Содержание
Введение
1. Необходимость государственнойфинансовой поддержки отраслей материальной сферы. Анализ состава структурырасходов бюджетов на поддержку отраслей материальной сферы
2. Порядок планирования расходовбюджетов на поддержку отраслей материальной сферы
3. Перспективы совершенствования порядка планированиярасходов на поддержку отраслей материальной сферы
Заключение
Список использованных источников
Введение
Благополучное и планомерное развитие национальной экономики,а точнее отраслей материальной сферы — промышленного производства, транспортнойинфраструктуры, строительного сектора, жилищно-коммунального комплекса, невозможнобез участия в нем государственных и муниципальных финансов. Данное явление характеризуетсянеспособностью рынка к полной саморегуляции, в результате чего на первый план, особеннов кризисных ситуациях, выдвигаются инструменты и методы, которыми обладает государственныйаппарат управления. Бюджетные ресурсы являются при этом главнейшим источником финансированиятех или иных отраслей, однако не стоит забывать, что далеко не все отрасли материальнойсферы могут получать подобную финансовую поддержку.
Вопросы планирования расходов бюджета на поддержку отраслей материальнойсферы становятся всё более актуальными с каждым годом. Именно взвешенное и последовательноепланирование расходной части бюджетов всех уровней вместе с её качественным исполнениемпозволяет не только стимулировать отстающие или убыточные отрасли материальной сферы,но также задает необходимые ориентиры и приоритеты развития для всех остальных предприятий,занятых в данной сфере. Конечной целью государственного финансового планированияв данном случае должно быть построение эффективной и конкурентоспособной моделинациональной экономики, способной при этом с минимальными потерями выходить из различныхфинансовых и экономических кризисов, которым в принципе подвержена рыночная системахозяйствования. При этом проявившийся осенью 2008 года мировой, сначала финансовый,а затем и экономический кризис продемонстрировал несовершенство методов и процессовфинансового планирования в нашей стране. Предпринятые тогда Правительством РФ антикризисныемеры сводились в основном к широкому выделению денежных средств банковской системеРоссии. Впоследствии данный способ финансовой помощи доказал свою практически полнуюнесостоятельность ввиду того, что выделенные средства не дошли до конечных адресатов- предприятий, нуждавшихся в данных средствах. Коррупционная составляющая в процессезаключения крупных кредитных договоров и нецелевое использование выделенных финансовыхресурсов менеджментом коммерческих банков заключили в себе причины неэффективногорасходования бюджетных средств.
Актуальность данной работы заключается в востребованном и сегодняосвещении широкого круга вопросов, касающихся взаимодействия государственных финансови предприятий, занятых в сфере материального производства.
Цель работы состоит в изучении процессов планирования расходовбюджета на поддержку отраслей материальной сферы. Цель определила задачи:
обосновать необходимость государственной финансовой поддержкиотраслей материальной сферы;
проанализировать состав структуры расходов бюджетов на поддержкуотраслей материальной сферы;
обозначить основные тенденции и динамику развития предприятийотрасли материальной сферы;
рассмотреть порядок планирования расходов бюджетов на поддержкуотраслей материальной сферы;
определить основные перспективы совершенствования порядка планированиярасходов на поддержку отраслей материальной сферы.
Объектом исследования выступают расходы бюджетов на поддержкуотрасли материальной сферы.
Курсовая работа состоит из введения, трех самостоятельных глав,заключения с конечными выводами, списка использованных источников и комплекса приложений.
расход бюджет материальная сфера
Теоретической основой работы главным образом явились нормативно-правовыеакты органов законодательной и исполнительной власти РФ, РТ и МО г. Казани, а такжеИнтернет-ресурсы в рамках ведомств и министерств, осуществляющих государственнуюподдержку отраслей материальной сферы.
1. Необходимость государственной финансовой поддержкиотраслей материальной сферы. Анализ состава структуры расходов бюджетов на поддержкуотраслей материальной сферы
Специфика российской экономической структуры складывается изпреобладания непроизводственного сектора — сферы услуг, куда входят следующие видыдеятельности: (торговля, транспорт, рестораны, гостиницы, связь, финансовая деятельность,операции с недвижимым имуществом, государственное управление, безопасность, образование,здравоохранение, прочие услуги), что в свою очередь составляет 59, 2 % от ВВП в2009 году. Оставшаяся часть приходится на долю промышленного сектора (реальный секторэкономки), состоящего из следующих отраслей (приведенные ниже данные по состояниюна 2009 год):
· обрабатывающая промышленность (пищевая промышленность, текстильноеи швейное производство, производство изделий из кожи, производство обуви, обработкадревесины, производство из дерева, целлюлозно-бумажное производство, издательскаядеятельность, полиграфическая деятельность, производство кокса и нефтепродуктов,химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, производствопрочих неметаллических минеральных продуктов, металлургическое производство, производствомашин и оборудования, производство электрооборудования, производство электронногои оптического оборудования, производство транспортных средств и оборудования, прочиепроизводства) — 13, 1 % ВВП;
· добыча полезных ископаемых — 7, 9 % ВВП;
· строительство составляет всего 4, 8 % ВВП;
· сельское, лесное хозяйство и рыболовство составляют в сумме 3, 9 %ВВП;
· производство и распределение электроэнергии, газа и воды — 2, 8 %ВВП.
Более детальная информация о структуре ВВП РФ по отраслям материальнойсферы отражена в Приложении 1.
Среди всех отраслей промышленности России наиболее сильными,по отношению к 1991 году, выглядят: производство электрооборудования, электронногои оптического оборудования, химическое производство, обрабатывающие производства,добыча топливно-энергетических полезных ископаемых; целлюлозно-бумажное производство(лесные ресурсы России — крупнейшие в мире); издательская и полиграфическая деятельность;металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; производствои распределение электроэнергии, газа и воды.
Такие диспропорции в национальной экономике — преобладание секторауслуг над реальным сектором, заключены, прежде всего, в происходивших с середины80-х гг. прошлого века экономических преобразованиях, вылившихся в сосредоточенииосновных финансовых ресурсов в торговой и финансовой сферах, требующих меньших стартовыхвложений и обладающих гораздо более высокой потенциальной рентабельностью по отношениюк сфере реального производства. Напротив же, сфера материального производства, впервую очередь добывающая, обрабатывающая промышленности, а также автомобилестроениеи машиностроение подверглись массовой приватизации, которая в большинстве случаевносила недобросовестный характер. В течение 90-х гг. XX в. данные предприятия виделись их собственниками исключительнов качестве объекта собственного обогащения в основном за счет продажи имуществаорганизации, а также использования не по назначению выделяемых из соответствующихбюджетов финансовых ресурсов в виде различных дотаций и субсидий. Закономерным итогомвсего этого стали многочисленные банкротства и судебные разбирательства, что в своюочередь приводило либо к ликвидации данных предприятий, либо их реструктуризацииили реорганизации с последующим понижением стоимости активов предприятия и сокращениямирабочего персонала. Именно такое халатное отношение собственников и отсутствие адекватныхмеханизмов государственного регулирования привели к общему падению конкурентоспособностивсей российской экономики и затяжному промышленному кризису, отголоски которогоможно услышать до сих пор.
Начиная с 2000-х гг. в РФ можно наблюдать рост российской экономики,заключенный не только в сфере услуг, но также и в промышленности, который можнообъяснить несколькими факторами:
частные собственники промышленных предприятий осознают, что большиедоходы заключены не в преступном освоении имущественных комплексов предприятий,а в формировании устойчивого положения собственного предприятия среди конкурентови наращивании производственного потенциала;
кризис 1998 года придал мощный импульс развития отечественнымпредприятиям ввиду удорожания импортной продукции;
были внесены поправки в налоговое законодательство: устанавливаласьплоская шкала подоходного налога с физических лиц в 13 %, снижена ставка налогана прибыль до 24 %, вводилась регрессивная шкала единого социального налога, отменялисьоборотные налоги и налог с продаж, общее количество налогов было сокращено в 3 раза(с 54 до 15), за период налоговой реформы налоговая нагрузка снизилась с 34-35 %до 27, 5 %, а также произошло перераспределение налоговой нагрузки в нефтяной сектор;
рост мировых цен на энергоносители, доля которых в структурероссийского экспорта превалирует до сих пор.
С 1999 по 2007 годы индекс производства обрабатывающих отраслейпромышленности вырос на 77 %, в том числе производства машин и оборудования — на91 %, текстильного и швейного производства — на 46 %, производства пищевых продуктов- на 64 %. Прирост промышленного производства в 2005 году составил 4,0 %, оборотрозничной торговли — 12,0 %, инвестиций в основной капитал — 10,5 %, грузооборотатранспорта — 2,6 %.
