Федеральноеагентство по образованию РФ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградскийгосударственный университет»
Факультет мировойэкономики и финансов
Кафедра теориифинансов, кредита и налогообложения
Перспективывведения налога на недвижимость в РФ
Выполнили:
Студентки факультета
МЭиФ
Группы НО-062
Григорева В.
Хомутецкая М.
Проверила:
Ст. преодаватель Салосина Л.Г.
Волгоград, 2009
Оглавление
Введение
1.Теоретические основы налога на недвижимость
1.1Понятие налога на недвижимость
1.2Сущность налога на недвижимость
2.Анализ перспектив введения налога на недвижимость
2.1Предпосылки введения налога
2.2Причины введения налога
2.3Проблемы, связанные с введением налога
3.Перспективы введения налога на недвижимость
3.1Итоги налогового эксперимента в Великом Новгороде и Твери в 1997 — 2005 гг.
3.2Налог на недвижимость в перспективе на 2010-2011 гг
Заключение
Списоклитературы
Введение
Недвижимость и ее основа — земля всегда являлись одним изосновных источников доходов муниципальных бюджетов стран с рыночной экономикой.Сегодня в сфере рынка недвижимости развитых стран создается до 25% ВВП. Чтобыдостичь в России результатов, близких к показателям развитых государств, надоповысить капитализацию недвижимости. Инструмент такого повышения — налоговое иземельное законодательство.
В современной системе налогов Российской Федерациипредусмотрены три налога, связанных с недвижимостью (земельный, налог наимущество организаций и налог на имущество физических лиц). Несмотря направовую обособленность каждого, с экономической точки зрения требуется ихкомплексное рассмотрение и анализ. Однако реализация комплексного подхода воценке действующей практики налогообложения недвижимости в России осложняетсяразделением налогов еще и по уровням власти: региональный (налог на имуществоорганизаций) и муниципальный (налог на имущество физических лиц и земельныйналог). Кроме того, это создает дополнительные трудности при разработке единогоналога на недвижимость, усложняет возможности применения зарубежного опыта,проведение сопоставимого анализа.[1]
В настоящее время развитие налоговых отношенийхарактеризуется наличием целого ряда проектов, направленных на создание оптимальнойсистемы региональных налогов. В связи с этим анализ развития и современногосостояния теории и практики налогообложения имущества, и прежде всегонедвижимости, как его составляющей, представляет собой одно из приоритетныхнаправлений работы.
Подобное обстоятельство выступает в качестве основаниядля активной широкомасштабной деятельности государства по поиску новой, болееэффективной и прогрессивной формы обложения недвижимости.
Цель работы непосредственно заключается в анализеперспектив введения налога на недвижимость.
В соответствии с целью в работе решаются следующиезадачи:
1) Рассмотреть понятие налога на недвижимость;
2) Проанализировать его сущность;
3) Рассмотреть предпосылки введения налога;
4) Определить проблемы, связанные с введением данногоналога;
5) Проанализировать причины введения налога;
6) Проанализировать итоги эксперимента в ВеликовНовгороде и Твери.
7) Определить перспективы налога на 20010-20011 гг.
Объектом работы выступает налог на недвижимость.
Предметом работы является исследование перспективвведения налога на недвижимость.
В качестве теоретической основы изучения в работеприменялись труды и учебные пособия российских авторов по налогу нанедвижимость таких, А.А. Артемьев, Л.И. Гончаренко, Н.С. Воронцова, Е.В.Михина,Е.М. Перцева, Т.А. Рик, Е.Тишин и других. По ходу написания курсовой работы,были рассмотрены различные информационные источники: учебники, журнальныестатьи, интернет-ресурсы.
Курсовая работа состоит из введения, основной части,включающей в себя три главы, заключения и списка литературы. В первой главехарактеризуется налог на недвижимость. Во второй главе проводится анализпредпосылок, причин и проблем введения данного налога. В третий главерассматривается налоговый эксперимент в Великом Новгороде и Твери.
1. Теоретические основы налога нанедвижимость
1.1 Понятие налога на недвижимость
В настоящее время существует три вида имущественныхналогов, каждый из которых имеет свое регулирующее законодательство: налог наимущество юридических лиц, налог на имущество физических лиц и налог на землю.
Налог на землю и налог на имущество физических лиц, в томчисле жилищный, относятся к местным налогам, хотя часть всех платежей за землюпоступает в федеральный бюджет. Эти два налога, вместе взятые, обеспечиваютместное налогообложение недвижимого имущества, в том числе жилых объектов,находящихся в собственности граждан.
