Содержание
1. Исполнение федерального бюджета в РФ
2. Аналитическая часть, вариант 3
Список используемой литературы
1. Исполнение федерального бюджета в РФ
Исполнение бюджета — это важнейший этап бюджетного процессадействия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессеисполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые иналоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица-плательщикиналогов в бюджет, получатели бюджетных средств.
Исполнение бюджета основано на следующих принципах: единствакассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единыйбюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единогобюджетного счета; обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределахфактического наличия средств на едином бюджетном счете.
Исполнение бюджета начинается после его утверждения органомпредставительной власти. В финансовых органах готовится организационный план, вкотором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа пообеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по поквартальномураспределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетныхдоходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий,финансируемых из бюджета. В финансовом органе на основании показателей бюджетасоставляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждаетсяисполнительным органом власти.
Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащийдетальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденногобюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокамбюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств, инаправляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетныеорганы.
Роспись доходов и расходов составляется по каждому главномураспорядителю бюджетных средств и по всем разделам, главам и статьям бюджетнойклассификации. Она разрабатывается на основании балансов доходов и расходов,смет расходов бюджетополучателей. Утвержденная роспись доходов и расходовбюджета документ, регламентирующий взыскание платежей в бюджет и открытиекредитов для финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете. Кассовоеисполнение бюджета, т.е. операции со средствами на бюджетных счетах позачислению доходов бюджета и платежам за счет бюджетных средств, осуществляетсялибо органом Федерального казначейства, либо уполномоченным банком, в которомоткрыт счет бюджета.
Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансированиямероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов.
1) Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителейи получателей бюджетных средств. На основании бюджетной росписи в течение 20дней со дня ее утверждения Финансовый орган и главные распорядители бюджетныхассигнований на период действия утвержденного бюджета доводят объемыассигнований из бюджета вышестоящими распорядителями бюджетных средств до нижестоящихраспорядителей и получателей через Федеральное казначейство посредством представленияутвержденного распределения средств федерального бюджета либо через уполномоченныебанки (для местных бюджетов).
2) Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями.
Бюджетное обязательство — это оформленноебюджетополучателями право предъявления требования к бюджету. На основаниидоведенных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств ониимеют право принятия обязательств на осуществление расходов. Лимиты бюджетныхобязательств формируются финансовым органом и доводятся до всех получателейбюджетных средств. На основании уведомлений о выделенном лимите бюджетныхобязательств получатель средств бюджета обладает правом осуществления закупок, начисленияустановленных денежных выплат, принятия иных обязательств бюджета. Принятиеобязательств при осуществлении закупок оформляется соответствующими договорамис поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.
3) Подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств.Расходование бюджетных средств не может быть произведено без завершенияисполнения бюджетных обязательств. Бюджетополучатель обязан представлять вфинансовый орган документы, подтверждающие реализацию бюджетных обязательств.
4) Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам.Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средствбюджетных счетов в целях исполнения платежных обязательств бюджетов в пользуюридических и физических лиц. Основанием для расходования бюджетных средствявляется платежный документ, оформленный в порядке, установленном финансовыморганом. При этом объем расходуемых бюджетных средств не может превышать исполненныхподтвержденных бюджетных обязательств. Сумма денежных средств, списанных сбюджетного счета в целях исполнения платежного обязательства, представляетсобой кассовый бюджетных расход.
В Российской Федерации с 1992 г. введено казначейское исполнениефедерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФобразовано Федеральное казначейство.
Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессегосударства: организация исполнения федерального бюджета; контроль за егоисполнением; управление бюджетными доходами и расходами; регулированиемежбюджетных отношений; финансовое исполнение внебюджетных фондов; управление иобслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов РоссийскойФедерации; осуществление учета и отчетности по движению средств федеральногобюджета.
При казначейском исполнении федерального бюджета регистрацияпоступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств,выдача разрешений на право осуществления расходов в рамках выделенныхассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются наФедеральное казначейство.
Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе: отраженияФедеральным казначейством всех операций и средств федерального бюджета всистеме балансовых счетов; централизации в Федеральном казначействе всех поступленийв федеральный бюджет и платежей из федерального бюджета; совершения Федеральнымказначейством всех кассовых операций с использованием единого счета иуправления этим счетом.
Кассовое исполнение федерального бюджета Российскойфедерации возлагается на Федеральное казначейство.
Федеральному казначейству принадлежит право открытия изакрытия счетов федерального бюджета, а также определения их режима. Единыйсчет федерального бюджета — он же единый счет Федерального казначействанаходится в Центральном банке Российской Федерации.