Однако динамика промышленного производства после 2007 года обладаетвысокой степенью изменчивости, объяснением которой является сложная экономическаяобстановка в нашей стране, последствия которой ощутимы и сегодня. Иллюстрация данныхзакономерностей приведена далее:
/>
Рис.1.1 Индексы промышленного производства 2008-2010 гг. [1]
Обобщенную динамику роста национальной экономики можно пронаблюдатьна следующем графике, демонстрирующем изменение ВВП по отношению к 1991 году:
/>
Рис.1.2 Динамика ВВП РФ 1991-2009 гг. [2]
Относительное изменение ВВП РФ, по данным МВФ, выражено следующимобразом: в 2000 — 10 %, в 2001 — 5, 7 %, в 2002 — 4, 9 %, в 2003 — 7, 3 %, в 2004- 7, 2 %, в 2005 — 6, 4 %, в 2006 — 7, 7 %, в 2007 — 8, 1 %, в 2008 — 5, 6 %.
Стоит отметить, что государственная финансовая поддержка не распространяетсяна всю совокупность сферы материального производства, что объясняется отсутствиемвысокой потребности у предприятий в бюджетных средствах, их деятельность полностьюкоммерциализированна и не имеет социальной направленности. В данном случае примероммогут выступать предприятия, занятые в топливно-энергетическом комплексе — добывающая,обрабатывающая промышленность. Однако существуют отрасли, функционирование которыхневозможно без государственной финансовой поддержки. К таким отраслям можно отнестижилищно-коммунальное хозяйство, которое в результате ряда причин — высокий уровеньизноса жилищно-коммунальной инфраструктуры, государственное регулирование тарифов,низкий уровень производительности труда в данной сфере, неэффективный менеджмент- традиционно является дотационной сферой.
Сельское хозяйство в РФ также можно отнести к сфере, часть затраткоторой покрываются с помощью бюджетных расходов, чаще всего в форме субсидированияставок по кредитам, выдаваемым сельхозтоваропроизводителям. Объём кредитов в агропромышленномкомплексе России составил в 2007 году 615 млрд. рублей (из них субсидированные кредиты- 285 млрд. рублей), в 2008 году — 715 млрд. рублей (из них субсидированные кредиты- 310 млрд. рублей).
РФ — государство с богатейшими природными ресурсами, в том числев части обладания такими видами минерального сырья как нефть и природный газ (ЗападнаяСибирь — главная база страны). Известно, что обеспеченность ископаемыми ресурсами,рациональный подход к их использованию, а также экономическая эффективность деятельностипредприятий, включенных в структуру добычи и переработки энергоносителей — всё этоявляется залогом интенсивного развития всего экономического комплекса любого государства.Поэтому, несмотря на высокую степень налоговой нагрузки предприятий, относящихсяк топливно-энергетическому комплексу, и их коммерциализацию, государство также реализуетсвои функции в данной сфере, выраженные в обеспечении финансированием стратегическихпредприятий ТЭК РФ. Особенностью данных предприятий является вертикально-интегрированнаясхема деятельности, выражающаяся в обладании такой компанией структурными подразделениями,которые осуществляют свои функции по добыче, переработке и реализации произведеннойпродукции. Бюджетное финансирование главным образом выражено в предоставлении субсидийобозначенным предприятиям на разведку, разработку и рациональное использование добываемыхминеральных ресурсов.
Исследование и использование космического пространства — этовид деятельности, обусловленный высокими технологическими издержками и являющийсястратегической сферой внимания РФ, обеспечение которой не может осуществляться безбюджетного финансирования и государственной поддержки.
Дорожное хозяйство и транспорт как составляющий элемент всегоинфраструктурного комплекса РФ также подлежит необходимости участия государственныхфинансов, выраженное в расходах на государственную поддержку обеспечения безопасностивоздушного, железнодорожного, морского, речного и других видов транспорта, а такжена содержание и развитие дорожного хозяйства. Также в инфраструктурном комплексеследует выделить телекоммуникационную сферу. Бюджетные расходы на данную сферу заключеныв финансировании отраслей связи — телефонной, почтовой, интернет-связи.
Законодательная идентификация отраслей материальной сферы закрепленав п.3 ст.21 “Классификация расходов бюджетов” БК РФ от 17.07.98. г., которая детализируетсяразделами 0004 “Национальная экономика”, 0005 “Жилищно-коммунальное хозяйство”.
Раздел 0400 “Национальная экономика" состоит из 11 подразделов,отражающих расходы на обеспечение деятельности отраслей экономики. По подразделу0401 “Общеэкономические вопросы" отражаются расходы на обеспечение деятельностиминистерств, служб и агентств, осуществляющих руководство и управление в сфере национальнойэкономики. В этом же подразделе учтены расходы на реализацию государственной политикив области занятости населения, в разрезе мероприятий по содействию занятости населения,а также содержание государственных учреждений службы занятости.
По каждому из подразделов указанного раздела отражаются расходына руководство и управление в установленной сфере. По подразделу 0402 “Топливо иэнергетика” отражаются также расходы, связанные с государственной поддержкой указаннойотрасли, включая предоставление субсидий, по подразделу 0403 “Исследование и использованиекосмического пространства” — расходы, связанные с государственной поддержкой космическойдеятельности, включая федеральные целевые программы, по подразделу 0404 “Воспроизводствоминерально-сырьевой базы” — расходы, связанные с государственной поддержкой разведки,разработки и рационального использования минеральных ресурсов, контролем, в указаннойсфере деятельности, реализацией законодательства о недрах, по подразделу 0405 “Сельскоехозяйство и рыболовство" — расходы на сохранение, мелиорацию пахотных земель,предоставление субсидий в указанной сфере, сельскохозяйственное производство, втом числе финансирование мероприятий по: проведению закупочных интервенций продовольственногозерна, племенному животноводству, элитному семеноводству, развитию растениеводства,оказанию ветеринарных услуг, услуг по борьбе с сельскохозяйственными вредителями,обеспечению функционирования рыболовного хозяйства и охоты, мониторингу водных биологическихресурсов и др.; по подразделу 0406 “Водные ресурсы" — расходы на водохозяйственныемероприятия, по подразделу 0407 “Лесное хозяйство" — расходы на охрану, восстановлениеи использование лесов, включая содержание национальных парков, тушение лесных пожаров,лесоохранные и лесовосстановительные мероприятия, по подразделу 0408 “Транспорт”- расходы на государственную поддержку обеспечения безопасности воздушного, железнодорожного,морского, речного и других видов транспорта, а также расходы на дорожное хозяйство,по подразделу 0409 “Связь и информатика" — расходы на формирование федеральныхинформационных ресурсов, а также государственную поддержку отраслей связи, по подразделу0411 “Другие вопросы в области национальной экономики" — расходы на руководствои управление в сферах деятельности, относимых к разделу 0400, но не поименованныхв подразделах 0401 — 0410, а также возможные расходы на государственную поддержкутаких сфер.
Раздел 0500 “Жилищно-коммунальное хозяйство" предусматривает4 подраздела. По разделу 0501 “Жилищное хозяйство" отражаются расходы на руководстводеятельностью и управление услугами в области жилищного хозяйства, снос домов, связанныйс жилищным строительством, приобретение участков земли для строительства жилых домов,строительство, покупку или реконструкцию жилых домов для особо нуждающихся лиц,предоставление субсидий для содействия расширению, улучшению состояния или содержаниюжилого фонда (расходы на разработку строительных стандартов, контроля за их соблюдениемотражаются по подразделу 0401 “Общеэкономические вопросы”).
По подразделу 0502 “Коммунальное хозяйство" отражаются расходына руководство вопросами коммунального развития и связанными с ними услугами, планированиеновых жилых районов или реконструкции старых, планирование таких сооружений, какжилые дома, промышленные здания, коммунальные предприятия, медицинские, учебные,культурные учреждения, места отдыха и т.д. (не включаются расходы на фактическоестроительство промышленных зданий, прокладку улиц, строительство коммунальных предприятий,культурных учреждений и др., которые классифицируются в соответствии с выполняемымифункциями). По подразделу 0504 “Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства"отражаются расходы, которые не могут быть отнесены к подразделам 0501 — 0503.
Ввиду определенности массива конкретных видов отраслей, относящихсяк сфере материального производства, как мне кажется, следует привести данные о динамикечисленности, удельного веса прибыльных предприятий, а также рентабельности активов,что в свою очередь поможет в определении необходимости государственной финансовойподдержки отраслей материальной сферы (см. Приложение 2).
