СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие, источники информации и задачи анализафинансовых результатов
1.2 Методика анализа финансовыхрезультатов предприятия
1.3 Рентабельность как обобщающий показатель эффективнойдеятельности хозяйствующего субъекта
2.АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ШАНС»
2.1 Общая характеристика иструктура управления на предприятии ООО «Шанс»
2.2 Анализ финансовых результатов в ООО «Шанс»
3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночных отношений цель предпринимательскойдеятельности состоит в получении прибыли. Показатели финансовых результатов(прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия повсем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой,финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развитияпредприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участникамикоммерческого дела.
Главная цель данной работы — исследовать финансовое состояниепредприятия ООО «Шанс», выявить основные проблемы финансовой деятельности идать рекомендации по управлению финансами.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:
— анализ и оценка уровня и динамикипоказателей прибыли;
— факторный анализ прибыли отреализации продукции (работ, услуг);
— анализ финансовых результатов отпрочей реализации, внереализационной и финансовой деятельности;
— анализ и оценка использованиячистой прибыли;
— оценка качества показателейприбыли;
— анализ взаимосвязи затрат, объемапроизводства (продаж) и прибыли;
— анализ взаимосвязи прибыли,движения оборотного капитала и потока денежных средств;
— разработка комплекса мероприятий по улучшению финансово — хозяйственной деятельности предприятия.
Для решения вышеперечисленных задач была использована годоваябухгалтерская отчетность ООО «Шанс».
Предмет анализа — финансовые процессы предприятия и конечныепроизводственно — хозяйственные результаты его деятельности.
В данной работе проводится краткий обзор и анализ финансовогосостояния ООО «Шанс». ООО «Шанс» — стабильно работающая фирма. Основной целью ООО«Шанс», является максимальное удовлетворение потребителей качественнойпродукцией, не уступающей по своим потребительским свойствам аналогичнымтоварам российского и импортного производства.
При выполнении настоящей работы были использованы законы инормативные акты, положения о бухгалтерском учете, учебники, журналы и финансовыегазеты и т. д.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗАФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ1.1 Понятие, источники информации изадачи анализа финансовых результатов
В условиях рынка каждый хозяйствующийсубъект выступает как обособленный товаропроизводитель, который экономически июридически самостоятелен в выборе сферы бизнеса, формировании товарногоассортимента, определяет затраты, формирует цену, учитывает выручку отреализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатамдеятельности.
Финансовый результат деятельностипредприятия выражается в изменении величины его собственного капитала заотчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный ростсобственного капитала может быть оценена системой показателей финансовыхрезультатов.
Система показателей финансовыхрезультатов включает в себя не только абсолютные (прибыль), но и относительныепоказатели (рентабельность) эффективности использования. Чем выше уровеньрентабельности, тем выше эффективность хозяйствования.
Основными задачами анализа финансовыхрезультатов деятельности хозяйствующих субъектов являются:
— оценка динамики абсолютных иотносительных показателей финансовых результатов (прибыли и рентабельности);
— факторный анализ прибыли отреализации продукции (работ, услуг);
— анализ финансовых результатов отпрочей реализации, внереализационной деятельности;
— анализ и оценка использованиячистой прибыли;
— выявление и оценка возможныхрезервов роста прибыли и рентабельности на основе оптимизации объемовпроизводства и издержек производства и обращения.
Анализ каждого элемента прибыли имеетважное значение для руководства предприятия, его учредителей, акционеров икредиторов. Для руководства такой анализ позволяет определить перспективыразвития предприятия, так как прибыль является одним из источниковфинансирования капитальных вложений и пополнения оборотных средств. Учредителями акционерам она является источником получения дохода на вложенный ими в данноепредприятие капитал. Кредиторам подобный анализ дает возможность погашенияпредоставленных хозяйствующему субъекту кредитов и займов, включая и уплатупричитающихся процентов.
Анализ финансовых результатовдеятельности предприятия включает:
1) изучение изменений каждогопоказателя за отчетный период по сравнению с базисным (горизонтальный анализ);
2) структурный анализ соответствующихстатей (в процентах);
3) изучение динамики измененияпоказателей за ряд периодов (кварталов, лет) — трендовый анализ;
4) исследование влияния отдельныхфакторов на прибыль (факторный анализ).
Основными источниками информации дляанализа финансовых результатов являются форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках»,форма № 1 «Бухгалтерский баланс». Обобщенно наиболее важные показателифинансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме № 2годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.1.2 Методика анализа финансовыхрезультатов предприятия
Анализ финансовых результатовпредприятия начинается с оценки динамики показателей балансовой и чистойприбыли за отчетный период. При этом сравниваются основные финансовыепоказатели за прошлый и отчетный периоды, рассчитываются отклонения от базовойвеличины показателя и выясняется, какие показатели оказали наибольшее влияниена балансовую и чистую прибыль.
