Оглавление
Введение
Глава 1. Основы финансового планирования на предприятии
1.1 Принципы и задачи финансового планирования
1.2 Финансовый план как составная часть бизнес-плана
Глава 2. Методы и виды финансового планирования
2.1 Методы финансового планирования
2.2 Виды планов перспективного планирования
2.3 Текущее планирование и использование метода прогнозапродаж
Глава 3. Финансовое планирование ЗАО «Алтайвитамины»
3.1 Краткая характеристика предприятия
3.2 Практические аспекты финансового планирования
3.3 Использование оперативного планирования на предприятии
Глава 4. Проблемы организации финансового планирования иконтроля на отечественных предприятиях
Заключение
Список литературы
Введение
Финансовое планирование в системе управления предприятием играет ведущуюроль. Это давно проверенная на практике в развитых странах аксиома. Однако врезультате рыночных преобразований экономики России планирование как институтбыл практически ликвидирован на всех уровнях управления. Но жизнь показала, чтоэто одна из стратегических ошибок реформирования. И сегодня вопрос опланировании остро встал на всех уровнях управления.
Восстановление и развитие финансового планирования на предприятияхпроисходит с различной степенью интенсивности. Формирование новых системпланирования зависит от многих факторов, которые оказывают влияние на уровеньплановой работы. Первая группа факторов: тяжелое финансовое состояниепредприятия, низкая квалификация персонала, компьютерная неграмотностьработников, неэффективные системы мотивации – отрицательное влияние. Втораяпротивоположная группа факторов: заинтересованность руководства,инновационность персонала, эффективная маркетинговая деятельность — положительное влияние.
Зависимость качества планов предприятий от множества факторов доказываетсложность выбора оптимального направления развития планирования. Более того,опыт работы предприятий показывает, что изменения, касающиеся только технологиипланирования, наблюдавшиеся в ходе реформирования экономики в России, могуттолько снизить расхождения плановых и фактических значений показателей, чтоконечно актуально в условиях нестабильности внешней среды. Изменения только вобласти технологии плановых расчетов позволяют лишь незначительно повысить«авторитет» плановой работы в глазах руководителей предприятий, который былутрачен в виду неспособности последней вырабатывать качественные планы вусловиях меняющейся среды переходной экономики. Необходимо использоватьпринципиально новые подходы к планированию.
Одновременно существенные возможности для повышения эффективности финансовогопланирования дает использование мирового опыта плановой работы на предприятияхв развитых странах. Однако, для внедрения современных технологий планированияотечественным предприятиям необходимо создать условия для его осуществления: изменениеорганизационной структуры управления; внедрение управленческого учета;компьютеризация управления и производства; повышение квалификации работников,занимающихся планированием. Таким образом, важнейшей проблемой развития финансовогопланирования является сложность организационных преобразований в системеуправления отечественных предприятий. Высокая научная и практическаявостребованность глубокого исследования проблем организации финансовогопланирования на предприятиях предопределила выбор темы курсовой работы.
Целью данной работы является знакомство с основными элементамифинансового планирования на предприятии и возможностями его совершенствования.В соответствии с целью работы поставлены и решены следующие задачи:
Изучение понятия финансовый план и определение его роли в системебизнес-планирования;
Изучение методов финансового планирования;
Определение роли различных видов финансовых планов в управлениипредприятием.
Исследование ключевых моментов организации финансового планирования наконкретном предприятии.
Цели и задачи определили следующую структуру работы:
Финансовый план как составная часть бизнес-плана.
Первую главу работы я посвятила определению понятий: планирование,бизнес-планирование. В структуре бизнес-плана одним из разделов являетсяфинансовый план. Поэтому я посчитала необходимым определить цели финансовогопланирования, его структуру и рассмотреть те основные характеристики, которыесодержатся в финансовом плане и определяют финансовое положение и устойчивостьорганизации.
Методы финансового планирования.
Вторая глава посвящена рассмотрению нескольких методов финансовогопланирования: нормативный метод, балансовый, метод оптимизации плановых решенийи посчитала целесообразным привести расчеты этих методов на примере ЗАО«Алтайвитамины»
Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием.
Третья глава содержит характеристику трех основных видов финансовыхпланов: перспективный, текущий и оперативный. Их роль в управлении предприятиемзначительна, что и показано в этой главе.
В четвертой главе изучены проблемы организации финансового планирования иконтроля на отечественных предприятия
Объект изучения: предприятие ЗАО «Алтайвитамины».
Предмет изучения: организация финансового планирования ЗАО«Алтайвитамины» — предприятия, функционирующего в сфере производствафармацевтической продукции.
В основу работы легло изучение и систематизация учебной и специальнойлитературы по финансам предприятий, использованы нормативно-методическиеданные, а также материалы СМИ.
При написании работы были использованы труды российских ученых таких какВ.М. Попов, Е.М. Рогова, Е.А. Ткаченко, Ю.П. Анискин, Н.А. Платонова, Т.В.Харитонова, О.Н. Лихачева.
Глава 1. Основы финансового планирования на предприятии
/>
1.1Принципы и задачи финансового планирования
Финансовое планирование – важная часть внутрифирменного планирования.Значение финансового планирования для внутренней среды фирмы определяется тем, чтооно облекает выработанные стратегией цели в форму конкретных финансовыхпоказателей, устанавливает стандарты для организации финансовой информации.Финансовое планирование также определяет приемлемые границы затрат, необходимыедля реализации всей совокупности планов фирмы, и в части оперативногофинансового планирования дает полезную информацию для разработки икорректировки общефирменных стратегий.
Планирование — это процесс разработки и принятия целевых установок вколичественном и качественном выражении, а также определение путей их наиболееэффективного достижения. Финансовое планирование — это планирование всех егодоходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развитияпредприятия. Финансовое планирование осуществляется посредством составленияфинансовых планов разного содержания и назначения в зависимости от задач иобъектов планирования [3].
