Введение
Целью производственнойпреддипломной практики выступает получение практических навыков финансовогоуправления предприятием для успешного решения планово-прогнозных, оперативных иконтрольно-аналитических задач финансовой работы.
Задачи производственнойпрактики:
· Изучить структурууправления предприятием;
· Принять непосредственноеучастие в осуществлении финансового планирования, составлении оперативныхфинансовых планов, в проведении контрольно-аналитической, а такжеплатежно-расчетной финансовой работы;
· Собрать исистематизировать практический материал, необходимый для написания отчета попрактике, а затем и дипломной работы.
Для достиженияпоставленных целей и выполнения поставленных задач студентом была пройденапроизводственная преддипломная практика в МДОУ центр развития ребенка детскийсад 19 «Пчелка».
1. История создания и характеристика образовательного учреждения
Детский сад № 19 «Пчелка» открыт 14 мая 1985 года на основанииПриказа № 31 от 14 мая 1985 года. «01»ноября 2006 года детскому саду присвоен статус «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА».Общая характеристикаучреждения. Государственноеобразовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 19 «Пчелка»функционирует с 1985 года.
Зданиедетского сада типовое, двухэтажное. Расположено во дворе жилого массива, вдалиот промышленных предприятий и трассы. Территория детского сада озелененанасаждениями по всему периметру. На территории учреждения имеются различныевиды деревьев и кустарников, газоны, клумбы и цветники. Силами сотрудников иродителей посажен фруктовый сад и огород. Контингент воспитанников детскогосада представлен детьми раннего (1,5-3 лет) и дошкольного (3-7 лет) возраста.
2. Условияосуществления воспитательно-образовательного процесса
В учрежденииимеется достаточная материально-техническая база, создана предметно-развивающаясреда, соответствующая всем современным санитарным, методическим требованиям.
В учрежденииоборудованы просторные групповые комнаты, включающие игровую, познавательную,обеденную зоны. Оборудованы физкультурный и музыкальный залы; имеется студиятеатрализованной деятельности, студия развития детского изобразительноготворчества. Оборудована и оснащена студия «Вундеркинд», включающаялего-кабинет, сенсомоторную комнату, зону развивающих занятий и зонуполоролевой социализации, уголок сказкотерапии, компьютерный класс.
На территории учреждения оборудована современная спортивнаяплощадка. Дошкольное учреждение полностью укомплектовано педагогическимикадрами, качественный состав которых очень высок: более 75% педагогов имеютвысшее образование; более 65 – высшую категорию.
Одним из важнейшихаспектов административной работы в детском саду является охрана труда. С этойцелью систематически проводится инструктаж по технике безопасности, по охранежизни и здоровья детей и сотрудников, по противопожарной безопасности,знакомство с должностными инструкциями и правилами внутреннего трудовогораспорядка, санитарными правилами, а также с правилами работы с техническимоборудованием. Выполнение вышеуказанных инструкций и правил контролируетсяпредставителями профсоюзной организации детского сада и администрацией. Крометого, систематически проводится осмотр электрического и техническогооборудования, состояние рабочих мест, выдается спецодежда, моющие средства.
Основная цельдеятельности ГОУ Центра развития ребенка детского сада № 19 – осуществлениевоспитательно-образовательного процесса в группах следующих видов: группыкратковременного пребывания, адаптационные для детей 1,5-3 лет; общеразвивающиегруппы для детей 3-7 лет; логопедические группы для детей с диагнозом«общее недоразвитие речи».
Базоваяпрограмма
Воспитательно-образовательнаяработа указанных групп осуществляется по базовой программе развитияребенка-дошкольника «Истоки»,разработанной авторским коллективом сотрудников Центра «Дошкольное детств» имениА.В. Запорожца.
Программа развитияребенка-дошкольника «ИСТОКИ» разработана авторским коллективом ученых — педагогов и психологов, на базе центра «Дошкольное детство» им. А. В.Запорожца.
Название программы —«Истоки» — отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникальногопериода, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.Символ программы — источник — означает, что ребенок и взрослый оба черпают изнеиссякаемого кладезя общечеловеческой культуры, развиваясь и обогащая другдруга. Только при таком их сотрудничестве можно ожидать успехов в развитии исаморазвитии ребенка.
