ВсероссийскийЗаочный Финансово-экономический институт
Курсовая работапо финансам
на тему:
«Мировыефинансы особенности взаимодействия с национальными финансовыми системами»
Содержание
Введение
Глава 1. Мировые интеграционныепроцессы в сфере мировых финансов
Тема 1.1. Финансовые ресурсы мировогохозяйства
Тема 1.2. Интеграция и глобализациямировых финансовых процессов
Тема 1.3. Международныевалютно-кредитные организации
Глава 2. Финансовые способы регулированияэкспортно-импортных операций капитального характера
Тема 2.1. Влияние иностранныхинвестиций на экономический рост
Глава 3. Финансовые аспектысотрудничества РФ со странами СНГ
Глава 3.1. Союзный бюджет РФ иБелоруссии
Глава .3.2. Единое Европейскоепространство и Россия
Заключение
Список литературы
Введение
В условиях перехода нарыночные отношения роль и значение финансово-кредитной системы резковозрастает. Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощьюденежных и финансово-кредитных рычагов, а финансово-кредитная и денежнаясистемы — один из тех секторов экономики, где наиболее эффективно работаютрыночные механизмы. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения — составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В нихфокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которыхисторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализациихозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг иособенно капиталов и кредитов.
Под влиянием резкогорасширения внешнеторговых, научно-технических и многих других факторов и связейфункционирование международных валютно-финансовых и кредитных отношенийусложнилось и характеризуется частыми изменениями. Поэтому изучение мировогоопыта представляет большой интерес для складывающейся в России и других странахСНГ рыночной экономики, ведь Россия все более включается в мировое хозяйство.Постепенная интеграция России в мировое сообщество, вступление в Международныйвалютный фонд (МВФ), группу Международного банка реконструкции и развития(МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирную торговуюорганизацию (ВТО) требуют знания общепринятого цивилизованного кодекса поведенияна мировых рынках валют, кредитов, ценных бумаг, золота.
Глава1. Мировые интеграционные процессы в сфере мировых финансов
Тема1.1.Финансовые ресурсы мирового хозяйства
Капиталкак экономически; ресурс подразделяется на реальный и денежный. Реальныйкапитал, то есть средства производства и товарные запасы. Денежный капитал, иликапитал в денежной форме, рассматриваемый в данной главе, представляет собойфинансовые ресурсы (финансовые активы, финансы).
Финансовыересурсы принадлежат частным лицам, компаниям, национальным и международныморганизациям, государствам. Они неравномерно распределены между странами ипоэтому постоянно перемещаются между ними. Это движение финансовых активовпринимает форму международного движения капитала. Одновременно часть финансовыхресурсов занята в обслуживании платежей, возникающих в ходе международнойторговли товарами и услугами, передачи знаний (технологии) и международноймиграции рабочей силы. Это движение финансовых активов в мире принимает форму международныхвалютно-расчетных отношений.
Подобноеразделение движения финансовых ресурсов (активов) на две формы международныхэкономических отношений (международное движение капитала и международныевалютно-расчетных отношения) во многом условно и применяется скорее дляаналитических целей. На практике это выглядит как финансовые (денежные) потокичерез национальные границы.
Видыфинансовых ресурсов. Мировые рынки капитала
Понятиефинансовых ресурсов мира
Поширокому определению, финансовые ресурсы мира (мировые финансы) это совокупность финансовых ресурсов всех стран,международных организаций имеждународных финансовых центров мира. По узкому определению, это только те финансовыересурсы, которые используются в международных экономических отношениях, то естьотношениях между резидентамии нерезидентами. Граница между широким иузким определениями все больше размывается по мере глобализации мировыхфинансов (см. 7.2). Далее термин «финансовые ресурсы мира» будет использоватьсяпреимущественно в его устном значении.
Механизм перераспределения финансовых ресурсов мира
/>Финансовые ресурсы мира находятсяпреимущественно и движении, перераспределяясь между различными участниками международныхэкономических отношений. Часть из них попадает в золотовалютные резервы (ЗВР),часть предоставляется за рубеж на льготных условиях в виде помощи, но основнаямасса покупается и продается на мировом финансовом рынке (мировых рынкахкапитала). Механизм этого перераспределения (перелива) условно можно представитьв виде следующей схемы (рис. 7.1).
Мировые финансовые центры
Наиболееактивно перелив финансовых ресурсов осуществляется в мировых финансовыхцентрах (финансовых центрах мира). К ним относят те места в мире, где торговляфинансовыми активами между резидентами разных стран имеет особенно большиемасштабы. Это прежде всего Нью-Йорк и Чикаго — в Америке, Лондон, Франкфурт,Париж, Цюрих, Женева, Люксембург — в Европе, Токио, Сингапур, Гонконг, Бахрейн— в Азии. В будущем мировыми финансовыми центрами могут стать и нынешние региональныецентры — Кейптаун, Сан-Паулу, Шанхай и др. В мировые финансовые центры ужепревратились некоторые оффшорные центры, прежде всего в бассейне Карибскогоморя — Панама, Бермудские, Багамские, Каймановы, Антильские и другие острова(см. ниже).
Вмировых финансовых центрах сосредоточена основная масса активов мировогофинансового рынка. Это не только капитал страны базирования финансовогоцентра, но и привлеченный сюда из других регионов мира капитал. Особенно этохарактерно для тех финансовых центров, которые расположены в небольшихстранах. Потеряв часто свою национальную окраску, этот космополизированный капиталсчитает «своим домом» международные финансовые центры. Отсюда он в годыблагоприятной мировой хозяйственной конъюнктуры устремляется не только встраны базирования таких центров, но и на периферию мирового финансовогорынка.
Тема1.2. Интеграция и глобализация мировых финансовых процессов
Торговляакциями становится все более глобализированной, особенно в развитых странах.Тем не менее, операции по продаже отечественных акций нерезидентам и покупкеиностранных акций резидентами все еще составляют незначительную часть операцийна национальных рынках {табл. 7.2).
