Федеральноеагентство по образованию
ТОМСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ВЫСШАЯ ШКОЛАБИЗНЕСА
Факультетэкономики и финансов
КУРСОВАЯРАБОТА
ЛИЗИНГ:СУЩНОСТЬ, ВИДЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Научный руководитель
Канд. экон. наук, доцент
_________ Н.П. Макашева
Выполнила студ.
II курса гр. 784
_________ Ю.А. Стахурская
Томск 2009
Оглавление
Введение1. Лизинг как вид предпринимательскойдеятельности1.1 Сущность лизинга
1.2 Виды лизинга
1.3 Зарубежный опыт лизинговыхопераций2. Лизинг в российской экономике
2.1 Законодательная база лизинга
2.2 Результаты лизинговойдеятельности в России
2.3 Перспективы лизинговойдеятельности под влиянием мирового финансового кризиса
2.3.1 Лизинг автотранспорта
2.3.2 Лизинг в нефтегазовой отрасли
2.3.3 Деятельность отечественных изарубежных лизинговых компаний на внутреннем и внешнем рынках
Заключение
Список использованных источников и литературы
Введение
Лизинг достаточно молодойвид предпринимательской деятельности не только у нас в стране, но и за рубежом.Зародившись в США в начале 50-х годов нашего столетия, лизинг уже в конце 50-х– начале 60-х годов начал распространяться в Европе.
За менее чем полувековойсрок своего развития лизинг нашел широкое применение во всем мире и признан какодин из наиболее эффективных и надежных методов инвестирования средств воборудование. В США, например, почти половина кредитов идет через лизинг.
С хозяйственной точкизрения лизинг служит средством активизации инвестиционной деятельности,развития и технического перевооружения производства, реализации продукции,внедрения научно-технического прогресса, создания новых рабочих мест.
В России лизинг поканаходится на начальной стадии становления, однако в ближайшее время следуетожидать его бурного развития, причем не только в силу присущих ему возможностей,но и государственной поддержки.
В данной курсовой работепредпринята попытка проанализировать российский опыт по привлечению инвестицийчерез лизинг, зарождение и природу лизинга, организационные модели лизинговыхкомпаний, сложившиеся в нашей стране под действием ряда факторов, позитивные,негативные моменты и направления по улучшению формирующегося рынка лизинговыхуслуг. Основной акцент направлен на анализ перспектив лизинга в условияхмирового финансового кризиса.
1. Лизингкак вид предпринимательской деятельности
1.1Сущность лизинга
Понятие «лизинг»трактуется в зарубежной и отечественной предпринимательской деятельностидостаточно широко. Лизинг представляет собой сложнуюторгово-финансово-кредитную операцию, одну из форм аренды машин и оборудования,один из способов финансирования инвестиций и активизации сбыта, основанный насохранении права собственности на товары за арендодателем на весь срокдоговора.
Лизинговые операциизаключаются в предоставлении на условиях аренды на средне- и долгосрочныйпериод средств производства предприятиям-пользователям. Лизинг являетсяспецифической формой финансирования капиталовложений, альтернативнойтрадиционному банковскому кредитованию и использованию собственных финансовыхресурсов предприятий. Лизинг является договором особого рода, в которомсочетаются элементы договора аренды и договора о предоставлении кредита.Поэтому лизинг иногда называют «кредит-аренда».
По своей экономическойсути лизинг представляет собой вложения средств на возвратной основе в основнойкапитал. Предоставляя на определенный период элементы основного капитала,собственник в установленное время получает их обратно, т. е. налицосуществование принципов возвратности и срочности; за свою услугу он получаетвознаграждение, тем самым обеспечивается реализация принципа платности.Следовательно, с одной стороны, по своему содержанию лизинг соответствуеткредитным отношениям и сохраняет сущность кредитной сделки, с другой – онвнешне схож с инвестициями, поскольку кредитор и заемщик оперируют капиталом нев денежной, а в производительной форме.
Несмотря на схожестьлизинга с арендой, он существенно отличается от последней. Так, в отличие отарендатора лизингополучатель не только берет объект в длительное пользование,но на него возлагаются и традиционные обязанности покупателя, связанные справом собственности (кроме оплаты поставки): нести риск случайной гибели илипорчи имущества, страхование имущества, техническое обслуживание, а такжеремонт. Однако собственником имущества в этом случае остается лизингодатель.Гибель или невозможность дальнейшего использования объекта лизинга неосвобождает лизингополучателя от обязанности полностью погасить долг. Другимисловами, в отличие от арендатора лизингополучатель выплачивает лизингодателю неежемесячную (ежеквартальную) плату за право пользования объектом, а полнуюсумму амортизационных отчислений (т.е. полную стоимость объекта). В отличие отобычной аренды лизинг, как правило, предполагает выкуп оборудования поистечении срока аренды его пользователями по низкой остаточной стоимости.
В процессе развитиялизинговых отношений отчетливо проявился ряд преимуществ финансированияосновных средств производства в форме лизинга перед традиционнымфинансированием за счет долгосрочного банковского кредита или собственныхсредств предприятий. Для максимизации конечных результатов деятельностипредприятий важно не право собственности на средства производства, а право ихиспользования для извлечения дохода, прибыли. Именно в этом состоитэкономическая логика лизинговых операций, из которой вытекают все главныепреимущества этой формы финансирования.
Преимущества лизинговых операций ощущают на себе все участники лизинга.
Для производителятехнических средств лизинг открывает следующие перспективы:
1) создает предпосылкидля сокращения расходов на рекламу, анализ рынка, поиск потребителей. Запроизводителя все это делает лизинговая компания;
2) в лице лизинговойкомпании производитель находит постоянного оптового потребителя, готовогооплатить сразу 100%-ную стоимость заказа;
3) лизинг способствуетсокращению цикла проектно-конструкторских работ, освоению производства техникиновых поколений, поскольку благодаря ему производители имеют контакт спотребителями и могут, совершенствуя продукцию, оперативно учитывать ихпотребности. Таким образом, применение лизинга стимулирует техническийпрогресс;
4) поставщик может предложить не только свое оборудование, но иобеспечить его финансирование, облегчая будущему лизингополучателю заключениеподобного контракта. Это значительно повышает конкурентоспособность поставщика.
Лизингодателю лизинг даетвозможность:
1) расширять номенклатурууслуг, с которыми он выступает на внутреннем и внешнем рынках;
2) создавать и расширятькруг своих постоянных контрагентов;
3) развивать и укреплятьделовые связи с конечными потребителями, минуя посредников;
4) снизить риск потерь отнеплатежеспособности лизингополучателя: право собственности на лизинговоеимущество сохраняется за арендодателем, поэтому для возмещения своих затрат онможет в бесспорном порядке потребовать возврата имущества с последующейпередачей его в аренду другому предприятию или его продажей;
5) для установлениявзаимовыгодных отношений с клиентами существенное значение имеет и такаяособенность лизинга, как ориентация его на будущие доходы клиента, которые онможет получить в перспективе от использования арендуемой техники. В современныхусловиях оценить однозначно кредитоспособность клиентов весьма сложно, вотношении же отдельных групп предприятий, в частности, недавно созданных,которые ис-пытывают особую потребность в кредитной поддержке, эта оценка весьмапроблематична;
6) в отличие от простойбанковской ссуды при лизинге банк-лизингодатель получает лизинговые платежи, ане ссудный процент, поскольку лизинговые платежи рассчитаны, как правило, насредний и долгий сроки, это позволяет банку-лизингодателю рассчитывать наполучение высоких стабильных доходов в период действия договора лизинга. Каксвидетельствует мировая практика, даже при высоком уровне процентной ставки засреднесрочный кредит прибыль банка-лизингодателя от операций лизинга выше, чемот среднесрочных ссуд.
Лизинг длялизингополучателя обеспечивает следующие преимущества:
1) позволяет лизингополучателям без предварительного накопленияопределенной суммы собственных средств и без банковских кредитов в денежнойформе быстро приобретать и оперативно внедрять у себя в производствесовременную и дорогостоящую технику. Возможность значительно сокращатьединовременные первоначальные затраты на приобретение оборудования илиобходиться вовсе без таковых позволяет лизингополучателям сохранятьликвидность, устойчивое финансовое положение и поддерживать необходимуюрентабельность;
2) если банковский кредитна приобретение оборудования выдается обычно в размере 60-80% его стоимости, толизинг обеспечивает 100%-ное финансирование, причем не требующее немедленногоначала выплат лизинговых платежей;
3) простота оформлениялизинговых операций по сравнению с банковскими кредитами в основные фонды: полизингу пользователь получает в аренду технические средства, не предоставляяарендодателю какого-либо залогового или авансового обеспечения, поручительства,что, как правило, необходимо для получения кредитов;
4) параллельностьвложений средств и получения доходов от использования предмета лизинга имеетчрезвычайно важное значение для небольших предприятий, собственные средствакоторых невелики. Таким образом, лизинг позволяет значительно повысить ихконкурентоспособность на рынке, приближая ее к уровню и возможностям крупныхкомпаний;
5) риск морального износапредмета лизинга целиком ложится на лизингодателя;
6) лизинговые платежиотличаются большой гибкостью, обычно устанавливаются с учетом реальныхвозможностей и особенностей конкретного лизингополучателя:
7) лизинг технических средствдля крупных предприятий зачастую предпочтительнее, чем их приобретение в полнуюсобственность (например, при модернизации и расширении непрофильного дляданного предприятия производства, при проведении работ по техническомуобновлению, не предусмотренных планом предприятия, и т. п.);
8) финансированиеосновных средств производства лизингом никак не ограничивает краткосрочныевозможности кредитования лизингополучателя в целях дополнительных закупокматериалов и сырья, необходимых при расширении производства;
9) лизингополучателю предоставляются экономические выгоды, связанные сналогообложением, поскольку лизинговые платежи включаются в себестоимостьпродукции (работ, услуг) лизингополучателя.
