/>Содержание
Введение
1. Теория анализа финансовых результатов на предприятии
1.1. Задачи и цели анализа финансовых результатов
1.2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли. Факторы ееформирования
1.3. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности
1.4. Анализ рентабельности деятельности предприятия
2. Анализ финансовых результатов ООО «ДВМТК
2.1. Характеристика туристической компании ООО «ДВМТК
2.2. Анализ бухгалтерской прибыли ООО «ДВМТК
2.3. Анализ прибыли от реализации услуг ООО «ДВМТК
2.4. Анализ показателей рентабельности ООО «ДВМТК
2.5. Диагностика утраты платежеспособности ООО «ДВМТК
Заключение
Список используемых источников
Введение
Тема данной курсовой работы оценитьфинансовые результаты деятельности предприятия, на примере туристическойкомпании ООО «ДВМТК».
Для предприятий это актуальныйвопрос, ведь на основании проведенного анализа результатов деятельностируководством компании может вырабатываться стратегия и тактика развитияпредприятия, обосновываться планы и управленческие решения, осуществлятьсяконтроль за их выполнением, выявляться резервы повышения эффективностипроизводства, оцениваться результаты деятельности предприятия, егоподразделений и работников. Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер,аудитор должен хорошо знать не только общие закономерности и тенденции развитияэкономики в условиях перехода к рыночным отношениям, но и тонко пониматьпроявления общих, специфичных и частных экономических законов в практике своегопредприятия, своевременно замечать тенденции и возможности повышенияэффективности производства. Он должен владеть современными методамиэкономических исследований, методикой системного, комплексного экономическогоанализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатовхозяйственной деятельности.
Прибыль — основной источникфинансирования прироста оборотных средств, обновления и расширенияпроизводства, социального развития предприятия, а также важнейший источникформирования доходной части бюджетов разных уровней.
Целью написания данной курсовойработы является анализ прибыли и рентабельности ООО «ДВМТК» на основе анализафинансовых результатов деятельности предприятия, а также рассмотреть предпосылокк утрате платежеспособности.
Для достижения поставленной целинеобходимо решение следующих задач:
1) Рассмотретьтеоретические аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия,а именно, изложить задачи, последовательность и методику анализа;
2) Показатьприменение изложенной методики на практике, а именно, рассмотреть на примередеятельности туристической компании ООО «ДВМТК». Рассчитатьпоказатели рентабельности.
Очередность поставленных нами задачбудет полностью соответствовать структуре работы.
Для написания данной дипломной работынами будут использоваться как работы зарубежных авторов, так и отечественных(Ковалев В.В., Савицкая Г.В., Русак Н.А и др.), имеющих очень интересные иучитывающие нашу действительность, наработки.
1. Теория анализа финансовыхрезультатов на предприятии 1.1. Задачи и цели анализа финансовых результатов
Финансовые результаты деятельностипредприятия охарактеризовать с помощью суммы полученной прибыли ирентабельности.
Прибыль представляет собой реальнуючасть чистого дохода, созданного прибавочным трудом. Только после продажипродукт (работ, услуг) чистый доход принимает форму прибыли. Количество прибылиопределяется как разность между выручкой от хозяйственной деятельностипредприятия (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога идругих отчислений из выручки в бюджетные и внебюджетные фонды) и суммой всех затратна эту деятельность.
Получение прибыли является основнойцелью деятельности любого хозяйственного субъекта. С одной стороны, прибыльявляется показателем эффективности деятельности предприятия, т.к. она зависит восновном от качества работы предприятия, повышает экономическуюзаинтересованность его работников в наиболее эффективном использованииресурсов, т.к. прибыль — основной источник производственного и социальногоразвития предприятия. С другой стороны, она служит важнейшим источникомформирования государственного бюджета. Таким образом, в росте сумм прибылизаинтересованы как предприятие, так и государство.
Рентабельность — один из основныхстоимостных качественных показателей эффективности деятельности предприятия,характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств впроцессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Показателирентабельности выражаются в коэффициентах или процентах и отражают долю прибылис каждой денежной единицы затрат. Таким образом, более полно, чем прибыльхарактеризуют окончательные результаты хозяйствования, т.к. их величина показываетсоотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.
Величина прибыли и уровеньрентабельности зависят от производственной, сбытовой и коммерческойдеятельности предприятия, т.е. эти показатели характеризуют все стороныхозяйствования.
Основными задачами анализа финансовыхрезультатов деятельности являются:
- контроль завыполнением планов реализации продукции и получения прибыли, изучение динамики;
- определениевлияния как объективных, так и субъективных факторов на формирование финансовыхрезультатов;
- выявление резервовроста прибыли;
- оценка работыпредприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;
- разработкамероприятий по использованию выявленных резервов.