Главная цель составления финансового плана заключается в согласованиинамечаемых расходов по производственному и социальному развитию трудовыхколлективов с финансовыми возможностями предприятия.
Разработка финансовых планов является одной из основных средств контактовс внешней средой: поставщиками, потребителями, кредиторами и т.д. Системафинансовых планов включает следующие элементы:
построение прогнозного баланса;
построение прогнозного отчета о прибылях и убытках;
прогноз финансовых бюджетов;
прогноз основных финансовых показателей.
Построение прогнозного баланса и отчета о прибылях и убытках относят кдолгосрочным финансовым планам, имеющим стратегическое значение. Финансовоебюджетирование носит оперативный характер. Финансовому планированию теснопримыкают вопросы:
составление долгосрочного бюджета капиталовложений;
оценка инвестиционных проектов и долгосрочная стратегия финансированияфирмы.
Процесс финансового планирования состоит из этапов:
анализ финансовых показателей предприятия за предыдущий период
долгосрочное финансовое планирование
оперативное финансовое планирование
Финансовое планирование завершается практическим внедрением планов иконтролем за их исполнением. Основными финансовыми документами являются:
балансы предприятия
отчеты о прибыли и убытках
отчеты о движении денежной наличности
Эффективное управление финансами организации возможно лишь припланировании всех финансовых ресурсов, их источников отношений хозяйствующегосубъекта.
Финансовое планирование тесно связано с планированиемпроизводственно-хозяйственной деятельности. При административно-команднойэкономике составление финансового плана заключалось в механическом пересчетепоказателей производственного плана в финансовые показатели. Никакойсамостоятельности у предприятий не было: все нормы спускались «сверху». Носейчас, с развитиемрыночных отношений финансы становятся основным видом ресурсов, именно ихограниченность начинает лимитировать производство. Всвязи с этим в значительной степени возрастает роль финансового планирования,изменяется его содержание как на предприятиях, так и в рамках всей финансовойсистемы страны [1].
В процессе составления финансового плана осуществляется следующее:
определяются источники и объем собственных финансовых ресурсовпредприятия (прибыль, амортизация, устойчивые пассивы и др.);
изучается возможность и целесообразность привлечения финансовых ресурсовза счет выпуска цененных бумаг, получения кредитов, займов, благотворительныхвзносов и т.д.;
выбираются оптимальные для конкретной ситуации формы образования ииспользования фондов денежных средств, взаимоотношений с бюджетом, банками,вышестоящими органами, своими работниками;
устанавливаются рациональные пропорции распределения финансовых ресурсовна внутрихозяйственные нужды (расширение и перевооружение производства,материальное стимулирование, удовлетворение социальных потребностей членовтрудового коллектива) или вложение их в дела других предприятий и организаций(долевое участие в формировании уставных капиталов, покупка ценных бумаг идругие операции на финансовом рынке);
определяются целесообразность и экономическая эффективность планируемыхкапиталовложений;
выявляются внутренние резервы производства и повышения его рентабельностина базе имеющихся материальных и трудовых ресурсов, производственных мощностей,а также перспективы внедрения достижений научно-технического прогресса исовершенствования производства.
Значение финансового планирования для хозяйствующего субъекта состоит втом, что оно:
воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовыхпоказателей
обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в финансовом планеэкономические пропорции развития
предоставляет возможности определения жизнеспособности проектапредприятия в условиях конкуренции
служит инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов[5].
Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочныхдействий в области финансов, с другой- с уменьшением числа использованныхвозможностей.
Практика хозяйствования в условиях рыночной экономики выработалаопределённые подходы к планированию развития определённого предприятия винтересах её владельцев и с учётом реальной обстановки на рынке.
Основными задачами финансового планирования на предприятии являются:
обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной,инвестиционной и финансовой деятельности
определение путей эффективного вложения капитала, оценка степенирационального его использования
выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счёт экономическогоиспользования денежных средств
установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками иконтрагентами
соблюдение интересов акционеров и других инвесторов
контроль за финансовым состоянием, платёжеспособностью икредитоспособностью предприятия [9].
Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на всестороны деятельности хозяйствующего субъекта по средствам выбора объектафинансирования, направления финансовых средств и способствует рациональномуиспользованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.
/>1.2 Финансовый план как составнаячасть бизнес-плана
Финансовый план является неотъемлемой частью бизнес планированияпредприятия. Он призван обобщить материалы, изложенные в описательной частипланирования, для того чтобы представить их в стоимостном выражении. В данномслучае необходимо подготовить сразу несколько стандартных для мировой практикидокументов:
1. Прогноз объемов реализации.
Основная задача дать представление о той доле рынка, которуюпредполагается завоевать новой продукцией. Рекомендуется составлять такойпрогноз на три года вперед с разбивкой по годам:
первый год — данные приводятся помесячно
второй год — данные приводятся поквартально
третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.
2. Баланс денежных расходов и поступлений.
Главная задача — проверить синхронность поступления и расходованияденежных средств, а значит, и будущую ликвидность предприятия при реализацииданного проекта. Полученная таким образом информация служит основой дляопределения общей стоимости всего проекта.
Баланс денежных расходов и поступлений требует тщательной проработки егопри составлении, где статьи и суммы вложения средств и их поступления отреализации продукции отражаются:
первый год — данные приводятся помесячно
второй год — данные приводятся поквартально
третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.
3. Таблицу доходов и затрат.
Задача данного документа показать, как будет формироваться и изменятьсяприбыль:
первый год — данные приводятся помесячно
второй год — данные приводятся поквартально
третий год — приводится общей суммой продаж за 12 месяцев.
