Реферат по предмету "Финансовые науки"


Планирование расходных статей основного бюджета

Содержание
Введение
1. Планирование расходных статей основногобюджета
1.1. Бюджет прямых материальных затрат      
1.2. Бюджет прямых затрат на оплату труда
1.3. Бюджет амортизационных отчислений
1.4. Бюджет общепроизводственных расходов
1.5. Бюджет коммерческих расходов
1.6. Бюджет управленческих (общецеховых) расходов     
1.7. Бюджет налоговых платежей
1.8. Бюджет выплат по финансовой деятельности
1.9. Бюджет закупок
1.10. Бюджет поинвестиционной деятельности
1.11. Бюджет расчетов с кредиторами
2. Практическая часть
2.1. Анализ движения денежных средствза 2004 г. на ОАО «Белгородасбестоцемент»
2.2. Расчет экономического роста ОАО«Белгородасбестоцемент»
Заключение        

Введение
Бюджетирование является новым для российских специалистов методомфинансового управления предприятием. Бюджетирование — это процесс планированиябудущих операций фирмы и оформления его результатов в виде системы бюджетов.Бюджетирование является первым этапом разработки системы регулярногоэкономического управления и способствует оптимизации финансовых потоков иресурсов предприятия, что позволяет значительно снизить их объем, финансовыепотребности фирмы, себестоимость производимой продукции и, тем самым, повыситьконкурентоспособность предприятия.
Бюджетирование являетсясредством для определения финансовых показателей, методом финансовогоуправления.
Бюджетирование используется для организациипроизводственного процесса (ритмичности, синхронности и т.д.) и по существупредставляет собой сметное планирование, получившее наибольшее распространениев командной экономике. Следует отметить, что финансовая и производственнаяконцепции возникли почти одновременно.
Также важной задачейявляется составление бюджета доходов и расходов, который необходим для оценкирентабельности деятельности компании, и бюджета по балансовому листу,являющегося важнейшим инструментом управления активами и пассивами предприятия.
Текущий бюджет конкретизирует план доходов ирасходов предприятия, доводимый до центров доходов, затрат и прибыли. Онсостоит из двух разделов:
1) текущие расходы — издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности;
2) доходы от текущейоперационной хозяйственной деятельности — формируются в основном за счетреализации продукции, производимой предприятием.
В данной курсовой работерассматриваются текущие расходы основного бюджета.
Составление бюджетов поосновным расходным статьям основного бюджета производиться на основании данныхответственных подразделений, заключенных и планируемых (с большой долейвероятности к заключению) договоров по всей деятельности на предприятии.
Так, текущими затратамифирмы являются материальные затраты, амортизация основных средств инематериальных активов, расходы на оплату труда, налоговые платежи, относимыена издержки, накладные расходы, относимые к текущим затратам.
Очень важно, чтобы процесс бюджетирования, впрочем,как и весь процесс внутрифирменного планирования, носил непрерывный характер.Только так может быть достигнута его эффективность. Текущие бюджеты ориентируютподразделения фирмы в их повседневной работе, направленной на обеспечениетекущей рентабельности; стратегические программы и бюджеты закладывают основыбудущей рентабельности.

1 Глава
Планирование расходных статей основногобюджета
Бюджет доходов и расходов – основной документ,который определяет размеры и источники бюджетного финансирования.
Прогнозирование статей основного бюджета (бюджетадоходов и расходов) предполагает выполнение многочисленных расчетов, отражающихсодержание элементов затрат (на материалы, на оплату труда, амортизациюосновных средств и нематериальных активов и др.).
Рассмотрим порядок их планирования на предстоящийпериод по предприятию в целом.
1.1.Бюджет прямых материальных затрат
Прямые затраты на сырье иматериалы — это затраты на сырье и материалы, из которых производится конечныйпродукт.
Бюджет прямых затрат наматериалы составляется на основе производственного бюджета и бюджета продаж.
В бюджете прямых затрат на материалы определяютсясроки закупки и количество сырья, материалов и полуфабрикатов, котороенеобходимо приобрести для выполнения производственных планов. Использованиематериалов определяется производственным бюджетом и предлагаемыми изменениями вуровне материальных запасов. Умножая количество единиц материалов на ихоценочные закупочные цены, получают бюджет закупки материалов.
Следует отметить, что материальные оборотныересурсы можно разделить на основные и вспомогательные. Основныематериалы могут, как обслуживать производственные потребности, таки использоваться на стадии отгрузки и сбыта (например, тара).В этой связи при бюджетном планировании разделяют плановыевеличины материальных оборотных средств, относящихся, к стадиипроизводства и стадии сбыта, и лишь затем определяют совокупную потребность вразрезе отдельных видов продукции. Основные материалы, обслуживающиепроизводственные потребности, включаются в бюджет прямых затрат на материалы. Основныематериалы, используемые, на стадии отгрузки и, сбыта, включаются в бюджет коммерческих расходов.
В ряде случаев экономически невыгодно учитывать и планироватьрасход материалов, приходящийся на каждый вид продукции.
Примерами подобных затрат являются топливо и ГСМтранспортных служб, производственный инвентарь, затраты материалов на ремонтздания заводоуправления и т.п. Такие материалы считаются вспомогательными,которые делятся на:
- относящиеся к косвенным (общепроизводетвенным) расходам;
- относящиеся к постоянным (общехозяйственным и общимкоммерческим) расходам.
Косвенные расходы (топливо и ГСМтранспортных служб, производственный инвентарь и т.п.) включаются в бюджетобщепроизводственных расходов. Они распределяются между отдельными изделиямисогласно выбранной организацией плановой базе распределенияобщепроизводственных расходов в части вспомогательных материалов(пропорционально заработной плате производственных рабочих, количеству часовотработанного времени и т.д.). Как правило, за базу распределения принимаетсятот показатель, на основе которого происходило распределениеобщепроизводственных расходов в прошлом бюджетном периоде.
Вспомогательные материалы, относящиеся кобщехозяйственным расходам (например, материалы на ремонт зданиязаводоуправления), включаются в бюджет управленческих расходов. Вспомогательныематериалы, относящиеся к общим коммерческим расходам (например,представительские расходы руководства организации), включаются в бюджет коммерческихрасходов. Большая часть вспомогательных материалов в части постоянных расходоврассчитывается на основе сметного планирования по центрам финансовойответственности.
На отечественных предприятиях существуют дваосновных метода составления бюджета прямых затрат на материалы:
- нормативный метод;
- аналитический метод.
Нормативный метод является наиболее точным,обоснованным, но вместе с тем довольно трудоемким. Суть данного методазаключается в том, что затраты на материальные оборотные средства (сырье,материалы, комплектующие) определяются исходя из установленных норм расхода.Большинство крупных и средних промышленных предприятий составляют плановуюкалькуляцию на единицу продукции, в которой установлены удельные нормы расходапо видам сырья и материалов. Таким образом, на основе установленных норм(стандартов) расходов материалов и данных производственного бюджетарассчитывают потребность на бюджетный период.
Практика показывает, что на малых предприятиях, как правило, отсутствуетсистема нормирования материалов. В данном случае возможно использованиеаналитического метода. По сравнению с нормативным методом он гораздо проще впрактическом применении, однако, дает более грубую оценку потребности вматериальных затратах. Суть данного метода заключается в том, что на основефактических данных производства и сбыта продукции за базовый (отчетный) год иобщих расходов материалов рассчитывается средневзвешенная, принимаемая за нормурасхода на планируемый бюджетный период. Затем эти нормы расхода применяются кплановым объемам продаж и выпуска для определения потребностей в материалах.
