Реферат по предмету "Финансовые науки"


Налоговая система России: проблемы и перспективы

СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение… 3
Глава 1.Сущность, функции и виды налогов. Принципыналогообложения… 5
1.1. Сущность налогов… 6
1.2. Функции налогов… 8
1.3. Виды налогов… 9
1.4. Принципы налогообложения… 14
Таблица 1.4.1… 15
Система принципов А.Вагнера… 15
Глава 2. Налоговая система Российской Федерации… 19
2.1 Принципы построения налоговой системы… 20
2.2 Федеральные налоги… 21
2.3 Региональные и местные налоги… 22
Глава 3. Налоговая система России: проблемы и перспективы… 24
3.1. Упрощенная система налогообложения: дискриминацияорганизаций со статусом ГУП (МУП)… 25
3.2. Уклонение от налогов и рациональный выборналогоплательщика     27
Заключение… 30
Список использованной литературы… 33
Введение
 
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе смомента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственногоустройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Всовременном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходовгосударства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизмиспользуется для экономического воздействия государства на общественноепроизводство, его динамику и структуру, на состояние научно-техническогопрогресса.
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупныхэтапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних вековгосударство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оноопределяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налоговпоручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. Навтором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственныхучреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя:устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяетэтот процесс более или менее широкими рамка-ми. Роль откупщиков налогов в этотпериод еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап — государствоберет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правилаобложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общиныиграют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментовосуществления экономической политики государства.
Особенно наглядно это проявляется в период перехода откомандно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда вусловиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие наэкономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственногорегулирования экономики.
Государство только в том случае может реально использовать налоги черезприсущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществесоздана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономическойнеобходимости существования налоговой системы, так и установленных государствомправил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налоговогозаконодательства, порядка и условий его функционирования является непременнымусловием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым егочленом.
В настоящее время положение коренным образом изменилось. Абсолютноебольшинство населения страны стало платить те или иные налоги, т.е. стало налогоплательщиками.И поэтому знание  налогового законодательства, налоговая грамотность являютсянеобходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.
Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми главамиКодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также десяткомпостановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями,методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центральногобанка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъектеФедерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативныхактов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущностьналогов, принципы налогообложения;
- рассмотретьосновные виды и функции налогов;
- проанализироватьсовременное состояние экономики России.
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили трудыотечественных и зарубежных ученых, источники энциклопедического характера повопросам экономики.Глава1.Сущность, функции и виды налогов. Принципы налогообложения1.1.Сущность налогов
 
     Исторически возникновение налоговотносится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства.Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственныхдоходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятсяглавным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как частьраспределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общесвенно-экономических формаций, изменения функций и ролигосударства влияют на конкретные формы налогов  изъятий. При феодализмедоминировали различного рода натуральные сборы и повинности  населения. Срасширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежныхналогов в формировании государственной казны.
     В широкомсмысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принужденияи не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездныйплатеж.
     В современной литературе оналогах приводится большое количество раз-личного рода определений налогов. Приэтом во всех определениях подчеркивается, что налог – платеж обязательный.Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными,не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты,взносы, отчисления[1].
     Налоги являются теми платежами,которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает каких-либоконкретных обязанностей государства по отношению к лицу, вносящему эти платежи.Таким образом, к налогам не следует относить платежи, обязанность по уплатекоторых возникает в связи с заключением плательщиками с государством,государственными органами либо иными представителями государства каких-либодоговоров. К налогам также не относятся платежи обязательного характера,взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различногорода компенсационные выплаты.
Часто отмечается, чтоналоги – денежные платежи (взимаются в денежной форме). Разумеется, всовременных условиях большинство налоговых выплат осуществляется в денежнойформе. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примерыосуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многиесовременные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налоговпутем предоставления государству товаров или услуг. Натуральная форма уплатыналогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности. В России вконце 1990-х годов стали использоваться соглашения о разделе продукции, всоответствии с которыми взимание ряда федеральных, региональных и местныхналогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государствоми инвестором[2].
Налоги – один из основныхспособов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с цельюобеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однаконалоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные(федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местногосамоуправления, они могут выступать средством образования различного родафондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, чтозаконодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимобюджетных счетов на счета каких-либо организаций.
В экономическом смысленалоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости –национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства испецифической формой производственных отношений. При перераспределениинационального дохода налоги обеспечивают государственную часть новой стоимостив денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощьюналогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства.Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеетодностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.
Налоговые доходыгосударства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессепроизводства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реальносуществующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия частистоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей.Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства ихозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формированиягосударственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношенийнаходятся в постоянном изменении[3].1.2.Функции налогов
 
Основная функция налогов – фискальная состоит в том, чтобы обеспечиватьгосударство денежными средствами. Посредством фискальной функции реализуетсяглавное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства,аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налоговсредства расходуются государством на содержание административно-управленческогоаппарата, безопасность, реализацию внутренней и внешней политики, выплаты погосударственному долгу, на социальную сферу и т.д.