Развивающиесярынки менее открыты для иностранных ценных бумаг. Немного их продают и вРоссии.
Также непродаются на зарубежных фондовых биржах в больших количествах и акциироссийских компаний. Ведь для этогоим нужно пользоваться тамдостаточной известностью и пройти сложную процедуру листинга, т.е. проверку насоответствие требованиям, предъявляемым к котируемым на бирже акциям. Пока же российские компании предпочитают продавать своиакции за рубежом в виде депозитарных расписок (по оценке, их продано панесколько десятков млрд. долл.).
Нароссийском фондовом рынке роль нерезидентов велика, хотя и не столь, какнакануне российского финансового кризиса 1998 г. Здесь основными иностраннымипокупателями российских акций являются институциональные инвесторы, особенноинвестиционные фонды.
Мировой финансовый рынокэто система взаимосвязанных рынков: 1) денежного, на котором совершаютсяоперации с долговыми инструментами сроком от 1 дня до 1 года; 2) кредитного,обслуживающего предоставление ссуд на более длительный период, и 3) ценныхбумаг (эмиссия и купля-продажа последних).
Помимо сроков и формперемещения ресурсов в структурировании финансового рынка до сих пор имеютзначение место совершения операций, характер и степень регулирования сделок. Взависимости от этих критериев различают рынки национальные, иностранные иоффшорные.
Считается, чтосовременный мировой рынок капиталов возродился в начале 60-х гг., чему внемалой степени способствовало введение ограниченной обратимостизападноевропейских валют и японской Йены по текущим операциям и установление, впервую очередь в Великобритании, либерального валютного режима для совершениясделок между иностранными резидентами на базе депозитов в долл. США. Свободноедвижение не только краткосрочного, но и долгосрочного капитала из Германии (в1961 г. она ввела полную обратимость марки), США, Швейцарии и Канады ипреференциальное обращение инвалютных депозитов в Лондоне, а позднее и в др.финансовых центрах, способствовали становлению и бурному развитию евробизнеса,масштабы которого сегодня превышают обороты национальных денежно-кредитных ифондовых рынков многих крупных государств.
С 1980-х гг., обозначивших переход к полной конвертируемости фунтастерлингов, французского франка, японской Йены и многих других валют, системафинансовых рынков стала развиваться на глобальном уровне. Возникла мироваяфинансовая сеть, соединяющая ведущие финансовые центры мира: Лондон — Нью-Йорк— Токио — Цюрих — Женева — Франкфурт-на-Майне — Амстердам — Париж — Гонконг —Сидней — Каймановы о-ва — Багамские о-ва и др.
Объем мирового финансовогорынка достиг внушительных размеров. По данным Банка международных расчетов иМВФ ежедневный оборот валютного рынка составил в конце 90-х гг. 1,5 трлн. долл.(в конце 80-х гг. — 0,64 трлн.); общий объем выпущенных в обращениемеждународных облигаций — 2,35 трлн. долл., всех долговых иностранныхобязательств — 3,2 трлн. долл.
Однако наиболеестремительно развивается возникший в конце 70-х гг. рынок производныхфинансовых инструментов. Суммарная величина наиболее важных из них — процентныхсвопов и опционов и валютных свопов по займам (свыше 40 трлн. долл.) в десяткираз превысила уровень конца 80-х гг. Это отражает тенденцию переориентациибизнеса с наличных сделок на срочные, с реальных на финансовые, что зачастуюпозволяет уходить от налогообложения и государственного регулирования. Такимобразом, одна из задач XXIвека — найти способ совместить национальный суверенитет с рыночной финансовойунификацией.
Не меньшее значение имеюткачественные изменения. Укрепление связи между основными финансовыми центрамипроизвело финансовую революцию, имеющую несколько ключевых аспектов.
Возрастающие потокимирового капитала усиливают финансовую конкуренцию между странами, оказываявоздействие на процесс дерегулирования, финансовую интеграцию, создание новыхфинансовых инструментов и введение других финансово-технологических инноваций.
Финансовая интеграцияприносит в равной степени выгоды и заемщикам и кредиторам. Однако и те и другиеподвержены разнообразным рискам, включая рыночный, процентный, валютный и политический.Возникает много и других проблем. Например, инвесторам может быть сложнополучить надежные данные относительно деятельности компании-должника из-затого, что многие финансовые операции (процентные свопы по займам и др.)относятся к за балансовым и не фиксируются четко по обычным каналам отчетности.Важная проблема состоит и в том, что интеграция привела к упрощению началапроцедуры перелива капитала. Руководящим денежно-кредитным учреждениям трудноспрогнозировать или своевременно обнаружить дестабилизирующие потоки средств,чтобы сформировать корректирующую стратегию. Поэтому актуальной считаетсязадача усиления роли МВФ в обеспечении стабильности мирового финансовогопорядка в новых условиях.
Развитие мировогофинансового рынка тесно связано с прогрессом мировой торговли товарами,услугами и ценными бумагами. Со второй половины ХХ в. темпы роста внешнейторговли, как правило, значительно опережали темпы роста ВВП. По даннымВсемирного Банка за последние два десятилетия доля мирового экспорта в мировомпроизводстве удвоилась, доля услуг достигла почти четверти экспорта, а каждаяседьмая сделка по купле-продаже ценных бумаг заключалась междуконтрагентами-иностранцами. По мере возрастания объема операций ТНК продажи ихзарубежных филиалов могут в обозримом будущем превысить масштабы мировогоэкспорта. Эти факты часто трактуются как свидетельства экономической ифинансовой глобализации — растущего международного обобществления всех илиотдельных видов рынков.