Бюджет прямых затрат наматериалы, как правило, составляется с учетом сроков и порядка погашениякредиторской задолженности за материалы. Как и в случае с дебиторской задолженностью, существует временной лагмежду моментом совершения покупки и моментом реальной оплаты материальныхресурсов. Например, если поставщики устанавливают средний срок погашениязадолженности 30 дней и политика организации — не пользоваться скидкой (если таковаяпредоставляется), а оплачивать задолженность в конце этого периода, то разрывмежду покупкой и платежом — 1 месяц.
По строке «Итого денежных выплат» должны быть приведены данные околичестве денежных средств, которые будут выплачены в конкретном периоде. Вправом столбце должны быть приведены данные о сумме выплат за покупкиматериалов, произведенных в конкретном периоде. В нижней строке таблицырекомендуется фиксировать состояние кредиторской задолженности на конец каждогопериода, определяемой по формуле:
Кредиторская задолженность = Кредиторскаязадолженность на начало периода + Сумма закупок за период Сумма оплаты запериод (1.1.2.)
Данный бюджет составляют отделы снабжения иэкономический сразу после разработки производственной программы для определенияпотребности предприятия в сырье и материалах. Прямые затраты на материалывходят в состав конечного продукта. Бюджет прямых затрат на материалыпоказывают потребность в материальных ресурсах, которую удовлетворяют путемзакупок. Объем закупок зависит от предполагаемого использования материальныхресурсов, а также от уровня запасов. Формула для вычисления объема закупокимеет вид:
Объем закупок = Запасы на начало расчетногопериода + Объем потребления — Запасы на конец расчетного периода(1.1.1.)
Данные о запасах сырья и материалов автоматическипоступают из бюджета производства и бюджета запасов на предстоящий квартал.Запас материалов на начало периода равен запасу в предшествующем периоде. Вслучае если изменяется бюджет продаж или бюджет производства, должен бытьоперативно изменен и план закупок материалов.
Правильно составленный бюджет затрат наматериалы дает возможность четкого взаимодействия между производством и отделомснабжения, а также позволяет удерживать величину запасов на приемлемом дляпредприятия уровне.
Плановые потребности закупки материалов и ихиспользования могут быть подготовлены как в одном документе, так и в отдельныхсамостоятельных бюджетах. Многие предпочитают единый документ.
1.2. Бюджет прямых затрат на оплатутруда
Этот бюджет наряду с бюджетом на материалыявляется важнейшим для предприятия, так как расходы на оплату труда занимаютзначительный удельный вес в издержках производства, а их планирование позволяетуправлять персоналом. Принципы построения бюджета прямых затрат на оплату трудадостаточно известны работникам экономических служб предприятия. Бюджет прямыхзатрат на оплату труда подготавливают исходя из бюджета производства, сведенийо производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала.
Затраты на оплату труда включают прямые икосвенные расходы. Прямые расходына оплату труда включают всерасходы, которые можно прямо, непосредственно и экономично отнести наопределенный вид готовой продукции. Аналогично основным материалам прямыезатраты труда считаются отдельно в части производственных и сбытовых расходов.При этом также применяют два метода составления бюджета: метод нормирования ианалитический метод.
Однако с производством связаны и подсобные рабочие,менеджеры и мастера, контролеры и другой вспомогательный персонал. Ихзаработная плата также входит в состав производственных затрат. Поскольку этизатраты на оплату труда нельзя прямо и экономично отнести на определенный видготовой продукции, они называются косвенными (непрямыми) расходами. Подобнорасходам на вспомогательные материалы косвенные расходы на оплату трудавключаются либо в бюджет общепроизводственных расходов (например, заработнаяплата вспомогательного персонала), либо в бюджет управленческих расходов(например, заработная плата административно-управленческого персонала).Косвенные расходы на оплату труда относят на себестоимость отдельных продуктов,распределяя пропорционально сметной ставке этих расходов на единицу продукции.
Деление расходов на оплату труда на прямые икосвенные в большой степени зависит от конкретных ситуаций. Если в организациипроизводится одно изделие, то заработная плата не только основногопроизводственного, но и управленческого персонала может быть включена в бюджетпрямых затрат на оплату труда.
Бюджет прямых затрат на оплату трудаподготавливается исходя из бюджета производства (количество единиц продукции,подлежащих изготовлению), данных производительности труда и ставок оплаты трудаосновного производственного персонала, занятого непосредственно изготовлениемпродукции.
В бюджете заработной платы основногопроизводственного персонала необходимо выделять две составные части:
- фиксированную (постоянную) часть оплаты труда;
- сдельную (переменную) часть оплаты труда. Переменнаячасть оплаты труда включает оплату операций и работ по сдельным нормам ирасценкам, тарифным ставкам или в процентах от выручки в соответствии спринятыми в организациях формами и системами оплаты труда.
Чтобы рассчитать общее время использованияосновного производственного персонала, необходимо ожидаемый объем производствав каждом периоде умножить на трудоемкость изготовления единицы изделия иумножить полученный результат на стоимость одного человеко-часа.
Как правило, с ростом выпуска продукцииувеличивается заработная плата. Вообще-то она более стабильна во времени, чемзакупки. В случае снижения объема производства нельзя уволить частьвысококвалифицированных рабочих на квартал, а затем так же легко принять данныхсотрудников обратно на работу. В случае увеличения объема производства трудстановится более эффективным при относительно небольшом росте заработной платы.Только после определенного момента (например, ввода в эксплуатацию новогооборудования) на работу должны быть приняты новые рабочие, чтобы можно быловыполнить показатели производственного бюджета.
Если к моменту разработки бюджета образоваласьзначительная кредиторская задолженность по оплате труда, то целесообразнопредусмотреть график ее погашения. График погашения задолженности по оплатетруда составляют по тому же принципу, что и график погашения задолженности наматериалы. На основе всех имеющихся данных экономическая служба предприятияразрабатывает бюджет расходов на оплату труда.
На каждом предприятии заработную плату выплачивают втекущем отчетном периоде за прошлый месяц. Поэтому необходимо расходы на оплатутруда включать в бюджет этих расходов за текущий месяц, чтобы они относилисьименно к данному периоду, в котором были произведены.
Период представления:
— на год;
— на три месяца;
— на предстоящий месяц.[5]
Сводный бюджет по заработной плате предприятияформируется на основании данных статьи «Заработная плата» следующих бюджетов:
1.  «Бюджет проекта (заказа)»;
2.  «Бюджет по не основной деятельности»;
3.  «Бюджет расходов, не учитываемых приналогообложении», а также вспомогательных бюджетов к вышеперечисленным бюджетами данных подразделений.[3]
1.3. Бюджет амортизационных отчислений
Экономическая служба предприятия, а точнее, финансовый отдел,разрабатывает бюджет амортизационных отчислений на планируемый период. Дляопределения суммы этих отчислений можно пользоваться методом прямого счета ианалитическим.
План по амортизации предприятия включает в себяфинансовую информацию о размере амортизационных отчислений по всему фонду основныхсредств предприятия.
Цель разработки данногобюджета – планирование и последующее сопоставление с фактическими данными поамортизационным отчислениям предприятия.
Период представления:
-  на год;
-  на три месяца;
-  на предстоящий месяц.
