СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Общие положения. Плательщикиоффшорного сбора.
Объекты обложения. Ставки,применяемые при исчислении. Порядок исчисления оффшорного сбора. Сроки уплаты.Ответственность плательщиков
2. Пример расчета оффшорного сбора
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Наша страна длительное время былаотделена от внешнего мира, что сказалось на ее экономическом развитии. Многиеэкономические понятия были нам незнакомы. После того, как границы были открытыи запрет с предпринимательства снят, многие люди занялись бизнесом, в том числеи международным. Сейчас сотрудничество с оффшорными зонами не кажется нам чемто новым и непонятным.
Оффшорные зоны имеют общие критерии:
— локальность территории и ограничениедоступа на нее посторонних лиц и местного населения;
— действие на такой территории болеельготного юридического и финансово-экономического режима;
— наличие специализации экономическойдеятельности (например, банковские оффшоры, страховые оффшоры и т.п.);
Цели, преследуемые странами, натерритории которых создается зона, могут быть различны в зависимости от уровняэкономического развития страны, социально-экономической обстановки, и другихособенностей стран: например для развитых стран при создании свободнойоффшорной зоны актуальна проблема создания новых рабочих мест для своегонаселения, тогда как для развивающихся стран приоритет делается на привлечениивысоких технологий, развитие производственной инфраструктуры, экспортногопотенциала страны, повышение уровня квалификации рабочей силы.
Иностранным предприятиям, действующим на территорииоффшорных зон предоставляются экспортно-импортные, таможенные, налоговые идругие льготы, что позволяет повысить прибыльность таких предприятий. Именноэто является привлекательным для иностранных компаний.
Пополнение государственного бюджета – делогосударственной важности. От того, как будет выполнен главный финансовой планстраны, зависят основные экономические показатели государства. Мало того, отэтого зависит вся наша жизнь, и это известно каждому.
Любой финансовыйинструмент – это лишь инструмент, равно пригодный для целей как законных, так инезаконных. Подобным образом оффшорная компания может использоваться как дляцелей легитимного налогообложения, так и для незаконного уклонения от налогов.Поэтому правительства многих стран, как правило, предпринимают различные меры,направленные на ограничение взаимодействий резидентов страны с оффшорнымизонами.
В Республике Беларусьтаким инструментом является оффшорный сбор. Он призван защитить государственныйбюджет от сокрытия компаниями — резидентами доходов, а также препятствует уходуэтих компаний от налогообложения. Кроме того, за счет оффшорного сборагосударственный бюджет страны становится значительно богаче, посколькунеобходимо уплачивать в бюджет 15 % от суммы сделки, что является достаточнокрупной суммой, учитывая, что сделки с оффшорными зонами не ограничиваютсявсего лишь сотнями долларов, а исчисляются в тысячах и иногда в миллионах.
Целью настоящей курсовойработы является изучение оффшорного сбора и его применение на практике вРеспублике Беларусь.
Для достижения целейкурсовой работы поставлены следующие задачи:
— рассмотреть вопросы,касающиеся плательщиков оффшорного сбора, льготников, порядок исчисления, срокиуплаты и ответственность при нарушении законодательства по уплате оффшорногосбора;
- рассмотретьреальные примеры расчета оффшорного сбора.
При выполнении задач курсовой работы изученозаконодательство Республики Беларусь, литературные издания и периодическаяпечать.
1. ОБЩИЕПОЛОЖЕНИЯ. ПЛАТЕЛЬЩИКИ ОФФШОРНОГО СБОРА. ОБЪЕКТЫ ОБЛОЖЕНИЯ. СТАВКИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕПРИ ИСЧИСЛЕНИИ.
ПОРЯДОКИСЧИСЛЕНИЯ ОФФШОРНОГО СБОРА.
СРОКИ УПЛАТЫ.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ
Известно, что оффшорные зонысоздаются, как правило, на небольших территориях, часто расположенных наостровах, т.е. естественным образом изолированных. Обычно эти зоны бедныприродными ископаемыми и малопригодны для сельскохозяйственного производства.За счет придания этим территориям особого статуса и льгот привлекаются внешниеисточники экономического развития.
Оффшорные зоны или «налоговыегавани», как их иногда называют, стали организовываться в 70-е гг. Оффшорныезоны привлекают клиентов благоприятным валютно-финансовым режимом, высокимуровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственногорегулирования. Наибольшее распространение они получили в странах Британскогосодружества. В мире насчитывается около трех десятков устойчивых и комплексныхцентров оффшорной деятельности. К числу стран, где уже давно функционируютоффшорные компании, относятся Панама, Норманские острова, Ирландия, Швейцария,и др. В последнее десятилетие оффшорные зоны появились в Израиле, Мальте,Малайзии. Промышленные, торговые и банковские компании в оффшорных зонах либовообще не подлежат налогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаютсянебольшим паушальным налогом. В Швейцарии установлен более низкий размер налога,который может при определенных условиях. Льготный режим в оффшорных зонахопределяется также отсутствием валютных ограничений, свободным вывозомприбылей, низким уровнем капитала, отсутствием таможенных пошлин и сборов дляиностранного инвестора, экстерриториальностью и др. Для стран, организующихоффшорные зоны, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранныхинвестиций, увеличении доходов, создании дополнительных рабочих мест, что, вцелом, способствует развитию национальной экономики.
Оффшорный бизнес концентрируется, какправило, в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях снедвижимостью в трастовой деятельности, во всех видах экспортно-импортныхопераций в консалтинге.
