Содержание
Введение
1. Роль налогов и сборов
2. Налоговая система в РБ
2.1. Общие положения
2.2. Участники отношений, регулируемыхзаконодательством о налогах и сборах
2.3. Порядок исчисления сроков,установленных законодательством о налогах и сборах
3. Транспортный налог
3.1. Общие положения
3.2. Налогоплательщики
3.3. Объект налогообложения
3.4. Налоговая база
4. Налог на игорный бизнес
5. Налог на имущество организаций
Заключение
Введение
В настоящее времяосновным источником доходов бюджетов всех уровней в России стали налоги. Всвязи с этим вопросы правового регулирования налогообложения относятся к числунаиболее актуальных в экономической и социальной жизни республики. Этообусловлено новыми явлениями в экономике, ее нацеленностью на переход крыночным отношениям, где управление народным хозяйством требует активногоиспользования инструментов финансового механизма, в том числе налогов.
Под налогом понимаетсяобязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций ифизических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целяхфинансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальныхобразований.
Под сбором понимаетсяобязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которогоявляется одним из условий совершения в отношении плательщиков сборовгосударственными органами, органами местного самоуправления, инымиуполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий,включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
(в ред. Федеральногозакона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)
Формирование новойсистемы налоговых органов связано с необходимостью активного использованияфинансовых рычагов, в частности повышением роли налогов, обусловленнымперестройкой экономики страны.
1. Рольналогов и сборов
Основная роль налогов–фискальная, соответственно чему они используются как источник доходовгосударственной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества иреспублики в целом.
Но в налогах заложеныбольшие возможности по регулированию социально-экономических процессов в странесо стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильнымрегулирующим механизмом в системе социального управления.
Налоги могутиспользоваться для регулирования производства, стимулирования развитияопределенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либоэкономических процессов и т.д.
С помощью налоговвозможно регулирование потребления. В налогах заложены возможности ирегулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходоввысокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих гражданпутем предоставления льгот.
Налоги могут бытьэлементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежнуюполитику, иные социальные явления.
Помимо рассмотренныхфункций налогам свойственна и функция контроля. В ходе налогообложения состороны государства производится контроль за финансово-хозяйственнойдеятельностью предприятий, организаций, учреждения, за получением доходов, заиспользованием имущества, в том числе земли.
Только всесторонний учетвсех этих функций налогов может обеспечить успешную налоговую политику, сделаетналоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны.
На современном этапе вусловиях перехода от централизованного командного управления народнымхозяйством к рыночным отношениям усилилось внимание со стороны государства ксистеме налогообложения. Она существенно перестроена. В условиях рыночныхотношений метод прямых директивных воздействий на экономику, хозяйственнуюдеятельность должен быть заменен преимущественно косвенными формами и методамивоздействия, среди которых важнейшую роль призван выполнять механизмналогообложения. Налоги должны стать одним из главных инструментоврегулирования экономики республики, процессов производства, распределения ипотребления.
2. Налоговаясистема в РБ
2.1. Общееположение
Государственную власть вРеспублике Башкортостан осуществляют Государственное Собрание РеспубликиБашкортостан, Президент Республики Башкортостан, Правительство РеспубликиБашкортостан, местные органы государственной власти Республики Башкортостан,суды Республики Башкортостан. Республика Башкортостан является равноправнымсубъектом Российской Федерации. Отношения между органами государственной властиРеспублики Башкортостан и органами государственной власти Российской Федерацииопределяются Конституцией Республики Башкортостан, Конституцией РоссийскойФедерации и Договором о разграничении предметов ведения и взаимномделегировании полномочий, иными договорами и соглашениями. В РеспубликеБашкортостан каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. ЗаконыРеспублики Башкортостан, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положениеналогоплательщиков, обратной силы не имеют.
К ведениюГосударственного Собрания Республики Башкортостан относятся: утверждениебюджета Республики Башкортостан и отчета о его исполнении, и установление всоответствии с федеральным законом налогов и сборов Республики Башкортостан. Законопроектыо введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменениифинансовых обязательств Республики Башкортостан, другие законопроекты,предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета РеспубликиБашкортостан, рассматриваются Государственным Собранием Республики Башкортостанпо представлению Президента Республики Башкортостан либо при наличии заключенияПрезидента Республики Башкортостан, представляемого в Государственное СобраниеРеспублики Башкортостан в течение одного месяца.
Органы местногосамоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, впределах своей компетенции формируют, утверждают и исполняют местный бюджет,устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественногопорядка, а также решают иные вопросы местного значения. Структура органов местногосамоуправления определяется населением самостоятельно. Органы государственнойвласти Республики Башкортостан содействуют местному самоуправлению. РеспубликаБашкортостан устанавливает налоги и сборы в бюджет Республики Башкортостан всоответствии с федеральным законом.