Планирование расходов производится в разрезеследующих групп:
-  амортизация основных средствстоловых;
-  амортизация основных средствоздоровительного лагеря;
-  амортизация основных средствспорткомплекса;
-  амортизация основных средств ЖКХ;
-  амортизация основных средств,используемых в производстве;
-  амортизация основных средств,используемых в управлении;
-  износ нематериальных активов.[5]
При использовании прямого метода расчета суммуамортизационных отчислений устанавливают путем умножения первоначальной (восстановительнойстоимости объектов основных средств на соответствующие нормы (в процентах) покаждому из них).
Полученные результаты складывают и получают общуюсумму этих отчислений по предприятию в целом.
Прииспользовании аналитического метода вначале вычисляют среднюю стоимостьамортизационных основных средств на предстоящий год по формуле:
/>, (1.3.1.)
где Сос — первоначальная(восстановительная) стоимость основных средств на начало расчетного периода;
В — стоимость основных средств, вводимых вэксплуатацию в расчетном периоде;
В1 — стоимость основных средств,выбывающих из эксплуатации в расчетном периоде;
К — число полных месяцев функционированияосновных средств в расчетном периоде (в Iкв. его принимают равным 10,5 мес.; во IIкв. — 7,5; в III кв. — 4,5; в IV кв. — 1,5 мес.);
(12 — К) — число месяцев, остающихся доконца года после выбытия основных средств.
Среднюю стоимость основных средств,амортизируемых в плановом периоде, умножают на среднюю фактическую нормуамортизации (Нф), которая сложилась по отчету предприятия за базовыйгод:
/>, (1.3.2.)
где Ап — плановая сумма амортизационных отчислений напредстоящий год по предприятию в целом.
Определенную расчетным путем суммуамортизации включают в плановый бюджет на предстоящий период.
1.4. Бюджет общепроизводственныхрасходов
Бюджет общепроизводственных (накладных) расходоввключает общецеховые расходы на организацию, обслуживание и управлениепроизводством.
Бюджетобщепроизводственных расходов представляет собой детализированный планпредполагаемых производственных затрат, отличных от прямых затрат материалов ипрямых затрат труда, которые должны быть понесены для выполненияпроизводственного плана в будущем периоде.
Этот бюджет имеет две цели:
1) интегрировать всебюджеты общепроизводственных расходов, разработанные менеджерами попроизводству и его обслуживанию;
2) аккумулируя эту информацию,предоставить данные для вычисления нормативов этих расходов на предстоящийучетный период.[1]
Общепроизводственные расходы состоят из двух групп:
1) расходов на содержание и эксплуатациюоборудования;
2) общецеховых расходов на управление.
Расходы на содержание и эксплуатациюоборудования включают:
1) амортизацию производственногооборудования и транспортных средств;
2) текущий уход и ремонт производственногооборудования;
3) энергетические затраты на оборудование;
4) услуги вспомогательных производств пообслуживанию оборудования и рабочих мест;
5) заработную плату производственныхрабочих, обслуживающих оборудование (ремонтников);
6) расходы на внутризаводские перевозкиматериалов, полуфабрикатов, готовой продукции;
7) потери от простоев;
8) прочие расходы, связанные с использованиемоборудования.
Общецеховые расходы на управление включают:
1) затраты, связанные с подготовкой иорганизацией производства;
2) содержание аппарата управления цеха;
3) содержание прочего цехового персонала;
4) амортизацию производственных зданий исооружений;
5) ремонт производственных зданий исооружений;
6) затраты на обеспечение нормальных условийтруда и техники безопасности;
7) затраты на повышение квалификации иподготовку кадров;
8) прочие общецеховые расходынепроизводительного характера.
Объединение названных видов расходов в однугруппу под названием «Общепроизводственные расходы» связано с тем, что ониимеют ряд общих характеристик:
- носят комплексный характер;
- возникают в производственных подразделениях;
- не могут быть отнесены на продукт прямым путем, если ихвыпускается более одного;
- распределяются косвенным путем между видами готовойпродукции и незавершенным производством.
Общепроизводственные расходы имеют черты какусловно-постоянных, так и условно-переменных расходов. Они изменяются взависимости от увеличения или уменьшения объемов продаж более высокими темпами,чем постоянные (например, управленческие расходы), но не прямо пропорционально,как переменные (например, прямые материальные и трудовые затраты).
К числу таких условно-переменных расходов взависимости от специфики производства могут быть отнесены: двигательнаяэлектроэнергия, заработная плата вспомогательных рабочих, некоторыесопутствующие материалы. Однако при переходе к прогрессивным системам учетатипа activity-based costing (учет по бизнес-процессам)большая часть общепроизводственных (косвенных) расходов может перейти в разрядпрямых расходов, так как появляется возможность непосредственно учитывать данныеиздержки по видам продукции, на чье производство они были израсходованы.
К числу условно-постоянных расходов в составеобщепроизводственных расходов относят заработную плату цеховых ОТК, ИТР,капитальный и текущий ремонт оборудования цеха, амортизацию оборудования цеха ипр.
Для планирования потока денежных средствнеобходимо составлять график оплаты и погашения кредиторской задолженностиобщепроизводственных расходов.
Наиболее сложной является задача распределенияобщепроизводственных расходов по объектам затрат на конкретные виды выпускаемойпродукции, структурные подразделения (цеха). В качестве базы распределения, какправило, выбирается тот показатель, который в наибольшей степени соответствуетобщепроизводственным расходам конкретного производственного подразделения. Какправило, база для распределения затрат сохраняется неизменной в течениебюджетного периода, однако когда она перестает соответствовать принятымпроизводственным и технологическим процессам, она подлежит пересмотру. Меняябазу распределения, планово-экономический отдел меняет и значение себестоимостипродукции.
На практике для распределенияобщепроизводственных (накладных) расходов по объектам затрат выбираютсяследующие базы распределения:
1) прямые затраты. В этом случае применяютсяставки распределения общепроизводственных расходов в процентах, от стоимостипотребленных на изделие основных материалов и основной заработной платыпроизводственных рабочих;
2) заработная плата производственныхрабочих. Данный показатель используется в тех случаях, когда заработная платазанимает больший удельный вес в общепроизводственных расходах, чем расходы насодержание оборудования;
3) планируемое время работы производственныхрабочих (человеко-часы). Коэффициент распределения определяется путем деленияобщей суммы общепроизводственных расходов на общее число затраченныхчеловеко-часов;
4) машино-часы. Этот показатель применяетсяпри наличии информации о времени работы оборудования, затраченного на выпускконкретного продукта;
5) стоимость основных материалов.Общепроизводственные расходы распределяются пропорционально стоимостииспользованных основных материалов.
6) объем произведенной продукции внатуральном или стоимостном выражении. Данный метод используется в случаепроизводства структурным подразделением одного вида продукции.
7) распределение пропорциональноустановленным нормативным ставкам. Такая ставка может быть рассчитана как поорганизации в целом, так и для каждого подразделения отдельно. Единую ставкураспределения общепроизводственных расходов используют в том случае, если навсе работы во всех подразделениях затрачивается примерно одинаковое количествовремени. Когда на эти работы затрачивается разное время, ставки распределенияобщепроизводственных расходов устанавливают дифференцированно для каждогоподразделения, чтобы на все виды продукции распределялись соответствующие имнакладные расходы.
Выбранный способ должен соответствоватьпринятым производственным и технологическим процессам, быть максимальноприближенным к фактическим расходам на данный вид продукции. При выборе базыраспределения следует руководствоваться отраслевыми методическимирекомендациями по учету, планированию и калькулированию себестоимости; еслитакие рекомендации отсутствуют — экономическим смыслом и особенностями производственнойдеятельности коммерческой организации.