Среди анализируемых показателей выделяются:
а) доходы от продаж товаров;
б) издержки производства товаров;
в) суммарная прибыль от продаж;
г) общепроизводственные расходы (по видам);
д) чистая прибыль.
4. Сводный баланс активов и пассивов предприятия.
Назначение — главным образом для специалистов коммерческих банков воценке тех сумм, которые намечается вложить в активы разных типов и за счеткаких пассивов предприниматель собирается финансировать создание илиприобретение этих активов, рекомендуется составлять на начало и конец первогогода реализации продукции.
5. График достижения безубыточности.
Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства,продажной цены и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные иусловно-временные издержки).
С помощью этого графика можно найти так называемую точку безубыточности,то есть тот объем производства, при котором кривая, показывающая изменениевыручки от реализации (при заданном уровне цен), пересечется с кривой,показывающей изменение себестоимости продукции. Допускается несколько вариантовтакого графика, соответствующих разным уровням цен на продукцию [10].
Стратегия финансирования и анализ развития. В этом разделе долженизлагаться план получения средств для создания или расширения предприятия. Приэтом необходимо ответить на вопросы:
1) Сколько требуется средств для реализации данного проекта.
2) Источники финансовых ресурсов и форма их получения.
Источниками могут служить: а) собственные средства;
б) кредиты банков;
в) привлечение средств партнеров;
г) привлечение средств акционеров и так далее.
3) Срок ожидаемого полного возврата вложенных средств и полученияинвесторами дохода на них.
Рекомендуется включить в бизнес-план специальные расчеты, дающиевозможность определить срок окупаемости вложений.
Глава 2. Методы и виды финансового планирования
2.1 Методыфинансового планирования
В финансовом планировании широко применяются следующие методы:
нормативный метод;
расчетно-аналитический метод;
балансовый метод;
метод оптимальных плановых решений;
экономико-математические методы (ЭММ).
Нормативный метод – это достаточно простой способ финансовогопланирования, основанный на применении заранее установленных норм итехнико-экономических нормативов, позволяющих рассчитать потребностьпредприятия в финансовых ресурсах и их источниках. Этими нормативами являются:ставки налогов, тарифные ставки, нормы амортизационных отчислений, нормырасходов оборотных средств. Нормативы включают в себя: федеральные, областные, местные,отраслевые и нормативы предприятия.
Расчетно-аналитический метод строится на основе анализа достигнутойвеличины финансовых показателей, применяющихся за базу и индексов его измененияв прошедшем периоде. На этой основе рассчитывается плановый финансовыйпоказатель. Подобный способ финансового планирования используется тогда, когдаотсутствуют технико-экономические нормативы и связь между показателямикосвенная. Связь устанавливается на основе анализа динамических рядов.
Балансовый метод основан на следующем: путем построения балансовфинансовых показателей достигается увязка имеющихся в наличии финансовыхресурсов и фактических потребностях в них. Этот метод применяется припланировании, распределении прибыли и других финансовых ресурсов.
Метод оптимизации плановых решений строится на разработке несколько вариантовплановых решений, на основе анализа которых выбираются самые оптимальные.Главная задача в правильном применении данного метода – это обоснованиекритерия выбора оптимального решения.
Экономико-математические методы позволяют найти полную зависимость междуфинансовым показателем и фактором его определения на основе построенияэкономико-математических моделей [14].
Процесс финансового планирования включает несколько этапов:
На первом этапе происходит анализ финансовых показателей за предыдущийпериод. Для этого используют информацию из основных финансовых отчетов предприятий:бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежныхсредств.
Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержатданные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, атакже служат основой для составления прогноза этих документов. Сложнаяаналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что формафинансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.
Баланс организации входит в состав документов финансового планирования, аотчетный бухгалтерский баланс служит исходной базой на первой стадиипланирования.
На втором этапе происходит составление основных прогнозных документов,таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежныхсредств, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются вструктуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.
На третьем этапе происходит уточнение и конкретизация показателейпрогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовыхпланов.
На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.
Завершается процесс финансового планирования практическим внедрениемпланов и контролем за их выполнением. Назначение финансового контролязаключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства,обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовыхресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Результатами финансового контроля является выявление различных факторовэкономической жизни (как правило, отрицательных) и количественных показателей,например: самоликвидация предприятий, замедление реализации некоторых видовтоваров, сокращение ввоза в республику определенных товаров. Эти фактысвидетельствуют о неэффективности установленных форм и методов реализациифинансовых отношений (высокие ставки налогов, таможенных пошлин) исигнализируют о необходимости их изменения.
/>2.2 Виды планов перспективногопланирования
Финансовое планирование, в зависимости от содержания назначения и задач,можно классифицировать на перспективное, текущее (годовое) и оперативное [15].
1) Перспективное планирование. Этот тип финансового планированияиспользуется для определения важнейших показателей, пропорций и темповрасширенного воспроизводства, является главной формой реализации целейпредприятия. Перспективное финансовое планирование в современных условияхохватывает период времени от одного года до трех лет. Временной интервал носитусловный характер, поскольку зависит от экономической стабильности ивозможности прогнозирования объёмов финансовых ресурсов и направлений ихиспользования. Перспективное планирование включает разработку финансовойстратегии предприятия и прогнозирование финансовой деятельности. Финансоваястратегия оказывает влияние на общую стратегию предприятия. Изменение ситуациина финансовом рынке приводит к корректировке финансовой, а затем и общейстратегии развития предприятия. Цели финансовой стратегии должны быть подчиненыобщей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночной стоимостипредприятия.
При разработке финансовой стратегии определяется период ее реализации.
В основе финансовой стратегии лежит финансовая политика предприятия поконкретным направлениям финансовой деятельности: налоговой, амортизационной,дивидендной, эмиссионной.
