Содержание
Введение
1. Содержание расходовбюджета
2. Кассовое исполнениебюджета
3. Казначейскоеисполнение бюджета
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
Исполнение бюджета — это важнейшийэтап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию бюджетныхсредств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти,финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физическиелица — плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.
Исполнение бюджета основано наследующих принципах:
1) единства кассы, предусматривающегозачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществлениевсех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета;
2) обеспечения бюджетных расходов иплатежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.
Исполнение бюджета начинается послеего утверждения органом представительной власти. В финансовых органах готовитсяорганизационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждогофинансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работапо поквартальному распределению бюджета, направленная на равномернуюмобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствамимероприятий, финансируемых из бюджета.
В финансовом органе на основаниипоказателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, котораяутверждается исполнительным органом власти.
Бюджетная роспись представляет собойдокумент, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований ирасходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетнойклассификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателейбюджетных средств, и направляется для сведения в органы представительной властии контрольно-счетные органы.
1. Содержание расходов бюджета
Расходы бюджетапредставляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов,аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии сзаконами о бюджетах на соответствующий финансовый год.
Формирование расходовбюджетов всех уровней бюджетной системы базируется на:
— единыхметодологических основах;
— нормативах минимальнойбюджетной обеспеченности;
— финансовых затратах наоказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.
Органы государственнойвласти субъектов РФ, местного самоуправления с учетом имеющихся финансовыхвозможностей могут самостоятельно увеличивать нормативы финансовых затрат наоказание государственных муниципальных услуг.
Расходы бюджетов взависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальныерасходы. Эта группировка устанавливается экономической классификацией расходовбюджетов РФ.
Капитальные расходыбюджетов — частьрасходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, при осуществлениикоторых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственностиРоссийской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Капитальныерасходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. К нимотносятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведение капитальногоремонта, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов наинвестиционные цели, и т.п.
В составе капитальныхрасходов бюджетов формируется бюджет развития.
Текущие расходы бюджетов- часть расходовбюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственнойвласти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственнойподдержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций,субсидий и субвенций.
Предоставление бюджетныхсредств осуществляется в следующих формах:
— ассигнования насодержание бюджетных учреждений;
— средства на оплатутоваров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами погосударственным или муниципальным контрактам;
— трансферты населению (бюджетныесредства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий,пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательствомРоссийской Федерации, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органовместного самоуправления), бюджетные кредиты юридическим лицам, субвенции исубсидии юридическим лицам;
— гранты физическим июридическим лицам на выполнение научно-исследовательских работ;
— инвестиции в уставныекапиталы юридических лиц;
— бюджетные ссуды,дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы,государственным внебюджетным фондам; кредиты иностранным государствам;
— средства наобслуживание и погашение долговых обязательств, включая государственные имуниципальные гарантии;
— налоговые расходы вразмере предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогови других обязательных платежей в бюджет.
В расходах бюджетовзначительный удельный вес занимают расходы бюджетных учреждений, включающие:
— оплату труда;
— перечисление страховыхвзносов в государственные внебюджетные фонды;
— трансферты населению;
— командировочные идругие компенсационные выплаты работникам, предусмотренные законодательством;
— оплату товаров, работи услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
— оплату товаров, работи услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственныхили муниципальных контрактов.
Наряду с безвозмезднымии безвозвратными бюджетными ассигнованиями из бюджета выделяются средства навозвратной и платной основе в форме бюджетного кредита юридическим лицам, неявляющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями,бюджетными учреждениями.
Бюджетный кредитпредоставляется на основании заключенного договора при условии предоставлениязаемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита.
Бюджетная ссуда — этопредставляемые бюджету другого уровня бюджетные средства на возвратной,безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределахфинансового года.
Особое значение вбюджетных расходах имеют расходы на финансирование бюджетных инвестиций. Онипредусматриваются соответствующим бюджетом при условии включения их вфедеральную или региональную целевую программу либо в соответствии с решениемФедерального органа исполнительной власти, органа исполнительной властисубъекта РФ или органа местного самоуправления.