Деятельность оффшорных зонспециалистами оценивается весьма неоднозначно. Многие сходятся во мнение, чтооффшорные центры зачастую являются местом отмывания «грязных денег» и разногорода банковских афер.
Местная администрация оффшорных зонрегулярно получает доходы от регистрационных сборов, ежегодных пошлин и платежей,местных налогов, пусть и взимаемых по льготным ставкам. Причем доходы этирастут пропорционально увеличению числа создаваемых кампаний. Местное населениеполучает возможность работать в офисах иностранных фирм, в службах связи,гостиницах, на транспортных предприятиях и т.д. Для дополнительногостимулирования иностранных инвесторов на территориях ряда оффшорных странсозданы еще и свободные экспортные зоны.
Принципиальным моментомявляется то, что оффшорный режим вводится именно для привлечения иностранныхинвестиций. Поэтому, как правило, налоговые и другие льготы устанавливаютсялишь для иностранных компаний, и параллельно принимаются меры для изоляцииоффшорного бизнеса от внутреннего рынка. Не случайно оффшорными становятсяименно островные и анклавные территории отдельных государств. В большинствеслучаев предусматривается, что владельцами и акционерами оффшорных компаниймогут быть только иностранные юридические и физические лица. Весь необходимыйим капитал они должны ввозить из-за рубежа. Ограничивается возможность выходаоффшорных компаний на внутренний рынок, чтобы не допустить использования имильготного статуса для конкурентной борьбы с национальными компаниями и подрыванационального валютного, таможенного и налогового законодательства и контроля. [14, с.116].
Что же такое оффшорнаякомпания? Это термин, характеризующий особый организационно-юридический статуспредприятия, который обеспечивает ему максимальное снижение налоговых потерь.
Данный статусприсваивается предприятиям, ведущим дела за пределами юрисдикции, где даннаякомпания официально зарегистрирована. Законодательство обычно предписывает,чтобы учреждение функционирующего офиса и управление компанией такжеосуществлялось вне территории регистрации. С юридической точки зрения оффшорнаякомпания принципиально ничем не отличается от других компаний и предприятий.Она является полноправным субъектом хозяйственных правоотношений и можетосуществлять сделки наравне с другими юридическими лицами.
Нерезидентный статускомпании является её основным отличием от остальных компаний. Это значит, чтоцентр управления и контроля оффшорной фирмы находится за рубежом. Достаточновсего нескольких формальных атрибутов — владельцев, директоров, устава,банковского счёта и комплекта регистрационных документов — для нормальногофункционирования компании.
Оффшорная компания можетиметь как резидентные представительства, так и филиалы за рубежом. Так же зарубежом может находиться и действующий офис компании, однако во многих случаяхкомпания может действовать и без такового.
Законодательстворазличных стран по-разному относится к оффшорным компаниям — от развёрнутогоантиоффшорного движения до политики максимального содействия. Причём, в отличиеот устоявшегося штампа, регистрация фирм оффшорного типа возможна не только востровных или карликовых юрисдикциях, но и в более престижных странах.
Многие страны Европыпредоставляют возможность регистрации оффшорных фирм, причём законодательствонекоторых позволяет иметь даже реально функционирующий офис. К примеру, в такойреспектабельной стране, как Швейцария, определённому типу фирм в некоторыхкантонах разрешается проводить оффшорные операции даже в том случае, если фирмыимеют офис и персонал. Разумеется, при этом налоговые потери не устраняются полностью,но уменьшаются во много раз. [14,с.119].
Таким образом, оффшорнаякомпания не только помогает снизить (порой практически до нуля) налоговыепотери. Это ещё и право подписи и заключения сделок от имени собственнойиностранной компании, и возможность получения доступа к кредитным ресурсаминостранных банков, и средство управления риском путём размещения средств впервоклассных зарубежных банках, и многое, многое другое.
Перваяпопытка регулирования работы предприятий через оффшоры в Республике Беларусьбыла предпринята в 2000г. Указом Президента Республики Беларусь от 14.01.2000г.№ 17 «О ведении оффшорного сбора». Было установлено, что юридические лица ииндивидуальные предприниматели – резиденты Республики Беларусь, перечисляющиеденежные средства за выполняемые работы, оказываемые услуги на счетанерезидентов Республики Беларусь, зарегистрированных в оффшорных зонах, илиоткрытые в этих зонах, являются плательщики оффшорного сбора. [1].
С 1апреля 2003г. в связи принятием Указа Президента Республики Беларусь от12.03.2003г. № 104 «Об оффшорном сборе» порядок взимания оффшорного сбораизменился коренным образом [2].
Всоответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12.03.2003г. № 104 «Обоффшорном сборе» плательщиками оффшорного сбора являются организации,определенные пунктом 2 статьи 13 Общей части Налогового кодекса РеспубликиБеларусь и индивидуальные предприниматели — резиденты Республики Беларусь [3].
Пунктом 1. ст.13 Налогового кодекса РеспубликиБеларусь определено, что плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаютсяорганизации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым КодексомРБ возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины) [3].
Кроме того, пунктом 3. Инструкции о порядке исчисления и уплатыоффшорного сбора, утвержденнойПостановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от31.03.2003г. № 34 определено, что плательщикамиоффшорного сбора являются юридические лица и индивидуальные предпринимателиРеспублики Беларусь – резиденты Республики Беларусь [9].