Основой перспективного планирования является прогнозирование, которое определяетстратегию компании на рынке. Прогнозирование состоит в изучении возможногофинансового состояния предприятия на длительную перспективу, предполагаетразработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использованиекоторых при наметившихся спрогнозированных тенденциях изменения ситуации нарынке позволяет определить один из вариантов развития финансового положенияпредприятия. Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейсяинформации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций ифинансовых показателей.
Результатом перспективного финансового планирования является разработкатрех основных финансовых документов:
прогноза отчета о прибылях и убытках;
прогноза движения денежных средств;
прогноза бухгалтерского баланса.
Прогноз будущих прибылей и убытков основывается, в первую очередь, напрогнозном параметре объёма продаж. Этот показатель говорит о той доле рынка,которую предприятие предполагает завоевать своей продукцией. Прогнозы продажвыражаются как в денежных, так и в физических единицах, помогают определитьвлияние цены, объёма производства и продаж, а также инфляции на основныефинансовые показатели. С помощью прогнозного отчета о прибылях и убыткахопределяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде.
Прогноз движения денежных средств — отражает движение денежных потоков потекущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Разграничениянаправлений деятельности при разработке прогноза позволяют повыситьрезультативность управления денежными потоками. Прогноз движения денежныхсредств предоставляет возможность оценить использование предприятием денежныхсредств. С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколькоденежных средств необходимо вложить в хозяйственную деятельность предприятия,синхронность поступления и расходования денежных средств, проверить будущуюликвидность предприятия.
После составления этого прогноза определяют стратегию финансированияпредприятия. Её суть заключается в следующем:
определение источников долгосрочного финансирования;
формирование структуры и затрат капитала;
выбор способов наращивания долгосрочного капитала.
Надо отметить, что на всех этапах финансового планирования, огромноезначение имеет использование правдивой и реальной информации о состояниипредприятия, а также его текущей деятельности.
/>2.3 Текущее планирование ииспользование метода прогноза продаж
Текущее финансовое планирование является планированием осуществления; онорассматривается как составная часть перспективного плана и представляет собойконкретизацию его показателей.
Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит вразработке плана прибылей и убытков, плана движения денежных средств, плановогобухгалтерского баланса, поскольку эти формы планирования отражают финансовыецели организации. Все три плановых документа основываются на одних и тех жеисходных данных и должны корреспондироваться друг с другом. Документы текущегофинансового плана составляются на период, равный одному году. Для точностирезультата осуществляют дробление планового периода на более мелкие единицыизмерения: полугодие или квартал. Разработку финансового плана целесообразнееначинать с плана прибылей и убытков, этот документ показывает обобщённыйрезультат текущей деятельности. Анализ соотношения доходов и расходов позволяетоценить резервы увеличения собственного капитала предприятия. Разработка этогоплана происходит в несколько этапов:
рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений
определяется сумма затрат
определяется выручка от реализации продукции.
Следующим документом текущего финансового планирования является годовойплан движения денежных средств, который представляет собой собственно планфинансирования, составляется на год с разбивкой по кварталам. Этот план можносоставлять двумя методами:
прямой метод основывается на исчислении притока и оттока денежныхсредств, таким образом подводятся балансы по трём видам деятельностипредприятия: основной, инвестиционной, финансовой.
косвенный метод основывается на последовательной корректировке чистойприбыли в связи с изменениями в активах предприятия. Исходным элементом этогометода является прибыль.
Заключительным документом финансового плана является плановыйбухгалтерский баланс на конец планируемого года, который отражает все измененияв активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показываетсостояние имущества и финансов предприятий.
Процесс текущего финансового планирования обычно начинается спрогнозирования объема будущих продаж. Правильно определенный прогноз продажслужит основой для организации производственного процесса, а также дляэффективного распределения средств и должного контроля над запасами.
Период прогноза продаж должен быть увязан с общим плановым периодом.Обычно прогноз продаж составляется на период от года до пяти лет. В своюочередь годичные планы разбиваются на квартальные и месячные.
Чем короче периоды прогноза продаж, тем точнее и конкретнее должна бытьинформация, содержащаяся в них. Прогнозы продаж могут быть рассчитаны внатуральном и денежном выражении. В любом случае они являются хорошиминструментом, помогающим определить влияние таких факторов, как: цена, объемпроизводства и инфляция на потоки наличности предприятия. Величину будущихпродаж можно определить с помощью следующих методов:
оценки торговых работников – ценный источник информации, так как онинаиболее тесно соприкасаются с потребностями покупателя;
опрос потребителей – проводится для определения объема закупок в прогнозируемыйпериод. Слабое место этого метода – высокая вероятность неожиданных измененийрыночной конъюнктуры;
анализ временных рядов – необходим для учета временных колебаний величиныпродаж товаров. Включает в себя три основных метода:
а) анализ тенденции (экстраполяция трендов);
б) анализ цикличности;
в) анализ сезонности
эконометрические методы – с их помощью связывают размеры продаж смакроэкономическими показателями (ростом ВНП, колебаниями учетной ставки ит.д.), а также с отраслевыми характеристиками (емкость отраслей, уровеньконкуренции);
При возникновении противоположных результатов между методами прогнозапродаж, нужно выбрать из них результаты с наиболее весомыми, обоснованными ипродуманными способами расчета, а лучше всего определить не единственновозможный уровень продаж, а интервал, включающий в себя несколько вариантов.
Бюджет – это главный финансовый план компании.
На следующем рисунке представлена взаимоувязка различных финансовыхпланов при текущем планировании.
/>
/>Рис.1 – Схема составных частейбюджета фирмы.
Основные этапы подготовки бюджета:
подготовка прогноза продаж;
определение ожидаемого объема производства:
расчет производственных затрат и эксплуатационных расходов;
определение движения денежных средств и расчет финансовых показателей;
составление планируемых финансовых отчетов.