Ни один из указанных налогов не взимается на основерыночной стоимости; в настоящее время налоги на имущество и доходы от нихнезначительны из-за заниженной оценки имущества и низких налоговых ставок, атакже продолжающейся инфляции. Получение существенных социально-экономических ифинансовых выгод от внедрения системы налогообложения жилой недвижимости по еестоимости для финансирования деятельности муниципальных служб местных органовсамоуправления РФ связано с тщательным анализом компонентов, которые необходимовключить в административно-правовую основу реализации налогообложения домов иквартир по рыночной стоимости.
Базой для исчисления налога является так называемаяинвентаризационная стоимость. Она рассчитывается по эмпирической формуле, средизначений которой имеется и такое, как восстановительная стоимость. Приисчислении инвентаризационной стоимости учитываются износ, изменение цен настроительную продукцию, работы и услуги.
Таким образом, стоимость квартиры, дома или дачи зависитот года постройки, объема помещения, стоимости строительных материалов ирабочей силы на дату оценки и года постройки. Инвентаризационная стоимостьквартиры во вновь возведенном доме приравнивается к ее номинальной стоимости надату принятия его в эксплуатацию.
Теоретически инвентаризационная стоимость квартиры можетс годами падать, оставаться неизменной или расти — все зависит от уровня цен,зарплаты и инфляции. Однако реальное положение в нашей стране таково, чтостоимость жилых объектов, несмотря на их износ, год от года растет.
Итак, налогообложения недвижимости как отдельного видавзимания налогов в России пока нет. В действующем федеральном законодательствео налогах и сборах есть два понятия — земля и имущество. Земля относится кнедвижимости. В состав же налогооблагаемого имущества входит как движимое, таки недвижимое имущество (здания, сооружения, дома, квартиры). Земля и имуществооблагаются налогом на основании разных законов, имеют разные ставки, да имеханизмы налогообложения земли и имущества различны. Законодательноеоформление налогообложения жилой недвижимости должно сгладить эти различия,структурируя и гармонизируя налогообложение сходных по существу объектов.
В практике различают следующие типы налогов на жилищныеобъекты: периодические и непериодические.
Периодические налоги — это налоги, начисляемыепериодически за определенный промежуток времени, обычно раз в год. При этоммогут быть предусмотрены более частые налоговые выплаты, но сам налогначисляется ежегодно. Основной целью системы периодических налогов на жильеявляется создание потока налоговых поступлений. Периодическими налогами ежегоднооблагаются владельцы и пользователи жилого фонда. Основой для налогообложенияможет служить стоимость или размеры объекта. Если основой является стоимостьобъекта, то за основу налогообложения берется стоимость всего объекта в целом,а не долевая часть владельца в этой недвижимости.
К непериодическим налогам на имущество относятся налогина трансферты (продажу, наследование, дарение) и прирост стоимости. Налоги натрансферты включают государственные пошлины. Налоги на прирост включают налогина увеличение капитала или стоимости земельной собственности[2].
1.2 Сущность налога на недвижимость
Налог на недвижимость по сути заменяет три налога — земельный, на имущество организаций и на имущество физических лиц.Следовательно, упрощается налоговое администрирование, снижаются затраты нанего. К тому же финансовое ведомство готово упростить документооборот междуналогоплательщиками и налоговыми органами и отказаться от декларации по налогуна недвижимость. Налогоплательщики будут уплачивать налог на основанииналоговых уведомлений, рассылаемых налоговыми органами.
Рассмотрим природу налога на недвижимость. Налог нанедвижимость устанавливается в налоговой системе РФ для совершенствованияналоговых отношений, связанных с недвижимым имуществом, с основной задачей — ликвидировать существующий разрыв между уровнем и сложностью современных экономическихотношений в России и уровнем развития действующей налоговой системы, внекоторых случаях основанной на потерявших актуальность методиках исчисления иорганизации взимания налогов.
Для налога на недвижимость характерна статика объектаналога, обусловленная правом, на основании которого объект налога принадлежитналогоплательщику. Исходя из этого, в целях налогообложения недвижимостипервостепенное значение приобретает вид имущественного (вещного) права,появление которого у организации или физического лица автоматически придает имстатус налогоплательщиков, вследствие чего у таких лиц возникает обязанность поуплате налога на недвижимость.
Налог на имущество, или его частный вариант — налог нанедвижимость, в преобладающем числе случаев не зависит от происхождения доходовналогоплательщиков. Единственным случаем зависимости налога на недвижимость отвида дохода, а именно ренты, является налогообложение природных ресурсов.
Налог на недвижимость выполняет следующие функции:
— воспроизводственная;
— консервационная;
— казначейская (фискальная);
— компенсационная;
— обременительная (регулирующая).
