Реферат по предмету "Финансовые науки"


Пенсионный фонд РФ принципы его функционирования

Федеральноегосударственное образовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
БурятскаяГосударственная Академия
имени В.Р.Филиппова
кафедра «финансыи кредит»
Курсоваяработа
По дисциплине«Финансы и кредит»
На тему
«Пенсионныйфонд Российской Федерации принципы его функционирования»
Выполнила: студентка 3курса
Группы 5302
Проверила:
Улан-Удэ
2010 год.

Содержание
Введение
Глава 1. Внебюджетные фонды РФ. Экономика внебюджетных фондовРФ
1.1 История возникновенияи развития пенсионного страхования в России
1.2 Видыгосударственных пенсий и условия их назначений
1.3 Источникиформирования и расходования средств ПФР
Глава 2. анализ доходов и расходов бюджета ПФР на пенсионноеобеспечение в 2008 – 2010 гг. Плановый проект бюджета ПФР на 2011 – 2012 гг
2.1 Анализ доходов бюджета ПФР в 2008 – 2010
2.2 Анализ расходов на пенсионное обеспечение в 2008 – 2010гг
2.3 Плановый проект бюджета ПФР на 2011 – 2012 гг
Глава 3. совершенствование деятельности ПФР: программагосударственного софинансирования пенсии
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Переход к рыночнойэкономике сопровождается модернизацией всей финансовой системы РоссийскойФедерации. В наибольшей степени это относится к ее центральному звену –бюджету. Из бюджета постепенно выделились внебюджетные фонды, среди которыхосновное место заняли социальные фонды.
В данной работе из всехвнебюджетных фондов рассмотрен будет только Пенсионный Фонд РоссийскойФедерации(ПФР).
Пенсионный фонд имеетогромное влияние на экономику страны, так как главной целью его является –обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путемперераспределения средств во времени и в пространстве – где бы человек ни жил,он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себеопределенный прожиточный уровень в будущем.
Пенсионный фонд своимисредствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий пенсий людям, которые в силуопределенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числепенсионеров. Так средства расходуются на выплаты государственных пенсий, пенсийинвалидам, военным, компенсации пенсионерам, пособии для детей в возрасте от1,5 до 6 лет и на многие другие социальные уели. Таким образом, определяетсяего важное социальное значение.
Первая глава носиттеоретический характер, в ней рассмотрены история возникновения и развитияПенсионного фонда, виды государственных пенсий, а также источники его формированияи направления расходования средств.
Вторая глава носитаналитический характер. Здесь рассмотрен анализ формирования и направлениярасходования средств ПФР.
В третьей главерассмотрено совершенствование деятельности ПФР.
Целью написания работыявляется изучение Пенсионного фонда Российской Федерации в теоретическом ипрактическом плане, а также определение направлений совершенствованиядеятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимойпенсионной реформой.
Для реализациипоставленной цели, по мнению автора, необходимо решить следующие задачи:
-проследить развитиегосударственного пенсионного обеспечения в России;
-провести анализпоказателей доходов и расходов бюджета ПФР;
-показать возможные путиреформирования пенсионной системы Российской Федерации.

Глава 1. Внебюджетныефонды РФ. Экономика внебюджетных фондов РФ
 
1.1 Историявозникновения и развития пенсионного страхования в России
Государственноепенсионное страхование в России зародилось в начале двадцатого века, что былогораздо позднее, чем в большинстве развитых стран. В своем развитии оноохватило только небольшую часть населения России, только высшие слои населениямогли пользоваться им. Но после революции 1917 года оно было практическиотменено.
Однако по прошествиипереходного периода экономической нестабильности социальное государство началосоздавать принципиально новую пенсионную систему, основанную на принципахконституционно гарантированного государством пенсионного обеспечения постарости, которая была введена в 1927 году. Действовавшая в СССР системапенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социальногообеспечения и социального страхования, которая предусматривала не тольковыплаты пенсий и пособий различных видов, но и различные формы социального,медицинского, санитарно-курортного обслуживания трудящихся, содержание иобслуживание престарелых и не трудоспособных.
В соответствии сконституцией СССР все граждане имели право на материальное обеспечение встарости, в случае болезни, полной или частичной утраты нетрудоспособности, атакже потере кормильца. Это право реализовалось путем общего социальногообеспечения служащих и колхозников пособиями по временной не трудоспособности ивыплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и послучаю потери кормилица, другими формами социального обеспечения[6].
Хотя данная пенсионнаясистема входила в так называемую систему социального страхования, она несодержит экономических признаков системы государственного пенсионногострахования, которые наиболее наглядно выражаются в базовых принципахгосударственного пенсионного страхования. Однако, не смотря на многочисленныеэкономические недостатки, данная система имела одно важное преимущество – онаобеспечивала абсолютно всем категориям граждан минимально необходимыйпрожиточный уровень. Поэтому пенсионная система до 1990 г. Носила определение – государственное пенсионное обеспечение, как и другие средства нагосударственное социальное страхование, аккумулировались в бюджете государственногосоциального страхования, который в свою очередь, входил в государственныйбюджет страны. Таким образом, эта пенсионная система была основанаконсолидированной программе финансирования выплаты пенсии и полностью зависелаот сбалансированности государственного бюджета страны. Бюджет пенсионногообеспечения являлся составной частью государственного бюджета СССР и былвключен в него как по доходам, так и по расходам[10].
