ВВЕДЕНИЕ
В соответствии сБанковским кодексом Республики Беларусь составление платежного балансаРеспублики Беларусь относится к основным функциям Национального БанкаРеспублики Беларусь (далее Национальный банк). Платежный баланс РеспубликиБеларусь входит в число информационных ресурсов, имеющих государственноезначение, его разработка осуществляется на основании методических рекомендацийМВФ, содержащихся в пятом издании Руководства по платежному балансу (МВФ,Вашингтон, 1993 г.), других изданиях МВФ методологического характера.
Настоящая работаисследует основные понятия, определения, используемые Национальным банкомРеспублики Беларусь при подготовке платежного баланса Республики Беларусь.
По каждой статьеплатежного баланса Республики Беларусь разрабатывается методология еесоставления, которая утверждается Начальником Главного управления платежногобаланса и банковской статистики. Внесение изменений и уточнений в методологиюосуществляется, при необходимости, Начальником Главного управления платежногобаланса и банковской статистики по представлению начальника управленияплатежного баланса. По статье платежного баланса «резервные активы»(международные резервы) методология утверждается Правлением Национального банкаРеспублики Беларусь.
Данная тема является актуальной, так как платежный баланспредставляет собой зеркальное отражение экономического состояния страны. Всовременных условиях трудно прогнозировать или активно участвовать вмеждународной валютно-финансовой системе, если четко и реально не сбалансированплатежный баланс. Объективно обусловленные тенденции к росту взаимосвязей ивзаимовлияний экономики развитых стран требует тщательного подхода к разработкеплатежного баланса страны.
Цель курсовой работы — ознакомиться с сущностью платежного баланса и методами его регулированием.
Задачи курсовой работы:
¾рассмотреть понятие платежногобаланса и его виды;
¾рассмотреть методы регулированияплатежного баланса;
¾проанализировать изменения вплатежном балансе Республике Беларусь
1. Понятие и виды платежного баланса 1.1Понятие платежного баланса
Платежный баланс являетсяодним из основных инструментов макроэкономического анализа и прогнозирования.
Платежный баланс – балансовый счет международныхопераций, соотношение валютных поступлений из-за границы и платежей,произведенных данной страной другим странам [17, с.285].
Данные платежного балансаотражают, как в течение отчетного периода развивалась торговля с другимистранами, которая непосредственно влияет на уровень производства, занятости ипотребления, сколько доходов было получено от нерезидентов и сколько быловыплачено им. Эти данные позволяют проследить, в какой форме происходилопривлечение иностранных инвестиций, своевременно ли осуществлялось погашениевнешней задолженности страны или имели место просрочки и ее реструктуризация, атак же, как центральный банк устранял платежные дисбалансы, увеличивая или уменьшаяразмер своих резервов в иностранной валюте [1, c. 117].
Разделение платежногобаланса на конкретные счета, или компоненты, должно основываться на рядепринципов, среди которых следует особо выделить следующие:
— каждая статьяплатежного баланса должна иметь свои особенности, то есть фактор или ихсовокупность, оказывающие влияние на объем одной статьи, должны отличаться отфакторов, воздействующих на иные статьи;
— наличие той или инойстатьи в платежном балансе должно иметь значение для группы стран, выраженноекак в динамике изменения этой статьи, так и в абсолютной ее величине. Другимисловами, если какой-нибудь показатель системы платежного баланса подверженсильным колебаниям в течение определенного периода времени у группы стран либоон занимает большой удельный вес в платежных балансах группы стран, то ондолжен быть выделен в виде отдельной статьи;
— сбор информации дляучета по статьям не должен представлять особых сложностей для составителейплатежного баланса (тем не менее, этот принцип второстепенен по отношению кпервым двум);
— структура платежногобаланса должна быть такой, чтобы показатели платежного баланса сочетались сдругими статистическими системами, например, системой национальных счетов; в тоже время, количество статей не должно быть чрезмерно многочисленным, а самистатьи должны подлежать консолидации в компоненты более высокого уровня (длятого, чтобы страны, не вышедшие на высокий уровень обработки статистическойинформации были способны представлять платежный баланс с меньшей детализацией)[22, с.50].
Ниже представленаструктура платежного баланса.
Баланс по текущимоперациям
Наиболее информативныйбаланс, отражающий все потоки активов, как частные, так и официальные,связанные с движением товаров и услуг. Положительное сальдо текущего платежногобаланса означает, что кредит страны больше дебета по статьям движения товаров,услуг и даров и показывает объем обязательств нерезидентов по отношению крезидентам. Другими словами, положительное сальдо говорит о том, что странаявляется нетто-инвестором по отношению к другим государствам. И наоборот,дефицит по текущим операциям означает, что страна становится чистым должником,чтобы расплачиваться за дополнительный чистый импорт товаров.
Баланс услуг
Включает платежи ипоступления по транспортным перевозкам, страхованию, электронной,телекосмической, телеграфной, телефонной, почтовой и другим видам связи,международному туризму, обмену научно-техническим и производственным опытом,экспертным услугам, содержанию дипломатических, торговых и иныхпредставительств за границей, передаче информации, культурным и научнымобменам, различным комиссионным сборам, рекламе, ярмаркам и т. д.
Услуги представляют собойдинамично развивающийся сектор мировых экономических связей; его роль и влияниена объем и структуру платежей и поступлений постоянно возрастают [3 c. 282].
С ростом уровняблагосостояния в развитых странах резко увеличились масштабы международноготуризма, в составе которого значительную часть составляют деловые поездки всвязи с интернационализацией современного производства.
Развитие международногопроизводства, научно-техническая революция и другие факторы интернационализациихозяйственной жизни стимулировали торговлю лицензиями, ноу-хау, другими видаминаучно-технического и производственного опыта, лизинговые операции (арендаоборудования), деловые консультации и другие услуги производственного иперсонального характера.
По принятым в мировойстатистике правилам в раздел «услуги» входят выплаты доходов по инвестициям заграницей и процентов по международным кредитам, хотя по экономическомусодержанию они ближе к движению капиталов и услуг. В платежном балансевыделяются статьи: предоставление военной помощи иностранным государствам,военные расходы за рубежом. Они как бы примыкают к операциям услуг.
