Налоги в дореволюционной России
В России припреемниках Петра I финансы начали приходить в расстройство. В отличие от своеговеликого предка Елизавета (1709—1761) и Петр III (1728—1762) не делали различиямежду казенными и своими доходами. Отрасли торговли были превращены вразорительные частные монополии. Об экономии в государстве перестали заботитьсяеще со времен Анны Иоанновны (1693—1740).
/>
Екатериной II(1729—1796) были отменены многие откупа и монополии, снижена казенная цена солис 50 коп. до 30 коп. за пуд, временно запрещен вывоз хлеба за границу с цельюего удешевления, установлена роспись доходов и расходов. Упорядочено управлениефинансами, в том числе в губерниях. Предпринятые финансовые меры наряду сприобретением новых земель на юге и западе страны привели к умножению доходов.Надо сказать, что в эти годы иногда принимались решения, дающие быстрыйфинансовый эффект, но которые вряд ли можно признать полезными в целом. Так, в 1765 г. признано необходимым отдать на откуп винную торговлю, что и было сделано. Через два годаоткупа приобрели массовый характер. Увеличив доходы, они породили пьянство,злоупотребление в винной торговле, тайную продажу водки. Более одной третигосударственных расходов поглощала армия. В середине 60-х годов подушная податьцеликом в соответствии еще с распоряжениями Петра I направлялась на содержаниевойска. Но туда же еще шли деньги от винных, соляных, таможенных сборов. В 1775 г. Екатерина II внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества. Она отменила все частные промысловыеналоги и подушную подать с купцов и установила гильдейский сбор с них. Всекупцы были распределены в зависимости от имущественного положения по тремгильдиям. Для того чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капиталаболее 500 руб… Имевшие меньший капитал считались не купцами, а мещанами иуплачивали подушную подать. При капитале от 1 тыс. до 10 тыс. руб. купец входилво вторую гильдию, а с большим капиталом — в первую. Объявлял о своем капиталекаждый купец сам «по совести». Проверки имущества не производилось,доносы на его утайку не принимались. Первоначально налог взимался в размере 1%от объявленного капитала. Через 10 лет было утверждено Городовое положение,которое повысило размеры объявляемых капиталов для зачисления в ту или инуюгильдию. Ставка налога осталась прежней. Однако в дальнейшем она росла и вконце царствования Александра I составляла 2,5% для купцов третьей гильдии и 4%для купцов первой и второй гильдий. Что касается сохранявшегося подушногоналога на основное население России, то при Екатерине II это был не совсем тотналог, который ввел Петр 1. По Указу от 3 мая 1783 г. «подати с мещан и крестьян по числу душ полагаются единственно для удобности в общемгосударственном счете». Такой счет не должен стеснять плательщиков «вспособах, ими полагаемых к удобнейшему и соразмерному платежу податей».Община могла разверстать положенный ей подушный налог между своими членами так,как считала необходимым. А с 1797 г. уже после смерти императрицы российскиегубернии были разделены на четыре класса в зависимости от плодородия почвы и иххозяйственного значения и для каждого класса были назначены отдельные подушныеоклады. В это время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную рольпо сравнению с налогами косвенными. Так, подушной подати собиралось в 1763 г. 5667 тыс. руб. или 34,3% всех доходов, а в 1796 г.— 24 721 тыс. руб. или 36% доходов.Косвенные налоги давали 42% в 1764 г. и 43% — в 1796 г. Почти половину этой суммы приносили питейные налоги. ЕкатеринаII преобразовала систему управления финансами. В 1780 г. была создана экспедиция о государственных доходах, разделенная в следующему году на четыресамостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая— расходами, третья — ревизией счетов, четвертая — взысканием недоимок,недоборов и начетов. В губерниях для управления государственными имуществами,сбора податей, ревизии счетов, заведованиями другими финансовыми делами былисозданы коллегиальные губернские Казенные палаты. Губернской Казенной палатебыли подчинены казначейства губернское и уездные, которые хранили казенныедоходы. Казенные палаты просуществовали до XX в., хотя отдельные их функцииподвергались изменениям. Такимобразом, Екатерина продолжала курс Петра I на усиление местного самоуправления,передачу ему новых функций, наделение самостоятельными финансовыми ресурсами. Вэтот период укрепляются бюджеты городов, где все большую роль начинают игратьоброчные статьи. Налоги взимались с содержателей портомоен и прорубей, сперевозов, с рыбных ловель, с подвижных лодок, за запись в городовуюобывательскую книгу и др. Тогда же появляются и первые заемные средства вбюджетах городов и проценты со вкладов в банки. В начале прошлого века политические событияв Европе, война с Наполеоном требовали постоянного напряжения всех ресурсовРоссии, в том числе финансовых. В 1809 г. расходы государственного бюджета в два раза превышали доходы. В это время была разработана программа финансовыхпреобразований — «план финансов», связанная с именем крупногогосударственного деятеля М.М. Сперанского (1772—1839). Программа предлагалапроведение ряда неотложных мер по упорядочению доходов и расходов. План М.М.Сперанского был во многом основан на увеличении налогов в два и даже в три раза.Эти и другие меры позволили в течение 1810—1812 гг. удвоить доходную частьгосударственного бюджета. Одновременно производилось сокращение государственныхрасходов. Думается, что до сих пор непотеряли актуальности основные правила расходования государственных средств,предложенные М.М.Сперанским и утвержденные Государственным Советом России вавгусте 1810 г. Они заключаются в следующем. Расходы должны соответствоватьдоходам. Поэтому никакой новый расход не может быть назначен прежде, нежелинайден соразмерный ему источник дохода. Расходыдолжны разделяться:
· по ведомствам;
· по степени нуждыв них — необходимые, без коих внутренняя и внешняя безопасность существовать немогут; полезные — кои принадлежат к гражданскому усовершенствованию; избыточные— кои принадлежат к некоторой роскоши и великолепию государства; излишние ибесполезные — кои употребляются на предметы для правительства посторонние;
· по пространству —общие государственные, губернские, окружные и волостные. Никакой сбор не долженсуществовать без ведома Правительства, потому что Правительство должно знатьвсе, что собирается с народа и обращается в расходы;
· по предметномуназначению — обыкновенные и чрезвычайные расходы. Для чрезвычайных расходов взапасе должны быть не деньги, а способы их получения;
· по степенипостоянства — стабильные и меняющиеся издержки.
