Реферат по предмету "Финансовые науки"


Механизм составления федерального бюджета

Содержание
Введение
Глава 1. Основы составления, рассмотрения и утверждения федеральногобюджета
1.1 Составление проекта бюджета
1.2 Рассмотрение и утверждение бюджета
Глава 2.Анализ процедур составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета
2.1 История реформированиябюджетного процесса с 1991 по 2003 гг.
2.2 Сравнительная характеристикачтений до и после 2007 года
Глава 3. Совершенствование процедурсоставления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета
3.1 Проблемы механизмасоставления, рассмотрения иисполнения федерального бюджета
3.2 Пути совершенствования рассмотрения федеральногобюджета
Заключение
Список литературы
Введение
ВБюджетном кодексе РФ дано следующее определение: «Бюджетный процесс —регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти,органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлениюи рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственныхвнебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетовгосударственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением» [1,Ст. 6].
Участникамибюджетного процесса являются органы, обладающиебюджетными полномочиями:
• Президент РФ;
• органы законодательной и представительной власти;
• органы исполнительной власти;
• органы денежно-кредитного регулирования;
• органы государственного и муниципального финансового контроля;
• государственные внебюджетные фонды;
• главные распорядители бюджетных средств;
• другие органы, на которые возложены бюджетные, налоговые идругие полномочия.
Кроме того, участниками бюджетного процесса являются бюджетныеучреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другиеполучатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющиеоперации со средствами бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
Организациябюджетного процессана всех уровнях бюджетной системы включает в себя следующиеэтапы:
- составлениепроектов бюджетов и представление их на рассмотрение в соответствующиезаконодательные органы
- рассмотрениебюджетов органами законодательной (представительной) власти и их утверждение вформе принятия соответствующего законодательного акта;
- исполнениеутвержденных бюджетов;
- составлениеотчетов об исполнении бюджетов;
- утверждениеотчетов об исполнении бюджетов в форме принятия соответствующих законодательныхактов;
- составлениесводов об исполнении консолидированных бюджетов и представление их ввышестоящие органы исполнительной государственной власти (Министерство финансовРФ, Федеральная служба государственной статистики) для последующего представленияв Правительство РФ.
Составлениепроектов бюджетов, исполнение бюджетов, составление отчетов об их исполнении, атакже составление консолидированных бюджетов относится к компетенцииПравительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Федерации и соответствующихорганов местного самоуправления. Рассмотрение и утверждение бюджетов, а такжеутверждение отчетов об их исполнении — это прерогатива органов государственнойзаконодательной власти и представительных органов местного самоуправления.
Все элементыбюджетного процесса взаимообусловлены и взаимосвязаны и являются прямымотображением не только экономической жизни общества, но и политическойкультуры.
Процесс составления,рассмотрения и утверждения федерального бюджета очень длительный и трудоемкий.При этом должно быть соблюдено равновесие между планируемыми доходами ирасходами бюджета, учтены все нюансы, так как от этого зависит экономическоеразвитие страны в целом. В этом заключается актуальность темы курсовой работы.
Цель курсовойработы: изучить механизм составления, рассмотрения и утверждения федеральногобюджета.
Задачикурсовой работы:
1. изучитьосновы составления федерального бюджета
2. рассмотретьэтапы рассмотрения и утверждения бюджета
3. рассмотретьисторию реформирования бюджетного процесса
4. датьсравнительную характеристику рассмотрения чтений до и после 2007 года
5. определитьпроблемы механизма составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета
6. предложитьпути совершенствования в части рассмотрения проекта федерального бюджета.
Предмет изучения:федеральный бюджет Российской Федерации.
Объектизучения: механизмсоставления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета.
В данной работебыли использованы следующие источники: Бюджетный кодекс, Бюджетное посланиеПрезидента РФ Федеральному Собранию «О бюджетной политике на 2006 год», а такжедругие нормативно-правовые акты и статья из журнала «Вопросы экономики»
/>/>Глава 1. Основысоставления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета 1.1 Составлениепроекта бюджета
Составлениепроектов бюджетов представляет собой сложный, многоплановый процесс и являетсяисключительной прерогативой Правительства РФ, соответствующих органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления.
Составлениепроектов бюджетов осуществляется с целью определения объема денежных средств,необходимого для выполнения функций органов государственной власти и органовместного самоуправления по предоставлению населению полного перечня государственныхуслуг. Поскольку именно государственным бюджетом, по сути, определяются приоритетыэкономической политики страны, составлению проектов бюджетов предшествуетразработка основных направлений бюджетной политики, прогнозов развитиягосударства, отраслей и регионов, подготовка сводных финансовых балансов, наосновании которых соответствующие органы исполнительной власти реализуютгосударственную политику. Проекты бюджетов составляются с учетом необходимостидостижения минимальных государственных социальных стандартов на основенормативов финансовых затрат на предоставление государственных илимуниципальных услуг, а также в соответствии с другими установленныминормативами.
Проектфедерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондовРоссийской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года — очереднойфинансовый год и плановый период.
Непосредственнуюподготовку проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов РФ, финансовыеорганы субъектов Федерации и муниципальных образований.
Основой присоставлении проектов бюджетов служат:
•  Бюджетное послание ПрезидентаРФ;
•  прогнозсоциально-экономического развития соответствующей территории на очереднойфинансовый год;
•  основные направлениябюджетной и налоговой политики соответствующей территории на очереднойфинансовый год;
•  прогноз сводногофинансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год;
•  план развитиягосударственного или муниципального сектора экономики соответствующейтерритории на очередной финансовый год.
Насегодняшний день в России действует следующий порядок составления проектабюджета.
Первый этапформирования бюджета — разработка федеральными органами исполнительной власти иодобрение Правительством РФ сценарных условий функционирования экономики странына очередной финансовый год, содержащих основные макроэкономические показатели,характеризующие состояние экономики, целевые параметры, основные меры пофинансовой и экономической стабилизации, а также материалы для уточненияпараметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития РоссийскойФедерации.
Президент РФне позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году, направляетФедеральному Собранию Бюджетное послание, в котором определяет бюджетнуюполитику государства на очередной финансовый год.
Прогнозсоциально-экономического развития Российской Федерации, субъектов РоссийскойФедерации, муниципальных образований и отраслей экономики разрабатывается наоснове данных социально-экономического развития соответствующей территории запоследний отчетный период, прогноза социально-экономического развитиятерритории до конца базового года и тенденции развития экономики и социальнойсферы на планируемый финансовый год. Изменение прогнозасоциально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотренияпроекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик проектабюджета.
Перспективныйфинансовый план составляется одновременно с проектом бюджета на очереднойфинансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономическогоразвития РФ субъекта РФ. Перспективный финансовый план содержит прогнозныеданные о предполагаемых поступлениях бюджетных доходов, привлечениигосударственных или муниципальных заимствований и финансировании основныхрасходов бюджета.
Перспективныйфинансовый план разрабатывается с целью:
• информированиязаконодательных (представительных) органов о предполагаемых среднесрочныхтенденциях развития экономики и социальной сферы;
• комплексногопрогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ,законов;
• выявлениянеобходимости и возможности осуществления в перспективе мер в областифинансовой политики;
•        выявленияи предотвращения развития негативных тенденций.
В отличие отбюджета перспективный финансовый план:
1)  не утверждаетсязаконодательно;
2)  составляется по укрупненнымпоказателям бюджетной классификации;
3)  разрабатывается на тригода, из которых первый год — это предстоящий финансовый год, на которыйсоставляется бюджет, а следующие два года — плановый период, на протяжениикоторого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.
Перспективныйфинансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненногосреднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации,субъекта Российской Федерации, муниципального образования, при этом плановыйпериод сдвигается на один год вперед.
Балансфинансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов РФ, субъектовРФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определеннойтерритории и составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов запредыдущий год и в соответствии с прогнозом социально-экономического развитиясоответствующей территории.
Составлениепроекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ и начинается непозднее чем за 10 месяцев до начала финансового года.
Порядок исроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы наддокументами, обязательными для представления одновременно с проектомфедерального бюджета, определяется в специальном постановлении ПравительстваРФ.
До 1апреля ПравительствоРФ:
•  рассматривает основныепараметры перспективного финансового плана, в том числе предварительный объембюджета «действующих» и «принимаемых» обязательств;
•  утверждает принципы иосновные подходы к уточнению распределения бюджета «действующих»обязательств по субъектам бюджетного планирования на предстоящие 3 года;
•  определяет приоритетныенаправления использования средств бюджета «принимаемых» обязательствв очередном финансовом году и среднесрочной перспективе, в том числе критерииих распределения между субъектами бюджетного планирования на очереднойфинансовый год;
•  формирует поручения поподготовке проектов нормативных актов, влияющих на расходные обязательстваРоссийской Федерации, а также проектов новых федеральных целевых программ.
В эти жесроки субъекты бюджетного планирования представляют в Правительство РФ,Министерство финансов и Министерство экономического развития и торговли РФпервую часть докладов о результатах и основных направлениях деятельности (отчето результатах деятельности, цели и задачи деятельности на среднесрочнуюперспективу, прогноз основных параметров, характеризующих их достижение).
До 1 мая Правительство РФ:
- утверждаетосновные положения доклада Правительства РФ о результатах и целях бюджетнойполитики (на основе Послания Президента РФ, программы социально-экономическогоразвития, первой части докладов субъектов бюджетного планирования);
- рассматриваети вносит в Государственную Думу законопроекты, влияющие на расходныеобязательства Российской Федерации;
- принеобходимости уточняет основные показатели макроэкономического прогноза(сценарных условий) и перспективного финансового плана.
