Реферат по предмету "Финансовые науки"


Налоги: социально-экономическое содержание

Налоги:социально-экономическое содержание
Сущность налогов каксоциально-экономической категории
В современном цивилизованном обществе налоги являетсяосновной формой доходов государства. Кроме этой сугубо фискальной функцииналоговый механизм используется для экономического воздействия государства наобщественное производство, его динамику и структуру, на развитиенаучно-технического прогресса.
В условиях рыночной экономики у государства остается меньшевозможности влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямыхпредписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает косвенныйхарактер и осуществляется посредством налогообложения. Налоги представляют собойобязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц вгосударственный и местный бюджеты. При этом преследуются экономические исоциальные цели.
По своей экономической природе установление налогов носитодносторонний характер. Поскольку налог взимается в целях покрытия общественнополезных потребностей, которые в большой мере обособлены от индивидуальныхпотребностей конкретного налогоплательщика, налог является индивидуально безвозмездным.Уплата налогоплательщиком налога не порождает встречной обязанности государствасовершить что-либо в пользу конкретного налогоплательщика.
Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возвратналога возможен в случае его переплаты или в качестве льготы, что непротиворечит принципу безвозвратности, поскольку все эти случаи определяютсягосударством в одностороннем порядке и не влияют на характер платежа в целом.
Налог выступает средством упорядочения финансовых отношенийналогоплательщика и государства. С одной из стороны, налог указывает меруобязанностей налогоплательщику, а с другой — меру дозволенного поведения длягосударственного налогового органа. Принудительный характер налога не мешает рассматриватьналог как способ защиты частной собственности от незаконных притязанийгосударства, как средство поддержания баланса прав и законных интересов граждани их объединений, с одной стороны, общества и государства как выразителя интересовобщества, — с другой.
Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимаетсяобязательный взнос в бюджет соответствующего уровня, в бюджетный иливнебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях,определенных законодательными актами.
Без налогов не обходится ни одно государство. Они нужныгосударству для того, чтобы формировать государственный бюджет, из которогозатем финансируются расходы на развитие народного хозяйства, содержание органовуправления, оборону страны и другие затраты. Таким образом, в налогах воплощеноэкономически выраженное существование государства.
Налоги поступают в пользу органов государственной власти илиместного самоуправления. Этим они отличаются от платежей, взимаемых на тех жеусловиях, но установленных в экономических или социальных интересах в пользуюридических лиц, не являющихся центральными или местными органами государственнойвласти, административными учреждениями.
Целью взимания налогов является обеспечение государственныхрасходов вообще, а не какого-то конкретного расхода. Правило, в соответствии скоторым налоговые доходы не предназначены для определенных расходов, приобрелохарактер одного из основополагающих принципов налогообложения. Однако этоправило допускает исключения в виде установления целевых налогов.
Налог, как экономический механизм, не имеет непосредственнойцели собрать конкретную сумму, необходимую для покрытия расходов. Эти расходымогут заранее планироваться, но предполагаемая сумма расходов не оказываетимперативного воздействия на налогообложение. Размер собираемых налогов зависитот правил, установленных в законе о налоге, а не в законе о бюджете и, впринципе, не ограничен.
Пошлины и сборы не имеют того финансового значения, котороеприсуще налогам. Как уже отмечалось, при уплате пошлины или сбора всегдаприсутствует специальная цель и специальные интересы. В этом смысле сборы ипошлины являются индивидуальными платежами. Но поскольку государство обязано предоставлятьосновной объем своих услуг независимо от способности получателя платить их,покрытие государственных расходов не может осуществляться за счетиндивидуальных платежей, дающих какие-либо права.
Целью взыскания пошлины или сбора является покрытие издержекучреждения, в связи с деятельностью которого взимается пошлина. Как правило,пошлины или сбор выплачиваются не за услугу, а в связи с услугой, причем той,которую оказывает государственный орган, действуя в общих интересах, реализуясвои государственно-властные функции. Так, уплата пошлины при подаче исковогозаявления в суд сопряжена с правом конкретного лица на судебную защиту, однако,связана с общественно полезной функцией суда — поддержания режима законности.