После того как составлены бюджетыпроизводства, прямых затрат на материалы, прямых затрат на оплату труда иобщепроизводственных расходов, можно скалькулировать производственнуюсебестоимость продукции и разработать бюджет производственных запасов.
Бюджет общепроизводственных накладныхрасходов выражает объем всех затрат, связанных с выпуском продукции, заисключением прямых материальных издержек и прямых затрат на оплату труда.Данный бюджет содержит ряд стандартных статей:
- содержание и эксплуатация оборудования;
- текущий ремонт производственных основных средств;
- аренда производственного оборудования;
- дополнительные выплаты производственным рабочим(например, оплата простоев) и др.
Используя информацию о производственнойпрограмме на следующий квартал (месяц), руководители подразделений,подчиняющиеся заместителю директора, предоставляют ему служебные записки сзапланированными расходами, за которые они отвечают. Заместитель директора попроизводству утверждает эти расходы, а подчиненная ему служба составляетсводный бюджет общепроизводственных накладных расходов.
1.5. Бюджет коммерческих расходов
Планирование издержек текущего характера, связанныхс реализацией продукции и маркетинговой деятельностью, является важной функциейуправления и необходимым условием при формировании общего бюджета.
Коммерческие расходы — это затраты, связанные с продвижением товаров нарынок сбыта. Часть этих затрат зависит от объема продаж, например комиссионные.Другая часть является постоянной составляющей бюджета. Как правило, чем большеобъем продаж, тем больше средств направляется на стимулирование сбыта,соответственно, растет величина коммерческих расходов.
Бюджет коммерческих расходов формируют после составлениябюджета продаж, так как он тесно связан с последним. Поэтому бюджеткоммерческих расходов (реклама, комиссионные торговых агентов транспортныеуслуги и др.) должен соотноситься с объемом продаж. Нельзя ожидать роста объемапродаж, одновременно планируя снижение финансирования мероприятий, направленныхна стимулирование сбыта продукции. Многие статьи бюджета коммерческих расходовпланируют в процентах к объему продаж (за исключением аренды складскихпомещений и транспортных услуг). Величина прогнозного процента зависит отжизненного цикла готовой продукции.
Коммерческие расходы можно классифицироватьпо многим критериям, ключевыми из которых являются:
-  видыпродукции;
-  категориипокупателей;
-  географиясбыта;
-  деятельностьконкурентов на отдельных сегментах товарного рынка.
Как правило, планирование прогнозного спросапотребителей и формирование прогноза расходов на продажу осуществляетсякоммерческой службой, которая соотносит расходы с объемом продаж, иклассифицирует соответствующие затраты по следующим критериям:
- комиссионные сборы, уплачиваемые в соответствии сдоговорами сбытовым и посредническим организациям;
- транспортные услуги (расходы на доставку товаров настанцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, суда и т.п., оплата специализированныхтранспортно-экспедиционных контор);
- расходы на тару и упаковку (стоимость услуг либособственных цехов, производящих тару и упаковку; либо оплата затаривания иупаковки товаров сторонними организациями);
- представительские расходы;
-  аренда складских помещений итранспортных средств;
-  рекламные и маркетинговыемероприятия, направленные на увеличение продаж и завоевание рынков сбыта;
-  расходы, связанные с упаковкой,складированием и хранением продукции;
-  расходы структурных подразделений,занимающиеся коммерческой деятельностью;
-  расходы на содержание транспортныхсредств;
-  страхование имущества;
-  таможенные процедуры и комиссионныена экспорт.
прочие расходы по сбыту (затраты нахранение, складирова­ние, подсортировку и т.п.).
В бухгалтерском учете суммы расходов,связанных с продажей продукции (товаров, работ, услуг), накапливаются по дебетусчета 44 «Расходы на продажу». Эти суммы списываются полностью или частично вдебет счета 90 «Продажи». В промышленных организациях при частичном списанииподлежат распределению расходы на упаковку и транспортировку (между отдельнымивидами отгруженной продукции ежемесячно исходя из их веса, объема,производственной себестоимости и т.п.). Все остальные расходы, связанные спродажей продукции, полностью относятся на себестоимость проданной продукции.
Решение об уровне коммерческих расходовдолжно зависеть от стратегии развития коммерческой организации. Большинстворасходов на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж(размер процента зависит от стадии жизненного цикла товара). При этом темпыроста коммерческих расходов не должны опережать темпы роста уровня продаж.
Значительную часть коммерческих расходов составляютзатраты на рекламу и продвижение товаров на рынок. Поэтому заместительдиректора по сбыту (коммерческий директор) должен точно установить, где и когдадолжна быть осуществлена рекламная кампания и сколько средств следует на нееизрасходовать. При разработке бюджета коммерческих расходов целесообразно предусмотретьзатраты на упаковку, транспортировку, страхование, складирование и хранениетоваров на складе.
При составлении бюджета коммерческихрасходов следует помнить, что расходы на рекламу и представительские расходынормируются для целей налогообложения.
С 1 января 2002 г. сняты существовавшие преждеограничения по отнесению на себестоимость расходов на рекламу. Часть расходовна рекламу учитывается в размере фактических затрат (п. 4 ст. 264 Налоговогокодекса РФ):
-  нарекламные мероприятия через СМИ (в том числе объявления в печати, передача порадио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
- на световую и иную наружную рекламу, включаяизготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
- на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, наоформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов,изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах иуслугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации,на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальныекачества при экспонировании.
Нормируются расходы на приобретение (изготовление)призов для рекламных розыгрышей во время проведения массовых рекламных кампанийи прочие виды рекламных расходов коммерческой организации: 1 процент выручки отреализации в отчетном (налоговом) периоде.
Начиная с 1 января 2002 г. изменился также порядокнормирования представительских расходов. Для целей налогообложения всебестоимость включаются представительские расходы (по перечню, установленномуп. 2 ст. 264 Налогового кодекса) в размере, не превышающем 4 процента отрасходов организации на оплату труда в отчетном (налоговом) периоде.
Для упрощения составления прогноза денежного потокарекомендуется отражать в данном бюджете денежные выплаты, связанные скоммерческими расходами. Если в данном бюджете указана амортизация, она должнаотноситься только к оборудованию, используемому для коммерческих целей.
При составлении бюджетакоммерческих расходов определяются затраты, обеспечивающие своевременность иполноту отгрузки продукции и продвижение ее на рынке в прогнозном периоде.
В зависимости оторганизации процесса бюджетирования и детализации системы планирования, расходына продажу могут планироваться как в натуральных и стоимостных величинах, так ив процентном отношении от объема отгрузки.
Коммерческие расходы подразделяются на:
-  переменные издержки, зависимые отобъема продаж конкретного продукта, региона, или в целом отгрузки товаров попредприятию, и рассчитанные на основании установленного процента в прогнозе«Коммерческие нормируемые затраты»;
-  условно-постоянные издержки,связанные с осуществлением коммерческой деятельности и распределяемые напродукты согласно установленной учетной политики.
Переменные коммерческиерасходы рассчитываются только после формирования бюджета продаж, определяющегоассортимент и количество реализуемой продукции, устанавливающего предполагаемыхконтрагентов, стоимость и условия платежа.