Воспроизводственная функция является наиболее важной средивсех остальных функций. Первостепенное значение воспроизводственной функцииобъясняется ролью природных ресурсов в обеспечении жизнедеятельности человека.Средства, собранные при выполнении налогом на недвижимость воспроизводственнойфункции, аккумулируются в целевых бюджетных фондах, предназначенных дляфинансирования природовосстановительных и охранных мероприятий. В объект налогана недвижимость не случайно должны входить земельные участки, участки лесного иобъекты водного фондов, поскольку взимание налога с этих природных ресурсовобеспечит возврат собранных средств в виде финансирования общественно необходимыхработ по охране, восстановлению и приумножению объектов природы.
Охарактеризуем теперь консервационную функцию. В связи свозрастанием экстенсивных способов использования природных ресурсов впромышленном производстве, повлекших за собой резкое увеличение негативноговоздействия на природную среду, постепенно пришло осознание важности разработкии внедрения ресурсосберегающих технологий. Необходимость сохранения и дажеконсервации особо ценных видов природных ресурсов — плодородных сельскохозяйственныхугодий, участков лесного фонда, пресной воды — обусловлена созданием перспективдля безопасного общественного развития.
Для казначейской функции важно достижение поставленныхориентиров в формировании бюджетных доходов и безразлично, что произойдет с налогоплательщикамипосле уплаты налогов. Поскольку все налоги в современных экономических условияхпредставляют собой денежные средства, а казначейская функция направлена нааккумулирование в бюджете денежных средств, признаваемых налогом, именно этафункция обезличивает налоги. Для казначейской функции не имеют значенияиндивидуальные признаки и особенности тех или иных налогов. Главное — обеспечить их поступление в единую кассу, где налоги теряют своюиндивидуальность и выступают только как денежные средства.
Компенсационная функции. Компенсация ущерба, причиненногонедвижимости, производится также частными и государственными страховымиорганизациями, которые осуществляют добровольное и обязательное имущественноестрахование. Страховые компенсационные выплаты не исключают, а дополняют тесуммы, которые направляются на восстановление недвижимости и компенсациюматериального ущерба из специального бюджетного фонда.
2. Анализ перспектив введенияналога на недвижимость
2.1 Предпосылки введения налога
В течение последних нескольких лет при обсуждениивопросов, связанных с налоговой системой России, наиболее интереснымнаправлением является совершенствование имущественного налогообложения, вчастности возможное введение в стране налога на недвижимость.
Идеи применения у нас этого налога были сформулированыеще в середине 1990-х годов. В июле 1997 г. был принят Федеральный закон № 110-ФЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городахВеликом Новгороде и Твери». И хотя с момента принятия этого закона прошло почти10 лет, перспективы применения у нас налога на недвижимость пока остаютсянеясными.
В целях лучшего понимания этого вопроса в СоветеФедерации был организован круглый стол «Налогообложение недвижимостиорганизаций». Исходя из заявленной темы предполагалось в основном обсудитьподготовленный в рамках законотворческой деятельности Совета Федерацииспециалистами Научно-исследовательского института развития налоговой системызаконопроект, дополняющий Налоговый кодекс РФ главой по налогу на недвижимостьорганизаций. Однако заинтересованные специалисты рассмотрели более широкой кругпроблем налогообложения недвижимости.
Большинство выступивших на круглом столе в целом неотвергали идею введения налога на недвижимость. Тем более анализ международногоопыта свидетельствует, что такой налог может стать весьма значимым источникомдоходов бюджетной системы, в основном региональных или муниципальных бюджетов.Этот вид налогообложения используется во многих странах Организацииэкономического сотрудничества и развития и характеризуется такимидостоинствами, как немобильная налоговая база, равномерное распределение потерритории страны, устойчивость к циклическим колебаниям экономики по сравнениюс другими налогами.
Специалистами был обозначен целый ряд необходимыхподготовительных мероприятий и вопросов, без решения которых налог нанедвижимость может создать очень серьезные проблемы. В частности, были отмеченыследующие аспекты, связанные с возможным использованием в нашей стране данногоналога[3]:
1. Качественное администрирование является достаточнодорогим и сложным. Для правильного исчисления налога необходимо собирать,обрабатывать и периодически актуализировать значительный объем информации.Процедуры оценки недвижимости требуют как адекватного нормативного обеспечения,так и высокой квалификации занимающихся оценкой специалистов.
