Реферат по предмету "Финансовые науки"


Налогообложение в Литовской республике

СОДЕРЖАНИЕ
Налогообложениев Литовской Республике
Список использованной литературы

1.  
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕВ ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Литва, входившая ранее в числе других союзныхреспублик в состав Советского Союза, расположена на восточном побережьеБалтийского моря и является ближайшим западным соседом нашего государства. Всентябре 1991 г. Литва получила независимость, тогда же республика стала членомООН. 1 мая 2004 г. Литва вступила в Европейский союз и в НАТО.
После провозглашения независимости большинствопромышленных предприятий республики, созданных во времена существования СССР,оказались в сложной экономической ситуации, потеряв производственные связи, имногие из них были закрыты.
Сегодня основу промышленности Литвы составляют 580предприятий в области энергетики, машиностроения и металлообработки, а такжехимии. Поскольку значительная территория республики занята лесными массивами,хорошо развита лесная и деревообрабатывающая промышленность.
Валовой внутренний продукт Литвы в 2009 г. составил32329,3 млн. евро (в расчете на одного жителя — 9613 евро) и по сравнению с 2008г. увеличился на 3,2%.
Спектр организационно-правовых форм предприятий,существующих в Литве, представлен следующими их видами:
— Akcine Bendrove — Открытая акционерная компания сограниченной ответственностью;
— Uzdaroji Akcine Bendrove — Закрытая акционернаякомпания с ограниченной ответственностью;
— Tikroji Ukine Bendrija — Партнерство снеограниченной ответственностью;
— Komanditine Ukine Bendrija — Партнерство сограниченной ответственностью;
— Zemes Ukio Bendrove — Сельскохозяйственнаякомпания с ограниченной ответственностью;
— Valstybine Imone — Государственное предприятие;
— Savivaldybes Imone — Муниципальное предприятие;
— Kooperatine Bendrove — Кооператив;
— Personaline Imone — Частный предприниматель;
— Branch — Филиал иностранной компании;
— Representative office — Представительствоиностранной компании [1, с.442].
Налогообложение в Литве производится в соответствиис законом о налоговом регулировании, а также рядом законов об отдельных видахналогов и сборов.
Главным налоговым органом Литовской Республики являетсяГосударственная налоговая инспекция. Налог на пользование государственнымиприродными ресурсами, налог на пользование нефтегазовыми ресурсами, а такженалог на загрязнение окружающей среды взимаются Министерством по вопросамокружающей среды.
Основные виды налогов и сборов:
— налог на добавленную стоимость;
— акцизный сбор;
— подоходный налог;
— налог на прибыль юридических лиц;
— налог на недвижимое имущество предприятий иорганизаций;
— земельный налог;
— налог на пользование государственными природнымиресурсами;
— налог на пользование нефтегазовыми ресурсами;
— налог на аренду государственных земель и водныхобъектов.
К косвенным налогам относится налог на добавленнуюстоимость, общая ставка которого составляет 19%.
Особые ставки по НДС применяются на:
— услуги по отоплению — 9%;
— услуги маршрутного пассажирского транспорта — 5%;
— экспортные операции — 0% [1, с.446].
В соответствии с законом о НДС, объектомналогообложения для этого налога является добавленная стоимость, созданная иреализованная в процессе производства товаров, выполнения работ, оказанияуслуг, а также импорта товаров. НДС не взимается с медицинских истоматологических услуг, медикаментов, медицинских товаров и оборудования;социальных услуг, предоставляемых центрами дневного ухода и домами дляпрестарелых; образовательных, научных и культурных услуг, предоставляемыхсоответствующими организациями; почтовых услуг (кроме пересылки посылок),страховых и банковских услуг (в соответствии с перечнем, установленнымПравительством Литовской Республики). НДС не взимается также с операций покупле-продаже ценных бумаг. От уплаты НДС освобождаются предприятия,зарегистрированные в свободных экономических зонах.
НДС рассчитывается и уплачивается в бюджетюридическими лицами, организациями без статуса юридического лица,подразделениями иностранных предприятий и организаций, осуществляющимидеятельность на территории Литвы, а также физическими лицами. Обязанызарегистрироваться в качестве плательщика НДС лица, чей годовой доход отреализации товаров и услуг превышает 29000 евро. Лица с доходом менее 29000евро не обязаны регистрироваться в качестве плательщиков НДС.