На основе проделанного анализа финансового состояния российскихпредприятий, занятых в отраслях материальной сферы, можно заключить о необходимостигосударственной финансовой поддержки таких предприятий, ввиду следующих объективныхпричин:
износ основных фондов предприятий по РФ достигает 85 %;
низкая конкурентоспособность российских предприятий на мировойарене;
кризисное состояние национальной экономики, протекающее с 2008года, главным образом, выражающееся в падении совокупного потребительского спроса;
частое злоупотребление местными и региональными органами властинабором административных ресурсов в отношении данных предприятий;
высока доля предприятий, требующих больших финансовых затрат,так как их функционирование лежит в ресурсоемкой сфере производства;
функционирование некоторой доли предприятий невозможно без государственногоучастия (государство является собственником — ГУП, МУП, КП).
Общие параметры федерального бюджета на 2010 год по сравнениюс 2009 годом приведены в Приложении 3. Из Приложения 3 видно, что расходы федеральногобюджета — 2010 составили 9 886, 9 млрд. руб., при прогнозируемом объеме валовоговнутреннего продукта в сумме 43 187 млрд. рублей и уровне инфляции не превышающего10 %. В связи с этим можно выделить следующие основные тенденции:
некоторое сокращение расходной части федерального бюджета — 2010по отношению к 2009 году с 9 931, 4 млрд. руб. до 9 886, 9 млрд. руб.;
номинальное и относительное снижение дефицита бюджета с 8, 4% от ВВП (38 461 млрд. руб.) до 6, 8 % от ВВП (43 187 млрд. руб.).
В сравнении с расходами на прочие статьи, статьи расходов “Национальнаяэкономика" и “ЖКХ” (детализация подразделов данных статей находится в Приложении4), заключающих в себе отрасли материальной сферы, выглядят следующим образом:
/>
Рис.1.3 Общая структура расходов федерального бюджета за 2009-2010гг. [3]
В связи с представленной в Приложении 4 информацией о структурерасходов федерального бюджета на поддержку отраслей материальной сферы и данныхРис.1.2 следует:
1. удельный вес расходов на статью “Национальная экономика"в общей структуре расходов федерального бюджета РФ на протяжении трех последнихлет занимает II место — (14 % в 2008 г.,19 % в 2009 г., 14 % в 2010 г.), после статьи расходов “Межбюджетные трансферты”(35 % в 2008 г., 36 % в 2009 г., 38 % в 2010 г.); удельный вес статьи расходов “ЖКХ” на протяжении того же периода не претерпевает заметных изменений, колеблясьот 2% в 2008 г. до 1 % в 2009-2010 гг.;
2. на фоне падения расходов большинства статей, расходы на статью“Национальная экономика" продемонстрировали самое значительное падение в объеме498,6 млрд. руб. (27 %), однако, расходы по этой статье в 2010 году превзошли уровень2008 года, даже в реальном выражении;
3. произошло снижение расходов и на ЖКХ по отношению к предыдущемугоду — 5, 2 млрд. руб. (4%);
4. при детализации статей “Национальная экономика" и “ЖКХ”выявились подстатьи, финансирование которых претерпело наибольшие изменения со знакомминус — 0411 “Другие вопросы в области национальной экономике" и 0501 “Жилищноехозяйство" (полная сравнительная динамика данных статей приведена в Приложении5)
Приведенные выше особенности распределения расходов на поддержкуотраслей материальной сферы явились следствием в первую очередь заявлений ПравительстваРФ и Президента РФ об окончательном выходе национальной экономики из острой фазымирового экономического кризиса, что в итоге материализовалось в снижении объемовгосударственного антикризисного стимулирования в 2010 году. Также сюда можно отнестивыпавшие на нынешний год заключительные этапы реализации долгосрочных целевых программв области транспорта, ЖКХ, сельского хозяйства, финансирование которых, как правило,распределяется неравномерно по обозначенным этапам. Ещё одной важной причиной снижениярасходов на обозначенные статьи может являться увеличение дефицита Пенсионного фондаРФ, покрытие которого осуществляется также за счет федерального бюджета, а, значит,при этом происходит отвлечение средств, возможно необходимых для обеспечения другихрасходных обязательств.
Формы государственной финансовой поддержки должны отвечать следующимпринципам:
· достаточность выделяемых бюджетных средств;
· своевременность и упреждающий характер оказания поддержки; приоритетностьв распределении бюджетных ассигнований;
· адресность и доступность госбюджетной поддержки;
· гласность и гибкость;
· учет региональных особенностей;
· прозрачность и контроль за своевременностью, целевым использованиеми эффективностью государственной поддержки
Организационно-экономический механизм государственной поддержкиможет реализовываться через три основные формы — прямую, косвенную и опосредованнуюи должен рассматриваться не только как механизм улучшения финансового положенияотдельных отраслей или предприятий, но и как стратегический ресурс для экстенсивногоразвития таких отраслей.
Таким образом, основные формы государственной финансовой поддержкиможно представить следующим образом:
1. предоставление субсидий на материально-технические ресурсы;
2. субсидирование краткосрочного и инвестиционного кредитованияпредприятий и организаций отраслей материальной сферы;
3. предоставление субсидий на компенсацию части затрат предприятий;
4. субсидии на затраты капитального характера;
5. бюджетные кредиты;
6. осуществление государственных закупок части произведеннойпредприятиями продукции, работ, услуг;
7. защита экономических интересов товаропроизводителей при осуществлениивнешнеэкономической деятельности;
8. меры по реструктуризации задолженности предприятий отраслейматериальной сферы по платежам в бюджет всех уровней, государственные внебюджетныефонды, поставщикам энергетических и других материально-технических ресурсов;
9. пополнению за счет бюджетных средств уставного капитала государственныхкорпораций и компаний, занятых в сфере материального производства;
10. реализация целевых программ и проектов, направленных на развитиепредприятий отраслей материальной сферы.
Анализ состава структуры расходов федерального бюджета на отраслиматериальной сферы, а также приведенный выше обзор макроэкономических показателей,заключающих в себе данные о состоянии предприятий, занятых в отраслях материальногопроизводства, определили необходимость и формы государственной финансовой поддержкиданных отраслей. 2. Порядок планирования расходов бюджетов на поддержку отраслей материальнойсферы
Отрасли материальной сферы — это основа функционирования любойэкономики, наша модель экономики не является при этом исключением. От того, насколькоудачно будут соблюдены и использованы основные принципы и методы бюджетного планированиярасходов, зависит эффективность конечного исполнения ранее запланированных расходов.
Порядок планирования расходов бюджетов на поддержку отраслейматериальной сферы не имеет фундаментальных отличий от порядка планирования иныхрасходов бюджетов. Принципиальная разница состоит в конкретных методиках и нормативахрасчета тех или иных целевых показателей. Различные тенденции функционирования рассматриваемыхотраслей также накладывают свои специфические особенности на процессы планированиябюджетных расходов.
В общем виде порядок планирования расходов на отрасли материальнойсферы можно представить в виде схемы 1, отраженной в Приложении 6.
Более детально порядок планирования расходов на отрасли материальнойсферы целесообразно рассматривать на примере отдельно взятых отраслей с позицииуровня бюджетной системы РФ — федерального, регионального и местного.
· Топливно-энергетический комплекс (расходы по подразделу 0402 “Топливои энергетика”)
Основные направления государственной поддержки предприятий ТЭК:
1) рационализация налоговой нагрузки на предприятия энергетическогосектора;
2) улучшение предпринимательского климата путем создания ясныхи стабильных правил экономической деятельности компаний;
3) совершенствование амортизационной политики;
4) совершенствование системы закупок субъектов естественных монополий;
5) разработка государственной, региональных и муниципальных программэнергосбережения и организация мониторинга их выполнения;
6) создание условий, предполагающих механизмы возврата частныхинвестиций в энергосбережение;
7) внедрение инвестиционных программ по обновлению основных фондовпредприятий;
8) субсидирование процентных ставок по коммерческим кредитам.
За счет средств федерального бюджета финансируются:
ФЦП “Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкальяна период до 2013 года” — 6 939 836, 6 тыс. руб.;
взносы в уставный капитал открытых акционерных обществ единойэнергетической сети — 3 939 836, 6 тыс. руб.;
субсидии организациям по добыче и переработке угля на возмещениечасти затрат, связанных с ликвидацией последствий аварий и стихийных бедствий — 80 000 тыс. руб.;
государственная поддержка отдельных отраслей промышленности итопливно-энергетического комплекса — 650 000 тыс. руб.;
субсидии организациям топливно-энергетического комплекса на возмещениечасти затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитныхорганизациях в 2009 — 2010 годах, на осуществление сезонных заготовок топлива наэлектростанциях, включая атомные, закачку газа в подземные хранилища, проведениемероприятий по текущему ремонту энергооборудования, а также по обеспечению населениятопливом — 400 000 тыс. руб.