Цель программы —разностороннее воспитание и развитие ребенка до семи лет. В основу программыположена концепция психологического возраста как этапа детского развития,характеризующегося своей структурой и динамикой. В связи с этим подходом впрограмме выделены психологические возрасты: раннее детство, включающеемладенческий возраст (от рождения до 1 года) и ранний возраст (от 1 года до 3лет); дошкольное детство, также состоящее из двух стадий — младший дошкольныйвозраст (от 3 до 5 лет); старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет). В каждомпсихологическом возрасте есть главная задача — генетическая задача развития,которая предопределяет тип ведущей деятельности. В ней формируются иперестраиваются психические процессы, происходит развитие личности, возникаютновые виды деятельности. Каждый психологический возраст начинается схарактеристики ведущей деятельности. В программе поставлены задачи развитияребенка в процессе деятельности по четырем основным линиям:социально-нравственного, познавательного, художественно-эстетического ифизического развития.
Дополнительныепрограммы:
ПРОГРАММА «ДЕТСКИЙ САД – ДОМ РАДОСТИ»
Еслиродители хотят стать непосредственными полноправными участниками в процессеразвития, воспитания и обучения своего ребенка, обогащаясь как творческиеличности, программа «Детский сад – дом радости» открывает для них свои двери.Создана эта программа Натальей Михайловной Крыловой, доцентом Пермскогогосударственного университета и Валентиной Тарасовной Ивановой,педагогом-новатором в 1985 году на базе Пермского государственногоуниверситета. За плечами программы богатый опыт внедрения в разных регионахнашей страны и бывшего СНГ. В 1990 году программа была награждена золотоймедалью ВДНХ СССР. В настоящее время программой охвачено около 163 детскихсадов и 20 000 детей.
Программапостроена на добротном философском, физиолого-гигиеническом и психологическомфундаменте. Ее задачами является:
— забота о здоровье ребенка и содействие обогащению психического и физическогоразвития каждого ребенка;
— содействие освоению ребенком разных видов деятельности на уровнесамостоятельности и развитие его творческого потенциала;
— содействие овладению основами духовной культуры.
Центральнымядром программы, как системы, является нравственно-трудовое воспитаниемаленького ребенка, что способствует формированию ценностных ориентаций детскойличности.
Чтоже это такое – Дом радости?
Понятием«Дом» обозначается возможность каждого ребенка, с учетом го возраста, пола ииндивидуальности, прожить каждый день жизни максимально активно, удовлетворяясвои потребности: физиологические и духовные. В нашем «доме» царит такаяобстановка, такие взаимоотношения между взрослыми и детьми, когда каждогопонимают и принимают, любят и уважают за то, что он – индивидуальность. «Радость»- это слово обозначает эмоцию, которая возникает в момент большого душевногоудовлетворения и удовольствия, если деятельность, которую осуществляет человек,несет в себе позитивный результат. Таким образом, жить в «Доме радости» — значит, находиться каждую осознаваемую минуту в состоянии деятельности,успешность которой подтверждается возникновением эмоции радости.
Дляпедагога воспитывать в «Доме радости» — это значит содействовать обогащению иразвитию неповторимой индивидуальности каждого ребенка. Ребенок принимаетсявоспитателем как система, имеющая право на сохранение своей автономности,самобытности и уникальности. Успех создания «Детского сада – дома радости»определяется еще одним условием – пониманием, что семья в жизни человека – этопаровоз, а детский сад, школа, ВУЗ – это лишь вагончики. Поэтому за годыдошкольного детства ребенок, его родители и другие родственники должнынаучиться беречь, заботиться друг о друге на основе признания за каждым правабыть неповторимым, быть индивидуальностью, защищать ее. Школы, куда пришливыпускники групп «Детский сад – дом радости», дали высокую оценку готовностидетей к обучению в любом, даже самом престижном учебном заведении. Этосвидетельствует об эффективности данной программы.
ПРОГРАММА«ОБНОВЛЕНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ»
Программаразработана гениальным ученым-психологом центра «Дошкольное детство» имени А.В.Запорожца Евгением Евгеньевичем Шулешко.
