Кафедра «Экономики»
Курсовая работа
По дисциплине «Финансы»
Тема
Перспективыразвития форм государственной финансовой поддержки малого бизнеса. Особенностифункционирования финансов субъектов хозяйствования без образования юридическоголица
Введение
Основополагающимицелями экономической политики России являются: достижение экономического ростаи полной занятости; улучшение жизненных стандартов широких слоев населения;стабильность уровня цен, устойчивость валюты и внешнеэкономическое равновесие.Достижение этих целей в значительной мере связано с состоянием дел иперспективами развития конкурентоспособного малого предпринимательства.
Формированиеконкурентной среды определяется множеством факторов, действующих на микро — имакроуровне. Современная макроэкономическая ситуация в России весьмапротиворечива. Она ориентирована на первоочередное подавление инфляции и поисксредств для дефицитного бюджета и далека от реального стимулированиядолгосрочных инвестиций в развитие производства, что естественно и сдерживаетреальное эффективное использование антимонопольных мер, диверсификациюпроизводства, инновационное и венчурное предпринимательство. Между тем,последнее и является питательной средой развития малого предпринимательства. Кнегативным явлениям следует добавить то, что предприятия страны получили внаследство от административно-командной системы традиции специфических условийнерыночного поведения предприятий. Сложное положение предприятий в современныхусловиях усугубляется особенностями формирования рынка, котороехарактеризуется, во-первых, высокой степенью специализации для многих передовыхтехнологических отраслей промышленности, во-вторых, закрепленностью отдельныхпроизводителей за определенными регионами, в-третьих, локализациейхозяйственных связей, обусловленной резким ростом транспортных тарифов. В этихспецифических условиях формирования рынка характеристика степени развитостиконкурентности малого бизнеса выглядит неутешительно
Современныйэтап функционирования малого предпринимательства все еще не стал действительныминструментом решения макроэкономических задач экономического роста, политикизанятости, научно-технического прогресса. Такая ситуация объясняетсяособенностями общего состояния отечественной экономики, которое характеризуетсянеобходимостью преодоления тяжелейшего кризиса, падением производства,инвестиционным голодом, развалом системы хозяйственных связей. Обеспечениеконкурентоспособности малого предпринимательства возможно только при выработкесоответствующих адекватных направлений экономической политики. Известно, чтосубъектами экономической политики являются государство и его институты, а такжеобщественные и негосударственные институты.
Одной изэкономических функций государства является правовое и организационноезакрепление новых производственных отношений. В этом смысле его значение дляукрепления малого предпринимательства велико. Здесь возможны два вариантаподдержки государством малого предпринимательства. Первый вариант — широкоегосударственное регулирование деятельности малых предприятий в сочетании спротекционистской политикой в их пользу. Второй вариант — умеренноегосударственное регулирование рыночных условий с тем, чтобы формирующаясяконкуренция самостоятельно продиктовала «кому быть, а кому не быть»на рынке в качестве субъекта хозяйствования.
Развитиемалого бизнеса становится одним из важнейших направлений экономическихпреобразований в стране. Концепция его дальнейшего развития должнапредусматривать как создание общих рыночных предпосылок — рыночнойинфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную государственнуюсистему поддержки. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы мелкого исреднего предпринимательства должна быть отнесена к числу ведущих целей
Глава 1.Особенности функционирования финансовых субъектов хозяйствования безобразования юридического лица
1.1 Организационно-правовыеосновы деятельности
СогласноКонституции РФ «каждый имеет право на свободное использование своихспособностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной закономэкономической деятельности». Предпринимательской является самостоятельная,осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическоеполучение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работили оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленномзаконом порядке.
Граждане,занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридическоголица (индивидуальные предприниматели) должны:
обладатьимуществом, принадлежащим им как на праве собственности, так и на праве аренды;
пройтигосударственную регистрацию в качестве предпринимателя;
систематическиполучать в результате предпринимательской деятельности прибыль от пользованияимуществом (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг);
иметьлицензию на ведение предпринимательской деятельности (в случаях, установленныхзаконодательством).
Согласност. 11 НК РФ под индивидуальными предпринимателями понимаются физические лица,зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскуюдеятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы,частные охранники, частные детективы. Физические лица, осуществляющиепредпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но незарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушениетребований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей,возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являютсяиндивидуальными предпринимателями.
Правогражданина заниматься предпринимательской деятельностью установлено ст. 23 ГКРФ, в соответствии с которой гражданин вправе заниматься предпринимательскойдеятельностью без образования юридического лица с момента государственнойрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Кпредпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образованияюридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельностьюридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не следуетиз закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Предпринимателивправе, так же как и коммерческие организации, заключать публичные договоры.Таким договором признается договор, заключенный коммерческой организацией иустанавливающий ее обязанности по продаже товаров (выполнению работ, оказаниюуслуг), которые такая организация по характеру своей деятельности должнаосуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля,перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение,медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Индивидуальныепредприниматели могут в своей деятельности принимать на работу другихфизических лиц как по гражданско-правовым, так и по трудовым договорам. Приэтом у предпринимателей возникает обязанность уплаты единого социальногоналога.
Отдельновыделен в п. 2 ст. 23 ГК РФ такой субъект предпринимательского (хозяйственного)права, как глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющийдеятельность без образования юридического лица, который признаетсяпредпринимателем с момента государственной регистрации хозяйства.Взаимоотношения между членами и главой хозяйства строятся на договорной основеили на основе соглашений между ними. Плоды, продукция и доходы, полученные врезультате деятельности хозяйства, являются общим имуществом его членов ииспользуются по соглашению между ними.
Одно изважнейших условий деятельности предпринимателей является лицензирование ихдеятельности. В соответствии с законодательством определенные областипредпринимательской деятельности требуют помимо государственной регистрациипредпринимателя получение лицензии на право осуществления этой деятельности.Лицензируемые виды деятельности осуществляются лицами, имеющими специальныезнания, которые подтверждаются соответствующими документами об образовании.Кроме того, в лицензионные требования и условия к гражданину, являющемусяиндивидуальным предпринимателем, могут дополнительно включатьсяквалификационные требования как к соискателю лицензии или лицензиату. Доходграждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образованияюридического лица, облагается налогом на доходы физических лиц.
Индивидуальныепредприниматели в налоговых правоотношениях выступают в качестве:
налогоплательщиков;
налоговыхагентов (работодатели или лица, являющиеся источником дохода других физическихлиц), т.е. индивидуальные предприниматели выступают как лица, на которыевозложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика иперечислению в соответствующие бюджеты налогов и платежей;
плательщиковстраховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В этойсвязи обязанности индивидуальных предпринимателей также рассматриваются с двух сторон:как налогоплательщиков и как налоговых агентов. Обязанности индивидуальныхпредпринимателей, которые выступают в качестве налогоплательщиков, установленыст. 23 НК РФ.
Согласноуказанной статье индивидуальные предприниматели обязаны:
1)уплачивать законно установленные налоги;
2) встатьна учет в органах МНС России, если такая обязанность предусмотрена настоящимКодексом;
3) вести вустановленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения,если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
4)представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговыедекларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такаяобязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
5)представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях,предусмотренных настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления иуплаты налогов;
6)выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленныхнарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствоватьзаконной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении имисвоих служебных обязанностей;
7)предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях ипорядке, предусмотренных настоящим Кодексом;
8) втечение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и другихдокументов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов,подтверждающих полученные доходы (для организаций – также и произведенныерасходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
9) нестииные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах;
10)сообщать в налоговый орган по месту учета:
• оботкрытии или закрытии счетов – в пятидневный срок;
• обо всехслучаях участия в российских и иностранных организациях – в срок не позднееодного месяца со дня начала такого участия;
• обо всехобособленных подразделениях, созданных на территории РФ, – в срок не позднееодного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
• опрекращении своей деятельности, объявлении несостоятельности (банкротстве),ликвидации или реорганизации – в срок не позднее трех дней со дня принятиятакого решения;
• обизменении своего места нахождения – в срок не позднее десяти дней со дня принятиятакого решения.