Учитывая  относительнонизкие уровни пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпыэкономического развития рассматриваемого
Периода, нужно отметитьсбалансированность бюджета социального страхования. В этот период только в 1956году впервые была представлена дотация из государственного бюджета насоциальное страхование. Она была направлена на покрытие существенно возросшихрасходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих ислужащих, и членов их семей, в связи с введением Закона от 14.07.56 г. «Огосударственных пенсиях», значительно расширившего  круг лиц, имеющих право наполучение пенсии, и увеличившего размер пенсии по отдельным группам пенсионеровв два раза .
Важным этапомформирования цивилизованной программы государственного пенсионного страхованияследует рассмотреть середину шестидесятых годов когда с 1 января 1965 г.когда государство установило право на получение пенсии колхозникам в период наступлениясоответствующего возраста, получение инвалидности либо по случаю потерикормильца. Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся,увеличение числа пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем поступлений изгосударственного бюджета в фонд государственного социального страхования.Поскольку износы на социальное страхование не покрывали все расходы  этойсистемы, не достающая часть, поступившая из союзного бюджета, Постоянновозрастала и в 80-е годы составила около 60% бюджета социального страхования.
Пенсии погосударственному социальному страхованию представляли собой гарантированныеежемесячные денежные выплаты, размер которых, как правило, соизмерялся спрошлым заработком. В зависимости от события, при наступлении которогопредоставлялось пенсионное обеспечение по социальному страхованию, взаконодательстве указанного периода выделялись пенсии по возрасту, поинвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных условиях, завыслугу лет(6).
Материальное обеспечениеинвалидов войны, с детства и от рождения осуществлялось за счет средствсоюзного бюджета, бюджета союзных республик. Военнослужащие рядового,сержантского и старшинского состава срочной службы имели право на пенсию вслучае инвалидности, а  их семьи­ в случае потере кормильца. Пенсии этимкатегориям получателей назначалась не зависимо от продолжительности военнойслужбы и предшествовавшей работы военнослужащего.
Пенсионное обеспечениегенералов адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового, сержантского истаршинского состава сверх срочной службы и приравненных к ним, а также ихсемей осуществлялось в особом порядке, установленным Советом Министров СССР, засчет сметы Министерства обороны СССР.
Пенсионное обеспечениеработников науки по условиям и размерам отчислялось от пенсионного обеспечениядругих категорий работников и регулировалось специальным Положением опенсионном обеспечении работников науки, которое в тоже время не исключаловозможности получения работником науки или членом его семьи пенсий по общему пенсионномузаконодательству   [7].
Часть средств союзногобюджета передавалась в виде дотаций централизованному союзному фондусоциального обеспечения колхозников. За счёт средств союзного бюджетавыплачивались также и персональные пенсии союзного значения. За счётреспубликанских бюджетов выплачивались персональные пенсии республиканского значения.За счёт местных бюджетов и бюджетов автономных республик выплачивались пенсииместного значения, пенсии работникам науки.
Полноправное пенсионноеобеспечение колхозников было введено только в 1965 г. Законам о пенсиях и пособиях членам  колхозников, что положило начало системе обеспеченияколхозников пенсиями.
В 1969 году  в странебыла введена единая система социального страхования колхозников. Пенсионноеобеспечение членов колхозов осуществлялось непосредственно из Централизованногосоюзного фонда социального обеспечения колхозников, формировавшегося за счётотчислений колхозов от сумм их валового дохода и ежегодных осигнований изгосударственного бюджета.
Все эти элементыпенсионной системы наглядно показывают наличие серьёзных методических ипрактических проблем, которые достигли своего апогея в конце 80 – х. годов,когда стало очевидно, что действующая система не в состоянии справляться свозложенными на неё функциями.
Главной проблемой любойпенсионной системы традиционно является несбалансированность доходной ирасходной частей пенсионного бюджета. Финансово – ресурсная обеспеченностьвыплаты пенсий к середине 80-х годов снизилась на столько, что для проведенияочередного незначительного повышения размера пенсий потребовалось привлекатьдополнительные средства. Повышение тарифов взносов на социальное страхование в1982 году сократило разрыв в уровне формирования доходной части и потребности врасходной части бюджета социального страхования до 0, 57. однако уже в 1989 г это соотношение вновь снизилось до определённо допустимого 0, 51. таким образом, даже врезультате повышения размера отчислений на социальное страхование не удалосьликвидировать дефицитность пенсионного бюджета (4).
Развитие пенсионнойсистемы до начала радикальных рыночных реформ 1990 год свидетельствует онакоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые моглибыть решены только путём кардинальных перемен всей пенсионной системы на базеформирования и укрепления страховых принципов с учётом требований включениябюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджетно — финансовую системустраны. Масштабность и глубина рыночных преобразований в экономике потребовалаприменение принципиально новых экономических и правовых оснований в сферепенсионного обеспечения. Предполагалось, что с проведением пенсионной реформыдолжен быть решён основной вопрос социальной политики государства –стабилизаций и значительный подъём материального положения пенсионеров, а такжерезкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990году был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР».