Пошлина не обусловливает существование государственногооргана, так как он может финансироваться и из других источников. Наоборот,взимание пошлины обусловлено реализацией каким-либо государственным органомсвоих функций. Характер пошлин и сборов предполагает использование иныхпринципов при определении размера платежа, нежели те, которые применяются приналогообложении. Историческиеаспекты развития науки о налогах
На всем протяжении развития государственного устройстваобщества происходило преобразование и совершенствование системыналогообложения. В этой связи налоги являются категорией исторической.
В экономической литературе выделяют три основных этапа вразвитии системы налогообложения:
·  1 этап (начальный) — от древнихвремен Римской империи до начала средних веков;
·  2 этап — XVI-XIXвв.;
·  3 этап (современный) – XX-XXI вв.
Начальный этап характеризуется отсутствием теории о налогахи финансового механизма для установления и сбора налогов. На этом этапе несуществовало постоянных налогов, поэтому периодически вводились чрезвычайныеналоги, носящие субъективный характер. Так, например, существовали такие видыналогов: налог с оборота при торговле рабами, налог с наследства, поземельныйналог, налоги на доходы, акцизы в виде сборов у ворот городов, налоги наоснащение армии, покупку лошадей, набор рекрутов и др.
Основными направлениями расходования налоговых поступлений вгосударстве являлись содержание наемных армий, возведение укреплений вокруггородов, строительство храмов, дорог, водопроводов идругие общественныецели.
Второй этап характеризуется появлением современного государствав Европе, возникновением финансовых учреждений, устанавливающих налоги иобеспечивающих их сбор. Вместе с тем теории о налогах не существовало до конца XVIII века. В качестве основных налоговвыступали поземельные налоги, налог со строений, подушные налоги, акцизы,таможенные пошлины, местные налоги.
В конце XVIIIвека шотландским экономистом Адамом Смитом была создана научная теорияналогообложения. В ее основу легли четыре основных принципа, которые действуюти в настоящее время:
·  принцип справедливости, в соответствии с которымналогообложению подлежат все граждане соразмерно их доходам;
·  принцип определенности, согласно которому плательщикузаранее доводятся сведения о сумме, способе и времени уплаты налога;
·  принцип удобства, требующий, чтобы налог взимался вто время и таким способом, которые удобны плательщику;
·  принцип экономии, состоящий в необходимости рационализациисистемы налогообложения.
Третий этап развития налогового механизма (с начала ХХв.) характеризуется совершенствованием налогообложения по трем направлениям:прямые налоги, косвенные налоги и пошлины. На этом этапе государство в полноймере осуществляет свои функции по установлению и взиманию налогов и создаетспециальные органы управления, выполняющие эти функции. Дальнейшее совершенствованиесистемы налогообложения на современном этапе идет по пути изменения порядка иметодологии взимания отдельных видов налогов и сборов, количества налогов,сборов и отчислений, уточнения субъектов налогоплательщиков.
Налоги являются одним из важнейших инструментов рыночнойэкономики, а поэтому опыт их использования в управлении хозяйством промышленноразвитых стран Запада представляет значительный интерес для молодых государствСНГ, в том числе для Беларуси. Вводя новые или отменяя какие-то прежние налогии сборы, повышая или понижая ставки, используя другие рычаги, государство непросто формирует свой национальный бюджет, но и создает в обществесоответствующую экономическую, социальную и политическую атмосферу, стимулы длятрудовой активности граждан, и, в этом смысле, налоги могут быть либопредпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны. Общаяхарактеристика налогов и их функции
 
Налоги являются обязательными платежами в бюджет,осуществляемыми юридическими и физическими лицами в соответствии сзаконодательными актами. Они отражают экономические отношения между государством (в лице уполномоченныхгосударственных органов управления) и юридическими и физическими лицами поповоду изъяснения части совокупного общественного продукта и национальногодохода в денежной форме с целью ее перераспределения для удовлетворения общегосударственныхпотребностей.
Налоги имеют ряд отличительных особенностей:
·  являются обязательными к уплате ипринудительными в изъятии;
·  являются основным источникомформирования государственных доходов;
·  возникают и функционируют в фазераспределения (перераспределения) совокупного общественного продукта и национальногодохода;
·  налоговые отношения носятодносторонний характер от налогоплательщика к государству.