Обратимся к Закону РеспубликиБеларусь от 22.07.2003г. № 226-З «О валютном регулировании и валютномконтроле». Пунктом 7 статьи 1 определено, кто является резидентами инерезидентами Республики Беларусь. А именно нас интересуют организации и индивидуальныепредприниматели:
Резидентами являются [7]:
— юридические лица, созданные в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь, с местом нахождения в РеспубликеБеларусь;
— филиалы и представительства резидентов — юридических лиц, созданных всоответствии с законодательством Республики Беларусь, находящиеся за пределамиРеспублики Беларусь;
— дипломатические и иные официальные представительства, консульские учрежденияРеспублики Беларусь, находящиеся за пределами Республики Беларусь;
Нерезидентамиявляются:
— юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранныхгосударств, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь;
— организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии сзаконодательством иностранных государств, с местом нахождения за пределамиРеспублики Беларусь;
— дипломатические и иные официальные представительства, консульские учрежденияиностранных государств, находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;
— международные организации, их филиалы и представительства;
— филиалы и представительства нерезидентов- юридических лиц и неюридических лиц,созданные в соответствии с законодательством иностранных государств,находящиеся в Республике Беларусь и за ее пределами;
— иностранные государства, их административно-территориальные единицы,участвующие в отношениях, регулируемых валютным законодательством РеспубликиБеларусь.
Под организациями понимаются в соответствии с п.2. ст.13 Налогового кодекса РеспубликиБеларусь [3]:
— юридическиелица Республики Беларусь;
— иностранныеюридические лица и международные организации;
— простыетоварищества (участники договора о совместной деятельности);
— хозяйственные группы.
Таким образом, плательщиками оффшорного сбора являютсявсе организации и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь,являющиеся резидентами Республики Беларусь.
Раньшеоффшорный сбор взимался при перечислении денежных средств на счета нерезидентовРеспублики Беларусь, зарегистрированных в оффшорных зонах, или открытые в этихзонах только за следующие виды работ, услуг [8]:
— информационные;
— консультативные, в том числе инжиниринг;
— маркетинговые;
— посреднические, в том числе по выдаче гарантии и поручительства;
— рекламные;
— транспортно-экспедиционные;
— туристические;
— услуги пообучению;
— услуги по управлению.
Сейчас объектами взимания оффшорного сбора являются [9]:
— перечисление денежных средств резидентом Республики Беларусьнерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в оффшорной зоне (в томчисле на счета, открытые в банках Республики Беларусь), с использованием любыхформ расчетов. На возникновение обязательств по уплате оффшорного сбора наличиеили отсутствие договорных отношений между нерезидентом Республики Беларусь ирезидентом Республики Беларусь либо иных правовых оснований перечисленияденежных средств не влияет;
— перечисление денежных средств иному лицу (в том числе незарегистрированному в оффшорной зоне) по обязательству перед нерезидентомРеспублики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне, с использованиемлюбых форм расчетов. В этом случае оффшорный сбор взимается в связи собязательством резидента Республики Беларусь перед нерезидентом РеспубликиБеларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне;
— перечисление денежных средств на счет, открытый в оффшорной зоне(в том числе на счета резидента Республики Беларусь или нерезидента РеспубликиБеларусь, не зарегистрированного в оффшорной зоне). На возникновениеобязательств по уплате оффшорного сбора наличие или отсутствие договорных отношениймежду лицом, на счет которого перечисляются денежные средства, и резидентомРеспублики Беларусь или иных правовых оснований перечисления денежных средствне влияет;
— исполнение обязательства в неденежной форме переднерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне (в томчисле путем поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи ценныхбумаг, имущественных прав, передачи имущества в пользование), кроме случаевисполнения нерезидентом Республики Беларусь встречного обязательства путемперечисления на счет резидента Республики Беларусь денежных средств;
— переход в соответствии с законодательством имущественных прав и(или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательстве (в том числе путемперевода долга, уступки требования), сторонами которого выступают резидентРеспублики Беларусь и нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный воффшорной зоне.
Теперь обратимся к Гражданскому кодексу РеспубликиБеларусь. Статьей 288 Гражданского кодекса Республики Беларусь определеныпонятие обязательства и основания его возникновения: в силу обязательства однолицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенноедействие либо воздержание от определенного действия, а кредитор имеет правотребовать от должника исполнения его обязанности. Такими действиями являются:передача имущества, выполнение работы, уплата денег и т.п. [4].
Статья 309 Гражданского кодекса Республики Беларусьобъясняет нам, что является встречным исполнением обязательства — встречнымпризнается исполнение обязательства одной из сторон, которое в соответствии сдоговором обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной [4].
Варианты уплаты оффшорного сбора показаны наглядно на рисунках 1-7[12, с.73].
/>Резидент РБ НерезидентРБ
/> Обязательства
/> НерезидентРБ,
Денежные средства за зарегистрированный
работы, услуги по перечню в оффшорной зоне
Рис. 1. Перечисление денежных средств нерезиденту,зарегистрированному о оффшорной зоне.
/>Резидент РБ НерезидентРБ
/> Обязательства
/> Счетнерезидента РБ,
Денежные средства за открытый
работы, услуги по перечню в оффшорной зоне
Рис. 2. Перечисление денежных средств на счет нерезидента,открытый в оффшорной зоне.
