ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Организация и методы налоговых проверок»
на тему «Организация и методика проведения налоговых проверокпо НДС»
Выполнила: Новикова А.И.
Специальность: ФиК
Специализация: Налоги иналогообложение
Курс: 5
Зачет. книжка: 04ффд12178
Преподаватель: Баженов А.А.
2009 год
Содержание
Введение
I. Общая характеристика НДС и егоэлементов
1. Экономическое содержание НДС
2. Налогоплательщики НДС
3. Объекты налогообложения
4. Налоговые ставки
5. Налоговая база
6. Освобождение от исполнения обязанностейналогоплательщика
7. Порядок подтверждения права на получение возмещения приналогообложении по налоговой ставке 0
8. Налоговые вычеты
9. Налоговая декларация
10. Порядок заполнения налоговой декларации по НДС
II. Организация и методикапроведения налоговой проверки по НДС
1. Проверка полноты документов и достоверности налоговойотчётности
2. Порядок проведения камеральныхпроверок налоговой отчётности
3. Оформление и реализация материалов камеральной налоговойпроверки
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Целью налоговых проверок является сопоставление показателей,влияющих на отчетные результаты финансово-экономической деятельностиорганизации и, соответственно, на размер налоговой базы по налогам запродолжительный период времени, например, несколько налоговых периодов. ПричемФНС России рекомендует нижестоящим налоговым органам при экономическом анализеиспользовать данные за три отчетных года, предшествующих году его проведения.
Штрафные санкции в отношении налогоплательщиков порезультатам экономического анализа не применяются, однако на их основанииналоговые инспектора отбирают потенциальных «жертв» для выездной проверки.Как указала ФНС России, к «счастливчикам», по декларациям которыхэкономический анализ будет проводиться в обязательном порядке ежеквартально, впервую очередь относятся крупнейшие налогоплательщики и организации, налоговыеплатежи которых составляют не менее 60% всех поступлений в инспекции. Также кданной категории относятся налогоплательщики, проверка отчетности которых порезультатам предыдущих отчетных (налоговых) периодов КНП были выявлены:
нарушения в исчислении налоговой базы по налогу на прибыль;
основания предполагать занижение суммы налогов;
несопоставимость показателей налоговой и бухгалтерскойотчетности.
В остальных случаях экономическому анализу подвергаютсяналоговые декларации по итогам года (налогового периода).
Особое внимание налоговые органы будут уделять фирмам,которые, осуществляя предпринимательскую деятельность и представляя в инспекциюотчетность, уплачивают незначительные суммы налогов либо заявляют убытки. Впервую очередь это касается налогоплательщиков, осуществляющих деятельность ввысокодоходных сферах экономики, таких как нефтегазовая промышленность,топливно-энергетический и банковский сектор, добыча полезных ископаемых,операции с недвижимым имуществом и его арендой, предоставление услуг.
Четкого порядка по оформлению результатов экономическогоанализа нет, и налоговый инспектор оформляет их в произвольной форме.
Вместе с тем ФНС России рекомендует: в случае выявлениязначительных отклонений показателей, влияющих на отчетные результатыфинансово-экономической деятельности организации, проверяющий инспектор долженвыяснить причины, определить перечень вопросов, подлежащих проверке вобязательном порядке на стадии выездной налоговой проверки и, соответственно,подготовить заключение в отдел выездных налоговых проверок с указаниемвыявленных несоответствий о включении данного налогоплательщика в план проверок.
Налоговый инспектор, проводящий проверку, определяет степеньотклонения показателей применительно к каждому налогоплательщику самостоятельнов зависимости от его конкретных показателей финансово-хозяйственнойдеятельности, например оборотов по реализации, сумм доходов, расходов и т.д.
I. Общая характеристика НДСи его элементов1. Экономическое содержание НДС
Налог на добавленную стоимость (НДС) является важнейшимисточником пополнения государственных бюджетов большинства европейских стран. Этокосвенный, многоступенчатый налог, фактически оплачиваемый потребителем. Представляетсобой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается навсех стадиях производства и реализации — от сырья до предметов потребления.
Налог классифицирован как федеральный. Этот налог взималсяпри реализации большинства товаров, работ и услуг и определяется как разница междусуммой начисленной добавленной стоимости и суммой НДС, уплаченной поставщикамза материальные ресурсы (включая импортируемые). Образно можно выразить, чтопредприятие не только покупает товары и услуги, но покупает вместе с нимизаявку в налоговое ведомство, оформленную в форме счета-фактуры, котораяуменьшает его будущую задолженность перед бюджетом по НДС. Отсюда и вытекает тавысокая требовательность в правилах оформления счетов-фактур, ибо этот документфактически служит ценной бумагой, по которой налогоплательщик может получитьобратно часть суммы производственных материальных издержек. Существующийпорядок исчисления налога позволяет бюджету извлечь дополнительную выгоду,например, если в цепочке производителей хотя бы одно лицо освобождено от уплатыНДС. Ведь, несмотря на уплату налога в бюджет всеми прежними производителями,затраты покупателя по приобретению продукции у предприятия, пользующегосяльготами, не будут квалифицированы как зачетные по НДС и при их последующейпродаже повторно обложены налогом с полного объема.
2. Налогоплательщики НДС
Налогоплательщиками НДС признаются организации,индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые плательщиками НДС всвязи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые всоответствии с Таможенным кодексом РФ. Такое определение дает ст.143 НК РФ.
