ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
БЕЛГОРОДСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТБИЗНЕСА И СЕРВИСАКАФЕДРАЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Контрольная РАБОТА
на тему: «Источникиформирования муниципального бюджета»
Выполнила:
Студентка 4 курса
А.П. Петрова
Проверила:
Л.И. Анищенко
Белгород 2009
Введение
В 90-х годахв России происходило реформирование экономики, вызвавшее значительные измененияво всех сферах экономической и социальной жизни страны.
Реформысопровождались рядом весьма болезненных последствий, обусловленныхнедостаточной продуманностью и последовательностью проводимых преобразований.Одним из таких последствий явилось снижение удельного веса валового внутреннегопродукта страны, перераспределяемого через бюджетную систему. Сложившаяся вРоссии ситуация являлась достаточно характерной для экономики переходного периода,поскольку, как правило, при проведении рыночных преобразований происходитснижение “государственного присутствия” в экономической и социальной жизнистраны.
Применяемаядо проведения реформ модель развития экономики во многом опиралась наперераспределение ресурсов через государственный бюджет и их использование наинициируемые государством инвестиционные проекты, обеспечивающиефункционирование народного хозяйства.
На этапепереходной экономики государство стояло перед необходимостью проведенияпреобразований, преследующих цель нормализации бюджетного процесса.Основными направлениями таких преобразований являлось:
1.снижение (возможно, временное) государственных расходов;
2.повышение доходов бюджета.
/>Однако снижение государственных расходов представляет собойдостаточно болезненный процесс, поскольку в данном случае затрагиваютсясоциальные интересы широких масс населения. Поэтому в создавшихся условияхособую актуальность приобретает вопрос эффективного формирования доходовбюджета.
1. Структура доходов бюджета
Исторически(например, в дореволюционной России) бюджетные доходы характеризовалисьследующей структурой:
· прямые – доходы, полученные от эксплуатацииказенного государственного имущества;
· косвенные — доходы, которые государство собралос помощью налогов;
· доходы отрегалий и монополий– занимали промежуточное положение между прямыми и косвенными доходами
/>Структурными составляющими элементами бюджета являются его доходная ирасходная части.
Первичныйисточник доходов бюджетов — это национальный доход общества, а расходыбюджетов, находясь в тесной взаимосвязи с доходами, определяются задачами,стоящими перед государством и муниципальными образованиями (местнымсамоуправлением). Доходы бюджетов в литературе классифицируют по разнымпризнакам:
— посоциально-экономическому признаку;
— поусловиям зачисления доходов в соответствующие бюджеты:
— поюридическим формам доходов1.
Посоциально-экономическому признаку доходы бюджетов подразделяются на доходыот хозяйствующих субъектов вне зависимости от формы собственности, наоснове которой они осуществляют хозяйственную (в том числе предпринимательскую)деятельность, и от граждан. По условиям зачисления доходов всоответствующие бюджеты доходы подразделяются на закрепленные и регулирующие.По юридическим формам доходы бюджетов подразделяются на налоговые и неналоговые.
Доходыбюджетов подразделяются на собственные и регулирующие. Собственные доходы бюджетов- доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующимибюджетами действующим законодательством. К собственным доходам бюджетовотносятся:
■налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами действующимзаконодательством;
■часть неналоговых доходов;
■безвозмездные перечисления.
Финансоваяпомощь не относится к собственным доходам соответствующего бюджета игосударственного внебюджетного фонда.
Регулирующиедоходы бюджетов — виды доходов, получаемые бюджетами в форме отчислений от собственных доходовбюджетов других уровней бюджетной системы в соответствии с установленными наопределенный срок нормативами отчислений.
Нормативыотчислений определяютсязаконом о бюджете того уровня бюджетной системы, который передает собственныедоходы, или который распределяет переданные ему собственные доходы бюджетадругого уровня.
Новоебюджетное законодательство детально регламентирует доходы и расходы бюджетов.Многие положения, выработанные наукой финансового права, получили в Бюджетномкодексе РФ законодательное закрепление.
БК РФустанавливает не только общие положения о формировании доходов бюджетов внезависимости от их уровня в бюджетной системе, но и регламентирует доходыотдельных видов бюджетов: федерального, субъектов Российской Федерации,местных.
Формированиедоходов бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетным и налоговымзаконодательством Российской Федерации. Доходы целевых бюджетных фондовучитываются в составе доходов бюджетов обособленно.
Внастоящее время доходы бюджета состоят из трех основных частей: налоговыхдоходов, неналоговых доходов и доходов целевых бюджетных фондов.
Всоставе бюджетной классификации доходов бюджетов выделяются следующиеосновные группы, подгруппы и статьи доходов.