/>Резидент РБ НерезидентРБ
/> Обязательства
/> НерезидентРБ,
Денежные средства (за зарегистрированный
товары, работы, услуги) в оффшорной зоне
(в т.ч. на счета открытые
в банках РБ)
Рис. 3. Перечисление денежных средств нерезиденту,зарегистрированному в оффшорной зоне, в том числен ан счета, открытые в банкахРеспублики Беларусь.
/>Резидент РБ НерезидентРБ,
/> Обязательства зарегистрированный
в оффшорной зоне
/> РезидентРБ, Нерезидент РБ,
Денежные средства за
товары, работы, услуги
Рис. 4. Перечисление денежных средств нерезиденту или иному лицуза обязательства перед нерезидентом, зарегистрированным в оффшорной зоне.
/>Резидент РБ НерезидентРБ, резидент РБ
/> Обязательства
/> Счетрезидента РБ или
Денежные средства за нерезидента РБ, открытый
товары, работы, услуги в оффшорной зоне
Рис. 5. Перечисление денежных средств на счет резидента илинерезидента, открытый в оффшорной зоне
/>Резидент РБ НерезидентРБ,
/> Обязательства зарегистрированный
в оффшорной зоне
/> Нерезидент РБ,
— Поставка товаров, выполнение работ, зарегистрированный
оказание услуг (мена) и т.д.; в оффшорнойзоне
— Взаимозачет
Рис. 6. Исполнение обязательства в неденежной форме переднерезидентом, зарегистрированным в оффшорной зоне.
/>/>Резидент РБ НерезидентРБ,
Обязательства зарегистрированный
в оффшорной зоне
/> РезидентРБ, нерезидент РБ,
-Уступка требования;
— перевод долга
Рис. 7. Переход имущественных прав или обязанностей всвязи с переменой лиц в обязательстве.
Необходимо отметить, что оффшорный сбор не взимается приперечислении денежных средств [9]:
1) государственными органами и государственными организациями,подчиненными Правительству Республики Беларусь, в соответствии собязательствами Республики Беларусь перед международными организациями, помежгосударственным и межправительственным договорам;
2) в целях возврата юридическими лицами и индивидуальнымипредпринимателями денежных средств, полученных в виде кредитов и займов, атакже процентов за пользование ими, ранее полученных от нерезидентов РеспубликиБеларусь денежных средств по иным основаниям в соответствии с законодательствомили договором;
3) за товары, ввезенные на территорию РеспубликиБеларусь до вступления в силу Указа Президента Республики Беларусьот 12 марта 2003 г. № 104. Дата ввоза товаров на территорию РеспубликиБеларусь при наличии таможенного контроля и таможенного оформленияустанавливается по дате их таможенного оформления, указанной в грузовойтаможенной декларации. При ввозе товаров с территории государств, с которымиотменены таможенный контроль и таможенное оформление, дата ввозаустанавливается по дате оприходования товаров их импортером на основаниитоваросопроводительных документов;
4) за работы (услуги), выполненные (оказанные) до вступления всилу Указа Президента Республики Беларусь от 12 марта 2003 г. № 104,с которых не взимался оффшорный сбор. Указанное положение применяется приналичии документов, подтверждающих факт выполнения работ, оказания услуг, оформленныхрезидентом Республики Беларусь и нерезидентом Республики Беларусь (акт оприемке-сдаче выполненных работ, оказанных услуг и т.д.);
Оффшорный сбор не взимается также с банков инебанковских кредитно-финансовых организаций при осуществлении ими от своегоимени банковских операций в соответствии с договорами, заключенными даннымибанками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями с нерезидентамиРеспублики Беларусь, зарегистрированными в оффшорных зонах или имеющими счета вэтих зонах, и в иных случаях по решению Президента Республики Беларусь [9].
Понятие «банковские операции» ясно рассмотрены встатье 14 Банковского кодекса Республики Беларусь, к нимотносятся [5]:
— привлечение денежных средств физических и (или)юридических лиц во вклады (депозиты);
— размещение привлеченных денежных средств от своегоимени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
— открытие и ведениебанковских счетов физических и юридических лиц;
— открытие и ведениесчетов в драгоценных металлах;
— осуществление расчетного и (или) кассовогообслуживания физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;
— валютно-обменныеоперации;
— купля-продажа драгоценных металлов и драгоценныхкамней в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь;
— привлечение и размещение драгоценных металлов идрагоценных камней во вклады (депозиты);
— выдача банковскихгарантий;
— доверительное управление денежными средствами,драгоценными металлами и драгоценными камнями;
— инкассация денежной наличности, валютных и другихценностей, а также платежных документов (платежных инструкций);
— хранение драгоценныхметаллов и драгоценных камней;
— выпуск в обращениебанковских пластиковых карточек;
— финансирование подуступку денежного требования (факторинг);
— предоставление физическим и юридическим лицамспециальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов иценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценныхкамней и др.).
Самая интересная особенность касается применения льготы по уплатеоффшорного сбора в отношении платежей, связанных с возвратом резидентомРеспублики Беларусь займов и кредитов.
Особенностью данных платежей состоит в том, что денежные средствапо договору займа резидента Республики Беларусь с нерезидентом,зарегистрированным в оффшорной зоне, направляются последним другому нерезидентув счет оплаты обязательств резидента перед ним по договору купли-продажи(выполнению работ, оказанию услуг) минуя расчетный счет резидента [15, с.10].