Эта схема представляет собой упрощенную схему составных частей
общего бюджета фирмы.
Чтобы продемонстрировать взаимосвязь между сметами бюджета, рассмотрим финансовыйплан фирмы ЗАО «Алтайвитамины», которая производит и реализует фармацевтическуюпродукцию.
Глава 3. Финансовое планирование в ЗАО «Алтайвитамины»
3.1 Краткая характеристика предприятия
ЗАО «Алтайвитамины» — правопреемник Бийского витаминногозавода, который был создан в январе 1949 года для производства витаминнойпродукции на основе местного растительного сырья.
Долгое время Бийский завод был единственным в стране и до сих поростается крупнейшим поставщиком облепихового масла в аптечную сеть не толькоРоссии, но и ближнего и дальнего зарубежья.
На протяжении последнего десятилетия по объемам производства ЗАО«Алтайвитамины» уверенно держит свои позиции в первой «двадцатке» средиста ведущих и самых влиятельных российских производителей фармацевтическойпродукции, а в 2004 году вышло на 10 место.
3.2 Практические аспекты финансового планирования
Составим годовой бюджет фирмы, так как объем продаж оказывает влияние навсе составные части бюджета фирмы.
План сбыта показывает количество единиц каждого изделия, которое фирмапредполагает продавать. Эта цифра затем умножается на предполагаемую ценупродажи единицы изделия и составляется план сбыта (табл.1). План сбыта включаеттакже расчет ожидаемых денежных поступлений от продажи в кредит, который будетучитываться при составлении кассового плана.
Таблица 1
План сбытаПоказатели В том числе по кварталам Итого за год I кв. II кв. III кв. IV кв.
1.Ожидаемые продажи в натуральных единицах измерения
2.Цена продажи единицы изделия
3.Ожидаемый объем продажи в стоимостном выражении
800
80
64000
700
80
56000
900
80
72000
800
80
64000
3200
80
256000
Затем составляется график ожидаемых поступлений денежных средств. Дляэтого введем следующие предположения: 70% квартальных продаж оплачивается вквартале продаж; 28% в следующем квартале, а 2% просроченная дебиторская задолженность.
Таблица 2
График ожидаемых поступлений денежных средствПоказатели В том числе по кварталам Итого за год I кв. II кв. III кв. IV кв.
Дебиторская задолженность на начало года
Продажа в 1 кв.
в 2 кв.
в 3 кв.
в 4 кв.
9500*
44800
17920
39200
15680
50400
20160
44800
9500
62720
54880
60560
44800 Общие поступления денежных средств по кварталам 54300 57120 66080 64960 242460 *общий остаток дебиторской задолженности по итогу предыдущего баланса.
После того, как составлен план сбыта, разрабатывается производственныйплан – объем изготовленной продукции с тем, чтобы обеспечить планируемый объемпродаж и рассчитать потребности в товарно-материальных запасах. Ожидаемый объемпроизводства должен быть сверен с планом сбыта, чтобы гарантироватьсбалансированность производства и продаж в течение прогнозного периода. Присоставлении плана производства должно быть заложено оптимальное использованиепроизводственных мощностей и определены оптимальные величины производственныхзапасов.
Таблица 3
План производстваПоказатели В том числе по кварталам Итого за год I кв. II кв. III кв. IV кв.
Объем продаж в натуральном выражении
Запас готовой продукции на конец периода*
Готовая продукция на начало***
Итого объема производства в штуках
800
70
80
790
700
90
70
720
900
80
90
890
800
100**
80
820
3200
100
80
3220 *предположительно 10% из продаж следующего периода **Ориентировочная оценка ***Аналогично запасу готовой продукции на конец предыдущего квартала
После расчета объем производства должна быть составлена смета прямыхматериальных затрат, чтобы определить количество затрат на материалы (сколькоматериала нужно для этого производства и сколько нужно его приобрести).Количество материала подлежащего закупке зависит от расхода материала иимеющегося запаса:
Закупка материалов Расход материалов Желат.запас Запас мат.в натур.выражении = в натур.выражении + мат.на кон.пер. – на нач.пер.
Желательный запас материалов на конец периода нами закладывается вразмере 10% от количества, необходимого для производства в следующем квартале.Запас материала на начало периода – 10% количества запасов материала в кварталпродаж. Смета прямых материальных затрат обычно сопровождается расчетамиожидаемых платежей за материалы.
Таблица 4
Смета прямых материальных затратПоказатели В том числе по кварталам Итого за год I кв. II кв. III кв. IV кв.
1.Объем производства в натуральном выражении (табл.3)
2.Норма расхода материала на единицу изделия
3.Потребность в материале для заданного объема производства
4.Желательный запас материала на конец периода (10%)
5.Запас материалов на начало периода (10%)
6.Необходимое количество материала
7.Цена единицы материала
8.Прямые материальные затраты в денежном выражении
790
3
2370
216
237
2349
2
4698
720
3
2160
267
216
2211
2
4422
890
3
2670
246
267
2649
2
5298
820
3
2460
250*
246
2464
2
4928
3220
3
9660
250
237
9673
2
19346 *ориентировочная оценка
Предполагается, что 50% квартальных закупок оплачивается в кварталезакупок, а остальное оплачивается в следующем квартале.