Вместе с тем, зарождениеглобальной экономики и глобального финансового рынка не являетсяобщепризнанным. В частности, по мнению Гавриила Попова, глобализация это —концепция нынешней американской администрации по устройству мировогоэкономического порядка в XXI в. вотличие от того, который сложился после Второй мировой войны в условияхядерного противостояния двух полюсов — США и СССР. В этом, безусловно, естьсвоя логика. Причем, даже если отбросить политический фактор и исходить изтого, что наиболее ярким воплощением субъектов мировой экономики являются ТНК,то степень открытости национальных хозяйств сейчас не больше, чем до Первоймировой войны. Поэтому говорить о том, что рыночные силы неподвластныгосударственному регулированию (один из тезисов концепции глобализации), явнопреждевременно.
О недостаточной степениинтегрированности собственно финансового рынка говорят некоторые важные егохарактеристики. Например, инвесторы, распределяя инвестиционные риски междустранами и отраслями, руководствуются в своей практике соображениями, которыена порядок отличаются от тех, исходя из которых они осуществляюткапиталовложения на внутреннем рынке. В этой связи самой главной причинойМексиканского финансового кризиса 1994—1995 гг. можно считать сохраняющуюсясегментацию глобального рынка капиталов, его деление на национальные,иностранные и международные (оффшорные). Несмотря на устранение многих правовыхпреград между ними, владельцы денежных средств предпочитают большей частьюдержать их дома или быстро репатриировать из-за рубежа, в случае угрозы нестабильности(рыночной, политической, валютной)[1]. Они не смотрят надвижение ресурсов между странами как на перемещение средств между регионамиодной страны. Поэтому для стран с развивающейся экономикой необходимоувеличивать национальную норму внутренних сбережений в целях повышенияинвестиционной активности.
Далее.В современных условиях стоимость капитала для заемщиков, имеющих одну и ту жеплатежеспособность, неодинакова во всех частях рынка. Становые процентныеставки, хотя и испытывают воздействие мировой финансовой интеграции, все жеразличны. В мае 2000 г. ставка дисконта Центрального банка равнялась (в %): вЯпонии — 0,5; в Швейцарии — 1; в странах зоны Евро — 3,75; в США — 6,0. Аставка коммерческих банков первоклассным заемщикам соответственно составляла:1,375; 4,25; 3,70 и 9,0[2].Между тем соотношение уровня инфляции по странам не оправдывает такихрасхождений.
Таким образом, существуют определенные преграды для движения капитала.Согласно взглядам многих теоретиков и бизнесменов причина лежит в валютномриске. Режим валютного плавания, которого придерживаются США и другие ведущиедержавы, ставит дополнительные барьеры на пути более эффективного применениякапитала.
Вэтой связи выражается мнение[3], чтов последние 30 лет рынок развивается в сторону того, что он собой представляллет 90 назад. А основная разница между глобализацией тогда и сейчас состоит вхарактере капитала, который обслуживает торговые и инвестистиционные потоки. Содной стороны, значительная его часть это – криминальные денежные средства,т.е. те, которые используются для финансирования теневой экономики,организованных преступных группировок и коррумпированной части госаппарата.(Кстати в банковском секторе экономики России в 1997 г. зафиксировано 9 тыс.преступлений, что на 5,5% больше, чем в 1996 г.)[4].Согласно статистике ООН в международной финансовой системе каждый деньлегализуется примерно 300 млн. долл. Годовой оборот наркобизнеса (400 млрд.долл.) является третьим по объему после торговли нефтью и оружием.
С другой стороны, сприобщением все большего числа стран к рыночной системе хозяйства большинствоиз них становятся реципиентами главным образом спекулятивного капитала. Врезультате они страдают из-за резкого несоответствия скорости его движения исроков создания традиционных, материальных технологий, на которых ониспециализируются. Масштабные вложения спекулятивного капитала, которыепоощряются политикой правительств, ориентированной на преждевременнуюлиберализацию финансовых операций, неэффективны для государств с неразвитойэкономической структурой и экспортной базой. Капитал уходит, не успев создатьничего реального и оставляя после себя одни разрушения.
Противоположный взгляд наглобализацию выражается в кругах американских финансистов. Некоторыеруководители ФРБ считают, что мир живет в период аналогичный периодуПромышленной революции. Только сегодня речь идет о компьютерах ителекоммуникациях, о революции в технологиях, которая увеличиваетпроизводительность, экономический рост, способствует мировой финансово-технологическойинтеграции, под влиянием которой усиливается конкуренция и разрушается механизмценообразования корпораций, что сдерживает инфляцию. А когда инфляция находитсяпод контролем, возрастает возможность увеличения жизненного уровня людей[5].
Развитие американскойэкономики на протяжении последнего десятилетия подтверждает этот оптимизм. Ихотя многие экономисты сомневаются, что оживление роста производительности вамериканской экономике сохранится, и опасаются, что оно вызвано спекулятивнымбумом, как это уже было в середине 80-х гг. в экономике Великобритании, анесколько позже — Японии, отрицатьлидирующие позиции США в создании и распространении высоких информационныхтехнологий и роли этих технологий в усилении зависимости различных финансовыхрынков между собой и всех вместе от экономического и финансового влияния США,не приходится.
Пионеры освоения этихтехнологий — США привлекают наиболеемобильную форму финансового капитала —спекулятивный капитал. Короткий период его обращения соответствует скоростиразвития информационных технологий и носит для их получателя производственныйхарактер.
Поэтому глобализация какотражение усиления американского влияния в мире и их стремления обеспечитьинформационную прозрачность всех стран за счет применения стандартных методовстатистики, бухучета, отчетности, аудита, техники совершения коммерческих ифинансовых операций, а также поддающихся анализу и прогнозированию способовмакроэкономического регулирования —убедительная реальность.
Понимание новых условийжизнедеятельности государств, в т.ч.России, должно предопределять выбор ими в XXI в. такой политической, экономической и финансовойстратегии, которая исходит из принципа: поступательное развитие НТП и жизненногоуровня людей может быть только общим, не допускающим взаимного уничтожения ипобуждающим сильнейших к поиску компромисса с относительно более слабыми.
Тема1.3. Международные валютно-кредитные организации.
