/>Министерство образования и наукиРФФедеральное агентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение
Высшего профессиональногообразования
ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
Инженерно-экономическийинститут
Кафедра экономикиКУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы,денежное обращение и ипотека»
на тему «Лизинговый кредит»
Выполнил студент: Филина А. А.Гр. 5 ЭН-52
Принял: к.э.н., доц. Бачина Т.В.
Череповец
2007
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
I.
ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ 1.1. Понятие и сущность лизинга 1.2. История развития лизинга 1.3. Преимущества и недостатки лизинга 1.4. Функции лизинга 1.5. Классификация форм лизинга 1.6. Предмет и субъекты лизинга
II.
ЛИЗИНГ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ 2.1. Общая характеристика российского рынка лизинговых услуг 2.2. Источники финансирования лизинговой деятельности в России 2.3. Масштабы лизингового бизнеса России 2.4. Структура российского рынка лизинга и ее изменения
2.4.1. Отраслевая структура
2.4.2. Региональная структура 2.5. Анализ лизинга железнодорожной техники и оборудования 2.6. Перспективы развития лизингового бизнеса в России
2.6.1. Прогноз изменений – качественные изменения
2.6.2. Прогноз развития – количественный рост
Заключение
Список литературы
/>Введение
Эффективностьфункционирования российской экономики в условиях рынка является необходимымусловием устойчивого социально-экономического развития государства. Увеличениеобъема производимых товаров, работ и услуг, которые направлены на удовлетворениепотребностей рынка, стимулирует расширение предприятиями сфер своейдеятельности путем осуществления инвестиционных вложений. Обновление основныхпроизводственных фондов является основой наращивания производственно-технологическогопотенциала предприятий и их уровня, благодаря которым создаются условия дляповышения конкурентоспособности продукции. Предприятия малого бизнеса наиболееактивно стремятся использовать свои преимущества для расширения рынка и развитиядеятельности, в связи с чем, им постоянно требуется совершенствовать формы,методы и организацию своей инвестиционной деятельности.
Лизинг, как инструмент инвестирования, приобретает особоезначение в условиях структурной перестройки экономики страны и ускоренной реконструкцииустаревшей материально-технической базы производства. Как форма инвестиционнойдеятельности он отвечает требованиям научно-технического прогресса иформирует новые, более мощные мотивационные стимулы в производстве. Лизингспособствует повышению инвестиционной активности субъектов малого бизнеса всфере материального производства. Это позволяет стабилизировать и развитьэкономику, обеспечивать устойчивые и высокие доходы всем слоям населения.Использование лизинговых отношений активизирует инвестиции частного капитала всферу производства, улучшает финансовое состояние товаропроизводителей иповышает конкурентоспособность малого бизнеса, деятельность которого являетсядополнительным ресурсом развития производственного комплекса страны и ее регионов,так как увеличение доходной части местных и региональных бюджетов напрямуюзависит от роста объема продукции, производимой малыми предприятиями.
Целью данной работы является рассмотрение сущности лизингаи анализ состояния лизинга в России на современном этапе.
Основные задачи, решаемые в данной работе:
1) определениесущности лизинга, отличий лизинга от кредита;
2) изучение историиразвития лизинговой деятельности;
3)определение преимуществ и выявление недостатков лизинга;
4) классификация ихарактеристика отдельных видов лизинга;
5) определениепредмета и субъектов лизинга;
6) характеристикароссийского рынка лизингового бизнеса в России и источников его финансирования;
7) оценка масштабовлизингового бизнеса в России;
8) характеристикаотраслевой и региональной структур лизингового рынка России;
9) анализ лизингажелезнодорожной техники и оборудования;
10) оценка перспективразвития рынка лизинга в России.
Предметомизучения данной курсовой работыявляется особая форма экономической деятельности – лизинг – и вся совокупностьпроизводственно-хозяйственных и юридических отношений, возникающих в связи с использованиемлизинга.
Объектом изучения курсовой работы являются техозяйственные единицы, которые используют лизинговые отношения в своейдеятельности: предприятия, отдельные предприниматели в сфере производства,услуг, а также банковские, страховые учреждения, посреднические фирмы.
В ходе работыизучалась учебная литература отечественных авторов, статьи экономическихжурналов, законы и нормативные акты, регламентирующие деятельность лизинга, атакже Интернет-публикации и интервью ученых-экономистов и глав российскихлизинговых компаний и банков, занимающихся в том числе оказанием услуг полизингу.
I. ЛИЗИНГОВЫЙ КРЕДИТ: ПОНЯТИЕ,ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, ОСОБЕННОСТИ, КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1. Понятие и сущность лизинга
Единого международного признанного понятия«лизинг» не существует. Это вызвано как сложным, неоднозначнымсодержанием, отражаемым данным термином, так и различиями в законодательстве,системе отчетности и налогообложения в разных странах.Любое определение финансовой аренды является ограниченным и не может учестьвсех форм и проявлений этого кредитного-инвестиционного инструмента.
В тех странах, где под лизингом понимают толькодолгосрочную аренду, принято четко ограничивать от него понятие аренды ипроката. В других странах и эти последние понятия относятся к разновидностилизинга [13].
Всравнении с арендой лизинг имеет более сложную, во многом противоречивуюприроду. Лизинг является способом вложения средств на возвратной основе восновной капитал. Предоставляя на определенный срок элементы основногокапитала, арендодатель в установленное время получает их обратно, то естьналицо существование принципов срочности и возвратности. За свою услугу онполучает, сверх затрат, вознаграждение в виде комиссионных – тем самымреализуется принцип платности. Таким образом, с финансовой стороны отношений,лизинг рассматривают как одну из форм кредитования для приобретения машин иоборудования, альтернативную традиционной банковской ссуде. Иными словами, сфинансовой стороны, лизинг – это товарный кредит в основные фонды.
Однако между кредитоми лизингом тоже есть существенные различия, а именно:
1) По отношениямсобственности. При лизинге право пользования имуществом отделяется от прававладения им, функции собственности разделяются между лизингодателем илизингополучателем. После окончания срока лизинга объект остается собственностьюлизингодателя, а пользователь может его купить. При коммерческом же кредите передаютсяне только право пользования, но и право собственности на товар, с одной лишьпоправкой о том, что оплата товара отсрочена;
2) По взаимосвязиторговой и кредитной сделок. Кредитная сделка обусловлена актомкупли-продажи и существует только потому, что произошла торговая сделка. Лизингже не всегда начинается с покупки имущества, так как оно уже может быть вналичие у лизинговой компании, и не всегда завершается продажей имуществапользователю, если лизинговая сделка имеет оперативный характер;
3) По формепогашения кредита. Коммерческий кредит предоставляется в товарной, апогашается в денежной форме. При лизинге кредит, хотя и предоставляется в товарнойформе, но может погашаться и материально-вещественной форме или компенсироватьсявстречными услугами, а также продукцией, выпускаемой на арендном оборудовании;
4) По длительностиконтракта. Коммерческий кредит имеет чаще всего краткосрочный характер, лизингеже – долгосрочный и среднесрочный [11, с. 10-11].
Лизинг представляет собой аренду машин, оборудования,транспортных средств, строительной, сельскохозяйственной техники, средств теле-и радиосвязи, вычислительной техники, различных сооружений производственногоназначения, а также прав интеллектуальной собственности – лицензий,компьютерных программ, ноу-хау и т.д.
Так, например, согласно определениюЕвропейской федерации национальных ассоциаций по лизингу оборудования(Leaseurope):
«Лизинг – это договор аренды завода,промышленных товаров, оборудования, недвижимости для использования их впроизводственных целях арендатором, в то время как товары покупаютсяарендодателем, и он сохраняет за собой право собственности»
Другими словами, лизинг представляет собой соглашениемежду собственником имущества (арендодателем) и арендатором о передаче имуществав пользование на оговоренный период по установленной ренте, выплачиваемойежегодно, ежеквартально или ежемесячно [13].
Основополагающиминормативными актами, регулирующими лизинговые правоотношения на территорииРоссийской Федерации, в настоящее время являются Гражданский кодекс РоссийскойФедерации [4] и Федеральный закон «Офинансовой аренде (лизинге)» от 29 октября 1998 г. №164-ФЗ с изменениями идополнениями от 29 января 2001 года [9].
В соответствии с гл. 34ГК РФ,финансовая аренда (лизинг) является одной из разновидностей арендныхправоотношений:
«По договору финансовой аренды(договору лизинга) лизингодатель обязуется приобрести в собственностьуказанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца ипредоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение ипользование для предпринимательских целей. Лизингодатель в этом случае не несетответственности за выбор предмета лизинга и продавца. Договором финансовойаренды может быть предусмотрено, что выбор продавца и приобретаемого имуществаосуществляется лизингодателем» [4, ст. 665].
В соответствии с Федеральным законом «Офинансовой аренде (лизинге)» лизингявляется одной из форм инвестиций:
«Лизинг – совокупность экономических и правовыхотношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в том числеприобретением предмета лизинга» [9, ст.2].
Лизингодатель остается собственникомоборудования, в то время как лизингополучатель приобретает право пользованияоборудованием, уплачивая лизинговые платежи. По истечении определенного срокализингополучатель может приобрести право собственности по договоренности слизингодателем.
В общем виде схема осуществления лизингаможет быть представлена в виде схемы (Рис.1) [10, с. 8]:
/>
Рис. 1. Схема осуществления лизинга
1 – заключение договора лизинга;
2 – заключение договора на поставку оборудования по заказу предприятия-пользователя;
3 – поставка предмета лизинга;
4 – оплата поставки предмета лизинга;
5 – выбор имущества;
6 – перечисление лизинговых (арендных) платежей.
Приоформлении лизинговых отношений заключается не один, а два договора. Один –договор купли-продажи между лизингодателем и продавцом выбранного лизингополучателемимущества; второй – договор финансовой аренды между лизингодателем илизингополучателем. Эти договоры взаимообусловлены, т.к. лизингополучатель, ненаходясь в договорных отношениях с продавцом арендованного имущества, связан споследним определенными правами и обязанностями. Таким образом, лизингбазируется на договорных отношениях междутремя сторонами в рамках сложной трехсторонней сделки [7, с. 109].
Еслиобъект лизинга сдается в аренду на заранее определенный фиксированный срок,который короче срока службы объекта, то по окончании договора лизинга арендаторможет: а) возвратить основные фонды арендодателю; б) пролонгировать договор нановый период; в) выкупить основные фонды по остаточной стоимости [5, с. 547].
1.2. История развития лизинга
Лизинг достаточно давно получил широкое распространение во многих странах мира и, прежде всего, в странах с развитой рыночной экономикой. В России пути и формы лизинговых отношений совершенствуются.
Историки утверждают, что Аристотель коснулся идеилизинга в трактате „Богатство состоит в пользовании, а не в правесобственности“, написанном около 350 г. до н.э.
Введение в экономический лексикон термина»лизинг" (от англ. “to lease” – брать и сдавать имущество вовременное пользование) связывают с операциями телефонной компании«Белл», руководство которой в 1877 г. приняло решение не продаватьсвои телефонные аппараты, а сдавать в аренду. Однако первое общество, длякоторого лизинговые операции стали основой его деятельности, было созданотолько в 1952 г. в Сан-Франциско американской компанией «United StatesLeasing Corporation», и таким образом, США стали родиной нового бизнеса, ив частности банковского.
В начале 60-х годов американские предприниматели«перевезли» лизинг через океан в Европу, где первая лизинговаякомпания – «Deutsche lising GMbH» появилась в 1962 году в Дюссельдорфе.
В настоящий период в странах с рыночной экономикойлизинговые операции для хозяйствующего субъекта становятся преимущественнымипри техническом перевооружении производства.
В Западной Европе первые финансово-лизинговые обществапоявились в конце 50 – начале 60-х годов. В Англии первопроходцем современноголизингового бизнеса стала компания «Mercantile Leasing Corporation»,учрежденная в 1960 г. Однако развитие лизинговых операций сдерживалось неопределенностьюих статуса с позиций гражданского, торгового и налогового законодательства.
С начала 60-х годов лизинговый бизнес получил своеразвитие на Азиатском континенте.
В настоящее время основная часть мирового рынкализинговых услуг сосредоточена в треугольнике «США – Западная Европа –Япония». В Западной Европе лизингодателями выступают преимущественноспециализированные лизинговые компании, которые в 75-80% случаев контролируютсябанками или считаются их дочерними обществами.
Первыми наиболее заметным фактом участия СССР в лизинговых сделках стали известныепоставки на условиях «ленд-лиза». Во время II Мировой войны США поставлялосвоим союзникам оружие, продовольствие, автомобильную технику, медикаменты подоговорам лизинга. Однако большого распространения лизинг в России не получил.После войны он использовался, главным образом, для приобретения судов исамолетов (и сейчас наиболее распространенный объект международного лизинга) –занимались им только организации, работающие в сфере международныхэкономических отношений («Совфрахт», «Совтрансавто»).
Начало активного развития лизинговых операций наотечественном внутреннем рынке можно определить 1990 г., в связи с переводомпредприятий на арендные формы хозяйствования. Заметным явлением в становленииначальных правил применения лизинга стали Основы законодательства СССР исоюзных республик об аренде от 23 ноября 1989 г. и письмо Госбанка СССР от 16февраля 1990 г. № 270 «0 плане счетов бухгалтерского учета », вкотором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете.Развитие сети коммерческих банков способствовало внедрению лизинговых операцийв банковскую практику.
В 1994 г. была создана Российская ассоциациялизинговых компаний – «Рослизинг», ставшая членом Европейскойфедерации ассоциаций лизинговых компаний «LEASEUROPE». Одними изпервых лизинговых компаний в России были зарегистрированы«Росагроснаб» – лизинг отечественной сельскохозяйственной техники и«Аэролизинг » – лизинг самолетов [11, с. 6].
1.3. Преимущества и недостатки лизинга
Экономическиепреимущества лизинга, которые онобеспечивает каждой из сторон – участниц лизинговых отношений, заключается вследующем.
Для продавцов объектов лизинга его преимущества обозначаются как:
· возможностьс помощью лизинга расширить каналы сбыта и размеры продаж;
· одиниз способов обеспечения более высокого уровня своей конкурентоспособности;
· путь снижения запасов готовойпродукции, возможность ускорения оборачиваемости капитала;
· поддержка платежеспособного спросана оборудование, технику.
Преимуществаинвесторовсредств в производство через лизинг следующие:
· экономические выгоды за счетналоговых, амортизационных, таможенных и других льгот. Налоговые льготызаключаются в возможности освобождения в отдельных случаях от налога на прибыльили снижение суммы налогооблагаемой прибыли за счет повышения амортизационныхотчислений;
· снижение рисков арендодателей,инвесторов, так как инвестиции производятся в конкретные материальные элементыосновных средств, а следовательно, сама сделка гарантируется объектом лизинга;
· в случае международного лизингапривлекательно использование более дешевых денежных ресурсов зарубежныхгосударств, заинтересованных в повышении экспорта в Россию;
· привлечение бюджетных средств вслучае поддержки государством соответствующих отраслей и др.
Лизингополучатели обладаютследующими выгодами:
· снижение налогооблагаемой прибылиза счет отнесения на себестоимость лизинговых платежей, освобождение от налогана имущество в части лизингового имущества, остающегося на баланселизингодателя;
· снижение стартовой финансовойнагрузки, поскольку лизинг не требует немедленного и значительного объемаплатежей, что позволяет обновлять производственные фонды, увеличивать оборотныйкапитал для расширения производства;
· сохранения ликвидности фирмы –арендатора в течении всего инвестиционного срока, так как находящиеся враспоряжении арендатора средства не «заморожены» в той части капитала, котораявоплощена в объекте лизинга;
· оперативность решенияпроизводственных проблем, особенно для сезонных и нерегулярных процессовпроизводства;
· прочная основа для финансовыхрасчетов, поскольку заранее известный размер арендной платы дает четкуюплановую и расходную базу для расчетов;
· существует возможность выбора:выкупить объект лизинга, продлить договор или привлечь новое оборудование;
· балансовое преимуществоарендатора, так как лизинговое имущество числится на балансе лизингодателя. Этоосвобождает от налога на имущество;
· выгода обеспечения сделки,поскольку предприятию проще получить имущество по лизингу, чем ссуду на егоприобретение, так как лизинговое имущество выступает в качестве залога;
· длямелких фирм лизинг – зачастую единственно возможный способ финансирования;
· уменьшение риска морального ифизического износа имущества по причине переноса его на лизингодателя, так какимущество не приобретается в собственность, а берется во временное пользование.
Длягосударствализинг важен как средство для:
· ускорения процессавоспроизводства, внедрения достижений НТП;
· создание новых рабочих мест;
· привлечения зарубежных инвестицийв страну;
· увеличения налоговых поступлений вбюджет за счет активизации производственного бизнеса;
· повышения технического уровняпроизводства во всех отраслях экономики;
· развитие и диверсификация рынкасредств производства.
Как любоеэкономическое явление лизинг может иметь и недостатки, а именно:
· нализингодателе лежит риск физического и функционального износа имущества инеполучение лизинговых платежей;
· иногда для лизингополучателявыходит, что стоимость лизинга выше, чем цена покупки или банковского кредита.
Однако положительныхмоментов, свойственных лизингу, намного больше, чем отрицательных. В частности,освобождение лизинговых платежей от НДС при сдаче имущества в лизинг, позволитуменьшить эти платежи на 20 % [11, с. 16-17].
1.4. Функции лизинга
Функции лизинга представлены в Таблице 1[11, с.14-15].
Таблица 1.
Функции лизинга
Внутренние (внутрипроизводственные)
Внешние (народнохозяйственные)
· производственная – лизинга заключается в оперативном и гибком решении лизингополучателем своих производственных задач посредством временного использования, а не приобретения машин и оборудования в собственность
· финансовая (инвестиционная) – лизинг как особая форма инвестирования, делающая этот процесс привлекательным для всех его участников, безусловно стимулирует инвестиционную деятельность не только на микроуровне
· финансовая – лизингополучатель, обращаясь к лизингу по финансовым мотивам, получает возможность пользоваться необходимым ему имуществом без единовременной мобилизации собственных средств или банковского кредита
· воспроизводственная – во всей цепи взаимоотношений участников лизингового бизнеса формируются новые взаимосвязи в отношениях собственности, и обеспечивается эффективное сочетание экономических интересов на отдельных стадиях воспроизводства, всех хозяйственных субъектов, участвующих в общем цикле воспроизводства вообще и воспроизводства данного товара (объекта лизинга) в частности
· сбытовая – расширение круга потребителей и завоевание новых рынков сбыта; вовлечение в сферу лизинга тех, кто не может сразу купить то или иное имущество
· ресурсосберегающая – рациональное распределение ресурсов на предприятии
· функция получения налоговых и амортизационных льгот
1.5. Классификация форм лизинга
Согласно [9, ст. 7] основными формами лизинга являются:
· внутреннийлизинг
· международныйлизинг
Этивиды лизинга различаются с точки зрения права тем, что внутренний лизингрегулируется законодательством и другими правовыми нормами РоссийскойФедерации, а международный лизинг подчиняется положения Конвенции омеждународном финансовом лизинге. При внутреннем лизинге лизингодатель илизингополучатель являются резидентами Российской Федерации (все участникисделки представляют одну страну), а при международном – местопребываниемлизингодателя и лизингополучателя являются разные страны [7, с. 108].
Международныйлизинг в свою очередь может быть нескольких видов:
· экспортныйлизинг(лизингодатель покупает лизинговое имущество у национального продавца(предприятия-изготовителя), а затем предоставляет его за границу иностранномулизингополучателю);
· импортныйлизинг(лизингодатель закупает имущество, предназначенное в качестве предмета лизингау иностранного продавца, и передаёт его отечественному лизингополучателю);
· прямой (все операции совершаются междусубъектами лизинга только из двух разных стран);
· транзитный (лизингодатель одной страны берёткредит или приобретает предмет лизинга в другой стране и поставляет еголизингополучателю, находящемуся в третьей стране) [11, с. 22].
В западных странах и в России рынок лизинговых услугхарактеризуется многообразием форм лизинга, моделей лизинговых контрактов и юридическихнорм, регулирующих лизинговые операции.
В зависимости от состава участников (субъектов) сделки различаются следующие видылизинга:
· Лизинг с участием трех сторон (такого рода сделка схожа с классической лизинговойоперацией, т.к. в ней участвуют поставщик, лизингодатель и лизингополучатель)
· Лизинг с участием множествасторон или раздельный лизинг
Этот вид лизинга распространен как формафинансирования сложных, крупномасштабных объектов, таких, как авиатехника,морские и речные суда, комплектное оборудование предприятий, буровые платформыи т.п. Такой лизинг можно еще назвать групповым или акционерным лизингом с участиемнескольких компаний поставщиков, лизингодателей и привлечением кредитныхсредств из ряда банков. В зарубежной практике такой лизинг считается наиболеесложным. Ему присуще многоканальное финансирование. Отличительной чертой этоговида лизинга является то, что лизингодатель, покупая оборудование, выплачиваетиз своих средств не всю его сумму, а только часть. Остальную сумму он берет вссуду у одного или нескольких кредиторов. При этом лизинговая компанияпродолжает пользоваться всеми налоговыми льготами, которые рассчитываются изполной стоимости имущества.
· Во многих литературных источникахговорится о прямом лизинге, при котором собственник имуществасамостоятельно, без посредника, сдает объект в пользование арендатору(двухсторонняя сделка). Но сделка такого рода скорее ближе к простым аренднымотношениям, действующим по схеме «арендодатель – арендатор». По сути,эту сделку нельзя назвать лизинговой, так как в ней не участвует третье лицо –лизинговая компания. По действующим в настоящее время российским правиламлизинговая компания обязательно должна быть участником лизинговой операции.
По типу имущества различают:
· лизинг движимого имущества(рабочие машины, оборудование для различных отраслей, промышленности и т.п.);
· лизинг недвижимого имущества(производственные здания и сооружения)
В зависимости от форм лизинговых платежей различают:
· лизинг с денежным платежом, прикотором выплаты производятся в денежной форме;
· лизинг с компенсационным платежом(или так называемый компенсационный лизинг), при котором лизингополучательрассчитывается с лизингодателем товарами, как правило, произведенными наарендуемом имуществе или путем оказанных встречных услуг;
· лизинг со смешанным платежом, прикотором часть платежа поступает в денежной форме, а другая в виде товаров или услуг.
По объему обслуживания передаваемого имущества:
· «чистый» лизинг – этоотношения, при которых все обслуживание имущества берет на себялизингополучатель, поэтому в данном случае расходы по обслуживанию оборудованияне включаются в лизинговые платежи;
· «полный» лизингпредполагает обязательное техническое обслуживание оборудования, а также егоремонт лизингодателем. Полный лизинг, по стоимости, считается одним из самыхдорогих, т.к. у лизингодателя увеличиваются расходы на техническоеобслуживание, обеспечение квалифицированным персоналом и др.;
· частичный (с частичным наборомуслуг), когда на лизингодателя возлагаются лишь отдельные функции пообслуживанию имущества. Например, Ростовский вертолетный завод сдает в лизингизготовленные им вертолеты, в сопровождении экипажа.
В основном на отечественном лизинговом рынкеприменяется «чистый» лизинг.
По сроку использования имущества различают:
· лизинг с полной окупаемостью исоответственно с полной амортизацией имущества (финансовый лизинг) –срок договора равняется нормативному сроку службы имущества и происходит полнаявыплата лизингодателю стоимости лизингового имущества;
· лизинг с неполной окупаемостью исоответственно неполной амортизацией имущества (оперативный лизинг) –срок договора меньше нормативного срока службы имущества и в течение егодействия окупается только часть стоимости лизингового имущества. Эта формализинга используется в основном при сдаче в аренду машин и оборудования свысокими темпами морального старения (износа), а также когда арендатор лишьвременно нуждается в тех или иных технических средствах [11, с. 19-23].
Согласно [9, ст. 8] существуют также такой вид лизинга,как сублизинг – вид поднайма предмета лизинга, при которомлизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам(лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование заплату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученноеранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга.
1.6. Предмет и субъекты лизинга
Согласно [9, ст. 3] предметом лизингамогут быть любые не потребляемые вещи, используемые для предпринимательскойдеятельности, кроме земельных участков и других природных объектов.
Таким образом, в лизинг может передаваться любоеимущество, которое не запрещено к свободному обращению на рынке. Это может бытьдвижимое и недвижимое имущество.
Согласно [9, ст. 4] субъектами лизингаявляются:
1. Лизингодатель – физическое или юридическоелицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных денежных средствприобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество ипредоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определеннуюплату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение ив пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственностина предмет лизинга.
2. Лизингополучатель – физическое илиюридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принятьпредмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенныхусловиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.
3. Продавец – физическое или юридическое лицо,которое в соответствии с договором купли-продажи с лизингодателем продаетлизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга.Продавец обязан передать предмет лизинга лизингодателю или лизингополучателю всоответствии с условиями договора купли-продажи. Продавец может одновременновыступать в качестве лизингополучателя в пределах одного лизингового правоотношения.
В качестве лизингодателя могут выступать:
1. Банки и другие кредитныеучреждения, в уставе которых предусмотрена лизинговая деятельность.
2. Лизинговые компании – финансовыекомпании, специализирующиеся только на финансировании сделки (оплатеимущества), или универсальные, оказывающие не только финансовые услуги, но идругие услуги, связанные с реализацией лизинговых операций, например,техническое обслуживание, обучение, консультации и т.п.
3. Любая фирма, в учредительныхдокументах которой предусмотрена лизинговая деятельность, имеющая лицензию идостаточное количество финансовых средств.
Лизингополучателем может быть юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскуюдеятельность, или гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью безобразования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуальногопредпринимателя, получающего имущество в пользование по договору лизинга.
Продавцомлизингового имущества может быть предприятие-изготовитель, торговая организацияили другое юридическое лицо или гражданин, продающие имущество, являющееся объектомлизинга.
Субъектами лизинга могут быть также предприятия синостранными инвестициями, осуществляющие свою деятельность на территории РФ.
Необходимо заметить, что узко специализированныелизинговые компании обычно имеют дело с одним видом товара (легковыеавтомобили, контейнеры) или с товарами одной группы стандартных видов(строительное оборудование, оборудование для технических предприятий).Универсальные лизинговые фирмы передают в финансовую аренду разнообразные видымашин и оборудования.
На рынке лизинговых услуг можно выделить и специальныесубъекты, такие как:
1) Страховые компании, осуществляющие страхованиевсевозможных рисков, возникающих при лизинговой сделке: страхование имуществализингодателя, кредитов, предоставляемых лизингодателю кредитным учреждением,от возможных рисков неплатежей и многое другое.
2) Российская Ассоциация Лизинговых Компаний(«Рослизинг»), некоммерческое объединение лизинговых компаний, банкови иных предприятий, занимающихся лизингом, осуществляющая:
а) координацию деятельности организаций, входящих внее, и объединение их средств для осуществления совместных взаимовыгодных проектов;
б) разработку, совместно с органами государственногоуправления, стратегических направлений и программы развития лизинга в России;
в) подготовку проектов законодательных актов;
г) участие в работе международных ассоциативныхобщественных организаций.
Вся деятельность лизинговых отношений, включая иобъекты и субъекты, регулируется законодательством Российской Федерации [11, с.13-14].
Вывод:как мы видим, в лизинге заинтересованы все участники сделки: производительполучает новые каналы сбыта, пользователь имеет возможность приобрести оборудованиебез первоначальных финансовых затрат, лизинговая компания становится финансовымзвеном между производителем и потребителем, получая за это прибыль. В выигрышеостается и государство – возрождается производство, увеличиваются налоговыепоступления в бюджет, уменьшается социальное напряжение за счет создания новыхрабочих мест.
Лизинг как своеобразная форма арендных отношений(финансовая аренда) – перспективный финансовый инструмент в деятельности предпринимательскихструктур. Для многих российских предпринимателей проблема перехода на выпускконкурентоспособной на мировом рынке продукции может быть решена именно черезлизинг.
II. ЛИЗИНГ В РОССИИ: СОСТОЯНИЕИ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
2.1. Общаяхарактеристика российского рынка лизинговых услуг
К характеристикам структуры российского рынкализинговых услуг можно отнести следующие.
1) Высокие темпы роста объемов лизинговых услуг,наблюдаемые в последние годы, особенно существенно объемы возросли в 2003 г., в2004 г. рост продолжился. Оценивать рынок можно по разным показателям. Некоторыеэксперты считают, что по количеству заключенных сделок в 2003 г. рынок вырос в2 раза. Однако не все эти сделки доводятся до конца, поэтому, с нашей точкизрения, более адекватным индикатором динамики рынка следует считать объемпрофинансированных средств, т.е. тех средств, которые лизинговые компании ужепривлекли и вложили в активы. По этому показателю в 2004 г. рынок вырос на 52 %(в 2003 г. по отношению к 2002 г. на 49 %). Рынок лизинговых услуг можносчитать одним из самых динамичных, что отражает и состояние институциональнойсреды, и особенности его субъектов (в первую очередь лизингодателей и лизингополучателей).Важно подчеркнуть, что так позитивно оценивается только рост рынка, общийуровень развития лизинга (учитывая его полное отсутствие переходного периода иочень небольшие объемы в начале текущего этапа) остается низким.
2) Среди российских лизингополучателей доминируютсредние и малые фирмы, крупные предприятия либо используют собственныесредства, либо обращаются к банковскому кредиту. Это отражает существующую парадигмубезусловного предпочтения собственности иным формам получения актива. Интересноотметить, что в других странах эта особенность не наблюдается.
3)Расширяются пространственные границы рынка. При сохраняющемся доминированиистоличных лизинговых компаний возрастает количество лизинговых фирм в регионах(при этом рост идет как за счет «экспансии» столичных фирм, так и за счет появленияновых региональных).
4)По оценкам многих участников рассматриваемого рынка, существенное преимуществоимеют фирмы, ориентированные на производителей оборудования. Такие фирмыузко специализированы в своей деятельности, предлагают широкий спектр дополнительныхуслуг, получают возможность использовать гибкие финансовые схемы.
5)Эмпирические данные показывают, что фактически барьеры входа на рынок лизинговыхуслуг в настоящее время не значимы (хотя лизинговый бизнес принято считатьдорогостоящим).
6)На рынке лизинговых услуг появляется конкуренция между лизингодателями,которые конкурируют между собой по цене и качеству услуг. Если несколько летназад пользователи выбирали между лизингом и другими формами финансирования, тосейчас они решают, к услугам какой лизинговой компании целесообразнообратиться. Лизинговые фирмы по мере развития и технологизации своего бизнесастремятся дифференцировать свои услуги с целью получения конкурентногопреимущества. Собственно гибкость как основная характеристика лизинга ипредполагает широкую дифференциацию услуг. В идеале для одного и того же видаактива каждая фирма может предлагать свою собственную схему.
Интересноотметить, что российский рынок лизинговых услуг сочетает низкие барьеры входа,развивающуюся конкуренцию и пока еще высокий уровень концентрации [12,с.381-382].
2.2. Источникифинансирования лизинговой деятельности в России
К наиболее важным составляющим информационногообеспечения оценки основных направлений развития лизинга следует отнестирезультаты анализа состава учредителей лизинговых компаний, а также источниковфинансирования лизинговой деятельности.
Специалисты Группы по развитию лизинга и рейтинговогоагентства «Эксперт-РА» выделяют несколько видов лизинговых компаний в зависимостиот учредителей, обладающих более чем 50 % их уставного капитала:
1. Лизинговые компании, созданные при российскихбанках.
Тесное взаимодействие банка и лизинговой компанииобусловливает синергетический эффект с точки зрения расширения клиентской базы– клиент может выбрать оптимальную форму финансирования, в том числе и совмещениекредитования и лизинга.
2. Лизинговые компании, созданные при иностранныхбанках.
Западные учредители ставят обычно более высокиетребования к потенциальным лизингополучателям, например, наличие иностранногопартнера, значительной кредитной истории и прочих качеств, характерных не длявсех российских заемщиков.
3. Лизинговые компании, созданные в рамках финансово-промышленныхгрупп (ФГП).
Главной целью их создания являетсяобеспечение предприятий, входящих в состав данной ФПГ, необходимым имуществом.Как правило, деятельность данных компаний финансирует банк, являющийся членомтой же ФПГ. Обычно подобные лизинговые компании не самостоятельны и не ставят передсобой задачу расширения клиентской базы, хотя могут работать со сторонними клиентами.
4. Лизинговые компании, создаваемыепредприятиями-производителями оборудованияв целях формирования дополнительного канала сбыта своей продукции, то есть реализациитак называемого вендор-лизинга.
5. Лизинговыекомпании, созданные государственными структурами.
Данные компании,полностью или частично финансируемые из региональных и местных бюджетов, могутлибо работать только с определенным кругом лизингополучателей, заключая сделкипо пониженным процентным ставкам, либо действовать преимущественно накоммерческой основе, реализуя лизинговые сделки за счет собственных илисамостоятельно привлеченных средств.
6. Лизинговые компании, созданные физическими лицами.
Такие компании отличает высокаядиверсификация по типам оборудования, отраслям и клиентам. Средний размер ихсделок не превышает 20 тыс. долл, однако их количество довольно значительно –большинство подобных компаний заключает более 100 контрактов в год.
Согласно данным аналитиков больше всего лизинговыхкомпаний учреждено российскими предприятиями, физическими лицами и банками, атакже другими кредитными организациями [6, с. 20].
Как и во всем мире, в России привлечение банковскихкредитов является основным способом финансирования лизинговой деятельности.Структура источников финансирования лизинговой деятельности в России представленав Таблице 2 [16].
Таблица 2
Источники финансирования лизинговых операций в Российской Федерации в 2003-2006 годах
Источник финансирования
Удельный вес источника финансирования в
общем объеме финансирования лизинга, %
2003
2004
2005
2006 Всего 100,0 100,0 100,0 100,0
Банковские кредиты
В том числе: 54,9 61,4 55,2 57,4 · кредиты российских банков – – 44,0 47,1 · кредиты зарубежных банков – – 11,2 10,3 Займы учредителей, других организаций 6,4 5,0 6,9 6,6 Коммерческие кредиты поставщиков 3,8 5,1 3,9 2,3 Авансы 14,1 16,4 16,6 15,9
Собственные средства лизингодателей
В том числе за счет: 10,8 5,8 6,5 6,5 · уставного капитала – – 0,7 2,0 · прибыли – – 5,8 4,5 Бюджетное финансирование 3,5 2,0 3,7 0,01 Векселя 5,8 3,1 4,4 4,8 Эмиссии облигаций и валютных кредитных нот 0,7 1,2 2,8 2,8 Секьюритизация лизинговых активов – – – 3,7
2.3. Масштабы лизингового бизнеса России
Рыноклизинга вошел в фазу бурного развития: в 2006 году приростобъема нового бизнеса составил 100,7 % (стоимость новых заключенных в течение года договоров лизинга,по которым началось финансирование, превысила 17 млрд долл., включая НДС). Тоесть имел место двукратный рост по сравнению с предыдущим годом (Табл. 3).
Долялизинга в ВВП достигла 1,5 % (в 2005-м – 0,99 %). В объемесредств, инвестированных в основной капитал, лизинг занял 8,7 %(в 2005-м – 5,7 %). Лизинговые платежи, полученные лизингодателямив 2006 году, превысили 5 млрд долларов.
Таблица 3
Финансовый лизинг в России в 2002 – 2006 гг.
2002
2003
2004
2005
2006 Объем новых заключенных договоров финансового лизинга, млн. долл 2320 3640 6750 8510 17080 Увеличение по сравнению с предыдущим годом, % 18,4 56,9 85,4 26,1 100,7
Развитиелизинга в России свидетельствует о том, что с каждым годом растет количествокрупных и очень крупных лизинговых компаний. За ними тянутся все. Так, в 2002г. в стране было всего три лизингодателя, объемы нового бизнеса которых превышали100 млн долл.; в 2003 г. – их было 7; в 2004-м – 15; в 2005-м – 24, в том числе6, у которых свыше 200 млн долл., а у трех компаний – более 300 млн долл.
Порезультатам 2006 года количество лизинговых компаний, попавших в список«стомиллионников» достигло 39, в том числе 12 из них преодолели планку в 200млн долл., а у 11 компаний результат превышал 300 млн долл.
Новый лидерроссийского рынка – «ВТБ-Лизинг» заключил договоры более чем на 1,1 млрд долл.Лидерам прежних лет – «РТК-Лизинг» (1998, 1999, 2003), «Росагроснаб» (2000),«Авангард-Лизинг» (2001), «Росагролизинг» (2002), Русско-германская лизинговаякомпания (2004), Лизинговая компания «Магистраль Финанс» (2005) – не удавалосьдостичь столь весомого результата. Это рекордный за все годы показатель (Табл.4).
Таблица 4
Стоимость новых заключенных и профинансированных договоров лизинга (объемы нового бизнеса) в 2006 г. – 10 компаний-лидеров
№
Лизинговая компания
Стоимость новых договоров лизинга, млн. долл 1 «ВТБ-Лизинг» (Москва) 1110,780 2 Лизинговая компания «Магистраль Финанс» (Санкт-Петербург) 862,494 3 «Бизнес Альянс» (Москва) 849,749 4 ГК «Альфа-лизинг» (Москва) 729,181 5 Лизинговая компания УРАЛСИБ (Москва) 586,842 6 ГК «РТК-Лизинг» (Москва) 375,523 7 Europlan (Москва) 355,312 8 Лизинговая компания «Инпромлизинг» (Москва) 326,890 9 ГК «ТрансИнвестХолдинг» (Москва) 326,443 10 Русско-германская лизинговая компания (Москва) 307,647
Факторами,способствующими росту объемов отечественного лизинга, являются:
· улучшениеэкономической ситуации в стране;
· рост числапотенциально-реализуемых лизинговых проектов;
· обостреннуюпотребность в обновлении и увеличении основных фондов в ряде ключевых отраслейи, как результат, резкий рост нового лизингового бизнеса в энергетическомоборудовании, машиностроении, строительстве, автотранспорте, железнодорожномтранспорте;
· улучшение условийценообразования лизинговых услуг (по срокам, стоимости, условиям погашениязадолженности и др.);
· увеличениеобъемов и источников финансирования лизинговых операций, в основном, каквысокодоходных и с управляемыми рисками;
· рост качества ичисла предоставляемых услуг лизингодателями;
· разработку ивнедрение новых лизинговых продуктов и программ;
· развитиеконкуренции на рынке лизинговых услуг.
Факторы,которые сдерживают рост объемов лизинга в стране:
· администрированиеналогообложения;
· большие проблемыс НДС; произвол налоговых органов;
· правовые иорганизационные вопросы по лизингу некоторых видов имущества (например,недвижимость)
· ограничения поиспользованию предмета лизинга только для предпринимательских целей;
· неурегулированностьотдельных законодательных и нормативно-правовых норм по налоговому ибухгалтерскому учету;
· отсутствиезаконодательных актов, регулирующих развитие отдельных направленийфинансирования лизинговых операций, например, по секьюритизации лизинговых активов;
· недостаточнаяпрозрачность, транспорентность лизингодателей и лизингополучателей,ограниченная информация о клиентах;
· проблемы сметодологией формирования статистики лизинга в стране [1, с.28].
В мировой практике лизингявляется инструментом преимущественно для малого и среднего бизнеса. Эту нишулизинг занимает, прежде всего, в силу своей низкой рисковой природы. Предметлизинга, остающийся в собственности лизингодателя до окончания срока сделки,является для него гарантией (зачастую единственной п достаточной) успешногоосуществления сделки. Поскольку в большинстве развитых стран лизинг не пользуетсястоль значительными налоговыми льготами, как в России, низкий уровень рисковстановится основным преимуществом этого инструмента. Вследствие этого основнымиклиентами лизинговых компаний становятся средние и малые предприятия, которымтруднодоступно иное финансирование [8, с.61].
2.4. Структура российского рынка лизинга и ееизменения
2.4.1.Отраслевая структура
Стратегияразвития лизинговой компании может предусматривать сосредоточение деятельностина относительно специальном направлении, например, на лизинге строительногооборудования или энергетического, или машиностроительного и т. д. В своюочередь, одним из основных преимуществ универсализации является устойчивостьлизинговой компании, возможность быстрого реагирования на потребности рынка, сокращениепортфельных рисков.
Основная доля нового бизнеса в 2006 г. пришласьна лизинг железнодорожного тягового и подвижного состава, грузовогои легкового автотранспорта. Указанные сегменты почти удвоили свою долюна рынке по сравнению с 2005 годом и в совокупностисоставили более 50 % рынка. Данное соотношение характерно для многих странс развитой сферой лизинга [2, с. 27].
Наиболееинтересны те сегменты рынка, в которых закрепились однозначные тенденции кбыстрому росту их удельного веса в общем объеме лизингового бизнеса. Так, затри года прирост лизинга автотранспортных средств вырос более чем в шесть раз,а прирост за год составил $2055 млн.
Крупные сделки,превышающие $100 млн, заключались с энергетическим оборудованием. Как правило,проекты со сложным технологическим оборудованием требуют большойподготовительной и сопроводительной работы, включая сложные операции подоставке дорогостоящего имущества лизингополучателю. За год новый лизинговый бизнесв электроэнергетике вырос с $471 млн до $2143 млн.
Рост лизинговойактивности в машиностроении и металлообработке по сравнению с 2006 г.оценивается в $425 млн, что обусловлено необходимостью замены старых производственныхфондов и появившейся у лизинговых компаний возможностью финансировать долгосрочныесделки.
Железнодорожныйподвижной состав является одним из самых востребованных лизингополучателями(увеличение на $1969 млн), поскольку риски здесь наименее значимы. Понятной длякредиторов является система тарифов на перевозки, и, следовательно, легкопросчитывается доходность клиентов.
Заметныеизменения произошли с лесозаготовительным и деревообрабатывающим оборудованием($105 млн), пищевым, торговым, упаковочным ($102 млн). Пятикратно увеличилисьлизинговые операции с классической недвижимостью – зданиями и сооружениями (с$73 млн до $371 млн). Причем в этом сегменте рынка работала каждая третья лизинговаякомпания, и происходило это несмотря на наличие дополнительных рисков,связанных с проведением сделок с недвижимостью. В частности, договору купли-продажипредмета лизинга, при котором меняется собственник и необходимо зарегистрироватьправо собственности на недвижимость, должно предшествовать заключение договорализинга. В свою очередь, договор лизинга считается заключенным только с моментаего государственной регистрации [16].
Полная отраслевая структура договоров лизингапредставлена в Таблице 5 [16].
Структура договоров лизинга, заключенных в 2005-2006 годах
N
Виды лизингового имущества
Удельный вес в общем объеме нового лизингового бизнеса, %
Количество лизингодателей,
представленных в сегменте рынка
2005
2006
2005
2006 1 Автотранспортные средства для перевозки грузов 12,7 12,7 116 127 2 Легковые автомобили 6,4 6,8 117 131 3 Пассажирские микроавтобусы 0,6 0,4 44 46 4 Автобусы 4,8 4,2 69 85 5 Авторемонтное и автосервисное оборудование 0,3 0,2 46 53 6 Средства связи и телекоммуникации 4,8 1,6 55 61 7 Компьютеры и оргтехника 2,1 1,5 69 87 8 Мебель и офисное оборудование 0,2 0,1 32 46 9 Нефте- и газодобывающее и перерабатывающее оборудование 1,5 2,1 18 20 10 Геологоразведочная техника 0,4 0,7 10 26 11 Сельскохозяйственная техника 6,1 3,1 41 41 12 Железнодорожный подвижной и тяговый состав 19,7 21,4 37 47 13 Строительное оборудование и техника, включая строительную спецтехнику на колесах 7,2 6,6 94 113 14 Дорожно-строительное оборудование и техника 3,1 3,3 53 81 15 Оборудование для производства и обработки стекла 0,6 0,5 13 18 16 Машиностроительное и металлообрабатывающее оборудование 3,8 4,5 69 78 17 Металлургическое оборудование 0,2 0,6 13 31 18 Горная техника 0,6 0,6 16 27 19 Энергетическое оборудование 5,5 12,5 40 66 20 Полиграфическое оборудование 1,4 1,3 52 67 21 Оборудование для производства тканей и одежды 0,2 0,1 14 22 22 Оборудование для пищевой промышленности 3,7 2,0 71 84 23 Торговое оборудование 1,1 1,1 55 81 24 Упаковочное оборудование 0,7 0,2 32 37 25 Погрузчики и складское оборудование 0,8 0,9 67 84 26 Лесозаготовительное оборудование и лесовозы 0,4 0,5 31 42 27 Деревообрабатывающее оборудование 1,2 0,9 56 62 28 Бумагоделательное оборудование 0,3 0,1 10 13 29 Химическое оборудование, всего 1,1 0,8 26 51 30 Оборудование для развлекательных мероприятий 0,3 0,4 24 33 31 Специализированное оборудование для ЖКХ 0,1 0,5 16 34 32 Специализированное банковское оборудование 0,2 0,1 14 21 33 Медицинская техника и фармацевтическое оборудование 0,3 0,2 28 38 34 Суда (морские и речные) 0,2 0,8 9 22 35 Авиатехника 4,5 2,5 15 16 36 Здания и сооружения 0,9 2,2 23 57 37 Другое имущество 2,0 2,0 – –
2.4.2. Региональная структура
Географическироссийский лизинговый бизнес представлен на 53 % московскими компаниями, на 10% – петербургскими и на 37 % компаниями из других регионов – областей,краев, республик Российской Федерации. Такое распределение не является определяющимдля оценки рынка, уровня его концентрации. Предполагается, что главную дляэкономики России роль имеет не столько место регистрации компании, сколькорегион, где она осуществляет свою деятельность и где предприятия и организациимогут воспользоваться ее услугами. Аналитическая информация, полученная порезультатам обследования лизингодателей, а также данные предыдущих летпозволят сделать ряд важных выводов применительно к региональному лизингу.
Во-первых, по всем регионам имел место абсолютный ростстоимости новых, заключенных в течение года, договоров лизинга, по которым началосьфинансирование (New Production), то есть объемов нового лизингового бизнеса.
Во-вторых, наблюдается явно выраженная тенденция постоянногоувеличения удельных значений по показателю стоимости новых заключенных договоровлизинга. Она наблюдалась в течение последних трех лет в Уральскомфедеральном округе (с 5,1 до 9,3 %), Санкт-Петербурге и Ленинградской области(с 7,7 до 9,6 %) и Москве (с 31,0 до 43,0 %). Это связано прежде всего синвестиционной привлекательностью регионов, наличием интересных для лизинговогоисполнения проектов.
В-третьих, удельный вес стоимости заключенных местными лизинговымикомпаниями договоров не являлся доминирующим. Продолжился процесс движениялизинговых инвестиций из Москвы, Санкт-Петербурга в другие регионы. Так, бизнесстоличных лизинговых компаний (из числа обследованных) представлен в Москве на45,8 %, а 54,2 % приходится на договоры, которые заключались в других регионахстраны. Например, на Дальнем Востоке удельный вес нового лизингового бизнеса на80,7 % принадлежал московским компаниям; в Сибири – 65,4; на Урале – 60,2; вПриволжье – 62,3; на Юге – 72,5; на Северо-Западе (без Санкт-Петербурга иЛенобласти) – 59,5; в Санкт-Петербурге и Ленинградской области – 51,2; в Центре(без Москвы) – 87,1; в Москве – 82,4 %. По лизинговым компаниям с зарубежнымкапиталом или большой долей зарубежного капитала (18 %), а они в основномрасполагаются в Москве, за исключением одного стомиллионника во Владивостоке,стоимость новых договоров лизинга в 2006 г. составила 15,6% всех обследованныхлизингодателей.
В-четвертых, в 2005 – 2006 гг. произошло заметное увеличение представительствализинговых компаний в регионах. Это способствовало сокращению концентрации и некоторомуувеличению конкуренции на региональных лизинговых рынках. Многие столичныекомпании открыли филиалы и представительства во многих городах, и это позволяетим существенно приблизиться к потребителям лизинговых услуг, быть более мобильнымии внимательными во взаимоотношениях со своими клиентами, работать на перспективу.
В-пятых, на относительное изменение региональной структурылизинга также повлияли более дешевые финансовые ресурсы в Москве иСанкт-Петербурге или привлекаемые столичными банками из других стран.
В-шестых, динамика и удельный вес лизинга железнодорожного подвижногои тягового составов – 21,4 % от всего российского лизинга. Наличиемонопсонии или олигопсонии, то есть в данном случае одного или небольшойгруппы лизингополучателей, которые контролируют спрос в этом сегментерынка (один из наиболее крупных лизингополучателей – РАО РЖД – находитсяв Москве) [15].
Региональная структурарынка лизинговых услуг представлена в Таблице 6 [16].
Таблица 6
Лизингоемкость инвестиций по регионам Российской Федерации
в 2004-2006 годах Регион Российской Федерации
Удельный вес лизинга в инвестициях в основной капитал в общем объеме инвестиций в основной капитал, %
2004
2005
2006 Дальневосточный 7,9 6,2 5,3 Сибирский 7,2 4,3 7,3 Уральский 1,7 2,4 4,7 Приволжский 4,8 4,9 5,6 Южный 5,1 2,6 3,1 Северо-Западный (без Санкт-Петербурга и Ленобласти) 6,0 3,4 3,6 Санкт-Петербург и Ленобласть 7,4 7,7 12,6 Центр (без Москвы) 5,2 5,2 5,9 Москва 8,6 12,8 26,0
2.5. Анализ лизинга железнодорожного оборудования итехники
В настоящеевремя самой масштабной отраслью лизинговой индустрии России являетсяжелезнодорожное оборудование и техника. В течение последних пяти лет (Табл.7)его доля в общем объеме лизинговых операций в стране выросла в семьраз – с 3,06 до 21,4 %. Таблица 7
Лизинг железнодорожной техники России в 2000-2005 гг.Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 Стоимость заключенных договоров железнодорожного лизинга, в млн долл. 7 26 77 346 1539 1678 3655 Прирост по сравнению с предыдущим годом, в % 271,4 196,2 349,4 344,8 9,0 117,8 Удельный вес железнодорожного лизинга в общем объеме лизинга страны, в % 0,5 1,3 3,3 9,5 22,8 19,7 21,4
Объем данногобизнеса увеличился за год более чем вдвое – с 1691 млн долл. до 3655 млн долл.Первые шесть лизингодателей (Табл. 8) в этом сегменте рынка – Лизинговаякомпания «Магистраль Финанс», «ВТБ-Лизинг»,«Альфа-Лизинг», «Инпромлизинг», ГК«ТрансИнвестХолдинг», «ВКМ-Лизинг» заключили контракты наочень внушительные не только по российским, но и по европейским меркам суммы –от 153 млн долл. до 863 млн долл.
Таблица 8
Крупнейшие операторы рынка железнодорожного лизинга России в2006г.
№
Компании
Стоимость заключенных договоров лизинга,
млн долл. 1 Лизинговая компания «Магистраль Финанс» (Санкт-Петербург) 862,494 2 «ВТБ-Лизинг» (Москва) 689,295 3 ГК «Альфа-лизинг» (Москва) 435,833 4 «Инпромлизинг» (Москва) 230,560 5 ГК «ТрансИнвест-Холдинг» (Москва) 215,932 6 «ВКМ-Лизинг» (Рузаевка, Республика Мордовия) 153,785 7 «ММБ-Лизинг» (Москва) 133,085 8 «Локат Лизинг Руссия» (Москва) 110,912 9 «Брансвик Рейл Лизинг» (Москва) 105,672 10 Русско-германская лизинговая компания (Москва) 95,990 11 «Петролизинг Менеджмент» (Москва) 86,469 12 Лизинговая компания «УРАЛСИБ» (Москва) 76,726 13 «Росдорлизинг» (Москва) 70,580 14 «Райффайзен-Лизинг» (Москва) 57,641 15 ГК «АльянсРегионЛизинг» (Новосибирск) 42,613
Многиеаналитики полагают, что лизинг в железнодорожном транспорте развивается, восновном, за счет проектов, которые реализует РАО «РЖД».Действительно, после создания в 2003 г. этой крупной компании объемы лизинговыхопераций резко возросли. Вместе с тем следует учитывать, что ростжелезнодорожного лизинга в течение последних трех лет был обусловлен целымрядом существенных факторов.
Во-первых, произошли изменения в российскомзаконодательстве – в Налоговом кодексе, Федеральном законе «О финансовойаренде (лизинге)», – позволившие существенно увеличить нормы и сократитьсроки амортизации на железнодорожную технику и оборудование; появиласьвозможность варьировать сроками в пределах границ амортизационных групп; былоотменено ранее существовавшее ограничение, согласно которому срок договора лизингадолжен совпадать или превышать срок амортизации. Однако, с другой стороны,сокращение нормативных сроков амортизации позволило включить в лизинговыйоборот новые виды имущества.
Во-вторых, произошло улучшение ситуации встране с условиями и возможностями кредитования инвестиционных проектов. Улизинговых компаний появилась возможность финансировать долгосрочные сделки засчет банковских кредитов и собственных средств.
В-третьих, повысился уровень ликвидностипередаваемого в лизинг железнодорожного имущества. В настоящее время на негонаблюдается высокий спрос со стороны перевозчиков. Здесь следует учитывать двафактора: большой износ основных средств (по данным РАО «РЖД» – 82,4%) и потребность в увеличении объемов перевозок.
В-четвертых, произошло осознание преимуществлизинга по сравнению с обычными схемами приобретения основных фондов. Инвестициив основной капитал железнодорожного транспорта страны в 2005 году составляли впересчете свыше 6,54 млрд долл. «Лизингоемкость» инвестиций в этойотрасли экономики была заметно выше среднего уровня по стране и составила 21,7%.
Около 74 % отсуммы всех инвестиций в железнодорожный транспорт приходилось на инвестиции,осуществленные в РАО «РЖД», и, соответственно, 16 % на инвестиции, которыепроизвели другие компании-операторы. Такая структура обусловлена существеннымирасходами не только на модернизацию и приобретение основных фондов, на техническоеперевооружение ремонтных, электротехнических заводов, проектно-конструкторских,строительных, электроснабженческих и других организаций.
В 2005 г. надолю РАО «РЖД» приходилось 63,3 % от стоимости новых заключенныхдоговоров лизинга железнодорожного имущества страны. Еще 36,7 % приходится надругих лизингополучателей. Удельный вес стоимости новых лизинговых операций в общемобъеме инвестиций в основной капитал составил по РАО «РЖД» 18,7 %, апо другим компаниям-операторам – 30,3 %.
Предметылизингового бизнеса
Средипредметов российского лизинга железнодорожного транспорта большое количествонаименований. Это пассажирские и грузовые вагоны и полувагоны, цистерны,фитинговые платформы, думпкары, хопперы, контейнеровозы, рефрижераторныесекции, минераловозы, тепловозы, электровозы, мотор-вагонный подвижной состав(повышенной комфортности), пригородные электропоезда, рельсовые автобусы, атакже железнодорожные краны, специальные машины и другая путевая техника.
Наиболеепопулярными для лизинговых сделок в предыдущие годы были цистерны для перевозкинефти и светлых нефтепродуктов. Затем, по мере насыщения потребностей,наибольшим спросом у лизингополучателей стали пользоваться полувагоны. Популярностьполувагонов определяется тем, что они пригодны для перевозки большинства видовгрузов различного назначения. В течение последнего года активно в лизинг передаютсяпассажирские вагоны [3, с. 25-27].
2.6.Перспективы развития лизингового бизнеса в России
В прогнозированииперспектив рынка лизинга ключевым является вопрос о потенциале дальнейшегороста и о возможных пределах этого роста. В мире обычно используются дваосновных индикатора значения лизинга в экономике страны: его доля в ВВП и егодоля в инвестициях в основные средства. Для российского рынка лизинга, поданным ассоциации «Рослизинг», эти показатели по итогам 2006 г.составляют 1,3 и 7,6 % соответственно. Значения этих показателей выросли в двас половиной раза с 2001 г., когда они равнялись 0,5 и 3%. Тем не менее, помеждународным меркам, доля российского лизинга в экономике остается довольноневысокой.
Например, в США доля лизинга в инвестицияхсоставляет 27 %, в Германии – 18,6 %, во Франции – 11,7 %, Великобритании –14,5 %, Японии – 9,3 %. Самую высокую долю лизинга в ВВП имеют развивающиесястраны (большинство из них – страны Восточной Европы), что обусловлено их болеевысокой потребностью в обновлении основных фондов по сравнению с развитыми странами.Максимальное значение этого показателя в Эстонии – 5,26 %, а средневзвешенныйуровень по 50 странам составляет 1,62 %.
Рассмотрим теперь возможные характеристики роста, аименно – как он скажется на качественном и структурном состоянии рынка.
2.6.1. Прогноз изменений – качественные изменения
Ожидается, что развитие рынка лизинга в ближайшие годыбудет идти в двух основных направлениях.
Первое направление – увеличение конкуренции и совершенствованиелизинговых продуктов в уже существующих сегментах рынка.
Второе направление – формирование новых сегментов рынка и количественноеразвитие многих из тех сегментов, объемы которых в настоящий моментнезначительны.
Рассмотримпервое, качественное, направление развития. Мировой опыт лизинговойдеятельности позволяет говорить о шести основных стадиях развития этого рынка.
Первая стадия – краткосрочная аренда, предполагающая возврат имуществаарендатору в конце срока договора.
Вторая стадия предполагает осуществление сделок классического финансовоголизинга с полной окупаемостью и передачей права собственности лизингополучателюв конце срока договора. Обычно эта стадия развития рынка длится не более 5-7лет.
На третьей стадии осуществляется «креативный» финансовыйлизинг. Лизингодатель разрабатывает и организует разнообразные формы сделок,появляется многовариантность в применении опционов на передачу правасобственности на имущество. На этой стадии наблюдается наибольшая динамикароста объемов операций и доли лизинга в общем объеме капитальных инвестиций. Напервых трех стадиях развития находятся лизинговые рынки практически всехразвивающихся стран.
Четвертая стадия проходит под знаком оперативного лизинга. Появляютсяновые, нестандартные лизинговые технологии, увеличивается набор требований состороны лизингополучателей, заканчивается формирование вторичного рынкаоборудования по большинству позиций. В итоге условия лизинговых договоров взначительной степени подстраиваются под индивидуальные требования клиентов.Распространяются сделки с дополнительными условиями (установкой, введением вэксплуатацию и предоставлением инжиниринговых и логистических услуг). К своимфункциям лизингодатели добавляют управление активами, ремаркетинг и работу нарынке бывшего в эксплуатации имущества. На этой стадии развития рынка находятсяне только большинство развитых государств, но и некоторые развивающиеся – Сингапур,ЮАР, Тайвань и Южная Корея. Для этой стадии характерна стабилизация основныхпоказателей рынка. Темпы роста объемов операций совпадают с темпами ростакапитальных инвестиций в стране, стабилизируется показатель доли лизинга винвестициях.
На пятой стадии появляются разнообразные новые и усложняются ужеизвестные продукты. Например, возникает выбор среди опционов на передачу правасобственности (право на внесение дополнений, досрочное прекращение илипродление договора, замену оборудования на новое и пр.). Здесь также возникаюттакие возможности для финансирования, как секьюритизация лизингового портфеля,венчурный лизинг, лизинг в комплексе с другими формами финансирования. На этойстадии находятся рынки Германии, Великобритании, Японии, Австралии.
Шестая стадия определяется значительной консолидацией лизинговогобизнеса в стране, которая принимает форму слияний, поглощений, созданиясовместных предприятий, реализации совместных проектов, обмена акциями и пр.Этой стадии присуще также значительное снижение лизинговой маржи, что изаставляет лизингодателей искать пути повышения эффективности бизнеса, в томчисле за счет расширения международного сегмента. На этой стадии сейчаснаходится самый старый лизинговый рынок – рынок США.
Российский рынок лизинга находится натретьей стадии. При этом необходимо отметить, что сегменты российского рынка(по типам предметов лизинга) весьма разнородны и характеризуются разным уровнемразвития. Поэтому точнее будет сказать, что отдельные сегменты находятся лишьна второй стадии развития, характеризующейся простейшими схемами сделок (этоприсуще сегментам с низкой конкуренцией или небольшими объемами сделок),некоторые – на третьей (большинство сегментов по видам имущества), а некоторые– уже на четвертой стадии. В частности, сегменты лизинга автотранспорта ижелезнодорожного подвижного состава демонстрируют основные признаки четвертойстадии развития: усложнение лизинговых продуктов, распространение сделокоперативного лизинга, появление «креативных» продуктов, таких каклизинг автотранспорта для физических лиц и лизинг с полным набором услуг посопровождению автопарка. Также этим сегментам присуща высокая конкуренция истабилизация лизинговых ставок, наличие довольно развитого вторичного рынка.
2.6.2. Прогноз развития – количественныйрост
Рассмотримвторое направление развития рынка – количественный рост новых сегментов рынкаили тех сегментов, которые сейчас развиты незначительно.
Решающую роль в освоении новых сегментоврынка, хотя и косвенным образом, сыграют опять же иностранные инвестиции. Ведьструктура рынка по видам предметов лизинга (см п.2.4.1.)– это фактическинаглядный рейтинг сегментов, наиболее привлекательных для инвесторов, заисключением сельхозтехники, где особенно велико влияние государственноголизинга. На первых местах находятся автотранспорт и железнодорожныйподвижной состав – наиболее ликвидные активы. Практически все новые лизинговыекомпании с иностранным капиталом, выходящие на российский рынок, начинаютработать в секторах лизинга автотранспорта и подвижного состава. Благодаряболее низким ставкам привлечения финансирования и совершенным технологиям ониуспешно конкурируют с российскими компаниями в этих сегментах, а вскоре,возможно, и вытеснят их.
Российские лизинговые компании, не имеющиеконкурентного преимущества в стоимости финансирования, будут вынужденыреализовать другие свои преимущества: хорошее понимание местной специфики,видение перспективных направлений, способность к организации нестандартных сделок,умение вести бизнес в условиях неразвитой инфраструктуры. Они будут вынужденыидти в те сегменты, которые до сих пор считались менее привлекательными. Этопрежде всего лизинг строительной и дорожно-строительной техники,сельскохозяйственной техники, пищевого оборудования, машиностроительного итехнологического оборудования, полиграфического, деревообрабатывающего и целлюлозно-бумажного,лесозаготовительного, компьютеров и т.д. Потенциал этих сегментовобусловлен довольно высокой ликвидностью лизинговых активов, относительно небольшимобъемом сделок, высоким дефицитом финансирования. Можно ожидать усиленияконкуренции и в сегменте телекоммуникационного оборудования.
Помимо этого следует выделить несколькосегментов рынка, имеющих особенно большой потенциал роста. Это лизинг зданийи сооружений, промышленных комплексов, энергетического оборудования, судов.Возможность развития этих сегментов в настоящий момент существенно ограниченанеобходимостью привлечения долгосрочного финансирования (на срок до 10 и болеелет), обусловленной высокой ценой предметов лизинга и длительностью ихокупаемости. Сдерживающими факторами становятся также отсутствие необходимогозаконодательства и неопределенность государственной стратегии в отношениинекоторых из этих отраслей. Лизинг зданий и сооружений в настоящее время занимаетничтожную долю на рынке лизинга – около 1,7 %, суммарный объем сделок составляет140 млн. долл. В европейских странах доля лизинга недвижимости в среднем составляет17 % рынка. Так, только в 2005 г. сделки лизинга недвижимости в Европе былизаключены на сумму 46,6 млрд. евро. Основным сдерживающим фактором для российскихлизингодателей изданный момент являются сложности с правами собственности наземельные участки, которые по действующему законодательству не могут выступатьобъектом лизинга. Это осложняет и без того трудное привлечение финансирования втакие сделки. Пока конкуренция в других, более привлекательных сегментах еще неслишком высока, лизинг недвижимости остается на периферии интересов лизинговыхкомпаний. Однако если российских лизингодателей иностранцы вытеснят из наиболеепривлекательных сегментов, следует ожидать борьбы компаний за урегулированиеправового поля для лизингового оборота земельных участков. Это, в свою очередь,облегчит и финансирование сделок лизинга недвижимости. Те же проблемысдерживают и развитие лизинга промышленных комплексов. Надо отметить, что вразвитых странах, например в США, «лизинг инфраструктуры» и лизингпромышленных комплексов занимает существенную долю рынка. Размер таких сделок вСША может составлять миллиарды долларов. В российской практике лизингпромышленных комплексов распространен достаточно мало. Систематически такиесделки осуществляет лишь «Росагролизинг», передающий в лизингживотноводческие комплексы в рамках нацпроекта «Развитие АПК», икомпания «Авангард Лизинг», построившая несколько заводов. Некоторыекомпании осуществляют такие сделки эпизодически, например, компанией«Росдорлизинг» в 2006 г. был построен асфальтобетонный завод.