Таким образом, исполнение федерального бюджета по доходамвключает: перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счетФедерального казначейства; распределение в соответствии с утвержденным федеральнымбюджетом федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных суммдоходов; учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федеральногобюджета в соответствии с Бюджетной классификацией.
Исполнение расходов федерального бюджета предусматриваетосуществление процедур санкционирования и финансирования этих расходов.
Санкционирование расходов федерального бюджета включает всебя: утверждение и доведение бюджетных ассигнований из федерального бюджета; утверждениеи доведение лимитов обязательств федерального бюджета; принятие обязательствфедерального бюджета; подтверждение платежных обязательств федерального, бюджета.
В ходе исполнения бюджета возможны изменения плановой величинырасходов. Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными вуведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого бюджетополучателя может бытьосуществлено введением режима сокращения расходов бюджета главнымраспорядителем бюджетных средств в пределах его полномочий.
Одна из основных причин изменения бюджетных ассигнований — невыполнениеплана по доходам. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижениепоступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит кнеполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не болеечем на 5%, то руководитель финансового органа вправе самостоятельно принятьрешение и ввести режим сокращения расходов. При этом в решении о введениирежима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режимсокращения, а также размеры сокращения.
Если же в процессе исполнения бюджета происходит снижениепоступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит кнеполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не болеечем на 10%, то орган исполнительной власти вправе принять решение и ввестирежим сокращения расходов. При этом в решении о введении режима сокращениярасходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а такжеразмеры сокращения. В этом случае сокращение расходов осуществляется в одной и тойже пропорции для всех видов расходов и бюджетополучателей, а также объектов,включенных в адресную инвестиционную программу.
Аудит исполнения бюджета. При рассмотрении отчета об исполнениибюджета в исполнительном органе субъекта Российской Федерации или местногосамоуправления может назначаться внутренний аудит отчета об исполнении бюджета,осуществляемый органами Министерства финансов Российской Федерации согласнозаключенным соглашениям между исполнительным органом субъекта Российской Федерацииили местного самоуправления и Министерства финансов Российской Федерации.
В установленном порядке финансовые органы представляютквартальные и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительные органывласти. Годовой отчет об исполнении бюджета представляется в контрольно-счетныйорган представительного органа власти. Квартальные отчеты об исполнении бюджетаподлежат утверждению исполнительным высшим органам власти. Годовой отчет обисполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом власти.
Орган представительной власти принимает решение по отчету обисполнении бюджета после получения аудиторского заключения соответствующегоконтрольно-счетного органа.
Если в ходе внешнего аудита бюджета будет выявлено несоответствиеисполнения утвержденному, росписи доходов и расходов бюджета, бюджетнымассигнованиям, при условии, если не вводился режим сокращения расходов,соответствующий представительный орган имеет право принять решение об отклоненииотчета об исполнении бюджета. В случае отклонения отчета представительныморганом власти исполнительный орган имеет право обратиться в Прокуратуру РоссийскойФедерации для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства ипривлечения к ответственности виновных должностных лиц. Если законодательство субъектовРоссийской Федерации либо правовые акты местного самоуправления предусматриваютответственность исполнительного органа перед представительным (досрочноепрекращение полномочий, выражение недоверия и другие), то представительныйорган вправе возбудить процедуру привлечения к ответственности исполнительногооргана либо его должностных лиц. После утверждения отчетов об исполнениибюджетов исполнительные органы власти публикуют эти отчеты в открытой печати.
2. Аналитическая часть, вариант 3Статьи доходов бюджета 2000 г. 2001 г. млрд. руб. уд. вес,% млрд. руб. уд. вес,% темп прироста в доходах в ВВП в доходах в ВВП номинал. реальн. НДС 342 472 Акцизы 100 212 Таможенные пошлины 102 172 Налоговые доходы бюджета 592 100 972 100 ВВП 4000 * 100 3950 * 100 Инфляция,% 18 * * 12 * * * * Статьи доходов бюджета 2002 г. млрд. руб. уд. вес,% темп прироста в доходах в ВВП номинал. реальн. НДС 912 Акцизы 182 Таможенные пошлины 192 Налоговые доходы бюджета 1512 100 ВВП 3750 * 100 Инфляция,% 12 * * * * Статьи доходов бюджета 2003 г. млрд. руб. уд. вес,% темп прироста в доходах в ВВП номинал. реальн. НДС 972 Акцизы 122 Таможенные пошлины 220 Налоговые доходы бюджета 2722 100 ВВП 2950 * 100 Инфляция,% 11 * * * *
1. По данным таблицы 1 рассчитать показатели:
структуру налоговых доходов;
удельный вес каждого из видов налоговых доходов и налоговыхдоходов в целом относительно ВВП;
номинальные темпы прироста налоговых доходов бюджета и ВВП;
реальные темпы прироста налоговых доходов бюджета и ВВП;
По результатам расчетов заполнить таблицу 1.