Лизинг как один изметодов обновления материальной базы хозяйствующих субъектов выполняетнесколько функций:
• финансовую, котораявыражена наиболее четко, поскольку лизинг является формой вложения средств иосновные фонды. В современных экономических условиях финансовой функции лизингапринадлежит ведущая роль. Лизингополучатель, обращаясь к лизингу по финансовыммотивам, получает возможность пользоваться необходимым ему имуществом, какотмечалось выше, без единовременной мобилизации на эти цели собственных средствили привлечения банковских кредитов в денежной форме. Освобождениелизингополучателя от единовременной полной оплаты стоимости имущества выгодноотличает лизинг от обычной купли-продажи и в ряде случаев рассматривается какее альтернатива. Помимо этого, лизинг открывает лизингополучателю доступ кнеобходимому имуществу и при наличии каких-либо ограничений на привлечение дляэтих целей заемных средств.
Наряду с положительнымисторонами у лизинга есть и определенные недостатки, в числе которых преждевсего следует выделить его относительную дороговизну для лизингополучателя посравнению с покупкой имущества за счет собственных или заемных средств. Крометого, лизинг дает лишь временное право лизингополучателю использовать арендноеимущество. Иными словами, лизинг при всех его неоспоримых преимуществах не являетсяпанацеей в области инвестирования в основные средства;
• производственную,которая заключается в оперативном и гибком решении лизингополучателем своихпроизводственных задач посредством временного использования, а не приобретенияоборудования в собственность. Характерными чертами лизинга являетсяоперативность и гибкость. Поэтому лизинг наиболее эффективен в отраслях ссезонным (сельское хозяйство и перерабатывающие отрасли) и передвижным(строительство) характером работ;
• бытовую. Если значениефинансовой и производственных функций лизинга для отечественной экономики невызывает сомнений, то его сбытовая функция пока полностью не может бытьреализована. Ограничение роли лизинга как дополнительного канала сбытапроизведенной продукции определяется общим уровнем производства иразбалансированностью рынка технической продукции. Сбытовая функция лизингаимеет значение только в том случае, если к нему прибегают в целях расширениякруга потребителей и завоевания новых рынков сбыта.
Таким образом, роль лизинговогопредпринимательства в России в настоящее время обусловлена главным образомфинансовой и производственной функциями лизинга.
1.2 Видылизинга
Современный западный рынок лизинговых услуг характеризуется многообразиемформ лизинга, моделей контрактов и юридических норм, регулирующих лизинговыеоперации. Все лизинговые сделки можно объединить в два основных, принципиальноразличных, вида:
1) оперативный лизинг(«лизинг с неполной окупаемостью»);
2) финансовый лизинг(«лизинг с полной окупаемостью»).
Исторически первым видомлизинга в мировой практике явился финансовый лизинг, известный также каккапитальный. Финансовый лизинг характеризуется тем, что оборудованиепередается во временное пользование на срок, совпадающий по продолжительности спериодом его полной амортизации или на большую его часть. Финансовый лизингпредставляет собой лизинг имущества с полной окупаемостью, т.е. являетсяполностью амортизационным и поэтому менее рискованным для лизингодателя. Данныйвид лизинга имеет место тогда, когда лизингодатель возвращает себе всюстоимость имущества, возмещает дополнительные издержки и получает прибыль отлизинговой операции. Объекты сделок при финансовом лизинге, как правило,отличаются высокой стоимостью. Лизинг недвижимости представляет собой в основномфинансовый лизинг. Срок контракта финансового лизинга колеблется от 8 до 20лет. Финансовый лизинг не предусматривает никакого обслуживания имущества состороны арендодателя. Роль последнего в этом случае сводится к чисто финансовойстороне дела, т.е. оплате стоимости предмета лизинга. Поскольку финансовыйлизинг по экономическим признакам схож с долгосрочным банковским кредитованиемв основные средства и требует больших капиталовложений, особое место на рынкефинансового лизинга занимают банки, финансовые компании и специализированныелизинговые компании, тесно связанные с банками. В ряде стран банкам разрешенозаниматься только финансовым лизингом.
Финансовый лизинг, в своюочередь, имеет следующие разновидности: леверидж-лизинг, лизинг в «пакете».
Ливеридж-лизинг – особый вид финансового лизинга,при котором большая доля (по стоимости) сдаваемого в аренду оборудованияберется в наем у третьей стороны (инвестора) и в первой половине срока арендыосуществляются амортизационные отчисления за арендованное оборудование и уплатапроцентов по взятой ссуде на приобретение оборудования. Это уменьшаетоблагаемый доход инвестора и создает эффект отсрочки налога.
Лизинг в «пакете» — лизинговая система финансированиямагазина, завода, больницы и другого объекта в целом. Как правило, здание,интерьер и инвентарь предоставляются в кредит, а оборудование – по договорулизинга.
Оперативный, илисервисный, или операционный, или производ-ственный, лизинг отличается тем, что срок аренды понему значительно короче экономического срока службы имущества. Этот вид лизингаприменяется, главным образом, при сдаче в аренду машин и оборудования свысокими темпами морального старения (износа), а также когда арендатор лишьвременно нуждается в тех или иных технических средствах. Лизинговый договорзаключается, как правило, на срок от 2 до 5 лет, иногда на один год. Приоперативном лизинге происходит частичная выплата стоимости арендуемогоимущества, т.е. лизингодатель за время действия лизингового договора возмещаетлишь часть стоимости оборудования и поэтому вынужден сдавать его во временноепользование несколько раз, как правило, разным пользователям.
Иначе говоря, оперативныйлизинг не основан на принципе полной амортизации. В этом случае риск порчи илиутраты объекта лежит, в основном, на лизингодателе. При этом ставка лизинговыхплатежей обычно выше, чем при финансовом лизинге. Это вызвано тем, чтолизингодатель, не имея гарантии полной окупаемости затрат, вынужден учитыватьразличные коммерческие риски (риск не найти арендатора на всю стоимостьимеющегося оборудования; риск поломки объекта сделки; риск досрочногорасторжения договора). Таким образом, при оперативном лизинге лизинговая фирмаберет на себя риск по возмещению высокой остаточной стоимости объекта лизинга,который существенно возрастает при отсутствии спроса на него. Если первыйарендатор не воспользуется своим правом на выкуп арендованного оборудования повысокой остаточной стоимости и получение права собственности на него,лизинговая фирма должна найти одного или нескольких арендаторов на оставшийсяпериод до полной окупаемости стоимости оборудования.
Существующее в зарубежнойпрактике множество форм лизинговых сделок нельзя рассматривать каксамостоятельные виды лизинговых операций. Под формами лизинговых сделок понимаютсяустоявшиеся модели контрактов, которые типичны как для оперативного, так ифинансового лизинга.
Правовое регулированиеданных вопросов получило частичное отражение в Федеральном законе о лизинге,который ввел нормы о формах, типах и видах лизинга, определив соответственнопонятия внутреннего и международного лизинга; долгосрочного, среднесрочного икраткосрочного лизинга; а также финансового, возвратного и оперативноголизинга.
Так, закономпредусматривается, что все участники внутреннего лизинга (лизингодатель,лизингополучатель, продавец) являются резидентами РФ. Их деятельностьрегулируется настоящим законом и законодательством страны. При осуществлениимеждународного лизинга лизингодатель или лизингополучатель являетсянерезидентом РФ.
В мировой практикеисторически наиболее ранней формой лизинга явился внутренний лизинг.Международный лизинг, возникший позднее и выступающий чаще всего как финансовыйлизинг, дополнительно подразделяется на экспортный, транзитный и импортныйлизинг, что не получило отражения в российском законе.
Экспортный лизинг – сделка, при которой поставщик илизинговая фирма находятся в одной стране, а лизингополучатель – заграничнаякомпания.
Транзитный лизинг – сделка, все участники которойнаходятся в разных странах. Это наиболее сложная операция для лизинговыхкомпаний, так как требует знания правовых, налоговых и иных особенностей двухиностранных рынков,
Импортный лизинг – операция, при которой лизинговаяфирма находится в стране лизингополучателя, а поставщик – заграничная компания.Импортный лизинг, как он понимается в мировой практике, по российскому законуне относится ни к международному лизингу, ни к внутреннему.
По срокам договорализинга закон выделяет следующие основные типы лизинга: долгосрочный лизинг,осуществляемый в течение трех и более лет; среднесрочный лизинг,продолжительностью от полутора до трех лет, краткосрочный лизинг,осуществляемый в течение менее полутора лет.
Основными видами лизингаявляются финансовый и оперативный, а также возвратный лизинг.
Финансовый и оперативный лизинг определяются законодателем через сторону,которой принадлежит право выбора предмета лизинга и его продавца, соотношениясрока договора лизинга и периода полной амортизации предмета лизинга, процедурыперехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
В соответствии с этим финансовыйлизинг определяется как вид лизинга, при котором лизингодатель обязуетсяприобрести в собственность имущество, указанное лизингополучателем, уопределенного продавца и передать его лизингополучателю за определенную плату,на определенный срок и на определенных условиях во временное владение ипользование. При этом срок договора лизинга соизмерим по продолжительности сосроком полной амортизации предмета лизинга или даже превышает его. Предметлизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока договорализинга или до этого при условии выплаты лизингополучателем полной суммы подоговору лизинга, если иное не предусмотрено договором.
Оперативный лизинг определяется как вид лизинга, прикотором лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает еголизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенныхусловиях во временное владение и пользование. Срок действия договора лизинга устанавливаетсясторонами свободно. По истечении срока договора и при условии выплатылизингополучателем полной суммы договора предмет лизинга возвращаетсялизингодателю, причем лизингополучатель не вправе требовать перехода правасобствен-ности на предмет лизинга. Предмет лизинга может передаваться в лизингнеоднократно в течение полного срока его амортизации.
В любом случае приустановлении срока действия лизингового договора стороны учитывают периодамортизации предмета лизинга. При этом лизингодатель и лизингополучатель имеютправо по взаимному согласию применять ускоренную амортизацию предмета лизинга.Амортизационные отчисления производит балансодержатель предмета лизинга.
При использовании методаускоренной амортизации утвержденная норма амортизационных отчисленийувеличивается на коэффициент ускорения не более 3. Применение механизмаускоренной амортизации предмета лизинга экономически выгодно обеим сторонамлизинговой сделки. Лизингодатель получает возможность в более короткие срокивернуть вложенные ресурсы. Одновременно лизингополучатель может снизить суммуналога на прибыль и приблизить срок получения имущества в свою собственность,если такое условие предусмотрено в договоре.
Лизингодатель имеет правопередать имущество в аренду на срок значительно более короткий, чем период егоамортизации. При этом желательно, чтобы срок договора лизинга составлял неменее 50% амортизационного периода.
Максимальный сроклизинга, как правило, определяется периодом полной амортизации имущества, т.е.соответствует сроку его экономической жизни. Вместе с тем допускается передачаимущества по договору финансового лизинга на срок, превышающий период егополной амортизации.
Возвратный лизинг выделяется в отдельный вид лизинга,но при этом определяется как разновидность финансового лизинга, при которомпродавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и каклизингополучатель.
Более правильноопределить возвратный лизинг как одну из форм лизинговых сделок, нерассматривая его как самостоятельный вид лизинговых операций, посколькувозвратный лизинг характерен, что подтверждает практика, не только дляфинансового, но и для оперативного лизинга.
К другим формамлизинговых сделок, типичных как для оперативного, так и финансового лизинга,однако не выделенных в качестве таковых в законе, можно отнести следующие,классифицируемые по ряду признаков.
В зависимости от составаучастников (субъектов) сделки различают:
прямой лизинг, при котором собственник имущества(поставщик) самостоятельно сдает объект в лизинг (двусторонняя сделка);
косвенный лизинг, когда передача в аренду имуществапроисходит через посредника (третье лицо). В данном случае имеют местоклассическая трехсторонняя сделка (поставщик — лизингодатель — лизингополучатель) или при крупных сложных операциях — многосторонняя сделка счислом участников от 4 до 7.
Частным случаем прямого лизинга можно считать закрепленный в законевозвратный лизинг, или лизбэк, или уступка-аренда. Его особенность состоит втом, что собственник имущества передает право собственности на него будущемулизингодателю на условиях договора купли-продажи и одновременно вступает с нимв иные отношения, а именно как пользователь этого имущества, т.е. одновременнозаключает с лизингодателем договор на долгосрочную аренду данного имущества.Возвратный лизинг выступает в данном случае как альтернатива залоговойоперации, причем продавец собственности немедленно получает в свое распоряжениеот покупателя согласованную сумму сделки купли-продажи, а покупатель продолжаетучаствовать в этой операции, но уже в качестве арендодателя. Возвратный лизингприменяется в случаях, когда собственник объекта сделки испытывает оструюпотребность в денежных средствах и с помощью данной операции улучшает своефинансовое состояние. Действительно, если предприятие нуждается в имуществе, нов силу каких-либо причин в данный момент испытывает временные трудности сфинансовыми ресурсами, то ему выгодно продать имущество лизинговой компании иодновременно, заключив лизинговый договор, продолжать пользоваться им.
В зависимости от типаимущества – предмета лизинга различают:
лизинг движимогоимущества (машинно-технический лизинг);
лизинг недвижимости.
По объему обслуживанияпередаваемого в лизинг имущества выделяют:
чистый лизинг, если все обслуживание передаваемогоимущества берет на себя лизингополучатель;
лизинг с полнымнабором услуг («полный», или «большой», лизинг), если все обслуживание имуществавозлагается на лизингодателя;
лизинг с частичнымнабором услуг, когдана лизингодателя возлагаются лишь отдельные функции по обслуживанию имущества.
Если лизингодатель можетпредложить лизингополучателю полный набор услуг по обслуживанию оборудования,то имеет место так называемый «мокрый» лизинг, а при передаче впользование специального оборудования со сложными техническими характеристиками- «мокрый» лизинг с дополнительными обязательствами (лизинг – полноеобслуживание). По стоимости это одна из самых дорогих форм лизинга, котораяхарактеризуется выполнением поставок и предоставлением добавочных услуг вдополнение к чисто финансовому аспекту традиционного лизинга.
В настоящее время вРоссии техническая база для «мокрого» лизинга с дополнительными обязательствамине получила сколько-нибудь серьезного развития. В то же время в отдельныхслучаях лизингодатели (главным образом лизинговые фирмы) берут на себявыполнение единичных услуг (поставка запчастей, профилактический осмотр ит.п.). Отсутствие возможности предоставлять сервисные услуги по лизингу – однаиз самых слабых сторон отечественного лизингового предпринимательства по сравнениюс зарубежной практикой. Поэтому на этапе становления лизингового бизнеса вРоссии лизингополучателям может быть предложен в основном чистый лизинг.
В законе закрепленавозможность оказания лизингодателем различных дополнительных услуглизингополучателю как до, так и в процессе пользования предметом лизинга.Перечень, объем и стоимость этих услуг должны быть указаны в договоре лизинга.
По отношению к налоговыми амортизационным льготам различают:
фиктивный лизинг, если сделка носит спекулятивныйхарактер и заключается исключительно в целях извлечения наибольшей прибыли засчет получения необоснованных налоговых и амортизационных льгот;
действительный лизинг, если при проведении сделкиуказанная выше цель не является основной и определяющей.
По характеру лизинговыхплатежей различают:
лизинг с денежнымплатежом, если всеплатежи производятся в денежной форме;
лизинг скомпенсационным платежом (или компенсационный лизинг), когда платежи осуществляются вформе поставки продукции, произведенной на оборудовании, являющемся предметомлизинга, или в форме оказания встречной услуги;
лизинг со смешаннымплатежом, когдасочетаются обе перечисленные формы оплаты.
По методу финансирования подразделяют:
срочный лизинг, при котором осуществляетсяодноразовая сделка;
возобновляемый(револьверный) лизинг,при котором по истечении первого срока договор лизинга продолжается.
Особым видом отношений при осуществлении лизинговой деятельности являетсясублизинг, при котором происходит переуступка прав пользования предметом лизингатретьему лицу. Данные отношения должны оформляться договором сублизинга.Основанием для передачи предмета лизинга в сублизинг является письменноесогласие лизингодателя. Вместе с тем при оперативном лизинге уступка правлизингополучателем не допускается.
1.3 Зарубежныйопыт лизинговых операций
25 стран Европы, которыеявляются членами ассоциации Евролизинг, формируют лизинговый рынок, определяютего состояние и тенденции развития. Российская Федерация также входит в составЕвропейской ассоциации лизинговых компаний. В ежегодных докладах Евролизинганаряду с информацией о деятельности стран-членов Ассоциации отражается также илизинговая деятельность России, что способствует обмену опытом работыроссийских лизинговых компаний и европейских, выявлению перспективныхнаправлений лизинговой деятельности.
