Введение
Финансыпредприятий занимают ведущее место в воспроизводственном процессе иформировании собственных денежных средств. В последние годы произошли серьезныеизменения в экономике России. В результате реформ появился развитыйнегосударственный сектор экономики, новые формы собственности, банковская система,рынки товаров, услуг, капитала. Изменились условия государственногорегулирования, была введена система налогообложения. Все это привело кповышению роли распределительных отношений.
Эффективноеуправление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовыхпотоков хозяйствующего объекта. Необходимы тщательная оценка и контроль всехпроцессов и отношений предприятия.
Однако нельзязабывать о ряде факторов, ограничивающих его использование на предприятиях.Прежде всего это – нестабильность на отечественном рынке. Политическаянеустойчивость приводит к шаткому положению в российской экономике, так какотсутствует эффективная нормативно-правовая база отечественного бизнеса, оченьтяжелая налоговая система, а также затрудняется возможность получить кредит отзарубежных инвесторов, которые боятся потерять свои деньги.
Доляпредприятий, которые располагают финансовыми возможностями для осуществлениясерьезных финансовых разработок крайне мала. Внешняя среда больше влияет нанебольшие предприятия и менее поддается анализу. Планирование связано, с однойстороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другойстороны – предприятие уменьшает число неиспользованных возможностью путеманализа. Это возможно благодаря воплощению выработанных стратегических целей вконкретные финансовые показатели. Финансовое планирование позволяет определитьжизнеспособность проекта в условиях конкуренции.
1. Теоретическаячасть 1.1 Цель и задачи оперативногофинансового планирования
Цельфинансового планирования заключается в обеспечении предприятия необходимымифинансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовойдеятельности. В связи с этим нужно определить пути эффективного вложениякапитала, оценить степень рационального его использования, выявитьвнутрихозяйственные резервы увеличения прибыли за счет экономного использованияденежных средств и установление рациональных финансовых отношений с бюджетом,банками и контрагентами. И как следствие всего финансовое планированиевыполняет контрольную функцию по изучению финансового состояния предприятия,его платеже- и кредитоспособностью.
Финансовыйплан оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено целымрядом обстоятельств.
Во-первых, вфинансовых планах происходит соизмерение начальных затрат для осуществлениядеятельности с реальными возможностями, и в результате корректировкидостигается материально-финансовая сбалансированность.
Во-вторых,статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работыпредприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана:производством продукции и услуг, научно-техническим развитием,совершенствованием производства и управления, повышением эффективностипроизводства, капитальным строительством, экономическим стимулированием и такдалее. Таким образом, финансовое планирование может оказывать влияние на всестороны деятельности хозяйствующего субъекта.
1.2 Методы оперативногофинансового планирования
Нормативный метод, суть которого заключается в том,что на базе заранее установленных норм и технико-экономических нормативоврассчитывается потребность предприятия в денежных ресурсах и их источниках. Вфинансовом планировании применяется следующая система норм и нормативов:
1.Федеральные нормативы.
2.Республиканские,краевые, областные, автономных образований нормативы.
3.Местные нормативы.
4.Нормативы предприятий
5.Отраслевые нормативы.
Федеральные нормативы являютсяедиными для всей территории РФ, для всех отраслей и предприятий. К нимотносятся: ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видовосновных фондов, ставки тарифных взносов на государственное и социальноестрахование и др. Республиканские, краевые, областные, автономных образованийнормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах страны. Ониохватывают ставки республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборови др. Отраслевые нормативы применяются в масштабах отдельных отраслей или погруппам предприятий (малые предприятия, АО и т.д.). Эти нормативы включаютнормы предельных уровней рентабельности предприятий — монополистов, предельныенормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационныхотчислений. Нормативы предприятий разрабатываются самими предприятиями ииспользуются ими для регулирования производственного процесса и финансовойдеятельности, для контроля за использованием денежных ресурсов, для др. целейпо эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся:
1. Нормы потребности воборотных средствах.
2. Нормы кредиторскойзадолженности, постоянно находящиеся в распоряжении предприятия.
3. Нормы запасов сырья,материалов, товаров, тары.
4. Нормативы распределенияденежных ресурсов и прибыли.
5. Нормативы отчислений времонтный фонд.
Вторым методомфинансового планирования является расчетно-аналитический метод. Суть егосостоит в том, что на основе анализа достигнутой величины финансовогопоказателя, принимаемого за базу и индексов его изменения в план. периоде,рассчитывается плановая величина этого показателя. Этот метод применяется в техслучаях, когда отсутствуют технико-экономические нормативы, а взаимосвязь междупоказателями м.б. установлена не прямо, а косвенно на основе анализа ихдинамики и связи. В основе этого метода лежит использование экспертной оценки.
Балансовый методпланирования. Сутьего состоит в том, что путем построения баланса достигается взаимосвязьимеющихся в наличии денежных ресурсов и фактической потребностью в них.Балансовый метод применяется прежде всего при планировании распределенияприбыли и других финансовых ресурсов. При планировании потребности поступлениясредств в финансовые фонды.
Метод оптимизацииплановых решений.Суть его состоит в разработке нескольких вариантов плановых расчетов с тем,чтобы выбрать из них наиболее оптимальный. При этом могут приниматься разныекритерии выбора:
1. Минимум приведенныхзатрат.
2. Максимум приведеннойприбыли
3. Минимум вложенийкапитала при наибольшей эффективности результата
4. Минимум текущих затрат
5. Минимум времени наоборот капитала, т.е. ускорение оборачиваемости средств
6. Максимумрентабельности капитала
7. Максимум на рубльвложенного капитала
8. Максимум сохранностифинансовых ресурсов, т.е. минимум финансовых потерь (финансового или валютногориска).
Приведенные затратыпредставляют собой сумму текущих затрат и капиталовложений, приведенных кодинаковой размерности в соответствии с нормативными показателямиэффективности. Он рассчитывается по формуле:
И + Ен х К = min,
где И — текущие затраты вруб.
К — единовременныезатраты (капиталовложения).
Ен — нормативныйкоэффициент эффективности капиталовложений.
Приведенная прибыль исчисляется по формуле:
П — Ен х К = max,
где П – прибыль.
Экономико-математическое моделирование в планированиифинансовых показателей. Суть его заключается в том, что моделирование позволяетнайти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями ифакторами, их определяющими. Экономико-математическая модель представляет собойточное математическое описание математического процесса, т.е. описаниефакторов, характеризующих структуру и закономерности измерения данногоэкономического явления с помощью математических символов и приемов. В модельвключаются только основные, определяющие факторы. Модель может строится пофункциональной или корреляционной связи. Функциональная связь выражаетсяуравнением вида y = f(x), где у — показатель, а х — факторы. Корреляционная связь — это вероятностная зависимость, которая проявляется лишь в общем и только прибольшом количестве наблюдений. Корреляционная связь выражается уравнениямирегрессии различного вида. При расчете моделей планирования первостепенноезначение имеет определение периода исследования. Он должен браться таким, чтобыисходные данные были бы однородны. При этом следует иметь в виду, что слишкоммалый период исследования не позволяет выявить общие закономерности. С другойстороны, нельзя брать и слишком большой период, т.к. любые экономическиезакономерности непостоянны и могут существенно изменятся в течении длительноговремени. В связи с этим при практической плановой работе наиболее целесообразноиспользовать для перспективного планирования годовые данные финансовойдеятельности за 5 лет, а для текущего планирования — квартальные данные за 1-2года. При существенных изменениях условий работы предприятия в плановом периодев рассчитанные на основе экономико-математических моделей показателей вносятсянеобходимые коррективы. ЭММ позволяет также перейти от средних величин коптимальным вариантам. Повышение уровня научно-обоснованного плановогопоказателя требует разработки нескольких вариантов планового показателя,исходящих из различных условий и путей развития предприятия с последующим отборомоптимального варианта. Для нахождения такого оптимального варианта используетсяЭММ. Построение ЭММ финансового показателя складывается из следующих основныхэтапов:
1. Изучение динамикифинансового показателя за определенный отрезок времени и выявление факторов,влияющих на направление этой динамики.