Перечисление операцииуслуг, движения доходов от инвестиций, сделки военного характера иодносторонние переводы называют «невидимыми» операциями, подразумевая, что онине относятся к экспорту и импорту товаров, т.е. осязаемых ценностей. В их составевыделяются три основные группы сделок; услуги, доходы от инвестиций,односторонние переводы.
Баланс движения капиталови кредитов
Выражает соотношениевывоза и ввоза государственных и частных капиталов, предоставленных иполученных международных кредитов. По экономическому содержанию эти операцииделятся на две категории: международное движение предпринимательского иссудного капитала.
Предпринимательскийкапитал включает прямые заграничные инвестиции (приобретение и строительствопредприятий за границей) и портфельные инвестиции (покупка ценных бумагзаграничных компаний). Прямые инвестиции являются важнейшей формой вывозадолгосрочного капитала и оказывают большое влияние на платежный баланс. Врезультате этих инвестиций развивается международное производство, котороеинтегрирует национальные экономики в мировое хозяйство на более высоком уровнеи прочнее, чем торговля. Вывоз предпринимательского капитала происходитинтенсивнее, чем рост производства и внешней торговли, что свидетельствует оего ведущей роли в интернационализации хозяйственной жизни. Более двух третейстоимости прямых заграничных инвестиций составляют взаимные капиталовложенияразвитых стран. Это означает, что хозяйственные связи между ними укрепляются вбольшей степени, чем с остальным миром.
Международное движениессудного капитала классифицируется по признаку срочности.
Долгосрочные исреднесрочные операции включают государственные и частные займы и кредиты,предоставленные на срок более одного года. Получателями государственных займови кредитов выступают преимущественно отстающие от лидеров страны, в то времякак передовые развитые государства являются главными кредиторами. По-иномувыглядит картина с частными долгосрочными займами и кредитами. Здесь такжеразвивающиеся страны прибегают к заимствованию у частных кредитно-финансовыхинститутов развитых стран. Но и в развитых странах корпорации активноиспользуют привлечение ресурсов с мирового рынка в форме выпуска долгосрочныхценных бумаг или банковского кредита.
Краткосрочные операциивключают международные кредиты сроком до года, текущие счета национальныхбанков в иностранных банках (авуары), перемещение денежного капитала междубанками. В последние два десятилетия межбанковские краткосрочные операции намировом денежном рынке приобрели большой размах. Если в 60-70-е годыпреобладало стихийное перемещение «горячих» денег, что усиливало инфляцию икризис Бреттонвудской валютной системы, то в 80-е годы основной потоккраткосрочных денежных капиталов направляется в США, привлекаемый сравнительновысокими процентными ставками и курсом доллара.
Баланс официальныхрасчетов
Является наиболеераспространенным определением общего (итогового) сальдо платежного баланса исвидетельствует об увеличении (уменьшении) ликвидных требований к стране состороны нерезидентов или об увеличении (уменьшении) официальных резервов страныв иностранных ликвидных активах. Это сальдо охватывает все статьи, кроме статьи«Резервные активы».
Учет платежей по всемвнешнеэкономическим операциям осуществляется в течение определенного периода(месяц, квартал, год). Он ведется в платежном балансе по принципу двойнойзаписи, т.е. каждая операция представлена двумя записями, имеющими одинаковоезначение. Одна из них регистрируется как «Кредит» и имеет положительный знак,другая – как «Дебет» с отрицательным знаком, а сумма их величин должнаравняться нулю.
Большинство проводок вплатежном балансе относится к сделкам, которые подразумевают встречный поток:обмен товарами, услугами, финансовыми активами, доходы от инвестиций. В тожевремя в платежный баланс включаются операции, которые не влекут за собойадекватной компенсации в той или иной форме (т.е. товары, услуги или активы).Такие операции относятся к разряду трансфертов, т.е. односторонних переводов ипоступлений [4, c. 96].
В этом случаеавтоматически будет записана только одна сторона операции, а для наличиянеобходимой компенсации в платежном балансе приходится делать записи по статьетрансфертов. Трансферты показываются в кредите, когда записи, которые онипогашают, являются дебетовыми, и в дебете, когда эти записи являютсякредитовыми.
При составлении платежного баланса используется “принципнесвязной системы” – информация по операциям поступает из разных источников и вразные сроки. Это может приводить к неравенству стоимостных оценок операций подебету и кредиту. Для устранения данного несоответствия используется статья“Чистые ошибки и пропуски”, которая равна сальдо между суммами всех кредитовыхи дебетовых записей с обратным знаком. Согласно международным стандартам,величина данной статьи не должна превышать 10% от стоимости импорта товаров иуслуг. [19, с.27].
Как правило, величина,показанная в этой статье, относительно не велика и стабильна, однако она резковозрастает и может достигать больших значений в странах со слабым контролем запредоставлением отчетов участниками внешнеэкономических связей для статистикиплатежного баланса. В этом случае величина пропусков и ошибок даетпредоставление о незарегистрированном оттоке (или притоке) капитала.
Платежный баланс издавнаявляется одним из объектов государственного регулирования. Это обусловленоследующими причинами.
Во-первых, платежнымбалансам присуща неуравновешенность, т.е. сальдо по текущим операциям и сальдоитогового баланса обычно не равны нулю и поэтому балансируются движениемкапитала, государственными операциями и изменениями в резервах, чтобыуравновесить платежный баланс.
Во-вторых, после отменызолотого стандарта в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравниванияплатежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтомувыравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственныхмероприятий.
В-третьих, в условияхинтернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного балансав системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешиваниявходит в круг основных задач экономической политики государства наряду собеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы [22,с.50].
Материальной основойрегулирования платежного баланса служат:
1) государственнаясобственность, в том числе официальные золотовалютные резервы;
2) возрастание долинационального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет;
3) непосредственноеучастие государства в международных экономических отношениях как экспортеракапиталов кредитора, гаранта, заемщика;
4) регламентациявнешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органовгосударственного контроля.1.2 Виды платежного баланса
По экономическомусодержанию различаются платежный баланс на определенную дату и за определенныйпериод. Платежный баланс на определенную дату невозможно зафиксировать в форместатистических показателей; он существует в виде меняющегося изо дня в деньсоотношения платежей и поступлений. Состояние платежного баланса определяетспрос и предложение национальной и иностранной валюты в данный момент, оноявляется одним из факторов формирования валютного курса.