2.2. Участникиотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах
Участниками отношений,регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:
1) организации ифизические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексомналогоплательщиками или плательщиками сборов;
2) организации ифизические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговымиагентами;
3) налоговые органы
4) таможенные органы
5) государственные органыисполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другиеуполномоченные ими органы, должностные лица и организации, осуществляющие вустановленном порядке прием от налогоплательщиков (плательщиков сборов)денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) и их перечисление (перевод) вбюджеты (далее — сборщики налогов и сборов);
6) органы государственныхвнебюджетных фондов;
2.3. Порядокисчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах
Установленныйзаконодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой илиистечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами,неделями или днями. Срок может определяться также указанием на событие, котороедолжно неизбежно наступить.
Срок, исчисляемый годами,истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом(за исключением календарного года) признается любой период времени, состоящийиз двенадцати календарных месяцев, следующих подряд.
Срок, исчисляемыйкварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом кварталсчитается равным трем месяцам, отсчет кварталов ведется с начала года.
Срок, исчисляемыймесяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока. Приэтом месяцем признается календарный месяц. Если окончание срока приходится намесяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний деньэтого месяца.
Срок, исчисляемыйнеделями, истекает в последний день недели. При этом неделей признается периодвремени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.
В случаях, когдапоследний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считаетсяближайший следующий за ним рабочий день.
Действие, для совершениякоторого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часовпоследнего дня срока. Если документы либо денежные суммы были сданы на почтуили на телеграф до двадцати четырех часов последнего дня срока, то срок несчитается пропущенным.
Сроки для совершениядействий определяются точной календарной датой, указанием на событие, котороеобязательно должно наступить, или периодом времени. В последнем случае действиеможет быть совершено в течение всего периода.
Течение срока,исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий деньпосле календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
3. Транспортныйналог
3.1. Общиеположения
Транспортный налог (далее- налог) устанавливается Кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерациио налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законамисубъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территориисоответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя налог,законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации, а т.е.Республики Башкортостан определяют ставку налога в пределах, установленныхнастоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данномуналогу.
При установлении налогазаконами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговыельготы и основания для их использования налогоплательщиком.
3.2. Налогоплательщики
Налогоплательщикаминалога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются лица, накоторых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированытранспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
По транспортнымсредствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным имина основании доверенности на право владения и распоряжения транспортнымсредством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона,налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этомлица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляютналоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенностиуказанных транспортных средств.
3.3. Объектналогообложения
Объектом налогообложенияпризнаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходныемашины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты,теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки,гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушныетранспортные средства (далее в настоящей главе — транспортные средства),зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации.
Не являются объектомналогообложения:
1) весельные лодки, атакже моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;
2) автомобили легковые,специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобилилегковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные(приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленномзаконом порядке;
3) промысловые морские иречные суда;
4) пассажирские игрузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (направе хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основнымвидом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовыхперевозок;
5) тракторы, самоходныекомбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальныемашины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральныхудобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированныена сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые присельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
6) транспортные средства,принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управленияфедеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотренавоенная и (или) приравненная к ней служба;
7) транспортные средства,находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи)документом, выдаваемым уполномоченным органом;
8) самолеты и вертолетысанитарной авиации и медицинской службы.
3.4. Налоговаябаза
1. Налоговая базаопределяется:
1) в отношениитранспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств,указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), — как мощность двигателятранспортного средства в лошадиных силах;
1.1) в отношениивоздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивногодвигателя, — как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарнаяпаспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушноготранспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
2) в отношении водныхнесамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяетсяваловая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;
3) в отношении водных ивоздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 настоящегопункта, — как единица транспортного средства.
2. В отношениитранспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2, налоговая базаопределяется отдельно по каждому транспортному средству.
В отношении транспортныхсредств, указанных в подпункте 3 пункта 1, налоговая база определяетсяотдельно.
Налоговым периодомпризнается календарный год.
Налоговые ставкиустанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно взависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовойвместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете наодну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограммсилы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средстваили единицу транспортного средства в следующих размерах.
4. Налогна игорный бизнес
Игорный бизнес — предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями илииндивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы запроведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров(имущественных прав), работ или услуг;
организатор игорногозаведения, в том числе букмекерской конторы (далее в настоящей главе — организатор игорного заведения), — организация или индивидуальныйпредприниматель, которые осуществляют в сфере игорного бизнеса деятельность поорганизации азартных игр, за исключением азартных игр на тотализаторе;
организатор тотализатора- организация или индивидуальный предприниматель, которые осуществляют в сфереигорного бизнеса посредническую деятельность по организации азартных игр поприему ставок от участников взаимных пари и (или) выплате выигрыша;
участник — физическоелицо, принимающее участие в азартных играх и (или) пари, проводимыхорганизатором игорного заведения (организатором тотализатора);
азартная игра — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькимиучастниками между собой либо с организатором игорного заведения (организаторомтотализатора) по правилам, установленным организатором игорного заведения(организатором тотализатора);
пари — основанное нариске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участникамимежду собой либо с организатором игорного заведения (организаторомтотализатора), исход которого зависит от события, относительно которогонеизвестно, наступит оно или нет;
игровой стол — специальнооборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькимиигровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видомвыигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих представителейучаствует как сторона или как организатор;
игровое поле — специальное место на игровом столе, оборудованное в соответствии с правиламиазартной игры, где проводится азартная игра с любым количеством участников итолько с одним представителем организатора игорного заведения, участвующим вуказанной игре;
игровой автомат — специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иноетехническое оборудование), установленное организатором игорного заведения ииспользуемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия вуказанных играх представителей организатора игорного заведения;
касса тотализатора илибукмекерской конторы — специально оборудованное место у организатора игорногозаведения (организатора тотализатора), где учитывается общая сумма ставок иопределяется сумма выигрыша, подлежащая выплате.