Обязанностииндивидуальных предпринимателей, которые выступают в качестве налоговыхагентов, установлены ст. 24 НК РФ:
1)правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств,выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды)соответствующие налоги;
2) втечение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своегоучета о невозможности удержать налог у плательщика и о сумме его задолженности;
3) вестиучет выплаченных плательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты(внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому плательщику;
4)представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые дляосуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисленияналогов.
Кроме того,физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, удерживающиеналог на доходы физических лиц, обязаны:
вести учетсовокупного годового дохода, выплаченного физическим лицам в календарном году;
ежеквартальнопредставлять в налоговый орган по месту своей регистрации отчет об итоговыхсуммах начисленных доходов и удержанных суммах налога;
представлятьв налоговый орган по месту своей регистрации сведения о доходах, выплаченныхими физическим лицам не по месту основной работы (службы, учебы), и обудержанных суммах налога с указанием адресов постоянного местожительстваполучателей дохода не реже одного раза в квартал, а также ежегодно не позднее 1марта года, следующего за отчетным, – сведения о доходах, выплаченных имифизическим лицам по месту основной работы.
Критериималого предприятия.Ограничение по статусу
Долявнешнего участия в капитале не должна превышать 25 %
Для юридическихлиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РоссийскойФедерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранныхграждан, общественных и религиозных организаций (объединений),благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде)указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (заисключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевыхинвестиционных фондов),… доля участия, принадлежащая одному или несколькимюридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднегопредпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов (данноеограничение не распространяется на хозяйственные общества, деятельность которыхзаключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальнойдеятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных,изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений,топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау),исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) такиххозяйственных обществ — бюджетным научным учреждениям или созданнымгосударственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетнымобразовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданнымгосударственными академиями наук образовательным учреждениям высшегопрофессионального образования);Ограничение по численностиработников
К малому и среднемубизнесу относятся средние, малые и микропредприятия
Числопостоянных работников не должно превышать 250 человек
Средняя численностьработников за предшествующий календарный год не должна превышать следующиепредельные значения средней численности работников для каждой категориисубъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного додвухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человеквключительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяютсямикропредприятия — до пятнадцати человек.Ограничение по выручке
С 1 января 2008 г.согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 июля2008 г. N 556 установлены предельные значения выручки от реализациитоваров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленнуюстоимость для следующих категорий субъектов малого и среднегопредпринимательства:
· микропредприятия — 60 млн рублей;
· малые предприятия — 400 млн рублей;
1.2Система и формы государственной поддержки предпринимательства
Во II квартале 2009 г.Правительство Российской Федерации и общественные организации не только активноучаствовали в реализации ранее запланированных мер по поддержке малого исреднего предпринимательства в России, но и рассматривали новые инициативы ипредложения по улучшению инфраструктуры создания и дальнейшего функционированияпредприятий малого и среднего бизнеса (МСБ). Усиление поддержки данного сектораэкономики продиктовано необходимостью адаптации предприятий МСБ кфункционированию в кризисных условиях. Активно развивающийся сектор малого исреднего бизнеса остается одним из важнейших резервов роста национальной экономики.Меры по улучшению положения предприятий микро-, малого и среднего бизнесакоснулись разных аспектов их деятельности и могут быть условно разделены на триследующих блока. Меры в области финансового и налогового стимулирования Как и вначале текущего года, во II квартале сохраняется проблема доступности кредитныхресурсов для предприятий малого и среднего бизнеса, а потому первоочередноевнимание в комплексе мер поддержки МСБ было уделено предоставлению имфинансовой помощи, среди которых можно отметить следующие:
Приняторешение об увеличении объема финансовой поддержки малого бизнеса до 40 млрдрублей (с ранее заявленных 30 млрд рублей). Напомним, что данная мераосуществляется посредством финансирования кредитных организаций и юридическихлиц через ОАО «Российский банк развития» (далее РосБР). Источниками финансовойподдержки региональных банков на цели кредитования стали: средства федеральногобюджета, выделяемые на поддержку МСБ; средства Внешэкономбанка; займы и кредитыРосБР, привлеченные как на внутреннем, так и внешних рынках. Количествопредставленных заявок на участие в программе свидетельствует о высокой степенизаинтересованности региональных финансовых институтов в получении средств наэти цели. По состоянию на начало III квартала 2009 г. 75 банков подали заявкина участие в программе по кредитованию малого и среднего бизнеса. Совокупныйобъем заявок составил 12,5 млрд рублей.