Лизинг энергетического оборудования сдерживается незавершенностью реформы РАО ЕЭС, хотяпотенциал этого направления очень велик, если учесть высокий уровень износаэнергетических фондов и заявленное президентом В. В. Путиным стремление сделатьРоссию ведущей энергетической страной. Лизинговые компании имеют опыт успешныхсделок с энергетическим оборудованием, в частности, крупнейшая сделка по поставкекомпанией «ИР Лизинг» Бурейской ГЭС гидравлических турбин игидрогенераторов на сумму 59 млн. долл. Возможности развития лизинга судовсвязаны сейчас прежде всего с осуществлением заявленной концепции по развитиюотечественного судостроения.
Можно выделить еще два сегмента с хорошимпотенциалом, практически не развитые сейчас, – лизинг медицинскогооборудования и оборудования для ЖКХ. Сдерживающим фактором для развитияэтих сегментов в России является ограничение законом, указывающее, что предметлизинга может использоваться только в предпринимательских целях. Следовательно,государственные организации, которые могли бы стать основными реципиентами этихлизинговых инвестиций, не имеют права осуществлять такие сделки. Потенциальногосударственные организации представляют собой интересный сегмент для лизингодателей(по широкому спектру предметов лизинга) – притом, что эти организации имеютпредсказуемые денежные потоки. Такая практика распространена в большинстверазвитых стран. В Германии, например, на государственные организации приходится5 % всех лизинговых сделок (2,36 млрд. евро).
Еще одно потенциально сильное направление– это лизинг информационных технологий и программного обеспечения. В СШАэтот сегмент занимает более 30% всего рынка. В России его развитие сдерживаетсяво многом тем, что программное обеспечение не является материальным активом ипо существующим законодательству не может становиться объектом лизинга. На фонероста конкуренции можно ожидать рост интереса лизинговых компаний ко всем этимсегментам и соответствующие изменения в законодательстве. То есть фактически завсю историю своего существования. Хотя лизинговые сделки имели место и докризиса 1998 г., масштабное развитие рынка лизинга началось лишь после 1999 г.В ряде стран к лизинговым компаниям применяются требования наподобие банковскогорегулирования: ограничения достаточности капитала, лимиты на одного заемщика,минимум лизинговых активов в бизнесе лизингодателя, ограничение числа источниковфинансирования, требования к увеличению уставного капитала при открытии филиалови т.п. [14].
Заключение
Лизинг в России – сравнительно новый вид деятельности.Для стимулирования инвестиций в производственную сферу, для обновления промышленногопотенциала, для повышения конкурентоспособности отечественных производителейнашей стране необходимо развивать лизинговые отношения.
По первой главе данной курсовой работы можно сделать следующиеосновные выводы:
1) Лизинг – это приобретение оборудования спредоставлением его в аренду организациям (лизингополучателю) в обмен на лизинговыеплатежи.
2) Лизинг имеет ряд существенных отличий в сравнении сарендой и кредитом. Так, в частности, между лизингом и кредитом имеютсяразличия по отношениям собственности, по взаимосвязи торговой и кредитной сделок,по форме погашения кредита и по длительности контракта.
3) При оформлении лизинговых отношений заключается два договора:между лизингодателем и продавцом имущества; между лизингодателем и лизингополучателем.
4) По окончании срока действия договора лизинга арендаторможет вернуть предмет лизинга арендодателю, продлить договор либо выкупитпредмет лизинга по остаточной стоимости.
5) Существуют определенные и достаточно весомыепреимущества финансирования оборудования основных средств как непосредственнодля сторон лизинговой сделки (продавец, лизингодатель, лизингополучатель), таки для государства в целом.
6) Лизинг имеет множество видов, а согласно Федеральномузакону «О финансовой аренде (лизинге)» основными формами лизингаявляются внутренний лизинг и международный лизинг.
7) Предметом лизинга может быть любое имущество, котороене запрещено к свободному обращению на рынке. Субъектами лизинга являются: продавец,лизингодатель и лизингополучатель.
Таким образом, на народнохозяйственном уровнелизинг является важным элементом в развитии современной экономики. Лизингпозволяет снизить риск устаревания производственных фондов в экономике страны,расширить экономическую свободу малого предпринимательства, реализоватьобщегосударственные интересы в части привлечения частных инвестиций в экономикустраны, увеличить налоговые поступления в бюджет за счет активизации предпринимательстваи, как результат, ускорить экономический рост государства.
Во второй части данной работы рассмотрен российский рынок лизинга, его состояние ипроблемы на современном этапе и перспективы развития. Исходя из этих данных,можно сделать следующие наиболее существенные выводы:
1) В 2006 году рост основных показателей оказался самым большим запоследние 5 лет:
· объем новогобизнеса превысил 17 млрд. долл. (8,5 млрд. в 2005г).
· доля лизинга вВВП достигла 1,5% (в 2005г. – 0,99%).
· в объеме средств,инвестированных в основной капитал, лизинг занял 8,7% (в 2005г. – 5,7%).
· лизинговыеплатежи, полученные лизингодателями в 2006 году, превысили 5 млрд. долл.
· основная долянового бизнеса в 2006 году пришлась на лизинг железнодорожного тягового и подвижногосостава, лизинг грузового и легкового автотранспорта. Указанные сегменты почтиудвоили свою долю на рынке по сравнению с 2005 годом, и в совокупностисоставили около 50% рынка.
2) Конкуренция заставляет лизинговые компании перестраивать и оптимизироватьсвой бизнес. В условиях взросления рынка изменяются характеристики лизинговыхсделок, проекты становятся более сложными по структуре, удлиняются срокисделок. Среди наиболее важных тенденций на рынке – диверсификация источниковфинансирования деятельности, оптимизация управления рисками ибизнес-процессами, а также экспансия лизинговых компаний в регионы.Диверсификация источников финансирования заставляет лизинговые компанииактивнее повышать свою кредитоспособность и подтверждать ее высокий уровеньрейтинговыми оценками.
3) Существует ряд факторов, которые, как и ранее, сдерживают развитиерынка. В числе основных проблем – невозврат НДС, повышенное внимание налоговыхорганов к сделкам возвратного лизинга, пробелы в законодательстве, касающемсялизинга недвижимости.
4) Специалистами предполагается развитие российского рынка лизинговыхуслуг по двум направлениям:
· качественныеизменения – увеличение конкуренции и совершенствование лизинговых продуктов вуже существующих сегментах рынка;
· количественныйрост – формирование новых сегментов рынка и количественное развитие многих изтех сегментов, объемы которых в настоящий момент незначительны.
Таким образом, лизинг в РФ вступил в фазу бурного роста и развития. В свою очередь,его дальнейшее успешное развитие зависит от выбора правильной стратегии, атакже от устранения «пробелов» в существующем законодательстве.
Лизинг, как эффективный механизм преодоленияпромышленного спада и активизации инвестиционного процесса в экономике,способен очень сильно повлиять на развитие малого и среднегопредпринимательства в РФ. Лизинг может оказать огромную помощь в дальнейшемразвитии частного бизнеса, а также повысить эффективность предпринимательскойдеятельности в сфере производства.
Список литературы
1. ГазманВ. Д. Лизинг России-2006. Часть I // Оборудование: рынок,предложение и цены, 2007, № 4. – С. 25
2. ГазманВ. Д. Лизинг России-2006. Часть III // Оборудование: рынок, предложениеи цены, 2007, № 6. – С. 27
3. ГазманВ. Д. Лизинг России-2006. Часть V // Оборудование: рынок,предложение и цены, 2007, № 8. – С. 24
4. Гражданский Кодекс РФ, ч. II,принят Государственной Думой 21 октября 1994 г.
5. Деньги,кредит, банки. Под ред. Г. Н. Белоглазовой. М., Юрайт-Издат, 2007 – 620 с.
6. Ендовицкий Д. А. Лизинг в РоссийскойФедерации: состояние и тенденции развития // Финансы, 2004, № 11. – С. 19
7. Одесс В. Рынок лизинга в России //Маркетинг, 2006, № 5. – С. 105
8. Скрынник Е. Б. Развитие рынкализинга в России: факторы и тенденции // Деньги и кредит, 2006, № 1. – С. 60
9. Федеральный закон «О финансовойаренде (лизинге)» № 164-ФЗ, принят Государственной Думой РФ, от 29 октября 1998г. с изм. от 29 января 2001 г.
10. Фролов М. А. Управлениеинвестиционной деятельностью малых предприятий на основе лизинга. Авторефератдиссертации. М., 2007
11. ЧеркашинГ. М. Лизинг. Лекции. Оренбург, Редакционно-издательский совет ГОУ«Оренбургский Государственный Университет», 2003
12. ЮсуповаА. Т. Структура рынка лизинговых услуг в России: анализ, характеристики,основные тенденции // Экономический журнал ВШЭ, 2005, Том 9, № 3. – С. 378
Ресурсысети Интернет: