Реферат по предмету "Финансовые науки"


Краткосрочная финансовая политика

Содержание
1. Расширение сферы финансового планирования в рамкахкраткосрочной финансовой политики
2. Цена как объект краткосрочной финансовой политики
Список используемой литературы
1. Расширение сферыфинансового планирования в рамках краткосрочной финансовой политики
Под финансовым планированием понимаютсовокупность мероприятий по составлению и выполнению планов формированиядоходов и расходов.
Финансовое планированиеявляется важным элементом корпоративного планового процесса. В краткосрочнойфинансовой политике обеспечивает предварительный контроль за образованием ииспользованием материальных, трудовых и денежных ресурсов, создает предпосылкиукрепления финансового состояния предприятия. Краткосрочное финансовоепланирование невозможно без планирования хозяйственной деятельности. Но неследует считать финансовое планирование пересчетом тех или иныхпроизводственных показателей.
Финансовый план являетсячастью бизнес планирования краткосрочной финансовой политике. Он призванобобщить материалы, изложенные в описательной части планирования, для тогочтобы представить их в стоимостном выражении.
В наше время в России вусловиях рыночной экономики и большом уровне неопределенности, нестабильностидля предприятия краткосрочное финансовое планирование является одним из самыхважных элементов ее деятельности. Основной целью любой коммерческой организацииявляется получение прибыли, а это невозможно без тщательного планирования всехфинансовых потоков и процессов предприятия, внешних и внутренних связей.
В условиях рыночнойэкономики выживают только те фирмы, которые с помощью краткосрочного финансовогопланирования как бы видят на два шага вперед, прогнозируют финансовую ситуациюв зависимости от изменения различных внешних и внутренних факторов. Предприятиязаинтересованы в том, чтобы иметь реальные представления о своих возможностях[4, с.145].
Финансовое планирование врамках краткосрочной финансовой политики связано с одной стороны, с желаниемпредотвратить возможные ошибки в финансовой деятельности, а с другой с тем, чтобыиспользовать все возможности (в рамках закона) для получения прибыли. В этихцелях желательно учитывать последствия инфляции, изменения ситуации на рынке,нарушение договорных обязательств партнерами и даже возможность измененияполитической ситуации [7, с.27].
Краткосрочное финансовоепланирование помогает своевременно выполнять обязательства перед бюджетом,различными фондами, банками и другими кредиторами, тем самым защищая фирму отприменения к ней штрафных санкций.
Финансовое планирование врамках краткосрочной финансовой политики представляет собой процесс разработкифинансовых планов и плановых показателей по обеспечению предприятия финансовымиресурсами и увеличению эффективности ее деятельности на определенном отрезкевремени [1, с.214].
Краткосрочное финансовоепланирование воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретныхпоказателей, дает возможность определить насколько перспективен тот или инойпроект, новое направление деятельности. Также краткосрочное финансовоепланирование является инструментом получения инвестиций [8, с.37].
Основные задачифинансового планирования в рамках краткосрочного финансовой политикипредприятия:
-контроль зафинансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия;
-определениепутей вложения капитала, оценка эффективности его использования;
-обеспечениенеобходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной ифинансовой деятельности;
-выявлениявнутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использованияденежных средств [2, с.215].
Методы финансового планирования врамках краткосрочной финансовой политики
Планирование финансовых показателейосуществляется с помощью нескольких методов. Методы планирования – этоконкретные способы и приемы плановых расчетов. К ним относятся: экономическогоанализа, нормативный, балансовых расчетов, денежных потоков, методмноговариантности, экономико-математическое моделирование.
Метод экономического анализапозволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральныхи стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. Этот методприменяется при изучении динамики различных показателей за определенный периодвремени (несколько месяцев, лет).
Содержание нормативного методафинансового планирования заключается в том, что на основе заранее установленныхнорм и нормативов определяется потребность предприятия в финансовых ресурсах иисточниках их образования.
Нормативный метод финансовогопланирования является одним из наиболее используемых. Поэтому актуальнойпроблемой каждого предприятия является разработка экономически обоснованныхнорм и нормативов для формирования и использования денежных ресурсов иорганизация контроля за их соблюдением всеми подразделениями предприятия.
Использование метода балансовыхрасчетов для определения будущей потребности в финансовых средствахосновывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьямбаланса на определенную дату в перспективе. Балансовый метод применяется припрогнозе поступлений и выплат из денежных фондов, квартального плана доходов ирасходов, платежного календаря и т.д.