Приняторешение о корректировке параметров, выдаваемых РосБР кредитов, относительнозапланированных: кредиты должны выдаваться сроком не менее чем на один год ипод процентную ставку рефинансирования Центрального банка плюс 3 процентныхпункта, в то время как сами банки будут получать кредиты по этой программе под10,5–10,7% годовых. Поэтому предстоит провести дополнительные переговоры сбанками-партнерами с учетом новых условий кредитования.
ДополнительноРосБР начал разрабатывать модели финансирования бизнесинкубаторов, деловыхцентров, образовательных учреждений и прочих организаций, оказывающих маломубизнесу имущественную и другие виды поддержки. В настоящее время реализуются«пилотные» сделки с несколькими микрофинансовыми и лизинговыми организациями сперспективой их дальнейшего тиражирования, а также разрабатывается схема работыс факторинговыми компаниями и определяются условия их кредитования.
Приняторешение о внедрении программы рефинансирования кредитных портфелейбанков-партнеров. Суть данного способа кредитования состоит в том, чтосформированный банком-партнером портфель кредитов, уже предоставленных субъектамМСБ, может быть использован им для обеспечения нового финансирования в РосБР.При этом обязательным условием такого рефинансирования является направлениеполученных средств исключительно на дальнейшее кредитование малого и среднегобизнеса.
РосБР планируетприступить к разработке механизма секьюритизации кредитных портфелей малогобизнеса для поиска новых эффективных форм финансирования. Успешность данногопроцесса будет зависеть и от стабильности общей финансовой ситуации в стране,готовности законодательной базы и банковского сообщества к такой инновационной формеработы с субъектами МСБ.
Утвержденодополнительное финансирование региональных гарантийных фондов, подпоручительство которых малый бизнес сможет получить займы. На пополнение такихфондов уже выделено 3,5 млрд рублей, принято решение выделить еще 15 млрдрублей на эти цели. В результате реализации программы кредитования малогобизнеса ставки по кредитам должны стать более приемлемыми для предпринимателей,особенно на фоне тех, которые банки предлагают сейчас (порядка 20–30% годовых).Однако практическая реализация механизма распределения средств на кредитованиеМСБ протекает крайне медленно, в результате чего по состоянию на начало июля2009 г. ни одного кредита на эти нужды не выдано. Кроме того, порядок отборарегиональных банков-партнеров предъявляет жесткий перечень требований кфинансовым институтам, претендующим на получение государственной поддержки.Вероятнее всего, «небольшие» банки не смогут соответствовать заявленнымтребованиям, в то время как именно «небольшие» банки в развитых странахсоставляют основу кредитования малого бизнеса.
В части мер налоговогостимулирования для субъектов малого и среднего бизнеса можно выделитьследующие:
ВнесеныГосдумой РФ изменения в ст. 346.12 и 346.13 части второй Налогового кодекса РФ,направленные на повышение доступности применения упрощенной системыналогообложения (УСН) для малого бизнеса. Это реализовано за счет увеличенияпредельного размера доходов, ограничивающего право перехода на упрощеннуюсистему налогообложения, до 45 млн рублей (в настоящее время с учетоминдексации она составляет 23,07 млн рублей), а также увеличения предельногоразмера доходов налогоплательщика до 60 млн рублей в части утраты праваприменения УСН (в настоящее время она равняется с учетом индексации 30,76 млнрублей). Данная мера позволит, по предварительным оценкам, вдвое увеличитьчисло малых предприятий, а значит, существенно снизить налоговую нагрузку дляплательщиков, применяющих в настоящее время общую схему налогообложения.1 Крометого, реализация данной меры может способствовать легализации некоторой части«теневых» доходов малых предприятий.