Таблица 5
График ожидаемых выплат за материалыПоказатели I кв. II кв. III кв. IV кв. Итого за год Счета к оплате на начало периода 2200 2200 Закупка на 1 кв. 2349 2349 4698 Закупка на 2 кв. 2211 2211 4422 Закупка на 3 кв. 2649 2649 5298 Закупка на 4 кв. 2464 2464 ИТОГО 4549 4560 4860 5113 19082
Затем составляется смета расходов на оплату труда. Для подсчета расходовна оплату труда следует определить трудоемкость работ (Тр), знать объемпроизводства (V) за каждый период и необходимое число часов для производстваединицы изделия (n):
Тр = V*n
Затем, умножив общую трудоемкость работ на средний уровень почасовойоплаты труда (Зср) получим общий фонд оплаты труда:
Тр * Зср = ФОТ
Таблица 6
Смета расходов на оплату трудаПоказатели I кв. II кв. III кв. IV кв. Итого за год Объем производства (табл.3) 790 720 890 820 3220 Трудоемкость единицы изделия 5 5 5 5 5 Трудоемкость всего объема производства 3950 3600 4450 4100 16100 Средняя почасовая зарплата 5 5 5 5 5 Всего расходы на оплату труда 19750 18000 22250 20500 80500
Общая величина накладных расходов отражается в смете накладных расходов,которая обычно включает накладные расходы по каждой статье прямых затрат.
При подготовке кассового плана нужно помнить, что амортизация не требует выплатыденежных средств и, следовательно, должна вычитаться из суммы накладныхрасходов, когда определяются денежные выплаты по накладным расходам.
При планировании сметы накладных расходов принимаем, что они уже отдельнорассчитаны во вспомогательных сметах и выплаты по ним будут покрываться в томквартале, в котором накладные расходы будут производиться.
Таблица 7
Смета накладных расходовПоказатели I кв. II кв. III кв. IV кв. Итого за год Зарплата вспомогательного персонала (с начисл.) 1200 1400 1500 1600 5700 Зарплата управленческого персонала (с начисл.) 1000 900 950 890 3740 Энергия, освещение, вспомогательные материалы и текущий ремонт 5800 5400 6000 5900 23100 Страхование имущества, налог на имущество 2465 2865 2865 2465 13590 Амортизация основных фондов 3250 3250 3250 3250 13000 ИТОГО накладных расходов 13715 13815 14565 14105 56200 Выплаты денежных средств по накладным расходам (исключая амортизацию) 10465 10565 11315 10855 43200
Накладные расходы состоят из постоянной и переменной части. Постоянныерасходы могут менять свою долю в стоимости единицы изделия, но общая сумма ихпостоянна, переменные же расходы не меняют свою долю в стоимости единицыизделия, общая их сумма изменяется.
К постоянным накладным расходам относятся:
– зарплата вспомогательного персонала с начислениями;
– зарплата управленческого персонала с начислениями;
– страховые имущества и налог на имущество;
– амортизация основных фондов.
К переменным накладным расходам расходы на энергию, освещение,вспомогательные материалы и текущий ремонт.
Смета себестоимости реализованной продукции составляется на основеожидаемых величин готовой продукции, а также сводных данных, взятых из:
– сметы прямых материальных затрат;
– сметы затрат по оплате труда;
– сметы накладных расходов.
Таблица 8
Смета стоимости реализуемой продукцииПоказатели Итого за год
Себестоимость производства продукции
в т.ч.:
прямые материальные затраты
прямые затраты на оплату труда
начисления на оплату труда (26% + 0,02)
накладные расходы
184720,1
19346,00
80500,00
28674,1несч.сл.
56200,00
Готовая продукция на начало года
(по переменной себестоимости*) 3062,00
Готовая продукция на конец года
(по переменной части себестоимости*) 14708 Себестоимость реализации продукции 183074,1
*Переменная себестоимость на единицу продукции рассчитывается следующимобразом
Таблица 9
Расчет переменной себестоимостиПоказатели Сумма Материалы на единицу продукции 6,00 Зарплата на единицу продукции 25,00 Начисления на зарплату (36,5%) 8,9 Переменные накладные расходы 7,17 ИТОГО 47,08
Смета коммерческих и управленческих расходов отражает ожидаемые расходыпо реализации, а также общеадминистративные расходы. Смета включат в себязаработную плату агентам по сбыту, арендная плата, расходы по страхованию, нарекламу, амортизацию офисного оборудования, затраты на телефонную связь и т.д.
Таблица 10
Коммерческие и управленческие издержкиПоказатели I кв. II кв. III кв. IV кв. Итого за год Коммерческие расходы 3200 2800 3600 3200 12800 Управленческие расходы 12750 9950 11150 9950 43800 ИТОГО 15950 12750 14750 13150 56600
Кассовый план помогает финансовым менеджерам предвидеть ожидаемые притокии оттоки денежных средств на предстоящий период времени, поддержать запасденежных средств в соответствии с потребностями, избегать убытка или отнеиспользованных временно свободных денежных средств или возможного дефицитаденежных средств. Кассовый план состоит из основных четырех разделов:
1. Раздел денежных поступлений (включает кассовый остаток на началопериода, денежные средства от покупателей, и прочие денежные поступления);
2. Раздел выплат (все денежные платежи, запланированные на прогнозныйпериод);
3. Раздел излишков или дефицита денежных средств, который показываетразницу между разделом денежных поступлений и разделом денежных выплат;
4. Финансовый раздел (предусматривается строгий учет полученных кредитови погашение долгов на прогнозный период).
При составлении кассового плана предполагается, что фирма планируетподдерживать постоянный минимальный кассовый остаток в размере 2000 денежныхединиц на конец каждого квартала. Получаемые кредиты и выплаты по долгамдолжны быть при ставке сложившихся годовых процентов (в нашем примере 20% — годовых).
Предполагается закупить оборудование во 2-ом квартале на сумму 24300денежных единиц, оплату налогов в 1 квартале в размере 4000 денежных единиц.
