Реферат по предмету "Финансовые науки"


Налоговая система Венгрии

СОДЕРЖАНИЕВведение_______________________ 3 1. Налоговая система: понятие и принципы построения____________
4 2. Единый налог с оборота______ 5 3. Подоходный налог ___________ 11 4.Налогообложение предприятий__ 21 Заключение ____________________ 23 Использованная литература _____ 25
Введение
Изменения в налоговой системе страны представляютсобой не только составную часть совершенствования экономических методовуправления страной, но и важный элемент программы стабилизации экономики.
Осуществлениеналоговых реформ происходит тогда, когда прежняя система перестает вписыватьсяв изменяющийся хозяйственный механизм. Налоговые реформы всегда отражаютобновление системы перераспределения общественного продукта и распределениявклада в общественные нужды, т.е. о важном социально-экономическом вопросе.
Сложность проведения налоговых реформ в странах бывшего социалистического лагеря связанас тем, что экономика этих стран базируется не на устоявшихся рыночныхотношениях,  а находится в переходном периоде со всеми его сложностями ипротиворечиями. Как и в формировании других экономических отношений, вналоговой политике приходится продвигаться методом проб и ошибок. В Россиивопросы, связанные с налогообложением, стоят в ряду наиболее острых проблемпереходного периода.
Дляуспешного проведения налоговой реформы, формирования цивилизованной налоговойсистемы, крайне важно знакомство с опытом других стран, испытывающих схожиепроблемы.  В настоящей работе мы рассмотрим ряд вопросов, связанных сналогообложением в Венгрии.
1.Налоговая система: понятие и принципы построения
Налоговаясистема представляет собой совокупность налогов, сборов и других платежей,взимаемых в установленном законом порядке, и способов управления ими. Значениеи структура этой системы определяются социально-экономическим строем общества итипом государства. В основу построения налоговой системы закладываютсяопределенные принципы и классификации видов налогов по однородным признакам.
Взависимости от органа, взимающего налоги и в распоряжение которого онипоступают, налоги подразделяются на федеральные и местные.
Взависимости от методов взимания налоги классифицируются как прямые и косвенные.Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода и стоимости имущества.Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, включаемые в цену или тариф.Владелец товара или услуги включает налоговый оклад в цену или тарифоплачиваемого потребителем товара, работы или услуги, и эту долю налогаперечисляет государству.
Делениеналогов на прямые и косвенные носит несколько условный характер.  Например,налог на прибыль предприятий – формально прямой, в основном он вносится собственникомза счет прибыли. Однако определенная его часть может оплачиваться потребителемв цене продукции.
Вналоговой практике ряда стран используется классификация налогов по объектамобложения: налог на доход, налог на капитал, налог на товары, налог наимущество и др.
Многолетняяпрактика налогообложения в различных странах  использует следующие основныепринципы построения налоговой системы:
- однократностьобложения одного и того же объекта за определенный период;
- стабильностьналоговой системы в течение длительного времени;
- простотаи доходчивость налоговой системы, не допускающие произвольных толкований;
- оптимальностьналоговых изъятий – достижение паритета между общественными, корпоративными иличными экономическими интересами.
2.Единый налог с оборота
Приопределении налоговых ставок в Венгрии исходили из того, что необходимовыделить группы изделий, производство которых поощряется, и группы товаров,производимых на общих основаниях. В промежуточный разряд были отнесены услуги,для которых установлена временная налоговая ставка, также отражающаяопределенные преференции.
Единыйналог с оборота, который с 1 января 1988 г. действует в Венгрии для всехпроизводственных, обслуживающих и торговых предприятий, кооперативов, а а такжечастных предпринимателей, является многоступенчатым налогом, известным вомногих странах под названием налога на  добавленную стоимость.
Таккак раньше размеры налога зависели от валовой стоимости продукции, этоприводило к повторному счету, и в итоге сказывалось на цене иконкурентоспособности готового товара. Новая система налогообложенияликвидирует этот недостаток, а также значительно упрощает процесс централизациидоходов от хозяйственной деятельности.