В экономической литературе выделяются различные функцииналогов, в том числе характерные для рыночной системы:
·  фискальная(«фиск» — государственная казна), в ходе которойформируются ресурсы государства для финансирования соответствующих расходов;
·  контрольно-учетная, с помощью которой определяется эффективностьиспользования экономических ресурсов, доходов предприятий и домашних хозяйств,а также источники и направления использования финансовых ресурсов;
·  распределительная, в соответствии с которой, с одной стороны, происходитраспределение и перераспределение доходов между различными уровнямигосударственного бюджета, с другой — распределяется налоговое бремя междуразличными категориями плательщиков;
·  регулирующая, посредством которой государство целенаправленновоздействует на экономический рост, структурную перестройку общественногопроизводства, привлечение инвестиций и увеличение занятости, ростплатежеспособности населения;
·  стимулирующая, реализуемая через систему льгот, преференций с цельюсоздания предпосылок для деловой активности субъектов хозяйствования, развитияопределенных отраслей и видов деятельности, привлечения инвестиций.
Налоги подразделяются на прямые и косвенные (в зависимости отформы изъятия). К числу прямых налогов относятся: подоходный налог;налог на прибыль; ресурсные платежи; налог на имущество, владение и пользованиекоторым служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают изхозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (НДС, таможенная пошлина,налог на операции с ценными бумагами и другие налоги). В промышленно развитыхстранах налоговая структура такова: 37 процентов составляют прямые налоги, 31процентов — косвенные и 22 процентов — взносы на социальное страхование.
По значимости различают общегосударственные и местные налоги.Общегосударственные (республиканские) налоги поступают в бюджет центральныхорганов власти (республиканский), а местные зачисляются полностью в местныйбюджет. Если общегосударственные налоги используются для сбалансирования местныхбюджетов в виде отчислений, то в этом случае они относятся к категориирегулирующих доходов.
В зависимости от использования налоги делятся на общие испецифические. Общие налоги используются на финансированиетекущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов беззакрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налогиимеют целевое назначение (например, отчисление за социальное страхование илиотчисления в дорожные фонды).
По принципам построения выделяют следующие налоги:
·  прогрессивный налог возрастает быстрее, чем прирастаетдоход;
·  регрессивный налог характеризуется взиманием болеевысокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов, т.е.такой налог возрастает медленнее, чем доход;
·  пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любогодохода (единая ставка для доходов любой величины).Основные элементы налоговой системы
В практике налогообложения используются следующие обязательныеэлементы налогов:
·  субъект налога (плательщик)— юридическое или физическое лицо, которое всоответствии с законодательством обязано платить налог;
·  объект налога— то, что подлежит налогообложению: имущество, ресурсы,доходы, прибыль, выручка от реализации и т.п.;
·  источники уплаты налога— доход субъекта (заработная плата, прибыль, доходы,проценты), из которого уплачивается налог. Он может совпадать с объектомобложения (прибыль, заработная плата, доходы), в других случаях — нет (доходыюридических и физических лиц, но не прямо, а посредством увеличения издержекобращения или цены реализованных товаров и услуг);
·  ставка налога— фиксированная величина изъятия налога, установленнаязаконодательно в абсолютном или относительном измерении;
·  срок уплаты налога— срок, в который уплачивается налог, устанавливается всоответствии с законодательством;
·  льготы по налогу— полное или частичное освобождение от уплаты налоговчерез снижение ставок или исключение отдельных оборотов, объектов изналогообложения (могут быть постоянными или временными);
·  денежные санкции— мера наказания плательщиков за нарушение налоговогозаконодательства;
·  административные санкцииприменяются к ответственным лицам (руководителям,бухгалтерам, предпринимателям) в случае нарушения порядка постановки наналоговый учет в государственных налоговых инспекциях; занятия запрещенной деятельностью;занижения или сокрытия доходов, других объектов обложения; неправильноговедения бухгалтерского учета; несвоевременной сдачи балансов, отчетов, расчетовпо налогам;
·  финансовые санкцииприменяются непосредственно к плательщикам(предприятиям, организациям, частным предприятиям) за сокрытие или занижениефактически полученных доходов или других объектов обложения; занятиезапрещенной деятельностью; несвоевременное представление расчетов по авансовымплатежам, деклараций по доходам и другие нарушения налогового законодательства. Налогоплательщикии виды налогооблагаемой деятельности
Плательщик налога является основополагающим элементом, поотношению к которому строится вся налоговая система в комплексе. Всепоследующие функциональные элементы налога (объекты налогообложения, ставки,льготы и др.) используются уже в рамках конкретного плательщика.