В концеиюня во втором и третьем чтениях принят Федеральный закон «О внесении измененияв статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники приосуществлении денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежныхкарт». Согласно закону, у предпринимателей, уплачивающих единый налог навмененный доход (ЕНВД), появилась возможность добровольного примененияконтрольно-кассовой техники (ККТ) в своей деятельности при условии выдачи потребованию покупателя документа, подтверждающего факт покупки (товарный чек,квитанцию и др.). Данная мера существенно сократит расходы предпринимателей напокупку и дальнейшее ежемесячное обслуживание ККТ.
Следует отметить, чтодействующая с начала 2009 г. мера по предоставлению субъектам РФ праваустанавливать пониженную ставку налога по упрощенной системе налогообложения вдиапазоне от 5% до 15% в зависимости от вида деятельности пока не получилаширокого распространения. По мнению экспертов общественной организации «ОпораРоссии», действующая мера затрагивает только 14% предпринимателей. В случаераспространения льготы на плательщиков ЕНВД (а это более половины предпринимателей)масштабы эффекта могут заметно увеличиться, однако для государства этообернется существенным выпадением налоговых поступлений.
1.2.1 Мерыимущественно-инфраструктурной поддержки
Мерыимущественно-инфраструктурной поддержки малого бизнеса, решения по которым былиприняты еще в I квартале текущего года, во II квартале 2009 г. былиусовершенствованы и дополнены в части порядка их реализации, а именно:
1.Упрощендоступ малых и средних компаний к государственному и муниципальному заказу. Внастоящее время открыты три электронные площадки для проведения аукционов поразмещению государственных заказов (в Татарстане, Москве и на базе Сбербанка) сперспективой увеличения числа электронных площадок до 5–7. Данная мера должнапозволить вовлечь малый и средний бизнес в государственный заказ. Кроме того,такая форма организации госзакупок при надлежащем ее исполнении может повыситьпрозрачность ценообразования и создать все условия для здоровой конкуренции;
2.ПравительствомРФ, вслед за принятым в I квартале 2009 г. решением о снижении платы затехнологическое присоединение к электросетям, подписано постановление осовершенствовании порядка подключения, позволяющее существенно снизить издержкипредпринимателей: отныне при подключении к мощности до 100 киловатт можно будетвнести аванс в размере 5% от требуемой суммы, а для выплаты оставшейся суммыпредоставляется право беспроцентной рассрочки сроком до 3 лет.
За II квартал 2009 годане произошло существенных улучшений с реализацией инициативы льготнойприватизации для добросовестных предпринимателей, арендовавших муниципальноеимущество более трех лет, дающей первоочередное право выкупать муниципальныеплощади. Надлежащие региональные нормативные акты, конкретизирующие положенияфедерального законодательства, приняты только в 62 субъектах РФ, к тому же в 36из них выявлено ненадлежащее их исполнение. Региональные перечни имуществасформированы только в 36 субъектах РФ, в которые включены около 25 тыс.объектов общей площадью 6 млн. кв. метров.