Однако уже через пол годапосле его утверждения изменение государственного устроя страны привлекло засобой принятие самостоятельного российского Закона  от 22.11.90 г. №340-1 «Огосударственных пенсиях в Российской Федерации» (с последующими многочисленнымиизменениями и дополнениями), которые в тоже время привнес значительные отличияв правовые основания функционирования пенсионной системы.
Российский пенсионныйзакон 1990 года стал первым законом, в котором пенсионное страхование быловыделено в автономную систему, последовательно и достаточно чётко былипроведены в жизнь общепризнанные принципы обязательного государственногопенсионного страхования. Одновременно были определены на законодательном уровнеусловия формирования государственного Пенсионного фонда. Важнейшим условием вовзаимоотношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета является полныйотказ от бюджетных дотаций. Развитие собственных источников финансированиядолжно было достигаться улучшением сбора страховых взносов на указанные цели.
В части организационнойструктуры управления деятельностью по назначению и выплате государственныхпенсий сохранена прежняя система – через государственные органы социальногообеспечения населения, сейчас – органы социальной защиты населения.
Если задаться вопросом, акакая же пенсионная система существует на данный момент, то в ответ на негосводится к неудовлетворительным оценкам существующей пенсионной системы.Основные претензии,  выдвигающиеся к ней это:
— крайне низкие размерыпенсии с позиций их покупательной способности, которые не обеспечиваютдостаточной жизни пенсионеров;
— система продолжаетфункционировать в режиме социальной помощи, ей не присущ страховой характер.Заработная плата, получаемая во время трудовой деятельности, только в малойстепени (10-20%) находит отражение в назначаемой пенсии. При этом средне — ивысоко оплачиваемые слои трудозанятого населения считают такой порядоксоциально несправедливым, так как при одном и том же проценте страховыхотчислений в Пенсионный фонд (28+1%) с заработной платы в 500 и 5 тысяч рублеразмер  пенсии будет одним и тем же около 400 рублей;[ ]
— такая системапенсионного обеспечения «непрозрачная», непонятна и ненадёжная для пенсионеров,так как не гарантирует фиксированных и прогнозируемых в долгосрочнойперспективе размеров пенсий.
Начиная с 1991 годаосновную финансовую нагрузку несут работодатели – около 90% всех расходов. Витоге роль и функции всех субъектов пенсионных отношений кардинальноизменились, однако совершенно не перетерпела изменении распределительнаяфункция системы. Размер пенсий не зависит от объёма страховых платежей, итак называемая «уравниловка» не только сохранилась но и приобрела ещё больше масштабы.
Ключевые этапы историиПФР 1990-2010 гг.
1990год: Создание Пенсионного фонда Российской Федерации
Пенсионный фондРоссийской Федерации был образован 22 декабря 1990 года постановлениемВерховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» длягосударственного управления финансами пенсионного обеспечения России, денежныесредства которого не входят в состав федерального бюджета, других бюджетов ифондов и изъятию не подлежат. Создание Фонда решало две важнейшие задачи.Первая – средства пенсионной системы выводились из государственного бюджета истановились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФРприобрел статус самостоятельного государственного социального фонда, былопределён целевой характер денежных средств ПФР, и закреплен запрет на ихизъятие из бюджета ПФР на другие цели. И вторая – основным источникомфинансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которыеуплачивали работодатели и наемные работники.
Изначальноключевой функцией ПФР был сбор страховых взносов и направление их нафинансирование выплаты пенсий по старости, инвалидности и по случаю потерикормильца.
1992 год: Первые шаги по организации процесса назначения ивыплаты пенсий
В Московскойобласти на базе регионального отделения ПФР впервые произошло объединениеосновных функций по пенсионному обеспечению: сбор, аккумуляция страховыхвзносов, финансирование расходов на выплату государственных пенсий иназначение, перерасчет, выплата пенсий.
Созданная вМосковской области модель управления пенсионным обеспечением населения получиланазвание «единая пенсионная служба». Из «пилотного» этот проект  вскоре сталмассовым. В 2000 году единые пенсионные службы действовали в 22 субъектахРоссийской Федерации.
УказомПрезидента Российской Федерации «О мерах по совершенствованию управлениягосударственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» 2000 годарекомендовано субъектам РФ передать полномочия по выплате государственныхпенсий Пенсионному фонду. По состоянию на 1 июля 2001 года во исполнение УказаПрезидента Российской Федерации Пенсионный фонд заключил соглашения о передачеполномочий по назначению и выплате государственных пенсий с 60 субъектамиРоссийской Федерации. Было образовано 930 учреждений системы ПФР со статусомюридического лица, в том числе 856 управлений ПФР, 71 отдел ПФР и 3 центра по выплатепенсий, в которых уже обслуживалось свыше 14,6 млн. пенсионеров.
Такформировалась единая централизованная система органов управления средствамиобязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
1995 год: Создание системы индивидуального (персонифицированного)учета
Инновационныйпроект индивидуального (персонифицированного) учета сведений о пенсионныхправах каждого гражданина был начат Пенсионным фондом Российской Федерации в1995 году с согласия Правительства Российской Федерации в пяти субъектахРоссийской Федерации. Показатели, определяющие пенсионные права граждан, сталификсироваться не в момент их обращения за назначением пенсии, как было до 1995года, а в реальном времени их трудовой деятельности.