В налоговых законодательствах всех государств в качественалогоплательщиков признаны юридические и физические лица.
Юридические лица — это предприятия, организации, учреждения, имеющиеобособленный баланс и отдельный расчетный счет в банке, физические лица — этограждане данного государства, иностранного государства и лица безгражданства.
Признание субъекта в качестве налогоплательщикаозначает возложение на него бремени обязательств перед налоговыми органами ивключение его в сферу косвенного государственного регулирования. Исключениехозяйствующих субъектов из перечня налогоплательщиков, наоборот, дает имбольшую экономическую свободу для ускоренного развития.
Понятие субъекта налогообложения не всегда однозначно. В рядеслучаев имеет место переложение налога формальным плательщиком (субъектом) нодругое лицо, которое становится реальным его носителем. Речь идет о механизмепрямого и косвенного налогообложения. При косвенном налогообложении оборотов пореализации продукции, работ и услуг, когда сумма налога (акциз, НДС) включаетсяв реализационную цену, действительным плательщиком налогов выступаетпотребитель.
Переложение уплаты имеет место и по прямым налогам. Например,плательщиком налога на недвижимость является владелец дома, но если он сдаетсвое имущество в аренду, то налог переносится на арендатора. Подобные ситуациимогут возникать при подоходном налогообложении. Экспертиза распределенияналогов на фактических налогоплательщиков имеет большое значение дляопределения совокупного налогового бремени, от уровня которого зависит экономическийрост той или иной отрасли производства и развитие предпринимательскойактивности.
Государства в законодательном порядке регламентируют границысвоих взаимоотношений с налогоплательщиками, определяют их права и обязанности.В отдельных случаях уплата налога, реализация прав и обязанностейналогоплательщика может осуществляться налоговым агентом или представителемналогоплательщика.
Налоговым агентом признается лицо, на которое налоговым законодательствомвозлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика иперечислению в бюджет налогов, сборов, пошлин.
Представитель налогоплательщика — это физическое или юридическоелицо, действующее от имени и по поручению официального налогоплательщика.Представителем юридического лица является руководитель предприятия, егозаместитель, главный бухгалтер и иные уполномоченные лица этого предприятия.
Уполномоченным представителем налогоплательщика признается лицо, уполномоченноеналогоплательщиком представлять его интересы в налоговых органах, хозяйственныхсудах, других учреждениях, на основе нотариально удостоверенных договоров илидоверенности.
Виды налогооблагаемой деятельности иклассификация субъектов налогообложения
Предметом налогообложения признается экономическая и неэкономическаядеятельность. Под экономической деятельностью понимается всякаядеятельность по производству и реализации продукции (работ, услуг), а такжелюбая иная деятельность, которая влечет или может повлечь получение доходов(прибыли). Исходя из такого определения, в составе экономической деятельностиможно определить основные виды:
·  производственная деятельность;
·  коммерческая деятельность;
·  финансовая деятельность.
Производственная деятельность связана с производством продукции,товаров, услуг, работ, подлежащих последующей реализации потребителям(покупателям). В результате реализации продукта такой деятельности субъектыхозяйствования получают выручку и прибыль. В основе коммерческой деятельностилежат товарно-денежные и торгово-обменные операции.
Финансовая деятельность связана с получением доходов от оказания всевозможныхфинансовых услуг. Наиболее распространенными видами финансовых услуг являются:
·  предоставление кредитов (ссуд),кредитных гарантий или иных видов обеспечения кредитно-денежных операций,включая управление кредитами или кредитными гарантиями;
·  осуществление банковскогообслуживания клиентов, в том числе операций связанных с ведением расчетных,текущих, депозитных или иных счетов, а также операций, связанных с денежнымипереводами, перечислениями, поручениями, долговыми обязательствами, чеками ит.п.;
·  осуществление операций, связанных собращением белорусской валюты или иностранной валюты, если такие операции неимеют целей нумизматики, не связаны с реализацией валюты изготовившим еепредприятием и не являются предметом услуг по хранению или инкассации валюты;
·  осуществление операций, связанных собращением акций, облигаций, сертификатов, векселей или иных ценных бумаг илиих производных;
·  осуществление операций по страхованиюи перестрахованию;
·  привлечение денежных средств, ценныхбумаг, имущества юридических и физических лиц с целью последующего размещениядля получения дохода и т.п.