Качественноепланирование, анализ и обоснование затрат с целью получения максимальной выгодыосуществляется ответственными исполнителями, заинтересованными в увеличениипродаж, оптимизации расходов на сбыт и выполнении бюджетных показателей.Приоритетность в управлении коммерческими расходами и мотивация менеджеровустанавливается руководством предприятия согласно принятой на предприятиимаркетинговой политики и положений по премированию.[6]
1.6. Бюджет управленческих(общецеховых) расходов
В состав этого бюджета входят различные расходы, связанные собслуживанием производственной деятельности предприятия (расходы по управлениюим). Назначение данного бюджета состоит в определении общих и административныхрасходов, необходимых для управления коммерческой организацией в целом.Поскольку статьи данного бюджета разнородны и связаны с деятельностью большогочисла отделов предприятия, то и задача по составлению бюджета является сложной.Вспомогательные подразделения не составляют отдельные бюджеты, а планируютрасходы путем разработки служебных заявок. Общую их величину рассматривает иутверждает экономический отдел, который сводит эти расходы в единый бюджет.
Бюджет по накладным расходам по отдельным статьям содержит информацию оразмере накладных расходов по конкретным подразделениям. Отличительнойособенностью данного бюджета является то, что он содержит только расходыпредприятия. При этом, так как накладные расходы составляют порядка 50% затратпредприятия (исходя из проведенного анализа бухгалтерской информациипредприятия), их планированию и контролю на предприятии требуется уделятьзначительное внимание.
Цель разработки данного бюджета – планирование расходов с последующимсравнением с фактическими показателями и принятие управленческих решений.
Период представления:
- на год;
- на три месяца;
- на предстоящий месяц.[5]
Бюджет по накладным расходам предприятия формируется на основанииследующих данных, предоставленных подразделениями.
Планирование расходов и выбытия денежных средств по накладным расходампроизводится по следующим разделам:
Планирование и рассмотрение накладных расходовосуществляется не только по разделам накладных расходов, но и по затратнымстатьям, что позволяет анализировать расходы и осуществлять контроль взависимости от вида расходов.
Выделяют следующие типовые статьиуправленческих (общехозяйственных) расходов промышленного предприятия:
Расходы на управление коммерческойорганизацией:
1) заработная платаадминистративно-управленческого персонала;
2) командировочные расходы по установленнымзаконодательством РФ нормам;
3) представительские расходы;
4) содержание пожарной охраны, расходыслужбы безопасности.
Общехозяйственные расходы:
1) содержание прочего общезаводского персонала;
2) амортизация основных средствобщехозяйственного назначения (например, здания заводоуправления);
3) содержание и ремонт зданий, сооружений иоборудования общезаводского назначения:
- расход вспомогательных материалов;
- коммунальные платежи (освещение, отопление, канализацияводоснабжение);
- ремонт основных: средств, включая стоимость материалов изапасных частей, израсходованных на ремонт, заработную плату с отчислениямирабочих, производящих ремонт);
- аренда и капитальный ремонт основных средств.
- оплата услуг сторонних организаций по содержанию иремонту зданий, сооружений и оборудования;
4) расходы на подготовку и переподготовкукадров;
5) расходы на содержание и обслуживаниеавтотранспорта (например, техническое обслуживание и ремонт, приобретение ГСМ);
6) прочие расходы:
- юридические расходы;
- услуги банков;
- услуги связи;
- информационно-консультационные услуги;
- аудиторские услуги;
- хозяйственные расходы;
- связь с общественностью;
- обслуживание оргтехники и вычислительной техники;
- страхование имущества;
- налоги, сборы, платежи (относящиеся на себестоимостьпродукции).
Непроизводительные расходы
1) потери от простоев;
2) недостачи и потери от порчи материаловпри хранении на складе.
Управленческие расходы относятся к условно-постоянным затратам, посколькувеличина их остается сравнительно неизменной в течение бюджетного периоданезависимо от изменения объемов продаж. Однако эти расходы постоянными вбуквальном смысле слова не являются. Они возрастают вместе с увеличениеммасштабов хозяйственной деятельности (например, с появлением новых изделий,новых бизнесов) более медленными темпами, чем рост объемов продаж, или растутскачкообразно. Поэтому при планировании будущих затрат принято предусматриватьнекоторое снижение доли этих затрат по мере роста объема продаж.
При подготовке данных для бюджета движенияденежных средств рекомендуется по аналогии с общепроизводственными расходамиввести строку «К выплате по управленческим расходам». От величиныуправленческих расходов данная статья отличается на величину амортизационныхотчислений зданий и сооружений непроизводственного назначения.
При составлении бюджета наряду сраспределением управленческих расходов внутри бюджетного периода (по месяцам)следует показать распределение этих расходов по видам продукции (в случаекалькулирования полной себестоимости), а также по центрам финансовойответственности — каждому бизнесу или структурному подразделению организации.
При калькулировании полной себестоимостипродукции сумма общехозяйственных (управленческих) расходов распределяетсямежду видами продукции пропорционально выбранной базе распределения. Однакотакие затраты, как время работы оборудования или заработная плата основныхпроизводственных рабочих, не имеют тесной зависимости с размером;управленческих расходов. Поэтому распределение управленческих расходов прикалькулировании полной себестоимости продукции носит весьма условный характер.В качестве базы распределения может быть принята стоимость прямых затрат накаждый вид продукции, что находит отражение в учетной политике организации.
Распределение управленческих расходов поцентрам финансовой ответственности производится на основе так называемогосметного планирования по центрам финансовой ответственности. Суть даннойтехнологии состоит в том, что каждое подразделение коммерческой; организации(центр финансовой ответственности) предоставляет до начала бюджетного периода вплановый отдел проект сметы затрат, относящихся к данному подразделению.Планово-экономический отдел корректирует сметы подразделений и выводит общуюплановую величину управленческих расходов. Методика распределения суммарных управленческихрасходов по бюджетам центров финансовой ответственности разрабатываетсяпланово-экономическим отделом; и указывается в Инструкции о порядке заполненияформы бюджета доходов и расходов, либо другом внутреннем нормативном документе.
Лишь небольшая часть управленческих расходов калькулируется; чисторасчетным путем (например, амортизационные отчисления). Большая частьуправленческих расходов на предстоящий бюджетный период устанавливается в виденормативов (лимитов) с целью обеспечения нормативных показателей прибыли. Приросте объемов продаж допускается увеличение нормативов управленческих расходовпри обязательном соблюдении условия: показатели прибыли не должны ухудшаться.
1.7. Бюджет налоговых платежей
Бюджет по налоговымотчислениям отражает начисление налогов в бюджет и внебюджетные фонды порезультатам планирования деятельности предприятия.
Цель разработки данногобюджета — оптимизация налоговых платежей и выявление потребности в финансовыхресурсах.
Из всех бюджетов, связанных с денежными потоками,данный бюджет является приоритетным. Он характеризует взаимоотношенияпредприятия с государством. В случае возникновения кассового разрыва порасчетам с поставщиками материальных ценностей и иными партнерами можно ставитьвопрос об отсрочке платежей. Во взаимоотношениях с государством (в лиценалоговых органов) это сделать практически невозможно, так как по действующемуналоговому законодательству очень сложно получить налоговый кредит или отсрочкупо уплате налогов. Учитывая приведенные доводы, понятно, почему так важноправильно запланировать налоговые платежи. С одной стороны, при планированиисредств меньше необходимого объема существует реальная угроза финансовойстабильности предприятия (возрастает вероятность его банкротства в ближайшембудущем).