Модель формирования финансовыхрезультатов является единой для всех предприятий независимо оторганизационно-правовой формы хозяйствования и формы собственности.
Конечный финансовый результатдеятельности — это балансовая прибыль (или убыток). Общий финансовый результатотчетного года равен сумме прибыли от реализации продукции (работ, услуг),результата от прочей реализации, сальдо доходов и расходов от внереализационныхопераций.
Результат от прочей реализациивключает реализацию основных средств, нематериальных активов, иного имущества.
В состав доходов (расходов) отвнереализационных операций включаются:
— доходы, полученные (расходы понесенные)от долевого участия в совместных предприятиях;
— от сдачи (получения) имущества варенду;
— доходы (расходы) по акциям,облигациям и другим ценным бумагам;
— суммы, полученные и уплаченные ввиде экономических санкций и в возмещение убытков;
— другие доходы и расходы отопераций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции.При этом платежи, внесенные в бюджет в виде санкций, производятся за счетприбыли, остающейся в распоряжении предприятий, и не включаются в состав расходовот внереализационных операций.
Предприятие, исходя из своейфинансовой стратегии, может увеличивать или уменьшать величину балансовойприбыли за счет выбора того или иного способа:
— оценки имущества,
— порядка его списания,
— установления сроков использования.
Все это должно быть отражено вучетной политике. Вследствие чего бухгалтер должен уметь выбрать и предложитьруководителю тот вариант учетной политики, который обеспечит реализациюфинансовой стратегии предприятия.
Основными задачами анализа являются:
— оценка динамики показателейбалансовой прибыли,
— выявление и измерение действияразличных видов доходов на величину прибыли,
— оценка возможных резервовдальнейшего роста балансовой прибыли.
Анализ балансовой прибыли начинаетсяс общей оценки за анализируемый период. Затем необходимо проанализироватьбалансовую прибыль в динамике (за ряд лет), а также изменение каждогопоказателя за текущий анализируемый период.
В заключение следует проанализироватьизменение удельного веса каждого вида дохода в величине балансовой прибыли. Дляэтого необходимо определить удельный вес (долю) каждого вида дохода вбалансовой прибыли на начало и конец периода, их изменения.
Более детальный анализ предполагаетизучение каждого элемента бухгалтерской прибыли и повлиявших на нее факторов.Их можно классифицировать на внешние и внутренние.
К внешним факторам относятся:
— социально-экономические условия;
— природные условия;
— цены на материально-энергетическиересурсы и тарифы на транспортные перевозки;
— уровень развития внешнеэкономическихсвязей и т. д. К внутренним факторам относятся изменения:
— прибыли от продаж;
— структуры реализованной продукции;
— себестоимости продукции;
— уровня цен на нее;
— операционных и внереализационныхдоходов и расходов.
Взаимосвязь факторов первого ивторого порядка с бухгалтерской прибылью прямая, за исключением измененийсебестоимости продукции, операционных и внереализационных расходов, снижениекоторых приводит к увеличению прибыли. Факторы первого порядка оказываютнепосредственное влияние на величину бухгалтерской прибыли, а второго порядка —на прибыли от продаж.
Важное значение для оценки финансовыхрезультатов деятельности предприятия имеет факторный анализ прибыли от продажитоваров (продукции, работ и услуг).
Для того чтобы проанализироватьприбыль от реализации продукции (работ, услуг), необходимо дать общую оценкуизменения прибыли.
±П = П1 – П0, (1)
где ±П — изменение прибыли;
П0, П1 — прибыль базисного иотчетного периода.
Затем необходимо определитьколичественное влияние изменений факторов.
Пофакторый анализ валовой прибылиосуществляется по данным Отчета о прибылях и убытках за текущий и базисныйпериоды (квартал, год). При сравнении с планом используются данные финансовогоплана (бюджета) и расчетов к нему.
Пофакторный анализ валовой прибылиосуществляется с помощью приема элиминирования (методом цепных подстановок).Элиминирование – технический прием анализа, используемый для определениявлияния отдельных факторов на изучаемое явление. При данном подходе рядпризнаков исключается и остается главный признак, который служит объектомисследования.
Для определения влияния отдельныхфакторов на величину валовой прибыли необходимо рассчитать выручку от продажитоваров без косвенных налогов отчетного периода в базисных ценах, себестоимостьпроданных товаров отчетного периода в базисных затратах на единицу продукции, атакже базисную валовую прибыль, рассчитанную исходя из фактического объема иассортимента проданных товаров, которая определяется в виде разницы междувыручкой от продажи товара отчетного периода в базисных ценах и себестоимостьюпроданных товаров отчетного периода в базисных затратах на единицу продукции.