Институциональнаяструктура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включаетмногочисленные международные организации. Одни из них, располагая большимиполномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международныхвалютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум длямежправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций повалютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации,статистические и научно-исследовательские издания по актуальнымвалютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из нихвыполняют все перечисленные функции.
Международныевалютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международнымифинансовыми институтами. Эти организации преследуют следующие цели:
— объединить усилиямирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировойэкономики;
— осуществлятьмежгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;
— совместно разрабатыватьи координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовойполитики.
К организациям, имеющимвсемирное значение, относятся, прежде всего, специализированные институтыООН-МВФ и группа МБРР, а также Всемирная торговая организация. Непосредственнороль ООН в международных валютно-кредитных и финансовых отношениях ограничена.Однако при решении проблем развивающихся стран на Конференции ООН по торговле иразвитию — Юнктад (с 1964 г.) обсуждаютсявалютно-кредитные вопросы наряду с проблемами мировой торговли и развитием этихстран. В период между сессиями функции Юнктад выполняет Совет по торговле иразвитию (две сессии в год).
Специализированноеучреждение ООН — Экономический совет — создал 4 региональные комиссии — для Европы, Африки, Азии, Латинской Америки.Две последние способствовали организации Азиатского банка развития иМежамериканского банка развития. Специальные фонды дополняют эти организации.
Организацияэкономического сотрудничества и развития (ОЭСР) включает 24страны, на долю которых приходятся 16% населения и 2/3 мирового производстваЗапада. В рамках ОЭСР действуют 30 комитетов, в том числе по проблемамплатежных балансов, согласования условий экспортных кредитов (консенсус). ЦельОЭСР — содействие экономическому развитию и финансовой стабилизациистран-членов, свободной торговле, развитию молодых государств.
Парижскийклуб стран-кредиторов — неформальная организация промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемыурегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Назаседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД иобычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна бытьпогашена в текущем году.
Лондонскийклуб обсуждает проблемыурегулирования частной внешней задолженности стран-должников.
С середины 70-х годов разработкапроблем межгосударственного регулирования перенесена на уровень совещаний главгосударств и правительств «семерки» и «группы десяти»,которая кроме «семерки» включает Бельгию, Нидерланды, Швейцарию,Швецию. На этих совещаниях большое внимание уделяется валютно-кредитнымпроблемам.
МВФ (International Monetary Fund, IMF) — межправительственная организация,предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений междугосударствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях,вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- исреднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд — специализированноеучреждение ООН — практически служит институциональной основой мировой валютнойсистемы.
МВФ осуществляет наблюдениеи контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксируетосновные структурные принципы мировой валютной системы.
Во-первых, МВФ наделенполномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем выпуска СДР.Последние предназначены для пополнения официальных валютных резервов, погашенияпассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с Фондом. Страна, имеясчет в СДР, может приобретать у других участников системы СДР конвертируемуювалюту. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что обеспечивает странамгарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДРпутем назначения стран, которые ее предоставляют. При этом МВФ контролируетсоблюдение установленных лимитов операций в СДР. Каждая страна обязана приниматьСДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР,т.е. пока сумма СДР на счете не возрастет до 300% по отношению к чистойкумулятивной величине выделенных ей Фондом СДР.
Во-вторых, МВФ выступаетв качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки надемонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе.
В-третьих, МВФосуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов. СогласноУставу МВФ может установить, что «международная экономическая ситуацияпозволяет ввести широкую систему валютного регулирования, базирующегося настабильных, но изменяемых паритетах». При такой системе допускаютсяотклонения рыночных валютных курсов от паритетов в пределах + 4,5%.Переход к данной системе возможен при одобрении ее странами-членами,располагающими большинством в 85% голосов, т.е. практически при согласии США истран ЕС.
В-четвертых, важнымнаправлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютныхограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизмавалютных рынков, режим валютных операций. Валютные ограничения допускаютсятолько в двух случаях: 1) на основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новыечлены МВФ в течение переходного периода, продолжительность которого неопределена; 2) официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валютыдает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временныеограничения операций в этой валюте.
В-пятых, МВФ участвует врегулировании международных валютно-кредитных отношений путем предоставлениякредитов странам, а главное, в результате выполнения им функций координаторамеждународного кредитования. Частные коммерческие банки рассматривают МВФ какгаранта получения максимально высоких прибылей и инструмент, способствующийрасширению их кредитной деятельности в странах-заемщиках. Заключения МВФ обэкономической политике и уровне платежеспособности того или иного правительстварасцениваются частными банками как показатель международного доверия кзаемщику. Поэтому даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приобретает эффектцепной реакции, открывая возможность привлечения более крупных сумм на рынкессудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование кредитнойполитики МВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как государственных, так ичастных) мирового рынка ссудных капиталов — с другой.
В-шестых, МВФосуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикойстран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает огромный массивинформации, относящейся к отдельным странам и к мирохозяйственным процессам вцелом. Эта информация включает сведения о динамике экономического роста и цен,денежном обращении, экспорте и импорте товаров, услуг, капиталов, состоянииплатежных балансов, официальных золотых и валютных резервов, производстве,экспорте и импорте золота, размерах заграничных капиталовложений, движениивалютных курсов и многом другом и подвергается тщательной аналитической обработке.
Среди межгосударственныхинвестиционных институтов самое заметное влияние на темпы и направлениеэкономического развития большинства стран оказывает группа международного банка реконструкции и развития (МБРР), координирующая политику экономическойпомощи промышленно развитых стран, воздействующая на деятельность другихмеждународных экономических организаций и оказывающая техническую помощьразвивающимся странам в разработке программ их экономического развития. Этамежгосударственная инвестиционная группа, включающая МБРР и три его филиала — Международную ассоциацию развития (МАР), Международнуюфинансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство(МИГА), превратилась в крупнейший мировойинвестиционный институт.