2. Расчет моделифункциональной зависимости финансового показателя от определяющих факторов.
3. Разработка различныхвариантов плана финансового показателя
4. Анализ и экспертнаяоценка перспектив развития плановых финансовых показателей.
5. Принятие плановогорешения выбор оптимального варианта. В экономико-математическую модель должнывключаться не все, а только основные факторы. Проверка качества моделейпроизводится практикой. Практика применения модели показывает, что сложныемодели со множеством параметров оказываются очень часто непригодными дляпрактического использования. Планирование основных финансовых показателей набазе ЭММ является основой для функционирования автоматизированной системы управленияфинансами. Важное значение для обоснованности модели имеет еерепрезентативность. Репрезентативность наблюдений — это показатель наблюдений,т.е. речь идет о соответствии характеристик, получаемых в результате частичногообследования объекта характеристиками этого объекта в целом. Репрезентативностьполученных показателей модели проверяется расчетным путем, а именно путемрасчета среднеквадратичного отклонения полученных данных от фактических икоэффициента вариации. Коэффициент вариации представляет собой процентноеотношение среднеквадратичного отклонения к среднеарифметической величинеотчетных показателей.1.3 Формы плановыхдокументов
Плановыекалькуляции обычно составляются на все виды продукции, предусмотренные в годовомплане производства и реализации предприятия. При широкой номенклатуревыпускаемых товаров плановые расчеты себестоимости могут производиться на такназываемые детали-представители однородных групп изделий или работ. Рассмотримболее подробно нормативный метод расчета затрат на производство товаров и услугв условиях рыночных отношений.
В современномпроизводстве плановая калькуляция себестоимости единицы продукции содержитследующие типовые статьи затрат:
1. Сырье иматериалы.
2. Возвратныеотходы (вычитаются).
3. Покупныекомплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперированных предприятий.
4. Топливо иэнергия на технологические цели.
5. Итогоматериальных затрат.
6. Основнаязаработная плата производственных рабочих.
7.Дополнительная заработная плата производственных рабочих.
8. Отчисленияна социальные нужды.
9. Расходы наподготовку и освоение производства новых изделий.
10.Изготовление инструмента и приспособлений целевого назначения.
11. Расходына содержание и эксплуатацию оборудования.
12. Цеховыерасходы.
13. Потери отбрака.
14. Прочиепроизводственные расходы.
15. Цеховаясебестоимость.
16.Общехозяйственные расходы.
17.Производственная себестоимость.
18.Внепроизводственные расходы.
19.Коммерческая себестоимость.
Разработкаплановых калькуляций себестоимости отдельных видов продукции предполагаетиспользование прогрессивных нормативов расхода таких производственных ресурсов,как сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели, трудовыезатраты и тарифные ставки и др. В частности, необходимы также нормативыкосвенных общецеховых или общепроизводственных, общезаводских илиобщехозяйственных, внепроизводственных или коммерческих и других расходов,например, на содержание технологического оборудования, оплату административно-управленческогоперсонала и т.д.
На основеплановых калькуляций отдельных изделий разрабатывается план себестоимостивыпускаемой продукции. В общем виде себестоимость готовой продукции предприятияможно определить по формуле:
/>, (1)
где Nr — годовой объем производства продукции; n — количество видов(номенклатура) выпускаемой продукции.
Приразработке плана себестоимости продукции целесообразно выявить резервы сниженияиздержек производства за счет технических, организационных и других факторов.Планирование снижения себестоимости продукции может производиться с помощью уточненныхи укрупненных способов расчета. Уточненные расчеты основываются на сравнениипоказателей плановой и базовой себестоимости единицы продукции. В этом случаеобщая годовая экономия может быть найдена как разность отчетных и новыхплановых значений себестоимости по всей номенклатуре выпуска продукции поформуле:
/>, (2)
где С1 — базовая себестоимость единицы продукции; С2 — планируемаясебестоимость одной детали.
Планированиеснижения себестоимости продукции на основе укрупненных расчетов, как правило,предполагает предварительное обоснование процента сокращения отдельных затратза счет соответствующих факторов.
В процессепланирования себестоимости продукции нормативным методом точность расчетов вомногом определяется выбранными способами распределения комплексных расходов наединицу произведенных товаров или услуг.
В ходепланирования себестоимости составляющие ее затраты включаются в тот период, ккоторому они относятся, независимо от времени оплаты. Непроизводственныезатраты отражаются в том отчетном месяце, когда они выявлены. Затраты виностранной валюте пересчитываются по действующему курсу Центрального банка РФна дату совершения операций.
Приограниченных рыночных ресурсах более обоснованным и приемлемым способомперенесения комплексных затрат на выпускаемую продукцию, в частности насодержание технологического оборудования, может служить применение показателейотработанных станкочасов или машиночасов. Сущность данного способа состоит втом, что общая величина косвенных расходов, связанных с работой оборудования,устанавливается в расчете на 1 ч. или 1 мин. его работы, с помощью которыхзатем определяются в денежном измерении и соответствующие затраты на одноизделие.
Основнымметодом определения различных издержек на производство продукции служит нормативный.Нормативные затраты являются на передовых предприятиях тем мерилом, скоторым сравниваются действительные затраты экономических ресурсов. Поэтому всенормативные расходы отражают там оптимальные методы и условия выполнения работыи служат основой планирования издержек производства на единицупродукции. В общем виде издержки производства представляют собой суммунормативных затрат материалов, труда и накладных расходов. Нормативные издержкиможно рассчитать по формуле:
И = МЗ +ТЗ + HP,где И — нормативные издержки производства на единицу продукции; МЗ — нормативные материальные затраты; ТЗ — нормативные трудовые затраты; HP — нормативные накладные расходы.
Нормативныенакладные расходы выражаются в процентах от нормативных прямых трудовых затрат.Нормативные трудовые затраты используются для планирования затрат рабочей силы,величина которых рассчитывается по формуле:
PC = ТЗ *Чс, (3)
где PC — планируемые затраты рабочей силы; Чс — часовые ставкиоплаты труда (без премий).
Вовнутрипроизводственном планировании, как правило, возникает необходимостьопределения полных и удельных издержек. В этих целях все издержки принятоподразделять на постоянные и переменные. Полная себестоимость включаетсуммарные издержки на выпуск всего объема продукции, удельная себестоимость — на производство единицы товаров и услуг. Удельная себестоимость — это средняявеличина затрат, которая определяется делением полных затрат на количествообщих единиц продукции, составляющих годовой план производства. Аналитическизависимость между полной и удельной себестоимостью и их составляющими — постоянными и переменными затратами выражается формулами:
Полнаясебестоимость:
Спол=S+V+Nr, (5)
где S — постоянные затраты; V — переменные затраты; Nr — годовой объем выпуска.