Позиция Министерства по налогам и сборам состоит в следующем.Основным условием применения заемщиком (кредитополучателем) вышеуказаннойльготы является получение им денежных средств, а документом, подтверждающим ихфактическое получение, в данном случае будет являться выписка по счету заемщика(кредитополучателя).
Положения Указа Президента Республики Беларусь от 12.03.2003г. №104 «Об оффшорном сборе» и Инструкции о порядке исчисления и уплаты оффшорногосбора, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам РеспубликиБеларусь от 31.03.2003г. № 34 не содержат нормы о необходимости поступлениясредств в виде кредитов и займов, предоставленных нерезидентами,зарегистрированными в оффшорных зонах, на счет резидента-заемщика для полученияим льготы по оффшорному сбору при их возврате. То есть получение займа отнерезидента, на юридическом языке, вовсе не означает зачисление денежныхсредств займа на счет заемщика. Для подтверждения данной позиции уместнообратиться еще и к гражданскому законодательству, которым ко всему прочемурегулируются кредитные и заемные операции [15, с.10].
Так, в соответствии со ст. 128 Гражданского кодекса РеспубликиБеларусь одним из объектов гражданских прав являются вещи, включая деньги иценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права. Следовательно,согласно Гражданского кодекса Республики Беларусь деньги – это те же вещи [4].
Также согласно ст. 760 Гражданского кодекса Республики Беларусь подоговору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другойстороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, азаемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) илиравное количество других полученных им вещей такого же рода и качества [4].
Договор займа считается заключенным с момента пе6репдачи денег илидругих вещей. Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Республики Беларусьпередачей признается врученные вещи приобретателю, а также считается врученнойприобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателяили указанного им лица. То есть заем может быть получен как непосредственнозаемщиком, так и третьей стороной, если в договоре либо в другом письменномизвещении такая сторона указана заемщиком [4].
Следовательно, в соответствии с гражданским законодательствомРеспублики Беларусь заем, как и кредит, в том числе от нерезидента,зарегистрированного в оффшорной зоне, может быть получен и использованрезидентом-заемщиком без поступления на его счет.
В деловой практике белорусских предприятий и фирм подобныеоперации встречаются довольно часто, поскольку, как правило, такие займынаправляются на оплату товаров, работ и услуг, импортируемых на территориюРеспублики Беларусь, что в значительной мере упрощает схему исполнения обязательствпо тем или иным договорам и сокращает время расчетов.
Однако, если позиция в отношении поступления денежных средств подоговору займа на счета заемщиков как обязательного условия применения льготыпо оффшорному сбору будет применяться к субъектам, использующие упомянутыесхемы взаиморасчетов, то могут быть искусственно созданы неравные условия вотношении резидентов, получающих займы от нерезидентов, зарегистрированных воффшорных зонах, в отличие от резидентов, заимодавцами которых выступают иные нерезиденты.А меду тем удельный вес займов, полученных от нерезидентов, зарегистрированныхв оффшорных зонах, в их общем числе довольно внушительны, чтобы не приниматьего во внимание [15, с,11].
Таким образом, тот факт, что резидент вправе осуществлять возвратзаймов (кредитов), в том числе предоставленных ему без зачисления на его счет,нерезидентам, зарегистрированным в оффшорных зонах, без уплаты оффшорного сборапредоставляется вполне очевидным.
В соответствии с пунктом 1.2. УказаПрезидента Республики Беларусь от 12.03.2003г. № 104 «Об оффшорном сборе»перечень оффшорных зон — государств (территорий), в которых действует льготныйналоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие и предоставлениеинформации о финансовых операциях, утверждается Национальным банком [2].
Так,постановлением Национального Банка РеспубликиБеларусь от 18.04.2002 № 75 «Об утверждении инструкции попредставлению банками информации о некоторых валютных операциях» определен список государств и территорий, предоставляющих льготныйналоговый режим и не предусматривающих раскрытие и представление информации отекущих операциях и операциях, связанных с движением капитала (оффшорные зоны)[11]:
1. Княжество Андорра;
2. Антигуа и Барбуда;
3. Содружество Багамских Островов;
4. Барбадос;
5. Государство Бахрейн;
6. Белиз;
7. Государство Бруней-Даруссалам;
8. Государство Вануату;
9. Зависимые от Соединенного Королевства Великобритании и СевернойИрландии территории:
Ангилья
Бермудские острова
Британские Виргинские острова
Монтсеррат
Гибралтар
Британские территории в Индийском океане (острова Чагос)
Южная Георгия и Южные Сандвичевы острова
Теркс и Кайкос
острова Кайман (Каймановы острова);
10. Отдельные административные единицы Соединенного КоролевстваВеликобритании и Северной Ирландии:
Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк)
о. Мэн;
11. Гренада;
12. Республика Джибути;
13. Доминиканская Республика;
14. Ирландия (Дублин, Шеннон);
15. Республика Кипр;
16. Китайская Народная Республика:
Гонконг (Сянган)
Макао (Аомынь);
17. Республика Коста-Рика;
18. Острова Кука (Новая Зеландия);
19. Республика Либерия;
20. Ливанская Республика;
21. Княжество Лихтенштейн;
22. Великое Герцогство Люксембург;
23. Республика Маврикий;
24. Малайзия (о. Лабуан);
25. Мальдивская Республика;
26. Республика Мальта;
27. Республика Маршалловы Острова;
28. Республика Науру;
29. Нидерландские Антильские острова;
30. Ниуэ (Новая Зеландия);
31. Объединенные Арабские Эмираты (Дубай);
32. Республика Панама;
33. Португальская Республика:
о. Мадейра
34. Независимое Государство Самоа;
35. Республика Сейшельские Острова;
36. Федерация Сент-Китс и Невис;
37. Сент-Люсия;
38. Сент-Винсент и Гренадины;
39. США:
Виргинские острова, США
Содружество Пуэрто-Рико
штат Вайоминг
штат Делавэр;
40. Королевство Тонга;
41. Суверенная Демократическая Республика Фиджи;
42. Французская Республика:
о. Кергелен
Французская Полинезия;
43. Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка;
44. Швейцарская Конфедерация:
кантон Во
кантон Женева
кантон Нешатель
кантон Фрибург
кантон Цуг;
45. Ямайка;
46. Центр международного бизнеса «Ингушетия», г.Назрань;
47. Республика Черногория.