Всемирный банк (МБРР) какспециализированный финансовый институт ООН призван наилучшим образомспособствовать выполнению стратегической задачи: интегрировать экономику всехстран-членов с основными центрами мировой системы хозяйства.
МАР призвана дополнять деятельность МБРРи предоставлять наименее развитым странам беспроцентные кредиты на срок 35-40лет при льготном периоде 10 лет, взимая комиссию на покрытие административныхрасходов. Развивающиеся страны, естественно, заинтересованы в получениильготных кредитов МАР, но она не может выдавать средства всем желающим. Поэтомульготные кредиты предоставляются в первую очередь странам, у которых ВНП надушу населения не выше 650 долларов в год. Однако чтобы участвовать в МАР иполучить доступ к ее льготным кредитам, необходимо вступить в МБРР.
МФК выполняет функции, несколькоотличные от МБРР. Поэтому в юридическом и финансовом аспектах это относительносамостоятельная организация, хотя имеет общие со Всемирным банком руководство иряд служб. Особенность МФК заключается в том, что для инвестирования ее средствв страны-члены не требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР иМАР при предоставлении кредитов предприятиям или организациям. Это ограждаетчастные компании от государственного контроля за их деятельностью и служитинтересам привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся стран.Также МФК имеет особое право не только предоставлять кредиты, но инепосредственно осуществлять инвестиции в акционерный капитал.
МИГА как третий филиал МБРР служит такойспециальной цели, как поощрение инвестиций в акционерный капитал и другиенаправления прямых капиталовложений в развивающихся странах посредством ихстрахования от некоммерческих рисков. Такими рисками могут быть следующие:отмена конвертируемости национальной валюты и связанные с этим препятствия впереводе прибылей в страну инвестора; экспроприация имущества инвестора;военные действия; перевороты и последующие изменения в социально-политическойобстановке; невыполнение контракта вследствие правительственного решения. МИГАпредлагает гарантии против перечисленных некоммерческих рисков, консультируетправительственные органы развивающихся стран-членов относительно разработки иосуществления политики, программ и порядка (процедур), касающихся иностранныхинвестиций, устраивает встречи и переговоры между международными деловымикругами и местными органами власти заинтересованных стран по вопросаминвестиций, а также предоставляет необходимые информационные услуги.
Европейскийбанк реконструкции и развития (ЕБРР) призван содействоватьпереходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной нарынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской инициативы.Основными объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы или приватизируемыегосударственные предприятия, а также вновь создаваемые компании, включаясовместные предприятия с международными инвестициями. Основная цель банкасостоит в поощрении инвестиций в регионе. ЕБРР сотрудничает с другимиинвесторами и кредиторами в предоставлении кредитов и гарантий, а такжеинвестировании средств в акционерные капиталы. Эта деятельность должнадополняться кредитованием инфраструктуры или других проектов в государственномсекторе, которые ориентированы на поддержку инициатив частного сектора. ЕБРРпоощряет региональное сотрудничество, и поддерживаемые им проекты могутохватывать несколько стран.
Особое место средимеждународных валютно-кредитных организаций занимает Банк международных расчетов (Базель).На БМР по Уставу возложены две основные функции: 1) содействоватьсотрудничеству между центральными банками, обеспечивать благоприятные условиядля международных финансовых операций; 2) действовать в качестве доверенноголица или агента по проведению международных расчетов своих членов. Основнымисточником ресурсов БМР являются краткосрочные вклады (до трех месяцев)центральных банков в иностранной валюте или золоте. Специфика БМР заключается встрого конфиденциальном характере его деятельности, как и ежемесячных заседанийБазельского клуба (в который входят страны-члены Банка), где обсуждаютсяактуальные проблемы и перспективы валютно-кредитных отношений.
Также нужно упомянутьМБЭС и МИБ. Основным видом деятельности Международногобанка экономического сотрудничества (МБЭС) являются расчеты икредитование взаимного товарооборота стран-членов.
Международныйинвестиционный банк (МИБ) — банк долго- и среднесрочногокредитования. Основная задача МИБ в соответствии с его Уставом — предоставлениедолго- и среднесрочных кредитов прежде всего для осуществления мероприятий,связанных с международным социалистическим разделением труда, специализацией икооперированием производства, расширением сырьевой и топливной базы, ускорениемнаучно-технического прогресса.
КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в1995-2003 гг.
