Министерство образования и науки РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Новосибирский государственный технический университет
РАСЧЕТНО-ГР АФИЧЕСКАЯ РАБОТА
Налоговый менеджмент
Тема работы: «Организация системы налоговогоменеджмента на предприятии»
Выполнил:
студент группыФБМФ-11
факультета бизнеса
Купина Е.Н.
Ф. И.О. студента
Последние 4 цифры зачетнойкнижки: 1113
Проверил:
Ст. преподаватель Куликова Н.Н.
Новосибирск, 2006
Содержание
Введение
Задание № 1
Задание №2
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Данная расчетно-графическая работа состоит из двух частей: теоретическойи расчетной. Информационной базой для выполнения контрольной работы являютсядействующие на дату сдачи информационно-правовая база, определяющая характер,содержание и цели налоговой системы Российской Федерации.
Цель теоретической части: определение основорганизации системы налогового менеджмента на предприятии.
Задачи теоретической части:
выявить основные организационные структуры, существующие напредприятиях;
выявить организационные структуры наиболее подходящие подспецифику организации налогового менеджмента на предприятиях;
результаты исследования представить в виде схем, графиков итаблиц.
Цель расчетного задания: получениепрактических навыков расчета обязательных налоговых обязательств предприятия поотдельным налоговым периодам, получение навыков управления налоговымиобязательствами и платежами.
В рамках расчетной части работы необходимо:
Повторить законодательную базу по действующей налоговойсистеме, которая включает как минимум 5 налогов: НДС, НДФЛ, налог на прибыль,ЕСН, налог на имущество предприятий и организаций
Рассчитать величины налоговых обязательств по каждому изналогов условной налоговой системы помесячно и нарастающим итогом;
Предложить и описать один из методов налогового менеджментав рамках выбранной теоретической тематики;
Рассчитать величины налоговых обязательств по каждому изналогов условной налоговой системы за каждый месяц года помесячно и нарастающимитогом с применением методов налогового менеджмента;
Сформировать график налоговых обязательств и налоговыхплатежей (таблица 1);
Рассчитать и провести сравнительный анализ налоговыхнагрузок до применения, и после применения методов налогового менеджмента.
Таблица 1 Наименование налога Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Налог *Обязательство *Платеж
Задание № 1
Организация системы налогового менеджмента на предприятии:/> />
Задачи налогового менеджмента — планирование налоговых обязательств иналоговых платежей, организация управления налоговыми обязательствами иналоговыми платежами и рационализации потоков налоговых обязательств иналоговых платежей, а также их величин.
/>
Формирование рациональной структуры предприятия — дифференциацияресурсов предприятия путем распределения их среди обособленных структурныхединиц для оптимизации потоков налоговых платежей в некоторой “распределеннойсреде" налоговых обязательств.
/>
Организационная структура — совокупностьуправленческих подразделений, между которыми установлена система взаимосвязей,призванных обеспечить реализацию различных видов работ, функций и процессов.
Типы организационных структур
Линейная
/>
Исполнители
Руководители занимаются одинаковым видом деятельности. На практике в России все предприятия на начальном этапе имеют эту организационную структуру.
Для налогового менеджмента — на малых предприятиях и по численности и по масштабам деятельности.
Линейно-функциональная
/>
Исполнители
Отделы занимаются различными функциями, поэтому цели у них отличаются. Происходит раздел зоны влияния. Сложно осуществить взаимодействие непосредственно между отделами, только через руководителя, что затрудняет деятельность предприятия.
Применительно к налоговому менеджменту данный тип организационной структуры требует сильного лидера.
Проектная (матричная)
/>
"+" — более эффективное использование ресурсов;
гибкость, адаптивность к внешней среде; развитие общей и специальной подготовки; получение дополнительный опыт в результате коммуникации с другими отделами.