Удельнаясебестоимость:
/>. (6)
Как видно изформул, полная себестоимость — это сумма постоянных и переменных затратна выпуск годового объема продукции, удельная — сумма этих же затрат на единицу.Удельная себестоимость уменьшается с увеличением объема производства, посколькувеличина постоянных затрат, остающихся неизменными при выполнении рядахозяйственных операций, распределяется на все большее число единицпроизведенной продукции.
Смета затратпредставляет собойсводный план всех расходов предприятия на предстоящий периодпроизводственно-финансовой деятельности. Она определяет общую сумму издержекпроизводства по видам используемых ресурсов, стадиям производственнойдеятельности, уровням управления предприятием и другим направлениям расходов. Всмету включаются затраты основного и вспомогательного производства, связанные сизготовлением и продажей продукции, товаров и услуг, а также на содержаниеадминистративно-управленческого персонала, выполнение различных работ и услуг,в том числе и не входящих в основную производственную деятельность предприятия.Планирование видов затрат осуществляется в денежном выражении напредусмотренные в годовых проектах производственные программы, цели и задачи,выбранные экономические ресурсы и технологические средства их выполнения. Всеплановые задания и показатели конкретизируются на предприятии в соответствующихсметах, включающих стоимостную оценку затрат и результатов. Например, сметарасходов составляется как план ожидаемых затрат по различным видамвыполняемых работ и применяемых ресурсов. Смета перспективных доходов устанавливаетпланируемые денежные поступления и расходы на предстоящий период. Сметазатрат на производство продукции показывает планируемые уровни материальныхзапасов, объемы выпускаемой продукции, стоимость различных видов ресурсов ит.д. Сводная смета показывает все затраты и результаты по основнымразделам годового плана социально-экономического развития предприятия.
В процессеразработки сметы затрат на производство в отечественной экономической науке ипрактике широко применяю три основных метода:
1) сметныйметод — на основе расчета затрат в масштабах всего предприятия по даннымвсех других разделов плана;
2) сводныйметод — путем суммирования смет производства отдельных цехов, заисключением внутренних оборотов между ними;
3) калькуляционныйметод — на основе плановых расчетов по всей номенклатуре продукции, работ иуслуг с разложением комплексных статей на простые элементы затрат.
Сметный методявляется наиболее распространенным на российских промышленных предприятиях. Егоприменение обеспечивает тесную взаимоувязку и приведение в единую системурасчетов комплексного плана. При этом методе все затраты на производство поотдельным элементам сметы находятся по данным соответствующих разделов годовогоплана. Порядок определения сметных затрат обычно следующий.
1. Затратына основные материалы, полуфабрикаты и комплектующие устанавливаются на основе плана годовойпотребности материальных ресурсов. В смету включаются лишь те затраты, которыев течение планового периода будут израсходованы и подлежат списанию напроизводство продукции. Иными словами, потребность в материалах принимается безучета изменения остатков складских запасов.
2. Затратына вспомогательные материалы также принимаются на основании годовых планов их потребности.В состав этих затрат принятовключать стоимость расходуемых в плановомпериоде покупных инструментов и малоценного хозяйственного инвентаря.
3. Стоимостьтоплива в сметезатрат планируется безотносительно к его использованию в технологическихпроцессах или в хозяйственно-бытовых службах. Общие затраты устанавливаются безучета изменения остатков энергетических ресурсов.
4. Стоимостьэнергии включается всмету затрат отдельным элементом только в том случае, если предприятие покупаетее у внешних поставщиков. В состав этих затрат входят все виды расходуемойэнергии: электрическая (силовая, осветительная), сжатый воздух, вода, газ и др.Если какой-то вид энергии вырабатывается на самом предприятии, то данныезатраты относятся на соответствующие элементы сметы затрат (материалы,заработная плата и т.д.).
5. Основнаяи дополнительная заработная плата всех категорий персонала определяется по действующим тарифнымставкам и окладам с учетом сложности и трудоемкости выполняемых работ,численности и квалификации работников. Сюда же включается и фонд заработнойплаты несписочного состава работающих, который обычно относится на счетосновного производства.
На общий фондзаработной платы промышленно-производственного персонала планируются начисленияна социальные нужды по действующим в плановый период ставкам.
6. Амортизационныеотчисления предназначеныдля возмещения износа технологического оборудования, промышленных зданий, производственныхсооружений и других основных фондов за счет себестоимости выпускаемойпродукции. Общий размер амортизационных отчислений зависит от существующих нормамортизации, срока службы оборудования и первоначальной стоимости основныхпроизводственных фондов.
7. Прочие денежные расходы включаютзатраты, не предусмотренные в предыдущих статьях сметы производства. По каждойиз статей прочих расходов необходимо обосновать величину соответствующих затратпо существующим нормам или опытным данным.
Разработаннаясмета затрат на производство должна также соответствовать запланированномуобъему реализации товаров и услуг. При необходимости допускается корректировкапланируемых расходов с учетом изменения норматива складских запасов готовойпродукции, незавершенного производства, материальных запасов, затрат будущихпериодов и т.п.
Для построенияэффективной системы финансового планирования на предприятии важно определить нетолько функции, но и методы планирования.
При совершенствованиисистемы финансового планирования на предприятии нужно идти от содержания корганизации, а не наоборот.
Бюджет — этоплан деятельности компании за определенный период, выраженный в денежной форме.Он выполняет различные функции внутрифирменного планирования:
· Бюджет как экономический прогноз.Основные плановые решения принимаются при разработке стратегическогопланирования, и процесс формулировки бюджета, по существу, являетсяпереработкой этих прогнозов.
· Бюджет как основа для контроля. Помере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрироватьфактические результаты деятельности компании. Сравнивая фактические показателис запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль.
· Бюджет как средство координации.Бюджет представляет собой выраженный в стоимостных показателях план в областипроизводства, закупок сырья или товаров, реализации продукции, инвестиционнойдеятельности и т.д.
· Бюджет как основа для постановкизадачи. Разрабатывая бюджет на следующий период, необходимо принимать решения заблаговременно,до начала деятельности в этот период.
Организацияработ по внутрифирменному планированию может быть различна. Обычно различаютдве схемы составления бюджетов:
· По методу «сверху вниз»руководство компании определяет цели и задачи, в частности плановые показателипо прибыли. Затем эти показатели детализируются и включаются в планыподразделений.
· Метод «снизу вверх»подразумевает составление бюджетов на уровне подразделений, вынесение их нарассмотрение руководством, принятие бюджета.
Для того,чтобы составление бюджета принесло реальную помощь компании, необходимосравнивать прогнозы с результатами исполнения бюджетов, выявлять причинынесоответствия и вырабатывать соответствующие решения.
Существуетряд способов повысить эффективность составления бюджета.
1. Так как нормы планирования не такстроги, как нормы бухгалтерского учета, в некоторых случаях целесообразноокруглить финансовый прогноз, упростить многоступенчатые налоговые илиамортизационные выкладки.
2. Сосредотачивать внимание, особый учети контроль необходимо на том, что действительно важно. Для этого нужно выделитьключевые позиции для своего бизнеса.
3. Имеет смысл составлять тольковыполнимые планы.