Платежный баланс за определенныйпериод (месяц, квартал, год) составляется на основе статистических показателейо совершенных за этот период внешнеэкономических сделках и позволяетанализировать изменения в международных экономических отношениях страны,масштабах и характере ее участия в мировом хозяйстве. Показатели платежногобаланса за период связаны с агрегатными показателями экономического развития(валовым внутренним продуктом, национальным доходом и т.п.) и являются объектомгосударственного регулирования. Состояние платежного баланса за период тесносвязано с состоянием национальной валюты в долговременном аспекте, степенью еестабильности или характером изменений валютного курса.
Формы представления национальныхплатежных балансов разнообразны и зависят от целей использования содержащейся вних информации. Существует еще одна классификация разрабатываемых балансов(таблица).
Таблица
Классификация платежных балансовКритерии классификации Виды платежных балансов По срокам
— квартальные
— годовые
— перспективные По содержанию
— платежный баланс
— международная инвестиционная
Позиция
Продолжение таблицы По форме
— стандартное представление
— аналитическое представление
/>По регионам
— в целом по республике
— по республике со странами СНГ
— по республике с остальными странами По валюте
— в национальной валюте
— в иностранной валюте (долларах США)
Примечание— Источник: [17, с.406,схема 21.1]
Платежный баланс обычно составляетсяза определенный период и включает поступления валюты из-за рубежа и платежиданного государства за границей.
С бухгалтерской точкизрения платежный баланс всегда находится в равновесии. Но по его основнымразделам либо имеет место активное сальдо, если поступления превышают платежи,либо пассивное — если платежи превышают поступления. Поэтому методы составленияплатежного баланса и измерения сальдо играют большую роль в правильном анализепоказателей, характеризующих внешнеэкономические операции страны. Вэкономической литературе показатели платежного баланса часто приводятся безобъяснения их экономического содержания, хотя дефициты платежного баланса вотдельные годы (например, в США в 1958, 1965, 1976 гг. и в последующие годы)принципиально отличаются по экономическому содержанию и их некорректносравнивать по величине. Теория и практика составления платежного балансаразвиваются и совершенствуются в соответствии с переменами в мировой экономике.Термин «баланс» применяется в международных платежных отношениях для выраженияряда понятий, включая балансовый счет, сальдо или остаток счета, состояниесчета, равновесие и др. Поэтому платежный баланс — это не только счетмеждународных операций страны, две стороны которого уравновешивают друг друга,но и определенное состояние этих операций, включающее качественные иструктурные характеристики основных его элементов.
Таким образом, платежный баланс дает возможностьпроанализировать состояние внешнего сектора страны, оценить сбалансированностьдвижения реальных и финансовых ресурсов между странами. Тесная связь междуплатежным балансом и системой национальных счетов, банковской статистикой истатистикой государственных финансов позволяет проводить глубокие исследования,направленные на выявление связей между показателями внутреннего и внешнегосекторов, строить макроэкономические модели различной сложности. И на основеполученных данных вносить корректировки в экономическую политику страны.
2. Методырегулирования платежного баланса
Государственноерегулирование платежного баланса – это совокупность экономических, в том числевалютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленныхна формирование основных статей платежного баланса, а также покрытиесложившегося сальдо [23]. Существует разнообразный арсенал методоврегулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирования экспорта,либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости отвалютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.
Странами с дефицитомплатежного баланса обычно применяются следующие меры в целях стимулированияэкспорта, сдерживания импорта товаров, привлечения иностранных капиталов,ограничения вывоза капитала:
- прямой контроль;
- дефляционная политика;
- девальвация;
- валютные ограничения.
Прямой контроль
Включает регламентациюимпорта (например, через количественные ограничения), таможенные и другиесборы, запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранныминвестициям и денежных трансфертов частных лиц, резкое сокращение безвозмезднойпомощи, вывоза краткосрочного и долгосрочного капитала и др.
Подобные меры прямогоконтроля обычно вызывают сильные затруднения для многих фирм страны, исоответственно воспринимается враждебно.
В краткосрочном планепрямой контроль дает положительный эффект (он больше или меньше зависит отуровня соблюдения фирмами хозяйственного законодательства и способностиправительства следить за выполнением своих решений). В долгосрочном планеэффект от этих мер противоречив, так как создается «тепличный режим» дляместных производителей, снижается интерес иностранных инвеститоров к странеиз-за запрета на перевод их доходов, возникают трудности с привлечениеминостранных специалистов, создаются препятствия для расширения за рубежомтоваро- и услугопроводящей сети для отечественных экспортеров.
Не вызывает враждебности,а наоборот, приветствуется отечественными фирмами такая прямая мера, каксубсидирование экспорта. Но она дорогостояща, и поэтому ее применение обычносвязано с состоянием бюджета страны. Так, вряд ли состояние государственногобюджета Беларуси позволит ей в ближайшем будущем активно субсидировать экспорт [23].
Дефляционная политика
Такая политика,направленная на сокращение внутреннего спроса, включает ограничение бюджетныхрасходов преимущественно на гражданские цели, замораживание цен и заработнойплаты. Одним из важнейших ее инструментов служат финансовые и денежно-кредитныемеры: уменьшение бюджетного дефицита, изменения учетной ставки центральногобанка (дисконтная политика), кредитные ограничения, установление пределов ростаденежной массы. В условиях экономического спада, при наличии большой армиибезработных и резервов неиспользованных производственных мощностей политикадефляции ведет к дальнейшему падению производства и занятости. Она связана снаступлением на жизненный уровень и грозит обострением социальных конфликтов,если не принимаются компенсирующие меры.
Девальвация
Понижение курсанациональной валюты направлено на стимулирование экспорта и содержание импортатоваров. Однако роль девальвации в регулировании платежного баланса зависит отконкретных условий ее проведения и сопутствующей общеэкономической и финансовойполитики. Девальвация стимулирует экспорт товаров лишь при наличии экспортногопотенциала конкурентоспособных товаров и услуг и благоприятной ситуации намировом рынке.