В эти жесроки субъекты бюджетного планирования представляют вторую часть докладов орезультатах и основных направлениях деятельности, содержащую обоснованияпроектов новых и (или) обновляемых (при существенном изменении структуры илиобъема расходов) бюджетных программ в пределах ограничений, установленныхбюджетом «принимаемых» обязательств и критериями распределения егосредств.
До 1 июня Правительство РФрассматривает и утверждает:
- основныенаправления денежно-кредитной политики;
- перспективныйфинансовый план на предстоящие 3 года и основные характеристики проектафедерального бюджета на очередной финансовый год;
- новыефедеральные целевые программы;
- уточненныйобъем бюджета «действующих» обязательств и его распределение посубъектам бюджетного планирования на очередной финансовый год и последующие 2года;
- основныепоказатели распределения бюджета «принимаемых» обязательств междусубъектами бюджетного планирования на предстоящие 3 года (на основе докладаПравительства РФ о результатах и целях бюджетной политики и с учетом влияющихна расходные обязательства законопроектов, внесенных в Государственную Думу,принятых новых федеральных целевых программ и оценки эффективности бюджетныхпрограмм, представленных во второй части докладов субъектов бюджетногопланирования).
До 10 июняМинистерствофинансов РФ доводит до субъектов бюджетного планирования предельные объемыбюджета «действующих» и «принимаемых» обязательств наочередной финансовый год и последующие 2 года.
До 1 июля субъекты бюджетногопланирования представляют в Министерство финансов РФ:
- распределениесредств бюджета «действующих» и «принимаемых» обязательствна очередной финансовый год по целевым бюджетным программам и статьям бюджетнойклассификации;
- уточненныедоклады о результатах и основных направлениях деятельности (в том числедополнительные обоснования и расчеты по финансированию новых или увеличениюфинансирования действующих целевых бюджетных программ).
В эти жесроки Государственной Думой должны быть приняты федеральные законы, влияющие наформирование доходов и расходов федерального бюджета в планируемом периоде.Указанные федеральные законы, принятые после 1 июля, должны вступать в силу запределами планируемого финансового года.
До 1августа Министерствофинансов РФ уточняет бюджетные проектировки с учетом принятых ГосударственнойДумой федеральных законов, а также результатов оценки докладов субъектовбюджетного планирования, эффективности действующих и предлагаемых кфинансированию бюджетных программ.
До 26августа ПравительствоРФ вносит в Государственную Думу проект федерального бюджета на очередной финансовыйгод с соответствующими материалами и обоснованиями.[6]
На стадиисоставления проектов бюджетов большое значение приобретает оценка экономическойэффективности государственных расходов.
Задачаповышения экономической эффективности государственных расходов на современномэтапе становления бюджетного процесса — это одна из наиболее сложных и важныхпроблем. Ее решение требует полного реформирования системы бюджетного процесса.
Такимобразом, составление проектов бюджетов — это стадия бюджетного процесса, накоторой не только определяются первичные параметры бюджета на предстоящийфинансовый год, но и закладываются реальные основы для создания рациональнойсистемы принятия экономических решений на высшем уровне и механизмовэффективного управления бюджетным процессом [3, c. 318]/>1.2 Рассмотрение и утверждение бюджета
Согласностатьи 194 Бюджетного Кодекса «Принятие к рассмотрению проекта федеральногозакона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый периодГосударственной Думой»:
«1. Проект федерального закона офедеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считаетсявнесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 26августа текущего года. Одновременно указанный законопроект представляетсяПрезиденту Российской Федерации.
2. В течение суток со дня внесенияпроекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год иплановый период в Государственную Думу Совет Государственной Думы или в периодпарламентских каникул Председатель Государственной Думы направляет его вкомитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета (далее — Комитет по бюджету), для подготовки заключения о соответствии представленныхдокументов и материалов требованиям статьи 192 Бюджетного кодекса.
3. Совет Государственной Думы или впериод парламентских каникул Председатель Государственной Думы на основаниизаключения Комитета по бюджету принимает решение о том, что проект федеральногозакона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый периодпринимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению вПравительство Российской Федерации на доработку. Указанный законопроектподлежит возвращению на доработку в Правительство Российской Федерации.
Доработанный законопроект со всеминеобходимыми документами и материалами должен быть представлен вГосударственную Думу Правительством Российской Федерации в десятидневный срок ирассмотрен Советом Государственной Думы или в период парламентских каникулПредседателем Государственной Думы в установленном Бюджетным кодексом порядке».
Проектфедерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый годрассматривается в трех чтениях.
Рассмотрениепроекта Федерального бюджета в первом чтении.
ГосударственнаяДума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете наочередной финансовый год и плановый период в первом чтении в течение 30 дней содня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
Прирассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральномбюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтенииобсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития РоссийскойФедерации, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджетепрогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции,положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, иосновные направления бюджетной и налоговой политики.
Предметомрассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год и плановый период в первом чтении являются основныехарактеристики федерального бюджета, к которым относятся:
- прогнозируемыйв очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделениемпрогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета;
- приложениек федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год иплановый период, устанавливающее нормативы распределения доходов междубюджетами бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год иплановый период в случае, если они не утверждены Бюджетным Кодексом;
- общийобъем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
- условноутверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходовфедерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5 процентовобщего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода;
- объемнефтегазового трансферта в очередном финансовом году и плановом периоде;
- верхнийпредел государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации наконец очередного финансового года и каждого года планового периода;
- нормативнаявеличина Резервного фонда в очередном финансовом году и плановом периоде;
- дефицит(профицит) федерального бюджета. [1, cт. 201]
Приутверждении основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовыйгод и плановый период указываются прогнозируемый в соответствующем финансовомгоду объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции (потребительскихцен) (декабрь к декабрю предыдущего года).
Прирассмотрении в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджетена очередной финансовый год и плановый период Государственная Дума заслушиваетдоклад Правительства Российской Федерации, содоклады Комитета по бюджету икомитета-соисполнителя, ответственного за рассмотрение прогнозасоциально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый годи плановый период, а также доклад Председателя Счетной палаты РоссийскойФедерации и принимает решение о принятии или об отклонении указанногозаконопроекта.
В случаепринятия Государственной Думой законопроекта в первом чтении утверждаютсяосновные характеристики федерального бюджета, определенные статьей 199Бюджетного кодекса.
В случаеотклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год в первом чтении Государственная Дума может:
•  передать указанныйзаконопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристикфедерального бюджета (далее — согласительная комиссия), состоящую изпредставителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, дляразработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджетана очередной финансовый год, исходя из рекомендаций, изложенных в заключенииКомитета по бюджету, Комитета по экономической политике и заключении КомитетаСовета Федерации по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному итаможенному регулированию, банковской деятельности;
•  вернуть указанныйзаконопроект в Правительство РФ на доработку;
•  поставить вопрос одоверии Правительству РФ. [1, cт. 202]
В случаеотклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год в первом чтении и передачи его в согласительную комиссию она втечение 10 дней разрабатывает вариант основных характеристик федеральногобюджета, согласовывая указанные характеристики с внесенными на рассмотрениеГосударственной Думы законопроектами о внесении изменений и дополнений взаконодательные акты о налогах, программой государственных внешнихзаимствований Российской Федерации и предоставления государственных кредитовРоссийской Федерацией иностранным государствам на очередной финансовый год вчасти источников внешнего финансирования покрытия дефицита федеральногобюджета.
По окончанииработы согласительной комиссии Правительство РФ вносит на рассмотрениеГосударственной Думы согласованные основные характеристики федеральногобюджета, а также законопроекты о внесении изменений и дополнений взаконодательные акты о налогах, о размерах тарифов взносов в государственныефедеральные внебюджетные фонды, о повышении минимального размера пенсии, опорядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о повышенииминимального размера оплаты труда.
По итогамрассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год в первом чтении принимается постановление Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации «О принятии проектафедерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год» впервом чтении и об основных характеристиках федерального бюджета на очереднойфинансовый год.
ЕслиГосударственная Дума не принимает решение по основным характеристикамфедерального бюджета по итогам работы согласительной комиссии, проектфедерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год считаетсяповторно отклоненным в первом чтении.
В случаеотклонения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год в первом чтении и возвращения его на доработку в ПравительствоРФ, оно в течение 20 дней дорабатывает указанный законопроект с учетомпредложений и рекомендаций, изложенных в заключении Комитета по бюджету,Комитета по экономической политике и вносит проект федерального закона офедеральном бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение ГосударственнойДумы повторно в первом чтении. При повторном внесении указанного законопроектаГосударственная Дума рассматривает его в первом чтении в течение 10 дней со дняего повторного внесения в Государственную Думу.
В случаеотставки Правительства РФ в связи с отклонением проекта федерального закона офедеральном бюджете на очередной финансовый год вновь сформированноеПравительство РФ представляет новый вариант проекта федерального закона офедеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 30 дней послесформирования.
Рассмотрениепроекта Федерального бюджета во втором чтении.
ГосударственнаяДума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете наочередной финансовый год и плановый период во втором чтении в течение 35 днейсо дня его принятия в первом чтении, предметом которого являются утверждениераспределения средств бюджета «принимаемых» обязательств, в том числес выделением федеральных целевых программ и наиболее крупных инвестиционныхпроектов, между главными распорядителями средств федерального бюджета, а такжераспределение межбюджетных трансфертов между субъектами Федерации и текстовыестатьи закона о бюджете. В эти же сроки может проводиться обсуждениепрофильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации докладов орезультатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетногопланирования. [1, cт. 205]
Рассмотрениепроекта Федерального бюджета в третьем чтении.