Персональныеданные накапливаются и хранятся в Пенсионном фонде Российской Федерации вэлектронной форме с применением современных средств защиты информации.
Данныеперсонифицированного учета в «пилотном» режиме стали использоваться дляназначения пенсий с 1998 года. К 2000 году работающее население страны былополностью охвачено персонифицированным учетом.* Система переучета сталаинформационной и технологической платформой всех последующих изменений впенсионной системе. Сегодня в ней накоплено более 12 терабайт информации.
Система персонифицированногоучета позволила решить одну из главных задач пенсионной реформы – включениегражданина Российской Федерации в процесс формирования своей будущей пенсиипутем его информирования о состоянии индивидуального лицевого счета ипредоставления права на выбор перевода накопительной части в управляющуюкомпанию или НПФ.[6]
2002 год: Реформа пенсионной системы России
С 1 января2002 года запущен механизм преобразований пенсионной системы. Принятие пакетапенсионных законов[5] открыло дорогу для формирования в стране современной иэффективной пенсионной системы, способной обеспечить старшему поколениюдостойные условия жизни. [5]
Впервые вистории в основу пенсионной системы России были положены страховые принципы.Существовавшая распределительная система начисления пенсий была дополненанакопительной частью пенсии и персонифицированным учетом страховых обязательствгосударства перед каждым гражданином. Размер пенсии в новой пенсионной моделиопределяется, прежде всего, не стажем работника, как было до 2002 года, а егореальным заработком и размером отчислений в ПФР, производимых работодателем.Это дает возможность гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии.
Принятымизаконами было предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование осуществляетсястраховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. В егообязанности, наряду с индивидуальным учетом сведений о гражданах,застрахованных в системе обязательного пенсионного страхования, вошлоназначение, перерасчет, индексация всех видов пенсии и обеспечение еесвоевременной выплаты, управление и контроль за инвестированием пенсионныхнакоплений граждан. Однако с введением ЕСН функция администрирования страховыхвзносов перешла к Министерству по налогам и сборам.
2004 год: Создание клиентских служб Пенсионного фонда
Новыепринципы работы пенсионной системы потребовали внедрения новых стандартоввзаимодействия с гражданами. В отделениях ПФР начали создаватьсясамостоятельные отделы по работе с обращениями граждан, а в территориальныхуправлениях – специализированные группы по приему населения. Это позволилорегламентировать сам процесс приема населения, повысить ответственностьспециалистов за консультацию и выданные рекомендации, организовать учет иежедневный анализ обращений граждан.
В то же времяПенсионный фонд искал способы для повышения эффективности этой работы и новыеварианты развития взаимодействия с населением. В результате было приняторешение о создании клиентских служб, которые должны были существенно повыситькачество и скорость обслуживания обратившихся граждан. В том числе – за счетиспользования современных технологий: информационные автоматы, электронныеочереди, прием населения по принципу «одного окна» и т.д. Первые клиентскиеслужбы появились в Республике Татарстан, в Республике Башкортостан и вРеспублике Бурятия. Уже в 2004 году начался процесс создания и развитияклиентских служб во всех территориальных органах ПФР. К 2005 году клиентскиеслужбы действовали практически во всех регионах России.
2005 год: Новые функции. Социальные выплаты
В 2005 годана Пенсионный фонд были возложены функции по начислению и выплате гражданамежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение государственнойсоциальной помощи в виде набора социальных услуг. Со временем к ним прибавиласьфункция назначения и выплаты дополнительного ежемесячного материальногообеспечения инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны и их вдовам.
Для учетаправ граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услугПенсионный фонд Российской Федерации осуществляет ведение Федерального регистралиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
2007 год: Новые функции. Материнский капитал
На Пенсионныйфонд Российской Федерации возложена выдача государственных сертификатов наматеринский (семейный) капитал и выплата средств капитала. Изначальнопредполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата на МСК будутнаправляться не ранее 2010 года, поскольку закон не предусматривал возможностьраспоряжения средствами МСК до достижения трехлетнего возраста второго ребенка.Однако в конце 2008 г. в связи со сложной экономической ситуациейзаконодательно было принято решение направлять средства материнского(семейного) капитала на погашение жилищных кредитов семьи, независимо отвозраста ребенка. В кратчайшие сроки ПФР провел всю необходимуюподготовительную работу, и уже в январе 2009 года этот процесс был запущен.
2008год: Новые функции. Программа государственного софинансирования пенсии.
В октябре 2008 года ПФРначал принимать заявления от граждан о вступлении в Программу. С 1 января 2009года стартовал второй этап Программы, в рамках которого участники приступить кплатежам на накопительную часть своей будущей трудовой пенсии. За первый годучастники Программы перечисли в фонд своей будущей пенсии 2,5 миллиарда рублей.Все взносы, поступившие от граждан, взносы работодателей, уплаченные в пользусвоих сотрудников, а также взносы государства на софинансирования Пенсионныйфонд сначала разносит по индивидуальным лицевым счетам россиян-участниковПрограммы, а затем передает их в управляющие компании и негосударственныепенсионные фонды по выбору граждан.
В марте 2010года Пенсионный фонд Российской Федерации запустил «прямую линию» по вопросамучастия в Программе государственного софинансирования пенсии. Цель проекта –предоставить гражданам максимально полную информацию о Программе, ответить начасто задаваемые вопросы как потенциальных, так и уже действующих участниковПрограммы.