4. Выработка бюджета должна бытьэффективно организована. Важно в самом начале планирования установить целисоставления бюджета, определить, составление каких документов будет наилучшимобразом отвечать этим целям, распределить обязанности между сотрудниками,выбрать свою философию планирования.
Наиболееважные подходы финансового прогнозирования и планирования можно разбить на трикатегории:
· прогнозныефинансовые документы
· денежный бюджет
· бюджет текущейдеятельности
Прогнозныефинансовые документы представляют собой предсказание того, какой станетфинансовая отчетность в будущем при условии выполнения ряда предположений опредстоящей деятельности компании и ее потребности в дополнительномфинансировании. Денежный бюджет — это подробный прогноз движения (притока иоттока) денежных средств. Бюджет текущей деятельности — это подробный прогнозструктуры доходов и расходов по подразделениям, это как бы вспомогательный этапкак для прогнозных финансовых документов, так и для прогноза денежных средств.
Все этикатегории документов упорядочивают финансовые и экономические данные в целяхоценки эффективности будущей деятельности и потребности в финансировании. Всетри подхода тесно взаимосвязаны, и зависимость между ними можно использоватьдля получения согласованных и упорядоченных финансовых прогнозов.
Планированиерасширяющейся фирмы должно быть возможно более детальным, сочетающим жесткийконтроль с гибкостью, необходимой для освоения нового рынка. Требуется отделитьнеобходимые капиталовложения, оборачивания которых замедлено, от излишнихнакладных расходов. По мере роста объема сбыта нужно наладить движение доходов.1.4 Деятельность планово-экономической,финансовой служб на предприятии здравоохранения
Деятельность финансовыхслужб в учреждении должен обеспечивать систематический контроль за ходомисполнения смет доходов и расходов, состоянием расчетов с юридическими ифизическими лицами, сохранностью денежных средств и материальных ценностей.
В обязанностибухгалтерских служб входит:
— ведение бухгалтерскогоучета в соответствии с требованиями действующего законодательства РоссийскойФедерации, настоящей Инструкции и других нормативных правовых актов;
— осуществлениепредварительного контроля за соответствием заключаемых договоров объемамассигнований, предусмотренных сметой доходов и расходов или лимитам бюджетныхобязательств при казначейском обслуживании получателей через лицевые счета;своевременным и правильным оформлением первичных учетных документов изаконностью совершаемых операций;
— контроль за правильными экономным расходованием средств в соответствии с целевым назначением поутвержденным сметам доходов и расходов по бюджетным средствам и средствам,полученным за счет внебюджетных источников, с учетом внесенных в них вустановленном порядке изменений, а также за сохранностью денежных средств иматериальных ценностей в местах их хранения и эксплуатации;
— финансированиеучреждений, ведущих учет самостоятельно, а также контроль за исполнением имисмет доходов и расходов и правильной постановкой бухгалтерского учета;
— начисление и выплата вустановленные сроки заработной платы работникам, стипендий учащимся, студентам,аспирантам учебных заведений;
— своевременноепроведение расчетов, возникающих в процессе исполнения в пределахсанкционированных расходов сметы доходов и расходов, с организациями иотдельными физическими лицами;
— ведение учета доходов ирасходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников;
— контроль заиспользованием выданных доверенностей на получение имущественно-материальных идругих ценностей;
— участие в проведенииинвентаризации имущества и финансовых обязательств, своевременное и правильноеопределение результатов инвентаризации и отражение их в учете;
— проведение инструктажаматериально ответственных лиц по вопросам учета и сохранности ценностей,находящихся на их ответственном хранении;
— широкое применениесовременных средств автоматизации при выполнении учетно-вычислительных работ;
— составление ипредставление в установленном порядке и в предусмотренные сроки бухгалтерскойотчетности;
— составление дляутверждения руководителем учреждения смет доходов и расходов и расчетов (приотсутствии планового отдела или другого аналогичного структурногоподразделения);
— ведение массиванормативных и других документов по вопросам учета и отчетности, относящихся ккомпетенции бухгалтерских служб;
— хранение документов(первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетности, атакже смет доходов и расходов и расчетов к ним и т.п. как на бумажных, так и намашинных носителях информации) в соответствии с правилами организациигосударственного архивного дела.
Представление первичныхучетных документов в бухгалтерию регламентируется графиком документооборота,составленным главным бухгалтером и утвержденным руководителем учреждения. Вцентрализованной бухгалтерии указанный график утверждается руководителемучреждения, при котором создана эта бухгалтерия. Материально ответственным идругим должностным лицам вручаются выписки из графика документооборота.
Планово-экономическийотдел осуществляет экономическое планирование в учреждениях здравоохранения.Разрабатывает проекты перспективных, годовых и оперативных плановфинансово-хозяйственной деятельности. Осуществляет контроль за экономическойдеятельностью, проводит экономический анализ и разрабатывает меры по режимуэкономии денежных средств, выявляет резервы их рационального использования.Осуществляет финансирование подведомственных учреждений. Организует работу попостановке и ведению бухгалтерского учета. Контролирует проведение тендеров ииных крупных закупок лекарственных средств и медицинского оборудования.
Длявыполнения функций и реализации прав планово-экономический отделвзаимодействует с финансовым отделом по вопросам:
Получения:
— финансовыхи кредитных планов;
— отчетов овыполнении финансовых планов;
— результатовфинансового анализа;
— методических и инструктивных материалов по вопросам финансовой деятельностипредприятия;
Предоставления:
— среднесрочных и долгосрочных планов производственной деятельности предприятия;
— копийплановых экономических заданий, поставленных перед подразделениями предприятия;
— плановыхтехнико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат;
— проектовоптовых и розничных цен на продукцию предприятия, тарифов на работы и услуги;
— результатовэкономического анализа всех видов деятельности предприятия;
С главнойбухгалтерией по вопросам:
Получения:
— данных,необходимых для экономического планирования, прогнозирования и анализа;
— баланса иоперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств;
— расчетовзаработной платы;
— предварительных расчетов амортизационных отчислений;
— данныхучета имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основныхсредств, товарно-материальных ценностей и денежных средств;
Предоставления:
— плановпроизводства продукции на месяц, квартал, год в целом по предприятию и поотдельным структурным подразделениям;
— проектовоптовых и розничных цен на продукцию (тарифов на работы и услуги);
— отчетов овыполнении планов структурными подразделениями и предприятием в целом;
С отделомматериально-технического снабжения по вопросам:
5.1.Получения:
— расчетовпотребности материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов,оборудования, топлива, энергии и др.);
— данных обизменения цен на материальные ресурсы у поставщиков;
— проектовперспективных и текущих планов материально-технического обеспеченияпроизводственной программы, ремонтно-эксплутационных нужд предприятия и егоподразделений;
— отчетов овыполнении планов материально-технического снабжения;
Предоставления:
— плановпроизводства продукции (выполнения работ, оказания услуг) на месяц, квартал,год;
— результатованализа деятельности отдела материально-технического снабжения за предыдущиеплановые периоды;
— расчетовнеобходимых объемов запасов материальных ресурсов;
С отделоммаркетинга по вопросам:
Получения:
— обобщеннойинформации о спросе на выпускаемую предприятием продукцию (выполняемые работы,оказываемые услуги), в том числе по отдельным позициям номенклатуры;
— сведений оконкурентной среде по вопросам ценовой политики, объемов оборота,конкурентоспособности, скорости реализации продукции;
— информациио состоянии рынка товаров (работ, услуг);
— данных,необходимых для формирования товарной номенклатуры предприятия;
Предоставления:
— плановпроизводства продукции (выполнения работ, оказания услуг) на месяц, квартал,год;
— изменений впроизводственных планах по отдельным позициям товарной номенклатуры, вносимыхна основании маркетинговых исследований;
— проектовоптовых и розничных цен на продукцию (тарифов на работы и услуги) дляпроведения маркетингового анализа;
С отделоморганизации и оплаты труда по вопросам:
Получения:
— расчетовзатрат труда на единицу продукции;
— планов потруду структурных подразделений предприятия и системы трудовых показателей;
— предложенийпо формированию заработной платы;
— перечнямероприятий по повышению производительности труда и качества выполнения работ,улучшению использования рабочего времени;
— отчетов оформировании фондов оплаты труда структурных подразделений;
Предоставления:
— плановпроизводства продукции (выполнения работ, оказания услуг);
— рекомендаций и указаний по снижению трудоемкости продукции;
С юридическимотделом по вопросам:
Получения:
— разъясненийдействующего законодательства и порядка его применения;
— анализаизменений и дополнений финансового, налогового, гражданского законодательства;
Предоставления:
— заявок напоиск необходимых нормативно-правовых документов, а также на разъяснениедействующего законодательства.1.5 Должностнаяинструкция экономиста медицинской организации Должностнаяинструкция экономиста
Утверждаю:__________________
(инициалы, фамилия)
Муниципальноеуправление здравоохранением поликлиника № 15.