ГосударственнаяДума рассматривает в третьем чтении проект федерального закона о федеральномбюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 15 дней со дняпринятия указанного законопроекта во втором чтении, предметом которогоявляются федеральный закон о федеральном бюджете в целом и приложения к бюджетупо каждому главному распорядителю средств федерального бюджета (в том числе свыделением администрируемых ими бюджетных целевых программ).
Послепринятия Федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий годГосударственной Думой рассматриваются и утверждаются проекты бюджетовгосударственных внебюджетных фондов на соответствующий год, неконсолидированных в федеральном бюджете.
ПринятыйГосударственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год в соответствии со ст. 105 Конституции РФ в течение пяти дней содня его принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. [1, cт. 207]
До 1декабря проект федерального закона о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год рассматривается Советом Федерации.
Федеральныйзакон о федеральном бюджете на очередной финансовый год подлежит обязательномурассмотрению Советом Федерации в порядке, предусмотренном Конституцией РФ.
Прирассмотрении федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовыйгод и плановый период голосуется на предмет его одобрения в целом.
В случаеотклонения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовыйгод и плановый период Советом Федерации указанный федеральный закон передаетсяв согласительную комиссию.
Согласительнаякомиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение ГосударственнойДумы согласованный федеральный закон о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год и плановый период. [1, cт. 208]
ГосударственнаяДума повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете наочередной финансовый год и плановый период в одном чтении.
ПринятыйГосударственной Думой в результате повторного рассмотрения федеральный закон офедеральном бюджете передается в Совет Федерации.
В случаенесогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон офедеральном бюджете считается принятым, если при повторном голосовании за негопроголосовало не менее 2/3 общего числа депутатов Государственной Думы.
РассмотрениеФедерального закона о федеральном бюджете Президентом РФ осуществляется всоответствии со ст. 107 Конституции РФ — и до 15 декабря онподписывается Президентом РФ.
Президент Российской Федерации имеет право вето. И в случаеотклонения им Федерального закона о федеральном бюджете закон передается всогласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включаетсяпредставитель Президента Российской Федерации.
Глава 2. Анализ процедур составления, рассмотрения и утвержденияфедерального бюджета2.1 История реформирования бюджетного процесса с 1991 по 2003 гг.
Вплоть до1995 года бюджет принимался в соответствии с процедурой, изложенной в статьях20-22 Закона “О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в РоссийскойФедерации”. Эта процедура страдала целым рядом недостатков. Во-первых,отсутствовало четкое разграничение задач, ставящихся при рассмотрении закона обюджете в разных чтениях. Законопроект о бюджете уже при первом внесении впарламент подлежал постатейному рассмотрению. Постатейное рассмотрение бюджетав первом чтении влекло непроизводительные затраты времени, так как постатейноераспределение расходов бюджета в процессе его дальнейшего рассмотрениянеоднократно менялось. Вне зависимости от результатов первоначальногорассмотрения законопроекта о бюджете он возвращался на доработку вПравительство. Причем доработка осуществлялась без участия представителейпарламента, что снижало вероятность того, что уточненный проект будет одобрен вправительственной редакции.
При внесениидоработанного проекта в Верховный Совет заново утверждались общий объемрасходной части и верхний предел дефицита, затем шло постатейное рассмотрение.В случае неутверждения любой конкретной расходной статьи осуществлялсяпересмотр всей расходной части. Отсутствие ограничений права отдельныхдепутатов на внесение поправок к проекту бюджета делало процедуру рассмотрениябюджета практически бесконечной. Любой депутат, который был недоволенассигнованиями по отдельной статье, мог нарушить достигнутый в процессесогласований компромисс и спровоцировать пересмотр всей расходной части.Неудивительно, что бюджеты на текущий год вплоть до 1995 года обычноутверждались в середине года (Например, Закон о федеральном бюджете на 1993 годбыл принят 14.05.1993 г., Закон о федеральном бюджете на 1994 год — 01.07.1994г.)
Но главнымизъяном бюджетной процедуры по этому Закону было фактически полное отстранениеПравительства от участия в рассмотрении бюджета. Позиция Правительства неучитывалась даже при определении основных характеристик бюджета — так как прирассмотрении законопроекта о бюджете после доработки основные егохарактеристики (включая общий объем расходной части и верхний предел дефицита)могли быть изменены парламентом в одностороннем порядке. Тем более неучитывалось (и даже не запрашивалось) мнение Правительства при вотированиипостатейных поправок. Таким образом, после рассмотрения бюджета в парламентеисполнительная власть получала его в неузнаваемом виде и при этом не обладалаправом вето.