1.2.2 Меры по снижению административного давления
Во II квартале 2009 г.утверждены и вступили в силу ряд мер по снижению административного давления насектор малого предпринимательства. Однако их эффект станет заметен с некоторымвременным лагом. Так, к мерам ослабления административного давления напредприятия малого бизнеса можно отнести следующие:
1.Принятновый порядок открытия малого и среднего бизнеса. Так, с 1-го июля вступает всилу Федеральный закон № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля(надзора)», в соответствии с которым предприниматель более не обязан получатьразрешение на организацию собственного дела в надзорных инстанциях – достаточнолишь уведомить их о начале работы предприятия. Однако данное положение касаетсятолько ограниченного круга деятельности, а именно: гостиничные и бытовыеуслуги, текстильное и швейное производство, обработка древесины, коммерческиеперевозки, издательская и ряд других видов деятельности… Более того, данныйзакон регламентирует количество проверок и их продолжительность: максимальнодопустимое время проведения проверок для микропредприятий не может превышать 15часов в год, для малых – 502. По нашему мнению, данная мера имеет принципиальноезначение среди мер поддержки сектора малого предпринимательства.Предполагается, что будет осуществляться преимущественно документарнаяпроверка, которая не столь обременительна для предпринимателей и не отвлекаетих от финансово-хозяйственной деятельности.
2.В целяхпресечения случаев необоснованного вмешательства в деятельность предприятиймалого и среднего бизнеса во всех субъектах РФ созданы подразделения,призванные обеспечить надлежащий надзор в данной сфере. В Генпрокуратуре РФсоздано новое подразделение – отдел по надзору за исполнением законодательствао государственном контроле, в функции которого входит обеспечение гарантийнедопущения правонарушений при осуществлении контрольных мероприятий в сферепредпринимательства, в частности, при формировании Сводного плана проведенияплановых проверок и согласовании выездных внеплановых проверок.
Принятые и реализуемые воII квартале 2009 г. меры поддержки МСБ были преимущественно ориентированы настимулирование роста числа субъектов хозяйствования в российской экономике иповышение доступности для них финансовых ресурсов. В то же время средиописанных выше мер отсутствуют меры по содействию модернизации производственныхмощностей действующих малых и средних предприятий, что существенно замедляетреализацию стратегической задачи по формированию современнойинновационно-производственной структуры малого и среднего предпринимательства вРоссии.
Глава 2.Перспективы развития форм государственной поддержки малого бизнеса
2.1 Современное состояние малого предпринимательства
На фонерезкого изменения условий функционирования российской экономики под влияниеммирового финансового кризиса и его распространения на реальный сектор экономикис IV квартала 2008 г. фиксируется постепенное сокращение числа рабочих мест наМП. Численность занятых с начала года уменьшилась на 475,4 тыс. человек и на 1апреля 2009 г. составила 5,7 млн человек. Уровень занятости в малом бизнесесущественно дифференцирован по территории России и оказывает серьезное влияниена ситуацию на региональных рынках труда. Наиболее значительное сокращениезанятости на малых предприятиях по итогам I квартала 2009 г. зафиксировано вЮжном (164,4 тыс. человек), Северо-Западном (143,9 тыс. человек), Приволжском(111,2 тыс. человек) и Сибирском (106,1 тыс. человек) федеральных округах. ВУральском и Дальневосточном федеральных округах, для которых характерны болеевысокие показатели уровня занятости в малом бизнесе, численность занятыхувеличилась, соответственно, на 41,3 и 13,1 тыс. человек.
Анализраспределения числа зарегистрированных малых предприятий по видам экономическойдеятельности показывает, что в промышленности (разделы C+D+E) в I квартале 2009г. число зарегистрированных МП составило 40,2 тыс., т.е. сократилось с началагода почти на 6 тыс. А это привело в результате к сокращению числа рабочих местна 55,9 тыс. человек. При снижении деловой активности в экономике, усиленииспада инвестиций в основной капитал и уменьшении объемов работ в строительствев I квартале 2009 г. число занятых на МП в строительстве сократилось на 141,0тыс. человек. Отметим, что в соответствии с Программой антикризисных мерпринятие закона, позволяющего образовательным и научным организациям создаватьмалые предприятия, частично разрешит проблему трудоустройства выпускниковучреждений профессионального образования, а также будет способствоватьраспространению практики целевой контрактной подготовки студентов старшихкурсов на основе договоров с предприятиями. В рамках создания более 2,5 тыс. МПожидается формирование до 30 тыс. рабочих мест, в первую очередь, длявыпускников вузов. Доминирующая часть предприятий и рабочих мест в маломбизнесе приходится на предприятия торговли и на услуги по операциям снедвижимостью.