Регулирующая функцияналогов находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения.Государство всегда влияет на поведение экономических субъектов – физических июридических лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложениядля различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видовдеятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могутлибо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала,повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Налогивлияют на уровень и структуру совокупного спроса, они могут способствоватьрасширению производства в отдельных отраслях или тормозить его. Размеры налоговчасто определяют уровень оплаты труда и его формы. От налогов зависитсоотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.
В отдельных изданиях поналогам можно встретить упоминание о социальной функции налогов, которая реализуетсяпосредством неравного налогообложения разных сумм доходов. В этом случае правомерноговорить о регулирующей функции налогов. В России традиционно распространено утверждение о наличии у налогов контрольной функции. Однако ни один автор неможет объяснить, каким образом обязательные платежи что-либо контролируют самипо себе. Контроль над налогообложением, а отчасти и за распределением средствосуществляют налоговые органы[4].
 1.3.Виды налогов
 
Для обозначения особенностей отдельных видов налогообложенияналоговедение использует следующие критерии и признаки налоговых платежей:
1) по плательщикам;
2) по объектам обложения;
3) по компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборов;
4) по адресности зачисления налоговых платежей;
5) по целевой направленности;
6) периодические и разовые налоги;
7) регулярные и чрезвычайные налоги.
В зависимости от плательщиков все налоги можно разделить на три группы:
ü налоги, уплачиваемыефизическими лицами;
ü налоги, уплачиваемыеюридическими лицами;
ü налоги, уплачиваемыефизическими и юридическими лицами.
К налогам и сборам, уплачиваемым только физическими лицами, относятся: налогина доходы физических лиц, налоги на имущество физических лиц, налоги нанаследство и дарение, социальные налоги (взносы), взимаемые непосредственно сдоходов, полученных физическими лицами, а также отдельные виды сборов. ВРоссийской Федерации к таким налогам относятся: налог на доходы физических лиц;налог с имущества, переходящего в порядке наследования дарения; налог наимущество физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;курортный сбор.          
К налогам и сборам, уплачиваемым только юридическими лицами, относятся:налоги на доход. Прибыль и поступления от капитала юридических лиц (обществ сограниченной ответственностью); налоги на имущество юридических лиц. ВРоссийской Федерации к таким налогам относятся: налог на прибыль организаций;налоги, служащие источниками образования дорожных фондов; плата за пользованиеводными объектами; налог на имущество предприятий; лесной доход.
Наиболее многочисленную группу составляют налоги и сборы, плательщикамикоторых могут одновременно выступать как физические, так и юридические лица. ВРоссийской Федерации к таким налогам и сборам относятся: налог на добавленнуюстоимость; акцизы; единый социальный налог; налог на операции с ценнымибумагами; таможенная пошлина; государственная пошлина; налог на покупкуиностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностраннойвалюте; налог с продаж; единый налог на вмененный доход для определенных видовдеятельности; земельный налог; налог на отдельные виды транспортных средств; другиевиды налогов и сборов.
В зависимости от объекта обложения налоги подразделяются на следующиегруппы:
ü налоги на доходы;
ü налоги на имущество;
ü налоги на реализациютоваров (работ, услуг);
ü налоги на определенные видырасходов;
ü налоги на совершениеопределенных операций;
ü налоги и сборы за правоосуществления определенных видов деятельности.
Налоги на доходы подразделяются на налоги, взимаемые с совокупногодо-хода (общеподоходные), и налоги, взимаемые с отдельных видов доходов. ВРоссийской Федерации к налогам, взимаемым с совокупного дохода плательщиков,относятся налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. Однаков соответствующих актах законодательства предусматриваются особые условияналогообложения таких видов доходов, как проценты, дивиденды, доходы от продажиотдельных видов имущества, выигрыши. Кроме того, устанавливаются особенностиналогообложения доходов физических лиц, не являющихся резидентами РФ. В другихстранах такие виды доходов могут облагаться самостоятельными налогами. К налогам,взимаемым с отдельных видов доходов, могут относиться: налоги на доходы отденежных капиталов, налог на доходы игорного бизнеса, а также самостоятельныеналоги на доходы банков, страховщиков, бирж и т.д.
Налоги на имущество подразделяются на налоги, взимаемые с совокупнойстоимости имущества (общеимущественные), и налоги, взимаемые с отдельных видовимущества. К общеимущественным налогам относятся налоги, с совокупной стоимостиразличных видов имущества. Пример налога, взимаемого с совокупной стоимостиимущества, — налог на имущество предприятий, взимаемый в РФ. К налогам,взимаемым с отдельных видов имущества, относятся: а) поземельные налоги; б)налоги, взимаемые со строений; в) налоги с отдельных видов транспортныхсредств; г) налоги с владельцев животных. В Российской Федерации к налогам сотдельных видов имущества относятся: налог на строения, помещения и сооруженияи налог на транспортные средства. Кроме того, в Российской Федерации взимаютсяземельный налог; налог на отдельные виды транспортных средств; сбор свладельцев собак.