2. Провести сравнительный анализ рассчитанных показателей иих динамики за 2000-2003 гг., оценить изменение налоговых доходов относительноВВП.
3. Сформулировать выводы об уровне развития национальнойхозяйственной системы, изменениях фискальных функций государства, тенденцияхпрямого и косвенного налогообложения, а также перспективах развитиягосударственных финансов. При любой оценке обосновать свою позицию.
Решение:
1. Рассчитаем структуру налоговых доходов бюджета, данныезанесем в таблицу 1.
Таблица 1. Структура налоговых доходов бюджета 2000 — 2003гг.Статьи доходов бюджета 2000 2001 2002 2003 млрд. руб. уд. вес в доходах млрд. руб. уд. вес в доходах млрд. руб. уд. вес в доходах млрд. руб. уд. вес в доходах НДС 342 57,77 472 48,56 912 60,32 972 35,71 Акцизы 100 16,892 212 21,81 182 12,04 122 4,482 Таможенные пошлины 102 17,23 172 17,7 192 12,7 220 8,082 Налоговые доходы бюджета 592 100 972 100 1512 100 2722 100 ВВП 4000 * 3950 * 3750 * 2950 * Инфляция, % 18 * 12 * 12 * 11 *
Для более наглядного представления об изменении структурырасходов, на основании расчетных данных таблицы 1, построим диаграмму:
/>
как видно из расчетов, в суммарном выражении налоговыедоходы бюджета выросли как по видам (кроме поступлений в виде акцизов), так и вобщем;
в абсолютном выражении удельный вес поступлений по налогу надобавленную стоимость к 2003 г. по сравнению с 2000 г. в общей сумме налоговыхпоступлений бюджета снизился с 57,77% до 35,71%, т.е. на 22,06 пункта; удельныйвес от поступления акцизов — на 12,41 пункта, с 16,892% до 4,482%; таможенныхпошлин — на 9,148 пункта, с 17,23% до 8,082%;
все исследуемые виды налоговых поступлений бюджета (НДС,акцизы, таможенные пошлины) — являются косвенными налогами, т.е. включаются встоимость товара, ложась таким образом, на конечного потребителя. Преобладающаядоля косвенных налогов над прямыми говорит о социальной незащищенности гражданстраны, слабом развитии государства;
за период 2000 — 2003 гг., удельный вес всех видов налоговыхпоступлений колебался, но в целом заметна тенденция к снижению доли поступленийкосвенных налогов, каковыми и являются все изучаемые виды налогов, т.е. соответственнорастет доля поступлений от прямых налогов, что говорит о повышении социальнойнаправленности экономической политики государства и развитии национальногохозяйства.
2. Рассчитаем удельный вес каждого вида налоговых доходов и налоговыхдоходов в целом относительно ВВП, данные занесем в табл.2.
Таблица 2. Структураналоговых доходов бюджета в ВВП за 2000 — 2003 гг.Статьи доходов бюджета 2000 2001 2002 2003 млрд. руб. уд. вес в ВВП млрд. руб. уд. вес в ВВП млрд. руб. уд. вес в ВВП млрд. руб. уд. вес в ВВП НДС 342 8,55 472 11,95 912 24,32 972 32,95 Акцизы 100 2,5 212 5,367 182 4,853 122 4,136 Таможенные пошлины 102 2,55 172 4,354 192 5,12 220 7,458 Налоговые доходы бюджета 592 14,8 972 24,61 1512 40,32 2722 92,27 ВВП 4000 100 3950 100 3750 100 2950 100 Инфляция,% 18 * 12 * 12 * 11 *
Для более наглядного представления об изменении структурырасходов, на основании расчетных данных таблицы 2, построим диаграммы:
как видно из расчетов, все налоговые доходы бюджета имеюттенденцию к увеличению удельного веса в общем объеме ВВП.
удельный вес налоговых доходов в целом бюджета в ВВПдостаточно резко возрастает в 2003 г. — практически в два раза, доля общихналоговых поступлений с 2000 г. к 2003 г. выросла с 14,8% до 92,27%, вколичественном выражении этот показатель составил 2130 млрд. руб. или 77,47%.
/>
/>
за период 2000 — 2003 гг. произошло значительное сокращениеобщего объема неналоговых поступлений и их доли в ВВП, что напрямую связано соснижением физического объема ВВП. В структуре неналоговых доходов бюджета РФнаибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности и отсдачи в аренду государственного имущества, следовательно, наметившаясятенденция к их снижению требует самого пристального внимания государства и принятиясрочных мер по исправлению положения, например проведение инвентаризации ипереоценки федерального имущества, основных производственных фондов.