В настоящее время Россия только приступает к решениюзадачи по формированию и регистрации прав на единые объекты недвижимости: начатоформирование кадастра недвижимости. Проект закона «О государственном кадастренедвижимости» принят Государственной Думой в первом чтении. Вопрос орегистрации прав на единый объект недвижимости сегодня законодательно вообще неурегулирован. Мероприятия по формированию государственного кадастранедвижимости и результатов государственной кадастровой оценки недвижимости, помнению Роснедвижимости, могут быть завершены не ранее 2012 г.
2. Поскольку в условиях современной России наличиенедвижимости не связано напрямую с текущим доходом и, следовательно, сфактической способностью уплачивать налог, налог на недвижимость может привестик дополнительным социальным проблемам.
3. Налог на недвижимость часто является непопулярным срединалогоплательщиков, особенно населения. Переоценка недвижимости в целяхналогообложения, которая должна постоянно проводиться, сопряжена с большимиполитическими и социальными рисками.
4. Социально-политические причины могут спровоцироватьвласти переложить непропорционально большую долю нагрузки налога нанедвижимость на бизнес с целью облегчить положение населения, что обусловитнесправедливое налогообложение.
5. В настоящее время неочевидно, к какому уровнюналогообложения целесообразно отнести налог на недвижимость и в бюджеты какогоуровня должен зачисляться этот налог. Более того, новые законодательные подходык земельному налогу, налогу на имущество организаций пока не сформировалиправоприменительную практику, свидетельствующую о недостатках этих налогов посравнению с налогом на недвижимость.
2.2 Причины введения налога
Минфин России как орган, непосредственно проводящий иреализующий налоговую политику, впервые обнародовал документ «Основныенаправления налоговой политики в РФ на 2008 — 2010 гг.». В докладе в качествеодного из таковых назвал совершенствование налога на имущество физических лиц(посредством введения налога на недвижимость).
Согласно указанной концепции реформирования налоговойсистемы введение налога на недвижимость предполагает преобразование налога наимущество физических лиц и земельного налога в единый налог на недвижимость.
Введение нового налога, заменяющего собой двасуществующих ныне, а также нового принципа налогообложения недвижимости наоснове рыночной стоимости полностью соответствует целям налоговой политикигосударства. А именно обеспечения справедливости и эффективности налоговойсистемы, упрощения системы налогов, снижения затрат на сбор налогов.
Говоря о причинах, способствующих введению в Россииединого налога на недвижимое имущество, также нужно отметить, что мерыналоговой политики направлены на снижение других налогов (НДС, налога наприбыль, налога на доходы, акцизов), налог на недвижимость как имущественныйналог более экономически нейтрален. Нужно учитывать и международную налоговуюконкуренцию по другим налогам, к налогу на недвижимое имущество это неотносится. Упрощение сбора и контроля не вызывает сомнений[4].
Одним из безусловных преимуществ обсуждаемого налогаявляется то, что он позволяет предприятиям развивать производство бездополнительных налоговых издержек.
Анализируя причины введения налога на недвижимость,нельзя не увидеть, что порядок исчисления налога в зависимости от рыночнойстоимости объекта и, как следствие, увеличение налогового бремени на владельцевнескольких объектов направлены также на стимулирование отчуждениясобственниками подобных объектов.
Установление налога на недвижимость жилого назначенияобеспечит возможность финансирования инфраструктуры и подготовки земельныхучастков под застройку с участием налогообложения уже построенного жилья.Создастся возможность снижения инвестиционной себестоимости возводимого жилья иувеличения вводов жилья, развития застройки и расширения налоговой базы. Крометого, введение налога позволит повысить самостоятельность и независимостьместных властей. Но нельзя забывать о том, что налог на имущество организацийявляется региональным, в связи с чем с введением местного налога нанедвижимость бюджеты субъектов Федерации понесут значительные потери. Крометого, в связи с обширностью территории нашего государства в разных регионахмуниципалитеты обладают различной способностью к собиранию указанного налога,соответственно, налоговые поступления могут значительно отличаться.
Если рассматривать введение налога на недвижимость спозиций тех целей, которых хочет достигнуть государство, устанавливая этотналог, можно отметить следующее. Если налог на недвижимость юридических лиц,кроме фискальной, должен выполнять именно стимулирующую роль, то налоги нанедвижимость и земельный участок, на физических лиц, прежде всего, призваныреализовать принцип справедливого распределения налогового бремени, потому чтотак или иначе оба эти налога — налоги на богатство в той или иной степени.
Придание первоочередного значения введению в РФ налога нанедвижимость физических лиц связано с направленностью государства, преждевсего, на реализацию идей социальной справедливости. Соответственно, развитиебизнес-сектора за счет применения методов налогового стимулированияотодвигается на второй план.
Кроме того, введение налога на жилую недвижимость гражданне приведет к упрощению налоговой системы, уменьшению количества налогов.