Правила возмещения из федерального бюджета части затрат науплату процентов по кредитам, полученным организациями топливно-энергетическогокомплекса в российских кредитных организациях в 2009 — 2010 годах: [4]
1. Предоставление заемщикам субсидий из федерального бюджетаосуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству энергетикиРоссийской Федерации;
2. Субсидии предоставляются организациям топливно-энергетическогокомплекса в размере 2/3 произведенных ими затрат на уплату %, но не более 2/3 ставкирефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату получениякредита;
3. Субсидии предоставляются организациям по %, начисленным иуплаченным ими банкам в период с 1 января по 15 декабря текущего года за пользованиекредитами, полученными в банках в текущем и предшествующем ему годах.
Правила предоставления субсидий бюджетам субъектов РоссийскойФедерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике:[5]
1. Субсидии предоставляются в целях финансового обеспечения мероприятий,осуществляемых в рамках доведения цен на розничных рынках электрической энергиив субъектах РФ, установленных ниже экономически обоснованного уровня, до экономическиобоснованного уровня за счет учета расходов, не включенных в состав указанных цен,при установлении регулируемых государством цен в электроэнергетике на других территориях;
2. Размер субсидий, предоставляемых бюджету k-го субъекта РФв j-м расчетном периоде регулирования (рублей), определяется по формуле:
/>, (2.1.)
где: /> - индикативная цена на электрическуюэнергию (с учетом мощности), /> - удельная стоимость электрическойэнергии (с учетом мощности), /> - объем электрической энергии с учетомее потерь в единой национальной (общероссийской) электрической сети, /> - размерсубсидий, оказавшихся по факту их использования в периоде, предшествующем j-му расчетномупериоду регулирования.
На региональном уровне, согласно Закону РТ от 15 декабря2009 года “О бюджете РТ на 2010 год" N 64-ЗРТ, не предусмотрено распределениебюджетных ассигнований по подразделу 0402 “Топливо и энергетика”, однако при этомМинистерство энергетики РТ, являясь исполнительным органом государственной властиРеспублики Татарстан, осуществляет функции по выработке и реализации государственнойполитики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплексареспублики, в том числе по вопросам электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей,газовой промышленности, недропользования, водопользования, энергоэффективности,возобновляемых источников энергии, а также функции по оказанию государственных услуг,управлению государственным имуществом в сфере производства и использования топливно-энергетическихресурсов. Кроме того, Минэнерго РТ реализует республиканскую целевую программу “Энергоресурсоэффективностьв Республике Татарстан на 2006-2010 годы”, в рамках которой предусмотрено:
Организация и проведение на регулярной основе научно-технических,экономических и методических симпозиумов, конференций, семинаров по проблемам энергоресурсоэффективности- 2,81 млн. руб.;
Создание и поддержка баз данных о состоянии энергетического хозяйствабюджетных организаций Республики Татарстан, реализуемых проектах и технологиях,их эффективности — 0,875 млн. руб.
На муниципальном уровне согласно решению Казанской городскойдумы от 26.11.2009 “О бюджете муниципального образования города Казани на 2010 год"№16-44 в структуре расходов не отражены расходы местного бюджета по подразделу 0402“Топливо и энергетика”.
· Исследование и использование космического пространства (подраздел0403)
Финансирование расходов по данному подразделу происходит толькоза счет средств федерального бюджета, а именно по следующим направлениям:
Реализация межгосударственных договоров в рамках СНГ — 47 700тыс. руб.;
Федеральная космическая программа России на 2006 — 2015 годы- 17 512 500 тыс. руб.;
Государственная поддержка космической деятельности в интересахфедеральных нужд — 2 440 200 тыс. руб.;
Мероприятия в области исследования и использования космическогопространства в мирных целях — 1 203 273, 7 тыс. руб.
Согласно Указу Президента РФ от 29 апреля 2010 г. N 518 “О мерах государственной поддержки молодых работников организаций оборонно-промышленногокомплекса Российской Федерации”, порядок поддержки молодых работников организацийОПК РФ выглядит следующим образом:
для молодых (до 35 лет) инженерно-технических работников, специалистови высококвалифицированных рабочих организаций ОПК РФ ежемесячную стипендию в размере20 тыс. рублей каждому за передовые научно-технические и производственно-технологическиедостижения, обеспечившие улучшение качества, боевой эффективности и конкурентоспособностивооружения, военной, специальной и инновационной техники;
стипендия назначается Президентом РФ по представлению ПравительстваРФ на срок до трех лет;
стипендия может назначаться одному и тому же лицу неоднократно;
общее число лиц, ежегодно получающих стипендию, не может превышать1000 человек;
стипендия назначается в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренныхна эти цели в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый периодМинистерству промышленности и торговли РФ.
· Сельское хозяйство и рыболовство (подраздел 0405)
В качестве основных направлений государственной поддержки даннойотрасли материальной сферы выбраны:
1) обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственныхтоваропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющихее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобноехозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительскихкооперативов;
2) развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве;
3) развитие племенного животноводства;
4) развитие элитного семеноводства;
5) обеспечение производства продукции животноводства;
6) обеспечение закладки многолетних насаждений и уход за ними;
7) обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственныхтоваропроизводителей;
8) обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв;
9) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в томчисле строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населенные пунктыавтомобильных дорог;
10) предоставление консультационной помощи сельскохозяйственнымтоваропроизводителям, подготовка и переподготовка специалистов для сельского хозяйства;
11) информационное обеспечение при реализации государственнойаграрной политики.
Финансирование мероприятий осуществляется в соответствии с законодательствомРФ, причем средства федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов в видесубсидий в порядке, определенном Правительством РФ.
За счет средств федерального бюджета финансируются:
ФЦП “Сохранение и восстановление плодородия почв, земель сельскохозяйственногоназначения и агроландшафтов как национального достояния РФ” на 2006-2010 гг. — 3980 000 тыс. руб.;
Субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателямдля возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российскихкредитных организациях в 2009 — 2010 годах на создание в субъектах Российской Федерацииспециализированных рынков по реализации рыбной продукции — 187 370 тыс. руб.;
Государственная поддержка сельского хозяйства — 131 174, 3 тыс.руб.
За счет средств бюджета РТ финансируются:
Государственная поддержка сельского хозяйства — 3 860 814, 9тыс. руб.;
Субсидии юридическим лицам известкование кислых почв — 400 000тыс. руб.;
Субсидии на поддержку элитного семеноводства — 27 000 тыс. руб.;
Мероприятия по ветеринарно-санитарному оздоровлению — 25 141тыс. руб.;
Субсидии на закладку и уход за многолетними насаждениями — 6000 тыс. руб.;
Субсидии на поддержку племенного животноводства — 283 000 тыс.руб.
Порядок финансирования и субсидирования совокупности мероприятийи затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на 2010 год закреплен в постановленииКабинета Министров РТ от 8.02.10. № 59, которое также содержит в себе распределениеобъемов финансирования, направления их использования (см. Приложение 7).
Порядок предоставления в 2010 году субсидий на возмещениеорганизациям агропромышленного комплекса на уплату процентов по инвестиционным кредитами займам осуществляется следующим образом:
1. Субсидии предоставляются заемщикам по мере представления документовдля получения субсидий при условии своевременного погашения кредита и уплаты начисленныхпроцентов в соответствии с кредитным договором, заключенным с банком;
2. Возмещение заемщикам части затрат на уплату процентов осуществляетсяпо инвестиционным кредитам (займам) от 2 до 10 лет в пределах 20 % ставки рефинансированияили 3 % сверх ставки рефинансирования ЦБ РФ на строительство, реконструкцию и модернизациюживотноводческих комплексов (ферм) крупного рогатого скота; до 10 лет на приобретениесельскохозяйственной техники аналогично предыдущим ставкам за исключением товаропроизводителей,занимающихся производством мяса крупного рогатого скота и молока;
3. При расчете размера субсидий по кредиту, привлеченному в иностраннойвалюте, предельная ставка устанавливается в размере 12 % годовых;
4. Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ принимаетот заемщика заявление о предоставлении субсидий на возмещение части затрат с приложениемсправки налогового органа об отсутствии у заемщика просроченной задолженности поналогам и иным обязательным платежам, заверенные банком копии кредитного договора,выписки из ссудного счета о получении кредита и графика погашения кредита и уплатыпроцентов по нему.
Порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителямсубсидий на возмещение части затрат на приобретение дизельного топлива, использованногона проведение сельскохозяйственных работ, в 2010 году отвечает пунктам:
1. Субсидии на возмещение части затрат на приобретение дизельноготоплива предоставляются сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским)хозяйствам (кроме хозяйств населения), занимающимся производством и реализациейсельскохозяйственной продукции и имеющим посевы сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственнымпредприятиям, имеющим посевы овощей закрытого грунта, занимающимся производствоми реализацией ранней овощеводческой продукции;
2. Субсидии предоставляются сельскохозяйственным организациям- из расчета 80, 253 рубля на 1 гектар посевной площади, тепличным хозяйствам — из расчета 8, 96 рубля на 1 кв. метр посевов овощей закрытого грунта;
3. Лимиты субсидий по муниципальным районам распределяются пропорциональнопосевным площадям.
Порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителямсубсидий на возмещение расходов по биологической и химической защите растений в2010 году:
1. Целью предоставления субсидий сельхозтоваропроизводителямявляется стабилизация производства растениеводческой продукции в условиях переходана энергосберегающие технологии;
2. Субсидии по гербицидам, инсектицидам — 30 % стоимости приобретенныхсредств защиты растений без НДС и транспортных расходов, по фунгицидам, микроудобрениям,биоудобрениям, регуляторам роста — 50 % стоимости приобретенных средств защиты растенийбез НДС и транспортных расходов;
3. Лимиты финансирования по муниципальным районам на субсидированиерасходов из расчета 69, 29 рубля на 1 гектар посевной площади, для площадей, занятых сахарной свеклой, применяется повышающий коэффициент 2, сельхозтоваропроизводителям,выращивающим овощи в закрытом грунте, из расчета 7, 5 рубля на 1 кв. метр посевов, на проведение зональных испытаний препаратов на предмет экологической безопасностии эффективности действия на вредные объекты из расчета 35 тыс. рублей на испытаниеодного препарата.
Порядок предоставления субсидий на компенсацию части затратпо страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насажденийи посадок многолетних насаждений в 2010 году:
1. Субсидии предоставляются на цели, связанные с компенсациейчасти страховой премии, уплаченной сельхозтоваропроизводителями по договорам страхованияна случай утраты (гибели) или частичной утраты урожая сельскохозяйственных культур;
2. Размер субсидии определяется по формуле:
Р=С* (50/100) *У, (2.1.)
где: Р — размер субсидий за счет средств бюджета РТ; С — суммауплаченной страховой премии (страхового взноса) по договорам страхования; У — уровеньсофинансирования для РТ;
3. Субсидии сельхозтоваропроизводителям предоставляются при соблюдениинеобходимых требований.
Порядок финансирования мероприятий по приобретению минеральныхудобрений под урожай 2010 года:
1. Цель — повышение урожайности сельскохозяйственных культурв 2010 году;
2. Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ утверждаетперечень закупаемых удобрений;
3. Распределение минеральных удобрений осуществляется пропорциональнопосевным площадям;
4. Государственным заказчиком по приобретению минеральных удобренийявляется министерство с/х РТ;
5. В соответствии с утвержденным лимитом финансирования министерствос/х РТ размещает заказ на поставку минеральных удобрений.
Порядок финансирования мероприятий по известкованию кислыхпочв в 2010 году:
1. Цель — сохранение и повышение плодородия почв;
2. Распределение лимитов финансирования по муниципальным районамна известкование кислых почв осуществляется исходя из наличия площадей кислых почвпахотных земель;
3. Государственным заказчиком мероприятий по известкованию являетсяМинистерство сельского хозяйства и продовольствия РТ;
4. Согласно утвержденному лимиту финансирования и проектно-сметнойдокументации исполнители мероприятий выполняют сельхозтоваропроизводителям независимоот формы собственности работы по известкованию кислых почв при условии представлениядокументов, подтверждающих оплату сельхозтоваропроизводителями мероприятий по известкованиюза счет собственных средств в размере от 20 % до 30 % от стоимости работ согласнопроектно-сметной документации в зависимости от степени кислотности почв (сильнокислые- 20 %, среднекислые — 25 %, слабокислые — 30 %).
Порядок финансирования научно-исследовательских работ и внедрениянаучных разработок в сельскохозяйственное производство в 2010 году:
1. Министерство сельского хозяйства и продовольствия РТ утверждаеттематику научных исследований, научные разработки для внедрения в сельскохозяйственноепроизводство;
2. В соответствии с утвержденным лимитом финансирования министерствос/х РТ размещает заказ на проведение исследовательских и внедренческих работ, поитогам которого заключается государственный контракт между государственным заказчикоми исполнителем;
3. Документами для перечисления средств являются государственныйконтракт, платежное поручение заказчика и акт о выполненных работах.
Порядок предоставления субсидий на возмещение части затратсельскохозяйственных производителей по приобретенным оригинальным и элитным семенамна 2010 год:
1. Цель — повышение урожайности и увеличение производства растениеводческойпродукции;
2. Лимиты финансирования по муниципальным районам на субсидированиераспределяются из расчета 7, 82 рубля на 1 гектар посевных площадей;
3. Размер субсидий за приобретенные семена определяется из расчета:10 тыс. рублей за 1 тонну — за приобретенные семена участков размножения зерновых,зернобобовых и крупяных культур; 3 тыс. рублей за 1 тонну — за оригинальные (суперэлитные)и элитные семена зерновых, зернобобовых и крупяных культур; 2 тыс. рублей за 1 тонну- за оригинальные и элитные семена картофеля; 20 тыс. рублей за 1 тонну — за оригинальныеи элитные семена рапса; 60 тыс. рублей за 1 тонну — за оригинальные семена люцерныи клевера; 40 тыс. рублей за 1 тонну — за элитные семена люцерны и клевера;
4. Размер субсидий на экологическое зональное сортоиспытаниеопределяется из расчета 3115 рублей на 1 сортоиспытательный образец.
Порядок финансирования мероприятий по государственной поддержкекадрового обеспечения агропромышленного комплекса РТ в 2010 году:
1. Цель — государственная поддержка кадрового обеспечения АПКРТ;
2. Молодым специалистам, имеющим среднее и высшее профессиональноеобразование, прибывшим на работу по месту распределения на сельскохозяйственноепредприятие по направлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ,предоставляется единовременная выплата в размере 20 тыс. рублей;
3. Специалистам, направленным на учебу в аграрные образовательныеи научные учреждения РФ и РТ по целевой подготовке на замещение должностей руководителейсельскохозяйственных предприятий (резерв), выплачиваются стипендии в размере неболее 1 МРОТ ежемесячно, но не более трех месяцев;
4.50 стипендий по 2000 рублей ежемесячно в течение года — студентамКазанского государственного аграрного университета и Казанской государственной академииветеринарной медицины; 50 стипендий по 1000 рублей ежемесячно в течение года — студентамАтнинского, Лаишевского, Мензелинского, Тетюшского, Чистопольского сельскохозяйственныхтехникумов, Буинского ветеринарного техникума, Казанского механико-технологическоготехникума.
5. Во время прохождения производственной практики студентами3, 4, 5 курсов Казанского государственного аграрного университета и Казанской государственнойакадемии ветеринарной медицины на сельскохозяйственных предприятиях РТ, других регионовРФ и СНГ выплачивается стипендия по 1000 рублей в течение двух месяцев;
6. Производится оплата обучения на основе целевой контрактнойподготовки по инновационным образовательным программам 200 студентов учрежденийвысшего профессионального образования и 60 студентов образовательного учреждениясреднего профессионального образования.
В рамках осуществления программно-целевого метода планированияпорядок финансирования мероприятий республиканской целевой программы “Мелиоративныеработы по коренному улучшению земель на сельскохозяйственных предприятиях РТ” на2009 — 2012 гг. в 2010 году имеет следующий вид:
1. Государственным заказчиком — координатором РЦП “Мелиоративныеработы по коренному улучшению земель на сельскохозяйственных предприятиях РеспубликиТатарстан" на 2009 — 2012 годы является федеральное государственное учреждение“Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по РТ”;
2. По вновь начинаемым объектам предоставление средств на возмещениечасти затрат сельхозтоваропроизводителям на мелиоративные работы по коренному улучшениюземель на сельскохозяйственных предприятиях РТ согласно утвержденному лимиту финансированияосуществляется в размере 90 % стоимости работ согласно проектно-сметной документациипри условии оплаты сельхозтоваропроизводителями 10 % стоимости;
3. Средства перечисляются исполнителям программных мероприятийнезависимо от форм собственности за объемы выполненных работ.