Таблица 11
Кассовый планПоказатели В том числе по кварталам Итого за год I кв. II кв. III кв. IV кв. Кассовый остаток на начало квартала* 10000 2551,05 2086,45 1816 10000 Поступление денежных средств в т.ч. выручка 54300 57120 66080 64960 242460 Итого денежные поступления 64300 59671,05 68166,45 66776 252460
Выплаты:
Материалы
Зарплата
Начисления на зарплату
Накладные расходы
Управленческие и коммерческие расходы (табл.9)
Оплата налога
-покупка оборудования
4549
19750
7034,95
10465
15950
4000
4560
18000
6411,6
10565
12750
24300
4860
22250
7925,45
11315
14750
5113
20500
7302,1
10855
13150
19082
80500
28674
43200
56600
4000
24300 Итого выплат 61748,95 76584,6 61100,45 56920,1 258674,5 Излишек (дефицит) 2551,05 -16913,55 7066 9855,9 -6214,5
Финансирование кредит**
выплаты кредита
проценты за кредит*** 2551,05
20000
19000
2086,45
5000
250
7000
700
19000
12000
900 Кассовый остаток 1982,25 1997,25 1816 2155,9 2155,9 *кассовый остаток на начало 1 квартала по итогу предыдущего баланса **размер кредита 20000 денежных единиц ***процентная ставка – 20% годовых
Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется на основе оценкипланируемых доходов и расходов на прогнозный период, добавляется информация опрочих доходах и расходах, о величине ставки налога на прибыль.
Таблица 12
Прогнозный отчет о прибылях и убыткахПоказатели Сумма
/>Выручка от реализации 256000,00 Себестоимость реализации продукции 185320,50 / 183074,1 Управленческие и коммерческие расходы 56600,00 Прибыль от основной деятельности 14079,50 /16325,9 Прибыль от прочей реализации Операционные расходы (плата за кредит) 900,00 / 950 Прибыль до уплаты налога 13179,50 / 15375,9 Налог на прибыль (24%) 3953,85 / 24% — 3690,22 Чистая прибыль 9225,65 / 11685,68
Прогнозный баланс фирмы подготавливается путём коррекции балансовогоотчёта за предыдущий, только что окончивший период, который предполагается использоватьв виде начального периода для прогнозного баланса. Прогнозный баланс фирмы наконец периода имеет вид:
Таблица 13
Прогнозный балансАКТИВ на начало года на конец года ПАССИВ на начало года на конец года Внеоборотные активы 90000 101300 Капитал и резервы в т.ч. уставный капитал нераспределенная прибыль
106836
70000
36836
118521,68
70000
48521,68
Оборотные активы в т.ч. запасы готовая продукция денежные средства
-дебиторская задолженность
23036
474
3062,00
10000
9500
30403,9
500
4708
2155,9
23040 Краткосрочные пассивы в т.ч. краткосрочные кредиты краткосрочная задолженность расчеты с бюджетом прочие
6200
-
2200
4000
-
13182,22
7000
2464
3690,22
28 Долгосрочные пассивы - - ИТОГО 113036 131703,9 ИТОГО 113036 131703,9
/>
3.3Использование оперативного планирования на предприятии
Оперативное финансовое планирование, которое необходимо для контроля запоступлением фактической выручки на расчётный счёт и расходованием наличныхфинансовых ресурсов. Оперативное финансовое планирование включает составление иисполнение платёжного календаря, кассового плана и кредитного плана.
Оперативное управление финансовыми потоками фирмы сводится к управлениюее текущими денежными потоками. Ежедневно перед фирмой возникают вопросы:
за счет чего и каким образом оплатить сегодня неотложные счета;
куда, когда и на каких условиях направить появившиеся сегодня свободныеденежные средства.
В реальной жизни любой фирмы невозможно свести управление финансами к управлениюденежными потоками в рамках отдельно взятого вида деятельности — операционной,инвестиционной, финансовой. Даже имея ясное представление о доходности в каждомвиде деятельности, в условиях открытой экономики, есть огромное количествофакторов, учет которых не позволяет принять прямолинейный подход к принятиюфинансовых решений, ориентируясь лишь на максимальную доходность определенноговида деятельности.
К фундаментальным факторам, влияющим на принятие решений по оперативномууправлению потоком денежных средств, относятся:
наличие принятых в фирме приоритетов видов деятельности. Главнымприоритетом является операционная деятельность, а инвестиционная и финансоваядеятельность присутствует настолько, насколько это необходимо для обеспеченияфинансирования операционной деятельности. Отсюда термин – «основнаядеятельность» – деятельность, определяющая профиль и облик фирмы на рынкахсбыта и в конкурентной борьбе;
наличие принятых в компании стратегических целей, требующих особогорежима финансирования: а) в заранее неизвестный момент времени (например, еслисегодня необходимо профинансировать покупку технической документации наинтересующую фирму продукцию, то она может пойти на это в ущерб интересампостоянного приоритета, т.е. финансирования основной деятельности); б) взаранее известный момент времени, например, финансирование заранееспланированных капитальных вложений;
неожиданные изменения взаимоотношений с поставщиками и потребителями. Кпримеру, неожиданная просьба постоянного, надежного поставщика сырья одосрочной оплате поставки в связи с обострением у него финансовой ситуации,неожиданное банкротство важного поставщика и др.;
риски неритмичности денежного потока.
Всех факторов перечислить невозможно. Они настолько разнообразны, чтопрежде чем реагировать на их воздействие, всегда приходится сначала оценить ихзначимость для судьбы фирмы и лишь после этого включать в процесс принятияфинансового решения. Нельзя не учитывать и условия, в которых осуществляетсясама технология финансирования (прохождения денег через банк и т.д.).
Движение денежных средств фирмы представляет собой непрерывный процесс.Для каждого направления использования денежных фондов должен бытьсоответствующий источник. В широком смысле активы фирмы представляют собойчистое использование денежных средств, а пассивы и собственный капитал – чистыеисточники.