Послепринятия новой российской Конституции 1993 года начался процесс постепенного(хотя и медленного) совершенствования законодательной базы бюджетного процесса.Начиная с 1995 года действие статей 20-22 Закона “О бюджетном устройстве ибюджетном процессе” было приостановлено, и бюджетный процесс сталрегламентироваться разовыми законами о порядке рассмотрения и утверждениябюджета на текущий год. С каждым годом эти законы становились все болееобстоятельными и подробными, и к моменту принятия Бюджетного кодекса процедурарассмотрения и утверждения федерального бюджета была значительноусовершенствована, представляя собой, пожалуй, самый разработанный институтбюджетного законодательства.
Глава 22Бюджетного кодекса, посвященная процедурам рассмотрения и утвержденияфедерального бюджета, за незначительными исключениями воспроизводит содержаниеФедерального закона от 21.07.1997 г. “О порядке рассмотрения и принятияФедерального закона “О федеральном бюджете на 1998 год” и о порядке внесенияизменений и дополнений в федеральный бюджет”.
Значимойновацией процедуры рассмотрения бюджета является необходимость приостановленияили отмены действия нормативных актов, не обеспеченных финансированием. Этанорма будет содействовать ликвидации массива фиктивного законодательства исокращению числа вновь принимаемых популистских законопроектов.[10]
В 2003 году при формировании проектафедерального бюджета на 2004 год были впервые представлены доклады главныхраспорядителей средств федерального бюджета о результатах и планах (основныхнаправлениях) деятельности, которые позволили систематизировать цели и задачифедеральных органов исполнительной власти и получить практический опыт привязкиотчетных и планируемых расходов к конечным измеримым результатам. Исходя изэтого, предлагалось определить решением Правительства Российской Федерациипорядок разработки и использования в бюджетном процессе указанных докладов, а такжетребования к их содержанию.2.2 Сравнительная характеристика чтений до и после 2007 года
Законыпоследних лет вплоть до 2007 года о федеральном бюджете рассматривались Думой вчетырех чтениях.
Но в 2005году Президентом Российской Федерации в Бюджетном послании ФедеральномуСобранию «О бюджетной политике на 2006 году» было предложено «…целесообразноперейти к рассмотрению проекта федерального закона о федеральном бюджете вГосударственной Думе в трех чтениях. Эти положения следует включить в Бюджетныйкодекс Российской Федерации и применять уже при формировании проектафедерального бюджета на 2007 год».
Так былпринят федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РоссийскойФедерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствиес бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ». УказанныйФедеральный закон разработан Правительством Российской Федерации в соответствиис Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 —2006 годах.
ПравительствомРоссийской Федерации практически представлена новая редакция Бюджетного кодексаРоссийской Федерации, так как предлагаемые изменения затрагивают большинствонорм действующей редакции Кодекса.
Бюджетный кодексРоссийской Федерации в данной редакции создает правовую основу дляпринципиально новой организации бюджетного процесса в Российской Федерации,усиления самостоятельности и ответственности всех уровней власти с цельюповышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.
Так одной изосновных новаций предлагаемых изменений стало переход к формированиюфедерального бюджета на трехлетний период.
Его ежегодноесоставление и утверждение на 3 года, которое обеспечит преемственность и предсказуемостьне только бюджетной, но и макроэкономической, налоговой и денежно-кредитнойполитики, будет способствовать повышению устойчивости бюджетной системы,повысит обоснованность планирования бюджетных расходов, позволит заключатьсреднесрочные государственные контракты, что будет способствовать экономному иэффективному использованию бюджетных средств.
Переход ксреднесрочному планированию основан на методе «скользящей трехлетки», прикотором ранее утвержденные проектировки второго и третьего годов становятсяосновой для следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировоктретьего года.
Поэтомуотличительным признаком федерального закона о федеральном бюджете,рассматриваемый в трех чтениях, будет его утверждение на очередной финансовый годи плановый период.
Дадимсравнительную характеристику чтениям.
Рассмотрениепроекта о федеральном бюджете в первом чтении
Таблица 1Срок подготовки 30 дней 30 дней Предмет рассмотрения
Основные характеристики проекта федерального бюджета:
— доходы федерального бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
— распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации;
— дефицит/профицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и в процентах к расходам федерального бюджета на очередной год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;
— общий объем расходов федерального бюджета.
Наряду с основными характеристиками проекта федерального бюджета предлагается рассматривать расходы на исполнение публичных нормативных обязательств и общий объем условно утверждаемых расходов планового периода.
В целях повышения устойчивости федерального бюджета Бюджетным кодексом РФ предусматривается резервирование бюджетных средств в виде «условно утвержденных расходов», которые составят от общей суммы расходов на первый год планового периода не менее 2,5 процента и на второй год планового периода — не менее 5 процентов. Создание данного резерва позволит в случае непредвиденного сокращения доходов в плановом периоде обеспечить выполнение принятых обязательств.     
Внесениеизменений в Бюджетный кодекс в части рассмотрения бюджета в трех чтениях былопредложено объединить второе и третье чтение в одно, т.е. во второе чтение.