Метод денежных потоков носитуниверсальный характер при составлений финансовых планов и помогает припрогнозировании сроков и размеров поступления необходимых финансовых ресурсов.Этот метод основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную датуи подстраивании к этому всех расходов и издержек. Метод денежных потоков даетболее полную информацию, чем метод балансовых расчетов.
Метод многовариантности состоит вразработке нескольких взаимозаменяющих вариантов плановых расчетов, с тем,чтобы выбрать из них оптимальный. При этом критерии выбора могут быть разными.
Например, в первом варианте можнозаложить увеличение объема продаж за счет изменения ситуации на рынке, а вовтором уменьшение продаж из-за увеличения стоимости транспортировки товара.
Содержание экономико-математическогомоделирования в краткосрочном финансовом планировании заключается в том, чтооно позволяет определить количественное выражение взаимосвязей междуфинансовыми показателями и факторами, влияющими на их величину. Эта взаимосвязьвыражается через экономико-математическую модель, которая представляет собойточное математическое описание экономических процессов с помощью графиков, таблиц,уравнений и неравенств. В модель включают только основоопределяющие факторы.
При использованииэкономико-математического моделирования следует иметь в виду, что небольшойпериод исследования (месяц, квартал) не позволит выявить общие закономерности.Также нельзя брать и слишком большой период, так как любые экономическиезакономерности нестабильны и могут изменяться в течение длительного времени. Напрактике целесообразно использовать для перспективного планирования годовыефинансовые показатели за прошедшие 3-5 лет, а для текущего планирования –квартальные данные за 1-2 года.
Цель каждой фирмы подобрать такиеметоды финансового планирования, чтобы конечный результат оказывался как можноближе к прогнозу [2, с.211].
Процесс и этапы финансовогопланирования
Процесс финансового планированиявключает несколько этапов, таких как: анализ финансовой ситуации, разработка общейфинансовой стратегии фирмы, составление текущих финансовых планов, корректировка,увязка и конкретизация финансового плана, осуществление оперативногофинансового планирования, выполнение финансового плана, анализ и контрольвыполнения плана.
На первом этапеанализируются финансовые показатели деятельности предприятия за предыдущийпериод времени. Это делается на основе бухгалтерского баланса, отчета оприбылях и убытках, отчета о движении средств. Эти документы содержат данныедля анализа и расчета финансового состояния предприятия, а также служат основойдля составления прогноза этих документов. Основное внимание уделяется такимпоказателям, как объем реализации, затраты, размер полученной прибыли.Подводится общий итог, который дает возможность оценить финансовые результатыдеятельности фирмы и определить проблемы, стоящие перед ней.
Второй этап – эторазработка финансовой стратегии и краткосрочной финансовой политики по основнымнаправлениям деятельности фирмы. На этом этапе составляются основные прогнозныедокументы, которые относятся к перспективному финансовому планированию: прогнозотчета о прибылях и убытках; прогноз движения денежных средств; прогнозбухгалтерского баланса. Эти документы включаются в структурунаучно-обоснованного бизнес плана предприятия.
В процессе осуществлениятретьего этапа уточняются и конкретизируются основные показатели прогнозных финансовыхдокументов путем составления текущих финансовых планов.
На четвертом этапепроисходит состыковка показателей финансовых планов с производственными,коммерческими, инвестиционными, строительными и другими планами и программами,разрабатываемыми на предприятии.
Пятый этап – этоосуществление оперативного краткосрочного финансового планирования путемразработки оперативных финансовых планов фирмы.
Шестой этаппредусматривает осуществление текущей производственной, коммерческой ифинансовой деятельности фирмы, определяющей конечные финансовые результатыдеятельности в целом.
Завершается процесскраткосрочного финансового планирования на фирме анализом и контролем завыполнением финансовых планов. Данный этап заключается в определениифактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия,сопоставлении с запланированными показателями, выявлении причини следствийотклонений от плановых показателей, в разработке мер по устранению негативныхявлений.
Важно помнить, чтомаксимальной эффективности можно добиться только при последовательномвыполнении всех этапов процесса краткосрочного финансового планирования, таккак они взаимосвязаны [5, с.219].
Виды финансовогопланирования в рамкахкраткосрочной финансовой политики
Краткосрочное финансовоепланирование на фирме бывает трех видов и различается по типу составляемогоплана и сроку, на который он разрабатывается. Финансовое планирование в рамкахкраткосрочной финансовой политики бывает: оперативное, текущее и перспективное(стратегическое) (табл. 1).
Все виды краткосрочного финансовогопланирования на фирме связаны друг с другом и осуществляются в определеннойпоследовательности.
Таблица 1
Виды финансовогопланирования в рамках краткосрочной финансовой политикиВиды финансового планирования Перспективное (стратегическое) финансовое планирование Текущее финансовое планирование Оперативное финансовое планирование Формы разрабатываемых финансовых планов Прогноз отчета о прибылях и убытках; прогноз движения денежных средств; прогноз бухгалтерского баланса План доходов и расходов по операционной деятельности; план доходов и расходов по инвестиционной деятельности; план поступления и расходования денежных средств; балансовый план Платежный календарь, кассовый план Период планирования 1 -3 года 1 год Декада, квартал, месяц
Очень важно осознаватьтесную взаимосвязь всех видов финансового планирования. И то, что с переходомот одного вида планирования к другому цели, задачи, этапы осуществления ипоказатели более конкретизируются, становятся более четкими [6, с.157].
Перспективное финансовое планирование в рамках краткосрочной финансовойполитики.
В современных условиях перспективноефинансовое планирование охватывает период от одного года до трех лет. Оно состоитиз разработки финансовой стратегии предприятия, которая представляет собойопределение долгосрочных целей финансовой деятельности фирмы и выбор наиболееэффективных способов их достижения. Финансовая стратегия должна такжесогласовываться с общей стратегией фирмы, хотя она тоже оказывает на общуюстратегию определенное влияние [9, с.213]. При ее разработке очень важно четкои правильно определить период реализации стратегии. Большое внимание в процессеформирования финансовой стратегии должно отводиться анализу факторов внешнейсреды, изучению экономико-правовых условий финансовой деятельности фирмы. Такжеважно особое внимание уделять изучению факторов риска, отслеживать тенденции,происходящие на интересующем предприятие сегменте рынка, фиксировать иучитывать колебания курса валюты и направление экономического курса страны.
Следующий этап составления финансовойстратегии предприятия это формирование стратегических целей финансовойдеятельности. Главной целью должно стать максимальное увеличение рыночнойстоимости предприятия. Цели должны быть отражены в конкретныхпоказателях-нормативах. Заключительный этап разработки финансовой стратегиифирмы это оценка эффективности данной стратегии.
Результатомперспективного финансового планирования в рамках краткосрочной финансовойполитики является разработка трех основных финансовых документов (прогнозаотчета о прибылях и убытках, прогноза движения денежных средств, прогнозабухгалтерского баланса).
Основной целью создания этихдокументов является оценка финансового положения предприятия на конецпланируемого периода.
Текущее финансовое планирование в рамках краткосрочной финансовойполитики
Текущее планирование финансовойдеятельности является составной частью перспективного плана, оно основываетсяна разработанной финансовой стратегии и краткосрочной финансовой политике поотдельным аспектам финансовой деятельности и представляет собой конкретизациюего показателей. Разрабатываемые конкретные виды текущих финансовых планов даютвозможность предприятию определить на предстоящий период все источникифинансирования ее развития, сформировать структуру доходов и затрат фирмы,обеспечить постоянную платежеспособность, определить структуру активов икапитала фирмы на конец планируемого периода. Текущее финансовое планированиесостоит в разработке трех основных документов: плана движения денежных средств;плана отчета о прибылях и убытках; плана бухгалтерского баланса.
Основная цель этихдокументов – оценка финансового положения фирмы на конец планируемого периода.Текущий финансовый план создается на период в один год. Годовой финансовый планразбивается поквартально или помесячно. Текущие финансовые планы предприятияразрабатываются на основе данных о финансовой стратегии фирмы, результатахфинансового анализа за прошедший период, планируемых объемах производства иреализации продукции и других экономических показателях операционнойдеятельности фирмы. Также на разрабатываемые планы влияет действующеезаконодательство, система налогообложения и иные внешние факторы.
На основе этих данныхразрабатывается плановый отчет о прибылях и убытках. С помощью этого отчетапрогнозируется величина прибыли, которая должна быть получена в расчетномпериоде [7, с.75].
Далее разрабатываетсяплан движения денежных средств. Этот план учитывает все поступления и платежи,затраты и расходы, показывает чистый денежный поток, то есть избыток илидефицит денежных средств на определенный момент времени. План движения денежныхсредств составляется на год с разбивкой по кварталам и включает в себя двеосновные части: поступления и расходы. Эти части в свою очередь разбиты нарасходы (доходы) по типам деятельности: текущей, инвестиционной и финансовой.
Заключительным документомтекущего годового финансового плана является плановый баланс активов и пассивовна конец планируемого периода. Он показывает состояние имущества и финансовпредприятия в результате планируемой деятельности [4, с.96].
Цель разработкибалансового плана формирование оптимальной структуры капитала, обеспечивающейдостаточную финансовую устойчивость фирмы в будущем периоде.
Финансовый контрольосуществляется путем сопоставления реальных показателей с плановыми [8, с.187].Оперативноефинансовое планирование в рамках краткосрочной финансовойполитикиОперативное финансовое планированиеявляется логическим продолжением текущего финансового планирования. Оноосуществляется в целях контроля за поступлением фактической выручки нарасчетный счет и расходованием наличных финансовых ресурсов предприятия.Финансирование плановых мероприятий должно осуществляться за счет заработанныхпредприятием средств, а это требует эффективного контроля за формированием ииспользованием финансовых ресурсов. Оперативный план необходим для обеспеченияфинансового успеха предприятия. Он включает в себя составление и исполнениеплатежного календаря, кассового плана и расчет потребности в краткосрочномкредите [3, с.104].
В процессе составленияплатежного календаря решаются следующие задачи: организация расчета временногосовпадения денежных поступлений и предстоящих расходов предприятия; формированиеинформационной базы о движении денежных притоков и оттоков; ежедневный учетвсех изменений в информационной базе; анализ неплатежей (по суммам иисточникам) и организация мер по их преодолению и предотвращению; расчетпотребности в краткосрочном кредите в случае временного несовпадения денежныхпоступлений и обязательств, а также оперативное приобретение заемных средств; расчетвременно свободных средств предприятия, он производится по сумам и срокам; анализфинансового рынка с позиции наиболее надежного и выгодного вложения временносвободных средств.
Платежный календарьсоставляется на квартал с разбивкой на месяцы и более короткие периоды. При егоосуществлении необходимо следить за ходом производства и реализации, состояниемзапасов, дебиторской задолженности в целях предупреждения невыполненияфинансовых обязательств.
Кроме платежногокалендаря на предприятии должен составляться кассовый план – план оборота наличныхденежных средств. Этот план отражает поступление и выплаты наличных денежныхсредств через кассу. Он необходим для контроля за поступлением и расходованиемналичных средств. Банку, обсуживающему предприятие также необходим его кассовыйплан, чтобы составить сводный кассовый план на обслуживание своих клиентов вустановленные сроки. Кассовый план разрабатывается на квартал.
Краткосрочное финансовое планированиеявляется исключительно важным аспектом деятельности любого предприятия. Финансовоепланирование — это собой процесс разработки финансовых планов и плановыхпоказателей, которые помогают обеспечить предприятие финансовыми ресурсами иувеличить эффективность его деятельности в определенный период времени вбудущем. Оно дает возможность определить, насколько перспективен тот или инойпроект, новое направление деятельности. Также краткосрочное финансовоепланирование является инструментом получения инвестиций.
/>2.Цена как объект краткосрочной финансовойполитики
В связи с переходом крыночной экономике с ее более жесткими условиями в конкурентной среде – ценоваяполитика предприятия является ключевым фактором в области продвижения товара нарынок. Правильное установление цены на товар способствует развитию предприятия,формированию его имиджа, появлению новых контактов с потребителями продукции.
Определение цены являетсяодной из труднейших задач, стоящих перед любым предприятием. И именно ценапредопределяет успехи предприятия — объемы продаж, доходы, получаемую прибыль. Очень важно назначить цену таким образом, чтобы она неоказалась слишком высокой или слишком низкой.
Цена является одним изключевых элементов рыночной экономики. Это сложная экономическая категория,обусловленная товарным производством, при котором экономические отношенияпроявляются, главным образом, через рынок. Цена есть денежное выражениестоимости товара. Стоимость определяется затратами труда на производствотовара, то есть имеет трудовую природу.
Цены применяются в любойэкономической системе, но формируются и действуют по-разному: в плановойэкономике цена выступает как внешний регулятор, инструмент воздействия состороны правительства; в рыночной экономике — цена как часть саморегулированиярынка.
Цена — рыночный фактор,находящийся под воздействием рыночных законов: спроса и предложения,конкуренции, монополизации.
По классической схемевозможны следующие варианты:
1) если спрос превышаетпредложение (рынок потребителя), то цена увеличивается, и наоборот; если спросравен предложению, то устанавливается равновесная цена;
2) конкуренция междупродавцами (рынок потребителя) ведет к снижению цены и ее стабилизации наопределенном уровне; конкуренция между покупателями (рынок производителя) вызываетрост цены;
3) монополизация оборачиваетсяустановлением завышенных цен на продаваемые монополиями товары и заниженных напокупаемые ее товары.
Ценообразование вкраткосрочной финансовой политики выступает задающей частью ценового механизма,оно предопределяет величину цен. При формировании цены существует: — нижнийпредел цены, ниже которого продавец не может снизить цену и продать товар, т.к. полученный от продажи доход не компенсирует вложенных в производство(приобретение) средств;
— верхний предел,обусловленный платежеспособностью покупателя и его готовностью купить товар [14,с.146].
Цена может изменяться впределах этих границ под воздействием субъективных и рыночных факторов.
Для достижения целейкраткосрочной финансовой политики значительную роль играет ценовая политика. Сущностьцены в краткосрочной финансовой политике проявляется в их функциях. Функции ценобусловлены функциями денег, т. к. без денег нет цен, а деньги без цен не имеютэкономического смысла. Выделяют следующие основные функции цены:
1. Измерительная.Благодаря цене удается измерить, определить количество денег, которыепокупатель должен уплатить, а продавец получить за свой товар.
2. Учетная. Цена — денежное выражение общественно признанных затрат труда и полезности товара. Длянормального развития экономики характерно соответствие суммы цен и суммытоварной массы. Нарушения этого соответствия приводят к нарушениям в процессевоспроизводства.  
С помощью ценырассчитываются производительность труда, рентабельность товара и производства,фондоотдача и т. д.
3. Регулирующая. Ценавыступает как инструмент регулирования экономических процессов: уравновешиваетспрос и предложение.
4. Стимулирующая.Стимулирующее воздействие цены заключается в том, что ее уровень служитстимулом к применению более экономных методов производства и наиболее полномуиспользованию ресурсов. Посредством системы цен реализуются экономическиеинтересы всех участников производства. Положительная роль цены заключается вснижении себестоимости и, в результате, в увеличении прибыли.
6. Перераспределительная.Цена способствует перераспределению капитала, направляя его в наиболееэффективные и прибыльные отрасли.
7. Информационная. Ценаинформирует о предложении товара, его величине, о том, сколько продавец хочетполучить за свой товар. Такая информация воздействует на состояние рынка иформирует позицию покупателя, определяя величину его спроса. Все функциивзаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Проявляются они нетолько в системе цен, а также в отдельно взятой цене на конкретный товар.
Обобщающим показателем,характеризующим состояние цен как объекта краткосрочной финансовой политики заопределенный период времени по совокупности товаров и товарных видов с близкимипотребительскими свойствами, является уровень цен. На него влияют следующиефакторы:
— истечение сроковгодности и реализации товаров;
— сезонные и иныеколебания потребительского спроса;
— потеря потребительскихсвойств товара;
— маркетинговая политика,в том числе при продвижении на рынке новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров на новые рынки;
— осуществление опытныхмоделей и новых образцов товаров с целью ознакомления сельскохозяйственныхпроизводителей и потребителей.
Рассматривая цену какобъект краткосрочной финансовой политики необходимо учитывать методыценообразования. Каждый товар имеет цену, но далеко не каждое предприятие всостоянии установить цену, по которой оно хочет продавать свой товар. Если товарыне дифференцированы, а конкуренты многочисленны, предприятие не обладаетрыночной силой и должно принять цену, задаваемую рынком. В зависимости отособенностей товара, размеров и финансовой помощи фирмы-продавца, целей,которые она ставит, для расчета цены могут быть использованы различные методы.Существуют два основных метода ценообразования: затратный и рыночный [14, с.120].