2. Кассовое исполнение бюджета
Существуютдве основные схемы организации финансирования расходов бюджетополучателей.
Согласнопервой схемы, финансовые органы в соответствии с бюджетной росписью и лимитамибюджетных обязательств перечисляют средства главным распорядителям ираспорядителям кредитов средства. Распорядители средств перечисляют средстваполучателям, которые осуществляют расходы в соответствии со сметой,самостоятельно определяя первоочередность финансирования.
Контрольрасходования средств финансовые органы проводят в виде последующих плановых илитематических проверок.
Вусловиях высокого уровня дефицита и неравномерности поступления средств, атакже в силу разного понимания приоритетов у руководителей при такой схемефинансирования возможно возникновение различного рода осложнений. Например,финансовые органы, перечисляя средства исходили из того, что на первой неделемесяца учреждения отрасли рассчитаются за электроэнергию, а руководителиотрасли перечислили средства за водоснабжение. Через неделю, руководителиисполнительного органа получили предупреждение о возможном отключении отэлектроэнергии, с последующими проблемами. Кроме того, такая схема не исключаетнецелевого использования бюджетных средств.
Втораясхема, получавшая название кассового исполнения бюджета предполагает, чтораспорядители и получатели бюджетных средств на основе заявок готовят счета на оплатуконкретного вида расходов и финансовые органы осуществляют перечисление средствна конкретные нужды – на оплату электроэнергии, проведенные ремонтов или назаработную плату.
Контрольиспользования средств в этом случае осуществляется более эффективно.Возможность нецелевого использования средств при этой схеме серьезнозатруднено, что повышает эффективность использования средств.
Кассовоеисполнение федерального бюджета осуществляется через органы федеральногоказначейства в субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Кассовоеисполнение бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов могут осуществлять какфинансовые органы, так и по договору, органы федерального казначейства.
Длясубъектов РФ, имеющих высокий уровень дотаций из федерального бюджета, кассовоеисполнение бюджетов через органы федерального казначейства, являетсяобязательным. Перечень высокодотационных субъектов РФ определяется ежегоднозаконом о федеральном бюджете.
Кассовое исполнение бюджета, т. е.операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджета иплатежам за счет бюджетных средств, осуществляется либо органом Федерального казначейства,либо уполномоченным банком, в котором открыт счет бюджета.
Исполнение бюджета по расходам означаетобеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов, иимеет ряд этапов.
1) Утверждение и доведение бюджетныхассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств. На основаниибюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения Финансовый орган иглавные распорядители бюджетных ассигнований на период действия утвержденногобюджета доводят объемы ассигнований из бюджета вышестоящими распорядителямибюджетных средств до нижестоящих распорядителей и получателей через Федеральноеказначейство посредством представления утвержденного распределения средствфедерального бюджета либо через уполномоченные банки (для местных бюджетов).
2) Принятие бюджетных обязательствбюджетополучателями.
Бюджетное обязательство — этооформленное бюджетополучателями право предъявления требования к бюджету. Наосновании доведенных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетныхобязательств они имеют право принятия обязательств на осуществление расходов.Лимиты бюджетных обязательств формируются финансовым органом и доводятся довсех получателей бюджетных средств.
На основании уведомлений о выделенномлимите бюджетных обязательств получатель средств бюджета обладает правомосуществления закупок, начисления установленных денежных выплат, принятия иныхобязательств бюджета. Принятие обязательств при осуществлении закупокоформляется соответствующими договорами с поставщиками продукции, исполнителямиработ и услуг.
3) Подтверждение и выверка исполнениябюджетных обязательств. Расходование бюджетных средств не может бытьпроизведено без завершения исполнения бюджетных обязательств. Бюджетополучательобязан представлять в финансовый орган документы, подтверждающие реализациюбюджетных обязательств.