2.3 Проблемы, связанные с введением налога
В качестве причин, вызвавших появление проблем сналогообложением недвижимости в нашей стране, можно отметить следующие:
— недостаточное развитие рынков земли и недвижимости;
— отсутствие адекватной системы учета объектовнедвижимости;
— политические и социальные риски, ограничивающие егоэффективное использование;
— незначительная роль в доходах территориальных и преждевсего местных бюджетов;
— отрыв в определении налоговой базы от рыночнойстоимости недвижимости;
— неравномерность распределения налогового бремени (повидам недвижимости — жилая и нежилая, по объектам — земля, здания и сооружения);
— жесткое централизованное регулирование налоговой базы иналоговых ставок[5].
Главная проблема введения этого налога связана с тем, чтообъект и налоговая база связаны с формированием кадастра объектов недвижимостии с разработкой методов кадастровой оценки объектов. И на сегодняшний день,пока работа с кадастром не завершена, говорить о том, чтобы ввести этот налог неочень правильно. Ее решение также требует разработки и принятия целого рядадокументов, в частности:
— порядка проведения кадастровой оценки недвижимости;
— порядка формирования сведений об объектах недвижимостидля целей налогообложения;
— методики кадастровой оценки недвижимости;
— досудебного порядка урегулирования споров о результатахоценки недвижимости;
— порядка утверждения результатов оценки недвижимости;
— порядка внесения результатов оценки недвижимости вкадастр недвижимости. Эта работа нацелена на довольно значительный период. Былразработан план-график по введению этого налога (а он должен в первую очередьзаменить налог на имущество физических лиц). И этот план предусматривает, чтотолько в 2010 году будут подготовлены поправки в тот законопроект о налоге нанедвижимость, который уже прошел первое чтение в Госдуме. И налог будетвводиться, естественно, поэтапно начиная с 2011 года в тех муниципальныхобразованиях, где будет создаваться возможность его введения с учетомзавершения работ по созданию кадастра объектов недвижимости. Естественно, будетпереходный период, который будет позволять органам местного самоуправленияпринимать решение — либо вводить новый налог, либо сохранять налог на имуществофизических лиц.
Таким образом, главное препятствие для введения этогоналога прежнее — отсутствие базы со сведениями об объектах налогообложения.
А для того, чтобы сформировать кадастр, надо еще иоценить объекты. Методика кадастровой оценки в настоящее время разработанатолько в отношении земельных участков. В Госдуме есть законопроект, внесенныйдепутатами, касающийся изменений в закон об оценочной деятельности, которыйвводит понятие кадастровой оценки объектов недвижимости.
Соответственно, после принятия этого закона, разработкисоответствующих методик оценки и проведения оценки станет ясно, какова же будетбаза для этого налога. Исходя из этого будет решено, какие можно применитьставки, коэффициенты, льготы, вычеты, поскольку этот налог рассчитан преждевсего на собственников жилья, на граждан, и он будет затрагивать определенныйсоциальный аспект. Необходимо учесть все нюансы, чтобы этот налог не был впервую очередь обременителен для малообеспеченных слоев[6].
3. Перспективы введения налога нанедвижимость
3.1 Итоги налогового эксперимента в Великом Новгороде иТвери в 1997 — 2005 гг.
Налог на недвижимость предполагался как местный налог,который объединил бы два местных налога и один региональный. Особо отмечалось,что налог на транспортные средства, предусмотренный в то время Законом РФ «Оналогах на имущество физических лиц», продолжал бы взиматься.
Как показали итоги проведенного эксперимента поналогообложению недвижимости, введение налога на местном уровне требуетпроведения значительной по объему и срокам подготовительной работы, а такжерешения ряда проблем на федеральном уровне. Конструктивное взаимодействиегосударственной власти и местного самоуправления Великого Новгорода иНовгородской области позволило достигнуть определенных результатов. Преждевсего, став источником дохода для местного бюджета, налог на недвижимостьповысил ответственность местного самоуправления за организацию налогообложенияи показал эффективность проделанной работы. Поступления от налога нанедвижимость за период с 2000 по 2005 гг. увеличились почти в 25 раз: с 300тыс. до 7,5 млн руб.
Помимо финансового результата эксперимент стимулировалсоздание реестра объектов недвижимости, содержащего данные о 240 тыс. объектах.Более того, реестр сделал налогообложение прозрачным, чего так не достает нашейэкономике.
Эксперимент стимулировал и спрос на недвижимость. Если на1 января 2000 г. 18 организаций имели в собственности 38 земельных участковобщей площадью 916 га, то по состоянию на 1 января 2006 г. уже 140 организаций владели 228 участками площадью 916 га.