Затратные методы
Учитывают интересыпроизводителя, который стремится возместить свои затраты и получитьгарантированную прибыль без учета, в какой степени такая цена адекватна тойпользе, которую дает эта продукция потребителю. При исчислении рыночной ценыприменяются следующие методы:
·  Метод, основанный на определенииполных издержек;
·  Метод, ориентирующийся на прямыезатраты и в то же время учитывающий совокупность всех рыночных условий,особенно условий сбыта.
Суть метода, основанногона определении полных издержек, состоит в суммировании совокупных издержек иприбыли, которую фирма рассчитывает получить. Главное преимущество данногометода – простота и удобство, однако, он имеет два больших недостатка:
1. При установлении ценыне принимается во внимание имеющийся спрос на товар, конкуренция на рынке,поэтому возможна ситуация, когда товар при данной цене не будет пользоватьсяспросом, а продукция конкурентов может быть лучше по качеству и более известнапокупателю благодаря рекламе и т.д.
2. Любой метод отнесенияна себестоимость товара постоянных накладных расходов, которые являютсярасходами по управлению предприятием, а не расходами для производства данноготовара, является условным. Он искажает подлинный вклад продукта в доходпредприятия.
Метод полных затратнаиболее распространен на предприятиях с четко выраженной товарнойдифференциацией для расчета цен традиционных товаров, а так же для установленияцен на совершенно новые товары, не имеющие ценовых прецедентов.
Сущность метода прямыхзатрат состоит в установлении цены путем добавления к переменным затратамопределенной надбавки-прибыли. При этом постоянны расходы, как расходыпредприятия в целом, не распределяются по отдельным товарам, а погашаются изразницы между суммой цен реализации и переменными затратами на производствопродукции.
Рыночный метод
При подобном подходе копределению цены фирма исходит из положения, что потребитель самостоятельнооценивает ценность товара (услуги), беря в расчет основные и дополнительныепреимущества товара по сравнению с аналогичными на рынке, уровень и качествопослепродажного обслуживания фирмой товара и т.д. и с учетом этих обстоятельствопределяет соотношение между оценкой полезности товара и его ценой. Основнымфактором при этом методе является покупательское восприятие, позволяющеепокупателю из всей предложенной гаммы выбрать наиболее оптимальный с точкизрения цены и качества товар, учитывая при этом, что приобретениедорогостоящего товара может быть иногда целесообразнее, чем покупка болеедешевого аналога.
При использовании методас ориентацией на спрос производственные затраты рассматриваются лишь какограничительный фактор, ниже которого реализация данного товара экономически невыгодна. При этом производственные затраты могут быть одинаковыми при разномуровне цен.
Влияние фактораконкуренции на принятие решения об установлении цены на товар зависит отструктуры рынка. Компании, придерживающиеся такой тактики, установят цену насвой товар чуть выше или чуть ниже уровня конкурентов.
Цены на продукциюпроизводства довольно неустойчивы и подвержены влиянию целого ряда факторов,таких, как конъюнктура рынка, спрос и предложение; научно-технический прогресси производительность труда; конкуренция; налоги; государственное регулированиецен; издержки производства и реализация продукции; качество продукции; сроки иканалы реализации.
Цена как объекткраткосрочной финансовой политики включает в себя определенные элементы. Приэтом в зависимости от вида цены состав этих элементов может меняться.Соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентах или долях единицы,представляют собой структуру цены. Состав и структура цены приведены на рисунке1.Себестоимость продукции Прибыль предприятия Акциз (по подакцизным товарам) НДС Снабженческо-сбытовая надбавка Торговая надбавка Оптовая цена предприятия без НДС         Отпускная цена предприятия без НДС       Отпускная цена предприятия с НДС (покупная цена оптового посредника)     Продажная цена оптового посредника (покупная цена предприятия торговли)   Розничная цена
Рис. 1
Если товар не облагаетсяакцизом, то оптовая цена предприятия совпадает с отпускной и структура ценыупростится. При наличии нескольких оптовых посредников будет существоватьсоответствующее количество однотипных элементов. В результате доляснабженческо-сбытовой надбавки в составе цены возрастает, а структура ценытовара усложнится. Зная структуру цены, производимой предприятием продукции,можно выявить, какую долю в цене занимают затраты, прибыль и косвенные налоги.На основе этого определяются резервы снижения себестоимости, вырабатываетсяценовая стратегия, а так же выбирается метод ценообразования, соответствующийданному моменту и цели предприятия.