Налогоплательщикаминалога на игорный бизнес (далее в настоящей главе — налог) признаютсяорганизации или индивидуальные предприниматели, осуществляющиепредпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Объекты налогообложения
1. Объектаминалогообложения признаются:
1) игровой стол;
2) игровой автомат;
3) касса тотализатора;
4) касса букмекерскойконторы.
2. Каждый объектналогообложения, указанные выше, подлежат регистрации в налоговом органе поместу установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два рабочих днядо даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производитсяналоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрацииобъекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства орегистрации объекта (объектов) налогообложения. Форма указанного заявления иформа указанного свидетельства утверждаются Министерством финансов РоссийскойФедерации.
Налогоплательщики, несостоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта РоссийскойФедерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты)налогообложения, указанный (указанные) выше, обязаны встать на учет в налоговыхорганах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения всрок не позднее чем за два рабочих дня до даты установки каждого объектаналогообложения.
3. Налогоплательщик такжеобязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объектовналогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднеечем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объектаналогообложения.
4. Объект налогообложениясчитается зарегистрированным с даты представления налогоплательщиком вналоговый орган заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Объект налогообложениясчитается выбывшим с даты представления налогоплательщиком в налоговый органзаявления о регистрации изменений (уменьшений) количества объектовналогообложения.
5. Заявление орегистрации объекта (объектов) налогообложения представляетсяналогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя либонаправляется в виде почтового отправления с описью вложения.
6. Налоговые органыобязаны в течение пяти рабочих дней с даты получения заявления от налогоплательщикао регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количестваобъектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внестиизменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранеевыданное свидетельство.
7. Нарушениеналогоплательщиком требований, предусмотренных пунктом 2 либо пунктом 3настоящей статьи, влечет взыскание с него штрафа в трехкратном размере ставкиналога, установленной для соответствующего объекта налогообложения.
Налоговые ставки.
1. Налоговые ставкиустанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:
1) за один игровой стол — от 25000 до 125000 рублей;
2) за один игровойавтомат — от 1500 до 7500 рублей;
3) за одну кассутотализатора или одну кассу букмекерской конторы — от 25000 до 125000 рублей.
2. В случае, если ставкиналогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налоговустанавливаются в следующих размерах:
1) за один игровой стол — 25000 рублей;
2) за один игровойавтомат — 1500 рублей;
3) за одну кассутотализатора или одну кассу букмекерской конторы — 25000 рублей.
5. Налогна имущество организаций
1. Налог на имуществоорганизаций устанавливается и вводится Налоговым Кодексом РФ и законами РеспубликиРБ, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории РеспубликиБашкортостан.
2. Устанавливая налог,законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, т.е.Правительство РБ определяет налоговую ставку в пределах порядок и сроки уплатыналога, форму отчетности по налогу, а также могут предусматриваться налоговыельготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Налогоплательщики
1. Налогоплательщикаминалога признаются:
-российские организации ииностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерациичерез постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимоеимущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфеРоссийской Федерации и в исключительной экономической зоне РоссийскойФедерации.
Объект налогообложения
1. Объектомналогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимоеимущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование,распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместнуюдеятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств всоответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
2. Объектомналогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность вРоссийской Федерации через постоянные представительства, признается движимое инедвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.
3. Объектомналогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности вРоссийской Федерации через постоянные представительства, признается находящеесяна территории Российской Федерации и Республики Башкортостан недвижимоеимущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на правесобственности.
4. Не признаютсяобъектами налогообложения:
1) земельные участки ииные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);
2) имущество,принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управленияфедеральным органам исполнительной власти, в которых законодательнопредусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этимиорганами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности иохраны правопорядка в Российской Федерации.
Заключение
Подводя итоги можносказать, что страна не завершила переход к рыночным отношениям, а также системаналогообложения не установилась прочно, так как законодательство в этой сферепроизводит пересмотр и вносит изменения. Также о несовершенности налоговойсистемы в Республики Башкортостан свидетельствует отсутствие Налогового КодексаРеспублики Башкортостан. Я считаю, что регулирование отношений по налогам исборам в большей части Налоговым Кодексом РФ неправильно, потому что устанавливаемыеналоговые ставки обязательные для выплаты всем субъектам, регионам не могут видетьи учитывать все нюансы социально-экономического положения определенныхадминистративно-территориальных единиц.
Установление региональныхналогов и сборов относится к предметам ведения государственных органовсубъектов, которые также устанавливают льготы по ним. По моему, вся системаналогообложения стала бы эффективней, если в нашей республике будет свойналоговый кодекс.