О проблеме«вторжения» школьных методов в дошкольное образование говорят в последниедесятилетия немало. Многие современные дошкольные программы откровенно пестрятшкольно-предметными формулировками, представления о разнообразном содержаниижизни детей подменяются представлениями о рядоположенности и несвязанностиразличных задач обучения, подобно школьным дисциплинам. В программе «Обновлениеи самообразование» слово «грамота» не подразумевает школьную дисциплину, аупотребляется в социокультурном смысле, следовательно, грамотный человек – эточеловек, владеющий культурой общества, в котором он живет. Автор программы Е.Е.Шулешко отмечает, что педагогическая практика по воспитанию грамотного человекапредполагает соотношение четырех планов взаимоотношений: детей друг с другом,педагогов с детьми, педагогов друг с другом, педагогов с системой образования иродителями. Норма, которая определяет эти отношения – равноправие. Общение,основанное на таком равноправии, имеет глубокий человеческий и педагогическийсмысл. Из вышесказанного очевидно, что полноценное освоение культурных навыковвозможно лишь через освоение культуры человеческих отношений, одной из наиболеенасыщенных, доверительных и плодотворных форм которых являются отношения междуровесниками. Именно становление ровеснических отношений автор считает основойвсесторонней готовности к обучению в школе. Иными словами, ровесничество — организациятакой жизни детей, при которой формируется поколение ровесников, осваивающеестарые культурные традиции и, незаметно для себя, создающее традиции новые.Ровеснические отношения проходят непростой путь в своем развитии и становлении,который Е.Е. Шулешко прослеживает по ряду характеризующих его свойств:доминирующие формы объединения детей; способность действовать организованно вмеру требований жизни; формы активности, в которых дети самоутверждаются; формыпубличного поведения. Так, например, в разные годы жизни доминируют различныеформы объединения ровесников: от парного сближения (5-6 лет) до общегрупповогопо интересам (к 7-8 годам); способность действовать организованно – одно изсвойств ровесничества – формируется к 7-ми годам настолько, что возникаетвысшая степень координации всех способностей в одном действии – поза пишущего(то есть умение одновременно и слышать, и видеть, и говорить, и действовать) ит.д. В таком продвижении по этапам ровесничества и заключается становлениеребенка как учащегося, но не учащегося, зачисленного в школу по документам, аличностно признаваемого таковым педагогами, родителями, другими детьми.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГОПРОЦЕССА
Программа «Истоки» — программа открытого типа. Опираясь на предложенные технологические приемы,воспитатели учреждения, в соответствии со своим профессиональным опытом,используют и другие педагогические технологии; педагогам также предоставленоправо выбора тех или иных способов решения педагогических задач, созданияконкретных условий воспитания и развития детей.
ФИЗИЧЕСКОЕРАЗВИТИЕ
С целью решенияпоставленных в программе «Истоки» задач, специалистами разработано методическоеобеспечение по линиям развития. Так, задачи физического воспитания иоздоровления детей более эффективно позволяет решать пособие М.А. Руновой«ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ».
Пособие разработано сучетом основных положений программы «Истоки» и успешно используется длясохранения и укрепления физического здоровья ребенка, его эмоциональногоблагополучия в детском саду и семье.
СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕРАЗВИТИЕ
Задачи ознакомлениявоспитанников с социальной действительностью в полной мере позволяет решатьпрограмма С.А. Козловой «Я – человек». Программа направлена на формирование уребенка миро воззрения — своего видения мира, своей картины мира, созвучнойвозможному уровню развития его чувств.
Цели программы — датьпедагогу «инструмент», который поможет ему сформировать у ребенка представленияоб окружающем мире, представление о себе как представителе человеческого рода;о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах иобязанностях. Одной из задач социализации является овладение связной речью. Дляэффективного решения задач речевого развития воспитанников используетсяпрограмма А.Г. Арушановой «РЕЧЬ И РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ».
В программе представленодин из возможных путей реализации базисного компонента программы «Истоки» поразделу «Речь и речевое общение». Работа направлена на развитие коммуникативнойкомпетенции детей, их способности налаживать общение с окружающими людьми(взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических,грамматических) и неречевых средств (мимики, жестов, поз, взглядов, предметныхдействий). Коммуникативная компетенция рассматривается как базиснаяхарактеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия всоциальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видовдеятельности — коллективных игр, конструирования, детского художественноготворчества и пр.
КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯРАБОТА
Поскольку одним изнаправлений деятельности детского сада является коррекционно-логопедическаяработа с детьми, имеющими диагноз «общее недоразвитие речи», на практикеиспользуются и дополнительные коррекционные программы.
«РАЗВИТИЕ РЕЧИДОШКОЛЬНИКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ» (С.А. Миронова). Цель программы —раскрытие специфики работы по развитию речи детей раннего и младшегодошкольного возраста и коррекции их речевых нарушений в специальноорганизованных группах. Методическое пособие «ЛОГОПЕДИЯ» (Н.С. Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б. Филичева) представляет собой систему логопедической работы,построенной по принципу поэтапности усвоения детьми родного (русского) языкапри правильном формировании речевой функции.