Удорожая импорт,девальвация может привести к росту издержек производства импортных товаров,повышению цен в стране и последующей утрате полученных с ее помощьюконкурентных преимуществ на внешних рынках. Поэтому хотя она может дать страневременные преимущества, но во многих случаях не устраняет причины дефицитаплатежного баланса [23].
Валютные ограничения
Блокирование инвалютнойвыручки экспортеров, лицензирование продажи иностранной валюты импортерам,сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках направлены наустранение дефицита платежного баланса путем ограничения экспорта капитала истимулирования его притока, сдерживания импорта товаров.
Финансовая иденежно-кредитная политика. Для уменьшения дефицита платежного балансаиспользуются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышениеимпортных пошлин, отмена налога с процентов, выплачиваемых иностраннымдержателям ценных бумаг в целях притока капитала в страну, денежно-кредитнаяполитика.
Специальные мерыгосударственного воздействия на платежный баланс в ходе формирования его основныхстатей – торгового баланса, «невидимых» операций, движения капитала.
Важным объектомрегулирования является торговый баланс
В современных условияхгосударственное регулирование охватывает не только сферу обращения, но ипроизводства экспортных товаров. Стимулирование экспорта на стадии реализациитоваров осуществляется путем воздействия на цены (предоставление экспортерамналоговых, кредитных льгот, изменение валютного курса и т.д.). Для созданиядолгосрочной заинтересованности экспортеров в вывозе товаров и освоении внешнихрынков государство предоставляет целевые экспортные кредиты, страхует их отэкономических и политических рисков, вводит льготный режим амортизацииосновного капитала, предоставляет им иные финансово-кредитные льготы в обмен наобязательство выполнять определенную экспортную программу.
В целях регулированияплатежей и поступлений по «невидимым» операциям платежного баланса принимаютсяследующие меры:
— ограничение нормывывоза валюты туристами данной страны;
— прямое или косвенноеучастие государства в создании туристической инфраструктуры в целях привлеченияиностранных туристов;
— содействиестроительству морских судов за счет бюджетных средств для уменьшения расходовпо статье «Транспорт»;
— расширениегосударственных расходов на научно-исследовательские работы в целях увеличенияпоступлений от торговли патентами, лицензиями, научно-техническими знаниями ит.д.
— регулирование миграциирабочей силы. В частности, ограничение въезда иммигрантов для сокращенияпереводов иностранных рабочих.
— регулирование движениякапиталов направлено, с одной стороны, на поощрение внешнеэкономическойэкспансии национальных монополий, а с другой – на уравновешивание платежногобаланса путем стимулирования притока иностранных и репатриации национальныхкапиталов. Этой цели подчинена деятельность государства как экспортеракапиталов, создающая благоприятные условия для частных заграничных инвестиций ивывоза товаров. Правительственные гарантии по инвестициям обеспечиваютстрахование коммерческого и политического риска.
При активном платежномбалансе государственное регулирование направленно на устранение нежелательногочрезмерного активного сальдо. С этой целью рассмотренные выше методы –финансовые, кредитные, валютные и другие, а также ревальвация валютиспользуются для расширения импорта и сдерживания экспорта товаров, увеличенияэкспорта капиталов (в том числе кредитов и помощи развивающимся странам) иограничения импорта капиталов. Обычно применяется компенсационное регулированиеплатежного баланса, основанное на сочетании двух противоположных комплексовмероприятий: рестрикционных (кредитные ограничения, в том числе повышениепроцентных ставок, сдерживание роста денежной массы, импорта товаров и др.) иэкспансионистских (стимулирование экспорта товаров, услуг, движения капиталов,девальвация и т.д.). Государство осуществляет регулирование не только отдельныхстатей, но и сальдо платежного баланса [6, c.236].
В поисках источниковпогашения дефицита платежного баланса промышленно развитые страны мобилизуютсредства на мировом рынке капиталов в виде кредитов банковских консорциумов,облигационных займов. В этой связи активно участвуют коммерческие банки(особенно евробанки) в покрытии дефицита платежного баланса. Преимуществомбанковских кредитов по сравнению с кредитами международных валютно-кредитных ифинансовых организаций являются их большая доступность и не обусловленностьстабилизационными программами. Однако банковские кредиты относительно дорогие итруднодоступны для стран, имеющих крупную внешнюю задолженность.
К временным методампокрытия дефицита платежного баланса относятся также льготные кредиты,полученные страной по линии иностранной помощи. В связи с активным привлечениеминостранных кредитов для балансирования платежного баланса внешняя задолженностьстала глобальной проблемой.
Окончательным методомбалансирования платежного баланса служит использование официальных валютныхрезервов.
В условиях частичнойдемонетизации золото как всеобщее платежное средство используется:
— во-первых, в ограниченныхразмерах и лишь в последнюю очередь, когда исчерпаны все другие возможности;
— во-вторых, вопосредствованной форме путем его предварительной реализации на мировых рынкахзолота в обмен на национальные кредитные деньги, в которых принято заключатьторговые и кредитные соглашения и осуществлять международные расчеты.
Главным средствомокончательного балансирования платежного баланса служат резервы конвертируемойиностранной валюты.
Активное сальдоплатежного баланса используется государством для погашения (в том числедосрочного) внешней задолженности страны, предоставления кредитов иностраннымгосударствам, увеличения официальных золотовалютных резервов, вывоза капитала вцелях создания второй экономики за рубежом.
Новым явлением сталомежгосударственное регулирование платежного баланса с середины 70-х годов. Оновозникло как следствие интернационализации хозяйственных связей и недостаточнойэффективности национального регулирования. С возрастанием роли внешних фактороввоспроизводства длительное не равновесие платежного баланса усиливаетдиспропорции в экономике отдельных стран и в мировом хозяйстве. Поэтому ведущиестраны разрабатывают методы коллективного регулирования платежного баланса.