Определение организаций и предпринимателей приведено в ст.11части первой НК РФ.
Под организацией понимаются юридические лица, образованные всоответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица,компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданскойправоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранныхгосударств.
Индивидуальные предприниматели — физические лица,зарегистрированные в установленном порядке и занимающиеся бизнесом безобразования юридического лица, а также частные адвокаты, нотариусы, учредившиеадвокатские кабинеты.
И наконец, платить НДС при перемещении товаров черезтаможенную границу России должны лица, определяемые в соответствии с Таможеннымкодексом РФ. Согласно ст.320 ТК РФ плательщиком налога по общему правилуявляется декларант. Однако есть случаи, когда в качестве плательщика налогов,пошлин, кроме декларанта могут выступать:
таможенный брокер (представитель) — когда он оформляеттаможенную декларацию и уплачивает таможенные пошлины, налоги.
владелец склада временного хранения, владелец таможенногосклада, перевозчик, лица, на которых возложена функция соблюдения таможенногорежима.
Данные лица являются ответственными за уплату таможенныхпошлин, налогов при наличии двух условий: во-первых, допущено несоблюдениетребований о пользовании и распоряжении товарами или о выполнении иныхположений для применения таможенных процедур и режимов, содержание которыхпредусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин; во-вторых,такая ответственность прямо предусмотрена Таможенным кодексом РФ.
лица, незаконно перемещающие товары и транспортные средства,либо лица, участвующие в незаконном перемещении.3. Объекты налогообложения
1. Объектом налогообложения согласно ст.146 НК РФ признаютсяследующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территорииРоссийской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передачатоваров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению опредоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В целях настоящей главы передача права собственности натовары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основепризнается реализацией товаров (работ, услуг);
2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнениеработ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаютсяк вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налогана прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственногопотребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию РоссийскойФедерации.
2. В целях настоящей главы не признаются объектомналогообложения:
1) операции, указанные в пункте 3 статьи 39 настоящегоКодекса;
2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детскихсадов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного ижилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей,подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектоворганам государственной власти и органам местного самоуправления (или порешению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющимиспользование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
3) передача имущества государственных и муниципальныхпредприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими всистему органов государственной власти и органов местного самоуправления, врамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определеннойсфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказанияуслуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательствомсубъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
5) передача на безвозмездной основе объектов основныхсредств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления,а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным имуниципальным унитарным предприятиям;
6) операции по реализации земельных участков (долей в них);
7) передача имущественных прав организации ее правопреемнику(правопреемникам);
8) передача денежных средств некоммерческим организациям наформирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленномФедеральным законом «О порядке формирования и использования целевогокапитала некоммерческих организаций»;
9) операции по реализации налогоплательщиками, являющимисяроссийскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствиисо статьей 3 Федерального закона «Об организации и о проведении XXIIОлимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи,развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений вотдельные законодательные акты Российской Федерации», товаров (работ,услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами,являющимися иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр всоответствии со статьей 3 Федерального закона «Об организации и опроведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 годав городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесенииизменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в рамкахисполнения обязательств по соглашению, заключенному Международным олимпийскимкомитетом с Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXIIОлимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи.4. Налоговые ставки
Согласно ст.164 НК РФ налогообложение производится поставкам 0%, 10% и 18%. Подробно рассмотрим применение всех ставок.
1. Налогообложение производится по налоговой ставке 0процентов при реализации:
1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а такжетоваров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условиипредставления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ;
2) работ (услуг) по организации и сопровождению перевозок,перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке иперегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых натерриторию Российской Федерации товаров, а также на работы (услуги) попереработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможеннойтерритории;
3) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой илитранспортировкой товаров, помещенных под таможенный режим международноготаможенного транзита;
4) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, чтопункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены запределами территории Российской Федерации;
5) товаров (работ, услуг) в области космической деятельности.
6) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющимиих добычу или производство из лома и отходов, содержащих драгоценные металлы,Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней РоссийскойФедерации, фондам драгоценных металлов и драгоценных камней субъектовРоссийской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, банкам;
7) товаров (работ, услуг) для официального пользованияиностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами. Порядокприменения настоящего подпункта устанавливается Правительством РоссийскойФедерации;
8) припасов, вывезенных с территории Российской Федерации втаможенном режиме перемещения припасов. В целях настоящей статьи припасамипризнаются топливо и горюче-смазочные материалы;
9) выполняемых российскими перевозчиками на железнодорожномтранспорте работ (услуг) по перевозке или транспортировке экспортируемых запределы территории Российской Федерации товаров и вывозу с таможеннойтерритории Российской Федерации продуктов переработки на таможенной территорииРоссийской Федерации;
10) построенных судов, подлежащих регистрации в Российскоммеждународном реестре судов.