3. Рассчитаем абсолютный прирост показателей налоговыхдоходов бюджета и ВВП в 2003 г. по сравнению с 2000 г. табл.3.
Как видно из таблицы 3, налоговые доходы бюджета отпоступления НДС выросли на 630 млрд. руб. или на 184,21%, доходы от поступленияакцизов и таможенных пошлин возросли на 22 и 118 млрд. руб. соответственно, чтосоставляет 22% и 115,69% по сравнению с 2000 г., налоговые поступления в целомвыросли на 2130 млрд. руб. или на 359,8%.
Уровень ВВП в 2003 г. по сравнению с 2000 г. снизился на1050 млрд. руб. или на 26,25%;
Таблица 3. Абсолютное изменение показателей в 2003 г.Статьи доходов бюджета 2000 2003 млрд. руб. млрд. руб. Абсолютное изменение В% НДС 342 972 630 184,21 Акцизы 100 122 22 22 Таможенные пошлины 102 220 118 115,69 Налоговые доходы бюджета 592 2722 2130 359,8 ВВП 4000 2950 -1050 -26,25
4. Рассчитаем номинальные темпы прироста налоговых доходовбюджета и ВВП. Номинальные — в текущих ценах каждого года, данные представим втабл.4, Темп прироста рассчитаем как разницу между соответствующим темпом ростаи 100%, а темп роста рассчитаем по формуле Тр= (yi/yi-1) *100%;
Таблица 4. Номинальные темпы прироста в 2000 — 2003 гг.Статьи доходов бюджета 2000 2001 2002 2003 млрд. руб млрд. руб Т. Пр. млрд. руб Т. Пр. млрд. руб Т. Пр. НДС 342 472 38,012 912 93,22 972 6,579 Акцизы 100 212 112 182 -14,2 122 -32,97 Таможенные пошлины 102 172 68,627 192 11,63 220 14,58 Налоговые доходы бюджета 592 972 64,189 1512 55,56 2722 80,03 ВВП 4000 3950 -1,25 3750 -5,06 2950 -21,33 Инфляция,% 18 12 * 12 * 11 *
5. Рассчитаем реальные темпы прироста налоговых доходовбюджета и ВВП. Реальные — скорректированные с учетом уровня цен (инфляции), т.е.данные каждого года разделим на соответствующий индекс цен (табл.5);
при расчете данных для 2002 и 2003 гг. уровень инфляциибудет считаться как сумма предыдущих уровней к уровню цен 2000 г.
в сопоставимых ценах к 2003 г. по сравнению с 2000 г. наблюдаетсярост поступлений по налогу на добавленную стоимость и таможенных пошлин, сборыв виде акцизов уменьшились;
Таблица 5. Реальные темпы прироста в 2000 — 2003 гг.Статьи доходов бюджета 2000 2001 2002 2003 млрд. руб. млрд. руб. Т. Пр. млрд. руб. Т. Пр. млрд. руб. Т. Пр. НДС 342 421,43 23,225 735,5 74,52 720 -2,107 Акцизы 100 189,29 89,29 146,8 -22,45 90,37 -38,44 Таможенные пошлины 102 153,57 50,559 154,8 0,801 163 5,297 Налоговые доходы бюджета 592 867,86 46,598 1219 40,46 2016 65,38 ВВП 4000 3526,8 -11,83 3024 -14,26 2185 -27,74 Инфляция,% 18 12 * 12 * 11 *
Полученные данные представим в виде диаграммы:
/>
данные в сопоставимых ценах показывают, что в среднем темпприроста налоговых доходов бюджета составляет 50,8% за год ( (46,6+40,5+65,4) /3),т.е. можно ожидать, что в 2004 г. они составят 4083 млрд. руб., также наблюдаетсятенденция к уменьшению и стабилизации уровня инфляции, что говорит о повышенииэффективности бюджетной политики;
данные в сопоставимых ценах показывают, что в среднем темпприроста ВВП составляет -17,94% за год ( (11,83+14,26+27,74) /3), т.е. в 2004 г.можно ожидать, что ВВП составит 2420,77 млрд. руб.;
в целом налоговые доходы бюджета сохранят тенденцию кувеличению своего удельного веса в общем объеме ВВП;
уменьшение величины ВВП в сопоставимых ценах нельзя считатьположительным фактом, тем более с одновременным уменьшением неналоговых доходовбюджета, что говорит о возможной дестабилизации политической и экономическойситуации в стране и снижении уровня развития национальной хозяйственной системы.
Список используемой литературы
1. Бюджетная система России: Учебник для вузов \ Под. ред. проф.Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 540с.
2. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. — М.:ИНФРА-М, 2001. — 248с.
3. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма,. 2005. с.672: ил. — (Классическийуниверситетский учебник).