Основной целью финансового анализаявляется разработка и принятие обоснованных управленческих решений, направленныхна повышение эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.1.2. Анализ составаи динамики балансовой прибыли. Факторы ее формирования
В анализе используются следующиепоказатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции (работ,услуг), прибыль от прочей реализации, внереализационные результаты (доходы ирасходы от внереализационных операций), налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
Балансовая прибыль представляет собойчасть балансовой прибыли, которая служит базой для расчета налога, подлежащеговнесению в бюджет.
Чистая прибыль — это та прибыль,которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов,экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.
В процессе анализа определяетсясостав балансовой прибыли, ее структура, динамика и выполнение плана заанализируемы период. При изучении динамики и выполнения плана балансовойприбыли применяют метод сравнения: сравнение показателей отчетного периода спредшествующим в первом случае и сравнение фактических показателей отчетного периодас плановыми.
При изучении динамики показателейследует учитывать инфляционные процессы. Сопоставимость показателейобеспечивается путем перерасчета на индекс цен. Индекс роста цен определяется поформуле:
/>, (1.1.)
где Кi — выпуск продукциив анализируемом периоде в натуральных единицах измерения;
Цi - ценаединицы продукции в анализируемом периоде;
Цо - цена единицыпродукции в базисном периоде;
На изменение балансовой прибылиоказывают влияние многие факторы. Количественно можно измерить факторы первого,второго и третьего порядков.
К факторам первого порядка относятся изменения:
1) прибыли от реализациипродукции (товаров, работ, услуг);
2) прибыли от прочейреализации;
3) внереализационныхфинансовых результатов.
В свою очередь прибыль от реализациипродукции (товаров, работ, услуг) зависит от следующих факторов:
1) объема реализованнойпродукции;
2) структуры реализованнойпродукции;
3) полной себестоимостиреализованной продукции;
4) цен на реализованнуюпродукцию.
Эти факторы относятся к факторамвторого порядка балансовой прибыли.
Более детально и наглядно факторытрех уровней представлены на рис.1.
Взаимосвязь факторов первого ивторого порядков с балансовой прибылью прямая, за исключением себестоимости,снижение которой приводит к росту прибыли.
При расчете влияния факторов первогопорядка на балансовую прибыль используем аддитивную факторную модель:
/>, (1.2.)
где ПБ - балансовая прибыль;
ПР - прибыль от реализации товаров;
ПП - прибыль от прочей реализации;
ВР - внереализационные результаты.
Количественное изменение каждогофактора равно влиянию этого фактора на изменение балансовой прибыли.
Для расчета влияния факторов, откоторых зависит прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг), такихкак объем реализации продукции, ее полной себестоимости и среднереализационныхцен, часто применяют способ ценных подстановок или способ абсолютных разниц.
Прибыль от реализации однороднойпродукции рассчитывается по формуле:
/>, (1.3.)
где П - прибыль от реализациипродукции;
V - объем (количество) реализованнойпродукции;
Ц - цена реализации единицыпродукции;
С - себестоимость единицыпродукции.
Эту формулу используем как факторнуюмодель для детерминирования факторного анализа.
Способ цепных подстановок позволяетопределить влияние отдельных факторов на изменение величины результативногопоказателя путем постепенной замены базисной величины каждого факторногопоказателя в объеме результативного показателя на фактическую в отчетномпериоде. С этой целью определяют ряд условных величин результативногопоказателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех, и т.д.факторов, допуская, что остальные не меняются. Сравнение величины результативногопоказателя до и после изменения уровня того или другого фактора позволяетэлиминироваться от влияния всех факторов, кроме одного, и определитьвоздействия последнего на прирост результативного показателя.
Алгоритм расчета способом цепнойподстановки для факторной модели (1.3.):
/> — плановое (базовое)значение прибыли;
/> - первый условныйпоказатель прибыли, показывающий, какое значение имела бы прибыль прифактическом объеме реализации продукции и плановой цене и плановой себестоимости;
/> - второй условныйпоказатель, отражающий величину прибыли при фактическом объеме реализации ифактической цене, но при плановой себестоимости продукции;
/> - фактическийпоказатель прибыли.
Общее изменение прибыли:
/>.
В том числе за счет:
1) изменение объема реализации продукции:
/>;
2) изменение средней цены реализации продукции:
/>;
3) изменение себестоимости продукции:
/>.
Алгебраическая сумма влияния всехфакторов обязательно должна быть равна общему приросту результативного показателя:
/>.
Отсутствие такого равенствасвидетельствует о допущенных ошибках в расчетах.
Методика расчета влияния факторовметодом абсолютных разниц:
1) В факторнуюмодель вместо значения объема реализации продукции подставляем его отклонение ирассчитываем влияние изменения объема на прирост прибыли:
/>;
2) Произведениеотклонения цены на объем реализации продукции показывает изменение величиныприбыли за счет изменения цены:
/>;
3) Произведениеотклонения себестоимости продукции на объем ее реализации, взятое спротивоположным знаком показывает влияние отклонения себестоимости на изменениеприбыли:
/>.
Здесь также сумма влияния факторовдолжна быть равна общему отклонению прибыли:
/>.
Если предприятие производитнеоднородные виды продукции, тогда к вышеназванным факторам добавляетсяструктурный фактор. Влияние структурного фактора на изменение прибыли можнорассчитывать с помощью приема абсолютных разниц, используя факторную модель:
/>, (1.4)
Где УДф i, УДпл i-соответственно фактический и плановый удельный вес i-го вида продукции в общемобъеме реализации, %;
П1пл i-плановая сумма прибыли на единицу i-го вида продукции;
Vф — фактический общийобъем реализованной продукции в условно-натуральном выражении.
Также для расчета влиянияструктурного фактора на изменение общей суммы прибыли можно использовать модель:
/>, (1.5)
Где Rпл i — плановаярентабельность i-го вида продукции (отношение суммы прибыли к полнойсебестоимости реализованной продукции).
После подсчета влияния всех названныхфакторов на изменение прибыли, следует изучить причины изменения объемареализации, цены и себестоимости по каждому виду продукции. 1.3. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности
Источником получения прибыли наряду среализацией продукции (товаров, работ, услуг) может быть также деятельностьпредприятия, не связанная с реализацией продукции. Это прибыль от долевогоучастия в совместных предприятиях; прибыль от сдачи в аренду земли и основныхфондов; полученные и выплаченные пени, штрафы, неустойки; убытки от списаниябезнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковойдавности; доходы по акциям, облигациям, депозитам; доходы и убытки от валютныхопераций; прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году; финансоваяпомощь от других организаций; убытки от стихийных бедствий и т.д.
Анализ сводится в основном к изучениюдинамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю.
Убытки от выплаты штрафов возникают всвязи с нарушением договоров с другими предприятиями, организациями иучреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполнения обязательств,принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.
Изменение суммы полученных штрафовможет произойти не только в результате нарушения договорных обязательствпоставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля состороны предприятия в отношении их. Поэтому при анализе данного показателяследует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств былипредъявлены поставщикам соответствующие санкции.
Убытки от списания безнадежнойдебиторской задолженности возникают обычно на тех предприятиях, где постановкаучета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Прибыли(убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году, также свидетельствуют онедостатках бухгалтерского учета.
Особого внимания заслуживают доходыпо ценным бумагам (акциям, облигациям, векселям и т.д.). Предприятия — держатели ценных бумаг получают определенные доходы в виде дивидендов впроцессе анализа изучается динамики дивидендов, курса акций, чистой прибыли,приходящейся на одну акцию, устанавливаются темпы их роста и снижения.
Сумма полученных дивидендов зависитот количества приобретенных акций и уровня дивиденда на одну акцию, величинакоторого определяется уровнем рентабельности акционерного предприятия,налоговой и амортизационной политики государства, уровнем процентной ставки закредит и т.д. недостаточно высокий уровень квалификации экономических кадров,не владение законами рынка, неумение оценить конъектуру рыночных законов могутпринести предприятию большие убытки. При оценке результатов финансовой деятельностибольшую пользу могут дать межхозяйственные сравнения, изучение опыта работыдругих предприятий на рынке ценных бумаг.
В заключение анализа разрабатываются конкретныемероприятия, направленные на предупреждения и сокращение убытков и потерь от внереализационныхопераций. 1.4. Анализ рентабельности деятельности предприятия
Показатели рентабельностихарактеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различныхнаправлений деятельности (производственная, предпринимательская,инвестиционная), окупаемость затрат и т.д. Их применяют для оценки деятельностипредприятий и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можнообъединить в несколько групп:
1) показатели,характеризующие рентабельность (окупаемость) издержки производства иинвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующиерентабельность продаж;
3) показатели, характеризующиедоходность капитала и его частей.
Все эти показатели могутрассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции ичистой прибыли.
Рентабельность производственнойдеятельности (окупаемости издержек) исчисляется как отношение валовой иличистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции:
/> ; (1.6.)
или /> ; (1.7.)
где Rз — рентабельностьпроизводственной деятельности (окупаемость затрат);
Пвп — валовая прибыль от реализациипродукции;
ЧП — чистая прибыль;
И — сумма затрат.
Она показывает, сколько предприятиеимеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализациюпродукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным подразделениями видам продукции.
Аналогичным образом определяетсяокупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли отпроекта относиться к сумме инвестиций в данный проект.
Рентабельность продаж рассчитываетсяделением прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг) на сумму полученнойвыручки. Характеризует доходность реализации с рубля продаж.