(миллиардов рублей; до 1998 г. -трлн,руб.) 1995 1996" 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Доходы — всего 437,0 553,5 711,6 686,8 1213,6 2097,7 2683,7 3519,2 4138,7 В том числе: налоговые доходы 364,3 473,0 594,1 564,6 1007,5 1707,6 2345,0 3136.8 3735,3 из них: налог на прибыль организаций 117,6 96.7 104.9 99,3 221,0 398,8 513,8 463,3 526,5 налог на доходы физических лиц 36.6 56.6 75,2 71.5 117,3 174,8 255,8 358,1 455,7 налог на добавленную стоимость 95,7 143,9 182,8 170.3 288,2 457,3 639,0 752,7 882,1 акцизы 24,0 53,4 68,1 72.2 109,1 166.4 243,3 264,1 347,8 налога на имущество 16,9 36,9 47,8 47,7 53.2 64,8 89.6 120,5 137,8 платежи за пользование природными ресурсами 12,3 21,2 37,2 22,7 45,3 77,6 135,7 330,8 395,8 налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции 24,9 22,8 27,2 34,4 86,2 229,2 331,3 323.4 452,8 неналоговые доходы 53,4 57,2 64.0 66,8 64,7 135,4 198,7 266.4 333.4 из них: От внешнеэкономической деятельности 23,4 16,9 11.6 16.7 36.4 37,4 51,5 65,4 52,9 от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций 6.3 9,0 9,6 14,0 24,1 72,3 115,8 160,5 240,2 безвозмездные перечисления 2,7 3,5 9,5 10.2 15,1 1.2 -15,0 -56,7 -91.2 доходы целевых бюджетных фондов 18,4 28,0 45,1 45,2 106,3 253.5 146,7 160,3 143.0 доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
-
-
-
-
-
- 8,3 12,4 18.2
Расходы — всего
486,1 652,7 839,5
842,1
1258,0
1960,1
2419,4
3422,3
3964,9 в том числе: на государственное управление и местное самоуправление 11,9 17,2 29,0 31,1 46.3 72,9 111,0 149.0 183,2 не международную деятельность 27,3 26.7 2,6 17.6 59.1 10,9 23,8 34.2 31,5 не национальную оборону 49.6 63,9 81,4 66.1 115,6 191,7 247,7 295,4 355,7 на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государстве 27,2 39.2 59,0 45.4 74,6 132,5 183.9 240,4 304,0 на промышленность, энергетику и строительство 35,3 38,9 50,3 26.2 31,4 58,5 237.4 324,5 334,7 на сельское хозяйство и рыболовство 22,3 25,2 31,1 24,3 35,5 55,0 67,4 59,8 68,1 на транспарт, дорожное хозяйство, связь и информатику 13,2 17,0 23.5 19,1 26.3 40,3 86,3 122.2 153,3 на охрану окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию 2.1 2,9 4,1 3,4 5,2 8,2 10,0 16,0 19,2 на жилищно-коммунальное хозяйства 65,2 88,6 112,6 96,8 127,3 199,8 196,0 221.9 254,1 на социально-культурные мероприятия 129,1 188,4 270,5 245,7 367,0 536,4 727.6 1356,8 1175.5 на обслуживание государственного и муниципального долга 28.0 44,6 41,4 148.7 190,0 276,7 244,4 243,7 240,9 расходы целевых бюджетных фондов 17,2 20.9 36,1 43,5 101,1 248.2 152,4 169.3 162,2 прочие расходы 57.7 79,2 97,9 75.2 78,6 129,0 131,5 189,1 692,5
Профицит, дефицит (-)
-49,1
-94,2
-127,9
-155,3
-44,4
137,6
264,3
97,0
173,8
Глава2. Финансовые способы регулирования экспортно-импортных операций капитальногохарактера.
Тема2.1. Влияние иностранных инвестиций на экономический рост
Многие отечественные экономисты указывают на прямыеиностранные инвестиции (ПИИ) как один из важнейших источников модернизации российскойэкономики. Между тем практика многих зарубежных стран показывает, что дажемасштабный приток иностранных капиталов не гарантирует стабильных ивысоких темпов экономического роста. Наглядным подтверждением этого являетсяопыт таких крупных развивающихся стран, как Бразилия, Мексика иАргентина. На протяжении последних десятилетий они были одними из основныхполучателей прямых иностранных инвестиций в развивающемся мире (см. таблицу).Однако несмотря на привлечение значительных объемов зарубежного капитала, ихэкономическое развитие на протяжении последних 25 лет остается крайненестабильным. После экономического подъема каждый раз наблюдается новоепадение объемов ВВП или снижение темпов его роста до минимального уровня. Запериод с 1980 по 2004 г. объем ВВП Мексики и Бразилии сокращался по 5 раз,а у Аргентины — 9 раз (рис.1).
Крупнейшиеполучатели прямых иностранных инвестиций среди развивающихся стран и стран спереходной экономикой в
1980-1990-еегг.
Страна
Среднегодовой приток ПИИ в 1980 гг.
Страна
Среднегодовой приток ПИИ в 1990г. Саудовская Аравия 2858 Китай 32765 Мексика 2442 Гонконг 14899 Гонконг 2390 Бразилия 13101 Сингапур 2341 Мексика 10460 Китай 1962 Сингапур 9563 Бразилия 1629 Аргентина 7671 Малайзия 1132 Малайзия 4933 Египет 878 Бермудские острова 4254 Бермудские острова 872 Польша 4060 Таиланд 748 Чили 3667 Аргентина 700 Таиланд 3260 Тайвань 588 Южная Корея 3196 Нигерия 568 Венгрия 2891 Колумбия 513 Венесуэла 2568 Чили 475 Чехия 2334 Индонезия 418 Каймановы острова 2322 Южная Корея 405 Россия 2089 Филиппины 280 Колумбия 1996 Турция 235 Тайвань 1819
Иностранные инвестиции в развитии государств ЛатинскойАмерики исторически играли особую роль. С момента обретения ими политической самостоятельностизарубежные капиталы оказывали влияние на формирование структуры ихэкономики и общественно-политического климата. Во многом подвоздействием иностранных капиталов складывался экстенсивный тип развития, основанныйна экспорте ресурсов. Поэтому, несмотря на богатую сырьевую базу, уровеньэкономического развития большинства государств региона оставался невысоким.
/>Рис. 1. Динамика темпов прироста ВВПнекоторых стран Латинской Америки
В 1980-1990-е гг. влияние иностранного капитала влатиноамериканской экономике значительно усилилось. После недостаточно успешныхпопыток создания собственной конкурентоспособной перерабатывающей промышленностимногие страны региона пережили долговые кризисы, в результате чего ими был взяткурс на либеральные реформы. Под давлением кредиторов был расширен доступиностранных капиталов в национальную экономику и проведены масштабныеприватизации с активным участием зарубежных инвесторов. В итоге значительнаячасть экономики многих латиноамериканских стран оказалась под контролемзарубежных корпораций, которые оказывают серьезное влияние на ситуацию в ихэкономике и политической сфере. Снижение управляемости национальной экономикой,высокая зависимость от неконтролируемых потоков иностранного капитала иинтересов транснациональных компаний стали одними из важнейших причинпроисходящих здесь периодических кризисов. Особенно тяжелая ситуацияскладывается в Аргентине, где в 1990-е гг. был реализован, пожалуй, один изнаиболее радикальных сценариев неолиберальных реформ.