Эксперимент послужил серьезным основанием для объединенияфункций государственного кадастрового учета и оценки объектов недвижимости врамках полномочий Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
Результаты эксперимента по налогообложению недвижимостиисходя из рыночной стоимости объектов обсуждались на круглом столе,организованном Комитетом по бюджету Совета Федерации, который прошел в январе 2006 г. в Великом Новгороде. В его программе речь в том числе шла и о гл. 31 Налогового кодекса РФ «Местныйналог на недвижимость», которая принята в первом чтении Государственной ДумойРФ. Безусловно, принятие этой главы можно считать существенным шагом вреформировании имущественного налогообложения организаций и физических лиц.Вместе с тем, принимая такое решение, нужно исходить из того, что введениеналога на недвижимость будет осуществляться постепенно, по мере созданияопределенных налоговых условий в муниципальных образованиях, формирования рынкадоступного жилья и на основе этого увеличения доходной базы местных бюджетов.
Колоссальной и трудно разрешимой сегодня являетсятриединая задача по формированию единого объекта недвижимости, регистрации правна этот объект, а также определению стоимости объекта для целейналогообложения.
Плательщиками налога в ходе эксперимента являлисьюридические лица, которые владеют объектами недвижимости (участками земли ирасположенными на них зданиями одновременно) на праве собственности. Ставканалога на недвижимость была утверждена в размере 2% налоговой стоимости объектадля целей налогообложения (на весь период проведения эксперимента).
В основу «новгородской» концепции налога на недвижимостьбыл положен принцип включения только зданий, сооружений и земельных участков ииспользования методики массовой оценки на основе рыночной стоимости.
Суть эксперимента заключалась в замене трех налогов:налога на имущество юридических лиц, налога на имущество физических лиц,земельного налога — одним консолидированным налогом на недвижимость,налогооблагаемой базой которого является рыночная стоимость объекта. Этиизменения призваны стимулировать как развитие рынка недвижимости, еголегализацию, так и более эффективное использование земли, зданий и сооружений.
Новгородский вариант концепции налога на недвижимостьбазировался на следующих принципах:
— простота и прозрачность системы налогообложениянедвижимости. База налога определяется исходя из рыночной стоимости объектанедвижимости, которая понятнее и известнее, чем балансовая или инвентарнаястоимость;
— объектом налогообложения является земля и стоящие наней здания и сооружения;
— справедливость распределения налогового бремени;
— разумная и понятная система налоговых льгот и стимулов,построенная на основе анализа изменения налогового бремени при переходе кновому налогу.
Учитывая изложенное, введение местного налога нанедвижимость позволит, во-первых, повысить ответственность органов местногосамоуправления, исключив разговоры о «необеспеченных мандатах», во-вторых,установить баланс между предметами ведения всех уровней публичной власти и ихфинансовым обеспечением, в-третьих, повысить заинтересованность органовместного самоуправления по содействию гражданам в регистрации их прав наобъекты недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2006 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросуоформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимогоимущества».
3.2 Налог на недвижимость вперспективе на 2010-2011 гг.
Одним из эффективных вариантов пополнения доходной частибюджетов муниципальных образований является введение налога на недвижимость, втом числе и для физических лиц.
В России может быть введен полноценный налог нанедвижимость. Единым налогом на первых порах будут облагаться жилые квартиры,дома, гаражи, прочие строения и земля под ними.
Еще в Бюджетном послании Президента Российской ФедерацииФедеральному Собранию от 9 марта 2007 г. «О бюджетной политике в 2008 — 2010годах» В.В. Путин акцентировал, что «налоговая политика в ближайшие три годадолжна быть ориентирована на создание максимально комфортных условий длярасширения экономической деятельности и перехода экономики на инновационныйпуть развития», «в связи с переходом на утверждение бюджета на 3-летний периодвсе наиболее принципиальные решения по совершенствованию налоговой системыдолжны быть приняты и законодательно оформлены в течение 2007 года»,«необходимо принять главу Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующуювзимание налога на жилую недвижимость граждан, исчисляемого от рыночной ценыобъекта недвижимости, предусмотрев при этом такую систему вычетов, чтобыналоговое бремя в отношении малообеспеченных граждан осталось на существующемуровне»[7].
Председатель налогового подкомитета Государственной ДумыФедерального Собрания России Наталья Бурыкина подчеркнула, что переход квведению налога на недвижимость может занять десять лет, а в течение этоговремени имеет смысл исчислять его в зависимости от метража[8].
Новый налог в целом по стране может быть введен в 2010или 2011 г.