Можнопредположить, что такое объединение связано для более точного,последовательного и экономичного процесса рассмотрения, а также для упрощенияпроцедуры утверждения статей бюджета.
Рассмотрениеи утверждение во втором чтении

Таблица 2Срок подготовки
II чтение -15 дней
III чтение – 25 дней 35 дней Предмет рассмотрения
Во втором чтении утверждаются расходы по разделам функциональной классификации расходов федерального бюджета в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении, а также размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
В третьем чтении утверждается распределение расходов федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов федерального бюджета и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем уровням функциональной классификации; распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год в пределах расходов, утвержденных во втором чтении по разделам федерального бюджета, программы предоставления гарантий Правительства РФ на очередной финансовый год, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год.
Также как и было раньше рассматриваются и утверждаются бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, распределение межбюдждетных трансфертов (вносимое вместе с соответствующими методиками к первому чтению), утверждение программ предоставления государственных кредитов и государственных гарантий, а также текстовые статьи.
Кроме этого в рамках второго чтения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Комитет Совета Федерации по бюджету рассматривает поправки по всем межбюджетным трансфертам, за исключением межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации,
В третьемчтении также как это было и раньше в четвертом чтении утверждаетсяведомственная структура расходов и проект федерального бюджета в целом.
/>Глава 3. Совершенствование процедурсоставления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета 3.1 Проблемы механизма составления, рассмотрения и исполненияфедерального бюджета
Несмотря наопределенные успехи в области реформирования бюджетной системы, в настоящеевремя в России отсутствуют встроенные в бюджетный процесс механизмысреднесрочного планирования и обеспечения результативности государственныхрасходов, что проявляется в следующем:
- разработкесреднесрочного финансового плана для каждого бюджетного цикла отдельно, годовомгоризонте планирования бюджетных расходов, неопределенности объема и структурыассигнований, выделяемых главным распорядителям, распорядителям и получателямбюджетных средств (администраторам бюджетных средств);
- предоставлениибюджетных средств на основе корректировки (индексации) ассигнований прошлых летв условиях низкой формализации процедур и критериев перераспределения бюджетныхресурсов и отсутствия четких критериев и процедур отбора финансируемыхнаправлений и мероприятий в соответствии с приоритетами государственнойполитики;
- отсутствиичетких формулировок целей и конечных результатов использования бюджетныхсредств, а также критериев оценки и информации о деятельности администраторовбюджетных расходов;
- формальномхарактере применяемых методов программно-целевого планирования (в том числеразработки и реализации федеральных целевых программ);
- ограниченностиполномочий и, следовательно, ответственности администраторов бюджетных средствпри формировании и исполнении бюджета;
- преобладаниивнешнего контроля за соответствием кассовых расходов плановым показателям приотсутствии процедур и методологии внутреннего и внешнего контроля(мониторинга), обоснованности планирования и результатов использованиябюджетных средств;
- отсутствиичеткого закрепления бюджетных доходов за администраторами соответствующихплатежей и, как следствие, критериев оценки эффективности администрированиядоходов бюджетов;
- отсутствиисистемы оценки финансового результата деятельности органов власти разныхуровней, закрепления за конкретными органами государственной власти и местногосамоуправления активов и обязательств соответственно
- РоссийскойФедерации, субъекта Федерации, муниципального образования;
- затянутостии громоздкости процедуры рассмотрения проекта бюджета законодательными(представительными) органами при ее ориентации на технические детали в ущербоценке приоритетов бюджетной политики и их реализации;
- нечеткостиразграничения полномочий в бюджетном процессе между законодательными(представительными) и исполнительными органами власти и т. д.
Такимобразом, организация бюджетного процесса существенно ограничивают возможности истимулы повышения эффективности управления государственными (муниципальными)финансами и переориентации деятельности органов власти и администраторовбюджетных средств с «освоения» выделенных им ассигнований на достижение конечных,общественно значимых и измеримых результатов.
федеральныйбюджет
3.2 Пути совершенствования рассмотрения федерального бюджета
Вместе свопросами о совершенствовании среднесрочного планирования встал вопрос опринятии законопроектом ряда поправок, направленных на упорядочение бюджетныхпроцедур, а также на устранение внутренних противоречий действующего Бюджетногокодекса.
Предусматриваетсявведение общих для всех уровней бюджетной системы норм, устанавливающихтребования к прогнозам социально-экономического развития и к содержаниюсреднесрочного финансового плана, составу показателей, утверждаемых в проектезакона о бюджете, и к прилагаемым к нему материалам и документам, к этапам исрокам составления проекта бюджета.
Основными изменениямив части процедур утверждения федерального бюджета являются упорядочение требованийк проекту федерального бюджета и прилагаемых к нему материалов, рассмотрениепроекта федерального бюджета в трех чтениях не более за три месяца.
В настоящеевремя обсуждается модель рассмотрения и одобрения бюджета Государственной Думойв одном чтении. Это существенно ограничивает влияние депутатов парламента напринятие решений в ходе обсуждения бюджетного процесса. Поэтому реализация вРоссии указанной модели выглядит проблематичной. [9, c. 109]
Но, на мойвзгляд, существующая модель рассмотрения федерального бюджета в трех чтенияхявляется наиболее оптимальной.
Поскольку четкоевыделение стадий рассмотрения бюджета существенно повышает оперативностьбюджетного процесса, так как на каждой последующей стадии запрещается пересмотрбюджетных характеристик, утвержденных на предыдущей. Так, при утверждениирасходов по разделам функциональной классификации запрещается пересмотр общегообъема расходной части.
/>Заключение
Механизмсоставления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета – называетсябюджетным процессом.
Проектфедерального бюджета Российской Федерации составляется и утверждается сроком натри года — очередной финансовый год и плановый период.
Основой присоставлении проектов бюджетов служат:
- Бюджетноепослание Президента РФ;
- прогнозсоциально-экономического развития соответствующей территории;
- основныенаправления бюджетной и налоговой политики соответствующей территории.
Рассмотрениепроекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год иплановый период в трех чтениях.
В первомчтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развитияРоссийской Федерации, в том числе указываемые в федеральном законе офедеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта иуровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристикфедерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики.
Во второмчтении Государственная Дума рассматривает и утверждает расходы и их дальнейшеераспределение по функциональной классификации в течение 35 дней со дня егопринятия в первом чтении.
В третьемчтении Государственная Дума утверждает ведомственную структуру расходов ипроект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год иплановый период в целом в течение 15 дней со дня принятия указанногозаконопроекта во втором чтении.
Сам бюджетныйпроцесс довольно затянут.
Такжегромоздки процедуры рассмотрения проекта бюджета законодательными(представительными) органами при ее ориентации на технические детали в ущербоценке приоритетов бюджетной политики и их реализации.
Отсутствуютчеткие формулировки целей и конечных результатов использования бюджетныхсредств, а также критерии оценки и информации о деятельности администраторовбюджетных расходов.
Такимобразом, организация бюджетного процесса существенно ограничивают возможности истимулы повышения эффективности управления государственными (муниципальными)финансами и переориентации деятельности органов власти и администраторовбюджетных средств с «освоения» выделенных им ассигнований на достижениеконечных, общественно значимых и измеримых результатов.
Новая модель рассмотрениябюджета наиболее совершенна. В отличие от предыдущей из-за ее затянутостипересмотрен временной срок рассмотрения, закреплены полномочия по установлениюконкретного порядка составления бюджета за исполнительными органами, упрощенсам процесс порядка рассмотрения и утверждения федерального бюджета наочередной финансовый год и плановый период, а также его переориентацию нарассмотрение приоритетных направлений бюджетных расходов.
Работа надэтим проектом дала мне более точные знания осуществления самого механизмасоставления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета:
- наоснове каких документов составляется проект бюджета;
- предметрассмотрения первого, второго и третьего чтений;
- порядокработы согласительной комиссии в случае отклонения ГД проекта бюджета в этихчтениях;
- процессрассмотрения бюджета Советом Федерации;
- процессреформирования стадии рассмотрения бюджета с 1991 по 2003;
- чтовходило в предмет рассмотрения первого, второго, третьего и четвертого чтенийдо внесения изменений в бюджетный кодекс в 2007 году;
- какиесуществуют проблемы в бюджетном процессе при переходе на среднесрочноепланирование и обеспечения результативности государственных расходов;
- былорассмотрено предложение о принятии новой модели рассмотрения бюджета в одномчтении.
 
Списоклитературы
1.     Бюджетный кодексРФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. от 26.04.2007)
2.     Бюджетное посланиеПрезидента России Федеральному Собранию «О бюджетной политике на 2006 год»
3.     Годин А. М.,Максимова Н. С, Подпорина И. В. Бюджетная система Российской Федерации:Учебник. — 3-е изд., испр. и доп. — IVL: Издательско-торговая корпорация«Дашков и К°», 2006. — 568 с.
4.     Закон ПрезидентаРСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10октября 1991 г. N 1734-I(ФГ 91-4)
5.     КонституцияРоссийской Федерации
6.     ПостановлениеПравительства Российской Федерации «О мерах по повышению результативностибюджетных расходов» от 22 мая 2004 г. № 249
7.     Федеральный закон“О порядке рассмотрения и принятия Федерального закона “О федеральном бюджетена 1998 год” и о порядке внесения изменений и дополнений в федеральный бюджет”от 21.07.1997 г
8.     Федеральный Закон«О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в частирегулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетнымзаконодательством РФ отдельных законодательных актов РФ» от 26 апреля 2007 г. N63-ФЗ
9.     Мст. Афанасьев, И.Кривогов Модернизация государственных финансов России. Вопросы Экономики"- № 9, 2006


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.