С другой стороны, излишнее резервирование средств длявыплаты налогов будет означать неэффективное их использование (недополучениедохода по ним). Налоговыйбюджет разрабатывает бухгалтерия совместно с финансовым отделом, поскольку этислужбы располагают всей необходимой информацией и специалистами.
Период представления:
-  на год;
-  на три месяца;
-  на предстоящий месяц.[5]
Входящая информация планпо налоговым отчислениям формируется на основании следующих документов:
-  бюджет проекта (заказа);
-  бюджет по не основной деятельности;
-  бюджет по инвестиционнойдеятельности;
-  бюджет по накладным расходам;
-  сводный бюджет по заработной плате;
-  сведения о транспортных средствах.
Предприятие рассчитывает и перечисляет в бюджетследующие группы налогов:
-  налоги, включаемые в цену реализации(налог на добавленную стоимость, налог с продаж);
-  налоги и платежи, включаемые всебестоимость продукции (единый социальный налог, налог на землю, транспортныйналог);
-  налоги, уплачиваемые за счет прибылипредприятия (налог на прибыль);
-  налоги, уплачиваемые за счетработников (налог на доходы физических лиц).
 
1.8. Бюджет выплат по финансовойдеятельности
Выше были рассмотрены бюджеты, относящиеся к текущейдеятельности предприятия. Однако невозможно составить реальный основной бюджетбез планирования платежей по финансовой деятельности.
Данную задачу решает финансовый отделпредприятия, привлекая информацию, полученную в бухгалтерии. За достоверностьэтого бюджета он несет ответственность в рамках общего процесса бюджетирования.
Бюджет по финансовой деятельности включает в себяинформацию о финансовой деятельности предприятия в данном отчетном периоде, тоесть рассматриваются не только доходы, расходы, но также поступление и выбытиеденежных средств по этому виду деятельности (реализация ценных бумаг, операциипо валюте, операции по краткосрочным и долгосрочным кредитам, приобретение ипродажа долей в других организациях и т.д).
Период представления:
1.  на три месяца;
2.  на предстоящий месяц.[5]
Входящая информациябюджет по финансовой деятельности формируется на основании следующихдокументов:
-  данных подразделений;
-  выписки из реестра акционеровкомпаний, владельцем акций которых является предприятие;
-  решения Исполнительного органасобрания акционеров;
-  решения кредитного комитета окредитной политике на данный финансовый год.
Планирование расходов пофинансовой деятельности производится в разрезе следующих групп:
-  обслуживание собственных ценныхбумаг;
-  приобретение долей в других организациях;
-  приобретение ценных бумаг;
-  услуги банков;
-  отрицательная курсовая разница;
-  проценты по кредитам к уплате;
-  расходы по операциям купли-продаживалюты;
-  прочие расходы.
1.9. Бюджет закупок
Бюджет закупок может составляться в натуральныхи/или стоимостных показателях. В первом случае он определяет плановуюпотребность предприятия в материальных ресурсах, а также размер месячныхзакупок каждого ресурса.
Во втором случае бюджет закупок представляет собойрасчет денежных средств, необходимых для покупки потребных ресурсов. Логикатакого расчета заключается в следующем. Прежде всего, планируется потребность вматериалах, а затем – страховой уровень запасов материалов на начало и конецпериода.
Данное положение отображается следующей формулой:
Закупки = Потребность – Начальный запас + Конечныйзапас (1.9.1.)
Другими словами, количество ресурсов, которое надозакупить, равно плановой потребности плюс желаемый запас этих ресурсов на конецпланового периода минус запас ресурсов на начало периода.
Следует заметить, что в общем случае бюджет закупокпредприятия должен быть скорректирован с учетом потребности в материалах,необходимых для общепроизводственных, управленческих и коммерческих нужд.Поэтому при проектировании реальной системы бюджетирования бюджет закупокдолжен формироваться после составления всех операционных бюджетов. Между темопределение оптимального уровня запасов – самостоятельная и достаточно сложнаязадача, при решении которой приходится с помощью специальных методов искатькомпромисс между затратами на содержание запаса материалов и возможнымипотерями из-за отсутствия в нужный момент материалов на складе.
Расчет закупокпредприятия производится на основании сформированной производственной программыи выполняет следующие задачи:
а) определение потребности предприятия по всемстатьям затрат на производственную программу;
б) определение закупокпредприятия у конкретных поставщиков сырья и материалов.
Бюджет закупки сырья иматериалов представляет собой план службы материально-технического снабжения(МТС). План МТС разрабатывается с учетом:
-  производственной программы;
-  нормативов запасов материальныхресурсов;
-  норм расходов сырья, материалов,полуфабрикатов, топлива, комплектующих изделий;
-  планов капитального строительства,реконструкции, подготовки производства новых изделий, работ по ремонту иэксплуатации оборудования, зданий, сооружений, бытовых объектов и т.д.;
-  остатков материальных ресурсов наначало и конец планируемого периода;
-  установленных и вновь налаживаемыхсвязей с поставщиками;
-  цен на все видыматериально-технических ресурсов.
Потребность в материалахна основное производство (Gм.осн.) определяется по формуле:
Gм.осн. =? Qi * ni (1.9.2.) i = [1; m],
где Qi – объем выпускапродукции по каждому наименованию (шт.);
ni – норма расходаматериала на одно изделие с учетом технологических потерь (натур. ед.);
m – количествонаименований изделий.
Общая потребность в конкретных материалах (Gм)определяется по формуле:
Gм = Gм.осн. + Zн.з. –Zм.ф. +(–) Gм.н.п. + Gм.экс., (1.9.3.)
где Zн.з. – норма запасаматериала;
Zм.ф. – фактическоеналичие материалов на предприятии;
Gм.н.п. – необходимоеколичество материалов для изменения незавершенного производства;
Gм.экс. – потребность вматериалах для ремонтно-эксплуатационных и других нужд.
Потребность вматериальных ресурсах определяется расходами на:
-  основное производство, включаяпроизводство комплектующих изделий и запасных частей;
-  изготовление технологической оснасткии инструмента;
-  изготовление нестандартногооборудования и модернизацию оборудования;
-  проведение НИОКР (с учетомизготовления опытных образцов и экспериментальных работ);
-  реконструкцию цехов, участков;
-  ремонтно-эксплуатационные нужды;
-  капитальное строительство;
-  работы социально-культурной и бытовойсфер;
-  создание запасов.
Определение закупокпредприятия у конкретных поставщиков сырья и материалов производится последующему алгоритму:
а) на основании рассчитанной величины потребности ивремени ее возникновения анализируется предложение существующих поставщиковпредприятия;
б) при наличии несколькихпоставщиков аналогичного ресурса предпочтение отдается поставщику с большимрангом контракта. Ранг контракта определяется индивидуальными для каждогопредприятия параметрами: ценой ресурсов, отсрочкой платежа, качеством ресурсов,стабильностью поставок и т.д.;
в) при возникновенииограничений предложения поставщиков анализируется возможность закупки у них впредыдущие месяцы и при ее наличии производится закупка для образования сверхнормативныхостатков, обеспечивающих будущее удовлетворение потребности;
г) при отсутствии явноуказанных поставщиков ресурсов делается допущение, что ресурс может бытьприобретен в тот период, когда в нем возникла потребность, в нужном количествеи по базовым ценам.
1.10.Бюджет по инвестиционной деятельности
К инвестиционнойдеятельности для целей бюджетирования относятся приобретение основных средств,нематериальных активов и прочих капитальных вложений. Бюджет по инвестиционнойдеятельности включает в себя полную финансовую информацию об инвестиционнойдеятельности предприятия в данном отчетном периоде.