от 01 января2011 г.
Настоящаядолжностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договорас Алферовой Ирины Сергеевны, экономиста МУЗ поликлиники № 15 в соответствии с положениямиТрудового кодекса Российской Федерациии иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.
I. Общиеположения
1.1. Экономистотносится к категории специалистов.Принимается на работу и увольняется с нее приказом директора предприятияпо представлению зам. главного врача экономического отдела.
1.2. Назначается на должность:
— экономистаI категориилицо, имеющее высшее профессиональное экономическое) образование и стаж работыв должности экономиста II категориине менее 2 лет;
1.3. Экономистнепосредственно подчиняется зам. главного врача по экономике.
1.4. Во время отсутствияэкономиста (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанностивыполняет назначаемый в установленном порядке заместитель, который несет полнуюответственность за надлежащее и своевременное исполнение возложенных на негообязанностей.
1.5. В своей деятельностиэкономиструководствуется:
— нормативными и методическими материалами по вопросам выполняемой работы;
— уставом предприятия;
— правиламитрудового распорядка;
-приказами ираспоряжениями директора предприятия и непосредственногоруководителя;
— настоящейдолжностной инструкцией.
1.6. Экономистдолжен знать:
— законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по планированию,учету и анализу деятельности предприятия;
— организациюплановой работы;
— порядокразработки перспективных и годовых планов хозяйственно-финансовой и производственной деятельностипредприятия;
— порядокразработки бизнес-планов;
— планово-учетную документацию;
— порядок разработки нормативовматериальных, трудовых и финансовых затрат;
— методыэкономического анализа и учета показателей деятельности предприятияи его подразделений;
— методыопределения экономической эффективности внедренияновой техники и технологии, организации труда, рационализаторских предложений иизобретений;
— методы исредства проведения вычислительных работ;
— правилаоформления материалов для заключения договоров;
— организациюоперативного и статистического учета;
— порядок и срокисоставления отчетности;
— отечественный и зарубежный опыт рациональной организации экономическойдеятельности предприятия в условиях рыночной экономики;
— экономику,организацию производства, труда и управления;
— основы технологиипроизводства;
— рыночные методыхозяйствования;
— возможности применениявычислительной техники для осуществления технико-экономическихрасчетов и анализа хозяйственной деятельности предприятия,правила ее эксплуатации;
— законодательство отруде;
— правилаи нормы охраны труда.
II. Функции
На экономиста возлагаютсяследующие функции:
2.1.Выполнение работы по осуществлению экономической деятельности предприятия.
2.2. Подготовка отчетности.
2.3. Порядок исполнениялимитов
2.4. Заключение договоров
III. Должностные обязанности
Длявыполнения возложенных на него функций экономистпредприятия обязан:
3.1.Выполнять работу по осуществлению экономической деятельности предприятия,направленной на повышение эффективностии рентабельности производства, качествавыпускаемой и освоение новых видов продукции, достижение высоких конечныхрезультатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовыхресурсов.
3.2. Готовитьисходные данные для составления проектовхозяйственно-финансовой, производственной и коммерческой деятельности (бизнес-планов)предприятия в целях обеспечения роста объемов сбыта продукции и увеличения прибыли.
3.3.Выполнять расчеты по материальным, трудовым и финансовым затратам, необходимыедля производства и реализации выпускаемой продукции, освоения новых видовпродукции, прогрессивной техники и технологии.
3.4. Осуществлятьэкономический анализ хозяйственнойдеятельности предприятия и его подразделений,выявлять резервы производства, разрабатывать меры по обеспечению режимаэкономии, повышению рентабельности производства,конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержекна производство и реализацию продукции, устранению потерь и непроизводительных расходов,а также выявлению возможностей дополнительного выпуска продукции.
3.5.Определять экономическую эффективность организациитруда и производства, внедренияновой техники и технологии, рационализаторских предложений и изобретений.
3.6. Участвовать врассмотрении разработанных производственно-хозяйственных планов, проведенияработ по ресурсосбережению, во внедрениии совершенствовании внутрихозяйственного расчета, совершенствованиипрогрессивных форм организации труда и управления, а такжеплановой и учетной документации.
3.7.Оформлять материалы для заключения хозяйственных договоров, следить засроками выполнения договорных обязательств.
3.8.Осуществлять контроль за ходом выполнения плановыхзаданий по предприятию и его подразделениям,использованием внутрихозяйственных резервов.
3.9. Выполнять работу,связанную с нерегламентными расчетами и контролемза правильностью осуществления расчетных операций.
3.10. Вести учетэкономических показателей результатов производственнойдеятельности предприятия и его подразделений, а также учетзаключенных договоров.
3.11.Готовить периодическую отчетностьв установленные сроки.
3.12.Выполнять работы по формированию, ведению и хранению базы данных экономической информации, вноситьизменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных.
3.13. Участвовать вформировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемыхс помощью вычислительной техники, определять возможность использования готовых проектов, алгоритмов, пакетовприкладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системыобработки экономической информации.
3.15. Выполнять отдельныеслужебные поручения своего непосредственного руководителя.
IV. Права
Экономистимеет право:
4.1.Знакомиться с проектами решенийруководства предприятия, касающимися его деятельности.
4.2. Вноситьна рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связаннойс обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.
4.3. Получатьот руководителей структурных подразделений,специалистов информацию и документы по вопросам,входящим в его компетенцию.
4.4.Привлекать специалистов всех структурных подразделенийпредприятия для решения возложенных на него обязанностей(если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет – сразрешения руководителя предприятия).
4.5. Требовать от руководства предприятияоказания содействия в исполнении своих должностных обязанностейи прав.
V.Ответственность
Экономистнесет ответственность:
5.1. Занеисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей,предусмотренных настоящей должностной инструкцией,в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. Засовершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — впределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.3. За причинениематериального ущерба — в пределах, определенныхтрудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
Зам. главного врача поэкономике ____________________
1 января 2011 г.
Согласовано:
Начальникюридического отдела _____________________________
1 января 2011 г.
С инструкциейознакомлен: _______________________
1 января 2011 г.
2. Практическая часть 2.1 Паспорт медицинской организации
Паспорт МУЗ поликлиники №15 Содержание 1. Код территории по ОКАТО 540401001000 2. ОГРН ЛПУ 355464555385 3. Наименование МУЗ поликлиники № 15 4. Наименование ЛПУ Муниципальное учреждение здравоохранения поликлиника № 15 5. ИНН 540401001 6. Код причины постановки на учет 7. Код по ОКВЭД :85.11 8. Код ведомства по ОКОГУ, к которому принадлежит ЛПУ 9. Почтовый индекс адреса ЛПУ 630155 10. Наименование района Октябрьский 11. Наименование города Новосибирск 12. Наименование населенного пункта 13. Наименование улицы Б.Богаткова 14. Номер дома (владение) 222 15. Главный врач (ФИО) Проталина В.В. 16. Телефон 335335
Регистр врачей ифельдшеров, имеющих право на выписку льготных рецептов Содержание 1. Код территории по классификатору ОКАТО 540401001000 2. Идентификационный номер (код) врача 125 3. Фамилия врача Филатов 4. Имя Александр 5. Отчество Владимирович 6. Дата рождения (ГГГГ/ММ/ДД) 17.07.67 7. Дата внесения в регистр врачей, имеющих право на выписку льготных рецептов 19.08.2002 г. 8. ОГРН медицинского учреждения места работы 355464555385 9. Код профиля врачебной специальности 10. Занимаемая должность терапевт 11. Дата приема на работу 15.05.2000 г. 12. Дата выдачи сертификата 13. Код профиля врачебной специальности по выданному сертификату 002-93: 081200
Перечислить основныедоговоры, обеспечивающие жизнедеятельность лечебно-профилактического учрежденияи безопасность оказания услуг пациентам:Виды услуг
Договора не
заключаются Контракт
Договор о
совместной
деятельности
Другое
(укажите) 1.1. Водоснабжение, канализация, теплоснабжение, электроснабжение
Договор № 2 от 12.01.2011 г.;
Договор № 5 от 18.01.11 г.;
Договор № 123 от 22.01.11 г. 1.2. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация Договор № 88 от 05.01.11 г. 1.3. Вывоз всех видов мусора и отходов Договор № 435 от 15.01.11 г. 1.4. Средств пожарной сигнализации Договор № 3344 от 28.01.11 г. 1.5. Стирка белья Договора не заключаются Собственная прачечная 1.6. Техническое обслуживание лифтов Договор № 44 от 12.01.11 г. Документы, подтверждающие профессиональную пригодностьруководителя организации, или лица, уполномоченного им для руководствадеятельностью: Проталина В.В. имеет Высшую квалификационную категорию,заслуженный врач России, два высших образования: медицинское и экономическое.
Среднее количествопосещений лечебно-профилактического учреждения в день 130 .
Численность сотрудников:штатных — 448 чел.;
Внештатных- 38 чел;
по штатному расписаниюврачей — 105;
среднего медицинскогоперсонала — 150;
фактически работаетврачей -105;
среднего медицинскогоперсонала – 133.
Перечень услуг,предоставляемых на хозрасчетной основе приведены в приложении 1.
Сведения о зданиях и помещениях, используемых дляпредоставления услуг:
Здание поликлиники находится по адресу: г. Новосибирск, ул. Б.Богаткова, д. 220/1.
№ п/п Фактический адрес зданий и отдельно расположенных помещений
Вид и назначение зданий и помещений (административные и лечебные, бальнеологические и т.п.), их общая площадь
(кв. м)
Форма владения, пользования (собственность, оперативное управление, аренда и т.п.)
и наименование организации-собственника, арендодателя /> /> 1 2 3 4 /> г.Новосибирск, ул.Б.Богаткова, д. 222 Общего пользования (административное и лечебное) – 2200 кв.м. Оперативное управления. /> 2.2 Анализ финансовогосостояния медицинской организации
Финансовое состояниеорганизации характеризуется размещением и использованием средств и источникамиих формирования.
Сигнальным показателем, вкотором проявляется финансовое состояние предприятия, выступаетплатежеспособность организации, также финансовое положение определяется всейсовокупность хозяйственных факторов.
Анализ финансовогосостояния позволяет оценить сложившееся положение, вскрыть неиспользованныерезервы, оптимизировать управление финансами организации.
Анализ ликвидности
Предприятие считаетсяликвидным, если его текущие активы превышают текущие обязательства. Анализликвидности баланса выполняется для оценки кредитоспособности предприятия.Углубленным является анализ ликвидности, рассчитанный при помощи коэффициентов.
В практике учета всеактивы делятся по степени сроков возможной реализации, а пассивы — по временинаступления обязательств на следующие четыре группы.
А1-быстрореализуемыеактивы. К ним относятся все статьи баланса по учету денежных средств и ценныебумаги
А1= баланс-стр.250+стр260
А2-средереализуемыеактивы, к ним относятся дебиторская задолженность со сроком гашения до года ипрочие оборотные активы
А2=баланс-стр240+стр270
А3-медленно реализуемыеактивы
А3=баланс-стр210+стр220+стр230
А4-трудно реализуемыеактивы, к ним относятся статьи раздела I актива баланса — внеоборотные активы
А4=баланс-итоговая стр190
П1-краткосрочныеобязательства, кредиторская задолженность
П1=-баланс-стр.620
П2-среднесрочные пассивы,к ним относятся краткосрочные займы и прочие краткосрочные пассивы
П2=баланс-стр.610+стр.630+стр.650+стр.660
П3-долгосрочные пассивы,это долгосрочные кредиты и займы
П3=баланс-стр.590
П4-остоянные пассивы, этокапитал, резервы, доходы будущих периодов
П4=баланс-стр490+стр640
Таблица 1Актив На 1.01.10 г. На 1.01. 11 г. Пассив На 1.01.10 г. На 1.01. 11 г. Состояние 2-5 3-6 1 2 3 4 5 6 7 8 А1 2 96 П1 3178 966 -3176 -870 А2 560 58 П2 1542 42 -982 16 А3 12913 10721 П3 912 3927 12001 6794 А4 14816 18758 П4 22569 24923 -7753 -6165 1.А1 на начало= 0+2=2 П1 на начало=3178 2.А2 на начало= 548+12=560 П2 на начало =1542+0+0+0=1542 3.А3 на начало= 12249+664=12913 П3 на начало =912 4.А4 на начало= 14816 П4 на начало = 22587+72=22569 1.А1 на конец=0+96=96 П1 на конец = 966 2.А2 на конец= 561+22=583 П2 на конец =42+0+0+0=42 3.А3 на конец= 10721 П3 на конец = 3927 4.А4 на конец = 18758 П4 на конец = 24411+512=24923 /> /> /> /> /> /> /> /> />
Баланс считаетсяабсолютно ликвидным, если: А1 больше либо равно П1; А2 больше либо равно П2; А3больше либо равно П3; А4 меньше либо равно П4. Выполняется 3,4,5 условия.
Анализ ликвидностикоэффициентов
Более детальным иуглубленным является анализ ликвидности, рассчитанный при помощи финансовыхкоэффициентов. Такой анализ проводится для исследования изменений устойчивостиположения предприятия и проведения сравнительного анализа.