Для жилья уровень налогообложения должен определяться сучетом платежеспособности населения и принципа справедливого распределенияналогового бремени — чем дороже жилье, тем больше сумма налога. Тем самымтяжесть налогового бремени переносится на более обеспеченные слои населения.
Налог на недвижимость, рассчитанный исходя из ее рыночнойстоимости, успешно применяется во многих странах мира. Система налогообложениянедвижимости хорошо зарекомендовала себя с точки зрения выполнения фискальной,стимулирующей и социальной функции как в странах с хорошо развитой рыночнойэкономикой, так и в странах с переходной экономикой. Налог на недвижимостьсоставляет до 95% всех поступлений в местные бюджеты в Нидерландах, до 81% — вКанаде и до 52% — во Франции. В США в зависимости от штата эта доля можетсоставлять от 10 до 70%. Поэтому при последовательном проведении концептуальныхприемов эта система может быть также успешно внедрена в Российской Федерации. Влитературе ведутся дискуссии о том, является ли налог на недвижимостьпрогрессивным или регрессивным по своему характеру. Традиционная точка зрениясостоит в том, что это налог регрессивный. В последнее время, однако, получаетраспространение так называемый новый взгляд на данный налог. Его начинаютрассматривать как прогрессивный, особенно для тех, кто имеет низкий уровеньдохода и может получить скидки при уплате налога. Распространению такогоподхода способствует практика местных органов, ориентирующихся на способностьналогоплательщика уплачивать налог.
В проекте Минфина России «Основные направления налоговойполитики в РФ на 2008 — 2010 гг.» хотя и отмечается возможность включенияналога на недвижимость в систему налогов и сборов, но внимание обращено на то,что для повсеместного введения этого налога необходима объемнаяподготовительная работа, которая на практике может занять несколько лет. Такимобразом, для введения в России налога на недвижимость необходимо как минимум:
— завершить работу, связанную с реализацией положенийсуществующего земельного законодательства (разграничение прав собственности наземлю, межевание земель, оформление прав на землю и т.д.);
— принять законодательство, связанное с кадастромнедвижимости, формированием и регистрацией прав на единые объекты недвижимости;
— создать единый реестр недвижимости;
— разработать методики массовой оценки объектовнедвижимого имущества и механизм обжалования (в том числе досудебного)результатов оценки;
— обеспечить взаимодействие между налоговыми органами,органами, ведущими кадастровый и технический учет недвижимого имущества, атакже занимающимися государственной регистрацией прав на недвижимость и сделокс ней[9].
Срок введения последней главы Налогового кодекса о налогена недвижимость физических лиц по техническим причинам отодвигается до 2011 г. Как пояснил С.Д. Шаталов, сначала надо разработать реестры объектов и собственниковнедвижимости, а также систему массовой оценки, необходимую для исчисленияналоговой базы, и только потом вводить новый налог.
Отвечая на вопросы журналистов о предполагаемых ставкахналога, замминистра отметил, что определять налоговую базу планируется исходяиз приближенных к рыночным цен на недвижимость. Не предполагается увеличиватьсовокупную налоговую нагрузку на граждан, которая сегодня складывается изналога на землю и налога на имущество физических лиц. «При введении новогоналога будет предусмотрена очень серьезная система вычетов, введенызначительные необлагаемые минимумы», — подчеркнул он.
Вместе с тем Минфин России выступает за перераспределениеналога между разными категориями граждан. В итоге владельцам элитного жильяпридется раскошелиться[10].
Заключение
По окончанию проделанной работы можно сделать следующиевыводы.
Уже давно ведутся разговоры о налоге нанедвижимость, который заменил бы существующие имущественные налоги.Предполагается, что в перспективе именно налог на недвижимость будет основнымисточником формирования местных бюджетов. Это обеспечит самостоятельностьмуниципальных властей.
Налог на недвижимость по сути заменяет три налога — земельный, на имущество организаций и на имущество физических лиц.Следовательно, упрощается налоговое администрирование, снижаются затраты нанего.
Налог на недвижимость выполняет следующие функции:воспроизводственная, консервационная, казначейская (фискальная),компенсационная, обременительная (регулирующая).
Установление налога на недвижимость жилого назначенияобеспечит возможность финансирования инфраструктуры и подготовки земельныхучастков под застройку с участием налогообложения уже построенного жилья.Создастся возможность снижения инвестиционной себестоимости возводимого жилья иувеличения вводов жилья, развития застройки и расширения налоговой базы. Крометого, введение налога позволит повысить самостоятельность и независимостьместных властей.