Проиллюстрируем методику расчетавлияния отдельных факторов изменения валовой прибыли. Индекс изменения выручкиот продажи товаров в сопоставимых ценах устанавливается по формуле:
/>, (2)
где Ив – индекс изменения выручки отпродажи товаров
Расчет воздействия первого фактора(изменения выручки от продажи товаров) может быть произведен двумя способами:
1. В виде разницы между базовойсуммой валовой прибыли, пересчитанной на индекс изменения выручки от продажитоваров, и суммой прибыли в базисном периоде, то есть по формуле:
∆ВП=ВП0 * Ивп-ВП0, (3)
где ∆ВП — прирост валовойприбыли в базисном периоде;
ВП0 — сумма валовой прибыли вбазисном периоде.
2. Путем умножения прироста(снижения) индекса изменения выручки от продажи товаров (Ив — 1) на размерприбыли в базисном периоде:
∆ВПв=ВП0 * (Ив-1), (4)
Расчет влияния второго фактора(сдвигов в ассортименте на изменение прибыли (∆ВПА))осуществляется, если имеются различия в уровне рентабельности всей проданнойпродукции. Рентабельность реализованной продукции для этих целей можноопределить отношением прибыли к выручке от продажи товаров.
Используются два способа расчета.
При первом способе расчетаустанавливается разница между базисной валовой прибылью, рассчитанной исходя изфактического объема и ассортимента реализованной продукции, и базисной суммойприбыли, пересчитанной на индекс изменения объема продажи продукции, то есть поформуле:
∆ВПА = ВПх – ВП0 *Ив,(5)
При втором способе расчета влияниясдвигов в структуре ассортимента на валовую прибыль разница между базисным уровнемрентабельности, рассчитанным исходя из фактического объема и ассортиментапроданной продукции и ее базисным уровнем умножается на выручку от продажипродукции отчетного периода в базисных ценах (с учетом индекса инфляции) поформуле:
/>, (6)
При третьем способе расчета влияниеколебания стоимости реализованной продукции на изменение валовой прибыли (∆ВПС)определятся вычитанием из себестоимости продукции отчетного периода этогопоказателя, рассчитанного исходя из базисных затрат на единицу продукции (Cх) по формуле:
∆ВПС=С1 – Сх, (7)
При использовании четвертого способа— влияние на изменение валовой прибыли продажных цен (∆ВПЦ)определяется вычитанием из фактической выручки от продажи товаров за отчетныйпериод выручки от фактически реализованной продукции в базисных ценах (Bх).
∆ВПЦ=В1 — Вх, (8)
Кроме перечисленных факторованализируются случаи нарушения производственной и технологической дисциплины: экономия,которая образовалась вследствие невыполнения плановых мероприятий по охранетруда и технике безопасности, нарушения стандартов и технических условий и др.1.3 Рентабельность как обобщающийпоказатель эффективной деятельности хозяйствующего субъекта
Рентабельность есть относительныйпоказатель, который обладает свойством сравнимости, может быть использован присравнении деятельности разных хозяйствующих субъектов. Рентабельностьхарактеризует степень доходности, выгодности, прибыльности.
Показатели рентабельности позволяютоценить, какую прибыль имеет субъект хозяйствования с каждого рубля средств,вложенных в активы.
Вся предпринимательская деятельностьв условиях рыночных отношений делится на три вида:
— операционную (основную),
— инвестиционную (вложения средств вакции, другие ценные бумаги, капитальные вложения),
— финансовую (получение и уплатадивидендов, процентов и т. п.).
В соответствии с этим в анализефинансовых показателей используются следующие группы показателей относительнойдоходности:
— рентабельность продукции, работ,услуг,
— рентабельность производственныхфондов,
— рентабельность всего имущества(всех активов),
— рентабельность вложений(инвестиций) и ценных бумаг.
Доходность продукции (работ, услуг)характеризуется следующими показателями:
— рентабельностью реализации(оборота, продаж),
— рентабельностью выпущеннойпродукции,
— рентабельностью отдельных изделий.
Рентабельность реализации (Rпр) определяется отношением прибылиот реализации продукции (работ, услуг) (Пр) или чистой прибыли к величиневыручки от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов (Вр),выраженным в процентах:
Rпр= (Пр / Вр) * 100%, (9)
Данный показатель характеризуетэффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеетхозяйствующий субъект с рубля продаж, выполненных работ, оказанных услуг.
Рентабельность товарного выпуска иотдельных видов продукции (Rtb)определяется отношением прибыли от выпуска продукции или изделия определенноговида (Пв) к себестоимости товарного выпуска продукции (Ств):
Rtb = (Пв / Ств) * 100%, (10)
Данный показатель характеризуетабсолютную сумму (в копейках) или уровень (в процентах) прибыли на один рубльзатраченных средств.