Оффшорный сбор исчисляется и уплачивается резидентами РеспубликиБеларусь в иностранной валюте, в которой осуществляется платеж, или вбелорусских рублях по курсу Национального банка Республики Беларусь по ставке15 процентов [2]:
— от перечисляемых нерезиденту Республики Беларусь,зарегистрированному в оффшорной зоне, или иному лицу по обязательству передэтим нерезидентом сумм денежных средств или от сумм, перечисляемых на открытыев этих зонах счета, на дату их перечисления;
— при неденежной форме исполнения обязательств в соответствии сзаконодательством перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным воффшорной зоне, исходя из цены договора на дату исполнения этих обязательстврезидентами Республики Беларусь. Если обязательство перед нерезидентомРеспублики Беларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне, исполняется поэтапно,оффшорный сбор уплачивается исходя из объема исполненного резидентом РеспубликиБеларусь обязательства;
— при переходе в соответствии с законодательством имущественныхправ и (или) обязанностей в связи с переменой лиц в обязательствах, сторонамикоторых выступают резидент Республики Беларусь и нерезидент РеспубликиБеларусь, зарегистрированный в оффшорной зоне, исходя из цены договора на датуперемены лиц в обязательствах, предусмотренных этим договором. Оффшорный сборуплачивается исходя из переданного объема имущественных прав и (или)обязанностей.
Перемена лиц в обязательстве рассмотрена в Гражданскомкодексе Республики Беларусь. Пунктом 1 статьи 353 определены основания ипорядок перехода прав кредитора к другому лицу: право (требование),принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано имдругому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу наосновании акта законодательства [4].
Крометого, пунктом 1. статьи 362 предусмотрена перемена лиц в обязательстве путемперевода долга [4].
При перечислении денежных средств оффшорный сбор уплачивается доперечисления соответствующих денежных средств [9].
Банки и небанковские кредитно-финансовые организации осуществляютперевод денежных средств, с которых взимается оффшорный сбор, только послеуплаты резидентами Республики Беларусь данного сбора [9].
Основанием для осуществления перевода указанных средств являетсяплатежное поручение с отметкой банка или небанковской кредитно-финансовойорганизации о перечислении оффшорного сбора в бюджет. На платежном поручении наперечисление денежных средств, с которых взимается оффшорный сбор, указываютсяномер и дата платежного поручения, по которому оффшорный сбор был перечислен вбюджет.
При неденежной форме исполнения обязательств или переходе всоответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей всвязи с переменой лиц в обязательствах оффшорный сбор уплачивается не позднеедня, следующего за днем исполнения обязательств или перемены лиц вобязательствах [9].
В случае, если резидент Республики Беларусь — должник не извещенна день перемены лиц в обязательствах о переходе к другому лицу прав кредитора,оффшорный сбор должен быть уплачен не позднее дня, следующего за днем, когдадолжник был письменно уведомлен о состоявшемся переходе прав, с учетом курсавалюты на дату уведомления.
При прекращении обязательств зачетом встречных однородныхтребований оффшорный сбор уплачивается не позднее дня, следующего за днемпроведения зачета, с учетом курса валюты на дату зачета [9].
Плательщики оффшорного сбора ежемесячно не позднее 20-го числамесяца, следующего за отчетным, представляют налоговым органам по местурегистрации в качестве налогоплательщика расчет оффшорного сбора по формесогласно приложению 1 и справку о льготах по оффшорному сбору по форме согласноприложению 2.
Оффшорный сбор уплачивается в республиканский бюджет и относитсяна финансовые результаты деятельности резидентов Республики Беларусь.
Оффшорный сбор, уплачиваемый в иностранной валюте, перечисляетсяна валютный счет Министерства финансов Республики Беларусь, а уплачиваемый в белорусскихрублях — на транзитные счета инспекций Министерства по налогам и сборам [9].
В случае неуплаты или несвоевременной уплаты оффшорного сбора вбюджет с плательщика взыскивается неуплаченная сумма оффшорного сбора пеня.Пеня взыскивается закаждый календарный день просрочки платежа включая день уплаты (взыскания), впроцентах от неуплаченных сумм сбора в размере равной 1/360 ставкирефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на деньисполнения налогового обязательства [3];
Крометого, Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусьпредусмотрен штраф, налагающийся на юридическое лицо в размере пятнадцатипроцентов от суммы перечисленных денежных средств. Данный штраф может бытьприменим только при вынесении постановления государственным органом о наложенииадминистративного взыскания и с составлением соответствующего протокола обадминистративном правонарушении [6].