Коррекционное обучениеохватывает широкий диапазон уровней речевого развития: оно начинается с первых«детских слов» и заканчивается развернутой фразовой речью, когда ребенок можетсвободно выражать свои мысли. Весь практический материал пособия дается спостепенным усложнением. Его можно использовать полностью в тойпоследовательности, как он помещен, а можно брать задания и упражнениявыборочно в зависимости от структуры дефекта и уровня языкового развития детей.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕРАЗВИТИЕ
Одним из направленийпознавательного развития дошкольника является работа по ознакомлению с миромприроды. С этой целью используется программа С.Н. Николаевой «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ».
Программа построена сучетом результатов исследований ученых в области детской психологии ипедагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г.Саморуковой и др.).
Решение вопросовэкологического воспитания автор программы видит в организации работы по двумнаправлениям – формированию начал экологической культуры у детей и развитиюэкологической культуры взрослых. В работе по сенсорному развитию и формированиюэлементарных математических представлений у воспитанников педагоги детскогосада используют методику В.П. Новиковой «Математика в детском саду». Пособиепостроено как система дидактических игр и упражнений, направленных на развитиеу детей математических представлений в соответствии с возрастом. Методика впособиях дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенностидетей и дидактические принципы развивающего обучения. В конце каждого пособиядана специальная методика для проверки знаний, полученных детьми в процессезанятий. Задачу приобщения воспитанников к произведениям художественнойлитературы помогает педагогам решать программа З.А. Гриценко «Пришли мне чтениядоброго».
Цель даннойпрограммы-хрестоматии – сформировать отношение к литературе как самоценномувиду искусства.
В пособии предложенычетыре основных вида занятий:
1. Тематическое, гдепредполагается приобщить дошкольников к ведущим темам детской литературы,близким к их жизни.
2. Теоретическое, гдепроисходит знакомство детей с доступными их возрасту теоретическими понятиями,необходимыми для выявления художественных особенностей текста.
3. Творческое, основнойцелью которого является развитие творческого потенциала дошкольников;
4. Аналитическое, где надоступном детям уровне анализируется текст с целью более глубокогопроникновения в его смысл и художественные особенности.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕРАЗВИТИЕ
С целью приобщения детейк сокровищам художественной культуры педагогами используется пособие Л.В.Пантелеевой «Музей и дети». Разработанное как методическое обеспечение кпрограмме «Истоки», пособие направлено на практическое освоение ее раздела«Дети в музее изобразительного искусства».
В книге представленытематические циклы художественно-творческих занятий:
волшебный мир игрушки;
русский дом;
дом, где рождаласьсказка;
каменных и златных делмастера;
наша Третьяковка;
путешествия к чудесамсвета;
прогулки к дворцам ипаркам и др.
Многими педагогамивыбрана «ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ» Г.С. Швайко.Предложенная автором разнообразная тематика позволяет воспитателям интересноорганизовать творческую продуктивную деятельность воспитанников.
Цель программы — развитиехудожественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста.
Общие педагогическиезадачи программы:
развивать творческиеспособности детей посредством изобразительной деятельности;
развивать познавательнуюактивность детей;
воспитывать культурудеятельности, формировать навыки сотрудничества.
Одно из направленийхудожественно-эстетического развития детей – музыкально-ритмическое воспитание,для эффективного решения задач которого используется ПРОГРАММА О.П. Радыновой«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ».
Программа представляетсобой научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основмузыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающую принципы,содержание, методы и формы работы, учитывающие индивидуальные и психофизиологическиеособенности детей.
Цель программы —формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Задачи приобщения воспитанниковк миру прекрасного, развития восприятия музыки помогает решать ПРОГРАММА Т.Ф.Кореневой «В МИРЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДРАМАТУРГИИ».
Цели программы —сформировать активное восприятие музыкального искусства через осознаниедраматургии музыкального произведения, воспитывать интерес и желание к передачемузыкальных образов средствами ритмопластики. Одним из условий всестороннегоразвития личности ребенка является развитие творчества. С этой целью вучреждении организована углубленная работа по развитию детей в театрализованнойдеятельности. Помогает в этом ПРОГРАММА С.И. Мерзляковой «ВОЛШЕБНЫЙ МИРТЕАТРА». Цель программы — развитие сценического творчества детей старшегодошкольного возраста средствами театрализованных игр и игр-представлений.