Разновидностью производственной, коммерческой и финансовойдеятельности является предпринимательская деятельность, котораяпредставляет собой самостоятельную, инициативную деятельность граждан,направленную на получение прибыли или личного дохода и осуществляемую от своегоимени, на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность.
Субъектами экономической деятельности и носителями налоговвыступают предприятия и предприниматели, осуществляющие свою деятельность безобразования юридического лица.
Неэкономическая деятельность характеризует деятельность, имеющуюсвоей целью не получение дохода, а достижение определенных социальных илиморальных эффектов. Субъектами неэкономической деятельности являются бюджетныеорганизации, общественные фонды, ассоциации, сообщества, содружества,религиозные, благотворительные, организации и т.п. Их доходы формируютсяпреимущественно за счет бюджетных ассигнований, добровольных взносов физическихили юридических лиц и не облагаются налогами, если используются в соответствиис зарегистрированным уставом на обусловленные в нем цели. Налогоплательщикамиуказанные субъекты становятся в том случае, если они параллельно занимаются иэкономической деятельностью.
Объекты налогообложения и источникиуплаты налогов
Основанием для возникновения у юридических и физических лицобязанностей по уплате налогов является получение определенного дохода,прибыли, владение землей, строениями и т.п., то есть наличие объектаналогообложения.
Перечень всех объектов налогообложения и полная характеристикакаждого из них устанавливаются Налоговым кодексом государства, а при егоотсутствии — Законом о данном налоге. Выбор объектов налогообложения являетсяважнейшим элементом проводимой правительством налоговой политики и существенновлияет на экономическое развитие страны. Именно объекты налогообложения, нарядус налоговыми ставками и льготами, находятся в сфере прямых материальныхинтересов налогоплательщиков и в немалой степени определяют их деловую активность.
В решении вопроса об установлении объектов налогообложенияпроявляется приоритет фискальной или стимулирующей функции налогов.
Развитие налоговых систем всех государств шло по линиииспользования для формирования бюджетов наиболее продуктивных объектовналогообложения, которые можно классифицировать в следующие группы:
·  доход;
·  имущество (земля, капитал, прочаянедвижимость, предметы роскоши);
·  передача имущества (наследство идарение, сделки купли-продажи, займа и др.);
·  потребление (акцизы, налог с продаж,налог на добавленную стоимость);
·  ввоз и вывоз товаров (пошлины наэкспортные и импортные товары).
Обоснованное сочетание различных объектов налогообложенияпозволяет максимально соблюсти принципы равенства и справедливости налогов поотношению ко всем налогоплательщикам.
Имуществом признаются материальные и нематериальные объекты, которыемогут быть предметами владения, пользования или распоряжения. В число материальныхобъектов включатся любые вещи, в том числе электрическая, тепловая ииная энергия, газ и вода. Нематериальными объектами считаютсяинтеллектуальная собственность, имущественные, авторские и иные аналогичныеправа.
Под доходами (прибылью) понимается получениесредств налогоплательщиками как в денежной, так и в иной форме. Они включают:
·  доходы (прибыль), полученные врезультате осуществления экономической деятельности;
·  доходы (прибыль), полученные отпередачи прав на собственность;
·  прибыль, полученную от сокрытогоучастия в другом предприятии, например, выгоду от приобретения товаров по заниженнойцене у акционера или зависимого от него предприятия;
·  средства, полученные в видефинансовой помощи;
·  средства, полученные в виде санкцийза нарушение условий договоров.
Под реализацией товаров, работ и услуг дляцелей налогообложения оборотов признается передача права собственности натовары, выполнение работ одним лицом другому или оказание услуг на возмезднойили безвозмездной основе. К реализации приравнивается также использованиетоваров, работ и услуг внутри предприятия для собственного потребления, еслисоответствующие затраты не относятся на издержки производства и обращения, атакже обмен товарами (работами, услугами) и безвозмездная их передача другомулицу.
Ввозом (вывозом) товаров на территорию страны считаютсяпересечение товарами таможенной границы государства. Налогообложение данногообъекта контролируется таможенными органами.