"-" — двойное подчинение может вызвать путаницу; острые противоречия между отдельными службами или проектами; необходимость обучения взаимодействию. Можно применить для формирования налогового менеджмента на предприятии
Партисипативная организация
/>
Членам организации предоставляется право участвовать в принятии решений, касающихся ИХ работы
Степени участия:
выдвижение предложений
выработка альтернативы
выбор окончательного решения
В результате повышается качество принимаемых решений, рассматривается большее число альтернатив, богаче оценка внутренней и внешне среды.
Данная структура могла бы стать основой для формирования системы налогового менеджмента на предприятии
ТРИ ВАРИАНТА ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1 вариант
/>
А — разработка бюджета, включающего план потоков налоговых платежей.
Б — реализация параметров плана.
В — контроль за точным и полным исполнением плана.
Налоговое планирование производится в рамках процессабюджетирования. В начале каждого календарного года ПЭО на основании данных,предоставленных производственным отделом и маркетинговой службой, формируетгодовой бюджет предприятия, где в расходной части выделят раздел “налоговыеотчисления”. Прогнозы по статье строятся, исходя из производственных и рыночныхпоказателей, которых планирует достичь в следующем году и из данных,предоставленных бухгалтерией. Бухгалтерия разрабатывает график уплаты налоговыхплатежей. ПЭО согласовывает с бухгалтерией применение льгот по отдельнымналогам.
(1) — проекта бюджета ПЭО передает на согласованиедиректору по экономике.
(2) — передача утвержденного плана на исполнение вбухгалтерию и финансовый отдел.
(3) — бухгалтерия рассчитывает текущие налоги. Зам. главногобухгалтера по налогам и бухгалтера по налогам учитывают налоговые льготы. Земельныйналог рассчитывают экономисты.
(4) — своевременная передача рассчитанных налоговыхдеклараций в финансовый отдел,
(5) — финансовый отдел уплачивает налоги.
(6) — финансовый отдел контролирует соответствие заложенныхв бюджете и фактических показателей, в том числе в области налоговогоадминистрирования. Выявленные расхождения доводятся до директора по экономике
(7) — Директор по экономике и ПЭО выявляют причиныдопущенных расхождений.
2 вариант
/>
А — разработка бюджета, включающего план потоков налоговых платежей.
Б — реализация параметров плана.
В — контроль за точным и полным исполнением плана.
Организационная структура налогового менеджмента в данномслучае строится по функционально-линейному принципу. Этот принцип применяетсятолько на крупных предприятиях, т.к позволить себе ещё одного работника (илиотдел) может далеко не каждая компания).
Отдел
(должность) Обязанности 1 Генеральный директор
- общее руководство процессом планирования, исчисления и уплаты налоговых платежей,
контроль над деятельностью в области налогообложения 2 уровень Глав. бухгалтер организует работу бухгалтерии в части налогобложения Директор по экономике и финансам
- организует работу ПЭО и финансового управления по планированию налоговых платежей;
контролирует процесс налогового планирования и своевременность уплаты налоговых платежей;
принятие решений по улучшению и рационализации работы в области налогового менеджмента;
организует систему налогового менеджмента на предприятии. 3 уровень Бухгалтерия
- обеспечивает своевременность, полноту, точность исчисления налоговых платежей;
участвует в разработке и согласовании плана налоговых отчислений на будущий год ПЭО составляет годовой бюджет на основе данных производственных и маркетинговых служб и рыночных перспектив предприятия Финансовое управление по планированию налоговых платежей
- на основе составленного годового бюджета строит финансовую модель денежных потоков (бюджет доходов и расходов) в планируемом году
сообщать директору по экономике и финансам суммы и причины экономии (переплаты) денежных средств при уплате налогов (в виде докладных записок)
Тактическое планирование налоговых платежей (в расчете нагод) происходит в рамках процесса бюджетирования. Планируемые налоговыеизъятия, подробно расписаны по видам налоговых отчислений, содержатся врасходной части бюджета.
(1) — составленный годовой бюджет передается вфинансовое управление.
(2) — бюджет доходов и расходов вместе с финансовоймоделью согласуется с директором по экономике и финансам.
(3) — директор по экономике и финансам координируетданный процесс с глав. бухгалтером на соответствие финансовых прогнозовзаконодательству по бух. учету, принципам его построения.
(4) — утверждение годового бюджета генеральнымдиректором предприятия.
(5) — утвержденный бюджет передается на исполнение вбухгалтерию (в части налогообложения). работники которой руководствуются им,наряду с налоговым календарем, разрабатываемым в соответствии с действующимналоговым законодательством, и фактическими данными управленческого ибухгалтерского учета, при организации оперативного налогового учета.
(6) — исчисленные налоги, налоговые декларации исправки представляются в финансовое управление.
(7) — фактическая уплата налоговых платежей.
(8) — составление докладных записок директору поэкономике и финансам, если это необходимо.
3 вариант
/>
А — разработка бюджета, включающего план потоков налоговых платежей.
Б — реализация параметров плана.
В — контроль за точным и полным исполнением плана.
Организация налогового менеджмента осуществляется в рамкахналогового планирования. Производственно-технический отдел разрабатываетгодовой прогноз производства в натуральном измерении. ПЭО прогнозирует прибыльот реализации товаров с учетом скидок покупателям и услуг сторонниморганизациям, возможных налоговых изъятий предприятия в следующем налоговомпериоде (1-3 месяца) с применением льготного порядка налогообложения.
Финансовый директор непосредственно участвует во всех сферахдеятельности налогового менеджмента: планировании, учете, исчислении, уплате,контроле. Вопросы налоговой оптимизации также находятся в компетенциифинансового директора.
(1) — производственная программа передается насогласование финансовому директору, который утверждает экономическую часть ивносит в программу необходимые коррективы.
(2) — утвержденная производственная программанаправляется на исполнение в бухгалтерию.
(3) — бухгалтерия рассчитывает фактические налоговыеплатежи
(4) — расчетно-кредитный отдел производит уплатаналогов в бюджет
(5) — уплата налогов в бюджет производится с санкциифинансового директора.
Вариант 4
/>
Организационная структура налогового менеджмента по вопросам налоговогопланирования может быть построена, исходя из функционального составапланирования налоговых платежей: собственно планирования (А), реализации плана(Б) и контроля за реализацией плана (В), в соответствии с выбранным напредприятии линейно-функциональным принципом построения управленческихвзаимосвязей.
Планирование налоговых отчислений производится в рамкахразработки годовой производственной программы.
(1) -программа формируется ПЭО в области налоговых выплатсовместно с финансовым отделом и отделом по контролю за уплатой налогов. Споследним согласовывается график уплаты текущих налогов, погашенияреструктурированной задолженности; фин. отдел предоставляет информацию оналичии финансовых ресурсов на дату уплаты налоговых платежей.
(2) — план производства согласуется с директором поэкономике,
(3) — согласование плана, в части исчисленияналоговых платежей, с глав. бухгалтером и финансовым директором (3),
(4) — внесение корректив и утверждение у генеральногодиректора
(5) — утвержденная производственная программапередается на исполнение
(6) — отдел налогообложения и сводной отчетностиисчисляет и закрепляет в бух. учете налоговые платежи, формирует отчетность,заполняет налоговые декларации, которые передаются на оценку в отдел контроляза уплатой налогов.
(7) — отдел контроля за уплатой налогов согласовываетданные отдела налогообложения и сводной отчетности с данными налогового органалибо получает консультации в последнем относительно возникших вопросов прианализе деклараций; изучается возможность уплаты исчисленных платежейфинансовой службой, учитывается дефицит ликвидности.
(8) — бух. и налоговая отчетность утверждается у зам.глав. бухгалтера по налогам, подписывается главным бухгалтером
(9) — распоряжение зам. главного бухгалтера поналогам, согласованному с финансовым директором, об оплате налогов
(10) — отчетность направляется отделомналогообложения и сводной отчетности в ГНС.
(11) — финансовая служба производит уплату налогов.