3. Воспитание и развитиедетей раннего возраста
В учреждениифункционируют группы кратковременного пребывания для детей, не посещающихдошкольное учреждение. Вид групп – адаптационные для детей от 1,5 до 3-х лет. Педагогиданных групп для реализации задач программы «Истоки» используют пособие «Детираннего возраста в дошкольных учреждениях» (К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г.Голубева). Авторами освещены особенности воспитания и развития детей второго итретьего года жизни, даны методические рекомендации к работе на занятиях и вповседневной жизни, к руководству самостоятельной деятельностью детей. Педагогическийколлектив ГОУ стремится к повышению результативности педагогической работы. Сэтой целью проводятся педагогические советы, семинары, семинары-практикумы,круглые столы, консультации, заседания творческих микрогрупп и другие формыработы. Вся методическая работа в ГОУ строится на основе Концепции дошкольноговоспитания. Главной задачей развития коллектив ГОУ считает разработку новыхподходов к дошкольному воспитанию – от учебно-дисциплинарной кличностно-ориентированной модели построения педагогической работы с детьми.Важнейшими направлениями методической работы являются:
Совместныйпоиск наиболее эффективный форм и методов работы с детьми
Обобщение,распространение и внедрение передового опыта
Совершенствованиепедагогического мастерства
Реализациятворческих интересов педагогов с целью наиболее полного самовыражения личности.Указанныенаправления и поставленные задачи реализуются в различных формах методическойработы. Это педагогические советы и семинары-практикумы, круглые столы иделовые игры, тренинги и дискуссии, решение проблемных задач и практическихситуаций. Ключевые позиции педагогического коллектива состоят в следующем:охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического),гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощениеусловий жизни детей и работы воспитателей. Планированиевоспитательно-образовательной и методической работы осуществляется с учетомвсех дидактических принципов, на основе прогрессивных идей и достиженийсовременной науки и практики, а также с учетом результатов диагностикивыполнения программы каждой группой и наблюдений педагогического процесса.
Непосредственноепланирование воспитательно-образовательного процесса осуществляется на основегибкого режима дня, предполагающего приспособление к индивидуальнымособенностям ребенка, состоянию его здоровья, уровню работоспособности ивыносливости, полное удовлетворение его психофизических потребностей, а такжена основе учебного плана, предполагающего распределение нагрузки в соответствиис программными задачами, возрастом детей и спецификой групп. Учебный планвоспитательно-образовательного процесса разработан в соответствии с линиямиразвития ребенка дошкольного возраста, выделенных в базисной программе«Истоки». План имеет два больших раздела: специально организованные фронтальныезанятия; подгрупповая и индивидуальная работа с детьми.
Сохранение и укрепление здоровья воспитанников
Охранаи укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливаниеорганизма – одно из ведущих направлений деятельности учреждения, посколькуполноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формированияличности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их психическимздоровьем, эмоциональным благополучием. Система физкультурно-оздоровительнойработы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительныемероприятия. Уровень социализации личности дошкольника во многом зависит от полноценногофизического воспитания. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешныйребенок”, коллектив считает невозможным решение проблемы воспитания социальноадаптированной личности без осуществления системы мероприятий пооздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Поэтому в настоящеевремя в качестве одного из приоритетных направлений педагогической деятельностивыделяется создание здоровьесохраняющей среды в условиях детского сада.
Питание и безопасность воспитанников учреждения
Организацияпитания воспитанников детского сада осуществляется в соответствии сутвержденными 20-дневными меню.
На каждоеблюдо имеется технологическая карта. Качество привозимых продуктов иприготовленных блюд контролируется специально созданной комиссией, в составкоторой входят медицинские и педагогические работники учреждения, а такжепредседатель профсоюзного комитета детского сада. Детский сад оборудованспециальными системами безопасности: кнопкой «Тревожнойсигнализации», специальной автоматической пожарной сигнализации. Вучреждении ежедневно осуществляется контроль за безопасностью со сторонымуниципального отделения милиции. Дополнительно контроль за безопасностьювоспитательно-образовательного процесса осуществляет вахтер. В ночное время –ночные сторожа.