Лизинговый рынок Европывесьма неоднороден. На нем имеется несколько стран, лизинговая деятельностькоторых определяет состояние рынка, его структуру, темпы развития. На рынкедвижимости ведущую роль выполняют Великобритания, Германия, Франция, Италия,доля которых в общем объеме в лизинговых операциях с движимостью соответственно27,0; 25,0; 11,0 и 10,0 %. Объемы лизинговых операций этих стран достигают 73%от всего рынка. Эти же страны, но только с другими соотношениями объемовсделок, занимают господствующее положение и на рынке недвижимости: Германия –35%, Франция – 21%, Италия – 19% и Великобритания – 5%. Суммарная доля их нализинговом рынке Европы достигает 80% [5].
Основными объектами рынкализинга движимости являются автомобили ( 37-38% от общего объема лизинговыхопераций); машины, оборудование, устройства (24-26%); средства дорожноготранспорта (12-14%); компьютеры, оргтехника для офисов (4-6%); самолеты, суда,грузовой и железнодорожный транспорт и прочие объекты (5-6%) [5].
Основными объектамилизинга недвижимости на рынке являются промышленные здания. На эти объектылизинга приходится 25,7% от всех лизинговых операций. Существенными объектамиявляются магазины (22,4%). Ведущей группой среди объектов недвижимости являютсяофисы, лизинговые сделки с ними составляют 34,2%. Далее следуют помещенияобщественных служб (6,8%), гостиницы (1,9%) и прочие объекты (9,0%) [5].
Таким образом, какследует из изложенного, рынок лизинга в Европе ежегодно прирастает существеннымитемпами. На нем приблизительно равными темпами развиваются как объектыдвижимости, так и недвижимости. На ближайшую перспективу эти темпы,по-видимому, сохранятся, поскольку большие возможности для развития лизингаимеются у более двух десятков стран, занимающих сегодня только 20-25% этогосектора рынка. Следует ожидать, что объективные преимущества лизинга какинструмента инвестирования будут побуждать эти страны к более активному участиюна рынке лизинга Европы.
2. Лизингв российской экономике
2.1Законодательная база лизинга
Началом правовогорегулирования лизинга в России можно считать 1994 год, когда был принят УказПрезидента РФ 07 17.09.94г. № 1929 «О развитии финансового лизинга винвестиционной деятельности», несмотря на то, что Оттавская конвенция омеждународном финансовом лизинге 1988 года (Конвенция УНИДРУА) разрабатываласьс участием представителей СССР. И хотя данный указ не содержит норм,направленных на непосредственное урегулирование правоотношений, связанных слизингом имущества, а лишь поручает Правительству РФ разработать и в месячныйсрок утвердить Временное положение о лизинге, нужно отдать ему должное какпервому правовому акту в области лизинга в России, имеющему важное значение вправовом регулировании отношений в сфере лизинга имущества, а также присоединенииРоссии к Конвенции УНИДРУА [3].
Следующим значительнымшагом в развитии правового регулирования лизинга явилось ПостановлениеПравительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционнойдеятельности» и утверждённое им «Временное положение о лизинге», в котором быланесколько скорректирована позиция, содержащаяся в Указе от 17 сентября 1994г. №1929, относительно понятия «лизинг» в сторону договорной природы лизинговыхотношений. [3]. Так, в п.1 положения понятие «лизинг» употребляется в двухразных значениях: во – первых, с экономической точки зрения лизинг представляетсобой один из видов предпринимательской деятельности, одну из формкоммерческого инвестирования временно свободных либо специально привлечённыхдля этих целей денежных средств; во – вторых, с юридической точки зрения подлизингом понимается договор финансовой аренды (лизинга).
В число объектов договорализинга Временное положение включило любое движимое и недвижимое имущество,относящееся к основным средствам. Субъектами лизинговых правоотношений согласноВременному положению были признаны:
· в качествелизингодателя – юридическиелица, осуществляющие лизинговую деятельность, или граждане, занимающиесяпредпринимательской деятельностью без образования юридического лица изарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей;
· в качествелизингополучателя – юридическиелица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, или граждане –индивидуальные предприниматели, получающие имущество в пользование по договорулизинга;
· в качествепродавца лизингового имущества – юридические лица – изготовитель машин и оборудования, а такжеиные организации и граждане, продающие имущество являющиеся объектом лизинга(п.3).
Временным положением былоскорректировано и другое положение Указа № 1929, согласно которому лизинговыеорганизации могли создаваться только как акционерные общества. Временное положениеразрешило лизинговым организациям создаваться и в другихорганизационно-правовых формах.
Основные признакидоговора лизинга были определены Временным положением сформулировав чёткиетребования, предъявляемые к любому договору лизинга:
· во – первых,право выбора объекта лизинга и продавца принадлежит лизингополучателю, еслииное не предусмотрено договором;
· во – вторых,предмет лизинга используется лизингополучателем только в предпринимательскихцелях;
· в–третьих,лизинговое имущество приобретается лизингодателем у продавца только при условиипередачи его в лизинг лизингополучателю;
· в – четвёртых,сумма лизинговых платежей за весь период лизинга должна включать полнуюстоимость имущества в ценах на момент заключения сделки (п.6).
В договоре лизинга моглопредусматриваться право выкупа лизингового имущества лизингополучателем поистечении или до истечения срока лизинга. По соглашению сторон в договоре моглапредусматриваться также ускоренная амортизация лизингового имущества.
О понимании существа лизингаи о стремлении придерживаться основных принципов Оттавской конвенциисвидетельствует также то, что Временное положение не распространило своёдействие на иные договорные отношения, при которых имущество передаётсяарендатору на срок, существенно меньший нормативного срока службы имущества(обычная аренда, прокат). Лизингодатель был вправе, если иное не указано вдоговоре лизинга, использовать предмет лизинга в качестве залога (п.11). Смомента поставки лизингового имущества лизингополучатель наделялся правомпредъявления претензий продавцу в отношении качества, комплектности, сроковпоставки и других случаев ненадлежащего исполнения обязательств по договорукупли-продажи, заключённому между продавцом и лизингодателем. Лизингодатель нёсответственность перед лизингополучателем лишь в случае, если выбор имуществаосуществлялся им по поручению лизингополучателя (п.16). Основные обязанностилизингополучателя заключались в обеспечении сохранности лизингового имущества,а также своевременной уплате лизинговых платежей. На него же возлагались всерасходы возникающие в связи с эксплуатацией, техническим обслуживанием, поремонту и страхованию лизингового имущества. Иное распределение расходов сторонмогло быть установлено договором лизинга (п.17-18) [3].
Размеры, способ, форма ипериодичность лизинговых платежей определялась в договоре лизинга по соглашениюсторон. Общая сумма лизинговых платежей должна была включать:
1. сумму,возмещающую полную стоимость лизингового имущества;
2. сумму,компенсирующую расходы лизингодателя, связанные с получением и использованиемкредитных ресурсов для приобретения имущества;
3. вознаграждениелизингодателя;
4. сумму,выплаченную за страхование имущества в случае страхования его лизингодателем;
5. иные затратылизингодателя, предусмотренные договором лизинга.
Лизинговые платежи должныбыли включаться в себестоимость продукции (работ, услуг), производимойлизингополучателем (п.19). Риск случайной гибели, утраты, порчи лизинговогоимущества возлагался на лизингодателя, однако договором лизинга былпредусмотрен переход указанного риска к лизингополучателю с момента поставкиему имущества (п.15). В качестве последствия нарушения лизингодателем илизингополучателем условий договора лизинга Временное положение наделялосоответствующего контрагента правом требовать расторжения договора вустановленном порядке. Кроме того, сторонам предписывалось в обязательномпорядке включать в договор условие о санкциях за неуплату или несвоевременнуюуплату лизинговых платежей (п.13-14) [3].
Следующим шагомПравительства РФ в деле регулирования лизинговых правоотношений былоутверждение «Положения о лицензировании лизинговой деятельности в РоссийскойФедерации (Постановление правительства РФ от 26 февраля 1996г. № 167) [3]. В отличие от ранее действовавшего Положения, во вновь утверждённом Положениисуществовали некоторые различия в порядке лицензирования резидентов –юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельностьбез образования юридического лица и нерезидентов. Осуществляло лицензированиелизинговой деятельности Министерство экономического развития и торговли РФ.Лицензионными требованиями являлось соблюдение законодательства и осуществлениедеятельности в качестве лизингодателя на основании договора лизинга. Положениесодержало перечень необходимых документов, порядок оформления и переоформлениялицензии, указывало срок действия лицензии – не более 5 лет, основанияаннулирования лицензии, приостановления её действия, другие положения.
После введения в действиес 01 марта 1996г. Части II Гражданского кодекса РФ, содержащую в Главе 34параграф 6 «Финансовая аренда (лизинг)» вышеназванные нормативные акты олизинге сохранили своё действие лишь в части, не противоречащей параграфам 1 и6 Главы 34 ГК РФ [1].
Постановленияправительства РФ по различным вопросам лизинговой деятельности продолжалииздаваться и после принятия Части II Гражданского кодекса РФ, однако они носилиорганизационный характер и не содержали положений, направленных на позитивноерегулирование договора лизинга. Иллюстрацией к сказанному могут служить, вчастности, Постановление Правительства от 21 июля 1996г. № 915 «О мероприятиях по развитию лизинга в РФ на 1997-2000 годы» [3]. Данным Постановлениемпредусмотрены: подготовка предложений о снижении ставок таможенных пошлин;разработка методических указаний по проведению международных лизинговыхопераций; решение вопросов, связанных с созданием ассоциаций лизинговых компаний,инвестиционного лизингового консорциума коммерческих банков и т.п.
Несколько иной характерносило Постановление Правительства РФ от 03 сентября 1998г. № 1020, которым утверждён «Порядок предоставления государственных гарантий на осуществлениелизинговых операций» [3]. Основной целью предоставления государственныхгарантий является стимулирование, более широкое привлечение частных инвестицийв сфере финансового лизинга как формы инвестиционной деятельности.
Хотя ГК РФ не предусматриваетпринятие каких-либо иных федеральных законов и других правовых актов,направленных на регулирование договора лизинга, однако Государственной ДумойФедерального Собрания РФ 11 сентября 1998г. был принят Федеральный закон «О лизинге», который впоследствии был одобрен Советом Федерации 14 октября 1998г. и подписан Президентом РФ 29 октября 1998г. [2].
Многие практики иособенно теоретики права сходились во мнении, что первоначальная редакцияЗакона содержала множество недостатков и вносила юридическую неразбериху приосуществлении лизинговых операций. Складывается впечатление, что егоразработчики при подготовке законопроекта и законодатель в процессе принятияЗакона исходили из того, что в российском и международном праве отсутствуюткакие-либо нормы, регулирующие договор лизинга. Только этим можно объяснитьналичие в данном Федеральном законе большого числа положений, противоречащих нетолько нормам ГК РФ, но и Конвенции о международном финансовом лизинге.Вносимые изменения в указанный закон несколько устранили имеющиеся егонедостатки.
Положительной чертойФедерального закона «О финансовой аренде (лизинге)» является наличие в нёмнорм, предусматривающих льготы для участников лизинговых отношений в областивалютного, налогового и таможенного законодательства. Так, лизингодателюпредоставлено право без лицензии Центрального банка России осуществлятьмеждународные операции, связанные с движением капитала, привлекать денежныесредства от нерезидентов РФ в целях приобретения предмета лизинга, в том числена срок более шести месяцев, но не превышающий срока договора лизинга. Ввоз натерриторию РФ и вывоз с её территории предмета лизинга в целях егоиспользования по договору лизинга на срок более шести месяцев, а также оплатаполной суммы договора лизинга за период, превышающий шесть месяцев, несчитаются валютными операциями, связанные с движением капитала. Однако, с точкизрения эффективного применения указанных норм было бы предпочтительней включитьих соответственно в законодательство о валютном регулировании и валютномконтроле, налоговое и таможенное законодательство.
Отметим также некоторыеположения Закона, имеющие немалое практическое значение во взаимоотношенияхмежду участниками лизингового договора и налоговыми органами:
· Во-первых,лизинговые платежи должны относиться лизингополучателем на себестоимостьпродукции (работ, услуг), производимой с использованием объекта лизинга, или нарасходы, связанные с основной деятельностью, т.е. указанные суммы не включаютсяв налогооблагаемую базу лизингополучателя для начисления налога на прибыль.
· Во-вторых,стороны договора лизинга вправе по взаимному соглашению применять ускореннуюамортизацию предмета лизинга. Амортизационные отчисления производитбалансодержатель предмета лизинга.
· В-третьих,доходом лизингодателя по договору лизинга является его вознаграждение, априбылью – разница между доходами лизингодателя и его расходами наосуществление основной деятельности лизингодателю.
2.2 Результаты лизинговойдеятельности в России
Лизинговые операции использовалисьеще в СССР.
В России в 1990 г. стали создаваться специализированные лизинговые компании. Компания «Балтийский лизинг»занималась лизингом морских и речных судов, автотранспорта, компьютеров,объектов недвижимости, торгово-лизинговая компания «Россия» — лизингомстаночного оборудования, электронных систем, прокатных станов.
Активизировалась лизинговаядеятельность в России после 1994 г. Активизация лизинговой деятельности объясняется тем, что, с одной стороны, в стране были сформированы определенные рыночныеструктуры, которые предопределяют эффективное использование лизинговыхопераций. С другой стороны, стала остро выявляться необходимость в инвестицияхдля обновления производственно-технического потенциала предприятий, дляприобретения конкурентоспособной техники. Потребность в инвестициях не моглабыть удовлетворена традиционными методами. Использование же лизинга позволяло получитьдополнительный источник для реализации инвестиционных процессов.
Считается, что важным этапом вразвитии лиизинговых сделок в России являются операции Международногопромышленного банка (МБП) [4, с. 11]. В 1994г. банком был прокредитован проектнефтеперерабатывающего завода, нацеленный на создание нефтяных коксов дляиспользования в электродной и алюминиевой промышленности. Освоение этойпродукции позволило освободиться от импорта, улучшить экологическую обстановкув районах, где расположены предприятия электродного и алюминиевогопроизводства. МБП был подготовлен также ряд программ, предусматривающихиспользование лизингового механизма для развития промышленности Камчатки,Хабаровского края и других районов Дальнего Востока.
В 1994 году на основе объединения15 российских лизинговых компаний была создана Российская ассоциация лизинговыхкомпаний (Рослизинг). Рослизинг выполняет методические, организационные иинформационные функции, предусматривающие развитие лизинга в России. Средиэтих функций важнейшими являются следующие:
àсодействиеразвитию рынка лизинговых услуг;
àразработкасовместно с органами государственного управления стратегических направлений ипрограммы развития лизинга в России;
àподготовкапроектов законодательных актов, юридических и правовых основ внутреннего имеждународного лизинга;
àпредставление изащита интересов членов Ассоциации в государственных органах, экономических,внешнеторговых и общественных организациях как на территории России, так и зарубежом;
àкоординация деятельности лизинговыхорганизаций;
àобъединение ихсредств для осуществления совместных проектов.
Рослизинг – член Европейскойлизинговой ассоциации «Евролизинг».
Оригинальный подход к внедрениюлизинговых операций проявила нефтяная корпорация «ЛУКойл». В конце 1995 г. она учредила лизинговую компанию «ЛК-Лизинг», которая взяла на себя поставкиоборудования для всех дочерних структур холдинга. Переход к лизингу руководствообъединения объясняет серьезными налоговыми льготами, возникающими при такомметоде поставок оборудования [5, с. 10].
В 1995 г. в Лондоне и Франкфурте-на-Майне были проведены первые международные конференции с участием российскихлизинговых компаний.
В настоящее время в Россиифункционирует значительное число лизинговых компаний различных направленийдеятельности. Основными объектами лизинговой деятельности являются: легковыеавтомобили, удельный вес которых достигает 39 % от всех лизинговых сделок; 24 %приходится на машины и промышленное оборудование; 14 % — на компьютеры и офисноеоборудование; 14 % — на грузовые автомобили; 4 % — на самолеты, суда,железнодорожный состав; 5 % — на прочее оборудование.
Доля лизинга в ВВП в 2007 годусоставила 2,1%, а в инвестициях в основные средства — 11%. В мировой практикемаксимальные значения этих показателей составляют 5% и 38% соответственно.Российский лизинговый рынок может побить этот рекорд уже к 2013 году [9].
2.3 Перспективылизинговой деятельности в России в условиях мирового финансового кризиса
2.3.1 Лизингавтотранспорта
На международной конференции «Лизинг в России: Возрождениенадежд в эпицентре глобального финансового кризиса», прошедшей в Барселоне30—31 октября 2008 года и собравшей руководителей лизинговых компаний, на долюкоторых приходится две трети российского лизинга, отмечалось, что, несмотря навсю пагубность, кризис — наиболее подходящее время, чтобы остановиться,оглянуться, объективно определить, каковы перспективы лизинговой отрасли, какпозиционируется та или иная компания на рынке, в отдельных его сегментах, врегионах; разработать сценарии деятельности в посткризисный период.
В 2007 годустоимость новых договоров лизинга коммерческого автотранспорта достигла$7549 млн. Почти две трети этой суммы приходилось на лизинг грузовиков,более четверти — на легковые автомобили и десятая часть — на автобусы ипассажирские микроавтобусы.
Причем втечение пяти лет среднегодовые приросты составляли 81,7%[11]. Финансовый кризисвнес существенные коррективы в эту динамику. Действительно, ряд лизинговыхкомпаний приостановил фондирование новых проектов, повысился объем неплатежейлизингополучателей, началось сокращение персонала лизингодателей, сужениефилиальной сети. Оказались затронутыми интересы практически всех лизинговыхкомпаний, а также поставщиков автотранспорта, лизингополучателей. Тообстоятельство, что некоторые лизингодатели сообщают о росте своего бизнеса,несмотря на все проблемы, привнесенные кризисом, только отчасти скрашиваютобщую негативную картину.
Последниеизменения в налогообложении отличаются дуализмом. Отменена ускореннаяамортизация для первых трех амортизационных групп, и это приведет к сокращениюлизинговых сделок с малолитражными автомобилями. В то же время снятыограничения по применению замедленной амортизации для легковых автомобилейстоимостью свыше 600 тыс. руб. и пассажирских микроавтобусов, ценакоторых превышает 800 тыс. руб. В результате налоговые измененияприведут к удлинению средних сроков договоров лизинга коммерческогоавтотранспорта [11].
С 1 января2009 года уменьшилась на четыре процентных пункта ставка налога на прибыль,что, конечно, приветствуется. Однако налоговое преимущество приобретенияавтотранспорта по лизингу по сравнению с кредитом несколько сократится.
В другихстранах сокращались льготы по лизингу, но при этом объемы нового бизнеса росли.Это обусловлено тем, что увеличивалось количество нужных пользователям услуг.Цена лизинга всегда важна и значима, но она нередко отступает на второй план посравнению с услугами, предоставляемыми лизингодателями. В отечественном лизингеавтотранспорта их насчитывается до 30. Например, «Глобус-Лизинг»,«КамАЗ-Лизинг» в рамках полнооперационного лизинга удовлетворяют потребностиклиентов в текущем и капитальном ремонте, выезде специалистов к местунахождения техники, сервисном обслуживании по нормам производителя, оперативнойдоставке запчастей, возможности транспортировки автомобилей в регионы,подменном автомобиле на период ремонта и сервисного обслуживания и т. д.
Рядлизинговых компаний столкнулись с требованиями банков изменить процентныеставки по действующим договорам. На конференции в Барселоне представителигерманских компаний заявили, что в их стране такая практика недопустима. У насже это становится обычаем делового оборота. Поскольку погашение задолженностипо кредитам осуществляется за счет лизинговых платежей, то лизингодателивынуждены заниматься пересчетом сумм к уплате по договорам лизинга.Лизингополучателям стали предлагать досрочное завершение сделок.
Осенью 2008года участились дефолты лизингополучателей. Ранее отношение суммы задолженностипо договорам, по которым предусматривалось изъятие имущества унеисполнительного лизингополучателя, к величине всего портфеля лизинговойкомпании составляло 0,3—0,5%. Сейчас этот показатель вырос почти на порядок [11].
Лучшимисходом для лизингодателей по сделкам с лизингополучателями, находящимися впредбанкротном состоянии, является получение своей собственности обратно.Последующая продажа автотранспорта позволяет сократить потери. Худший сценарийдля лизингодателя — это судебное разбирательство, растянутое во времени.Правда, Федеральная служба судебных приставов по инициативе секции лизинга ТППРФ 30 октября 2008 года приняла решение считать правомерным внесудебноевзыскание на основании исполнительной надписи нотариусов.
Некоторыелизингодатели, например «КамАЗ-Лизинг», во взаимоотношениях с неисполнительнымилизингополучателями стали использовать нормы законодательства о банкротстве,позволяющие инициировать процедуру банкротства при двух подряд неплатежах исумме задолженности свыше 100 тыс. руб. Таким образом можнопреодолеть нежелание платить, когда средства на счете лизингополучателяимеются.
Лизингомразличных видов автотранспортных средств занимается более двух десятковкомпаний, учредителями которых выступают западные автоконцерны, зарубежныелизингодатели, банки, инвестиционные фонды. В 2007 году удельный вес этихкомпаний в общем объеме автолизинга России составлял 32%. В первой половине2008 года данный показатель превысил уровень 40%, а по итогам года повысилсяеще на несколько процентных пунктов. Растут портфели у Europlan, «Вольво финанссервис Восток», ГК «Скания Лизинг». Это обусловлено большими возможностями вчасти привлечения финансирования; ростом обращений к ним компаний, которые несмогли получить кредиты в банках либо заявки которых не рассматривалисьлизингодателями, сократившими или приостановившими свою деятельность [11].
Выработка наодного работника у таких крупных немецких лизингодателей автотранспорта, какDeutsche Leasing и VR-Leasing, составляла соответственно €4738 тыс. и€2359 тыс. в год. Для сравнения отметим, что в компаниях, работающих нароссийском рынке,— ГК «Скания Лизинг» и Europlan — аналогичные показателиравнялись €4241 тыс. и €318 тыс. в год [11].
Объемфинансирования новых договоров лизинга в 2007 году составил $22 млрд. В 2008году этот показатель сократился, несколько изменилась и структурафинансирования [11].
Отметим дваварианта прогноза относительно перспектив финансирования лизинга в России.Первый — пессимистический. Все очень плохо. Кредитование почти закрывается длябольшинства лизинговых компаний на продолжительный срок, и многие лизингодателисворачивают свою деятельность. При таком сценарии будет нанесен более чемсущественный ущерб всей экономике России и в особенности ее инвестиционнойсфере.
Второйсценарий — оптимистический. Предоставляемые на долгосрочный период средства вбанковский сектор многих стран и России предусматривают платность, срочность,возвратность. Эти деньги надо отработать, их надо вернуть и, кроме того,заплатить проценты за право пользования. Наиболее привлекательный инструментдля решения этих задач — лизинг. Высокая доходность на российском рынке,увеличение разницы между ставками в мире и в России при банковскомкредитовании, по облигационным купонам, при секьюритизации лизинговых активов,других позиций финансирования в конечном итоге приведет к переливу капитала.Капитал всегда стремится туда и постольку, где и поскольку для него созданыболее благоприятные условия, в том числе по повышению уровня доходности навложенные средства. Но это произойдет не сразу. Понадобятся месяцы, чтобыфинансовые потоки начали восстанавливаться.
Вероятноповышение конкуренции на рынке капитала, которая, в свою очередь, повлияет вдальнейшем на сокращение ставок на отечественном рынке. В результате возможноеуменьшение темповых характеристик развития лизинга автотранспортных средств в2008—2009 годах может смениться их последующим ростом в 2010—2011 годах.
Возможностьвырваться вперед, скорее всего, получат те лизинговые компании, которые сумеютпривлечь более дешевые финансовые ресурсы. В связи с этим усилится процессконцентрации лизингового бизнеса и получат развитие сделки слияний и поглощенийлизинговых компаний, купли-продажи контрактов и портфелей.
Leaseuropeприменяет упрощенную методологию расчета уровня концентрации, согласно которойрасчет ведется по количеству компаний, владеющих определенной частьюлизингового рынка. В России четверть рынка автолизинга приходилась на долю пятилизингодателей, половина — у 14 компаний.
По даннымАссоциации лизинговых компаний Италии, на долю первых 15 лизингодателейкоммерческого автотранспорта этой страны приходилось 43,4% стоимости всехсделок. Для сравнения отметим, что в России уровень концентрации автолизингабыл более высоким — 51,8% [11].
Наконференции в Барселоне и в обращении правительства к Северо-Западнойлизинговой ассоциации предлагалось:
—предоставить лизинговым компаниям, как и банкам, право на получение кредитов наподдержание ликвидности и на реализацию новых проектов. Это позволит повыситьконтроль за обоснованным использованием государственных средств в периодкризиса;
—предусмотреть при выдаче кредитов банкам адресность их использования, указав,что в определенном объеме они должны быть направлены для реализацииинвестиционных проектов, включая лизинговые;
— ввестимораторий на одностороннее повышение банками ставок по уже заключеннымдоговорам;
—предусмотреть введение в действие механизма ускоренной амортизации скоэффициентом не выше трех при линейном методе начисления амортизации дляпервых трех амортизационных групп с 1 января 2010 года. Это позволит ненарушить принципы Гражданского и Налогового кодексов по двум основаниям: законобратной силы не имеет; вносимые изменения не должны привести к ухудшениюположения налогоплательщика;
—законодательно закрепить в Налоговом кодексе право лизинговых компаний наиспользование инвестиционной льготы, предоставленной производственнымпредприятиям, и др.
Скорее всего,предложенные меры позволят придать импульс инвестиционной активности в стране,поскольку в деятельности лизинговых компаний аккумулируются интересы большогоколичества предприятий и организаций.
2.3.2 Лизинг в нефтегазовой отрасли
Высокий уровень износа оборудования в нефтегазовой отрасли,планируемые налоговые послабления и огромные финансовые обороты добывающихпредприятий сулят лизинговым компаниям хорошие перспективы. Однакоспецифические риски ограничивают число лизингодателей, работающих в данномсегменте.
Износосновных фондов в добывающей промышленности сегодня превышает 50%. Еще хужеобстоят дела в транспортной инфраструктуре, через которую распределяютсяпроизводимые ресурсы: средний износ трубопроводной сети в ТЭКе составляет более65% [13].
Интенсивнаянефтедобыча, которая велась в последние десятилетия, привела к значительномуусложнению условий извлечения нефти на многих месторождениях и истощиламатериальную базу отрасли.
Сказывается изначительное отставание во внедрении современных технологий бурения,переработки, а также глубокий кризис геологоразведки. Поэтому сегодня отраслитребуются огромные средства на разведку, обустройство и разработку новыхместорождений, ввод в эксплуатацию новых скважин, развитие инфраструктурытранспортировки продукции и т. д. Это создает самые широкие возможностидля использования лизинговых технологий финансирования. Платежеспособностькомпаний при этом обеспечивается высокими текущими ценами на энергоносители.
Добывающие иперерабатывающие компании пока не очень активно инвестируют средства впереоснащение основных фондов. В то же время показатели их инвестиционныхпрограмм в абсолютном выражении очень велики, что делает сегмент оборудованиядля добычи и переработки нефти и газа достаточно перспективным для лизинговыхкомпаний.
Например,инвестиции в добычу одной только компании «Газпром нефть» до 2020 года, по ееданным, могут составить около $45 млрд. [13]. Кроме того, последниенововведения в отечественном налоговом законодательстве, обозначившие тенденциюотказа от полного изъятия «ресурсной ренты» у нефтяных компаний, такжеположительно отражаются на инвестиционной активности компаний.
В общемобъеме российского рынка лизинга в 2007 году сегмент оборудования длянефтедобычи и переработки занял 4,5%, объем нового бизнеса в сегменте (суммановых заключенных сделок) составил около 44,87 млрд руб. (в 2005 году— около 1,44 млрд руб.) [14].
В сегментеоборудования для газодобычи и переработки в 2007 году было заключено новыхдоговоров лизинга почти на 2 млрд руб., доля сегмента на рынке —0,2%. Очевидно, такой относительно «небольшой» объем инвестиций в отрасльгазодобычи объясняется, в частности, тем, что на момент оценки не были учтеныпоказатели ООО «Газтехлизинг», уполномоченной компании по обслуживаниюлизинговых проектов ОАО «Газпром» (постановление ОАО «Газпром» № 31 от 22 мая2003 года). Лизинговый портфель ООО «Газтехлизинг» на конец 2007 года составлял18,3 млрд руб., а в первом полугодии 2008 года компания заключилановых сделок еще на 12,7 млрд руб. Всего же ОАО «Газпром», поинформации, опубликованной в СМИ, в 2008—2010 годах планирует вложить вразвитие производства и транспортировки газа почти 2 трлн. руб. [14].
В сегментеоборудования для добычи и переработки нефти и газа заключаются сделки как состандартными предметами лизинга (железнодорожный подвижной состав и грузоваятехника для перевозки сырья и продукции), так и со специфическими — буровым,сервисным, измерительным, геологическим и другим оборудованием.
Первая частьуказанной техники обладает достаточно высокой ликвидностью — вагоны-цистерны,автотранспорт, насосное оборудование и трубы НКТ пользуются высоким спросом. Вто же время специфическая часть оборудования несет в себе и специфические рискиввиду узкой сферы его применения (например, недвижимые неразборныеконструкции).
В целомлизинговая компания, работающая в сегменте нефтегазового оборудования, должнауделять пристальное внимание анализу бизнеса и финансового состояния своегопотенциального лизингополучателя. Ведь ее кредитные риски покрываютсяисключительно за счет устойчивого финансового положения клиента.
Реализацияпредмета лизинга в случае дефолта лизингополучателя стороннему покупателю можетстать серьезной проблемой. К примеру, нефтяная скважина — это фактически тонныбетона и замурованная в них вышка для выкачивания нефти. Сама скважина при этом— это недра, которые в лизинг передаваться не могут. Таким образом, принаступлении дефолта лизингополучателя лизинговая компания (не имеющая лицензиина разработку месторождения) станет владельцем недвижимости, которую, как шутятсами лизингодатели, можно использовать только в качестве наблюдательнойплощадки за пожарами в степи да тушканчиками в теплых регионах.
Помимовозможных финансовых проблем клиента существуют законы природы, по которымместорождение нефти (газа) рано или поздно опустеет. В этом случаеоборудование, поддающееся демонтажу, неизбежно придется снимать и перевозить нановое месторождение либо продавать. Поэтому зачастую вопросы дальнейшейреализации добывающей техники прорабатываются лизингодателями еще на этапезаключения сделки.
Второйособенностью работы с добывающим оборудованием является то, что данная техникаочень часто функционирует в агрессивной среде, а также в отдаленных регионах сзатрудненным доступом. Это означает, что у лизингодателя возникает проблемаобеспечения качественной страховой защиты оборудования в условиях ограниченногочисла страховых компаний, работающих с подобными рисками.
На фоневысокого (и одновременно платежеспособного) спроса на финансирование со сторонынефтегазовых компаний активно предлагают свои услуги независимые лизингодателив надежде получить крупные выгодные контракты. Сегодня сегмент лизинга техникидля нефте- и газодобычи относительно «рыночный», но имеет достаточно «высокийбарьер входа». Его «высота» обусловливается главным образом двумя факторами.
«Во-первых,необходимо, чтобы в штате лизинговой компании были специалисты, разбирающиесяне только в финансах, но и в технологиях. Ведь реализовать контракт по поставкетелеметрической системы для установки горизонтального бурения, производимой,например, поставщиком в Шотландии, гораздо сложнее, чем контракт на поставкуавтомобиля или даже стандартного металлообрабатывающего станка,— утверждаетЮрий Никишев, заместитель генерального директора ЗАО «Центр-Капитал».—Во-вторых, это наличие прочной базы фондирования операций. В этих отрасляхсуммы вовсе не самых выдающихся контрактов легко достигают величин в несколькосот миллионов рублей. А длительные сроки изготовления и эксплуатации многихвидов оборудования требуют для финансирования их поставок денег соответствующейдлины» [13].
Здесьвозникает еще одна особенность работы с данным видом оборудования —взаимодействие с поставщиками. Технику для добычи и переработки нефти и газа вРоссии производит очень небольшое количество предприятий, что дает имвозможность диктовать свои условия поставок. Значительное количествооборудования, особенно технологически нового и сложного, закупается узарубежных производителей, которые также работают в низкоконкурентной среде.
«В то жевремя компании, предъявляющие спрос на подобное оборудование, занимаютлидирующее положение на российском рынке (обычно это «голубые фишки»), азначит, очень чувствительны к ценовым и прочим условиям сделки. Соответственно,немногие лизинговые компании могут предложить конкурентные условияфинансирования»,— отмечает Галина Костылева, управляющий директор ООО«Райффайзен-Лизинг» [13].
Это значит,что лизинговая компания, работающая в сегменте оборудования для нефте- игазодобычи, должна обладать возможностью эффективно прорабатывать сделки,добиваясь приемлемых условий поставок с одной стороны и выгодных условийфинансирования для лизингополучателя — с другой.
2.3.3Деятельность отечественных и зарубежных лизинговых компаний на внутреннем ивнешнем рынках
Ни мировой финансовый кризис, ни проблемы с фискальнымиорганами не помешают отечественным лизингодателям в ближайшей перспективеудерживать лидерство на внутреннем рынке. Однако с реализацией международныхамбиций придется подождать — для выхода на внешние рынки российским компаниямне хватает ни сил, ни желания.
Западныелизинговые компании начали активно выходить на российский рынок финансовойаренды примерно пять лет назад. Сегодня лизинговые подразделения практическивсех крупных мировых западных финансовых групп представлены в России. Например,германо-австрийский холдинг VB-Leasing учредил на российском рынке дочернююкомпанию «ФБ-Лизинг», итальянская группа Uni Credit создала в РФ компанию «ЛокатЛизинг Руссия». У нас также работают группы ING Group (подразделение ING Leaseв России) и Taxi Lease (компания «Транспорт Лиз») из Нидерландов, Parex Bank(компания «Парекс-Лизинг») из Латвии, BNP Paribas (компания Arval) из Франции,транснациональные «Брансвик Рейл Лизинг» (финансовая группа «Брансвик») и«Ханса Лизинг» (банк «Ханса»), Hyundai («Хендэ Лизинг») из Южной Кореи идругие.