Таблица 2Показатель 2008 2009 2010 1.Коэффициент покрытия= ((А1+А2+А3)-РБП)/(П1+П2) 2,85 11,96 10,79 2.Коэффициент общей ликвидности = (А1+0,5А2+0,3А3)/(П1+0,5П2+0,3П3) 0,98 0,76 1,54 3.Коэффициент абсолютной ликвидности= А1/(П1+П2) 0,10 4.Коэффициент критической ликвидности= (А1+А2)/(П1+П2) 0,12 5,0 0,15 5.Коэффициент текущей ликвидности = (А1+А2+А3)/(П1+П2) 2,85 11,96 10,79 6.Коэффициент быстрой ликвидности = А1/П1 0,012 0,10 7.Коэффициент соотношения краткосрочной дебиторской и кредиторской задолженности = КДЗ/ККЗ 0,17 11,47 0,58 8.Коэффициент соотношения долгосрочной дебиторской и кредиторской задолженности=ДДЗ/ДКЗ 9.Доля оборотных средств в активах= (А1+А2+А3)/Б 0,48 0,53 0,36 10.Коэффициент обеспеченности собственными средствами= (П4-А4)/(А1+А2+А3) 0,57 0,61 0,57
За 2008 год
1.Коэффициент покрытия =((2+560+12913) -0)/ (3178+1542) = 13475/4720 =2,85
2.Коэффициент общейликвидности = (2+0,5*560+0,3*12913) / (3178+0,5*1542+0,3*912)=4155,9/4222,6=0,98
3. Коэффициент абсолютнойликвидности = 2/(3178+1542)=0,00
4.Коэффициент критическойликвидности = (2+560)/ (3178+1542) = 562/4720 =0,12
5.Коэффициент текущейликвидности = (2+560+12913)/ (3178+1542) = 2,85
6.Коэффициент быстройликвидности=2/3178=0,00
7.Коэффициент соотношениякраткосрочной дебиторской и кредиторской задолженности = 548/3178=0,17
8.Коэффициент соотношениядолгосрочной дебиторской и кредиторской задолженности = 0/0=0
9.Доля оборотных средствв активах = ((2+560+12913))/28291=0,48
10.Коэффициентобеспеченности собственными средствами = (22569-14816)/(2+560+12913)=7753/13475=0,57
За 2009 год.
1.Коэффициент покрытия =((7+6553+9135)-0)/(570+742) =15695/1312 = 11,96
2.Коэффициент общейликвидности = (7+0,5*6553+0,3*9135) / (570+0,5*742+0,3*23279) =6024/7924,7=0,76
3.Коэффициент абсолютнойликвидности=7/(570+742)=0,00
4.Коэффициент критическойликвидности = (7+6553)/ (570+742) = 6560/1312 =5,0
5.Коэффициент текущейликвидности = (7+6553+9135)/ (570+742) = 11,96
6.Коэффициент быстройликвидности =7/570=0,012
7.Коэффициент соотношениякраткосрочной дебиторской и кредиторской задолженности = 6539/570=11,47
8.Коэффициент соотношениядолгосрочной дебиторской и кредиторской задолженности =0/0=0
9.Доля оборотных средствв активах = (7+6553+9135) /29378= 15695/ 29378 =0,53
10.Коэффициентобеспеченности собственными средствами = (23279-13683)/ (7+6553+9135)=9596/15695=0,61
За 2010 год
1.Коэффициент покрытия =((96+58+10721) -0)/ (966+42) = 10875/1008 =10,79
2.Коэффициент общейликвидности = (96+0,5*58+0,3*10721) /(966+0,5*42+0,3*3927) =3341,3/2165,1=1,54
3.Коэффициент абсолютнойликвидности=96/(966+42)=0,095
4.Коэффициент критическойликвидности = (96+58)/(966+42)=0,15
5.Коэффициент текущейликвидности = (96+58+10721)/(966+42)=10,79
6.Коэффициент быстройликвидности = 96/966=0,099
7.Коэффициент соотношениякраткосрочной дебиторской и кредиторской задолженности = 561/966=0,58
8.Коэффициент соотношениядолгосрочной дебиторской и кредиторской задолженности =0/0=0
9.Доля оборотных средствв активах = (96+58+10721)/30158=0,36
10.Коэффициентобеспеченности собственными средствами = (24923-18758)/ (96+58+10721)= 0,57
Коэффициент покрытиязадолженности меньше 2, коэффициент общей ликвидности больше 1, коэффициенттекущей ликвидности меньше 2, коэффициент быстрой ликвидности меньше 0,7,коэффициенты долгосрочных и краткосрочных задолженностей меньше 1.
Данные показателипредставляют интерес не только для руководства предприятия, но и для внешнихсубъектов анализа: коэффициент абсолютной ликвидности, коэффициентыдолгосрочной и краткосрочной задолженности — для поставщиков сырья иматериалов; коэффициент быстрой ликвидности — для банков; коэффициент текущейликвидности для инвесторов.
Коэффициенты устойчивости
В структуре имуществапредприятия должна соблюдаться определенная пропорциональность, котораяобеспечит его устойчивое состояние и развитие. Для выполнения расчетов поопределению устойчивости финансового положения составляем таблицу 3.
За 2009 г.
К.автономии =(22587+72)/28297=0,80
К.мобильности средств=2/28297=0,00
К. маневренности средств= (2-3178)/2=-1588
К.соотношения собственныхсредств к заемным =22587/ (912+4792) = 3,95.
Таблица 3Показатель 2009 2010 2011 1 2 3 4 1.К.автономии = стр. (490+640+650) /300 0,80 0,79 0,84 2.К.мобильности средств = стр. (250 + 260) / 300 или А1 / (А1+А2+А3+А4) 0,00 0,00 0,003 3.К. маневренности средств (чистая мобильность) = стр. (А1-П1) / А1 -1588 -80,43 -9,06 4.К.соотношения собственных средств к заемным = стр.490 / (590+690) 3,95 3,76 4,48
финансовыйпланирование медицинский организация
За 2010 г.
К.автономии =(23207+72)/29378 =0,79
К.мобильности средств=7/29378=0,00
К. маневренности средств= (7-570)/7=-80,43
К.соотношения собственныхсредств к заемным =23207/ (4787+ 1384) = 3,76
За 2011 г.
К.автономии =(24711+512)/30158=0,84
К.мобильности средств=96/30158=0,003
К. маневренности средств= (96-966)/96=- 9,06
К.соотношения собственныхсредств к заемным =24411/ (3927+1520) = 4,48
Рекомендуемый коэффициентавтономии равен 0,5, рост коэффициента свидетельствует об увеличении финансовойнезависимости предприятия. У организации коэффициент автономии вырос в 2010 г.до 0,84.
Рекомендуемый коэффициентмобильности средств равен 0,5, рост коэффициента свидетельствует об увеличениипотенциальной возможности превратить активы в ликвидные средства. Коэффициентравен 0,003, то есть является очень низким.
Рекомендуемый коэффициентманевренности средств равен 0,5, значение -9,06 — отрицательно характеризуетфинансовое состояние предприятия.
Коэффициент соотношениясобственного капитала к заемным средства вырос с 2009 г на 2010 г., исоставляет 4,48. Рекомендуемый норматив — 1. Показывает обеспеченностьзадолженности собственным капиталом.2.3 Экспресс методикаопределения финансовых потребностей предприятия при организации ПХД
1. Рассчитать сумму всех затратпредприятия по элементам себестоимости на месяц.
