Введение
Рыночнаяэкономика обусловливает необходимость развития финансового анализа в первуюочередь на микроуровне-то есть на уровне отдельных предприятий, так как именнопредприятия (при любой форме собственности) составляют основу рыночнойэкономики.
Анализ намикроуровне наполняется совершенно конкретным содержанием, связанным сповседневной финансовой деятельностью предприятий, их коллективов, менеджеров,владельцев-собственников.
В настоящеевремя необходимо проводить анализы обоснования и выполнения бизнес-планов,маркетинговых исследований, возможностей производства и сбыта, изучениявнутренних и внешнеэкономических ситуаций, влияющих на производство и сбыт,соотношения спроса и предложения, конкретных потребителей и оценки последнимикачества выпускаемых изделий, затрат живого и овеществленного труда снеобходимой их детализацией.
Оценкафинансового положения предприятия необходима не только руководителю предприятиядля оценки финансового состояния предприятия, но и следующим лицам, которыепринимают непосредственное участие в хозяйственной деятельности предприятия:
1)инвесторам, которым необходимо принять решение о формировании портфеля ценныхбумаг предприятия;
2)кредиторам, которые должны выдать при необходимости кредиты предприятию и бытьуверенными, что их кредиты вернут вместе с процентами, раньше чем предприятиеобанкротится;
3) аудиторам,которым необходимо проверить отчетность и хозяйственную деятельностьпредприятия и дать соответствующие рекомендации по ведению бухгалтерскогоучета;
4)руководителям маркетинговых и рекламных отделов, которые на основе этойинформации создают стратегию продвижения товара на рынки.
В настоящеевремя в связи с развитием акционерных обществ финансовый анализ получил новуюформу представления – форму рекламного характера. Публикация результатовфинансового анализа в виде отчетов показывает инвесторам и акционерамрезультаты работы предприятия за отчетный период времени и тенденции ростаприбыли и развития предприятия на следующий год, и служат хорошим рекламнымматериалом для привлечения новых инвестиций.
1. Понятиефинансового анализа
Финансовыйанализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита.Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используютрезультаты финансового анализа для принятия решений по оптимизации своихинтересов.
Собственникианализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечениястабильности предприятия. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты,чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно твердо говорить, чтокачество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитическогообоснования решения. Об интересе к финансовому анализу говорит тот факт, что впоследние годы появилось много публикаций, посвященных финансовому анализу,активно осваивается зарубежный опыт финансового анализа и управленияпредприятиями, банками, страховыми организациями и т.д.
Введениенового плана счетов бухгалтерского учета, приведение форм бухгалтерскойотчетности в большее соответствие с требованиями международных стандартоввызывает необходимость использования новой методики финансового анализа,соответствующей условиям рыночной экономики. Такая методика нужна дляобоснованного выбора делового партнера, определения степени финансовойустойчивости предприятия, оценки деловой активности и эффективностипредпринимательской деятельности.
Основным (а вряде случаев и единственным) источником информации о финансовой деятельностиделового партнера является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной.Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данныхфинансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие собществом и деловыми партнерами – пользователями информации о деятельностипредприятия.
Субъектамианализа выступают, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные вдеятельности предприятия пользователи информации.
К первойгруппе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы(банки и др.), поставщики, клиенты (покупатели), налоговые органы, персоналпредприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучает информацию исходя изсвоих интересов. Так, собственникам необходимо определить увеличение илиуменьшение доли собственного капитала и оценить эффективность использованияресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам – целесообразностьпродления кредита, условия кредитования, гарантии возврата кредита;потенциальным собственникам и кредиторам – выгодность помещения в предприятиесвоих капиталов и т.д. Следует отметить, что только руководство (администрация)предприятия может углубить анализ отчетности, используя данныепроизводственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целейуправления.
Втораягруппапользователей финансовой отчетности – это субъекты анализа, которые хотянепосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, но должны подоговору защищать интересы первой группы пользователей отчетности. Этоаудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы.
В определенныхслучаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточноиспользовать лишь бухгалтерскую отчетность. Отдельные группы пользователей,например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительныеисточники (данные производственного и финансового учета). Тем не менее чащевсего годовая и квартальная отчетность являются единственным источникомвнешнего финансового анализа.