Главная задача регулирования потока денежных средств — нахождениекомпромисса между достаточным размером имеющихся денежных средств дляподдержания ликвидности фирмы и постоянным инвестированием избытка денежныхсредств для поддержания их прибыльности. С особой остротой проблема этогокомпромисса встает перед каждой фирмой в периоды спада бизнес-цикла, т.е.снижения деловой активности. В общем случае необходимо определить [18]:
оптимальное время для открытия кредита и выплаты обязательств по нему;
ежедневную переходящую сумму денежных средств со счета на счет, для чегонеобходима информация о ежедневной денежной наличности.
Очевидно, что фирмы с устойчивым финансовым положением имеют большевозможностей кредитоваться по выгодным ставкам даже при узких финансовыхрынках, как например в современной России. Такие фирмы могут себе позволитьдержать минимальный кассовый остаток либо обходиться вовсе без него.
Размер денежной наличности, которым постоянно должна располагать фирма,равняется:
компенсационным остаткам, которые установлены обслуживающим банком;
денежным остаткам, необходимым для удовлетворения ежедневныхпотребностей: на непредвиденные случаи, для обслуживания ежедневных сделок заналичные и др.;
остаткам наличности для выполнения обязательств при непредвиденныхобстоятельствах, т.е. для поддержания необходимой финансовой маневренности.
Однако искусство управления денежными средствами отнюдь не сводится красчетам оптимальных сумм денежной наличности на счетах фирмы.
Принимая во внимание второе определение «золотого правила»финансирования, можно констатировать, что поддержание оптимальных размеровденежных средств на счете для оплаты кредиторской задолженности при прочих равныхусловиях равносильно отсрочке на соответствующую сумму оплаты этой кредиторскойзадолженности. Этот вывод положен в основу различных инструментов отсрочкиплатежей. Наиболее распространенными на практике способами отсрочки денежныхвыплат являются:
поддержание постоянного нулевого остатка на расчетном счете;
применение вексельной формы расчетов;
задержка зарплаты служащим.
Каждая фирма использует в определенное время комбинацию этих способовлибо отдельные из них, постоянно помня о сохранении объективного по своейприроде компромисса между ликвидностью и доходностью.
Глава 4. Проблемы организации финансового планирования и контроляна отечественных предприятиях
В последние годы в работах многих отечественных авторов процессфинансового планирования связывается исключительно с формированием бюджетов (вчастности, работы Акулова В.Б. [1], Бухалкова М.И. [5], Романовой М.В. [18]).Объяснением такого подхода служит тот факт, что государство в лице Министерстваэкономики издало в 1998 г. Типовую программу реформирования предприятий, вкоторой излагались методические рекомендации по реформированию различныхаспектов деятельности отечественных предприятий [15] и которой придерживаютсямногие авторы. Согласно этой программе, система финансового планированиясостоит из следующих подсистем: а) бюджетного планирования деятельностиструктурных подразделений предприятия и б) сводного бюджетного планированиядеятельности предприятия.
Целью данной главы является разработка механизма совершенствованияорганизации финансового планирования на предприятии с учетом взаимосвязи сдругими видами планов, составляемых на предприятии. Взаимосвязь между планамиможно представить в виде схемы (см. рис. 2 [8]). Как видно на схеме, системапланов предприятия представляет собой достаточно разветвленную сеть. Задачафинансового плана состоит в финансовом выражении тех целевых установок иколичественных показателей, которые заданы другими планами.
Если посмотреть на представленную систему не с точки зрения видоввключаемых в нее планов, а исходя из ее содержательных элементов, то можновыделить следующие составляющие системы:- механизм планирования (разработка целей развития предприятия, функции и методы планирования); - средства, обеспечивающие процесс планирования; собственно процесс планирования (последовательность этапов); - персонал, осуществляющий планирование; - организационная структура планирования.
Сравнение двух точек зрения позволяет сделать вывод о том, что методика иинструментарий, применяемые различными видами планирования на предприятии, вомногом схожи. Поэтому в дальнейшем элементы системы планирования целесообразнорассматривать в рамках финансового планирования.
/>
Рис. 2. Система планов предприятия
Для того чтобы разработать механизм совершенствования организациифинансового планирования на отечественных предприятиях, необходимо, преждевсего, выделить проблемы, существующие на современных отечественныхпредприятиях в этой области, и объекты совершенствования.
На основании опыта работы специалистов консалтинговых фирм по постановкеавтоматизированных систем финансового планирования [14] был выявлен целый рядпроблем, с которыми сталкиваются отечественные предприятия в областиорганизации финансового планирования:- нереальность формируемых финансовых планов, что связано с необоснованными плановыми данными по сбыту, планируемой долей денежных средств в расчетах, заниженными сроками погашения дебиторской задолженности, увеличенными потребностями в финансировании. Основной причиной такого положения дел является функциональная разобщенность подразделений, участвующих в составлении финансовых планов. В результате планы не являются реальным инструментом управления; - низкая оперативность составления планов. Это связано с отсутствием четкой системы подготовки и передачи плановой информации из отдела в отдел, длительностью процедуры согласования планов, недостатком и недостоверностью информации; - отсутствие четких внутренних стандартов составления планов; - «оторванность» стратегического планирования от текущего; - слабая выполнимость планов с точки зрения обеспечения необходимыми финансовыми и материальными ресурсами.
Многие причины возникновения проблем в области финансового планированиясвязаны с отсутствием организации самого процесса планирования. Причинами этогоявляются: отсутствие ориентации на конечный результат, потери информации и ееискажение при передаче, проблемы на стыках между функциональными отделами.
Для решения указанных проблем в области финансового планированиянеобходимо определить, с какими элементами системы финансового планирования онив наибольшей степени связаны и какие инструменты могут быть использованы для ихрешения.
Итак, организация финансового планирования может быть успешной толькотогда, когда: