Содержание
Введение
1. Налогикак экономическая категория
1.1 Сущностьналога. Основные принципы налогообложения
1.2 Элементыналога и способы его взимания
2. Системаналогов и сборов РФ
2.1 Основызаконодательства о налогах и сборах
2.2 Понятиеи виды налогов и сборов
2.3 Налогоплательщикии налоговые органы
3. Рольи функции налоговой системы
Заключение
Задачи
Список литературы
Введение
Налоги являются необходимым звеном экономическихотношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменениеформ государственного устройства всегда сопровождаются преобразованиемналоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основнаяформа доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговыймеханизм используется для экономического воздействия государства наобщественное производство, его динамику и структуру, на состояниенаучно-технического прогресса.
Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческойцивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.
Среди экономическихрычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, также важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любоегосударство широко использует налоговую политику в качестве определенногорегулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговаясистема, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применениеналогов является одним из экономических методов управления и обеспечениявзаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересамипредпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственностии организационно — правовой формы предприятия. С помощью налогов определяютсявзаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственнымии местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Припомощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включаяпривлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыльпредприятия.
1.Налоги как экономическая категория
1.1 Сущность налога.Основные принципы налогообложения
Налоги — этообязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических ифизических лиц — предприятий, организаций, граждан — для удовлетворенияобщественных потребностей.
С правовых, юридическихпозиций налоги как установленные законодательными актами нормы, регулирующиеразмеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий,организаций, населения. Налоги вводятся законами Верховного Совета.
С экономических позицийналоги представляют главный инструмент перераспределения доходов и финансовыхресурсов, осуществляемого финансовыми органами в целях обеспечения средствамитех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытываютпотребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственныхресурсов.
Налоговое регулированиедоходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства,местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального,экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной,отраслями в целом.
Общественное назначениеналогов проявляются в их функциях. Их две — фискальная и экономическая.
Фискальная состоит вформировании денежных доходов государства. Деньги ему нужны на содержаниегосударственного аппарата, армии, развитие науки и техники, для поддержкинуждающихся слоев населения, защиты окружающей среды. Часть денег идет наобразование, здравоохранение.
Экономическая функцияналогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство,т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономическиепроцессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную(предоставление налоговых льгот), ограничительную (повышение налоговых ставок) иконтролирующую роль.
Функции налоговвзаимосвязаны — реализация фискальной функции создает материальную основу дляосуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции.
Важно определить основные принципы налогообложения.Как правило, они заключаются в следующем:
1. Уровень налоговойставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е.уровня доходов.
2. Необходимоприлагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократныйхарактер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо.
3.Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений уналогоплательщика в неизбежности платежа (принцип обязательности).
4. Система и процедуравыплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщикови экономичными для учреждений, собирающих налоги (принцип подвижности).
5. Налоговаясистема должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическимпотребностям (принцип эффективности).
6. Налоговаясистема должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективныминструментом государственной экономической политики.
1.2 Элементыналога и способы его взимания
Каждый закон долженконкретизировать следующие элементы налога:
1) объект налога — этоимущество, доход, товар, наследство, подлежащие обложению;
2) субъект налога — этоналогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо;
3) источник налога — т.е. доход из которого выплачивается налог (зарплата, прибыль, доход,дивиденды);
4) ставка налога — величина налога с единицы объекта налога;
5) налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога.
В практике большинствагосударств получили распространение три способа взимания налогов:
1. «кадастровый»- (от слова кадастр — таблица, справочник), когда объект налога дифференцированна группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признакизаносится в специальные справочники. Для каждой группы установленаиндивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налогане зависит от доходности объекта.
Примером такого налога можетслужить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленнойставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используетсяэто транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способустанавливает доходность объекта неточно.
2) на основе декларации
Декларация — документ, вкотором плательщик налога приводит расчет годового дохода и налога с него.Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производитсяпосле получения дохода.
Примером может служитьналог на прибыль.
3) y источника
Этот налог вноситсялицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получениядохода налогоплательщиком, причем получатель дохода получает его уменьшенным насyммy налога.
Например, подоходныйналог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией,на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработнойплаты из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная суммавыплачивается работнику. Этот способ наиболее распространен в нашей стране.
2. Система налогов исборов в РФ
2.1 Основызаконодательства о налогах и сборах
Исходя изфедеративного устройства Российской Федерации и в соответствии сконституционным принципом разделения властей в ст.1 Налогового Кодексаустанавливает понятие и состав законодательства о налогах и сборах.
В этой связинеобходимо учитывать, что установление общих принципов налогообложения и сборовв Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и еесубъектов.
Ст.1Налогового Кодекса определяет четыре уровня системы законодательства о налогахи сборах, которые осуществляют основное правовое регулирование отношений всфере налогообложения в Российской Федерации:
· Налоговый кодексРФ (кодифицированный акт высшей юридической силы);
· федеральныезаконы о налогах и сборах, принятые в соответствии с Налоговым кодексом;
· законы и иныенормативные акты законодательных (представительных) органов субъектовфедерации;
· нормативные актыпредставительных органов местного самоуправления
Согласност. 3 Налогового Кодекса часть 1, каждое лицо должно уплачивать законноустановленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основываетсяна признании всеобщности и равенства налогообложения.