Крометого, в соответствии с Постановлением ПравленияНационального банка Республики Беларусь № 3 от 25.01.2001 «Об утвержденииПравил применения Национальным банком мер воздействия к банкам и небанковскимкредитно-финансовым организациям» в таком же размере штраф можетвзыскать Национальный банк Республики Беларусь [10].
Всоответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 12.03.2003г. № 104 «Обоффшорном сборе» осуществление банком перевода денежных средств на счетанерезидентов Республики Беларусь, с которых взимается оффшорный сбор, до уплатыданного сбора юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями — резидентами Республики Беларусь влечет наложение штрафа на банк, осуществившийтакой перевод, в размере 15 процентов отперечисленной суммы денежных средств. Данный штраф уплачивается иливзыскивается в республиканский бюджет в иностранной валюте или в белорусскихрублях по курсу Национального банка на день его уплаты или взыскания [2].
Крометого, Кодексом об административных правонарушениях Республики Беларусьпредусмотрен штраф, налагающийся на банк в размере от двадцати до пятидесятибазовых величин [6].
При применении экономических санкций за неуплату илинеполную уплату оффшорного сбора, нарушении установленного срока представленияв налоговый орган налоговой декларации (расчета) по оффшорному сбору, а такжепри начислении пени и взыскании оффшорного сбора его сумма исчисляется вбелорусских рублях по курсу Национального банка на 20 число месяца, следующегоза отчетным [9].
2. ПРИМЕР РАСЧЕТА ОФФШОРНОГО СБОРА
При исчислении оффшорного сбора следуетруководствоваться Указом Президента Республики Беларусь от 12.03.2003г. № 104«Об оффшорном сборе» и Инструкцией о порядке исчисления и уплаты оффшорногосбора, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам РеспубликиБеларусь от 31.03.2003г. № 34 [9].
Обратимся к Инструкции о порядке исчисления и уплатыоффшорного сбора [9].
Абзац 4 п. 5.1.: оффшорный сбор не взимается приперечислении денежных средств за товары, ввезенные на территорию РеспубликиБеларусь до 1 апреля 2003г.
Пример1.
Товарввезен на территорию Республики Беларусь 20 марта 2003г.
Оплатанерезиденту Республики Беларусь, зарегистрированному в оффшорной зоне,производится 5 апреля 2003г.
Вопрос:Будет ли уплачиваться оффшорный сбор.
Ответ:В данном случае оффшорный сбор не взимается. Если товар будет ввезен 1 апреля2003г. или позже, то оффшорный сбор будет уплачиваться.
Абзац5 п. 5.1.: оффшорный сбор не взимается при перечислении денежных средств заработы (услуги), выполненные (оказанные) до 1 апреля 2003г., с которых невзимался оффшорный сбор (при наличии подтверждающих документов).
Пример2.
Заоказанные 12 марта 2003г. услуги по хранению имущества резидент РеспубликиБеларусь перечисляет 10 апреля 2003г. денежные средства на счет, открытый воффшорной зоне.
Вопрос:Будет ли уплачиваться оффшорный сбор.
Ответ:В данном случае оффшорный сбор не взимается. Если данные и другие услуги будутоказываться 1 апреля 2003г. или позже, то оффшорный сбор будет уплачиваться.
Абзац2 пункта 1.6.: оффшорный сбор уплачивается от перечисляемых нерезидентам РеспубликиБеларусь, зарегистрированным о оффшорных зонах, сумм денежных средств или отсумм, перечисляемых на открытые в этих зонах счета, на дату их перечисления. Если обязательство перед нерезидентом Республики Беларусь,зарегистрированным в оффшорной зоне, исполняется поэтапно, оффшорный сборуплачивается исходя из объема исполненного резидентом Республики Беларусьобязательства.
Пример3.
РезидентРеспублики Беларусь имеет перед нерезидентом Республики Беларусь,зарегистрированным в оффшорной зоне, обязательства за поставленный товар насумму 10 000 долл. США, или 20 млн.руб. (по условному курсу 2000 руб. за 1долл. США на дату возникновения обязательств).
Приперечислении денежных средств резидент уплатит оффшорный сбор:
10000 долл. х 15% = 1500 долл. США
либо
20млн. руб. х 15% = 3 млн. руб.
Вслучае если к моменту перечисления денежных средств курс доллара изменится (кпримеру увеличится до 2170 руб. за 1 доллар США) при уплате оффшорного сбора вбелорусских рублях резиденту Республики Беларусь придется заплатить 3255тыс.руб.:
10000 долл. х 2170 руб. х 15 % = 3255 тыс. руб. [Приложение 1].
Абзац3 пункта 6.: оффшорный сбор уплачивается при неденежной форме исполнения обязательств всоответствии с законодательством перед нерезидентами Республики Беларусь,зарегистрированными в оффшорных зонах, исходя из цены договора на датуисполнения этих обязательств резидентами Республики Беларусь. Еслиобязательство перед нерезидентом Республики Беларусь, зарегистрированным воффшорной зоне, исполняется поэтапно, оффшорный сбор уплачивается исходя изобъема исполненного резидентом Республики Беларусь обязательства
Пример4.
РезидентРеспублики Беларусь заключил бартерный договор с нерезидентом РеспубликиБеларусь, зарегистрированным в оффшорной зоне, на сумму 20 000 долл. США. Принеденежной форме исполнения обязательств оффшорный сбор будет начислятьсяисходя из цены договора на дату исполнения этих обязательств резидентомРеспублики Беларусь, т.е. на дату отгрузки резидентом Республики Беларусьтовара в пользу нерезидента Республики Беларусь.