К межгосударственнымсредствам регулирования платежных балансов относятся: согласование условийгосударственного кредитования экспорта; двухсторонние правительственныекредиты, краткосрочные взаимные кредиты центральных банков в национальныхвалютах по соглашениям «своп»; кредиты международных валютно-кредитных и финансовыхорганизаций, прежде всего МВФ.
Превышение допустимой вмировом сообществе нормы задолженности страны ставит проблемы экономического, азатем политического характера. Поскольку рынки ограничивают кредиты такимстранам, покрытие дефицита ее платежного баланса возможно лишь за счет условныхкредитов, в частности МВФ, предусматривающих стабилизационные программы, атакже вмешательство кредиторов и международных организаций в экономику иполитику стран-заемщиц. Поэтому в целях уменьшения риска подобной зависимостистраны-должники, в том числе промышленно развитые, переориентируютэкономическую политику в целях уменьшения внешнего государственного долга [10,с.683].
Таким образом, платежныйбаланс можно регулировать на основе различных теоретических подходов, выбираяоптимальные механизмы с учетом развития соседней страны, внося необходимыекорректировки.
платежныйбаланс банк беларусь
3.Платежный баланс РБ 3.1Аналитическая оценка статистики платежного баланса Беларуси
Платежный балансРеспублики Беларусь (в дальнейшем платежный баланс) – это статистический отчет,в котором в систематизированном виде отражаются суммарные данные овнешнеэкономической деятельности страны за определенный период времени. [26,с.213]
В платежном балансефиксируются все операции между резидентами и нерезидентами Республики Беларусь,связанные с движением товаров, услуг, доходов, трансфертов, финансовых активови обязательств.
Хозяйственная единица(юридические лица и домашние хозяйства) считается резидентом РеспубликиБеларусь, если, располагаясь на экономической территории страны, она имеетцентр экономического интереса, ведет и намеревается продолжать хозяйственнуюдеятельность или экономические операции в течение неопределенно долгого илиопределенного, но достаточно продолжительного (более одного года) времени.
К экономическойтерритории Республики Беларусь относится географическая территория страны,которая находится под юрисдикцией правительства и в пределах которой могутсвободно перемещаться рабочая сила, товары и капитал. Экономическая территориястраны включает воздушное пространство, территориальные анклавы в другихстранах (четко отмеченные земельные участки, которые находятся в других странахи принадлежат или арендуются правительством Республики Беларусь вдипломатических, военных, научных или других целях, свободные зоны и таможенныесклады и предприятия, эксплуатация которых осуществляется под контролемтаможенных органов). Экономическая территория Республики Беларусь не включаетанклавов иностранных правительств и международных организаций, которыерасположены в пределах географической территории Республики Беларусь.
Операции платежногобаланса представляют собой результат внешнеэкономических операций, совершаемыхмежду резидентами Республики Беларусь и нерезидентами. В платежном балансерегистрируются изменения в объеме активов и обязательств, которые произошли врезультате осуществления операций. К операциям платежного баланса относятсяоперации, как сопровождаемые фактическими платежами, так и не предполагающиеденежных платежей.
Счет текущих операцийохватывает любые внешнеэкономические операции с экономическими ценностями (заисключением операций с финансовыми активами). К основным классификационнымразделам данного счета относятся: товары, услуги, доходы, текущие трансферты [27,с.14].
Счет операций с капиталоми финансовых операций охватывает любые внешнеэкономические операции скапитальными трансфертами и финансовыми активами и обязательствами и состоит издвух счетов: счета операций с капиталом и финансового счета. Счет операций скапиталом состоит из капитальных трансфертов и приобретения (продажи)непроизведенных нефинансовых активов. Компоненты финансового счетаклассифицируются согласно типу инвестиций или выполняемой ими функциональнойроли. Это прямые инвестиции, портфельные инвестиции, другие инвестиции ирезервные активы.
Основным концептуальнымпринципом построения платежного баланса является принцип двойной записи, прикотором каждая отражаемая в учете операция представляется двумя записями,имеющими одинаковое стоимостное выражение, но с противоположными знаками (покредиту и дебету). В результате применения принципа двойной записи разницамежду суммой всех кредитовых и дебетовых записей должна равняться нулю. В томслучае, когда происходит безвозмездное предоставление экономических ценностей(товаров, услуг или финансовых активов), для того, чтобы отразить такуюоперацию в счетах дважды, в платежный баланс вводится особая статья«Трансферты».
По кредитурегистрируются: экспорт реальных ресурсов (счет текущих операций), операции поуменьшению иностранных активов и увеличению внешних обязательств (счет операцийс капиталом и финансовых операций).
По дебету регистрируются:импорт реальных ресурсов (счет текущих операций), операции по увеличениюиностранных активов и снижению внешних обязательств (счет операций с капиталоми финансовых операций).
При оценке операцийплатежного баланса должны использоваться фактические рыночные цены.
Время регистрации операцийопределяется на основе принципа начисления. Регистрация операций осуществляетсяв тот момент, когда экономическая стоимость создается, преобразуется,обменивается, передается или ликвидируется. Возникновение финансовых требованийи обязательств связано с переходом права собственности на какие–либо ресурсы отодного участника внешнеэкономической операции к другому. Такой переход можетбыть оформлен юридически, а может предполагать фактическую передачу ресурсовили установление контроля над этими ресурсами другой стороной. Если переходправа собственности не очевиден, считается, что он происходит в тот момент,когда оба участника операции делают соответствующие записи в своихбухгалтерских книгах или счетах.
Платежный баланс дляобеспечения международной сопоставимости рассчитывается в долларах США. Дляразработки Минстатом национальных счетов, потребностей Министерства экономики иМинистерства финансов платежный баланс рассчитывается также в белорусскихрублях.
При оценке операцийплатежного баланса используется информация из разных источников, поступающая вразные сроки. Это может приводить к неравенству стоимостных оценок операций подебету и кредиту. Для устранения данного несоответствия вводится статьяплатежного баланса «Статистические расхождения», которая равна сальдомежду суммами всех кредитовых и дебетовых записей с обратным знаком.