Всоответствии с Законом о едином налоге с оборота действуют три налоговыеставки: 0, 15 и 25%. Самая высокая, 25%-ная ставка является основной ираспространяется на наибольшее число товаров. 15%-ная ставка представляет собойльготную форму налогообложения и относится к некоторым видам услуг. Нулеваяставка означает, что налог с оборота не включается в цену товара. Однако, еслипри производстве данного изделия использовались товары и услуги, в цене которыхсодержится налог с оборота, производитель имеет право получить компенсацию.Нулевая налоговая ставка распространяется на основные  продукты питания, налекарства и медицинские товары, на готовые квартиры (строительные материалыоблагаются 25%-ным налогом), потребительские услуги, снабжение энергиейнаселения. Таким образом, нулевая ставка служит средством проведениясоответствующей социальной политики, и в ней находят отражение сохраняющиесядотации.
Механизмналогообложения на примере производства и реализации обуви можнопроиллюстрировать с помощью следующей упрощенной схемы.
Производителькожи в соответствии с 25%-ной ставкой единого налога с оборота должен внести вбюджет 3 форинта. Поэтому он реализует свою продукцию за 15 форинтов (оптоваяцена плюс налог). Однако реальные затраты на покупку кожи
Схема начисления единого налога с оборота (в форинтах) Цена приобретения Добавленная стоимость Оптовая цена Нало 25%-ный Налог на предыдущей стадии Бюджетный доход Цена реализации Производство кожи 12 12 3 3 15 Выделка кожи 12 36 48 12 3 9 60 Производство обуви 48 48 96 24 12 12 120 Розничная торговля 96 12 108 27 24 3 135
дляследующего в технологической цепочке производителя составят только 12 форинтов,т.к. он имеет право на компенсацию начисленного ранее налога с оборота.Добавленная в процессе выделки кожи стоимость составляет 36 форинтов. С учетомзатрат на сырье оптовая цена составит 48 форинтов, а налог с оборота всоответствии с 25%-ной ставкой – 12 форинтов. Таким образом, формируется ценареализации выделанной кожи – 60 форинтов. При этом в бюджет отчисляются не все12 форинтов, а только 9 (12 – 3), тем самым компенсируется предварительныйналог с оборота, начисленный на предыдущей производственной стадии. То же самоеповторяется на следующем этапе, при производстве обуви. Розничная цена готовогоизделия составит 135 форинтов, из которых 27 форинтов приходится на налог соборота, внесенный в бюджет на разных стадиях реализации, но в конце концов“переложенный” на плечи конечного потребителя продукции.
Наимпортные товары и услуги распространяются те же ставки налога с оборота, что ина аналогичные отечественные. Одновременно экспортная продукция не подлежитналогообложению, т.е. на нее распространяется нулевая ставка налога. Такимобразом, эти товары и услуги вывозятся по цене, В которую не входит налог соборота. Это соответствует международной практике и обеспечивает венгерскимпроизводителям при выходе на внешний рынок одинаковые с конкурентами из другихстран условия.
Основаниемдля налогообложения является счет, который обязан заполнять при реализации своей продукции все облагаемые налогом хозяйственные единицы. Покупатель (еслиэто не конечный потребитель) также заинтересован в том, чтобы поставщикпредставил счет по установленной форме – ведь только на основаниитакового он может получить компенсацию предварительно начисленных налогов с оборота.Окончательная сумма налога составляет разницу между начисленным налогом иразмером компенсации. Именно поэтому введение этого налога преследовало, вчастности, цели улучшения дисциплины поставок и частичного выявления теневыхдоходов.
Единыйналог с оборота – это форма самообложения: одновременно с представлениемналоговой декларации следует вносить и самостоятельно вычисленную сумму налога.Налоговые органы проверяют данные налоговой декларации и в случае нарушениймогут наложить штраф в размере от 50 до 200% недостающей части налога.
3.Подоходный налог
Приопределении размеров подоходного налога в Венгрии стремились обеспечитьнесколько требований. С одной стороны, необходимые поступления в бюджет следуетобеспечивать, не облагая налогом граждан с наиболее низкими доходами. С другойстороны, налоговые ставки не должны снизать заинтересованность в достижениивысоких производственных результатов. Поэтому в процессе реформ остановились наконструкции, при которой максимальная ставка налога не превышает 60%. Основнаячасть налоговых поступлений при этом обеспечивается за счет тех граждан,годовой доход которых не превышает 120 тыс. форинтов.[1] Их долясоставляет 60-70% от общей численности занятых в экономике. Верхняя границадоходов, в пределах которой они не облагаются налогом,  составляет 48 тыс.форинтов в год. С учетом различных льгот это означает, что 20% работающего понайму населения и около 70% работающих пенсионеров подоходный налог неуплачивают.