Черезнесколько лет после «плана финансов» появился в России первый крупныйтруд в области налогообложения: «Опыт теории налогов» НиколаяТургенева (1818 г.). Книга свидетельствует, что в России хорошо знали работызападных экономистов, практику налогообложения. Имелся и отечественный опыт.Все богатства народные, — считает Н. Тургенев, — проистекают из двух главныхисточников, кои суть: силы Природы и силы человеческие. Но для извлечениябогатства из сих источников нужны средства. Сии средства состоят в различныхорудиях, строениях, деньгах и так далее. Ценность сих орудий, строений, денегназывается капиталом. Все налоги вообще проистекают из трех источников доходаобщественного, а именно:
· из дохода отземли,
· из дохода откапиталов,
· из дохода отработы.
Налог долженбыть всегда взимаемым с дохода и притом с чистого дохода, а не с самогокапитала; дабы источники доходов государственных не истощались. Этот постулатН. Тургенев считает общим правилом при взимании налогов, которое должнодополнить основополагающие принципы А. Смита. Говоря о сознании народногобогатства, автор подчеркивает, что «выгоды владельцев земли всегда тесносоединены с выгодами всего государства; почему Правительства при введенииперемен, касающихся до благосостояния всего народа, должны более всегосообразовываться с выгодами помещиков и земледельцев». Н. Тургеневвыдвигает новую в условиях России того времени задачу. Он требует заранееизучать и прогнозировать возможные последствия от введения или измененияналогов. Требование, которое является актуальнейшим для нашей экономики, дляконца XX столетия. Он пишет: «От недостатка предварительного исследованиявыбор налогов бывает часто невыгоден для Правительства. Желая наложить податьна одного, Правительство налагает оную на самом деле на другого. Желаявведением подати ограничить прибыль купца, оно вместо того только заставляетпотребителя платить за покупаемые товары дороже, выигрыш же купца неуменьшается. Иногда Правительство, налагая большие подати на предметы роскоши,думает, что сии подати не причинят вреда никому кроме богатых и роскошныхлюдей, но сии богатые люди без труда, отказываются от потребления такихпредметов, те же, кои занимались перерабатыванием и продажею оных, вследствиеуничтоженного требования, должны оставлять свои занятия, приниматься за другиеили приходить в разорение». Н.Тургенев призывает к крайне осторожному обращению с налогами. Он постояннонапоминает, что налоги уменьшают народное богатство, ибо часть доходаиздерживается, не умножая сего дохода. Отнимая у промышленности частькапиталов, налоги сдерживают ее развитие. Высокие налоги болезненно сказываютсядаже на семьях со средними достатками. Исходя из этого, говоря о налогах напотребление, он считает желательным, чтобы предметы, необходимые для жизни,были всегда свободны от налогов. «Но сего никогда не бывает», —добавляет автор. Разные формы податей, без которых не могло обойтись ни одногосударство, можно классифицировать по трем группам: промысловый доход (домен);регалии; собственно налоги в их современной трактовке. Во второй половине 19 века большое значениеприобретают прямые налоги. Основной являлась подушная подать, замененная в 1882году налогом с городских строений. Вторым по значению налогом выступал оброк — плата крестьян за пользование землей. С 1898 года Николай II ввел промысловыйналог. Большое значение играл налог с недвижимого имущества. Появляются новыеналоги, порожденные новыми экономическими видами деятельности: сбор саукционных продаж, сбор с векселей и заемных писем, налоги на право торговойдеятельности, налог с капитала для акционерных обществ, процентный сбор сприбыли, налог на автоматический экипаж, и т.д.