Операции платежногобаланса делятся по следующим секторам экономики:
1) сектор органовденежно–кредитного регулирования включает органы, владеющие и управляющие международнымирезервами государства и, как правило, осуществляющие денежную эмиссию. ВРеспублике Беларусь к ним относится Национальный банк;
2) сектор органовгосударственного управления включает все учреждения и правительственные органына центральном, региональном и местном уровнях, расположенные на территорииБеларуси, а также посольства, консульства, военные учреждения и другие единицыгосударственного управления, расположенные за границей;
3) финансовые предприятияили банковский сектор охватывает банки Республики Беларусь, а также другиеинституциональные единицы, занятые оказанием финансовых услуг (за исключениемНационального банка Республики Беларусь);
4) другие секторывключают нефинансовые предприятия (занимающиеся производством товаров и услуг),в т.ч. домашние хозяйства, которые обладают и распоряжаются реальными ифинансовыми активами и обязательствами, вовлеченными во внешнеэкономическуюдеятельность;
Стандартное представлениеплатежного баланса описывает в соответствии со стандартной классификациейопераций потоки товаров, услуг, доходов, текущих и капитальных трансфертов идвижение финансовых ресурсов в страну и за границу.
В аналитическомпредставлении платежного баланса определяется его общее сальдо, равноесложившемуся изменению официальных международных резервных активов страны.
Аналитическоепредставление получается из стандартного представления путем выделения изфинансового счета платежного баланса операций, связанных с изменениемофициальных резервных активов Республики Беларусь [23].
Основными источникамиинформации, используемыми при разработке платежного баланса, являются:
— банковская системаотчетности о внешнеэкономической деятельности, которая находится в компетенцииНационального банка Республики Беларусь;
— система отчетности предприятий–резидентово внешнеэкономических операциях;
— другие официальныеисточники информации Республики Беларусь;
— информация НБ РБ.
При разработке и анализеданных платежного баланса для перекрестной сверки используются данныемеждународной банковской статистики и зеркальная статистика стран–партнеров,получаемая как от разработчиков платежных балансов других стран, так изсборников, публикуемых международными финансовыми организациями.
Система банковскойотчетности охватывает два типа респондентов:
— банки РеспубликиБеларусь, которые отчитываются как об внешнеэкономических операциях своихклиентов – резидентов Республики Беларусь, так и своих собственныхвнешнеэкономических операциях;
— предприятия–резидентыРеспублики Беларусь, имеющие счета вне банковской системы страны.
Информация в системебанковской отчетности собирается согласно формам, разработанным специалистамиуправления платежного баланса в соответствии со стандартной классификациейпятого издания Руководства по платежному балансу.
Система отчетностипредприятий–резидентов используется Министерством статистики и анализаРеспублики Беларусь при сборе информации о взаимных обязательствах предприятийреспублики с внешнеэкономическими партнерами по экспортно–импортным операциям,при сборе информации о привлечении иностранных инвестиций в экономику страны.
Официальные источникиинформации Республики Беларусь, к которым относятся Министерство статистики ианализа, Министерство финансов, Министерство иностранных дел, Государственныйтаможенный комитет другие республиканские и местные органы управления,представляют информацию Национальному банку в соответствии со специальнымиформами отчетности на месячной или квартальной основе.
Платежный балансразрабатывается на ежеквартальной основе. Для оперативных целей основныепоказатели платежного баланса могут разрабатываться на ежемесячной основе. Платежныйбаланс разрабатывается в течение 75 дней после отчетного периода [20].
Платежные балансынаправляются руководству Национального банка, высшим органам государственногоуправления страны, министерствам и ведомствам, международным финансовым истатистическим организациям, центральным банкам стран–партнеров вовнешнеэкономической деятельности, другим организациям, а также поиндивидуальным запросам юридическим и физическим лицам на основаниидействующего законодательства.
Платежныебалансы публикуются в представительстве Национального банка в сети Интернет,ежемесячном информационно–аналитическом и научно–практическом журналеНационального банка Республики Беларусь «Банковский вестник»,«Национальной экономической газете», в изданиях МеждународногоВалютного Фонда – ежемесячно в сборнике «International FinancialStatistics» («Международная финансовая статистика»), ежегодно всборнике «Balance of Payments Statistics. Yearbook» («Статистикаплатежных балансов. Ежегодник»).
3.2 Прогнозныепоказатели платежного баланса Республики Беларусь на 2009 г.
Текущий счет платежногобаланса прогнозируется Национальным банком Республики Беларусь в 2009 годуотрицательным в размере 2455 млн. долларов США против (-2535) млн. долларов СШАпо оценке в 2008 году (приложение А).
На состояние текущегосчета определяющее влияние оказывает состояние торгового баланса республики.
Торговый баланс на 2009год прогнозируется с дефицитом в размере (-3500) млн. долларов США (по оценке 2008 г. – дефицит в размере (-3490) млн. долларов США)[20].
Прогнозные показатели повнешней торговле товарами на 2009 год сформированы с учетом планируемого ростапромышленного производства, повышения конкурентоспособности экспортнойпродукции, создания разветвленной системы государственной поддержкиэкспортоориентированных производств, снижения материало- и энергоемкостипроизводства, дальнейшего развития импортозамещающих производств. Также учтеноповышение цен на импортируемые энергоносители.
В 2009 годупрогнозируется рост экспорта товаров на 17% по сравнению с 2008 годом. При этомобщий объем экспорта товаров намечается в размере 41220 млн. долларов США(оценка по 2008 году – 35230 млн. долларов США). Росту экспорта будетспособствовать также реализация договоренностей с отдельными регионами России оторгово-экономическом сотрудничестве.
Общий объем импортатоваров прогнозируется в размере 44720 млн. долларов США (рост на 15,5%). Надинамику импортных поставок будет оказывать влияние ввоз технологическогооборудования для модернизации производства, повышения его технического итехнологического уровня, повышение цен на энергоносители.
Баланс услуг в 2009 годубудет складываться традиционно активным: положительное сальдо определяется вразмере 2030 млн. долларов США (в 2008 году – 1700 млн. долларов США). Посравнению с 2008 годом положительное сальдо баланса услуг возрастет на19,4%[24].
По прогнозу на 2009 годимпорт услуг возрастет на 15,5% и составит 3100 млн. долларов США, экспортувеличится на 17% (5130 млн. долларов США).