Цель разработки данногобюджета — установление приоритетов инвестиций и оптимальное использованиеинвестиционных ресурсов.
Период представления:
-  на год;
-  на три месяца;
-  на предстоящий месяц.
Входящая информациябюджет по инвестиционной деятельности формируется на основании следующихдокументов:
-  планы технического перевооружения нагод;
-  сметы на проведение работ;
-  заявки подразделений.[5]
Планирование расходов поинвестиционной деятельности производится в разрезе следующих групп:
-  приобретение основных средств,капитальных вложений;
-  приобретение нематериальных активов;
-  налог на добавленную стоимость среализации основных средств;
-  налог на добавленную стоимость среализации нематериальных активов;
-  налог на добавленную стоимость среализации капитальных вложений;
-  списание остаточной стоимостиосновных средств;
-  списание остаточной стоимостинематериальных активов;
-  списание остаточной стоимостикапитальных вложений;
-  расходы по реализации основныхсредств;
-  расходы по списанию.
В плановые документы сотрудником финансового отделавносятся расходы, полученные из документов, содержащих входящую информацию:заявок подразделений, планов технического перевооружения на год и т.д. Напервом этапе внедрения программного продукта плановые показатели вносятсятолько сотрудниками финансового отдела, но при последующем освоениепрограммного продукта функции внесения данных переходят непосредственно котделам, предоставляющим в данный момент подразделениями.
Данная строка заполняется в разрезе каждого изподразделений, предоставивших входящую информацию.[5]
Таблица1.10.1.Наименование подразделения Наименование документа, содержащего входящую информацию ОМТС Заявка подразделения Отдел САПР Заявка подразделения Руководство ОКБ Заявка подразделения Отдел ОВТ Заявка подразделения Отдел АСУ Заявка подразделения Отдел оборудования План технического перевооружения предприятия Отдел главного механика Заявка подразделения Отдела капитального строительства План технического перевооружения предприятия Руководство ЛИиДБ Заявка подразделения
1.11. Бюджет расчетов с кредиторами
Данный бюджет является основой для построения одногоиз результирующих бюджетов, а именно бюджета движения денежных средств.
Предприятие имеет несколько типов кредиторов:
-  поставщикови подрядчиков, с которыми предприятие рассчитывается за поставляемые товары(работы, услуги);
-  собственныхработников, с которыми предприятие рассчитывается по зарплате;
-  государственныйбюджет, с которым предприятие рассчитывается по налогам;
-  государственныевнебюджетные фонды, с которыми предприятие рассчитывается по единомусоциальному налогу;
-  кредитныеучреждения или другие заемщики, с которыми предприятие, рассчитывается покредитам и ссудам.
Соответственно целесообразно составлять бюджетырасчетов с каждым типом кредиторов, сведя потом полученные данные в единыйбюджет расчетов с кредиторами.
Раздельное планирование расчетов по типам кредиторовобуславливается, в частности, характером отношений с ними по поводувозникновения и погашения обязательств. Так расчеты, с поставщиками иподрядчиками могут осуществляться с отсрочкой платежа. Расчеты по заработнойплате выполняются, как правило, два раза в месяц. Расчеты по многим налогампроизводятся раз в квартал, а расчеты по единому социальному налогу – в моментначисления работникам заработной платы. Наконец, график расчетов за кредиты иссуды определяется кредитными договорами и договорами займа.
2 ГлаваПрактическая часть
 2.1. Анализ движения денежныхсредств за 2004 г. на ОАО «Белгородасбестоцемент»
Одним из главных условий нормальной деятельностипредприятия является обеспеченность денежными средствами, оценить которуюпозволяет анализ денежных потоков (от основной деятельности движения денежныхсредств в процессе производства и реализации основной продукции).
Источниками информациислужит форма бухгалтерской отчетности № 4 «Отчет о движении денежных средств».Содержание, которой можно обобщить следующей моделью:
/>, где
/> и /> - остатки денежных средствпредприятия на начало и конец отчетного периода.
/> и /> - поступления и выбытия денежныхсредств за период.
Структуру движенияденежных средств можно представит в соответствующих моделях:
1. />;
2. />,
где/> и /> - поступления и расходденежных средств от операционной деятельности.
/> и /> -поступления и расход от инвестиционной деятельности.
/> и /> -поступления и расход от финансовой деятельности.
Притоки:
/> = 1305569 + 1113435 = 1419004 тыс.руб.
/> = 3 тыс. руб.
/> = 69000 тыс. руб.
Оттоки:
/> = 896546 + 102068 + 9521 + 48194 +28223 + 297704 = 1382256 тыс. руб.
/> = 11183 тыс. руб.
/> = 79000 тыс. руб.
Приток от всех видовдеятельности:
/> = 1419004 + 3 + 69000 = 1488007 тыс.руб.
Отток от всех видовдеятельности:
/> = 1382256 + 11183 + 79000 = 1472439тыс. руб.
Таблица2.1.1.Вид потока 2004 г. тыс. руб. %
Приток от деятельности:
1488007
100 операционной 1419004 95,36 инвестиционной 3 финансовой 69000 4,64
Отток от деятельности:
1472439
100 операционной 1382256 93,87 инвестиционной 11183 0,76 финансовой 79000 5,37
Остаток денежных средствна конец отчетного периода:
3770 + 1488007 – 1472439 =19338 тыс. руб.
Расчеты свидетельствуют о том, что на операционнуюдеятельность в 2004 г. приходилось большая доля от всех потоков. ПредприятиеОАО «Белгородасбестоцемент» предпочитает использовать свободные денежныесредства для создания запасов сырья и материалов, и поэтому остатки всехфинансовых средств не велики.
2.2.Расчет экономического роста на ОАО «Белгородасбестоцемент»
Таблица2.2.1.Показатели рабочего капитала и чистыхактивов за 2004 г. ОАО «Белгородасбестоцемент», тыс. руб.Показатели на н.г. на к.г. Изменение Всего активов (без НДС) 224535 229690 5155 Текущие активы 13790 19924 6134 Текущие обязательства 45720 16838 -28882 Рабочий каптал -31930 2456 34386 Чистые активы 178815 212852 34037 Объем продаж 920340 1038179 117839 Оборачиваемость чистых активов 5,15 48,8 Операционная прибыль 122069 109411 -12658 Рентабельность чистых активов, % 68,26 51,40 -9,86 Собственный каптал 178544 212453 -33909 Чистая прибыль 75128 68747 -6381 Рентабельность собственного капитала, % 42,078 32,36 -9,72
В данной таблице видно, что рентабельность чистыхактивов и собственного капитала в конце года снижается из-за того, чтоуменьшается операционная прибыль. Величина рабочего капитала в конце 2004 г.увеличивается вследствие увеличения числа чистых активов. Увеличение всехактивов в конце периода положительно влияет на численность чистых активов. Еслипосмотреть на величину чистых активов, то мы видим, она снижается, можнопредположить из-за того, что увеличивается себестоимость продукции.
Методика расчета экономического роста
Экономический рост предприятия показываетмаксимизацию роста продаж, которого можно достичь предприятию не изменяя прочиеоперативные показатели.
Экономический рост = Коэффициентреинвестирования * Эффективностьфинансового рычага * Коэффициентроста собственного капитала
Коэффициент реинвестирования = Реинвестиционнаяприбыль / Чистая прибыль
Финансовый рычаг = (Собственный капитал +Величина кредитных средств) /. Собственный капитал
Финансовый рычаг характеризует соотношение всехактивов с собственным капиталом.