Налогии сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходяиз социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Налогии сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своихконституционных прав.
Недопускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическоепространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенноограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерациитоваров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать илисоздавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельностифизических лиц и организаций.
Приустановлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Актызаконодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом,чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке ондолжен платить.
Всенеустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства оналогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
2.2Понятие и виды налогов и сборов
Согласно ст. 8 Налогового Кодекса часть1, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж,взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им направе собственности, хозяйственного ведения или оперативного управленияденежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований.
Подсбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц,уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиковсборов государственными органами, органами местного самоуправления, инымиуполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий,включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Согласно ст. 12 НалоговогоКодекса РФ в Российской Федерации, части 1 устанавливаются следующие видыналогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
ВРоссийской Федерации" введена трехуровневая система налогообложенияпредприятий, организаций и физических лиц.
Первыйуровень — это федеральные налоги России. Они действуют на территории всейстраны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основудоходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходныеисточники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетовсубъектов Федерации и местных бюджетов.
Федеральныминалогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НалоговымКодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
Кфедеральным налогам и сборам относятся:
1)налог на добавленную стоимость;
2)акцизы;
3)налог на доходы физических лиц;
4)единый социальный налог;
5)налог на прибыль организаций;
6)налог на добычу полезных ископаемых;
7)налог на наследование или дарение;
8)водный налог;
9)сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водныхбиологических ресурсов;
10)государственная пошлина.
Второйуровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев,областей, автономной области, автономных округов (региональные налоги).
Региональныминалогами признаются налоги, которые установлены Налоговым Кодексом и законамисубъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территорияхсоответствующих субъектов Российской Федерации.
Региональныеналоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектовРоссийской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов РоссийскойФедерации о налогах.
Приустановлении региональных налогов законодательными (представительными) органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке ипределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементыналогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иныеэлементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщикиопределяются НК РФ.
Законодательными(представительными) органами государственной власти субъектов РоссийскойФедерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотреныНалоговым Кодексом, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядоких применения.
Крегиональным налогам относятся:
1)налог на имущество организаций;
2)налог на игорный бизнес;
3)транспортный налог.
Третийуровень — местные налоги, то есть налоги городов, районов, поселков и т.д. Впонятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутригорода. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы иСанкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных, так иместных налогов.
Местныминалогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом инормативными правовыми актами представительных органов муниципальныхобразований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующихмуниципальных образований.
Местныеналоги вводятся в действие и прекращают действовать на территорияхмуниципальных образований в соответствии с Налоговым Кодексом и нормативнымиправовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.
Кместным налогам относятся:
1)земельный налог;
2)налог на имущество физических лиц.
Земельныйналог и налог на имущество физических лиц устанавливаются настоящим Кодексом инормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальныхрайонов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территорияхсоответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов.Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие ипрекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях),городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовымиактами представительных органов поселений (муниципальных районов), городскихокругов о налогах.
Местныеналоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаютсяНК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах,обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации.Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территорияхгородов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФи законами указанных субъектов Российской Федерации.
Приустановлении местных налогов представительными органами муниципальныхобразований (законодательными (представительными) органами государственной властигородов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются в порядкеи пределах, которые предусмотрены Кодексом, следующие элементы налогообложения:налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложенияпо местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом.
Представительнымиорганами муниципальных образований (законодательными (представительными)органами государственной власти городов федерального значения Москвы иСанкт-Петербурга) законодательством о налогах и сборах в порядке и пределах,которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основанияи порядок их применения.
По механизмуформирования налоги подразделяются на прямые и косвенные.
Прямые налоги — налоги на доходы и имущество: подоходныйналог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фондзаработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальныевзносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землюи другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие.Они взимаются с конкретного физического или юридического лица. Косвенные налоги- налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямовключаемые в цену товара или услуги); на сделки с недвижимостью и ценнымибумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги,т е косвенные налоги переносятся на конечного потребителя. Прямые налоги трудноперенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю ина другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, ценусельскохозяйственной продукции.
2.3 Налогоплательщики и налоговые органы
Налогоплательщикамии плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых всоответствии с Налоговым Кодексом возложена обязанность уплачиватьсоответственно налоги и (или) сборы.
Впорядке, предусмотренном Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделенияроссийских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогови сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Вслучаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, прием от налогоплательщиков иплательщиков сборов средств в уплату налогов и сборов и перечисление их вбюджет может осуществляться государственными органами, органами местногосамоуправления, другими уполномоченными органами, должностными лицами иорганизациями — сборщиками налогов и сборов. Налоговые органы составляют единуюцентрализованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах исборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения всоответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой исвоевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти,уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и еготерриториальные органы. Таможенные органы пользуются правами и несутобязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров черезтаможенную границу Российской Федерации в соответствии с таможеннымзаконодательством Российской Федерации, Налоговым Кодексом, иными федеральнымизаконами о налогах, а также иными федеральными законами.