2. Налогообложение производится по налоговой ставке 10процентов при реализации:
1) следующих продовольственных товаров:
скота и птицы в живом весе;
мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных);
молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенноена их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе,фруктового и пищевого льда);
яйца и яйцепродуктов;
масла растительного;
маргарина;
сахара, включая сахар-сырец;
соли;
зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;
маслосемян и продуктов их переработки (шротов (а), жмыхов);
хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные ибараночные изделия);
крупы;
муки;
макаронных изделий;
рыбы живой (за исключением ценных пород);
море — и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной,мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (заисключением деликатесных);
продуктов детского и диабетического питания;
овощей (включая картофель);
2) следующих товаров для детей:
трикотажных изделий для новорожденных и детей ясельной,дошкольной, младшей и старшей школьной возрастных групп;
швейных изделий, в том числе изделий из натуральных овчины икролика;
обуви (за исключением спортивной);
кроватей детских;
матрацев детских;
колясок;
тетрадей школьных;
игрушек;
пластилина;
пеналов;
счетных палочек;
счет школьных;
дневников школьных;
тетрадей для рисования;
альбомов для рисования;
альбомов для черчения;
папок для тетрадей;
обложек для учебников, дневников, тетрадей;
касс цифр и букв;
подгузников;
3) периодических печатных изданий;
книжной продукции, связанной с образованием, наукой икультурой;
В целях настоящего подпункта под периодическим печатнымизданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющеепостоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
4) следующих медицинских товаров отечественного изарубежного производства:
лекарственных средств, включая лекарственные средства,предназначенные для проведения клинических исследований, лекарственныесубстанции, в том числе внутриаптечного изготовления;
изделий медицинского назначения.
3. Налогообложение производится по налоговой ставке 18процентов в случаях, не указанных в пунктах 1,2.
4. При ввозе товаров на таможенную территорию РоссийскойФедерации применяются налоговые ставки, указанные в пунктах 2 и 3.5. Налоговая база
1. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяетсяналогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных имили приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При ввозе товаров на таможенную территорию РоссийскойФедерации налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с НК РФи таможенным законодательством Российской Федерации.
При применении налогоплательщиками при реализации (передаче,выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различныхналоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ,услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налоганалоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этойставке.
При передаче имущественных прав налоговая база определяетсяс учетом особенностей, установленных НК РФ.
2. При определении налоговой базы выручка от реализациитоваров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всехдоходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ,услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральнойформах, включая оплату ценными бумагами.
Указанные в настоящем пункте доходы учитываются в случаевозможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.
3. При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщикав иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банкаРоссийской Федерации соответственно на дату, соответствующую моментуопределения налоговой базы при реализации (передаче) товаров (работ, услуг),имущественных прав, или на дату фактического осуществления расходов.6. Освобождение от исполнения обязанностейналогоплательщика
1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют правона освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных сисчислением и уплатой налога (далее — освобождение), если за три предшествующихпоследовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ,услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога непревысила в совокупности два миллиона рублей.
2. Положения настоящей статьи не распространяются наорганизации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары втечение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.
3. Лица, использующие право на освобождение, должныпредставить соответствующее письменное уведомление и документы, которыеподтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своегоучета.
Указанные уведомление и документы представляются не позднее20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право наосвобождение.
Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждаетсяМинистерством финансов Российской Федерации. Форма уведомления приведена вприложении № 1.
4. Организации и индивидуальные предприниматели, направившиев налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (опродлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения доистечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев,когда право на освобождение будет утрачено ими.
По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числапоследующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которыеиспользовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:
документы, подтверждающие, что в течение указанного срокаосвобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учетаналога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности непревышала два миллиона рублей;
уведомление о продлении использования права на освобождениев течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использованияданного права.
5. Если в течение периода, в котором организации ииндивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручкиот реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые трипоследовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо еслиналогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщикиначиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либоосуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периодаосвобождения утрачивают право на освобождение.
Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное вышепревышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизногоминерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.
В случае, если налогоплательщик не представил документы,либо представил документы, содержащие недостоверные сведения, а также в случае,если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения,сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядкес взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.
6. Документами, подтверждающими право на освобождение (продлениесрока освобождения), являются:
выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);
выписка из книги продаж;
выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственныхопераций (представляют индивидуальные предприниматели);
копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
7. Налогоплательщик вправе направить в налоговый органуведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем ихпредставления в налоговый орган считается шестой день со дня направлениязаказного письма.7. Порядок подтверждения права на получениевозмещения при налогообложении по налоговой ставке 0
1. Для подтверждения обоснованности применения налоговойставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов вналоговые органы, представляются следующие документы:
1) контракт (копия контракта) налогоплательщика синостранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможеннойтерритории Российской Федерации.
2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическоепоступление выручки от реализации указанного товара (припасов) иностранномулицу на счет налогоплательщика в российском банке.
3) таможенная декларация (ее копия) с отметками российскоготаможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, ироссийского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пунктпропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территорииРоссийской Федерации (далее — пограничный таможенный орган).
4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иныхдокументов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывозтоваров за пределы территории Российской Федерации.
Если по истечении 180 календарных дней, считая с датывыпуска товаров таможенными органами в таможенных режимах экспорта, свободнойтаможенной зоны, международного таможенного транзита, перемещения припасовналогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанныеоперации по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежатпредусмотренным НК РФ. Если впоследствии налогоплательщик представляет вналоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговойставки в размере 0 процентов, уплаченные суммы налога подлежат возвратуналогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 НКРФ.
