%).
В соответствии с Законом об обязательном пенсионном страховании, начинаяс 2008 года, увеличивается тариф страховых взносов на накопительнуючасть трудовой пенсии с 4% до 6% за счет соответствующего уменьшения отчисленийна страховую часть. Данные изменения повлекут увеличение плановых поступленийстраховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии на сумму около100 млрд. рублей, или на 89,6% по отношению к 2007 году. При этомприрост поступления страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии заэтот же период согласно расчетам к Законопроекту уменьшится примерно на 7% исоставят 7,1%, тогда как в 2009 и 2010 годах этот прирост предполагаетсяна 13,9% и 12,2%, соответственно. /15/
Поступление страховых взносов настраховую и накопительную части трудовой пенсии (более 40% от доходов бюджетаПФР) предполагается: в 2008 году – 1029290,0 млн. рублей, в2009 году – 1184670,0 млн. рублей, в 2010 году –1344260,0 млн. рублей с учетом поступления взносов в виде фиксированногоплатежа.
Предполагаемый объем поступления страховых взносов на страховую часть необеспечивает прогнозируемые расходы на выплату страховой части трудовой пенсииво все больших масштабах: в 2008 году – на 112087,5 млн. рублей, в2009 году – на 143262,0 млн. рублей, в 2010 году – на189551,9 млн. рублей.
Законопроектом предусмотрено получениедоходов от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении ПФР, в2008 году 12,0 млн. рублей (в 2,6 раза больше, чем в 2006 и2007 годах), на 2009 и 2010 годы такие доходы предусматриваются,соответственно, в размерах 15,0 млн. рублей (в 1,2 раза больше) и19,0 млн. рублей (в 1,5 раза больше).
Безвозмездные поступления из федеральногобюджета предусмотрены: на 2008 год в сумме 1284324,4 млн. рублей, на2009 год – в сумме 1461048,3 млн. рублей и на 2010 год – в сумме1806647,7 млн. рублей, или 55,1%, 54,7% и 56,8%, соответственно, отпредполагаемых доходов ПФР. Из них на покрытие дефицита бюджета Фонда в2008-2010 годах средства из федерального бюджета предусмотрены,соответственно, в сумме 184580,6 млн. рублей, 149138,6 млн.рублей и 251551,7 млн. рублей (на 109,2% – в 2008 году, на 69% –в 2009 году и на 185,1% – в 2010 году больше, чем в2007 году).
Необходимо отметить, что доля средств из федерального бюджета,перечисляемых в ПФР, имеет тенденцию к увеличению (в 2005 году – 49,6%, в2006 году – 53,2%, на 2007 год запланировано 52,2 процента).
Таким образом, проанализировав динамику доходов бюджета Пенсионного фондаРоссийской Федерации за 2006, 2007 и 2008 года, можно выявить тенденциюувеличение средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системысвидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов,о чем свидетельствуют нижеприведенные данные. Основными причинами увеличения доли средств федерального бюджета вбюджете ПФР являются: возложение на ПФР дополнительных функций по осуществлениюотдельных выплат нестрахового характера, финансируемых за счет средствфедерального бюджета (ЕДВ, ДЕМО, ДМО, материнский (семейный) капитал); низкийудельный вес учитываемой заработной платы в ВВП и ее доли в доходах населенияи, соответственно, низкий объем поступлений ЕСН и страховых взносов; снижение с1 января 2005 года базовой ставки ЕСН в части, зачисляемой вфедеральный бюджет и перечисляемой в ПФР, с 14% до 6%; изменение с2008 года тарифов страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсиис 4% до 6%; несовершенство законодательства в части администрирования страховыхплатежей, а также взыскания задолженности по страховым взносам на обязательноепенсионное страхование (в том числе просроченной). Что касается структурыдоходов, то большую часть занимают налоги и взносы на социальные нужды, далееследуют безвозмездные поступления, в основном из федерального бюджета, натретьем месте доходы от размещения пенсионных накоплений. Рассмотрим динамикубазовой, страховой и накопительной части пенсии. Для базовой части пенсиихарактерна тенденция к снижению выплат, таким образом, правительство пытаетсяснизить нагрузку на федеральный бюджет, и перейти к 2010 году к страховомупринципу формирования пенсий, что прослеживается в тенденции роста взносовстраховой и накопительной части пенсии.