2009-2010гг.: Дальнейшее совершенствование пенсионной системы
Летом 2009года был приняты новые пенсионные законы*, которые с 1 января 2010 года взначительной степени изменили российскую пенсионную систему. Перед Пенсионнымфондом, получившим ряд дополнительных функций, встали новые серьезные задачи.
Так, единыйсоциальный налог (ЕСН) заменен страховыми взносами в Пенсионный фонд РоссийскойФедерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, в федеральный итерриториальные фонды обязательного медицинского страхования. При этом функцияадминистрирования взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР. Вкратчайшие сроки было разработано и внедрено программное обеспечение,необходимое для эффективного взаимодействия со страхователями, разработаныформы и регламенты отчетности.
Новоезаконодательство определило ряд мер, направленных на искоренение бедности средипенсионеров – валоризацию пенсий (переоценку расчетного пенсионного капитала сучетом «советского» трудового стажа) и введение социальной доплаты до уровняпрожиточного минимума пенсионера в регионе. ПФР в считанные месяцы произвелперерасчет пенсий 36 миллионов пенсионеров в связи с валоризацией, причем у11,6 миллионов пенсионеров сведения о трудовом стаже были дополнены на основеиндивидуальной работы с людьми и архивными документами. Совместно с органамисоциальной защиты регионов территориальные органы ПФР определили уровеньматериального обеспечения пенсионеров (с учетом всех видов регулярныхсоциальных выплат). 5,1 миллиона человек получили федеральную либо региональнуюдоплату к пенсии, в результате чего уровень их доходов стал не нижепрожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.
С 2006 годабюджет ПФР возрос более чем в 3 раза и в 2010 году составит 4,7 триллиона рублей,а это 10,8% ВВП страны.
На повесткевторой этап модернизации российской пенсионной системы – реформа накопительногокомпонента трудовой пенсии.
 
1.2 Видыгосударственных пенсий и условий государственного назначения
Настоящим Закономустанавливаются трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и инойобщественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стажназывается следующей пенсии:
— пенсия по старости (повозрасту) ;
— пенсия устанавливаетсярабочим, служащим, колхозникам по достижении ими определённого возраста(мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) и при наличии соответствующего трудовогостажа (не менее 25 лет для мужчин, и не менее 20 лет – для женщин).
Гражданам. Не имеющим покаким – либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественнополезной деятельностью, устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия можетназначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желаниюобратившегося за ней).
Пенсионноезаконодательство обеспечивает право выбора пенсии. Так, гражданам, имеющимодновременное право на различные государственные пенсии может назначаться ивыплачиваться одна из них, по их выбору. Исключение устанавливается только дляграждан, ставшими инвалидами в следствии военной травмы. Им представлено правополучать одновременно 2 пенсии: пенсию по старости (или пенсию за выслугу лет)и пенсию по инвалидности.
Нормативными актамиустановлено, что граждане могут обращаться за пенсией в любое время послевозникновения права на неё, без ограничения – каким – либо сроком и независимоот характера их знаний ко времени обращения.
— льготное пенсионноеобеспечение
Одна из особенностейотечественной пенсионной системы – предоставление досрочных (на 5, 10 и болеелет) пенсии за работу в особых условиях труда. Этими «привилегиями» пользуютсяработники предприятий и производств с вредными условиями труда. Льготные пенсии– отечественный феномен, подобной практики нет ни в одной стране мира. У нас жеправо на них распространяется более чем на 1,7 тыс. наименований профессии идолжностей или на каждого пятого работника промышленности. А в металлургии,электроэнергетике, химии, угольной промышленности – по меньшей мере, наполовину производственного персонала. (8)
Экспертные оценкисвидетельствуют, что общая сумма расходов на финансирование льготных пенсий, атакже издержек по индивидуальному возмещению ущерба уже сегодня составляет всреднем 6 – 8 % ФОТ, а по отдельным отраслям и регионам 20 – 40% и более. (9)
— пенсии по инвалидности.
Пенсия устанавливается всвязи с длительной или постоянной фактической утратой трудоспособности (принаступлении инвалидности). Условия и нормы пенсионного обеспечения зависят отряда обстоятельств – характера трудовых отношений или службы, инойдеятельности, причин наступления инвалидности. Пенсия по инвалидности рабочим ислужащим назначается при наступлении инвалидности I,II,III группы. Условия назначения пенсииразличаются в зависимости от причины инвалидности: при наступлении и вследствие трудового увечья или профессионального заболевания пенсия назначаетсянезависимо от длительности трудового стажа; если инвалидность явиласьвследствие общего заболевания, то для назначения пенсии требуется, как правилоопределённый общий трудовой стаж. Чем моложе рабочий или служащий, тем меньше итребуется стаж.
— пенсия по случаю потерикормильца.
Пенсия назначается нетрудоспособным членам семьи умершего, которые находились ранее на егоиждивении. Родители и вдовы (вдовцы) граждан, погибших вследствие военнойтравмы, а также один из родителей или супругов, другой член семьи, занятыйуходом за родственниками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, неработающий, получает пенсию не зависимо от того, состояли ли они на иждивенииумершего. Условия пенсионного обеспечения зависят от причины смерти кормильца:если его смерть наступила вследствие трудового увечья или профессиональногозаболевания, то пенсия назначается не зависимо от длительности стажа работыкормильца; если кормилец умер вследствие общего заболевания, то пенсияназначается при наличии у него ко дню смерти общего трудового стажа, необходимодля получения пенсии по инвалидности.