Контроль за правильностью исчисления налогооблагаемой базыосуществляется отделом по контролю за уплатой налогов в процессенепосредственной реализации налогового плана. Контроль за эффективностьюреализации запланированных действий производится на основании данных, предоставленныхзаместителем главного бухгалтера и финансовым отделом независимо друг от друга(12), совместными усилиями директора по экономике, главного бухгалтера ифинансового директора (13).
Гипотетическая проектная организационная структураналогового планирования
Проектная организационная структура — это временнаяструктура, создаваемая для решения конкретнойзадачи, когда в одну команду собирают самых квалифицированныхсотрудников предприятия для осуществления сложного проекта в установленныесроки с заданным уровнем качества.
В проектной организационной структуре члены проектной группы(специалисты, собранные для реализации конкретного проекта) подчиняются ируководителю проекта, и руководителям тех функциональных отделов, в которых ониработают постоянно.
/>
Команда = Sсотрудниковразличных служб предприятия
Обязанности сотрудников = участие в проекте + выполнениесвоих основные обязанностей
Частичное устранение отсутствия информационного обеспеченияв области налогового планирования, ликвидация разрывов информационного поля.
Установление обратной связи между структурнымиподразделениями предприятия.
/>
Задание №2
Исходная информация по условному предприятию
Таблица 2
Баланс предприятия на 1 января отчетного годаАКТИВ ПАССИВ Статьи Тыс. руб Статьи Тыс. руб
1. внеоборотные активы
4. капитал и резервы Основные средства 5000 Уставный капитал 10000 Нематериальные активы 50 Нераспределенная прибыль 500 Незавершенные капитальные вложения 550 Долгосрочные финансовые вложения 1000
6. Краткосрочные пассивы
2. Оборотные активы Расчеты с поставщиками и подрядчиками 2000 Материалы 2000 Незавершенное производство 2500 НДС по приобретенным ценностям 333 Касса 100 Расчетный счет 467 Краткосрочные финансовые вложения 200 Дебиторская задолженность 300 Баланс 12500 Баланс 12500
Таблица 3
Штатное расписание предприятия№ ФИО Должность
Оклад (руб)
+№ варианта Расчетный вариант 1 2 3 4 5 1 Иванов И.И. Директор 5559 6 672 2 Петров П.П. Зам. директора 4449 5 562 3 Сидоров С.С. Главный бухгалтер 4399 5 512 4 Степанова С.С. Зав. складом 1199 2 312 5 Семенов С.С. Начальник цеха 3369 4 482 6 Сергеева С.С. Мастер 2229 3 342 7 Гаврилов Г.Г. Рабочий 1199 2 312 8 Александрова А.А. Рабочий 1199 2 312 9 Алексеев А.А. Рабочий 1179 2 292 10 Федорова Ф.Ф. Рабочий 1179 2 292 Итого 25960 37 090
Районный коэффициент составляет 25%.
Все работники трудятся по основному месту работы, иждивенцевне имеют.
Таблица 4.
Ежемесячныеоперации, осуществляемые на предприятии (за январь месяц)
№
п/п Содержание операции
Сумма
(р. + вар) Расчетный вариант 1
Начисление заработной платы работникам.
День выплаты зарплаты — 5 число каждого месяца ? 46 363 2
Получение материалов от поставщика (первый рабочий день месяца)
без НДС
НДС
?
99 999
?
119 312
101 112
18 200 3
Производство продукции:
в производстве продукции используется 90% приобретенных материалов;
списывается зарплата и соответствующие налоговые и пр. начисления;
износ основных фондов (норма — 10%), амортизация нематериальных активов (срок использования — 10 лет).
?
?
?
191 500,88
91 000,8
58 416, 75
42 083,33 4
Реализация всей изготовленной продукции с получением денежных средств на расчетный счет (последний рабочий день месяца)
без НДС
НДС
?
288 888
?