Налоги на реализацию товаров обычно называют «налоги на потребление».Такое название эти налоги получили потому, что хотя их плательщиком являетсялицо, производящее или реализующее соответствующие товары, носители налоговогобремени – потребители. Следует отметить, что к налогам на потребление относятсятакже и налоги, взимаемые при ввозе товаров на территорию страны, – таможенныепошлины и сборы.
К налогам на определенные виды расходов могут относиться налоги на выплачиваемуюзаработную плату, налоги на приобретение иностранной валюты, на приобретениеобъектов недвижимости и т.д. К налогам на определенные виды расходов в РФотносятся налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов,выраженных в иностранной валюте; налог на рекламу. Для работодателей единыйсоциальный налог (взнос) также представляет собой налог на определенный видрасхода – выплату заработной платы и вознаграждений по трудовым договорам.
По компетенции властей в сфере установления и введения налогов и сборовналоги можно подразделить на взимаемые только на определенных территориях.Налоги, взимаемые на всей территории государства, — это налоги, вводимые наобщегосударственном уровне. При этом на общегосударственном уровне могутустанавливаться какие-либо ограничения по взиманию налогов на отдельныхтерриториях. К налогам, взимаемым на отдельных территориях государства,относятся налоги штатов, провинций, земель, регионов, а также налоги,устанавливаемые и вводимые органами местного самоуправления.
В зависимости от адресности  зачисления платежей все налоги и сборы подразделяютсяна закрепленные и регулирующие. Закрепленными налогами и сборами называютсяналоги и сборы. Поступления, по которым на длительный период полностью или частичнозакрепляются в качестве доходного источника определенных бюджетов. Кзакрепленным налогам и сборам относятся: таможенные пошлины, сборы и иныеплатежи, зачисляемые в доход федерального бюджета на основании Бюджетногокодекса РФ, а также подавляющее большинство местных налогов и сборов. Крегулирующим налогам и сборам относятся налоги и сборы, по которым могут устанавливатьсянормативы отчислений в бюджеты различных уровней. В РФ к регулирующим налогам исборам относятся большинство федеральных, а также все региональные налоги.
По критерию пользования налоговых поступлений по целевой направленностиналоги и сборы подразделяются на общие и целевые. К общим относятся налоги исборы, не предназначенные для финансирования какого-либо конкретного расхода. Кцелевым относятся налоги и сборы, поступления по которым могут бытьиспользованы только для финансирования конкретных расходов, т.е. налоги исборы, поступления по которым зачисляются в специальные внебюджетные фонды. ВРФ к таким налогам и сборам относятся федеральный единый социальный налог ифедеральные налоги, служащие источниками образования дорожных фондов. К целевыммогут относиться налоги и сборы, поступления по которым зачисляются вфедеральные, региональные и местные бюджеты.
Все налоги и сборы можно подразделить на периодические и разовые. Подпериодическими налогами обычно понимаются налоги, платежи по которымосуществляются с определенной регулярностью. К разовым налогам обычно относятсяналоги, уплата которых связана с какими-либо особыми, не образующими систему,т.е. таможенные пошлина; государственная пошлина; налог с имущества,переходящего в порядке наследования и дарения; налог на покупку иностранныхденежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;местные сборы – курортный сбор; регистрационный сбор с физических лиц,занимающихся предпринимательской деятельностью.
Налоги также бывают регулярные и чрезвычайные. К регулярным обычноотносятся налоги и сборы, действующие в течение длительного периода времени.При установлении регулярных налогов и сборов обычно никогда не определяетсясрок их действия. К чрезвычайным налогам и сборам относятся налоги и сборы,установление которых вызвано наступлением каких-либо чрезвычайных обстоятельств(войны, стихийные бедствия и т.п.). Обычно при введении чрезвычайного налогаили сбора особо оговаривается, что налог будет взиматься до момента окончаниясоответствующего чрезвычайного обстоятельства[5].1.4.Принципы налогообложения
Под принципаминалогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения.Впервые принципы налогообложения были сформулированы А.Смитом, который считалосновными принципами налогообложения справедливость, определенность, удобстводля налогоплательщика и экономию на издержках налогообложения. Эти классическиепринципы были сформулированы Смитом в вышедшей в 1776 г. книге «Исследование оприроде и причинах богатства народов» следующим образом:
«Подданные государствадолжны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать всодержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются подпокровительством и защитой государства. Налог, который обязывается уплачиватькаждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срокуплаты, способ платежа, сумма платежа – все это должно быть ясно и определеннодля плательщика и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемоеданным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщиканалогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщикаили включать для себя угрозой такого отягощения подарок или взятку.
Каждый налог долженвзиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно бытьудобнее всего платить его. Каждый налог должен быть так задуман и разработан,чтобы он брал и удерживал из карманов народа меньше сверх того, что он приноситгосударственному казначейству».
Принципы налогообложения,обоснованные Смитом в конце XVIIIв. были расширены и систематизированы немецким ученым-экономистом АдольфомВагнером, который объединил все принципы налогообложения в четыре группы.(Таблица 1.4.1.).
В современных условиях правильноорганизованная налоговая система должна отвечать следующим основным принципам:
· налоговоезаконодательство должно быть стабильно;Таблица 1.4.1.Система принципов А.ВагнераФинансовые принципы организации налогообло-жения
Достаточность налогообложения
Эластичность (подвижность) налогообложе-ния Народнохозяйственные принципы
Надлежащий выбор источника налогообло-жения (в частности, решение вопроса – дол-жен ли налог падать только на доход или ка-питал отдельного лица либо населения в це-лом)
Правильная комбинация различных налогов в такую систему, которая бы считалась с пос-ледствиями и условиями их продолжения Этические принципы (принципы справедливости)
Всеобщность налогообложения
Равномерность налогообложения Административно-технические правила (принципы налогового управления)
Определенность налогообложения
Удобство уплаты налога
Максимальное уменьшение издержек взимания
· взаимоотношенияналогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;
· тяжестьналогового бремени должна равномерно распределяться между категорияминалогоплательщиков и внутри этих категорий;
· взимаемые налогидолжны быть соразмерны доходам налогоплательщика;
· существуетравенство налогоплательщиков перед законом (принцип недискриминации);
· издержки по сборуналогов должны быть минимальны;
· нейтральностьналогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;
· доступность иоткрытость информации по налогообложению;
· соблюдениеналоговой тайны.
Под стабильностьюналогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующихсферу налоговых взаимоотношений. В соответствии с этим принципом изменения взаконодательство о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила,дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока,который первоначально был установлен законодательством. Правительство имеетправо лишь предлагать какие-либо изменения, но силу закона эти изменения могутпринимать лишь после их утверждения высшим законодательным органом. Принципправовых взаимоотношений предполагает взаимную ответственность сторон в сференалогового права.
Принцип распределениятяжести налогового бремени не является жестким при построении налоговой системы,но его несоблюдение или частые грубые нарушения приводят к такому тяжеломупоследствию, как массовое уклонение от уплаты налогов. Грубейшее нарушение принципаравномерности распределения тяжести налогового бремени – уклонение от уплатыналогов. Распространение массовых уклонений от уплаты налогов свидетельствуетоб отсутствии контроля государства за сферой налогообложения.
Принцип соразмерностивзимаемых налогов с доходами налогоплательщиков заключается не только в том,что после уплаты налога у налогоплательщика должны оставаться средства,достаточные для нормальной жизнедеятельности и расширения экономическойдеятельности, но и в том, что в отдельные периоды, а именно в период внесенияналоговых платежей, последние не должны превышать уровня текущих поступлений. Впротивном случае возникает возможность массовых банкротств, обусловленныхналоговым фактором.
Соблюдение принципа создания максимальных удобств для налогоплательщиков– важная задача государства, стремящегося к экономическому росту. Удобства налогоплательщика– это не только установление сроков внесения налоговых платежей, но ипонятность норм и правил налогового законодательства. Доступность норм и правилналогового законодательства для всех категорий налогоплательщиков являетсяцелью законодателей во всех странах мира. Минимальными требованиями в этойобласти можно считать следующие:
ü каждый используемый термин должениметь свое единственное значение, установленное законом;
ü количество издаваемых законодательныхактов не должно быть чрезмерным;
ü законодательные акты и нормы, содержащиесяв них, не должны противоречить друг другу;
ü тексты законов должны быть понятнычеловеку со средним для данной страны уровнем образования;
ü при изменении каких-либо норм в законодательныхактах, опубликованных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый измененныйтекст.
Принцип равенства налогоплательщиков перед законом неуклонно соблюдаетсяв подавляющем большинстве развитых стран и практически всегда нарушается вбедных странах. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие  и равныеправа и ответственность в сфере налогообложения. Нарушение принципа равенстваналогоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации, котораяможет выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастномуили иным признакам.
Принцип сведения кминимуму издержек по сбору налогов и контролю за соблюдением налоговогозаконодательства, иначе называемый принципом рентабельности налоговыхмероприятий, представляет собой вполне разумное выражение чаянийналогоплательщиком о том, чтобы не все поступления по налогам использовалисьдля сбора налогов.
Принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономическойдеятельности не противоречит регулирующей функции налогов. Условия налогообложениявлияют на принятие решений в экономике наряду с такими факторами, как стоимостьсырья, издержки по оплате труда, уровень процентных ставок, темпы инфляции.