— пенсия за выслугу лет.
Пенсия устанавливается всвязи с длительной подземной или другой работой с особо вредными и тяжёлымиусловиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельносмтью.
1.3 источникиформирования и направления расходования средств ПФР
Средства Пенсионного фондаформируются за счёт:
— обязательных пенсионныхвзносов работодателей  и работающих граждан. Страховые взносы являются основнымисточником поступления в ПФР, их доля в структуре доходной части его бюджетасоставляет свыше 80%.
-  ассигнований изФедерального бюджета:
— средства, возмещаемые Государственным фондом занятости населения в связи с досрочным назначениемпенсий безработным гражданам;
— займы, привлекаемые дляпокрытия временных затруднений.
— добровольные взносыфизических и юридических лиц;
В соответствии сФедеральным законом в IVкв.1995 года временно свободны средства Фонда социального страхования иГосударственного фонда занятости населения в размере 1,5трлн руб.: былимобилизованы на возвратной основе для пополнения ПФР -  в котором в связи с индексацией пенсий и выплат компенсаций собственных средств оказалосьнедостаточно. Кроме того, при эффективной организации финансового менеджментаПенсионный Фонд, капитализируя временно свободные средства в ценныегосударственные бумаги или помещая их на депозитные вклады в банке, может иметьопределённый доход. Но с 1995 года ПФР запрещается проводить финансово –кредитные операции.
Средства ПФР находятся вгосударственной собственности. Так как государство несёт полную ответственностьза своевременную выплату пенсий, пособий, компенсаций.
В соответствии сдействующим законодательством ПФР финансирует:
— выплату в соответствиис действующим на территории России законодательством, а так жемежгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в томчисле гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации к постоянному местужительства;
— оказание материальнойпомощи в органы социальной защиты престарелыми и нетрудоспособными;
— оказание материальнойпомощи общественным организациям пенсионеров и инвалидов;
— оказание материальнойпомощи префектурам в решении социальных программ:
— создание базы данных поучёту плательщиков страховых взносов;
— подготовка кадров иповышение их квалификации,
Финансирование выплатыследующих видов пенсий должно возмещаться ПФР средствами из Федеральногобюджета;
— пенсии военнослужащим,
— социальные пенсии;
— пособие женщинам изчисла военнослужащих, уволенных в связи с беременностью или рождением ребёнка:
— пособие для детейвоеннослужащих срочной службы:
— пособие для детей ввозрасте от полутора до шести лет;
— пособие на детейодиноким матерям,
— пособие на детей,инфицированных вирусом иммунодефицита человека,
— компенсационные выплатыв соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихсявоздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;
— компенсационные выплатыпенсионерам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «Окомпенсационных выплатах пенсионерам».

Глава 2 Анализ доходови расходов бюджета ПФР на пенсионное обеспечение в 2008-2010 годах. Плановыйпроект бюджета ПФР на 2011-2012 годов
 
2.1 Анализ доходовбюджета ПФР в 2008-2010 годах
 
Анализируябюджет ПФР за 2008-2010 года по статьям доходов, можно сделать вывод что, в2008 году доходы бюджета ПФР составили 2 330 632 659,2 тыс. рублей, в 2009 году3 217 490 760,8 тыс. рублей, а в 2010 году 4 680 038 904,1 тыс. рублей, в томчисле, не связанной с формированием средств для финансирования накопительнойчасти трудовых пенсий в 2008 году составили  2 107 198 283,4 тыс. рублей, в2009 году 2 858 117 968,4 тыс. рублей,2010 году составили 4 263 340 252,3 тыс.рублей. Межбюджетные трансферты, получаемых из федерального бюджета в2008 годусоставили 1 280 281 467,5 тыс. рублей, в 2009 году-1 679 083 877,4 тыс. рублей,2010 — 2 530 047 432,4 тыс. рублей; получаемых из бюджетов субъектов РоссийскойФедерации в 2008 году составил 1 872 000,0 тыс. рублей,  в 2009 году-2 753027,0 тыс. рублей,  2010-4 451 818,4 тыс. рублей.
См.приложение 1
2.2 Анализ расходов напенсионное обеспечение в 2008-2010
Анализируя бюджет ПФР за2008-2010 года по статям расходов, можно сделать вывод что, в 2008 году расходыбюджета ПФР составили 2 113 706 514,0 тыс. рублей, в 2009 году — 2 911 102164,7 тыс. рублей, в  2010 году — 4 398 037 334,4 тыс. рублей.
По статье выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению расходы бюджета ПФР составили: в 2008 году-117 688 285,6 тыс. рублей или  6,3%, в 2009 году-146 417 947,6   тыс. рублей или 6,3%, в 2010 году-163 041 190,8тыс. рублей или 6,4%
По статье выплата базовой части трудовой пенсии 2008-708 308 002,5 тыс. рублей, 2009-876 619 668,5 тыс. рублей, 2010-1 035 656 176,0тыс. рублей.