Прогноз сформирован сучетом эффективного использования транзитных возможностей республики,стимулирующего дальнейший рост экспорта транспортных услуг, развития экспортауслуг связи, туристических услуг, ускоренного развития компьютерных иинформационных услуг.
Сальдо статьи “доходы”,включающее разницу между поступлениями процентов и дивидендов от внешнихфинансовых активов, принадлежащих резидентам Республики Беларусь, и платежамипо внешним обязательствам перед нерезидентами, а также доходами резидентов зарубежом и доходами нерезидентов в республике, прогнозируется в 2009 году вразмере (-1180) млн. долларов США. В 2009 году выплаченные доходы могутсоставить 1580 млн. долларов США, полученные доходы – 400 млн. долларов США.Отрицательное сальдо по данной статье обусловлено обслуживанием внешнего долгагосударства.
Сальдо статьи “текущиетрансферты” в 2009 году прогнозируется положительным в размере 195 млн.долларов США. Это означает, что республика получит чистые суммы гуманитарной итехнической помощи от иностранных правительств, неправительственных организацийи переводов от частных лиц на уровне текущего года[20].
Сальдо счета операций скапиталом и финансовых операций на 2009 год прогнозируется положительным вразмере 2975 млн. долларов США. По оценке 2008 года сальдо будет положительнымв размере 4108,8 млн. долларов США.
По капитальному счетупрогнозируется поступление финансовых средств (в основном в виде чистыхпереводов имущества мигрантов) на уровне текущего года в размере 85 млн.долларов США.
Прямые инвестициипредставлены приростом чистых перечислений в уставные фонды совместных ииностранных предприятий в республике и привлечением кредитных ресурсов отсовладельцев совместных и иностранных предприятий, работающих в республике. Приформировании прогноза по данной статье было учтено заключение соглашения междуПравительством Республики Беларусь и ОАО «Газпром» о продаже 50-процентногопакета акций ОАО «Белтрансгаз», в соответствии с которым российская сторонаприобретает указанный пакет акций поэтапно в течение 4 лет равными долями сежегодной оплатой в размере 625 млн. долларов США. В результате чистый притокпрямых инвестиций в экономику республики прогнозируется в объеме 1700 млн.долларов США. По оценке 2008 года сальдо по данной статье составит 1519,8 млн.долларов с учетом продажи пакета акций ОАО «Белтрансгаз».
Сальдо по коммерческимкредитам прогнозируется в 2009 году в размере 190 млн. долларов США. По оценке2008 года сальдо по этой статье составит -64 млн. долларов. Коммерческие(торговые) кредиты включают изменение текущей задолженности поэкспортно-импортным операциям.
Ссуды включают операциипо привлечению и обслуживанию краткосрочных, среднесрочных и долгосрочныхзаймов и кредитов. В 2009 году прогнозируется привлечь по межправительственнымсоглашениям и прямым договорам под гарантии Правительства 331,8 млн. долларовСША, выплаты по погашению основного долга составят 196,3 млн. долларов США.Сальдо по негарантированным среднесрочным и долгосрочным займам предприятий ибанков прогнозируется на уровне 1284,5 млн. долларов. В целом это увеличитобязательства резидентов республики перед внешним миром по среднесрочным идолгосрочным займам на 1320 млн. долларов [20].
В 2008 году сальдоожидается в размере 2930 млн. долларов США. Ссуды будут формироваться за счетпривлеченных под правительственные гарантии кредитов, которые по оценкесоставят 3017,6 млн. долларов США (с учетом государственного кредитаПравительства Российской Федерации в размере 2 млрд. долларов), выплат поосновному долгу – 205,5 млн. долларов США, а также негарантированных займов,которые на сальдовой основе оцениваются в размере 117,9 млн. долларов.
Депозиты, счета иналичные деньги включают изменения в иностранных активах и обязательствахбанков, активах и обязательствах органов денежно-кредитного регулирования.Сальдо по данной статье прогнозируется на 2009 год в размере (-220) млн.долларов. В 2008 году сальдо оценивается также отрицательным в размере 280 млн.долларов [24].
Прочие активы иобязательства отражают изменения просроченной задолженности перед внешниммиром, а также другие операции, не учтенные по другим статьям финансовогосчета. Прогноз на 2009 год по данной статье на сальдовой основе составляет(-100) млн. долларов, оценка 2008 года – (-95) млн. долларов [24].
Общее сальдо платежногобаланса прогнозируется положительным в размере 520 млн. долларов США, что даствозможность увеличения на эту сумму валовых резервных активов государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Платежный баланс является одним из важнейшихинструментов макроэкономического анализа и прогнозирования. Он активноиспользуется для определения фискальной политики, при принятии решений порегулированию внутреннего валютного рынка и валютного курса. Изменениявалютного курса имеют ощутимые последствия для экономики, поэтому закономерно,что платежный баланс является важным объектом регулирования как внутригосударства, так и в межгосударственных отношениях.
Платежный баланс, который в настоящее время отвечаетмеждународным стандартам, имеет и свои отрицательные стороны, которые связаны,прежде всего, с отсутствием достоверной статистической информации, необходимойдля его составления.
Большое влияние на платежный баланс оказывает торговыйбаланс. Их связь можно назвать прямопропорциональной, т.к. при повышенииположительного сальдо торгового баланса повышается положительное сальдоплатежного или уменьшается его отрицательное.
Это их свойство используется при регулированииплатежного баланса. Для этого дается возможность увеличения активного сальдоторгового баланса (например, повышение суммы экспорта).
Есть разные способы регулирования платежного баланса,но наиболее действенные, на коротком периоде времени, прямой контроль. Именноего чаще используют, хотя именно они имеют наименьшие положительные отклики унаселения.
Для того чтобы обеспечитьсбалансированность платежного баланса и накапливать золотовалютные резервы(они, к сожалению, у нас еще не совсем достаточны с точки зрения процессовобеспечения экономической безопасности), нужно или иметь положительное сальдопо текущему счету платежного баланса, то есть чтобы экспорт превышал импорт,либо, если это в силу каких-то объективных обстоятельств невозможно обеспечить,— отрицательное сальдо должно перекрываться финансовым счетом.
Повышение эффективности и увеличение объемов экспорта белорусскихтоваров требует проведения государством стимулирующей макроэкономической ивалютной политики.
В целоманализ состояния платежного баланса нашей страны за анализируемый период показывает,что отечественная промышленность в значительной степени находится в сильнойзависимости от импорта сырья и комплектующих.
Наплатежный баланс оказывает влияние нехватка собственных средств на проведениеструктурной перестройки и реструктуризацию промышленности… Кроме того,относительно бедные природные ресурсы страны не стимулировали в свое времяреструктуризацию и перестройку экономики, менее зависимой от привозных энергиии сырья.
Взаключение, после рассмотрения платежного баланса, как основной экономическойкатегории, характеризующей состояние внешнеэкономических связей страны, а такжепосле анализа состояния и динамики основных показателей платежного балансаРеспублики Беларусь можно сделать следующие выводы:
1) платежный баланс есть отражениевнешнеэкономических связей страны, степени ее интеграции в мировое хозяйство;
2) платежный баланс имеет индивидуальныеособенности для каждой страны, что является следствием ее экономическойполитики, экономического развития и национальной самобытности;
3) на платежный баланс оказывает сильноевлияние международная обстановка;
4) платежный баланс является одним изосновных инструментов макроэкономического анализа и прогнозирования;
5) на основании результатов платежногобаланса принимаются дальнейшие решения в области экономической политики страны.И во избежание негативных последствий необходимо выбрать наиболее оптимальныйвариант схемы построения платежного баланса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория:учебник / Е.Ф. Борисов. — М.: Юристъ, 2001. — 568 с.
2. Камаева, В.Д. Экономическая теория:учебник для вузов/ В.Д. Камаева. —М: Владос, 2003. —С. 563, С. 579—582.
3. Курс экономической теории: учебникдля вузов / под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой; МГИМО(У) МИД России. –6-е изд., доп. и перераб. – Киров: АСА, 2007. – 847 с.
4. Макроэкономика / Н.И. Базылев [идр.]; под ред. Н.И. Базылева— Минск: БГЭУ, 1998. — 148 с.
5. Макроэкономика: учеб. пособие / А.В.Бондарь[и др.]; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьева. — Минск: БГЭУ, 2007. —415 с.
6. Макроэкономика: учеб. пособие / И.В.Новикова [и др.]; под ред. И.В. Новиковой, Ю.М. Ясинского.— Минск: Академияуправления при Президенте РБ, 2006. —343 с.
7. Маненок Т.Л. //Белорусский рынок. —2001 г. —№ 2, (31). — С.22
8. Национальная безопасность РеспубликиБеларусь. Современное состояние и перспективы / М.В. Мясникович[и др.]; подред. М.В. Мясникович. —Минск: ИООО Право и экономика, 2003. – 56 с.
9. Национальная стратегия устойчивогосоциально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. —Минск: Юнипак, 2004. – 74 с.
10. Национальная экономика Беларуси:учеб. пособие / А.В. Богданов [и др.]; под общ. ред. В.Н. Шимова. – Минск:БГЭУ, 2005. – 844с.
11. О проблемах реформированияагропромышленного комплекса в странах с переходной экономикой: информ-аналит.бюл. №10./ Институт социально-политических исследований при АдминистрацииПрезидента РБ. — Минск, 2000г. — С. 12—22
12. Селищев, А.С. Макроэкономика: учебникдля вузов / А.С. Селищев — СПб.: 2002. — 399 с.
13. Фишер С., Дорнбун Р., Шмалензи Р.Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. — М.: Дело, 2002. —164 с.
14. Экономика: учебник / А.С. Булатов [идр.]; под ред. А.С. Булатова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК,2001. —216 с
15. Экономическая теория. / Н.И. Базылев[и др.]; под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. Минск: БГЭУ, 1996. — 236 с.
16. Банковский кодекс Республики Беларусь(в редакции Закона Республики Беларусь от 17.07.2006, № 145-З). Минск:Банковское дело, 2006. – 160 с.
17. Деньги, кредит, банки: учебник[Электронный ресурс] / Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов[и др.]; подобщ. ред. Кравцовой Г.И. — Минск: БГЭУ, 2003. — 1CD-ROM.
18. Деньги, кредит, банки. Учебник /Лаврушин О.И. [и др.]; под ред. Лаврушина О.И. —М.: Финансы и статистика, 2006.
19. Гуцол, П.Н. Проблемы становленияплатежного баланса Республики Беларусь / П.Н. Гуцол // Белорусский банковскийбюллетень. —2003. — № 2. С.46-53.
20. Платежный баланс Республики Беларусьза 2004-2008 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.nbrb.by/statistics/BalPalBelarus/Annually/;http://www.nbrb.bv/statistics/BalPalBelarus/Comment/— Дата доступа: 03.04.2009.
21. Аналитическая газета «Белорусы ирынок» [Электронный ресурс]. —Режим доступа: www.belmarket.by/index.php?article=31625
; www.belmarket.by/ru/22/55/?tpl=76#2. — Дата доступа: 03.04.2009.
22. Суэтин, А.А. Балансы международныхрасчетов/ А.А. Суэтин // Аудитор—2004. — №12. — С.49-58.
23. Национальное и межгосударственноерегулирование платежного баланса [Электронный ресурс]. — Режим доступа: money.banks-credits.ru/22/330.htm.
— Дата доступа: 18.04.2009
24. Аналитика: Платежный баланс Беларусиза 2008 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: news.bsb.by/rubrics/analiz/0439037/—Дата доступа:18.04.2009/
25. Мовсесян, А.Г. Международныевалютно-кредитные отношения: учебник/ А.Г. Мовсесян — М.: Инфра-М, 2003. —152с.
26. Финансы ВЭД: учебное пособие/ К.В. Рудый.— Минск.: Высшая школа, 2004.-348 с.
27. Бурдыко, Н.М. Эконометрические моделианализа и прогнозирование основных показателей ПБ РБ/ Н.М. Будыко //Белорусская экономика.- 2004.- № 11.- С.14-24.