342 201
290 001
52 200
По представленным данным были рассчитаны пять налогов: НДС,НДФЛ, ЕСН, налог на имущество и налог на прибыль организаций. Графикивозникновения обязательств и осуществления платежей по налогам представлены в
Заключение
Выводы по заданию 1 (теоретическая часть):
В последние годы все большую актуальность приобретает вопросуправления налоговыми обязательствами и платежами на предприятии. Если раньшеруководители организаций стремились уклониться от налогов, то сегодня онистремятся использовать легальные способы минимизации и оптимизации налоговыхплатежей, пытаются управлять налогами. С связи с этим на предприятияхпредпринимают попытки создать отделы по налоговому менеджменту.
Однако быстрое изменение внешней среды, ужесточениеконкуренции, усложнением задач и проектов самого предприятия, сложность имногогранность самого процесса, связанного с налогообложением, привели кнеобходимости реорганизации традиционных организационных структур в отношенииналогового менеджмента.
В результате очень часто нарушаются четкость формулировокцелей и задач подразделений; появляется дублирование функций в системеуправления; возникают также ситуации, нерегламентированные инструкциями итребующие творческого подхода.
Выходом из создавшейся ситуации может стать внедрение напредприятии адаптивных организационных структур, предназначенных для того,чтобы компания имела возможность быстро реагировать на изменения внешней среды.Примером такой структуры может стать проектная организационная структура — временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи, когда в однукоманду собирают самых квалифицированных сотрудников из разных отделовпредприятия для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданнымуровнем качества, при этом сотрудники выполняют свои основные обязанности. Совместнаяработа приводит к большему выбору альтернативных вариантов, к использованию«неожиданных», ранее не использовавшихся схем налоговой оптимизации. Всеэти специалисты подчиняются и руководителю проекта, и руководителям техфункциональных отделов, в которых они работают постоянно.
В данной структуре тем не менее достаточно жесткоопределяются обязанности специалистов на каждом из этапов: планирования,реализации или контроле плана оптимизационных налоговых мероприятий.
Выводы по заданию 2 (расчетная часть):
В рамках данной работы для условного предприятия былирассчитаны налоговые обязательства и платежи за 2006 год по пяти налогам: НДС,НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль и налог на имущество — составлен график налоговыхплатежей и обязательств.
Задача оптимизации налоговых платежей (из-за небольшогоразмера предприятия) была возложена на главного бухгалтера с увеличением егозаработной платы. При анализе различных схем оптимизации налоговых платежей былосуществлен переход на упрощенную систем налогообложения при соблюдении всехзаконодательно установленных условий (величина основных средств инематериальных активов менее 100 млн. руб., среднесписочная численность менее100 человек и т.д.). К качестве объекта налогообложения были признаны доходы,уменьшенные на сумму расходов. В результате превышения величины расходов надвеличиной доходов сумма единого налога приравняли к сумме минимального налога вразмере 1% от доходов.
В результате применения данной схемы снизилась величинаналогов, уплачиваемых и бюджет, и налоговая нагрузка. При этом увеличиласьвеличина чистой прибыли. Т.е. можно говорит о некоторой оптимизации налоговыхплатежей на предприятии.
Список используемой литературы
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (в редакции от 27.07.2006 года)
2. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. — 3-е изд. — М.: Гардарики,2000 — 528 с.
3. Куликова Н.Н. Методические указания по дисциплине «Налоговыйменеджмент» на 2006 год — Лекция 1.
4. Куликова Н.Н. Методические указания по дисциплине «Налоговыйменеджмент» на 2006 год — Лекция 5.
5. Муравьев В.В. Организация налогового планирования на предприятии // Аудити финансовый анализ — 2001, №2. (http://www.cfin.ru/press/afa/2001-2/11_mur5. shtml)
6. http://www.cis2000.ru/publish/books/book_75/page45. shtml (Методикаорганизации налогового планирования)
Приложения
Приложении А
Руководство фирмы решает создать некоторые элементы системыналогового менеджмента на предприятии. Для этого директор заключает трудовоесоглашение с 01.09.2005 г. с главным бухгалтером фирмы (заработная плата задополнительный объем работ составит 50% от существующего оклада). В обязанностибухгалтера вменяется: до проанализировать существующее положение предприятия сточки зрения налогообложения, рассмотреть несколько схем оптимизации налоговыхплатежей; обосновать выбор наиболее подходящей схемы (минимизация налоговыхплатежей, снижение налоговой нагрузки, увеличение чистой прибыли); отслеживатьправильность расчета налоговых платежей и своевременность их оплаты.
