МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИНИЖЕГОРОДСКИЙКОММЕРЧЕСКИЙ ИНСТИТУТКафедра «Финансы и кредит»ЭссеНа тему: Налоговая система Германии
Выполнила:
Студентка «4-1ЭФ» группы
Экономического факультета
Моисеева Т.А.
Руководитель:
Кандидат юридических наук, доцент
Пышкина Н.Л. Нижний Новгород
2003
ПЛАН:
Введение
1. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫГЕРМАНИИ
1.1. Налоговая система Германии – принципы и построение
1.2. Налоги
1.2.1. Подоходныйналог
1.2.2. Налогс корпораций
1.2.3. Налогна добавленную стоимость
1.2.4. Промысловыйналог
1.2.5. Земельныйналог
1.2.6. Налогна имущество
1.2.7. Налогна наследство и дарение
1.2.8. Акцизы
1.2.9. Социальныеотчисления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Значительный интерес, в связи с реформированиемналоговой системы России, представляет система налогообложения Германии,основанная на принципе множественности налогов (их около 50 видов) и имеющаяфедеративное устройство. По каждому виду налогов приняты специальные законы.
Налоги в ФРГ рассматриваютсяправительством как главное средство воздействия государства на развитиеэкономики; они обеспечивают около 80% бюджетных доходов. В России также около80 % бюджетных доходов обеспечивают налоги. Сходством является и то, чтодеятельностью налоговых институтов в ФРГ занимаются специальные институты иведомства, оценивающие уровень ожидаемых налоговых поступлений, а Министерствофинансов ФРГ составляет пятилетние проекты доходов и расходов страны иосуществляет налоговую политику.
Полезным для Российской Федерации может оказаться опытреформирования налоговой системы Германии. Как федеративное государство онопрошло различные стадии политического и экономического устройства, не разподнималась из разрухи, вызванной мировыми войнами и выросла в экономическимощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией.
Многие федеральные земли Германии не одно столетиебыли самостоятельными государствами. Отсюда была постоянная необходимостьпоиска оптимальных взаимоотношений вертикальных и горизонтальных ветвей власти.
В любой стране с федеративным устройством в то числе ив России центральной проблемой является разграничение полномочий центральнойвласти и субъектов федерации. Этот вопрос в Германии тоже решен. Так, врезультате крупнейшей налоговой реформы в декабре 1919 года был ликвидированфинансовый суверенитет земель. Право получать налоги и управлять ими осталосьисключительно за государством. Налоговая система стала централизованной.
В отличие от России в Германии применяется каквертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли(Бавария, Вюртемберг, Северный Рейн-Вестфалия) перечисляют часть своихфинансовых ресурсов менее развитым землям (Саксония, Шлезвиг-Голштейн). Этоявилось итогом многолетнего развития налоговой системы.
Цели налоговой политики страны определил еще канцлер Германии Отто Бисмарк(1815-1898) в своей речи в рейхстаге 2 мая 1879 г., где потребовал перенесениябремени налогов с доходов на потребление (расходы). Отсюда пошла крылатая фразао налоговом сюртуке Бисмарка.
В настоящее время в Германии два крупнейших налога — подоходного с физических лиц и налога на добавленную стоимость. Удельный весНДС в доходах бюджета страны составляет 28 %. Также как и в России ставкадифференцирована. Общая ставка составляет 15 %, но ряд продовольственныхтоваров и книжно-журнальной продукции облагаются по минимальной ставке 7 %. Вобщих доходах бюджета налоги составляют около 80 %.
Особенности налоговойсистемы Германии
Рассмотрим налоговую систему Германии. Следуетотметить, что организация налогообложения в Германии основывается на принципах,которые были заложены еще Л. Эрхардом:
1) налоги должны быть по возможности минимальными;
2) при налогообложениитого или иного объекта должны учитываться экономическая целесообразностьвзимания налога;
3) налоги не должны препятствовать конкуренции;
4) налоги должны соответствовать структурной политике;
5) система налогообложениядолжна строиться на уважении частной жизни налогоплательщика, соблюдениикоммерческой тайны;
6) в системе должно быть исключено двойноеналогообложение;
7) налоги должны обеспечивать справедливоераспределение доходов в обществе;
8) величина налоговдолжна находиться в соответствии с размером, оказываемых государством услуг.
Законодательной базой налогообложения в Германиислужит основной и всеобъемлющий закон, в котором определены не только общиеусловия и процессуальные принципы налогообложения (порядок расчета,взаимоотношения и полномочия по их взиманию), но и виды налогов, а такжераспределение налоговых поступлений между федерацией, землями и общинами.
Федеральныйбюджет формируется за счет поступлений:
· федеральных налогов: таможенныхпошлин, налога да добавленную стоимость, налога на доход от страховойдеятельности, вексельного налога, солидарного налога, налогов по линииЕвропейского сообщества, акцизов (кроме налога на пиво);
· доли в совместных налогах;
· доли в распределении промысловогоналога.
Землиполучают доходы от:
· земельных налогов, имущественногоналога, налога на наследство, налога на приобретение земельного участка, налогас владельцев автотранспортных средств, налога на пиво, налога с тотализатора ипроведения лотерей, налога на противопожарную охрану, от сбора с выручки вказино;
· доли в совместных налогах;
· доли в распределении промысловогоналога. К числу совместных налогов относятся: налог на заработную плату,подоходный налог, налог с корпораций, налог на добавленную стоимость (включаяналог с оборота ввозимых товаров).
Общиныполучают часть поступлений от:
· местных налогов: промысловогоналога, земельного налога, местных акцизов и налога на специфические формыиспользования доходов (налог с владельцев собак, на доходы увеселительныхзаведений);
· доли в поступлениях от налога назаработную плату и подоходного налога;
· налоговых взносов в рамкахземельного законодательства.
В этом также можно проследить сходство налоговойсистемы России и Германии, ведь в России также налоги подразделяются нафедеральные, региональные и местные, которые в свою очередь поступают в разныхпропорциях в различные бюджеты.
Церкви в ФРГ (католическая, протестантская илютеранская) правомочны взимать с верующих соответствующей концессии церковныйналог.
Из вышеприведенного следует, что налоговая система вФРГ множественная (в ней насчитывается 45 налогов), разветвленная,трехуровневая. Основную фискальную роль играют в ней подоходные налоги. ВРоссии трехуровневая налоговая система также построена на принципахмножественности (около 30 налогов) и разветвленности.
Основныевиды налогов Германии
Ввиду большого разнообразия налогов Германии остановимсялишь на основных из них.
Подоходный налог с физических лиц является основным источником государственных доходов.Объектом налогообложения по нему является доход физических лиц, полученный имииз разных источников: от работы в сельском и лесном хозяйстве, промысловойдеятельности, наемного труда и от свободных профессий, от сдачи внаем или варенду движимого и недвижимого имущества, от капитала и прочих доходов.
При налогообложении доходов используются два способавзимания налога: у источника и по декларациям, которые подаются в налоговуюслужбу в начале календарного года, следующего за отчетным.
С 1993 г. в ФРГ введен охраняемый от налогообложенияпрожиточный минимум, который постоянно изменяется в сторону увеличения. Так, в1997 г. он составил 12095 DM для одиноких и 24191 DM для семейных;в 1998 г. он составил 12365 DM и 24731 DM, а в 1999 г. — 24731 DM и26135 DM соответственно.
При формировании налогооблагаемой базы по этому налогуиз дохода подлежат вычету производственные расходы, связанные с получениемдоходов, и особые издержки. Некоторые виды особых издержек подлежат вычету внеограниченном количестве (например, церковные налоги, партийные взносы),другие с ограничениями предельной суммы вычетов, дифференцированной взависимости от семейного положения. Это прежде всего вычеты страховых взносов ивзносы на целевое накопление средств на жилищное строительство. Затраты насобственное профобучение или повышение квалификации, затраты на работников всобственном хозяйстве, а также школьные расходы вычитаются в твердоустановленной сумме. К особым издержкам относятся также алименты разведеннымили живущим отдельно в течение длительного времени супругам (уалиментополучателя они облагаются налогом).
Налогооблагаемая база может быть уменьшена на сумму непредвиденныхрасходов (расходы на пребывание в больнице, расходы родителя-одиночки набытовые услуги при воспитании ребенка моложе 16 лет).
Здесь также прослеживается схожесть налогов России иГермании. В отличие от России подоходный налог в Германии прогрессивен. Егоминимальная ставка — 19%, максимальная — 53%. Максимальная ставка налогаприменяется к гражданам, чей доход превышает 120 тысяч марок. Хотя раньше вРоссии также применялась прогрессивная ставка подоходного налога.
Ставки подоходного налога на 1997г. приведены в табл.1.
Таблица 1Тарифные зоны Налогооблагаемый доход (ДМ) Ставка налога % С ДО Одинокие Женатые Одинокие Женатые Одинокие Женатые 12095 24191 Первая зона лимитной прогрессии 12096 24192 55727 111455 25,9 33,5 Вторая зона лимитной прогрессии 55728 111456 120041 240083 33,5 53 Высшая пропорциональная зона Свыше 120042 Свыше 250084 53
В конце года при подаче декларации сумма изъятогоподоходного налога корректируется в зависимости от фактически понесенных расходови с учетом необлагаемого прожиточного минимума.
В отличие от России в соответствии с § 26 Закона оподоходном налоге (в редакции от 25 февраля 1992 года) в ФРГ супруги могутвыбрать как совместное, так и раздельное налогообложение при выполнении трех условий:
1. оба супруга несут неограниченнуюналоговую обязанность по уплате подоходного налога (являются налоговымирезидентами Германии). Следует отметить, что начиная с 1 января 1996 годазакон допускает совместное декларирование супругами, один из которых являетсягражданином страны- члена Европейского союза (т.е. не является налоговымрезидентом Германии) при условии, что не менее 90% объединенного«мирового» дохода супругов подлежит налогообложению в Германии, либосумма их объединенного «мирового» дохода, не подлежащего обложению вГермании не превышает 24 000 немецких марок.
2. супруги проживают совместно. Вслучае совместного декларирования супругами, один из которых являетсягражданином страны- члена Европейского союза, обязательным условием являетсянахождение постоянного места жительства супругов либо в Германии, либо в стране- члене ЕС, резидентом которой является второй супруг.
3. вышеперечисленные условия имелиместо к началу либо наступили в течение налогового периода, за который супругиподают совместную декларацию.
Обязательным условием права супругов совместногоналогообложения является действительный брак супругов. Оба супруга должныпредставить в налоговый орган письменное согласие на совместноеналогообложение.
При совместном налогообложении супругов объединяютсявсе доходы, полученные каждым из супругов. Из объединенного валового доходасупругов вычитаются все расходы, вычеты и скидки, на которые по закону имеетправо каждый из супругов. Полученный в результате этого общий налогооблагаемыйдоход супругов делится пополам между супругами. С каждой половины общего доходаисчисляется подоходный налог по прогрессивным ставкам, едиными для всехналогоплательщиков.
Совместное налогообложение супругов являетсяотличительной чертой налогообложения в Германии.
Налог с корпораций уплачивают юридические лица (акционерные общества, различныетоварищества, а также государственные организации, в том случае если онизанимаются частной хозяйственной деятельностью). Объектом налогообложенияявляется прибыль, полученная вышеуказанными налогоплательщиками в течениекалендарного года. При формировании объекта налогообложения широко используетсяускоренная амортизация. Проценты по ссудам не облагаются налогом. В отношенииналога с корпораций существует ограниченная и неограниченная налоговаяповинность. Неограниченная налоговая повинность распространяется на все доходытех юридических лиц, дирекция которых или местонахождение располагается натерритории ФРГ (юридическое лицо является налоговым резидентом ФРГ). Ограниченнуюналоговую повинность несут те юридические лица, которые получают доходы в ФРГ,но постоянное представительство имеют за ее пределами.
Базовая ставка налога с корпораций составляет 30%. Втом случае, если прибыль корпораций не распределяется, используется ставка в45%. Таким образом стимулируется распределение прибыли корпораций.
Проблема двойного налогообложения, возникающаяповсеместно при включении дивидендов, выплачиваемых акционерам из чистогодохода корпораций в облагаемый личный доход физического лица, решена в Германиипосредством зачета суммы налога, уплаченного корпорацией при формированииналогооблагаемой базы у акционеров по подоходному налогу.
Наиболее значимым с фискальной точки зрения в Германиисреди налогов на юридических лиц является налог на добавленную стоимость,который заменил ранее взимаемый налог с оборота.
Объектом обложения этим налогом является оборот, тоесть поставки товаров, оказание услуг, ввоз товара и его приобретение.Практически — это общий акциз в отношении частного и общественного потребления.
Как и любой другой косвенный налог, он ложитсябременем на потребителя, а юридические лица являются его техническимисборщиками. Налог включается в цену товара с обязательным отдельным указаниемего суммы в счетах.
Схема исчисления этого налога построена так, что всетовары, услуги, попадая конечному потребителю, оказываются обложенными этимналогом в одинаковой мере, независимо от количества оборотов товара или услугина пути к потребителю. Это обеспечивается путем системы предварительных вычетовсумм налога, осуществляемых юридическими лицами в финансовом управлении. Общаяставка налогообложения, равная 16%, применяется к большинству оборотов товаров,услуг, сниженная ставка в размере 7% применяется к поставкам продукции личногопотребления, ввозу и потреблению внутри ЕС почти всех продовольственных товаров(исключая напитки и обороты ресторанов), а также к услугам пассажирскоготранспорта ближнего радиуса действия, оборотам книг.
Предварительные вычеты налога осуществляются лишь втом случае, если товары или услуги используются юридическим лицом дляпроизводственных целей.
Ряд товаров и услуг освобожден от обложения налогом надобавленную стоимость. К ним относятся экспортные поставки, отдельные оборотыморского судоходства и авиатранспорта, а также ряд других услуг, связанных сввозом, вывозом и транзитными экспортно-импортными операциями. По этим товарами услугам предусмотрен предварительный вычет НДС. К другой группе освобожденныхтоваров и услуг, не предусматривающей предварительного вычета, относятся услугиврачей и представителей других лечебных профессий, услуги общества федеральногострахования, услуги большинства больниц, летних школ, театров, музеев, а такжепредоставления кредитов и сдаче в аренду земельных участков и некоторые другие.
Промысловый налог в Германии относится к числу основных местных налогов.
По доходной составляющей промыслового налога подналогообложение, кроме прибыли, подпадает сумма, равная 0,5% от величиныпроцентов за пользование заемными средствами капитального характера, взятыми надлительный срок. Учитываются также убытки, полученные от деятельности другихпредприятий (при долевом участии в нем налогоплательщика).
Предусмотрен ряд вычетов: на сумму, равную 1,2%стоимости земельных участков, суммы прибыли, полученные от деятельности другихпредприятий, а также от деятельности заграничных филиалов. При наличии прошлыхлет налогооблагаемая база уменьшается на их сумму.
Условия налогообложения по этой части налогадифференцированы по категориям налогоплательщиков.
Для персональных налогоплательщиков (физических лиц итовариществ) установлен необлагаемый минимум, на который уменьшается (в сумме48000 ДМ) облагаемый доход. В новых землях (бывшая ГДР) он равен 84000 DM.
Для этой категории налогоплательщиков налог в частидохода рассчитывается по ставкам, дифференцированным в зависимости от размераоблагаемого дохода:
1% для первых 24000 ДМ
2% для следующих 24000ДМ
3% для следующих 24000ДМ
4% для следующих 24000ДМ
5% для всех последующих.
Для остальных налогоплательщиков ставка промысловогоналога в его доходной части равна 5%.
Вторая составляющая промыслового налога в качествеобъекта обложения, как уже указывалось, была представлена капиталом.Налогооблагаемая база складывалась из стоимости собственного капиталаналогоплательщика по балансу плюс 0,5 стоимости заемного капитала, в томслучае, если его величина превышала 50000 ДМ плюс капитал необъявленных лиц (вГермании его называют тихим капиталом). Вычету подлежали: стоимость земельныхучастков, стоимость капитала, вложенного в деятельность других предприятий,стоимость капитала в заграничных филиалах.
Для всех категорий налогоплательщиков был установленодинаковый необлагаемый минимум равный 120000 ДМ. Ставка налогообложения былаустановлена одинаковая для всех категорий налогоплательщиков и равна 0,2%.
Окончательная сумма налога определяется путемумножения на ставку (тариф), устанавливаемую каждой землей самостоятельно.
Земельным налогом облагается в Германии земельные участки, находящиеся в собственностиюридических и физических лиц. Взимание налога осуществляются общинами. Ставканалога состоит из двух частей, одна из которых устанавливается централизованно,другая представляет собой надбавку общины. Размер централизованной ставкидифференцирован по землепользователям, что получает формальное отражение всуществовании двух видов земельного налога:
“А” — для предприятий сельского и лесного хозяйства;
“В” — для земельных участков вне зависимости от ихпринадлежности.
От уплаты налога освобождаются учреждения,финансируемые из государственной казны, церкви, различные некоммерческиепредприятия, а также земли, используемые в научных целях, и общественногоназначения.
Величина налога зависит от ценности земли и размераставки. Размер ставки по налогу “А” составляет 0,246%, по налогу “В” — 0,423%.
При окончательном расчете суммы налога существенноезначение принадлежит корректирующим ставкам общины, которые дифференцированы взависимости от назначения земель (для лесного и сельского хозяйства — 0,6%), атакже интенсивности использования земельного участка под жилые дома и стоимостисооруженных на нем зданий. Так, например, в случае, если домом владеет однасемья, то при стоимости дома не более 75000 ДМ ставка составит 0,26%, а сверх75000 ДМ — 0,35%. При наличие на земельном участке двухсемейного дома ставкасоставляет 0,31% (без дифференциации от стоимости сооружения). В остальныхслучаях для застроенных и незастроенных земельных участков ставка равна 0,35%.
У юридических лиц, плательщиков данного налога,разрешено вычитать земельный налог в качестве издержек при налогообложенииприбыли.
Важное место в налоговой системе Германии занимают поимущественныеналоги, история которых насчитывает уже более 920 лет. Налогом на имуществооблагается собственность юридических и физических лиц. Как и в случаеподоходного налога, при взимании этого налога различается ограниченная инеограниченная налоговая повинность. Базой для исчисления по этому налогуявляется стоимость совокупного имущества налогоплательщика к началукалендарного года, уменьшенная на необлагаемый минимум. Для физических лиц онравен 70 тыс. ДМ. К нему предоставляется дополнительный необлагаемый минимум вразмере 30 тыс. ДМ в том случае, если налогоплательщику исполнилось 60 лет илион на три года получил инвалидность.
Ставка поимущественного налога для юридических лиц0,6% ежегодно от стоимости налогооблагаемого имущества, для физических лиц —1,0%.
Этот налог Германии похож на налог на имущество вРоссии.
При формировании налогооблагаемой базы по этому налогувычитаются долги и обязательства, а также установленные законом льготы. Так,не принимаются в расчет процентные и беспроцентные задолженности,сберегательные вклады, банковские активы, активы почтовых счетов,западногерманские и иностранные платежные средства, акции и паи ниже общейсуммы в 11 тыс. ДМ; по физическим лицам — страховки, пособия из фонда занятостинаселения и т.п. Благородные металлы, драгоценные камни, жемчуг, монеты имедали учитываются только в том случае, если их стоимость превышает 10 тыс. ДМ,украшения и предметы роскоши — 10 тыс. ДМ в совокупности, произведенияискусств, коллекции — при стоимости выше 20 тыс. ДМ.
Налог на наследство и дарение взимается по ставкам, дифференцированным взависимости от степени родства и стоимости приобретенного имущества.
Акцизы вГермании, как и в России, в основном направляются в федеральный бюджет (кромепива). В число подакцизных товаров и услуг входят: жидкое и минеральноетопливо, игристые вина, кофе, пиво, табак и табачные изделия, спиртоводочныеизделия.
Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8%. Суммаотчислений, как и в США, делится в равной пропорции между работодателями иработником.
Дополнительные функцииналогов
Подчас установление новых налогов в Германии преследуетчисто регулирующие цели. Классическим примером может служить введенный еще вначале века и сохранившийся до сих пор налог на уксусную кислоту. Его тогдапородила необходимость создать искусственную уксусную кислоту и прекратитьрасходовать на эти цели вино. Денежные поступления от данного налога едва-едвапокрывали расходы на его взимание, но техническая задача была решена иэкономическая цель достигнута. Налог сохраняется нынче как историческаяреликвия, принося бюджету Германии несколько миллионов марок.
А вот более современный пример: решение с помощьюроста налога уже не экономической, а социальной задачи. После резкогоувеличения акциза на табак некурящих стало значительно больше, чем в ходедлительной пропагандистской кампании о вреде курения.
Через налоги решаются и проблемы экологии. В своевремя промышленность страны сопротивлялась оснащению автомобилейкатализаторами. Тогда был резко снижен налог на автомобили, оснащенные ими,понижен акцизный сбор на те виды бензина, которые используются в машинах скатализаторами. Так “компенсировались” дополнительные расходы на внедрениекатализаторов.
Заключение
Налоговые системы России и Германии имеют многосхожего. Налоговая система федеративной Германии основана, как и российская, напринципе множественности налогов (их около 50 видов). В России также около 80 %бюджетных доходов обеспечивают налоги. В России, как и в Германии, налогиподразделяются на федеральные, региональные и местные, которые в свою очередьпоступают в разных пропорциях в различные бюджеты. Многие виды налогов Германииперекликаются с налогами России. Однако в германии насчитывается больше видовналогов, и большинство из них имеют свою специфику, приобретенную в ходеисторического процесса.
В отличие от России в Германии применяется каквертикальное, так и горизонтальное выравнивание доходов. Существуют такженекоторые особые налоги характерные только для Германии (налог на уксус ит.д.).
Однако в связи с реформированием налоговой системыРоссии система налогообложения Германии представляет значительный интерес дляроссийских законодателей. Детальное изучение налоговой системы Германии можетпослужить верной подспорой для совершенствования налоговой системы России.
Литература:
1. Л.В. Дуканич, Налоги иналогообложение, “Феникс”, Ростов-на-Дону, 2000
2. Мещерякова О. Налоговые системыразвитых стран мира. Справочник. — М., 1997.
3. Черник Д. Г. Налоги в рыночнойэкономике. — М., 1997
4. “Главный бухгалтер”, 2000, № 16(153)
5. “Главный бухгалтер”, 2001, № 8(193)