На местном уровне согласно решению Казанской городскойдумы от 26.11.2009 “О бюджете муниципального образования города Казани на 2010 год"№16-44 расходы, связанные с финансированием сельского хозяйства отнесены к подразделу0412 “Другие вопросы в области национальной экономики”, из которых можно выделить:
Субсидии на государственную поддержку малого предпринимательства,включая крестьянские (фермерские) хозяйства — 10 000 тыс. руб.;
Возмещение затрат, связанных с оказанием услуг по разработкеи управлению проектами с участием международных финансовых организаций, а такжепроектов, направленных на реализацию Стратегии развития Казани до 2015 года — 4447,2 тыс. руб.
Приведенная выше республиканская целевая программа входит в системуцелевых программ РФ, которые можно классифицировать следующим образом:
1. Федеральные целевые программы (ФЦП) — эффективный инструментреализации государственной экономической и социальной политики, особенно при решениидолгосрочных задач и реализации крупных инфраструктурных проектов;
2. Федеральные адресные инвестиционные программы (ФАИП) — составнойинструмент системы государственного стратегического управления, позволяющий комплекснои системно обеспечивать реализацию государственных приоритетов социально-экономическогоразвития РФ, определенных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ, Бюджетномпослании Президента РФ Федеральному Собранию РФ “О бюджетной политике в 2010-2012годах”, основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года,утвержденных распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1663-р. В соответствии с проектом закона “О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период2012 и 2013 годов" на реализацию адресной программы предусматриваются средства:на 2011 год в сумме 895, 3 млрд. рублей, в том числе на реализацию специальных работ,входящих в государственный оборонный заказ, — 154, 5 млрд. рублей; на 2012 год- 714,4 млрд. рублей (134, 7 млрд. рублей соответственно); на 2013 год — 649, 7млрд. рублей (145, 8 млрд. рублей соответственно). Также в соответствии с проектомбюджета на 2011 год на плановый период 2012 и 2013 годов ФАИП предусмотрено на реализациюинвестиционных проектов: производственных комплексов в 2011 году — 341,9 млрд. рублей,в 2012 году — 299,8 млрд. рублей, в 2013 году — 279,8 млрд. рублей (в том числекомплекса транспорта и связи в 2011 году — 272,7 млрд. рублей, в 2012 году — 228,0млрд. рублей, в 2013 году — 231,5 млрд. рублей, а также агропромышленного комплексав 2011 году — 12,4 млрд. рублей, в 2012 году — 11,9 млрд. рублей, в 2013 году — 11,2 млрд. рублей);
3. Целевые программы ведомств (ЦПВ) — применение механизмов ведомственныхцелевых программ в планировании деятельности федеральных органов государственнойвласти ориентировано на внедрение состязательных процедур при распределении частибюджета принимаемых обязательств по результатам оценки целевых программ ведомств.Ведомственные целевые программы рассматриваются в качестве основного механизма примененияпрограммно-целевого метода в отношении расходов, планируемых в настоящее время посметному принципу.
· Транспорт (подраздел 0408)
Меры государственной поддержки транспорта и дорожного хозяйства:
1) осуществления дорожной деятельности в интересах пользователейавтомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальныхобразований;
2) совершенствование государственного управления в области дорожнойдеятельности;
3) обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшениеих технического состояния;
4) обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынкеработ и услуг при осуществлении дорожной деятельности;
5) улучшение инвестиционного климата в области использованияавтомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности;
6) предоставление бюджетных средств на возмещение части затраттранспортных организаций.
На федеральном уровне финансируются расходы:
Субсидии на возмещение расходов по содержанию специальных объектов- 15 153, 3 тыс. руб.;
Возмещение организациям транспорта потерь в доходах в связи собеспечением бесплатного проезда инвалидов и участников ВОВ в период празднования65-й годовщины Победы в ВОВ — 1 000 000 тыс. руб.;
ФЦП “Развитие транспортной системы России (2010 — 2015 годы)” — 56 077 638, 6 тыс. руб. (Объемы и источники финансирования Программы представленыв Приложении 8);
ФЦП “Глобальная навигационная система" — 573 240 тыс. руб.;
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, невключенные в целевые программы — 15 532 307, 4 тыс. руб.
Правила расчета денежных затрат на содержание и ремонт автомобильныхдорог федерального значения при определении размера ассигнований из федеральногобюджета, предусматриваемых на эти цели: [6]
1. Нормативы денежных затрат на содержание и ремонт автомобильныхдорог федерального значения V категории определяются в размере: 695 тыс. рублей/км- на содержание; 2715 тыс. рублей/км — на ремонт; 8580 тыс. рублей/км — на капитальныйремонт;
2. В зависимости от категории автомобильной дороги федеральногозначения и индекса-дефлятора на соответствующий год применительно к каждой автомобильнойдороге федерального значения определяются приведенные нормативы, рассчитываемыепо формуле:
Нприв. = Н х Кдеф. х Ккат., (2.2.)
где: Н — установленный норматив денежных затрат на содержаниеи ремонт автомобильных дорог федерального значения V категории; Кдеф. — индекс-дефляторинвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования; Ккат. — коэффициент,учитывающий дифференциацию стоимости работ по содержанию и ремонту автомобильныхдорог федерального значения;
3. Расчет размера ассигнований из федерального бюджета на содержаниеавтомобильных дорог федерального значения осуществляется по формуле:
Асод. = Нприв. сод. х Ктерр. сод. х L, (2.3.)
где: Асод. — размер ассигнований из федерального бюджета на выполнениеработ по содержанию автомобильных дорог каждой категории для федерального округа;Нприв. сод. — приведенный норматив денежных затрат на работы по содержанию автомобильныхдорог каждой категории; Ктерр. сод. — территориальный коэффициент, учитывающий дифференциациюстоимости выполнения работ по содержанию автомобильных дорог федерального значенияL — протяженность автомобильных дорог федерального значения каждой категории в федеральномокруге на 1января года, предшествующего планируемому периоду.
Из регионального бюджета финансируются:
Обеспечение равной доступности услуг общественного транспортана территории Республики Татарстан для отдельных категорий граждан, оказание мерсоциальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации — 138 162, 4 тыс. руб.;
Развитие социальной и инженерной инфраструктуры РТ — 1 000 000тыс. руб.;
Субсидии юридическим лицам — 72 540 тыс. руб.
Порядок предоставления субсидий, предусмотренных в бюджетеРеспублики Татарстан на обеспечение равной доступности услуг общественного транспортадля отдельных категорий граждан на территории Республики Татарстан: [7]
1. Равная доступность транспортных услуг в Республике Татарстандля отдельных категорий граждан обеспечивается посредством единых месячных социальныхпроездных билетов;
2. Субсидии, предусмотренные за счет: средств, предоставленныхбюджету Республики Татарстан из федерального бюджета на обеспечение равной доступностиуслуг общественного транспорта, учитываются на лицевом счете Министерства транспортаи дорожного хозяйства Республики Татарстан; средств бюджета Республики Татарстан;
3. Министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ на основаниизаключенных с транспортными организациями договоров об оказании транспортных услугежемесячно перечисляет субсидии на расчетные счета транспортных организаций.
Из местного бюджета финансируются:
Отдельные мероприятия в области автомобильного транспорта — 8432тыс. руб.;
Обеспечение равной доступности услуг общественного транспортана территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорийграждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению РоссийскойФедерации и субъекта Российской Федерации — 197161, 6 тыс. руб.
· Жилищно-коммунальное хозяйство (раздел 0500)
К расходам федерального бюджета на ЖКХ относятся:
1. жилищное хозяйство (строительство объектов общегражданскогоназначения, обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем, ФЦП “Жилище"на 2002-2010 гг., мероприятия по обеспечению жильем молодых ученых и строительствообщежитий);
2. коммунальное хозяйство (учреждения по обеспечению хозяйственногообслуживания, мероприятия по реализации концепции развития унифицированной системырефинансирования ипотечных жилищных кредитов в РФ, субсидии на проведение мероприятийпо утилизации и хранению радиоактивных отходов).
Начиная с 2008 года в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007г. “О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" №185-ФЗсубъектам Российской Федерацией за счет средств Фонда будет предоставляться финансоваяподдержка, в том числе на софинансирование расходов по проведению капитального ремонтамногоквартирных домов. Для Республики Татарстан данный объем софинансирования изФонда за период с 2008 г. по 2011 г. утвержден в объеме 6 652,75 млн. рублей.