Несмотря на множествоцен, действующих на рынке, они между собой взаимосвязаны. В зависимости оттого, какой признак взят в основу классификации, все виды цен можно разделитьна различные группы.
1. По характеруобслуживаемого оборота:
 - оптовые, по которымпредприятие реализует продукцию другим предприятиям;
 - закупочные, по которымсельскохозяйственные производители реализуют продукцию для последующейпереработки;
 - биржевая;
 - розничные – ценыпродажи индивидуальному или мелкооптовому потребителю, преимущественнонаселению;
 - отпускная цена напредприятиях общественного питания – особая форма розничной;
 - цены на услугинаселению;
 - в сфере обращения;
2. В зависимости отгосударственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке:
— свободные –устанавливаются производителями продукции и услуг на основе спроса ипредложения;
— спроса – складываетсяна рынке покупателя;
— предложения – рыночнаяцена, указывается в официальном предложении продавца без скидок;
— производства – цена,определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли навесь авансированный капитал;
— регулируемая –устанавливается соответствующими органами управления
— предельная – цены, вышекоторых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг;
— фиксированная – цены,устанавливаемые на определенном уровне, изменение которых возможно только порешению органа или субъекта рынка, утвердившего их.
3. По способуустановления:
— твердые или постоянные– устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всегосрока поставки продукции;
— подвижные – такая цена,когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключениядоговора, может быть пересмотрена в дальнейшем, если к моменту исполнениядоговора рыночная цена изменится;
— скользящие – это цена,исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальнойдоговорной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени,необходимый для изготовления продукции.
4. По способу полученияинформации об уровне цены:
— публикуемые –сообщаются в специальных и фирменных источниках информации;
— справочные –публикуются в различных печатных изданиях;
— расчетные – применяютсяв договорах, контрактах на нестандартное оборудование.
5. В зависимости от видарынка:
— товарных аукционов –цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительноосмотренную покупателем партию товаров (лот);
— биржевые котировки –цены специально организованного и постоянно действующего рынка массовых,качественно однородных, взаимозаменяемых товаров;
— торгов – цены особойформы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов напоставку товаров или получения подрядов на производство определенных работ позаранее объявленным в специальном документе условиям.
6. С учетом факторавремени:
— постоянные – цены, срокдействия которых заранее не определен;
— сезонные – цены, срокдействия которых определен периодом времени;
— ступенчатые – рядпоследовательно снижающихся цен на продукцию в заранее обусловленные моментывремени по предварительно определенной шкале.
7. По условиям поставки ипродажи:
— цена-нетто – цена наместе купли-продажи;
— цена-брутто –определяется с учетом условий купли-продажи.

Списокиспользованной литературы
1. Бабич А.М.,Павлова Л.Н. Финансы: Учебник. М.: ИД ФБК ПРЕСС, 2007 — 464с.
2. Балабанов И.Т. Основыфинансового менеджмента — М.: Финансы и статистика, 2007 – 240с.
3. Внутрифирменноепланирование: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007 – 300с.
4. Донцова Л.В.,Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Учебник. – М.: Дело и Сервис,2007 – 250с.
5. Кидуэлл Д.С.,Петерсон Р.Л., Блэкуэлл Д.У. Финансовые институты, рынки и деньги. — СПб:Питер, 2007 – 340с.
6. Ковалев В.В.Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2007 — 280с.
7. Лихачева О.Н.Финансовое планирование на предприятии — М.: ТК Велби, 2007 – 350с.
8. Ронова Г.Н.Финансовый менеджмент – М.: Финансы и статистика, 2007 – 220с.
9. Савчук В.П.Финансовый менеджмент предприятий: практические вопросы с анализом деловыхситуаций. – Киев: Максимум, 2008 – 215с.
10.  Финансовое планирование и контроль. /Под ред. М.А. Поукока, А.Х. Тейлора. – М.: Инфра-М, 2008 – 140с.
11.  Финансовый менеджмент. / Под ред.В.С. Золотарева. — Ростов н/Д: Феникс, 2007 – 300 с.
12.  Финансы. Учебник для вузов. / Подред. проф. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. — М.:Перспектива, 2007 – 180с.
13.  Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., НегашевЕ.В. Методика финансового анализа. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М,2008 – 288с.
14.  Есипов В.Е. Цены и ценообразование: учебникдля вузов. — Москва, Харьков, Минск, 2007г – 200с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.