4) Расходы и платежи по реализованнымбюджетным обязательствам. Расходование бюджетных средств осуществляется в формесписания денежных средств бюджетных счетов в целях исполнения платежныхобязательств бюджетов в пользу юридических и физических лиц. Основанием длярасходования бюджетных средств является платежный документ, оформленный в порядке,установленном финансовым органом. При этом объем расходуемых бюджетных средствне может превышать исполненных подтвержденных бюджетных обязательств. Суммаденежных средств, списанных с бюджетного счета в целях исполнения платежногообязательства, представляет собой кассовый бюджетных расход.
3. Казначейское исполнение бюджета
В Российской Федерации с 1992 г.введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления всоставе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство.
Основные функции Федеральногоказначейства в бюджетном процессе государства:
— организация исполнения федеральногобюджета;
— контроль за его исполнением;
— управление бюджетными доходами ирасходами;
— регулирование межбюджетныхотношений;
— финансовое исполнение внебюджетныхфондов;
— управление и обслуживаниегосударственного внешнего и внутреннего долгов Российской Федерации;
— осуществление учета и отчетности подвижению средств федерального бюджета.
При казначейском исполнениифедерального бюджета регулирование объемов и сроков принятия бюджетныхобязательств, выдача разрешений на право осуществления расходов в рамкахвыделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателейвозлагаются на Федеральное казначейство.
Исполнение федерального бюджетаосуществляется на основе:
— отражения Федеральным казначействомвсех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов;
— централизации в Федеральномказначействе всех поступлений в федеральный бюджет и платежей из федеральногобюджета;
— совершения Федеральнымказначейством всех кассовых операций с использованием единого счета иуправления этим счетом.
Кассовое исполнение федеральногобюджета Российской Федерации возлагается на Федеральное казначейство.
Федеральному казначейству принадлежитправо открытия и закрытия счетов федерального бюджета, а также определения ихрежима.
Единый счет федерального бюджета — онже единый счет Федерального казначейства находится в Центральном банкеРоссийской Федерации.
Исполнение расходов федеральногобюджета предусматривает осуществление процедур санкционирования ифинансирования этих расходов.
Санкционирование расходовфедерального бюджета включает в себя:
— утверждение и доведение бюджетныхассигнований из федерального бюджета;
— утверждение и доведение лимитовобязательств федерального бюджета;
— принятие обязательств федеральногобюджета;
— подтверждение платежныхобязательств федерального бюджета.
Финансирование расходов федеральногобюджета осуществляется Федеральным казначейством.
Действия по финансированию расходовтакже включают разрешение на формирование платежного документа и осуществлениесамого платежа.
Федеральное казначейство может такжеосуществлять исполнение территориальных бюджетов при заключении бюджетныхсоглашений между органами Федерального казначейства и территориальными органамивласти.
В ходе исполнения бюджета возможныизменения плановой величины расходов. Изменение бюджетных ассигнований посравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждогобюджетополучателя может быть осуществлено введением режима сокращения расходовбюджета главным распорядителем бюджетных средств в пределах его полномочий.
Одна из основных причин изменениябюджетных ассигнований — невыполнение плана по доходам.
Если в процессе исполнения бюджетапроисходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытиядефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетомфинансированию расходов не более чем на 5%, то руководитель финансового органавправе самостоятельно принять решение и ввести режим сокращения расходов.
При этом в решении о введении режимасокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режимсокращения, а также размеры сокращения.
Если же в процессе исполнения бюджетапроисходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытиядефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетомфинансированию расходов не более чем на 10%, то орган исполнительной властивправе принять решение и ввести режим сокращения расходов.
При этом в решении о введении режимасокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режимсокращения, а также размеры сокращения. В этом случае сокращение расходовосуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов ибюджетополучателей, а также объектов, включенных в адресную инвестиционнуюпрограмму.
Решения о сокращении расходовобнародуются в источнике официального опубликования нормативных актов либодоводятся до всеобщего сведения в порядке, установленном законом субъектаРоссийской Федерации или решений муниципальных образований.