Эффективность финансового рычага исчисляется егоумножением на показатели рентабельности чистых активов, с учетом поправочногокоэффициенте на кредиты и налоги.
Эффективность финансового рычага =Финансовый рычаг * Поправочныйкоэффициент на кредиты и налоги * Оборачиваемостьчистых активов * Рентабельностьпродаж
Поправочный коэффициент на кредиты и налоги =[Прибыль от реализации продукции – Величина кредитных средств * (Банковская ставка)] * (1 – Ставка налогообложения) /Прибыль от реализации продукции
Коэффициент роста собственного капитала =Собственный капитал (конец проекта) / Собственный капитал (начало проекта)
Расчет экономического роста для предприятия
Определим эффективность финансового рычага на ОАО«Белгородасбестоцемент» при осуществлении проекта «Организация производствацементно-песчаной плитки». Проект осуществляется с целью с целью увеличенияобъема производства и прибыли.
Данные необходимые для расчетов сведем в таблицу2.2.:
Таблица 2.2.2.№ Показатели, руб. Величина 1. Кредитные средства для приобретения оборудования 2466 тыс. руб. 2. Банковская ставка 16% 3. Объем производства
584 тыс. м2 4.
Цена 1 м2 160 руб. 5.
Себестоимость 1 м2 128,8 руб. 6. Ставка налога на прибыль 24%
Тогда:
Поправочный коэффициент на кредиты и налоги= [(584 * 160 – 584 * 128,8) – 2466 * 1,16] * (1-0,24) / (584 * 160– 584 * 128,8) = [18220,8 –2860,56] * 0,76 / 18220,8 =0,64
Финансовый рычаг (начало проекта) = (212453+ 2466) / 212453 = 1,01
Оборачиваемость чистых активов за период проекта= Выручка / Чистые активы = 584 * 160/ 212852 = 0,44
Рентабельность продаж = Прибыль / Выручку =(584 * 160 – 584 * 128,8) / (584 * 160) = 1,95
Следовательно, величина эффективностифинансового рычага = (0,64 * 1,01* 0,44 * 1,95) * 100%= 55,46%
Прибыль до налогообложения = ((584 * 160 – 584 * 128,8) + 2466) — (1,16 * 2466) = 20686,8 – (1,16 * 2466) = 17826,24 тыс. руб.
Расчет налога = 17826,24 * 0,24 = 4278,3 тыс. руб.
Прибыль после уплаты налога = 17826,24 –4278,3 = 13547,94 тыс. руб.
Чистая прибыль = 13547,94 – 2466 = 11081,94тыс. руб.
Прибыль после выплаты всех платежей (чистаяприбыль) может быть реинвестированной.
Коэффициент реинвестирования = 11081,94 /13547,94 = 0,82 (без дивидендов)
Коэффициент реинвестирования собственногокапитала = 212453 + 2466 / 212453 = 0,99
Экономический рост = (0,82 * 0,99 * 0,55) * 100%= 44,65%
Для того, чтобы оценить финансовою деятельностьпредприятия, необходимо сравнить, показатель рентабельности чистых активов сосредневзвешенной стоимостью капитала.
Средневзвешенная стоимость капитала =(Кредитная ставка банка * (1 –налог на прибыль) * ((Суммакредита банка) / (Собственный капитал + Сумма кредита)))
Средневзвешенная стоимость капитала = 16% * (1 – 0,24) * (2466 / ((212453 + 2466))) = 0,14
Рентабельность чистых активов = 0,14 / (1 –0,24) = 0,18
Эффективность от кредиторской задолжности упредприятия за счет банка может быть положительная, отрицательная или ее вообщенет.
Основным критерием оценки эффективности финансовогорычага является ставка банковского кредита. В анализе видно, что банковскаяставка ниже рентабельности чистых активов (16%
В расчете видно, что рентабельность чистых активоввыше средневзвешенной стоимости капитала (0,18 > 0,14), то предприятие способноне только выплатить проценты по кредитам, но и реинвестировать часть чистойприбыли в производство.
Также можно предположить, что рентабельность чистыхактивов не высокая, т.к. банковский кредит не занимает большую долю во всехсобственных средствах предприятия ОАО «Белгородасбестоцемент».
Заключение
Актуальной задачей любого бизнеса на современномэтапе является повышение его конкурентоспособности. При этом следует учитывать,что в настоящее время рыночная ситуация в России характеризуется крайней нестабильностью,периодическими финансовыми и экономическими кризисами. У предприятий сегодняпрактически отсутствуют возможности внешней экономической поддержки со стороныфинансовых органов и государства. Резкое ограничение финансовых ресурсов,периодические валютные перепады приводят к отсутствию возможностей для ростабизнеса, выхода его на новые рынки, диверсификации и, в конечном итоге,снижению его конкурентоспособности. В этих условиях необходимо наладитьсамонастраивающуюся систему бизнеса, способную адекватно и своевременнореагировать на воздействия окружающей среды во всех областях: сбыт,производство, совершенствование продукции, повышение ее качества, развитиетехники и технологий и т.д.
Реализовать все этапыконкурентной стратегии предприятия ему поможет такой управленческий инструменткак бюджетирование.
Бюджетирование являетсяпервым этапом разработки системы регулярного экономического управления испособствует оптимизации финансовых потоков и ресурсов предприятия, чтопозволяет значительно снизить их объем, финансовые потребности фирмы,себестоимость производимой продукции и, тем самым, повыситьконкурентоспособность предприятия. Особо следует выделить бюджетирование какважнейшее связующее звено между стратегическим и оперативным управлением всемихозяйственными операциями, направленное на их координацию.
Бюджетирование — этопроцесс планирования будущих операций фирмы и оформления его результатов в видесистемы бюджетов. Бюджетный процесс трансформирует имеющие обобщенный характерэлементы корпоративной стратегии в количественные показатели рынков и ресурсов.
Бюджет доходов и расходов – основной документ,который определяет размеры и источники бюджетного финансирования.
Прогнозирование статей основного бюджета (бюджетадоходов и расходов) предполагает выполнение многочисленных расчетов, отражающихсодержание элементов затрат (на материалы, на оплату труда, амортизациюосновных средств и нематериальных активов и др.).
В настоящей курсовой работе рассмотрен порядокпланирования расходных бюджетов на предстоящий период по предприятию в целом.Перечислим их:
1. бюджет прямых материальных затрат;
2.  бюджетпрямых затрат на оплату труда;
3.  бюджетамортизационных отчислений;
4. бюджет общепроизводственных расходов;
5. бюджет коммерческих расходов;
6. бюджет управленческих (общецеховых) расходов;
7. бюджет налоговых платежей;
8. бюджет выплат по финансовой деятельности;
9. бюджет закупок;
10.  бюджет по инвестиционнойдеятельности;
11.  бюджетрасчетов с кредиторами.
Списокиспользованной литературы
1. Бочаров В.В.Коммерческое бюджетирование: Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2003.
2. Бюджетная системаРоссии: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
3. Дугельный А.П.,Комаров В.Ф. Бюджетное управление предприятием: учеб. – практ. пособие. – М.:Дело, 2003.
4. Лихачева О.Н.Финансовое планирование на предприятии: Учеб пособие – М.: ООО «ТК Велби»,2003.
4.  Сайт «Группы компании ТЕКТОН» – www.tekton.ru.
5.  Сайт «КИС («КОМПЬЮТЕРНЫЕИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ») – www.kis.ru.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.