К основным последствиям нарушения принципа нейтральности налогообложенияв отношении форм и методов экономической деятельности относятся: искажениеданных и материалов государственной статистики, большое число «бумажныхпредприятий», резкое увеличение доли мнимых сделок. Получая незначительныесуммы от регистрации новых юридических лиц, государство теряет колоссальныеналоговые поступления, возможности по эффективному регулированиюпредпринимательской деятельности в стране.
К числу основных принципов построения цивилизованной налоговой системыможно отнести также принцип доступности и открытости информации поналогообложению, а также информации о расходовании средств налогоплательщиков.Открытость и доступность информации по всем вопросам налогообложенияпредставляет самый жесткий принцип, он должен выполняться неукоснительно. Сутьего заключается в том, что не должно существовать ни одного документа повопросам налогообложения, который был бы недоступен любому налогоплательщику.Применение этого принципа на практике означает обязанность налоговых органовпредоставлять любую информацию по вопросам регламентации налоговой сферы любомулицу, пожелавшему ее получить. Открытость и доступность информации можетограничиваться лишь областью правил по контролю за взиманием налогов иотдельными данными о поступлениях по определенным категориям налогоплательщикови по отдельным территориям и регионам.
Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговыхорганов правового государства. В ряде стран действует категорический запрет наразглашение и публикацию сведений по отдельным налогоплательщикам и по рядукатегорий налогоплательщиков, если число плательщиков определенной категорииявляется ограниченным или каким-либо образом можно вычислить экономическиепоказатели одного из них[6].
Глава 2.Налоговая система Российской Федерации
 2.1Принципы построения налоговой системы
     Налоговая система РоссийскойФедерации строится в соответствии НК РФ. Принципы построения налоговой системы,которые являются основополагающими в экономически развитых странах, показалисвою эффективность и могут быть заимствованы Россией, – это:
   1)детальная структурированность и целостность налоговой системы. Обеспечиваетсяжесткой централизацией управления налогами со стороны государства на базеналогового законодательства. Данный принцип предполагает теснуювзаимосвязанность налогов, исключающую двойное налогообложение, право выбора вотдельных случаях налогоплательщиком конкретного вида налога или налоговойставки, а также строгое разделение налогов на централизованные и местные;
   2) гибкость налоговой системы,обеспеченная возможностью ежегодно уточнять ставки налогов и осуществлятьналоговую политику с учетом изменений политической и экономической коньюктурына основе ежегодно принимаемых законов по бюджету;
   3) социальная направленностьналоговой системы, связанная со стимулированием социального и экономическогоразвития страны с учетом таких факторов, как темпы развития, финансовоеположение отраслей экономики, уровень инфляции и безработицы, выравниваниеразвития регионов.
     Налоговаясистема РФ включает федеральные, республиканские (краевые, областные,автономных образований) и местные налоги. Основой классификации налоговявляется признак компетенции органов государственной власти в примененииналогового законодательства[7].2.2Федеральные налоги
 
    Федеральные налоги, порядок их зачисления в бюджет или внебюджетный фонд,размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налоговустанавливаются  законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.
Ставкифедеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ. При этом ставкиналогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные видыминерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются федеральнымправительством.
     Льготы пофедеральным налогам могут устанавливаться только федеральными законами оналогах. При этом органами законодательной (представительной) власти субъектовРФ и органами местного самоуправления могут устанавливаться налоговые льготытолько в пределах сумм налогов, зачисляемых в их бюджеты. Обоснование права наналоговую льготу возлагаются на налогоплательщика. К федеральным налогамсогласно НК РФ относятся:
1) НДС;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минеральногосырья;
3) налог на прибыль организаций;
4) налог на доходы от капитала;
5) подходный налог с физических лиц;
6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) налог на пользование недрами;
10)  налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11)  сбор за право пользования объектами животного мира и водными ресурсами;
     12) федеральные лицензионные сборы[8].
 2.3Региональные и местные налоги
 
     Налогиреспублик в составе РФ, краевых, областей, автономной области,  автономныхокругов (для краткости их чаще называют региональными) устанавливаются законодательнымиактами субъектов РФ в соответствии с НК РФ и действуют на территориисоответствующих субъектов РФ. При этом конкретные ставки определяются законамиреспублик в составе РФ или решениями органов государственной власти краёв,областей, автономной области, автономных округов, если иное не установленозаконодательными актами РФ. К числу региональных налогов относятся:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на недвижимость;
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог на игорный бизнес;
6) регулируемые лицензионные сборы.
При введении в действие на территории соответствующего субъекта РФ налогана имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельногоналога.
Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектами РФ иорганов местного самоуправления и действуют на территории соответствующихгородов, районов в городах и сельской местности или иного административно-территориальногообразования. К местным налогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование или дарение;
5) местные лицензионные сборы;
6) налог на строительство объектов производственного назначения в курортнойзоне;
7) курортный сбор;
8) сбор за право торговли: сбор устанавливается районными, городскими (безрайонного деления), районными (в городе), коллективными, сельскими органамиисполнительной власти;
9) налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональныхкомпьютеров;
10)  сбор с владельцев собак;
11)  лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей;
12)  сбор за выдачу ордера на квартиру;
     13)  сборза парковку автотранспорта;
14)  сбор за право использования местной символики;
15)  сбор за выигрыш в бегах;
16)  сбор за уборку территорий населённых пунктов.
    Особенностью местных налогов является то, что:
- некоторые из них устанавливаются законодательными актами РФ и взимаютсяна всей ее территории. Конкретные ставки этих налогов определяютсязаконодательными актами субъектов РФ и органов власти местного самоуправления;
- другая часть налогов может вводиться районными и городскими органамивласти.
     НК РФопределяет, как правило, верхний предел налоговых ставок по местным налогам,конкретные же ставки по этим налогам устанавливают местные органы власти. Поналогам, вводимым на соответствующей территории сверх установленного перечня,ставки устанавливаются местными органами власти исходя из интересов местныхбюджетов и возможностей плательщиков. Глава 3.Налоговая система России: проблемы и перспективы
 3.1.Упрощенная система налогообложения: дискриминация организаций со статусом ГУП(МУП)
Согласно п/п. 14 п. 3 ст.346.12 гл. 26.2 НК РФ, на вправе применять упрощенную систему налогообложения«организации, в которых доля непосредственного участия других организацийсоставляет более 25%…».
Таким способомзаконодатели хотят преградить путь к упрощенной системе налогообложения теморганизациям, которые могут быть нарочно созданы путем реорганизации крупныхорганизаций только лишь с одной единственной целью – уйти под сень льготногоналогового климата, представляемого гл. 26.2 НК РФ.
Буквальная трактовка п/п.14 п. 3 ст. 346.12 гл. 26.2 НК РФ может поставить непреодолимый барьер на путик упрощенной системе налогообложения перед организациями со статусом ГУП илиМУП (далее – унитарные предприятия). В соответствии со ст. 114 ГК РФединоличным учредителем и юридически полно-властным собственником унитарныхпредприятий является уполномоченный орган государства или местного самоуправления– а, следовательно, уполномоченный орган юридически формально владеет всеми100% уставного капитала.
Однако на практике всеможет обстоять иначе:
— в Уставе, поскольку других учредительных документов нет, указано, чтопредприятие учреждено общим решением трудового коллектива и региональногооргана по управлению государственным имуществом, то есть государство в лицеданного регионального органа вовсе не является единственным учредителемпредприятия – оно делит права учредителя пополам с коллективом;
— уставный капитал в размере ХХХХ тыс. неденоминированных руб., зафиксированныйв Главной книге и годовом отчете предприятия за 1992 г., когда было созданоданное предприятие, в последующем неизменно кочевал из баланса в баланс. Но онникем никогда оплачен не был, хотя такая оплата уставного капиталасобственником является обязательным условием регистрации и существованияпредприятия со статусом ГУП согласно п. 4 ст. 114 ГК РФ. Уставный капитал былчисто символически принят равным величине уставного фонда, который ложился всоответствии с тогдашними правилами ведения бухгалтерского учета.
В наше время непростонайти унитарное предприятие, которое не обладало бы коллекцией налоговыхнедоимок, пеней и штрафных санкций, а также могло бы похвастаться сравнительноблагополучным финансовым положением. Большинство унитарных предприятий было быкровно заинтересовано в применении упрощенной системы налогообложения. Вполневозможно, она позволила бы им не только стабилизировать ситуацию с выполнениемтекущих налоговых обязательств, но и всерьез подумать о возврате накопившихсядолгов перед бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами, что абсолютнонереально в рамках общеустановленной системы налогообложения.
Для хозяйствующих субъектовлюбых организационно-правовых форм, за исключением имеющих статус ГУП ил МУП,доля других организаций в устав-ном капитале есть величина количественная(варьирующая, переменная): она изменяется как во времени, так и в пространстве(от 0 до 100%). Для унитарных предприятий доля других организаций в уставномкапитале есть категория качественная: она не варьирует ни во времени, ни впространстве.
Организация со статусомООО или ОАО может благополучно существовать теоретически необозримо долго, вполной независимости от того, как меняется доля участия других организаций вего уставном капитале. Доля учредителя в уставном капитале унитарногопредприятия является по своей природе неделимой величиной. Она или есть вместес предприятием и тождественно равна 100%, или ее нет тоже вместе спредприятием. Согласно п. 1 ст. 113 ГК РФ, «имущество унитарного предприятияявляется неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям)», — а следовательно,тем более неделимым является и статусный источник происхождения этогоимущества, то есть уставный капитал унитарного предприятия.
В случае организации состатусом ООО или ОАО барьер в виде 25%, накладываемый п/п. 14 п. 3 ст. 346.12гл. 26.2 НК РФ, может быть преодолено организацией. Для этого достаточно лишь высшемуоргану управления обществом найти способ изменения пропорций уставного капиталаобщества, внести изменения в учредительные документы и тем самым добитьсяразрешения на применение упрощенной системы налогообложения.
В случае унитарныхпредприятий ограничение, накладываемый п/п. 14 п. 3 ст. 346.12 гл. 26.2 НК РФ, проецируется на статус предприятия, его организационно-правовую форму. Этоограничение не может быть преодолено никем и ни при каких обстоятельствах.Применение данного ограничения по отношению к унитарным предприятиям фактическиявится дискриминацией их организационно-правовой формы[9].3.2.Уклонение от налогов и рациональный выбор налогоплательщика
 
Уклонение от уплатыналогов стало нормой поведения многих хозяйствующих субъектов. В результате ониполучают средства для выживания бизнеса и неформального решенияпроизводственных и социальных вопросов в условиях несовершенных общественныхинститутов и высокой коррупции. Вместе с тем это приводит к недостаточномуфинансированию общественного сектора хозяйства, нарушению правил честнойконкуренции, росту коррупции, оттоку капиталов за рубеж и др.
Теоретически оптимальныйуровень налогов, отражающий предпочтения налогоплательщиков в части оплатыобщественных товаров, можно обосновать исходя из критериев экономической эффективностии принять соответствующее решение, опираясь на единогласие граждан. Однако напрактике добровольная реализация подобного решения затруднена по несколькимпричинам.
Во-первых, возникаетпроблема так называемого «безбилетника». Некоторые виды индивидов могут считатьцелесообразным уклоняться от уплаты налогов, надеясь на то, что их действия всоставе большой группы налогоплательщиков останутся незамеченными, не повлияютна решение других об уплате налогов и не скажутся на количестве предоставляемыхв распоряжение всех и каждого общественных благ.
Во-вторых, по техническимпричинам принятие решений в больших группах на основе единогласия невозможно.Правило большинства создает объективные предпосылки для налоговой дискриминациии побуждает пострадавших налогоплательщиков к уклонению от участия вфинансировании общественных расходов по соображениям и социальнойсправедливости.
Классическую модельрационального выбора налогоплательщика разработали М.Аллингам и А.Сандмо.Согласно их допущениям, решение об уклонении или уплате налога налогоплательщикпринимает под влиянием таких факторов, как ставка налога, вероятностьобнаружения факта уклонения и размер штрафных санкций. Предложенная в настоящейработе модель рационального выбора налогоплательщика несколько расширена сцелью адаптации к условиям трансформационной экономики, упрощена.
По сравнению склассической моделью в ней приняты следующие изменения и дополнения: наполезность уклонения налогоплательщика влияют не отдельные налоги, а вся ихсовокупность, действие которой выражается через среднюю ставку налога илиналоговый коэффициент; размер штрафа предос-тавлен как функция от сокрытогоналога, а не от незадекларированного дохода; дополнительно учтены следующиефакторы, влияющие на изменение индивидуальной полезности налогоплательщика приуклонении от уплаты налогов:
— комиссионныевознаграждения посредникам за оказание услуг по такому уклонению;
— внешние издержки насодержание «крыши», взятки проверяющим, «добро-вольные» пожертвования властямразличных уровней;
— внутренние издержки,связанные с: необходимостью осуществления операций с неучтенными наличнымиденьгами и товарами, ведения двойной бухгалтерии, регистрации и содержанияфирм, призванных выполнять отдельные функции по уклонению.
Для борьбы с уклонениемцелесообразно увеличить размеры штрафов, тем более что в отличие от усилий поповышению вероятности его обнаружения данная мера не требует значительныхдополнительных затрат. Однако такое предположение ошибочно. Для эффективнойборьбы с уклонением от уплаты налогов необходимо ужесточить наказания дляпосредников с тем, чтобы их бизнес стал более рискованным. Это потребует от нихесли не прекращения его вообще, то повышения размера комиссионных. В результатебольшинство налогоплательщиков будут вынуждены отказаться от услуг посредников,а без них перестанут действовать наиболее распространенные схемы уклонения имногократно возрастет вероятность его обнаружения.
Относительная дешевизнауслуг посредников, способствующих уклонению от уплаты налогов, обусловлена ихкрайне низкими рисками. Для анализа этого вопроса предлагается следующаямодель:
Um(Km, Dr, Dd, m*, p*)=(Km-Kmm*)(1-p*)+[Km-Kmm*-(Dr-Dd)]p*,
где: Um – полезность посредника; Km – комиссионные, получаемые посредником; m* – трансакционные издержкипосредника, доли единицы; p* –вероятность обнаружения факта незаконной деятельности посредника, доли единицы.
В чем заключаетсяэкономический смысл модели? Полезность посредника определяется: доходом,получаемым с вероятностью (1-p*) исостоящим из его комиссионных издержек; доходом, получаемым с вероятностью p* и равным по величине егокомиссионным за вычетом трансакционных издержек и всей суммы, полученной отналогоплательщика-«уклониста». В данной модели отраже-но то, что фактическипосредник несет личную ответственность за денежные средства, перечисленные емудля конвертации.
Для уменьшения масштабовуклонения от налогов в наших странах требуется снижение ставок налогов,совершенствование демократических институтов, способных восстановитьразорванную связь между уплатой налогов и получением выгод от потребленияобщественных благ, что поможет поменять саму модель рационального выбораналогоплательщика[10].Заключение
Заключая курсовую работу, еще раз очертим тот круг методологическихпроблем, без решения которых невозможно сколько-нибудь существенно продвинутьсистему российского налогообложения к международным стандартам, постепеннореализующим «золотые правила»  организации податных прав и обязанностейплательщиков и контролирующих фискальных органов.
Следует всегда помнить, что изменение состава и высоты налогов вследствиепроведения налоговой реформы может самым причудливым образом сказываться на экономикестраны, предпринимательстве, населении привести к глубоким коллизиям междупоставленными целями и полученными конечными результатами.
Увеличение вычетов в пользу государства из дохода предприятий вызывает уних стремление компенсировать новые фискальные изъятия урезанием заработнойплаты своих работников, удлинением их рабочего дня и интенсификацией труда,снижением цен на покупаемое сырье, материалы, полуфабрикаты, экономией  надругих частях издержек на выпуск продукции.
Изменение состава и уровня налогов вследствие проведения радикальнойналоговой реформы может самым причудливым образом сказываться на экономикестраны предпринимательстве, населении привести к глубоким коллизиям междупоставленными целями и полученными конечными результатами. Чрезмерный налоговыйперекос отрицательно влияет на спрос и предложение, удовлетворениепроизводственных и личных потребностей, вызывает рост производства суррогатов,стесняет рынок, уменьшает поступления в казну.
Еще в 1920-е годы профессор П.П.Гензель писал, что всякий новый налогхуже старого. К такому выводу он пришел в результате осмысливания  стихийнойсамоочистки налогов в практике хозяйствования применительно к объективнымусловиям рыночной коньюктуры. Налогообложение – эволюционный процесс, требующийтонкости, деликатности, величайшей осторожности. В результате налоговых подвижекфискальные наслоения полностью или частично падают не на лиц, на которые онипервоначально возлагались, а черпаются из совершенно других источников, могутзахватить новые участки и сферы, вспыхнуть там с удвоенной силой, могут датьсамые неожиданные побочные результаты.
Следует отметить, что вмеханизме взимания региональных и местных налогов имеются недостатки.Большинство таких недостатков связаны с нечетким построением налоговогозаконодательства, множеством неясностей и противоречий, неувязками правовыхнорм с гражданскими, хозяйственными, финансовыми и другими отраслями права. Акты налогового законодательства по своему содержанию не отвечают требованиямих построения и нуждаются в дальнейшем совершенствовании, в связи с этимтребуются значительные доработки действующих документов для проведенияналоговой и нормативной базы в единую комплексную систему.
 Списокиспользованной литературы
 
1.  Вишневский В., Веткин А. Уклонение отналогов и рациональный выбор налогоплательщика// Вопросы экономики, 2004. – №2.– с. 96-108
2.  Дуканич Л.В. Налоги и налогообложениеСерия «Учебники и учеб. пособия»: Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 416 с.
3.  Игнатов А.В. Упрощенная системаналогообложения: дискриминация организаций со статусом ГУП (МУП)//Финансы. –2004. — №7 – с. 32-33.
4.  Капкаева Н.З., Тимирясов В.Г.,Федулов В.Г. Региональные и местные налоги и сборы: Учебное пособие. – Казань:Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2004. – 116 с.
5.  Миляков Н.В. Налоги иналогообложение: Курс лекций. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001.– 304 с. – (Серия «Высшее образование»).
6.  Миляков Н.В. Налоги и налогообложение:Курс лекций. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 320с. – (Серия«Высшее образование»).
7.  Налоговый кодекс РФ. Части первая ивторая: Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен»,2004. – 416 с.
8.  Налоги и налогообложение. 4-еизд./Под. ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – СПб.: Питер, 2003. – 576с.:ил. – (Серия «Учебники для вузов»).
9.  Налоги: Учеб. пособие/ Под ред.Д.Г.Черника. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000. –544 с.: ил.
10. Незамайкин В.Н.,Юрзинова И.Л. Налогообложение юридических и физических лиц/ В.Н.Незамайкин,И.Л.Юрзинова. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. –464 с.
11. Пансков В.Г.Налоги и налогообложение в РФ: Учебник для вузов. – 6-е изд., доп. и перераб. –М.: Международный центр финансово-экономичес-кого развития, 2004. – 576с.
12. Перов А.В.,Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – М.: Юрайт-М, 2001. –555с.
13. Скворцов О.В.Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений/О.В.Скворцов, Н.О.Скворцова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240с.
14. Юткина Т.Ф.Налоги и налогообложение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М-ИНФРА-М,2003. – 576 с. – (Серия «Высшее образование»).
15. Юткина Т.Ф.Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 429 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.