4. Результативностьвоспитательно-образовательной деятельности детского сада №19 за 2008-2009 учебный год
За прошедшийучебный год была значительно усиленаматериально-техническая база учреждения в следующих направлениях:
— расширенарсенал развивающих игр и пособий для подгрупповых и индивидуальных занятий сдетьми;
— пополненфонд игрушек для сюжетно-ролевых, театрализованных, подвижных игр воспитанниковв группе и на прогулке;
— территорияучреждения оборудована малыми формами (песочницы, качели, качалки, песочныегородки, лавочки, вазоны и т.д.);
— дооборудована спортивная площадка не территории детского сада.
Приоритетными направлениямиработы ГОУ Центра развития ребенка детского сада № 19 в 2008-2009 учебном годубыли:
Оптимизация работы педагогического коллектива по внедрению ввоспитательно-образовательную практику здоровьесберегающих технологий. Всесторонняяподготовка педагогов учреждения к эффективному взаимодействию с семьейвоспитанника и психолого-педагогическому просвещению семьи в условиях ДОУ.Реализация комплекса мер, направленных на овладение технологией построенияпартнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Созданиеусловий для успешного интеллектуального развития воспитанников всех возрастныхкатегорий на специально организованных занятиях, в повседневной жизни, в другихвидах деятельности. Повышение эффективности работы по развитию детскогоизобразительного творчества воспитанников разных возрастных групп.
Совершенствованиеработы по развитию дошкольников в игровой деятельности. По каждой изпоставленных задач были выделены направления, по которым строиласьуправленческая, воспитательно-образовательная, методическая работа ифинансово-хозяйственная деятельность учреждения. Задача внедрения в воспитательно-образовательную практикуздоровьесберегающих технологий решалась, прежде всего, посредствомповышения компетентности педагогов в вопросах внедрения указанных технологий всвою педагогическую практику. Кроме того, усилия педагогического коллективабыли направлены на создание условий по внедрению здоровьесберегающих технологийв работу с детьми.
Даннойпроблеме было посвящено заседание педагогического совета, где обсуждалисьположения современной науки и практики о технологии внедрения здоровьесберегающихтехнологий, были затронуты вопросы психического здоровья дошкольника. Работапедсовета позволила значительно повысить уровень компетентности педагогов вданном вопросе, наметить пути более глубоко внедрения ЗТ в практику. Одна из приоритетных задач работы учреждения –взаимодействие с семьями воспитанников. По данной проблеме на базедетского сада старшим воспитателем Гладковой Ю.А. проводится диссертационноеисследование. Кроме того, коллектив детского сада, ставший победителемгородского конкурса «Детский сад будущего 2008» в номинации «Ребенок ивзрослый», осуществляет разработку проекта «Три «Я», посвященного многимаспектам работы с семьей. Работа по данной проблеме была продолжена в руслевсесторонней подготовки педагогов учреждения к эффективному взаимодействию ссемьей воспитанника и психолого-педагогическому просвещению семьи в условияхДОУ; реализации комплекса мер, направленных на овладение технологией построенияпартнерских взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Однимиз важнейших вопросов данного направления работы – построение партнерскихвзаимоотношений в системе «педагог – ребенок – родитель». Его обсуждению былопосвящено заседание педагогического совета учреждения: была рассмотренатехнология построения партнерства, педагоги решали практические ситуации, былаорганизована деловая игра. Проделанная работа позволила значительно повыситьуровень компетентности педагогов в данном направлении, улучшив тем самымкачество работы коллектива с семьями воспитанников. Содержанию и методическимосновам психолого-педагогического просвещения семей была посвящена деловаяигра. Совместно методической и психологической службой учреждения был проведентренинг педагогического общения, позволивший значительно повыситькоммуникативные способности педагогов, помочь им овладеть технологиейэффективного общения, действенными приемами решения сложных и конфликтныхситуаций. Кроме того, была проведена консультация, на которой педагогиосваивали основные методы изучения семьи. В целях всестороннего теоретическогои эмпирического изучения проблемы для педагогов учреждения был проведенсеминар-практикум, на которым были рассмотрены психолого-педагогические основыпроблемы взаимодействия ДОУ с семьей, были рассмотрены доказавшие своюэффективность формы и методы работы с родителями. Продолжила свою работу итворческая микрогруппа по работе с семьей, принимавшая активное участие во всехуказанных мероприятиях. Продолжил свою работу организованный в детском садудетско-родительский клуб. Участниками клуба стали дифференцированные группысемей: родители детей раннего возраста, родители будущих первоклассников,прародители и другие. Успешно работал на протяжении учебного годаконсультативный пункт для родителей, чьи дети не посещают дошкольныеучреждения. Помимо консультативной работы, для таких семей ежемесячнопроводились групповые встречи по наиболее распространенным вопросам. Творческаягруппа старших воспитателей «Детский сад и семья» под руководством ГладковойЮ.А., работавшая на протяжении всего 2008-2009 учебного года. Результатомработы группы стали материалы для сборник «Детский сад и семья», одним изсоставителей которого стала старший воспитатель детского сада Гладкова Ю.А. Психологическаягостиная для педагогов-психологов округа по работе с семьей под руководствомпедагога-психолога детского сада Бариновой Н.М., работавшая на протяжении2008-2009 учебного года. Результатом работы стала систематизация материалов изопыта работы.