Порядок предоставления финансовой поддержки за счет средствФонда содействия реформированию ЖКХ осуществляется следующим образом:
1. Лимит для соответствующего субъекта Российской Федерации рассчитываетсяпо следующей формуле:
Л=V* (S’/S), (2.4.)
где Л — лимит финансирования за счет средств Фонда, V — общий объем средств Фонда в размере 240 млрд. руб., S’ — общая площадь жилищного фонда субъекта РФ, S — на общую площадь жилищного фонда РФ;
2. Минимальная доля долевого финансирования за счет средств бюджетасубъекта РФ и (или) местных бюджетов определяется как:
Dmin= (БО1/БО2) *20%, (2.5.)
где Dmin — минимальная доля долевогофинансирования, БО1 — уровень фактической бюджетной обеспеченности субъекта РФ послераспределения дотаций из ФФФПС РФ, сложившегося в среднем за 2005 и 2006 годы, БО2- уровень фактической бюджетной обеспеченности после распределения дотаций из ФФФПСРФ, сложившийся в среднем за 2005 и 2006 годы, субъекта РФ, имеющего минимальныйуровень данной бюджетной обеспеченности, и не может превышать 50 %.
3. Рассмотрение Фондом заявок субъектов РФ на предоставлениефинансовой поддержки за счет средств Фонда осуществляется по мере их поступления.
Мировой опыт показывает, что государственное регулирование экономическихпроцессов в ЖКХ — обязательный компонент современной политики в данной сфере. Здесьнеобходимы меры государственного экономического регулирования и поддержки. Актуальнойпроблемой в связи с этим является бюджетное финансирование. В настоящее время бюджетнаяподдержка выражается в выделении субсидий малоимущим слоям населения, предоставлениицелевых бюджетных средств в рамках реализации Подпрограммы, ежегодных дотациях субъектамРФ на подготовку жилищно-коммунального комплекса к осенне-зимнему периоду.
В соответствии с методиками распределениясубвенций из Федерального бюджета постановления Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. № 861, размер субвенций, предоставляемый субъектам РФ, определяется по формуле:
/>, (2.6.)
где /> - размер субвенции, предоставляемойбюджету соответствующего субъекта Российской Федерации; /> - численность лиц, относящихсяк категориям граждан, указанным в пункте 1 настоящей методики, имеющих право намеры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, в субъекте РоссийскойФедерации; /> - федеральный стандарт социальнойнормы площади жилого помещения, применяемый для расчета межбюджетных трансфертов,установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 г. № 541 “О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг”; /> - федеральный стандартпредельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц по субъекту Российской Федерации, установленный ПравительствомРоссийской Федерации на соответствующий год; /> - коэффициент корректировки федеральногостандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц по субъекту Российской Федерации, установленного ПравительствомРоссийской Федерации на соответствующий год, с учетом благоустроенности жилых помещенийв соответствующем субъекте Российской Федерации; 12 — количество месяцев, принимаемыхдля расчета; 0,5 — доля стоимости жилищно-коммунальных услуг, учитываемая при предоставлениимер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг категориям граждан,указанным в пункте 1 настоящей методики, имеющим право на меры социальной поддержкипо оплате жилищно-коммунальных услуг.
К полномочиям субъекта в области ЖКХ относятся:
1. жилищное хозяйство (поддержка жилищного хозяйства, программа“Государственная поддержка обеспечения жильем граждан РТ на льготных условиях”);
2. коммунальное хозяйство (руководство и управление сфере установленныхфункций, программа реформирования и модернизации ЖКК РТ на 2004-2010 гг., развитиесоциальной и инженерной инфраструктуры).
К полномочиям органов МСУ относятся: [8]
1. организация в границах населенного пункта электро-, тепло-,газо — и водоснабжения населения;
2. обеспечение жильем малоимущих граждан;
3. организация строительства и содержания муниципального жилищногофонда, создание условий для жилищного строительства;
4. организация сбора, вывоза, утилизации и переработки ТБО;
5. организация благоустройства и озеленение территорий;
6. организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений.
Кроме того, в соответствии с новым Жилищным кодексом, введеннымв действие с 1 марта 2005 года, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирномдоме выполняется за счет средств собственника жилищного фонда. Также согласно постановлениюКонституционного Суда Республики Татарстан от 28 апреля 2005 года № 15-П по делуо проверке конституционного абзаца третьего пункта 1.2 Положения о порядке и условияхоплаты жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением Кабинета МинистровРеспублики Татарстан от 4 июня 2004 года № 273 “О порядке и условиях оплаты жильяи коммунальных услуг”, граждане, приватизировавшие свои квартиры в многоквартирныхдомах, подлежащих капитальному ремонту в соответствии с нормами содержания, эксплуатациии ремонта жилищного фонда, вправе требовать от бывшего наймодателя исполнения имобязанности произвести капитальный ремонт такого дома, в том числе через суд. Зауказанным наймодателем сохраняется обязанность произвести капитальный ремонт домав случае, если на момент приватизации жилого помещения и после нее в данном жиломдоме, требовавшем капитального ремонта, такой ремонт не производился.
Порядок предоставления целевой субсидии на сглаживание резкогороста уровня платежа населения г. Казани за теплоснабжение на 2010 год: [9]
1. Утверждается и вводится в действие Положение о целевой субсидиина сглаживание резкого роста уровня платежа населения г. Казани за теплоснабжениена 2010 год (приложение) в целях обеспечения социальной поддержки населения г. Казани;
2. целевая субсидия начисляется с 01.01.2010 при условии обращениязаявителя в установленном порядке до 01.05.2010;
3. выплату целевой субсидии насглаживание резкого роста уровня платежа за теплоснабжение в сумме 4 807,3 тыс.рублей и финансирование расходов по обслуживанию процедуры выплаты вышеуказаннойсубсидии в сумме 148,7 тыс. рублей в пределах средств, предусмотренных по сметеКомитета жилищно-коммунального хозяйства Исполнительного комитета г. Казани на 2010год на выплату целевой субсидии на сглаживание резкого роста уровня платежа за теплоснабжение,согласно графику.
Таким образом, подводя промежуточные итоги данного исследования,стоит отметить высокую степень сложности и неоднозначности в процессах планированиярасходов на отрасли материальной сферы в пределах каждого уровня планирования, заключающихся,прежде всего, в инвариантности выбора приоритетов, а также желаемых целевых показателейразвития тех или иных отраслей.3. Перспективы совершенствования порядка планированиярасходов на поддержку отраслей материальной сферы
Переход к среднесрочному бюджетному планированию определил общеенаправление и границы развития методов и принципов планирования расходов в нашейстране. Однако при переходе на новую модель планирования бюджетных расходов (очереднойи плановые периоды) обнаружился ряд проблем, касающихся течения всего бюджетногопроцесса:
роль перспективного финансового планирования в бюджетном процессеограничена справочно-информационным “сопровождением" проекта бюджета на отдельновзятый год ввиду недостаточной надежности макроэкономического прогнозирования, измененияналогового законодательства, зависимость бюджетных расходов — от проводимых структурныхреформ;
отсутствие четкой методологии корректировки ранее одобренныхпроектировок, оценки устойчивости и рисков, увязки с целями и приоритетами среднесрочнойгосударственной политики и условиями их реализации, формирования предельных объемоврасходов для администраторов бюджетных средств на трехлетний период;
В этой связи совершенствование процессов планирования в РФ, намой взгляд, должно быть адекватно существующим проблемам в данной сфере, а такжесоотносится с целевыми показателями отдельно по каждым отраслям. Так в соответствиис проектом программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012года основным инструментом повышения эффективности бюджетных расходов как составнойчасти эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправленияпредлагается принять программно-целевой принцип организации деятельности путем созданияусловий для интеграции стратегических (политических) целей и всей совокупности мердля их достижения в рамках долгосрочных целевых программ. В рамках данной программыобщими для публично-правовых образований принципами разработки и реализации ДЦПявляются:
· формирование ДЦП исходя из четко определенных долгосрочных целей социально-экономическогоразвития и индикаторов их достижения;
· установление для ДЦП, как правило, измеримых результатов двух типов:конечных результатов, характеризующих удовлетворение потребностей внешних потребителейи непосредственных, характеризующих объемы и качество оказания государственных услуг,прогнозируемых при заданных внешних условиях;
· охват ДЦП всех сфер деятельности органов исполнительной власти и,соответственно, большей части находящихся в их распоряжении бюджетных ассигнований,других материальных ресурсов, а также интеграция регулятивных (правоустанавливающих,правоприменительных, контрольных) и финансовых (бюджетных, налоговых, таможенных,имущественных, кредитных, долговых, валютных) инструментов;
· планирование и использование бюджетных ассигнований на исполнениеДЦП в форме бюджетных ассигнований на исполнение ведомственных целевых программ,связанных с ДЦП и направленных на достижение непосредственных результатов деятельностисоответствующего органа исполнительной власти;
· проведение регулярной оценки эффективности реализации долгосрочныхи ведомственных целевых программ с возможностью их корректировки или досрочногопрекращения, а также установление ответственности должностных лиц в случае неэффективнойреализации программ.