В конце 1980-х гг. после валютных кризисов,гиперинфляции и банкротства долговой политики в стране было введено жесткоеприкрепление курса национальной валюты — песо — к американскому доллару, чтофактически лишило ее возможности проведения независимой денежно-кредитнойполитики и регулирования валютного курса. Правительство сократило государственныерасходы, и были привлечены кредиты МВФ. Принятые меры помогли остановитьгиперинфляцию и даже вызвали некоторый экономический рост. Однако уже в конце1990-х гг. экономика страны впала в новую рецессию, и в декабре 2001 г.Аргентина объявила дефолт. Для удержания экономики от развала и предотвращениясоциальных взрывов правительство вынуждено было вновь просить МВФ опредоставлении финансовой помощи, взамен которой оно пошло на беспрецедентноеоткрытие экономики, не останавливаясь перед потерей национального контроля надней. Результатом реформ стали обеднение значительной части населения ифактическая утрата экономического суверенитета страны. Сегодня даже длярешения проблем в жилищно-коммунальном секторе президенту Аргентины приходитсялетать во Францию, чтобы просить уступки у французских инвесторов 4.
Еще одним полюсом крупного притока прямых иностранныхинвестиций в 1970-1990-е гг. стали страны Восточной и Юго-Восточной Азии.Однако в отличие от Латинской Америки азиатский экономический рост былстабильнее и выше (рис. 2).
/>
Рис. 2.Динамика темпов прироста ВВП некоторых стран Восточной и Юго-восточной Азии s
За последние 25 лет экономики стран этого регионаиспытывали падение лишь 1-2 раза (см. рис. 2). Если за период с 1980 по 2004 г.экономика Аргентины выросла на 36%, Бразилии — на 79, Мексики — на 96%. тоэкономика Малайзии за этот же период выросла в 4,5 раза, Южной Кореи — 4,8,Китая — 9,5 раза.
В отличие от неолиберального сценария, реализованного вЛатинской Америке, в Азии государство не устранилось из экономики, а взяло насебя основную роль в проведении реформ. Экономические преобразования и привлечениеинвестиций осуществлялись в соответствии с национальными планами экономическогоразвития. Так, правительство Китая широко использовало централизованнуюпромышленную политику в рамках пятилетних планов, осуществляемых согласно такназываемой долгосрочной программы четырех модернизаций. Каждый план определялсекторы, которые необходимо модернизировать в первую очередь. Начальные планыбыли ориентированы на реформирование сельского хозяйства, модернизацию пищевойпромышленности и сектора потребительских товаров. Позже были разработаны планыдиверсификации и модернизации ключевых отраслей промышленности, таких какмашиностроение, промышленность строительных материалов, химический иавтомобильный сектора. Затем было начато стимулирование высокотехнологичныхсекторов: производство микросхем, компьютеров и периферии,телекоммуникационных компонентов и разработка новых материалов. В 1997 г.правительство страны утвердило официальный Отраслевой каталог для иностранныхинвесторов, разделяющий объекты для иностранного инвестирования на четырекатегории: поощряемые; разрешаемые; ограничиваемые; запрещенные.
На модель централизованного стратегическогопланирования, основывающуюся на пятилетних планах развития, опирается такжеМалайзия. На протяжении последних 30 лет ее правительством были успешноосуществлены новая экономическая стратегия (1971-1990 гг.) и национальнаяполитика развития (1991-2000 гг.), превратившие сельскохозяйственную и горнодобывающуюстрану в современное индустриальное государство с динамично развивающейсяэкономикой. Преобразования в Малайзии базируются на разработанном в середине1990-х гт. стратегическом плане развития «Видение-2020 в соответствии скоторым к 2020 г. Основанной экономики страны должны стать знания иинформационные технологии.
КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ в1995-2003 гг.
(миллиардоврублей; до 1998 г. -трлн, руб.) 1995 1996» 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Доходы — всего 437,0 553,5 711,6 686,8 1213,6 2097,7 2683,7 3519,2 4138,7 В том числе: налоговые доходы 364,3 473,0 594,1 564,6 1007,5 1707,6 2345,0 3136.8 3735,3 из них: налог на прибыль организаций 117,6 96.7 104.9 99,3 221,0 398,8 513,8 463,3 526,5 налог на доходы физических лиц 36.6 56.6 75,2 71.5 117,3 174,8 255,8 358,1 455,7 налог на добавленную стоимость 95,7 143,9 182,8 170.3 288,2 457,3 639,0 752,7 882,1 акцизы 24,0 53,4 68,1 72.2 109,1 166.4 243,3 264,1 347,8 налога на имущество 16,9 36,9 47,8 47,7 53.2 64,8 89.6 120,5 137,8 платежи за пользование природными ресурсами 12,3 21,2 37,2 22,7 45,3 77,6 135,7 330,8 395,8 налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции 24,9 22,8 27,2 34,4 86,2 229,2 331,3 323.4 452,8 неналоговые доходы 53,4 57,2 64.0 66,8 64,7 135,4 198,7 266.4 333.4 из них: От внешнеэкономической деятельности 23,4 16,9 11.6 16.7 36.4 37,4 51,5 65,4 52,9 от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций 6.3 9,0 9,6 14,0 24,1 72,3 115,8 160,5 240,2 безвозмездные перечисления 2,7 3,5 9,5 10.2 15,1 1.2 -15,0 -56,7 -91.2 доходы целевых бюджетных фондов 18,4 28,0 45,1 45,2 106,3 253.5 146,7 160,3 143.0 доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности
-
-
-
-
-
- 8,3 12,4 18.2
Расходы — всего
486,1 652,7 839,5
842,1
1258,0
1960,1
2419,4
3422,3
3964,9 в том числе: на государственное управление и местное самоуправление 11,9 17,2 29,0 31,1 46.3 72,9 111,0 149.0 183,2 не международную деятельность 27,3 26.7 2,6 17.6 59.1 10,9 23,8 34.2 31,5 не национальную оборону 49.6 63,9 81,4 66.1 115,6 191,7 247,7 295,4 355,7 на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государстве 27,2 39.2 59,0 45.4 74,6 132,5 183.9 240,4 304,0 на промышленность, энергетику и строительство 35,3 38,9 50,3 26.2 31,4 58,5 237.4 324,5 334,7 на сельское хозяйство и рыболовство 22,3 25,2 31,1 24,3 35,5 55,0 67,4 59,8 68,1 на транспарт, дорожное хозяйство, связь и информатику 13,2 17,0 23.5 19,1 26.3 40,3 86,3 122.2 153,3 на охрану окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию 2.1 2,9 4,1 3,4 5,2 8,2 10,0 16,0 19,2 на жилищно-коммунальное хозяйства 65,2 88,6 112,6 96,8 127,3 199,8 196,0 221.9 254,1 на социально-культурные мероприятия 129,1 188,4 270,5 245,7 367,0 536,4 727.6 1356,8 1175.5 на обслуживание государственного и муниципального долга 28.0 44,6 41,4 148.7 190,0 276,7 244,4 243,7 240,9 расходы целевых бюджетных фондов 17,2 20.9 36,1 43,5 101,1 248.2 152,4 169.3 162,2 прочие расходы 57.7 79,2 97,9 75.2 78,6 129,0 131,5 189,1 692,5
Профицит, дефицит (-)
-49,1
-94,2
-127,9
-155,3
-44,4
137,6
264,3
97,0
173,8
ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ, ПОСТУПИВШИХ ОТ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТОРОВВ ЭКОНОМИКУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПО СТРАНАМ
1999
2000
2001
2002
2003
млн. долл. США
В процентах к итогу
Млн. долл. США
В процентах и итогу
млн. долл. США
В процентах к итогу
млн. долл. США
В процентах к итогу
Млн. долл. США
В процентах итогу Объем инвестиций — всего 2983 100 9560 100 10958 100 14258 100 19780 29699 100 в тот числе из стран: США 832 27,9 2921 30,6 1594 14,6 1604 11,2 1133 1125 3,8 Германия 308 10.3 1695 17,7 1468 13,4 1237 8,7 4001 4305 14.5 Кипр 41 1,4 923 9.7 1448 13,2 2331 16,3 2327 4203 14.2 Великобритания 183 6,1 733 7.7 599 5,4 1553 10,9 2271 4620 15,5 Нидерланды 85 2,9 541 5.7 1231 11.2 1249 8,8 1168 1743 5,9 Швейцария 436 14,6 405 4,2 784 7.2 1341 9,4 1349 1068 3.6 Франция 108 3,6 312 3,3 743 6.8 1201 8.4 184 3712 12,5 Швеция 63 2,1 70 0,7 308 2,8 72 0,5 139 233 0,8 Австрия 81 2,7 43 0,4 79 0.7 423 3,0 376 394 1,3 Япония 75 2.5 42 0,4 117 1.1 408 2,9 441 1005 3.4 Другие страны 771 25,9 1875 19.6 2587 23,6 839 19,9 5391 7291 24,5
ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ ИЗ РОССИИ ЗА РУБЕЖ в 2003 г.
Накоплено
Направлено
Накоплено
Направлено
млн. долл. США
в процентах к итогу
млн. долл. США
в процентах к итогу
млн. долл. США
в процентах к итогу
млн. долл. США
в процентах к итогу
Объем инвестиций
всего 5206 100 23264 100 Либерия 227 4,4 0.0 0,0 Виргинские о-ва {Брит.) Белоруссия Иран
1272 710
512
24,4
13.6
9,8
3602
243
63
15,5
1.0
0.3 Молдавия Швейцария Армения Литва 170 150 140 129 3.3 2.9 2.7 2,5
0.4
952
8
1223 0,0 4,1 0.0 5,3 Кипр Нидерлан.
496
490
9,5
9,4
5943
92
25,5
0,4 другие страны 910 17,5 11138 47,9
" На 1 январи 2004 г.
ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ РОССИИ В ЭКОНОМИКУ СТРАН СНГ в 2003 г.
Накоплено"
Вложено
Накоплено
Вложено
тыс. долл. США
В процентах к итогу
тыс. долл. США
В процентах к итогу
тыс. долл. США
В процентах к итогу
тыс. долл. США
В процентах к итогу
США
К
итогу
США
К
итогу
США
К
итогу
США
К
итогу Объем инвестиций - всего 1127624 100 544141 100 Казахстан 7003 0,6 27135 5.0 в том числе Киргизия 55 0,0 608 0.1 в страны: Молдавия 169751 15.1 372 0,1 Азербайджан 111 0,0 1613 0.3 Таджикистан 402 0,0 18 0,0 Армения 139608 12.4 7650 1.4 Туркмения 18 0.0 857 0,2 Белоруссия 709700 63,0 243355 44.7 Узбекистан 1993 0.2 582 0,1 Грузия 392 0.0 1182 0,2 Украина 98591 8.7 260769 47,9
На 1 января 2004 г.
ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ СТРАН СНГ В ЭКОНОМИКУ РОССИИ в 2003 г.
Накоплено"
Вложено
Накоплено
Вложена
тыс. долл. США
В процентах к итогу
тыс. долл. США
В процентах к итогу
тыс. долл. США
В процентах к итогу
тыс. долл. США
В процентах к итогу Объем инвестиций -всего 121989 100 889617 100 Казахстан 62575 51.3 195473 22.0 втом числе из стран: Киргизия Молдавия
3925
2069
3,2
1,7
31117
124
3.5
0.0 Азербайджан 39 0.3 6234 0.7 Таджикистан 205 0.2 307 0,0 Армения 1440 1,2 131 0,0 Туркмения 627 0,5 4066 0,4 Белоруссия 4513 3,7 419803 47,2 Узбекистан 18817 15.4 88780 10,0 Грузия 5466 4,5 4147 0.5 Украина 21954 18,0 139435 15.7
" На 1 января 2004 г