В целом постране малые предприятия торговли обеспечивали рабочими местами 14,2% занятыхпо виду деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортныхсредств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования». В Iквартале 2009 г. численность работников МП торговли уменьшилась на 229,9 тыс.человек. При этом падение численности занятых наблюдалось практически во всехфедеральных округах и по всем видам экономической деятельности и сопровождалосьсокращением масштабов выпуска продукции и услуг. По большинству видовдеятельности с IV квартала 2008 г. фиксируется или абсолютное уменьшениеобъемов оборота МП, или резкое сокращение величины прироста оборотаотносительно предыдущего периода.
Очевидно,что снижение в I квартале 2009 г. относительно I квартала 2008 г. в российскойэкономике объемов строительства на 19,3%, оборота розничной торговли на 1,1% иоптовой торговли на 4,7% оказало негативное воздействие на характерфункционирования малых предприятий. В целом по итогам I квартала 2009 г. оборотМП составил 1832,5 млрд руб., или 12,4% от оборота по всем видам деятельности вроссийской экономике, при этом доля оборота МП по виду деятельности«строительство» составила 31,8%, в рыболовстве и рыбоводстве – 21,1%, всельском хозяйстве – 17,4%, в торговле – 16,4% и в промышленности – 6,1%. В российскойэкономике структура оборота малых предприятий почти на 55% формироваласьпредприятиями оптовой и розничной торговли, и изменение ситуации на внутреннемпотребительском и оптовом рынках оказывало доминирующее влияние на позициималого бизнеса. В наиболее острой форме сокращение масштабов деятельностипредприятий малого бизнеса отмечается в Центральном, Северо-Западном,федеральных округах, на которые приходится почти половина абсолютногоуменьшения объемов оборота малых предприятий в целом по России.
2.2 Проблемы малого предпринимательства
Финансирование
Развитиемалого бизнеса затруднено, в первую очередь, вследствие отсутствия источниковфинансирования ранних стадий развития бизнеса:
1.Профессиональныеинвесторы не могут финансировать в малый бизнес, так как стоимость транзакциипо финансированию предприятия (профессиональной экспертизы, аудита и подготовкипроекта) обычно составляет более $200 тыс. долларов, что существенно превышаетпотребность в финансировании малого предприятия, которая обычно составляет неболее 100 тыс. долларов;
2. Масштабымалого бизнеса незначительны и, как правило, ограничены рамками местного илирегионального рынка, а профессиональные инвесторы предпочитают вкладыватьденьги в потенциальных лидеров рынка, демонстрирующих высокий потенциал ростабизнеса;
3.Банковское финансирование недоступно для подавляющего большинства малыхпредприятий, так как у начинающих предпринимателей отсутствует ликвидноеимущество, которое может быть представлено банку в качестве обеспечения;
4. Лизингтехнологического оборудования также малодоступен, как вследствие низкого уровняразвития лизинговых операций, так и неспособности лизингополучателей выплатитьпервый взнос, составляющий
Заключение
На сегодняшний день в нашей стране продолжается активнаяполитика по внедрению малого бизнеса в экономику России. Развитие малогобизнеса благоприятно воздействует на общее состояние экономики, уровень ВВП иобщего благосостояния людей.
Важнейшие социальные факторы:
1.развитие малого бизнеса способствует постепенному созданиюширокого слоя мелких собственников (среднего класса), самостоятельнообеспечивающих собственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихсяосновой социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократическогоразвития общества.
2.занятие малым бизнесом является не только источникомсредств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциалаличности.
3.объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждаетвсе большее число граждан заняться самостоятельной предпринимательскойдеятельностью.
4.сектор малого бизнеса способен создавать новые рабочиеместа, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы исоциальной напряженности в стране.