Задача создания условий для успешного интеллектуальногоразвития воспитанников всех возрастных категорий на специально организованных занятиях, вповседневной жизни, в других видах деятельности решалась в направленииметодической и содержательной подготовки воспитателей к эффективной работе вданном направлении. Кроме того, усилия педагогов были направлены на реализациюкомплекса мер по интеллектуальному развитию дошкольников в других видахдеятельности. Данная проблема обсуждалась на заседании педагогического совета:педагоги активно обсуждали проблемы интеллектуального развития современногодошкольника; были расширены их представления о психологических особенностяхинтеллектуального развития детей. В процессе деловой игры и практическихупражнений педагоги овладели основными формами и средствами решения заданнойзадачи. Для отслеживания промежуточных результатов проведенной работы, былпроведен ряд открытых просмотров, в процессе которых воспитатели показалитехнологию интеллектуального развития воспитанников в различных видахдеятельности. Задача повышенияэффективности работы по развитию детского изобразительного творчествавоспитанников разных возрастных групп решалась в двух взаимосвязанныхнаправлениях: повышение компетентности педагогов в данном вопросе и созданиеусловий для развития изобразительного творчества у воспитанников на специальноорганизованных занятиях и в повседневной жизни. Для всестороннего освещенияуказанной задачи с педагогами был проведен семинар-практикум, в процессекоторого были рассмотрены как теоретические, так и практические вопросыразвития детского творчества. Был проведен ряд смотров-конкурсов, показавшихзначительное улучшение работы педагогов в направлении организациисамостоятельной изобразительной деятельности детей. Продолжила свою работутворческая группа воспитателей, в течение учебного года рассматривавшаяразличные аспекты творческого развития дошкольников разных возрастных групп назанятиях и в повседневной жизни. Систематизированные материалы были предложенывоспитателям для работы с детьми. Совершенствование работы по развитиюдошкольников в игровой деятельности осуществлялось в русле создания условий длявсесторонней игровой поддержки развития воспитанников. Активно работала втечение учебного года творческая группа воспитателей: был проделанпсихолого-педагогический анализ проблемы, систематизирована система диагностикидетской игры. Для воспитателей была проведена деловая игра «Игра, обучаемся», впроцессе которой педагоги овладели технологией организации игровой деятельностидошкольника. В целях обмена опытом были проведены открытые просмотры игровойдеятельности с детьми на прогулке, театрализованной игры. Кроме того, былпроведен смотр-конкурс по созданию условий для сюжетно-ролевой игры в группах,конкурс уголков театрализованной игры. В целях обеспечения готовности старшихдошкольников к поступлению в школу был запланирован и проведен ряд мероприятий(экскурсии, взаимопосещения, открытые уроки и др.), позволивших повыситьуровень мотивационной готовности детей, снизить страх перед школой. Одним изнаправлений деятельности педагогического коллектива является экспериментальная деятельность.Педагоги базовой группы на протяжении учебного года активно участвовали вработе коллектива педагогов Дмитрова и Московской области, сотрудничающих сЦентром «Дошкольное детство» имени А.В. Запорожца. Сами воспитатели такженеоднократно «принимали гостей» в своей группе, показывая занятия и фрагментыразличной детской деятельности. В связи с завершением экспериментальнойдеятельности, педагогами группы проделан тщательный анализ, показавший высокуюрезультативность работы.
Продолжилась работа поповышению психолого-педагогической компетентности педагоговдетского сада: продолжили обучение в педколледже – 1 воспитатель, впедагогическом ВУЗе – 1 воспитатель.