Всоответствии с Законом о подоходном налоге налогообложению подлежат  все видыдоходов венгерских граждан. Налог рассчитывается, исходя из общей суммы дохода,независимо от того, получен ли он в пределах страны или из-за границы. Всоответствии с этим в законе определяется, каким образом и в каких размерахоблагается налогом доход от работы по найму, от мелкотоварногосельскохозяйственного производства, от предпринимательской деятельности, отнаучной деятельности и изобретательства, от продажи движимости и недвижимостиили сдачи их в аренду, от вкладов в сберегательные кассы и ценных бумаг и пр.
Оразмерах налога дает представление таблица 1.
Таблица1
Налоговая таблица (вфоринтах)Граница пояса  Размер налога, % Нижняя Верхняя 48000 48000 70000 20% суммы сверх  48000 70000 90000 4400 и 25% суммы сверх  70000 90000 120000 9400 и 30% суммы сверх 90000 120000 150000 18400 и 35% суммы сверх 120000 150000 180000 28900 и 39% суммы сверх 150000 180000 240000 40600 и 44% суммы сверх  180000 240000 360000 67000 и 48% суммы сверх 240000 360000 600000 124000 и 52% суммы сверх 360000 600000 800000 249400 и 56% суммы сверх 600000 800000 361400 и 60% суммы сверх 800000
Какпоказывает таблица 1, годовой доход в пределах 48 тыс. форинтов налогообложениюне подлежит. Подоходный налог носит ступенчато-прогрессивный характер,налоговая ставка колеблется от 20% до 60%. Пример расчета размера налогадемонстрирует таблица 2. В случае годового дохода в размере 95 тыс. форинтовразмер налога высчитывается так.
Таблица2
Расчет размера налога на годовой доход в 95 тыс.форинтовГраница пояса Часть дохода в границах пояса Размер налога Нижняя Верхняя 48000 48000 48000х0=0 48000 70000 22000 22000х0.2=4400 70000 90000 20000 20000х0.25=5000 90000 120000 5000 5000х0.30=1500 Итого 95000 10900
Приведенныепримеры показывают, что всякий раз налогооблагается та часть суммарного дохода,которая попадает в определенный пояс. При этом не имеет значения, получен лидоход из одного источника или из нескольких. Налоговые ставки зависят от общейсуммы доходов.
Наиболееважная налоговая льгота, которая затрагивает всех работающих по найму,установлена в размере 12 тыс. форинтов. Это означает, что при определенииналоговой ставки из дохода, получаемого по основному месту работы, можноавтоматически ежемесячно вычитать 1000 форинтов. Таким образом, в случае работына государственном предприятии или в кооперативе гарантируется освобождение отналога на доход в пределах 60 тыс. форинтов в год. Эта льгота распространяетсяи на работающих по найму в частном секторе.
Налоговаясистема Венгрии подразумевает, что налогообложению подлежат все виды доходов, втом числе “чаевые”. Однако для того, чтобы сделать такие доходы “видимыми”,требуется создать целый ряд условий: улучшение снабжения, ликвидация дефицитов,усиление контроля и др. Работа в этом направлении ведется, однако превращение“невидимых” доходов в видимые не является в принципе задачей налоговыхпреобразований. Очевидно, что налоговая система в лучшем случае может лишьусилить те мотивы, по которым часть из них попадет в сферу налогообложения.
Всоответствии с размером подоходного налога повышена (бруттошитирована)заработная плата трудящихся на основном месте работы. Источником такогоповышения заработной платы на предприятиях и в кооперативах служат те средства,которые образовались благодаря отмене ряда других налогов. Таким образом,система взимания подоходного налога в Венгрии построена таким образом, чтореальное увеличение отчислений от заработка возникает лишь в случае получениядохода из нескольких источников.
Сучетом того, что одновременно с этим в Венгрии была введена единая процентнаяставка отчислений в пенсионный фонд в размере 10% (ранее она зависела отразмеров заработной платы), процесс “бруттошитирования” заработка по основномуместу работы иллюстрирует таблица 3.
Таблицапоказывает, что для того, чтобы нетто-доход работника не уменьшился, врассмотренном случае ему должны повысить годовую заработную плату на 7231форинт, или на 9%.
Таблица3
“Бруттошитирование” заработка по основному местуработы (в форинтах) Старая система Новая система Брутто-доход 80000 87231 Отчисления в пенсионный фонд 7200 8723 Подоходный налог - 5708 Нетто-доход 72800 72800
 
Всоответствии с законом такой порядок распространяется только на доходы поосновному месту работы. Что касается работы по совместительству, то повышениезарплаты зависит от условий конкретного трудового соглашения, и обязательное“бруттошитирование” на нее не распространяется.
Есливенгерский гражданин получает доход только по основному месту работы, товзимание подоходного налога происходит для него как бы автоматически, так какэто входит в обязанности работодателя. Поэтому значительная часть работниковнепосредственно не контактирует с налоговым ведомством. Предприятия,кооперативы, частные предприниматели в течение года ежемесячно авансом вычитаютиз заработной платы лиц, работающих по найму, часть подоходного налога, а вконце года устанавливается окончательная сумма налога и производитсяокончательный расчет. Таким образом, в этом случае нет необходимости взаполнении налоговой декларации, а ответственность за все операции, связанные суплатой подоходного налога, ложатся на работодателя.
Венгерскиеграждане, которые наряду с основным местом работы имеют и другие источникидохода, до 20 февраля обязаны предоставлять в налоговое ведомство налоговуюдекларацию о размере дохода, полученного в период с 1 января по 30 декабряпрошедшего года. К декларации прилагается справка с основного места работы, гдеуказывается размер налога и сумма уже погашенного налога.
Такимобразом, подоходный налог также является формой самостоятельногоналогообложения, которое основано на взаимном доверии между налогоплательщикоми налоговым ведомством.
Всоответствии с законом, пенсии – независимо от их величины – подоходным налогомне облагаются. Однако все прочие доходы, если их сумма вместе с пенсиейпревышает 96 тыс. форинтов в год, подлежат налогообложению. Таким образом, еслигодовой размер пенсий составляет менее 96 тыс. форинтов, а пенсионер имеетдополнительный доход, но вместе с пенсией эта сумма все равно не превышает 96тыс. форинтов в год, то налог платить не надо.
Еслисуммарный доход при пенсии ниже 96 тыс. форинтов в год превышает эту сумму,налог рассчитывается следующим образом.
Схема вычисления суммы налога при годовом размерепенсии менее 96 тыс. форинтов
Пенсия                             70000
Прочиедоходы                      40000
Сумма,подлежащая налогобложению   110000
Расчетнаясумма налога (9400+6000)   15400
Частьналога, не подлежащая
Уплате(налог на 96 тыс.фор.)      11200
Сумманалога, подлежащая уплате        4250
Еслиразмер пенсии превышает 96 тыс. форинтов в год, и к этому добавляются другиевиды доходов, налог рассчитывается по сходному принципу.
Схема вычисления суммы налога при годовом размерепенсии свыше 96 тыс. форинтов
Пенсия                             120000
Прочиедоходы                            54000
Сумма,подлежащая налогообложению      174000
Расчетнаясумма налога (28900+9360)     38260
Частьналога, не подлежащая уплате
(налогна 120 тыс. форинтов)          18400
Сумманалога, подлежащая уплате       19860
Еслипенсионер получает дополнительный доход в качестве лица, работающего по найму,то на него распространяется общепринятая льгота. Следовательно, при исчисленииналога из суммы, подлежащей налогообложению, нужно вычесть 12 тыс. форинтов.
Чтобыупрочить связи между гражданином и государством, с 1989 г. принят порядок, чтоподоходный налог, взимаемый по месту жительства, поступает в бюджет местногосовета. Таким образом, развитие той или иной территории в значительной мерезависит от фактической уплаты подоходного налога населением.
 
4.Налогообложение предприятий
Налоговая система Венгрии нацелена на созданиеусловий для модернизации структуры производства, ускорение техническогопрогресса и тем самым -  на стабилизацию венгерской экономики.
Налогообложение предприятий предусматриваетвозможности более свободного, нежели раньше, распоряжения полученной прибылью.Так, если раньше строго разграничивались фонды развития и материальногопоощрения, то сейчас имеются возможности для использования денежных средств какединого целого. Средний уровень отчислений от прибыли снизился до 70%. Врезультате ликвидации налога на заработную плату, налога на основные фонды,налога на капиталовложения и ряда других налогов, сумма налогов впроизводственной сфере в абсолютном исчислении уменьшилась, однако сокращениепоступлений в бюджет по этим статьям компенсировано в основном  за счет единогоналога с оборота.
Благодаря изменениям в налоговой системе техникастала для предприятий относительно дешевле, а неэффективно используемая рабочаясила подорожала.
Заключение
Итак, в настоящей работе мы рассмотрели рядвопросов, связанных с функционированием налоговой системы в Венгрии.Безусловно, за рамками нашего внимания остались многие моменты, касающиесяподробностей построения этой системы, однако мы проанализировали целый рядосновных налогов, занимающих наиболее весомое место в налоговой системе этойстраны. 
По результатам этого анализа можно сделать рядвыводов, а именно следующие.
Первое. При любой налоговой системесуммарное налоговое бремя в конечном счете несет население. Но различия всистемах налогообложения определяют то, что если налоги встроены в системуоптовых цен (налогообложение предприятий), то это значит, что в “карман”населения с самого начала попадает меньше денежных средств.  С другой стороны,можно распределять больше денег в пользу населения, но изымать их черезрозничные цены (налог с оборота). Можно получать бюджетные средстванепосредственно от населения в форме подоходного налога. Налоговая системаВенгрии предусматривает комбинированное использование всех этих методов, чтобыобеспечить максимальные возможности для воздействия на структуру экономики,производства и потребления.
Второе. В международной практикеизвестно  два вида взимания налога с оборота. Одно из решений заключается втом, что налог взимается единоразово, обычно в торговле. Второй метод,известный под названием налога на добавленную стоимость, сводится к тому, чтоналог взимается на каждой стадии реализации, но каждый производитель“перекладывает” его на следующего путем включения в цену изделия вплоть доконечной реализации товара.
В Венгрии избран второй вариант, что позволяетрешить две важнейшие экономические задачи: во-первых, в большей мерегарантируются бюджетные доходы и одновременно обеспечивается контроль надрасходами; во-вторых, затрудняется предоставление различных льгот, которыеявляются слабым местом нынешней системы управления экономикой в Венгрии, т.е.обеспечивается   более строгая хозяйственная дисциплина. Этопоказывает, что при выборе того или иного налога или способа налогообложениянеобходимо в каждом конкретном случае ориентироваться не на решение текущихпроблем с покрытием бюджетных расходов, а на конечный результат – стабилизациюэкономической системы в целом, гармонизацию интересов общества, хозяйствующих субъектови государства.
Использованнаялитература
1. ПепперД. Практическая энциклопедия мездународного налогового законодательства ипланирования \\ М., 1998
2. ЕгороваЕ. Налоговые системы России и 20 зарубежных стран \\ М., 1999
3. ДернбергР. Международное налогообложение \\ М., Дело Лтд, 1997
4. Реформаналоговой системы в Венгрии \\ Специализированная информация ИНИОН РАН, М.,1988


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Развитие земельного кадастра в России
Реферат Возникновение интеллекта
Реферат Розвиток психомоторики у дітей молодшого шкільного віку з порушенням мовлення
Реферат Исследование потребительского спроса 2
Реферат Правовое регулирование хозяйственной (предпринимательской) деятельности
Реферат Искусство поздней классики (От конца Пелопоннесских войн до возникновения Македонской империи)
Реферат Управление учебно-тренировочным процессом девушек-спортсменок 15-17 лет с использованием индивидуальных
Реферат 3D графика. 3D принтеры
Реферат Obsessive Compulsive Disorder Essay Research Paper OBSESSIVE
Реферат Анатомия толерантности
Реферат Правовое регулирование международного бизнеса
Реферат Chronicles Of Narnia Essay Research Paper It
Реферат Освоєння іншомовної лексики в сучасній українській мові
Реферат Наукові основи економічного аналізу
Реферат Законодательная база по системе безопасности жизнедеятельности