В качестве причин, вызвавших появление проблем сналогообложением недвижимости в нашей стране, можно отметить следующие:
— недостаточное развитие рынков земли и недвижимости;
— отсутствие адекватной системы учета объектовнедвижимости;
— политические и социальные риски, ограничивающие егоэффективное использование;
— незначительная роль в доходах территориальных и преждевсего местных бюджетов;
— отрыв в определении налоговой базы от рыночнойстоимости недвижимости;
— неравномерность распределения налогового бремени (повидам недвижимости — жилая и нежилая, по объектам — земля, здания исооружения);
— жесткое централизованное регулирование налоговой базы иналоговых ставок.
Обращаясь к эксперименту, который уже в течениенескольких лет проводится в Новгороде и Твери, можно сделать следующие выводы.В этих городах был введен налог на недвижимость. И как показывает опыт,внедрение нового налога даже на территории двух городов России сталкивается созначительными трудностями.
Наибольшее затруднение вызвал не процесс массовой оценкиобъектов недвижимости, как это можно было бы ожидать, а формирование единогореестра. Причина состоит в том, что до сих пор не преодолены существующиемежведомственные барьеры, не до конца налажено взаимодействие разных служб поданному вопросу. А для формирования реестра требуется свести воедино информациюорганов и организаций, находящихся в федеральном, региональном и муниципальномподчинении, вплоть до совмещения их компьютерных баз данных. Что касаетсяоценки недвижимости, то эксперимент в Твери и Новгороде показал, что классическиеметоды массовой оценки можно использовать в масштабах крупных и среднихгородов. Обновление ценовой информации вполне успешно осуществляется самимимуниципальными образованиями. Одновременно с этим в ходе экспериментавыяснилось, что механизм кадастровой оценки земли оказался чрезмерноцентрализованным, поскольку оценку земли осуществляет федеральная структура. Аэто не позволяет учитывать местные особенности и, в результате, приводит ксущественным искажениям. И еще один практический вывод: органы местногосамоуправления, ориентируясь на конкретную ситуацию, должны иметь возможностьварьировать налоговую ставку налога на недвижимость. Жесткие ограничения,установленные на федеральном уровне, сыграют скорее негативную роль.
Кроме того, руководители Минфина России осознают ипрогнозируют увеличение налоговой нагрузки на население.
Обращение к зарубежному опыту позволяет увидеть, что вряде стран (США, Канада, Нидерланды, Швеция) существует единый налог нанедвижимость. В Великобритании недвижимое имущество облагается двумя налогами:налог на коммерческую собственность и налог на собственность физических лиц. Вовсех этих странах сумма налога зависит от рыночной стоимости недвижимости.
Список литературы
1) Артемьев,А.А., Гончаренко, Л.И. Обсуждение проблем и перспектив введения в России налогана недвижимость [Текст] / А.А. Артемьев, Л.И. Гончаренко // Ваш налоговыйадвокат. – 2007. — №4. – СПС КонсультантПлюс
2) Воронцова,Н.С. Налог на недвижимость: возможны варианты [Текст] / Н.С. Воронцова //Российский налоговый курьер. – 2007.- №7. – СПС КонсультантПлюс
3) Кукол,Е. По рублю за метр [Текст] / Е.Кукол // Российская газета. – 2007. — №9. – СПСКонсультантПлюс
4) Михина,Е.В. Правовые и экономические проблемы перехода к налогу на недвижимость вРоссийской Федерации [Текст] / Е.В.Михина // Налоги и налогообложение. — 2007.- № 12. — СПС КонсультантПлюс.
5)Перцева, Е.М. Налог на недвижимость — приоритетное направление налоговойполитики Российской Федерации [Текст] / Е.М. Перцева // Финансовое право. –2008. — №5. – СПС КонсультантПлюс
6)Рик, Т.А. Налог на недвижимость: итоги эксперимента и перспективы введениянового поимущественного налога [Текст] / Т.А. Рик // Право и экономика. — 2008.- №12. – СПС КонсультантПлюс
7)Тишина, Е. Налоговая партитура от Минфина России [Текст] / Е.Тишина //Российский налоговый курьер. – 2008. — №4.- СПС КонсультантПлюс
8) Санникова,А. Налог на недвижимость [Текст] / А.Санникова // Бухгалтерия и кадры. – 2008.- №10. – СПС КонсультантПлюс
9) Ходов,Л.Г. Налоги на недвижимость: зарубежный опыт, российские проблемы [Текст] /Л.Г. Ходов // Жилищное право. – 2009. — №2. – СПС КонсультантПлюс
10) Основныенаправления налоговой политики на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011годов [Текст] //Современный бухучет. – 2008.- №7. – СПС КонсультантПлюс
11) www.kremlin.ru/text/appears/2007/03/119318.shtml