Была продолжена работа посамообразованию педагогов, итогами которой стали интереснейшиеметодические мероприятия: педагогические часы, педсоветы, круглый стол,тренинги. Обобщен и представлен опыт работы педагогов по следующим темам:воспитание юного читателя; привлечение родителей в образовательный процессдетского сада, познавательное развитие дошкольника.
Запрофессиональные достижения многие педагоги учреждения имеют различные награды:грамоты Министерства образования Московской области, значки «Почетный работникобщего образования РФ», звания «Ветеран труда». На высокие результатывоспитательно-образовательной деятельности указывают итоги систематическогомониторинга. Тщательный анализ выполнения программы «Истоки» по всем линиямразвития за 2008-2009 учебный год свидетельствует о положительной динамикеусвоения программного материала детьми разных возрастных групп.
О высокой эффективности педагогической деятельностиучреждения свидетельствует высокий процент выпускников, поступивших в гимназиии гимназические классы школ района; о том же свидетельствуют и справочныематериалы школ: более 97% выпускников учатся на «хорошо» и «отлично».
Высокиерезультаты воспитательно-образовательной и научно-методической работы, позволилпедагогам активно публиковать материалы в периодических изданиях. Так, за прошедший учебный год опубликованы:
5. Отчет пофинансово-экономической деятельности ГОУ детский сад № 19 за 2009 год
1. БЮДЖЕТНЫЕСРЕДСТВА
Источникфинансирования – бюджетное финансирование
Анализ использованияфинансовых средствЗаработная плата с начислениями 10.495.511.руб. Продукты питания 1.215.367.руб. Оплата транспорта 45.869.руб. 97 коп. Оплата услуги связи 8.506.руб. 52 коп. Приобрение основных средств 44.604.руб. Приобретение материальных запасов 87.314.руб. Ремонт и обслуживание оборудования 10.984.руб. 54 коп. Оплата коммунальных услуг 1.472.847.руб. Услуги по содержанию имущества 463.917.руб. 94 коп. Прочие услуги (установка водосчетчиков, системы оповещения, обслуживание пожарной установки, опрессовка и т.п.) 168.597.руб. 05 коп. Всего 14.013.516.руб. 65 коп.
2.ВНЕБЮДЖЕТНЫЕСРЕДСТВА
ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВАдетского сада складываются из поступлений родителей. Для различных категорийсемей действует целый ряд льгот, согласно которым родительская платазначительно снижена или совсем отсутствует. Таким образом, большая часть затратна содержание детей в государственном учреждении покрывается городским бюджетом.
Анализ использованиясредств, полученных от поступившей родительской платы в 2009 годуСтрока Сумма
Внебюджет
Заправка картрид
Поверка
Подписка
Экспертиза
Мебель
Костюмы
Стенды для детских работ
Стенды для фото
Стенды для спец.
Банеры для праздн
Стенды информац
Вывески
Стенды для фото
Чехлы
Ковровые покрытия
Техника
Канцелярия
Моющие, чистящие
679872.24
720.00
720.00
6422.00
2832.00
3590.00
20757.78
10000.39
10757.39
29976.72
14988.36
53778.00
33550.00
33550.00
217474.00
35105.00
34397.00
44250.00
23364.00
36226.00
17228.00
26904.00
23650.00
23650.00
51459.80
51459.80
17774.00
17774.00
4357.45
4357.45
54373.98
24121.47
9405.07
20847.44
30364.23
30364.23
52710.00
23690.00 итого 679872. 24
Заключение
Развитиеобразовательного учреждения выражено в его концепции. Основа концепцииучреждения – воспитательно-образовательная работа с учетом индивидуальных особенностейи возможностей каждого ребенка, в том числе и детей, имеющих задержку вразвитии речи, с целью сохранения здоровья детей и их полноценного физическогоразвития. С точки зрения соблюдения интересов личности концепция развития ГОУнаправлена на обеспечение:
Детям: обогащениевсестороннего энциклопедического развития неповторимой индивидуальности ребенкав каждой возрастной группе, проявлению каждым из них творческих способностей вразных видах деятельности, а также осознания ими самоценности жизни и радостиот волевого усилия.
Родителям: спокойствие, уверенностьв успешном благополучном будущем их детей; возможность выбора программы,технологии работы с ребенком, а также формы посещения ребенком детского сада(пребывание целый день; кратковременное пребывание).
Сотрудникам: возможностисамореализации, проявления творчества в работе; достойные условия работы ивозможность профессионального роста.