Лица, годовой доход которых превышает 29000 евро,вправе зарегистрироваться в качестве плательщиков НДС и рассчитывать иуплачивать суммы НДС в государственный бюджет начиная со следующего месяцапосле месяца регистрации. НДС на операции по импорту взимается по ставке 19%согласно порядку уплаты таможенной пошлины.
Ряд товаров не облагается НДС, включая:
— товары, импортируемые в качестве помощи (в порядкеи в случаях, установленных правительством республики);
— товары, импортируемые частными лицами, в объеме,не превышающем установленный предел;
— товары, импортируемые иностранными посольствами,консульствами и международными организациями;
— иные товары согласно положениям законодательстваЛитовской Республики.
Согласно статье 25 Закона Литовской Республики о НДСнулевая ставка НДС для операций по экспорту применяется в следующих случаях:
— экспорт товаров, в том числе товаров, временно ввезенныхдля переработки, и произведенных из них товаров, которые были вновь вывезены заграницу Литвы;
— международная перевозка пассажиров и (или) грузов(включая дополнительные услуги — погрузку, разгрузку и пр., связанные смеждународной перевозкой грузов), а также посреднические услуги, если онисвязаны с оказанием перечисленных выше услуг;
— определенные услуги туристических агентств;
— предоставление, комплектование, ремонт,эксплуатация и аренда средств воздушного и водного транспорта для перевозкипассажиров и грузов по международным маршрутам;
— помещение товаров под режим таможенного склада, вмагазин беспошлинной торговли, в свободную экономическую зону и в свободныйсклад;
— непосредственная оплата иностранными резидентамитоваров и услуг, связанных с производством товаров для экспорта и реэкспорта[3, с.270].
Нулевая ставка НДС применяется к следующим услугам:
— услугам, связанным с недвижимым имуществом,создаваемым (или намечаемым к созданию) за пределами Литвы; услугам агентов иоценщиков, подрядчиков, проектировщиков, архитекторов, техническогостроительного надзора и пр.;
— услугам, оказываемым за пределами Литвы, в сфереискусства, культуры, науки, спорта, обучения и образования, а также оказываемымза пределами Литвы услугам по обслуживанию движимого имущества;
— услугам по передаче авторских и сопутствующихправ, исключительных прав на использование патента, промышленного образца имодели, торговой марки, а также консультационным, юридическим, аудиторским,бухгалтерским, рекламным услугам, услугам по исследованию рынка, обеспечениюсвязи, созданию программного обеспечения и посредническим услугам (связанным соказанием вышеперечисленных услуг) — при условии, что услуга оказываетсяиностранному юридическому лицу;
— услугам по аренде движимого имущества, финансовойаренде (так называемому лизингу) движимого имущества, если услуга оказываетсяиностранному юридическому лицу, и при условии представления арендодателемдокументов, подтверждающих, что имущество будет использоваться за пределами Литвы.
Плательщик НДС, желающий применить нулевую ставкуНДС, должен иметь документы, подтверждающие, что товары признаныэкспортированными в соответствии с правилами, установленными Таможеннымуправлением Министерства финансов Республики Беларусь.
Акцизный сбор в Литве уплачивается юридическими ифизическими лицами, являющимися производителями и (или) импортерами товаров,облагаемых акцизным сбором. Исключением является уплата акцизного сбора сосжиженного газа для автомобилей, в этом случае акциз уплачивается продавцомсжиженного газа. Предприятия, зарегистрированные в свободной экономическойзоне, освобождаются от уплаты акцизного сбора.
В соответствии с законом о налоге на прибыль прибыльи (или) доход литовского налогоплательщика (т.е. юридического лица, зарегистрированногов порядке, установленном литовским законодательством) и иностранногоналогоплательщика облагается налогом на прибыль. Литовские налогоплательщикиуплачивают налог на прибыль с прибылей и (или) доходов, полученных отдеятельности в любой стране мира. Иностранные налогоплательщики (нерезиденты)уплачивают налог на прибыль с прибылей и (или) доходов, полученных отдеятельности на территории Литвы [1, с.454].
Общая ставка налога на прибыль предприятий (заисключением сельскохозяйственных) с 2009 г. — 20%. Нулевая ставка применяетсяналогоплательщиками, выпускающими сельскохозяйственную продукцию и оказывающимиспециализированные услуги предприятиям сельского хозяйства, но лишь в томслучае, если указанные виды деятельности налогоплательщика приносят более 50%прибыли компании. Ставка 13% применяется всеми налогоплательщиками, прибылькоторых за налоговый период не превышает 500000 литов (144810 евро), а числоработников не превышает 10 человек. Дополнительные льготы предоставляютсяналогоплательщикам, зарегистрированным и осуществляющим предпринимательскуюдеятельность в свободных экономических зонах.
Налоговым периодом по налогу на прибыль юридическихлиц является календарный год. Особый налоговый период может быть установлен длятех юридических лиц, деятельность которых носит сезонный характер, при условии,что особый период будет оставаться неизменным и равным 12 месяцам. Налог наприбыль юридических лиц уплачивается в авансовом порядке за исключениемпредусмотренных законом о налоге на прибыль случаев.
Вновь созданные юридические лица освобождаются отуплаты налога на прибыль в течение первого налогового периода. Однако во второмналоговом периоде налогоплательщики, выбравшие схему авансовых платежей исходяиз результатов деятельности за прошлый год, начинают их перечисление с десятогомесяца налогового периода. Если сумма дохода за предыдущий налоговый год непревысила 29000 евро, налогоплательщик не обязан в текущем налогвоом годууплачивать налог на прибыль в авансовом порядке.
Налогоплательщик обязан подать налоговые декларациипо налогу на прибыль за последний календарный год (налоговый период) не позднее1 октября последующего года (т.е. первого числа десятого месяца следующегоналогового периода). Если сумма налога, исчисленная в налоговой декларации,превышает сумму, уплаченную в течение налогового периода, — налогоплательщикобязан не позднее последнего дня срока подачи налоговой декларации уплатитьразницу в указанных суммах. Если сумма налога, исчисленная в налоговойдекларации, меньше суммы, уплаченной в течение налогового периода,налогоплательщику возмещается разница.
Ставка 10% применяется к прибыли (без каких бы то нибыло вычетов) иностранного юридического лица, полученной от реализации(продажи, передачи, сдачи в аренду и финансовую аренду) недвижимого по своейприроде имущества, расположенного на территории Литвы. Иностранное юридическоелицо, получившее прибыль от такой реализации, имеет право обратиться в местныйналоговый орган с заявлением о перерасчете суммы налога на прибыль, которая ужебыла исчислена и уплачена. Проценты по кредитам также облагаются налогом надивиденды по ставке 10%. Прибыль, полученная в виде процента на депозиты исубординационные займы, отвечающие критериям, установленнымнормативно-правовыми актами Литовского банка, налогами не облагается. Процентыпо государственным ценным бумагам, размещенные на международном фондовом рынке,также не облагаются налогами. Проценты по кредитам, предоставленным литовскимюридическим лицам иностранными банками и международными финансовымиорганизациями, включенными в одобренный министром финансов перечень, облагаютсяналогом по ставке 10% с 1 января 2003 г. Дивиденды, полученные и выплаченныелитовскими юридическими лицами, а также иной доход, полученный в результате распределенияприбыли, облагаются налогом по ставке 20%. При условии, что литовскоеюридическое лицо обладает не менее чем 10% голосующих акций (уставногокапитала) литовского или иностранного юридического лица, дивиденды, получаемыеим непрерывно в течение не менее чем 12 месяцев, не облагаются налогом наприбыль. Однако это положение не применяется в случае, если налогооблагаемаяприбыль литовского юридического лица, выплачивающего дивиденды, не облагаетсяналогом.
Литва подписала соглашения об избежании двойногоналогообложения с Арменией, Беларусью, Германией, Данией, Ирландией, Исландией,Италией, Канадой, Китаем, Казахстаном, Латвией, Молдовой, Нидерландами,Норвегией, Польшей, Португалией, Румынией, Словакией, Словенией, США, Турцией,Узбекистаном, Украиной, Финляндией, Францией, Хорватией, Чехией, Швейцарией,Швецией, Эстонией [7, с.39].
Если соответствующие льготы не предусмотреныдоговором об избежании двойного налогообложения, литовские юридические лицамогут получить налоговый кредит по иностранным налогам, уплаченным с полученнойза границей прибыли. В целях налогообложения в Литве все компаниирассматриваются как отдельные и независимые субъекты налогообложения, поэтомуподача консолидированных налоговых деклараций не предусмотрена. Физическое лицопризнается резидентом, если оно находится на территории более 183 дней в рамкахлюбого 12-месячного периода, начинающегося или заканчивающегося в течениесоответствующего налогового года, или если это лицо имеет постоянное местожительство в Литве. Все литовские резиденты обязаны уплачивать подоходный налогпо различным ставкам в зависимости от вида источника дохода. Нерезидентыуплачивают подоходный налог с дохода, полученного на территории Литвы.Юридические лица, зарегистрированные и осуществляющие предпринимательскуюдеятельность в свободной экономической зоне, имеют право на налоговую льготу поналогу на прибыль в размере 80% в течение первых пяти лет с момента регистрациии на налоговую льготу по тому же налогу в размере 50% в течение последующихпяти лет.