Уведомления распорядителей иполучателей бюджетных средств о режиме сокращения расходов бюджета производятсяне позднее чем за 15 дней до даты его введения.
В случае, если в процессе исполнениябюджетов происходит снижение поступлений в бюджет, что может привести кнеполному финансированию по сравнению с утвержденным бюджетом более чем на 10%от годовых назначений, то исполнительный орган власти должен представитьпредставительному органу власти проект закона об изменениях и дополнениях взакон о бюджете.
Представительный орган властирассматривает указанный проект во внеочередном порядке в течение 10 дней. Еслиэтот законопроект не принимается в указанный срок, то исполнительный органимеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета впредь до принятиязаконодательного решения по данному вопросу.
При перевыполнении плана по доходамдополнительно полученные средства могут направляться финансовым органом науменьшение размеров дефицита бюджета и на выплаты, сокращающие долговыеобязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) обюджете.
При этом подготавливается иутверждается дополнительная бюджетная роспись. Во всех других случаях финансированиерасходов сверх утвержденного бюджета осуществляется после внесения изменений идополнений в утвержденный бюджет.
Главный распорядитель бюджетныхсредств также может перемещать ассигнования между бюджетополучателями впределах своей компетенции, но не более 5% от объема ассигнований, доведенныхбюджетополучателю.
Бюджетные ассигнования для главногораспорядителя бюджетных средств в расчете на финансовый год могут отличаться отутвержденных в росписи и законе о бюджете бюджетных ассигнований не более чемна 10% от утвержденных бюджетных ассигнований.
В свою очередь бюджетные ассигнованиядля каждого отдельного бюджетополучателя в расчете на финансовый год могутотличаться от утвержденных в росписи расходов и доходов бюджетных ассигнованийне более чем на 15% от утвержденных бюджетных ассигнований.
Заключение
Расходы бюджетапредставляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов,аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы, в соответствии сзаконами о бюджетах на соответствующий финансовый год.
Расходы бюджетов взависимости от их экономического содержания делятся на текущие и капитальныерасходы. Эта группировка устанавливается экономической классификацией расходовбюджетов РФ.
Существуютдве основные схемы организации финансирования расходов бюджетополучателей.
Согласнопервой схемы, финансовые органы в соответствии с бюджетной росписью и лимитамибюджетных обязательств перечисляют средства главным распорядителям ираспорядителям кредитов средства. Распорядители средств перечисляют средстваполучателям, которые осуществляют расходы в соответствии со сметой,самостоятельно определяя первоочередность финансирования.
Втораясхема, получавшая название кассового исполнения бюджета предполагает, чтораспорядители и получатели бюджетных средств на основе заявок готовят счета наоплату конкретного вида расходов и финансовые органы осуществляют перечислениесредств на конкретные нужды – на оплату электроэнергии, проведенные ремонтовили на заработную плату.
В Российской Федерации с 1992 г.введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления всоставе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство.
Федеральное казначейство может такжеосуществлять исполнение территориальных бюджетов при заключении бюджетныхсоглашений между органами Федерального казначейства и территориальными органамивласти.
Список использованной литературы
1. Годин А.М.,Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.:Дашков и К, 2006. – 568 с.
2. Горбунова О.Н.,Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России. – М.: ТК Велби, 2002. – 192с.
3. Ковалева Т.М.,Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации. – М.: КноРус,2006. – 208 с.
4. Парыгина В.А.,Браун К., Стиглиц Д.Э. Бюджетная система России. – М.: Эксмо, 2006. – 752 с.
5. Пятаков В.А.Бюджетная система России. – М.: Приор-издат, 2005. –
6. 160 с.
7. Тедеев А.А.Бюджетное право и процесс. – М.: Эксмо, 2005. – 416 с.
8. Тедеев А.А.,Парыгина В.А., Мельников С.И. Бюджетное право Российской Федерации. – М.:Приор-издат, 2003. – 192 с.