I. Налоговые доходы:
■налог на прибыль (доход) организаций;
■налог на доходы от капитала;
■ подоходныйналог с физических лиц;
1) налогина товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы:
■налог на добавленную стоимость;
■акцизы по подакцизным товарам (продукции) и отдельным видам минерального сырья,производимым на территории РФ и ввозимым на территорию РФ;
■ федеральные,региональные и местные, лицензионные сборы;
■налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженныхв иностранной валюте;
■ налогс продаж;
■единый налог на совокупный доход для субъектов малого предпринимательства — вмененный налог на доходы;
2) налогина имущество:
■налог на имущество физических лиц;
■налог на имущество организаций;
■налог на недвижимость;
■налог на наследование или дарение;
3) платежина пользование природными ресурсами:
■платежи на пользование недрами;
■налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
■налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
■сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическимиресурсами;
■лесной налог;
■водный налог;
■экологический налог;
■земельный налог;
4) налогина внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции:
■таможенная пошлина;
■таможенные сборы;
5) прочиеналоги, пошлины и сборы:
■государственная пошлина;
■взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
■дорожный налог;
■транспортный налог;
■налог на игорный бизнес;
■налог на рекламу;
II. Неналоговые доходы:
6) доходыот имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, илиот деятельности:
■доходы от использования имущества, находящегося в государственной имуниципальной собственности;
■дивиденды по акциям, принадлежащим государству;
■доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственнойсобственности;
■проценты, полученные от размещения в кредитных организациях временно свободныхсредств бюджета;
■проценты, полученные от предоставления бюджетных ссуд внутри страны;
■доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;
■перечисление прибыли Центрального банка РФ;
■платежи от государственных и муниципальных организаций;
■плата за выделение квот вылова водных биологических ресурсов совместнымпредприятиям и иностранным юридическим лицам;
■прочие поступления от имущества, находящегося в государственной и муниципальнойсобственности, или от деятельности;
7) доходыот продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальнойсобственности:
■поступления от приватизации организаций, находящихся в государственнойсобственности;
■поступления от продажи государством принадлежащих ему акций организаций;
■доходы от продажи квартир;
■доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов,транспортных средств, другого оборудования;
■доходы от реализации конфискованного, бесхозного имущества, кладов и другогоимущества, перешедшего в государственную и муниципальную собственность;
■доходы от реализации государственных запасов;
■доходы от продажи земли и нематериальных активов;
■поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
■административные платежи и сборы;
■штрафные санкции, возмещение ущерба;
■доходы от внешнеэкономической деятельности;
■прочие неналоговые доходы;
8) безвозмездныеперечисления:
■от бюджетов других уровней;
■от государственных внебюджетных фондов;
■от государственных организаций;
■от наднациональных организаций;
■средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды;
9) доходыцелевых бюджетных фондов:
■дорожные фонды;
■экологические фонды;
■фонд развития таможенной системы РФ;
■государственный фонд борьбы с преступностью;
■фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
■целевой фонд Федеральной пограничной службы РФ;
■целевой фонд Министерства РФ по атомной энергии.2. Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов
Классификацияисточников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ включаетследующие статьи:
1)финансирование дефицита бюджета за счет кредита Центрального банка РФ иизменения остатков средств бюджета;
2)государственные ценные бумаги;
3)бюджетные ссуды, полученные от государственных внебюджетных фондов;
4)бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;
5)прочие источники внутреннего финансирования.
Классификацияисточников внешнего финансирования дефицита включает статьи, относящиесятолько к федеральному бюджету:
1)кредиты международных финансовых организаций;
2)кредиты правительств иностранных государств, предоставленные РФ;
3)кредиты иностранных коммерческих банков и фирм, предоставленные РФ;
4)изменение остатков средств бюджета на счетах в банках в иностранной валюте;
5)прочее внешнее финансирование.
3.Доходы местных (муниципальных) бюджетов
Доходыместных бюджетов формируются засчет собственных и регулирующих налоговых доходов.
Вместные бюджеты полностью поступают доходы от использования имущества,находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг,оказываемых органами местного самоуправления и бюджетными учреждениями,находящимися в ведении органов местного самоуправления. Также полностьюпоступают в местные бюджеты доходы от продажи имущества, находящегося вмуниципальной собственности. Другие неналоговые доходы поступают в местныебюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами,законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления.
К налоговымдоходам местных бюджетов относятся:
1)собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов;
2)регулирующие налоговые доходы, передаваемые местным бюджетам РоссийскойФедерацией и субъектами РФ;
3)государственная пошлина, кроме государственной пошлины, зачисляемой в доходыфедерального бюджета, — по нормативу 100% по месту нахождения кредитнойорганизации, принявшей платеж.
Неналоговыедоходы местныхбюджетов формируются за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий,остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, — в размерах,устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.
Особыйпорядок установлен для таких неналоговых доходов, как штрафы и иные суммыпринудительного изъятия.
Штрафыподлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа илидолжностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное непредусмотрено законодательством Российской Федерации.
Суммыконфискаций, компенсаций и иные средства, в принудительном порядке изымаемые вдоход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии сзаконодательством Российской федерации и решениями судов.
Новеллойбюджетного законодательства является норма, согласно которой доходы бюджетногоучреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящейдоход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетногоучреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы отиспользования имущества, находящегося в государственной или муниципальнойсобственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
Представительныеорганы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливаютразмеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав,предоставленных им налоговым законодательством РФ.
Правовыеакты органов местного самоуправления о внесении изменений и дополнений вналоговое законодательство РФ в пределах их компетенции, вступающие в силу сначала очередного финансового года, принимаются до утверждения местного бюджетана очередной финансовый год.
Внесениеизменений и дополнений в акты о местных налогах и сборах, предполагающих ихвступление в силу в течение текущего финансового года, возможно только путемвнесения соответствующих изменений и дополнений в решение о местном бюджете натекущий финансовый год.
Органыместного самоуправления предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочкипо уплате налогов и других обязательных платежей в местные бюджеты всоответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставленияналоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и другихобязательных платежей, определенных правовыми актами органов местногосамоуправления о бюджете. Они определяют порядок предоставления отсрочек ирассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей в части суммфедеральных налогов или сборов, региональных налогов или сборов, поступающих вместные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудамместного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы и соблюдениипредельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга.
Полномочияорганов местного самоуправления по формированию доходов местного бюджетазакреплены в ст. 64 БК РФ, в соответствии с которой представительные органыместного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размерыставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав,предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации.
Правовыеакты представительных органов местного самоуправления о внесении изменений идополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределахкомпетенции органов местного самоуправления, вступающие в силу с началаочередного финансового года, должны быть приняты до утверждения местногобюджета на очередной финансовый год.
Внесениеизменений и дополнений в правовые акты представительных органов местногосамоуправления о местных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силув течение текущего финансового года, допускается только в случае внесениясоответствующих изменений и дополнений в правовой акт представительного органаместного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год.
Доходыместных бюджетов могут быть переданы другим местным бюджетам по ставкам илинормативам, определяемым правовыми актами органов местного самоуправления.
БК РФпредусматривает возможность применения между бюджетами взаимных расчетов приопределенных условиях. В соответствии со ст. 45 БК РФ в доходы бюджетов могуттакже зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Подвзаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетамиразных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениямив налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачейполномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими послеутверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) обюджете.
Нормативыотчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системыРоссийской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом обюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, которыйраспределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
В целом,доходная часть местных бюджетов может характеризоваться следующим образом:
Собственныедоходы:
1. Налоги наимущество
2. Платежи заиспользование природных ресурсов в том числе:
земельныйналог и арендная плата за землю
3. Налоги,сборы и пошлины в том числе
местныеналоги и сборы
4. Прочиесобственные доходы
Регулирующеедоходы:
1. Налог наприбыль
2. Подоходныйналог с физических лиц
3. Налог надобавленную стоимость
4. Акцизы
5. Дотации изфедерального и региональных бюджетов
6. Субвенциииз региональных бюджетов
7. Средства,полученные по взаимным расчетам с региональными бюджетами
Местныеорганы власти заинтересованы в собственных источниках доходов. Они позволяютшире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей вбюджет.
Существующаясистема регулирования местных бюджетов создаст предпосылки к выравниваниюуровней развития отдельных территориальных единиц. В то же время используемыйметод регулирования местных бюджетов имеет недостатки. Главный из них заключаетсяв наличии элементов субъективности при формировании регулирующих доходовместных бюджетов. Это выражается в порою необъективном установлении величинынормативов отчислений от регулирующих налогов.
Списоклитературы
1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Государственныеи муниципальные финансы: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТИ, 2002.- 687с.
2. Бюджетный кодекс РФ.- Москва:Омега-Л, 2006.- 224с.
3. Дадашев А.З., Черник Д.Г.Финансовая система России: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 1997. – 248с.
4. Зубов В.М., Сауль С.Н. Что должензнать губернатор о бюджетном кодексе Российской Федерации? Практическое пособиедля руководителей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.Серия «Библиотека местного самоуправления», Выпуск 31. М.: Московский общественныйнаучный фонд; 2000.- 391с.
5. ОПС «Консультант+».
6. Пушкарева В.М. История финансовоймысли и политики налогов: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 1996. – 192с.
7. УМК «Менеджмент муниципальный».
8. Финансовое право: Учеб./О.Н. Горбунова,Е.Ю. Грачева [и др.]; отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. — М.: ТКВелби, Изд-во Проспект, 2004.- 536с.