Юридические лица, 30% капитала которых принадлежатиностранному инвестору (инвесторам), вложившему не менее 1 млн. долларов, имеютправо на налоговую льготу по налогу на прибыль в течение первых пяти лет смомента регистрации и на налоговую льготу по тому же налогу в размере 50% втечение последующих десяти лет.
Важно отметить изменения, произошедшие в 2009 г. вэкономике Литовской Республики и затронувшие в первую очередь сферуналогообложения.
Сейм Литвы утвердил «антикризисный» бюджетна 2010 г., а под него «переписал» большинство налогов. Среди самыхважных изменений, которые вступили в силу с 1 января 2010 г., — увеличениеналога на прибыль с 15% до 20%, повышение ставки НДС с 18% до 19% иодновременная отмена большинства льгот по нему. Повысились акцизы на сигареты,алкоголь и горючее. Подоходный налог снизился с 24% до 21%.
Правительство планирует также с середины нынешнегогода ввести налог на автомобили, которые принадлежат как компаниям, так ичастным лицам. Правительство одобрило снижение ставки подоходного налога снаселения до 15%. Однако кроме подоходного налога с населения теперьуплачивается самостоятельный 6-процентный взнос страхования здоровья.Распределенная прибыль (дивиденды) будет облагаться 20-процентным подоходнымналогом.
Не облагаемый налогами размер доходов (далее — ННРД)будет распространяться только на лиц, получающих низкие доходы. Годовой ННРД неможет быть выше 5640 литов или 470 литов в месяц. Такая сумма не будетоблагаться налогом, если годовой доход жителя не превысит 9600 литов (800 литовв месяц). С ростом доходов ННРД последовательно уменьшается и нераспространяется на месячные доходы, превышающие 3150 литов [1, с.457].
Также в Литве решили отказаться от подоходногоналога на льготные проценты с кредита, взятого на строительство илиприобретение жилья.
С начала 2010 г. предусмотрено отказаться отприменяемых в настоящее время, а также от еще не вступивших в силу льготныхставок НДС. Исключением пока стали только льготы на компенсируемые государствомлекарства и медицинские средства, отказаться от которых планируется с июля 2010г. С сентября запланировано отказаться от льгот по НДС на отопление и горячуюводу.
Какова цель же таких радикальных изменений вналоговой системе?
Литовское правительство надеется, что в результатевсех вышеперечисленных изменений государственный бюджет получит свыше 930 млн.литов дополнительных доходов, из них почти половина суммы — за счет отказа отльгот.
Вместе с проектомбюджета представлены поправки к некоторым другим налоговым законам (налог нанефть и газ, налог на игры и лотереи, налог на право доверия пользоватьсягосударственным имуществом). Благодаря этому в госбюджет должно поступить около90 млн. литов дополнительных доходов.

Список использованной литературы
1. Бобоев М.Р., Мамбеталиев Н.Т.,Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран. Москва.: Гелиос АРВ, 2010. — 588 с.
2. Комиссарова И.П., Марель М.Б.Экспорт, импорт: учет и налоги. Москва.: Налог Инфо, 2007. — 232 с.
3. Маслов Б.Г., Попова Л.В.,Дрожжина И.А. Налоговые системы зарубежных стран. Москва.: Дело и сервис, 2008.- 368 с.
4. Миляков Н.В. Налоги иналогообложение. Москва.: Инфра-М, 2009. — 520 с.
5. Молчанов С.С. Налоги: расчет иоптимизация. Москва.: Эксмо, 2009. — 528 с.
6. Погорлецкий А.И. Налоговоепланирование внешнеэкономической деятельности. Санкт-Петербург.: Изд-воМихайлова В.А., 2006. — 320 с.
7. Ржаницына В.С. Учет иналогообложение операций с иностранными контрагентами. Москва.: Бухгалтерскийучет, 2009. — 184 с.
8. Черник Д.Г., Балакин В.В.,Кирина Л.С. Налоговое консультирование. Москва.: Экономика, 2009. — 439 с.
9. Шевчук Д.А. Оффшоры: инструментыналоговой планирования. Москва.: ГроссМедиа Российский бухгалтер (РОСБУХ),2008. — 200 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.