ЗАДАНИЕ 3
Укажите гипотезу, диспозицию и санкцию в указанных финансово-правовыхнормах:
Ч. 1, ст. 120 НК РФ: «Грубое нарушение организациейправил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, еслиэти деяния совершены в течение одного налогового периода при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренногоп. 2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей».
Ч. 1, ст. 122 НК РФ: «Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговойбазы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или другихнеправомерных действий (бездействия),влекут взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога(сбора)».
Ответ:Гипотеза Диспозиция Санкция
Ч. 1, ст. 120 НК РФ: «Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения,
Ч. 1, ст. 122 НК РФ: «Не уплата или неполная уплата сумм налога (сбора) если эти деяния совершены в течение одного налогового периода при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 настоящей статьи, в результате занижения налоговой базы, иного не правильного исчисления налога (сбора) или
влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей».
влекут взыскание штрафа в размере 20 % от неуплаченной суммы налога (сбора)»
ЗАДАНИЕ 4
Приведите примеры указанных форм реализации нормфинансового права.
1.Исполнение.
2.  Применение.
3.  Использование.
4.  Соблюдение.
 Ответ:
1. Пример исполнения нормы финансового права.
¨ своевременнаяуплата налогоплательщиком налога;
¨ своевременнаяуплата налогов организацией;
¨ предоставление в срокналоговой декларации или иных документов;
¨ уплата таможенных платежей;
¨ надлежащее выполнениеработником своих трудовых обязанностей.
2. Примерприменения нормы финансового права.
¨ осуществление возврата налогоплательщику излишне уплаченных иливзысканных сумм налогов, пеней, штрафов;
¨ выполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или)перечислению налогов;
¨ предоставление налоговым агентом сведений, необходимых для осуществленияналогового контроля;
¨ решение суда о наложении штрафа;
¨ применение табельного оружия сотрудниками милиции.
3. Пример использования нормы финансового права.
использование различных налоговых льгот определенными группами населения;
¨  добровольноеучастие в обязательном пенсионном страховании, обязательном социальномстраховании;
¨  правомерныйотказ свидетеля от дачи показаний;
¨  использованиеталонов на молоко и лечебно-профилактическое питание лицами работающими вовредных условиях труда;
¨  пользованиельготами на проезд в общественном транспорте.
4. Примерсоблюдения нормы финансового права.
¨ воздержаниеот нарушения срока постановки на учет в налоговом органе;
¨ воздержаниеот неуплаты или неполной уплаты сумм налога;
¨ воздержаниеот уклонения постановки на учет в налоговом органе;
¨ указаниереальных сумм при составлении бухгалтерских отчетов либо других документов;
¨ соблюдениепорядка регистрации объектов игорного бизнеса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.  Горбунова О.Н. Финансовое право. –М.: Юриспруденция, 2009.
2. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д.Финансовое право. – М.: Юристъ, 2005.
3. Карасева М.В., Крохина Ю.А.Финансовое право. – М.: Инфра-М., 2010.
4.   Налоговый кодекс РФ. Ч. 1.: федер. закон: [№ 146-ФЗ от 31 июля 1998 г.: с изм. на 17 мая 2007 г.]//СЗ РФ. 03.08.1998. № 31. ст. 3824.
5.  Парыгина, В.А. Финансовое право: учебник / В.А.Парыгина, А.А. Тедеев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во ЭКСМО-пресс,2006. — 752 с.
6.  Финансовоеправо: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. И.Ш. Килясханова, Н.Д.Эриашвили. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-Дана: Закон и право, 2007.- 479 с.
7.  Химичева Н.И. Финансовое право. – М.: Норма,2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.