Существует два источника, за счет которых может быть уплаченналог — доход и капитал. Капитал в качестве источника уплатыиспользуется только в исключительных случаях, например, при стихийных бедствияхили в других ситуациях, когда возникает угроза существованию предприятия. Приэтом должны приниматься меры к восстановлению изъятых средств за счетувеличения доходов. Следовательно, единственным реальным источником можетслужить чистый доход.
Налоговым законодательством определяется понятие доходов, иустанавливаются их источники. Доходом признаются средства, получаемыеналогоплательщиком в результате осуществления экономической деятельности. К нимотносятся:
·  дивиденды и приравненные к нимдоходы;
·  прибыль, распределяемая междуучастниками налогового партнерства;
·  процентный доход от долговыхобязательств любого вида; премии, выплачиваемые при погашении ценных бумаг, ранеереализованных с дисконтом; страховые премии; штрафы и пени за нарушениедоговорных или долговых обязательств;
·  доходы от использования авторскихправ, компьютерных программ, патентов, свидетельств, торговых марок и т.п.;
·  доходы от сдачи в аренду имущества;
·  доходы от прироста стоимостиимущества, полученные в результате реализации недвижимого имущества, акций,облигаций, других ценных бумаг;
·  вознаграждения за выполнение трудовыхобязанностей, выполненную работу, оказанную услугу;
·  пенсии, пособия, стипендии и другиедоходы.
Объект налогообложения и его источник могут совпадатьили не совпадать между собой. Например, выручка от реализации продукции, работи услуг является и объектом и источником исчисления и уплаты косвенных налогов;прибыль служит объектом и источником налога на прибыль, транспортного сбора идругих местных налогов и сборов. Методыпостроения налоговых ставок
В теории и практике налогообложения важное значение имеютметоды построения налоговых ставок. Различают четыре метода начисления ставок:твердые (или равные), пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки.
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на субъект либо объектналога (например: ставка с 1 л.с. мощности двигателя транспортного средства,ставка за определенный объем ввозимых подакцизных товаров в натуральномвыражении).
Пропорциональные ставки устанавливаются в процентах к облагаемому доходу либостоимости имущества. Они одинаковы для всех плательщиков с единицы обложения.Сумма налога возрастает с ростом объекта обложения (например: ставки по налогуна прибыль, на недвижимость и т.п.).
Прогрессивные ставки — это ставки, которые увеличиваются с ростом объектаобложения по установленной шкале (например: подоходный налог с гражданвзимается по прогрессивным ставкам в диапазоне от 9 до 30 процентов взависимости от дохода плательщика).
Прогрессия бывает двух видов — простая и сложная:
·  простая прогрессияозначает рост ставки налога и распространение его навсю сумму облагаемого дохода;
·  сложная прогрессияозначает, что возросшая ставка относится копределенной сумме, которая превысила границы предыдущей ставки. Таким образом,объект налога разбивается на части, для каждой из которых применяется свояставка.
Регрессивные ставки— это ставки, которые понижаются по мере роста объекта налога.
Ставка налога должна быть оптимальной, так как существуетзависимость между ставками налога и налоговыми поступлениями. Американскийэкономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет кросту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка превысит некую объективнуюграницу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. Лаффер доказал, что одини тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и привысокой, и при низкой налоговых ставках. Дело в том, что более низкая налоговаяставка увеличивает число объектов налогообложения, привлекает кпредпринимательской деятельности большее число людей, чем при высоких налоговыхставках, и, наоборот, с ростом налогов рост доходов в казну, как это нипарадоксально, уменьшается, так как часть предпринимателей разорится, частьуйдет в теневую экономику, стимулы к труду угаснут. В этой связи многиегосударства стараются сделать предпринимательскую деятельность привлекательной,а налоги — унифицированными, стабильными, гибкими и оптимальными. Методыналогообложения, способы исчисления и сроки уплаты налогов
 
Начисление налоговможетпроизводиться двумя методами:
·  некумулятивным, когда налоговая база облагается почастям без нарастающего итога (чрезвычайный чернобыльский налог);
·  кумулятивным, при котором исчисление налога производитсянарастающим итогом с начала года (НДС, налог на прибыль).