Рассмотрев и проанализировав различные схемы, главныйбухгалтер предлагает перейти на упрощенную систему налогообложения. Для этого упредприятия есть все основания, т.к. (в предположении о деятельностипредприятия в предыдущий период с аналогичными показателями) по итогам девятимесяцев 2005 года, в котором организация и подает заявление о переходе наупрощенную систему налогообложения, доходы организации не превысили 15 млн.рублей и составили 3.480.012 рублей. Кроме того, остаточная стоимость основныхсредств и нематериальных активов, определяемая в соответствии сзаконодательством России о бухгалтерском учете, не превышает 100 млн. рублей исоставляет 55 млн. рублей. У организации 100% пакет акций. Среднесписочнаячисленность работников предприятия много меньше. Чем 100 человек. Все это даетфирме возможность перейти на упрощенную систему налогообложения.
19.10.2005 года (период 01.10 — 30.11 года, предшествующегогоду, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему)предприятие подало заявление в налоговый орган по месту своего нахождения опереходе на упрощенную систему налогообложения.
Таким образом, организациями освобождается от обязанности поуплате налога на прибыль, налога на имущество и ЕСН. Организация в данномслучае не признаются налогоплательщиком НДС.
В качестве объекта налогообложения признаются доходы,уменьшенные на величину расходов.
Доходами в данном случае признаются доходы от реализациитоваров предприятия.
К расходам относятся:
1) материальные расходы;
2) расходы на оплату труда;
3) расходы на обязательное страхование работников;
4) суммы налога на добавленную стоимость по оплаченнымтоварам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком;
5) Расходы на приобретение основных средств, а также расходына приобретение нематериальных активов со сроком полезного использования оттрех до 15 лет включительно принимаются в следующем порядке: в течение первогогода применения упрощенной системы налогообложения — 50% стоимости, второгогода — 30% стоимости и третьего года — 20% стоимости;
Порядок исчисления налога: Единый налог = (Доходы — Расходы)*15%
Полученная величина налога сравнивается с минимальнымналогом, который равен 1% налоговой базы, которой являются доходы. Минимальныйналог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного вобщем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
При определении налоговой базы доходы и расходы определяютсянарастающим итогом с начала налогового периода.
В Приложении Б представлен график возникновенияналоговых обязательств и осуществления налоговых платежей на условномпредприятии с учетом увеличения заработной платы главному бухгалтеру потрудовому соглашению.
Как видно из Приложений А иБ меры предложенныеглавным бухгалтером оказались жизнеспособными: во-первых, снизилась налоговаянагрузка с 26,01% при применении обычной системы налогообложения до 3,08% припереходе на упрощенную, даже при условии увеличения заработной платы главномубухгалтеру. Это объясняется превышением величины расходов при применении упрощеннойсистемы налогообложения над доходами, прежде всего за счет отнесения к расходам50% стоимости основных средств и нематериальных активов (списаниеосуществлялось равными платежами в течение 12 месяцев). В результате каждыймесяц предприятия выплачивало сумму минимального налога в размере 2900 рублей.Годовая сумму налоговых платежей (с учетом налога на доходы физических лиц)составила при упрощенной системе налогообложения 107039 (в том числе НДФЛ 72239тыс. рублей). Годовая величина налогов при обычной системе налогообложениясоставила 905224 рубля, в том числе НДФЛ — 70090 тыс. рублей.
Объем годовой выручки не изменился и составил 3840012рублей.
Объем прибыли за год при обычной системе налогообложениясоставил 566518 рублей, при упрощенной — 643710 рублей.
Можно сделать вывод о некоторой оптимизации налоговыхплатежей: при снижении налоговой нагрузки и величины налогов произошлонезначительное, но увеличение прибыли.