2. Документы представляются налогоплательщиками дляобоснования применения налоговой ставки 0 процентов одновременно спредставлением налоговой декларации. Порядок определения суммы налога,относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретеннымдля производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции пореализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливаетсяпринятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
Порядок подтверждения права на получение возмещения суммыналога с применением налоговой ставки 0 процентов в отношении товаров,перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного контроля итаможенного оформления, определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок применения налоговой ставки 0 процентов,установленной международными договорами Российской Федерации, при реализациитоваров (работ, услуг) для официального использования международнымиорганизациями и их представительствами, осуществляющими деятельность на территорииРоссийской Федерации, определяется Правительством Российской Федерации.8. Налоговые вычеты
1. Налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налогана установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
2. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленныеналогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а такжеимущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченныеналогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РоссийскойФедерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временноговвоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров,перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенногоконтроля и таможенного оформления, в отношении:
1) товаров (работ, услуг), а также имущественных прав,приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами
2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
3. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные налоговымиагентами.
Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели — налоговыеагенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанностиналогоплательщика.
Положения настоящего пункта применяются при условии, чтотовары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимсяналоговым агентом, и при их приобретении он удержал и уплатил налог из доходовналогоплательщика.
4. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцомпокупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возвратаэтих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу илиотказа от них. Вычетам подлежат также суммы налога, уплаченные при выполненииработ (оказании услуг), в случае отказа от этих работ (услуг).
Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами иуплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящихпоставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территорииРоссийской Федерации, в случае изменения условий либо расторжения соответствующегодоговора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.
6. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленныеналогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) припроведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств,суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам),приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога,предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенногокапитального строительства.
7. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам накомандировки и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчисленииналога на прибыль организаций.
8. Вычетам подлежат суммы налога, исчисленныеналогоплательщиком с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счетпредстоящих поставок товаров (работ, услуг).
9. Вычетам у налогоплательщика, получившего в качествевклада (взноса) в уставный (складочный) капитал (фонд) имущество,нематериальные активы и имущественные права, подлежат суммы налога, которыебыли восстановлены акционером (участником, пайщиком) в случае их использованиядля осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур,выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ,услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату суммналога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации,документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами.
Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленныеналогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных правна территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозетоваров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учетуказанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей приналичии соответствующих первичных документов.
Вычеты сумм налога, предъявленных продавцаминалогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможеннуютерриторию Российской Федерации основных средств, оборудования к установке, и (или)нематериальных активов производятся в полном объеме после принятия на учетданных основных средств, оборудования к установке, и (или) нематериальныхактивов.
При приобретении за иностранную валюту товаров (работ, услуг),имущественных прав иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсуЦентрального банка Российской Федерации на дату принятия на учет товаров (работ,услуг), имущественных прав.
Вычеты сумм налога производятся с даты отгрузкисоответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг).
При определении момента определения налоговой базы вычетысумм налога осуществляются в момент определения налоговой базы.
Вычеты сумм налога производятся после принятия на учетимущества, в том числе основных средств и нематериальных активов, иимущественных прав, полученных в качестве оплаты вклада (взноса) в уставный (складочный)капитал (фонд).9. Налоговая декларация
1. Налоговая декларация представляет собой письменноезаявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах ипроизведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговыхльготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащихоснованием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждымналогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этимналогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах исборах.
Расчет авансового платежа представляет собой письменноезаявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах,исчисленной сумме авансового платежа и (или) о других данных, служащихоснованием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансовогоплатежа представляется в случаях, предусмотренных НК РФ применительно кконкретному налогу.
Расчет сбора представляет собой письменное заявлениеплательщика сбора об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах,исчисленной сумме сбора и (или) о других данных, служащих основанием дляисчисления и уплаты сбора. Расчет сбора представляется в случаях,предусмотренных частью второй НК РФ применительно к каждому сбору.
2. Не подлежат представлению в налоговые органы налоговыедекларации (расчеты) по тем налогам, по которым налогоплательщики освобожденыот обязанности по их уплате в связи с применением специальных налоговых режимов.
Лицо, признаваемое налогоплательщиком по одному илинескольким налогам, не осуществляющее операций, в результате которых происходитдвижение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации), и неимеющее по этим налогам объектов налогообложения, представляет по даннымналогам единую (упрощенную) налоговую декларацию.
Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и порядок еезаполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Единая (упрощенная) налоговая декларация представляется вналоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства физическоголица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом,полугодием, 9 месяцами, календарным годом.
3. Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговыйорган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) поустановленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам вэлектронном виде вместе с документами, должны прилагаться к налоговойдекларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которыедолжны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронном виде.
Сведения о среднесписочной численности работников запредшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговыйорган не позднее 20 января текущего года, а в случае создания (реорганизации) организации- не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организациябыла создана (реорганизована). Указанные сведения представляются по форме,утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным поконтролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по местунахождения организации (по месту жительства индивидуального предпринимателя).
Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших,представляют все налоговые декларации (расчеты), которые они обязаны представлятьв налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков поустановленным форматам в электронном виде, если иной порядок представленияинформации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрензаконодательством Российской Федерации.
Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляютсяналоговыми органами бесплатно.
4. Налоговая декларация (расчет) может быть представленаналогоплательщиком в налоговый орган лично или через представителя, направленав виде почтового отправления с описью вложения или передана потелекоммуникационным каналам связи.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговойдекларации (расчета), представленной налогоплательщиком по установленной форме,и обязан проставить по просьбе налогоплательщика на копии налоговой декларации(копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговойдекларации.
При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем еепредставления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. Припередаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связиднем ее представления считается дата ее отправки.
Порядок представления налоговой декларации (расчета) идокументов в электронном виде определяется Министерством финансов РоссийскойФедерации.
5. Налоговая декларация (расчет) представляется с указаниемидентификационного номера налогоплательщика.
Налогоплательщик или его представитель подписывает налоговуюдекларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных вналоговой декларации (расчете).
Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговойдекларации (расчете), подтверждает уполномоченный представительналогоплательщика, в налоговой декларации (расчете) указывается основаниепредставительства (наименование документа, подтверждающего наличие полномочийна подписание налоговой декларации (расчета). При этом к налоговой декларации (расчету)прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя наподписание налоговой декларации (расчета).
6. Формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок ихзаполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (Приложение№ 2).10. Порядок заполнения налоговой декларации по НДС
1. Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость представляетсяорганизациями и индивидуальными предпринимателями — налогоплательщиками, накоторых возложены обязанности налогоплательщика, а также лицами — налоговымиагентами, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности поисчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную системуРоссийской Федерации налога на добавленную стоимость (далее — налог), вналоговые органы по месту своего учета в качестве налогоплательщика (налоговогоагента) в срок не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговымпериодом.
Для налогоплательщиков (налоговых агентов) с ежемесячными втечение квартала суммами выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учетаналога, не превышающими два миллиона рублей, налоговый период установленпунктом 2 статьи 163 Н РФ как квартал.
В сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) невключаются: сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг) вчасти осуществления деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом навмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с главой 26.3 НКРФ; сумма выручки, полученной при осуществлении операций, указанных вподпунктах 2 — 4 пункта 1 и в пункте 2 статьи 146 НК РФ, а также средства,полученные налогоплательщиком, предусмотренные статьей 162 НК РФ, и средства,полученные в виде оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров(выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, указанных вподпункте 2 пункта 1 статьи 167 НК РФ; сумма выручки, полученной от операций,осуществляемых налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 НК РФ.
2. При обнаружении налогоплательщиком в поданной им вналоговый орган декларации недостоверных сведений, а также ошибок, неприводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправевнести необходимые изменения в декларацию и представить в налоговый органуточненную декларацию. При этом уточненная декларация, представленная послеистечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной снарушением срока.
При перерасчете сумм налога в периоде совершения ошибки (искажения)уточненные декларации представляются в налоговый орган на бланке установленнойформы, действовавшей в том налоговом периоде, за который производитсяперерасчет сумм налога. При перерасчете налогоплательщиком (налоговым агентом) суммналога не учитываются результаты налоговых проверок, проведенных налоговыморганом, за тот налоговый период, по которому налогоплательщиком (налоговымагентом) производится перерасчет сумм налога.
Если перерасчет сумм налога производится в связи спредставлением документов, обосновывающих применение налоговой ставки 0процентов, раздел 5 декларации представляется в налоговый орган одновременно ссоответствующим пакетом документов.
3. Декларация включает в себя титульный лист, разделы: 1«Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), поданным налогоплательщика», 2 «Сумма налога, подлежащая уплате вбюджет, по данным налогового агента», 3 «Расчет суммы налога,подлежащей уплате в бюджет по операциям по реализации товаров (работ, услуг),передаче имущественных прав, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотреннымпунктами 2 — 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации», 4«Расчет суммы налога, исчисленной по операциям по реализации товаров (работ,услуг), передаче имущественных прав, и суммы налога, подлежащей вычету,иностранной организацией, осуществляющей предпринимательскую деятельность натерритории Российской Федерации через свои подразделения (представительства,отделения)», 5 «Расчет суммы налога по операциям по реализациитоваров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентовпо которым документально подтверждена», 6 «Расчет суммы налоговыхвычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованностьприменения налоговой ставки 0 процентов по которым ранее документальноподтверждена», 7 «Расчет суммы налога по операциям по реализациитоваров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентовпо которым документально не подтверждена», 8 «Расчет суммы налоговыхвычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованностьприменения налоговой ставки 0 процентов по которым ранее документально неподтверждена», 9 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемыеот налогообложения); операции, не признаваемые объектом налогообложения; операциипо реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признаетсятерритория Российской Федерации; а также суммы оплаты, частичной оплаты в счетпредстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), длительностьпроизводственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев»,приложение к декларации «Сумма НДС, подлежащая восстановлению и уплате вбюджет за _______ календарный год и истекший календарный год (календарные годы)».
При заполнении декларации следует иметь в виду, чтонумерация страниц осуществляется сквозным методом начиная с титульного листанезависимо от количества заполняемых страниц (листов) разделов и приложения кдекларации.
Титульный лист и раздел 1 декларации представляют всеналогоплательщики.
Разделы 2 — 9, а также приложение к декларации включаются всостав представляемой в налоговые органы декларации при осуществлении.
Для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов иналоговых вычетов при реализации товаров (работ, услуг) одновременно с разделом5 декларации представляются другие документы, предусмотренные законодательством.
Если документы, обосновывающие применение налоговой ставки 0процентов, не собраны, операции по реализации товаров (работ, услуг) подлежатвключению в раздел 7 декларации за соответствующий налоговый период иналогообложению по ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 НК РФ. Приэтом налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты.
Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговыеорганы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки 0процентов, операции по реализации товаров (работ, услуг) подлежат включению враздел 5 декларации за тот налоговый период, в котором собран полный пакетдокументов и налогообложению по налоговой ставке 0 процентов. Уплаченные суммыналога подлежат возврату налогоплательщику.
