Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиций
1.1 Инвестиции: сущность, роль, виды и источники
1.2 Инвестиции в основной капитал
Глава 2. Значение инвестиций для развития экономики России
2.1 Особенности инвестиционного процесса в России
2.2 Промышленный потенциал: оценка и прогноз. Пути выходаэкономики России из экономического кризиса
Глава 3. Перспективы развития инвестиционной политики в РФ
3.1 Основные направления развития инвестиционнойполитики
3.2 Федеральная адресная инвестиционная программана 2009 г.
Заключение
Библиографический список
Приложение
Введение
Актуальность темыисследования: Преодоление инвестиционного кризиса является важнейшим условиемобеспечения устойчивого экономического роста, что следует назвать главнойзадачей для России на ближайшие годы. Проведение современных экономическихреформ в России свидетельствует об особой актуальности разработки проблеминвестиционной сферы и определение ее роли в деле успешного осуществления курсанеобходимых хозяйственных преобразований. Государство является главныминициатором инвестиционной политики и одновременно выступает как инвестор совсеми принадлежащими инвестору правами. Важность же привлечения капитала дляэкономического роста, разработка и совершенствование механизмовреинвестирования капитала в экономический рост и развитие обусловлена самиммакроэкономическим механизмом.
Объект исследования —экономические отношения в области инвестиций и инвестиционной деятельности.
Предмет курсовой работы —характер причин и способы преодоления инвестиционного кризиса.
Цель курсовой работы —рассмотреть инструменты и механизмы государственного регулированияинвестиционной деятельности и преодоления инвестиционного кризиса на примереРоссии.
Задачи курсовой работы:
–рассмотреть понятиеинвестиций и инвестиционной деятельности,
–рассмотреть основныемеханизмы формирования инвестиций и их регулирования в российской экономике,
–дать характеристикусовременному законодательству о регулировании инвестиционной деятельности,
–предложить основныенаправления улучшения инвестиционного климата.
Структура курсовойработы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, спискаисточников и приложения.
Инвестиции представляютсобой одну из важнейших экономических категорий, определяющих развитиеэкономики. Являясь одним из важнейших компонентов ВНП, объём инвестицийдостаточно сложно прогнозируется на макроуровне.
Инвестиции способствуютнакоплению общественного капитала, внедрению достижений науки и техники,вследствие чего создаётся база для расширения производственных возможностей страни их экономического роста.
От процессаинвестирования напрямую зависит создание новых рабочих мест, так как инвестицииопределяют процесс расширенного воспроизводства. Инвестиции играют важную ролькак на макро-, так и на микро- уровне. Они определяют будущее страны в целом,отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики.Сегодня инвестиционная политика нашего государства еще слаба, что обусловлено восновном незащищенностью расходов бюджета на инвестиционные цели.
Формирование благоприятного инвестиционного климата, т. е.хозяйственной среды, обусловливающей выгодность инвестиционного процесса,является одной из главных задач, стоящих перед правительствами развитых стран.Сегодняшнее благосостояние есть результат вчерашних инвестиций, а сегодняшниеинвестиции закладывают основы будущего благосостояния общества. Ведущая роль инвестиций в развитиеэкономики определяется тем, что благодаря им, осуществляется накоплениекапитала предприятий, а следовательно, создание базы для расширенияпроизводственных возможностей страны и экономического роста. Несмотря на то, что инвестиции составляют относительнонебольшую часть совокупных расходов, именно изменения данного компонента вызываютосновные макроэкономические сдвиги.
В такой стране как Россия, инвестиции играют важную роль вразвитии среднего и крупного бизнеса. Предприятиям сложно самостоятельновыбираться из кризиса, а государство не всегда имеет средства на субсидированиеи инвестирование в эти предприятия. Таким образом, если государствозаинтересовано в стабильной и сильной экономике, то оно должно назаконодательном и исполнительном уровнях создать благоприятный инвестиционныйклимат. С этой целью созданы федеральные целевые программы, федеральнаяадресная инвестиционная программа, прописываются статьи соответствующихплановых затрат в федеральном бюджете.
Глава 1 Теоретическиеаспекты инвестиций
1.1 Инвестиции:сущность, роль, виды и источники
Под понятием«инвестирование» П. Массе понимал «акт обмена сегодняшнего удовлетворенияопределенной потребности на ожидание удовлетворить ее в будущем с помощьюинвестированных благ». Таким образом, «инвестиции» в обычном употребленииозначают одновременно и действие, и результат этого действия.
Сам же термин«инвестиции» имеет латинское происхождение — investure (облачать), вэкономическую теорию и практику указанное понятие пришло из английского языка — to invest (вкладывать).Всовременной литературе определениеинвестиций неоднозначно, вот некоторые из них:
— долгосрочное вложениекапиталов в промышленные, транспортные и другие предприятия с целью полученияприбыли. Инвестиции производятся в капиталистической экономике главным образомв форме покупки акций и облигаций акционерных компаний, а также облигацийгосударственных займов [10, С.25];
— все виды активов(средств), вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода,в том числе расходы на создание, расширение, реконструкцию и техническоеперевооружение основного капитала, а также связанные с этим изменения оборотногокапитала [13, С.25];
— расходы денег илиэквивалента с целью получения в будущем суммы, превышающей израсходованную;
— процесс вложениясредств в любой форме для получения дохода или какого-либо эффекта;
— совокупность затрат,реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в промышленность, сельскоехозяйство, транспорт и другие отрасли хозяйства;
— социально-экономическийпроцесс вложений капитала в различных его формах и видах, а также бытиеинвестиций в виде накоплений для определения части дохода за определенныйпериод хозяйственной деятельности, который вновь вкладывается в общественноепроизводство;
— финансовые,материальные средства и интеллектуальные ценности, используемые хозяйственнымсубъектом для его развития и получения прибыли в течение длительного времени.
— накопление основного иоборотного капитала, замораживание ресурсов с целью получения доходов в будущемпериоде, объединение производственных материальных затрат в одну или несколькостатей активов или пассивов баланса;
— долгосрочные вложениякапитала в собственной стране и за рубежом в предприятия разных отраслей, впредпринимательские и инновационные проекты, социально-экономические программы;
— все виды имущественныхинтеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты различных отраслей экономикис целью получения в последующем прибыли (дохода) или достижения специальногоэффекта;
— физический и денежныйкапитал, а также интеллектуальные ценности, вкладываемые в объектыпредпринимательской деятельности в целях получения прибыли (дохода) илидостижения другого положительного результата. [6, С.25]
Вцелом инвестицииопределяются как процесс, в ходе которогоосуществляется преобразование ресурсов в затраты с учетом целевых установокинвесторов — получения дохода (эффекта).
Рольинвестиций на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях несколькоотличается. На макроэкономическом уровне значение инвестиций проявляется вследующих направлениях:
— осуществление расширенного воспроизводства;
— ускорение научно-технического прогресса;
— повышение качества продукции;
— обеспечение отраслевой сбалансированности общественного производства;
— осуществление решения социальных проблем;
— обеспечение охраны природной среды;
— обеспечение национальной безопасности государства.
Намикроэкономическом уровне значение инвестиций заключается в обеспечении решениятаких задач:
— осуществление расширенного воспроизводства;
— повышение технического уровня производства;
— повышение качества продукции;
— обеспечение конкурентоспособности предприятия;
— получениедополнительной прибыли путем осуществления финансовых инвестиций;
— проведение природоохранных мероприятий.
Приэтом каждое из перечисленных направлений можно детализировать. Так,осуществление расширенного воспроизводства возможно за счет внедрения новойтехнологии, расширения сферы деятельности, повышения эффективностииспользования ресурсов предприятия и др.
Вцелях анализа инвестиционной деятельности на макроэкономическом имикроэкономическом уровнях необходимо классифицировать инвестиции по рядупризнаков. В специальной литературе можно встретить несколько классификаций,которые различаются по признакам, элементам классификации.
Основныеклассификационные признаки, применяющиеся на практике, выделяются:
— по объектам вложений;
— попериоду инвестирования;
— похарактеру участия в инвестициях;
— поформам собственности инвестируемого капитала;
— поуровню доходности;
— поуровню инвестиционного риска;
— повоспроизводственной направленности;
— по региональнымисточникам привлечения капитала. [2. С.25]
Пообъектам вложенияразличают реальные, финансовые и интеллектуальные инвестиции.
Реальныеинвестиции — вложения капитала в реальные активы, т. е. непосредственно в средствапроизводства (производственные мощности предприятий материальной сферы, включаянедвижимость, строительство) и предметы потребления.
Финансовыеинвестиции — вложения капитала в ценные бумаги предприятий сферы материального производства,а также помещение капитала в банковские учреждения.
Интеллектуальныеинвестиции — вложения капитала в производство путем покупки патентов, лицензий, ноу-хау,оплаты НИОКР, финансирования подготовки и переподготовки персонала. [1.С.25]
Однаково многих литературных источниках выделяют только реальные и финансовыеинвестиции. Финансовые инвестиции либо имеют спекулятивный характер,либо ориентированы на долгосрочные вложения. Формами финансовыхинвестиций являются вложения в долевые и в долевые ценные бумаги, а такжедепозитные банковские вклады.
Спекулятивныефинансовые инвестиции ориентированы на получение инвестором желаемогоинвестиционного дохода в конкретном периоде времени. Финансовые инвестиции,ориентированные на долгосрочные вложения, как правило, преследуютстратегические цели инвестора, связаны с участием в управлении объекта, вкоторый вкладываются капиталы.
Реальныеинвестиции, в свою очередь, подразделяют на материальные (вещественные)и нематериальные (потенциальные). Потенциальные инвестиции используютсядня получения нематериальных благ. В частности они направляются на повышениеквалификации персонала, проведение научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ, получение товарного знака (марки) и т. П.Материальные инвестиции предполагают вложения, прежде всего, в средствапроизводства. Их, в свою очередь, можно подразделить на: стратегические,базовые, текущие и новационные инвестиции. Назначение этих инвестиций и их рольв наращивании производственного потенциала различны.
Стратегическиеинвестиции направленына создание новых предприятий, новых производств либо приобретение целостныхимущественных комплексов в иной сфере деятельности, в иных регионах и т. П.
Базовыеинвестиции – нарасширение действующих предприятий, создание новых предприятий и производств втой же, что и ранее сфере деятельности, том же регионе и т. П.
Текущиеинвестиции призваныподдерживать воспроизводственный процесс и связаны с вложениями по заменеосновных средств, проведению различных видов капитального ремонта с пополнениемзапасов материальных и оборотных активов.
Новационныеинвестиции можноподразделить на две группы: инвестиции в модернизацию предприятия, в томчисле в техническое переоснащение в соответствии с требованиями рынка, и инвестициипо обеспечению безопасности в широком смысле слова. Речь идет обинвестициях, связанных с включением в состав предприятия технологическихструктур, гарантирующих бесперебойное и эффективное обеспечение производстванеобходимыми сырьем, комплектующими, обслуживанием технологическогопроизводства (ремонт, наладка, разработка технической документации и т. П.).
Длякаждого из выделенных видов, типов инвестиций характерны свои уровни риска.Так, например, среди материальных инвестиций наиболее высокий уровень рискахарактерен для инвестиций по созданию новых предприятий, производств инаименьший уровень – для текущих инвестиций.
Зависимостьмежду типом инвестиций и уровнем их риска определяется возможностью прогнозасостояния внешней для инвестора среды после завершения инвестиций. В нашемслучае создание новых предприятий, новых производств, как правило, связано с освоением,выпуском новых видов продукции (услуг) для рынка. Однако поведение рынка наперспективу трудно предвидеть, поскольку оно характеризуется высокой степеньюнеопределенности. В то же время повышение эффективности существующегопроизводства посредством текущих инвестиций связано с минимальными опасностяминегативных последствий для инвесторов. [9. С.25]
Попериоду инвестирования различают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные инвестиции.Все вложения, сроком до 1 года относят к краткосрочным инвестициям (обычноносят спекулятивный характер), свыше года и до 3 лет – к среднесрочным, аинвестиции свыше 3 лет относят к долгосрочным инвестициям. При учете напредприятии применяют деление на краткосрочные и долгосрочные инвестиции.
Похарактеру участия в инвестициях принято выделять прямые, портфельные (косвенные) и прочие инвестиции.Прямые инвестиции (direct investment) – этоинвестиции в данное предприятие, объем которых составляет не менее 10%акционерного капитала этого предприятия. Портфельные инвестиции (portfolio investment) – это инвестиции в ценные бумагиданного предприятия, объем которых составляет менее 10% акционерного капитала. Прочиеинвестиции (other investment) – инвестиции, не связанные спредприятием (вложение капитала в ГКО, ОФЗ и пр.). [3, С.25]
Поформам собственности инвестируемого капитала деление происходит по правоотношениям собственностина инвестиции. В соответствии с российским законодательством можно выделить:
— частныеинвестиции– средства, вложение которых осуществляется гражданами ичастными предприятиями;
— государственные– средства, вложение которых осуществляется государственными органамивласти и управления, государственными унитарными предприятиями за счет средствбюджета, внебюджетных фондов, иных источников инвестиционных средств;
— муниципальные– средства, вложение которых осуществляется муниципальными органамивласти и управления, муниципальными унитарными предприятиями.
Еслиинвестируемый капитал состоит из частных и государственных (муниципальных)инвестиций, принято определять их как смешанные инвестиции. [14, С.25]
Поуровню доходностиразличают:
— высокодоходныеинвестиции– предполагают вложение капитала в инвестиционныепроекты (финансовые инвестиции), ожидаемый уровень доходности по которымпревышает среднюю норму прибыли на инвестиционном рынке;
— среднедоходныеинвестиции– предполагают вложение капитала в инвестиционныепроекты (финансовые инвестиции), ожидаемый уровень доходности по которымсоответствует средней норме прибыли на инвестиционном рынке;
— низкодоходныеинвестиции– предполагают вложение капитала в инвестиционныепроекты (финансовые инвестиции), ожидаемый уровень доходности по которым нижесредней норме прибыли на инвестиционном рынке;
— бездоходныеинвестиции– предполагают вложение капитала в инвестиционныепроекты, по которым инвестор не ожидает получения дохода; это относится, преждевсего, к проектам социального, экологического назначения.
Порискам различают агрессивные, умеренные иконсервативные инвестиции. Данная классификация тесно связана с выделениемсоответствующих типов инвесторов. Агрессивные инвестиции характеризуются высокой степенью риска. Онихарактеризуются высокой прибыльностью и низкой ликвидностью. Умеренные инвестиции отличаются средней (умеренной)степенью риска при достаточной прибыльности и ликвидности вложений. Консервативные инвестиции представляют собой вложенияпониженного риска, характеризующиеся надежностью и ликвидностью. [8, С.25]
С воспроизводственнойточки зрения также важно выделение валовых инвестиций, реновационных инвестицийи чистых инвестиций.
Валовыеинвестициипредставляютсобой всю совокупность инвестиций, направленных на воспроизводство основныхсредств и нематериальных активов за определенный период.
Реновационныеинвестициихарактеризуютобъем инвестиций в простое воспроизводство основных средств и амортизируемыхнематериальных активов за определенный период.
Чистыеинвестициихарактеризуюткапитал, инвестируемый в расширенное воспроизводство основных средств инематериальных активов. Чистые инвестиции образуются за счет уменьшения объемаваловых инвестиций на величину реновационных инвестиций.
Порегиональным источникам привлечения капитала выделяют внутренние (национальные) инвестиции и иностранныеинвестиции. Внутренние инвестиции осуществляются резидентами (юридическими ифизическими лицами), иностранные инвестиции – за счет нерезидентов (юридическихи физических лиц), а также иностранными государствами, международнымиорганизациями).
Инвестиционнаядеятельность – это вложение инвестиций, или инвестирование, и совокупностьпрактических действий по реализации инвестиций.
К источникамфинансирования инвестиционной деятельности относятся:
— собственные финансовыересурсы и внутрихозяйственные резервы инвестора (прибыль, амортизационныеотчисления, денежные накопления и сбережения граждан и юридических лиц,средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь отаварий, стихийных бедствий, и др.);
— заемные финансовыесредства инвесторов (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы идругие средства);
— привлеченные финансовыесредства инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые и иные взносычленов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);
— денежные средства, централизуемыеобъединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;
— инвестиционные ассигнованияиз федерального, региональных и местных бюджетов и соответствующих внебюджетныхфондов;
— иностранные инвестиции.[7, С.25]
1.2 Инвестиции восновной капитал
Определяющеезначение для экономического роста и повышения эффективности производства имеютреальные инвестиции, в основном представленные капитальными вложениями.
Капитальныевложения – этоинвестиции в основной капитал, в том числе затраты на новое строительство,расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий,приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря,проектно-изыскательских работы и ряд других затрат.
Различаютвоспроизводственную, технологическую, отраслевую структуру капитальныхвложений.
Воспроизводственнаяструктура–по этому признаку различают капитальные вложения на новое строительство,расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующего производства.
Новоестроительство – этокомплекс объектов основного, вспомогательного назначения вновь создаваемыхпредприятий и организаций либо новых производств на новых площадках действующихпредприятий, которые после ввода в эксплуатацию будут иметь самостоятельныйбаланс. К новому строительству относится также строительство предприятия взаменликвидируемого предприятия, эксплуатация которого в дальнейшем признананецелесообразной в силу технических, экономических или экологических условий.
Расширениедействующих предприятий – это строительство дополнительных цехов, производств на действующемпредприятии, а также строительство новых филиалов, производств, которые послеввода в эксплуатацию не будут находиться на самостоятельном балансе.
Реконструкциядействующих предприятий включает полное или частичное переустройство существующих цехов иобъектов основного, подсобного и обслуживающего назначения (как правило, безрасширения имеющихся зданий и сооружений), связанное с совершенствованиемпроизводства, повышением его технического уровня для увеличенияпроизводственных мощностей, улучшения качества продукции, изменения ееноменклатуры, а также улучшения условий труда и условий окружающей среды.
Техническоеперевооружение – комплексмероприятий для повышения технического уровня отдельных производств, цехов наоснове внедрения более совершенной техники и технологий, механизации иавтоматизации производства, замены устаревшего оборудования, а также посовершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.
Технологическаяструктуракапитальных вложенийозначает выделение затрат на строительно-монтажные работы,машины и оборудование, прочие затраты (изыскательские работы, проектные работы,содержание дирекции строительного объекта, подготовка кадров). Чем большую долюзанимают затраты на активную часть основных фондов, тем эффективнее технологическаяструктура.
Отраслеваяструктуракапитальных вложенийпредполагает их разделение по назначению сооружаемыхобъектов, например:
— строительство объектов промышленного назначения;
— строительство объектов сельскохозяйственного назначения;
— строительствообъектов транспорта и связи;
— жилищное строительство;
— строительство объектов социальной сферы;
— геолого-разведочные работы.
Следуетвыделить объекты капитальных вложений и субъекты инвестиционной деятельности,осуществляемой в форме капитальных вложений. Объектами капитальных вложенийявляются различные виды реальных активов, за исключением изъятий, установленныхзаконодательно. Применение воспроизводственного подхода для определенияинвестиций позволяет говорить об их двойственном характере:
— выступают как инвестиционные ресурсы, которые отражают величинунеиспользованного для потребления дохода;
— инвестиции представляют собой вложения (затраты) в объекты предпринимательскойдеятельности в целях прироста стоимости капитала. [15, С.25]
Рассматриваемыев ресурсном аспекте инвестиции существуют в материальной, денежной форме, атакже в форме имущественных прав и прочих ценностей. По сути, все онипредставляют аккумулированный с целью накопления доход.
Сточки зрения затрат инвестиции характеризуют направления вложений и выступаюткак объекты инвестиционной деятельности. Они включают:
— основной капитал;
— оборотный капитал;
— ценные бумаги и целевые денежные вклады;
— нематериальные активы.
Впроцессе реализации инвестиций происходит трансформация объекта инвестиций изресурсной формы во вложения. В результате использования вложений формируетсядоход, являющийся источником инвестиционных ресурсов для следующего цикла.
Определениесубъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальныхвложений, дается в Федеральном законе от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ (в ред. От02.01.2000 г.) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемойв форме капитальных вложений» (статья 4): «Субъектами инвестиционной деятельности,осуществляемой в форме капитальных вложений, являются инвесторы, заказчики,подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица».
Инвесторы– юридические ифизические лица, объединения юридических лиц, создаваемые на основе договора ине имеющие юридического лица, государственные органы, органы местного самоуправления,осуществляющие капитальные вложения с использованием собственных и (или)привлеченных средств.
Заказчики– уполномоченныеинвесторами юридические или физические лица, которые осуществляют реализациюинвестиционных проектов. Законодательство особо оговаривает, что заказчики немогут вмешиваться в предпринимательскую или иную деятельность иных субъектовинвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором.
Инвесторнаделяет заказчика на период реализации инвестиционного проекта правами владения,пользования, распоряжения капитальными вложениями.
Подрядчики– физические июридические лица, которые выполняют работы по договору подряда,государственному контракту. Договор заключается с заказчиком в соответствии сГражданским кодексом РФ.
Пользователиобъектов капитальныхвложений – это тефизические и юридические лица, а также государственные органы, органы местногосамоуправления, для которых создаются такие объекты.
Ккатегории «другие лица» относятся поставщики необходимого оборудования иматериалов, кредитные организации, финансирующие инвестиционную деятельность,страховые организации.
Действующеезаконодательство позволяет субъектам инвестиционной деятельности совмещать функциидвух и более субъектов. Все такие совмещения регулируются договорами.
Всеинвесторы в соответствии с законодательством имеют равные права наосуществление инвестиционной деятельности, на определение объемов и направленийкапитальных вложений, на владение, пользование и распоряжение объектамикапитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений.
Такжеравны инвесторы и в своих обязанностях. В частности, субъекты инвестиционнойдеятельности обязаны осуществлять инвестиционную деятельность в соответствии смеждународными договорами Российской Федерации, федеральными законами, иныминормативными правовыми актами федерации, а также законами субъектов федерации,иными нормативными правовыми актами субъектов федерации и установленными стандартами(нормами и правилами). Кроме того, инвесторы обязываются использовать средства,направляемые на капитальные вложения, по целевому назначению, исполнятьтребования, предъявляемые государственными органами.
Инвестиционнаядеятельность находится в сфере государственного регулирования. Вышеназванныйзакон определяет, что такое регулирование осуществляется двумя путями:
1)прямое участие государства в инвестиционной деятельности;
2)косвенное участие государства в инвестиционной деятельности, через проведениесоответствующей макроэкономической политики.
Государствовыступает своеобразным системообразующим фактором, формируя нормативнуюправовую базу для всех участников инвестиционного процесса. В то же времягосударство само является субъектом инвестиционной деятельности, вкладывая бюджетныесредства в приоритетные проекты, либо выделяя их на конкурсной основеинвесторам, либо предоставляя им разные формы поддержки.
Выборформ и методов регулирования инвестиционной деятельности во многом зависит отсостояния экономики, характеризующегося уровнем инфляции, доходами бюджета,объемами сбережений, структурой производства, платежеспособным спросом населенияи др.
Всоответствии с государственным устройством РФ государственное регулирование инвестиционнойдеятельности осуществляется на уровне федерации и на уровне субъектов федерации.При этом приоритетное значение имеет федеральный уровень, посколькузаконодательные и нормативные правовые документы регионов базируются нафедеральном законодательстве.
Выполняясвои особенные функции, государство гарантирует субъектам инвестиционнойдеятельности определенные права и защиту осуществляемых капитальных вложений. [6, С.25]
Глава 2 Значениеинвестиций для развития экономики России
2.1 Особенности инвестиционногопроцесса в России
Инвестиционный процесс –многосторонняя деятельность участников воспроизводственного процесса понаращиванию капитала нации. Он имеет непосредственное отношение к динамикеэкономической системы. Инвестиционный процесс – составная часть общественноговоспроизводства. Он отражает все стадии воспроизводственного процесса:производство, распределение, обмен, потребление, но только со стороны движения инвестиционныхблаг. Этот процесс в РФ имел сложный характер развития.
Очевидно, при той высокойстепени износа основных фондов, которая характеризует современный паркоборудования российской промышленности, поддержание высоких темпов роста ВВП(порядка 7-8% в год), требующихся для удвоения ВВП за 10 или 6 лет, безопережающего роста инвестиций невозможно – в 1990-е годы они сократились вгораздо большей степени, чем ВВП (почти в пять раз, тогда как ВВП – в двараза). Решение задачи обеспечения конкурентоспособности национальныхпроизводителей, поставленной наряду с удвоением ВВП, также связано с необходимостьюобновления производственного аппарата и существенным ростом производительноститруда, что нереально без значительных инвестиционных затрат.
Отличительнойособенностью 2003 г. Стало восстановление опережающих темпов ростаинвестиционного спроса относительно динамики ВВП и конечного потребления.Высокую динамику валового накопления обеспечил рост инвестиций в основнойкапитал, который по итогам 2003 г. Составил 12,9%, в то время как расходы наконечное потребление увеличились на 6,1%, а ВВП – на 7,3%.
Ускорение ростаинвестиций было обусловлено следующими причинами:
— возобновился ростинвестиций в экспортоориентированном секторе, носивший компенсационный характери восполнявший стагнацию капитальных вложений в 2002 г.; возросшаяинвестиционная активность в отраслях естественных монополий привела к роступроизводства (и инвестиций) в отраслях, производящих инвестиционные товары(например, железнодорожного машиностроения);
— резкое усилениеконкуренции продукции отраслей, ориентированных на внутренний рынок, созначительно подешевевшим импортом в условиях сохранения инфляции издержекпотребовало от отечественных производителей увеличения объемов инвестированиядля сохранения своих рыночных позиций. Это подтверждается тем, что наиболеевысокие темпы роста инвестиций продемонстрировали обрабатывающие отрасли (27%);
— сохранилась и тенденцияувеличения ввода в действие жилых домов. Если в 2001-2002 гг. прирост вводажилья составлял соответственно 4,6 и 6,7%, то в 2003 г. Он увеличился до 7,2%. [11, С.25]
Несмотряна некоторую неустойчивость, сомнения в развитии инвестиционного процесса в2007 г., величина капиталовложений в России увеличилась примерно на 20%. Доэтого в течение семи лет экономического подъема они также росли быстреединамики ВВП (в среднем на 1 0-11 % ежегодно), но от столь низкого уровня, чтоих объем все еще далек от предкризисного значения. Норма накопления впервыедостигла нормального (для большинства стран) показателя – 21%, как это показанов таблице 1 (приложение).
Но встранах Центральной и Восточной Европы на него вышли 10 лет назад. Условий дляинтенсификации инвестиционного процесса в стране раньше не было – потерявремени оборачивается большей нагрузкой на текущие вложения в целях какобновления, так и развития производственных фондов, инфраструктуры ичеловеческого (управленческого) капитала.
Иинвесторы, и наблюдатели согласны с тем, что в России сложился не оченьблагоприятный инвестиционный климат. Из этого можно сделать два вывода. Первыйсостоит в том, что вопреки тяжелейшему кризису либерализация коммерческойдеятельности освободила экономику от плановой «смирительной рубашки» и удержаланакопление на уровне выше 16% ВВП (в СНГ есть примеры и хуже). Второй вывод:если полтора десятилетия нет инвестиционного бума, то, значит, несформировалась связка «корпоративный контроль – конкурентная среда». При этоминвестиционный процесс шел в естественных рамках, что позволяло расширятьприменение все более «нормальных» методов экономического анализа. [4, С.25]
В 2007-2009гг. инвестиционный процесс в России формируется под влиянием объективныхусловий спроса и структуры активов, рентабельности бизнеса, что подтверждаетсяданными таблицы 2(приложение). При больших вложениях в отрасли с короткимиинвестиционными циклами и высокой рентабельностью сложился, по существу,сценарий «Инерция», в рамках которого крупные инвестиционные проекты моглиосуществлять только госкомпании и Всемирный банк (более эффективнаяразновидность государственного финансирования).
Поскольку развитиеэкономики государства зависит от эффективности реализации инвестиций, что в особенностикасается капитальных вложений в основные фонды и производственные мощности,рассмотрим промышленный потенциал РФ на предмет его влияния на инвестиционнуюполитику.
По состоянию на конецмарта 2010г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 265,8млрд.долларов США, что на 17,2% больше по сравнению с соответствующим периодомпредыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капиталеприходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе — 53,8%(на конец марта 2009г. — 55,6%), доля прямых инвестиций составила 38,7%(42,0%), портфельных — 7,5% (2,4%). В I квартале 2010г. в экономику России поступило13,1 млрд.долларов иностранных инвестиций, что на 9,3% больше, чем в I квартале2009 года. Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-зарубежа, составил в I квартале 2010г. 13,0 млрд.долларов, или на 7,9% больше,чем в I квартале 2009 года. Объем инвестицийиз России, накопленных за рубежом, на конец марта 2010г. составил 65,7млрд.долларов США. В I квартале 2010г. из России за рубеж направлено 22,7млрд.долларов США иностранных инвестиций, или на 15,2% больше, чем в I квартале2009 года.Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж,составил 22,1 млрд.долларов США, или на 36,8% больше, чем в I квартале 2009года. ( Потупившие инвестиции на 1 квартал 2010 года приведены в приложении)
2.2 Промышленныйпотенциал: оценка и прогноз. Пути выхода экономики России из экономическогокризиса
Российскаяпромышленность как отрасль экономики – это электроэнергетика и топливнаяпромышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическаяпромышленность, машиностроение и металлообработка, легкая и пищевая промышленность,промышленность стройматериалов, а также лесная, деревообрабатывающая ицеллюлозно-бумажная. В промышленности действует более 150 000 предприятий иорганизаций, а численность промышленно-производственного персонала приближаетсяк 13 млн. человек. Природный капитал России в значительном своем объемеучитывается именно в стоимостной оценке промышленности.
Разработкапрогноза социально-экономического развития и параметров прогноза на период до2009 года проведена по двум основным вариантам 1 и 2, основывающимся нагипотезе о единых ценах на нефть.
Вариант1 (инерционный) отражает развитие российскойэкономики в условиях стабилизации объемов экспорта углеводородов припродолжающемся ухудшении ценовой конкурентоспособности отечественной продукциии замещении ее импортной. Темпы роста ВВП в условиях данного варианта снижаютсяс 6,6 % в 2006 году до 4,8-5,0 процентов в 2008-2009 годах.
Вариант 2 (умеренно оптимистичный)ориентируется на относительное улучшение конкурентоспособности российскогобизнеса и активизацию структурных сдвигов за счет реализации комплекса мер поускорению экономического роста. При такой же, как и в первом варианте,конъюнктуре на мировых рынках энергоносителей темпы роста ВВП составят в2007-2009 годах 5,8-6,0 процентов.
В соответствии с решениемПравительства Российской Федерации от 7 июня 2006 года за основу для разработкифедерального бюджета на 2007 год и перспективного финансового плана на2007-2009 годы принят вариант 2.
С учетом условий ифакторов, определяющих развитие промышленности в 2007-2009 годах, годовые темпыприроста промышленного производства составят:
по первому вариантупрогноза – 2,8-2,9 процента;
по второму варианту, сучетом дополнительных мер, направленных на ускорение роста и диверсификациюэкономики – 4,2-4,7 процента. Объем промышленного производства увеличится в2009 году по сравнению с 2005 годом на 13,9-19,4 процента.
Сохранится тенденцияопережающего роста обрабатывающих производств по сравнению с производствомсырья и материалов и топливно-энергетических ресурсов.
Динамично будутразвиваться сектора экономики, ориентированные на потребительский спрос.Высокие темпы роста продемонстрируют: производство пищевых продуктов (123,9%);текстильное и швейное производство (134,1%); издательская и полиграфическая деятельность(121,8 процента).
Темп роста производствапродукции машиностроения сохранится на высоком уровне. По второму вариантупрогноза наиболее высокими темпами будут развиваться производствоэлектрооборудования (128,6%), производство машин и оборудования (119,1 процента).[16, С.25] Структура производства приведена в приложении
Уже 16октября 2008 года нефть марки Urals упала ниже 70 долларов за баррель – уровня,исходя из которого на 2009 год бюджет рассчитан как бездефицитный. По итогамрабочей недели, закончившейся 14 ноября, РТС и ММВБ стали лидерами падениясреди мировых фондовых площадок; цена на нефть марки Urals снизилась за неделюна 11 % и впервые с января 2007 года опустилась ниже отметки $50 за баррель. 18ноября 2008 года Президент Медведев и российская пресса констатировали приходкризиса в реальный сектор экономики России.
Согласноданным, обнародованным 23 января 2009 года Росстатом, в декабре 2008 годападение промышленного производства в России достигло 10,3% по отношению кдекабрю 2007 года (в ноябре – 8,7%), что стало самым глубоким спадомпроизводства за последнее десятилетие; в целом в 4-м квартале 2008 года падениепромпроизводства составило 6,1% по сравнению с аналогичным периодом 2007 года.Цены производителей промышленных товаров в декабре 2008 года продолжилиснижение, упав по сравнению с ноябрем на 7,6%, с декабрем 2007 года – на 7%.
19 январяПредседатель Правительства В.В. Путин поручил Минфину пересчитать федеральныйбюджет 2009 года, исходя из новых макроэкономических параметров, представленныхМинэкономики: среднегодовая цена на нефть (Urals) в $41 за баррель,сокращение ВВП на 0,3%, инфляция – на уровне 13%, рубль, девальвированный до 35руб/$. Исходя из них, дефицит федерального бюджета в 2009 году составит 5% ВВП.[17, С.25]
В «Программеантикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год» былипредставлены меры по сохранению и развитию промышленного и технологическогопотенциала:
1 Общаяподдержка реального сектора и работа с системообразующими предприятиями:
— поддержка295 системообразующих организаций при помощи дополнительной капитализации,прямой господдержки, госгарантии по кредитам (в 2009 году будет выделено 300млрд. рублей из федерального бюджета).
— для всехпредприятий в 2009 году снижена налоговая нагрузка. Налог на прибыль снижен до20%. Предприятия, инвестирующие в оборудование, получили дополнительные льготыпо амортизации. Введено налоговое льготирование приоритетных научныхразработок. Полностью освобождены от всех налогов средства, направляемыепредприятиями на обучение своих сотрудников. Освобождены от НДС операции поввозу технологического оборудования, не производимого в России.
— принятыдополнительные меры по развитию целевого кредитования предприятий под расчетыза поставленную продукцию (факторинг). Для этого факторинговые компаниивключены в состав организаций, которым в 2009 г. Будет оказываться поддержка засчет средств федерального бюджета (в рамках программы Внешэкономбанка пофинансовой поддержке малого и среднего предпринимательства).
— увеличенобъем государственной поддержки экспорта промышленной продукции (до 6 млрд.руб.).
— государственный спрос на продукцию и услуги российских предприятий будет такжеподдерживаться через реализацию запланированных инвестиционных проектов в сферетранспорта, телекоммуникаций и т.д.,
— будетобеспечена поддержка приоритетных инвестиционных проектов, направленных натехнологическую модернизацию обрабатывающих отраслей промышленности, способныхобеспечить конкурентоспособность российской экономики на этапе посткризисногороста.
2 Поддержкаотдельных отраслей экономики:
— кромесистемных мер, направленных на поддержку всех отраслей экономики, Правительствореализует меры, направленные на недопущение необратимых кризисных явлений вотдельных секторах экономики, имеющих значительный мультипликативный эффект наразвитие смежных отраслей (автомобилестроение, жилищное строительство), важныхс точки зрения продовольственной безопасности и социальной стабильности (сельскоехозяйство, лесопромышленный комплекс), ключевых с позиции обеспеченияобороноспособности страны (ОПК), обеспечивающих основу для функционированияэкономики в целом (ТЭК, транспорт).
— выделено 17млрд. рублей на возмещение ставки рефинансирования Банка России по кредитам,полученным в российских кредитных организациях предприятиями АПК.
— в целяхстимулирования спроса на продукцию автомобилестроения будет субсидироваться 2/3ставки рефинансирования по 3-х летним потребительским кредитам на приобретение легковыхавтомобилей, произведенных на территории России (2 млрд. руб.). Также будетвыделена субсидия ОАО «Российские железные дороги» на расходы потранспортировке отечественных автомобилей в регионы Дальнего Востока. (2 млрд.руб.).
— правительство будет субсидировать часть процентных ставок российскиморганизациям автомобилестроения и транспортного машиностроения по кредитам,полученным в российских кредитных организациях на технологическоеперевооружение. (2,5 млрд. руб.).
— срокиуплаты сумм основного долга предприятий отрасли перед внебюджетными фондами в2009-2015 годах будут перенесены на 2011-2017 годы.
— до 19 млрд.рублей будет направлено на субсидии организациям ОПК и 100 млрд. рублей дляразвития производства стратегических организаций ОПК.
— дляподдержки закупки авиаперевозчиками современной авиатехники авиакомпаниям будетпредоставлена отсрочка уплаты таможенных платежей на срок до 6 месяцев вотношении ввозимых иностранных воздушных судов и комплектующих к ним (в томчисле двигателей) с освобождением от необходимости внесения обеспечения по ихуплате.
— увеличенразмер возмещения из средств федерального бюджета части затрат на уплатулизинговых платежей за воздушные суда российского производства, получаемыероссийскими лизинговым компаниями по договорам лизинга, до трех четвертейподлежащих возмещению сумм.
— правительство поддержит сектор железнодорожных перевозок. На поддержку ОАО «РЖД»в 2009 году будет выделено 110 млрд. рублей.
— будетоказана поддержка ипотечным заемщикам, имеющим право на получение материнскогокапитала. Потенциально таким правом могут воспользоваться порядка 88 тыс.семей, и на эти цели будет направлено 26,3 млрд. рублей из средств федеральногобюджета.
— в сфереподдержки лесопромышленного комплекса – кредитная поддержка завершениястроительства объектов, включенных в перечень приоритетных инвестиционныхпроектов в области освоения лесов, выделено 325 млн. руб. на субсидированиепроцентных ставок по кредитам.
— в сфереметаллургического производства принят ряд решений в области таможенно-тарифногорегулирования, поддерживающий экспорт продукции цветной металлургии иобеспечивающий защиту отечественных производителей черных металлов навнутреннем рынке. Система антикризисных действий в этой отрасли будет связана споддержкой экспорта и стимулированием внутреннего спроса со стороныстроительной отрасли, машиностроения и ТЭК. [18, С.25]
Глава 3 Перспективыразвития инвестиционной политики в РФ
На современном сложномпереходном этапе российской экономики производственный и экономическийпотенциал России не может сохраниться, эффективно использоваться ивоспроизводиться, если не будет сформирован эффективный хозяйственный механизмуправления инвестиционным процессом на макро- и микроуровнях.
Переход России к рыночноймодели ведения хозяйства непосредственно связан с формированием новой идеологииинвестиционного процесса. В условиях централизованной плановой экономикиинвестиционный процесс практически монопольно регламентировался и осуществлялсягосударством. В современных российских условиях инвестиционной деятельностивозрастающую роль приобретают частные юридические и физические лица(отечественные и зарубежные), а также такие субъекты рыночной инфраструктуры,как коммерческие и специализированные банки, финансовые компании,консультационные фирмы и т.д.
Первоосновойинвестиционной деятельности являются финансы, которые как субъект управленияявляются достаточно сложным объектом регулирования, т.к. отражают высокуюстепень неопределенности экономических процессов и их результатов. Следуетотметить также, что в организации инвестиционной деятельности крайнезначительной становится роль субъективного фактора – интеллектуальныхспособностей участников данного процесса.
Эффект результатовинвестирования проявляется через определенное, зачастую весьма продолжительноевремя, что в значительной степени усложняет прогнозирование и проектированиеинвестиционной деятельности.
Необходимыми ивзаимосвязанными условиями ведения инвестиционной деятельности в рыночнойэкономике являются: наличие свободного капитала (ресурсов) у потенциальногоинвестора; желание инвестора разместить свободный капитал на приемлемыхусловиях (доходность, риск) в отдельных секторах экономики; правовые условия,способствующие эффективному размещению и движению капитала в прямом(инвестирование) и обратном (вывоз, присвоение прибыли) направлениях.
Обеспечиваются этиусловия через инвестиционную политику государства.
3.1 Основныенаправления развития инвестиционной политики
Инвестиционная политикагосударства – комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечениюнеобходимого уровня и структуры капитальных вложений в экономику страны и вотдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всехучастников воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей,государства.
Главные задачиинвестиционной политики:
а) расширение объема иповышение эффективности инвестиций за счет совершенствования их структуры;
б) превращениегосударственных инвестиций в средство повышения инвестиционной активности встране, в средство управления структурной трансформацией экономики.
Инструментами проведенияобщегосударственной инвестиционной политики являются:
— инвестиционный планстраны;
— бюджет развития, какчасть федерального бюджета;
— методические материалыпо оценке эффективности инвестиционных проектов.
С учетом необходимости преодоления дальнейшего спада производства и ограниченности финансовых возможностей государства инвестиционную политику предусматривается осуществлять на основе следующих принципов:
— последовательная децентрализация инвестиционного процесса путем развития многообразных форм собственности, повышение роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов;
— государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций;
— размещение ограниченных централизованных капитальных вложений и государственное финансирование инвестиционных проектов производственного назначения строго в соответствии с федеральными целевыми программами и исключительно на конкурентной основе;
— усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета;
— совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций;
— значительное расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов. [5, С.25]
На данный момент средиосновных направлений инвестиционной плитики РФ можно выделить следующие:
— двустороннееэкономическое сотрудничество со странами дальнего зарубежья;
— содействие реализацииинвестиционных проектов;
— двустороннееинвестиционное сотрудничество со странами мира;
— анализ и координацияинвестиционных проектов, требующих господдержки;
— инвестиции в сфередеятельности субъектов естественных монополий;
— консультативный советпо иностранным инвестициям в России (КСИИ);
— реализация Федеральнойадресной инвестиционной программы;
— совершенствованиеинвестиционного законодательства;
— созданиедоговорно-правовой базы для развития инвестиционного сотрудничества;
— международноеинвестиционное сотрудничество. [19, С.25]
Вопросы повышенияинвестиционной активности являются сегодня и в обозримой перспективе главными вэкономической политике российского государства. На всех уровнях управления яснопонимают, что без инвестиций невозможны структурная перестройка народногохозяйства, подъем экономики, рост уровня жизни населения.
С развитием экономикирыночных отношений в России все большее значение приобретает решение вопросовинвестиционной политики на всех уровнях и во всем многообразии проявления проблемфинансирования реальных проектов – начиная от уровня местной администрации икончая федеральными властями, — затрагивая как макроэкономические, так итехнические, социальные, экологические, финансовые, организационные, правовыеаспекты реализации инвестиционных проектов.
3.2 Федеральнаяадресная инвестиционная программа на 2009 г.
Федеральная адресная инвестиционная программа (ФАИП) представляет собой материал, содержащий сведения об объектах капитального строительства, для строительства (реконструкции, технического перевооружения) которых предоставляются средства федерального бюджета в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. [20, С.25]
Во исполнениеПостановления Правительства РФ № 619 от 18.08.2008 г. «О формировании иреализации федеральной адресной инвестиционной программы» Министерство экономическогоразвития Российской Федерации и Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФдолжно сформировать до 1 января 2009 г. Федеральную адресную инвестиционнуюпрограмму на 2009 год.
В рамках федеральнойадресной инвестиционной программы в 2009 году по направлению «государственныекапитальные вложения» запланированы работы на 89-ти объектах программной инепрограммной частей ФАИП.
Программная часть ФАИПвключает в себя Федеральную целевую программу (ФЦП) «Культура России (2006-2011годы)» — 36 программных мероприятий, и ФЦП «Социально-экономическое развитиеЧеченской Республики на 2008-2011 годы» — 35 федеральных объектов.
Непрограммная часть ФАИП –18 объектов, не включенных в ФЦП ФАИП.
В целом, ФАИП на 2009 годнаправлена на объекты:
— социальный комплекс(образование, культура, коммунальное строительство, центральные организации,федеральные целевые программы, жилищное строительство) – 164,508 млрд. руб.;
— производственныекомплексы (электроэнергетика, геология и разведка недр, машиностроение,медицинская промышленность, лесное хозяйство, морской транспорт, речнойтранспорт, воздушный транспорт, автомобильный транспорт, железнодорожныйтранспорт, дорожное хозяйство, связь, водное хозяйство и охрана окружающейсреды, агропромышленный комплекс) – 387,516 млрд. руб.;
— специальный комплекс –20,921 млрд. руб. [21, С.25]
Заключение
В работе был рассмотренкак теоретический материал об инвестициях, так и аналитический поинвестиционному процессу, промышленному потенциалу в России. Кроме того,выделены основные направления развития инвестиционной политики в РФ, сделанакцент на Федеральную адресную инвестиционную программу на 2009 г.
Считаю, что инвестиции вРоссии – это весьма актуальная тема для нашего государства, особенно в светемировых событий в экономике.
В экономике России сложилась непростая ситуация, когдаамбициозные задачи поддержания высоких темпов экономического роста, диверсификациипроизводства и повышение конкурентоспособности отечественных товаров пока немогут быть в полной мере подкреплены соответствующей динамикой инвестиций.Сегодня требуются устойчивые долгосрочные темпы прироста инвестиций в основнойкапитал с тем, чтобы не просто восстановить необходимый их запас в экономике,но и провести их всеобъемлющую модернизацию, обеспечив возможности выпускаконкурентоспособной отечественной продукции. Необходима четкая экономическаяполитика активного стимулирования инвестиционного процесса и координация усилийгосударства и бизнеса в реализации поставленной цели с жестко определеннымивзаимными обязательствами и конкретными результатами, которые, должны быть полученыв итоге совместных действий.
Россия остро нуждается в фондах финансирования для своих инфраструктурныхпроектов. Эксперты предсказывают, что в ближайшие 7–10 лет ожидаетсязначительный рост прямых иностранных инвестиций, причем к 2010 году ежегодныепритоки превысят 1 трлн. Долларов. А в связи с проведением в Сочи зимнихОлимпийских Игр 2014 года, уже сегодня значительные иностранные инвестицииначали поступать в нашу страну.
В настоящее время важнымфактором ускорения экономического роста становится совместная работа власти,бизнеса и общества в области усиления предпринимательской активности, улучшенияинвестиционного климата.