Заполните таблицу 4.
Таблица 4
Показатели
Сумма, тыс.руб.
Уровень,% Затраты на оплату труда и ЕСН 427,2 25 Материальные затраты 769,0 45 Переменные затраты 512,8 30 Итого затрат 1709,2 100
1) Затраты на оплату труда = 385*1,11 = 427,2тыс.руб.
2) Материальные затраты в % = 100 – 30 –25 = 45%
3) Материальные затраты в сумме = 427,2:25*45= 769,0 тыс.руб.
4) Переменные затраты в сумме = 427,2:25*30= 512,8 тыс.руб.
5) Итого затрат = 427,2 + 769 +512,8 = 1709тыс.руб.
6) Проверка = 427,2:25*100 = 1709тыс.руб.
2. Используя данныетаблицы 1 рассчитать сумму месячного дохода данного предприятия
К покр. = Доходымес./Расходы мес. =2
Доходы мес. = 2* Расходымес.
Доходы мес. = 2*1709 = 3418тыс.руб.
3. Определитьсреднемесячную цену одной услуги, используя данные таблицы 5 и аналитическиеданные предприятия предыдущего периода.
Таблица 5
Виды услуг
Цена услуги, тыс. руб.
Сред-няя цена ед. услуги
Кол-во услуг, шт.
Среднее кол-во услуг
Выручка от продажи, тыс.руб.
Уровень, %
Примечание Услуга А
45 215 33 13 1470
43 Услуга Б
250 2 410
12 Услуга В
350 4 1538
45 Итого
645 - 39 - 3418
100
1) Выручка от продажи услуги А =3418:100*43= 1470 тыс.руб.
2) Выручка от продажи услуги Б = 3418:100*12= 410 тыс.руб.
3) Выручка от продажи услуги В = 3418:100*45 = 1538 тыс.руб.
4) Итого выручка = 1470 +410 +1538 = 3418тыс.руб.
5) Количество услуг А = 1470:45 = 33 шт.
6) Количество услуг Б = 410:250 = 2 шт
7) Количество услуг В = 1538:350 = 4 шт
8) Итого количество услуг 33+2+4 = 39шт.
9) Итого цена услуг =45+250+350 = 645 тыс.руб.
3) Ц ср = 645:3 = 215 тыс.руб. – средняя цена ед.услуги
4) У ср = 39:3= 13 шт. – среднее количество услуг.
4. Рассчитать нормупривлечения договоров — намериней для выполнения плановых заданий, обоснованныхв таблице 6, с учетом теории рисков.
Таблица 6
Вид услуги
Количество договоров, шт. (план)
Коэффициент
риск-менеджмента
Количество договоров с учетом рисков Услуга А 33 1,11 36,6 Услуга Б 2 1,11 2,2 Услуга В 4 1,11 4,4 Итого 39 - 43,2
5. Рассчитать суммупрочих затрат, направленных на увеличение количества потенциальных клиентов.Использовать данные таблицы 7.
Таблица 7 — Сметапеременных расходов предприятия в месяц
Статьи затрат
Сумма, тыс.руб.
Уровень, % Содержание ОФ 71,79 14 Затраты на связь 51,28 10 Затраты на коммунальные услуги 128,2 25 Затраты на оплату труда собст.-ков., АУП, ИТР, РВП 205,12 40 Затраты на информацию 46,15 9 Финансовые затраты 10,26 2 Итого 512,8 100
1) Содержание ОФ = 512,8:100*14 = 71,79тыс.руб.
2) Затраты на связь = 512,8:100*10 = 51,28тыс.руб.
3) Затраты на коммунальные услуги = 512,8:100*25= 128,2 тыс.руб.
4) Затраты на оплату труда собст.-ков.,АУП, ИТР, РВП = 512,8:100*40 = 205,12 тыс.руб.
5) Затраты на информацию = 512,8:100* 9= 46,15 тыс.руб.
6) Финансовые затраты = 512,8:100*2 = 10,26тыс.руб.
Определить сумму прочихзатрат:
Сумма прочих затрат =Себестоимость *0,3*,7 = 1709*0,3*0,7 = 358,89 тыс.руб.
6. Рассчитать ценусредней услуги и цену каждой услуги с учетом рисков, определите коэффициентувеличения цены
Цена усл.ср.уточ. = Объемвыручки от продаж +сумма прочих расходов / среднемесячное количество услуг
Среднее количество услугс учетом рисков = 43,2:3 = 14 шт.
Ц усл.ср.уточ. = (3418+ 359)/13=3777/13 = 291 тыс.руб.
7. Коэффициент увеличенияцены = 291/215 = 1,35
14) Кувел цены = (Ценаусл.ср.уточ.*100/Цена усл.ср.)-100
Кувел цены = 291*100/215– 100 = 35,35%
Заключение
Очевидная взаимосвязьфинансового планирования и финансового контроля свидетельствует о том, что дляуспешного функционирования единой системы нужна увязка целей и задач развитияпредприятия. А для этого нужно осуществить переход от традиционной схемыорганизации финансового планирования и контроля к использованию процессногоподхода.
Мировой опыт последнихдесятилетий показывает, что разрабатываемые стандарты комплексного планированияи управления предприятием становятся все более ориентированными на процессы.Основным понятием процессной методики является бизнес-процесс, т.е.целенаправленная последовательность операций и событий (например, процессформирования комплексного финансового плана). Конечной целью такого подходаявляется синхронизация деятельности предприятия с потребностями потребителя,что обеспечивает повышение уровня конкурентоспособности предприятия.
Подводя итог, можносформулировать следующие выводы:
— работу посовершенствованию организации финансового планирования и контроля напредприятии необходимо начинать с выявления существующих проблем, которыевыступают в качестве факторов, ограничивающих достижение поставленных целейпредприятия;
— систему финансовогопланирования и контроля необходимо рассматривать как составной элемент всейсистемы планирования на предприятии, используя единый подход к выбору методов иинструментов для всех видов составляемых на предприятии планов;
— предприятие, взависимости от наличия у него тех или иных проблем в области финансовогопланирования, должно делать акцент на определенные функции финансовогопланирования, уделяя их реализации наибольшее количество сил и средств;
— совершенствуяорганизацию финансового контроля на предприятии, необходимо также выявитьпроблемы предприятия в этой области и затем обозначить те элементы системы,которые подлежат оптимизации;
— переход предприятия кпостроению своей деятельности на основе процессного подхода позволяет устранитьнедостатки, характерные для традиционной схемы организации.
Список использованнойлитературы
1. Акулов В.Б. Финансовый менеджмент.- Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2007.- 136 с.
2. Бурцев В.В. Система финансовогоконтроля// Библиотека финансового менеджера.
3. Бухалков М.И. Внутрифирменноепланирование. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 392 с.
4. Ильин А.И. Планирование напредприятии. — Мн: ООО «Новое знание», 2002. — 635 с.
5. Репин В.В. Финансовое планированиеи управленческий учет: проблемы внедрения/http://finexpert.ru.
6. Реформирование предприятий.Типовая программа. Методические рекомендации. Опыт реструктуризации. Сб.документов. — М.: Издательский центр «Акционер», 2004. — 151 с.
7. Романова М.В. Формированиефинансовой политики предприятия: Управление финансами// Финансы и кредит. — 2003.- № 8. — С. 25-34.