Раздел 8 декларации заполняется и включается в составпредставляемой декларации в случае, если право на включение сумм налога всостав налоговых вычетов по операциям по реализации товаров (работ, услуг),обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документальноне подтверждена ранее, возникло у налогоплательщика в данном налоговом периоде.
4. Декларация составляется на основании книг продаж, книгпокупок и данных регистров бухгалтерского учета налогоплательщика — наосновании данных регистров налогового учета налогоплательщика (налоговогоагента).
5. Срок представления декларации, а, соответственно, и срокуплаты налога, приходящийся на выходной и (или) нерабочий праздничный день,переносится на первый рабочий день после выходного и (или) нерабочегопраздничного дня.
Налогоплательщики, среднесписочная численность работниковкоторых на 1 января 2007 года превышает 250 человек (на 1 января 2008 годапревышает 100 человек), представляют декларацию в электронном виде, если инойпорядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, непредусмотрен законодательством Российской Федерации.
6. При расчете суммы налога при заполнении декларацииследует производить округление суммы налога до целого числа.
II. Организация и методикапроведения налоговой проверки по НДС1. Проверка полноты документов и достоверности налоговойотчётности
На стадии принятия налоговой отчетности все представленные вее составе документы подвергаются визуальному контролю на предмет ихсоответствия следующим требованиям:
полнота представления налоговой отчетности. На данной стадииработник налогового органа устанавливает фактическое наличие всех документовотчетности, установленных законодательными и иными правовыми нормативными актамидля соответствующей категории налогоплательщиков. При этом лицо, принимающееналоговую отчетность, не вправе отказать в ее принятии по причине отсутствия всоставе этой отчетности какого-либо предусмотренного действующимизаконодательными и иными нормативными актами документа. Здесь может возникнутьследующие трудности: налогоплательщики приносят налоговую отчётность невовремя, не в полном составе, бывает приносят лишнюю, ненужную документацию;
наличие полного наименования (Ф.И. О) налогоплательщика, идентификационногономера налогоплательщика, периода, за который составлена отчетность, подписиналогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера организации — налогоплательщика),а также полнота заполнения иных предусмотренных в формах отчетности реквизитов.В случае отсутствия оснований для заполнения какого-либо реквизита всоответствующей строке (графе) бланка налоговой отчетности должен бытьпоставлен прочерк либо на этом бланке должна быть сделана запись об отсутствииоснований для заполнения данных строк (граф), заверенная подписьюналогоплательщика (руководителя и главного бухгалтераорганизации-налогоплательщика).;
четкое заполнение реквизитов форм отчетности: отсутствиесимволов, неподдающихся однозначному прочтению, не оговоренных в установленномпорядке исправлений, записей карандашом и т.п.
В соответствии с пунктом 2 статьи 80 Налогового кодексаРоссийской Федерации налоговому органу запрещается отказывать в принятииналоговых декларации.
Обязанность налогоплательщика по представлению налоговыморганам документов налоговой отчетности не может считаться исполненной приналичии, как минимум, одного из нижеприведенных оснований, не позволяющихидентифицировать представленный документ, как документ отчетности:
а) отсутствие в представленном документе какого-либо изобязательных реквизитов, предусмотренных нормативными правовыми актами дляподобного рода документов;
б) нечеткое заполнение отдельных реквизитов документа,делающее невозможным их однозначное прочтение, заполнение их карандашом;
в) наличие не оговоренных подписью налогоплательщика (руководителяорганизации-налогоплательщика) исправлений;
г) составление отчетности на иных языках, кроме русского.
При выявлении таких фактов налоговый орган должен уведомитьналогоплательщика о неисполнении им вышеназванной обязанности, а также оприменении к налогоплательщику, в случае непредставления им документовналоговой отчетности по установленной для подобного рода документов форме вустановленный законодательством о налогах и сборах срок, мер ответственности,предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.
На каждом документе принятой налоговой отчетностипроставляется дата ее принятия, штамп или отметка налогового органа и подписьответственного лица, принимающего отчетность. По просьбе налогоплательщика (егопредставителя) на остающихся у него копиях отчетности налоговый органпроставляет указанные выше реквизиты.
Не позднее следующего рабочего дня с момента принятияналоговая отчетность подлежит регистрации лицами, осуществляющими ее принятие,и передается в отделы, ответственные за проведение камеральных налоговыхпроверок.
Работникам отделов, ответственных за проведение камеральныхналоговых проверок, не позднее рабочего дня, следующего за днём полученияналоговой отчетности, формируются в двух экземплярах реестры в разрезе налогов,с указанием даты принятия налоговой отчетности, даты составления и передачиреестров в отдел учет и отчетности. Указанные реестры передаются в отдел учетаи отчетности вместе с налоговыми декларациями для проведения соответствующихначислений сумм налогов по данным налогоплательщика. После проведениясоответствующих начислений в лицевых счетах налогоплательщиков, реестры вместес налоговыми декларациями возвращаются под расписку с указанием даты возврата вОтделы, ответственные за проведение камеральных налоговых проверок, дляпроведения камеральной проверки.