Как сейчасотечественные лизингодатели сосуществуют с многочисленными и сильнымииностранными конкурентами и готовы ли российские игроки сегмента финансовойаренды побороться с западными компаниями на международном рынке? Эти вопросыинтересуют сейчас многих участников отрасли и непосредственно потребителейлизинговых услуг. В СМИ еще несколько лет назад много говорили о том, чтоиностранцы легко отнимут кусок хлеба у отечественных игроков. Однако этимрачные прогнозы не оправдались, считает Александр Кожевников, генеральныйдиректор компании «Авангард-Лизинг». «Про угрозу со стороны западных компанийговорят с 2000 года, как только стало понятно, что российская экономика неумерла. Однако с 2003 года присутствие на рынке иностранных игроковпринципиально не выросло», — поясняет он. Пять лет назад российский рыноклизинга был очень нестабильным, а сейчас отрасль сложилась и крупнейшие игрокиопределились. «Если посмотреть сегодня на список крупнейших лизинговыхкомпаний, увидим, что иностранный капитал заявляет о себе только во второйдесятке, — отмечает Александр Кожевников. — Но это, разумеется, не повод сидетьсложа руки, надо работать. Впрочем, недооценивать себя тоже не следует» [13].
«Избольшинства публикуемых рейтингов следует, что ведущие позиции с точки зренияразмера портфеля и новых инвестиций пока принадлежат российским компаниям, —поддерживает Аркадий Герасенко, генеральный директор ING Lease в России. —Иностранные компании, конечно же, присутствуют на российском рынке, но не втаком количестве и качестве, как могли бы» [13]. Дело в том, что в Россииотечественные лизингодатели растут более быстрыми темпами, чем иностранные. Поданным генерального директора компании «ФинСтройЛизинг» Сергея Кирьянова,сейчас отечественные лизингодатели прочно держат основную долю на рынкелизинговых услуг, а вот экспансия зарубежных компаний возрастает главнымобразом за счет западных банков, доля которых на рынке капитала в Россииувеличивается очень быстро.
Болееуспешный путь интеграции отечественных лизингодателей на западные рынки — этосотрудничество с иностранными поставщиками техники и других объектов лизинговыхсделок. Более того, оборудование и техника иностранного производства сегодняфаворит российского лизингового рынка. Эта тенденция касается большинстваотраслей финансовой аренды. Иностранная техника не лидирует лишь в совсем ужспецифических направлениях лизингового бизнеса, например в секторе финансовойаренды железнодорожной техники или недвижимости, когда в лизинг сдаются офисы ипроизводственные площади. Особенно популярно приобретать в финансовую арендувысокотехнологичное оборудование иностранного производства.
Какпризнаются потребители лизинговых услуг и сами операторы финансовой аренды,импортное оборудование отличается большей производительностью и лучшимитехническими характеристиками, а значит, имеет более длительный периодэксплуатации. Поэтому российские предприятия охотнее покупают оборудование,произведенное на Западе, нежели отечественную технику. Да и самим лизинговымкомпаниям покупка импортного оборудования чаще всего обходится дешевле за счеторганизации финансирования поставок напрямую из-за рубежа. Западные банкиположительно относятся к кредитованию поставок в другие страны. Более того,существуют специальные программы по поддержке экспорта оборудования. Онипредусматривают дешевое кредитование российских лизинговых компаний зарубежнымибанками, под иностранную же технику. При этом широкое распространение имеютпрограммы, организованные крупными производителями при поддержке собственныхфинансовых подразделений. А еще импортные сделки выгодны лизинговым компаниям,так как они дают репутацию добросовестного заемщика в глазах иностранныхбанковских структур. То есть чем больше компания занимает, тем больше у неевозможностей получить еще более выгодное финансирование, конечно, при наличиихорошей кредитной истории.
Заключение
Лизинг становится гибким имногообещающим экономическим рычагом способным привлечь инвестиции,способствовать подъему отечественного производства, привлечь капитал в жизненноважные отрасли экономики страны, обеспечить реальную поддержку малому бизнесу,обеспечить долгосрочный и надежный доход для коммерческих банков и т. п. Налицо огромный потенциал лизинга в России.
Власти, продекларировавполитику благоприятствования лизингу как инвестиционному инструменту, запоследние годы подготовили солидную нормативную базу. К сожалению не всельготы, определенные законом, подкреплены инструкциями на местах и фактическине выполняются.
В заключение стоит ещераз подчеркнуть, что лизинг не является дешевой заменой кредита. Существуютопределенные преимущества финансирования оборудования основных средств, нонавыки кредитования и оценка финансовых потоков оказывается настолько жекритичными, как при необеспеченном кредите. Другими словами пропадает основнойпривлекательный момент для лизингополучателей (в частности для малого бизнеса),заключающийся в том чтобы начать дело без достаточных средств, но свысокоэффективным проектом, так как и при лизинге банки требуют предоставлениязалога (объект лизинговой сделки может представлять ценность для проекта, но необладать ликвидностью в той мере, чтобы покрыть издержки банка).
Таким образом, лизингстал эффективным инструментом обслуживания инвестиционных проектов “своих”клиентов банка. Но потенциал лизинга в России очень велик и государством илизинговыми компаниями проделана огромная работа.
Отраслями, наиболеепривлекательными для развития российского лизинга, эксперты считают сельскоехозяйство, строительство, тяжелое машиностроение, транспорт (авиа- исудоперевозки), а также малое предпринимательство. Именно здесь, по их мнению,следует ожидать активизации лизинговой деятельности.
Сейчас Россия переживаетэкономический кризис, и поэтому остро нуждается в капитале для инвестированияво все отрасли хозяйства. И, как уже это было рассмотрено выше, одним изнаиболее эффективных способов привлечения необходимого инвестиционного капиталаявляется лизинг, как внутренний, так и международный.
На мой взгляд, нашейстране не хватает комплексной программы в рамках которой был бы один изследующих элементов:
— была бы продуманна исоздана более развитая инфраструктура рынка лизинговых услуг, которая включалабы: подготовку квалифицированных кадров, информационное освещениепредоставляемых услуг;
— предоставление банкамболее широкого спектра льгот при долгосрочном кредитовании лизинговых сделок(более 3-х лет);
— развитие системыгарантий, чтобы избежать 100 % залога при лизинге (например, страхование).
— наряду с уже принятымимерами (отсутствие валютного контроля при контрактах международного лизинга),усилить комплекс мер по привлечению иностранных инвестиций в рамках лизинга.
Такая программа смогла быподтолкнуть коммерческие банки вместо получения сомнительных, рисковых прибылейв краткосрочном периоде переориентироваться на долгосрочное инвестированиесредств в российскую экономику для получения уверенной прибыли.
Списокиспользованных источников и литературы
1. ГражданскийКодекс Российской Федерации (§ 6, Статьи 665 — 670). {Электронный ресурс}/Правовая системаГарант. — Режим доступа:
www.garant.ru/
2. Федеральный законот 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ “О лизинге”. {Электронный ресурс}/Правоваясистема Гарант. — Режим доступа: www.garant.ru/
3. Лизинг. Правовые основы лизинговойдеятельности в Российской Федерации. – М.: Издательство «Ось-89», 2006. – 128стр.
4. Кабатова Е. В. Лизинг: правовое регулирование, практика. – М.:ИНФРА-М, 2007. – 204 стр.
5. Васильев Н. М., Катырин С. Н.,Лепе Л. Н. Лизинг как механизм развития инвестиций и предпринимательства. – М.:ООО Издательско-консалтинговая компания «ДеКа», 2005. – 280 стр.
6. Денежное обращение и банки:Учебное пособие / Под ред. Белоглазовой Г. Н., Толоконцевой Г. В. – М.: Финансыи статистика, 2005. – 272 стр.: ил.
7. Финансы, денежное обращение икредит. Учебник / Под ред. Сенчагова В. К., Архипова А. И. – М.: «Проспект»,2006. – 496 стр.
8. Деньги. Кредит. Банки. Учебник длявузов / Под ред. Жукова Е. Ф. – М.: «Банки и биржи», «ЮНИТИ», 2007. – 662 стр.
9. Логвинов М. Непаханое поле российскоголизинга {Электронный ресурс} // Профиль.-17.03.2009.-Режим доступа: www.profile.ru/
10. Хохлов О. Лизинг перешёл всеграницы {Электронный ресурс}// Коммерсант Business Guide. – 13.10.2008.- Режим доступа: www.banki.ru/
11. Газман В. Лизинг на перекрёсткекризиса {Электронный ресурс} //Коммерсант Business Guide.- 02.02.2009.- Режим доступа: www.finansmag.ru/
12. Алейникова В. Лизинг проситпомощи {Электронный ресурс} // РБКdaily.- 18.11.2008.- Режим доступа: www.rbcdaily.ru/
13. Аналитики: основные проблемылизинговых компаний {Электронный ресурс} //РосФинКом.- 16.03.2009.- Режим доступа: www.rosfincom.ru/
14. Романовский Р. Интенсивный лизинг{Электронный ресурс} //Коммерсант Business Guide.- 26.02.2009.- Режим доступа: www.banki.ru/