Оффшорныйсбор составит
20000 долл. х 15% = 3000 долл.США
Вслучае, если к моменту отгрузки товара курс доллара составит 2170 руб., приуплате оффшорного сбора в белорусских рублях резиденту Республики Беларусь придетсязаплатит 6510 тыс.руб.:
20000 долл. х 2170 руб. х 15% = 6510 тыс.руб. [Приложение 1].
Абзац3 п. 6.: оффшорный сбор уплачивается при переходе всоответствии с законодательством имущественных прав и (или) обязанностей всвязи с переменой лиц в обязательствах, сторонами которых выступают резидентРеспублики Беларусь и нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный воффшорной зоне, исходя из цены договора на дату перемены лиц в обязательствах,предусмотренных этим договором. Оффшорный сбор уплачивается исходя изпереданного объема имущественных прав и (или) обязанностей.
Пример5.
РезидентРеспублики Беларусь заключил договор с нерезидентом Республики Беларусь,зарегистрированным в оффшорной зоне, на приобретение товара на сумму 5000 долл.США. Нерезидент Республики Беларусь, зарегистрированный в оффшорной зоне,поставил товар в указанный договором срок. После этого был заключен договор, покоторому право требовать долг было передано третьему лицу (договор уступкитребования). В данном случае оффшорный сбор будет исчисляться исходя из ценыдоговора на дату перемены лиц в обязательствах, предусмотренных этим договором,т.е. на дату заключения договора уступки требования.
Оффшорныйсбор составит:
5000долл. х 15% = 750 долл.США
Вслучае если к этому моменту курс доллара составит 2170 руб., при уплатеоффшорного сбора в белорусских рублях резиденту Республики Беларусь придетсязаплатить 1627,5 тыс.руб.:
5 000долл. х 2170 руб. х 15% = 1627,5 тыс.руб. [Приложение 1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Оффшорные зоны обычносоздаются на изолированных участках. Они привлекательны для клиентов щадящимналоговым режимом. Кроме того, в оффшорных зонах отсутствуют валютныеограничения, таможенные пошлины для инвесторов и пр.
Появление оффшорных зон вмире само продиктовало необходимость введения такого сбора и невозможностьсуществования и нормального функционирования государства и субъектовэкономических отношений без такого налога, который бы содействовал не толькопополнению бюджета страны, но и возможности легализации доходов компаний,перечисляющих денежные средства в оффшорные зоны.
Оффшорный сбор являетсячастью налоговой системы Республики Беларусь. В белорусском законодательстве онпоявился не так давно и явился тем рычагом воздействия на работу отечественныхпредприятий, которые сотрудничают с оффшорными компаниями.
Оффшорный сбор взимаетсяпо ставке 15% от суммы перечисления или суммы договора. Не облагаются даннымсбором государственные организации, подчиненные правительству по обязательствамРеспублики Беларусь, банки и небанковские финансово-кредитные учреждения приосуществлении ими банковских операций. Льготируются также суммы, перечисляемыев качестве возврата займов и кредитов, суммы, перечисляемые до вступления всилу Указа об оффшорном сборе а также иные случаи по решению ПрезидентаРеспублики Беларусь.
Практическая частькурсовой работы наглядно показывает порядок расчета оффшорного сбора.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Указ ПрезидентаРеспублики Беларусь от 14.01.2000г. № 17 «О ведении оффшорного сбора».
2. Указ ПрезидентаРеспублики Беларусь от 12.03.2003г. № 104 «Об оффшорном сборе».
3. Налоговый кодексРеспублики Беларусь от 19.12.2002 г. № 166-З.
4. Гражданский кодексРеспублики Беларусь от 07.12.1998г. № 218-3.
5. Банковский кодексРеспублики Беларусь от 25.10.2000 № 441-3.
6. Кодекс РеспубликиБеларусь «Об административных правонарушениях» от 21.04.2004г. № 194-3.
7. Закон РеспубликиБеларусь от 22.07.2003г. № 226-З «О валютном регулировании и валютномконтроле».
8. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от11.02.2000г. № 196 «Об утверждении перечня работ и услуг, с оплаты которыхвзимается оффшорный сбор».
9. ПостановлениеМинистерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.03.2003г. № 34 «Обутверждении инструкции о порядке исчисления и уплаты Оффшорного сбора».
10. Постановлением Правления Национального банка РеспубликиБеларусь № 3 от 25.01.2001 «Об утверждении Правил применения Национальнымбанком мер воздействия к банкам и небанковским кредитно-финансовыморганизациям».
11. Постановлением Национального Банка Республики Беларусь от18.04.2002 № 75 «Об утверждении инструкции по представлению банкамиинформации о некоторых валютных операциях».
12. Абрамчук С. Новое вработе с оффшорными зонами. / Главный бухгалтер, 2003г., № 22.
13. Веремейко Ю. Вопросы,возникающие в ходе налогообложения. / Планово-экономический отдел, 2004г., № 5
14. Основывнешнеэкономических знаний: учебник для экономического образования. Изд. 3-е,перераб. и допол. Под ред. И.П.Фаминского.- М.: Международные отношения, 2001.
15. Шулековский В. Не все то плохо,что из оффшора. / Валютное регулирование и ВЭД, 2004г., № 1.