Не позднее шести рабочих дней с момента-истечения срокапредставления в налоговый орган налоговой отчетности, отделы, ответственные запроведение камеральных проверок, должны осуществить сверку списка стоящих научете налогоплательщиков, обязанных представлять документы налоговой отчетностик соответствующему сроку, с данными о ее фактическом представлении. Порезультатам указанной сверки, а также с учетом конкретных обстоятельств,связанных с нарушением срока представления налоговых деклараций или иныхдокументов, работники отделов, ответственных за проведение камеральныхпроверок, составляют проекты постановлений о применении к налогоплательщику,виновному в нарушении установленного срока представления налоговой отчетности,мер ответственности, предусмотренных нормами Налогового кодекса РоссийскойФедерации, а также протоколы об административном правонарушении; и проектыпостановлений о применении мер административной ответственности к виновнымлицам. При этом, налоговый орган в соответствии с предоставленным ему согласностатье 31 Налогового кодекса Российской Федерации правом может вызывать наосновании письменного уведомления в налоговый орган должностное лицоорганизации налогоплательщика или индивидуального предпринимателя для дачипояснений по обстоятельствам, имеющим значение для принятия решения в связи суказанным налоговым правонарушением.
Основанием для неприменения мер ответственности засовершение налогового правонарушения или уменьшения размера штрафа могутявляться обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика или смягчающие ответственностьза совершение налогового правонарушения, согласно статьям 111 и 112 Налоговогокодекса Российской Федерации.2. Порядок проведения камеральных проверок налоговойотчётности
Целью камеральной проверки является контроль за соблюдениемналогоплательщиками законодательных и иных нормативных правовых актов о налогахи сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, взыскание суммнеуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным нарушениям,привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговыхправонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечениярационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговыхпроверок.
Основными этапами камеральной проверки являются:
а) проверка полноты представления налогоплательщикомдокументов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством о налогах исборах;
б) визуальная проверка правильности оформления документовналоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкостиих заполнения и т.д.);
в) проверка своевременности представления налоговойотчетности;
г) проверка правильности арифметического подсчета итоговыхсумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет;
д) проверка обоснованности примененных налогоплательщикомставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству;
е) проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы. Наданном этапе камеральной проверки осуществляется камеральный анализ, включающийв себя: проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетнымипоказателями, необходимыми для исчисления налогооблагаемой базы; проверкусопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущегоотчетного периода; взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности иналоговых деклараций; оценку бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций; с;точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным офинансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика; полученным из другихисточников. Конкретные формы и методы камерального анализа налоговойотчетности, его объем определяются налоговыми органами самостоятельно исходя изимеющихся у них возможностей обеспечения автоматизированной обработкиинформации, содержащейся в налоговой отчетности, знаний и опыта работниковналогового органа, осуществляющих камеральные проверки, а также с обязательнымучетом нормативных документов.
Периодичность, проведения камеральных проверок определяется исходяиз установленной законодательством периодичности представления в налоговыйорган налоговой отчетности. При проведении камеральной проверки налоговый органвправе на основании статей 87, 88, 93 Налогового кодекса Российской Федерацийистребовать у налогоплательщика (иного обязанного лица) дополнительные,сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильностьисчисления и своевременность уплаты налогов. Производить истребование этойинформации необходимо при наличии оснований предполагать занижение в налоговойдекларации сумм, причитающихся к уплате налогов в случаях, не требующихназначения выездной налоговой проверки (например, при необходимости подтвержденияналичия у налогоплательщика права на возмещение ему из бюджета сумм косвенныхналогов, применение льготных ставок по налогам, предоставление заявленных льготпо налогам и т.д.), а также в случаях, когда выездная налоговая проверка неможет быть назначена в связи с ограничениями, установленными частью третьейстатьи 87 и частью второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации. Занепредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике или отказ отпредставления документов по запросу налогового органа налогоплательщик (иноеобязанное лицо) несет ответственность, предусмотренную статьями 126, 127Налогового кодекса Российской Федерации.3. Оформление и реализация материалов камеральной налоговойпроверки
В случае выявления камеральной проверкой фактовнеправильного отражения показателей налоговой декларации, приводящих к неполной(излишней) уплате налогоплательщиком сумм налогов, результаты проведения даннойпроверки фиксируются работником налогового органа посредством заполнения впредставленных налоговых декларациях графы «по данным налоговой инспекции»,строки «отметки и замечания инспектора (экономиста)» или иных граф (строк),специально предусмотренных в налоговых декларациях для отметок о выявленныхнарушениях порядка их составления. В случае отсутствия в форме налоговойдекларации аналогичных граф (строк) замечания работника налогового органаотражаются на последнем листе данной декларации. Указанные замечания должнысодержать перечень всех показателей налоговой декларации, при исчислениикоторых налогоплательщиком были допущены нарушения, а также исправления,внесенные работником налогового органа в результате проверки. В случаенепринятия налоговым органом налоговых льгот, заявленных налогоплательщиком,работником налогового органа производится запись о причинах непринятия этихльгот (отсутствие специального расчета по льготам, несоответствие заявленнойльготы действующему законодательству и т.д.).
Проверенная налоговая декларация подписывается работником налоговогооргана, проводившим данную проверку, с указанием даты ее проведения. В случае,если форма налоговой декларации предусматривает реквизит подписи руководителяналогового органа, данная декларация передается на подпись руководителю. Есликамеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречиямежду сведениями, содержащимися в представленных документах; то об этом непозднее, трех рабочих дней сообщается налогоплательщику с требованием внестисоответствующие исправления в установленный налоговым органом срок, непревышающий пяти рабочих дней.