2.3плановый проект бюджета ПФР 2011-2012
1)Прогнозируемыйобщий объем доходов бюджета Фонда на 2011 год в сумме 5 264 012 750,4 тыс.рублей, из них 4 778 816 648,8 тыс. рублей в части, не связанной сформированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, втом числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджетав сумме 2 145 896 214,1 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации всумме 5 005 961,2 тыс. рублей, и на 2012 год в сумме 5 779 164 893,4 тыс.рублей, из них 5 215 468 969,2 тыс. рублей в части, не связанной сформированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, втом числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджетав сумме 2 355 113 910,2 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации всумме 5 483 145,4 тыс. рублей;
2) общийобъем расходов бюджета Фонда на 2011 год в сумме 4 894 370 349,6 тыс. рублей,из них 4 778 816 648,8 тыс. рублей в части, не связанной с формированиемсредств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числемежбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации всумме 85 000,0 тыс. рублей, и на 2012 год в сумме 5 360 297 548,0 тыс. рублей,из них 5 215 468 969,2 тыс. рублей в части, не связанной с формированиемсредств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в том числемежбюджетные трансферты, передаваемые бюджетам субъектов Российской Федерации всумме 81 000 тыс. рублей;
3) предельныйобъем профицита бюджета Фонда на 2011 год в сумме 369 642 400,8 тыс. рублей вчасти, связанной с формированием средств для финансирования накопительной частитрудовых пенсий, и предельный объем профицита бюджета Фонда на 2012 год в сумме418 867 345,4 тыс. рублей в части, связанной с формированием средств дляфинансирования накопительной части трудовых пенсий.

Глава 3Совершенствование деятельности ПФР: программа государственного софинансированияпенсии
Начиная с 1 января 2009года, россияне могут увеличить свою будущую трудовую пенсию с участиемгосударства. В Российской Федерации действует Программа государственногософинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит самгражданин, другую часть – государство.
Программа действует всоответствии с Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «Одополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии игосударственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
В Программе могутучаствовать все россияне без ограничения, зарегистрированные в системеобязательного пенсионного страхования. В том числе люди старшего поколения ите, кто в настоящее время по действующему законодательству не имеют праваформировать накопительную часть трудовой пенсии (граждане 1966 года рождения истарше).
Чтобы получить право нагосударственное софинансирование пенсии, нужно подать заявление в Пенсионныйфонд Российской Федерации. Бланк заявления и инструкцию по заполнению можнополучить в территориальном органе Пенсионного фонда по месту жительства.
Заявление можно податьлибо лично, обратившись в территориальное орган Пенсионного фонда по местужительства, либо через своего работодателя, либо через трансферагента (к нимотносятся организации, с которыми Пенсионный фонд заключил соглашение овзаимном удостоверении подписей: банки, включая Сбербанк России,негосударственные пенсионные фонды, Почта России и др.)
Если Вы решили подаватьзаявление лично в территориальный орган Пенсионного фонда по месту жительства,для приемки заявления необходимо представить паспорт и страховое свидетельствообязательного пенсионного страхования.
Также можно прислатьзаявление по почте, но такое заявление должно быть заверено нотариусом илидолжностными лицами консульских учреждений РФ в случаях, если гражданиннаходится за пределами Российской Федерации. Вступить в Программу можно до 1октября 2013 года. Государство будет ежегодно софинансировать Вашидополнительные пенсионные накопления в пределах от 2000 до 12000 рублейвключительно в течение 10 лет с момента уплаты Вами первых взносов в рамкахПрограммы. Вы вправе сами определять и менять размер своих взносов, а такжепрекратить или возобновить выплаты в любое удобное для Вас время.
29 марта 2010 годаПенсионный фонд Российской Федерации запустил колл-центр по вопросам участия вПрограмме государственного софинансирования пенсии. Цель проекта – предоставитьгражданам максимально полную информацию о Программе, ответить на частозадаваемые вопросы как потенциальных, так и уже действующих участниковПрограммы.
Если Вы перечисляете нанакопительную часть своей пенсии 2 000 и более рублей в год, государствоудваивает эти деньги: на Ваш индивидуальный пенсионный счет будет перечисленатакая же сумма в пределах 12 000 рублей в год.
ЕслиВы перечисляете на накопительную часть своей пенсии менее 2 000 рублей в год, софинансированияпенсии государством не осуществляется.
Пример:
Вы платите 2 000 рублей вгод — государство доплачивает еще 2 000 рублей.
Итого, на Вашиндивидуальный счет в Пенсионном фонде будет зачислено 4 000 рублей в год.
Если Вы платите 12 000рублей в год — государство доплатит еще 12 000 рублей.
Итого, за год Ваш счетпополнится на 24 000 рублей.
Вы можете вносить в фондсвоей будущей пенсии и более 12 000 рублей год, но взнос государства при этомне превысит 12 000 рублей в год.
Пример:
Вы внесли 15 000 рублей вгод, государство — 12 000 рублей.
Итого, за год Вашиндивидуальный счет в Пенсионном фонде пополнится на 27 000 рублей.
Нынешние пенсионеры могутучаствовать в Программе на общих условиях. Государство софинансирует их взносына накопительную часть пенсии в пределах 12 000 рублей в год. То естьиндивидуальный счет пенсионера в Пенсионном фонде может за год суммарнопополниться на сумму до 24 000 рублей в год. Особенно это выгодно работающимпенсионерам.