Уплата налоговможетосуществляться тремя способами:
1. по декларации(расчетам по налогам), когда налогоплательщик обязан в установленный срокпредставить в налоговый орган отчет о своих налоговых обязательствах(подоходный налог, НДС, налог на прибыль и др.). В данном случае плательщикуплачивает налог самостоятельно, а если в ходе проведения документальнойпроверки налоговым органом будут установлены расхождения деклараций с даннымибухгалтерского учета, то к плательщику будут применены финансовые и штрафныесанкции;
2. по источникамдохода, когда налог удерживается лицом, выплачивающим доход его собственнику(дивиденды);
3. при помощикадастрового способа, который предусматривает уплату налога в соответствии сустановленной классификацией объектов налогообложения по определенным признакам(земельный налог в соответствии с кадастровой оценкой земли).
В составе элементов налогового регулирования экономикинемаловажное значение придается установлению обоснованных сроков уплатыналогов. Сроки уплаты налоговмогут быть едиными идифференцированными в зависимости от размеров платежей. Налоговыельготы
 
Налоговой льготойназывается предоставление отдельным категориям налогоплательщиков приналичии оснований, установленных законодательством, возможности не уплачиватьналог или уплачивать его в меньшем по сравнению с другими налогоплательщикамиразмере. Налоговые льготы весьма разнообразны и могут выступать в различных формах.Наиболее характерными льготами являются:
·  полное освобождение от уплаты налогаотдельных категорий плательщиков;
·  изъятия или выведения из-подналогообложения отдельных объектов;
·  установления необлагаемого минимума;
·  скидки или сокращения налоговой базына сумму определенных законом расходов налогоплательщика;
·  снижение ставки налога;
·  перенесение сроков исполненияналогового обязательства в виде отсрочки платежа, рассрочки задолженности,налоговых каникул, налогового кредита;
·  налоговая амнистия как освобождениеналогоплательщика от финансовых санкций за допущенные нарушения налоговогозаконодательства.
Налоговые льготы определяют условия уменьшения, отсрочкиили полной отмены платежей и потому находятся в сфере особого вниманияналогоплательщиков.
Налоговое законодательство предусматривает предоставлениемножества льгот по различным видам налогов. В соответствии с целевымназначением их можно объединить в четыре группы.
·  Производственно-экономические льготы, которые имеют наибольшее значениедля национального хозяйства, так как их целью является стимулирование развитияпроизводства, ускорение научно-технического прогресса, смягчение трудностей, скоторыми связано вхождение предприятий в рынок;
·  Социальные льготы, которые имеют целью облегчитьпредприятиям решение социально-бытовых проблем;
·  Экологические льготы, которые создают условия дляобеспечения охраны окружающей среды, ликвидации последствий экологическихкатаклизмов;
·  Специальные льготы, которые имеют ограничительныйхарактер либо по времени, либо по охвату налогоплательщиков.
Благодаря льготам налоговый механизм обретаетгибкость, обеспечивая дифференцированный подход к хозяйствующим субъектам.Установление льгот позволяет государству регулировать народнохозяйственныепропорции, стимулировать развитие нужных экономике производств, регулироватьинтенсивность накопления капитала, поощрять научно-технический прогресс, деловуюактивность предпринимателей и т.д. Однако, предоставляя льготыналогоплательщикам, государство может не добирать запланированные поступления вбюджет, а в некоторых случаях льготный режим позволяет неоправданно уклонятьсяюридическим и физическим лицам от уплаты налогов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Thomas 2
Реферат Ветроэнергетический потенциал Калининградской области
Реферат Tokaimura Nuclear Accident Essay Research Paper Tokaimura
Реферат Индия 8
Реферат Дело производство по охране труда в организации
Реферат Макаренко як класик вітчизняної педагогіки XX століття
Реферат Вентиляция и освещение производственных помещений Обеспечение электробезопасности на производстве
Реферат Формы правления в современных зарубежных странах. США, Франция, Япония
Реферат Радиационные и химические разведки Дозиметрический контроль с помощью приборов
Реферат Криминалистические особенности расследования взяточничества
Реферат Загорать на пляже; касаться земли; загорелые дети; свеча догорела; прикосновение к проводам; выгореть на солнце; выгорать на солнце; соприкасаться с огнем
Реферат Расчёт экономической эффективности инвестиционного проекта
Реферат Элементарная теория радуги
Реферат Шлюбний контракт
Реферат СМИ как инструмент политического PR на примере деятельности партии Единая Россия 2