Фактором повышенияинвестиционной ответственности институтов государства должно стать внесениеизменений в бюджетное законодательство в целях обеспечения обязательностивыплат, использующихся для финансирования социальных мероприятий.
Решению региональныхпроблем во многом способствовало бы построение общегосударственной системыпостоянного мониторинга инвестиционного климата регионов. При нынешнемположении дел невозможно дать его однозначную оценку и постоянно отслеживатьдинамику.
Одним из главныхнаправлений политики в области привлечения иностранных инвестиций ирегулирования их территориального размещения должно стать усиление социальнойнаправленности, ориентация на создание новых рабочих мест.
Государственнаяинвестиционная политика сейчас направлена на то, чтобы обеспечить инвестороввсеми необходимыми условиями для работы на российском рынке, и потому вперспективе мы можем рассчитывать на изменение ситуации в российской экономике.
Библиографическийсписок
1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика:учебник / Под ред. А.В. Сидорковича – М.: Дело и сервис, 207.-464 с.
2. Бланк И.А. Управление инвестициямипредприятия. — Киев: Эльга; Ника – Центр, 2007.- 480 с
3. Виленский П.Л., Лившиц В.Н., СмолякС.А. Оценка
эффективности инвестиционныхпроектов. Теория и практика: Учеб. пособие.
– М.: Дело, 2007. – 888 с.
4.Григорьев Л. Инвестиционныйпроцесс: накопленные проблемы и
интересы // Вопросы экономики. — 2008. — №4. — с.46.
5. Зимин А.И. Инвестиции. Вопросы и ответы.- М.: Юриспруденция,
2006. — 256 с.
6. Иванов Г.И. Инвестиции: сущность,виды, механизмы функционирования. М.: Феникс, 2007. – 352с.
7.Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие/ Под ред. проф. В.А. Слепова.
— М.: Экономист, 2006. — 478 с.
8.Игонина Л.Л. Инвестиции: Учебноепособие / Под ред. проф. В.А.
Слепова. — М.: Юрист, 2007. — 480 с.
9. Инвестиции: Учебник /под ред. В.В.Ковалева, В.В. Иванова, В.А. Лялина. – М.: Проспект, 2008.-440 с.
10. Краткий политический словарь,1990
11. Лисин В. Инвестиционные процессыв российской экономике// Вопросы экономики. – 2007. -№6.- с.52
12. Макроэкономика. Теория ироссийская практика: учебник. – 2-е изд., перер. и доп./ под ред. А.Г.Грязновой и Н.Н. Думноой, — М.: Крокус, 2006.-688с.
13. Самоучитель по бухгалтерскомуучету, 2007
14.Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Инвестиции:Учебное пособие.- М.: ИНФ-
М, 2008. — 176 с.
15.Сергеев И.В., Веретенникова И.И., ЯновскийВ.В. Организация
и финансирование инвестиций: Учебное пособие.- М.: Финансы и
статистика, 2008. — 400 с.
16.http://www.budgetrf.ru/Publications/mert_new/2006/MERT_NEW200705231
334/MERT_NEW200705231334_000.zip
17.http://ru.wikipedia.org/wiki/Финансовый_кризис_2007–2009_годов
18.www.premier.gov.ru/anticrisis/#technology
19.www.economy.gov.ru/wps/wcm/myconnect/economylib/mert/welcome/
economy/investpolitic
20.government.gov.ru/content/governmentactivity/rfgovernmentdecisions/
archive/2008/08/18/9656489.htm
21.faip.vpk.ru/cgi/uis/faip.cgi/G1/branches_list/2009
Приложение
Таблица1 – Основные показатели инвестиционных процессов в экономике России, 2000 –2007 гг. (млрд. руб.)
/>
Таблица 2 – Структураинвестиций в сектора экономики по крупным и средним компаниям, 2007-2009 гг. (млрд.долл.) 2007 2008 2009 оценка % к итогу Всего 95 130 192 100,0 Сельское хозяйство 3 5 8 4,1 Лесное хозяйство 1 1 1 0,7 Рыболовство, рыбоводство 0,1 Промышленность 37 53 77 40,2 добыча полезных ископаемых 16 26 36 18,9 угольная 1 1 2 1,1 нефтегазовая 13 22 31 16,3 горнорудная 2 2 3 1,6 обрабатывающая 16 21 29 15,1 пищевая 3 3 5 2,4 легкая 0,1 лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная и полиграфическая 1 1 2 0,9 химическая и нефтехимическая 2 3 4 2,1 нефтепереработка 2 2 3 1,5 промышленность строительных материалов 1 2 3 1,6 металлургия 5 6 7 3,9 машиностроение 2 3 5 2,4 прочее 0,2 производство и распределение электроэнергии, газа и воды 5 6 12 6,1 электроэнергетика 1 1 1 0,7 Строительство 6 9 16 8,1 Торговля 3 4 6 3,2 Транспорт 13 16 19 9,9 Связь 6 7 8 4,2 Финансовое посредничество 2 2 3 1,8 Услуги в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультации по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием 7 8 14 7,2 Деятельность в области архитектуры, инженерно-техническое проектирование; геолого-разведочные и геофизические работы и т. Д. 7 9 13 6,7 Здравоохранение и образование 1 2 4 2,0 Прочее (государственное управление и обеспечение военной безопасности, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг) 10 14 23 11,9
Источники: ФСГС; оценки ИЭФ.
/>
Структурапроизводства, %Виды экономической деятельности 2005 г. 2009 г.
Итого
100,0
100,0
Добыча полезных ископаемых
23,3
21,2 добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (подраздел СА) 20,5 18,5 добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (подраздел СВ) 2,8 2,7
Производство сырья и материалов
42,7
41,4 обработка древесины и производство изделий из дерева (подраздел DD), целлюлозно-бумажное производство – без издательской и полиграфической деятельности (подраздел DE) 2,5 2,4 производство кокса, нефтепродуктов (группа 23) 7,8 7,4 химическое производство (подраздел DG) 5,3 5,0 производство прочих неметаллических минеральных продуктов (подраздел DI) 3,4 4,0 металлургическое производство – без производства готовых металлических изделий (подраздел DJ) 12,1 12,2 производство и распределение электроэнергии, газа и воды (подраздел Е) 11,6 10,4
Производство товаров конечного потребления
34,0
37,4 производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака (подраздел DA) 11,5 11,9 текстильное и швейное производство (подраздел DB) 1,0 1,1 производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (подраздел DC) 0,2 0,2 производство резиновых и пластмассовых изделий (подраздел DH) 1,5 1,6 производство машин и оборудования (без производства оружия и боеприпасов) (подкласс 38.9) 3,6 3,6 производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (раздел DL) 3,6 3,8 производство транспортных средств и оборудования (подраздел DM) 6,3 6,8 Издательское и полиграфическое производство (из подраздела DE) 1,0 1,1 Производство готовых металлических изделий (из подраздела DJ) 2,1 3,5 прочие производства (подраздел DN) 3,2 3,8
Поступлениеиностранных инвестиций по типам
I квартал 2010г.
Справочно
I квартал 2009г.
в % к
млн.
долларов
США
в % к
I кварталу 2009г.
итогу />
I кварталу 2008г.
итогу
Инвестиции
13146
109,3
100
69,7
100
из них:
прямые инвестиции
2623
82,4
20,0
57,0
26,4
в том числе:
взносы в капитал 1339 80,8 10,2 39,1 13,8
из них
реинвестирование 132 72,1 1,0 в 2,5р. 1,5
лизинг 28 58,6 0,2 в 3,1р. 0,4
кредиты, полученныеот зарубежных совладельцев организаций 982 82,2 7,5 105,3 9,9
прочие прямые инвестиции 274 97,6 2,1 143,5 2,3
портфельные инвестиции
293
в 2,5р.
2,2
93,5
1,0
в том числе:
акции и паи 11 16,7 0,1 61,8 0,6
долговые ценные бумаги 282 в 5,7р. 2,1 в 3,0р. 0,4
прочие инвестиции
10230
117,1
77,8
75,6
72,6
в том числе:
торговые кредиты 3381 131,1 25,7 93,5 21,5
прочие кредиты 5936 97,1 45,2 75,2 50,8
из них:
на срок до 180 дней 1633 в 4,3р. 12,4 24,9 3,2
на срок свыше 180 дней 4303 75,1 32,8 87,0 47,6
прочее 913 в 22,9р. 6,9 6,1 0,3
Иностранные инвестициипо видам экономической деятельности
млн.долларов США
I квартал 2010г.
Накоплено на конец
марта 2010г.
поступило
погашено
(выбыло)
переоценка
и прочие
изменения активов и обязательств />
всего
в %
к итогу
Всего
13146
13022
3171
265801
100
в том числе:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 106 50 -16 2093 0,8
рыболовство, рыбоводство 3 6 0,0 149 0,1
добыча полезных ископаемых 2614 1426 6 43622 16,4
обрабатывающие производства 5336 6175 2864 82610 31,1
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 75 86 224 6145 2,3
строительство 228 130 13 14157 5,3
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 1407 2140 133 48436 18,2
гостиницы и рестораны 7 1 2 586 0,2
транспорт и связь 1513 2031 96 24972 9,4
финансовая деятельность 925 555 -25 10781 4,1
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 922 371 -124 29636 11,1
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение - 3 - 1160 0,4
образование 0,1 0,0 - 3 0,0
здравоохранение и предоставление социальных услуг 1 0,0 0,2 145 0,1
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 9 48 -2 1306 0,5
Объем накопленныхиностранных инвестиций в экономике России
по основным странам-инвесторам
млн.долларов США
Накоплено на конец
марта 2010г.
В том числе
Справочно
поступило
в I квартале 2010г.
всего
в % к
итогу
прямые
порт-
фельные
прочие
Всего инвестиций1)
265801
100
102759
19887
143155
13146 из них по основным странам-инвесторам
223788
84,2
80794
18852
124142
9284
в том числе:
Кипр 52184 19,6 37897 1586 12701 1435 Нидерланды 43279 16,3 23345 4273 15661 2524 Люксембург 36384 13,7 1044 283 35057 833 Соединенное Королевство (Великобритания) 20466 7,7 3258 2365 14843 1060 Германия 20296 7,6 7780 22 12494 2106 Виргинские о-ва (Брит.) 15398 5,8 3246 10287 1865 518 Китай 10201 3,9 832 0,0 9369 54 Ирландия 9051 3,4 463 5 8583 135 Япония 8499 3,2 717 1 7781 316 Франция 8030 3,0 2212 30 5788 303
Поступлениеиностранных инвестиций
по отдельным странам-инвесторам1)
млн.долларов США
Поступило
в I квартале 2010г.
В % к итогу
по виду
экономической
деятельности
В том числе
прямые
порт-
фельные
прочие
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
106
100
61
-
45
из них:
Кипр 61 57,4 30 - 31 Германия 12 10,9 5 - 7 Австрия 9 8,5 9 - -
Добыча полезных ископаемых
2614
100
468
0,0
2146
из них:
Нидерланды 804 30,7 1 - 803 Германия 800 30,6 0,1 - 800 Кипр 222 8,5 201 0,0 21
из итога по добыче полезных ископаемых:
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых
2511
100
401
0,0
2110
из них:
Нидерланды 803 32,0 0,2 - 803 Германия 800 31,9 - - 800 Багамы 182 7,2 29 - 153
Обрабатывающие производства
5336
100
1063
128
4145
из них:
Швейцария 746 14,0 1 0,0 745 Германия 744 13,9 359 0,0 385
Соединенное
Королевство
(Великобритания) 633 11,9 47 0,0 586
из итога по обрабатывающим производствам
производство пищевых продуктов, включая напитки и табака
730
100
192
1
537
из них:
Бельгия 321 44,0 - - 321 Нидерланды 119 16,3 40 - 79 Кипр 110 15,0 76 0,0 34
обработка древесины и производство изделий из дерева
96
100
53
3
40
из них:
Финляндия 34 35,7 29 - 5 Кипр 15 15,7 4 3 8
производство кокса и нефтепродуктов
1343
100
0,0
0,0
1343
из них:
Соединенное Королевство (Великобритания) 564 42,0 - - 564 Швейцария 173 12,9 - 0,0 173 Беларусь 162 12,0 - - 162
химическое производство
381
100
78
0,1
303
из них:
Швейцария 154 40,4 0,0 - 154 Германия 41 10,7 1 - 40
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий
1202
100
21
116
1065
из них:
Щвейцария 393 32,7 1 - 392 Виргинские о-ва (Брит.) 212 17,6 - 116 96 Германия 195 16,2 2 - 193 Чешская Республика 155 12,9 - - 155 Кипр 130 10,8 0,0 0,1 130
производство машин и оборудования
384
100
210
-
174
из них:
Нидерланды 129 33,6 128 - 1 Германия 59 15,3 27 - 32 Сейшелы 41 10,6 - - 41
производство транcпортных средств и оборудования
607
100
252
0,0
355
из них:
Германия 250 41,2 212 - 38 Республика Корея 104 17,1 10 - 94 США 83 13,8 0,1 - 83
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
75
100
3
0,0
72
из них:
Соединенное Королевство (Великобритания) 53 70,9 - 0,0 53 Нидерланды 15 19,7 - - 15
Строительство
228
100
39
163
26
из них:
Виргинские о-ва (Брит.) 163 71,7 0,4 163 0,3 Кипр 25 10,9 11 - 14
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
1407
100
421
0,0
986 из них: Германия 344 24,4 104 - 240 Кипр 164 11,6 46 - 118 Соединенное Королевство (Великобритания) 131 9,3 2 - 129 Франция 111 7,9 90 - 21
Транспорт и связь
1513
100
90
0,1
1423
из них:
Нидерланды 1048 69,3 - 0,0 1048 Соединенное Королевство (Великобритания) 195 12,9 - 0,0 195 Германия 62 4,1 - 0,0 62
из итога по транспорту и связи
связь
1362
100
16
0,1
1346
из них:
Нидерланды 1038 76,2 - - 1038 Соединенное Королевство (Великобритания) 194 14,2 - 0,0 194 Германия 52 3,8 - 0,0 52
Финансовая деятельность
925
100
198
2
725
из них:
Люксембург 419 45,3 - 419 Кипр 160 17,3 26 - 134 Германия 139 15,0 117 - 22
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
922
100
271
0,0
651
из них:
Люксембург 351 38,0 4 - 347 Кипр 250 27,1 152 - 98 Нидерланды 194 21,0 72 - 122
__________________
1) Информация приводится по видам экономической деятельности, в которые за отчетный период осуществлены наиболее крупные иностранные инвестиции.
Объем инвестиций изРоссии, накопленных за рубежом
млн.долларов США
Накоплено на конец марта 2010г.
В том числе
Справочно
направлено в I квартале 2010г.
всего
в % к
итогу
прямые
порт-
фельные
прочие
Всего инвестиций
65696
100
46617
3180
15899
22685 из них в страны -крупнейшие получатели инвестиций 56616 86,2 42656 1516 12444 21043
в том числе:
Кипр 15961 24,3 12661 216 3084 810 Нидерланды 14388 21,9 13867 56 465 1057 США 6675 10,2 5675 0,0 1000 186 Швейцария 6198 9,5 2001 0,2 4197 13674 Виргинские о-ва (Брит.) 4277 6,5 1613 1190 1474 151 Беларусь 2771 4,2 2641 0,1 130 1395 Соединенное Королевство (Великобритания) 2630 4,0 2311 51 268 380 Австрия 1531 2,3 408 2 1121 3390 Люксембург 1185 1,8 479 1 705 0,4 Гибралтар 1000 1,5 1000 - 0,1 -