В отношении федерального бюджета данная Программа исходит изнеобходимости, возможности и целесообразности перехода, начиная с 2012 года, к программномубюджету.
Программная структура с самого начала должна охватывать большуючасть расходов федерального бюджета, поскольку программная и функциональная (традиционная)классификация основаны на разных принципах. В то же время будет обеспечена их увязкаи возможность получения информации о бюджетных ассигнований в различных разрезах.
Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагаетсохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестррасходных обязательств, федеральная адресная инвестиционная программа, обоснованиябюджетных ассигнований.
Также стоит отметить, что при совершенствовании порядка планированиярасходов на поддержку отраслей материальной сферы необходимо соотносить направлениясовершенствования с целевыми показателями:
1. для ЖКХ — развитие системы управления имущественными комплексамикоммунального хозяйства на основе концессионных соглашений; обеспечение содействиясамоорганизации граждан и развитию бизнеса в сфере управления жилищным фондом; созданиемеханизмов и разработка инструментов повышения энергоэффективности в сфере ЖКХ;стимулирование системных преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве и обновлениежилищного фонда; создание условий для привлечения бизнеса и развития конкурентнойсреды в жилищно-коммунальном хозяйстве, в том числе путем реформирования системытарифообразования, перехода к долгосрочным методам регулирования тарифов, ликвидацииперекрестного субсидирования и привязки тарифов к качеству реализуемых услуг;
2. для транспорта и транспортной инфраструктуры — разработкакритериев отбора инвестиционных проектов и стандартизация подходов к оценке их эффективности,а также привлечение новых источников финансирования по крупным инфраструктурнымпроектам; развитие частно-государственного партнерства (концессии); разработка техническихрегламентов в области дорожного хозяйства; объединение контрактов на строительствои содержание автодорог; создание условий для демонополизации рынка подряда на работыпо содержанию дорог, в том числе, введение долгосрочных контрактов. подготовка ипринятие федерального закона об аэропортах и аэропортовой деятельности; развитиеконкурентной тарифной политики на транспортные услуги; создание и развитие портовыхособых экономических зон; обеспечение конкурентных тарифов на транспортно-логистическиеуслуги, в том числе при перевалке грузов с одного вида транспорта на другой.
Кроме вышеперечисленного, также не стоит забывать и об опытечастного финансового планирования, осуществляемого на крупных отечественных и иностранныхпредприятиях. Как мне кажется обращение к подобному опыту со стороны субъектов бюджетногопланирования позволит найти инновационные методы и правила планирования, а такжепоможет лучше разобраться в реальных механизмах функционирования частного рынка.
Обобщенным итогом предложенных мер по оптимизации порядка планированиярасходов бюджетов на отрасли материальной сферы должна стать обновленная и усовершенствованнаясистема бюджетного планирования, что в свою очередь должно привести к оптимизациивсего бюджетного процесса и увеличению сбалансированности принимаемых в будущемзаконов о бюджете.
Заключение
В результате исследования представленной темы проведен анализсостава структуры расходов бюджетов на поддержку отраслей материальной сферы, рассмотреныосновные параметры федерального бюджета 2009-2010 гг., выявлена основная тенденция,выраженная в значительном по отношению к прочим статьям снижении доли расходов федеральногобюджета на национальную экономику. Также была предпринята попытка систематизациии обобщения данных, касающихся финансового состояния предприятий отраслей материальнойсферы, дана оценка положения отраслей в целом. На основе изложенных данных сформированыпричины необходимости государственной финансовой поддержки, обозначены основныееё формы, из которых главенствующей является предоставление прямой финансовой поддержкив виде субсидий, дотаций, бюджетных и инвестиционных кредитов.
Порядок планирования расходов на поддержку отраслей материальнойсферы закреплен в соответствующих нормативно-правовых актах РФ, субъектов РФ, имуниципальных образований, что предоставляет исчерпывающую информацию для рассмотренияданного процесса на примере описанных ранее отраслей. Останавливаясь подробнее наданном вопросе, необходимо отметить, что утвержденный порядок планирования для АПКзатрагивает и в полной мере раскрывает все экономико-правовые аспекты взаимоотношениймежду исполнительными органами власти, осуществляющими свои расходные обязательствав данном направлении, и предприятиями, занятыми в обозначенной отрасли. Также, всоответствии с программно-целевым методом, был рассмотрен порядок планирования расходовна сферу дорожного хозяйства и автотранспорта. Основное отличие от предыдущего порядкапланирования состоит в определении конкретных целевых показателей, достижение которыхрассчитано во временной перспективе. Отрасль ЖКХ также была рассмотрена с позицийбюджетного планирования, были выявлены источники и порядок её финансирования, определеныуязвимые места как в отрасли в целом, так и в самих подходах планирования.
Заключительная часть работы затрагивает вопросы совершенствованиярассмотренного выше порядка планирования. Проект программы повышения эффективностибюджетных расходов на период до 2012 года явился методологическим основанием раскрытияпредложенного вопроса. В соответствии с данным проектом обозначен переход на программныйбюджет к 2012 году, что можно считать несомненным свидетельством развития и совершенствованияпрограммно-целевого метода планирования. В свою очередь развитие данного методапозволяет сформировать перспективы совершенствования порядка планирования расходовна поддержку отраслей материальной сферы.
Список использованных источников
1. БК РФ от 17.07.98. г (с изменениями и дополнениями)
2. Жилищный кодекс РФ от 1.03.05. г.
3. Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2010 год и на плановыйпериод 2011 и 2012 годов" 308-ФЗ от 25.11.09. г.
4. Федеральный закон РФ от 06.10.03. г. “Об общих принципах организацииместного самоуправления в Российской Федерации" №131-ФЗ
5. Федеральный закон РФ от 29.12.06. г. “О развитии сельского хозяйства"N 264-ФЗ
6. Федеральный закон от 21.07.07 г. “О Фонде содействия реформированиюжилищно-коммунального хозяйства" №185-ФЗ
7. Указ Президента РФ от 29 апреля 2010 г. “О мерах государственной поддержки молодых работников организаций оборонно-промышленного комплексаРоссийской Федерации" N 518
8. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному СобраниюРоссийской Федерации “О бюджетной политике в 2010-2012 годах”
9. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному СобраниюРоссийской Федерации “О бюджетной политике в 2011-2013 годах”
10. Бюджетная стратегия РФ на период до 2023 года
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2001 г. N 481
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249 “О мерах по повышению результативности бюджетных расходов”.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. № 670 “О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации”
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 г. № 541 “О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг”
16. Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. № 861
17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 г. № 781-р
18. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2001 г. № 282-р
19. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2006 г. № 977-р
20. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р.
21. Закон РТ от 15 декабря 2009 года “О бюджете РТ на 2010 год"N 64-ЗРТ
22. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 11 апреля 2003 г. № 199 “Об утверждении Концепции эффективного использования ресурсов в РеспубликеТатарстан”
23. Постановление Кабинета Министров РТ от 4.06.04. г. “О порядке иусловиях оплаты жилья и коммунальных услуг" № 273
24. Постановление Правительства РФ от 23.08.2007 “О нормативах денежныхзатрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилахих расчета" № 539
25. Решение Казанской городской думы от 26.11.2009 “О бюджете муниципальногообразования города Казани на 2010 год" №16-44
26. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.03.2009№ 134
27. Постановление Кабинета Министров РТ от 8.02.10. г. № 59
28. Приказ Минпромэнерго России от 29.05.2007г. №177
29. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерацииот 30 октября 2009 г. № 493
30. Программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплексаРеспублики Татарстан на 2004-2010 годы
31. Программа “Энергоресурсоэффективность в Республике Татарстан на2006 — 2010 годы”
32. Проект Федерального закона “О федеральном бюджете на 2011 год ина плановый период 2012 и 2013 годов”
33. Проект программы повышения эффективности бюджетных расходов на периоддо 2012 года
34. IMF World Economic Outlook Database, October 2009
35. www.gks.ru/free_doc/2009/helpers/prom.html
36. www.minfin.ru/