Источниками информации для анализапоказателей рентабельности продукции, работ, услуг являются форма № 2бухгалтерской отчетности, учетные регистры хозяйствующего субъекта.
Изменения в уровне рентабельностиреализации (оборота) происходят под влиянием изменений в структуререализованной продукции и изменения рентабельности отдельных видов изделий.
Рентабельность отдельных видовизделий зависит от:
— уровня продажных цен,
— от уровня себестоимости продукции.
Анализ осуществляется в следующейпоследовательности.
Определяют уровень рентабельностиреализации по плану, фактически за отчетный год, за предыдущий год. Затемопределяют объект анализа: из фактического уровня рентабельности за отчетныйгод следует вычесть плановый уровень рентабельности за отчетный год.
Анализ рентабельности выпускаотдельных видов продукции осуществляется на основе данных плановых и отчетныхкалькуляций. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит отсреднереализационных цен и себестоимости единицы продукции.
Расчет влияния этих факторов наизменение уровня рентабельности осуществляется способом цепных подстановок покаждому виду продукции.
Для оценки динамики уровнейрентабельности товарного выпуска отдельных видов продукции необходимо по видампродукции фактические показатели отчетного года сопоставить с фактическими показателямиза ряд предшествующих лет, что позволит определить тенденцию рентабельностиизделий, а следовательно, и фазу жизненного цикла продукции.
В заключение необходимо дать общуюоценку по уровню рентабельности отдельных изделий.
Важным этапом аналитической работыявляется выявление резервов увеличения прибыли и рентабельности. Основнымиисточниками увеличения прибыли и рентабельности являются:
— увеличение объема реализованнойпродукции,
— повышение цен,
— снижение себестоимости,
— повышение качества.
В заключение анализа финансовыхрезультатов необходимо определить конкретные мероприятия по освоению выявленныхрезервов.
/>2.АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ШАНС» 2.1 Общая характеристика и структура управления на предприятии ООО«Шанс»
ООО «Шанс» создано в соответствии сФедеральным законом и зарегистрировано постановлением главы г. Сальска №564 от3 1.03.1999г. и является коммерческой организацией. Основной целью деятельностипредприятия является получение максимальной прибыли, и удовлетворениекачественной продукцией потребителей.
ООО «Шанс» осуществляет следующиевиды деятельности:
- монтаж и наладкатехнологического оборудования, трубопроводов;
- монтаж истроительных и технологических металлоконструкций;
- изготовлениестроительных и технологических металлоконструкций:
- изготовление нестандартизированного оборудования:
- строительство(монтаж) газопроводов и газового оборудования промышленных, сельскохозяйственныхпредприятий, предприятий бытового обслуживания, общественных зданий, жилыхдомов, магистральных нефтегазопроводов, котельных;
- монтаж и ремонтобъектов котлонадзора;
- монтаж и ремонтоборудования для взрывопожарных, токсичных и агрессивных сред предприятийхимического комплекса;
- монтаж иэксплуатация грузоподъемных сооружений;
- строительныеработы, работы по капитальному ремонту и сервисному обслуживанию объектовэкономики, другие подрядные работы;
- оказываетпроизводственные и платные услуги предприятиям и населению, выпускает товарынародного потребления и реализует их и продукцию основной деятельности через магазины;
- коммерческойдеятельностью, включая экспортно-импортные операции, выплату заработной платы ввалюте по отдельным контрактам.
Управление предприятием ООО «Шанс» осуществляется в соответствиис его Уставом. Предприятие является юридическим лицом, пользуется правами ивыполняет обязанности, связанные с его деятельностью.
Управление предприятием осуществляется на базе определеннойорганизационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяетсяпредприятием самостоятельно. При разработке организационной структурыуправление обеспеченно эффективное распределение функций управления поподразделениям.
В основу структуры управления положена определенная система –линейно-функциональная, она представляет собой схему подчинения нижестоящегоподразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросыуправления — технические, плановые, финансовые и т.д.
Управление предприятием осуществляется на основе сочетанияпринципов самоуправления трудового коллектива и прав собственника на использованиесвоего имущества.
Аппарат управления предприятием построен таким образом, чтобы обеспечить в техническом, экономическом и организационном отношенияхвзаимосвязанное единство всех частей предприятия, наилучшим образом использоватьтрудовые и материальные ресурсы.
Организационная структура управления ООО «Шанс» показана нарисунке 1.
Предприятие возглавляет Генеральный директор, которыйорганизует всю работу предприятия и несет полную ответственность за егосостояния и деятельность перед государством и трудовым коллективом. Генеральныйдиректор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжаетсяимуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, всоответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников,применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия,открывает в банках счета предприятия.