Если налогоплательщик не внес соответствующие исправления вустановленный срок, то, при наличии оснований полагать, что налогоплательщикомдопущены налоговые правонарушения, он должен быть рекомендован для включения вплан проведения выездных налоговых проверок.
В случае, если по результатам камеральной проверки налоговыхдеклараций обнаружены ошибки в исчислении сумм налогов, не повлекшие за собойзанижение сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет, работниками отделов,ответственных за проведение камеральных налоговых проверок, формируются в двухэкземплярах реестры, которые вместе с налоговыми декларациями не позднееследующего рабочего дня после проведения, камеральной проверки передаются в отделучета и отчетности для проведения в лицевых счетах налогоплательщиков суммналогов по результатам камеральной проверки. После проведения указанных сумм, влицевых счетах налогоплательщиков, реестры с указанием даты возврата иналоговые декларации с отметкой отдела учета и отчетности о проведеннойоперации возвращаются в отделы, ответственные за проведение камеральныхналоговых проверок, и подшиваются в дела налогоплательщиков. Если проведеннойкамеральной проверкой выявлены нарушения правил составления налоговойдекларации, которые привели к занижению сумм налогов, подлежащих уплате, и приэтом факт налогового правонарушения достоверно установлен и не требуетподтверждения при выездной налоговой проверке (например, необоснованнозаявленная льгота, неправильно примененная ставка) в десятидневный срок со дняпроведения камеральной проверки руководителем налогового органа (егозаместителем) выносится решение, которое оформляется в виде постановления опривлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершениеналогового правонарушения в соответствии с нормами Налогового кодексаРоссийской Федерации, с учетом обстоятельств, смягчающих или отягчающих винуналогоплательщика в совершении налогового правонарушения.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговойдекларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок,приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязанвнести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию. Налогоплательщик,сделавший заявление о дополнении и изменении в налоговую декларацию всоответствии с порядком и в сроки, предусмотренные Налоговым кодексомРоссийской Федерации, и уплативший в бюджет недостающую сумму налога и пени (вслучае, если указанное Заявление сделано после истечения срока подачи налоговойдекларации и срока уплаты налога), освобождается от ответственности занарушение правил составления налоговой декларации.
В постановлении налогового органа о привлеченииналогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налоговогоправонарушения по результатам камеральных проверок указываются: обстоятельства совершенногоналогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведеннойпроверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанныеобстоятельства; обстоятельства, смягчающие или отягчающие винуналогоплательщика за совершение налоговых правонарушений; Виды налоговыхправонарушений и размеры применяемых налоговых санкций со ссылкой насоответствующие нормы Налогового кодекса Российской Федерации. Формапостановления приведена в приложении к настоящему Регламенту. По принятымпостановлениям о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности засовершение налогового правонарушения работниками отделов, ответственных запроведение камеральных налоговых проверок, формируются в двух Экземплярахреестры, которые вместе с налоговыми декларациями и указанными вышепостановлениями не позднее следующего рабочего дня после вынесенияпостановления, передаются в отдел учета и отчетности для проведения в лицевыхсчетах налогоплательщиков сумм налогов, доначисленных по результатамкамеральной проверки и сумм налоговых санкций. После проведения указанных суммв лицевых счетах налогоплательщиков, реестры с указанием даты возврата,налоговые декларации и постановления с отметкой отдела учета и отчетности опроведенной операции возвращаются в отделы, ответственные за проведениекамеральных налоговых проверок, и подшиваются в дела налогоплательщиков.
Заключение
Как вы знаете, налог на добавленную стоимость имеет особоезначение для российского бюджета. НДС по товарам, работам и услугам,реализуемым на территории Российской Федерации, формирует половину доходовфедерального бюджета, администрируемых Федеральной налоговой службой.
В последние годы темпы роста поступлений налога в основномсоответствовали показателям развития экономики. В 2006 году впервые отмечалосьзамедление темпов роста поступлений НДС. Эксперты считают, это результатсущественных изменений в законодательстве по налогу на добавленную стоимость. С1 января 2006 года кардинально изменился как порядок исчисления налога, так ипорядок применения вычетов по нему.
Что касается налоговых проверок, камеральная налоговаяпроверка является наиболее массовым видом проверок. В настоящее времякамеральная проверка остается приоритетной и практически всеобъемлющей формойналогового контроля. Охват налогоплательщиков данными проверками почти 100%.
Камеральная налоговая проверка проводится по местунахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов,представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплатыналога. Налоговый орган вправе использовать в ходе камеральной проверки иныедокументы, свидетельствующие о деятельности налогоплательщика. Объеминформации, которую налоговые органы изучают в ходе камеральной проверки,сравнительно небольшой. Но от этого камеральная проверка не теряет своейзначимости. Регулярность, сплошной характер и в большинстве случаев автоматизированныйрежим ее проведения позволяют обнаружить скрытые объекты налогообложения ипроверить правильность исчисления налоговой базы.
Список использованной литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2).
2. НДС 2008. Практика исчисления. Л.Т. Крутякова. АйСи Групп, 2008.
3. Налог на добавленную стоимость. Ответы на все спорные вопросы. Ф.Н. Филина,И.А. Толмачев. 2008.
4. Как вернуть НДС. Вычеты и возмещение. Ф.Н. Филина. 2008.
5. Система Консультант Плюс.