Методикафинансового анализа состоит из трех взаимосвязанных блоков:
1.анализафинансового состояния;
2.анализафинансовых результатов деятельности предприятия;
3.анализаэффективности финансово-хозяйственной деятельности.
Основнымисточником информации для финансового анализа служит бухгалтерский баланспредприятия (Форма №1 годовой и квартальной отчетности). Его значение настольковелико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса.Источником данных для анализа финансовых результатов является отчет офинансовых результатах и их использовании (Форма №2 годовой и квартальной отчетности).Источником дополнительной информации для каждого из блоков финансового анализаслужит приложение к балансу (Форма №5 годовой отчетности).
Чем удобнытакие источники информации для предприятий?
В первуюочередь тем, что можно не подготавливая данные для анализа уже на основаниибаланса предприятия (Форма №1) и (Форма №2) сделать сравнительный экспрессанализ показателей отчетности предприятия за предыдущие периоды.
Во-вторых: споявлением специальных автоматизированных бухгалтерских программ для анализафинансового состояния предприятия, удобно сразу после составления формотчетности не выходя из программы произвести на основании готовых формбухгалтерской отчетности с помощью встроенного блока финансового анализапростейший экспресс анализ предприятия.
2. Цели иметоды финансового анализа
Основнойцелью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых(наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картинуфинансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений вструктуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами, при этоманалитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовоесостояние предприятия, так и его проекция на ближайшую или более отдаленнуюперспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.
Но не тольковременные границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Онизависят также от целей субъектов финансового анализа, т.е. конкретныхпользователей финансовой информации.
Цели анализадостигаются в результате решения определенного взаимосвязанного наборааналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизациюцелей анализа с учетом организационных, информационных, технических иметодических возможностей проведения анализа. Основным фактором в конечномсчете является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь ввиду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность предприятия – этолишь «сырая информация», подготовленная в ходе выполнения на предприятииучетных процедур.
Чтобыпринимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов,инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая осведомленностьпо соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа,оценки и концентрации исходной сырой информации. Необходимо также аналитическоепрочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.
Основнойпринцип аналитического чтения финансовых отчетов – это дедуктивный метод, т.е.от общего к частному, Но он должен применяться многократно. В ходе такогоанализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательностьхозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результатыдеятельности.
Практикафинансового анализа уже выработала основные виды анализа (методику анализа)финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:
горизонтальный(временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
вертикальный(структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей свыявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
трендовыйанализ –сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов иопределение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной отслучайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощьютренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно,ведется перспективный прогнозный анализ;
анализотносительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельнымипозициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязейпоказателей;
сравнительный(пространственный) анализ – это как внутрихозяйственный анализ сводных показателейотчетности по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений,цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия всравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и среднимихозяйственными данными;
факторныйанализ –анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель спомощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причемфакторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда анализ дробятна составные части, так и обратным, когда составляют баланс отклонений и настадии обобщения суммируют все выявленные отклонения, фактического показателяот базисного за счет отдельных факторов.
3.Содержание финансового анализа
Финансовыйанализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности,который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов: финансового анализа ипроизводственного управленческого анализа.
Разделениеанализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практикеразделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовыйучет и управленческий учет. Такое разделение анализа несколько условно, потомучто внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа инаоборот. В интересах дела оба вида анализа подпитывают друг друга информацией.
Особенностямивнешнего финансового анализа являются:
– множественностьсубъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;
– разнообразиецелей и интересов субъектов анализа;
– наличиетиповых методик анализа, стандартов учета и отчетности;
– ориентацияанализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;
– ограниченностьзадач анализа как следствие предыдущего фактора;
– максимальнаяоткрытость результатов анализа для пользователей информации о деятельностипредприятия.
Финансовыйанализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретаетхарактер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пределами предприятияего заинтересованными контрагентами, собственниками или государственнымиорганами. Этот анализ на основе только отчетных данных, которые содержат лишьвесьма ограниченную часть информации о деятельности предприятия, не позволяетраскрыть всех секретов успеха или неудач в деятельности предприятия.
Основноесодержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами предприятияпо данным публичной финансовой отчетности, составляют:
– анализабсолютных показателей прибыли;
– анализотносительных показателей рентабельности;
– анализфинансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса,платежеспособности предприятия;
– анализэффективности использования заемного капитала;
– экономическаядиагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.
Существуетмногообразная экономическая информация о деятельности предприятий и множествоспособов анализа этой деятельности. Финансовый анализ по данным финансовойотчетности называют классическим способом анализа. Внутрихозяйственныйфинансовый анализ использует в качестве источника информации данные отехнической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и другиеданные системного бухгалтерского учета.
Основноесодержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть дополнено идругими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, напримертакими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ взаимосвязииздержек, оборота и прибыли.
В системевнутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубленияфинансового анализа за счет привлечения данных управленческогопроизводственного учета, иными словами, имеется возможность проведениякомплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственнойдеятельности. Вопросы финансового и управленческого анализа взаимосвязаны приобосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией, в системемаркетинга, т.е. в системе управления производством и реализацией продукции,работ и услуг, ориентированной на рынок.
Особенностямиуправленческого анализа являются:
– ориентациярезультатов анализа на свое руководство;
– использованиевсех источников информации для анализа;
– отсутствиерегламентации анализа со стороны;
– комплексностьанализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;
– интеграцияучета, анализа, планирования и принятия решения;
– максимальнаязакрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.
Заключение
В настоящеевремя предприятия самостоятельно строят свои отношения с инвесторами,кредиторами, банками, которые в свою очередь оцениваются их финансовоесостояние. Предприятия, отчетность которых подвергается анализу, должны знатьметодику анализа и уметь читать показатели, с другой стороны сами внешниепользователи должны уметь правильно прочитать переданную им информацию. Они также должны знать методику проведения финансового анализа и прочтение результатов.
Основным (а вряде случаев и единственным) источником информации о финансовой деятельностиделового партнера является бухгалтерская отчетность, которая стала публичной.Отчетность предприятия в рыночной экономике базируется на обобщении данныхфинансового учета и является информационным звеном, связывающим предприятие собществом и деловыми партнерами – пользователями информации о деятельностипредприятия.
Субъектамианализа выступают, как непосредственно, так и опосредованно, заинтересованные вдеятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователейотносятся собственники средств предприятия, заимодавцы (банки и пр.), налоговыеорганы, персонал предприятия и руководство. Каждый субъект анализа изучаетинформацию исходя из своих интересов. Так собственникам необходимо определитьувеличение или уменьшение доли собственного капитала и оценить эффективностьиспользования ресурсов администрацией предприятия; кредиторам и поставщикам –целесообразность продления кредита, условия кредитования, гарантии возвратакредита; потенциальным собственникам и кредиторам – выгодность помещения впредприятие своих капиталов и т.д. Следует отметить, что только руководство(администрация) предприятия может углубить анализ отчетности, используя данныепроизводственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целейуправления.
Вторая группапользователей бухгалтерской и финансовой отчетности – это субъекты анализа,которые хотя непосредственно и не заинтересованы в деятельности предприятия, нодолжны по договору защищать интересы первой группы пользователей отчетности.Это аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации,профсоюзы.
Вопределенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточноиспользовать лишь бухгалтерскую отчетность. Отдельные группы пользователей, напримерруководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники(данные производственного и финансового учета). Тем не менее, чаще всегогодовая и квартальная отчетность являются единственным источником внешнегофинансового анализа.
Основнымисточником информации для анализа финансового состояния служит бухгалтерскийбаланс предприятия (форма №1 годовой и квартальной отчетности). Его значение настольковелико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса. Источникомданных для анализа финансовых результатов является отчет о финансовых результатахи их использовании (форма №2 годовой и квартальной отчетности). Источникомдополнительной информации для каждого из блоков финансового анализа служитприложение к балансу (форма №5 годовой отчетности).
Литература
1. Финансовый анализдеятельности фирмы. Москва Ист-сервис, 2007
2. Ефимова О.В. Финансовыйанализ – М.: Бухгалтерский учет, 2009
3. Ковалева А.М. Финансыв управлении предприятием. – М.: Финансы и статистика, 2007.
4. Хеддевик К.Финансово-экономический анализ деятельности предприятий. – М.: Финансы истатистика, 2010.
5. Ковалев В.В. Финансовыйанализ. – М.: Финансы и статистика, 2010