/>, (1.8.)
где Rп - рентабельностьпродаж;
Прп - прибыльот реализации продукции;
В - выручка от реализации.
2. Анализ финансовых результатов ООО«ДВМТК»
2.1 Характеристика туристическойкомпании ООО «ДВМТК»
Полное фирменноенаименование компании: Общество с ограниченной ответственностью«Дальневосточная международная туристическая компания». Сокращенное фирменноенаименование общества: ООО «ДВМТК». Компания расположена по адресу: г. Хабаровск, ул. Фрунзе 22, оф. 106.
Дальневосточнаямеждународная туристическая компания вышла на туристический рынок Хабаровского края с 1994 года.За 14 лет своей работы компания зарекомендовала себя как успешно работающую,развивающуюся турфирму, как надежного партнера и стала одной из ведущих фирмтурбизнеса Дальнего Востока. Предприятиювыдано свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридическихлиц.
Общая численность штата работников на предприятии: 13 человек.
В задачи всех специалистов входитграмотная организация работы, выполнение своих задач на высоком уровне,разработка и составление новых туров и программ, создание рекламных материалови брошюр, а также удержание постоянных клиентов и привлечение новых.
Режим работы: по будням с 09:00 по18:00; суббота с 10:00 до 14:00; воскресенье – выходной.
Учредителями компанииявляются:
· ОсауленкоАлександр Павлович;
· ВолоковКонстантин Михайлович.
Предмет деятельностиобщества:
Общество создано в целяхудовлетворения потребностей граждан и юридических лиц в товарах, работах,услугах и получения прибыли в интересах его участников.
Основными видамидеятельности общества являются:
· организацияиндивидуальных и групповых международных туров и предоставление всех видовуслуг, связанных с ними;
· организацияиндивидуальных и групповых туров внутри страны.
Сфера деятельности общества:
· Познавательные,оздоровительные, образовательные, рекреационные программы в Китае, Юго-восточнойАзии, Европе
· Отдых в санаторияхРоссии, турбазах Приморья,
· помощь воформлении виз в КНР, Южную Корею и другие страны;
· помощь вприобретении авиабилетов по различным направлениям таких авиакомпаний как«Владавиа», Asiana Airlains, «Korean Airlines»
Основными услугами предоставляемымикомпанией являются:
· бронированиеотелей по желанию клиента;
· бронирование ивыписка авиабилетов по маршруту следования туриста;
· помощь воформлении документов для оформлении въездной визы;
· организациятрансферов и встречи — проводов туристов на территории иностранногогосударства;
· организацияэкскурсионной программы по желанию клиента;
· предоставлениевозможности медицинского страхования на время путешествия, а так же страховкиот невыезда;
· обеспечениетуристов питанием (в основном – завтраки).
Компания занимается множествомнаправлений, что способствует удовлетворению различных запросов и интересов ееклиентов.
2.2 Анализ бухгалтерской прибыли
Анализ бухгалтерской прибыли (доналогообложения) предприятия начинается с исследования ее динамики и структуры,как по общей сумме, так и в разрезе составляющих ее элементов. Для оценкиуровня и динамики показателей бухгалтерской прибыли составим таблицу 1.
Как следует из ее данных, организациядостигла высоких результатов в финансово-хозяйственной деятельности в отчетномпериоде по сравнению с базисным годом. Об этом свидетельствует увеличение общейсуммы прибыли на 396 тыс. руб. или 14%.
В отчетном периоде увеличилась суммакоммерческих расходов, их рост составил 211 тыс. руб., что на 8,3% выше, чем впредыдущем периоде. Общая доля коммерческих расходов в общем объеме выручкиснизилась на 6,1% (с 96,6% до 90,5%). Не смотря на рост данного вида расходовтемп их прироста был ниже темпов прироста выручки от реализации и составил 8,3%(в то время как темп прироста выручки составил 14%), это говорит об эффективныхмерах предпринятых ООО «ДВМТК» по привлечению дополнительных сотрудников ипроведению сезонных рекламных акций. Хотя, в общем своем понятии, расходыкакими бы они небыли являются отрицательным фактором для деятельностипредприятий, но только не в данном случае т к дополнительные расходы привели ксущественному увеличению прибыли (дополнительные маркетинговые исследования, реклама),позволяя ООО «ДВМТК» наращивать объем собственного капитала и рассчитываться скредиторской задолженностью.
Прибыль от обычного вида деятельности(после уплаты налогов) составила 202 тыс. руб., что на 148 тыс. выше, чем вбазисном периоде, а удельный вес составил 7,2% против 2,2% предыдущего периода.
Вследствие отсутствия чрезвычайныхдоходов и расходов чистая (нераспределенная) прибыль равна прибыли от обычноговида деятельности и составляет в отчетном году 202 тыс. руб.