Особые условия дляучастия в Программе государственного софинансирования пенсии созданы дляграждан, которые достигли общеустановленного пенсионного возраста (для женщин –55 лет, для мужчин – 60 лет), но не обратились в Пенсионный фонд за начислениемни одной из частей трудовой пенсии.
Для них объемгосударственного софинансирования увеличивается в четыре раза, но не превышает48 000 рублей в год. То есть, перечислив 12 000 рублей в год на накопительнуючасть пенсии, с учетом взноса государства гражданин за год пополнит свойиндивидуальный пенсионный счет на 60 000 рублей в год.
Вы можете передатьсредства накопительной части Вашей будущей пенсии, включая средства отгосударственного софинансирования, в управление негосударственному пенсионномуфонду или управляющей компании.
Если Вы не сделаетеэтого, Ваши пенсионные накопления будут находиться в доверительном управлениигосударственной управляющей компании (в настоящее время – Внешэкономбанк). Еслиже на момент вступления в программу софинансирования средства накопительнойчасти Вашей пенсии переведены Вами в управляющую компанию или негосударственныйпенсионный фонд, то Ваши дополнительные взносы и средства государственногософинансирования будут поступать в выбранную Вами организацию управления Вашимипенсионными накоплениями.
Из сумм, которые Вывнесете на накопительную часть своей пенсии в рамках Программысофинансирования, может быть произведен налоговый вычет, средства которогоможно использовать на определенные цели (образование, здравоохранение,добровольное пенсионное страхование и т.д.).
Работодатель может статьтретьей стороной софинансирования накопительной части пенсии своих сотрудников.Это дает ему ряд дополнительных преимуществ. В частности, работодательосвобождается от уплаты страховых взносов в размере уплаченного им взноса, ноне более 12 000 руб. в год на одного работника. Помимо этого, суммысофинансирования включаются в состав расходов, учитываемых при налогообложенииприбыли. Передача средств софинансирования пенсиипо наследству
Средства, накопленные врамках Программы государственного софинансирования пенсии, наследуютсяправопреемниками в случае смерти гражданина в том же порядке, которыйпредусмотрен для пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионногострахования. Выплаты производятся правопреемникам в том случае, если смертьучастника Программы наступит до момента оформления пенсии. Это условиеоговорено в законе.

Заключение
Различные формы заботыобщества о нетрудоспособных появились ещё в Древнем мире, но сначала они носилихарактер отдельных мер. В настоящее время материальное обеспечение детей,инвалидов и престарелых является главным направлением социальной политикигосударства. В Российской Федерации право на получение пенсии устанавливаетсяконституционально. В соответствии с Законом  «О государственных пенсиях в РФ»назначаются трудовые пенсии по старости, по инвалидности, в случае потерикормильца и за выслугу лет. Граждане РФ. Не имеющие права на трудовую пенсиюполучают социальную пенсию.
Изначально в СССР выплатапенсий осуществлялась в полном объёме за счёт средств федерального бюджета. Нов дальнейшем в целях государственного управления финансами пенсионногообеспечения был создан специальный орган – Пенсионный фонд РоссийскойФедерации. Его средства формируются за счёт страховых взносов работников иработодателя, а также ассигнований из федерального бюджета. Кроме Пенсионногофонда назначением и выплатой пенсий занимается Министерство социальной защиты.Министерство связи, доставляющее пенсию получателю, и Сберегательные банки,обеспечивающие пенсионеров наличными деньгами и безналичными переводами. Но впроцессе деятельности Пенсионного фонда выявились многие недостаткисуществующей системы пенсионного обеспечения в РФ, в настоящее времяпредпринимаются решительные попытки её реформирования.

Список использованнойлитературы1. Федеральный закон Российской Федерацииот 30 ноября 2009 г. N 307-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РоссийскойФедерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»
2. Федеральный закон РоссийскойФедерации от 30 апреля 2008 г. № 56 ФС «О дополнительных страховых взносах нанакопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержки формированияпенсионных накоплений»
3. Бюджетное послание президента РФ«О бюджетной политике на 2010 – 2012 гг.»
4. Федеральный закон от 25.11.2008г.№ 214 ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.»
5. Федеральныезаконыот 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», от 15 декабря 2001г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании»и от 24 февраля 2002г. № 111-ФЗ«Об инвестировании средств для финансирования накопительной частитрудовой пенсии в Российской Федерации»
6.  Федеральныйзакон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ ««Об индивидуальном(персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
6. Финансы:/ подред. А.М. Ковалевой – М: Финансы и статистика – 1999г.
7.Финансы  «Денежное обращениекредит» учебник для вузов // под ред. проф. Л.А. Дробозиной М: Финансы,  ЮНИТИ,1999г. – 479 с.
8. «Финансы. Денежное обращение.Кредит.» конспект лекций. М.: «Издательство ПРИОР», 2000г.
9. Соловьёв А.К. проблемы развитиясистемы государственного пенсионного страхования в условиях переходнойэкономики // Вестник ПФР
10.модели системы обязательногомедицинского страхования // Финансы. – 2001.- № 3
10. Бюджетная системаРоссийской Федерации: Учебник / М.В. Романовский и др..; под ред. М.В.Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт. – 621с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :